Эссе "литература в моей жизни". Эссе на свободную тему о роли литературы 24 литература выпрямляет душу эссе

Была предложена выпускникам - 2017 года, ее актуальность очевидна. Автор работы предложила свое видение темы, использовала интересный иллюстративный материал, который можно применить в других эссе на тему о роли литературы.

Литература выпрямляет душу?

Известный английский писатель Уильям Теккерей сказал: «Книги просвещают душу, поднимают и укрепляют человека, пробуждают в нем лучшие стремления, острят его ум и смягчают сердце». Возможно, вы спросите, почему литература пробуждает в человеке всё самое лучшее, заставляет нас иначе смотреть на мир и людей вокруг? Почему с прочтением каждой новой книги вы начинаете сильнее чувствовать свою принадлежность к этому миру и свою роль в нем? Литература, как и любой другой вид искусства, хранит на своих страницах целую жизнь, ибо каждая книга есть жизнь, рассказанная автором. «Книга – такое же явление жизни, как человек, она – тоже факт живой, говорящий, и она менее "вещь", чем все другие вещи, созданные и создаваемые человеком», – писал Максим Горький. Но важно понимать одно: литература не меняет мир вокруг нас. Она меняет мир внутри нас, а точнее, указывает на те стороны нашего внутреннего мира, которые до сих пор казались нам несуществующими, невозможными и, быть может, абсурдными. Ведь зачастую живем на свете, стараясь не замечать всех «нехорошестей» как в людях, так и в нас самих. Но, открывая книгу, знакомясь с её героями такими, какими их создал автор, мы уже больше не можем отрицать того, что люди вокруг, как и мы сами, есть сумма «нехорошестей» и «хорошестей», которые, соединяясь друг с другом, могут делать наш мир по-настоящему прекрасным.

«Выпрямление души» не есть процесс формирования идеального человека, «выпрямление души» – процесс понимания, а что еще важнее, принятия этого мира таким, какой он есть.

Вспомним Татьяну из романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин», которая не раз представала перед читателем погрузившейся в чтение романов, в которых хотела находить и находила, себя и свои мечты.

Татьяна в тишине лесов

Одна с опасной книгой бродит,

Она в ней ищет и находит

Свой тайный жар, свои мечты, - писал А.С. Пушкин, который создал Татьяну такой, какой знаем ее мы. Она – воплощение «русской души», «милый идеал», мудрая, часто задумчивая, чувственная, любящая природу, мечтательная и доверчивая, излучающая красоту не внешнюю, но ту, которая начинается в душе, понимающая границы добра и зла. Какую роль в формировании образа такой Татьяны сыграла литература? Думается, роль, значение которой невозможно измерить или осознать. Поэт не зря говорит о ее увлеченности английской романтической литературой: «Британской музы небылицы тревожат сон отроковицы». Перечисляет новейшие произведения английских авторов, книги которых читали образованные девушки той эпохи. Обращает на себя внимание, какое впечатление производит на Татьяну чтение романов: «Ей рано нравились романы; они ей заменяли все; она влюбляется в обманы и Ричардсона и Руссо». Запоминается посещение Татьяной «молчаливого кабинета» Онегина после его отъезда. В нем она находит книги, «в которых отразился век и современный человек». Татьяне захотелось сесть к столу «с померкшею лампадой и грудой книг», полистать страницы, хранившие «отметку резкую ногтей…» Поэтому просит позволения посещать барский дом, «чтоб книжки здесь одной читать». И героине открывается «мир иной»… Последние дни жизни Пушкин провел в своем кабинете, в окружении стеллажей с книгами. Современники запомнили его последние слова, обращенные к книгам: «Прощайте, друзья!» Эти вечные спутники его жизни превратили кучерявого мальчика-егозу по прозвищу Француз, каким знали его лицеисты, в одного из образованнейших людей своего времени, оставившим потомкам в своем поэтическом и прозаическом наследии ответы на многие вопросы бытия. Иван Пущин, одноклассник поэта, самый задушевный его друг, свидетельствовал: «Мы все видели, что Пушкин нас опередил, многое прочел, о чем мы и не слыхивали, все, что читал, помнил…»

У каждого человека всегда есть масса вопросов, на которые порой никто не в силах ответить. Взяв книгу в руки, зачастую находим многие ответы на свои вопросы. Жизнь состоит из бесконечных «почему», но все эти «почему» однажды превращаются в прекрасное «потому». И ответы на эти вопросы на самом деле скрыты в нас самих, а литература лишь помогает нам яснее видеть то, что находится в наших душевных глубинах.

Так, роман Даниэля Дефо «Робинзон Крузо» стал самым верным другом и советчиком героя романа Уилки Коллинза «Лунный камень». Обычный дворецкий Габриэль вновь и вновь перечитывал «Робинзона Крузо», каждый раз открывая для себя что-то новое, находя в этом романе ответы на все жизненные вопросы. А ведь у каждого из нас, как и у того самого дворецкого из романа Уилки Коллинза, должна быть такая книга, к которой вы всегда сможете обращаться, находясь на пороге принятия сложного решения или потеряв себя и своё место в этом мире.

Мир вокруг нас есть замечательнейшее место, но все мы смотрим на него через призму собственного мировоззрения и мировосприятия, зачастую не осознавая того, что наше видение мира может быть ошибочным в силу нежелания принимать его целиком, с теми самыми «нехорошестями» и «хорошестями» в сумме. Литература заставляет нас всегда смотреть в самое начало всего, заставляет нас пытаться понимать людей, оценивая не то, какими они являются здесь и сейчас, но то, какой путь они прошли, чтобы стать теми, кто они есть. Литература помогает нам ценить мир, в котором мы живем, ведь даже самая обычная улица, по которой вы идете сейчас, может помнить следы величайших личностей, когда-либо живших на земле. Литература учит нас ценить эмоции и чувства, за которыми скрыто гораздо больше, чем мы можем увидеть. Но самое главное, что даёт нам литература, – возможность открыть себе самого себя, понять то, каким человеком вы являетесь вопреки всем образам, которым мы сами хотим соответствовать, и, наконец, принять себя настоящего. Поэтому, если вы когда-нибудь зададитесь вопросом: выпрямляет ли литература душу? - смело отвечайте «да», осознавая определяющую роль книг в жизни.

Э.Ягмурова, студентка факультета международных отношений МГИМО при МИД РФ

Материал для подготовки к эссе по другим темам .

В данной подборке мы описали основные проблемы, встречающиеся в текстах для подготовки к ЕГЭ по русскому языку. Аргументы, располагающиеся под заголовками с формулировкой проблемы, взяты из известных произведений и демонстрируют каждый проблемный аспект. Все эти примеры из литературы вы можете скачать в формате таблицы (ссылка в конце статьи).

  1. В своей пьесе «Горе от ума» А.С. Грибоедов показал бездуховный мир, погрязший в материальных ценностях и пустых развлечениях. Это мир фамусовского общества. Его представители выступают против просвещения, против книг и наук. Сам Фамусов говорит: «Забрать все книги бы, да сжечь». В этом душном болоте, отвернувшемся от культуры и истины, невозможно находиться просвещённому человеку, Чацкому, который болеет за судьбу России, за её будущее.
  2. М. Горький в своей пьесе «На дне » показал мир, лишённый духовности. В ночлежке царят ссоры, непонимание, споры. Герои, действительно, находятся на дне жизни. В их обыденности нет места культуре: их не интересуют книги, картины, театры и музеи. В ночлежке читает только молодая девушка Настя, и читает она любовные романы, которые в художественном плане сильно проигрывают. Актёр часто цитирует строки из знаменитых пьес, так как сам раньше выступал на сцене, и это сильнее подчёркивает пропасть между самим Актёром и настоящим искусством. Герои пьесы оторваны от культуры, поэтому их жизнь похожа на череду сменяющих друг друга серых дней.
  3. В пьесе Д. Фонвизина «Недоросль» помещики представляют собой невежественных обывателей, помешанных на алчности и чревоугодии. Госпожа Простакова грубит мужу и слугам, хамит и притесняет всех, кто ниже ее по социальному положению. Эта знатная женщина чуждается культуры, зато пытается навязать ее сыну в такт модным веяниям. Однако у нее ничего не выходит, потому что своим примером она учит Митрофана быть глупым, ограниченным и невоспитанным человеком, которому ничего не стоит унизить людей. В финале герой открыто говорит матери, чтобы та оставила его в покое, отказывая ей в утешении.
  4. В поэме «Мертвые души» Н. В. Гоголя помещики, опора России, предстают перед читателями гнусными и порочными людьми без намека на духовность и просвещенность. Например, Манилов лишь делает вид, что он – культурный человек, однако книга на его столе покрылась пылью. Коробочка и вовсе не стесняется своего узкого кругозора, открыто демонстрируя несусветную глупость. Собакевич заостряет внимание только на материальных ценностях, духовные ему не важны. И тот же Чичиков не заботится о своем просвещении, его волнует лишь обогащение. Таким писатель изобразил мир высшего общества, мир людей, которым по праву сословия была предоставлена власть. В этом заключена трагедия произведения.

Влияние искусства на человека

  1. Одной из ярких книг, где значимое место занимает произведение искусства, является роман Оскара Уайльда «Портрет Дориана Грея». Написанный Бэзилом Холлуордом портрет по-настоящему меняет жизнь не только самого художника, который влюбляется в своё творение, но и жизнь молодого натурщика, самого Дориана Грея. Картина становится отражением души героя: все поступки, которые совершает Дориан, тут же искажают изображение на портрете. В финале, когда герой отчётливо видит, каким стала его внутренняя сущность, он не может больше продолжать спокойно жить. В данном произведении искусство становится магической силой, которая раскрывает человеку его же внутренний мир, отвечая на вечные вопросы.
  2. В очерке «Выпрямило» Г.И. Успенский затрагивает тему влияния искусства на человека. Первая часть повествования в произведении связанна с Венерой Милосской, вторая — связана с Тяпушкиным, скромным сельским учителем, перипетиями его жизни и той радикальной переменой, которая произошла в нём после воспоминания о Венере. Центральный образ — образ Венеры Милосской, каменной загадки. Смысл этого образа — олицетворение духовной красоты человека. Это воплощение вечной ценности искусства, которое потрясает личность и выпрямляет ее. Воспоминание о ней позволяет герою найти силы остаться в деревне и сделать для невежественных людей очень многое.
  3. В произведении И. С. Тургенева «Фауст» героиня никогда не читала художественную литературу, хотя находилась уже в зрелом возрасте. Узнав об этом, ее друг решил прочитать ей вслух знаменитую пьесу Гёте о том, как средневековый врач искал смысл бытия. Под влиянием услышанного женщина очень изменилась. Она осознала, что жила неправильно, нашла любовь и отдалась чувствам, которых раньше не понимала. Вот так произведение искусства может пробудить личность ото сна.
  4. В романе Ф. М. Достоевского «Бедные люди» главный герой всю жизнь прозябал в невежестве, пока не встретил Вареньку Доброселову, которая начала развивать его, присылая книги. До этого Макар читал только низкопробные произведения без глубокого смысла, поэтому его личность не развивалась. Он мирился с ничтожной и пустой рутиной своего существования. Но литература Пушкина и Гоголя изменила его: он стал активно мыслящим человеком, который даже письма писать научился лучше под влиянием таких мастеров слова.
  5. Истинное и ложное искусство

    1. Ричард Олдингтон в романе «Смерть героя» в образах Шобба, Бобба и Тобба, законодателей модных литературных теорий модернизма, показал проблему фальшивой культуры. Эти люди заняты лишь пустыми разговорами, а не настоящим искусством. Каждый из них выступает со своей точкой зрения, считает себя уникальным, но, по существу, все их теории — это одно и то же пустословие. Неслучайно и имена данных героев схожи, как братья-близнецы.
    2. В романе «Мастер и Маргарита» М.А. Булгаков показал жизнь литературной Москвы 30-х годов. Главный редактор МАССОЛИТА Берлиоз является человеком-хамелеоном, он подстраивается под любые внешние условия, любую власть, строй. Его литературный дом работает по заказу властителей, там давно нет муз и нет искусства, настоящего и искреннего. Поэтому по-настоящему талантливый роман отвергается редакторами и не признаётся читателями. Власть сказала, что Бога нет, значит и литература говорит то же. Однако культура, которая штампуется по заказу, является лишь пропагандой, которая ничего общего с искусством не имеет.
    3. В повести Н. В. Гоголя «Портрет» художник променял истинное мастерство на признание толпы. Чартков нашел деньги, спрятанные в купленной картине, но они лишь раздули его честолюбие и алчность, и со временем его нужды только росли. Он начал работать только на заказ, стал модным живописцем, но об истинном искусстве пришлось забыть, в его душе уже не осталось места для вдохновения. Свое убожество он осознал лишь тогда, когда увидел произведение мастера своего дела, каким когда-то он мог бы стать. С тех пор он скупал и уничтожал подлинные шедевры, окончательно потеряв рассудок и способность творить. К сожалению, грань между истинным и ложным искусством очень тонкая, ее легко не заметить.
    4. Роль культуры в обществе

      1. Проблему отстранения от духовной культуры в послевоенные времена показал в своём романе «Три товарища» Э.М. Ремарк. Данной теме не отводится центральное место, но один эпизод раскрывают проблему общества, погрязшего в материальных заботах и забывшего о духовности. Так, когда Роберт и Патриция гуляют по улицам города, они забегают в картинную галерею. И автор устами Роберта рассказывает нам, что люди давным-давно перестали заходить сюда для того, чтобы насладиться искусством. Здесь те, кто прячется от дождя или зноя. Духовная культура отошла на второй план в мире, где царят голод, безработица, смерть. Люди в послевоенное время пытаются выжить, и в их мире культура потеряла цену, как и человеческая жизнь. Потеряв ценность духовных аспектов бытия, они озверели. В частности, от выходки бешеной толпы погибает друг главного героя, Ленц. В обществе без нравственных и культурных ориентиров нет места миру, поэтому в нем легко зарождается война.
      2. Рэй Брэдбери в романе «451 градус по Фаренгейту» показал мир людей, отказавшихся от книг. Всех, кто пытается сохранить эти ценнейшие кладовые культуры человечества, жестоко наказывают. И в этом мире будущего, есть множество людей, которые смирились или даже поддерживают общую тенденцию уничтожения книг. Таким образом, они сами отстранились от культуры. Автор показывает своих героев пустыми, бессмысленными обывателями, зацикленными на телеэкране. Они разговаривают ни о чём, ничего не делают. Они просто существуют, даже не чувствуя и не думая. Именно поэтому роль искусства и культуры очень важна в современном мире. Без них он оскудеет и потеряет все то, чем мы так дорожим: индивидуальность, свобода, любовь и другие нематериальные ценности личности.
      3. Культура поведения

        1. В комедии «Недоросль» Д.И. Фонвизин показывает мир невежественных дворян. Это и Простакова, и её брат Скотинин, и главный недоросль семьи Митрофан. Эти люди в каждом своём движении, слове показывают бескультурье. Лексика Простаковой и Скотинина груба. Митрофан — настоящий лентяй, привыкший, что за ним все бегают и выполняют любой его каприз. Люди, которые пытаются научить чему-то Митрофана, ни Простаковой, ни самому недорослю не нужны. Однако такой подход к жизни не приводит героев ни к чему хорошему: в лице Стародума к ним приходит возмездие, расставляющее все на свои места. Так что рано или поздно невежество все равно падет под своей же тяжестью.
        2. М.Е. Салтыков-Щедрин в сказке «Дикий помещик» показал высшую степень бескультурья, когда человека уже невозможно отличить от зверя. Раньше помещик жил на всём готовом благодаря крестьянам. Сам он не утруждал себя ни работой, ни просвещением. Но прошло время. Реформа. Крестьяне ушли. Тем самым внешний лоск дворянина был снят. Начинает проступать его истинная звериная сущность. Он обрастает волосами, начинает ходить на четвереньках, перестаёт разговаривать членораздельно. Так, без труда, культуры и просвещения человек превратился в звероподобное существо.

Самохина О.И.

Булаевская средняя школа №3

Район Магжана Жумабаева

Современное человечество близко подошло к экологической катастрофе. Варварское отношение к природе привело к необратимым изменениям, которые могут стать причиной гибели человечества. Мы должны задуматься над тем, как мы относимся к своей природе и как спасти ее и самих себя. И в этом нам помогут стихи замечательного русского поэта Сергея Александровича Есенина.

Его стихи проникнуты искренней любовью к русской природе, к своей Родине. Уже в самом раннем творчестве Есенина появляются картины родной природы: лес, поле, река, русское раздолье. Все они нарисованы с большой любовью автора, восхищением и преклонением. Есенин мастерски рисует родную природу: мы видим деревья и цветы, слышим звуки, чувствуем запахи. В пейзажах всегда присутствует человек - сам поэт, который не скрывает своей любви к природе. Мир природы окружает его с самого рождения.

Родился я с песнями в травном одеяле,

Зори меня вешние в радугу свивали.

Конечно, природа для него всегда родная и близкая: и русское поле, и лес, и березка, и золотая роща, и скачущий жеребенок, и девушка- крестьянка - все живое вызывает у него глубокую нежность. В своих стихах поэт показывает нам народное восприятие природы: и пусть дом старый, но он родимый, и небеса похожи на дешевенький ситец, и хлеба небогатые, но они выращены своими руками. Все это согрето горячей любовью поэта. Есенин учит нас любить свою малую Родину, место, где мы родились и живем, а из этого уже вырастает любовь ко всей стране.

Очень часто в лирике Есенина встречаются образы дерева: березка, клен, яблоня. Дерево у поэта живое, оно так же чувствует и страдает, как человек.

Клен ты мой опавший, клен заледенелый,

Что стоишь, нагнувшись, под метелью белой?

Черемуха у него «спит в белой накидке», вербы плачут, тополи шепчут, «туча кружево в роще связала», «пригорюнились девушки-ели», «улыбнулась солнцу сонная земля» .

Поэт объединяет в одно целое людей, природу, животных. Животный мир у Есенина также часть природы, живой, одушевленной, разумной. Его звери не басенные аллегории, не олицетворения человеческих пороков и добродетелей. Это «меньшие наши братья», у которых свои думы и заботы, свои горести и радости. Лошади пугаются собственной тени и задумчиво слушают пастуший рожок, корова теребит «грусть соломенную», «тихо воет покинутый пес», старая кошка сидит у окошка и ловит лапой луну, «прячутся совы с пугливыми криками», «стрекуньи-сороки» накликали дождь. Есенинские птицы и звери ведут себя естественно и достоверно. Поэт знает их голоса, повадки, привычки. Коростели свищут, кычет сова, тенькает синица, квохчут куры, «машет тощим хвостом лошаденка, заглядевшись в неласковый пруд», лисица тревожно поднимает голову, слыша «звонистую дробь», собака еле плетется, «слизывая пот с боков», корова видит коровьи сны - «снится ей белая роща и травяные луга». И в то же время это не бездушные твари. Да, они бессловесны, но небесчувственны и по силе своих чувств не уступают человеку.



Есенин мечтал, что наступит время, когда люди не будут уничтожать деревья, цветы, животных. Это очень близко нашим мыслям о мире, о том, что человек - это только часть природы.

Я считаю, стихи С.Есенина близки каждому русскому человеку, который действительно любит свою Родину. В своей лирике поэт сумел показать и передать те светлые, прекрасные чувства, вызываемые у нас картинами родной природы. Эти чувства должны помочь нам сохранить нашу природу, а значит, и нашу Землю.

Рецензия

Данная работа соответствует теме. Тема раскрыта полно и целенаправленно. Автор умело использует художественные средства выразительности речи, цитаты. Наблюдается личностное отношение автора. Работа выполнена грамотно.

Литература выпрямляет душу?

Эффа Т. И.

КГУ «Пескинская средняя школа»

Район им. Г. Мусрепова

В современном мире очень немногие читают книги, считая, что их можно попросту заменить просмотром кинофильма. Даже ведутся споры, насколько важна книга в жизни человека. Но наша жизнь связана с познанием чего-либо, потому что мы изо дня в день учимся и совершенствуемся. Думаю, что литература всегда занимала и будет занимать важное место в жизни общества.

Прежде всего, хочу заметить, что в последнее время с внедрением новых технологий и развитием кинематографа резко сократилось количество людей, интересующихся литературой. Считаю, что литература формирует внутренний мир человека с самого раннего детства. Родители читают детям сказки, и у них формируется понятие о добре и зле, о том, что хорошо или плохо, о правильности поступков героев сказок. Ребёнок выбирает своего героя и хочет быть на него похожим.

Во-вторых, литература помогает нам помнить об общечеловеческих ценностях всю нашу сознательную жизнь. Я советую всем читать как можно больше. В ритме современной жизни человек забывает о том, что такое истинная любовь, преданность, забота о ближнем. Именно об этом нам рассказывают авторы литературных произведений. Именно этому они хотят нас научить: любить, сострадать, спешить на помощь нуждающимся. И, наконец, многие согласятся с тем, что нет ничего прекраснее, чем, удобно устроившись в кресле, держа чашечку горячего ароматного чая, читать любимое произведение. Возникают собственные представления о героях, об эпохе, в которой они живут. Чтение рождает чувство умиротворения и спокойствия. А сколько испытываешь удивления, когда находишь в героях читаемого произведения самого себя. Происходящее в книге так явно напоминает о настоящем и невольно заставляет задуматься о том, как сделать нашу жизнь лучше.

Подводя итог, хочется сказать, что книга – это могущественный учитель. Её роль трудно переоценить. Бывают моменты, когда испытываешь чувство одиночества, тоски. Книга как лучший друг поможет тебе пережить трудности и достойно выйти из любой ситуации. Таким образом, литература – это всё же жизнь души человеческой, а не просто отвлечённая идея. В результате анализа данного вопроса полагаю, что каждому из нас надо как можно больше читать, потому что литература делает нас чище, добрее, формирует взгляд на жизнь, отношение к злободневным проблемам современности. Отсюда очевидно, что литература занимала и будет занимать важное место в жизни человека, воздействуя непосредственно на его духовную жизнь.

Рецензия

Автором выбрано эссе – мнение, в котором чётко обозначен тезис и приведены обоснования и доказательства роли литературы в жизни человека, эссе начинается с общего утверждения, выдвигается тезис о важности литературы в жизни человека и обозначается масштаб эссе, где чётко изложено, о чём пойдёт речь.

Прослеживается композиционная соотнесённость частей эссе.

Присутствует личностное отношение к роли литературы в формировании нравственно-духовной личности. Показано важное место литературы в жизни человеческой души. В качестве аргументов приводит собственное мнение, основанное на личном опыте. В конце эссе обращается к тезису, заявленному в начале, чтобы дать свою оценку тому, как относятся к литературе. Соблюдается такая особенность эссе как кольцевая композиция. Орфографических ошибок нет.

Классика устарела?

Квашнина М.А

Дмитриевская СШ

Тимирязевского района

Я не сильно люблю классику, мне больше нравится приключенческая литература. Но для меня классика будет всегда актуальной, пока она говорит о том же, о чем думают современные люди.

Изучая классические произведения в школе, понимаешь, что такая возможность - это огромный подарок для каждого человека. Ведь, становясь взрослыми и солидными людьми, редко кому удается вернуться к этим шедеврам и перечитать их. А если в детстве думать о том, что это творчество свое уже отжило, теряется смысл гуманитарного образования. Так может быть упущена связь с прошлыми веками, их опыт и знания, многое, чему придется учиться на своих ошибках, вместо того, чтобы не тратить зря время на набивание шишек, читать поучительные и нередко забавные книги прошлых лет.

Взрослые постоянно твердят, что классика вечна, что это шедевры, которые должен знать каждый уважающий себя человек. Но вот вопрос: почему классика – это шедевры, что она дает человеку и актуальна ли она сейчас?

Честно говоря, читая Шекспира или Карамзина, трудно в этом разобраться. Продираясь сквозь дебри их, уже во многом непонятного современному человеку, языка, думаешь: «Какой-то простой сюжет, сказочно-фантастическая история. Разве она имеет отношение к сегодняшней жизни, к моей жизни?»

Однако, если преодолеть этот «языковой барьер», внимательно прочитать и подумать над произведениями классиков (Пушкина, Гоголя, Толстого, Тургенева, Чехова, Булгакова), то становится понятно, что классика не устарела. Больше того, она не может устареть, потому что говорит о тех проблемах, которые волнуют человека во все времена. А люди, как известно, в самом главном не меняются. Об этом сказал еще булгаковский Воланд: «…Обыкновенные люди… в общем, напоминают прежних…»

Добро и зло, любовь и ненависть, смысл жизни, тайна смерти, законы устройства Вселенной, место человека в этом мире – обо всем этом размышляют писатели-классики и помогают своим читателям (независимо от века, в котором те живут) найти ответы на важнейшие вопросы бытия. Нужно лишь уметь за ворохом кринолинов или звоном шпаг, за антуражем убогой деревенской избы увидеть характеры и ситуации, которые вечны.

Больше того, я думаю, в одном из этих «классических» характеров читатель обязательно найдет себя или своих знакомых, встретит жизненную драму, схожую с его. И это, возможно, поможет современному человеку ответить на мучающий его вопрос, разрешить какой-то конфликт или просто посмеяться над жизнью.

В этом – «практическая», но и высшая польза классики. И именно поэтому взрослые настаивают на ее знании. Классическая литература – это «учебник жизни», сеанс высококлассной психотерапии, который доступен всем, кто умеет читать. Классики литературы размышляют о добре и зле, любви и ненависти, смысле жизни и тайне смерти, об устройстве Вселенной и предназначении человека в мире. Независимо от века они помогают читателю найти ответы на многие вопросы бытия. Просто необходимо уметь извлекать вечные истины из окруженных антуражем сюжетов.В характерах классических героев читатель нередко узнает себя или знакомых, находит похожую ситуацию или жизненную драму. Возможно, автор поможет современнику ответить на мучивший его вопрос, разрешить сложный конфликт или просто посмеяться над жизнью.

Классическая литература приносит практическую пользу, она дает советы и предостерегает от ошибок. Именно поэтому мудрые люди настаивают на знании гениальных произведений. Эти «учебники жизни» сродни высококлассной психотерапии, которая доступна любому, умеющему читать и думать.

Классика устарела?

Шрайбер Е. И.

учитель русского языка и литературы

Кызылжарский район,

КГУ «Петерфельдская средняя школа»

ученица 11 «Б» класса Танабаева Дария

Вот он и пришёл – новый век. Век, открывающий новое тысячелетие. Век ожидания и надежд. Стоишь ты на пороге новой эры и вопрошаешь: что будет со мной, люди? Кто подскажет нам, вступающим в самостоятельную взрослую жизнь, как правильно поступить? Кто преподаст нам уроки совести, уроки чести, уроки нравственности, человечности, уроки памяти? Отвечу прямо: классика.

«Жил на свете маленький цветок…Он рос один на пустыре… Нечем ему было питаться…, а цветок всё жил и рос помаленьку выше», - читаю я у Андрея Платонова. Вот он – урок мужества, жизнелюбия.

Люблю дымок спаленной жнивы,

В степи ночующий обоз

И на холме средь жёлтой нивы

Чету белеющих берез.

Это М.Ю.Лермонтов учит любви к моей земле. Это его урок мне…

А другой урок, урок доброты, красоты, жизни дали мне Л.Н.Толстой, Ф.М.Достоевский, А.П.Чехов, У.Шекспир и многие-многие другие писатели и поэты. Каждая строка, написанная их талантливой рукою, должна быть сохранена для каждого из нас.

Классика устарела? Признаюсь честно: меня смутила такая постановка вопроса.

Хочу процитировать слова известного русского критика В.Г.Белинского: «Читая Пушкина, можно превосходным образом воспитать в себе человека». Всем известны его замечательные сказки, в которых столько житейской мудрости: знай меру («Сказка о рыбаке и рыбке»), не жадничай («Сказка о попе и работнике его Балде»), не будь спесивой и завистливой («Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»). Разве могут они, т.е. сказки, устареть? А его стихи о любви? Ведь в них женщина - мадонна, богиня, «гений чистой красоты». Восхищаюсь благородством поэта, который писал:

Я вас любил так искренно, так нежно,
Как дай вам Бог любимой быть другим.

Нет, никогда не устареют любовь, нежность, благородство, гуманизм. Да, бесспорно, во все времена классическая литература была учителем, другом, воспитателем. Все произведения русской классики учат нас жизни, заставляют думать, рождают ассоциации. Хочется и писать, и размышлять, чтобы всем доказать: нет, не устарела русская классика. Она по-прежнему будоражит умы и сердца людей, проповедует вечные ценности: добро, честность, человечность. Классика не устарела, так как в ней рассматриваются актуальные во все времена проблемы: добра и зла, любви и ненависти, эгоизма и самопожертвования. В классических произведениях можно найти ответы на многие вопросы, она сеет «разумное, доброе, вечное».

«Проблема поиска жизненного пути в литературе и жизни»

Ефремова О. С.

КГУ «Бескольская средняя школа-гимназия»

Кызылжарский район

«Быть или не быть», «быть или казаться» - эти гамлетовские вопросы встают перед каждым человеком в юности. Они связаны с выбором активной или пассивной жизненной позиции, честного взгляда на самого себя и взаимоотношения с миром. Страшна мечтательная обломовщина с её привлекательным прекраснодушием, потому что ведёт в пустоту.

Каждый человек сам строит свою судьбу, осознанно выбирая тот путь, на котором он может самореализоваться. Родители, педагоги и среда, конечно, опосредованно влияют на этот выбор, потому что он обусловлен проблемой интеграции в общество, социальной адаптацией.

Мастер у Булгакова выбирает путь творчества, обусловленный литературным талантом и философскими склонностями, но не имеет сил защитить свои труды и самого себя от неприятия обществом. Маргарита вырывается из болота повседневности, встав на защиту своего любимого человека и его творений, бросая вызов не только окружению, но и сверхъестественным силам.

Поиски жизненного пути сопровождаются метаниями и сомнениями. Молодой учёный-естествоиспытатель Евгений Базаров сталкивается с тем, что жизнь не укладывается в схемы научных и идеологических теорий. Любовь к Одинцовой нарушает стройность нигилистических воззрений. И герой оказывается на распутье, в поисках нового места в жизни, которые дадут успокоение истерзанному сердцу.

У каждого человека есть своё небо Аустерлица, когда очень важно сделать свой выбор. И тогда, как Андрей Болконский, ты замираешь среди суеты и всматриваешься в нечто вечное и непреходящее, чтобы сверить свои ориентиры: «Правильно ли то, что я делаю? Туда ли я иду, куда надо?»

В душе каждого человека есть клапан, отворяющийся только поэзией...

Н. А. Некрасов

"Литература - это храм..." - сказал литературный критик С. Г. Шаумян. Действительно, это величественный храм - храм нашей души, нашей жизни, нашей истории. Все великие писатели, создавая свои произведения, стремились к достижению главной цели - помочь людям понять самих себя, пробудить в их душах истинные чувства, сделать людей "благородно сильными", чтобы они могли, по словам М. Горького, "одухотворить свою жизнь святым духом красоты". Писатели и поэты не дают наставлений, не издают нравоучительных трактатов, они просто учат нас жить. Сквозь призму своей жизни, своей души, с помощью своих мыслей в своих произведениях они проникают в наши сердца, делают их лучше, добрее. И мы уже не можем жить иначе, их песня уже звучит внутри нас!

Конечно, писать может каждый. Многие даже способны слагать рифмованные строки, которые звучат, как музыка. Но по-настоящему бесценные литературные памятники создаются только людьми с возвышенными чувствами, светлой душой и чутким сердцем. Ф. Шиллер писал: "...недостаточно для поэта излагать чувствования возвышенным тоном; следует также ощущать их возвышенною душою. Недостаточно одного непосредственного вдохновения; требуется вдохновение образованного духа. Все, что нам может дать поэт, - это его индивидуальность. Она должна быть достойна того, чтобы она могла быть выставлена перед светом и потомством".

Действительно, только тогда, когда писатель чувствует внутри себя что-то новое, важное, когда у него возникает непреодолимое стремление донести это до сознания других людей, открыть свою душу, передать свои чувства, только тогда появляются прекрасные стихи, романы, поэмы, которые становятся достоянием многих поколений людей. По-настоящему великие произведения не утрачивают своей актуальности и свежести ни через десять лет, ни через двадцать, ни через сто. Потому что такие чувства, как любовь, доброта, сострадание, отзывчивость, жажда жизни, ненависть к подлости и жестокости, восхищение мужеством и отвагой, бессмертны. Бессмертно стремление к красоте и гармонии, счастью, справедливости и свободе. Бессмертны души поэтов, в которых живут эти чувства, стремления и мечты!

Смотрите ещё:

Мы можем по-разному оценивать те или иные произведения, мы готовы спорить с автором, не соглашаться с ним и не разделять его чувства, но мы не можем оставаться равнодушными! Мне кажется жалким тот человек, который не понимает и не ценит литературу. Он не способен ощутить те прекрасные чувства, которые стремится передать прозаик или поэт. Такие чувства неведомы ему, их нет в его душе, его душа слепа, глуха и нема, она попросту мертва!

Критик В. Г. Белинский говорил: "...литература есть сознание народа, цвет и плод его духовной жизни". Каждый писатель несет в своей душе высокий идеал - добра, света, истины; его произведения являются отражением его внутреннего мира, его мыслей, его стремлений; писатель стремится поднять все общество, всех людей к вершинам этого идеала. Почему великие музыкальные произведения так волнуют наши сердца? Почему любимая музыка заставляет нас плакать и смеяться, грустить и радоваться, надеяться, верить, любить, вспоминать, мечтать?.. Почему слова известных песен так врезаются в нашу память, что мы то и дело сами начинаем их петь? Потому что музыка пробуждает в наших душах все самые лучшие, самые возвышенные чувства.

Так же происходит и с художественной литературой. Не случайно, когда нам грустно или тревожно, мы берем в руки любимую книгу и погружаемся в ее волшебный мир, снова и снова встречаемся с любимыми героями, переживаем вместе с ними, живем их стремлениями и мечтами, так похожими на наши. А кто из нас, особенно в юные годы, в период первой влюбленности, не пробовал писать стихи?! Пусть это часто бывают наивные строки, сбивчивые и лишенные рифмы. Но это чудесная возможность для нашей души выплеснуть свои чувства, поведать если не миру, то хотя бы листку бумаги все то, что уже не может скрываться внутри, все то, что стремится вырваться на свет, полететь, как птица или как страстная песня - песня нашей души.

"Живу для того лишь, чтоб песни слагать", - писал французский поэт Беранже. И мне кажется, с этими строками согласен любой поэт и прозаик, потому что их творчество - это не работа, не увлечение, не игра - это сама жизнь.

Да, действительно, литература - песнь души, и не только души писателя! Эта песнь проникает в самые дальние уголки сердец, заставляя наши души откликаться и вторить автору книги. Это подтверждают строки А. Франса: "Прекрасный стих подобен смычку, проводимому по звучным фибрам нашего существа. Не свои - наши мысли заставляет поэт петь внутри нас. Повествуя нам о женщине, которую он любит, он восхитительно пробуждает у нас в душе нашу любовь и нашу скорбь. Он кудесник. Понимая его, мы тоже становимся поэтами, как он".

Литература – это огромное хранилище духовно-нравственных ценностей.

Казалось бы, каждый из нас давно знаком с понятием «литература». Но насколько литература многосложна и многозначна, мы, порой, даже не задумываемся. А ведь литература – это явление грандиозное, она создана гением человека, является плодом его ума.

Какова роль, значение литературы в жизни человека?

Литература – это средство познания мира, она помогает нам понять, «что такое хорошо и что такое плохо», указывает на истоки общечеловеческих конфликтов.

Литература помогает нам увидеть внутреннюю красоту человека, научиться понимать и ценить её.

Литература – это мощный источник воспитания духа, личности. Посредством раскрытия художественных образов литература даёт нам понятия о добре и зле, правде и кривде, истине и лжи. Никакие рассуждения, самые красноречивые, никакие доводы, самые убедительные, не могут оказать на ум человека такого воздействия, как правдиво нарисованный образ. И в этом сила и значимость литературы.

В литературе есть очень важное понятие — «текст». Правильная работа над текстом лучших мастеров слова, литераторов имеет огромное значение. Она расширяет кругозор человека, приучает к вдумчивому чтению, к пониманию тех идей, которые посредством образов выражает автор. Грамотная работа над текстом обогащает лексику человека, развивает умение владеть литературным языком и различными художественными приёмами.

Литература – это могучее оружие, которое может исцелять.

Литература указывает нам пути самосовершенствования.

О русской литературе замолвите слово. Среди достоинств русской литературы есть одно, быть может, самое ценное. Это её постоянное стремление сеять «разумное, доброе, вечное», её настойчивый порыв к свету и правде. Русская литература никогда не замыкалась в области чисто художественных интересов. Её творцы всегда были не только художниками, описывающими явления и события, но и учителями жизни, защитниками «униженных и оскорбленных», борцами против жестокости и несправедливости, приверженцами истины и веры.

Русская литература чрезвычайно богата как положительными, так и отрицательными образами. Наблюдая за ними, читатель имеет возможность пережить всю гамму чувств – от негодования и отвращения ко всему низкому, грубому, лживому, до глубокого восхищения, преклонения перед истинно благородным, мужественным, честным.

Литература стирает границы времени. Она знакомит нас с духом той или иной эпохи, с жизнью той или иной общественной среды – от царя Николая до учителя гимназии Беликова, от помещицы Затрапезной до бедной крестьянки – матери солдатской.

Раскрытие художественных образов является главной частью литературного чтения, его основой. Всякий художественный образ, как известно, является в одно и то же время и отражением действительности и выражениям идеологии писателя. Мало просто ознакомиться с литературным произведением. Надо попытаться проникнуть в тайны замысла, знать предысторию создания сочинения.

Литература развивает разум и чувства. Она – наш учитель, наставник, проводник. Проводник в мир реального и нереального. Способность выражать мысли в слове есть отличительная черта человека. Слова есть зеркало, в котором ясно отражается степень духовного развития. Всё то, что входит в нашу душу извне, отпечатывается в наших чувствах, мыслях, и в самом способе их выражения.

В творениях одного писателя мы встречаем смеющиеся картины, живописные изображения: это потому, что дух его воспитывался на лоне природы, там, где она щедрой рукой рассыпает дары свои.

Другой воспевает на лире своей битвы и сражения, ужасы, печальные явления страждущей жизни: это оттого, что душа творца знала много стонов.

В произведениях третьего природа человеческая является в самом жалком противоречии с идеей прекрасного: потому, что, с одной стороны, — зло, вечно враждующее с благом, с другой – неверие в высокое назначение человека, ожесточили владеющего пером.

Литература многогранна, её создатели очень разные. Литература взрослела вместе с Пушкиным и Лермонтовым, Гоголем и Чеховым, Блоком и Ахматовой. Она развивается и сейчас. Её идеи продолжают жить и бороться на нашей планете, они помогают избавить мир от скверны, жестокости, ничтожности.