Что присуще романтизму в литературе. Романтизм в литературе – основные черты, представители

Романти́зм (фр. romantisme) - явление европейской культуры в XVIII-XIX веках, представляющее собой реакцию на Просвещение и стимулированный им научно-технический прогресс; идейное и художественное направление в европейской и американской культуре конца XVIII века - первой половины XIX века. Характеризуется утверждением самоценности духовно-творческой жизни личности, изображением сильных (зачастую бунтарских) страстей и характеров, одухотворённой и целительной природы. Распространилось на различные сферы деятельности человека. В XVIII веке романтическим называли всё странное, фантастическое, живописное и существующее в книгах, а не в действительности. В начале XIX века романтизм стал обозначением нового направления, противоположного классицизму и Просвещению.

Романтизм в литературе

Романтизм впервые возник в Германии, в кругу писателей и философов йенской школы (В. Г. Ваккенродер, Людвиг Тик, Новалис, братья Ф. и А. Шлегели). Философия романтизма была систематизирована в трудах Ф. Шлегеля и Ф.Шеллинга. В дальнейшем развитии немецкий романтизм отличает интерес к сказочным и мифологическим мотивам, что особенно ярко выразилось в творчестве братьев Вильгельма и Якоба Гримм, Гофмана. Гейне, начиная свое творчество в рамках романтизма, позднее подверг его критическому пересмотру.

Теодор Жерико Плот «Медузы» (1817), Лувр

В Англии во многом обусловлен германским влиянием. В Англии его первыми представителями являются поэты «Озёрной школы», Вордсворт и Кольридж. Они установили теоретические основы своего направления, ознакомившись во время путешествия по Германии с философией Шеллинга и взглядами первых немецких романтиков. Для английского романтизма характерен интерес к общественным проблемам: современному буржуазному обществу они противопоставляют старые, добуржуазные отношения, воспевание природы, простых, естественных чувств.

Ярким представителем английского романтизма является Байрон, который, по выражению Пушкина, «облек в унылый романтизм и безнадежный эгоизм». Его творчество проникнуто пафосом борьбы и протеста против современного мира, воспеванием свободы и индивидуализма.

Также к английскому романтизму относится творчество Шелли, Джона Китса, Уильяма Блейка.

Романтизм получил распространение и в других европейских странах, например, во Франции (Шатобриан, Ж.Сталь, Ламартин, Виктор Гюго, Альфред де Виньи, Проспер Мериме, Жорж Санд), Италии (Н. У. Фосколо, А. Мандзони, Леопарди), Польше (Адам Мицкевич, Юлиуш Словацкий, Зыгмунт Красиньский, Циприан Норвид) и в США (Вашингтон Ирвинг, Фенимор Купер, У. К. Брайант, Эдгар По, Натаниэль Готорн, Генри Лонгфелло, Герман Мелвилл).

Также к французским романтикам причислял себя Стендаль, однако он подразумевал под романтизмом нечто иное, нежели большинство его современников. В эпиграф романа «Красное и чёрное» он взял слова «Правда, горькая правда», подчеркнув своё призвание к реалистическому исследованию людских характеров и поступков. Писатель был пристрастен к романтическим незаурядным натурам, за которыми признавал право «отправляться на охоту за счастьем». Он искренне считал, что только от уклада общества зависит, сможет ли человек реализовать свою вечную, данную самой природой тягу к благополучию.

Романтизм в русской литературе

Обычно считается, что в России романтизм появляется в поэзии В. А. Жуковского (хотя к предромантическому движению, развившемуся из сентиментализма, часто относят уже некоторые русские поэтические произведения 1790-1800-х годов). В русском романтизме появляется свобода от классических условностей, создаётся баллада, романтическая драма. Утверждается новое представление о сущности и значении поэзии, которая признаётся самостоятельной сферой жизни, выразительницей высших, идеальных стремлений человека; прежний взгляд, по которому поэзия представлялась пустой забавой, чем-то вполне служебным, оказывается уже невозможным.

Ранняя поэзия А. С. Пушкина также развивалась в рамках романтизма. Вершиной русского романтизма можно считать поэзию М. Ю. Лермонтова, «русского Байрона». Философская лирика Ф. И. Тютчева является одновременно и завершением, и преодолением романтизма в России.

Возникновение романтизма в России

В XIX веке Россия была в некоторой культурной изоляции. Романтизм возник на семь лет позже, чем в Европе. Можно говорить о его некоторой подражательности. В русской культуре противопоставления человека миру и Богу не было. Возникает Жуковский, который переделывает немецкие баллады на русский лад: «Светлана» и «Людмила». Вариант романтизма байроновский прожил и прочувствовал в своем творчестве первым в русской культуре Пушкин, потом Лермонтов.

Русский романтизм, начавшись с Жуковского, расцвел в творчестве многих других писателей: К. Батюшкова, А. Пушкина, М. Лермонтова, Е. Баратынского, Ф. Тютчева, В. Одоевского, В. Гаршина, А. Куприна, А. Блока, А. Грина, К. Паустовского и многих других.

ДОПОЛНИТЕЛЬНО.

Романтизм (от франц. Romantisme) - идейное и художественное направление, которое возникает в конце XVIII века в европейской и американской культуре и продолжается до 40-х годов XIX века. Отразив разочарование в итогах Великой французской революции, в идеологии Просвещения и буржуазном прогрессе, романтизм противопоставил утилитаризму и нивелированию личности устремленность к безграничной свободе и «бесконечному», жажду совершенства и обновления, пафос личности и гражданской независимости.

Мучительный распад идеала и социальной действительности - основа романтического мировосприятия и искусства. Утверждение самоценности духовно-творческой жизни личности, изображение сильных страстей, одухотворенной и целительной природы, соседствует с мотивами «мировой скорби», «мирового зла», «ночной» стороны души. Интерес к национальному прошлому (нередко - его идеализация), традициям фольклора и культуры своего и других народов, стремление издать универсальную картину мира (прежде всего истории и литературы) нашли выражение в идеологии и практике Романтизма.

Романтизм наблюдается в литературе, изобразительном искусстве, архитектуре, поведении, одежде и психологии людей.

ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ РОМАНТИЗМА.

Непосредственной причиной, вызвавшей появление романтизма, была Великая французская буржуазная революция. Как это стало возможно?

До революции мир был упорядочен, в нем существовала четкая иерархия, каждый человек занимал свое место. Революция перевернула «пирамиду» общества, новое еще не было создано, поэтому у отдельного человека возникло чувство одиночества. Жизнь - поток, жизнь - игра, в которой кому-то повезет, а кому-то нет. В литературе возникают образы игроков - людей, которые играют с судьбой. Можно вспомнить такие произведения европейских писателей, как «Игрок» Гофмана, «Красное и черное» Стендаля (а красное и черное - это цвета рулетки!), а в русской литературе это «Пиковая дама» Пушкина, «Игроки» Гоголя, «Маскарад» Лермонтова.

ОСНОВНОЙ КОНФЛИКТ РОМАНТИЗМА

Основным является конфликт человека с миром. Возникает психология бунтующей личности, которую наиболее глубоко отразил Лорд Байрон в произведении «Путешествие Чайльд-Гарольда». Популярность этого произведения была так велика, что возникло целое явление - «байронизм», и целые поколения молодых людей старались подражать ему (таков, например, Печорин в «Герое нашего времени» Лермонтова).

Романтических героев объединяет чувство собственной исключительности. «Я» - осознается как высшая ценность, отсюда эгоцентризм романтического героя. Но сосредоточившись на себе, человек вступает в конфликт с действительностью.

ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ - мир странный, фантастический, необыкновенный, как в сказке Гофмана «Щелкунчик», или уродливый, как в его сказке «Крошка Цахес». В этих сказках происходят странные события, предметы оживают и вступают в пространные беседы, основной темой которых становится глубокий разрыв между идеалами и действительностью. И этот разрыв становится основной ТЕМОЙ лирики романтизма.

ЭПОХА РОМАНТИЗМА

Перед писателями начала XIX века, творчество которых складывалось после Великой французской революции, жизнь поставила иные задачи, чем перед их предшественниками. Им предстояло впервые открыть и художественно сформировать новый материк.

Мыслящий и чувствующий человек нового века имел за плечами долгий и поучительный опыт предшествующих поколений, он был наделен глубоким и сложным внутренним миром, перед его взором витали образы героев французской революции, наполеоновских войн, национально-освободительных движений, образы поэзии Гете и Байрона. В России Отечественная война 1812 года сыграла в духовном и нравственном развитии общества роль важнейшего исторического рубежа, глубоко изменив культурно-исторический облик русского общества. По своему значению для национальной культуры он может быть сопоставлен с периодом революции XVIII века на Западе.

И в эту эпоху революционных бурь, военных потрясений и национально-освободительных движений, возникает вопрос, может ли на почве новой исторической действительности возникнуть новая литература, не уступающая по своему художественному совершенству наиболее великим явлениям литературы древнего мира и эпохи Возрождения? И может ли в основе ее дальнейшего развития быть «современный человек», человек из народа? Но человек из народа, который участвовал во французской революции или на плечи которого легла тяжесть борьбы с Наполеоном, не мог быть обрисован в литературе средствами романистов и поэтов предыдущего столетия, - он требовал для своего поэтического воплощения иных методов.

ПУШКИН - ПРОЛАГАТЕЛЬ РОМАНТИЗМА

Только Пушкин первый в русской литературе XIX века смог и в стихах и в прозе найти адекватные средства для воплощения разностороннего духовного мира, исторического облика и поведения того нового, глубоко мыслящего и чувствующего героя русской жизни, который занял в ней центральное место после 1812 года и в особенности после восстания декабристов.

В лицейских стихотворениях Пушкин еще не мог, да и не решался сделать героем своей лирики реального человека нового поколения со всей присущей ему внутренней психологической сложностью. Пушкинское стихотворение представляло как бы равнодействующую двух сил: личного переживания поэта и условной, «готовой», традиционной поэтической формулы-схемы, по внутренним законам которой оформлялось и развивалось это переживание.

Однако постепенно поэт освобождается от власти канонов и в его стихотворениях перед нами предстает уже не юный «философ»-эпикуреец, обитатель условного «городка», а человек нового века, с его богатой и напряженной интеллектуальной и эмоциональной внутренней жизнью.

Аналогичный процесс происходит в творчестве Пушкина в любых жанрах, где условные образы персонажей, уже освященные традицией, уступают место фигурам живых людей с их сложными, разнообразными поступками и психологическими мотивами. Сначала это еще несколько отвлеченные Пленник или Алеко. Но вскоре их сменяет вполне реальные Онегин, Ленский, молодой Дубровский, Герман, Чарский. И, наконец, самым полным выражением нового типа личности станет лирическое «Я» Пушкина, сам поэт, духовный мир которого представляет собой наиболее глубокое, богатое и сложное выражение жгучих моральных и интеллектуальных вопросов времени.

Одним из условий того исторического переворота, который Пушкин совершил в развитии русской поэзии, драматургии и повествовательной прозы, был осуществленный им принципиальный разрыв с просветительски-рационалестическим, внеисторическим представлением о «природе» человека, законах человеческого мышления и чувствования.

Сложная и противоречивая душа «молодого человека» начала XIX века в «Кавказском пленнике», «Цыганах», «Евгении Онегине» стала для Пушкина объектом художественно-психологического наблюдения и изучения в ее особом, специфическом и неповторимом историческом качестве. Ставя своего героя каждый раз в определенные условия, изображая его в различных обстоятельствах, в новых отношениях с людьми, исследуя его психологию с разных сторон и пользуясь для этого всякий раз новой системой художественных «зеркал», Пушкин в своей лирике, южных поэмах и «Онегине» стремится с различных сторон приблизиться к пониманию его души, а через нее - дальше к пониманию отраженных в этой душе закономерностей современной ему общественно-исторической жизни.

Историческое понимание человека и человеческой психологии начало зарождаться у Пушкина в конце 1810 - начале 1820-ых годов. Первое отчетливое выражение его мы встречаем в исторических элегиях этой поры («Погасло дневное светило...» (1820), «К Овидию» (1821) и др.) и в поэме «Кавказский пленник», главный герой которой был задуман Пушкиным, по собственному признанию поэта, как носитель чувств и настроений, характерных для молодежи XIX века с ее «равнодушием к жизни» и «преждевременной старостью души» (из письма к В.П. Горчакову, октябрь-ноябрь 1822г.)

32.Основные темы и мотивы философской лирики А.С.Пушкина 1830-х годов («Элегия», «Бесы», «Осень», «Когда за городом…», Каменноостровский цикл и др.). Жанрово-стилевые искания.

Раздумья о жизни, её смысле, её цели, о смерти и бессмертии становятся ведущими философскими мотивами лирики Пушкина на этапе завершения «праздника жизни». Среди стихотворений этого периода особенно заметным является «Брожу ли я вдоль улиц шумных…» В нём настойчиво звучит мотив смерти, её неотвратимости. Проблема смерти решается поэтом не только как неизбежность, но и как закономерное завершение земного бытия:

Я говорю: промчатся годы,

И сколько здесь не видно нас,

Мы все сойдём под вечны своды -

И чей-нибудь уж близок час.

Стихи поражают удивительной щедрость пушкинского сердца, способного приветствовать жизнь даже тогда, когда в ней для него самого уже не остаётся места.

И пусть у гробового входа

Младая будет жизнь играть,

И равнодушная природа

Красою вечною сиять,-

Пишет поэт, завершая стихотворение.

В «Дорожных жалобах» А.С.Пушкин пишет о неустроенности личной жизни, о том, чего не хватало ему с детства. Причём собственная судьба воспринимается поэтом в общерусском контексте: русское бездорожье имеет в стихотворении как прямой, так и переносный смысл, в значение этого слова вкладывается историческое блуждание страны в поисках правильного пути развития.

Проблема бездорожья. Но уже иного. Духовного, свойства возникает в стихотворении А.С.Пушкина «Бесы». В нём рассказывается о потерянности человека в вихрях исторических событий. Мотив духовного бездорожья выстрадан поэтом, который много размышляет о событиях 1825 года, о собственном чудесном избавлении от участи, постигшей участников народного восстания 1825 года, о собственно чудесном избавлении от участи, постигшей участников восстания на Сенатской площади. В стихах Пушкина возникает проблема избранничества, понимания высокой миссии, возложенной Богом на него как на поэта. Именно эта проблема становится ведущей в стихотворении «Арион».

Продолжает философскую лирику тридцатых годов, так называемый Каменноостровский цикл, ядро которого составляют стихотворения «Отцы пустынники и жёны непорочны…», «Подражание итальянскому», «Мирская власть», «Из Пиндемонти». Этот цикл объединяет раздумья над проблемой поэтического познания мира и человека. Из-под пера А.С.Пушкина выходит стихотворение переложение великопостной молитвы Ефима Сирина. Раздумья о религии, о её великой укрепляющей нравственной силе становятся ведущим мотивом этого стихотворения.

Настоящий расцвет переживает Пушкин-философ в Болдинскую осень 1833 года. Среди крупный произведений о роли судьбы в жизни человека, о роли личности в истории привлекает поэтический шедевр «Осень». Мотив связи человека с круговорот природной жизни и мотив творчества являются ведущими в этом стихотворении. Русская природа, жизнь, слитая с ней, подчиняющаяся её законам, представляется автору стихотворения величайшей ценностью., без неё нет вдохновения, а значит, нет и творчества. «И с каждой осенью я расцветаю вновь…» - пишет о себе поэт.

Вглядываясь в художественную ткань стихотворения «…Вновь я посетил…», читатель легко обнаруживает целый комплекс тем и мотивов пушкинской лирики, выражающих представления о человеке и природе, о времени, о памяти и судьбе. Именно на их фоне звучит главная философская проблема этого стихотворения - проблема смены поколений. Природа пробуждает в человеке память о прошлом, хотя сама не имеет памяти. Она обновляется, повторяясь в каждом своём обновлении. Поэтому шум новых сосен «племени младого», который когда-нибудь услышат потомки, будет таким же, как сейчас, и он затронет в их душах те струны, которые заставят их вспоминать об умершем предке, тоже жившим в этом повторяющемся мире. Это-то и позволяет автору стихотворения «…Вновь я посетил…» воскликнуть: «Здравствуй, племя Младое, незнакомое!»

Долгим и тернистым был путь великого поэта сквозь «жестокий век». Он вёл в бессмертие. Мотив поэтического бессмертия - ведущий в стихотворении «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…», ставшем своеобразным завещанием А.С.Пушкина.

Таким образом, философские мотивы были присущи лирике Пушкина на протяжении всего его творчества. Они возникли в связи с обращением поэта к проблемам смерти и бессмертия, веры и безверия, смены поколений, творчества, смысла бытия. Всю философскую лирику А.С.Пушкина можно подвергнуть периодизации, которая будет соответствовать жизненным этапам великого поэта, на каждом из которых она задумывался над какими-то вполне определёнными проблемами. Однако, на любом этапе творчества А.С.Пушкин говорил в своих стихах только об общезначимом для человечества. Наверное, поэтому «не зарастёт народная тропа» к этому русскому поэту.

ДОПОЛНИТЕЛЬНО.

Анализ стихотворения «Когда за городом, задумчив я брожу»

“… Когда за городом, задумчив я брожу…”. Так Александр Сергеевич Пушкин

начинает одноименное стихотворение.

Читая это стихотворение становиться понятным его отношение ко всем пиршествам

и роскоши городской и столичной жизни.

Условно это стихотворение можно на две части: первая - про столичное кладбище,

другая - про сельское. В переходе от одной к другой соответственно меняется и

настроение поэта, но, выделяя роль первой строчки в стихотворении, я считаю, было бы

ошибочно брать первую строку первой части, как определяющую все настроение стиха, т.к.

строчки: “Но как же любо мне Осенею порой, в вечерней тишине, В деревне посещать

кладбище родовое…” Кардинально меняют направление мысли поэта.

В этом стихотворении конфликт выражается в виде противопоставления городского

кладбища, где: “Решетки, столбики, нарядные гробницы. Под коими гниют все мертвецы

столицы В болоте кое-как стесненные рядком…” и сельского, более близкого сердцу поэта,

кладбища: “Где дремлют мертвые в торжественном покое там не украшенным могилам есть

простор…” Но, опять же, сопоставляя эти две части стихотворения нельзя забыть про

последние строки, в которых, как мне кажется, отражено все отношение автора к этих двум

совершенно разным местам:

1. “Что злое на меня уныние находит, Хоть плюнуть да бежать…”

2. “Стоит широко дуб над важными гробами, колеблясь и шумя…” Две части

одного стихотворения сопоставлены как день и ночь, луна и солнце. Автор посредством

сравнения истинного назначения приходящих на эти кладбища, и лежащих под землей

показывает нам насколько различны могут быть одни и те же понятия.

Я говорю о том, что на городские кладбища вдова или вдовец придут только ради

того, что бы создать впечатление горя и скорби, хотя оно не всегда правильное. Те, кто

лежит под “надписями и прозе и в стихах” при жизни заботились только “О добродетелях,

о службе и чинах” .

Напротив, если говорить о сельском кладбище. Туда люди ходят для того, что бы

излить душу и поговорить с тем, кого уже нет.

Как мне кажется, не случайно Александр Сергеевич написал такое стихотворение за

год до своей кончины. Он боялся, как я думаю, что его похоронят на таком же городском,

столичном кладбище и у него будет такая же могила, как и у тех, чьи надгробия он созерцал.

“Ворами со столбов отвинченные урны

Могилы склизкие, которы также тут,

Зеваючи, жильцов к себе на утро ждут” .

Анализ стихотворения А.С.Пушкина «Элегия»

Безумных лет угасшее веселье

Мне тяжело, как смутное похмелье.

Но, как вино – печаль минувших дней

В моей душе чем старе, тем сильней.

Мой путь уныл. Сулит мне труд и горе

Грядущего волнуемое море.

Но не хочу, о други, умирать;

И ведаю, мне будут наслажденья

Средь горестей, забот и треволненья:

Порой опять гармонией упьюсь,

Над вымыслом слезами обольюсь,

А. С. Пушкин написал эту элегию в 1830 году. Она относится к философской лирике. Пушкин обратился к этому жанру как уже немолодой умудренный жизнью и опытом поэт. Это стихотворение глубоко личное. Две строфы составляют смысловой контраст: в первой рассуждается о драме жизненного пути, вторая звучит апофеозом творческой самореализации, высокого назначения поэта. Лирического героя мы вполне можем отождествить с самим автором. В первых строках («безумных лет угасшее веселье/ мне тяжело, как смутное похмелье.») поэт говорит о том, что он уже не молод. Оглядываясь назад, он видит за собой пройденный путь, который далеко не безупречен: прошлое веселье, от которого на душе тяжесть. Однако вместе с тем в душу переполняет тоска по ушедшим дням, она усиливается чувством тревоги и неизвестности будущего, в котором видится «труд и горе». Но это также означает движение и полноценную творческую жизнь. «Труд и горе» обычным человеком воспринимается, как тяжелый рок, но для поэта – это взлеты и падения. Труд – творчество, горе – впечатления, яркие по значимости события, приносящие вдохновение. И поэт, несмотря на пройденные годы, верит и ждет «грядущего волнуемое море».

После довольно мрачных по смыслу строк, которые словно выбивают ритм похоронного марша, вдруг легкий взлет раненной птицы:

Но не хочу, о други, умирать;

Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать;

Поэт умрет тогда, когда перестанет мыслить, даже если по телу бежит кровь и бьется сердце. Движение мысли – это истинная жизнь, развитие, а значит стремление к совершенству. Мысль отвечает за разум, а страдание за чувства. «Страдать» - это ещё и способность к состраданию.

Усталый человек тяготится прошлым и видит будущее в тумане. Но поэт, творец с уверенностью предсказывает, что «будут наслажденья меж горестей, забот и треволненья». К чему приведут эти земные радости поэта? Они даруют новые творческие плоды:

Порой опять гармонией упьюсь,

Над вымыслом слезами обольюсь...

Гармонией, вероятно, является цельность пушкинских произведений, их безупречная форма. Либо это сам момент творения произведений, момент всепоглощающего вдохновения… Вымысел и слезы поэта – это результат вдохновения, это само произведение.

И может быть на мой закат печальный

Блеснет любовь улыбкою прощальной.

Когда муза вдохновенья придет к нему, может быть (поэт сомневается, но надеется) он снова полюбит и будет любим. Одно из основных устремлений поэта, венец его творчества – любовь, которая также, как и муза, является спутником жизни. И эта любовь последняя. «Элегия» по форме монолог. Оно обращено к «другам» - к тем, кто понимают и разделяют мысли лирического героя.

Стихотворение является лирической медитацией. Оно написано в классическом жанре элегии, и этому соответствует тон и интонация: элегия в переводе с греческого – «жалобная песня». Этот жанр был широко распространён в русской поэзии с 18 века: к нему обращались Сумароков, Жуковский, позже Лермонтов, Некрасов. Но элегия Некрасова – гражданская, Пушкина – философская. В классицизме этот жанр, один из «высоких», обязывал использовать высокопарные слова и старославянизмы.

Пушкин в свою очередь не пренебрёг этой традицией, и использовал в произведении старославянские слова, формы и обороты, причём обилие такой лексики нисколько не лишает стихотворение лёгкости, изящества и понятности.

Важное место в мировом искусстве занимает эпоха романтизма. Это направление просуществовало достаточно небольшое количество времени в истории литературы, живописи и музыки, но оставило большой след в формировании тенденций, создании образов и сюжетов. Предлагаем подробнее ознакомиться с этим явлением.

Романтизм – это художественное направление в культуре, характеризующееся изображением сильных страстей, идеального мира и борьбы личности с обществом.

Само слово «романтизм» вначале имело значение «мистический», «необычный», но позже приобрело несколько другой смысл: «иной», «новый», «прогрессивный».

История возникновения

Период романтизма приходится на конец XVIII века и первую половину XIX века. Кризис классицизма и излишняя публицистичность Просвещения привели к переходу от культа разума к культу чувства. Связующим звеном между классицизмом и романтизмом стал сентиментализм, в котором чувство становилось рациональным и естественным. Он стал своеобразным истоком нового направления. Романтики пошли дальше и полностью погрузились в иррациональные размышления.

Истоки романтизма стали зарождаться в Германии, в которой к тому времени было популярно литературное движение «Буря и натиск». Его приверженцы высказывали достаточно радикальные идеи, что послужило становлению среди них романтического бунтарского настроя. Развитие романтизма продолжилось уже во Франции, России, Англии, США и других странах. Основоположником романтизма в живописи считается Каспар Давид Фридрих. Родоначальником в русской литературе – Василий Андреевич Жуковский.

Основными течениями романтизма стали народно-фольклорное (основано на народном творчестве), байроническое (меланхолия и одиночество), гротескно-фантастическое (изображение нереального мира), утопическое (поиск идеала) и вольтеровское (описание исторических событий).

Основные черты и принципы

Главной характеристикой романтизма является преобладание чувства над разумом. Из реальности автор переносит читателя в идеальный мир или сам томится по нему. Отсюда еще один признак – двоемирие, создающееся по принципу «романтической антитезы».

Романтизм по праву можно считать экспериментальным направлением, в котором фантастические образы умело вплетаются в произведения. Эскапизм, то есть уход от реальности, достигается мотивами прошлого или погружением в мистику. В качестве средств для ухода от реальности автор выбирает фантастику, прошлое, экзотику или фольклор.

Отображение эмоций человека через природу является ещё одной особенностью романтизма. Если говорить о своеобразии в изображении человека, то часто он предстает перед читателем одиноким, нетипичным. Появляется мотив «лишнего человека», бунтаря, разочаровавшегося в цивилизации и сражающегося против стихии.

Философия

Дух романтизма был пропитан категорией возвышенного, то есть созерцанием прекрасного. Приверженцы новой эпохи пытались переосмыслить религию, объясняя ее, как ощущение бесконечности, и ставили идею необъяснимости мистических явлений выше идей атеизма.

Суть романтизма заключалась в борьбе человека против общества, преобладанием чувственности над рациональностью.

Как проявил себя романтизм

В искусстве романтизм проявился во всех сферах, кроме архитектуры.

В музыке

Композиторы романтизма по-новому смотрели на музыку. В мелодиях звучал мотив одиночества, большое внимание уделялось конфликту и двоемирию, с помощью личного тона авторы для самовыражения добавляли в произведения автобиографичность, использовались новые приемы: например, расширение тембровой палитры звука.

Как и в литературе, здесь появился интерес к фольклору, а в операх добавились фантастические образы. Основными жанрами в музыкальном романтизме стали ранее непопулярные песня и миниатюра, перешедшие из классицизма опера и увертюра, а также поэмные жанры: фантазия, баллада и другие. Самые известные представители этого направления: Чайковский, Шуберт и Лист. Примеры произведений: Берлиоз «Фантастическая история», Моцарт «Волшебная флейта» и другие.

В живописи

Эстетика романтизма имеет свой неповторимый характер. Самый популярный жанр в картинах романтизма — пейзаж. Например, у одного из самых известных представителей русского романтизма Ивана Константиновича Айвазовского это бурная морская стихия («Море с кораблем»). Один из первых художников-романтиков, Каспар Давид Фридрих, ввел в живопись пейзаж от третьего лица, показав человека со спины на фоне таинственной природы и создав ощущение, что мы смотрим глазами этого персонажа (примеры произведений: «Двое, созерцающие луну», «Скалистые берега острова Рюгин»). Превосходство природы над человеком и его одиночество особенно чувствуется в картине «Монах на берегу моря».

Изобразительное искусство в эпоху романтизма становилось экспериментальным. Уильям Тёрнер предпочитал создавать полотна размашистыми мазками, с почти незаметными деталями («Метель. Пароход у входа в гавань»). В свою очередь, предвестник реализма Теодор Жерико также писал картины, мало похожие на изображения реальной жизни. Например, на картине «Плот Медузы» умирающие от голода люди выглядят, как атлетически сложенные герои. Если говорить о натюрмортах, то все предметы на картинах постановочно расставлены и вычищены (Чарльз Томас Бейл «Натюрморт с виноградом»).

В литературе

Если в эпоху Просвещения за редким исключением отсутствовали лирические и лироэпические жанры, то в романтизме они играют главную роль. Произведения отличаются образностью, оригинальностью сюжета. Либо это приукрашенная реальность, либо это вовсе фантастические ситуации. Герой романтизма обладает исключительными качествами, оказывающими влияние на его судьбу. Книги, написанные два века назад, до сих пор пользуются спросом не только среди школьников и студентов, но и среди всех интересующихся читателей. Примеры произведений и представители направления представлены ниже.

За рубежом

Среди поэтов начала XIX века можно назвать Генриха Гейне (сборник «Книга песен»), Уильяма Вордсворта («Лирические баллады»), Перси Биши Шелли, Джона Китса, а также Джорджа Ноэла Гордона Байрона — автора поэмы «Паломничество Чайльд-Гарольда». Большую популярность получили исторические романы Вальтера Скотта (например, « », «Квентин Дорвард»), романы Джейн Остин (« »), поэмы и рассказы Эдгара Аллана По (« », « »), рассказы Вашингтона Ирвинга («Легенда о Сонной Лощине») и сказки одного из первых представителей романтизма Эрнеста Теодора Амадея Гофмана («Щелкунчик и Мышиный король», « »).

Также известны произведения Сэмюэла Тейлора Колрижда («Сказания старого морехода») и Альфреда де Мюссе («Исповедь сына века»). Примечательно, с какой лёгкостью читатель попадает из реального мира в вымышленный и обратно, вследствие чего они оба сливаются в одно целое. Отчасти это достигается простым языком многих произведений и непринужденным повествованием о столь необычных вещах.

В России

Родоначальником русского романтизма считается Василий Андреевич Жуковский (элегия « », баллада « »). Со школьной программы всем знакома поэма Михаила Юрьевича Лермонтова « », где особое внимание уделяется мотиву одиночества. Поэта не зря называли русским Байроном. Философская лирика Федора Ивановича Тютчева, ранние стихотворения и поэмы Александра Сергеевича Пушкина, поэзия Константина Николаевича Батюшкова и Николая Михайловича Языкова, — всё это оказало большое влияние на развитие отечественного романтизма.

Раннее творчество Николая Васильевича Гоголя также представлено в этом направлении (например, мистические повести из цикла « »). Интересно, что романтизм в России развивался параллельно с классицизмом и иногда эти два направления не слишком резко противоречили друг другу.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Романтизм как литературное направление возник в Европе в конце XVIII века. Одной из главных причин для этого был тот факт, что эта эпоха - время сильных потрясений как в России, так и во всей Европе. В 1789 году случилась Великая французская революция, полностью закончившаяся лишь к 1814 году. Она состояла из целого ряда значимых событий, которые в конечном счете привели к целому литературному перевороту, поскольку изменился менталитет человека.

Предпосылки появления романтизма

Во-первых, в основе французского переворота лежали идеи Просвещения, был выдвинут лозунг Свобода, равенство и братство!. Человек стал цениться как личность, а не только как член общества и слуга государства, люди поверили, что они сами могут управлять своей судьбой. Во-вторых, многие люди, бывшие апологетами классицизма, поняли, что реальный ход истории иногда бывает неподвластен разуму - главной ценности классицизма, слишком много там возникало непредвиденных поворотов. Также, в соответствии с новым лозунгом, люди стали понимать, что привычное для них устройство мира на самом деле может быть враждебным для конкретного человека, может мешать его личной свободе.

Особенности и черты романтизма

Таким образом, в литературе возникает потребность в новом, актуальном направлении. Им стал романтизм, главный конфликт которого - конфликт личности и общества. Романтический герой - сильный, яркий, независимый и непокорный, обычно оказывается одиноким, поскольку окружающее общество не способно его понять и принять. Он - один против всех, он всегда находится в состоянии борьбы. Но этот герой, несмотря на свое несоответствие окружающему миру, не является отрицательным.

Писатели-романтики не ставят своей задачей вывести в произведении какую-то мораль, определить, где хорошо, а где плохо. Он описывают действительность очень субъективно, в центре их внимания - богатый внутренний мир героя, который объясняет его поступки.

Черты романтизма можно выделить следующие:

  • 1) Автобиографизм писателя в главном герое,
  • 2) Внимание внутреннему миру героя,
  • 3) Личность главного героя содержит множество загадок и тайн,
  • 4) Герой очень яркий, но в то же время, никому не удается его понять полностью

Проявления романтизма в литературе

Самые яркие проявления романтизма в литературе были в двух европейских странах, в Англии и в Германии. Немецкий романтизм принято называть мистическим, он описывает поведение побежденного обществом героя, главным писателем здесь был Шиллер. Английский же романтизм активнее всего использовал Байрон; это свободолюбивый романтизм, проповедующий идею борьбы непонятого героя.

Для России таким толчком к появлению романтизма стала Отечественная война 1812 года, когда русские солдаты вышли в Европу и увидели своими глазами жизнь иностранцев (для многих это стало шоком), а также восстание декабристов в 1825 году, которое взбудоражило все русские умы. Однако этот фактор был скорее завершающим, поскольку и до 1825 года многие писатели следовали традициям романтизма - например, Пушкин в своих Южных поэмах (это 1820-24 годы создания).

Апологетами же романтизма в России стали В. Жуковский и К. Батюшков, еще в 1801 - 1815 годах. Это время зари романтизма в России и в мире. Вам также может быть интересно ознакомление с темами и

Зародился еще в конце XVIII столетия, однако наибольшего расцвета достиг в 1830-х годах. С начала 1850-х годов период начинает идти на спад, однако нити его тянутся сквозь весь XIX век, давая основу таким направлениям, как символизм, декаданс и неоромантизм.

Возникновение романтизма

Родиной направления считается Европа, в частности Англия и Франция, откуда и пошло название данного художественного направления - «romantisme». Объясняется это тем, что романтизм 19 века возник как следствие Великой французской революции.

Революция разрушила всю существовавшую ранее иерархию, перемешала общество и социальные слои. Человек стал ощущать одиночество и начал искать утешения в азартных играх и прочих развлечениях. На фоне этого и возникла идея о том, что вся жизнь представляет собой игру, в которой есть и победители, и проигравшие. Главным героем каждого романтического произведения становится человек, играющий с роком, с судьбой.

Что такое романтизм

Романтизм - это все то, что существует только в книгах: непонятные, невероятные и фантастические явления, в то же время сопряженные с утверждением личности через ее духовную и творческую жизнь. Главным образом события разворачиваются на фоне выраженных страстей, все герои обладают ярко проявленными характерами, нередко бывают наделены бунтарским духом.

Писатели эпохи романтизма делают упор на то, что главная ценность в жизни - личность человека. Каждая личность - это отдельный мир, полный удивительной красоты. Именно оттуда черпается все вдохновение и возвышенные чувства, а также появляется склонность к идеализации.

По утверждению писателей-романистов, идеал - понятие эфемерное, но тем не менее имеющее право на существование. Идеал находится за пределами всего обыденного, поэтому главный герой, и его идеи напрямую противопоставлены житейским отношениям и материальным вещам.

Отличительные черты

Особенности романтизма как заключаются в основных идеях и конфликтах.

Главная идея практически каждого произведения - постоянное передвижение героя в физическом пространстве. Этот факт как бы отражает смятение души, его непрерывно текущие размышления и одновременно - изменения в окружающем его мире.

Как и многие художественные направления, романтизм имеет собственные конфликты. Здесь вся концепция строится на сложных взаимоотношениях главного героя с окружающим миром. Он весьма эгоцентричен и в то же время бунтует против низменных, пошлых, материальных предметов действительности, что так или иначе проявляется в поступках, мыслях и идеях персонажа. Наиболее ярко выражены в этом плане следующие литературные примеры романтизма: Чайльд-Гарольд - главный герой из «Паломничества Чайльд-Гарольда» Байрона и Печорин - из «Героя нашего времени» Лермонтова.

Если же обобщить все вышесказанное, то выходит, что основа любого подобного произведения - разрыв между реальностью и идеализированным миром, имеющий весьма острые грани.

Романтизм в европейской литературе

Европейский романтизм 19 века замечателен тем, что по своему большинству произведения его имеют фантастическую основу. Это многочисленные сказочные легенды, новеллы и повести.

Основными странами, в которых романтизм как литературное направление проявился наиболее выразительно, являются Франция, Англия и Германия.

Данное художественное явление имеет несколько этапов:

  1. 1801-1815 годы. Начало формирования романтической эстетики.
  2. 1815-1830 годы. Становление и расцвет течения, определение основных постулатов данного направления.
  3. 1830-1848 годы. Романтизм облекается в более социальные формы.

Каждая из вышеперечисленных стран внесла свой, особенный вклад в развитие означенного культурного явления. Во Франции романтические имели более политическую окраску, писатели были враждебно настроены по отношению к новой буржуазии. Это общество, по мнению французских деятелей, губило целостность личности, ее красоту и свободу духа.

В английских преданиях романтизм существовал уже достаточно давно, однако до конца XVIII века не выделялся в качестве отдельного литературного направления. Английские произведения, в отличие от французских, наполнены готикой, религией, национальным фольклором, культурой крестьянского и рабочего обществ (в том числе и духовного толка). Кроме того, английские проза и лирика наполнены путешествиями в дальние страны и исследованиями чужих земель.

В Германии романтизм как литературное направление сформировался под влиянием идеалистической философии. Основами стали индивидуальность и угнетаемые феодализмом, а также восприятие вселенной как единой живой системы. Почти каждое немецкое произведение пронизано размышлениями о бытии человека и жизни его духа.

Европа: примеры произведений

Наиболее приметными европейскими произведениями в духе романтизма считаются следующие литературные сочинения:

Трактат «Гений христианства», повести «Атала» и «Рене» Шатобриана;

Романы «Дельфина», «Коринна, или Италия» Жермены де Сталь;

Роман «Адольф» Бенжамена Констана;

Роман «Исповедь сына века» Мюссе;

Роман «Сен-Мар» Виньи;

Манифест «Предисловие» к произведению «Кромвель», роман «Собор Парижской богоматери» Гюго;

Драма «Генрих III и его двор», серия романов о мушкетерах, «Граф Монте-Кристо» и «Королева Марго» Дюма;

Романы «Индиана», «Странствующий подмастерье», «Орас», «Консуэло» Жорж Санд;

Манифест «Расин и Шекспир» Стендаля;

Поэмы «Старый моряк» и «Кристабэль» Колриджа;

- «Восточные поэмы» и «Манфред» Байрона;

Собрание сочинений Бальзака;

Роман «Айвенго» Вальтера Скотта;

Сказка «Гиацинт и Роза», роман «Генрих фон Офтердинген» Новалиса;

Сборники новелл, сказки и романы Гофмана.

Романтизм в русской литературе

Русский романтизм 19 века зародился под непосредственным влиянием западноевропейской литературы. Однако, несмотря на это, он имел свои характерные черты, которые отслеживались еще в предыдущих периодах.

Данное художественное явление в России в полной мере отражало всю неприязнь передовиков и революционеров к господствующей буржуазии, в частности, к ее образу жизни - разнузданному, безнравственному и жестокому. Русский романтизм 19 века был прямым следствием бунтарских настроений и предвкушения переломных вех в истории страны.

В литературе того времени выделяется два направления: психологическое и гражданское. Первое было основано на описании и анализе чувств и переживаний, второе же - на пропаганде борьбы с современным обществом. Общей же и главной идеей всех романистов служило то, что поэт или писатель должен был вести себя согласно тем идеалам, которые он описывал в своих произведениях.

Россия: примеры произведений

Самые яркие примеры романтизма в литературе России XIX века - это:

Повести «Ундина», «Шильонский узник», баллады «Лесной царь», «Рыбак», «Ленора» Жуковского;

Сочинения «Евгений Онегин», «Пиковая дама» Пушкина;

- «Ночь перед Рождеством» Гоголя;

- «Герой нашего времени» Лермонтова.

Романтизм в американской литературе

В Америке направление получило чуть более позднее развитие: начальный этап его датируется 1820-1830 годами, последующий - 1840-1860 годами XIX века. На оба этапа исключительное влияние оказали гражданские волнения как во Франции (что послужило толчком к созданию США), так непосредственно и в самой Америке (война за независимость от Англии и война между Севером и Югом).

Художественные направления в американском романтизме представлены двумя видами: аболиционистским, ратовавшим за освобождение от рабства, и восточным, идеализировавшим плантаторство.

Американская литература указанного периода зиждется на переосмыслении знаний и жанров, захваченных из Европы и перемешанных со своеобразным укладом и темпом жизни на пока еще новом и мало изведанном материке. Американские произведения богато сдобрены национальными интонациями, чувством независимости и борьбы за свободу.

Американский романтизм. Примеры произведений

Цикл «Альгамбра», рассказы «Жених-призрак», «Рип Ван Винкль» и «Легенда о Сонной Лощине» Вашингтона Ирвинга;

Роман «Последний из могикан» Фенимора Купера;

Стихотворение «Ворон», рассказы «Лигейя», «Золотой жук», «Падение дома Ашеров» и другие Э. Алана По;

Романы «Алая буква» и «Дом о семи фронтонах» Гортона;

Романы «Тайпи» и «Моби Дик» Мелвилла;

Роман «Хижина дяди Тома» Гарриет Бичер-Стоу;

Поэтически переложенные легенды «Эвангелина», «Песнь о Гайавате», «Сватовство Майлза Стендиша» Лонгфелло;

Сборник «Листья травы» Уитмена;

Сочинение "Женщина в девятнадцатом столетии" Маргарет Фуллер.

Романтизм как литературное направление оказал достаточно сильное влияние на музыкальное, театральное искусство и живопись - достаточно вспомнить многочисленные постановки и картины тех времен. Произошло это главным образом из-за таких качеств направления, как высокая эстетичность и эмоциональность, героизм и пафосность, рыцарство, идеализация и гуманизм. Несмотря на то что век романтизма был достаточно недолгим, это нисколько не повлияло на популярность книг, написанных в XIX веке, в последующие десятилетия - произведения литературного искусства того периода любимы и почитаемы публикой и по сей день.

Искусство, как известно, чрезвычайно многогранно. Огромное количество жанров и направлений позволяет каждому автору в наибольшей степени реализовать свой творческий потенциал, а читателю дает возможность выбрать именно тот стиль, который ему по душе.

Одним из самых популярных и, без сомнения, прекрасных течений искусства является романтизм. Это направление приобрело широкое распространение в конце XVIII века, охватив европейскую и американскую культуру, но позднее дойдя и до России. Основные идеи романтизма - стремление к свободе, к совершенству и обновлению, а также провозглашение права человеческой независимости. Это течение, как ни странно, широко распространилось абсолютно во всех основных видах искусства (живопись, литература, музыка) и приобрело поистине массовый характер. Поэтому следует более подробно рассмотреть, что такое романтизм, а также упомянуть его самых известных деятелей, как зарубежных, так и отечественных.

Романтизм в литературе

В этой сфере искусства подобный стиль изначально появился в Западной Европе, после буржуазной революции во Франции 1789 г. Основной идеей писателей-романтиков стало отрицание действительности, мечты о лучшем времени и призыв к борьбе за смену ценностей в обществе. Как правило, основной герой - это бунтарь, действующий в одиночку и ищущий правды, что, в свою очередь, делало его беззащитным и растерянным перед окружающим миром, поэтому произведения авторов-романтиков зачастую пропитаны трагизмом.

Если сравнивать это направление, например, с классицизмом, то эпоха романтизма отличалась полной свободой действий - писатели не стеснялись использовать самые разные жанры, смешивая их воедино и создавая уникальный стиль, в основе которого так или иначе лежало лирическое начало. Действующие события произведений были наполнены необыкновенными, порой даже фантастическими событиями, в которых напрямую проявлялся внутренний мир персонажей, их переживания и мечты.

Романтизм как жанр живописи

Изобразительное искусство также попало под влияние романтизма, причем его движение здесь основывалось на идеях известных литераторов и философов. Живопись как таковая полностью преобразилась с приходом этого течения, в ней стали появляться новые, совершенно необычные образы. Темы романтизма затрагивали неизведанное, включая дальние экзотические страны, мистические видения и грезы и даже мрачные глубины человеческого сознания. В своем творчестве художники во многом опирались на наследие давних цивилизаций и эпох (Средневековье, Древний Восток и пр.).

Направленность этого течения в царской России также была иной. Если европейские авторы затрагивали антибуржуазные темы, то русские мастера писали на тему антифеодализма.

Тяга к мистике была выражена значительно слабее, чем у западных представителей. Отечественные деятели по-иному представляли себе, что такое романтизм, что в их творчестве прослеживается в виде частичного рационализма.

Эти факторы и стали основополагающими в процессе зарождения новых веяний в искусстве на территории России, и благодаря им мировое культурное наследие знает русский романтизм именно таким.