Государственный академический Мариинский театр: описание, репертуар и отзывы. Новая мариинка изнутри как устроен новый театр и почему он такой


Петербуржцы наконец могут увидеть результаты одной из самых масштабных строек в центре своего города — со второй сцены Мариинского театра сняли «леса». Почему новое здание можно считать абсурдным и с какими другими спорными проектами оперных театров его можно сравнить, читаем далее.
Валерий Гергиев, говорил о необходимости второй сцены еще в 1997 году. Два года спустя был представлен проект Эрика Мосса, отвергнутый общественностью, очевидно, из-за излишней радикальности. Ещё четыре года спустя, в 2003-м, вроде бы соглашаются возводить сцену по плану Доминика Перро, но и от этого проекта отказываются: на осознание непригодности идей французского архитектора уходит еще четыре года.

В 2009 году Владимир Путин, занимая должность премьер-министра, заявляет, что для определения архитектурного облика новой сцены нужен новый конкурс. В 2011-м году начались работы по монтажу сценического оборудования. В 2012 году Петербург может оценить новую сцену.

Новая сцена Мариинского театра доказывает, что у нас могут построить только то, что никому не нравится, - комментирует постройку искусствовед и архитектурный критик Алексей Лепорк. - С точки зрения экстерьера, здесь просто не о чем говорить: здесь нет никакой архитектуры. Это просто большая коробка. Она вне категорий.

Один из самых потрясающих воображение элементов в новом здании оперного театра - открытая сцена на крыше.

Когда в нашем городе можно будет пользоваться открытой сценой? Это абсурд, - считает Лепорк. - И даже в какие-то считанные дни, когда погода позволит этой сценой воспользоваться, что будут делать с шумом автомобилей? Не движение же перекрывать. Всем понятно, что кругом театра узкие улицы, а значит, весь шум будет подниматься наверх - люди просто не услышат музыку.

Еще один любопытный элемент интерьера театра - стеклянная лестница:

Вы можете себе представить, как дама поднимается по стеклянной лестнице? Это очередной провал современной архитектуры.

По мнению Алексея Лепорка, единственное, что хоть как-то спасает новое здание театра - это то, что оно светлое («За счет этого оно хоть чуть-чуть меньше давит») и местами остеклено («временами в нем отражается Мариинский театр»).

Конечно, об оперном театре нужно судить изнутри. Но пока такой возможности нет, - заключает Лепорк.

Оценить качество новой сцены можно будет на официальной церемонии открытия 2 мая. В конце прошлого года там уже проходили репетиции оркестра, хора и . По мнению Валерия Гергиева, «результаты очень, очень обнадеживающие».

Специалисты на просьбу дать оценку зданию обычно с глубоким вздохом отвечают, что обсуждать нечего, поскольку архитектура тут просто отсутствует. Так считает и архитектор, реставратор Рафаэль Даянов: «Эту архитектуру никто не обсуждал, никакой дискуссии не было, это, так сказать, принятое решение. Другое дело, что если бы был реализован победивший на конкурсе проект Перро, то вряд ли бы он сюда вписался. Здесь само по себе сложное место: снесенное в свое время строение работы Кваренги, построенное после этого в 30-е годы сооружение тоже по-своему страшненькое… Тут все время идет смена одного другим, и не самым удачным. Это какое-то роковое место».

Проектировщик Новой сцены Мариинского театра – канадский архитектор, автор целого ряда крупных проектов в Канаде, США, Израиле и нескольких других странах Джек Даймонд в эксклюзивном интервью Радио Свобода так объясняет свою концепцию Мариинки-2:

– Проблема состояла в том, чтобы вписать современную постройку в потрясающую классическую архитектуру Петербурга. Это невероятно сложно, особенно учитывая, что постройка должна стоять по соседству со старым зданием Мариинского театра, перед которым все благоговеют. Кроме того, в новом здании, занимающем целый квартал, должны были быть размещены все вспомогательные службы для обеих сцен – это очень сложная структура. В первую очередь было решено вписать здание в очертания Петербурга, удивительного по красоте города. Этот подход, безусловно, был принят далеко не всеми, потому что многие хотели увидеть отдельно стоящее экстравагантное, суперсовременное здание, подобное тем, что были построены в некоторых городах Европы. Но мы решили, что для Петербурга это неправильно. Еще одним важным нашим решением было сделать фасады достаточно скромными. Это позволило объединить пространство, в котором находятся два известнейших здания – Консерватории и Мариинского театра. То есть Мариинка-2 создает фон для исторического здания театра, поскольку новое здание продолжает очертания улицы, вписываясь в урбанистическую ткань Петербурга. Не все это еще осознали.


Джека Даймонда совершенно не удивляет резко негативная реакция на построенное им здание:

– Абсолютно такая же реакция была на новое здание оперы в Торонто. Люди хотели красного бархата и позолоты. Им нужен был классический стиль, и они пошли войной против модерна. Но когда опера открылась, все изменилось. Я не хочу хвалить сам себя, но за шесть лет, которые с тех пор прошли, еще не было спектаклей, на которых я присутствовал (а я очень часто бываю и на балетах, и на операх), чтобы ко мне не подошли несколько совершенно незнакомых мне людей и не поблагодарили тепло за мою работу. Это совсем не лесть, они говорят искренне.

Теперь самые разные люди критикуют новое здание Мариинского театра. У кого-то есть личная заинтересованность. Другие уверены, что классическая архитектура должна повторяться раз за разом. Мой ответ: классическая архитектура не отражает дух нашего времени. А художник должен соответствовать духу своего времени. И новое здание Мариинского театра отвечает этому принципу. Людям не нравятся перемены. Они любят свой старый Петербург. Я его тоже, кстати, люблю. И проявил уважение к любви петербуржцев, сделав фасад достаточно скромным, но построив, надеюсь, одно из лучших оперных зданий в мире. Оно не может понравиться всем, но, я вас уверяю, после открытия будет гораздо больше людей, которым оно нравится, чем наоборот.

Архитектор Джек Даймонд знаком с критикой в свой адрес, но удивляется, почему она раздавалась еще до того, как новая сцена была открыта:

– Один критик сказал, что в фойе очень мало места, там будет не протолкнуться. Я же боялся, что места в фойе будет слишком много.
Другой критик сказал: прохожие же будут разглядывать с улицы пришедших в театр зрителей! Я не воспринимаю это замечание как критику, поскольку одним из важных факторов успеха здания оперы в Торонто была как раз прозрачность. То есть прохожие или водители проезжающих мимо машин видят тех, кто пришел на спектакль, и у них возникает чувство, что внутри происходит что-то важное. Это очень захватывающе. В газете Saint-Petersburg Times была заметка под заголовком «Незамысловатый фасад прячет за собой ослепительный интерьер». Вот это, на мой взгляд, близко к истине.

Джек Даймонд сетует, что не все из задуманного удалось реализовать:

– Мы разработали генеральный план для этого района, в котором делался акцент на необходимости создания своеобразной пешеходной зоны перед Консерваторией и сбоку от старого здания Мариинского театра. А затем мы спроектировали стеклянный мост через Крюков канал, ведущий к входу в новое здание театра. Таким образом, вход в Мариинский-2 становился концом перспективы этой зоны, соединяющей исторические здания. Мост не построили. И меня это очень огорчает. Разрешение на строительство моста выдавалось отдельно от разрешения на строительство самого здания. То же самое касается и финансирования. Поэтому, к сожалению, строительство моста и театра не было скоординировано.
И меня будут очень сильно критиковать за узость тротуара на улице Декабристов. Как раз из-за него я разместил вход в театр в правом углу здания, выходящем на улицу Декабристов. И оставил возможность для того, чтобы вход завершал перспективу пешеходной аллеи от Консерватории, мимо старого здания Мариинки к новому зданию театра. Но мост так и не был построен.

Стоит отметить, что, говоря о стеклянном мосте, Джек Даймонд имеет в виду не ту, все-таки построенную, соединяющую новое и старое здания прозрачную конструкцию, которая перегораживает перспективу Крюкова канала. Нарушение этой перспективы тоже вызвало возмущение со стороны специалистов и простых петербуржцев. Мнение же по поводу качеств внутреннего устройства новой сцены Мариинского театра – акустики, удобства и красоты зала, убранства фойе – еще предстоит услышать.

Мариинку-2 построили из природных материалов: юрского известняка, подсвеченного оникса на стенах зрительного зала и древесины, которой обшиты места вокруг сцены. Всё – для наилучшей акустики.

Гергиев говорит, что верит: новый театр станет достопримечательностью Петербурга и поможет продлить в будущее наследие российской культуры. Ведь в Мариинском театре проходили премьеры произведений Чайковского, Рахманинова, Мусоргского и Римского-Корсакова. Не говоря уже о богатейших балетных традициях. Что касается старого здания, то оно страдает от своего возраста, и скоро будет закрыто на капремонт».

«Джек Даймонд поднимается в поэтические выси, когда говорит об ониксе, - продолжает тему канадская Toronto Star .

Массивная облицовка из этого камня янтарного цвета покрывает залы Мариинки-2, построенной за 700 миллионов долларов в Петербурге. Архитектор Джек Даймонд – один из двух руководителей спроектировавшей новый театр компании Diamond Schmitt Architects. И эта компания – из нашего города [Торонто].

Когда 2 мая на этой сцене состоится первое гала-представление, в зале будут главные политические и культурные фигуры страны, потому что Петербург – исторически сложившаяся витрина российской культуры. Главным в огромной VIP-ложе станет президент Владимир Путин. Управлять оркестром будет Валерий Гергиев, а на сцену выйдут многие прославленные певцы и танцоры.

И зрителей, если Даймонд прав, очарует эффект оникса. Подобно плавучему маяку, который светится изнутри, декоративная отделка, украшенная свечами в холле, даст гостям понять: они попали в храм культурного богатства.

Мы выбрали оникс из-за его богатого и тёплого медового цвета, - объяснил Даймонд в интервью, данном всего за несколько дней до поездки в культурную мекку России. Этот вечер наверняка станет для него самым важным в жизни. – Весь зал сияет, когда вы смотрите через большие фасадные окна. Он выглядит как сгустившийся солнечный свет днём, а ночью подсвечен».

А вот Euronews (цитируя материал агентства Reuters) не столь радужно описывает новый зал – но, в основном, его внешнюю сторону.

«Его называли и изящным образчиком модернизма, и убогим торговым центром. Но что бы ни думали россияне о внешнем облике новой сцены петербургского Мариинского театра, в четверг они смогут наконец-то увидеть, что у спорного здания внутри. По крайней мере, некоторые.

Президент Владимир Путин будет во главе избранных гостей, которые придут на первый концерт в Мариинском-2 – зал которого рассчитан на 2000 мест. При цене в 700 миллионов долларов это и один из самых дорогостоящих культурных проектов в истории.

Новое здание стоит совсем рядом с первой, исторической Мариинкой: это здание XIX века – одно из величайших средоточий российской культуры. Оперная и балетная труппы прославились по всему миру ещё в советское время, когда театр назывался Кировским. Но новинка расколола общественное мнение в родном городе Путина: критики прозвали здание из стекла и известняка «ТЦ Мариинский», указывая на несоответствие его облика элегантным зданиям XIX века, стоящим вокруг, и изящно украшенному историческому зданию Мариинского театра.

Глава проекта Валерий Гергиев – которого многие считают одним из самых выдающихся дирижёров современности – десять лет добивался завершения строительства, пользуясь желанием Путина показать, что Россия более не отстаёт от Запада. Худрук пообещал, что сомневающиеся возьмут свои слова обратно, когда увидят интерьеры здания (его общая площадь, кстати, 7400 квадратных метров).

Открытие Мариинки-2 подтвердит и укрепит великие традиции театра, открыв дорогу в будущее, когда будет возможно создавать ультрасовременные произведения искусства и новаторские постановки, о которых мы раньше не могли даже мечтать, - сказал Гергиев. – Я уверен в том, что через 25 лет Мариинский-2 будет считаться в Петербурге самоценной достопримечательностью, признанной за свою великолепную акустику, превосходные производственные мощности и непревзойдённый уровень комфортности для аудитории.

Новый театр – один из плеяды мегапроектов, призванных подчеркнуть возможности России. Главный в их ряду – Олимпиада-2014 в Сочи, один из личных проектов Путина.

Благодаря последним достижениям техники (пусть даже в VIP-ложе и есть канделябры, чтобы видные гости чувствовали себя как дома) Мариинка-2 на световые годы отстоит от Мариинки изначальной, зал которой роскошно убран в алое и золотое. Снаружи построенное в 1860 году здание выкрашено в бледно-зелёный цвет. Именно в этих стенах десятилетиями была сосредоточена культурная жизнь Петербурга: здесь в 1892 году впервые показали «Щелкунчика» Чайковского, а за 18 лет до этого Мусоргский продемонстрировал переполненному залу своего «Бориса Годунова».

Но Гергиев – которому, кстати, в день концерта как раз исполняется 60 лет – решил, что старого зала для его творческих планов недостаточно. Его огромной культурной империи понадобился новый дом.

Затея не обошлась без трудностей – цена взлетела до небес после того, как один проект зарубили уже в процессе реализации, и строительством занимались не менее трёх [архитектурных] компаний. В прошлом году Гергиев опроверг информацию о том, что в рядах балетной труппы существует серьёзное недовольство по поводу зарплат и условий труда – после того, как группа танцоров выпустила открытое письмо с жалобой. При этом можно сказать, что Мариинский театр избежал столь же серьёзных потрясений, как московский Большой: там, напомним, не только напали на худрука балетной труппы (в результате чего он практически потерял зрение), но и вскрыли скандалы в ходе реставрации, продолжавшейся шесть лет.

Балерина Виктория Краснокутская, как и некоторые другие исполнители, говорит, что новое техническое оснащение в Мариинском оказалось очень кстати, позволив быстро и легко менять декорации.

Зрительный зал очень красив. Там очень светло и просторно, - сказала она».

Тем не менее, сообщает издание, не все остались довольны строением.

«Две сцены театра отличаются во всём. Новое здание выбивается из ряда окружающих его строений конца XIX века – и из ландшафта города, увековеченного в работах Гоголя и Достоевского.

[Ещё до начала строительства] опасались, что оно будет выглядеть как жилой дом или торговый центр. Люди не понимают, что это здание собой представляет, - говорит петербурженка Ирина Варго.

Строители снесли ради нового театра целый квартал, уничтожив конструктивистское здание ДК Первой пятилетки, остатки Литовского рынка и построенную в 1930 году школу. Глава петербургского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры Александр Марголис заявил, что была разрушена охраняемая в качестве части Всемирного наследия ЮНЕСКО зона в самом сердце города.

Я считаю, что это не только градостроительная ошибка – это градостроительное преступление, потому что случилось вторжение в один из самых уникальных уголков исторического центра Санкт-Петербурга, - сказал он.

А депутат петербургского ЗС Алексей Ковалёв выразился просто: «Это омерзительно!»

По моему мнению, это [здание] следует снести, - сказал он. – Мне всё равно, что у него внутри. А Гергиева нужно уволить».

источники

http://www.svoboda.org/

http://topdialog.ru/

Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия - День открытых дверей на новой сцене Мариинского театра. 5.05.2013.

В здании новой сцены Мариинского театра 5-го мая, в день Светлого праздника Пасхи, провели день открытых дверей. Все жители Петербурга, желающие посмотреть Мариинку - 2, пришли на Крюков канал. Вход был бесплатным, но нужно было всё же получить прикрепительный билетик в группу, которые сопровождали экскурсоводы.

Получив заветный билетик, нужно было дождаться входа вашей группы. Народ собрался со всего Питера, не все успели на экскурсию, которая продолжалась до 16.00. Во время ожидания. можно было осмотреть здание снаружи, вспомнить историю строительства, дебаты по поводу уничтожения исторического центра Петербурга, обвинения Валерия Гергиева во всех грехах и т.п. Да, на месте теперешней второй сцены Мариинки действительно стоял Дворец культуры им. Первой Пятилетки, в котором я бывала на спектаклях, когда гастролировали столичные театры, и в театре нашего театрального педагога и режиссёра Вениамина Фильштинского "Перекрёсток", где в спектакле "В поисках Годо" впервые встретилась с его учениками, потом актёрами театра им. Ленсовета, а сейчас МХАТа, Константином Хабенским, Михаилами Пореченковым и Трухиным, Андреем Дибровым.

Когда говорят о кощунственном разрушении сталинского раритета, забывают о том, что и это "чудо" архитектуры было построено на месте действительно исторического здания - Литовского рынка, в проектировании которого принимал участие Великий Джакомо Кваренги.

Вот на месте этих двух ранее снесённых зданий и было построено здание второй сцены Мариинского театра.

Ждём на берегу канала. Ни суеты, ни давки, все терпеливо ждут, когда дежурный назовёт номер нужной группы.

Не стану обсуждать вопросы архитектуры здания, об этом пусть спорят люди знающие - специалисты.Мне почему-то вспомнилась история строительства Эйфелевой башни в Париже, которую уж как только не ругали! "Клякса Парижа" - таково было название этого сооружения в те времена, а писатель Ги де Мопассан, регулярно обедая в ресторане на верхнем ярусе башни, объяснял это тем, что оттуда не видно этого "отвратительного сооружения". Время всё расставило по местам и теперь Эйфелева башня стала символом города и самым посещаемым туристами местом в мире.Так что, время и рассудит...
Пришло время входа нашей группы и мы заходим в холл первого этажа и сразу же окунаемся в красоту, простор, свет и уют одновременно.

Стены отделаны нежно медового цвета драгоценным ониксом, мраморные колонны и пол, лестницы с мраморными и стеклянными ступенями, а на потолке..

.

Подвески из стразов Сваровски, переливающиеся всеми цветами радуги, отражая свет люстр.

На верхние этажи - всего их семь над землёй и три подземных - ведут широкие лестницы. Ступени не крутые и подниматься не трудно.

На втором этаже расставлены стенды с театральными костюмами. Костюмы когда-то принадлежали примам и премьерам Мариинки, а теперь стали реликвиями театра и музейными экспонатами.

Это не муляжи, а настоящий реквизит, когда-то участвовавший в представлениях.

Под костюмами есть таблички, где написано,кому принадлежал данный экспонат, но читать и,тем более, записывать времени нет - спешим за экскурсоводом.

Какие же искуссные руки готовили и расшивали эти прекрасные костюмы!!!

Просторные холлы, закоулочки, ведущие к входам в залы, всё сверкает ониксом.

Малый зал, вмещающий немного зрителей, с удобными креслами и покатым полом, поэтому головы впереди сидящих не загораживают сцены и то, что на ней происходит.

Ну, и наконец, святая святых - большой зал.

В ложе тоже подвески из кристалов Сваровски.

Огромная сцена, когда мы заходим в зал, она открыта - идут монтажные работы.

Оркестровая яма, расчитанная на размещение в ней до двухсот музыкантов. Пюпитры, подсветки, инструменты... Люблю момент перед началом спектакля, когда музыканты настраивают инструменты - предвестие начала СОБЫТИЯ!

Зал с удобными креслами - посидела, оценила, правда просторно и уютно! В зале помещается 2000 зрителей. Партер.

Расстояние между рядами таково, что опоздавшим не придётся поднимать целый ряд, вполне удобно проходить.

Ярусы, которыё уходят под самый потолок.

Наконец, опускают занавес - их несколько, нам достался с гусинным пером, не пушкинскую ли оперу готовят к показу?

Экскурсовод рассказывает, что один из занавесов - копия с работы замечательного художника Александра Головина. Я нашла в интернете этот занавес, который и здесь будет подниматься и опускаться на представлениях. Фото взято мной с сайта Artcontext.

Спрашиваю о ценах на билеты, экскурсовод отвечает, что от 600 руб и до... на оперу "Набукко" с участием Пласидо Доминго и Марии Гулегиной на основной сцене билеты стоят 12000 рублей! Конечно, не всем доступны, но уповаем на социальные мероприятия на сценах театра, которые проводятся Валерием Гергиевым ежегодно. Экскурсия окончена, можно уходить, но так не хочется расставаться с красотой, кроме того, можно послушать концерт учащихся музыкальной школы при консерватории. Иду в холл, где проходит концерт опять мимо красивых стендов. Аккустика такова. что звуки игры детей доносятся в самые дальние уголки. Прохожу мимо прекрасного букета из драгоценных камней - восторг!

Детей не снимаю, так как звуки щелчка аппарата могут мешать малышам. Играют хорошо, уходить не хочется, но...нужно.
Вот и всё! Теперь у нас в Петербурге есть ещё одна прекрасная сцена. Верю мнению музыкантов, уже опробывавших сцену, оценивших акустику и с восторгом отозвавшихся о новом зале.
Через Крюков канал перекинут подвесной мостик, соединяющий старую и новую сцены. Этот мост вызвал такой град ругани ценителей архитектуры! Но, если это технологическая необходимость, можно и смириться с не очень красивым видом. Наверно, ванты - подвески могли быть и более ажурными, но, что есть. то есть.

Вот и всё о новой сцене. Ждём премьерных и текущих спектаклей и надеемся, что жизнь её будет долгой и счастливой!

Мариинский театр (Санкт-Петербург, Россия) - репертуар, стоимость билетов, адрес, телефоны, официальный сайт.

  • Туры на майские в Россию
  • Горящие туры по всему миру

Предыдущая фотография Следующая фотография

Мариинский театр - один из крупнейших музыкальных театров России, сыгравший ведущую роль в становлении русского хореографического и оперного искусства. Оркестр театра под руководством В. А. Гергиева входит в число лучших симфонических коллективов мира, тогда как оперная и балетная труппы по праву считаются сильнейшими среди отечественных и зарубежных коллективов. В репертуаре театра наряду с классическими постановками - ультрасовременные спектакли прогрессивных хореографов и мировые премьеры современных композиторов.

История

История возникновения Мариинки восходит к 1783 г., когда по указу Екатерины Великой был открыт Большой (Каменный) театр на площади, позднее получившей название Театральной. На его месте сейчас находится Санкт-Петербургская консерватория. Сцена в театре была оборудована по последнему слову техники, а само здание по проекту Антонио Ринальди поражало своими размерами и архитектурой. Русская труппа выступала здесь попеременно с зарубежными, шли драматические спектакли, устраивались концерты. Со временем спектакли русской оперной труппы были перенесены на сцену Александринского театра и так называемого Театра-цирка, расположенного напротив Большого.

Когда в 1859 году Театр-цирк сгорел, на его месте был построен нынешний Мариинский, названный так в честь императрицы Марии Александровны, супруги Александра II. Сюда переехали оперная, а позже и балетная труппы. 2 октября 1860 года состоялось торжественное открытие театра постановкой «Жизнь за царя» Глинки. В XIX веке здание дважды подвергалось реконструкции, была улучшена акустика зала и сцены.

Во время блокады Ленинграда в здание театра попало более двадцати снарядов, но к окончанию войны оно уже было восстановлено. На протяжении практически всего советского периода театр именовался Кировским, под этим именем его до сих пор помнят за рубежом. В 1992 году театру было возвращено его историческое название, и сейчас это Мариинский Государственный академический театр оперы и балета. В 2006 г. театр получил в своё распоряжение Концертный зал на улице Декабристов.

Репертуар театра и фестивали

В репертуар Мариинского театра сегодня входят классические произведения оперы и балета - «Щелкунчик», «Сильфида», «Жизель», «Дон Кихот», «Баядерка», «Спящая красавица», «Князь Игорь», «Аида», и концертные программы симфонической музыки. Ежегодно на сцене театра появляются премьерные спектакли, некоторые из них рождаются в результате сотрудничества с крупнейшими сценами мира: Ковент Гарден, Ла Скала, Ла Фениче, Операми Тель-Авива и Сан-Франциско и др.

Мы рады предложить поклонникам театра организацию турпоездки и услуги по заказу билетов в Мариинский театр.

Мариинский театр – символ русской культуры. Летосчисление его труппы ведется с 1783 года, когда в Петербурге был открыт Большой театр, на месте которого находится сейчас Санкт-Петербургская консерватория.

В XVIII веке во второй Адмиралтейской части Петербурга появилась площадь Карусель – так называлось театрализованное конное действо – любимое развлечение придворного общества. Здесь же проходили народные гулянья с танцами и музыкой, а в неказистой деревянной постройке шли драматические представления, давались спектакли итальянской оперной труппы, в которых принимали участие воспитанники Петербургской танцевальной школы. По приказу Екатерины Великой на месте этого здания был воздвигнут Большой (Каменный) театр, великолепием и пышностью превосходивший крупнейшие театры Европы. Он открылся в 1783 году представлением оперы Паизиелло «На Луне». Площадь перед театром стала называться Театральной. В 1802 году театр перестроил архитектор Тома де Томон, в 1836-м его реконструировал Альберт Кавос.

29 января 1849 года в здании, выстроенном напротив Большого театра по проекту архитектора Альберта Кавоса, праздничным конным представлением открылся Конный цирк. Он был спроектирован так, что мог использоваться и как театральное помещение. Ровно через десять лет цирк сгорел. Восстановленное здание предназначалось только для музыкальных спектаклей. Сюда переехала русская оперная, а затем, в сезоне 1885/86 года, и петербургская балетная труппа.

Открывшийся 2 октября 1860 года оперой Михаила Глинки «Жизнь за царя» театр стал называться Мариинским , по имени супруги Александра II императрицы Марии Александровны. Это был театр, по свидетельству современников, великолепнейший в Европе, но из-за нехватки служебных площадей и устаревших деревянных конструкций его приходилось постоянно перестраивать. В XIX веке здание театра дважды реконструировалось. По проекту главного архитектора Дирекции Императорских театров Шретера в 1884–1886 гг. перестраивались закулисные помещения. В 1894–1896 гг. главным инженером Смирновым проведена реконструкция зрительской части. К главному фасаду, выходящему на площадь, пристроили новый корпус с вестибюлем, парадными лестницами и фойе. Яркий живописный плафон выполнен живописцем Фрачиоли по эскизам профессора Дузи. Бронзовая трехъярусная люстра с хрустальными подвесками и канделябры были изготовлены на пожертвования купца Плеске, награжденного золотой медалью «во внимание к такой особой артистической заслуге». Великолепная декоративная отделка зрительного зала в основном сохранилась до наших дней. Ослепительная белизна скульптур, мягкое сияние позолоты, голубой тон обивки и драпировок – таков уникальный колорит зрительного зала, самого лирического театрального зала Европы.

Уникальный занавес, ставший эмблемой Мариинского театра , создан в 1914 году по эскизам выдающегося театрального художника Александра Головина. В 1952 году художник Симон Вирсаладзе изменил цветовую гамму занавеса в соответствии с цветом обивки мебели и драпировки зрительного зала: из темно-красного он сделал его сине-голубым. Во время Второй мировой войны в здание театра попало более двух десятков снарядов, но к осени 1944 года оно уже было восстановлено. В конце 1960-х годов в ходе реконструкции была перестроена сценическая коробка. Подъемный пол оркестровой ямы и другие технические приспособления позволяют по-разному использовать оркестр и добиваться сложных декоративных эффектов. Вторая сцена Мариинского театра на набережной Крюкова канала располагается по адресу улица Декабристов, 34. Проект театра был разработанный известной канадской фирмой Diamond Schmitt Architects.

Главное фойе театра украшено люстрами Swarovski, выполнеными в виде хрустальных пузырьков, нанизанных на невидимые нити и светящихся благодаря встроенному светодиодному освещению. Стены выполнены из оникса, подсвечиваемого изнутри, что заметно меняет внешний облик здания в вечернее время, благодаря панорамным окнам и многочисленным узким оконным проемам, выходящими на ул. Декабристов. Мраморные полы и многочисленные лестницы дополняют внутреннее пространство. Зрительный зал на 2000 мест создан по традиционной многоярусной модели – в его основе лежат те же принципы, что и в знаменитых оперных театрах XVIII и XIX века – изогнутая форма в виде подковы и три яруса балконов. Именно такая конфигурация обеспечивает уютную атмосферу, наилучшую акустику и прекрасный обзор.

Зал, включая царскую ложу, и облицован резными панелями из бука, которые украшают балконы, спроектированы в соответствии с требованиями акустики. Поскольку ярусов три, а не четыре, пространство между ними увеличено, что способствует лучшему распространению звука (особенно в последних рядах).

Освещение сцены отвечает всем современным требованиям. Вместе с этим, за счет приборов акцентирующей подсветки, произведенных компанией «Сваровски» и размещенных на ярусах, зал сияет, как сияли старинные залы при свете небольших ярусных канделябров.