Жизненный и творческий путь шумана. Роберт шуман - биография, фото, личная жизнь композитора

Роберт Шуман (1810-1856) – немецкий композитор, музыкальный критик и педагог. Один из выдающихся музыкантов эпохи такого художественного направления в искусстве, как романтизм. Ему пророчили будущее лучшего пианиста Европы, но Роберт повредил руку и не смог дальше играть на музыкальном инструменте, в связи с этим посвятил свою жизнь написанию музыки.

Родители

Роберт родился 8 июня 1810 года в немецком городке Цвиккау, расположенном в живописной Саксонии.

Глава семейства, Фридрих Август Шуман, был сыном обедневшего священника из Ронненбурга. Обладал от природы поэтическим талантом. Однако бедность, в которой протекали его детские и юношеские годы, заставили парня расстаться с мечтами о поэзии и заняться торговым делом. Окончив школу, он поступил на службу к одному купцу в качестве ученика. Но торговля была ему крайне противна, в то время как книгами Фридрих Август зачитывался до сумасшествия. В конце концов, он ушёл от купца, вернулся домой к родителям и занялся литературным делом. Написанный им роман не был опубликован, но стал поводом для знакомства с книготорговцами. Шумана пригласили работать помощником в книжную лавку, и он с радостью согласился.

В скором времени Фридрих Август познакомился с очаровательной девушкой Иоганной Кристианой Шнабель, которую полюбил всем сердцем. Их браку воспротивились родители невесты из-за крайней бедности жениха. Но настойчивый Шуман за год так усердно потрудился, что скопил денег не только на свадьбу, но и на открытие собственной книжной лавки. Когда торговые дела пошли особенно успешно, Фридрих Август перевёл их в город Цвиккау, где открыл магазин под названием «Братья Шуманы».

Мама Роберта Шумана, Иоганна Кристиана, в отличие от замкнутого и серьёзного мужа была женщиной весёлой, горячей, иногда вспыльчивой, но очень доброй. Она занималась домом и воспитанием детей, которых в семье было пятеро – сыновья (Карл, Эдуард, Юлий, Роберт) и дочь Эмилия.

Будущий композитор был самым младшим ребёнком в семье. Мать после его рождения впала в какой-то экзальтированный восторг и сосредоточила на Роберте всю свою материнскую любовь. Она называла младшенького ребёнка «светлой точкой на своём жизненном пути».

Детство

Шуман рос шаловливым и весёлым ребёнком. Мальчик был очень симпатичным, с тонко очерченным личиком, которое обрамляли белокурые длинные локоны. Он был не только любимым маминым сыночком, но и баловнем всего семейства. Взрослые и дети спокойно терпели проказы и капризы Роберта.

В шестилетнем возрасте мальчика отдали в школу Денера. Среди одноклассников Шуман сразу же стал выделяться и первенствовать. Во всех играх он был вожаком, а когда играли в самую любимую – в солдатики, Роберт непременно избирался полководцем и руководил сражением.

Нельзя сказать, что в школе Шуман учился блестяще, но его богатая творческая натура проявилась сразу. Обнаружив у ребёнка отличный музыкальный слух, в семилетнем возрасте родители отдали его к местному органисту обучаться игре на фортепиано. Помимо музыкальности проявились в Роберте и отцовские гены, мальчик сочинял стихи, чуть позже трагедии и комедии, которые разучивали с товарищами и демонстрировали, иногда даже за умеренную плату.

Как только Роберт обучился игре на фортепиано, сразу же стал импровизировать и писать музыку. Поначалу он сочинял танцы, которые кропотливо записывал в толстую нотную тетрадку. Самое уникальное, что у него получалось делать на музыкальном инструменте, – изображать при помощи звуков черты характеров. Он таким образом рисовал на фортепиано своих друзей. Это выходило так здорово, что мальчишки, собравшись вокруг юного композитора, покатывались от смеха.

Страсть к музыке

Шуман долго колебался, чему посвятить свой жизненный путь – музыке или литературе? Отец, конечно же, хотел, чтобы сын осуществил его несбывшиеся мечты и стал писателем или поэтом. Но всё решил случай. В 1819 году в Карлсбаде мальчик попал на концерт Мошелеса. Игра виртуоза произвела на юного Шумана необыкновенное впечатление, он потом долго хранил концертную программку, словно святыню. С этого дня Роберт понял, что сердце его окончательно и бесповоротно принадлежит музыке.

В 1828 году юноша окончил гимназию, получив диплом первой степени. Радость от этого слегка омрачалась предстоящим выбором карьеры и профессии. К этому времени умер отец, и Роберт лишился всяческой творческой поддержки. Мама настаивала на дальнейшем юридическом образовании. Послушав её уговоры, Роберт стал студентом Лейпцигского университета. В 1829 году он перевёлся в одно из самых престижных в Германии высших учебных заведений – университет Гейдельберга.

Но сердце молодого композитора истосковалось по музыке, и в 1830 году Шуман получил разрешение от матери бросить юридическую учёбу и заняться творческой деятельностью.

Творчество

Он вернулся в Лейпциг, нашёл хороших наставников и стал заниматься уроками фортепиано. Роберту хотелось стать виртуозным пианистом. Но во время обучения у него случился паралич среднего и указательного пальцев, из-за чего пришлось расстаться с мечтой и сосредоточиться на музыкальном сочинительстве. Одновременно с композицией он занялся музыкальной критикой.

В 1834 году он основал влиятельное периодическое издание – «Новая музыкальная газета». На протяжении нескольких лет он был её редактором и печатал там свои статьи.

Большинство произведений Роберт писал для фортепиано. В основном это «портретные», лирико-драматические и изобразительные циклы из нескольких небольших пьес, которые между собою связаны сюжетно-психологической линией:

  • «Бабочки» (1831);
  • «Карнавал» (1834);
  • «Давидсбюндлеры», «Фантастические отрывки» (1837);
  • «Крейслериана», «Детские сцены» (1838);
  • «Любовь поэта» (1840);
  • «Альбом для юношества» (1848).

В 1840 году Роберту была присвоена учёная степень доктора философии Лейпцигского университета. Этот год вообще стал для композитора самым плодотворным в его творчестве, воодушевлённый женитьбой на любимой женщине, он написал около 140 песен.

В 1843 году Феликс Мендельсон основал в Лейпциге высшую школу музыки и театра (сейчас консерватория), Шуман занимался в ней преподаванием по композиции и фортепиано, чтением партитур.

В 1844 году Роберт прервал свою преподавательскую деятельность и работу в музыкальной газете, так как поехал с женой в гастрольный тур в Москву и Петербург. Приняли их там очень горячо. Клара играла у самой Государыни, а Шуман завёл много полезных знакомств. Особенно впечатлила супругов роскошь Зимнего Дворца.

Вернувшись из России, Роберт отказался дальше издавать газету и полностью посвятил себя написанию музыки. Но такое усердное рвение к работе пагубно стало сказываться на его состоянии. Расстраивало композитора и то обстоятельство, что его повсюду встречали как мужа знаменитой пианистки Клары Вик. Путешествуя с женой в гастрольных турах, он всё больше убеждался, что его слава не вышла за пределы Лейпцига и Дрездена. Но Роберт никогда не завидовал успеху супруги, ведь это Клара была первой исполнительницей всех произведений Шумана и делала его музыку знаменитой.

Личная жизнь

В сентябре 1840 года Роберт женился на дочери своего музыкального наставника Фридриха Вика. Этот брак встретил много препятствий на своём пути. При всём уважении к Шуману, Фридрих Вик желал для своей дочери более подходящего жениха. Влюблённые даже прибегли к крайней мере – обратились в суд с просьбой решить их судьбу.

Суд вынес решение в пользу молодых, и они сыграли скромную свадьбу в селе Шенфельд. Осуществилась мечта Шумана, теперь рядом с ним были любимая Клара Вик и фортепиано. Блестящая пианистка соединилась с великим композитором, у них родилось восемь детей – четыре девочки и четыре мальчика. Супруги были безумно счастливы, пока у Роберта не начались психические отклонения.

Последние годы жизни

В 1850 году Шумана пригласили в Дюссельдорф занять место городского директора музыки. Приехав с женой в этот город, они поразились тёплой встрече, которую им оказали. Роберт с радостью начал работать на новой должности: вёл духовные концерты в церкви, каждую неделю занимался с хором, управлял симфоническими оркестрами.

Под свежими впечатлениями в Дюссельдорфе композитор создал «Рейнскую симфонию», «Мессинскую невесту», увертюры к Шекспировской драме «Юлий Цезарь» и к произведению Гёте «Герман и Доротея».

Однако вскоре начались размолвки с оркестром, и в 1853 году с Шуманом не продлили контракт. Он с женой уехал путешествовать в Голландию, но там начали проявляться симптомы психической болезни. Вернувшись в Германию, легче не стало. Наоборот, апатия и признаки болезни усиливались. Сознание такого печального состояния подтолкнуло Роберта к самоубийству, он пытался свести счёты с жизнью, кинувшись в реку Рейн с моста. Композитора спасли и поместили в психиатрическую клинику неподалёку от Бонна.

Поначалу ему разрешали переписываться с Кларой и принимать друзей. Но вскоре врачи заметили, что после посещений Шуман дико возбуждался, и товарищам запретили приходить к больному. Роберт впал в состояние глубочайшей меланхолии, помимо слуховых и зрительных у него начались галлюцинации обоняния и вкуса. Силы душевные угасали, физическое здоровье иссякало ещё быстрее, так как композитор полностью отказался от еды. Он ушёл из жизни 29 июля 1856 года в результате истощения организма.

При вскрытии черепа обнаружили, что причина болезни находилась именно здесь: у Шумана были переполнены кровеносные сосуды, кости в основании черепа стали утолщёнными и пустили новую костную массу, которая острыми кончиками прорвала внешний мозговой покров.

Тело великого композитора перевезли в Бонн и предали земле при огромном стечении народа.

+Манфред

I. С творчеством Роберта Шумана музыкальный романтизм вступил в новую фазу своего развития. Это - зрелый этап романтизма, время его цветения в музыке, давшее миру в 30-40-е годы XIX века Шопена, Берлиоза, Паганини, Беллини, начавших свою деятельность Верди, Листа и Вагнера. (В русской музыке это было временем расцвета гения Глинки, многообразие которого включает и романтические черты).

Творчество Шумана, связанное с предшествующими (шубертовскими, бетховенскими) традициями, имеет многие точки соприкосновения и с поздними романтиками – Листом, Вагнером, Брукнером, особенно непосредственно подводит к Брамсу. Шуман (вместе с Шопеном) занимает центральное положение в истории музыкального романтизма. Романтизм Шумана подвергается значительной эволюции: начинает формироваться в конце 20-х – связь с Жан Полем (иенская школа), Гофманом, 30-е годы – бурная кульминация (штюрмерские годы), серед.40-х – эволюционирует в сторону объективизации худож. метода, эмоциональной уравновешенности. Заметны связи с классическими традициями (симфонии, вок.-оратор. жанры). В самом конце творческого пути Шуман теряет художественную самобытность.

В нем сконцентрировались такие качества нем. романтизма как интимность, душевность, психологизм. И другой полюс немецкой романт. сущности – ирония, проникнутая болью и тоской о недостижимом пркрасном. Две грани, два типа героя, отражающих двустороннюю сущность конфликтного шумановского восприятия = Флорестан и Эвсебий. Обобщение двух начал шумановского романтизма - всепроникающий, душевный тихий тон мечты и мятежность порыва, неистовость фантазии, ирония, смех. Оба образа тесно связаны друг с другом.

Есть и другая антитеза – образы народно-национальной традиции, сфера эпического. Отсюда две линии Шумана – субъективно-психологическая (форт. и вокальная лирика) и объективно-жанровая, легендарно-эпическая (симфонии, оратории), которые противостоят друг другу (переплетаются между собой в фантазии C-dur – контрастные планы образов). И все же главное для Шумана – сфера духовности, интимности чувств. И в этом акценте на мире внутреннем, психологическом (усилив. по сравнению с Шубертом) Ш. отразил общую направленность эволюции романтизма.



Метод раскрытия душевного, лирического мира Шумана - через контрасты эмоциональных движений показана внутренняя нить психологического развития. Внимание к психологическому анализу (роднит форт. и вокальн. миниатюры Шумана и оперы Вагнера). Для Шумана важна символическая связь внутри антитезы – мир реальный и фантастика (универс. для всего романтизма). Образные контрасты Ш. – суть жизни, новое её постижение. Шуман стремится познать жизнь во всех её проявлениях, философский охват действительности, реакция на все происходящее в мире, и особенно в его стране.

Отношение к форме. Новая музыкальная форма, рожденная романтической эстетикой. Свободное чередование образов, частая и внезапная смена настроений, переключения из одного плана в другой. Циклов очень много!

Метод Шумана исходил из романтически понимаемой диалектики, основанной на идеи Несовместимости идеала и действительности, желаемого и существующего , двойственности внешнего и внутреннего.

Духовное формирование Ш. началось в 20-е годы , когда романтизм в Германии прошел через расцвет в литературе. Импульсы все шли из литературы. В Шумане очень тесно переплелись музыка и литература. Синтез искусств, проникновение музыкального начала в литературу, особенно в поэзию, и наоборот. Сочентание в вокальных жанрах, в обращении к литературным образам и сюжетам. Дальше – «Новеллетты», циклы-рассказы, лирические миниатюры (Листок из альбома, пьесы с названиями «Поэт говорит» и др.) Шуман считал, что название произведения усиливает силу музыки. Литературно-сюжетное начало отражается не в прямой программности (также имеющей место), а более внутренне и свободно – в особенностях хода музыкального развития.

Особенности творческой эволюции : овладевал планомерно : фортепиано - вокал - камерные жанры - концерт - симфония - оратория - опера - духовная музыка. Изданных - опусов - 147 в различных жанрах: миниатюры, песни, симфонии, ораториальные сочинения, оперы. Был ряд доопусных сочинений разных жанров - ф-но, песни, юнош. симфонии, квартеты. На самом деле получил хорошее музыкальное образование. Затем всю жизнь занимался самообразованием - добирал. Это композитор с великолепной техникой, в т.ч. полифонической.

(1810-1856) ровесник Шопена, Листа, Вагнера, Мендельсона - со всеми был знаком. Не многим более 20 лет пришлось на активный период творчества. 2,5 года в лечебнице в конце жизни. Создал очень много. Продолжатель бетховенской линии. Шуман - и классик, и романтик. Шумановский универсализм - в выборе жанров тоже сказывается: есть и лирические рапсодические пьесы, и классические жанры - сонаты, симфонии, ансамбли. Важен синтез классического и романтического. Во все периоды творчества естественно и то, и другое. Не играл на органе, но есть 6 фуг на BACH - и этим вошел в органную музыку. Детская музыка (для юношества - не автор. название - “43 характерных пьесы”). Опера - без Геновевы представить развитие оперы трудно. Т.е. во всех областях, в которых работал оставил значительный след.

Вопрос периодизации творчества очень важен. Каждый период имеет свой тонус, характер, есть своя доминанта.

Ранний период – конец 20-х и начало 30-х (до Карнавала) проходит под знаком литературных и пианистических занятий, борьба за право стать музыкантом. Студенческие годы – сначала Лейпциг, затем Гейдельберг. Путешествия по Италии и Швейцарии.

30-егг - поиск в жанровой сфере, манере сочинения. Период «Бури и натиска», бурный взлет его гения. Создатель своего романтического фортепианного стиля. Он весь в художественном порыве, творческом движении. Создает: «Карнавал», «Симфонические этюды», сонаты «Крейслериану», фантазию C-dur, «Танцы Давидсбюндлеров», новеллетты, «Фантастические пьесы», «Детские сцены», «Ночные пьесы». Активно развивается его литературно-критическая деятельность. В 1834 году в Лейпциге Шуман создал свой журнал «Новый музыкальный журнал». Обязанности Шумана в журнале были многосторонними – он был издателем, редактором, автором большинства статей. Защищал тардиции классиков и прокладывал дорогу будущему поколению, подлинному новаторству. Статьи о Шопене, Берлиозе, Брамсе. Шуману принадлежит открытие симфонического гения Шуберта.

Средний период - 40-е - женитьба, выход за рамки фортепианной музыки. Взросшая творческая активность, расширение жанровой системы. Лейпцигский этап (до поездки в Россию в 1844г.) и дрезденский этап (1844-1850гг.) Смещение в другие жанры. Песни: 1840г. – «Круг песен» (Гейне), «Мирты» и второй «Круг песен» (Эйхендорф), «Любовь и жизнь женщины» (Шамиссо) «Любовь поэта» (Гейне). Затем обращается к крупным формам инструментальной и вокальной музыки. Фортепианный концерт, первая симфония, три струнных квартета, форт. ансамбли (квинтет и квартет Es-dur), оратория «Рай и Пери». Развитие лирико-романтического русла, претворение классических форм вместе с объективизацией тематики.

Дрезден (после поездки в Россию) .Новые стороны творчества. Дрезден сыграл выдающуюся роль в истории немецкой романтической оперы (Вебер приезжает, Вагнер). Опера «Геновева». Другая линия интересов Шумана – классики (Бах, Моцарт, Бетховен). Он принимает участие в заседании Баховского общества, изучает партитуры опер Моцарта, слушает «Фиделио». Пишет «Реквием по Миньоне» на стихи «Вильгельма Мейстера» Гёте. Замысел оратории «Сцены из «Фауста» Гёте» (закончил в Дюссельдорфе в 1853г.). Много хоровых произведений (связано с его деятельностью) – стимул к этому революция (48-49гг.) и восстание в Дюссельдорфе в 1849г. «Манфред». 1844г. - заболел серьезно. Выходил долго - погружение в Баха - изменение в типе композиции, в способе сочинения музыки. Барочная струя, полифония усиливается.

Поздний период 50-е годы. Внутренняя борьба – борьба творческого начала и угасания духовных сил. Последние годы Шумана – встреча и общение с Брамсом (1853г.). 2.5 года пролежал в лечебнице.

Многие жанры связаны с жизненными обстоятельствами. Например, хоры - Дрезден и Дюссельдорф - руководил разными коллективами. Музыка для детей - 2 альбома, 3 сонаты, много для 4-х рук - писалось как раз в те годы, когда подрастали его старшие дочери.

Шуман - сын издателя, при том пишущего, делал переводы. Шуман - варился в этом с детства. Позже - при издании учитывал все стороны практической составляющей.

Вместе с Шуманом в музыку пришла высокая литература, часто в нетронутом виде, неадаптированная. Эксперименты, новшества Шумана. Интересовался новым в литературе - очень маленький временной промежуток разделял издание литературы и использование ее Шуманом.

Внес огромный вклад в развитие музыкально-выразительных средств - гармония, декламация, форма - монотематические композиции - 4 симфония, ф-ный концерт. Новаторство карнавала - провокационные названия, коротко, техника работы с четырьмя нотами.

Особые жанровые миксты - концертштюк, оратория и опера, театр.пьеса и оратория, вок.цикл и мемориальная статья?

Периоды творчества освещены и представлены в концертной практике неравномерно. Большее внимание уделяется раннему, из среднего выборка, поздний - огромное количество сочинений, но знаем очень мало.

Еще при жизни начали говорить - “Шуман начал как гений, а закончил как талант”. Не совсем верно. Сейчас переоценивается творческое наследие.

«Манфред» - выдающийся образец романтического симфонизма. Написана увертюра в 1848 году, музыка к поэме Манфред Байрона. Определила многие характерные черты нового этапа музыкального романтизма. Образ самого героя – «Фауста 19 века» , композиция увертюры, ее выразительные средства приближают шумановское произведение к поэмному симфонизму Листа, стилистическим чертам драм Вагнера. [Музыка Австрии и Германии].

Роберт Шуман (нем. Robert Schumann; 8 июня 1810, Цвиккау - 29 июля 1856, Эндених) - немецкий композитор, педагог и влиятельный музыкальный критик. Широко известен как один из выдающихся композиторов эпохи романтизма. Его учитель Фридрих Вик был уверен, что Шуман станет лучшим пианистом Европы, но из-за повреждения руки Роберту пришлось оставить карьеру пианиста и посвятить жизнь сочинению музыки.

До 1840 года все сочинения Шумана были написаны исключительно для фортепиано. Позднее было опубликовано много песен, четыре симфонии, опера и другие оркестровые, хоровые и камерные произведения. Свои статьи о музыке он публиковал в Новой музыкальной газете (нем. Neue Zeitschrift für Musik).

Вопреки желаниям отца, в 1840 году Шуман женится на дочери Фридриха Вика Кларе. Его жена также сочиняла музыку и имела значительную концертную карьеру пианистки. Прибыль с концертов составляла большую часть состояния её отца.

Шуман страдал от психического расстройства, впервые проявившегося в 1833 году эпизодом сильной депрессии. После попытки самоубийства в 1854 году он, по собственному желанию, был помещён в психиатрическую клинику. В 1856 году Роберт Шуман скончался, так и не излечившись от душевной болезни.

Дом Шумана в Цвиккау

Родился в Цвиккау (Саксония) 8 июня 1810 года в семье книгоиздателя и писателя Августа Шумана (1773-1826).

Первые уроки музыки Шуман брал у местного органиста Иоганна Кунша; в возрасте 10 лет начал сочинять, в частности, хоровую и оркестровую музыку. Посещал гимназию в родном городе, где познакомился с произведениями Дж. Байрона и Жан Поля, став их страстным поклонником. Настроения и образы этой романтической литературы со временем отразились в музыкальном творчестве Шумана. В детстве он приобщился к профессиональной литературной работе, составляя статьи для энциклопедии, выходившей в издательстве его отца. Серьёзно увлекался филологией, выполнял предыздательскую корректуру большого латинского словаря. А школьные литературные сочинения Шумана написаны на таком уровне, что были посмертно изданы в качестве приложения к собранию его зрелых журналистских трудов. В определённый период юности Шуман даже колебался, избрать ли ему поприще литератора или музыканта.

В 1828 году он поступил в Лейпцигский университет, а в следующем году перешёл в университет Гейдельберга. Он по настоянию матери планировал стать юристом, но музыка всё больше затягивала юношу. Его влекла идея стать концертирующим пианистом. В 1830 году он получил разрешение матери полностью посвятить себя музыке и вернулся в Лейпциг, где надеялся найти подходящего наставника. Там он начал брать уроки фортепиано у Фридриха Вика и композиции у Генриха Дорна.

Роберт Шуман, Вена, 1839

Во время обучения у Шумана постепенно развился паралич среднего пальца руки и частичный паралич указательного пальца, из-за чего ему пришлось оставить мысль о карьере профессионального пианиста. Широко распространена версия о том, что данное повреждение случилось из-за использования тренажера для пальцев (палец привязывался к шнурку, который был подвешен к потолку, но мог «ходить» вверх и вниз по принципу лебедки), который Шуман якобы самостоятельно изготовил по типу популярных в то время тренажеров для пальцев «Dactylion» Генри Герца (1836) и «Happy Fingers» Тициано Поли. Ещё одна необычная, но распространенная версия гласит, что Шуман в стремлении достичь невероятной виртуозности пытался удалить себе на руке сухожилия, связывающие безымянный палец со средним и мизинцем. Ни одна из этих версий не имеет подтверждений, и обе они были опровергнуты женой Шумана. Сам Шуман связывал развитие паралича с чрезмерным писанием от руки и чрезмерной продолжительностью игры на фортепиано. Современное исследование музыковеда Эрика Самса, опубликованное в 1971 году, предполагает, что причиной паралича пальцев могло стать вдыхание паров ртути, которой Шуман по совету врачей того времени, возможно, пытался излечиться от сифилиса. Но ученые-медики в 1978 году сочли сомнительной и эту версию, предположив, в свою очередь, что паралич мог возникнуть в результате хронической компрессии нерва в районе локтевого сустава. До настоящего времени причина недомогания Шумана остается неустановленной.

Шуман серьёзно занялся композицией и одновременно музыкальной критикой. Найдя поддержку в лице Фридриха Вика, Людвига Шунке и Юлиуса Кнорра, Шуман смог в 1834 году основать одно из влиятельнейших в дальнейшем музыкальных периодических изданий - «Новую музыкальную газету» (нем. Neue Zeitschrift für Musik), которое на протяжении нескольких лет редактировал и регулярно публиковал в нём свои статьи. Он зарекомендовал себя приверженцем нового и борцом с отжившим в искусстве, с так называемыми филистерами, то есть с теми, кто своей ограниченностью и отсталостью тормозил развитие музыки и представлял собой оплот консерватизма и бюргерства.

Музыкальная комната композитора в музее Шумана в Цвиккау

В октябре 1838 года композитор переехал в Вену, однако уже в начале апреля 1839 года вернулся в Лейпциг. В 1840 году Лейпцигский университет присвоил Шуману звание доктора философии. В том же году, 12 сентября, в деревенской церкви Шёнефельда по Лейпцигом состоялось бракосочетание Шумана с дочерью его учителя, выдающейся пианисткой - Кларой Жозефиной Вик. В год бракосочетания Шуманом было создано около 140 песен. Несколько лет совместной жизни Роберта и Клары протекли счастливо. У них родилось восемь детей. Шуман сопровождал жену в концертных поездках, а она, в свою очередь, часто исполняла музыку мужа. Шуман преподавал в Лейпцигской консерватории, учреждённой в 1843 году Ф. Мендельсоном.

В 1844 году Шуман вместе с супругой отправился в гастрольную поездку в Санкт-Петербург и Москву, где их принимали с большим почётом. В том же году Шуман переезжает из Лейпцига в Дрезден. Там впервые проявились признаки нервного расстройства. Лишь в 1846 году Шуман поправился настолько, что был в состоянии снова сочинять.

В 1850 году Шуман получил приглашение на должность городского директора музыки в Дюссельдорфе. Однако вскоре там начались размолвки, и осенью 1853 года контракт не был возобновлен. В ноябре 1853 года Шуман вместе с женой отправляется в путешествие по Голландии, где его и Клару принимали «с радостью и с почестями». Однако в том же году вновь стали проявляться симптомы болезни. В начале 1854 года после обострения болезни Шуман попытался покончить жизнь самоубийством, бросившись в Рейн, но был спасён. Его пришлось поместить в психиатрическую лечебницу в Энденихе близ Бонна. В больнице он почти не сочинял, эскизы новых сочинений утеряны. Изредка ему разрешали увидеться с супругой Кларой. Роберт умер 29 июля 1856 года. Похоронен в Бонне.

Роберт и Клара, 1847

Творчество

В своей музыке Шуман больше, чем любой другой композитор, отразил глубоко личностную природу романтизма. Его ранняя музыка, интроспективная и зачастую причудливая, была попыткой порвать с традицией классических форм, по его мнению, слишком ограниченных. Во многом родственное поэзии Г. Гейне, творчество Шумана бросало вызов духовной убогости Германии 1820-х - 1840-х годов, звало в мир высокой человечности. Наследник Ф. Шуберта и К. М. Вебера, Шуман развивал демократические и реалистические тенденции немецкого и австрийского музыкального романтизма. Мало понятая при жизни, большая часть его музыки теперь расценивается как смелое и оригинальное явление в гармонии, ритме и форме. Его произведения тесно связаны с традициями немецкой музыкальной классики.

Большая часть фортепианных произведений Шумана - это циклы из небольших пьес лирико-драматического, изобразительного и «портретного» жанров, связанных между собой внутренней сюжетно-психологической линией. Один из самых типичных циклов - «Карнавал» (1834), в котором пёстрой вереницей проходят сценки, танцы, маски, женские образы (среди них Киарина - Клара Вик), музыкальные портреты Паганини, Шопена. Близки к «Карнавалу» циклы «Бабочки» (1831, по мотивам произведения Жан Поля) и «Давидсбюндлеры» (1837). Цикл пьес «Крейслериана» (1838, названный по имени литературного героя Э. Т. А. Гофмана - музыканта-фантазёра Иоганнеса Крейслера) принадлежит к высшим достижениям Шумана. Мир романтических образов, страстная тоска, героический порыв отображены в таких произведениях Шумана для фортепиано, как «Симфонические этюды» («Этюды в форме вариаций», 1834), сонаты (1835, 1835-1838, 1836), Фантазия (1836-1838), концерт для фортепиано с оркестром (1841-1845). Вместе с произведениями вариационного и сонатного типов у Шумана есть фортепьянные циклы, построенные по принципу сюиты или альбома пьес: «Фантастические отрывки» (1837), «Детские сцены» (1838), «Альбом для юношества» (1848) и др.

В вокальном творчестве Шуман развивал тип лирической песни Ф. Шуберта. В тонко разработанном рисунке песен Шуман отобразил детали настроений, поэтические подробности текста, интонации живого языка. Значительно возросшая у Шумана роль фортепьянного сопровождения даёт богатое очерчивание образа и нередко досказывает смысл песен. Наиболее популярный из его вокальных циклов - «Любовь поэта» на стихи Г. Гейне (1840). Он состоит из 16 песен, в частности, «О, если б цветы угадали», или «Слышу песни звуки», «Я утром в саду встречаю», «Я не сержусь», «Во сне я горько плакал», «Вы злые, злые песни». Другой сюжетный вокальный цикл - «Любовь и жизнь женщины» на стихи А. Шамиссо (1840). Разнообразные по смыслу песни входят в циклы «Мирты» на стихи Ф. Рюккерта, И. В. Гёте, Р. Бёрнса, Г. Гейне, Дж. Байрона (1840), «Круг песен» на стихи Й. Эйхендорфа (1840). В вокальных балладах и песнях-сценах Шуман затронул весьма широкий круг сюжетов. Яркий образец гражданской лирики Шумана - баллада «Два гренадера» (на стихи Г. Гейне). Некоторые песни Шумана - это простые сценки или бытовые портретные зарисовки: музыка их близка к немецкой народной песне («Народная песенка» на стихи Ф. Рюккерта и др.).

В оратории «Рай и Пери» (1843, на сюжет одной из частей «восточного» романа «Лалла Рук» Т. Мура), равно как в «Сценах из Фауста» (1844-1853, по И. В. Гёте), Шуман близко подошёл к осуществлению своей давней мечты о создании оперы. Единственная законченная опера Шумана «Геновева» (1848) на сюжет средневековой легенды не завоевала признания на сцене. Творческим успехом явилась музыка Шумана к драматической поэме «Манфред» Дж. Байрона (увертюра и 15 музыкальных номеров, 1849).

В 4 симфониях композитора (так называемая «Весенняя», 1841; Вторая, 1845-1846; так называемая «Рейнская», 1850; Четвёртая, 1841-1851) преобладают светлые, жизнерадостные настроения. Значительное место в них занимают эпизоды песенного, танцевального, лирико-картинного характера.

Шуман внёс большой вклад в музыкальную критику. Пропагандируя на страницах своего журнала творчество музыкантов-классиков, борясь против антихудожественных явлений современности, он поддерживал новую европейскую романтическую школу. Шуман бичевал виртуозное франтовство, равнодушие к искусству, которое прячется под маской благонамеренности и фальшивой учёности. Главные из выдуманных персонажей, от лица которых выступал Шуман на страницах печати, - пылкий, неистово дерзкий и иронический Флорестан и нежный мечтатель Эвзебий. Оба символизировали полярные черты характера самого композитора.

Идеалы Шумана были близки передовым музыкантам XIX столетия. Его высоко ценили Феликс Мендельсон, Гектор Берлиоз, Ференц Лист. В России творчество Шумана пропагандировали А. Г. Рубинштейн, П. И. Чайковский, Г. А. Ларош, деятели «Могучей кучки».

Память

Музеи

Музей Роберта Шумана в Цвиккау

Музей Роберта и Клары Шуман в Лейпциге

Музей Роберта Шумана в Бонне

Памятники

Бюст Роберта Шумана

Памятник Р. Шуману в Цвиккау

Могила Роберта и Клары Шуман

Монеты и почтовые марки

К 200-летию со дня рождения композитора (2010) в ФРГ была выпущена памятная серебряная монета номиналом 10 евро

Почтовая марка ГДР, посвящённая Р. Шуману, 1956, 20 пфенингов (Михель 542, Скотт 304)

Почтовая марка СССР, 1960 год

Основные произведения

Здесь представлены произведения, часто используемые в концертной и педагогической практике в России, а также произведения большого масштаба, но редко исполняемые.

Для фортепиано

  • Вариации на тему «Abegg»
  • Бабочки, ор. 2. Музыка оркестрована Н. Н. Черепниным для балета М. Фокина «Бабочки» (1912).
  • Танцы давидсбюндлеров, ор. 6 (1837)
  • Токката до мажор, ор. 7
  • Allegro си минор, ор. 8
  • Карнавал, ор. 9. Музыка оркестрована в 1902 году группой русских композиторов, среди которых был Н. А. Римский-Корсаков; в 1910 году использована М. М. Фокиным для постановки балета «Карнавал», сюжет которого близок заявленной Р. Шуманом программе цикла.
  • Три сонаты:
    • Соната № 1 фа диез минор, ор. 11
    • Соната № 3 фа минор, ор. 14
    • Соната № 2 соль минор, ор. 22
  • Фантастические пьесы, ор. 12
  • Симфонические этюды, ор. 13
  • Детские сцены, ор. 15
  • Крейслериана, ор. 16
  • Фантазия до мажор, ор. 17
  • Арабески, ор. 18
  • Блюменштюк, ор. 19
  • Юмореска, ор. 20
  • Новеллетты, ор. 21
  • Ночные пьесы, op. 23
  • Венский карнавал, ор. 26
  • Альбом для юношества, ор. 68
  • Лесные сцены, op. 82
  • Пёстрые листки, op. 99
  • Утренние песни, op. 133
  • Тема с вариациями ми-бемоль мажор

Концерты

  • Концерт для фортепиано с оркестром ля минор, ор. 54
  • Konzertstück для четырёх валторн и оркестра, op. 86
  • Интродукция и Allegro Appassionato для фортепиано с оркестром, op. 92
  • Концерт для виолончели с оркестром, op. 129
  • Концерт для скрипки с оркестром, 1853
  • Интродукция и Allegro для фортепиано с оркестром, op. 134
  • Пьесы-фантазии для кларнета и фортепиано, op. 73
  • Märchenerzählungen, Op. 132

Вокальные произведения

  • «Круг песен» (Liederkreis), ор. 24 (сл. Гейне, 9 песен)
  • «Мирты», ор. 25 (на стихи различных поэтов, 26 песен)
  • «Круг песен», ор. 39 (сл. Эйхендорфа, 12 песен)
  • «Любовь и жизнь женщины», ор. 42 (сл. Шамиссо, 8 песен)
  • «Любовь поэта» (Dichterliebe), ор. 48 (сл. Гейне, 16 песен)
  • «Семь песен. На память о поэтессе Елизавете Кульман», ор. 104 (1851)
  • «Стихотворения королевы Марии Стюарт», ор. 135, 5 песен (1852)
  • «Геновева». Опера (1848)

Камерная музыка

  • Три струнных квартета
  • фортепианное трио № 1 ре минор, соч. 63
  • фортепианное трио № 2 Фа мажор, соч. 80
  • фортепианное трио № 3 соль минор, соч. 110
  • Фортепианный квинтет ми бемоль мажор, соч. 44
  • Фортепианный квартет ми бемоль мажор, соч. 47

Симфоническая музыка

  • Симфония № 1 си бемоль мажор (известная как «Весенняя»), ор. 38
  • Симфония № 2 до мажор, ор. 61
  • Симфония № 3 ми бемоль мажор «Рейнская», ор. 97
  • Симфония № 4 ре минор, ор. 120

Увертюры

  • Увертюра, скерцо и финал для оркестра ор. 52 (1841)
  • Увертюра к опере «Геновева» ор. 81 (1847)
  • Увертюра к «Мессинской невесте» Ф. Ф. Шиллера для большого оркестра ор. 100 (1850-1851)
  • Увертюра к «Манфреду», драматической поэме в трех частях лорда Байрона с музыкой ор. 115 (1848)
  • Увертюра к «Юлию Цезарю» Шекспира для большого оркестра ор. 128 (1851)
  • Увертюра к «Герману и Доротее» Гёте для оркестра ор. 136 (1851)
  • Увертюра к "Сценам из «Фауста» Гёте WoO 3 (1853)

Обработки и переложения музыки Шумана

  • К. Шуман. Фортепианные транскрипции ряда песен
  • Ф. Лист. Фортепианные транскрипции ряда песен, в том числе песни «Посвящение».
  • Г. Малер. Переоркестровка всех четырёх симфоний
  • А. Глазунов. Переоркестровка Симфонии № 3
  • Дж. Селл. Переоркестровка всех четырёх симфоний

Записи произведений Шумана

Полный цикл симфоний Шумана записали дирижёры:

  • Николаус Арнонкур, Леонард Бернстайн, Карл Бём, Дуглас Босток, Антоний Вит, Джон Элиот Гардинер, Кристоф фон Донаньи, Вольфганг Заваллиш, Герберт фон Караян, Отто Клемперер, Рафаэль Кубелик, Курт Мазур, Риккардо Мути, Джордж Селл, Джузеппе Синополи, Бернард Хайтинк, Филипп Херревеге, Серджиу Челибидаке (с разными оркестрами), Рикардо Шайи, Георг Шолти, Кристоф Эшенбах, Пааво Ярви.

Ему запрещали любить, приказывали забыть о Кларе Вик… А он все равно женился по любви. Жена была не только талантлива, супругу под стать, но и преданна ему до самой смерти…

Стать гением для начала

Родился 1810 года, в Цвиккау (Германия). Его растили, окружая восхищением и обожанием. Ведь мальчик с раннего детства проявлял незаурядные способности в литературе и музыке. Однако после того, как Роберт окончил гимназию в родном Цвиккау, мама не верила в то, что ее сын может стать знаменитым композитором. Ведь сколько можно заработать на жизнь музыкой? Да и как соревноваться с такими, как Мендельсон или Шопен? Как же она ошибалась! Ведь несмотря на потраченные годы в изучении юриспруденции Роберт совершенно точно решил: музыка для него на первом месте.

Он бросил все, чтобы развивать свой талант. Но еще одним толчком послужило расставание с замужней любовницей Агнес Карус. Встретившись в доме одного знакомого, он влюбился в ее пение, но этот роман не увенчался счастливым концом. Хотя… Что ни делается – все к лучшему: именно Агнес привела Роберта к профессору Вику. Спустя какое-то время Шуман поселился в доме наставника и преподавателя музыки Фридриха Вика. Шесть-семь часов за фортепиано, разрабатывая пальцы, для него не было пределом. Он бы с удовольствием играл весь день напролет. Кстати, из-за чрезмерного усердия у будущего композитора развилась анемия руки.

Пианистка от Бога

Кроме одаренного ученика у Вика была еще и очень талантливая дочь. Ее звали Клара. Когда ей было пять, отец развелся с матерью. А спустя два года Фридрих уже расписал дальнейшую судьбу дочери, представляя ее у алтаря музыки. Уже в одиннадцать лет она впервые выступала сольно, а через год отправилась в турне. Покорности пришел конец, когда она познакомилась с Робертом Шуманом . Он был старше ее на девять лет, но эту границу между ними стирала музыка.

Роберт Шуман посмотрел на нее иначе

Шли годы, и маленькая улыбчивая девочка превратилась в настоящую леди. Ей было уже семнадцать, а Роберт не мог отвести от нее глаз. Они проводили вместе много времени, и Шуман решил признаться в своих чувствах. Это случилось, когда она вышла провожать его до двери поздно вечером. Роберт вдруг обернулся и поцеловал. Клара едва не потеряла сознание – так трепетало ее сердце. Он сделал ей предложение, и девушка ответила согласием. Влюбленные даже ездили за благословением к матери Шумана.

Единственным, кто не воспринимал их как пару, был отец Клары. Может быть, в нем взыграла отеческая ревность… Совершенно точно известно, что от такого неблагополучного зятя он отказался. Мало того, что тот не располагает достаточными финансами, так еще и ходят слухи о депрессиях и пьянстве, в котором он топит свои переживания.

Фридрих Вик увез дочь в длительное турне. Общаться или переписываться Кларе было запрещено категорически! Наступило время молчания длиной в полтора года, а следом за ним – четырехлетняя война за счастье.

Если очень любишь…

Разлука поправила благосостояние Шумана , но сердце его все еще болело. Он собрался сделать все от него зависящее и вернуть себе Клару!

«Все ли Вы еще верны и тверды? – несмело написал в письме Роберт. – Как бы непоколебимо я в Вас ни верил, но и самое твердое мужество поколеблется, когда ничего не слышно о том, что человеку на свете всего дороже. А для меня дороже всего на свете – Вы».

Она была рада получить весть от него, но между ними по-прежнему стоял отец. Тем не менее Клара ответила: «Вы просите у меня лишь простого «да»? Такое крошечное словечко, и так важно? Но неужели сердце, полное невыразимой любви, как мое, не должно выговорить это словечко от всей души? Так я и поступаю, и душа моя шепчет Вам вечное «да».

Отстоять судьбу в суде

В июне 1839 года Королевский высший апелляционный суд города Лейпцига принял к рассмотрению прошение от известного композитора Роберта Шумана. В обращении было сказано: «Мы, нижеподписавшиеся и Клара Вик, в течение уже нескольких лет питаем совместное и сердечное желание соединиться друг с другом. Однако отец Клары, Фридрих Вик, торговец фортепиано, невзирая на многочисленные дружеские просьбы, упрямо отказывается дать свое согласие. Поэтому мы обращаемся с покорнейшей просьбой принудить указанного господина дать свое отеческое благословение на заключение нами брачного союза или соблаговолить вместо него дать свое всемилостивейшее соизволение».

Конечно, такое действие повлекло за собой грандиозный скандал. Неоднократно устраивались примирительные встречи, но Вик отказался являться в суд. Мало того, он поставил зятю немыслимые условия (в основном, материального характера). Когда же Шуман отказался, отец любимой пошел на совсем не джентльменский поступок, очерняя имена молодых, распространяя отвратительные слухи.

В декабре Вику пришлось предстать перед судьей. Попыток обвинить Шумана во всех смертных грехах он не оставлял. Семейная ссора переросла в нечто совершенно непостижимое. Судье пришлось несколько раз призывать Вика к спокойствию. Но когда Клару спросили, с кем она хочет покинуть зал, и ответом было: «С моим возлюбленным» – отец взбесился окончательно, заорав: «Тогда я прокляну тебя! И дай бог, в один день ты придешь к моему дому нищенкой, с кучей детей!» В тот день она много плакала, а Шуман написал в своем блокноте: «Никогда не забывай того, что пришлось пережить Кларе ради тебя!»

Фридриху Вику удалось затянуть процесс еще на полгода, но он проиграл. Мало того, отец Клары после суда был приговорен за клевету на Шумана к 18 дням тюрьмы.

с Кларой Вик

Шутя Шуман в последний раз перед свадьбой предупреждал девушку: «У меня много недостатков, дорогая. А один – просто невыносимый. Людям, которых я люблю больше всего, я стараюсь доказать свою любовь тем, что делаю им все назло. Например, ты мне скажешь: «Милый Роберт, ответь на это письмо, оно давно лежит». И, думаешь, что я сделаю? Я найду тысячу причин, чтобы это не делать – ни за что!.. А еще, милая, тебе надо знать, что самые искренние выражения любви я принимаю холодно, и тех, кого люблю больше всего, больше всего и обижаю… Такой уж я ужасный человек». Но ее любовь была слишком велика, чтобы из-за такой мелочи отступиться.

12 сентября 1840 года Роберт и Клара наконец поженились. Шуман благодарил небо и Всевышнего за этот дар. Он сочинил 138 прекрасных песен – гимнов торжествующей любви. И всю эту силу творчества ему дала Клара. Став единым целым, они затмили своей музыкой соперников. Только когда Вик убедился, что зять достиг всеобщего признания и славы, написал: «Дорогой Шуман! Теперь мы не должны быть далеки друг от друга. Вы теперь тоже отец, к чему долгие объяснения? С радостью ждет Вас Ваш отец Фридрих Вик».

Черная туча

В Лейпциге дом четы стал настоящим центром музыкальной жизни города. Но вся проблема заключалась в том, что его называли «салоном несравненной Клары». Несмотря на то, что популярный и действительно признанный Шуман много работает, его любят и дом его полная чаша… Он страдает, считая свое существование всего лишь тенью яркой жизни жены. За два месяца концертов Клара зарабатывала больше, чем он за год. Его душа неотвратимо погружалась во тьму безумия. Шуман заболел, ему стали видеться галлюцинации.

«Ах, Клара, я недостоин твоей любви. Я знаю, что болен, и хочу, чтобы меня положили в психиатрическую больницу».

Оттуда он выходил однажды, чтобы утопиться. Однако его спасли, и остаток жизни Шуман глядел на мир из окна палаты, не видя детей и жены. Только за два дня до смерти Кларе позволили посетить Роберта. Но он уже ничего не мог ей сказать… 1856 года композитор скончался.

Конец пути Клары Шуман

Она переехала в Баден-Баден. Успешно гастролировала по городам Европы. Клара до самой смерти оставалась знаменитой пианисткой. В 1878 году она получила приглашение стать «первым педагогом фортепьяно» во вновь созданную консерваторию Хоха во Франкфурте-на-Майне, где она преподавала 14 лет. Клара редактировала произведения Роберта Шумана и опубликовала ряд его писем. Свой последний концерт она дала 12 марта 1891 года. Ей был 71 год. Через пять лет Клара Шуман перенесла апоплексический удар и умерла спустя несколько месяцев в возрасте 76 лет. Согласно ее желанию была похоронена в Бонне на Старом кладбище рядом с мужем.

ФАКТЫ

У Роберта и Клары было восемь детей. Шуман сопровождал жену в концертных поездках, а она часто исполняла музыку мужа.

Шуман был преподавателем в Лейпцигской консерватории, учрежденной Ф. Мендельсоном.

В 1844 году состоялась гастрольная поездка Шумана вместе с супругой в Санкт-Петербург и Москву, где их принимали с большим почетом.

Биография

Дом Шумана в Цвиккау

Роберт Шуман, Вена, 1839

Основные произведения

Здесь представлены произведения, часто используемые в концертной и педагогической практике в России, а также произведения большого масштаба, но редко исполняемые.

Для фортепиано

  • Вариации на тему «Abegg»
  • Бабочки, соч. 2
  • Танцы давидсбюндлеров, соч. 6
  • Карнавал, ор. 9
  • Три сонаты:
    • Соната № 1 фа диез минор, ор. 11
    • Соната № 3 фа минор, ор. 14
    • Соната № 2 соль минор, ор. 22
  • Фантастические пьесы, ор. 12
  • Симфонические этюды, ор. 13
  • Детские сцены, соч. 15
  • Крейслериана, ор. 16
  • Фантазия до мажор, ор. 17
  • Арабески, ор. 18
  • Юмореска, ор. 20
  • Новеллетты, ор. 21
  • Венский карнавал, ор. 26
  • Альбом для юношества, ор. 68
  • Лесные сцены, op. 82

Концерты

  • Konzertstück для четырех валторн и оркестра, op. 86
  • Интродукция и Allegro Appassionato для фортепиано с оркестром, op. 92
  • Концерт для виолончели с оркестром, op. 129
  • Концерт для скрипки с оркестром, 1853
  • Интродукция и Allegro для фортепиано с оркестром, op. 134

Вокальные произведения

  • «Мирты», ор. 25 (на стихи различных поэтов, 26 песен)
  • «Круг песен», ор. 39 (сл. Эйхендорфа , 20 песен)
  • «Любовь и жизнь женщины», ор. 42 (сл. А. фон Шамиссо, 8 песен)
  • «Любовь поэта», ор. 48 (сл. Гейне , 16 песен)
  • «Геновева». Опера (1848)

Симфоническая музыка

  • Симфония № 2 до мажор, ор. 61
  • Симфония № 3 ми бемоль мажор «Рейнская», ор. 97
  • Симфония № 4 ре минор, ор. 120
  • Увертюра к трагедии «Манфред» (1848)
  • Увертюра «Мессинская невеста»

См. также

Ссылки

  • Роберт Шуман: Ноты произведений на International Music Score Library Project

Музыкальные фрагменты

Внимание! Музыкальные фрагменты в формате Ogg Vorbis

  • Sempre Fantasticamente ed Appassionatamente (info)
  • Moderato, Sempre energico (info)
  • Lento sostenuto Sempre piano (info)
Произведения Роберта Шумана
Для фортепиано Концерты Вокальные произведения Камерная музыка Симфоническая музыка

Вариации на тему «Abegg»
Бабочки, соч. 2
Танцы давидсбюндлеров, соч. 6
Карнавал, ор. 9
Соната № 1 фа диез минор, ор. 11
Соната № 3 фа минор, ор. 14
Соната № 2 соль минор, ор. 22
Фантастические пьесы, ор. 12
Симфонические этюды, ор. 13
Детские сцены, соч. 15
Крейслериана, ор. 16
Фантазия до мажор, ор. 17
Арабески, ор. 18
Юмореска, ор. 20
Новеллетты, ор. 21
Венский карнавал, ор. 26
Альбом для юношества, ор. 68
Лесные сцены, op. 82

Концерт для фортепиано с оркестром ля минор, ор. 54
Konzertstück для четырех валторн и оркестра, op. 86
Интродукция и Allegro Appassionato для фортепиано с оркестром, op. 92
Концерт для виолончели с оркестром, op. 129
Концерт для скрипки с оркестром, 1853
Интродукция и Allegro для фортепиано с оркестром, op. 134

«Круг песен», ор. 35 (сл. Гейне, 9 песен)
«Мирты», ор. 25 (на стихи различных поэтов, 26 песен)
«Круг песен», ор. 39 (сл. Эйхендорфа, 20 песен)
«Любовь и жизнь женщины», ор. 42 (сл. А. фон Шамиссо, 8 песен)
«Любовь поэта», ор. 48 (сл. Гейне, 16 песен)
«Геновева». Опера (1848)

Три струнных квартета
Фортепианный квинтет ми бемоль мажор, соч. 44
Фортепианный квартет ми бемоль мажор, соч. 47

Симфония № 1 си бемоль мажор (известная как «Весенняя»), ор. 38
Симфония № 2 до мажор, ор. 61
Симфония № 3 ми бемоль мажор «Рейнская», ор. 97
Симфония № 4 ре минор, ор. 120
Увертюра к трагедии «Манфред» (1848)
Увертюра «Мессинская невеста»


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Шуман Роберт" в других словарях:

    ШУМАН, РОБЕРТ АЛЕКСАНДР (Schumann, Robert Alexander) РОБЕРТ ШУМАН (1810 1856), немецкий композитор. Родился в Цвиккау (Саксония) 8 июня 1810. Первые уроки музыки Шуман брал у местного органиста; в возрасте 10 лет начал сочинять, в том числе… … Энциклопедия Кольера