Когда был открыт уйгурский музыкально драматический театр. Государственный республиканский уйгурский театр музыкальной комедии

Республиканский Уйгурский театр был открыт в 1934 году в г.Алматы, который стал центром театральной и музыкальной культуры, частицей многонационального театра Республики.
В своих лучших спектаклях Уйгурский музыкально-драматический театр создавал образы большой социальной значимости, характеры людей сильных, бескомпромиссно вступающих в борьбу за справедливость, за интересы народа, за социальные преобразования, за национальную независимость. Это были героико-романтические образы Садыра Палвана, Махмута Кужамьярова, Назугум, Лутпуллы, Билала Назыма, Абдуллы Розибакиева, психологически тонко разработанные образы Анархан, Санам, Аймхан, Аманисы, страстные поборники правды и справедливости батрак Саит и придворный поэт Хапиз, солдат Айса и другие.
В сентябре 1941 года Уйгурский музыкально-драматический театр перебазировался в село Чилик, Алма-атинской области.
В начале 60-х годов театр переехал в Алма-Ату. Коллектив театра на раннем этапе своего формирования усиленно воспринимал опыт более развитых театральных культур русского, казахского, узбекского, татарского народов не только за счет приглашения профессиональных режиссеров, художников и композиторов, но главным образом по лини репертуара.
Творческий опыт театра, его 70-летняя история свидетельствует об активном поиске наиболее плодотворных путей в творчестве, и поэтому вполне закономерными были искания, эксперименты коллектива направленные на то, чтобы разнообразить и обогатить творческую палитру. За прошедшие годы в Уйгурском театре выросла замечательная плеяда мастеров сцены. Это народные артисты Казахстана - А.Шамиев, С.Саттарова, М.Семятова, М.Бакиев, Р.Илахунова, З.Акбарова, Н.Маметова, К.Абдрасулов, М.Ахмадиев, заслуженные артисты Республики Казахстан - Ж.Асимов, Г.Джалилов, Х.Илиева, М.Зайнаудинов, А.Супиев, Р.Тохтанова, А.Акбаров, Т.Бахтыбаев, С.Исраилов, М.Рахманова, К.Закиров, Г.Саитова, Р.Саттарова, Р.Махпирова, М.Маметбакиев, А.Акбарова, заслуженные деятели искусств РК
П. Ибрагимов, И.Масимов, А.Кадыров, заслуженный деятель РК - А.Айсаев.
В тесном контакте с театром работали народный артист СССР, лауреат государственной премии СССР, композитор К.Кужамьяров, народный артист РК Г.Дугашев, композиторы И.Масимов, Н.Кибиров, И.Исаев, Ш.Шаймарданова и другие.
В истории театра навсегда останутся имена тех деятелей искусств, которые на заре формирования уйгурского музыкально-драматического театра способствовали его творческому становлению: узбекские режиссеры -А.Ибрагимов, В.Азимов, казахские режиссеры - А.Исмаилов, А.Мамбетов, Б.Омаров, К.Джетписбаев, армянин С.Башоян, артисты Тамараханум, К.Байсеитова, Х.Насирова, композиторы - Д.Мацуцин, А.Полеванов, Б.Ерзакович, Иванов-Сокольский и другие.
Значительным событием в истории театра была поездка его на гастроли в г. Москву в 1981 году.
С 1967 года Уйгурский музыкально-драматический театр стал именоваться «Уйгурским театром музыкальной комедии».
В 1984 году в канун 50-летия Государственный Уйгурский театр был награжден орденом "Знак Почета" за достигнутые творческие успехи в деле развития многонационального искусства Казахстана.
Наконец в 2002 году Уйгурский театр открыл свой сезон в новом реконструированном здании.

Академический Уйгурский театр музыкальной комедии имени Куддуса Кужамьярова расположен в крупнейшем городе Казахстана — Алма-Ате. Является единственным профессиональным театром уйгурского народа в целом мире.

В 1920-х годах в Алма-Ате начал свою деятельность клуб национальных меньшинств. При нем открылся драматический кружок, который в течение короткого времени осуществил несколько удачных театральных постановок. Зрители хорошо приняли спектакли «Назугум» Ж. Ганиева и Н. Абдусаматовой, «Мансаппараст» А. Розыбакиевой и «Садыр Хонрук» З. Башири.

Официальной датой открытия Уйгурского театра стал сентябрь 1934 года. В этот день была сыграна премьера музыкальной драмы Д. Асимова «Анархан». С тех пор театр считается настоящим центром музыкальной и театральной культуры уйгурского народа. Коллектив театра рос, здесь стали работать не только любители, но и профессиональные режиссеры и композиторы.

Разнообразнее становился репертуар, что только укрепило позиции театра, как инструмента формирования нового национального самосознания. Уйгурский театр взял на себя просветительские задачи, создавая спектакли не только по мотивам национального фольклора, но и используя в качестве базы лучшие произведения мировой и отечественной классики.

Государственный республиканский уйгурский театр музыкальной комедии — панорама Яндекс. Карты

Во время Великой Отечественной войны половина труппы театра, почти весь мужской состав, была мобилизована на фронт. В города Казахстана и Средней Азии эвакуировали более двадцати театров с европейской части СССР. В Алма-Ате повсеместно открываются военные госпитали и здание театра переходит к одному из них. В конце 1941 года коллектив Уйгурского театра переезжает в поселок Чилик Алма-Атинской области

Несмотря на трудные военные годы, здесь было поставлено более тридцати одноактных спектаклей, регулярно проводились концерты на военную тему. Более 50 тысяч рублей, собранные театром, отправляются для нужд обороны страны. В начале 1960-х годов театр возвращается в Алма-Ату.

В 1984 году театр награждается орденом «Знак Почёта» за успешную пятидесятилетнюю деятельность и выдающиеся успехи в развитии искусства Республики Казахстан.

Первый выезд за рубеж был датирован 1997 годом, когда театр участвовал в IX международном фестивале экспериментальных постановок в столице Египта — Каире. Через год театр выезжает во многие зарубежные страны, включая США, Великобританию, Швейцарию, Финляндию, Китай, Турцию, участвует в венгерском фестивале визуального искусства «Медиавейв-98».

В 2002 году, после восьмилетнего перерыва он начинает свой новый сезон в полностью реконструированном здании. На торжественной церемонии открытия присутствовал Нурсултан Назарбаев — президент Казахстана, который высоко оценил вклад Уйгурского театра в творческую жизнь страны. В канун семидесятилетнего юбилея, в 2005 году, театру присваивается право носить имя профессора и знаменитого композитора Куддуса Кужамьярова — народного артиста СССР.

Репертуар Уйгурского театра

С самого начала своей творческой деятельности на сцене театра ставятся спектакли по пьесам уйгурских авторов. Самыми успешными следует назвать «Ковровщицы» М. Зульпикарова, «Священные шаги» Д. Рузиева, «Буря» Х. Абдуллина, «Назугум» К. Хасанова, «Нужен ли доктор?» М. Зульпикарова.

Параллельно уделялось внимание классическим произведениям. Были созданы такие постановки как «Гнев Одиссея» А. Вальехо, «Отелло» У. Шекспира. Ставились спектакли по пьесам М. Горького, Н. Гоголя, Мольера, Гольдони и других известных авторов. На сегодняшний день афиша Уйгурского театра музыкальной комедии все также наполнена интересными спектаклями и музыкальными постановками.

Особое внимание уделялось постановкам, в которых использовались произведения казахстанской драматургии. Первым таким спектаклем стал «Козы корпеш — Баян сулу», поставленный по пьесе талантливого молодого автора Г. Мусрепова. Он был показан зрителям в 1930-х годах. С тех пор здесь было сыграно множество спектаклей по произведениям таких казахстанских авторов как К. Шангитбаева, Ш. Хусаинова, А. Тажибаева, С. Муканова, М. Ауэзова. В последние годы большим успехом у местных зрителей и критиков пользовалась музыкальная фантасмагория «Махамбет» А. Тарази и историческая — «Кашгария», по пьесе Ш. Шаваева.

Труппа

На сцене Уйгурского театра играли замечательные актеры, признанные мастера сцены. Здесь выступали Народные артисты Казахстана М. Ахмадиев, К. Абдрасулов, Н. Маметова, Р. Илахунова, М. Семятова, С. Саттарова, А. Шамиев. Многие актеры были удостоены звания заслуженного артиста Казахстана, среди них А. Акбарова, М. Маметбакиев, Р. Махпирова, Г. Саитова, К. Закиров, М. Рахманова, Т. Бахтыбаев, С. Исраилов, А. Акбаров, Р. Тохтанова, А. Супиев, М. Зайнаудинов и другие.

Также в развитие творческой деятельности театра большой вклад внесли заслуженные деятели искусств Республики Казахстан А. Айсаев, А. Кадыров, И. Масимов, П. Ибрагимов. Участвовали в постановках многие известные композиторы: народный артист Казахстана К. Кужамьяров, Ш. Шаймарданова, И. Исаев, Н. Кибиров, И. Масимов, а также известный педагог и дирижер, Народный артист Казахской ССР Газиз Ниязович Дугашев.

Здание театра

Через некоторое время после переезда в Алма-Ату в 1967 году, театр получает новое имя — Уйгурский театр музыкальной комедии. Располагался он первое время в здании, расположенном на улице Пушкина, 41. В 1969 году состоялся переезд в бывший клуб НКВД, построенный по проекту архитектора И. Буровцева в 1935 году.

С 1987 года здание является памятником истории и культуры местного значения. В 2010 году при составлении нового списка памятников, строение не было внесено, потому что в результате реконструкции потеряло свой исторический архитектурный облик.

Реконструкция проводилась с 1994 по 2002 годы, в результате чего была расширена площадь 2, 3 и 4 этажей. Облик здания претерпел значительные изменения, перестал существовать многоступенчатый фасад. Два корпуса, расположенные по торцам здания, преобразовались в единую входную группу. В настоящее время театр находится в современном здании со стеклянным фасадом. Зрительный зал театра свободно вмещает около 500 человек.

Как добраться

Уйгурский театр музыкальной комедии расположен на улице Наурызбай Батыра, 83. Ближайшая станция метро «Алмалы», первой линии Алматинского метрополитена, находится на расстоянии 1,2 километра от театра. Из метро следует выйти в правую сторону, в направление улицы Кабанбай Батыра, пройти до улицы Наурызбай Батыра и повернуть направо. Слева будет парк Карагайлы, а сразу за ним расположено здание театра.

На общественном транспорте до Уйгурского театра можно добраться на автобусах и троллейбусах. Ближайшие остановки:

  • «Драмтеатр» — автобусы № 32, 92, 205. Она находится прямо напротив театра.
  • «Улица Наурызбай батыра» — троллейбусы № 9. Отсюда нужно пройти пешком порядка 270 метров.
  • «Улица Кабанбай батыра» — автобусы № 30, 34, 123, троллейбусы № 7. Идти пешком порядка 360 метров.
  • «Детский мир» — автобусы № 16, 37, 48, 59, 99, 119, 126, 201. Идти пешком до театра около 520 метров.
  • «Улица Карасай батыра» — автобусы № 98, 99, троллейбусы № 5. Пройтись пешком порядка 770 метров.

В Алматы есть возможность воспользоваться мобильными приложениями крупных сервисов такси, таких как Uber, Везёт, Яндекс. Такси, Максим, inDriver, Эко Такси.

Видео о Государственном Академическом Уйгурском театре музыкальной комедии им. К. Кужамьярова

Уйгурская история за два часа, роскошные сценические декорации, парящие над залом орлы, выдвижные световые фонтаны и ледовая сцена – все это ждет Вас в новом уйгурском театре.

Хотя мое путешествие, как обычно, началось с Урумчи, о столице я все же решила подробно рассказать в конце.

А сейчас, я хочу открыть Вам другое потрясающее место – новый уйгурский театр и будущий самый большой восточный базар в мире! Ведь именно здесь, Вы испытаете давно забытое чувство чуда, и сердце каждого уйгура наполнится счастьем.

О театре:

Уйгуры называют его Piaz Teatr, ведь его форма напоминает форму лука. В мире есть только один театр с такими дорогостоящими декорациями и спецэффектами как в новом уйгурском театре это Цирк Дю Солей в Лас-Вегасе. Хотя смею заявить, Ватанский театр новее и красивей Дю Солей. Даже меня, казалось бы уже искушенного зрителя, который в Лас-Вегасе видел Дю Солей и The Dream, глубоко затронуло и поразило представление в уйгурском театре.

Убранство театра в уйгурском стиле знакомит посетителей с местной культурой

Когда длинная дорога, проверки с металлоискателями и очереди будут уже позади, Вашему взору откроется роскошный вид внутреннего убранства театра. Золотые арки, расписные многоуровневые потолки, вырезанные из дерева узорчатые перила, и красивые восточные лампы – каждая деталь здесь пропитана богатой уйгурской культурой.


В центре зала Вас будет ждать макет самого большого в мире Восточного Базара, архитектура которого будет выполнена в уйгурском стиле(хотя наличие стройки базара Вы, итак, увидите, когда будете ехать в театр). Здесь построят целый город-базар, где у каждого города Ватана будет свой собственный корпус и возможность продавать свою продукцию. В городе будут расположены гостиницы и развлекательные центры, одним словом это будет жемчужина Нового Шелкового Пути. (Видео прилагается)

Возвращение на Западные Земли

Представление, которое сейчас показывают в театре, называется 回迁西域 (Возвращение на Западные земли). Познавательное, романтическое, трогательное, яркое, веселое, эффектное зрелище, в корне изменит Ваше представление об уйгурских танцах.

Цель представления рассказать обывателю о разных периодах уйгурской истории, формировании великого уйгурского народа и познакомить с уникальной культурой каждого города. Я знаю о чем Вы сейчас подумали… Дорогостоящая китайская пропаганда, brainwash? К моему удивлению организаторы обошлись без пропаганды (по крайней мере без явной) и передали в танцах ключевые моменты нашей истории.

Выступление открывает караван с настоящими верблюдами и парящими над сценой орлами, голос за сценой рассказывает историю великого Шелкового Пути и народа который живет здесь-уйгурах. Далее для Вас мастерски исполнят уйгурские танцы самые лучшие уйгурские артисты страны. К слову, в театре все же есть пару приглашенных артистов цирка из других стран для фигурного катания и других цирковых номеров. Умопомрачительные сценические эффекты захватывают дух, танцующие артисты на двигающехся световых экранах, световые фонтаны по середине сцены, которые мгновением ока превращаются в ледовую сцену, на которой мастерски исполняют фигурное катание (То, что когда-то являлось главной фишкой на выступлении Димы Билана на Евровидении, здесь просто одна малая часть представления) и т.д, заставляют зрителей буквально подпрыгивать от переполняющего восторга.

Здесь вам также расскажут о борьбе Ислама и Буддизма, принявшие Ислам уйгуры в черном будут беспощадно атаковать буддистов уйгуров, те будут повержены и исполнят трогательный летающий танец в небе на фоне изображений Пещеры Тысячи Будд в Куче. Далее вам откроют новый период уйгурской истории, любовь Аманисыхан и Абдурашид Хана и 12 мукамов. И лишь только в конце, последние пять минут выйдут остальные народы СУАР, которые тоже исполнят свои мини танцы (хотя исполнять их тоже будут артисты уйгуры) и завершат все это масштабные фонтаны по всей сцене и песня о дружбе народов.

Цены на билеты и где купить?

Хотя в театре есть касса, стоит покупать билеты заранее. Диапазон цен от 280 юаней до 680 юаней и выше, что для представления такого масштаба и по сравнению с цирком Дю Солей, очень даже дешево.

Билеты можно приобрести онлайн на сайтах:

и тд, сайтов много. Стоит поискать где подешевле и не соглашаться на первое предложение.

Где расположен и как проехать?

Не удивляйтесь если у Вас будет плохо работать Google Map, в Китае лучше всего пользоваться местными приложениями: 百度地图, 高德地图,腾讯地图。

Театр расположен в пригороде Урумчи, городке Чанг Ди (昌吉) по адресу 昌吉市乌昌交汇处屯河西岸。 Дорога на машине из Урумчи займет 40-50 минут при пробках.

Если ехать на автобусе, то придется сделать одну пересадку, сначала автобусы 537 или 105,66,109 выходим на станции 西虹路, пересаживаемся на 11 и выходим на 石油大厦.

Уйгуры народ древней и самобытной культуры. В 70 80-х гг. 19 в. ок. 100 тыс. уйгуров перешли из китайской провинции Синьцзян в Россию и расселились на территории совр. Казахстана, Киргизии, Узбекистана, Туркменистана. С давних времён во время празднеств исполнялись массовые танцы, сказители читали старинные поэмы, выступали нар. комики и фокусники. Однако проф. т-ра у уйгур до Октябрьской революции не было.

Установление Сов. власти в Туркестане вызвало огромную активность художеств. творчества уйгурского народа. В 1919 в Алма-Ате, Джаркенте (ныне г. Панфилов), Чплике и др. были созданы драм. кружки, в 1920 появились коллективы "Синей блузы". Из наиболее одарённых участников художеств. самодеятельности в 1934 в Алма-Ате был создан первый в истории уйгурского народа проф. т-р. Его создатели- участники самодеят. кружка при алма-атинском клубе нац. меньшинств во главе с драматургом и актёром Д. Асимовым. Первым худ. рук. был А. Ар-добус, а с 1935 - В. Азимов . Вначале коллектив выступал с концертной программой, состоящей из нар. песен и танцев, показывал одноактные и двухактные инсценировки, написанные Асимовым. В 1936 на основе самодеят. кружка был создан второй уйгурский проф. т-р в Казахстане - Джаркентский колх.-совх. т-р (худ. рук. А. Шамиев, затем А. Дуйсенов). Здесь были пост.: "Дочь Родины" С. Исмаилова (1936), "Звон" И. Саттарова (1939), "Хамдам" Д. Яхьярова (1940), "Япза-Янза" Д. Еркимбекова (1940), а также пьесы Гольдони , Мольера, В. Шкваркина, Г. Мусре-пова. В 1939 Совнарком и ЦК КП(б) Казахстана вынесли постановление "О развитии уйгурского искусства", по к-рому уйгурский т-р в Алма-Ате был реорганизован в межрайонный передвижной т-р с базой в с. Чилик Алма-Атинской обл., в 1962 из Чилика т-р вернулся в Алма-Ату. В Узбекистане уйгурский т-р был создан в 1935. В 1943 начал работать республиканский уйгурский т-р с базой в Андижане (Узб. ССР). Худ. рук. т-ра был В. Азимов. В труппе работали: М. Тохтаева, Р. Ибрагимова, С. Рузыскулова, Д. Асимов и др.

Источниками уйгурской драматургии являются богатый нац. фольклор, историч. прошлое и совр. жизнь народа. В 1935 Д. Асимов и А. Садыров написали муз. драму "Лейлихан и Анархан" на сюжет одноим. популярной уйгурской песни (1935, Алма-Атинский т-р), рассказывающей о трагич. судьбе уйгурской бедноты, её борьбе за свободу. Пьеса в течение 30 лет не сходит со сцены. Истории переселения уйгуров из Китая в Россию посв. пьеса "Омак-Омрак" Абдули-на и Камалова (1938, Алма-Ата), совр. колхозной жизни - "Борьба за колхозы" Ахметова (1937), "Зажиточный колхоз" Тораханова (1935), на фольклорный сюжет написана драма "Герип и Санам" И. Саттарова п В. Дьякова (1941), сохраняющаяся в репертуаре т-ра.

Уйгурский т-р, работавший в Алма-Ате и в Чили-ке, в содружестве с нац. драматургами создал спектакли: "Любовь к Родине" С. Салпева (1938), "Манан" К. Хасанова (1945), "Дружба" А. Махпирова (1948), "Медовой ключ" Е. Баймухамедова (1949), "Делегат Данпяр" Ш. Баижанова (1952). Узб. т-р в Андижане ставил муз. и драм. спектакли: "Лейлихан и Анархан" Д. Асимова и А. Садырова (1943) и "Тахир и Зухра" Абдуллы (1944), "Аршин мал алан" Гаджи-бекова (1945) и др.

В 50-60-е гг. пост. спектакли: "Назугум" К. Хасанова (1955) - муз. драма о девушке-героине, поднявшей свои народ на борьбу с иноземными захватчиками, "Садыр Палуан" А. Махпирова (1957), посв. нар. поэту и герою нац.-освободительного движения, "Таинственный кинжал" Д. Асимова (1956) - о переселении уйгуров из Илийского края в Семиречье в нач. 80-х гг. прошлого века, "Если скрываешь болезнь..." К. Хасанова, С. Башояна, Л Смоляниновой (1959),

"Заря над Кульджой" А.Исматуллы и С. Тпллп (1961)- о борьбе уйгуров Китая против гоминдановцев и амер. миссионеров, "Нужен ли доктор" М. Зульпукарова и С. Хасанова (1963) - сатирич. комедия, направленная против пережитков прошлого, и др.

От первых постановок, носивших фольклорно-бы-товой, натуралистич. и этнографич. характер , нац. т-р постепенно перешёл к совр. спектаклям разных жанров. Многие спектакли носят характер муз. драмы, в них используются нац. муз. традиции, обогащённые новыми формами (музыка к спектаклю "Садыр Палуан", написанная К. Кужамьяровым, п др.). В 1956 на сцене Казах, т-ра оперы и балета в Алма-Ате была пост. первая опера , написанная уйгурским композитором Кужамьяровым "Назугум", в основе к-рой - музыка этого же композитора к одноим. пьесе К. Хасанова. Дирижировал оперой уйгурский дирижёр Г. Ду-гашев.

В репертуаре т-ра видное место занимают произв. рус., сов. и зарубежных авторов: "Лекарь поневоле" Мольера (1941), "Слуга двух господ" Гольдони (1940), "Нурхон" (1948), "Гюльсара" (1951) Яшена, "Свадьба в Малиновке" Александрова (1948), "Женихи" Токаева (1951), "Шёлковое сюзане" Каххара (1952), "Хозяйка гостиницы" (1953); "Бай и батрак" Хамзы (1954), "Её друзья" Розова (1954), "Женитьба" (1955);

, 3. Акбарова, А. Шамиев, А. Супиев; солисты А. Ахмадпи, И. Нурметова; музыканты - С. Кадыров, Ю. Саитов, Г. Казимов, 3. Сетеков, Т. Имиров; танцоры - X. Джалилова, Т. Бахтибаев, Р. Разиева и др.; реж. М. Зайнавдп-нов, композитор И. Масимов п др. С 1955 Уйгурский т-р в Алма-Ате возглавляет засл. деят. пск-в Казах. ССР С. Башоян. В., Первая уйгурская опера, "Сов. культура", 1957, 16 м"арта. А. Ив.

Расстановка ударений: УЙГУ`РСКИЙ ТЕА`ТР И ДРАМАТУРГИ`Я

УЙГУРСКИЙ ТЕАТР И ДРАМАТУРГИЯ. Уйгуры - народ древней и самобытной культуры. В 70 - 80-х гг. 19 в. ок. 100 тыс. уйгуров перешли из китайской провинции Синьцзян в Россию и расселились на территории совр. Казахстана, Киргизии, Узбекистана, Туркменистана. С давних времён во время празднеств исполнялись массовые танцы, сказители читали старинные поэмы, выступали нар. комики и фокусники. Однако проф. т-ра у уйгур до Октябрьской революции не было.

Установление Сов. власти в Туркестане вызвало огромную активность художеств. творчества уйгурского народа. В 1919 в Алма-Ате, Джаркенте (ныне г. Панфилов), Чилике и др. были созданы драм. кружки, в 1920 появились коллективы "Синей блузы". Из наиболее одарённых участников художеств. самодеятельности в 1934 в Алма-Ате был создан первый в истории уйгурского народа проф. т-р. Его создатели - участники самодеят. кружка при алма-атинском клубе нац. меньшинств во главе с драматургом и актёром Д. Асимовым. Первым худ. рук. был А. Ардобус, а с 1935 - В. Азимов. Вначале коллектив выступал с концертной программой, состоящей из нар. песен и танцев, показывал одноактные и двухактные инсценировки, написанные Асимовым. В 1936 на основе самодеят. кружка был создан второй уйгурский проф. т-р в Казахстане - Джаркентский колх.-совх. т-р (худ. рук. А. Шамиев, затем А. Дуйсенов). Здесь были пост.: "Дочь Родины" С. Исмаилова (1936), "Звон" И. Саттарова (1939), "Хамдам" Д. Яхьярова (1940), "Янза-Янза" Д. Еркимбекова (1940), а также пьесы Гольдони, Мольера, В. Шкваркина, Г. Мусрепова. В 1939 Совнарком и ЦК КП(б) Казахстана вынесли постановление "О развитии уйгурского искусства", по к-рому уйгурский т-р в Алма-Ате был реорганизован в межрайонный передвижной т-р с базой в с. Чилик Алма-Атинской обл., в 1962 из Чилика т-р вернулся в Алма-Ату. В Узбекистане уйгурский т-р был создан в 1935. В 1943 начал работать республиканский уйгурский т-р с базой в Андижане (Узб. ССР). Худ. рук. т-ра был В. Азимов. В труппе работали: М. Тохтаева, Р. Ибрагимова, С. Рузыскулова, Д. Асимов и др.

Источниками уйгурской драматургии являются богатый нац. фольклор, историч. прошлое и совр. жизнь народа. В 1935 Д. Асимов и А. Садыров написали муз. драму "Лейлихан и Анархан" на сюжет одноим. популярной уйгурской песни (1935, Алма-Атинский т-р), рассказывающей о трагич. судьбе уйгурской бедноты, её борьбе за свободу. Пьеса в течение 30 лет не сходит со сцены. Истории переселения уйгуров из Китая в Россию посв. пьеса "Омак-Омрак" Абдулина и Камалова (1938, Алма-Ата), совр. колхозной жизни - "Борьба за колхозы" Ахметова (1937), "Зажиточный колхоз" Тораханова (1935), на фольклорный сюжет написана драма "Герип и Санам" И. Саттарова и В. Дьякова (1941), сохраняющаяся в репертуаре т-ра.

Уйгурский т-р, работавший в Алма-Ате и в Чилике, в содружестве с нац. драматургами создал спектакли: "Любовь к Родине" С. Салиева (1938), "Манан" К. Хасанова (1945), "Дружба" А. Махпирова (1948), "Медовой ключ" Е. Баймухамедова (1949), "Делегат Данияр" Ш. Байжанова (1952). Узб. т-р в Андижане ставил муз. и драм. спектакли: "Лейлихан и Анархан" Д. Асимова и А. Садырова (1943) и "Тахир и Зухра" Абдуллы (1944), "Аршин мал алан" Гаджибекова (1945) и др.

В 50 - 60-е гг. пост. спектакли: "Назугум" К. Хасанова (1955) - муз. драма о девушке-героине, поднявшей свой народ на борьбу с иноземными захватчиками, "Садыр Палуан" А. Махпирова (1957), посв. нар. поэту и герою нац.-освободительного движения, "Таинственный кинжал" Д. Асимова (1956) - о переселении уйгуров из Илийского края в Семиречье в нач. 80-х гг. прошлого века, "Если скрываешь болезнь..." К. Хасанова, С. Башояна, Л. Смоляниновой (1959), "Заря над Кульджой" А. Исматуллы и С. Тилли (1961) - о борьбе уйгуров Китая против гоминдановцев и амер. миссионеров, "Нужен ли доктор" М. Зульпукарова и С. Хасанова (1963) - сатирич. комедия, направленная против пережитков прошлого, и др.

От первых постановок, носивших фольклорно-бытовой, натуралистич. и этнографич. характер, нац. т-р постепенно перешёл к совр. спектаклям разных жанров. Многие спектакли носят характер муз. драмы, в них используются нац. муз. традиции, обогащенные новыми формами (музыка к спектаклю "Садыр Палуан", написанная К. Кужамьяровым, и др.). В 1956 на сцене Казах. т-ра оперы и балета в Алма-Ате была пост. первая опера, написанная уйгурским композитором Кужамьяровым "Назугум", в основе к-рой - музыка этого же композитора к одноим. пьесе К. Хасанова. Дирижировал оперой уйгурский дирижёр Г. Дугашев.

В репертуаре т-ра видное место занимают произв. рус., сов. и зарубежных авторов: "Лекарь поневоле" Мольера (1941), "Слуга двух господ" Гольдони (1940), "Нурхон" (1948), "Гюльсара" (1951) Яшена, "Свадьба в Малиновке" Александрова (1948), "Женихи" Токаева (1951), "Шёлковое сюзане" Каххара (1952), "Хозяйка гостиницы" (1953); "Бай и батрак" Хамзы (1954), "Её друзья" Розова (1954), "Женитьба" (1955); "Семья" Попова (1957), "Зыковы" (1959); "Алжир, родина моя!" по Дибу (1962), "Влюблённый Ташболта" Гулама (1964), "Отелло" (в загл. роли - А. Шамиев) и др.

Труппа Уйгурского т-ра в Алма-Ате обслуживает уйгурские районы Казахстана, выезжает на гастроли в Киргизию, Узбекистан, Туркмению. В Алма-Ате проводятся декады уйгурского иск-ва. В 1957 труппу пополнили выпускники Ташкентского театр. ин-та. В 1964 при т-ре открылась актёрская студия.

Среди деятелей уйгурского т-ра: нар. арт. Казах. ССР М. Семятова, С. Саттарова, Р. Илахунова; засл. арт. Казах. ССР X. Илиева, М. Бакиев, Г. Джалилов, Р. Тохтанова, А. Акбаров, З. Акбарова, А. Шамиев, А. Супиев; солисты А. Ахмадии, И. Нурметова; музыканты - С. Кадыров, Ю. Сайтов, Г. Казимов, З. Сетеков, Т. Имиров; танцоры - X. Джалилова, Т. Бахтибаев, Р. Разиева и др.; реж. М. Зайнавдинов, композитор И. Масимов и др. С 1955 Уйгурский т-р в Алма-Ате возглавляет засл. деят. иск-в Казах. ССР С. Башоян.

Лит.: Захарова И ., Материальная культура уйгуров Советского Союза, "Краткие сообщения Ин-та этнографии им. Н. Н. Миклухо-Маклая АН СССР", 1954, вып. 20; Канапин А. К., Варшавский Л. И ., Искусство Казахстана, Алма-Ата, 1958; Театры Казахстана. [Фотоальбом], Алма-Ата, 1961; Кужемьяров К ., Уйгурский театр, "Огонёк", 1955, № 50; Виноградов В ., Первая уйгурская опера, "Сов. культура", 1957, 16 марта.

А. Ив.


Источники:

  1. Театральная энциклопедия. Том 5/Глав. ред. П. А. Марков - М.: Советская энциклопедия, 1967. - 1136 стб. с илл., 8 л. илл.