Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя (сочинение). Я счастлив быть свободным

(375 слов) Отношения человека и общества — тема непростая. Все зависит от темперамента отдельно взятого человека и устройства социума, в котором он живет. Нельзя отрицать, что общество имеет очень важную роль в формировании личности. С самого детства окружение задаёт вектор поведения, учит общепринятым нормам. Но и индивидуум может существенно повлиять на коллектив, ведь мир идет вперед благодаря отдельным людям, которые бесстрашно ломают стереотипы прошлого и ищут новую дорогу для будущего. Можно ли сказать, что они свободны от общества?

Ответы можно поискать в отечественной литературе. В рассказе Горького «Старуха Изергиль» изображен образ Данко, который жертвует жизнью ради спасения своего племени. Юноша, несмотря на упреки и ненависть своего окружения, стремится вывести людей из темной чащи, где им мешают жить болотные испарения. Общество не верит в силы своего юного вождя и не принимает его. Чтобы вселить в него веру в благополучный исход, герой вырывает сердце из груди. Когда его племя вышло на солнечную равнину, пригодную для житья, Данко умер, а горящее сердце растоптали его же соплеменники. Писатель этим примером показал, что даже выдающийся человек не свободен от общества. Да, герой пошел против толпы, но в ее интересах. Одаренная личность обязана служить во благо социума, иначе человечество так и останется в темноте невежества и дикости.

В романе Гончарова «Обломов» главный герой не хочет служить обществу, так как осуждает его суетность, мелочность и пошлость. Илья Ильич не находит для себя места в системе общественных отношений, ведь видит, что многие должности, социальные роли и мнимые призвания, на самом деле, бесполезны в широком смысле этого слова. Они лишь образуют видимое движение, какие-то материальные связи и ценности, но, по сути, они годятся лишь для того, чтобы заполнить жизнь человека и не дать ему заскучать. Герой видит прелесть жизни не в симуляции полезной деятельности, а в размышлении, созидании и духовных поисках, замкнутых в пределах своей личности. Он осознает несовершенство мира и ведомость толпы, поэтому сознательно уходит в себя – это его одиночный пикет. Так, Гончаров изображает альтернативный выбор индивидуума и провозглашает право человека быть свободным от общества.

Таким образом, ответ на вопрос о взаимоотношениях общества и человека зависит от эпохи, в которой его задают. В царской России был популярен культ индивидуализма, то есть человек мог претендовать на свободу от общества. А в преддверии революции и в СССР было принято отдавать первенство коллективу, то есть личность была ему подконтрольна.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Человек – это общественное создание. У каждого из нас самого раннего детства много друзей, нас окружают родственники. Сперва мы подрастаем в семье, где о нас заботятся бабушки, дедушки, мама, папа, братья и сестры. Нас растят на личном примере наших близких родственников.

Далее идем в садик. В коллективе дети быстрее развиваются, раньше начинают хорошо говорить, их речь более разнообразна. А навыки общения также можно формировать в играх. Ведь существует много подвижных и настольных игр, в которые играют командами. И ощущение поддержки дает уверенность в себе каждому из нас.

В школе круг друзей расширяется. Ведь многие взрослые ценят школьную дружбу и поддерживают отношения со своими одноклассниками всю жизнь. Дальше идет университет, а затем работа. И везде нас окружают люди. Нам приходится общаться ежедневно. Невозможно совершить покупку в обычном магазине, не общаясь с продавцами, скучно гулять одному в парке или на природе, болеть на стадионе за любимую команду или играть в подвижные игры одному тоже не весело.

Именно общество формирует человека как индивидуума. Общество влияет на его привычки и традиции. С древних времен люди учились выживать в дикой природе объединяясь в общины. Так было легче бороться с врагами и добывать пищу. В обществе формировались свой устрой и обычаи. Климат и численность населения повлияли на формирование народностей и народов. Различные языки и наречия позволяют людям общаться друг с другом. Политические, экономические и климатические катаклизмы тоже очень влияют на общество и человека в нем. Человек как личность формируется под влиянием событий, происходящих в обществе. Историей доказано, что войны и революции пробуждают в людях бунтарский характер, чувство патриотизма. В мирное время развивается наука и культура и появляется много творческих и одаренных людей. Средства массовой информации умеют очень хорошо манипулировать людьми продвигая нужную информации и распространяя ее при общении между людьми.

Еще одним примером взаимосвязи человека и общества можно назвать моду. Моду на все: одежду обувь, гаджеты, образование, стиль жизни. Люди общаются между собой, копируют друг друга и распространяют информацию о модных тенденциях. Человек всегда ищет общение с людьми подобными себе, с такими же вкусами и увлечениями.

Сложно выжить человеку без общения. Все помнят историю Робинзона Крузо, который провел на острове 28 лет без общения с людьми. Он обустраивал свой быт, разводил живность, выращивал продукты для еды, но ему не хватало простого человеческого общения. Вдали от благ цивилизации он пытался найти общение с окружающей его природой. Если бы он не был занят трудом и усовершенствованием условий быта – он просто бы одичал. Так происходит с детьми-маугли. Таких историй о детях, которых воспитали в дикой природе животные сейчас очень много в интернете. Без общества такие дети вырастают дикими и не приспособленными к жизни. Они не умеют жить в обществе и общаться с другими людьми.

Общество состоит из людей и люди – это его главная составляющая часть. Невозможно жить полноценной жизнью вне общества и без общения. Современная жизнь позволяет общаться не только вживую, но и через интернет. Различны социальные сети, коммуникаторы и программы для общения по видео дает возможность чувствовать себя нужным и востребованным. Не выходя из дома можно регулярно общаться с друзьями и знакомыми. Делится интересными историями, работать, играть, смотреть фильмы и спектакли. Это и есть связь человека и общества.

Несколько интересных сочинений

    Каждый из не знает, зачем появился на свет. У каждого человека есть собственное предназначение, индивидуальная миссия. Во всяком случае, хочется в это верить

  • Сочинение Кому не знакомы особая тишина музея... 7 класс

    Кому не знакома особая тишина музея, интересный рассказ экскурсовода, наполненный любовью к картинам, книгам, экспонатам музея, тот никогда не сможет в полной мере прочувствовать всю красоту и насыщенность этого

  • Сочинение по картине Рылова Зеленый шум (описание)

    Аркадий Рылов – выдающийся русский художник-пейзажист родился в 1870 году. Его полотна удивляют своим настроением и красотой, тем самым радуют не только зрителей а и самого исполнителя.

  • Анализ сказки 12 месяцев Маршака

    В замечательной зимней сказке С.Маршака рассказывается о чуде, случившемся с маленькой девочкой на исходе года. Данная волшебная история позволяет проникнуться очарованием зимнего леса и почувствовать новогоднюю атмосферу

  • Критика о рассказе Старуха Изергиль Горького и отзывы критиков-современников

    Рассказ Максима Горького «Старуха Изергиль» впервые увидел свет в 1895 году, состоящий из трёх частей. Рассказ не лишён драматизма женщины рассказывающей на склоне лет о мужчинах

Media playback is unsupported on your device

Министр культуры России Владимир Мединский в интервью Русской службе Би-би-си рассказал о том, как его ведомство работает в условиях экономического кризиса, прокомментировал недавнее нападение на Манеж, а также заявил, что деятели искусства, которые "презирают" выбор путинского большинства, не должны претендовать на госфинансирование.

По словам Мединского, министерство экономит на собственных расходах, а финансирование подведомственных учреждений намерено сохранить на докризисном уровне.

Действия православных активистов, которые в августе нанесли ущерб нескольким работам на выставке "Скульптуры, которых мы не видим", министр назвал "довольно злобным" хулиганством, но при этом заявил, что не будет выступать ни со словами поддержки, ни словами осуждения по поводу этой выставки.

Мединский также рассказал детали подготовки телесериала по его роману "Стена", который скоро выйдет на экраны российского телевидения. При этом он отказался прокомментировать расследование общества "Диссернет", которое обнаружило заимствования из чужих трудов в его научных работах, заявив, что не следит за его деятельностью.

С Владимиром Мединским беседовала корреспондент Би-би-си Ольга Слободчикова.

"Довольно злобное" хулиганство

Би-би-си: В последнее время много обсуждается вопрос охраны в музеях. Из-за сокращений в МВД музеи рисковали остаться без полицейской охраны, но вы достигли соглашения с МВД, по которому охрана частично сохранится. Приведет ли сокращение числа полицейских к ухудшению безопасности, и что должны в такой ситуации сами музеи предпринять?

Владимир Мединский: Сохранится 60%, если считать в количестве полицейских, а если считать в количестве постов, то больше. В принципе, это разумный компромисс, потому что он позволит нам несколько оптимизировать систему охраны: может быть, ввести новые дополнительные технические средства, которые заменят людей на входе. В дальнейшем мы будем двигаться по пути усовершенствования технической системы охраны музеев, просто не хотелось бы, чтобы это было так резко, как предлагалось. Мы благодарны МВД за этот компромисс.

Image caption Ушерб от нападения православных активистов во главе с Дмитрием Цорионовым (Энтео) в Манеже оценивают в 1,1 млн рублей (около 18 тысяч долларов)

Би-би-си: Обсуждение охраны в музеях совпало по времени с нападением на Манеж активистов так называемого движения "Божья воля". Как вы оцениваете этот поступок и должны ли нападавшие понести уголовную ответственность?

В.М.: Должны или не должны они нести уголовную ответственность - это точно не наша с вами прерогатива рассуждать. Для этого есть суд, следствие, уголовный розыск, много чего еще. Я знаю об этом инциденте только из сообщений СМИ. Это выглядит как хулиганство, довольно злобное. Конечно, у каждой стороны есть своя версия произошедший событий, и если это будет иметь какое-то развитие в судебной плоскости, то пусть следователи и разбираются - кто там что ломал, портил, или кого в чем оговорили.

Би-би-си: После этого случая деятели РПЦ, хоть и осудили нападение, но назвали часть экспонатов оскорбительными и призвали организаторов выставок, затрагивающих религиозную тематику, . По вашему мнению, это справедливый аргумент?

В.М.: Слушайте, любой человек, живущий в обществе, должен проявлять ответственность по отношению к его собственным поступкам. Нельзя, как говорили классики, жить в обществе и быть свободным от него. Когда ты где-то там, в глухой тайге, один, ты можешь вести себя, как хочешь, - кричать, раздеваться, ковыряться в носу, а если ты находишься в публичном месте, значит соотноси свое поведение с нормами морали, законов, которые в этом публичном месте доминируют.

Я думаю, что здесь не вопрос к РПЦ. Вы же должны понимать, что если вы, например, едете в поездку на Северный Кавказ, нужно знать, какие там действуют правила поведения, этикета. Если вы зашли в храм, ведите себя в соответствии с правилами, которые действуют в храме. То же самое относится к театру, музею, наверное, к чужой квартире и офису. Мне кажется, не надо придавать подобной истории какую-то избыточную идеологизированность. Вопрос просто в том, что люди должны вести себя по правилам.

Image caption Мединский заявил, что не будет выступать ни со словами осуждения, ни со словами поддержки выставки в Манеже

Би-би-си: Но те же самые экспонаты выставлялись без проблем долгие годы, и теперь их называют оскорбительными...

В.М.: Я сразу вас перебью, я не готов обсуждать экспонаты. Во-первых, я их не видел. Во-вторых, я считаю совершенно неэтичным обсуждать какие-либо произведения искусства, творческий продукт. Я не румяный критик и не штатный театральный колумнист, чтобы рассуждать, нравится или не нравится это произведение, хорошее оно или плохое, правильная картина или неправильная. Поэтому если вы хотите выжать из меня слова осуждения или слова поддержки выставки, то не получите ни того, ни другого.

Задача государства заключается в том, чтобы обеспечить реализацию культурной политики, по поводу которой общество пришло к консенсусу. Довольно обширный документ обсуждался в прошлом году на самых площадках и в итоге был подписан президентом (речь идет об "Основах государственной культурной политики" - прим. Би-би-си) . Для нас, министерства культуры, органа исполнительной власти, это наша конституция, руководство к действию. Это документ весьма позитивных общегуманитарных подходов, и там не написано, что министр культуры должен высказывать оценку по поводу каждой выставки или каждого спектакля.

Экономия на скрепках

Это дела давно минувших дней, и события в Крыму для Британии - это 0,0001% с точки зрения значимости и болезненности восприятия по сравнению с тем, что для нас Великая отечественная война, потому что у нас не около 200 человек погибло, а 27 миллионов, и семей нет, в которых нет погибших. И когда кто-то, не подумав, начинает размышлять, было или не было, подвиг или не подвиг, а зачем, а может лучше бы было сдать Ленинград, зачем там три года мучиться в блокаде, Сталинград тоже не надо было защищать, надо было сразу через Волгу перепрыгнуть и уйти в сибирские леса, там бы нас немцы не нашли... Подобного рода публичные заявления воспринимаются, не побоюсь, 90% наших граждан как публичное предательство. Это очень болезненные темы. Наука пусть изучает, надо просто думать, что ты говоришь, когда и где. Я думаю, что история с 28 панфиловцами никогда бы не имела такого большого резонанса, если бы она не прозвучала 22 июня, в день нападения фашистской Германии на Россию, и в год 70-летия Победы. Просто надо соизмерять, что ты говоришь.

Не знаком с "Диссернетом"

Би-би-си: Как вы относитесь к деятельности общества "Диссернет"? Кажется ли вам проведенное в отношении вас расследование справедливым?

В.М.: Не могу комментировать, я плохо знаком с деятельностью этого общества и результатами их исследования. Не следил.

Би-би-си: Они обнаружили некорректно указанные заимствования в ваших научных работах.

В.М.: Может быть. Я не читал. Поверьте, если бы я читал все, что обо мне пишут, начинал свой день с мониторинга прессы, то я бы до обеда только читал газеты. В топ важности для меня это не попадало.

Правообладатель иллюстрации RIA Novosti Image caption Экранизацию романа "Стена" снимает режиссер Дмитрий Месхиев, предыдущей работой которого был фильм "Батальон"

Би-би-си: В скором времени на "России-1" выйдет сериал по вашему роману "Стена". Участвовали ли вы в подготовке этого сериала?

В.М.: Не участвовал, ни в каком виде. На самом стартовом этапе я им дал свой сценарий, они сказали, что это будет очень дорого снимать, это будет большое батальное кино, и предложили свою версию. Как я понял, хотя я читал меньше половины первой серии, это, в основном, любовная история. Поэтому мы договорились, что пусть они делают, что хотят, я смотрю результат и, если мне не нравится, снимаю свою фамилию с титров. Результат я еще не видел.

Би-би-си: Читая об этой книге, я часто встречала цитату, в которой вы в уста героя 17 века вкладываете перефразированное выражение Владимира Путина про "мочить в сортире" (в книге цитата звучит так: "Везде супостатов преследовать будем...") Что вы этим хотели сказать?

В.М.: Это называется ирония, иногда это используется. Там гораздо больше цитат перефразировано, читайте внимательно, и не только Владимира Владимировича. Литература пропускает через себя окружающую действительность, даже если автор пишет роман, посвященный Древней Греции. У меня была не такая глубокая история, а поближе. Много аналогий с сегодняшним днем.

Для того, чтобы высказать свое мнение и отношение к данному утверждению вождя пролетариата В.И. Ленину, давайте разберемся с терминами.

Что же такое общество? Общество в самом широком смысле означает союз людей, представляющий формы организации совместной деятельности людей. Как видно из определения, общество немыслимо без человека. Общество это союз людей, а союз предполагает взаимосвязь друг с другом.

Также всем известно, что общество является системой, которая состоит из четырех взаимосвязанных элементов - сфер общества. Речь идет о политической, социальной, экономической и духовной сферах. Эти элементы тесно связаны друг с другом.

Так, человек каждый день взаимодействует в той или иной сфере с другими людьми. Без всего этого взаимодействия невозможно представить общество, потому, что так устроена эта система.

Возьмем среднестатистического человека. Как и любой другой человек, он, желает удовлетворять важнейшие жизненные потребности. К таким потребностям относятся: потребность в воспроизводстве рода, в средствах существования, в образовании, в религии, в решении духовных проблем смысла жизни и т.д. А ведь все эти потребности человек удовлетворить в одиночку не в состоянии, поэтому, хочешь, не хочешь, придется взаимодействовать с другими людьми. А раз приходится жить в обществе и взаимодействовать с другими людьми, то необходимо соблюдать определенные правила, т.е. не быть абсолютно свободным во всем.

Правила поведения присутствующие в обществе называются социальными нормами. Социальные нормы бывают:

а) правовые

б) моральные

в) религиозные

г) обычаи и традиции.

таким образом, человек, находясь в обществе, вынужден подчиняться определенным правилам поведения, дабы избежать санкций в виде наказания. Он уже не волен вести себя так, как ему вздумается. Он должен соотносить свою волю с правилами поведения в обществе.

Данное утверждение актуально и по сей день. Однако не стоит говорить, что человек в современном мире лишен свободы. Просто, сегодня его свобода проявляется в возможности выбирать линию поведения. Выбирать профессию, места и образ жизни, друзей, работу, да и еще много чего, того, что не запрещено законом. Ведь не зря говорят, что у нас в России разрешено все, что не запрещено законом.

Вчера лишь друг- в застолье и сраженьи.
Что ж ныне секундант отсчитывает саженьи?
Как тот другой- "невольник чести"-
Капкан захлопнут- в нужном месте.

Конечно, виноват поэт-
пустой презревши "высший свет":
за слово острое, несдержанный язык
к барьеру друг, что разъяренный бык.

Дуэль- красивое витийство!
"Друзья" стараются:
условием- убийство!

Поэт ел вишни.
В небо выстрел
рукой спокойно отвратил.
Мартышка из себя весь вышел-
геройски подошёл- сразил.
.........................................................

"Погиб поэт, невольник чести"-
и не изменишь ничего..
О, скольким ты поэтам крестник-
"не в ногу" с обществом-
свободен от него...

Фото-
И.Репин
"Дуэль"

ИЗ ИНТЕРНЕТА

Http://kinderlibrary.wordpress.com/2012/07/27/--/

Лермонтов: последняя дуэль

27.07.2012 i 1 Votes

27 июля 1841 года был убит на дуэли Михаил Лермонтов. За свою короткую, 27-летнюю жизнь Лермонтов дважды стоял у барьера: 18 февраля 1840 года в Петербурге и 27 июля 1841 года в Пятигорске. В наказание за первую дуэль Лермонтов был повторно сослан на Кавказ. (Первая ссылка последовала за стихотворение “На смерть поэта”). Вторая дуэль закончилась его смертельным ранением. Что же влекло молодого человека к барьеру? Как вёл он себя во время дуэли? Как всё это согласуется с главным делом его жизни – литературным творчеством? Ответы на эти вопросы можно найти в воспоминаниях современников – друзей и знакомых поэта, и в архивных документах.

СЛОЖНОСТИ ХАРАКТЕРА. О сложностях его неровного, взрывного характера, о «желчности и ядовитости» поступков и высказываний поэта написано много. Лермонтов в 17 лет остался круглым сиротой, что, безусловно, наложило серьезный отпечаток на его характер. Родственница Лермонтова А.М. Верещагина пишет ему в 1832 году: “вы никогда не будете счастливы с таким отвратительным характером”. Тургенев написал, что во внешности Лермонтова было “что-то зловещее и трагическое. Какой-то недоброй и сумрачной силой, задумчивой презрительностью и страстью веяло от его смуглого лица, от его больших и недвижно-темных глаз”. У Лермонтова было обостренное чувство собственного достоинства, часто толкающее его на высокомерные насмешки и дерзости. Поступив в Московский университет на нравственно-политическое отделение в 1830 году, Лермонтов обучался в одно время с В. Белинским, Н. Станкевичем, но в мае 1832 года не явился на публичные годичные испытания. Руководство предложило ему покинуть университет. Переехав в Петербург, Лермонтов хотел поступить в университет, но по новому учебному плану ему не зачли бы предметы, прослушанные в Московском университете, а начинать учебу заново он не захотел. После долгих раздумий Лермонтов решил поступить в школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров и два года находился в суровых условиях военной школы. После ее окончания в 1834 году он был произведен в корнеты и направлен на военную службу в лейб-гвардии Гусарский полк. В феврале 1837 года Лермонтов написал стихотворение “Смерть поэта”, а вскоре его арестовали вместе с С.А. Раевским, распространявшим это стихотворение. Лермонтов был отправлен в действующую армию на Кавказ прапорщиком, а Раевский – в ссылку. Только через год Лермонтову разрешили вернуться сначала в Новгород, а затем в Петербург, где он уже был известен как поэт, и Лермонтов снова оказался в лейб-гвардии Гусарском полку. Он неоднократно поощряется высочайшими приказами, а 6 декабря 1839 года производится в поручики. 31 декабря 1839 года Лермонтов на новогоднем бале-маскараде в зале Дворянского собрания позволил себе дерзкую выходку против императрицы и ее приближенных, бывших в масках. Раньше считалось, что это были две дочери Николая I, сказавшие язвительные слова Лермонтову, на что тот резко ответил. Но это были императрица с фрейлиной. Жене Николая I нравилось творчество Лермонтова, особенно поэма “Демон”, и она заступалась за поэта, желая смягчить наказание ему, но безуспешно.

М. Ю. Лермонтов в вицмундире лейб-гвардии Гусарского полка, 1834 г.

ПЕРВАЯ ДУЭЛЬ. 2 января 1840 года Лермонтов был приглашен на бал во французское посольство к Барантам, а 16 февраля на балу у графини Лаваль произошла ссора Лермонтова с сыном французского посланника Эрнестом де Барантом. Причиной ссоры Лермонтова с де Барантом был их диалог, в котором де Барант обвинил Лермонтова в том, что тот в разговоре с известной особой сказал ей невыгодные вещи о нем, на что Лермонтов заявил, что никому не говорил о де Баранте ничего предосудительного. Тогда де Барант обвинил Лермонтова в распространении сплетен о нем, на что Лермонтов заявил, что поведение де Баранта весьма смешно и дерзко. Де Барант сказал, что во Франции он знал бы, как кончить это дело. Лермонтов ответил, что в России строго следуют правилам чести и мы меньше других позволяем оскорблять себя безнаказанно. Последовал вызов де Барантом Лермонтова на дуэль. Следует подчеркнуть, что во французском посольстве настороженно относились к Лермонтову из-за его стихов на смерть Пушкина, считая, что в них Лермонтов оскорбил не лично Дантеса, а французов как нацию. Дуэль состоялась 18 февраля 1840 года в 12 часов дня за Черной речкой на Парголовской дороге. Секундантом Лермонтова был А.А. Столыпин (Монго) – его друг и двоюродный дядя. Так как де Барант считал себя обиженным, Лермонтов предоставил ему выбор оружия. Истинный француз, де Барант избрал шпаги, хотя у соперников были и пистолеты. Решено было драться до первой крови, а потом перейти на пистолеты. Кстати, Лермонтов фехтовал плохо. Только дуэлянты скрестили оружие, как у шпаги Лермонтова переломился конец клинка, а прекрасный дуэлянт де Барант успел сделать выпад, целясь острием в грудь Лермонтову, и мог его убить, но поскользнулся и только слегка оцарапал ему грудь. Затем они перешли на пистолеты. Дуэлянты должны были стрелять вместе, но Лермонтов немного опоздал, видимо, не желая стрелять в де Баранта или просто испытывая свою судьбу. Де Барант промахнулся, и тогда Лермонтов выстрелил в сторону (в воздух). После чего де Барант подал ему руку, и они разошлись. Лермонтов был арестован за недонесение о дуэли и подвергнут суду, после чего вторично был отправлен в ссылку на Кавказ тем же чином поручика, но в Тенгинский полк, действующий в районе опасных боев. Здесь Лермонтов неоднократно проявил храбрость в сражениях, и его представляли к золотой сабле и дважды к ордену, но Николай I все представления отклонил. 20 мая 1840 года А.С. Хомяков пророчески писал Н.М. Языкову: “А вот еще жалко: Лермонтов отправлен на Кавказ за дуэль. Боюсь, не убили бы. Ведь пуля – дура, а он с истинным талантом и как поэт, и как прозатор”. Конечно, Хомяков имел в виду гибель в бою, а не на дуэли, но все же.

ФАТАЛЬНЫЙ ПУТЬ В ПЯТИГОРСК. Сегодня мы знаем правду о причинах дуэли Лермонтова с Мартыновым, но некоторые обстоятельства неизвестны и остаются нераскрытыми. На Кавказе Лермонтов стремится отличиться в боевых действиях и рискует жизнью, надеясь теперь заслужить отставку и полностью посвятить себя литературной деятельности. Он мечтал создать собственный журнал. Наконец в январе 1841 года Лермонтов выхлопотал отпуск в Петербург на 2 месяца. Он проводит в столице три самых счастливых и блестящих месяца в своей жизни в окружении друзей и поклонников его творчества. Весь тираж романа Лермонтова “Герой нашего времени” раскуплен. Но вместо возможной отставки поэт получил предписание в 48 часов покинуть Петербург и отправиться обратно на Кавказ в Тенгинский полк. По дороге в Темир-Хан-Шуру Лермонтов вместе с родственником и другом А. Столыпиным остановились в Георгиевске. Пятигорск в 40 верстах отсюда, и поэту захотелось посетить любимый город, увидеть старых друзей. Столыпин не поддержал его. Кто знает, как бы сложилась судьба Лермонтова, если бы он не поехал тогда в Пятигорск навстречу своей гибели?! Лермонтов предложил Столыпину подбросить полтинник, и если монета упадет орлом вверх – ехать в отряд, а если решеткой вверх – ехать в Пятигорск. Выпала решетка, и Лермонтов радостно закричал: “В Пятигорск, в Пятигорск!” Они прибыли в Пятигорск 13 мая 1841 года, поселились в доме Чиляева и прожили там два месяца до роковой дуэли Лермонтова с Мартыновым. Лермонтов получил разрешение остаться в Пятигорске до полного излечения от лихорадки.

Картина Лермонтова “Вид Пятигорска”

Николай Соломонович Мартынов

МАРТЫНОВ. В это время в Пятигорске проживал отставной майор Мартынов, с которым Лермонтов постоянно встречался. Николай Соломонович Мартынов был старым товарищем и однокашником Лермонтова еще со времен совместного обучения в военной школе. Они были знакомы более восьми лет. Мартынов, как человек довольно ограниченный, не отличался особыми способностями. Ему подходило его прозвище “Мартышка”. Зато он был очень самолюбивым. Мартынов был красивым, высоким блондином. Он мечтал, обучаясь в военной школе, о чинах и орденах, хотел стать генералом, то есть был тщеславным человеком. Современник вспоминал, что в 1839 году Мартынов выглядел изящным молодым офицером и хорошо исполнял песни. Но в феврале 1841 года он неожиданно подал прошение об отставке и был уволен с военной службы в звании майора. Ходили слухи о его нечестной картежной игре. Это был крах его военной карьеры, его перспективы на будущее. Мартынов остался на Кавказе и поселился в Пятигорске, не желая с позором возвратиться к матери и сестрам в Москву. Мартынов резко изменился: стал мрачным, молчаливым и начал носить кавказский наряд, подражая горцам: черкеску с газырями, папаху на бритой голове. На поясе у него висел кинжал. Действительно, Мартынов выглядел экзотично среди русского населения Пятигорска. 2 июля 1841 года Николай I отказал Мартынову в награде, к которой тот представлялся за участие в осенней экспедиции (военных действиях) в 1840 году. Отказ в награде Мартынову состоялся за 10 дней до его ссоры с Лермонтовым и, значит, нервы Мартынова были взвинчены этим отказом накануне ссоры. До дуэли с Лермонтовым Мартынов в поединках не участвовал, героем скандалов не был и вообще задирой не являлся. Еще в 1837 году, по дороге в ссылку на Кавказ, Лермонтов заехал в Москву. В своих воспоминаниях Мартынов впоследствии писал, что его семейство постоянно проживало в Москве и он в конце марта – начале апреля 1837 года почти каждый день встречался с Лермонтовым и они часто завтракали вместе у Яра. Вполне приятельские отношения! В октябре 1837 года Мартынов встретился с Лермонтовым на Кавказе. Примечательно, что Лермонтов представлял Мартынова своим знакомым в Пятигорске не только как давнего товарища, но и как своего друга! В 1841 году в Пятигорске враги Лермонтова, играя на чувствах Мартынова, подстрекали его к дуэли с поэтом. На странице одной книги тех лет обнаружена анонимная, написанная от руки печатными буквами, насмешливо-оскорбительная эпиграмма на Лермонтова, относящаяся к преддуэльному периоду. На ней рукой Лермонтова написаны карандашом два слова: “Подлец Мартышка”, то есть Мартынов. Значит, появление эпиграммы Лермонтов связал с именем Мартынова, и этот факт сильно задел поэта. Хотя авторство Мартынова не доказано, эпиграмма достигла своей цели, вызвав раздражение поэта. Над Мартыновым насмехалось даже его окружение, а Лермонтов называл его “горцем с большим кинжалом”.

ВЫЗОВ. Вечером 13 июля 1841 года в зале дома генерала Верзилина находились несколько человек. На диване сидели и оживленно беседовали Лермонтов, дочь хозяйки Эмилия Александровна и Лев Сергеевич Пушкин – младший брат великого поэта. Фортепиано, на котором играл князь С. Трубецкой, стояло в северо-восточном углу большого зала. Около фортепиано – перед ссорой – стояли и разговаривали Надежда Петровна Верзилина и Мартынов в своем кавказском наряде. Лермонтов, повернувшись к собеседнице и имея в виду Мартынова, сказал ей шутливо, чтобы она была осторожна с этим опасным “горцем с большим кинжалом”, который может убить. К несчастью, в этот момент Трубецкой прекратил играть на фортепиано и слова Лермонтова ясно прозвучали в большом зале. Все, что копилось годами в душе Мартынова, против обращения с ним Лермонтова, все, что Мартынов тщательно скрывал в себе, вышло наружу. Мартынов был неравнодушен к одной из присутствовавших дам, за которой он ухаживал, и насмешка Лермонтова над ним в ее присутствии вывела Мартынова из себя. Мартынов “взорвался” и резко заявил, что он долго терпел оскорбления господина Лермонтова и терпеть их больше не намерен. После вечера на лестнице дома Верзилина между Лермонтовым и Мартыновым состоялся разговор на повышенных тонах, и этот возбужденный разговор закончился вызовом Лермонтова на дуэль.

Обстановка дома, в котором, собственно, и состоялся вызов

Надежда и Аграфена Верзилины

Эмилия Верзилина

РОКОВАЯ ДУЭЛЬ. Обстоятельства этой дуэли настолько противоречивы и запутаны, согласно показаниям Мартынова и секундантов М.Глебова и А.Васильчикова, что до сих пор трактуются по-разному. Лермонтов не только не желал убить Мартынова, но он не хотел и самой этой дуэли. Он ясно осознавал, что если дуэль состоится, то даже при бескровном исходе его будущее станет трагичным, и все мечты об отставке и литературной деятельности рухнут. После вызова Мартынова он заявил, что отказывается от своего выстрела. Но Мартынов был уже ослеплен накопившейся злобой к Лермонтову и категорически отказался от примирения. Он боялся, что, взяв вызов назад, он станет посмешищем для всего Пятигорска. Утром в день дуэли 27 июля 1841 года к Лермонтову в Железноводск приехали его друзья, в том числе Лев Пушкин, брат поэта. Лермонтов был весел, шутил, и никто даже не подозревал о предстоящей дуэли, но, оставшись вдвоем со своей кузиной Катей Быховец, он ужасно грустил. Лермонтов прекрасно понимал, что, не стреляя в Мартынова, он ставит на карту собственную жизнь. Дуэль состоялась между 6 и 7 часами вечера. Раньше считалось, что она произошла у подножия горы Машук возле Пятигорска, и на месте дуэли в 1915 году был установлен обелиск, созданный скульптором Микешиным, но в советское время было установлено, что на самом деле дуэль была в другом месте – у Перкальской скалы. Условия дуэли были жестокими: стреляться до 3-х раз при барьерах в 15 шагов (10,5 метра). А ведь такие условия могли быть только при тягчайшем оскорблении! Раз Лермонтов заранее отказался от своего выстрела, то, по сути, это был не поединок, а убийство. Когда перед дуэлью началась буря, то, Столыпин, Трубецкой и Дорохов на какие-то минуты не успели подъехать к месту дуэли до ее начала. Столыпин и Трубецкой, друзья и секунданты поэта, не думали, что поединок начнется при грозе и проливном дожде, тем более до их приезда. Но Мартынов торопил Лермонтова, и тот принял дуэль при двух секундантах. Так получилось, что Глебов и Васильчиков стали одновременно секундантами и Лермонтова, и Мартынова. Лермонтов, наверное, до конца не верил, что Мартынов будет стрелять в него, будет стремиться убить его. Но дело в том, что Мартынов, вызвавший Лермонтова на дуэль, не имел права выстрелить в воздух, так как тогда поединок считался бы недействительным, фарсом, ведь оба не подверглись опасности. А если бы Мартынов стрелял явно не прицельно, мимо Лермонтова, то он стал бы посмешищем. Так что отступать Мартынову было некуда. По сигналу секундантов дуэль началась при грозе и ливне. Лермонтов при виде торопливо шедшего к барьеру и целившегося в него из пистолета Мартынова, не желая стрелять и не трогаясь с места, вытянул над головой руку с пистолетом дулом вверх, презрительно глядя на Мартынова. Иногда пишут, что Мартынов, вне себя, взбешенный спокойствием Лермонтова, закричал ему, чтобы тот стрелял в него. Но Лермонтов выстрелил в воздух, а Мартынов, дойдя до барьера, безжалостно расстрелял неподвижного, безоружного Лермонтова. Пуля пробила грудь поэта навылет, вызвав его мгновенную смерть. Ни врача, ни повозки не было. Ливень прекратился. С телом Лермонтова остался один Глебов, а Мартынов и Васильчиков ускакали в Пятигорск за врачом и людьми. Поздно вечером приехал Васильчиков с людьми, но без врача, и тело поэта перевезли в дом Чиляева, где он жил вместе со Столыпиным. На другой день при огромном стечении народа Лермонтова похоронили на Пятигорском кладбище, а позднее по просьбе его бабушки Е.А. Арсеньевой Николай I разрешил перевезти его тело в свинцовом и засмоленном гробу в Тарханы, где его и погребли в фамильном склепе Арсеньевых, рядом с могилой его матери.

ПОСЛЕСЛОВИЕ. На личность и характер Лермонтова наложили свой отпечаток многие обстоятельства: ранняя смерть матери, разлука с отцом, военная муштра в юнкерской школе, реакционная обстановка в России после подавления восстания декабристов, надзор и цензура, гибель его кумира Пушкина, мгновенная слава после написания стихов на его смерть, арест и ссылка на Кавказ в 1837 году, суровая военная служба, создание поэтических шедевров, неразделенная любовь, постоянные болезни, злосчастная дуэль с де Барантом и вторая ссылка в 1840 году, жестокие бои на Кавказе, невозможность выйти в отставку для литературной деятельности, ненависть и зависть врагов. И все это уместилось в короткую, 26-летнюю жизнь!
Мартынов после дуэли с Лермонтовым показал на суде, что “поединок этот был совершенно случайным” и что к Лермонтову он “злобы… никогда не питал, следовательно, мне незачем было иметь предлог с ним поссориться”. Причин дуэли Лермонтова с Мартыновым много, но конкретная, явная причина поединка пока не выяснена. Между прочим, Лермонтов уже собирался уезжать в свой полк из Пятигорска и даже 24 июля 1841 года (за день до вызова на дуэль!) предъявил в Пятигорское комендантское управление свою подорожную к выезду в Темир-Хан-Шуру. Не судьба!

“Еще дуэль! Еще поэт

С свинцом в груди сошел с ристанья.

Уста сомкнулись, песен нет,

Все смолкло… Страшное молчанье!

Тут тщетен дружеский привет…

Все смолкло – грусть, вражда, страданье,

Любовь, – все, чем душа жила…

И где душа? Куда ушла?…”

(Н.П. Огарев, “На смерть Лермонтова”)