Роль литературы в духовной жизни общества. Сочинение на тему «Литература в жизни человека»

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Ведение. Литература и её роль в духовной жизни человека Урок 1 Учитель литературы: Муллаянова А Р.

2 слайд

Описание слайда:

Домашнее задание. Подготовить план и пересказ статьи учебника «О древнерусской литературе». Прочитать «Слово о полку Игореве» (в переводе Н. А. Заболоцкого). Индивидуальные задания. Подготовить сообщения об А. И. Мусине-Пушкине и о проблеме авторства «Слова…» с использованием статьи учебника, справочной литературы и ресурсов Интернета (4 человека). Составить лексические и историко-культурные комментарии к словам и выражениям «Слова…»: трудных повестей, Боян, растекался мыслию по древу, вещие персты на живые струны воскладал, скрепил ум силою, поострил сердце мужеством, исполнившись ратного ду-ха; шлемом испить из Дона, свивая славу обоих половин этого времени, рыща по тропе Трояна, внук Велеса. Учитель литературы: Муллаянова А Р.

3 слайд

Описание слайда:

Основное содержание урока. Шедевры родной литературы. Формирование потребности общения с искусством, возникновение и развитие творческой читательской самостоятельности. Углубление представлений о литературе как искусстве слова. Выявление уровня литературного развития учащихся. Основные виды деятельности. Чтение и обсуждение статьи учебника «Слово к девятиклассникам», эмоциональный отклик и выражение личного читательского отношения к прочитанному. Устный или письменный ответ на вопрос. Участие в коллективном диалоге. Выполнение тестов. Планируемые результаты: Личностные: воспитание любви к Отечеству, его истории, литературе и культуре; формирование ответственного отношения к учению, интереса к чтению, уважения к труду, в том числе к труду писателя и читателя. Метапредметные: развитие умения определять цели своего обучения, ставить для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, работать в группе; совершенствование навыков смыслового чтения. Предметные: осознание роли чтения и изучения литературы для развития личности; понимание литературы как одной из национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни Учитель литературы: Муллаянова А Р.

4 слайд

Описание слайда:

Шедевры родной литературы. Углубление представлений о литературе как искусстве слова Вступительная беседа: - Почему литературу называют искусством слова? Покажите на примерах, что такое искусство слова. - Объясните значение слова шедевр. Шеде́вр (фр. chef-d"œuvre - «высшая работа», «венец труда») - уникальное, непревзойденное творение, высшее достижение искусства, мастерства или чего-либо другого - Что такое шедевры литературы? - Какие шедевры русских писателей и поэтов вы поставили бы на «золотую полку» мировой литературы? Почему? - Вспомните литературные произведения, герои которых читают книги и дают им свои оценки. Чем важна для них литература? - Что вы узнали из книг о любви и предательстве, о смерти и бессмертии, о благородстве и подлости? Чем эти знания важны для человека? - Что полезного даёт современному читателю литература прошлого? - Какие опасности в жизни ждут человека, который мало читал и не думал над книгами? Учитель литературы: Муллаянова А Р.

5 слайд

Описание слайда:

Формирование потребности общения с искусством, возникновение и развитие творческой читательской самостоятельности Групповая работа. Обсуждение высказываний русских писателей и поэтов о литературном труде и роли книг в духовной жизни человека: Группа 1. Подтвердите или опровергните слова В. В. Розанова (обратите внимание на помещённый в учебнике «Словарь имён известных литературоведов, писателей, художников, композиторов, актёров, чьи имена встречаются на страницах учебника»): «Вся Греция и Рим питались только литературою: школ, в нашем смысле, вовсе не было! И как возросли. Литература собственно есть единственная школа народа, и она может быть единственною и достаточною школою…» Прослушайте в исполнении О. Ефремова стихотворение А. С. Пушкина «Поэт». Найдите общее в высказывании В. В. Розанова и стихотворении А. С. Пушкина. Как должен творить современный писатель, чтобы литература стала «единственною и достаточною школою» народа? Группа 2. Подтвердите или опровергните слова М. Горького(обратите внимание на помещённый в учебнике «Словарь имён известных литературоведов, писателей, художников, композиторов, актёров, чьи имена встречаются на страницах учебника»): «Как человек, как личность писатель русский… стоял освещённый ярким светом беззаветной и страстной любви к великому делу жизни - литературе, к усталому в труде народу, грустной своей земле. Это был честный боец, великомученик правды ради, богатырь в труде и дитя в отношении к людям, с душою, прозрачной, как слеза, и яркой, как звезда бледных небес России». Прослушайте в исполнении О. Анофриева стихотворение Н. А. Некрасова «Русскому писателю». Что общего в высказывании М. Горького и стихотворении Н. А. Некрасова? На какую общественную роль писателя указывает Некрасов? Обладают ли современные писатели таким влиянием на читателей, как во времена Некрасова? Аргументируйте свой ответ. Группа 3. Подтвердите или опровергните слова Д. С. Лихачёва (обратите внимание на помещённый в учебнике «Словарь имён известных литературоведов, писателей, художников, композиторов, актёров, чьи имена встречаются на страницах учебника»): «Русская литература… всегда была совестью народа. Её место в общественной жизни страны всегда было почётным и влиятельным. Она воспитывала людей и стремилась к справедливому переустройству жизни». Прослушайте в исполнении А. Прошкина стихотворение Б. Л. Пастернака «Во всём мне хочется дойти до самой сути…». Докажите, что роль литературы важна и в общественной жизни страны, и в личной жизни человека. Группа 4. Подтвердите или опровергните слова из песни «Целое лето» современного поэта-барда М. Щербакова: «Кроме литературы, чем и дышать, опускаясь на дно морское…» В чём метафорический смысл этих слов? Прочитайте выразительно или прослушайте в исполнении А. А. Ахматовой её стихотворение «Мне ни к чему одические рати…». Какие тайны ремесла поэта она приоткрывает? Чем её стихотворение созвучно цитате из песни Щербакова? Как литература может помочь человеку в духовной и нравственной жизни? Как можно отличить настоящую литературу, доступную только духовно богатым людям, от низкопробных стихов? Учитель литературы: Муллаянова А Р.

6 слайд

Описание слайда:

Чтение и обсуждение статьи учебника «Слово к девятиклассникам». Прокомментируйте в статье слова В. Г. Белинского. Назовите произведение, которое вы читали, «будучи некоторое время под его исключительным влиянием», и обоснуйте свой выбор. Учитель литературы: Муллаянова А Р.

7 слайд

Описание слайда:

Выявление уровня литературного развития учащихся I способ. Устная беседа, выявляющая уровень знаний и умений: 1. В чём оптимизм русского фольклора и древнерусской литературы и их значение для современного читателя? 2. Какие вечные вопросы поднимали русские писатели? 3. В каких произведениях отразились гуманистические мыс-ли авторов? Назовите книги, где поставлена проблема защиты человеческой личности. 4. Каков обобщённый облик России в произведениях русских писателей? Как они доказывали, что в жизни нужно сочувствие и сострадание? 5. Каким видели счастье герои литературы? Согласны ли вы с ними? 6. Как литературные пейзажи помогают понять человеческие характеры? 7. Какими способами писатели вызывают у читателя смех, грусть, негодование и другие эмоции? Приведите примеры. 8. Какова роль антитезы в литературе? Приведите примеры. 9. Какую роль играет в литературном произведении герой-повествователь? Приведите примеры из изученных произведений. 10. Докажите, что конфликт является основой сюжета драмы Учитель литературы: Муллаянова А Р.

8 слайд

Описание слайда:

Выявление уровня литературного развития учащихся I I способ. Диагностическая работа: 1. «Петух на высокой готической колокольне блестел бледным золотом; таким же золотом переливались струйки по черному глянцу речки; тоненькие свечки (немец бережлив!) скромно теплились в узких окнах под грифельными кровлями; виноградные лозы таинственно высовывали свои завитые усики из-за каменных оград; что-то пробегало в тени около старинного колодца на трехугольной площади, внезапно раздавался сонливый свисток ночного сторожа, добродушная собака ворчала вполголоса, а воздух так и ластился к лицу, и липы пахли так сладко, что грудь, поневоле, все глубже и глубже дышала, и слово: „Гретхен" - не то восклицание, не то вопрос - так и просилось на уста». Из какого произведения этот отрывок? Назовите его автора, жанр, главных героев. Какой композиционный прием здесь использован? Каково авторское отношение к изображаемому? Аргументируйте свое мнение. 2. Вспомните одно из стихотворений М. Ю. Лермонтова. Какими средствами автор рисует ключевые образы и создает определенное настроение? Приведите примеры. 3. Назовите известные вам виды искусства. Чем сходна с ними и чем отличается от них художественная литература? Учитель литературы: Муллаянова А Р.

9 слайд

Описание слайда:

Выявление уровня литературного развития учащихся III способ. Тестовые задания и письменный ответ на проблемный вопрос: 1. Соотнесите фамилии авторов с названиями произведений и их основными темами. Ответы запишите тремя цифрами: Учитель литературы: Муллаянова А Р. Авторы Произведения Основные темы 1. И. А. Крылов 1. «Недоросль» 1. Тема «маленького человека» 2. Д. И. Фонвизин 2. «Василий Тёркин» 2. Тема патриотизма, аллегорическое сопоставление Кутузова и Наполеона в Отечественной войне 1812 г. 3. А. С. Пушкин 3. «19 октября» 3. Тема подвига русского солдата в Великой Отечественной войне 4. А. Т. Твардовский 4. «Шинель» 4. Тема верности дружбе, возникшей в годы ученичества 5. Н. В. Гоголь 5. «Волк на псарне» 5. Тема обличения невежества помещиков и воспитания дворянина

§ 1 Роль искусства в истории человечества

С древнейших времен искусство играет ведущую роль в становлении мировоззрения человека. Музыка, живопись, скульптура, архитектура всегда влияли на сознание людей, формировали систему нравственных ценностей человека.

Художественная литература - один из видов искусства, искусство слова. В литературных произведениях с помощью художественного слова можно отобразить события прошлого и настоящего, предметы, явления, которые сопровождают нас на протяжении всей жизни. С помощью литературы мы не только познаем окружающий мир, но и пытаемся разобраться в собственных поступках.

§ 2 Роль книги в мировой культуре

Крупнейшие мыслители, общественные деятели, писатели всего мира много раз отмечали выдающуюся роль книги в развитии человечества.

Книга - это фундамент духовной культуры народа. Именно в процессе чтения происходит великое таинство приобщения человека к новым идеям, мыслям, художественным образам. Отсюда - огромное значение процесса, обозначаемого широким и емким словом «чтение».

Итак, роль книги как разновидности искусства велика: она формирует мышление человека, передает накопленный опыт.

§ 3 Процесс создания книги

Сначала книга существовала как носитель Слова, она была носителем скрытого знания, и приобщение к нему было возможно посредством длительного посвящения. Сам процесс написания книги долгое время являлся необыкновенно трудным, священным таинством. Так, летописец приступал к записям лишь после долгого поста и молитв, считая, что сам ангел водит его рукой. Только к ХVII веку письменный текст становится обычным и доступным простым людям..

Следовательно, процесс создания книг отразил бережное отношение к письменному слову.

§ 4 Роль русской литературы в истории страны

Наш народ сотворил высокохудожественную литературу. Имена А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Л.Н.Толстого, А.П.Чехова, Ф.М.Достоевского известны во всем мире. Наша литература не только представила историю народа, его борьбу за свободу, за счастливую жизнь, но и отразила глубокий, мучительный духовный поиск людей разных эпох. В русской литературе честно отображается общественная действительность: различные периоды жизни всего народа, стремления и надежды людей. Русские писатели и поэты прививают интерес к своей истории, любовь к родной земле, к своим предкам, к своему ближнему и к братским народам… Литература помогает и поддерживает человека в сложные минуты жизненного пути.

Д.С.Лихачев так писал о нашей литературе: «Русская литература… всегда была совестью народа. Ее место в общественной жизни страны всегда было почетным и влиятельным. Она воспитывала людей и стремилась к справедливому переустройству жизни».

В заключении можно сказать, что художественная литература базируется на гуманистических взглядах и убеждениях, одобряет нетленные и вечные общечеловеческие ценности. Именно этим она и является близкой, очень нужной и просто необходимой для человечества, что и отразил в своем стихотворении «Слово» русский писатель Иван Бунин:

Молчат гробницы, мумии и кости,—

Лишь слову жизнь дана:

Из древней тьмы, на мировом погосте,

Звучат лишь Письмена.

И нет у нас иного достоянья!

Умейте же беречь

Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,

Наш дар бессмертный — речь.

Использованные изображения:

Термин "духовная литература" имеет несколько толкований. Во-первых, это может быть целый ряд книг, призванных побуждать человека к размышлениям о смысле жизни. А в более узком понимании - это труды святых подвижников, в которых они описывают свой жизненный путь. Давайте разберемся, какие книги можно считать духовными.

Духовно-нравственная литература: определение и ее задачи

Основным критерием духовной литературы можно считать ее соответствие евангельскому духу. Это означает, что все книги подобной тематики должны в первую очередь отражать суть библейских принципов. Духовная литература поднимает извечную проблему бытия, дает ответ на многие философские и религиозные вопросы, а также развивает нравственные качества в характере своего читателя. Помимо всего прочего, подобное чтиво очень часто описывает жизнь святых людей, пророков и всегда проповедует основы той или иной религии. Если говорить простым языком, то духовные книги - это пища для нашей души.

Главной задачей духовных книг является пробуждать в человеке все душевные качества, развивать и, наконец, сподвигать человека к исполнению религиозных законов. Ведь почти в каждой религии существует свод заветов, которым должен следовать верующий человек.

Особенности нравственной литературы

Пожалуй, отличительной особенностью духовной литературы можно назвать религиозную наклонность ее книг, в которых поднимаются философские вопросы. Духовная литература, как правило, предстает больше в то есть лирика практически отсутствует. В этот жанр входят притчи, различные исторические хроники, описания жизни святых пророков, проповеди и труды, посвященные устройству загробного мира и о том, какая судьба ждет каждого человека после смерти.

Книги духовной литературы можно условно разделить на несколько групп:

  • каноническая литература (священные книги, Библия, Коран и др);
  • богослужебная (Псалтырь, Слово и др);
  • богословская литература (теологические трактаты);
  • учебная религиозная (православный толковый молитвослов);
  • религиозно-публицистическая (проповеди святых отцов, поучения старцев и т. п.);
  • религиозно-популярная (рассказы, повести и даже сказки с поучительным смыслом).

В последнее время появляется все большее количество книг, посвященных вопросам воспитания детей. Подобная литература дает советы и наставления родителям о том, как правильно растить детей, в какой обстановке их воспитывать, чтобы они выросли хорошими людьми.

Самые популярные книги на духовную тематику

Помимо религиозных духовных книг, духовная литература представлена в других жанровых композициях. Эти книги не только меняют взгляд на многие вещи, но также знакомят читателя с такими добродетелями, как любовь, доброта,

Духовно-художественная литература - именно так можно определить те произведения великих русских писателей, в которых через главных героев и их автор передает незыблемые христианские ценности. Существует ряд произведений русской классики, которые должен прочитать каждый человек, независимо от своих религиозных убеждений. Вот самые известные: "Война и мир" Л. Н. Толстого, многие рассказы А. П. Чехова, "Мастер и Маргарита" М. А. Булгакова, из зарубежной литературы - романы Эрнеста Хэмингуэя ("По ком звонит колокол", "Старик и море"), а также Данте ("Божественная Комедия"), Эрих Мария Ремарк и др.

Несмотря на то что эти произведения не имеют религиозного контекста, они все же затрагивают важнейшие вопросы бытия: в чем смысл жизни и что происходит с душой человека после смерти?

Роль духовной литературы в жизни современного человека

Не секрет, что в наше время людям как никогда раньше сложно найти свободное время для чего-либо, а особенно для чтения книг. Может быть, именно по причине того, что мало читает или вовсе не открывает книги духовной литературы, люди в мире становятся более эгоистичными - каждый старается получить собственную выгоду, забывая при этом об окружающих.

Однако можно смело утверждать, что духовная литература играет огромную роль в жизни любого человека. Благодаря чтению духовных книг развиваются внутренние душевные качества, пробуждаются лучшие черты человека, такие как, например, доброта, милосердие и любовь. Ведь духовные книги проповедуют Евангельские заветы, а основным законом Библии считается завет о любви к ближнему. "Возлюби ближнего своего, как самого себя", - вот главная заповедь, на которой утверждается весь закон и пророки.

Итак, получается, что побудить на размышления о смысле жизни способна именно такая литература. а также в воспитании моральных ценностей и формировании правильного мировоззрения духовные книги выполняют важнейшие функции.

Цель урока:

Определить роль литературы в духовной жизни общества,
Сформировать понимание учащихся литературы как искусства слова,
Выявить уровень литературного развития учащихся.

Кроме литературы, чем и дышать,

Опускаясь на дно морское…

М.Щербаков. Целое лето

1. Орг. Момент

2. Беседа над вопросом осмысления цитаты, вынесенной в эпиграф урока

(Михаил Щербаков, московский поэт, создатель авторской песни, наш современник).

3. Обсуждение высказываний русских писателей

Как вы понимаете высказывания русских писателей о литературном труде и роли книг в духовной жизни человека, попытайтесь подтвердить или опровергнуть высказанные ими позиции.

«Как человек, как личность писатель русский… стоял освещенный ярким светом беззаветной и страстной любви к великому делу жизни - литературе, к усталому в труде народу, грустной своей земле. Это был честный боец, великомученик правды ради, богатырь в труде и дитя в отношении к людям, с душою, прозрачной, как слеза, и яркой, как звезда бледных небес России». М.Горький.

«Вся Греция и Рим питались только литературою: школ, в нашем смысле, вовсе не было! И как возросли. Литература собственно есть единственная школа народа, и она может быть единственною и достаточною школою… » В.Розанов.

«Русская литература… всегда была совестью народа. Ее место в общественной жизни страны всегда было почетным и влиятельным. Она воспитывала людей и стремилась к справедливому переустройству жизни». Д. Лихачев.

4. Выразительное чтение стихов

Сейчас прочитаем стихотворения, в которых поэты размышляют о тайнах писательского труда, о роли писателей в обществе.

Иван Бунин

Слово
Молчат гробницы, мумии и кости,—
Лишь слову жизнь дана:
Из древней тьмы, на мировом погосте,
Звучат лишь Письмена.

И нет у нас иного достоянья!
Умейте же беречь
Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,
Наш дар бессмертный — речь.

А.Ахматова

Творчество
Бывает так: какая-то истома;
В ушах не умолкает бой часов;
Вдали раскат стихающего грома.
Неузнанных и пленных голосов
Мне чудятся и жалобы и стоны,
Сужается какой-то тайный круг,
Но в этой бездне шепотов и звонов
Встает один, все победивший звук.
Так вкруг него непоправимо тихо,
Что слышно, как в лесу растет трава,
Как по земле идет с котомкой лихо...
Но вот уже послышались слова
И легких рифм сигнальные звоночки,—
Тогда я начинаю понимать,
И просто продиктованные строчки
Ложатся в белоснежную тетрадь.

Б.Пастрнак

Во всем мне хочется дойти
До самой сути.
В работе, в поисках пути,
В сердечной смуте.

До сущности протекших дней,
До их причины,
До оснований, до корней,
До сердцевины.

Всё время схватывая нить
Судеб, событий,
Жить, думать, чувствовать, любить,
Свершать открытья.

О, если бы я только мог
Хотя отчасти,
Я написал бы восемь строк
О свойствах страсти.

О беззаконьях, о грехах,
Бегах, погонях,
Нечаянностях впопыхах,
Локтях, ладонях.

Я вывел бы ее закон,
Ее начало,
И повторял ее имен
Инициалы.

Я б разбивал стихи, как сад.
Всей дрожью жилок
Цвели бы липы в них подряд,
Гуськом, в затылок.

В стихи б я внес дыханье роз,
Дыханье мяты,
Луга, осоку, сенокос,
Грозы раскаты.

Так некогда Шопен вложил
Живое чудо
Фольварков, парков, рощ, могил
В свои этюды.

Достигнутого торжества
Игра и мука -
Натянутая тетива
Тугого лука.

5. Беседа по вопросам

Почему литературу называют искусством слова? Покажите на примерах, что такое искусство слова?

Вспомните произведения, герои которых читают книги и дают им свои оценки. Чем важна для них литература?

Что вы узнали из литературы о любви и предательстве, о смерти и бессмертии, о благородстве и подлости? Важны ли такие знания для человека?

Как литература помогла вашему собственному духовному развитию?

Что полезного может дать современному человеку чтение литературы прошлого?

6. Беседа, выявляющая уровень литературного развития учащихся

Что из русского фольклора вы помните? Каково значение произведений устного народного творчества для современного читателя?

Какие вечные вопросы поднимались русскими писателями? Как они их решали?

Как в произведениях русской литературы отразились гуманистические мысли авторов? Назовите произведения, в которых поднимается проблема защиты человеческой личности. Аргументируйте свою позицию.

Каким представляли себе счастье герои произведений русской литературы? Согласны ли вы с ними?

Как картины природы, описанные в литературе, помогают в понимании человеческих характеров?

Определите произведения по фрагменту:

Сквозь тонкие, высокие стебли травы сквозили голубые, синие и лиловые волошки; желтый дрок выскакивал вверх своею пирамидальною верхушкою; белая кашка зонтикообразными шапками пестрела на поверхности; занесенный, бог знает откуда, колос пшеницы наливался в гуще. Под тонкими их корнями шныряли куропатки, вытянув свои шеи. Воздух был наполнен тысячью разных птичьих свистов. В небе неподвижно стояли ястребы, распластав свои крылья и неподвижно устремив глаза свои в траву. Крик двигавшейся в стороне тучи диких гусей отдавался бог знает в каком дальнем озере. Из травы подымалась мерными взмахами чайка и роскошно купалась в синих волнах воздуха. Вон она пропала в вышине и только мелькает одною черною точкою. Вон она перевернулась крылами и блеснула перед солнцем. Чёрт вас возьми, степи, как вы хороши!
“Ты хочешь знать, что видел я

На воле? — Пышные поля,

Холмы, покрытые венцом

Дерев, разросшихся кругом,

Шумящих свежею толпой,

Как братья в пляске круговой.

Я видел груды темных скал,

Когда поток их разделял,

И думы их я угадал:

Мне было свыше то дано!

Простерты в воздухе давно

Объятья каменные их,

И жаждут встречи каждый миг;

Но дни бегут, бегут года —

Им не сойтися никогда!

Какими способами писатели вызывают у читателя смех, грусть, горечь, негодование и другие чувства?

Какова роль антитезы в литературном произведении? Приведите примеры из русской прозы или поэзии.

Какую роль играет в художественном произведении герой-повествователь? Приведите примеры из произведений, изученных в 8 классе.

8. Домашнее задание

Ответить письменно на один из вопросов:

Как связаны человек и история в «Капитанской дочке» А.С.Пушкина?
Какие нравственные ценности утверждает поэма М.Ю. Лермонтова «Мцыри»?
Что «дурное в России» высмеивают Н.В.Гоголь в пьесе «ревизор» и М.Е. Салтыков-Щедрин в сказках?

Тема: Литература и её роль в духовной жизни человека.

Цель: углубить представление учащихся о литературе как ис­кусстве слова, о ее роли в духовной жизни человека.

Ход урока.

I. Обмен мнениями о личном читательском опыте.

1. Какие книги, прочитанные летом, заинтересовали вас?

3. Как знания, умения и навыки, полученные на уроках литера­туры в предшествующие годы, помогали вам читать и понимать книги?

4. Какие литературоведческие, энциклопедические, лингвисти­ческие словари и справочники есть в вашей домашней библиотеке? Какие из них вы порекомендовали бы своим одноклассникам?

II. Чтение вступительной статьи «Слово к девятиклассни­кам» (с. 3).

Беседа по статье.

Как вы понимаете выражение «основное базисное образование»?

Почему именно в программу 9 класса включены, хотя бы в от­рывках, наиболее значительные произведения русской литературы?

Почему освоение данной программы требует от учеников са­мостоятельности, инициативы и творчества?

Какого чтения потребуют изучаемые произведения? Готовы ли вы к такому чтению?

III. Обзор курса литературы 9 класса.

Основная задача курса литературы 9 класса - познакомитьвас с богатством русской литературы, с бесконечным многообразием ее форм. Перелистаем страницы учебника, чтобы познакомитьсяс составляющими нашего курса.

Па доске открывается первая страница перекидного календаряС красочной надписью: «Древнерусская литература»

Временем возникновения древнерусской литерату­ры ученые склонны считать конец X века. И программу 9 класса мы начинаем со знакомства с древнейшим творением, сохранив­шим и поныне живую прелесть художественности, созданным в конце XII столетия.

Судьба древнерусской поэмы «Слово о полку Игореве» непо­вторима. Поэма влечет к себе людей с неодолимой силой, как зага­дочный магнит.

Вникая в это творение, ты узнаешь, что такое доблесть и муже­ство, отвага и верность... Еще долго после прочтения перед глаза­ми будут стоять миражи отшумевшего, но такого близкого былого. Ты будешь видеть бескрайнюю южную степь, в которой, как цве­тущие дикие маки, алеют воинские щиты, встают кровавые зори, снуют в небесах синие молнии, ветер раздувает шитые золотом стяги. Ты будешь слышать, как в ночи скрипят повозки, как лают встревоженные лисицы, как не умолкает соловьиное щелканье, как звенят, скрещиваясь, мечи, как раздается конский топ, как звучат похоронные плачи и как гусли рокочут славу воинам, возвратив­шимся из похода.

«Слово...» - драгоценная жемчужина, добытая из глубин вре­мени, пощаженная веками, таинственный блеск которой обладает волшебным свойством притягивать взоры и сердца. Игореву песнь будут читать и через много лет дети ваших детей, внуки ваших внуков.

Открывается вторая страница «календаря»: «Литература XVIII века. Классицизм. Сентиментализм» (запись в тетради).

Живым примером судьбы талантливых людей в условиях самодержавного произвола стала судьба М. В. Ломоносо­ва - реформатора русского литературного языка и стихосложения, великого ученого, поэта и художника, о котором Пушкин писал: «Соединяя необыкновенную силу воли с необыкновенною силою понятия, Ломоносов обнял все отрасли просвещения. Открыв «ис­тинные источники нашего поэтического языка», Ломоносов указал единственный правильный путь его развития - путь сближения ли­тературного языка с языком народным».

А. С. Грибоедов и А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов и Н. В. Гоголь, Ф. И. Тютчев и А. А, Фет, А. Н. Островский и Ф. М. Достоевский, Н. А. Некрасов и Л. Н. Толстой, А. П. Чехов. Какие удивительные встречи и открытия ждут нас!

Учитель (открывает последнюю cmpa ниц y - «Литература XX века»).

XX век - век военных и революционных потрясений -вызвал мощное и многогранное отражение жизненных ситуаций в поэзии, прозе, драматургии, публицистике.

Идет «перекличка» тем и имен.

До 1917 г. русская литература была единой. В поэзии этого времени прочное место заняли А. Блок, Н. Гумилев, А. Ахматова, О. Мандельштам, М. Цветаева, Б. Пастернак, С. Есе­нин, в прозе - И. Бунин, М. Горький, Л. Андреев.

После 1917 г. часть писателей эмигрирова­ла из России, и русская литература разделилась на две ветви, раз­вивающиеся параллельно. Среди писателей русского зарубежья -И. Бунин, И. Шмелев, Б. Зайцев, В. Набоков, В. Ходасевич, Г. Ада­мович и др.

В советской литературе 20-х гг. господ­ствовала тема Гражданской войны, с 1930-х началось художест­венное осмысление свершившихся в стране событий - в произве­дениях М. Горького, М. Шолохова, Н. Островского, А. Макаренко, А. Твардовского.

С 1941 г. всеобъемлющей становится тема Великой Отечественной войны.

В литературе 50-70-х гг. происходит пере­осмысление многих событий войны, отражаются противоречия на­ступившей мирной жизни.

Трагическая судьба узников сталинских ла­герей вызвала к жизни книгу А. Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ», рассказы В. Шаламова и много других произведений.

IV. Завершающее слово учителя.

Здесь обозначены лишь отдельные вехи большой, трагической, противоречивой истории новейшей русской литературы XX века, скоторойнам предстоит познакомиться, названы далеко не все име­ни писателей, сыгравших в этой литературе значительную роль. Об этом вы узнаете позже, а пока желаю вам ни с чем не сравнимого счастья узнавания литературного произведения, когда вы начинаете понимать, какие дали открываются за каждым поворотом сюжета, за любой метафо­рой, гуманным намеком.

Домашнее задание: чтение «Слова о полку Игореве»; пересказ статьи «Древнерусская литература», с. 4-6.

Тема: Значение древнерусской литературы. «Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы.

Цель: показать самобытный характер древнерусской литера­туры, богатство и разнообразие ее жанров; познакомить с историей открытия «Слова о полку Игореве».

Ход урока

I. Повторение изученного в 5-8 классах.

I . Беседа по статье «Древнерусская литература».

1) Когда и как начиналась русская литература? (Возникновение русской литературы относится к концу X века, когда с принятием на Руси христианства как государственной религии появились церковно-служебные и историко-повествователъные произведения на церковно-славянском языке.)

2) Каковы ее первые произведения? («Повесть временных лет», жития князей Бориса и Глеба, «Слово о законе и благодати», «Хо­ждение» игумена Даниила, «Поучения» Владимира Мономаха и др.)

3) Известны ли имена их авторов? (Летописец Нестор, игумен Киево-Печерского монастыря Феодосии, киевский митрополит Иларион, игумен Даниил, князь Владимир Мономах, монах Кирилл Туровский, путешественник Афанасий Никитин и др.)

2. Викторина «Узнай по отрывку произведение и опреде­ли его жанр».

Какие жанры древнерусской литературы вы помните?

Поучение - это проникновенная беседа о духовных ценностях.

(Владимир Мономах.)

Повесть, как правило, повествует о важных исторических со­бытиях. («Повесть о разорении Рязани Батыем».)

Слово является образцом торжественного красноречия.

В хождении дается информация о далеких путешествиях.

В житии - описание духовных подвигов и добрых дел святых. (Б. Зайцев «Преподобный Сергий Радонежский», «Сказание о жи­тии Александра Невского».)

Дайте определение слову «жанр».

(Жанр - исторически формирующийся вид литературных про­изведений, обладающих особенностями, признаками, закономерно­стями, отличающими их от других произведений.)

Может ли житие быть посвящено описанию быта и подвигов разбойников? (Нет, так как это будет противоречить законам жанра.)

Жанром, помогшим Руси осмыслить свое предназначение, соб­ственную историю, стала летопись.

Летопись - повествование о событиях исторической важности, расположенных «по летам», то есть в хронологической последова­тельности.

Вопросы викторины:

1) «И сказал им:

Соберите хоть по горсти овса, пшеницы или отрубей.

Они собрали. И повелел женщинам сделать болтушку, из чего кисель варят, выкопать колодец, а болтушку налить в кадку и опус­тить ее в колодец. И велел выкопать другой колодец и вставить в него кадку, и поискать меду. Нашли лукошко меду в княжеской кладовой. И приказал он разбавить мед и влить в кадку во второй колодец». («Сказание о белгородском киселе».)

2) «Некий человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые ограбили его, сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым. По случаю один священник шел той же дорогой, увидел его и прошел мимо. Также шел по­мощник священника, подошел, посмотрел и прошел мимо. А потом проезжал этой дорогой самарянин, увидел его и сжалился. Он по­дошел, перевязал ему раны, возлил масло в вино. И посадил на сво­его осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем». («Притча о добром самарянине».)

3) «И нашел быка большого и сильного. И велел он разъярить его. Прижгли быка каленым железом и пустили, и побежал бык мимо него, и схватил он быка рукою за бок, и вырвал кожу с мя­сом, сколько рука захватила. И сказал ему Владимир: «Можешь с ним бороться». («Сказание о Кожемяке».)

4) «А отец приказал слугам: «Принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги. И зако­лите откормленного теленка, станем пировать и веселиться. Ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся». («Притча о блудном сыне».)

5) «Сергий жил во времена татарщины. Лично его она не тро­нула: укрыли леса Радонежские. Но он к татарщине не пребыл рав­нодушен. Отшельник, он спокойно, как все делал в жизни, поднял крест свой за Россию и благословил Дмитрия Донского на ту бит­ву, Куликовскую, которая для нас навсегда примет символический, таинственный оттенок.

В поединке Руси с Ханом имя Сергия навсегда связано с делом созидания России». (Жанр жития. Б. Зайцев «Преподобный Сергий Радонежский».)

II. Знакомство со «Словом о полку Игореве».

Не много найдется во всей мировой литературе произведений, которые вызывали бы к себе столь длительный и пристальный ин­терес. Игореву песнь издают и переиздают. Создана огромная по­этическая библиотека вариаций на тему «Слова». О поэме, многократно переведенной на множество европейских и восточных язы­ков, спорят ученые в самых различных странах мира. В последние десятилетия появились исследования этого произведения не только у наших славянских соседей, но и в США, Австралии, Англии, Франции, Италии... В чем же притягательность «Слова»?


  1. Выразительное чтение древнерусского тек­ста (начала поэмы).
2. Проверка читательского восприятия. (Не все по­ нятно, но красиво, образно, метафорично, ритмично.)

2. Знакомство с прозаическим (Д. С. Лихачев) и стихотвор­ным переводами этого же отрывка (В. А. Жуковский).

«Разве пристало нам, братья, начать старыми (старинными) выражениями горестное повествование о походе Игоревом, Игоря Святославича? - (Нет), начать эту песнь надо, следуя за действи­тельными событиями нашего времени, а не по (старинному) замышлению (способу, плану, приему) Бояна. Ибо Боян вещий, если хотел кому песнь сложить, то (вместо того чтобы точно следо­вать действительным событиям - «былинам сего времени») рас­текался мыслию по дереву, серым волком по земле, сизым орлом под облаками (его творческая манера была очень выспренной, на­пыщенной). Помнил он, как говорил, первоначальных времен вой­ны (и) тогда напускал десять соколов (пальцев) на стадо лебедей (9 струн): который (из соколов) догонял какую (лебедь), та первая (и) пела песнь («славу») старому Ярославу (Мудрому), храброму Мстиславу (Владимировичу), который зарезал Редедю (касожского князя) перед полками касожскими (в Тмуторокани), прекрасному Роману Святославичу (сыну Святослава Ярославича, князя Тмутороканского). То, братья, Боян не десять соколов на стадо лебедей напускал, но свои вещие персты на живые струны возлагал; они же сами собой (без всяких усилий, в привычных старых выражениях, «старыми словесы») князьям славу рокотали».

(Перевод Д. С. Лихачева)

3. Слово учителя.

Как вы убедились, многочисленные переводы «Слова» разно­образны: от точных, выполненных учеными, до вольных. Преобла­дают, безусловно, стихотворные переводы. Но любой перевод ус­ловен, так как нельзя считать «Слово» стихотворным произведени­ем с сегодняшней точки зрения. Вплоть до XVIII в. на Руси не знали различия прозы и стихотворения. Одни тексты были предна­значены для пения, другие - для произнесения. Легендарный Боян свои произведения пел. Автор истории Игорева похода называет ее «словом», но мы уже отметили ее ритмичность. Это особый народ­ный песенный стих.

4. Чтение статьи учебника «Из истории рукописи» (с. 8).

К уроку можно подготовить выставку книг о «Слове», обзорно позна­комить с наиболее интересными исследованиями.

Учитель. Например, книга известного писателя Евгения Осетрова посвящена этому великому творению. На страницах ее воссоздаются образы, художественный мир, обстоятельства созда­ния и история изучения гениальной поэмы XII в. Автор знакомит читателей с художественной системой Игоревой песни, рассказы­вает о спорах, которые ведутся по поводу этого произведения, о том, какое влияние оказало древнее творение на отечественную культуру. (Осетров Е. И. Мир Игоревой песни. Этюды. - М: Со­временник, 1977.)

5. Сообщение учителя об исторической основе «Слова».

В начале 80-х гг. XII в. князь Святослав Киевский отбросил объединенными усилиями половцев. В 1185 г., не преду­предив киевского князя Святослава и других князей, отправился в половецкую степь новгород-северский князь Игорь Святославович вместе со своим сыном, братом и племянником. Они выступили в поход 23 апреля, а 1 мая в пути их застало солнечное затмение, но, несмотря на грозное предзнаменование, Игорь не повернул назад свое войско. В первом столкновении с половцами Игорь одержал победу, но во второй битве он терпит поражение, и князей берут в плен - впервые за многие годы. Одержав победу над Игорем, по­ловцы устремляются на Русскую землю, осаждают Переяславль, сжигают укрепления у Путивля. Незадолго до возвращения полов­цев Игорю удается бежать из плена.

Современники по-разному оценивали события 1185 года. Мы знаем обе оценки из двух древних летописей - Лаврентьевской и Ипатьевской. Лаврентьевская летопись резко осуждает Игоря, изо­бражая его самонадеянным и честолюбивым князем, недальновид­ным полководцем. В «Летописной повести», которая находится в Ипатьевской летописи, нет прямого осуждения князя; он вызывает даже сочувствие - не только достойным поведением во время бит­вы, но и раскаянием в том, что участвовал в междоусобных войнах и причинил много страданий Русской земле.

III. Итог урока.

Домашнее задание: прочитать «Слово» в переводе Н. А. За­болоцкого, с. 9-31; подготовить понравившийся фрагмент на выра­зительное чтение (или наизусть); индивидуальное задание: подго­товить сопоставительные планы повествования о походе Игоря по «Слову» и по Ипатьевской летописи.

Тема: «Слово…» как высокопатриотическое произведение. Идея, образная система, пейзаж «Слова…», влияние фольклора.

Цель: познакомить с образной системой «Слова», его основ­ной идеей; дать понятия патриотизма, честолюбия; работать над выразительным чтением.

Оборудование: проектор, экран, компьютер.

Ход уроков

I. Проверка домашнего задания.

Сравнительный анализ Ипатьевской летописи и «Слова».


(Планы отражены на доске.)

План событий по Ипатьевской летописи


План событий по композиционным частям «Слова»

1. Выступление в поход Игоря. 2. Солнечное затмение. 3. Присоединение к войску буй-тур Всеволода. 4. Первое удачное столкновение с половцами. 5. Неудачи второго боя. 6. Ранение и пленение Игоря. 7. Набеги половцев на Русь. 8. Побег Игоря.

1. Вступление. 2. Сборы в поход, предзнаменова­ние. 3. Первый бой. 4. Сон. 5. Второй бой. 6. История сражения с половцами. 7. Поражение. 8. Лирическое отступление о меж­доусобицах. 9. Сон Святослава. «Золотое сло­во» Святослава. 10. Обращение к князьям. 11. Плач Ярославны. 12. Возвращение Игоря. 13. Приветственная встреча.

Чем повествование в «Слове» отличается от Ипатьевской ле­тописи"? (Оно более лирично, эмоционально, окрашено авторским отношением к излагаемому материалу.)

Какие наиболее яркие композиционные части, не связанные с сюжетом, свойственны только «Слову»? (Лирическое отступление о междоусобицах, «золотое слово» Святослава, плач Ярославны.)

2. Выразительное чтение (или чтение наизусть) понра­вившихся отрывков с последующими комментариями.

II. Изучение нового материала.

- Как в них проявился «пронизывающий душу патриотизм» не­известного автора?

Каков общечеловеческий смысл истории похода князя Игоря? (Это раздумья не только о честолюбии и человеческой гордыне, но и о любви к Родине.)

2. Характеристика образной системы «Слова».

1) Какие образы «Слова» вам запомнились?

2) Как вы их себе представляете?

3) Сопоставьте ваше представление с иллюстрациями В. А. Фа­ворского (с. 10 учебника).

4) Кто же главный герой «Слова о полку Игореве»? Обмен мнениями.

Князь Игорь? Нет. О нем говорится больше, чем о других князьях, но почти всегда в любовно-укоризненном тоне.

Игорев полк? Но последний потерпел поражение, открыв доро­гу на Русь Степи.

Ярославна? Она прекрасна, трогательна, героична, но она - ли­цо все-таки эпизодическое, персонаж, возможно, лучшей, но един­ственной главы поэмы.

Святослав Киевский? Он - воплощение государственной муд­рости и отеческого благородства, высказыватель суждений по по­воду происходящих событий, он - второе поэтическое «я», недаром его речь, именуемая Златым словом, незаметно переходит в автор­ское обращение к князьям.

Учитель. Подлинный же герой поэмы - Русская земля. Ей певец отдает весь жар сердца, безмерную любовь, сыновнюю при­вязанность и верность.

Княжеские дружины для автора - «русские сыны», «русские полки», которых ждут «жены русские». Храбрые воины, вспоми­наемые в поэме четыре раза, - «русичи». В контексте поэмы это слово имеет эпическое звучание, оно словно навечно высечено в граните: «...русичи великая поля чрвленными щиты прегородиша». Или: «.. .ту пиръ доконечаша храбрии русичи».

Автор - незаурядная фигура Руси домонгольской; его патрио­тический пафос не был порождением личных настроений и убеж­дений. Ценность поэмы для того времени состояла в том, что она высказывала в непревзойденной художественной форме то, что зрело в умах лучших людей эпохи. Так, в Ипатьевской летописи, в записи под 1168 годом, князь восклицает: «Нам дай Бог за крестьян и за Русскую землю головы свои сложите».

В «Слове» земля Русская предстает во всей своей исторической и природной красоте. Глазами автора народ словно впервые взгля­нул на родные и давно обжитые места. Раскинувшаяся на необъят­ных просторах - от Волхова до Черного моря, - Русская земля была «украсно украшена» городами, селами, крепостями.

Можно сказать, что Русь выросла и закалилась в борьбе со Сте­пью. Обороняясь, а нередко переходя в наступление, Русь отстаивала и свой народ, и государственность, и свою молодую, несо­мненно незаурядную культуру, и выполняла роль щита Европы на Востоке. Недаром с такой гордостью вспоминается в Игоревой песне «поход Святослава» - грозного и великого, который, насту­пая на землю половецкую, притоптал холмы и яруги, взмутил реки и озера, иссушил потоки и болота, пленил хана Кобяка.

Но наступила невеселая година, когда, по словам Игорева пев­ца, стал брат оспаривать брата, и стали князья про малое «это вели­кое» говорить. Из-за усобиц стали «поганые» со всех сторон при­ходить с победами на землю Русскую. Автор не просто вспоминает о минувших победах, не только скорбит о несчастьях современно­сти, постигших Русскую землю. Поэт призывает встать за «обиду сего времени», за землю Русскую.

Существует даже предположение, что «Слово», произнесенное на встрече князей, заставило их на несколько лет прекратить рас­при и зорко следить за происками кочевников, то есть дало крат­кую военную передышку.

Певец «Слова», соколиным взором осматривая все края родной земли, погружаясь в былые века, был деятельным сыном бурного времени, знал все радости, скорби, поражения и победы своих лет.

Он первым избрал главным героем произведения Русскую зем­лю, положив начало героической традиции, живущей века.

3. Изучение композиции «Слова».

Какова же композиция «Слова»?

Безусловно, она сложна, ее называют непоследо­вательной, эмоциональной, мозаичной. Автор постоянно переходит от одной темы к другой, переносит место действия с Русской земли в половецкую степь и обратно, то рассказывает о событиях 1185 года, то прерывает рассказ воспоминаниями прошлого. Однако в этой непоследовательности есть своя художественная логика. Да­вайте обратимся к тексту.

Выразительное чтение фрагмента (часть I, гл. 12, с. 16-17).

Автор по-своему распоряжается временем, и в раз­гар битвы, когда дорого каждое мгновение, делает лирико-историческое отступление, вспоминая дела прежних лет и прежде всего усобицы, начатые родоначальником нынешних Олеговичей, ведущих сейчас схватку, - Олегом Святославичем. Временное от­влечение необходимо не только для того, чтобы мы поняли исто­рическую предопределенность совершающегося - неизбежность поражения как следствие княжеских раздоров. «Справка-пауза» выполняет здесь и художественную цель. Опрометчивость и нера­зумность Игоря мы видим на широком историческом фоне. Игорь таков, - убеждает поэма, - каким его сделало время.

Не случайно в отвлечении приводится и моральная сентенция о том, что в прошлом похвальбы уже приводили князей на суд Бо­жий, оборачивались погребальным покрывалом. Многозначитель­ное сообщение подготавливает нас к тому, чтобы понять: Игорь находится в таком же положении, как и участники былых распрей, и его не минует наказание за дерзкую вылазку в Поле, за стремле­ние к личной славе, за нежелание умерить свой пыл и быть с дру­гими князьями «за одно сердце».

Давайте посмотрим, а как природа «откликается» на происхо­дящие события?

В «Слове» мы присутствуем при чуде рождения того чувства природы, которое спустя столетия найдет свое полное выражение в тютчевской поэтической строфе:

Не то, что мните вы, природа;

Не слепок, не бездушный лик, -

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык...

Присмотримся к облику и характеру степи, в которой развер­тываются основные действия похода.

Идущую по дороге рать степь встречает ревом грозы, воем вол­ков по оврагам, клекотом орлов; рать слышит, как лисицы «бре­шут» на красные щиты. Ночью степь оглашают «щекотом» соло­вьи, утром дружину будит говор галок... Круглые сутки степь зву­чит, говорит ковыльной речью, полной необыкновенно важного значения. Поэт любит символический полевой пейзаж, когда сама природа - «дружелюбная» к «своим» - пытается предупредить храбрых витязей о предстоящем побоище. Для этой цели на худо­жественное полотно набрасываются резкие цветовые мазки. Изда­лека видны меняющиеся краски: «кровавые зори свет возвещают», «черные тучи с моря идут», «трепещут синие молнии». Дождь, пришедший с Дона, сыплет на войско стрелами...

В пору бегства Игоря - при всем драматизме повествования -наш взгляд останавливается на степных реках, стелющих зеленую траву, на берегах песчаных, где кишмя кишат в тростниковых за­рослях лебеди, чайки, утки. Все отмечено острой живописной вы­разительностью, напряженным динамизмом.

Выразительное чтение фрагмента (ч. Ш, гл. 2-5, с. 28-30).

Разделив «Слово» условно на части, озаглавьте их:

1) Рассказ о походе Игоря.

2) Сон и «златое слово» Святослава.

3) Плач Ярославны.

4) Рассказ о побеге Игоря из плена.

А с чего начинается «Слово»? (С небольшого вступления, в котором автор размышляет, как ему вести свой рассказ. Но, во c хищаясъ искусством старого певца Бонна, он отказывается вести свое повествование-рассказ «по замышлению Бонна», он намерен повествовать «по былям сего времени» - ближе к действитель­ным событиям.)

Как вы думаете, зачем автор предлагает нам увидеть поход Игоря глазами людей с разным жизненным опытом, оценить его с разных точек зрения? (Рассказ о походе Игоря выстроен так, что мы смогли увидеть его глазами воина и восхитились дерзкой сме­лостью князя; услышали голос мудрого государственного правите­ля и задумались о судьбе Русской земли, прониклись правотой его страстного призыва встать за землю Русскую; нас тронуло и пле­нило горе Ярославны, скорбящей о муже и стремящейся помочь ему. И в каждом из этих видений событий своя правда, своя «быль». Но во всех откликах на поход Игоря - боль. Душа автора болит за Игоря, за судьбу Русской земли.)

Вывод.

Идеал автора - могущество Русской земли, единство князей. Он хочет видеть князей братьями, способными почувствовать чужую боль, помочь в горе. «Слово» - это урок сочувствия, сопережива­ния и любви к своей земле. (Запись в тетради.)

4. Изучение влияния фольклора на «Слово».

Когда говорят о фольклорности «Слова», то обыч­но вспоминают о богатстве дописьменного творчества, да и о всей устной поэтической стихии, всегда жившей в народе, и рассматри­вают, как это богатство отразилось в Игоревой песне.

В устной народной литературе сложились устойчивые пред­ставления о народном характере. Достаточно сопоставить страст­ность и молодечество Игоря и удаль Всеволода с действиями Добрыни Никитича, Ильи Муромца, Алеши Поповича, и станет ясным, что их поступки - буйство в бою, нежелание соразмерить силы с опасностью - не являются исключением. Они ведут себя как сыно­вья эпохи.

Ярославна, причитающая на городской стене, воплотила в себе лучшие черты былинных героинь.

Самый поразительный герой «Слова» - Всеслав Полоцкий, чей образ соединил в себе черты реального («летописного») князя с волшебником Волхом Всеславичем, фольклорным оборотнем, ко­торый днем правил людьми, а ночью царствовал над зверями.

На примере любого фрагмента покажите фольклорную осно­ву «Слова». (Выписать примеры постоянных эпитетов, сказочных мотивов, повторов, приема одушевления природы и т. д.).

III. Итог уроков.

Домашнее задание: написать домашнее сочинение на одну из тем:

Образ Русской земли на страницах «Слова»;

Плач Ярославны в переводе Жуковского и Заболоцкого (со­поставительный анализ);

Какой из эпизодов «Слова» оказался наиболее интересен для вас и почему?