Адаты. Гражданское право

Чеченские адаты были собраны и выпущены в сборнике «Адаты кавказских горцев» в 1882 г. Материалы, легшие в основу сборника, были извлечены из горских словесных судов и записаны сразу после завоевания Чечни. К моменту их издания они были дополнены советом старшин отдельных районов края. Все адаты были разделены на наибства, соответствующие делению Чечни после завоевания Россией – Ичкерия (Ножай-Юртовский и Веденский р-ны), Надтеречье, Качкалык, Аух (чеченцы-аккинцы), Карабулаки и т.д. Многие адаты идентичны для всех областей Чечни, а потому, чтобы не обременять читателя повторами, здесь представлены, главным образом, адаты Ичкерии. Эти адаты более жестки, не испытали влияния российской власти и главное – влияния княжеских адатов Надтеречья. Вполне можно полагать, что именно они являются наиболее древними законами чеченского общества.

1. КАЛЫМ

Калым и подарок жениха составляют неприкосновенную собственность замужней женщины. Без ее согласия муж не имеет права им распоряжаться.

а) Калым составляет 100–120 руб. серебром (20–24 коровы) за девственницу; за вдову или разведенную – в 2 раза меньше;

б) если женитьба произошла без согласия родителей невесты – штраф: 100 руб. серебром (20 коров) и конь со всем убором.

2. СУПРУЖЕСКАЯ НЕВЕРНОСТЬ И ПРЕЛЮБОДЕЯНИЕ

а) За прелюбодеяние с чужой женой виновник должен заплатить мужу, если он его не убивает на месте, штраф в размере 80 голов рогатого скота; если же муж убивает виновника, то обязан заплатить его родственникам штраф, как за убийство;

б) за прелюбодеяние с замужней женщиной или засватанной девушкой виновник выплачивает штраф: 80 голов крупного рогатого скота при условии, что на штраф согласны родственники женского пола потерпевшей стороны;

в) если родственницы девушки не согласны, то виновник, если женат, посылает в их распоряжение свою жену, а если не женат – сестру или мать;

г) за прелюбодеяние с незасватанной девушкой уличенный обязан заплатить ее родителям штраф в 18 голов крупного рогатого скота.

В Веденском и Ножай-Юртовском районах Чечни, а также у акинцев виновный в прелюбодеянии с замужней женщиной преследовался как за убийство. Женщине же отрезались нос и губы. Однако муж обязан был уплатить ее родственникам штраф за нанесенное увечье.

3. БЛУД

а) За блуд мужчина обязан жениться на женщине, с которой у него была связь;

б) еще до заключения брака, если мужчина согласен на него, он обязан дать ее ближайшим родственникам выкуп, положенный женщине при разводе – гебенгак;

в) если мужчина не захотел жениться, то гебенгак остается в распоряжение женщины;

г) если у них есть общий ребенок, то он отдается на попечение отца;

д) кроме того, мужчина дает родственникам женщины трехлетнего быка.

4. ОСКОРБЛЕНИЕ

За оскорбление словесное, с поношением чести, потерпевшая сторона имеет право ответить тем же.

5. БЕСЧЕСТИЕ

а) за бесчестие, нанесенное девушке или вдове вне дома, т. е. обнять, поцеловать, дотронуться, даже случайно, снять платок, виновный обязан: в присутствии почетных людей принести свои извинения ее родственникам и заплатить им удовлетворение, дав трехлетнего быка, одного-двух баранов и кусок холста или ситца;

б) за бесчестие девушке или вдове, нанесенное в доме, также приносятся извинения и дается удовлетворение в виде двух быков, двух баранов и двух кусков ситца или холста;

в) если кто, преследуя спасающегося, вбежит в чужой двор, то обязан в присутствии почетных людей принести свои извинения хозяевам двора;

г) за отрезание хвоста у чужой лошади виновный платит истцу 25 руб. серебром (5 коров), приносит извинения в присутствии почетных людей, причем, приводит с собой быка в подарок потерпевшему;

д) за убийство чужой собаки во дворе хозяина или у его ворот виновник отвечал как за убийство человека. Если убийство собаки случилось вдали от ее двора, виновник платит ее хозяину: за овчарку – трехлетнего быка, барана и кусок холста; за дворовую – одного барана и кусок холста.

е) снятие или сбивание шапки с чужой головы решается, как при убийстве;

ж) поругание предков, или одного из них, решается, как при убийстве.

6. УМЫКАНИЕ

а) если девушка или вдова увезена без согласия ее родных и она не согласна выйти замуж за похитителя, виновный обязан вернуть ее. Ее родным делается честь – платится 20 руб. серебром, один баран и ситец. Кроме того, если девушка переночевала хоть одну ночь у похитителя, ее родным платится калым и гебенгак;

б) если девушка или вдова пожелает выйти замуж за похитителя, и ее родные согласны, то она выходит за него замуж, но при этом увезший ее возвращает девушку до свадьбы в дом ее родных, дает родным девушки или вдовы гебенгак, а также 20 руб. серебром, одного барана и ситец;

в) если девушка засватана, то штраф дается не ее родителям, а ее жениху.

7. ДОЛГ

а) Дела о долгах рассматриваются по шариату;

б) если есть расписка, подлинность которой несомненна, то дело рассматривается по адату;

в) если в деле указаны проценты, то шариатский суд их не рассматривает, а считает законной только сумму долга;

г) дела по процентам рассматривает только адат, причем нужны свидетели и письменные обязательства;

д) если должник умер, долг должен быть уплачен за счет имения покойного, до раздела его родственниками;

е) если заимодавец объявился после раздела имения покойного, то долг оплачивают все наследники имения по мужской линии; для этого заимодавец должен предоставить долговую расписку, засвидетельствованную двумя свидетелями и скрепленную кадием.

ВОТАЛЛА

а) В случае неуплаты долга или штрафа под барабанный бой собиралось все общество и забирало у должника соответствующую часть имущества;

б) если человек при этом разорялся, то ему давали пасти общественное стадо, при этом половина приплода оставалась собственностью пастуха.

8. ИМЕНА РОДНЫХ

Сноха не имела права называть свою фамилию, имена мужа, свекра, свекрови, деверя, золовки. В случае нарушения этого запрета она изгонялась из семьи своего мужа.

9. КЛЕВЕТА

Клевета, бездоказательно возведенная на кого-либо, оплачивается виновником потерпевшей стороне в размере платы за убийство, особенно если эта клевета касается чести девушки или женщины.

В переводе с арабского «адат» означает обычай, регулирующий повседневную жизнь чеченского общества, правила мести, отношение к женщине и браку. Несмотря на иностранное слово и влияние ислама, основные положения адатов складывались в эпоху родоплеменных отношений горского народа.

В противовес адатам, возвышающим человеческое достоинство, существовали горско-языческие правила, которые чеченцы прошлых и сегодняшних дней не придерживаются. По адатам дети, подростки, женщины не входят в круг кровной мести, а по горско-языческой традиции из мести допускается убийство младенцев и пожилых людей.

У чеченцев принято записывать недостатки и провинности отдельного человека на всю его семью. Если чеченец совершал недостойный поступок, то все его родственники ходили с «опущенной головой» или «почерневшим лицом». Если его деяния вызывали одобрение, то «другого от людей этой семьи нельзя было ожидать». Эта традиция ясно прослеживается и в «адатах» и в штрафах. Если его не мог выплатить виновник, то возместить ущерб полагалось родне.

Калым, супружеская верность и прелюбодеяния

Наличие калыма должно показывать семье невесты, что потенциальный жених состоятельный человек, располагающий имуществом. Согласно адатам за невесту-девственницу полагалось 100-120 серебряных рублей или 24 коровы. За вдову или разведенную плата в два раза меньше. Женитьба без согласия родителей могла обойтись жениху в штраф 100 серебряных рублей и коня со всем убором.

За прелюбодеяние полагалось 80 голов крупного рогатого скота. Если муж убил того, кто посягнул на его жену, то должен был выплатить штраф без кровной мести. Наказание могло отличаться от региона к региону. В Веденском и Ножай-Юртовском районах Чечни прелюбодей преследовался как убийца, а такой женщине отрезали нос и губы.

Оскорбления и финансовые отношения

Оскорблением считалось обнять, поцеловать, дотронуться или, пусть и случайно, снять платок с головы чеченки. Тот, кто совершил такое деяние, должен при собрании уважаемых людей извиниться и отдать потерпевшей семье быка, двух баранов или кусок дорогой ткани.

Высокие штрафы устанавливались за нанесение увечий чужим лошадям и собакам. За убийство сторожевой овчарки во дворе хозяина виновник отвечал, как за убийство человека. Смертельной виной считалось оскорбление предков, клевета, преднамеренное убийство, касание к одетой на голову мужчины шапке.

Шариат запрещает взымать с должника проценты и считает законной фактическую сумму долга. Поэтому вопросы с деньгами, одолженными под проценты и с составлением расписки, решались по «адату». Если человек отказывался отдавать долг, то все общество собиралось и забирало соответствующую часть его имущества.

От разорения заемщика спасал закон, согласно которому, если после этого он испытал нужду, то ему разрешалось пасти общественное стадо, а оплатой была половина приплода.

Кровная месть

После смертного оскорбления или убийства старейшины проводят разбирательство. Если человек признан виновным, в его семью направляются посланники, которые от имени потерпевшей стороны объявляют кровную месть.

Изначально преследовался только убийца, а в XIX веке потерпевшие могли сами выбрать члена семьи, который ответит своей кровью.

Участвовать в мести могут только родственники. Если в семье нет мужчин – это делает женщина. Если убийство произошло по неосторожности, то потерпевшая сторона имеет право назначить размер материалов компенсации. Прощение виновного в убийстве считалось уважаемым поступком достойным сильных людей.

Неписанные правила поведения чеченцев

Важным дополнением к адатам являются традиционные правила поведения, которые не записаны, однако строго соблюдались чеченцам. Суровая среда и уклад жизни развил в горцах не только кровную месть, но и культуру гостеприимства.

Путник всегда найдет приют и еду в доме чеченца, однако через три дня после приезда он теряет статус гостя и должен или покинуть дом или начать трудиться вместе с его обитателями.

Интересен обычай подарка гостю. Если тому понравится любой предмет в доме, то хозяин обязан предложить подарить эту вещь. При этом принять подарок считалось проявлением «рабской натуры».

Особое отношение у горцев к женщинам, которые считались хранительницами очага. Если посторонняя женщина входила в дом, то присутствующие в нем мужчины обязаны были встать.

Чеченцу запрещалось брать в руки и ласкать своих детей на виду у других. Если ребенок плачет или капризничает, его уводят, чтобы он не мешал взрослым. Дети не должны мешать гостю и взрослым беседовать. Отцы и старшие родственники с детства прививали маленьким мальчикам качество «яхь». Заключается оно в чувстве соперничества и желании быть лучшим.

Позором было обнажить оружие и не воспользоваться им, ездить верхом по селению и обижаться на шутки, которые не несли прямого оскорбления. Совершеннолетие мальчика наступало в 15 лет, а в 63 года наступает «возраст развязывания пояса», то есть мужчина мог выходить на улицу без кинжала.

Адат - от арабского «обычай» - обычное право у мусульман в отличие от духовного права - шариата. Нормы адата складывались в условиях господства родоплеменных отношений (кровная месть, побратимство и др.) Адат регулировал жизнь общины и брачно-семейные отношения. Этот свод этических норм, традиций и правил поведения - с глубокой древности был одной из специфических форм организации общественной жизни в Чечне.

О роли адата в жизни современной Чечни рассказал чеченский ученый-этнограф Саид-Магомед Хасиев в статье, опубликованной в газете для чеченской диаспоры «Даймехкан аз» («Голос Отчизны»). С-М. Хасиев пишет:«Есть адаты, возвышающие достоинство человека, помогающие ему стать лучше. Им противостоят адаты, которые чеченцы называют горско-языческими (ламкерстами). Их не придерживается основная часть общества. Вот пример, связанный с народной легендой. Как-то абрек (разбойник, народный заступник) Зелимхан встретил на горной дороге женщину, охваченную горем. Знаменитый абрек спросил, что случилось. «У меня отобрали младенца», - ответила женщина. Зелимхан пустился на розыски и вскоре увидел двух мужчин, которые несли в полах черкески ребенка. Абрек долго просил миром вернуть ребенка матери, заклинал богом, родителями, предками, но безрезультатно. А когда он перешел к угрозам, мужчины зарубили младенца кинжалами. За это Зелимхан убил их. По чеченским адатам нельзя поднять руку не только на младенца, но и на подростка, не достигшего совершеннолетия, на женщину, на старика пенсионного возраста. Они даже в круг мести не входят. Однако те, кто следует горско-языческим адатам, могут во имя мести даже женщину убить.

Другой пример связан с народной традицией. Речь идет о конокраде, который погиб, упав с украденного коня. Горско-языческие нравы предписывают владельцу коня быть ответственным за эту смерть. Но настоящие адаты подчеркивают прямую вину самого погибшего: человек посягнул на чужое, и поэтому его родичи обязаны не только вернуть коня, но и сделать его владельцу подарок в знак извинения.

Примеры из общественно-бытового уклада. Адаты обязывают человека отвечать за порядок в местности, где он живет. Один центр его жизни - дом (очаг), другой - общественный центр поселения (майдан, площадь). Если на площади происходит, например, драка, то компенсация за ущерб (материальный или физический) будет взиматься тем бомльшая, чем дальше от места драки расположен очаг участника беспорядков. Адаты предусматривают также не одинаковую компенсацию за одинаковую рану на правой и на левой стороне тела.

По требованиям адата, молодой человек, умыкнувший девушку без ее согласия, обязан спросить, есть ли у нее парень, за которого она хотела бы выйти замуж. Если они отвечает, что есть, то похититель посылает тому человеку весть: я взял тебе невесту. Таким образом, он становился посредником, другом жениха. Иногда между враждовавшими семьями через такой поступок достигалось примирение, устанавливались родственные связи.

В чеченском обществе сейчас есть люди, которые соблюдают нормы традиционного адата, есть и те, кто следует горско-языческим нравам. Таким присущи воровство, кичливость, нахрапистость, стремление использовать силу. Они могут украсть девушку, надругаться над ней, убить».

С-М. Хасиев считает, что сейчас в Чечне надо всемерно популяризировать традиционные адаты, строго подчеркивая их отличие от горско-языческих нравов. Это - путь к восстановлению нравственно-этических норм в обществе.

Адатом (в переводе с арабского это означает «обычай») называется свод законов и традиций у мусульманских народов. В отличие от законов шариата эти нормы возникли еще в доисламский период. Следование нормам адата широко распространено у чеченцев.

Как возникли адаты

Шариатские суды занимаются в основном делами гражданскими – имущественными, земельными и наследственными спорами - уголовные же часто находятся в ведении родовых старейшин.

В древности адаты регулировали жизнь общины и брачно-семейные отношения в условиях родоплеменного строя. На территории Чечни к началу XIX столетия каждый союз тейпов (родовых кланов) – тукхум - имел собственный адат. В 1882 году адаты вайнахских народов были задокументированы и изданы на русском языке. По сообщению швейцарской газеты Le Temps, с точки зрения европейца, чеченский адат «стоит в республике выше Конституции».

Семейные обязанности

Адат определяет, прежде всего, правила поведения в семье и обществе. Так, у чеченцев принято заботиться о родителях. Как правило, престарелые родители живут вместе с одним из сыновей.

Выкуп за невесту

Согласно адатам определялся, например, размер калыма за невесту. Парень мог украсть девушку без ее согласия, но при этом должен был спросить, есть ли человек, за которого она хотела бы выйти замуж. Если ответ был утвердительным, похититель должен был передать невесту тому человеку. Если девушка была не согласна выходить замуж, ее возвращали в родной дом, а ее родным платили штраф в виде денег, скотины и ситца. Если же она хоть одну ночь провела в доме похитителя, то платились уже настоящий калым и гебенгак – отступные, которые давались при разводе. Впрочем, если даже девушка соглашалась на брак, все равно приходилось платить. Если она была просватана за другого, выкуп платился уже не ее родителям, а жениху.

Наказание за прелюбодеяние

Подробно оговаривались в адатах и действия в случае прелюбодеяния, совершенного с чужой женой. Например, прелюбодей должен был заплатить мужу штраф в размере 80 голов рогатого скота. Если же муж убивал любовника своей жены, то обязан был заплатить его родственникам штраф за убийство. Если прелюбодеяние совершалось с девушкой, которую уже просватали за другого, то виновник должен был заплатить штраф ее родным, а в случае их несогласия – послать в их распоряжение свою жену или родственницу. За прелюбодеяние с девушкой, которая еще не просватана, тоже платился штраф, только в меньшем количестве.

Если прелюбодеяние происходило между свободными мужчиной и женщиной, мужчина обязан был жениться на этой женщине. При этом еще до заключения брака он был обязан заплатить родне невесты гебенгак. Если мужчина отказывался жениться, то гебенгак оставался женщине. Если у пары был общий ребенок, то он оставался на попечении отца.

Наказание за оскорбление

За словесное оскорбление, задевающее честь оскорбленного, согласно адатам человек имел право ответить тем же. За бесчестие, нанесенное мужчиной девушке или вдове (например, если он дотрагивался до нее, снимал с нее платок, пусть даже случайно), виновник обязан был принести извинения и заплатить штраф в виде быков, баранов, а также кусков ситца и холста.

Имущество и долги

Наказывалась штрафами и порча чужого имущества (например, отрезание хвоста у лошади). За долги у должника в счет уплаты забирали часть имущества. А если кто-то убивал собаку в чужом дворе, то отвечал за это как за убийство человека.

Кровная месть

К адату восходит и традиция кровной мести (в чеченском языке она зовется «чир»). Поводом к ней чаще всего становится убийство. Если оно непредумышленное, то виновника обычно тут же прощают, но при этом он должен заплатить выкуп семье жертвы или взять на содержание детей потерпевшего. Женщин, стариков, детей или слабоумных по обычаю кровной мести не убивают.

Сроков давности кровная месть не имеет. Если человек, которого обвинили в преступлении, умирает, то убить могут его братьев, сыновей, внуков или других родственников мужского пола. Поэтому считается, что чем быстрее наступит примирение, тем лучше. По правилам, оно может произойти не ранее чем через год после объявления чира. Все это время те, кому объявлена кровная месть, должны находиться в изгнании, скрываться.

Что стало с адатом

Адат практиковался у народов Кавказа и Средней Азии вплоть до начала 1930-х годов, когда он был официально запрещен и заменен на гражданской законодательство. Но в Чечне после смерти Сталина адат вновь стал действовать в подпольном режиме.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

План

Введение

Глава І. Адаты

2. Супружеская неверность и прелюбодеяние

4. Оскорбление

5. Бесчестие

6. Умыкание

8. Имена родных

9. Клевета

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Адат - от арабского «обычай» - обычное право у мусульман в отличие от духовного права - шариата. Нормы адата складывались в условиях господства родоплеменных отношений (кровная месть, побратимство и др.) Адат регулировал жизнь общины и брачно-семейные отношения. Этот свод этических норм, традиций и правил поведения - с глубокой древности был одной из специфических форм организации общественной жизни в Чечне.

О роли адата в жизни современной Чечни рассказал чеченский ученый-этнограф Саид-Магомед Хасиев в статье, опубликованной в газете для чеченской диаспоры «Даймехкан аз» («Голос Отчизны»). С-М. Хасиев пишет: «Есть адаты, возвышающие достоинство человека, помогающие ему стать лучше. Им противостоят адаты, которые чеченцы называют горско-языческими (ламкерстами). Их не придерживается основная часть общества. Вот пример, связанный с народной легендой. Как-то абрек (разбойник, народный заступник) Зелимхан встретил на горной дороге женщину, охваченную горем. Знаменитый абрек спросил, что случилось. «У меня отобрали младенца»,- ответила женщина. Зелимхан пустился на розыски и вскоре увидел двух мужчин, которые несли в полах черкески ребенка. Абрек долго просил миром вернуть ребенка матери, заклинал богом, родителями, предками, но безрезультатно. А когда он перешел к угрозам, мужчины зарубили младенца кинжалами. За это Зелимхан убил их. - По чеченским адатам нельзя поднять руку не только на младенца, но и на подростка, не достигшего совершеннолетия, на женщину, на старика пенсионного возраста. Они даже в круг мести не входят. Однако те, кто следует горско-языческим адатам, могут во имя мести даже женщину убить.

Другой пример связан с народной традицией. Речь идет о конокраде, который погиб, упав с украденного коня. Горско-языческие нравы предписывают владельцу коня быть ответственным за эту смерть. Но настоящие адаты подчеркивают прямую вину самого погибшего: человек посягнул на чужое, и поэтому его родичи обязаны не только вернуть коня, но и сделать его владельцу подарок в знак извинения.

Примеры из общественно-бытового уклада. Адаты обязывают человека отвечать за порядок в местности, где он живет. Один центр его жизни - дом (очаг), другой - общественный центр поселения (майдан, площадь). Если на площади происходит, например, драка, то компенсация за ущерб (материальный или физический) будет взиматься тем бомльшая, чем дальше от места драки расположен очаг участника беспорядков.Адаты предусматривают также не одинаковую компенсацию за одинаковую рану на правой и на левой стороне тела.

По требованиям адата, молодой человек, умыкнувший девушку без ее согласия, обязан спросить, есть ли у нее парень, за которого она хотела бы выйти замуж. Если они отвечает, что есть, то похититель посылает тому человеку весть: я взял тебе невесту. Таким образом, он становился посредником, другом жениха. Иногда между враждовавшими семьями через такой поступок достигалось примирение, устанавливались родственные связи.

В чеченском обществе сейчас есть люди, которые соблюдают нормы традиционного адата, есть и те, кто следует горско-языческим нравам. Таким присущи воровство, кичливость, нахрапистость, стремление использовать силу. Они могут украсть девушку, надругаться над ней, убить».

С-М. Хасиев считает, что сейчас в Чечне надо всемерно популяризировать традиционные адаты, строго подчеркивая их отличие от горско-языческих нравов. Это - путь к восстановлению нравственно-этических норм в обществе.

«Восстановление начнется только тогда, - пишет С-М. Хасиев, - когда каждый научится спрашивать себя: что я сделал сегодня хорошего, доброго, полезного? Согласно древнему чеченскому поверью, каждый день человеку дается шанс девять раз сделать добро и девять раз сотворить зло. Не наступи в дороге даже на жучка, удержись от плохого слова, отгони от себя плохую мысль - на этом пути можно творить добро. На этом пути формируется здоровая нравственно-этическая атмосфера общества».

Глава І . Адаты

Чеченские адаты были собраны и выпущены в сборнике «Адаты кавказских горцев» в 1882 г. Материалы, легшие в основу сборника, были извлечены из горских словесных судов и записаны сразу после завоевания Чечни. К моменту их издания они были дополнены советом старшин отдельных районов края. Все адаты были разделены на наибства, соответствующие делению Чечни после завоевания Россией - Ичкерия (Ножай-Юртовский и Веденский р-ны), Надтеречье, Качкалык, Аух (чеченцы-аккинцы), Карабулаки и т.д. Многие адаты идентичны для всех областей Чечни, а потому, чтобы не обременять читателя повторами, здесь представлены, главным образом, адаты Ичкерии. Эти адаты более жестки, не испытали влияния российской власти и главное - влияния княжеских адатов Надтеречья. Вполне можно полагать, что именно они являются наиболее древними законами чеченского общества.

1. Калым

Калым и подарок жениха составляют неприкосновенную собственность замужней женщины. Без ее согласия муж не имеет права им распоряжаться.

а) Калым составляет 100-120 руб. серебром (20-24 коровы) за девственницу; за вдову или разведенную - в 2 раза меньше;

б) если женитьба произошла без согласия родителей невесты - штраф: 100 руб. серебром (20 коров) и конь со всем убором.

2. Супружеская неверность и прелюбодеяние

а) За прелюбодеяние с чужой женой виновник должен заплатить мужу, если он его не убивает на месте, штраф в размере 80 голов рогатого скота; если же муж убивает виновника, то обязан заплатить его родственникам штраф, как за убийство;

б) за прелюбодеяние с замужней женщиной или засватанной девушкой виновник выплачивает штраф: 80 голов крупного рогатого скота при условии, что на штраф согласны родственники женского пола потерпевшей стороны;

в) если родственницы девушки не согласны, то виновник, если женат, посылает в их распоряжение свою жену, а если не женат - сестру или мать;

г) за прелюбодеяние с незасватанной девушкой уличенный обязан заплатить ее родителям штраф в 18 голов крупного рогатого скота.

В Веденском и Ножай-Юртовском районах Чечни, а также у акинцев виновный в прелюбодеянии с замужней женщиной преследовался как за убийство. Женщине же отрезались нос и губы. Однако муж обязан был уплатить ее родственникам штраф за нанесенное увечье.

3. Блуд

а) За блуд мужчина обязан жениться на женщине, с которой у него была связь;

б) еще до заключения брака, если мужчина согласен на него, он обязан дать ее ближайшим родственникам выкуп, положенный женщине при разводе - гебенгак;

в) если мужчина не захотел жениться, то гебенгак остается в распоряжение женщины;

г) если у них есть общий ребенок, то он отдается на попечение отца;

д) кроме того, мужчина дает родственникам женщины трехлетнего быка.

4. Оскорбление

За оскорбление словесное, с поношением чести, потерпевшая сторона имеет право ответить тем же.

5. Бесчестие

а) за бесчестие, нанесенное девушке или вдове вне дома, т. е. обнять, поцеловать, дотронуться, даже случайно, снять платок, виновный обязан: в присутствии почетных людей принести свои извинения ее родственникам и заплатить им удовлетворение, дав трехлетнего быка, одного-двух баранов и кусок холста или ситца;

б) за бесчестие девушке или вдове, нанесенное в доме, также приносятся извинения и дается удовлетворение в виде двух быков, двух баранов и двух кусков ситца или холста;

в) если кто, преследуя спасающегося, вбежит в чужой двор, то обязан в присутствии почетных людей принести свои извинения хозяевам двора;

г) за отрезание хвоста у чужой лошади виновный платит истцу 25 руб. серебром (5 коров), приносит извинения в присутствии почетных людей, причем, приводит с собой быка в подарок потерпевшему;

д) за убийство чужой собаки во дворе хозяина или у его ворот виновник отвечал как за убийство человека. Если убийство собаки случилось вдали от ее двора, виновник платит ее хозяину: за овчарку - трехлетнего быка, барана и кусок холста; за дворовую - одного барана и кусок холста.

е) снятие или сбивание шапки с чужой головы решается, как при убийстве;

ж) поругание предков, или одного из них, решается, как при убийстве.

6. Умыкание

а) если девушка или вдова увезена без согласия ее родных и она не согласна выйти замуж за похитителя, виновный обязан вернуть ее. Ее родным делается честь - платится 20 руб. серебром, один баран и ситец. Кроме того, если девушка переночевала хоть одну ночь у похитителя, ее родным платится калым и гебенгак;

б) если девушка или вдова пожелает выйти замуж за похитителя, и ее родные согласны, то она выходит за него замуж, но при этом увезший ее возвращает девушку до свадьбы в дом ее родных, дает родным девушки или вдовы гебенгак, а также 20 руб. серебром, одного барана и ситец;

в) если девушка засватана, то штраф дается не ее родителям, а ее жениху.

7. Долг

а) Дела о долгах рассматриваются по шариату;

б) если есть расписка, подлинность которой несомненна, то дело рассматривается по адату;

в) если в деле указаны проценты, то шариатский суд их не рассматривает, а считает законной только сумму долга;

г) дела по процентам рассматривает только адат, причем нужны свидетели и письменные обязательства;

д) если должник умер, долг должен быть уплачен за счет имения покойного, до раздела его родственниками;

е) если заимодавец объявился после раздела имения покойного, то долг оплачивают все наследники имения по мужской линии; для этого заимодавец должен предоставить долговую расписку, засвидетельствованную двумя свидетелями и скрепленную кадием.

а) В случае неуплаты долга или штрафа под барабанный бой собиралось все общество и забирало у должника соответствующую часть имущества;

б) если человек при этом разорялся, то ему давали пасти общественное стадо, при этом половина приплода оставалась собственностью пастуха.

8. Имена родных

Сноха не имела права называть свою фамилию, имена мужа, свекра, свекрови, деверя, золовки. В случае нарушения этого запрета она изгонялась из семьи своего мужа.

9. Клевета

Клевета, бездоказательно возведенная на кого-либо, оплачивается виновником потерпевшей стороне в размере платы за убийство, особенно если эта клевета касается чести девушки или женщины.

Заключение

Согласно исследованию учёных, к началу XIX века союзы тейпов (тукхумы) имели каждый свой свод адатов. По общим правилам гражданские дела разбирались на основе шариата, а уголовные на основе адата. Также возможно разделить, например, чеченский народ на две основных категории по степени восприятия адатов и шариата (как противоборствующих правовых систем) равнинные тейпы и горские тейпы (тейпы Ичкерии -- исторической горной местности на стыке границ Дагестана и Чеченской республики). При этом выяснится, что горские тукхумы являются менее исламизированными в вопросах исторического правового поля, так как ислам проник в их культуру значительно позже, чем его восприняли равнинные тейпы -- разница составляет, по примерным оценкам историков, 150 лет.

Адаты народов вайнахской группы были задокументированы в XIX веке на русском языке, и изданы в 1882 году. Согласно некоторым мнениям, данные своды законов были более жесткими, нежели законы других, не-вайнахских народов, так как испытали на себе сильное влияние норм поведения и правил княжеских адатов Надтеречья.

Швейцарская газета Le Temps отмечала, что, с точки зрения европейца, чеченский адат "стоит в республике выше конституции".

Список использованной литературы

1. Ф. И. Леонтович Адаты кавказских горцев: Материалы по обычному праву северного и восточного Кавказа. Выпуск первый -- Выпуск второй /Ф. И. Леонтович. -- Одесса: Типография П. А. Зеленого, 1882--1883. ? 437 стр.

2. Грабулин Н. М. Географическое описание Нагорного Дагестана и Чечни. -- М., 1910.

3. Садулаев. М. С. Мифы и обряды чеченцев. -- Грозный, 1993.

4. Зиманов С. З. (1958) Общественный строй казахов первой половины XIX в. г. Алма-Ата: Наука, КазССР, 1958.

5. Зиманов С. З. Политический строй Казахстана конца XVIII и первой половины XIX вв. Алма-Ата, Наука, КазССР, 1960.

6. Ислам на территории бывшей Российской империи. Энциклопедический словарь. Выпуск 3. -- М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 2001.

Подобные документы

    Исторический процесс классообразования в вайнахском обществе, формирования чеченского и ингушского народов. Укрепление и интенсификация русско-кавказских связей, дальнейшее развитие и усиление внешнеполитической ориентации чеченцев и ингушей на Россию.

    реферат , добавлен 08.11.2010

    Исторические предпосылки современной войны в Чечне, в частности события Кавказской войны 1817-1864 гг. Связь чеченских банд-формирований с международными террористическими структурами. Роль чеченского феномена в жизни чеченского народа, народов Кавказа.

    дипломная работа , добавлен 18.09.2008

    Задача покорения Чечни, поставленная Деникиным. Роль "чеченского национального характера" в обстановке анархии на Кавказе. Отказ Драценко от "правильной атаки" на аулы. Итоги взятия Алхан-Юрта. Гудермес как самый большой и богатый аул, его штурм.

    реферат , добавлен 15.10.2010

    Роль и положение женщины в семье и в браке. Положение афинской женщины в социуме. Детали жизни женщин в обществе, их участие в политической жизни на территории Спарты. Сравнение положения женщин в Афинах и Спарте. Проблемы уважения прав женщин.

    дипломная работа , добавлен 07.06.2017

    Женщина в социальной жизни римского общества, способы прихода к власти. Политическая деятельность императриц. Женщина в духовной жизни империи. Культ Весты и коллегия весталок. Анализ личностей императриц, сыгравших значительную роль в истории Империи.

    дипломная работа , добавлен 11.12.2017

    Политико-правовой статус женщины в обществе XIX века, новые тенденции в образовании и факторы социализации женщин. Женская благотворительность как форма проявления социальной активности. История становления движения за гендерное равноправие в России.

    дипломная работа , добавлен 03.06.2017

    Теория речевой деятельности в коммуникативном аспекте. Нарушение принципа вежливости в общении. Речевая стратегия и тактика: проблема речевого воздействия. Языковые средства выражения речевой тактики "оскорбление" в американском и белорусском общении.

    дипломная работа , добавлен 11.03.2016

    Законы Междуречья Ур-Намму, Хаммурапи. Законы Моисея в Египте. Ригведа, Ману и Авеста в Индии. Даосизм в книге “Гуань-цзы", конфуцианство в Китае. Обычаи и законы Древнего Рима. Институции Гая, кодификация Юстиниана. Законы Германии, Франции, Англии.

    курсовая работа , добавлен 11.12.2010

    Чеченский конфликт до установления советской власти. Из статьи Г.В. Марченко: "Антисоветское движение в Чечне в 1920 – 1930-е годы". Причины чеченского конфликта. Политика Советского Союза по отношению к горцам. Права чеченского народа.

    статья , добавлен 18.02.2007

    История русско-чеченских отношений. Развитие внутричеченских событий и российско-чеченская война 1994-1996 гг. Предпосылки чеченской войны. Ислам и политика в Чеченской республике. Создание исламского государства. Роль ислама в жизни современной Чечни.