Культурные деятели 90 х годов.

С середины 80-х гг. коммунистическая идеология, составлявшая прежде основу мировоззрения большинства общества, вступила в полосу серьезного кризиса. Официальные идеологи не могли объяснить процессы и явления, происходящие в своей стране и в мире. На фоне распада миро­вой системы социализма, а затем и СССР коммунистическая идея перестала быть популярной. Люди попытались осознать свое место в мире при помощи иных идейных, религиозных и философских концепций.

«Революция сверху», начавшаяся в России в 1991 г., сопровождалась отказом не только от коммунистических идей, но и от многих традиционных, веками формировавшихся ценностей, обычаев, традиций. Широкое использование зарубежных экономических и политических моделей неизбежно привело и к заимствованию западных (преимущественно либеральных) духовных ценностей, основанных не на традиционном коллективизме, а на индивидуализме, на приоритете не духовного, а материального начала.

Изменились и общественные ожидания. Если до перестройки значительная часть населения все же верила официальной пропаганде и идее построения в конечной перспективе коммунизма, то с начала 90-х гг. эта вера сменилась ожиданием построения обещанного в короткий срок властями «народного капитализма». По мере неудач в экономической политике и нарастания проблем в межнациональных отношениях общественные настроения стали вновь меняться.

Либеральные идеи воспринимались значительной частью общества как чуждые. Постепенно возвращался интерес к национальной культуре, традиционным духовным ценностям, старым фильмам, песням, народным традициям. На этой основе особо популярными для части населения становились идеи национализма. Правда, общественное сознание не вернулось на путь поддержки даже обновленной коммунистической идеологии. Оно оказалось готово воспринять скорее национально-либеральную идеологическую концепцию.

Одной из главных особенностей духовной жизни общества в 90-е гг. стал реальный идейный плюрализм: законодательно были сняты все запреты и ограничения на любые идейные учения (кроме тех, что призывали к насилию, социальной и национальной вражде).

ИЗ ПОСЛАНИЯ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОМУ СОБРАНИЮ «РОССИЯ НА РУБЕЖЕ ЭПОХ» (1999):

Мы убедили людей в том, что процесс преобразований пройдет легко и быстро. И в результате сформировали избыточные ожидания от самих реформ. В итоге - разочарование и то, что принято называть «синдром поражения».

Влияние религии и церкви на общественное сознание

Кризис общественных идеалов и сложившейся системы ценностей всегда сопровождался обращением людей к вере. Также и кризис коммунистической идеологии на рубеже 80-90-х гг. вызвал бурный всплеск религиозных настроений в обществе. К середине 90-х гг., по данным социологических опросов, до 34% взрослого населения страны считало себя верующими, а еще 35% колебалось между верой и неверием.

По всей стране развернулось восстановление и строительство храмов, мечетей, синагог, дацанов. В Москве все­го за 5 лет был восстановлен храм Христа Спасителя, построенный в XIX в. на деньги миллионов простых людей в память о великой победе в Отечественной войне 1812 г. Теперь он стал символом духовного возрождения России. Большим спросом стала пользоваться религиозная литература, издающаяся большими тиражами.

Вместе с тем распад СССР повлек за собой тяжелые последствия и для церкви. В Прибалтике власти потребовали передачи приходов и имущества РПЦ под управление Константинопольского патриархата. На Украине небольшая группа церковного руководства объявила об автокефалии (независимости) Украинской православной церкви. Это вызвало раскол православия на Украине, которое к тому же испытывает агрессивный напор со стороны униатской церкви. При поддержке властей униаты силой захватили практически все православные церкви в западных областях Украины.

Возобновились массовые паломничества православных христиан в Иерусалим, мусульман в Мекку.

Однако демократизация политической и духовной жизни, с одной стороны, и религиозная неграмотность вчерашних атеистов - с другой, привели к экспансии в Россию самых разных религиозных сект и течений, в том числе радикальных. Традиционным религиозным конфессиям впервые пришлось заботиться о сохранении своих позиций в борьбе за умы верующих.

Литература и искусство

На развитие отечественной культуры в 90-е гг. оказали значительное влияние три основных внешних фактора: снятие ограничений на свободу творчества; резкое сокращение государственных ассигнований на развитие учреждений культуры; серьезное снижение общекультурного уровня населения.

«Закон маятника» привел к тому, что метод социалистического реализма оказался быстро забыт еще в конце 80-х гг. Многие деятели культуры устремились к утверждению непривычного и казавшегося им заманчивым концептуализма, постмодернизма, неоавангардизма, других художественных направлений. Однако это привело к «элитаризации» искусства, интересного в большинстве своем узкому кругу специалистов и почитателей. Те произведения литературы и искусства, которые в 90-е гг. получили международное признание, были созданы в традиционном, реалистическом ключе. Так, в 1995 г. премии «Оскар» американской киноакадемии был удостоен фильм Н. Михалкова «Утомленные солнцем», а в 1996 г. специальным призом Каннского кинофестиваля был отмечен фильм С. Бодрова «Кавказский пленник». Рост интереса к истории и традициям народа нашел отражение в другом фильме Н. Михалкова - «Сибирский цирюльник» (1999). Новые, непривычные явления жизни, характерные для 90-х гг., получили воплощение в фильмах В. Тодоровского «Страна глухих», А. Балабанова «Брат» и «Брат-2», А. Хотиненко «Мусульманин» и др. Возроди­лась традиция проведения Международных московских кинофестивалей. Ежегодно стал проводиться и Всероссийский кинофестиваль «Кинотавр» в Сочи. Однако число фильмов, выпускаемых киностудиями страны, заметно сократилось.

Новые явления имели место и в российской литературе. Творческим кризисом было отмечено мастерство тех литераторов, которые в прошлые годы выступали апологетами советской системы.

Для большинства писателей советского времени характерным стало создание публицистических произведений, в большинстве которых они подвергали критике характер начавшихся в 90-е гг. общественных преобразований. Об этом говорилось, в частности, в сборнике статей известного писателя-диссидента В. Максимова «Самоистребление», публицистических статьях А. Солженицына, Л. Бородина, В. Белова, стихах-размышлениях С. Викулова «Мой народ» (1993) и др.

Литераторы пережили в 90-е гг. и кризис идентичности в условиях распада единого государства (повесть Ф. Искандера «Пшада» и др.). Новые обстоятельства жизни и ее герои («новые русские», безработные, беженцы, бездомные и др.) нашли отражение в повести 3. Богуславской «Окнами на юг: Эскиз к портрету «новых русских». Ностальгическая печаль по уходящему образу жизни, тоска по идеалу чистоты и непорочности патриархальной России звучали в творчестве В. Распутина. Характерно, что в 90-е гг. он стал одним из родоначальников нового направления в российской литературе - «постдеревенской прозы». В центре внимания его новых работ («В одном сибирском городе», «Россия молодая» и др.) оказались проблемы городской жизни, идеалов городской интеллигенции. Плодом многолетней духовной эволюции Л. Леонова стал его последний роман «Пирамида» (1994), в котором автор говорит о противоречиях прогресса, своем отношении к православию и церкви. В своем романе «Прокляты и убиты» В. Астафьев подводил итог своим многолетним раздумьям о героизме, дегероизации и паци­физме, показывал войну с самой неприглядной стороны, сделав акцент на невыносимых условиях ратного труда и быта.

В книге В. Аксенова «Новый сладостный стиль» (1998) выражено отношение писателя к внешнему и внутреннему состоянию современного человека.

90-е годы характерны появлением множества новых имен в российской литературе. Одним из наиболее популярных молодых писателей стал Виктор Пелевин, известный двумя своими романами «Чапаев и пустота» и «Generation П», характерной чертой которых выступают не только фантастические сюжеты, но и философски-метафизическое, иронично-гротескное отношение ко всему советскому. Свежим взглядом на окружающий мир и необычным сочетанием современной тематики и жанрового стиля сказания отличалось творчество Юрия Буйды («Люди на Острове», «Дон Домино»). В рамках постмодернистских подходов создавал свои стихи Дмитрий Пригов (сборник «Пятьдесят капелек крови»). Премии им. Аполлона Григорьева в 2000 г. была удостоена книга стихов поэта-авангардиста Виктора Сосноры «Куда пошел? И где окно?». Признанными лидерами метафорической поэзии 90-х гг. стали Александр Еременко («Громадный том листали наугад…») и Иван Жданов («Пророк»).

Основной чертой новых литературных произведений стали ирония над советским прошлым и поиск необычных форм самовыражения авторов.

Переход к рыночным отношениям поставил представителей творческой интеллигенции в необычные для них условия: с одной стороны, государство впервые сняло все запреты на творчество, но с другой - оно практически прекратило прежнее финансирование творческой деятель­ности.

«Открытие Запада» обернулось не только знакомством с лучшими сторонами его культуры, но и хлынувшим в страну потоком низкопробных подделок. Это не могло не привести к размыванию многих черт традиционной для россиян морали, падению нравов, росту преступности.

Таким образом, развитие отечественной науки и культуры в 90-е гг. носило такой же противоречивый характер, как и в других сферах жизни: с одной стороны, творческая интеллигенция получила полную свободу самовыражения, но с другой - лишенная финансовой поддержки государства в условиях рынка и резкого падения стремления большей части населения к приобщению к культурным ценностям была не в состоянии реализовать свой потенциал в полной мере.

Для The Calvert Journal атмосферу туманных, хаотичных лет и выделил несколько тенденций новой русской волны эпохи Бориса Ельцина.

Распад СССР

80-е в России были разделены на два пятилетних периода: один черный, другой белый. Первый — это была агония советской власти, разыгрывающаяся под аккомпанемент небывалого карнавала андеграунда: от фильмов в жанре некрореализма , до концептуальных произведений Ильи Кабакова и гипнотического рока Петра Мамонова.

Это сопровождало эпоху перестройки и гласности — экономической политики «открытости» — где все покупалось и продавалось. 80-е, в конечном итоге, были похожи на безрадостный лунный пейзаж: его герои, такие как музыкант Виктор Цой, рок-певец Майк Науменко и авангардный музыкант Сергей Курехин, были мертвы или, если были востребованы на международном рынке, проживали за рубежом. На стыке 80-х и 90-х случился сдвиг парадигмы. В СССР, где культурная жизнь велась в условиях всеохватывающей цензуры, изоляции от идеологически нечистого «внешнего мира», контркультура имела некую самобытность. Вы могли стать кумиром миллионов, не появляясь на ТВ и радио, написать хит, работая кочегаром или убирая улицы. Было пространство для экспериментов, и не нужно было думать о том, как заработать на своем творчестве. Перестройка положила конец цензуре, и в Россию пришел рынок.

Деньги, которые до этого имели небольшое значение, вдруг стали значить все. И верховными жрецами этого культа были инженеры 90-х годов: гангстеры и «новые русские». Россия неожиданно перешла с позиции «все запрещено», на «ничего не запрещено»: одна шестая часть поверхности земли оказалась в состоянии анархии. Правительство ежедневно реагировало только новой политической повесткой, общество было брошено на произвол судьбы, мантрой стало «бери столько, сколько сможешь унести».

Много удовольствия

В теории, все это звучит фантастически: свобода, свежий старт, «ничего невозможного». На практике, однако, все это вышло немного по-другому. Первое, что поколение 80-х антисоветской молодежи сделало после того, как им был дан карт-бланш в этой новой ситуации, стало наслаждаться жизнью.

В стране появились рейв и клубная культура. В Москве и Петербурге зимой 1991 года и весной 1992 состоялись первые масштабные танцевальные вечеринки Гагарин Party и Technoir, идейным вдохновителем которых стал культовый диджей и промоутер Иван Салмаксов. Они прошли с большим успехом, и следующим шагом стала поддержка рейв-движения со стороны комсомола, бывшего молодежного крыла коммунистической партии, в качестве альтернативы разгулу преступности после развала СССР. Но ничего хорошего из этого не вышло. Салмаксов пропал без вести, предположительно погиб, и эти модные нео-футуристические вечеринки возродились уже как бандитские оргии, подогреваемые наркотиками.

Или взять шоу-бизнес: первые попытки делать качественную поп-музыку с такими артистами, как Наталья Ветлицкая и Анжелика Варум – упакованными в стильные видео — пали жертвой хитрости «продюсеров». В результате родился ужасный жанр музыки, известный как попса, звучавшая из каждого утюга. Единственной альтернативой был надоедливый «говнорок» и «русский шансон». Та же история произошла с кино, дизайном и средствами массовой информации. Все смешалось вместе в дружной компании гламура, кокаина и криминала.

Аполитичная культура

Приходящая в упадок, «свободная» Россия в конце 20-го века оставила очень мало художественного и интеллектуального наследия. Исключением может быть литература, например, произведения Виктора Пелевина и Владимира Сорокина, или — в части изобразительного искусства — художники Виноградов-Дубосарский и Олег Кулик, мастер социальной документальной фотографии Борис Михайлов.

Однако общая картина была такова: новое поколение не смогло создать устойчивых стилей или движений. Здесь по законам бандитского времени каждый был сам за себя, против всего мира. Впрочем, некоторые общие черты все-таки были.

Во-первых, аполитичность. Удивительно, но факт: необычайно тяжелые социальные катаклизмы этого периода — реформы и массовое обнищание населения в начале десятилетия; народное восстание в Москве, при штурме Останкино и бомбардировки здания парламента; война в Чечне; экономический кризис и дефолт 1998 года — практически не оказали влияния на массовую культуру.

Во-вторых, ориентация на СМИ. В отличие от андеграунда 80-х годов, который не имел доступа к профессиональной прессе и поэтому создал собственный самодельный, но при этом эффективный, способ продвижения (самиздат диссидентского движения, квартирники, «сарафанное радио»), в 90-х все сосредоточились на работе с медиа. Если вас не было в модных журнал типа «ПТЮЧа» или «ОМа», на ТВ и радио, вас не было вообще. Многие талантливые музыканты вроде Вени Д’ркина, группы «Химера» и других не стали известными просто потому, что не вписывались в форматы радиостанций. В то время как гламур получил всю славу.

Русский брит-поп

Третьей тенденцией культуры этого времени была ее ограниченность. Новая Россия не смогла предложить миру новых Малевичей, Стравинских или Эйзенштенов. Поэтому пришлось заимствовать тенденции западной массовой культуры, так возникли русский брит-поп, «русские Тарантино» и «русские Generation X».

Несомненно, были и такие яркие события культуры того времени. Фильмы Максима Пежемского и Евгения Юфита, перформансы Владика Монро, арт-рок группы Н.О.М и рэп Дельфина. Но большинство артефактов эпохи будут уничтожены из нашей памяти, как линия кокаина в клубных туалетах «Манхэттен-Экспресса» – которые сами уже смыты, наряду с гостиницей «Россия», где он и был когда-то.

Все, что останется, — это смутные воспоминания о перестрелках в ночных клубах и песня Мумий Тролля 1997 года «Утекай»! И, конечно, Борис Ельцин, пьяный проводник той эпохи.

Культурная жизнь России в 90-е годы XX – начале XXI в.

Развитие отечественной культуры осуществлялось в новых условиях. Частное предпринимательство занимало все более прочные позиции в сфере культуры. Перестала существовать централизованная система управления культурной жизнью. Исчезли жесткий идеологический диктат и директивы ʼʼсверхуʼʼ. Была отменена цензура печати. Задачи государственной культурной политики заключались в поддержке различных отраслей культуры, в сохранении преемственности и лучших традиций литературы и искусства.

Социально-экономические реформы вызвали перемены в сфере отечественного образования. Окрепла возникшая в годы перестройки альтернативная образовательная система. Наряду с государственными учебными заведениями действовали негосударственные школы, лицеи, гимназии, колледжи. В первые годы нового столетия в Российской Федерации насчитывалось около 700 негосударственных общеобразовательных школ, что составляло немногим более 1% от общего их числа. Наиболее широкое распространение альтернативная форма школьного обучения получила в крупных городах – в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске. Школы и вузы постепенно отходили от унифицированной системы преподавания, от единых учебников по изучаемым дисциплинам. Разрабатывались новые программы, создавались многочисленные учебники, пособия, прежде всего по общественным наукам.

Увеличилась сеть негосударственных высших учебных заведений. В начале XXI в. они составляли 27–28% от общего числа вузов, в них обучались 8–12% всех студентов. Политические и экономические сдвиги вызвали перемены в структуре высшего образования. В соответствии с потребностями общества вузы увеличили подготовку специалистов в сфере менеджмента. Увеличивалось число выпускников, пополняющих ряды экономистов, биржевиков, менеджеров, банкиров. Модернизация отечественного образования имела противоречивые последствия. Нехватка квалифицированных преподавательских кадров в негосударственных школах и вузах приводила в ряде случаев к падению качества образовательной подготовки.

Значительные трудности в своем развитии переживала отечественная наука. Российская Академия наук (преемница АН СССР) испытывала острую нехватку финансов для поддержки фундаментальных исследований. Были прерваны контакты с научными учреждениями бывших советских республик и стран Восточной Европы. Слабая материально-техническая база отечественной науки, низкая оплата труда заставили многих ученых покинуть страну и продолжить работу за рубежом. В таких нелегких условиях ученые РАН трудились над реализацией ранее составленных планов, участвовали в разработке новых, в т.ч. международных научных программ. Продолжались исследования космоса. С середины 80-х годов на околоземной орбите действовала международная космическая станция ʼʼМирʼʼ.

С конца 90-х годов положение дел в науке стало меняться к лучшему. Увеличились государственные ассигнования, направленные на нужды всех её отраслей. Началась модернизация материально-технической базы исследований. Ежегодно присуждались государственные премии Российской Федерации за выдающиеся работы в сфере науки и техники. Достижения отечественной науки получили высокую оценку мировой общественности. В начале нового столетия лауреатами Нобелевской премии по физике стали отечественные ученые Ж.С. Алферов, В.Л. Гинзбург и А.А. Абрикосов. Открылись новые возможности для развития общественных наук – философии, истории. Так, исследователи получили доступ к документам по истории России, хранящимся в закрытых ранее архивах страны.

Культурная жизнь России в 90-е годы XX – начале XXI в. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Культурная жизнь России в 90-е годы XX – начале XXI в." 2015, 2017-2018.

  • 6. Россия в XVI в.
  • Присоединение казанского ханства.
  • 8. Опричина. Русская культура XVI в.
  • 9. Россия в начале XVII в. Крестьянская война в начале XVII в.
  • 10. Борьба русского народа против польских и шведских захватчиков в начале xviiв.
  • 11. Экономическое и политическое развитие страны в XVII в. Народы россии в XVII в.
  • 12. Внутреняя и внешняя политика в стране в первой половине XVII в.
  • 14. Продвижение русских в сибирь в XVII в.
  • 15. Реформы первой четверти XVIII в.
  • 16. Эпоха дворцовых переворотов.
  • 17. Россия в эпоху екатерины II: "просвещенный абсолютизм".
  • 18. Внешняя политика российской империи во второй половине XVIII века: характер, итоги.
  • 19. Культура и общественная мысль россии в XVIII в.
  • 20. Царствование павла I.
  • 21. Реформы александра I.
  • 22. Отечественная война 1812 г. Заграничный поход русской армии (1813 - 1814 гг.): место в истории россии.
  • 23. Промышленный переворот в россии в XIX веке: этапы и особенности. Развитие капитализма в стране.
  • 24. Официальная идеология и общественная мысль в россии в I половине XIX века.
  • 25. Культура россии в I половине XIX века: национальная основа, европейские влияния.
  • 26. Реформы 1860 - 1870-х гг. В россии, их последствия и значение.
  • 27. Россия в годы царствования александра III.
  • 28. Основные направления и результаты внешней политики россии во II половине XIX века. Русско-турецкая война 1877 - 1878 г.
  • 29. Консервативное, либеральное и радикальное течения в общественном движении россии во II половине XIX века.
  • 30. Экономическое и социально-политическое развитие россии в начале xх века.
  • 31. Культура россии в начале хх века (1900 - 1917 гг.)
  • 32. Революция 1905 - 1907 гг.: причины, этапы, значение.
  • 33. Участие россии в I мировой войне, роль восточного фронта, последствия.
  • 34. 1917 Год в россии (основные события, их характер
  • 35. Гражданская война в россии (1918 - 1920 гг.): причины, участники этапы и итоги.
  • 36. Новая экономическая политика: мероприятия, итоги. Оценка сущности и значение нэпа.
  • 37. Складывание административно-командной системы в ссср в 20-30-егоды.
  • 40. Коллективизация в ссср: причины, методы проведения, итоги.
  • 41. Ссср в конце 30-х годов; внутреннее развитие,
  • 42. Основные периоды и события второй мировой войны и великой отечественной войны
  • 43. Коренной перелом в ходе великой отечественной войны и второй мировой войны.
  • 44. Завершающий этап великой отечественной войны и второй мировой войны. Значение победы стран антигитлеровской коалиции.
  • 45. Советская страна в первое послевоенное десятилетие (основные направления внутренней и внешней политики).
  • 46. Социально-экономические реформы в ссср в середине 50 - 60-х годов.
  • 47. Духовная и культурная жизнь в сср в 50 - 60-е годы.
  • 48. Общественно-политическое развитие ссср в середине 60-х половине 80-х годов.
  • 49. Ссср в системе международных отношений в середине 60-х середине 80-х годов.
  • 50. Перестройка в ссср: попытки реформирования экономики и обновления политической системы.
  • 51. Распад ссср: становление новой российской государственности.
  • 52. Культурная жизнь в россии 90-х годов.
  • 53. Россия в системе современных международных отношений.
  • 54. Социально-экономическое и политическое развитие россии в 1990-е годы: достижения и проблемы.
  • 52. Культурная жизнь в россии 90-х годов.

    Становление новых социально-экономических отношений оказывало глубокое воздействие на развитие российской культуры.

    Изменились взаимоотношения культуры с властью: исчезли централизованная система управления и единая политика в сфере культуры. Была отменена цензура печати. Резко сократились размеры государственных ассигнований на нужды культуры. Законодательство РФ закрепило за культурой 2% средств федерального и около 6% местного бюджета. Во всех сферах культуры утвердилось частное предпринимательство.

    В таких условиях происходило реформирование системы народного образования. В 1992 г. был принят Закон РФ "Об образовании", утвердивший гуманистические принципы обучения и воспитания молодежи. Окрепла альтернативная образовательная система. Наряду с государственными действовали негосударственные гимназии, лицеи, колледжи.

    В тяжелом состоянии находилась отечественная наука. Российская АН испытывала острую нехватку средств, были прерваны контакты с бывшими союзными академиями наук. В такой обстановке были выделены и ныне работают 110 целевых программ, в том числе "Российская космическая программа", программа конверсии и т. д.

    С начала 90-х годов стала претворяться в жизнь федеральная программа "Сохранение и развитие культуры и искусства", в которой главное внимание уделялось спасению важнейших объектов национальной культуры. В соответствии с программой проводилась работа по сохранению памятников прошлого в Новгороде, Великом Устюге и других городах. Были реставрированы Гостиный двор и Большой Кремлевский дворец в Москве.

    Новые тенденции появились в художественной культуре. Свобода творчества и идеологический плюрализм способствовали появлению разнообразных течений и стилей в литературе, живописи, скульптуре. Но нередко происходит переориентация многих учреждений культуры и ее деятелей на "массовое" потребление. Творческие люди становятся заложниками коммерциализации. Социальное расслоение общества обернулось страшной девальвацией образования, духовных ценностей, культуры в целом.

    В 1999 - 2004 гг. наметилось заметное оживление в культурной жизни России. Широко отмечалось 200-летие А. С. Пушкина. Возобновилось проведение ежегодных Московских международных кино фестивалей. Вновь вошли в практику выставки зарубежных художников.

    53. Россия в системе современных международных отношений.

    После распада СССР во внешней политике России выделилось два направления: 1) ближнее зарубежье и 2) дальнее зарубежье.

    Предстояло решать сложные вопросы формирования национальной армии и раздела имущества СССР, создания границ. В ближнем зарубежье оказалось не менее 25 млн. русскоязычного населения, проблемы защиты прав которого решаются в ходе межгосударственных контактов России с отдельно взятыми странами (особенно в государствах Балтии).

    Возникли сложности в отношениях с Украиной по вопросам о принадлежности Крыма, разделе Черноморского флота, статусе Севастополя. Ныне раздел флота произведен, достигнута договоренность о том, что российский Черноморский флот на правах аренды будет базироваться в Севастополе.

    За последнее время в рамках содружества Россия подписала свыше 500 документов по вопросам режима границ и торговли, расчетов за поставки сырья и товаров, совместного изучения космоса. Заключен Таможенный союз между Россией, Белоруссией, Казахстаном и Киргизстаном. Подписан договор о коллективной безопасности с 6 из 11 стран-членов СНГ.

    Однако не удалось добиться роста удельного веса стран - членов СНГ во внешнеторговом обороте России. И это при том, что Россия за последние годы предоставила им льготные кредиты на сумму почти в 20 млрд. долларов, а нефть, газ и продукты их переработки отпускала по ценам в 2 раза ниже мировых.

    В "большой" внешней политике для России было важно утвердиться в ООН, сохранить статус ядерной державы, добиться экономической поддержки Запада, наладить связи с крупными странами мира.

    Среди дипломатических достижений можно назвать следующие: принятие России в члены Международного валютного фонда, заключение договора об ограничении стратегических наступательных вооружений (ОСНВ - 2) между РФ и США, подписанные важных соглашений с Китаем, установление тесного сотрудничества с ФРГ, Францией, Японией и др. Россия присоединилась к программе "Партнерство во имя мира", предложенной НАТО. В январе 1996 г. Россия была принята в Совет Европы.

    В отношениях Россия - Запад следует выделить Кэмп-дэвидскую декларацию (1992 г.), принятую на встрече Б. Н. Ельцина и Президента США Дж. Буша.

    В то же время Россия потеряла контроль над традиционными зонами своего влияния: Средняя Азия, страны СЭВ. США являлись единственной сверхдержавой, диктующей свою волю в большинстве регионов мира. Это наглядно проявилось во время событий в Югославии, Ираке. России не удалось воспрепятствовать включению в НАТО Польши, Чехии, Венгрии, Прибалтики.