Сочинение «Женские образы в романе «Евгений Онегин» А С Пушкина. Татьяна Ларина — прекрасный образ русской женщины (по роману А.С

Роман в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин» считается первым реалистическим романом в русской литературе. В произведении была объективно воссоздана целая историческая эпоха. Автор обращается к актуальным вопросам русской жизни, освещает быт, обычаи, нравы, традиции и духовные интересы России – именно поэтому Белинский назвал «Евгения Онегина» «энциклопедией русской жизни».

Вместе с тем в произведении описаны не только реалии первой четверти XIX века, но и созданы яркие портреты представителей этого времени.

Женские характеры в романе представлены на примере образов Татьяны и Ольги Лариной, их матери Прасковьи, а также няни Татьяны Филипповны. И если характеры Ольги и Прасковьи Лариных, Филипповны являются довольно типичными, то главная героиня произведения отличается от своих сверстниц, является для Пушкина идеалом русской женщины («Татьяны милой идеал»). Также важно отметить, что автор создает портрет не только дворянок (Ларины), но и простой крестьянки (няня Татьяны). Таким образом, с помощью женских образов в романе поэт изображает не только типичных представительниц первой четверти XIX века, но и показывает оригинальный характер русской женщины.

Образ главной героини романа Татьяны Лариной во многом является воплощением народной стихии. В этом смысле героиня резко отличается от «полурусского» Ленского и воспитанного французскими гувернерами Онегина. Не случайно Пушкин говорит о Татьяне, что она «русская душою». Татьяна верит в народные приметы, гадает вместе с дворовыми девушками, тонко чувствует родную природу, верит «преданьям простонародной старины, и снам, и карточным гаданьям, и предсказаниям луны». Именно обо всем этом она тоскует, оказавшись в Петербурге.

Будучи воспитанной в дворянской среде, старшая из сестер Лариных «в семье своей родной казалась девочкой чужой». Героине присущи и мечтательность, и замкнутость, и стремление к одиночеству, и любовь к русской природе, к народным традициям и обычаям. Ее нравственный облик и духовные интересы принципиально отличаются от внутреннего мира типичного большинства провинциальных барышень (например, Ольги) В проявлении своих чувств Татьяна предельно искренна:

Кокетка судит хладнокровно,

Татьяна любит не шутя

И предается безусловно

Любви, как милое дитя.

Героине чужды лукавство, манерность, кокетство, поверхностность, сентиментальная чувствительность, иначе говоря, все то, что отличало большинство ее сверстниц. Татьяна являет собой цельную натуру, одаренную способностью глубоко и сильно чувствовать. Героиня пушкинского романа действительно любит Онегина, и эту любовь Татьяна пронесет через всю жизнь. Несмотря на то что в восьмой главе романа героиня предстает перед читателем уже не «девочкой несмелой», а «неприступною богиней», внутренне Татьяна не изменилась и продолжает любить Евгения («И он ей сердце волновал!»)

Письмо героини к Евгению проникнуто искренним чувством и возвышенной простотой. Не случайно С.Г. Бочаров заметил: «Пушкинское письмо Татьяны – «мифический перевод» с «чудесного подлинника» - сердца Татьяны». Действительно, несмотря на то что письмо героини наполнено реминисценциями из различных сентиментальных романов, которыми увлекалась девушка, невозможно усомниться в искренности ее чувств («Ты чуть вошел, я вмиг узнала, вся обомлела, запылала…»). Но все же свою любовь Татьяна строит по литературным образцам любимых персонажей. Онегин представляется девушке как образ из романа: ангел-хранитель (Грандисон) или «коварный искуситель» (Ловелас). Решение признаться в любви Евгению также продиктовано желанием походить на романическую героиню. При этом Татьяна понимает, что поступает вопреки всем нормам приличия, принятым в дворянском обществе в начале XIX века («Стыдом и страхом замираю…»).

Татьяна отличается прежде всего своим чутким сердцем, но в ней все более пробуждается ум, сознание мыслящего человека, способность верно оценить и внутренне отвергнуть «постылую мишуру» высшего света, его пустоту и фальшь, сохранить свой нравственный облик и духовные ценности. Сознание, ум Татьяны пробуждаются с первым горьким опытом несчастной любви, с чтением книг, которые «ей заменяли все».

Как уже было сказано, многие черты личности Татьяны глубоко уходят в народную почву. Этим героиня (как и сам Пушкин) обязана своей няне, простой русской крестьянке. Не случайно единственный человек, с которым Татьяна говорит о своей любви, - это именно няня. С помощью образа Филипповны в романе поэт освещает крестьянский семейный быт, а также поднимает проблему личности и среды. Так, рассказ няни о несчастливой личной жизни («И, полно, Таня! В эти лета мы не слыхали про любовь…») отражает типичную для крестьянского сословия ситуацию: девушку насильно выдают замуж и «передают» чужой семье скорее в качестве работницы; при этом нередко муж оказывался моложе жены:

Так, видно, бог велел. Мой Ваня

Моложе был меня, мой свет,

А было мне тринадцать лет.

В записях Пушкина мы встречаем важное замечание, которое обобщенно иллюстрирует судьбу простой русской женщины: «Несчастье в жизни семейственной есть отличительная черта русского народа…».

Но, как ни странно, такая же судьба постигает и Татьяну, которая выходит замуж не по любви и несчастлива в семейной жизни. Тем самым и с этой точки зрения на судьбе героини лежит печать народности. Ответ героини Онегину в финале романа отражает все тот же принцип народной нравственности: нельзя построить свое счастье на чужом несчастье. Такое понимание своего нравственного долга и объясняет отказ Татьяны Онегину: «Но я другому отдана; я буду век ему верна».

Таким образом, главное свойство Татьяны – высокое духовное благородство и развитое чувство долга, которое берет у нее верх над самыми сильными чувствами. Героиня считает, что если она сама, своей волей, свободно дала обещание нелюбимому человеку быть верной ему женой, то она обязана хранить нерушимо это данное ею слово. Пускай теперь она понимает, что это была ошибка с ее стороны, что она поступила неосторожно – страдать за эту неосторожность, за эту ошибку должна она сама.

Антиподом Татьяны является ее сестра Ольга. Если главным качеством старшей Лариной считается развитое чувство долга, то младшая Ларина, напротив, крайне легкомысленна и ветрена. Так, Ольга недолго оплакивает погибшего на дуэли Ленского (который считался женихом героини) и вскоре выходит замуж за улана:

Мой бедный Ленский! изнывая,

Не долго плакала она.

Увы! невеста молодая

Своей печали неверна.

На первый взгляд Ольга кажется совершенством: настоящая красавица («Глаза, как небо, голубые, улыбка, локоны льняные…») с покладистым и легким характером («Всегда скромна, всегда послушна, всегда как утро весела…»). Но Пушкин сразу отмечает, что подобный характер можно найти в «любом романе», поэтому он «безмерно» надоел автору. Онегин указывает Ленскому на тривиальность, душевную пустоту Ольги:

В чертах у Ольги жизни нет.

Точь-в-точь в Вандиковой Мадоне:

Кругла, красна лицом она,

Как эта глупая луна

На этом глупом небосклоне».

Ольга ничем не выделяется среди других провинциальных дворянок, о которых Пушкин замечает: «Но разговор их милых жен гораздо меньше был умен».

Итак, образ легкомысленной, ветреной и «пустой» Ольги, характерный для сентиментального романа, отражает типичные черты уездной барышни.

Кроме того, на примере образа матери Татьяны и Ольги, Прасковьи Лариной, Пушкин описывает характер деревенской помещицы. Важно отметить, что личность героини показана в динамике, с помощью истории судьбы персонажа автор поднимает проблему личности и среды. Поэт рассказывает о жизни Прасковьи до замужества, когда героиня увлекалась романами и была влюблена в «славного франта», напоминавшего одного из героев ее любимых книг. Затем поэт иронично описывает превращение чувствительной барышни, которая «…говорила нараспев, корсет носила очень узкий…» в хозяйственную и довольно властную барыню:

Она езжала по работам,

Солила на зиму грибы,

Вела расходы, брила лбы…

Служанок била осердясь –

Все это мужа не спросясь.

Окружение Прасковьи повлияло на характер и судьбу героини, заставило ее отказаться от прежних привычек и образа жизни. Тем не менее, Пушкин с явной симпатией изображает семейный быт Лариных, которые «хранили в жизни мирной привычки милой старины». Родители Ольги и Татьяны гостеприимны («Под вечер иногда сходилась соседей добрая семья, нецеремонные друзья…»), следуют традициям русской культуры («У них на масленице жирной водились русские блины»).

Итак, женские образы в романе в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин» изображают типичных представительниц русского дворянства (Ольга и Прасковья Ларины), показывают непростую жизнь крестьянок (няня Татьяны). Наконец, образ главной героини произведения Татьяны Лариной воплощает идеал русской женщины.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) - начать подготовку


Обновлено: 2014-02-16

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Женские образы в романе "Евгений Онегин"

Александр Сергеевич Пушкин - величайший русский поэт-реалист. Его лучшим произведением, в котором «...вся жизнь, вся душа, вся любовь его; его чувства, понятия, идеалы», является «Евгений Онегин».

Пушкин ставит задачу дать реальное изображение жизни молодого человека светского общества. В романе отражены последние годы царствования Александра 1 и первые годы царствования Николая 1, то есть время подъема общественного движения после Отечественной войны 1812 года, В это время для значительной части образованной молодежи было характерно неумение и неспособность найти свой путь в жизни.

В основе романа лежит история любви Евгения Онегина и Татьяны Лариной. Образ Татьяны как главной героини романа является наиболее совершенным среди остальных женских образов. В то же время Татьяна - любимая героиня Пушкина, его «милый идеал» («...я так люблю Татьяну милую мою»).

В образ Татьяны Пушкин вложил все те черты русской девушки, совокупность которых представляет для автора совершенный идеал. Это те особенные черты характера, которые делают Татьяну истинно русской. Формирование этих черт у Татьяны происходит на основе «преданий простонародной старины», верований, сказаний. Заметное влияние на ее характер оказывает увлечение любовными романами.

О преобладании таких настроений у Татьяны свидетельствует ее реакция на появление у них в доме Онегина, которого она сразу делает предметом своих романтических мечтаний. В нем Татьяна видит сочетание всех тех качеств героя, о которых она читала в романах. Своему чувству Татьяна отдается целиком и полностью. О глубине чувств Татьяны говорит ее письмо к Онегину. В нем Татьяна, действуя против всех правил приличия, открывает свою душу и полностью отдает себя «в руки» Онегина, полагаясь на его честь и благородство («Но мне порукой ваша честь...»). Глубокие чувства Татьяны проявляются в момент приезда Онегина в поместье Лариных после получения письма. В ее душе поднимается целая буря противоречивых чувств, надежд и желаний, которые она не в силах подавить. Татьяна без возражений принимает отповедь Онегина, но ее чувства не только не проходят, но еще больше разгораются.

Благодаря постоянному общению со своей няней Филипповной, она знает большое количество старинных народных верований, примет, в которые безоговорочно верила:

Татьяна верила преданьям

Простонародной старины,

И снам, и карточным гаданьям,

И предсказаниям луны.

Ее тревожили приметы;

Таинственно ей все предметы

Провозглашали что-нибудь.

Поэтому, чтобы узнать свою дальнейшую судьбу, Татьяна прибегает к гаданию. В итоге ей снится сон, который частично определяет дальнейшее развитие событий.

После смерти Ленского и отъезда Онегина, Татьяна начинает часто посещать дом Онегина. Там она, изучая обстановку, в которой жил Онегин, его круг интересов, приходит к выводу, что Онегин есть лишь «поэтический призрак», пародия.

Далее Татьяна отправляется в Москву, где тетушки возят ее по балам и вечерам в поисках хорошего жениха. Обстановка московских гостиных, царя щий в них порядок и светское общество - все это внушает Татьяне лишь отвращение и скуку. Воспитанная в деревне, душой она стремится к природе:

В деревню, к бедным поселянам, В уединенный уголок, Где льется светлый ручеек...

Татьяна получает в мужья военного, богатого генерала и становится светской дамой. В этом положении и застает ее Онегин, вернувшийся через несколько лет из путешествий. Теперь, когда Татьяна достигла одного с ним уровня общественного положения, в нем пробуждаются любовь и страсть. Далее история любви Онегина к Татьяне приобретает зеркальное отражение истории любви Татьяны к нему.

Став светской дамой, Татьяна постепенно изменяется в соответствии с обществом, в котором ей приходится постоянно находиться. Она становится «равнодушною княгиней», «неприступной богиней». В ответ на признания Онегина Татьяна, хоть и любит его, дает прямой и безоговорочный ответ:

Но я другому отдана, Я буду век ему верна.

В этих словах заключена вся сила характера Татьяны, ее сущность. Несмотря на сильную любовь к Онегину, она не может нарушить обет, данный ею мужу перед богом, не может поступиться моральными принципами.

Полной противоположностью Татьяны является ее сестра Ольга. Ее веселый нрав, простота, спокойный, беспечный характер были, по словам самого автора, неотъемлемой частью образа героини любого романа того времени.

Онегин, как истинный знаток женской души, дает Ольге нелестную характеристику:

В чертах у Ольги жизни нет,

Точь-в-точь в Ван-Дейковой Мадонне:

Кругла, красна лицом она;

Как эта глупая луна

На этом глупом небосклоне.

О беспечном нраве Ольги также свидетельствует ее отношение к любви. Она как будто и не замечает всей полноты и глубины чувств Ленского, готового пойти на все ради нее. Именно из-за нее он сражается на дуэли с Онегиным и погибает. Дуэль происходит из-за легкомысленного и пренебрежительного отношения Ольги к Ленскому на балу Она веселится и танцует с Онегиным, не замечая, какую боль она причиняет Ленскому своим поведением. При их последнем свидании Ленский смущен и растерян перед той «нежной простотой» и наивностью, с которой предстает перед ним Ольга:Подобно ветреной надежде, Резва, беспечна, весела, Ну точно та же, как была.В последние часы жизни Ленский поптощен мыслями об Ольге. В душе он мечтает об Ольгиной верности и преданности ему, но сильно заблуждается в чувствах Ольги: "...не долго плакала она", и очень быстро образ человека, безгранично и самоотверженно любившего ее, стерся из ее памяти, и его место занял приезжий молодой улан, с которым Ольга и связала свою дальнейшую жизнь.История жизни матери Ольги и Татьяны Лариных представляет собой печальный рассказ о судьбе молодой девушки из светского общества. Ее, без какого-либо согласия с ее стороны, выдают замуж за поместного дворянина Дмитрия Ларина и отправляют в деревню. Поначалу ей оказалось довольно сложно привыкнуть к обстановке деревенской жизни. Но со временем она привыкла и стала образцовой дамой из круга поместного дворянства. Ее прежние увлечения и привычки сменились обыденными делами и заботами по хозяйству: Она езжала по работам, Солила на зиму грибы, Вела расходы, брила лбы, Ходила в баню по субботам Служанок била, осердясь, Образ няни Филиппьевны является олицетворением русской крепост-ной крестьянки. Из ее диалога с Татьяной ми узнаем о тяжелой судьбе русского народа, находящегося под гнетом крепостного права. На своем примере Филиппьевна показывает полное бесправие крестьян, тяжелые отношения в семьях, но в то же время является хранительницей простонародных преданий - "старинных былей, небылиц", и поэтому Филипьевна сыграла большую роль в формировании черт характера Татьяны.Итак, А. С. Пушкин в романе "Евгений Онегин" создал целую галерею женских образов, каждый из которых является типичным и индивидуальным, воплощая в себе какую-то особенность характера. Но наиболее совершенным среди всех женских образов в "Евгении Онегине" является образ Татьяны, в котором Пушкин отобразил все черты истивро- русской женщины.

Волею автора главные женские образы в романе «Евгений Онегин» сосредоточены близ семейства Лариных. Это и любимица - Татьяна, и ее мать с сестрой, и няня. Что называется, «на заднем плане» фигурируют имена нескольких столичных родственниц, но они существуют лишь для того, чтоб оттенить незаурядность характера главной героини.

Главный женский персонаж романа. Ее принципиальное отличие от всех других состоит в том, что подлинной основой всех поступков героини является ее нравственный стержень, ее собственное мерило справедливости. Ей чужды притворство, кокетство и традиционные манеры поведения (да и мышления, кстати, тоже) светских барышень того времени. Сызмальства она выделялась в толпе детей своей нелюдимостью, склонностью к одиночеству.

Дитя сама, в толпе детей

Играть и прыгать не хотела…

С самых ранних лет ее внутренняя жизнь превалировала над внешней. Чуждая привычным утехам общества, девочка много читала - и характер ее формировался в большей степени литературными, нежели жизненными примерами. Во всяком случае, черты его противопоставляются нравам ее родных.

Ольга, младшая ее сестра, гораздо интереснее внешне, она ярче и живее в общении. Типичная приятная во всех отношениях барышня своего поколения. Воспитанна, приветлива, мила. Наиболее очевидно момент их с Татьяной противопоставления проявляется в эпизоде, где Ольга выходит замуж, хотя со времени гибели ее первого жениха - Ленского - прошло совсем немного времени. Дело тут не в осуждении и каком-то очернении этого поступка – в конце концов, дело молодое, едва ли разумно было бы всю жизнь хранить траур. Речь о том, что чувство поэта стоило ему жизни. По глупости, горячности, молодости - Бог с ним, это сейчас не столь важно. И логично было бы предположить, что естественное горевание, будь чувство Ольги подлинной любовью, длилось бы несколько дольше и было бы глубже. Однако описаний долгих тягостных часов и уж тем более дней, проведенных ею на могиле убитого жениха, в романе нет…

Онегин никогда не был Татьяне женихом. В сущности, кроме ее письма и того душеспасительного разговора, в котором он учил ее жизни, между ними ничего и не было (до встречи в финале романа, разумеется). Но чувству своему она осталась верна. Не Онегину - подчеркиваю, между ними не было тех отношений, которые позволяли бы употреблять понятие верности друг другу. Самой себе. Она сказала «люблю» - сказала искренне, пойдя на неслыханную для себя откровенность - и вследствие цельности своей натуры, оставалась верна данному ей слову.

Образ матери сестер Лариных, вероятно, является довольно типичным, как и образ Ольги. Выданная замуж против воли (была прежде влюблена в другого), она сначала немного пометалась в мужнином доме, затем привыкла - и сделалась вполне счастлива, оставив свои прежние идеалы. Что у нее, что у Ольги - обстоятельства определяют судьбу и формируют духовную основу. Именно о матери Лариной А.С. Пушкин говорит фразу, ставшую впоследствии крылатой:

Привычка свыше нам дана:

Замена счастию она.

У Ольги это привычка, немного утрирую, к хорошему расположению духа и устойчивому внешнему миру (поплакала по Ленскому - ничего, жизнь продолжается; вышла замуж за улана - все замечательно, все положенные условности соблюдены, старой девой не осталась. Речи о глубоких чувствах там нет, есть довольно снисходительное «Улан умел ее пленить…»). У матери приблизительно то же самое. Это не хорошо и не плохо; это особенность характера. В наше время все это по-прежнему остается актуальным. И, кстати, жить проще именно Ольгам с матушками. «Татьянам», как и у Пушкина, обычно достается весьма и весьма тяжелая жизнь - не столько сама по себе, сколько по несгибаемости мышления и неумению приспосабливаться к предлагаемым обстоятельствам.

Также в романе «Евгений Онегин» присутствует образ няни главной героини. Это простая деревенская крепостная, которую выдали замуж практически ребенком, и всю свою трудную жизнь она провела в услужении и заботах. Возможное отличие ее от других женщин ее положения состоит в том, что она, несмотря на тяготы и невзгоды, сохранила способность к любви и сопереживанию. Ведь к Татьяне она относится со всей душой - как может. Ее одну можно было бы назвать подругой героини, ведь именно ей та поверяет свою самую главную тайну. Именно ее вспоминает уже будучи светской львицей, мечтая вновь попасть в те места, где «нынче крест и тень ветвей над бедной нянею моей».

Постоянно в романе отсылки к образу абстрактных барышень. Можно было бы написать «барышень того поколения», так как Пушкин, в силу своей любвеобильности, знал предмет, о котором писал, но гений автора состоял не в умении рифмовать описание женских прелестей… Дело в том, что все эти «Дианы грудь, ланиты Флоры…» и прочее - это некое обобщение, условность, которая остается неизменной из века в век. Там речь не об отличительных особенностях характера, широте души, складе ума - просто некий приятный глазу фон. В отличие от главной героини, расписывать там особенно нечего. Автор, так сказать, в силу естественных гендерных причин, отдает должное всей прелести женской природы, но отмечает, что всерьез цепляет, проникая в душу, не внешняя красота. Это как раз о Татьяне, которая «не привлекла б очей…» (я вольно цитирую, но, полагаю, Пушкин не сделал ее умопомрачительной красавицей именно по причине превосходства внутреннего над внешним).

Женские образы в романе призваны охарактеризовать наиболее полно общество того времени, подчеркнуть особенности его развития, нравственную историю персонажей. И, безусловно, многие типичные черты представительниц прекрасного пола описаны для создания контраста с образом любимой пушкинской героини, чтоб лишний раз подчеркнуть, насколько уникальным является человек, имеющий смелость хранить верность себе до конца и называть вещи своими именами.

Женские образы в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»

В образах Ольги и Татьяны А. С. Пушкин воплотил два наиболее распространенных типа женских национальных характеров. Поэт художественно выразительно подчеркивает непохожесть, разность сестер Лариных, отнюдь, однако, не противопоставляя их друг другу: они вовсе не антиподы, просто совершенно разные психологические типы. Верный жизненной правде А. С. Пушкин, описывая восприятие Татьяной отъезда сестры с мужем, свидетельствует, что его любимая героиня, несмотря на полную, казалось бы, поглощенность в мысли о своих любовных неурядицах, душевный хаос, очень болезненно переносит расставание с Ольгой (“...смертной бледностью покрылось ее печальное лицо”, “...и сердце рвется пополам”):

И вот одна, одна Татьяна!

Увы! подруга стольких лет,

Ее голубка молодая,

Ее наперсница родная,

Судьбою вдаль занесена,

С ней навсегда разлучена.

Общность детских впечатлений, забав, взросления, девичьих мечтаний связывают их прочнее, чем разъединяет духовная непохожесть, разность и душевная восприимчивость.

Глаза, как небо голубые

Улыбка, локоны льняные,

Столь же безупречный, бесконфликтный, уютный и ее внутренний мир - мир гармоничный в пределах воспринимаемого органами чувств и не стремящийся за эти пределы:

Всегда скромна, всегда послушна,

Всегда как утро весела,

Как жизнь поэта простодушна,

Как поцелуй любви мила...

Этот совершенный образ, будто бы сошедший с календаря или красочного плаката, живая иллюстрация родительских представлений об идеальном, благонравном, послушном ребенке (“Невинной прелести полна, в глазах родителей, она цвела, как ландыш потаенный...”) представляется чересчур насыщенным добродетелями и достоинствами, приторно сладким, чтобы поверить в искренность авторского восхищения. Обилие расхожих и красочных эпитетов и сравнений настораживает скрытой иронией и подвохом. И поэт подтверждает предположение внимательного читателя:

Но любой роман

Возьмите и найдете, верно

Ее портрет: он очень мил,

Я прежде сам его любил,

Но надоел он мне безмерно.

А. С. Пушкин воздает должное классической правильности черт и младенческой безмятежности души героини, но он уже духовно перерос юношеское увлечение подобными образами, часто встречавшимися в любовной лирике поэта. Поэтому хотя автор и довольно-таки снисходителен к Ольге, однако беспощадно критический взгляд Онегина в определенной мере выражает и объективное отношение поэта:

В чертах у Ольги жизни нет.

Точь-в-точь в Вандиковой Мадоне:

Кругла, красна лицом она,

Как эта глупая луна

На этом глупом небосклоне.

Онегин сразу выделил из двух сестер Татьяну, оценив оригинальность, одухотворенность ее облика, сложность и напряженность душевной жизни героини. Пушкин изначально подчеркивает непохожесть сестер как внешне, так и внутренне:

Итак, она звалась Татьяной.

Ни красотой сестры своей,

Ни свежестью ее румяной

Не привлекла 6 она очей.

Дика, печальна, молчалива,

Как лань лесная боязлива,

Она в семье своей родной

Казалась девочкой чужой.

Внешность своей любимой героини автор передает опосредствованно, в сравнении с обликом Ольги, выражая этим вторичность физического по отношению к духовному, подчеркивая, что только озаренность лица духовным огнем делает его прекрасным. Татьяна любит и великолепно чувствует природу, она живет просто и естественно, в полной гармонии с восходами и закатами, с холодной красотой зимы и пышным убранством осени. Природа питает ее духовный мир, способствует уединенной мечтательности, сосредоточенности на движениях своей души, простоте и естественности поведения. Забавам и развлечениям сверстников она предпочитает “страшные рассказы зимою в темноте ночей”, красочные, полные глубокого, таинственного смысла народные песни и обряды.

Татьяна увлеченно читала сентиментальные романы, искренне сопереживая их героям, восхищаясь высоким накалом их чувств. И когда пришла пора влюбиться, огонь ее любви вспыхнул ярким, неугасимым пламенем: его питали и романтические чувства любимых персонажей, и неутолимый жар одинокой, стремящейся к высокому общению души, и цельность и глубина этой самобытной, органичной натуры, взлелеянной загадочными романтическими образами устного народного творчества. Как искренне, непосредственно выражает Татьяна сумбур своей души, глубину чувств, как естественно передает смущение и стыд, надежду и отчаяние в письме к Онегину:

Зачем вы посетили нас?

В глуши забытого селенья

Я никогда не знала б вас,

Не знала б горького мученья...

Другой!.. Нет, никому на свете

Не отдала бы сердца я!

То в вышнем суждено совете...

То воля неба: я твоя...

Я жду тебя: единым взором

Надежды сердца оживи

Иль сон тяжелый перерви,

Увы, заслуженным укором!

И Татьяна оказалась верна своей первой и единственной любви (“И в одиночестве жестоком сильнее страсть ее горит, и об Онегине далеком ей сердце громче говорит...”), в отличие от Ольги, очень скоро утешившейся в замужестве (“Мой бедный Ленский! изнывая, не долго плакала она, Увы! Невеста молодая своей печали не верна”). Правда, судьба распорядилась так, что Татьяна стала женой другого, но в этом не ее вина. Молодая женщина отвергает любовь Онегина из-за верности устоям впитанной с детства народной морали, нежелания разрушить жизнь любящего ее человека. В этом ее жизненная драма.

Решительно, с достоинством отвергает Татьяна запоздалое признание Онегина, утверждая, что добродетель, честь, чувство долга, нравственные обязанности дороже любви:

Я вышла замуж. Вы должны,

Я вас прошу, меня оставить;

Я знаю: в вашем сердце есть

И гордость и прямая честь.

Я вас люблю (к чему лукавить?),

Но я другому отдана;

Я буду век ему верна.

А. С. Пушкин в “Евгении Онегине” нарисовал нам два непохожих, но, несомненно, знакомых нам по жизни женских характера. Разумеется, характер Ольги встречается чаще, но и с образом Татьяны, может быть, не столь ярким в тех или иных проявлениях, мы обязательно столкнемся на жизненном пути.

Очень образно и ярко определил сходство и различие двух женских характеров в романе И. А. Гончаров: “...характер положительный - пушкинская Ольга - и идеальный - его же Татьяна. Один - безусловно, пассивное выражение эпохи, тип, отливающийся, как воск, в готовую, господствующую форму.

Другой - с инстинктами самосознания, самобытности, самодеятельности. Оттого первый ясен, открыт, понятен сразу...

Другой, напротив, своеобразен, ищет сам своего выражения и формы, и оттого кажется капризным, таинственным, малоуловимым”.

Александр Сергеевич Пушкин - величайший русский поэт-реалист. Его лучшим произведением, в котором "...вся жизнь, вся душа, вся любовь его; его чувства, понятия, идеалы", является "Евгений Онегин". Пушкин ставит задачу дать реальное изображение жизни молодого человека светского общества. В романе отражены последние годы царствования Александра I и первые годы царствования Николая I, то есть время подъема общественного движения после Отечественной войны 1812 года. В это время для значительной части образованной молодежи было характерно неумение и неспособность найти свой путь в жизни. В основе романа лежит история любви Евгения Онегина и Татьяны Лариной.

Образ Татьяны как главной героини романа является наиболее совершенным среди остальных женских образов. В то же время Татьяна - любимая героиня Пушкина, его "милый идеал" ("...я так люблю Татьяну милую мою"). В образ Татьяны Пушкин вложил все те черты русской девушки, совокупность которых представляет для автора совершенный идеал. Это те особенные черты характера, которые делают Татьяну истинно русской. Формирование этих черт у Татьяны происходит на основе "преданий простонародной старины", верований, сказаний. Заметное влияние на ее характер оказывает увлечение любовными романами. О преобладании таких настроений у Татьяны свидетельствует ее реакция на появление у них в доме Онегина, которого она сразу делает предметом своих романтических мечтаний. В нем Татьяна видит сочетание всех тех качеств героя, о которых она читала в романах. Своему чувству Татьяна отдается целиком и полностью. О глубине чувств Татьяны говорит ее письмо к Онегину. В нем Татьяна, действуя против всех правил приличия, открывает свою душу и полностью отдает себя "в руки" Онегина, полагаясь на его честь и благородство ("Но мне порукой ваша честь..."). Глубокие чувства Татьяны проявляются в момент приезда Онегина в поместье Лариных после получения письма. В ее душе поднимается целая буря противоречивых чувств, надежд и желаний, которые она не в силах подавить. Татьяна без возражений принимает отповедь Онегина, но ее чувства не только не проходят, но еще больше разгораются. Благодаря постоянному общению со своей няней Филипповной, она знает большое количество старинных народных верований, примет, в которые безоговорочно верила:

Татьяна верила преданьям

Простонародной старины,

И снам, и карточным гаданьям,

И предсказаниям луны.

Ее тревожили приметы;

Таинственно ей все предметы

Провозглашали что-нибудь.

Поэтому, чтобы узнать свою дальнейшую судьбу, Татьяна прибегает к гаданию. В итоге ей снится сон, который частично определяет дальнейшее развитие событий. После смерти Ленского и отъезда Онегина, Татьяна начинает часто посещать дом Онегина. Там она, изучая обстановку, в которой жил Онегин, его круг интересов, приходит к выводу, что Онегин есть лишь "поэтический призрак", пародия. Далее Татьяна отправляется в Москву, где тетушки возят ее по балам и вечерам в поисках хорошего жениха. Обстановка московских гостиных, царящий в них порядок и светское общество - все это внушает Татьяне лишь отвращение и скуку. Воспитанная в деревне, душой она стремится к природе:

В деревню, к бедным поселянам,

В уединенный уголок,

Где льется светлый ручеек...

Татьяна получает в мужья военного, богатого генерала и становится светской дамой. В этом положении и застает ее Онегин, вернувшийся через несколько лет из путешествий. Теперь, когда Татьяна достигла одного с ним уровня общественного положения, в нем пробуждаются любовь и страсть. Далее история любви Онегина к Татьяне приобретает зеркальное отражение истории любви Татьяны к нему. Став светской дамой, Татьяна постепенно изменяется в соответствии с обществом, в котором ей приходится постоянно находиться. Она становится "равнодушною княгиней", "неприступной богиней". В ответ на признания Онегина Татьяна, хоть и любит его, дает прямой и безоговорочный ответ:

Но я другому отдана,

И буду век ему верна.

В этих словах заключена вся сила характера Татьяны, ее сущность. Несмотря на сильную любовь к Онегину, она не может нарушить обет, данный ею мужу перед богом, не может поступиться моральными принципами.

Полной противоположностью Татьяны является ее сестра Ольга. Ее веселый нрав, простота, спокойный, беспечный характер были, по словам самого автора, неотъемлемой частью образа героини любого романа того времени. Онегин, как истинный знаток женской души, дает Ольге нелестную характеристику:

В чертах у Ольги жизни нет,

Точь-в-точь в Ван-Дейковой Мадонне:

Кругла, красна лицом она;

Как эта глупая луна

На этом глупом небосклоне.

О беспечном нраве Ольги также свидетельствует ее отношение к любви. Она как будто и не замечает всей полноты и глубины чувств Ленского, готового пойти на все ради нее. Именно из-за нее он сражается на дуэли с Онегиным и погибает. Дуэль происходит из-за легкомысленного и пренебрежительного отношения Ольги к Ленскому на балу. Она веселится и танцует с Онегиным, не замечая, какую боль она причиняет Ленскому своим поведением. При их последнем свидании Ленский смущен и растерян перед той "нежной простотой" и наивностью, с которой предстает перед ним Ольга:

Подобно ветреной надежде,

Резва, беспечна, весела,

Ну точно та же, как была.

В последние часы жизни Ленский поптощен мыслями об Ольге. В душе он мечтает об Ольгиной верности и преданности ему, но сильно заблуждается в чувствах Ольги: "...не долго плакала она", и очень быстро образ человека, безгранично и самоотверженно любившего ее, стерся из ее памяти, и его место занял приезжий молодой улан, с которым Ольга и связала свою дальнейшую жизнь.

История жизни матери Ольги и Татьяны Лариных представляет собой печальный рассказ о судьбе молодой девушки из светского общества. Ее, без какого-либо согласия с ее стороны, выдают замуж за поместного дворянина Дмитрия Ларина и отправляют в деревню. Поначалу ей оказалось довольно сложно привыкнуть к обстановке деревенской жизни. Но со временем она привыкла и стала образцовой дамой из круга поместного дворянства. Ее прежние увлечения и привычки сменились обыденными делами и заботами по хозяйству:

Она езжала по работам,

Солила на зиму грибы,

Вела расходы, брила лбы,

Ходила в баню по субботам

Служанок била, осердясь,

Образ няни Филиппьевны является олицетворением русской крепостной крестьянки. Из ее диалога с Татьяной мы узнаем о тяжелой судьбе русского народа, находящегося под гнетом крепостного права. На своем примере Филиппьевна показывает полное бесправие крестьян, тяжелые отношения в семьях, но в то же время является хранительницей простонародных преданий - "старинных былей, небылиц", и поэтому Филипьевна сыграла большую роль в формировании черт характера Татьяны.

Итак, А. С. Пушкин в романе "Евгений Онегин" создал целую галерею женских образов, каждый из которых является типичным и индивидуальным, воплощая в себе какую-то особенность характера. Но наиболее совершенным среди всех женских образов в "Евгении Онегине" является образ Татьяны, в котором Пушкин отобразил все черты истинно-русской женщины.