Что означает петь дифирамбы. Петь дифирамбы жениху

Когда кого-то непомерно хвалят или прославляют, то про этого человека говорят, что ему поют дифирамбы. А что же такое дифирамбы и кому их должны петь?

Оказывается дифирамбы пели еще в древней Греции после сбора винограда на празднованиях посвященных Дионису - богу виноделия.

Во время вакханалий (второе имя Диониса, кстати Вакх), кроме повального веселья, блуда и распития вина, также пели хвалебные гимны богу виноделия, причем пели так называемым козлиным хором, зачастую переодевшись в спутников бога - сатиров. Вот такие хоровые пения во время вакханалий и назывались дифирамбами.

Кстати самого Диониса, также называют Дифирамб, что в переводе с греческого означает "двувратный". Видимо логически более точный перевод, будет "дваждырожденный", поскольку согласно легенде Дионис родился два раза. Как водится, история не обошлась без интриги, была и большая любовь, и ревность, и разлучница с одной стороны, с другой же неверный муж, глупенькая любовница и справедливое возмездие. А дело было так:

Зевс-громовержец любил прекрасную Семелу, дочь фиванского царя Кадма. Однажды он обещал ей исполнить любую ее просьбу, в чем бы она ни заключалась и поклялся ей в этом нерушимой клятвой богов, священными водами подземной реки Стикса. Но возненавидела Семелу великая богиня Гера и захотела ее погубить. Она сказала Семеле:

Проси Зевса явиться тебе во всем величии бога-громовержца, царя Олимпа. Если он тебя действительно любит, то не откажет в этой просьбе.

Убедила Гера Семелу, и та попросила Зевса исполнить именно эту просьбу. Зевс же не мог ни в чем отказать Семеле, ведь он клялся водами Стикса. Громовержец явился ей во всем величии царя богов и людей, во всем блеске своей славы. Яркая молния сверкала в руках Зевса; удары грома потрясали дворец Кадма. Вспыхнуло все вокруг от молнии Зевса. Огонь охватил дворец, все кругом колебалось и рушилось. В ужасе упала Семела на землю, пламя жгло ее. Она видела, что нет ей спасения, что погубила ее просьба, внушенная Герой.

И родился у умирающей Семелы сын Дионис, слабый, неспособный жить ребенок. Казалось, он тоже обречен был на гибель в огне. Но разве мог погибнуть сын великого Зевса. Из земли со всех сторон, как по мановению волшебного жезла, вырос густой зеленый плющ. Он прикрыл от огня своей зеленью несчастного ребенка и спас его от смерти.

Зевс взял спасенного сына, а так как он был еще так мал и слаб, что не мог бы жить, то зашил его Зевс себе в бедро. В теле отца своего, Зевса, Дионис окреп, и, окрепнув, родился второй раз из бедра громовержца Зевса.

Кстати из дифирамбов родились первые трагедии. Со временем хоровые пения стали сопровождаться постановками из жизни Диониса и других древнегреческих богов. Хоровые песни делили трагедию таким образом на части, которые в современной драме называются актами. Интересно, что само слово трагедия, состоит из двух частей "трагос" - козел, и "ода"- песнь.

Иногда мы слышим, как люди говорят о ком-то, кто неумеренно хвалит другого: "Да это же сплошные дифирамбы!" довольно распространено, но многие ли знают, что пришло оно к нам из греческого языка? И когда-то оно имело совсем другое значение, чем сейчас, и употреблялось вовсе не в ироническом смысле. Давайте познакомимся с историей этого фразеологизма, и с тем, как менялось его понимание с течением времени.

Что значит «дифирамб» по-гречески?

Давным-давно это слово обозначало выспренние хоровые хвалебные песни и даже танцы, исполнявшиеся в честь античного Диониса. Поскольку эти празднества во время сбора винограда были посвящены природе и ее плодородию, то они сопровождались так называемыми оргиями - распиванием вина, пиршествами и даже, как уверяют некоторые авторы, беспорядочными половыми отношениями участников. Но было ли так на самом деле, точно не известно. Мы только знаем, что почитательницы Диониса испытывали священное безумие во время плясок, а народ распевал при этом гимны, которые посвящались ему.

Немного истории

Считается, что самые ранние дифирамбы - это хоровые гимны острова Делос. Однако многие поэтические отрывки, которые дошли до нас, принадлежат афинянам. Именно от них пошло выражение «петь дифирамбы». Значение этого словосочетания в Афинах было очень простым. Около пятидесяти мужчин и мальчиков, переодетых сатирами, становились в круг и исполняли гимны Дионису под сопровождение профессионального театрального хора, а иногда и некоторых музыкальных инструментов. Каждый хор возглавлял так называемый «корифей». Впоследствии в древней Греции были даже разработаны критерии того, что же такое дифирамб как Прежде всего, текст хоровой песни должен иметь особую ритмику, быть антистрофическим. Его следует сопровождать аккомпанементом авлоса, да еще и на фригийский манер. К тому же он требует специальной, очень торжественной и пафосной стилистики. Между хорами, исполняющими дифирамбы, на античных празднествах, таких как Дионисии и Ленайя.

Музыка и литература

Таким образом, самые древние гимны, которые так назывались, были народными. Но позже они приобрели индивидуальный характер. Наиболее ранний дифирамб был, очевидно, создан поэтом Архилохом в честь «Господа Диониса», как свидетельствует текст VII века до нашей эры. Однако Геродот приписывает пальму первенства некоему Ариону из Лесбоса. Итак, дифирамбы - это особый род древнегреческой музыки и литературы, близкий к тому, что понимается под гимном и панегириком. Но у этого слова есть и другие значения. Через два столетия после Ариона поэт Вакхилид даже приблизил этот жанр к драматическому диалогу, исполняемому под хоровое пение. Прославился пафосными строками и известный стихотворец Пиндар. Наибольшее распространение жанр дифирамба получил в пятом веке до нашей эры. Его возглавили поэты так называемой «новой музыки». Самыми известными представителями этого направления были Тимофей Милетский, Меланиппид и Филоксет с острова Китера. Через сто лет жанр пошел на убыль, а потом и вовсе утратил популярность, хотя соревнования между хорами, певшими дифирамбы, продолжались вплоть до завоевания Греции Римом.

Что говорят философы?

Хотя слово это было популярно в античности, происхождение его не является греческим. Дифирамбы - это, по-видимому, был один из древних эпитетов бога вина. Философ Платон в диалоге «Законы» рассуждает о различных значениях музыкальных жанров. Там он говорит следующим образом: «Я думаю, что дифирамбом называется рождение Диониса». А в своей знаменитой «Республике», которая относится уже к четвертому веку до н.э., Платон подает еще одну трактовку слова «дифирамб». Значение этого термина в поэзии он понимает как исключительный способ авторского поэтического самовыражения, граничащего с экстазом. Плутарх говорит о дифирамбе, как о бурной речи, исполненной энтузиазма. Он противопоставляет гимны, написанные в этом стиле, более спокойным и гармоничным восхвалениям Аполлона. Аристотель же полагает, что это и есть основа и источник У уже упоминаемого нами поэта Вахилида так называется диалог между певцом и хором в трагедии. Затем хор заменил другой актер.

В Новой истории

Европа попыталась вернуться к дифирамбу во времена Возрождения. Тогда появились разнообразные хвалебные оды князьям Церкви и светским политикам. Но уже в те времена на такой поэтический жанр смотрели критически и насмешливо. Особенно популярными стали дифирамбы в эпоху барокко, когда авторы пытались возродить античные празднества. Наибольший успех этот музыкально-поэтический жанр обрел в Италии и, особенно, в Германии, где им увлекались поэты «Бури и натиска», такие как Франц Шиллер. Композитор Шуберт тоже написал композицию на пафосный текст подобного стиля. А Фридрих Ницше даже попробовал создать нечто подобное оригинальным «вакхическим» дифирамбам, хотя и с сатирическим оттенком.

Современное значение фразеологизма

Оригинальный смысл этого слова еще время от времени воплощается некоторыми современными музыкантами, такими, например, как Однако в большинстве случае эти слова приобрели ярко выраженный саркастический смысл: «Может, я буду тебе еще дифирамбы петь?» Фразеологизм этот стал означать неумеренное и неуместное славословие, неприкрытую лесть. В каком-то смысле это и понятно, ведь этот литературно-музыкальный жанр предназначался для экстатического восхваления богов. А когда его, с легкой руки эпохи Ренессанса, стали применять для восхваления политиков и вообще власть имущих, то он легко сделался чем-то неприятно-пафосным и надуманным. Ведь еще в Писании сказано, что следует отдавать Богу одно, а «кесарю» - другое. А когда политикам, звездам и разному бомонду поют дифирамбы, полагающиеся небесным созданиям, разве это не откровенный перебор? А может, даже и богохульство. Поэтому большинство людей не воспринимают дифирамбы или презирают их как откровенную лесть. Тем более что ее, как правило, используют, для того, чтобы понравиться нужному человеку и получить свою долю выгоды.

Иногда мы слышим, как люди говорят о ком-то, кто неумеренно хвалит другого: "Да это же сплошные дифирамбы!" Это выражение довольно распространено, но многие ли знают, что пришло оно к нам из греческого языка? И когда-то оно имело совсем другое значение, чем сейчас, и употреблялось вовсе не в ироническом смысле. Давайте познакомимся с историей этого фразеологизма, и с тем, как менялось его понимание с течением времени.

Что значит "дифирамб" по-гречески?

Давным-давно это слово обозначало выспренние хоровые хвалебные песни и даже танцы, исполнявшиеся в честь античного бога вина, Диониса. Поскольку эти празднества во время сбора винограда были посвящены природе и ее плодородию, то они сопровождались так называемыми оргиями - распиванием вина, пиршествами и даже, как уверяют некоторые авторы, беспорядочными половыми отношениями участников. Но было ли так на самом деле, точно не известно. Мы только знаем, что почитательницы Диониса испытывали священное безумие во время плясок, а народ распевал при этом гимны, которые посвящались ему.

Немного истории

Считается, что самые ранние дифирамбы - это хоровые гимны острова Делос. Однако многие поэтические отрывки, которые дошли до нас, принадлежат афинянам. Именно от них пошло выражение "петь дифирамбы". Значение этого словосочетания в Афинах было очень простым. Около пятидесяти мужчин и мальчиков, переодетых сатирами, становились в круг и исполняли гимны Дионису под сопровождение профессионального театрального хора, а иногда и некоторых музыкальных инструментов. Каждый хор возглавлял так называемый "корифей". Впоследствии в древней Греции были даже разработаны критерии того, что же такое дифирамб как Прежде всего, текст хоровой песни должен иметь особую ритмику, быть антистрофическим. Его следует сопровождать аккомпанементом авлоса, да еще и на фригийский манер. К тому же он требует специальной, очень торжественной и пафосной стилистики. Между хорами, исполняющими дифирамбы, на античных празднествах, таких как Дионисии и Ленайя.

Музыка и литература

Таким образом, самые древние гимны, которые так назывались, были народными. Но позже они приобрели индивидуальный характер. Наиболее ранний дифирамб был, очевидно, создан поэтом Архилохом в честь "Господа Диониса", как свидетельствует текст VII века до нашей эры. Однако Геродот приписывает пальму первенства некоему Ариону из Лесбоса. Итак, дифирамбы - это особый род древнегреческой музыки и литературы, близкий к тому, что понимается под гимном и панегириком. Но у этого слова есть и другие значения. Через два столетия после Ариона поэт Вакхилид даже приблизил этот жанр к драматическому диалогу, исполняемому под хоровое пение. Прославился пафосными строками и известный стихотворец Пиндар. Наибольшее распространение жанр дифирамба получил в пятом веке до нашей эры. Его возглавили поэты так называемой "новой музыки". Самыми известными представителями этого направления были Тимофей Милетский, Меланиппид и Филоксет с острова Китера. Через сто лет жанр пошел на убыль, а потом и вовсе утратил популярность, хотя соревнования между хорами, певшими дифирамбы, продолжались вплоть до завоевания Греции Римом.

Что говорят философы?

Хотя слово это было популярно в античности, происхождение его не является греческим. Дифирамбы - это, по-видимому, был один из древних эпитетов Философ Платон в диалоге "Законы" рассуждает о различных значениях музыкальных жанров. Там он говорит следующим образом: "Я думаю, что дифирамбом называется рождение Диониса". А в своей знаменитой "Республике", которая относится уже к четвертому веку до н.э., Платон подает еще одну трактовку слова "дифирамб". Значение этого термина в поэзии он понимает как исключительный способ авторского поэтического самовыражения, граничащего с экстазом. Плутарх говорит о дифирамбе, как о бурной речи, исполненной энтузиазма. Он противопоставляет гимны, написанные в этом стиле, более спокойным и гармоничным восхвалениям Аполлона. Аристотель же полагает, что это и есть основа и источник греческой трагедии. У уже упоминаемого нами поэта Вахилида так называется диалог между певцом и хором в трагедии. Затем хор заменил другой актер.

В Новой истории

Европа попыталась вернуться к дифирамбу во времена Возрождения. Тогда появились разнообразные хвалебные оды князьям Церкви и светским политикам. Но уже в те времена на такой поэтический жанр смотрели критически и насмешливо. Особенно популярными стали дифирамбы в эпоху барокко, когда авторы пытались возродить античные празднества. Наибольший успех этот музыкально-поэтический жанр обрел в Италии и, особенно, в Германии, где им увлекались поэты "Бури и натиска", такие как Франц Шиллер. Композитор Шуберт тоже написал композицию на пафосный текст подобного стиля. А Фридрих Ницше даже попробовал создать нечто подобное оригинальным "вакхическим" дифирамбам, хотя и с сатирическим оттенком.

Современное значение фразеологизма

Оригинальный смысл этого слова еще время от времени воплощается некоторыми современными музыкантами, такими, например, как Однако в большинстве случае эти слова приобрели ярко выраженный саркастический смысл: "Может, я буду тебе еще дифирамбы петь?" Фразеологизм этот стал означать неумеренное и неуместное славословие, неприкрытую лесть. В каком-то смысле это и понятно, ведь этот литературно-музыкальный жанр предназначался для экстатического восхваления богов. А когда его, с легкой руки эпохи Ренессанса, стали применять для восхваления политиков и вообще власть имущих, то он легко сделался чем-то неприятно-пафосным и надуманным. Ведь еще в Писании сказано, что следует отдавать Богу одно, а "кесарю" - другое. А когда политикам, звездам и разному бомонду поют дифирамбы, полагающиеся небесным созданиям, разве это не откровенный перебор? А может, даже и богохульство. Поэтому большинство людей не воспринимают дифирамбы или презирают их как откровенную лесть. Тем более что ее, как правило, используют, для того, чтобы понравиться нужному человеку и получить свою долю выгоды.


Внимание, только СЕГОДНЯ!

ПЕТЬ ДИФИРАМБЫ кому, чему . ПРОПЕТЬ ДИФИРАМБЫ кому, чему . Ирон. Чрезмерно восторженно восхвалять кого-либо или что-либо. Меня [в Петербурге ] кормят обедами и поют мне пошлые дифирамбы и в то же время готовы меня съесть (Чехов. Письмо М. П. Чеховой, янв. 1891). [Сахаров ] пропел дифирамбы мудрому руководству Стесселя (А. Степанов. Порт-Артур).

  • - см. Песня см. Хвалебная песнь см. Музыкальные инструменты см. Певец, певица, учитель пения...

    Библейская энциклопедия Брокгауза

  • - I I, пою́, см. пою́. II II, усилит. част. . Из диал. формы слова опя́ть; см. Халанский, ИОРЯС 4, 273...

    Этимологический словарь Фасмера

  • - Общеславянский глагол, восходящий к...

    Этимологический словарь русского языка Крылова

  • - козла драть - дурно, резать ухо Хоть козла деру, да сердце тешу! Ср. Сердце мое прыгает в груди, когда не мешают мне подпевать козлиным голосом и произносить музыкальные парадоксы. Дружинин. Заметки петерб. туриста...

    Толково-фразеологический словарь Михельсона

  • - кто кому, чему Расточать чрезмерно восторженные похвалы...

    Фразеологический словарь русского языка

  • - АЛЛИЛУ́ЙЯ. В христианском богослужении: возглас, выражающий хвалу...

    Толковый словарь Ожегова

  • - дифира́мбы I мн. Хоровая культовая песнь в честь бога виноделия Диониса. II мн. Преувеличенная, восторженная похвала...

    Толковый словарь Ефремовой

  • - петь несов. перех. и неперех. 1. Издавать голосом музыкальные звуки, исполнять голосом музыкальное произведение. отт. неперех. Уметь петь, иметь пригодный для пения голос...

    Толковый словарь Ефремовой

  • - Общеслав. Объясняется как каузатив к пить. Пою «заставляю, даю пить» дало пою «воспеваю, пою песнь» в связи с языческим обрядом жертвенного возлияния и одновременного исполнения гимнов. См. паять, ваять...

    Этимологический словарь русского языка

  • - Горьк. Болтать, пустословить. БалСок, 22...
  • - Петь дифирамбы кому, чему. Разг. Неодобр. Чрезмерно восхвалять, превозносить кого-л., что-л. БТС, 829; БМС 1998, 160-161...

    Большой словарь русских поговорок

  • - Ни петь ни лаять. Яросл. Неодобр. О неумелом, ни к чему не способном человеке. ЯОС 6, 145...

    Большой словарь русских поговорок

  • - кому, чему. Разг. Неодобр. Чрезмерно восхвалять, превозносить кого-л., что-л. БТС, 829; БМС 1998, 160-161...

    Большой словарь русских поговорок

  • - ПЕТЬ, пою, поёшь; несов., что кому и без доп. Лгать, фантазировать, привирать, болтать пустое. Хватит. Красиво поёшь, Зыкина - ну и болтун же ты. военные песни - лгать...

    Словарь русского арго

  • - сущ. хвала восхваление превозношение ...

    Словарь синонимов

  • - прил., кол-во синонимов: 20 возносивший возносивший до небес воспевавший восхвалявший выхваливавший выхвалявший нахваливавший нахвалиться не мог осыпавший похвалами ...

    Словарь синонимов

"Петь дифирамбы" в книгах

Оды, дифирамбы, панегирики

Из книги Вечерний звон автора Губерман Игорь

Оды, дифирамбы, панегирики На скользкий путь писания застольных поздравлений я ступил весьма давно. Стиху, который преподносится хмельной аудитории, сужден успех гораздо больший, чем того заслуживает текст. И я, таким как раз успехом вдохновленный, соблазнился даже в

Петь или строить?

Из книги Музыка жизни автора Архипова Ирина Константиновна

Петь или строить? Несмотря на успехи в занятиях пением, в концертах нашего вокального кружка и на то, что сам Иван Владиславович Жолтовский «присвоил» мне титул институтской «примадонны», я вовсе не думала о карьере певицы, а очень серьезно готовилась к работе

Я начинаю петь

Из книги Апология памяти автора Лещенко Лев Валерьянович

Я начинаю петь Если говорить по большому счету, то моя, так сказать, вокальная карьера началась еще во втором классе средней школы, когда я жил в Сокольниках. К тому времени, в 1950 году, у меня прорезался высокий чистый дискант, и потому при наличии хорошего слуха меня

ПЕТЬ С УМОМ

Из книги Я пел с Тосканини автора Вальденго Джузеппе

ПЕТЬ С УМОМ Случилось так, что во время работы над партией Яго мне пришлось вырвать больной зуб. Но я все равно пришел на занятие к маэстро, чтобы он видел мое усердие. Маэстро очень ценил самоотверженность в певцах. Однако петь я не смог, рана беспокоила меня, особенно

Петь

Из книги Как заработать денег автора Дельцов Виктор

Петь Преимущества:Получение огромного морального и материального удовлетворения от собственного исполнения.Недостатки:Большая конкуренция;Сложности с тем, как попасть на «большую сцену».Необходимые умения:Поставленный голос;Умение выступать перед

Петь дифирамбы жениху

Из книги Идеальный слог. Что и как говорить, чтобы вас слушали автора Боумэн Алиса

Петь дифирамбы жениху Истории с шокирующими подробностями хороши для холостяцкой вечеринки, но не для свадьбы. Ни один гость - особенно родители невесты - не хочет смотреть на этого красавца в смокинге и представлять его бегущим по университетскому городку в чем мать

VIII. ДИФИРАМБЫ

Из книги Я вглядываюсь в жизнь. Книга раздумий автора Ильин Иван Александрович

VIII. ДИФИРАМБЫ 58. Слеза Пусть свободно течет, коль уж она появилась. Я знаю, она появляется очень редко. И тот, у кого ее никогда на глазах не бывало, тот, вероятно, чуть меньше, чем человек; он, возможно, так «мужественен», что потерял что-то человеческое. Ибо человеческому

Петь научишься…

Из книги Молотов. Полудержавный властелин автора Чуев Феликс Иванович

Петь научишься… Поехал к Вячеславу Михайловичу со старшим сыном Иваном. Ему десять лет. Это моя сотая встреча с Молотовым.- А моя вторая, - сказал Иван.- Ну как отдохнул? - спросил меня Молотов. - Купался?- Купался. Правда, море холодное было.- А сколько

Ла́заря петь

Из книги автора

Ла?заря петь В царской России повсюду в людных местах собирались толпы нищих, калек, слепцов с поводырями, выпрашивавших со всевозможными жалобными причитаниями милостыню у прохожих. Слепцы особенно часто при этом распевали сочинённую по евангельскому сюжету песню «О

Мастерица петь

Из книги Я познаю мир. Насекомые автора Ляхов Петр

Мастерица петь Цикады в переводе с немецкого – поющие кобылки. Их называют так потому, что самец издает звуки, похожие то ли на стрекотание, то ли на чириканье, то ли на пение.По поэтическому сказанию древних греков, два музыканта Эвн и Аристон устроили состязание, во время

Петь аллилуйю

автора Серов Вадим Васильевич

Петь аллилуйю см. Аллилуйщина.

Петь Лазаря

Из книги Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений автора Серов Вадим Васильевич

Петь Лазаря Первоисточник - Библия. В Новом Завете (Евангелие от Луки (гл. 16, ст. 20-21) есть притча о бедном Лазаре: «Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях и желал напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы приходя лизали

ПЕТЬ ПЕСНЬ

Из книги Малый бедекер по НФ автора Прашкевич Геннадий Мартович

ПЕТЬ ПЕСНЬ Несмотря на самоуверенность, Шурик был не из тех, кто считает, что снаряд якобы дважды в одну воронку не падает. Видел он воронку, в которую снаряд ложился и четыре раза подряд. Однажды в Ростове в доме своей приятельницы, назовем ее Катей, он раз и навсегда

ПРОЩАЛЬНЫЕ ДИФИРАМБЫ НИКЧЕМНОЙ ЗАТЕЕ

Из книги 2008_ 30 (578) автора Газета Дуэль

ПРОЩАЛЬНЫЕ ДИФИРАМБЫ НИКЧЕМНОЙ ЗАТЕЕ Помпезные проводы РАО «ЕЭС России» на страницах «Российской газеты»В «Российской газете» (25 июня 2008 г.) напечатан огромный материал под многообещающим заголовком: «РАО уходит… энергия остаётся. Реформа РАО «ЕЭС России» обеспечит

Продолжай петь

Из книги Притчи-мотиваторы на каждый день для счастья и удачи автора Цымбурская Елена В.

Продолжай петь Эта история произошла в США в штате Теннесси. Когда Карен узнала, что ожидает ещё одного ребёнка, как любая хорошая мама, она сделала всё, чтобы помочь своему трёхлетнему сыну Майклу подготовиться к этому новому этапу в его жизни. Вскоре узнали, что это будет

Когда кого-то непомерно хвалят или прославляют, то про этого человека говорят, что ему поют дифирамбы. А что же такое дифирамбы и кому их должны петь?

Оказывается дифирамбы пели еще в древней Греции после сбора винограда на празднованиях посвященных Дионису - богу виноделия.

Во время вакханалий (второе имя Диониса, кстати Вакх), кроме повального веселья, блуда и распития вина, также пели хвалебные гимны богу виноделия, причем пели так называемым козлиным хором, зачастую переодевшись в спутников бога - сатиров. Вот такие хоровые пения во время вакханалий и назывались дифирамбами.

Кстати самого Диониса, также называют Дифирамб, что в переводе с греческого означает "двувратный". Видимо логически более точный перевод, будет "дваждырожденный", поскольку согласно легенде Дионис родился два раза. Как водится, история не обошлась без интриги, была и большая любовь, и ревность, и разлучница с одной стороны, с другой же неверный муж, глупенькая любовница и справедливое возмездие. А дело было так:

Зевс-громовержец любил прекрасную Семелу, дочь фиванского царя Кадма. Однажды он обещал ей исполнить любую ее просьбу, в чем бы она ни заключалась и поклялся ей в этом нерушимой клятвой богов, священными водами подземной реки Стикса. Но возненавидела Семелу великая богиня Гера и захотела ее погубить. Она сказала Семеле:


Проси Зевса явиться тебе во всем величии бога-громовержца, царя Олимпа. Если он тебя действительно любит, то не откажет в этой просьбе.

Убедила Гера Семелу, и та попросила Зевса исполнить именно эту просьбу. Зевс же не мог ни в чем отказать Семеле, ведь он клялся водами Стикса. Громовержец явился ей во всем величии царя богов и людей, во всем блеске своей славы. Яркая молния сверкала в руках Зевса; удары грома потрясали дворец Кадма. Вспыхнуло все вокруг от молнии Зевса. Огонь охватил дворец, все кругом колебалось и рушилось. В ужасе упала Семела на землю, пламя жгло ее. Она видела, что нет ей спасения, что погубила ее просьба, внушенная Герой.

И родился у умирающей Семелы сын Дионис, слабый, неспособный жить ребенок. Казалось, он тоже обречен был на гибель в огне. Но разве мог погибнуть сын великого Зевса. Из земли со всех сторон, как по мановению волшебного жезла, вырос густой зеленый плющ. Он прикрыл от огня своей зеленью несчастного ребенка и спас его от смерти.

Зевс взял спасенного сына, а так как он был еще так мал и слаб, что не мог бы жить, то зашил его Зевс себе в бедро. В теле отца своего, Зевса, Дионис окреп, и, окрепнув, родился второй раз из бедра громовержца Зевса.

Кстати из дифирамбов родились первые трагедии. Со временем хоровые пения стали сопровождаться постановками из жизни Диониса и других древнегреческих богов. Хоровые песни делили трагедию таким образом на части, которые в современной драме называются актами. Интересно, что само слово трагедия, состоит из двух частей "трагос" - козел, и "ода"- песнь.