Женские образы в прозе куприна гранатовый браслет. «гранатовый браслет

«Как пламень жертвенный,

Чиста моя любовь».

А. С. Пушкин

Передо мной повесть А. И. Куприна «Гранатовый браслет». Закрыта последняя страница, а я не могу оторваться от книги. В 17 лет никто, наверное, не остаётся равнодушным, когда речь идёт о любви. Каждый мечтает встретить на своём жизненном пути любовь верную, преданную, сильную и... возвышенную.

Какая она, возвышенная любовь? Я думаю, это такое прекрасное, бескорыстное чувство, когда любимый человек кажется неземным, идеальным, когда не принимаются во внимание никакие трезвые расчёты, не ставятся никакие условия,

Но всегда ли такое чувство делает счастливым того, кто его испытывает? Это трудный вопрос, и ответить на него нелегко. Ведь возвышенная любовь может быть и неразделённой. Вспоминаются пушкинские «На холмах Грузии», «Я Вас любил...», письмо Татьяны Лариной Онегину...

И вот «Гранатовый браслет» — рассказ о трагедии человека, полюбившего безответно, и о его великом счастье. В этой мысли я не вижу противоречия — ведь всё так и было: великая трагедия и великое счастье, дарованное как Божья милость, как награда судьбы.

Всё в повести просто и сложно, как в жизни. Мелкий чиновник, «какой-то телеграфист» со смешной фамилией Желтков, любит сиятельную даму, княгиню Веру Николаевну Шеину.

Встретил он её ещё в юности, когда всё представлялось возможным и достижимым. Вот и поверил молодой человек, что прекрасная девушка заметит его, оценит, полюбит, и стал писать ей письма, которые только раздражали высокомерную красавицу.

Затем она вышла замуж, стала светской дамой, княгиней. Казалось бы, здравый смысл должен был подсказать Желткову, что о ней надо забыть. Но разве влюблённый, вернее, беззаветно и безответно любящий, может помнить о здравом смысле?

Долгих семь лет скромный телеграфист обожает прекрасную княгиню издалека, не решаясь даже подойти к ней, отказавшись от своих нелепых в её глазах и ненужных ей посланий, оставшись одиноким.

Разве это счастье? А ведь он не чувствует себя несчастным человеком. Годы безответной любви преобразили его, научили тонко чувствовать, откликаться на красоту мира, на прекрасную музыку.

Человек вырос духовно и осознал это, почувствовал, что стал возвышеннее, чище, лучше. Столько такта, вкуса, истинного преклонения перед любимой в его необычном подарке, что даже муж княгини не может отказать ему в сочувствии и уважении.

А с каким достоинством держится он во время визита нежданных и нежеланных гостей, князя Шеина и брата Веры Николаевны. Это достоинство не позволяет им проявить по отношению к нему высокомерие и развязность.

Перед нами новый человек. Он уже не смешон со своей нелепой, как кажется окружающим, любовью, а трагичен, и он ни о чём не жалеет, не хочет для себя другой судьбы. Любовь вдохнула в него новую душу, и никогда уже он не сможет опуститься до мелочности и пошлости.

В его душе звучит трагическая и прекрасная музыка гениальной бетховенской сонаты. Она и утешает, и вдохновляет, и возносит над миром..

Предсмертное письмо Желткова Вере Николаевне это волнующее, трога-тельное стихотворение в прозе. Оно показывает, что в сердце «маленького чело-века» горит яркое, очищающее пламя. Любимая отказала ему даже в смиренной просьбе позволить остаться в одном городе с нею. Её муж и брат требуют от него «исчезнуть из жизни их семьи». Выполнить это требование и жить для него не-возможно.

Значит, остаётся одно — смерть. Но он не опускается до упреков, его душа напол-няется прощением и примирением. Каждая строчка прощального письма дышит ве-ликой любовью, обожанием, счастьем быть способным на такую любовь: Материал с сайта

«Я бесконечно благодарен Вам только за то, что Вы существуете... Это лю-бовь, которою Богу было угодно за что-то меня вознаградить.

Уходя, я в восторге говорю: «Да святится имя Твоё».

В свои предсмертные часы он счастлив, что может отдать любимой и душу, и жизнь, что ему было даровано испытать «настоящую, Самоотверженную, истин-ную любовь».

О таком прекрасном, бескорыстном чувстве, о счастье, любя, ничего не тре-бовать для себя писал великий Пушкин.

Я думаю, что готовность отдавать, возвыситься до самопожертвования есть великое счастье настоящей, возвышенной Любви. Так, мне кажется, понимал это счастье А. И. Куприн, создавший «Гранатовый браслет», бессмертную поэму в про-зе, прославляющую истинную любовь, которая возвышает человека и делает его счастливым, даже если эта любовь неразделённая.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • эпиграф повести гранатовый браслет куприна
  • повести счастье-это
  • проблема человеческого счастья в гранатовом браслете
  • гранатовый браслет а.и.куприна 2вариант
  • проблема безответной любви "гранатовый браслет"

Удивительной судьбы человек был Александр Иванович Куприн. Человек широкой, доброй, отзывчивой души. Натура сильная, кипучая. Громадная жажда жизни, стремление все знать, все уметь, все испытать самому. Огромная любовь к России, которую он пронес через всю свою жизнь, делает ему честь и как человеку, и как писателю. Многое познал он в жизни и сумел собственный жизненный опыт заставить служить своему творчеству.
Талантливый был писатель Александр Иванович Куприн. Признанный мастер короткого рассказа, автор замечательных повестей. В них широкая, многообразная картина русской жизни конца XIX и начала XX века.
"Человек пришел в мир для безмерной свободы творчества и счастья" - эти слова из купринского очерка можно было бы взять эпиграфом ко всему его творчеству. Великий жизнелюбец, он верил, что жизнь станет лучше, и мечтал, что придет время, когда все люди будут счастливы. Мечта о счастье, мечта о прекрасной любви - эти темы вечны в творчестве писателей, поэтов, художников, композиторов.
Не обошел эти темы и Куприн. С присущим ему высоким художественным вкусом, прекрасным языком, с тонким пониманием психологии своих героев он пишет о любви. Пожалуй, самой поэтичной вещью Куприна стал "Гранатовый браслет" - прекрасный рассказ о неразделенной великой любви, любви, "которая повторяется только один раз в тысячу лет".
В "Гранатовом браслете" Куприн создает несколько символических образов, на которых строится фундамент повествования и которые несут в себе весь идейный смысл рассказа.
"В середине августа, перед рождением молодого месяца, вдруг наступили отвратительные погоды, какие так свойственны северному побережью Черному моря" - начало рассказа можно назвать первым символом. Описание пасмурной, сырой, в целом очень плохой погоды, а потом ее внезапное изменение в лучшую сторону имеют огромное значение. Если под "молодым месяцем" понимать главную героиню рассказа Веру Николаевну Шеину, жену предводителя дворянства, а под погодой - всю ее жизнь, то получается серая, но вполне реальная картина. "Но к началу сентября погода вдруг резко и совсем неожиданно переменилась. Сразу наступили тихие, безоблачные дни, такие ясные, солнечные и теплые, каких не было даже в июле." Эта перемена и есть та самая возвышенная и роковая любовь, о которой идет речь в рассказе.
Следующим символом можно назвать княгиню Веру Николаевну. Куприн описывает ее как независимую, царственно спокойную, холодную красавицу: "...Вера пошла в мать, красавицу англичанку, своей высокой гибкой фигурой, нежным, но холодным лицом, прекрасными, хотя довольно большими руками, ка-.кую можно видеть на старинных миниатюрах". Вера Николаев-" на, благородная, удивительная женщина, символизирует человека, достойного настоящей, "святой" любви.
Немалое значение отводит Куприн "тучному, высокому, серебряному старцу" - генералу Аносову. Именно ему предоставлена задача заставить Веру Николаевну отнестись к любви таинственного П.П.Ж. более серьезно. Своими размышлениями о любви генерал способствует тому, чтобы его внучка могла с разных сторон посмотреть на свою собственную жизнь с Василием Львовичем. Ему принадлежат пророческие слова: "...может быть, твой жизненный путь, Верочка, пересекла именно такая любовь, о которой грезят женщины и на которую больше не способны мужчины". Генерал Аносов символизирует мудрое старшее поколение. Автором ему доверено сделать очень важный, имеющий огромное значение в этом рассказе вывод: в природе истинная, святая любовь крайне редка и доступна только немногим и только достойным ее людям. За всю жизнь Аносов не встретил ни одного подобного примера, но он продолжает верить в возвышенную любовь и передает свою уверенность внучке.
Причиной скорой развязки истории, длившейся более восьми лет, стал подарок на день рождения Вере Николаевне. В роли этого подарка выступил новый символ той самой любви, в которую верил генерал Аносов и о которой мечтает каждая женщина, - гранатовый браслет. Он ценен Желткову тем, что его носила его.покойная матушка, кроме того, старинный браслет имеет свою историю: по семейному преданию, он имеет свойство сообщать дар" предвидения носящим его женщинам и охраняет от насильственной смерти... И Вера Николаевна в самом деле неожиданно предсказывает: "Я знаю, что этот человек убьет себя". Куприн сравнивает пять гранатов браслета с “пятью алыми, кровавыми огнями”, а княгиня, засмотревшись на браслет, с тревогой восклицает: "Точно кровь!" Любовь, которую символизирует браслет, не подчиняется никаким законам и правилам. Она может идти наперекор всем устоям общества: Желтков - только мелкий бедный чиновник, а Вера Николаевна - княгиня. Но это обстоятельство не смущает его, он по-прежнему любит ее, отдавая себе отчет только в том, что ничто, даже смерть, не заставит утихнуть его прекрасное чувство: "...Ваш до смерти и после смерти покорный слуга".
К сожалению, значение браслета Вера Николаевна поняла слишком поздно. Ее одолевает беспокойство, все ее мысли прикованы к тому неведомому человеку, которого она никогда не видела и вряд ли увидит, к этому смешному "Пе Пе Же". Княгиня вновь и вновь вспоминает слова генерала Аносова и мучается тяжелейшим для нее вопросом: что это было - любовь или сумасшествие? Последнее письмо Желткова ставит все на свои места. Он любит. Любит безнадежно, страстно и идет в своей любви до конца. Он принимает свое чувство как Божий дар, как великое счастье: "Я не виноват, Вера Николаевна, что Богу было угодно послать мне, как громадное счастье, любовь к вам". И он не проклинает судьбу, а уходит из жизни, уходит с великой любовью в сердце, унося ее с собой и говоря любимой: "Да святится имя Твое!" И остается людям только символ этой прекрасной любви красивого человека - гранатовый браслет.


В произведениях А. Куприна мы встречаемся с любовью бескорыстной, не требующей награды. Писатель считает, что любовь - не миг, а всепоглощающее чувство, способное поглотить жизнь.

В "Гранатовом браслете" мы сталкиваемся с настоящей любовью Желткова. Он счастлив, потому что любит. Ему неважно то, что Вере Николаевне он не нужен. Как говорил И. Бунин: "Всякая любовь - великое счастье, даже если она не разделена". Желтков просто любил, ничего не требуя взамен. Вся его жизнь заключалась в Вере Шеин; он наслаждался каждой её вещью: забытым платком, программой художественной выставки, которую она однажды держала в руке. Единственной его надеждой были письма, с помощью них он общался с любимой. Он желал только одного, чтобы её нежные руки дотронулись до частички его души - листа бумаги. В знак своей пламенной любви Желтков подарил самое дорогое - гранатовый браслет.

Герой отнюдь не жалок, а глубина его чувства, способность на самопожертвование заслуживает не только сочувствия, но и преклонения. Желтков возвышается над всем обществом Шеиных, где никогда бы не возникла настоящая любовь. Они могут лишь смеяться над бедным героем, рисуя карикатуры, читая его письма. Даже в разговоре с Василием Шеиным и Мирза - Булат - Тугановским он оказывается в нравственном выигрыше. Василий Львович признаёт его чувство, понимает его страдания. Он не высокомерен при общении с героем, в отличие от Николая Николаевича. Он внимательно разглядывает Желткова, аккуратно кладёт на стол красный футляр с браслетом - ведёт себя как истинный дворянин.

Упоминание о власти Мирза - Булат - Тугановским вызывает приступ смеха у Желткова, он не понимает – как власть может запретить ему любить?!!

Чувство героя воплощает всё представление о настоящей любви, высказанное генералом Аносовым: "Любовь, для которой совершить любой подвиг, отдать жизнь, пойти на мучения - вовсе не труд, а одна радость". Эта истина, сказанная "обломком старины" говорит нам о том, что обладать даром такой любви, "сильной, как смерть", смогут обладать лишь исключительные люди, каким является наш герой.

Аносов оказался мудрым учителем, он помог Вере Николаевне понять глубину чувств Желткова. "В шесть часов пришёл почтальон", Вера узнала нежный почерк Пе Пе Же. Это было его последнее письмо. Оно было проникнуто насквозь святостью чувства, не было в нём горечи прощания. Желтков желает счастья любимой с другим, "и пусть ничто житейской не тревожит Вашу душу", наверное, себя он относил тоже к чемуто житейскому в её жизни. Невольно вспоминается Пушкинское – "Я не хочу печалить Вас ничем".

Недаром, Вера Николаевна, глядя на мёртвого Желткова, сравнивает его с великими людьми. Так же, как они, герой обладал мечтой, сильной волей, как они он мог любить. Вера Шеин поняла какую любовь потеряла, и, слушая сонату Бетховена, осознала, что Желтков прощает её. "Да святится имя твоё" повторяется пять раз в её сознании, как пять составных частей гранатового браслета...

июня 20 2014

Это любовь, которою Богу было угодно за что-то меня вознаградить. А. Куприн. Гранатовый браслет Как часто нам в реальном мире, с его проблемами, привычками, бытовыми неурядицами, кажется, что из жизни исчезли и , и нетронутая , и сильные, возвышающие человека чувства. А ведь на самом деле все это никуда не делось, просто нужно дать себе труд не спешить, остановиться, посмотреть на мир другими глазами, не думая только о себе. Или взять с книжной полки томик с произведениями А. И. Куприна и погрузиться в волшебный своей реальностью и в то же время, неимоверной силой человеческих чувств мир этого замечательного писателя. “Гранатовый браслет”.

Сюжет этой повести чрезвычайно прост: молодой чиновник, давно и безнадежно влюбленный в княгиню Шеину, добровольно уходит из жизни, чтобы не мешать ей. Сюжет этой повести неимоверно сложен: человека, полюбившего безответно и нашедшего в этом великое . Эпиграфом к повести Куприна можно взять бунинские строки: “Любовь - это когда хочется того, чего нет и не бывает”. Молодой чиновник со смешной фамилией Желтков, которого все почему-то называют телеграфистом, в юношески пылких, отчасти забавных своей наивностью и употреблением вульгарных штампов, но “вполне целомудренных” письмах признается в своих чувствах юной красавице из богатой семьи. Прошло время, Вера Николаевна вышла замуж и стала княгиней, ее текла своим чередом, и в ней не было места для “шуток” бедного чиновника, любовь которого лишь крепла, настаиваясь, словно вино, на мечтах, но уже не надеждах. В своем единственном письме к Желткову княгиня Шеина попросила его не надоедать ей своими любовными излияниями, которые могли скомпрометировать ее в глазах общества, собственной семьи.

Не желая тревожить и хоть чем-то задевать женщину, которую он боготворил, Желтков “замолчал о любви и стал писать лишь изредка: на Пасху, на Новый год и в день ее именин”. Не требуя ни ответов, ни взаимности, молодой был счастлив уже тем, что живет с объектом своей любви на одной земле, в одном городе, дышит одним воздухом, что у нее все благополучно. Позже Вера Николаевна поняла, что всегда рядом с ней незримо находился человек, способный на истинную любовь - “бескорыстную, самоотверженную, не ждущую награды. Про которую сказано - “сильная как смерть”… такая любовь, для которой совершить любой , отдать жизнь, пойти на мучения - вовсе не труд, а даже радость.

Любовь должна быть трагедией…” Годы безответной любви (которая продолжалась больше семи лет) преобразили Желткова, ему открылось великое счастье тонко чувствовать мир и его красоту, он научился слушать музыку Сердцем. Высокое чувство возвы-Г сило и просветило этого человека, оно вызвало уважение ~к нему даже у мужа Веры Николаевны, который пришел: Желткову с просьбой больше не беспокоить жену напоминаниями о себе. Поистине безмерны сердце и душа человека, способного уйти из жизни любимой женщины, лишь встретившись со © A L L S o c h. r u смертью, но при этом не ощущая ни обиды, ни боли, ни отчаяния. “Я бесконечно благодарен Вам только за то, что Вы существуете.

Я проверял себя - это не болезнь… - это любовь, которою богу было угодно за что-то меня вознаградить”. Какое странное противоречие: счастливый несчастный человек.

Уходя, я в восторге говорю: “Да святится имя Твое”. Не давая ни собственных оценок, ни нравоучений, А. И. Куприн сумел поведать нам прекрасную и грустную историю о любви, стоящей выше общественного мнения, выше сословных рамок и предвзятого отношения обывателей. Любви, которая умеет превратить серый и привычный мир в таинство, загадку, сказку. Любви, к которой хочется быть причастным и верить в нее даже сегодня, в XXI веке.

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани - » Любовь, даже неразделенная, есть великое счастье (по повести А. И. Куприна “Гранатовый браслет”) . Литературные сочинения!