Анализ в прекрасном и мире. Смысл названия рассказа Платонова «В прекрасном и яростном мире

План урока «В ПРЕКРАСНОМ И ЯРОСТНОМ МИРЕ».

ТАЛАНТ МАСТЕРА И ЧЕЛОВЕКА В РАССКАЗЕ А. П. ПЛАТОНОВА

План урока

    Организационный момент.

    Актуализация опорных знаний учащихся. Проверка домашнего задания.

    Объявление темы и цели урока.

    Восприятие учащимися учебного материала.

    Подведение итогов урока.

    Сообщение домашнего задания.

Цели урока

Образовательные цели:

    обучить учащихся излагать свои мысли, следуя нормам литературного языка;

    показать нравственный смысл рассказа.

Развивающие цели:

    развитие образного, логического, критического мышления речи, памяти, развитие устной и письменной речи;

    совершенствование навыков работы с текстом художественного произведения, характеристики героев.

Воспитательные цели:

    формирование нравственных качеств;

    развитие творческих способностей;

    воспитание компетентного читателя.

Компетенции:

    уметь производить анализ текста художественного произведения;

    уметь давать характеристику литературного героя;

    уметь составлять план.

Форма урока: практикум.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: денотатный граф (на доске), толковый словарь русского языка С.И. Ожегова, Н.Ю. Шведовой, текст рассказа “В прекрасном и яростном мире”.

Метод: частично поисковый.

Методические приемы: работа над планом, объяснение учителя, словарная работа, сообщение ученика, комментированное чтение, элементы анализа художественного текста, приемы технологии критического мышления: денотатный граф, эссе, синквейн.

Образовательные технологии: элементы технологии развития критического мышления.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний учащихся. Проверка домашнего задания (чтение учащимися составленного цитатного плана рассказа, обсуждение) .

Примерный цитатный план рассказа “В прекрасном и яростном мире”:

    Он скучал от своего таланта, как от одиночества”.

    Мальцева отдали под суд”.

    Что лучше – свободный слепой человек или зрячий, но невинно заключенный?”

    Ты видишь теперь весь свет!”

III. Объявление темы и цели урока.

IV. Восприятие учащимися учебного материала.

1 этап. Вызов. Группам даются карточки с заданиями и вопросами (на подготовку 12–15 минут).

Первая группа .

Аналитическая беседа.

Как Платонов показывает талант машиниста Мальцева? (Во-первых, автор прямо утверждает, что машинист талантлив: Мальцев был еще молод – ему было лет тридцать, «но он уже имел квалификацию машиниста первого класса и давно водил скорые поезда», «Он вел состав с отважной уверенностью великого мастера, с сосредоточенностью вдохновенного артиста, вобравшего весь внешний мир в свое внутреннее переживание и поэтому властвующего над ним». Во-вторых, Платонов показывает талант машиниста, приравнивая его к таланту «вдохновенного артиста». В-третьих, талант просвечивает в деталях: автор пишет о глазах Мальцева: «как пустые», но тут же добавляет: «я знал, что он видел ими всю дорогу впереди и всю природу, несущуюся нам навстречу, – даже воробей... привлекал взор Мальцева...» Обратим внимание на возвышенную лексику, которая способствует утверждению мысли автора о таланте героя («отважный», «вдохновенный», «властвующий», «взор»). В-четвертых, доказательством таланта Мальцева служит и последний эпизод первой главы: (читаем от слов: «И правда, мы не могли понять его умения»).)

Каково авторское отношение к труду машинистов? (Рассказчик любуется паровозом как произведением искусства, машина, вызывает «чувство воодушевления», «особую растроганную радость... – столь же прекрасную, как в детстве при первом чтении стихов Пушкина». То есть для рассказчика дело машиниста, паровозы – наравне с вершинами искусства, вызывают восторг. Но при этом рассказчик только любуется машинами, талант же принадлежит избранному – Мальцеву.)

(«Он чувствовал свое превосходство над нами, потому что понимал машину точнее, чем мы, и он не верил, что я или кто другой может научиться тайне его таланта...».)

Вторая группа.

Что значит выражение «скучал от своего таланта»? (Машинист Мальцев чувствовал, что лучше него никто не водит поезда, что больше него никто не любит паровозы. Поэтому он был одинок – ведь никто не мог понять его таланта, не мог разделить с ним радости единения с машиной, «ему было грустно с нами», «скучал от своего таланта» – то есть чувствовал свою избранность, невозможность найти себе равного.)

Талант машиниста Мальцева.

Как А.П. Платонов показывает талант машиниста Мальцева? (Во-первых, автор прямо утверждает, что машинист талантлив. Во-вторых, А.П. Платонов показывает талант машиниста, приравнивая его к таланту “вдохновенного артиста”. В-третьих, талант просвечивает в деталях: автор пишет о глазах Мальцева: “Я знал, что он видел ими всю дорогу впереди и всю природу, несущуюся нам навстречу…” В-четвертых, доказательством таланта Мальцева служит и последний эпизод 1 главы…)

Почему Мальцев проверял все своими руками, не доверял помощникам, был равнодушен к ним? (“Он чувствовал свое превосходство над нами, потому что понимал машину точнее, чем мы, и он не верил, что я или кто другой может научиться тайне его таланта…”)

Что значит выражение “скучал от своего таланта”? (Машинист Мальцев чувствовал, что лучше него никто не водит поезда. Никто не мог понять его таланта, не мог разделить с ним радости единения с машиной, “ему было грустно с нами”, он чувствовал свою избранность, невозможность найти себе равного.)

Третья группа.

(Мальцева увлекало зрелище грозы вдалеке. «Он понимал, что работа и мощность нашей машины могли идти в сравнение с работой грозы, и, может быть, гордился этой мыслью». Мальцев изображен могущественным, подобным какому-то языческому божеству: «Глаза его, привыкшие к дыму, огню и пространству, блестели сейчас воодушевлением». Воодушевление Мальцева разделяет и рассказчик: «Мы бешено мчались к той дальней земле, спеша на ее защиту».)

(Молния, поразившая Мальцева, кажется ударом высших сил, дерзкий вызов которым бросил машинист. Это борьба равных, но Мальцев в результате ослеп. Он вел поезд «на автомате», чувствуя, но не видя окружающее. Тем самым Мальцев допустил целый ряд нарушений: прошел мимо желтого светофора, красного, сигналов путевых обходчиков, из-за него взорвались петарды. Костя догадался, что Мальцев ослеп от близкого разряда молнии.)

Каким мы видим Мальцева в роковой день 5 июля? (Мальцева увлекало зрелище грозы вдалеке. Он изображен могущественным, подобным какому-то языческому божеству. Воодушевление Мальцева разделяет и рассказчик: “Мы бешено мчались к той дальней земле, спеша на ее защиту”.)

Почему поездка 5 июля оказалась последней для Мальцева? (Молния, поразившая Мальцева, кажется ударом высших сил, дерзкий вызов которым бросил машинист. Это борьба равных, но Мальцев в результате ослеп. Он вел поезд “на автомате”, чувствуя, но не видя окружающее.)

Четвертая группа.

Как автор изображает следователя? (Следователь изображен недоверчивым, равнодушным человеком. Он не верит ни Мальцеву, ни его помощнику: «Он... заскучал от меня, как от глупца».)

Как анализируют случившееся Костя и Мальцев? (Мальцев видел мир в своем воображении. Следователю же нужны факты, а не «воображение». Формально следователь прав. И Костя, и сам Мальцев соглашаются с этим. Поэтому закономерным является заключение Мальцева в тюрьму.)

Помощник Мальцева.

Дайте характеристику образа помощника Мальцева.

Когда и при каких обстоятельствах мы узнаем имя помощника Мальцева? (Когда Мальцев называет его по имени, просит вести паровоз. Когда наступает критический момент, он понимает, что ослеп, что стал обычным, смертным человеком. Когда нужны становятся человеческое понимание и участие.)

Почему Костя после случившейся с Мальцевым трагедии не успокаивается, думает о происшествии? (Костя оказывается неравнодушным человеком: он пытался помочь своему учителю-машинисту, защищал Мальцева перед следователем, сам расследовал причины происшествия, нашел способ доказать невиновность обвиняемого.)

Какой смысл вложен в слова Кости: “Веди машину до конца, Александр Васильевич: ты теперь видишь весь свет!”? (Мальцев видит мир новыми, прозревшими глазами. Это и “внутреннее” прозрение – обретение веры. И хотя Костя “не был другом Мальцева”, но желание “защитить его от горя судьбы” совершило чудо. Благодаря таланту человека, Костя чувствует Мальцева “как родного сына”.)

Пятая группа.

Анализ начала и финала рассказа.

Известно, что труднее всего написать первую и последнюю фразы, так же как и начать и закончить любую работу. Как это сделал А.П. Платонов? Чем хороша первая фраза рассказа? (А.П. Платонов начинает рассказ так, что сразу вводит читателя в действие: “В Толубеевском депо лучшим паровозным машинистом считался Александр Васильевич Мальцев”. В этой фразе обозначено место действия, главный герой; сказано, чем этот герой занимается в жизни, отмечено его особое мастерство, уважительное к нему отношение людей.)

Прокомментируйте последнюю фразу рассказа: “Я боялся оставить его одного, как родного сына, без защиты против действия внезапных и враждебных сил нашего прекрасного и яростного мира”. А.П. Платонов называет наш мир “прекрасным и яростным”. Каков смысл этих определений? (Мир прекрасен, потому что несет радость творчества, радость ощущений, красоту природы. Яростен, потому что враждебен человеку, не допускает власти человека над собой, сокрушает “избранных, возвышенных людей”.)

Зачем Костя взял Мальцева на паровоз? (Костя видел, что «происходят факты, доказывающие существование враждебных, для человеческой жизни гибельных обстоятельств, и эти гибельные силы сокрушают избранных, возвышенных людей». Он «решил не сдаваться, потому что чувствовал в себе нечто такое, чего не могло быть во внешних силах природы и в нашей судьбе, – ...чувствовал свою особенность человека... пришел в ожесточение и решил воспротивиться, сам еще не зная, как это нужно сделать». Костя действовал по наитию «особенного человека».)

Как передает автор ощущения Мальцева, когда он снова оказался на паровозе? («Он сосредоточился, забыл свое горе слепца, и кроткая радость осветила изможденное лицо этого человека, для которого ощущение машины было блаженством».)

Что помогло Мальцеву снова прозреть? (Волнение, которое он испытал при возвращении к делу своей жизни. Волнение, которое передалось Косте: «Я промолчал, волнуясь всем сердцем».)

Какой смысл вложен в слова Кости: «Веди машину до конца, Александр Васильевич: ты теперь видишь весь свет!»? (Мальцев видит мир новыми, прозревшими глазами. Он прозрел и потому, что поверил в дружескую поддержку, в неравнодушие человека. Это прозрение «внутреннее» – обретение веры. Всегда спокойный, суровый Мальцев заплакал, Костя в ответ поцеловал его. И хотя Костя «не был другом Мальцева», но желание «защитить его от горя судьбы» совершило чудо. Так проявился у Кости талант человека. Эта его особенность внушила Косте уверенность в возможностях своих и своего учителя. Благодаря таланту человека, Костя чувствует Мальцева «как родного сына», хотя сам сначала чувствовал себя младшим и по возрасту, и по способностям.)

«Надо относиться к людям по-отцовски». Как вы понимаете эти слова А. П. Платонова? (Сам автор чувствует любовь к людям, ответственность за них, и это «отцовское» чувство выразил в образе Кости.)

А теперь о последней фразе рассказа. Платонов называет наш мир «прекрасным и яростным». Каков смысл этих определений? (Мир прекрасен, потому что несет радость творчества, радость ощущений, красоту природы. Яростен, потому что враждебен человеку, не допускает власти человека над собой, сокрушает «избранных, возвышенных людей». Против Мальцева были и гроза, и его беспомощность слепца, и равнодушие людей. Но «яростный» мир дает возможность человеку проявить себя, утвердить свою силу в борьбе, почувствовать радость преодоления. Только так можно понять и красоту мира.)

Словарная работа.

Найти в толковом словаре русского языка С.И. Ожегова, Н.Ю. Шведовой значения слов “букса”, “инжектор”, “петарда”, “реверс”, “тендер”. Составить словарик. (см. )

Как вы считаете, почему в рассказе так много непонятных большинству слов, терминов? Какую роль они играют? (Непонятные слова заинтересовывают читателя, делают героев людьми особыми. Такие слова придают значительность, весомость и таинственность героям, говорят о таланте мастера.)

2 этап. Осмысление. Работа в группах.

Учащиеся с помощью своих товарищей отвечают на поставленные вопросы (работают с текстом рассказа “В прекрасном и яростном мире”, подбирают ключевые слова и словосочетания из текста для составления своей части денотатного графа).

(В условиях групповой работы дети получают возможность высказать свою точку зрения в группе и лишь после этого “озвучить” ее перед классом. Работа в группах способствует развитию навыков общения, умений критически мыслить, высказываться, убеждать и вести дискуссию. Использование такого вида сотрудничества способствует тому, что учащиеся не могут уклониться от выполнения задания.)

3 этап. Рефлексия. Размышление и обобщение. Построение денотатного графа.

Один представитель из группы выступает по своему заданию, дает развернутый ответ по своей части денотатного графа и заполняет свою колонку в схеме на доске, а все остальные составляют схему в тетради.

Итогом работы является денотатный граф, составленный на основе ответов выступающих учащихся (см. ).

Итоговый вопрос:

Как же, по А.П. Платонову, можно преодолеть цепкую силу яростных сил жизни?

V. Подведение итогов урока.

Что удалось на уроке?

Что не удалось на уроке?

Сочините синквейн, опираясь на прочитанный рассказ.

Пример синквейна:

Мир,
Прекрасный, яростный,
Радует, печалит, тревожит.
Нужно помогать друг другу.
Жизнь.

VI. Сообщение домашнего задания.

На выбор:

    устное рисование: сделать устные иллюстрации к эпизодам, которые произвели наибольшее впечатление;

    сочинение эссе на тему: “Проблема взаимопомощи в современном мире”.

Платонов — советский писатель. Его рассказы интересны, они подкупают тем, что в них очень часто описываются события из жизни. Они являются автобиографическими, повествуя нам о судьбе самого писателя. В своих работах автор пытается понять человека, найти его место в этом одновременно прекрасном и яростном мире. Таким рассказом Платонова является одноименная повесть В прекрасном и яростном мире. По данному произведению нам и предстоит сделать .

Свой рассказ Платонов написал в 1937 году, в нем он использовал много информации, взятой из жизни, ведь в рассказе автор описывает события, произошедшие на железной дороге с машинистом поезда. Эту профессию писатель знал хорошо, так как и сам был на паровозе и работал помощником.

Итак, Платонов в рассказе В прекрасном и яростном мире повествует о Мальцеве — машинисте от Бога, так как он не просто вел поезд, он чувствовал его и был лучшим. Мальцев полностью отдавался делу, вел машину всегда уверенно и вызывал этим восхищение. Он настолько хорошо изучил все железнодорожные пути, что даже во время произошедшего ЧП не остановился. Это произошло во время ливня с грозой. Молния ослепила Мальцева, а он продолжал вести машину, так и не поняв, что он не видит, ведь в голове у него появлялись все картины окружающего мира. Но они были лишь в голове, поэтому он и не видел предупреждающие огни. Это чуть не привело к аварии, но помощник сумел вовремя среагировать, спасая этим сотни людей.

Александра Мальцева засудили и арестовали, но Костя сумел добиться эксперимента, который доказал невиновность Александра. Вот только во время эксперимента герой произведения слепнет окончательно. Это для него стало трагедией, ведь для него работа была смыслом жизни. И лишь спустя год, когда помощник сдал экзамены и сам стал водить состав, сумел вернуть Мальцева к жизни. Костя предлагает Мальцеву поехать вместе и даже обещает уступить слепому Александру место машиниста. И вот в тот самый миг, когда Мальцев оказался на прежнем месте, зрение к нему вновь вернулось.

После рейса Костя вызвался провести бывшего машиниста домой, желая защитить героя рассказа от враждебных сил такого непредсказуемого, яростного и такого прекрасного мира.

Главные герои произведения

Знакомясь с произведением Платонова В прекрасном и яростном мире, можно выделить таких героев, как Мальцев Александр и его помощник Костя.

Александр Мальцев — мастер своего дела, талантливый машинист поезда, который знал данные машины лучше всех. Это человек, которому не боялись доверять разные поезда, в том числе и новый паровоз, ведь Мальцев, как никто другой, мог со всем справляться и даже с такой мощной машиной нового типа. Александр не просто водит машину, он чувствует биение ее сердца. Мальцев предан своей работе, видит в ней свой смысл и настолько погрузился в нее, что не видит окружающей действительности. Как по мне, то так не должно быть. Человек хоть и должен любить работу, трудиться полноценно и быть на работе ответственным, но он также должен уметь видеть и другие ракурсы. Кроме работы мы должны видеть красоту мира, уметь брать лучшее от судьбы и увлекаться чем-то другим, чтобы в случае непредвиденных обстоятельств можно было переключиться на что-то другое, ведь жизнь продолжается. Мальцев же не сумел переключиться, с потерей рабочего места он постарел, жизнь стала не мила.

Еще один герой — это Костя, который был сначала помощником, а потом стал и машинистом. Он также любил работу, старался выполнять все возложенные на него функции, но при этом он отзывчивый, добрый и замечает других людей. Мало того, он еще и приходит к ним на помощь, как в случае с Мальцевым. Именно Костя добился пересмотра дела, после чего Александр был реабилитирован. Позже он вернет к жизни человека, для которого работа стала смыслом жизни. Он возьмет Мальцева в рейс, во время которого у того вернется зрение. И даже после этого Костя не оставляет своего знакомого и проводит его до двери дома.

Заглавие рассказа - "В этом прекрасном и яростном мире" - имеет существенное значение для понимания его проблематики. Почему мир Платонова "прекрасный" и "яростный"? Слово "прекрасный" связано с такими понятиями, как радость, гармония, чудо, красота, великолепие. Слово "яростный" в нашем сознании роднится с такими словами, как гнев, сила, стихия, порыв, ненависть и так далее. У Платонова эти понятия сливаются в единый поток, имя которому - жизнь. Не так ли противоречива сама действительность? Не так ли противоречив сам человек? Писатель довольно ясно указывает в рассказе на существование двух стихий - природной и человеческой Можно увидеть и гармонию этих стихий, и их разобщенность, противоположность. Именно поэтому герои Платонова чаще всего люди ищущие, пытающиеся определить свое место в мире.

Еще в 20-30-х годах XX века многие критики говорили о странных героях Платонова, о непредсказуемых финалах его рассказов, о ему одному понятной логике изображения. Но все даже самые злостные его недоброжелатели не могли не признать силу его таланта, свободу языка, невероятную плотность повествование. Очень часто писатель задавался вопросами о месте человека в мире, о его одиночестве среди людей. Он обращал пристальное внимание на преследующее человека чувство пустоты, сиротства, ненужности в мире. Эти чувства живут практически в каждом герое Платонова. Таков и машинист Мальцев.

Александр Васильевич Мальцев обладал замечательным талантом - никто лучше него не мог чувствовать машины, не мог по одному взгляду определить неполадки в работе, не мог так всеобъемлюще воспринимать мир, замечать мельчайшие детали. Именно поэтому было вполне ожидаемым его назначение на самый новый и самый мощный поезд в депо - "ИС". Эта машина стала его детищем. Во время поездки он как будто сливался с паровозом воедино, чувствовал биение "его парового сердца", понимал малейший звук. Увлеченный работой, он становился похож на вдохновенно играющего актера. Но как часто рассказчик - помощник Мальцева Костя - замечал непонятную грусть в его взгляде. А это было не что иное, как выливающееся наружу чувство одиночества. Гораздо позднее поймет Костя эту тоску. Талант машиниста обрекал Мальцева на одиночество, приподнимал над всеми и заставлял смотреть свысока. Мальцев практически не обращал внимания на нового своего помощника, и даже спустя год он относился к нему так же, как и к слесарю - смазчику. Он весь отдавался работе, растворялся в машине и в окружающей природе. Маленький воробей, попавший в воздушную струю от паровоза, не оставался без внимания. Мальцев слегка поворачивал голову, чтобы проследить его дальнейшую судьбу. Ему казалось, что только он один способен так много вобрать в себя, так много познать. Сила его таланта, как это ни печально, отдаляла его от остального мира людей, среди себе подобных он чувствовал себя одиноко. Потерянность и пустота царили в его душе. Это чувство так называемого сиротства характерно практически для всех персонажей Платонова. С помощью этой характеристики героя писателю удалось делать более масштабные выводы. От судьбы одного человека он переходил к судьбам миллионов. Его мысль о потерянности человека в эпоху революций и политических переворотов проходит через все его произведения.

И действительно, печальна дальнейшая жизнь осужденного людьми Мальцева: он отлучен от работы, которой отдавал всего себя, к которой тянулся душой. На примере Мальцева мы видим, как строится , лишенного душевной полноты.

В рассказе важен и образ помощника Кости. Это человек чуткий, наблюдательный, не менее внимательный к мелочам, чем его учитель. Возможно, он был менее талантлив, но его старательность и прилежание очень помогли ему. Вскоре после отставки Мальцева он и сам успешно сдает экзамены на машиниста. Да, действительно, Костя не настолько наделен даром чувствовать механизм, но он более внимателен к окружающим его людям. Это можно считать его талантом. Он смог разглядеть почти мимоходом тайную грусть во взгляде своего учителя, но он не остановился на этом, он искал "правду", разгадку этой тоски. И он найдет ее, но только немного позже. Это человек, который не глух к чужому горю. Именно он возвращает к жизни потерявшего себя Мальцева, ослепшего и никому не нужного. Каждый раз, собираясь в путь, он видел на скамейке своего учителя, опирающегося на трость. На все слова утешения Мальцев отвечал неизменным "Прочь!". Даже в своем горе, в своей беспомощности он боится подпустить к себе живого человека, чувствующую душу. Он до сих пор не верит, что есть на свете тот, кто смог бы понять его. А в его душе царила невыразимая тоска. Он пытался хоть как-то вновь уцепиться за тот бешеный ход жизни, вернуть хотя бы часть своего прошлого. Бесцельно приходил он в депо и жадно ловил звуки железной дороги, он поворачивал голову туда, откуда слышал мощное движение паровоза.

Гордый в своем одиночестве, он, тем не менее, подчиняется Косте, однажды предложившему поехать с ним. Вместо обычного "Прочь!" он сказал: "Ладно. Я буду смирным. Дай мне там в руки что-нибудь, дай реверс подержать: я крутить его не буду.

Крутить его ты не будешь! - подтвердил я. - Если покрутишь, я тебе дам в руки кусок угля и больше сроду не возьму на паровоз.

Слепой промолчал; он настолько хотел снова побыть на паровозе, что смирился передо мной".

И вот Мальцев снова ощущает дыхание встречного ветра, чувствует под рукой мощь механического гиганта. Что он испытывает в этот момент? Восторг! Радость! Упоение! Эта буря чувств возвращает его к жизни: он прозревает. Но и здесь не оставляет его Костя. Проводив его домой, он долго еще не может уйти. Чувствуя почти отцовскую привязанность к этому человеку, он боится оставить его наедине с прекрасным и яростным миром.

Он чувствует его беспомощность перед миром, его наивность и простоту за маской высокомерия. Гениальный машинист, Мальцев замечал красоту природы, наслаждался гармонией, отдаляясь от мира людей. И жестокий мир покарал его за это.

Платонов мастерски создает контраст между двумя этими мирами. Это особенно видно в сценах борьбы паровоза со стихией. "Мы теперь шли навстречу мощной туче, появившейся из-за горизонта. С нашей стороны тучу освещало солнце, а изнутри ее рвали свирепые, раздраженные молнии, и мы видели, как мечи молний вертикально вонзались в безмолвную дальнюю землю, и мы бешено мчались к той дальней земле, словно спеша на ее защиту". Мальцев и машина борются с силами природы. Платонов насыщает текст яркими метафорами, эпитетами. Сам паровоз становится похож на мифическое божество. И каков же исход этой борьбы? В конечном итоге природа приходит снова к гармонии: "Мы ощущали запах сырой земли, благоухание трав и хлебов, напитанных дождем и грозой, и неслись вперед, нагоняя время". Но что же происходит с человеком? Ослепленный молнией, Мальцев теряет зрение. Многие исследователи часто говорят о двух молниях. Первая из них - столь сильная, грандиозная, лишила человека зрения, но не надолго. А вот вторая - искусственная - надолго лишает Мальцева способности видеть.

Автор наводит читателя на мысль, что законы мира людей куда более жестоки и беспощадны, чем природные законы. Люди не смогли рассмотреть талант Мальцева. Он становится еще более одиноким. Путь к спасению Мальцева - в образе Кости. Он не только возвращает зрение бывшему машинисту, но и открывает перед ним путь в мир людей. "Ты видишь теперь весь свет!"

План

У Мальцева появляется новая машина и новый помощник. Описание работы Мальцева. Из-за молнии Мальцев слепнет и подвергает опасности жизни многих людей. Мальцева отдают под суд. Рассказчик берет слепого с собой на машину, и тот прозревает.

Как скачать бесплатное сочинение? . И ссылка на это сочинение; Анализ рассказа А. П. Платонова «В этом прекрасном и яростном мире», план уже в твоих закладках.
Дополнительные сочинения по данной теме

    Главный герой рассказа - Александр Васильевич Мальцев - считался лучшим паровозным машинистом в депо. Он был довольно молодым - около тридцати лет - но уже имел статус машиниста первого класса. И никто не удивился, когда его назначили на новенький и очень мощный пассажирский паровоз "ИС". Это было "разумно и правильно". Помощником Мальцева стал рассказчик. Он был чрезвычайно доволен тем, что попал на эту машину "ИС" - единственную в депо. Мальцев не
    1. Какая проблема составляет основу всего творчества А. Платонова? А. Отцов и детей Б. Борьбы за свободу В. Сущности жизни Г. Интеллигенции и революции 2. Какова концепция природы в творчестве А. Платонова? А. Гармоничный мир Б. Прекрасный и яростный мир В. Разгул стихий 3. В каких произведениях А. Платонова проявляются черты антиутопии? А. "Сокровенный человек" Б. "Котлован" В. "Чевенгур" Г. "Город Градов" 4. В чем состоит основной и постоянный конфликт всей прозы А. Платонова? А. Противоречие между живой природой и неживыми машинами Б. Между человеком и
    Нам нужно величайшее напряжение всех сил... суровая целеустремленность!.. А к нам приходят с пропагандой гуманизма! Как будто есть на свете что-либо более истинно человеческое, чем классовая ненависть пролетариата... Платоновская "нигилистическая" критика государства вполне гармонирует и с его "гуманизмом", и с его проходящим через весь рассказ противопоставлением города деревне - крестьянство, дескать, все производит, а над ним... - сытые горожане, с кожаными мешками под мышкой! "Молодеческий" нигилизм оказывается явным оружием
    В своей учительской практике я обращаюсь к рассказу «В прекрасном и яростном мире» примерно с конца 80-х годов; как показывает опыт, произведение это вполне доступно пониманию шестиклассников. На его изучение, по моему мнению, следует отвести не менее двух часов. В ходе первого занятия ребята знакомятся со статьёй о Платонове, помещённой в учебнике. Чтобы расширить круг представлений о художнике, привлекаю дополнительные материалы из следующих источников: Васильев В. В. Андрей Платонов. Очерк жизни и
    1. Какая тема является главной в раннем творчестве А. Платонова? В раннем творчестве А. Платонова главная тема - взаимоотношения человека и природы. Установление гармонии между ними является смыслом жизни ранних героев писателя. Эта тема раскрывается в рассказах "Происхождение мастера", "Прекрасный и яростный мир", "Эфирный тракт", "Сокровенный человек". 2. Как понимать платоновское определение природы как "прекрасного и яростного мира"? Природа двойственна. Она хрупкий, беззащитный цветок, прекрасный в своей естественности. Но природа - это и
    Необычность языка произведений Платонова Андрей Платонович Платонов - один из своеобразнейших и загадочных писателей XX века. Его произведения трудны для восприятия неподготовленного читателя. Они не легкое чтиво. Для понимания произведений Платонова нужно вдумчивое, медленное чтение, требующее постоянной работы мыслей. Но если вы вчитаетесь, поймете замысел автора, то на всю жизнь сохраните уважение и привязанность к автору и его произведениям. Главным в раскрытии замысла художника является язык. Его эпитеты раскрывают неожиданную сторону
    Писательская судьба А. П. Платонова сложилась трагически: его взгляд на мир, его стиль, суровая правда жизни в его произведениях сначала встречали непонимание, а начиная с конца 20-х годов привели к преследованиям, политическому поношению в печати и запретам. В конце 20-х и в 30-е годы он достиг вершины своего творчества в романе «Чевенгур», повестях «Котлован», «Ювенильное море» и других. Но они не увидели света при жизни автора и, чудом сохранившись в

Смысл названия рассказа А. П. Платонова «В прекрасном и яростном мире»

Андрей Платонович Платонов прожил трудную, полную лишений жизнь. «Я жил и томился, потому что жизнь сразу превратила меня из ребёнка во взрос лого человека, лишая юности», - писал он жене. Тем не менее сердце писателя не ожесточилось. Об этом свидетельствуют такие произведения, как рассказ «В прекрасном и яростном мире».

Сюжет рассказа сводится к происшествию, случившемуся с машинистом Мальцевым. Во время одной из поездок на паровозе он слепнет от разряда молнии, а затем прозревает вновь. И хотя катастрофы паровоза чудом удаётся избежать, Мальцева отдают под суд. Рас­сказчик Костя, служивший его помощником, пытается помочь осуждённому машинисту. Но в результате эксперимента с электричеством Мальцев снова слепнет. Костя становится машинистом и берёт в одну из по ездок освобождённого, но слепого Мальцева. Сидя в ка­бине машиниста и вспоминая о своей любимой рабо­те, Мальцев вновь обретает способность видеть.

Автор назвал мир прекрасным и яростным. Он дей­ствительно прекрасен. Костя с удовольствием расска­зывает о том, каким замечательным машинистом был Мальцев, как он вёл паровоз, каким наслаждением было работать с таким человеком. «Он вёл состав с отважной уверенностью великого мастера, с сосредо­точенностью вдохновенного артиста», он «понимал машину точнее», чем другие. Однако совершенство Мальцева угнетало его самого, он чувствовал себя одиноким.

С яростью, стихией мира Мальцев столкнулся во время грозы, когда он не смог контролировать паро­воз. Всё его умение было бесполезным. Силы природы оказались неподвластны человеку. Пыльный вихрь, грозовая туча неслись навстречу паровозу. «Свет по­им нем вокруг нас; сухая земля и степной песок засвистели заскрежетали по железному телу паровозa. Людям стало трудно дышать, а паровоз не мог пробиться сквозь пыль и ветер.

Произошедшее изменило Мальцева. Его самоуве­ренность исчезла, он превратился в больного пожилого человека. Мальцев очень скучал по паровозам и проводил всё время, сидя около железной дороги.

Вновь обретя зрение, Мальцев стал всё видеть по другому. Теперь он нуждался в участии, в душевной теплоте других людей. Рассказчик провёл с прозревшим Мальцевым всю ночь, боясь оставить его наедине с прекрасным и яростным миром.

Что было бы с Мальцевым, не случись с ним та кого несчастья? Он продолжал бы вести жизнь иде­альную, но одинокую, скучную, лишённую душев­ной близости с другими людьми. А окружающий мир тем и прекрасен, что в нём остаётся частица, непод­властная человеку.

Заглавие рассказа - «В этом прекрасном и яростном мире» - имеет существенное значение для понимания его проблематики. Почему мир Платонова «прекрасный» и «яростный»? Слово «пре­красный» связано с такими понятиями, как радость, гармония, чудо, красота, великолепие. Слово «яростный» в нашем сознании роднится с такими словами, как гнев, сила, стихия, порыв, не­нависть и так далее. У Платонова эти понятия сливаются в единый поток, имя которому - жизнь. Не так ли противоречива сама дей­ствительность? Не так ли противоречив сам человек? Писатель довольно ясно указывает в рассказе на существование двух сти­хий - природной и человеческой Можно увидеть и гармонию этих стихий, и их разобщенность, противоположность. Именно поэто­му герои Платонова чаще всего люди ищущие, пытающиеся оп­ределить свое место в мире.

Еще в 20-30-х годах XX века многие критики говорили о стран­ных героях Платонова, о непредсказуемых финалах его расска­зов, о ему одному понятной логике изображения. Но все даже самые злостные его недоброжелатели не могли не признать силу его таланта, свободу языка, невероятную плотность повествова­ние. Очень часто писатель задавался вопросами о месте человека в мире, о его одиночестве среди людей. Он обращал пристальное внимание на преследующее человека чувство пустоты, сирот­ства, ненужности в мире. Эти чувства живут практически в каж­дом герое Платонова. Таков и машинист Мальцев.

Александр Васильевич Мальцев обладал замечательным та­лантом - никто лучше него не мог чувствовать машины, не мог по одному взгляду определить неполадки в работе, не мог так всеобъемлюще воспринимать мир, замечать мельчайшие детали. Именно поэтому было вполне ожидаемым его назначение на са­мый новый и самый мощный поезд в депо - «ИС». Эта машина стала его детищем. Во время поездки он как будто сливался с паровозом воедино, чувствовал биение «его парового серд­ца», понимал малейший звук. Увлеченный работой, он стано­вился похож на вдохновенно играющего актера. Но как часто рассказчик - помощник Мальцева Костя - замечал непонятную грусть в его взгляде. А это было не что иное, как выливающееся наружу чувство одиночества. Гораздо позднее поймет Костя эту тоску. Талант машиниста обрекал Мальцева на одиночество, приподнимал над всеми и заставлял смотреть свысока. Мальцев практически не обращал внимания на нового своего помощника, и даже спустя год он относился к нему так же, как и к слесарю- смазчику. Он весь отдавался работе, растворялся в машине и в окружающей природе. Маленький воробей, попавший в воздуш­ную струю от паровоза, не оставался без внимания. Мальцев слег­ка поворачивал голову, чтобы проследить его дальнейшую судь­бу. Ему казалось, что только он один способен так много вобрать в себя, так много познать. Сила его таланта, как это ни печально, отдаляла его от остального мира людей, среди себе подобных он чувствовал себя одиноко. Потерянность и пустота царили в его душе. Это чувство так называемого сиротства характерно прак­тически для всех персонажей Платонова. С помощью этой харак­теристики героя писателю удалось делать более масштабные вы­воды. От судьбы одного человека он переходил к судьбам милли­онов. Его мысль о потерянности человека в эпоху революций и политических переворотов проходит через все его произведения.

И действительно, печальна дальнейшая жизнь осужденного людьми Мальцева: он отлучен от работы, которой отдавал всего себя, к которой тянулся душой. На примере Мальцева мы видим, как строится судьба человека, лишенного душевной полноты.

В рассказе важен и образ помощника Кости. Это человек чут­кий, наблюдательный, не менее внимательный к мелочам, чем его учитель. Возможно, он был менее талантлив, но его стара­тельность и прилежание очень помогли ему. Вскоре после отстав­ки Мальцева он и сам успешно сдает экзамены на машиниста. Да, действительно, Костя не настолько наделен даром чувствовать механизм, но он более внимателен к окружающим его людям. Это можно считать его талантом. Он смог разглядеть почти мимо­ходом тайную грусть во взгляде своего учителя, но он не оста­новился на этом, он искал «правду», разгадку этой тоски. И он найдет ее, но только немного позже. Это человек, который не глух к чужому горю. Именно он возвращает к жизни потерявшего себя Мальцева, ослепшего и никому не нужного. Каждый раз, собираясь в путь, он видел на скамейке своего учителя, опира­ющегося на трость. На все слова утешения Мальцев отвечал неиз­менным «Прочь!». Даже в своем горе, в своей беспомощности он боится подпустить к себе живого человека, чувствующую душу. Он до сих пор не верит, что есть на свете тот, кто смог бы понять его. А в его душе царила невыразимая тоска. Он пытался хоть как-то вновь уцепиться за тот бешеный ход жизни, вернуть хотя бы часть своего прошлого. Бесцельно приходил он в депо и жадно ловил звуки железной дороги, он поворачивал голову туда, откуда слышал мощное движение паровоза.

Гордый в своем одиночестве, он, тем не менее, подчиняется Косте, однажды предложившему поехать с ним. Вместо обычного «Прочь!» он сказал: «Ладно. Я буду смирным. Дай мне там в руки что-нибудь, дай реверс подержать: я крутить его не буду.

— Крутить его ты не будешь! - подтвердил я. - Если покру­тишь, я тебе дам в руки кусок угля и больше сроду не возьму на паровоз.

Слепой промолчал; он настолько хотел снова побыть на паро­возе, что смирился передо мной».

И вот Мальцев снова ощущает дыхание встречного ветра, чув­ствует под рукой мощь механического гиганта. Что он испытыва­ет в этот момент? Восторг! Радость! Упоение! Эта буря чувств возвращает его к жизни: он прозревает. Но и здесь не оставляет его Костя. Проводив его домой, он долго еще не может уйти. Чув­ствуя почти отцовскую привязанность к этому человеку, он боит­ся оставить его наедине с прекрасным и яростным миром.

Он чувствует его беспомощность перед миром, его наивность и простоту за маской высокомерия. Гениальный машинист, Маль­цев замечал красоту природы, наслаждался гармонией, отдаля­ясь от мира людей. И жестокий мир покарал его за это.

Платонов мастерски создает контраст между двумя этими ми­рами. Это особенно видно в сценах борьбы паровоза со стихией. «Мы теперь шли навстречу мощной туче, появившейся из-за го­ризонта. С нашей стороны тучу освещало солнце, а изнутри ее рвали свирепые, раздраженные молнии, и мы видели, как мечи молний вертикально вонзались в безмолвную дальнюю землю, и мы бешено мчались к той дальней земле, словно спеша на ее защиту». Мальцев и машина борются с силами природы. Платонов насыщает текст яркими метафорами, эпитетами. Сам паровоз ста­новится похож на мифическое божество. И каков же исход этой борьбы? В конечном итоге природа приходит снова к гармонии: «Мы ощущали запах сырой земли, благоухание трав и хлебов, напитанных дождем и грозой, и неслись вперед, нагоняя время». Но что же происходит с человеком? Ослепленный молнией, Маль­цев теряет зрение. Многие исследователи часто говорят о двух молниях. Первая из них - столь сильная, грандиозная, лишила человека зрения, но не надолго. А вот вторая - искусственная - надолго лишает Мальцева способности видеть.

Автор наводит читателя на мысль, что законы мира людей куда более жестоки и беспощадны, чем природные законы. Люди не смогли рассмотреть талант Мальцева. Он становится еще бо­лее одиноким. Путь к спасению Мальцева - в образе Кости. Он не только возвращает зрение бывшему машинисту, но и откры­вает перед ним путь в мир людей. «Ты видишь теперь весь свет!»

У Мальцева появляется новая машина и новый помощник.
Описание работы Мальцева.
Из-за молнии Мальцев слепнет и подвергает опасности жиз­ни многих людей.
Мальцева отдают под суд.
Рассказчик берет слепого с собой на машину, и тот прозре­вает.