Устные семейные предания. Семейные легенды

Sep 30 2006, 03:39 PM

Девочки, разговор о памяти с мамой Ирой подвиг меня на вопрос: а в ваших семьях есть всякие тайны, легенды и предания?

В моей их несколько. Например, моя прабабушка призналась моей бабушке, что родила одного сына не от мужа, а от любимого человека. Кто он - тайна за семью печатями. Так что в моей родословной присутствует белое пятно неизвестного происхождения и мои предки по этой линии - неизвестны.

Есть еще несколько историй. Может, потом расскажу.

Может, у вас в семьях тоже есть легенды или свои истории? Если это не скелеты в шкафу, поделитесь

Sep 30 2006, 03:57 PM

Ой, Mrs.Adams, вытаскиваете «скелеты из шкафов»? Не боитесь, что они все к вам нагрянут?!

Sep 30 2006, 04:00 PM

Да у меня шкафов в доме мало И они одеждой забиты Так что пойдут эти скелеты по миру побираться

Sep 30 2006, 04:25 PM

Ну, тогда напишу, только чуть-чуть попозже.

Ярослава

Sep 30 2006, 06:39 PM

У нас в семье предание не предание, короче, такая история..

Мой дедушка по папиной линии был незаконнорожденным сыном вологодского помещика Полянского. Как рассказывал отец, чуть ли не графа, но я не верю, он у меня любитель преувеличить.. А мы с сестрой помню хохотали, что у нас 1/8 "голубой" крови.

Там была какая-то неземная любовь между ним и горничной. Есть старая фотка моей прабабки-красивая.. эх.. и чего я не в неё? Живой я её не застала. Вот сейчас осваиваю фотошоп, хочу фотку попробовать отреставрировать чуток.

После революции помещик уехал до городу Парижу, а его бывшая горничная осталась здесь. То ли он её сам не позвал, то ли она за революцию была.. Больше нам о нем ничего не известно, со своим сыном связи не поддерживал.

Прабабушка ничего детям своим не рассказывала, скрытная была. А было бы интересно её послушать.

Sep 30 2006, 07:38 PM

Мой дед был кадровым офицером. Рожденный в 1900 году. Да, это были непростые годы для людей и страны. Бабушка мне много рассказывала об их жизненном пути. И про Сталина в том числе. Жалею сейчас, что не смогла записать историю становления и разрухи того периода на бумагу. Для меня мой дед, остался в моей памяти умным, стойким товарищем, настоящим офицером именно того времени. Закалка – свинцовая. Эти чувства мне передала бабушка и мама. Но об одном умалчивали мои родичи: огромная любовь деда в конце В.О.В. В 1946 году, он ушел к другой женщине. Но семью не оставлял (жена и две дочери). И еще одна неизвестность существует – дед погиб при очень странных обстоятельствах в1947 году в городе Иваново. Там был закрытый завод, где он и служил. Там что-то случилось и погибло много людей. Но я не знаю что.
А по папиной линии – там вообще все покрыто мраком. Они репрессированные. И депортированы в Сибирь. Папина мама никогда ничего не говорила про этот период жизни. Женщина была властная и строгая.
Вот, совсем маленькие житейские тайны. Как странно, в нескольких строках – уместилась такая огромная жизнь. Да и не одна!
P.S.: Мне муж тоже говорит, что мы «голубых кровей». Да, тайн много.

Sep 30 2006, 08:19 PM

Тайн, вроде нет, или может я не в курсе

Мои прабабушка и бабушка с дочкой (моей тётей) жили в Ленинграде, когда началась война.
Завод, где работал дедушка, в то время уже не живший с бабушкой, эвакуировали.
Немцы подходили всё ближе, но о самом плохом, что предстоит блокада пока что никто не знал.
Тем не менее, прабабушка, которая в отличие от бабушки была женщиной предусмотртельной и активной, каждый день, идя с работы, заходила в магазин и покупала пару пакетиков крупы или сахара, несла домой и закапывала во дворе. И таким образом, создала значительные запасы, которые позволили им троим пережить первую, самую страшную блокадную зиму.
Когда появилась возможность, дедушка приехал и вывез своих дочку, бывшую жену и тёщу по Дороге Жизни. И, хотя после этого вместе они прожили не долго и вскоре разошлись, успел родиться мой папа

Oct 4 2006, 12:00 AM

Ой, у меня есть такое "предание", только это правда.
Моя прабабушка по маминой линии была потрясающая красавица. Однажды приехал к ним, уж не знаю, за какой надобностью, Гришка Распутин собственной персоной. Был он тогда как раз в самом, что называется, расцвете. По женской части, известное дело, был знатный ходок. Не пропустил и мою прабабку, подобрался к ней сзади и залез, пардон, под юбку. Бабка Любка, вместо того чтобы брякнуться перед ним с задранными лапками на пузо, двинула ему скалкой промежду глаз, ажно искры посыпались.
Гришка обалдел, а потом сильно ее зауважал и разговоры с ней всю ночь разговаривал за жизнь. О как.
А еще, когда мой дед работал на Колыме, кто-то успел ему сообщить, что ночью за ними придут - арестовывать всю семью. И дед успел всю семью по-быстрому спрятать. А сам уехал "по делам". Как получилось, не знаю, но так и не попал мой дед в лагеря...
А еще один мой довольно близкий родственник по папиной линии, что-то типа двоюродного или троюродного деда, возведен РПЦ в ранг великомученика, т.к. был, кажется, если не путаю, епископом и его зверски замучили коммунисты, требуя, чтобы он отрекся от всего, что для него было свято. А он не отрекся.
Ой, а еще... Когда мой дед по папиной линии был уже очень старый, у него вдруг обнаружилась вторая семья и дочь - почти ровесница папашки моего. Он, оказывается, полжизни прожил вот так - на две семьи. Мы потом даже общались одно время с этими людьми, но не очень-то сложилось.Хороошо, что бабушка не дожила, она его очень любила, деда.

Из глубины веков.

Истории и легенды моей семьи.

Семейное предание о том,

как «дедка Панюша» корову искал.

Мой папа, Князев Александр Николаевич, родился в 1951 году. В детстве он был активным и любознательным, общаясь со своими дедушками и бабушками, запоминал много рассказов.

Было это давно, ещё при единоличных хозяйствах. Жил здесь, в селе Успенском, мой прапрадед, Демин Павел Семенович, и была у него сестра Евдокия. Выдала Евдокия замуж единственную дочь. Уехали молодые далеко, в город Орск, что на Южном Урале, и долго от них не было никаких вестей. Скучно стало Евдокии и одиноко.

Вот и решила она завести себе помощницу по хозяйству. Пришла к старшему брату Павлу и просит, чтоб тот отдал ей на воспитание девочку: «Много у тебя девок, а у нас никого не осталось, одни мы уж не один год живем».

Шел 1922 год. Тяжело было дядьке решиться расстаться с одной из девочек. Старший сын Иван остался молодым и вдовым. Жена его, Наталья, умерла вторыми родами, оставив дочку Аннушку трех лет. Второй раз жениться еще не успел, только вернулся с гражданской войны. Почти 4 года воевал в армии командарма Тухачевского, прошел всю Украину и Польшу. Вернулся домой, а дома одни девки. Да все маленькие, не помощь, а одна обуза. Вот на семейном совете и решили отдать в семью Евдокии самую младшую Марию. Ей тогда 12 лет было. Уже многую работу по дому могла делать, так что хорошая помощница будет, ну, а дальше посмотрим. Как порешили, так и сделали. Пошла Марюшенька жить в чужой дом. Но чтоб никто не осудил, дали за ней приданое, главным в этом приданом была корова, еще молодая, хорошо доилась и очень смирная. Вот отвезли все это в дом Евдокии на другой конец села, на Долгий порядок. И вроде всё успокоилось.

Марюшенька живет с новыми родителями. Отец ее Павел при случае ее навещает. Проходит год…..

Вдруг весной с Урала возвращается дочь Евдокии. Одна, без мужа. Говорит, что будет жить с родителями, что не сошлись с мужем характерами. Ну, приехала, так приехала, родную дочь на улицу не выгонишь.

Пошла Евдокия к брату Павлу. Вот, что, мол, у нас приключилось в семье, забирай Марию назад. А приданое уже все растрачено. Зерно, картофель, мука - все съедено. А главное - вдруг пропала Буренка. Павел принял назад свою младшую дочь Марию. Про корову ничего не сказал, но сразу съездил в соседнее село Кардавиль к Путилиной. Путилина ездила по всем селам одна на своей лошади, и при ней были книги, завернутые в большие красивые платки. С этими книгами она никогда не расставалась. Эта Путилина славилась на всю округу тем, что могла через свои способности узнать любую тайну. Вот приехал к ней Павел, поговорили они о его беде, пропавшей корове. После этого он пошёл к сестре и еще раз расспросил, как пропала корова. Сестра снова рассказала, как увели корову со двора. А на дворе уже начало зимы было, выпал первый снег. Вокруг двора осталось много следов, да все отпечатки валенок большого размера, видно, много воров было, и грузные мужики тяжело ступали. Пошел Панюша по следам, а они ведут в соседнюю деревню Крутец, тут недалеко, чуть больше версты. А у Павла были в каждом селе друзья-приятели. Знали его в округе, ведь он был старостой успенского прихода. У одних погостил, с другими поговорил. Корова большая, ее в лукошко не спрячешь. На Крутце соседки увидали, что новая корова завелась у одних хозяев. Вот и подсказали Павлу. Пошел Павел к новому хозяину коровы, расспросил, откуда она у него. А, надо сказать, нрав у Панюши был крутой, боялись его. И рассказал хозяин, что не воровал он коровы, а продала ему ее Евдокия. Поговорили они, и забрал Павел свою корову назад. Накинул на рога корове веревку и повел ее той же дорогой с Крутца в Успенское и прошел мимо окон своей сестры Евдокии. Пусть, думает, видит. Та увидала, но даже не вышла, потому что застыдилась. С тех пор брат и сестра больше не роднились. А вся тайна была в том, что на корову Евдокия обула валенки, да так и увела на Крутец. Вот никто и не смог разглядеть, куда следы ведут. А «дедка Панюша» эту тайну разгадал!

Наше семейное предание.
Эта случилась с моей прабабушкой лет сто назад. В то время ее семья держала овец. Доили их утром, еще до того, как выгонят на пастбище. Способ дойки овец в селе был такой: нужно зайти в сарай, сесть на овцу задом наперед и, обхватив руками и ногами, чтоб не вырвалась, наклониться к задней части овцы и подоить в подставленное ведерко.
Ранним утром того дня, который сделал ее известной в ее селе, моя прабабушка вышла доить овец, как обычно. Но необычным было то, что уже случилось этой ночью, но пока себя никак не проявило. Виновник случившегося сидел в сарае, затаившись и обреченно ждал рассвета.
Это был волк. Оголодавший волк, который зимой пришел в село. Проделал дыру в крыше и забрался в хлев. Забрался, но, как и положено умному зверю, сначала проверил, сможет ли он выбраться обратно. Не смог. То ли забрался внутрь по сугробу, а изнутри стена была слишком высокой; то ли просто устал серый с кровлей возиться.
Почему волк в таких случаях не начинает резать овец, никто не знает.
Может, просчитывает все варианты и понимает, что на шум прибегут люди с вилами; и волк просто ждет, что кто-то откроет утром дверь — и тут он неожиданно выскочит и улизнет в лес; а может, волк просто впадает в уныние и теряет аппетит. Так или иначе, но шум волк ночью не поднял, затаился до утра среди овец, поближе к дверям и свежему воздуху, и принялся ожидать, что будет.
Моя сонная прабабушка зашла в темный хлев, быстро и плотно закрыла за собой дверь , по привычке придержав коленом рванувшуюся было к выходу овцу, и попыталась ее оседлать. Она не поняла, почему так случилось, что эта вырывающаяся, но все-таки оседланная «овца» словно вообще обезумела, когда прабабушка обхватила ее ногами и руками и попыталась нащупать вымя в густой «овечьей» шерсти. Конечно, бабушка не успела ничего нащупать, потому что овца начала скакать и прыгать по тесному хлеву с неистовой и совершенно непонятной, как для домашней овцы, силой.
От испуга и чтобы не упасть, моя прабабушка посильнее ухватилась за густую шерсть «овцы» и принялась громко вопить. «Овца», в очередной раз прыгнув на стену, наконец отворила дверь , выскочила на дорогу и понеслась в направлении к лесу. Прабабушка, оседлавшая «овцу», все же не сдавалась — она просто была не в состоянии разжать свои сведенные судорогой пальцы. Волк (а это был он), пробежал 50 метров и упал. От перенесенного потрясения у серого не выдержало сердце.
Не сразу, но моя прабабушка поднялась и встала с мертвого уже волка. Не глядя на сбежавшихся сельчан, побрела домой. Ей нужно было переодеться.
Оставшиеся овцы ждали дойки.

При этом, нередко читатели думают, что пишущие в основном делятся тем, что было в их жизни. Но ведь нельзя все время писать о себе, это какую жизнь-то надо прожить, чтобы все это испытать! Особенно если это касается рубрики «Непознанное». Потому, пользуясь случаем, хотелось бы поблагодарить своих друзей, родственников и просто случайных знакомых, которые делятся со мной своими (или от кого-то услышанными) историями. Иногда и правда, случаются весьма курьезные случаи.

Однажды в гостях у подруги я познакомилась с женщиной, которая недавно переехала в Якутск из одного северного района. Этот район некогда процветал как один из промышленных, но в последние годы в связи с закрытием горнодобывающей промышленности пришел в упадок и совсем захирел. Многие жители районного центра, бросив благоустроенные квартиры, которые никто не хотел или не мог купить, уехали, так сказать, на материк. В первое время эти дома стояли пустые, затем туда начали вселяться люди, которые жили в худших условиях, часто самоволкой, без ордеров. Многие квартиры, по слухам, пустуют до сих пор. А так как свято место пусто не бывает, в тех домах поселились, по рассказу этой женщины, самые настоящие привидения. Причем они до того обнаглели, что появлялись средь бела дня и даже вмешивались в жизнь жильцов. К примеру, стоит ничего плохого не подозревающая жиличка и крутит на мясорубке фарш для котлет, и вдруг за ее спиной возникает призрак и спрашивает: «С перцем, да?» И куда присобачить такой рассказ? Кто мне поверит, что такое на самом деле было? Мало того, что привидения приходят не в часы, так сказать, «своей работы», а сверхурочно, да еще к тому же разговаривают, что, по мнению парапсихологов, им строго-настрого запрещено, ну и самое главное: это совсем-совсем НЕ СТРАШНО!

Но, тем не менее, я как без пяти минут эзотерик по крохам, по крупинкам собираю то, из чего можно написать что-то стоящее в эту рубрику. И никогда ведь не знаешь, в каком месте услышишь то, что про себя тут же наметишь: «О, это надо написать!» Вот, к примеру, совсем недавно, сидя за праздничным веселым столом, услышала одну историю.

Драка со старушкой-привидением

История эта произошла в одном из Вилюйских улусов. Моей подруге исполнилось всего два или три месяца, когда в поселке, где они тогда жили, сразу несколько детей заболели менингитом. В то время в улусе не было квалифицированных врачей, не хватало лекарств... Конечно, медики районной больницы делали все возможное для спасения детей, но силы были неравными. Дети умирали один за другим. В больнице родителям девочки так и сказали: надежды практически никакой.

Опечаленные, они вернулись домой и увидели, что две старшие девочки ждут их на улице, сидя на завалинке. Прошло несколько беспокойных дней, родители почти каждый день мотались в райцентр в больницу, надеясь, что дочери-крошке стало лучше, но увы! Потом кто-то из них все-таки заметил, что каждый раз, приходя домой, они обнаруживают девочек на улице. Видимо, дети боялись оставаться одни, без взрослых, в доме, в который, кстати говоря, они заехали совсем недавно. Стали расспрашивать: мол, в чем дело, вас кто-то напугал, чего боитесь? Оказалось, когда в доме нет взрослых, они видят какую-то маленькую старушку, которая каждый раз появляется из-за угла, а не заходит, как все люди, в дверь. Старуха очень злая, смотрит недобрым взглядом и постоянно что-то бормочет под нос. А что она бормочет, девочки не понимали. Тут, наверное, надо сказать, что семья переехала в Вилюйск, на родину мамы, из промышленного района, дети росли с русскими ребятишками и по-якутски плохо понимали.
Сами взрослые ничего не слышали и не видели, пока однажды не произошел случай, после которого глава семейства из атеиста в одночасье превратился в верующего человека.

Накануне мужчина работал в ночную смену и днем спал. В доме никого не было. И тут ему снится страшный сон. Из дальнего угла, которого так боялись его дети, вдруг появляется маленькая старушонка в старинной якутской одежде, на голове повязан синий платочек. Старушка подходит к его постели, долго так разглядывает его... и начинает на него карабкаться. Сама кожа да кости, маленького роста, а уселась верхом, будто какую-то глыбу сверху навалили – ни вздохнуть, ни повернуться. Он вроде как проснулся и хочет спросит: кто такая, что тебе от нас нужно? Но голос как будто прилип к гортани, и мужчина не может произнести ни звука. Он хочет свалить на пол зловредную старушонку, которая вроде что-то там прошамкала: мол, я за дочкой твоей младшенькой, по ее душу пришла... Тут мужчина очень рассердился, ему каким-то образом удалось встать с кровати. И тут между ними произошла самая настоящая схватка не на жизнь, а на смерть. Он понимал, что на кону жизнь его дочери: если он проиграет в этой драке, старуха заберет жизнь малышки. Поэтому во что бы то ни стало он должен ее одолеть! И ведь он ее победил. Старуха, шипя от злости, убралась в угол и растаяла там. Когда отец подруги пришел в себя, он обнаружил в комнате страшный беспорядок – значит, он вовсе не спал, и все это произошло на самом деле. Вот тогда он поверил своим детям. Вскоре они оттуда переехали в другой дом.

Кстати, эту старушку в тот же день увидела и мать подруги. Она дежурила у постели больной и случайно заснула. И снится ей, как открывается дверь и заходит маленькая старушка в синем платочке, низко повязанном на голове и закрывающем все лицо. Она начинает шнырять по всей палате, как будто кого-то ищет. Подходит поочередно ко всем койкам, а они-то уже пустые, вот она и бормочет: «Я тут уже взяла, и тут взяла...» Затем – о ужас! – она подходит к кровати, где лежит пока единственный живой ребенок, и протягивает костлявые руки... Потом почему-то отдергивает их и отчетливо так говорит: «Нет, ей пока рано со мной...» Мать в ужасе проснулась, потрогала лоб дочери, который был всегда горячим, и почувствовала, что температура ушла. Дежурный доктор, осмотрев девочку, очень удивился, что болезнь вдруг пошла на убыль, кризис миновал, и девочка выздоравливает. Единственная из всех заболевших.
Этот случай остался в качестве семейного преданья, которое рассказали, детям когда они стали почти взрослыми.

Призрак-спаситель

А это семейное предание мне рассказала молодая женщина. Когда она училась в 11-м классе, на рождественские каникулы, она отпросилась в гости к подруге с ночевкой. Подруга жила в том же доме, только в другом подъезде. Девочки сначала, как водится, немного погадали, потом долго разговаривали и легли спать довольно поздно. Подруга быстро уснула, а ей почему-то не спалось. Она долго ворочалась в постели и только под утро забылась тяжелым сном. И снится ей, как будто открывается дверь и входит ее покойный отец, который погиб в автомобильной катастрофе, когда она еще была маленькая. Он будто бы чем-то очень взволнован и без всяких лишних слов начинает ее будить: иди, мол, домой! Сейчас же! От испуга она просыпается и долго не может прийти в себя. В комнате уже светает и, конечно же, никого нет. Она поворачивается на другой бок и пробует заснуть, но сон не идет. В голове отчетливо звучит требовательный голос отца: «Иди домой!» И она решает идти домой, благо, что он рядом. Девочка наспех одевается и прибегает домой, открывает дверь своим ключом и входит в квартиру.

«До сих пор помню этот момент, - рассказывает она потом. – Дома было тихо, чисто, слышно было, как капает вода из крана... Но в то же время было что-то гнетущее, какой-то запах беды и одиночества, если можно так выразиться. Я, не разуваясь, бегу в комнату к матери. Она, повернувшись к стене, спит. Я поворачиваю ее к себе, и мне в глаза бросается ее неестественная бледность. С криком: «Мама, мама!» начинаю ее будить и не могу добудиться. Бегу к соседке, с которой мама дружила, та прибегает и вызывает скорую помощь. Маму увозят в больницу, и только потом я узнаю, что если бы я пришла, как обычно, в обед, то ее просто не успели бы спасти от инсульта.

СЕМЕЙНЫЕ ПРЕДАНИЯ

КАК СПОСОБ ИЗУЧЕНИЯ ЯЗЫКОВЫХ И КУЛЬТУРНЫХ ТРАДИЦИЙ

Оренбургский государственный университет

Взаимосвязанное изучение языка и культуры позволяет найти новые эффективные способы исследования и достичь новых результатов в разных областях знания.

Предание вообще – это устный интересный рассказ или поучительная история, передающаяся из поколения в поколение. В филологии предание определяется как одна из разновидностей народного творчества, жанр фольклора, устное повествование, содержащее сведения о реальных лицах и событиях.

Предание определяется как действие по глаголу передавать (предавать). в значении завещать что-либо, передать что-либо потомству обычаем или законом. Предание - рассказ, повествованье, память о событии, перешедшая устно от предков к потомкам; поученья, наставления, правила житейские, переданные одним поколеньем другому; поверье, заповедь, завет .

Предание, нередко возникнув из рассказа очевидца, при передаче подвергается вольной поэтической интерпретации и в этом значении его можно сравнить с легендой . Исследователи отмечают одно из устаревших значений понятия предание - традиция, традиционное установление, порядок, правило .

Предания, связанные с историей страны или народа, тесно переплетаются с мифами и народным эпосом, находят свое отражение в пословицах и поговорках, отдельные речения, взятые из преданий становятся крылатыми фразами, осознание происхождения которых может постепенно утрачиваться носителями языка и культуры.

Предания являются ценнейшими источниками информации для историков, филологов, лингвистов. Европейские ученые в XIX веке вслед за немецким историком И. Дройзеном (нем. Johann Droysen; 1808- 1884) подразделяли все исследуемые материалы, т. е. все многообразие продуктов целенаправленной человеческой деятельности на исторические остатки и исторические предани я.

Подлежащие изучению исторические материалы, по мнению И. Дройзена, составляют: устная речь (песнь, сага, рассказ, легенда, анекдот , пословицы, крылатые слова), письменная речь (генеалогические таблицы, исторические надписи, мемуары, брошюры, газеты и т. п.) и изображения (географические карты, иконография исторических личностей, планы городов, рисунки, живопись, скульптура) .

Среди множества исторических материалов особый интерес представляет изучение семейных преданий, в которых отражается с одной страны история страны, а с другой – быт и неповторимые оттенки внутрисемейных отношений.

Традиция записи и сохранения истории отдельных семейств восходит к хроникам (греч.Χρόνος- время) - историческим описаниям событий в хронологическом порядке, которые появились в поздней Римской империи и развились в Византии и Западной Европе.

В римской империи погодовые записи событий еще именовались анналами (лат. annus - год). В анналах наряду с записями, связанными с жизнью города, области или страны подробно описывался жизненный путь отдельных исторических личностей. Так, например, известно биографическое сочинение римского историка Евсевия Кесарийского (греч. Ευσέβιος ο Καισαρείας; 264-340) «Жизнь Константина», представляющее собой жизнеописание основателя Византийской империи императора Константина I, с которым Евсевий Кесарийский был лично близко знаком. Сочинение Тацита (лат. Tacitus, 55-120) «Жизнеописание » широко используется как источник исторических и биографических сведений.

Кроме того, знатные римские семейства приглашали грамотных людей для ведения записей о всех членах семьи. Плутарх (др.-греч. Πλούταρχος, 46-127) в самом начале своих «Сравнительных жизнеописаний» пишет: «Мне случилось начать работу над этими жизнеописаниями, выполняя чужую просьбу, но продолжать ее - и притом с большой любовью - уже для себя самого: глядя в историю, словно в зеркало, я стараюсь изменить к лучшему собственную жизнь и устроить ее по примеру тех, о чьих доблестях рассказываю» .

Российский историк (1881-1957) в работе «Начало римской летописи» указывал, что «…римляне были очень щепетильны по отношению к доброму имени своего рода, а поэтому у них уже рано в обычаи было записывать важнейшие их семейных происшествий» .

Ведение хроник, летописей, составление жизнеописаний повсеместно продолжалось в Средние века. Французский монах-августинец отец Ансельм (фр. Père Anselme, 1625-1694, в миру Пьер Гибур (фр. Pierre Guibours )) разработал схему передачи информации о родстве с помощью системы нумерации поколений и индивидуумов - поколенную роспись или родословную . Поколенная роспись включала в форме разбитого на поколения списка родственников сведения о потомках (нисходящая роспись) или предках (восходящая роспись) Отмечается, что восходящая роспись встречается гораздо реже нисходящей . В отличие от известных в то время генеалогических таблиц, в которых родственные связи отображались в графическом виде (с помощью скобок, линий, расположения по горизонталям или вертикалям), поколенные росписи способствовали сохранению большего количества детальных сведений об отдельных членах того или иного семейства.

В 1663 году отец Ансельм опубликовал «Дворец чести» - геральдическое исследование с поколенными росписями лотарингского дома Шатенуа (нем. Haus Châtenois) и итальянской династии герцога Савойского (итал. Duca di Savoia), позднее был издан «Дворец славы» - сборник родословных великих фамилий Франции и Европы.

В Древней Руси, Византии, Сербии, Болгарии исторические произведения, соответствующие римским хроникам , носили название летописей и хронографов .

Летопись представляла собой более или менее подробную запись исторических событий по годам. Запись событий каждого нового года в летописях обычно начинается словами: «в лето …» (т. е. «в году …» ), отсюда и название - летопись . На Руси сложилась традиция ведения особых делопроизводственных документов - р одословных книг или родословцев, в которые думными дьяками заносились поколенные росписи знатных родов. Родословные книги использовались для составления справок в местнических спорах. Эти книги являются ценными документами для генеалогических исследований.

Первые рукописные родословные книги появились в 40-х годах XVI века. Известно, что в 1555 году по распоряжению Ивана Грозного создан «Государев родословец». В 1682 году была образована Родословных дел палата, основной целью которой стало создание родословных книг всего дворянства. Там на базе «Государева родословца» в 1687 году была создана «Бархатная книга», позднее, в 1787 году, российский журналист и общественный деятель Н. И. Новиков (1744-1818) издал один из списков «бархатной книги» под названием «Родословная книга князей и дворян российских и выезжих».

В Польше и Западной Украине в XVI-XVIII веках были распространены silva rerum (лат. - лес вещей, в переносном смысле –«случайный набор разнородных вещей»); определенный тип хозяйственной книги, домашней хроники, которая велась и сохранялась многими поколениями благородных семейств. В сохранившихся до наших дней книгах содержатся записи о текущих событиях, письма, политические речи, копии правовых документов, шутки и анекдоты, финансовые документы, философские размышления, стихи, генеалогические таблицы. Среди польской и украинской шляхты silva rerum рассматривались как дневник или семейные мемуары, среди других вопросов в них записывались семейные традиции; silva rerum не были предназначены для широкой аудитории и, тем более, печати, однако иногда некоторые книги предоставлялись друзьям семьи, которым даже разрешалось добавить комментарии к записям. Некоторые silva rerum имели более тысячи страниц, З. Глогер (польск. Zygmunt Gloger ; 1845 - 1910) цитирует книгу из 1764 страниц, но наиболее распространенный размер от 500 до 800 страниц .

Родословные книги, семейные дневники содержат богатый материал для исследования связи между языком и социальными условиями его бытования. Данные источники представляют большой интерес, но они активно изучались и изучаются в настоящее время историками, библиографами, филологами.

Однако истории отдельных семей – менее знаменитых, простых людей, практически не изучались, поэтому мы поставили цель с помощью анкетирования и опроса выявить современное состояние и традиции ведения семейных хозяйственных книг, семейных архивов, а также сохранения в семьях Оренбургского региона различных преданий.

Мы рассматриваем семейные предания как рассказы о членах одной семьи и событиях, связанных с ними и произошедших в недавнем и далеком прошлом; семейные поверья и легенды, переходящее от одного поколения семьи к другому в как в устной передаче, так и зафиксированные письменно.

При анализе собранных материалов мы предполагаем фиксировать: факты отражения в семейном предании исторических событий эпохи; степень сохранения предания (предание опрашиваемый вспоминает сразу или ему необходимо побеседовать с другими членами семьи, относительно точно и уверенно указываются имена и даты); предание связано с членами семьи или селения, местности; использование при пересказе устаревших слов и выражений; использование при пересказе иностранных слов и выражений (возможно искаженных); обусловленность использования устаревших или иностранных слов (именно они составляют суть предания); повторение одной сюжетной линии в нескольких преданиях.

Результаты, полученные к настоящему времени, позволяют утверждать, что молодые люди в возрасте 17-20 лет мало осведомлены в истории прежних поколений своей семьи, не знают семейных преданий, или не осознают их таковыми, не откликаются на предложение побеседовать с другими членами своей семьи с целью отыскать интересные истории, более того, представители этой возрастной группы не всегда осознают ценность сохранения семейной истории и семейных традиций.

Представители возрастной группы 10-16 лет также мало осведомлены в истории прежних поколений своей семьи, однако охотнее откликаются на предложение побеседовать с другими членами своей семьи с целью отыскания интересные истории. Самые младшие из опрошенных (10-12 лет) чаще вспоминают истории с элементами «чудесного» или мистического содержания.

Представители более старшего поколения (старше 30 лет) помнят много историй, связанных различными событиями жизни нескольких поколений своей семьи, но занимаются целенаправленным сбором и сохранением информации о своей семье.

Таким образом, семейные предания – истории, были, легенды, хранящиеся в семьях и ценные для членов одной семьи, вместе с тем являются богатым материалом для изучения исторических событий, этнографии, быта и мировоззрения определенного региона.

Список использованной литературы

1. Большой Энциклопедический словарь. 2000. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://dic. academic. ru/dic. nsf/enc3p/242654

2. Даль, В. И. Толковый словарь великорусского языка [Электронный ресурс] Режим доступа: http://dic. academic. ru/dic. nsf/enc2p/332102

3. Дройзен, И. Г. Историка. Лекции об энциклопедии и методологии истории / . - СПб.: Владимир Даль, 2004. - 581 с.

4. Ефремова, словарь русского языка . Толково-словообразовательный. 2000 [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www. efremova. info/word/predanie. html#.V7MAGmBkjIU

5. Радциг, римской летописи / . - Киев: Аграр Медiа Групп., 2012. – 150 с.

6. Плутарх. Сравнительные жизнеописания [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www. ancientrome. ru/antlitr/plutarch/index-sgo. htm

7. Gloger, Z. Ksie̜ga rzeczy polskich / Zygmunt Gloger. - Nakł. Macierzy Polskiej, 1896. - 498 s.

8. Jouniaux, L. Généalogie: pratique, méthode, recherche / Léo Jouniaux. - Quercy: Seuil, 2006. - 414 p.