Директор гим алексей левыкин: хорошая выставка, да…. Гим крыму

У вас долгая история в Государственном Историческом музее – многолетняя работа вашего отца, ваша научная работа. Как сейчас обстоят дела со взаимоотношениями с государством, с общей музейной политикой? Лучше становится или хуже, чем раньше?

- «Взаимоотношения с государством» – звучит довольно аморфно. А вот что касается отношения власти к музеям, в последнее время мы видим очень большой интерес к нашей деятельности. Государство в нас действительно заинтересовано. Это проявляется и в поправках к законодательству, и в бюджетном финансировании. Для нас очень важно, что несмотря на кризис, оно в какой-то степени даже увеличивается.

А это не я сказал.

- А кто?

Во время двухсотлетнего юбилея Оружейной палаты в 2006 году это сказал Патриарх Алексий. Он сказал, что в тот период, когда на церковь обрушились репрессии, шло разрушение храмов и уничтожение памятников православной культуры – именно музеи выступили той силой, которые сохраняли это все.

С Русской Православной Церковью мы тесно связаны, и не только Покровским собором. Мы передали Новодевичий монастырь Московской епархии. Но он нам так же близок, и мы продолжаем там работу, в том числе наши специалисты входят в рабочую группу по реставрации этого памятника.


- Со взаимодействием нет проблем?

Все-таки лучше не создавать проблемы, а их решать - и решать совместно. В Новодевичьем монастыре находятся памятники, которые документально числятся в Историческом музее. Сейчас там создан профессиональный музей, которым руководит игуменья Маргарита. Многие из светских музеев хотели бы иметь такого директора, как она - очень жесткого, профессионального. Сейчас у нас хранится часть коллекции, которую мы взяли себе во время реставрации Амвросиевской церкви. Мы совместно готовимся к реставрации в Смоленском соборе, даем свои рекомендации.

А в Покровском соборе есть место и музею, и Церкви. Там еженедельно идут воскресные службы. Мы очень тесно сотрудничаем с протоиереем Вячеславом Шестаковым, под попечением которого находится храм. Сейчас при наличии финансирования мы бы хотели провести очень важные работы - реставрацию церкви Святого Иоанна Блаженного. Мало кто знает, что кроме мощей в соборе хранятся еще и мощи Иоанна Блаженного . Но доступ в это помещение закрыт, пока не проведена реставрация в церкви Иоанна Блаженного. Мы готовимся к этой работе, и ее невозможно проводить сепаратно от Русской Православной Церкви.

Мы получаем множество запросов от Русской Православной Церкви по поводу обследования тех или иных памятников, проведения реставрационных работ, издательской, научно-исследовательской деятельности. Совместная работа ведется и она будет продолжена.


А с зарубежными собраниями как сотрудничество устроено? Появилось выражение «музейное импортозамещение», когда главные музеи в силу политической ситуации переключаются на сотрудничество с музеями региональными.

На музейное сообщество санкции не действуют. Это политика, а мы как существовали вместе – так и существуем. Даже в вопросе с культурными памятниками из Крыма это все решается в первую очередь в поле нравственных моментов взаимоотношений между музеями. Хотя наши коллеги из Голландии попали в очень сложную ситуацию.

У нас продолжаются очень тесные взаимоотношения и с музеями Германии, и с музеями Голландии, и с музеями Великобритании. Вот выставка «Тульская художественная сталь» – каталог к ней был бы невозможен без поддержки, которую нам оказал Музей Виктории и Альберта. В нем научные статьи сотрудников этого музея, причем очень интересные. Начинаем взаимодействовать с Китаем – у них мощнейшие музеи на очень передовом, серьезном уровне. По системе оборудования, организации музейного дела сейчас они не уступают ведущим европейским и американским музеям, а где-то и превосходят.

- Из-за целенаправленной государственной поддержки?

Да.

Фото Анны Даниловой












Марина Тимашева:
Государственный Исторический музей обладает не только основным зданием на Красной площади, но и расположенными в разных частях Москвы многочисленными филиалами. В этом году музей должен лишиться одного из них, но прирасти и новыми площадями. Лиля Пальвелева представит нам нового директора Исторического музея Алексея Левыкина.

Лиля Пальвелева:
Алексей Левыкин в июне этого года стал 18-м по счету директором Исторического музея. В свое время директором Исторического музея был его отец Константин Левыкин. А наш собеседник долгое время работал по другую от Красной площади сторону стены, научным руководителем Музеев Московского Кремля. Так что, вполне резонно поинтересоваться мнением Алексея Левыкина по поводу происходящей сейчас передачи Русской Православной Церкви филиала Исторического музея – Новодевичьего монастыря. Почему музейное сообщество с такой легкостью согласилось на то, чтобы это непростое, спорное решение было реализовано?

Алексей Левыкин: Я, честно говоря, с вами не согласен, что музейное сообщество отказалось. Достаточно сказать, что это решение принималось очень долго и были постоянные попытки доказать, что гораздо лучше для памятника, для Новодевичьего монастыря (это и моя позиция), чтобы происходило это сосуществование - и Русской Православной Церкви, и музея - на одной территории. Тем более, это существование имеет наиболее давние и самые лучшие традиции. Я просто знаю прекрасно, как еще в период советского строя, сколько стоило моему отцу усилий, чтобы часть храмов, которые находятся на территории Новодевичьего монастыря, были переданы Русской Православной Церкви для осуществления служб. Трудно было представить в те времена, как это делалось, но это было сделано. Во-вторых, мне очень не нравится вот эта позиция, которая представлялась в СМИ. Давайте посмотрим, как обычные обыватели, которые включают телевизор и слышат об очередном имущественном споре: с одной стороны, музейное сообщество, которое говорит о том, что передавать нельзя, с другой стороны, Православная Церковь, которая говорит о том, что передавать надо, потому что это некогда принадлежало Православной Церкви и до 19-го века это сохранялось лучше, чем многие светские памятники. Получается такой классический имущественный спор двух хозяйствующих субъектов. А общество-то где? Где то общество, которое должно быть заинтересовано в сохранении памятников культуры, в большей степени их открытости, в большей возможности их посещения? Его нет.

Лиля Пальвелева: Когда стало известно о грядущем событии, звучало очень много утешительных слов по поводу того, что ничего страшного не происходит, люди и в дальнейшем смогут посещать все эти места и все осматривать. Более того, утверждалось, что даже экскурсии будут проходить. Однако, опыт Донского монастыря свидетельствует об обратном.

Алексей Левыкин: Вы знаете, я даже встречался с Владыкой Ювеналием, и было заявлено, что Исторический музей уйдет с территории Новодевичьего монастыря, он передаст и храмы, и иконостасы, но Русская Православная Церковь надеется создать свой музей на этой территории.

Лиля Пальвелева: Из каких экспонатов будет составляться новый музей и не случится ли так, что Церковь потребует те принадлежащие Историческому музею реликвии, что связаны с многовековой жизнью монастыря?

Алексей Левыкин: Закон отмечает, что это касается памятников недвижимых и тех иконостасов, которые есть. Вопрос, на каких экспонатах они будут существовать, это уже вопрос не Исторического музея. Возможно, мы можем ожидать каких-то определенных запросов на те экспонаты, которые связны с историей Новодевичьего монастыря. Но все-таки тот закон, который сейчас будет обсуждаться в Государственной Думе, он касается памятников недвижимых. По памятникам музейного фонда написано, что находятся в зоне действия Закона о музейном фонде и остаются у государства. Это - один вопрос. И другой вопрос – конечно, очень хотелось бы, чтобы действующие храмы, действующие монастыри работали в том же самом режиме, как, например, в Италии, где каждый желающий, после завершения службы, может зайти, ознакомиться, где существуют жесточайшие нормативы хранения, где производится классическая реставрация. Если это будет, то я думаю, что общество будет относиться к этому спокойно. Все-таки музейное сообщество, как правило, говорило не о собственности, а в большей степени опасалось за состояние этих предметов. А на практике мы можем только посмотреть.

Лиля Пальвелева: А окончательно покинет стены Новодевичьего монастыря Исторический музей лишь тогда, когда для него будут подготовлены обещанные помещения в Измайлово. Со временем там разместятся реставрационные мастерские и появятся новые выставочные пространства. Впрочем, все это, вероятно, дело не близкого будущего. Куда раньше должны быть наконец-то освоены площади бывшего Музея Ленина, изначально, до революции – здания Городской Думы. Здесь и находится кабинет директора.
Ваши окна выходят во внутренний двор. Это очень старая часть Москвы, сохранная часть, и были проекты, во время освоения этого пространства, уже как выставочного, накрыть все стеклянным куполом. Как вы относитесь к такого рода архитектурным новациям?

Алексей Левыкин: Вот это пространство, которое находится именно за моим окном, мы его будем обязательно осваивать, и это перспектива. Другой вопрос, что кроме нас в создании проекта принимают участие достаточно большое количество различных служб, и даже в официальных организациях очень много людей, которые принимают или не принимают форму перекрытия двора, я не скажу купола. И мы, естественно, прейдем к освоению данной территории и начнем, в первую очередь, с обычных реставрационных работ тех памятников, которые находятся здесь, но уже после завершения первых этапов тех работ, которые ведутся на Московской Городской Думе и на территории, которая ни у кого не вызывает сомнения - я имею в виду внутренний двор, который образован между комплексом Монетного двора и бывшим Музеем Владимира Ильича Ленина. Потому что там чисто технологическое пространство, которое не имеет никакого, ни исторического значения, ни памятникового - это внутренний двор и, возможно, там будет создан к 2012 году Музей войны 1812 года. Но я бы еще хотел обратить ваше внимание вот, на что. Есть перекрытие, как вы сказали, купол, который влечет за собой уничтожение памятника и создание какого-то нового архитектурного пространства. Но есть перекрытия, которые проводятся очень разумно, и я встречал такие работы в таких потрясающе ортодоксальных по отношению к архитектурной реставрации странах, как Дания и Швеция, где это очень четко продумывается, где конструкция отрывается от архитектурного памятника, где, наоборот, работает на его сохранение. И не надо забывать другого момента. Ведь в какой-то степени, даже когда музеи идут на это, они идут на это не ради того, чтобы создать дворик себе для чего-то, они, как правило, борются за то музейное пространство, в котором можно представлять памятники культуры. Так что сейчас пока что рано об этом говорить. Очень часто говорят о возвращении данного пространства для возможностей москвичей. Я, честно говоря, здесь никогда туристических групп не видел - только очень немногие и очень изощренные специалисты знали, что здесь находится. В общем, я думаю, что мы попытаемся сделать все возможное, чтобы не нарушить красоты вот этого района Москвы, о котором мало кто что знает (может быть, тот, кто попадал в отделение милиции, которое находилось в соседнем дворе), и я вас уверяю, мы будем подходить к этому осторожно.


Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Алексей Константинович Левыкин (род. 7 сентября (19590907 ) , Москва) - кандидат исторических наук , специалист в области русского и зарубежного антикварного оружия, директор , председатель Ученого совета Государственного историко-культурного заповедника «Московский Кремль» , член Геральдического совета при Президенте Российской Федерации , член Комитета Совета Федерации по культуре.

Биография

Родился в городе Москве в семье советского и российского историка Левыкина Константина Григорьевича (1925-2015) и Левыкиной Галины Михайловны (род. 1932). В 1981 году закончил исторический факультет Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова . С 1991 по 1998 год возглавлял Сектор оружия и парадного конского убранства Музеев Московского Кремля. В 1999-2000 был заведующий отделом «Оружейная палата » Государственного историко-культурного музея-заповедника «Московский Кремль». С 2001 - научный руководитель ФГУ "Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль».

24 июня 2010 года был назначен на пост директора Государственного исторического музея (ГИМ).

Семья

  • Супруга - Наталья Афанасьевна Левыкина (род. )
  • Дочь - Татьяна Алексеевна Левыкина (род. )
  • Брат - Дмитрий Константинович Левыкин (род. ), инженер

Награды

Книги

  • Московский Кремль. Императорская Рюст-камера. М.,2004. 250 с.: ил.

Напишите отзыв о статье "Левыкин, Алексей Константинович"

Ссылки

Отрывок, характеризующий Левыкин, Алексей Константинович

Скоро показался лес, и мы, повернув на уже хорошо знакомую нам тропинку, скрылись из виду... И вот тут-то я дала волю своим, вопящим от радости, эмоциям!.. Я пищала, как несказанно обрадованный щенок, тысячу раз целовала Пургу в шелковистый нос (количество чего она никак не могла понять...), громко пела какие-то несуразные песни, вообще – ликовала, как только позволяла мне моя счастливая детская душа...
– Ну, пожалуйста, моя хорошая, покажи им, что ты опять счастливая... Ну, пожалуйста! И мы снова будем вместе много-много кататься! Сколько захочешь, обещаю тебе!.. Только пусть они все увидят, что ты в порядке... – упрашивала я Пургу.
Я чувствовала себя с ней чудесно, и очень надеялась, что она тоже почувствует хоть частичку того, что чувствовала я. Погода была совершенно изумительной. Воздух буквально «трещал», настолько был чистым и холодным. Белый лесной покров блистал и искрился миллионами маленьких звёздочек, как будто чья-то большая рука щедро рассыпала по нему сказочные бриллианты. Пурга резво бежала по вытоптанной лыжниками тропинке, и казалась совершенно довольной, к моей огромной радости, начиная очень быстро оживать. Я буквально «летала» в душе от счастья, уже предвкушая тот радостный момент, когда мне скажут, что она наконец-то по-настоящему моя...
Через какие-то полчаса мы повернули назад, чтобы не заставлять волноваться всю мою семью, которая и без этого, волновалась обо мне постоянно. Соседка всё ещё была на дворе, видимо желая собственными глазами убедиться, что с нами обоими всё в порядке. Тут же, естественно, на двор выбежали бабушка и мама, и уже последним появился папа, неся в руках какой то толстый цветной шнурок, который сразу же передал соседке. Я легко соскочила наземь и, подбежав к папе, с колотящимся от волнения сердечком, уткнулась ему в грудь, желая и боясь услышать такие важные для меня слова...
– Ну что, милая, любит она тебя! – тепло улыбаясь, сказала соседка, и, повязав тот же цветной шнурок Пурге на шею, торжественно подвела её ко мне. – Вот, с этим же самым «поводком» мы привели её домой в первый раз. Бери её – она твоя. И счастья вам обоим...

В феврале 2017 года Государственный исторический музей будет отмечать 145-летие со дня своего основания. «Лента.ру» поговорила с директором музея Алексеем Левыкиным о том, как работает главное историческое хранилище страны и о больших планах его развития, а также о том, как создаются выставки и какие экспозиции ждут посетителей в новом году.

«Лента.ру»: Какие мероприятия музей готовит к 145-летию?

Левыкин : Конечно, отношение к этой знаменательной дате у нас особенное, хотя мы рассматриваем ее как начало подготовки к 150-летию музея в 2022 году. Исторический музей создавался особо и в особый период времени - как главный центр памяти и сохранения культурного и исторического наследия огромной страны, и он с честью выполняет эту задачу и сегодня. Ни одна страна в мире не обладает таким обширным хранилищем раритетов и памятников истории и культуры, мемориального наследия, как Россия в лице Исторического музея. Более пяти миллионов единиц хранения! Причем почти каждый из этих предметов связан с важнейшими этапами как в истории нашего государства, так и вообще с историей цивилизации на территории современной России и ее ближайших соседей.

Мы планируем провести мероприятия, которые зададут направление развития музея в будущем, позволят усовершенствовать его инфраструктуру, сделать более интересным и привлекательным для посетителей. Из наиболее заметных проектов - это совершенно новая система навигации в главном здании Исторического музея. Одна из самых главных проблем в музейном деле - это те объемы информации, которые музей может и должен предоставить посетителю. С конца января 2017 года каждый посетитель Исторического музея сможет получить не просто карту-схему, а полную картину основной экспозиции музея, причем он сможет сделать это и перед визитом в музей, загрузив информацию с сайта музея. Работа над этим проектом будет продолжена, ведь наша задача создать единую информационную систему, которая сможет дать информацию посетителю о каждом экспонате.

Конечно, в планах на 2017 год и организация серии выставок в Москве и регионах России. Любая выставка - событие и в жизни музея, и в истории нашей страны. В следующем году только на площадке ГИМ планируется 13 выставок, совершенно разноплановых - от локальных, основанных на показе наших коллекций, до таких крупных, как выставка, посвященная началу Русско-Турецкой войны 1877 года, где мы представим не только предметы из нашего собрания, но и из коллекций Русского музея, Третьяковской галереи и музеев Болгарии.

Несомненно, важнейшая дата - 100-летие Великой русской революции. Хотя наш музей непрофильный с точки зрения изучения этой темы - ею занимается Музей современной политической истории, - но все-таки мы обладаем уникальной коллекцией, которой пополнился ГИМ с присоединением фондов Музея В.И. Ленина. На основе этого собрания осенью 2017 года мы представим большой выставочный проект, посвященный революции как поворотному событию в ходе мировой истории.

Как происходит процесс создания выставки? Кто, как правило, выдвигает идеи? Понятно, что бывают некоторые даты, которые сами подсказывают тему.

Вот вы сказали «бывают некоторые даты». На каждый год приходится несколько значимых и интересных дат, которые исторические музеи обойти вниманием не могут. Этот год был объявлен годом великого русского историка Карамзина; в 2014 году отмечалось столетие начала Первой мировой войны, события, которое сильно отразилась на судьбах народов всего мира, а в прошлом году основные события прошли под знаком 70-летия Великой Победы.

Так что есть определенные даты в истории нашей страны, которые обязательны к отражению в программе мероприятий Исторического музея. Тем более что события бурного ХХ века не охвачены нашей основной экспозицией. И не потому, что у нас нет памятников этого времени, а из-за нехватки экспозиционного пространства, где мы могли бы все разместить.

Нередко происходит так, что проект предлагается нашими партнерами из других музеев. Так, была организована выставка, которая сейчас пользуется огромным интересом у публики - «Боги и герои Древней Греции». Она проходит в рамках перекрестного года России и Греции, и работа над ней велась в рекордно короткие сроки: от начала переговоров до открытия прошло чуть более полугода. Надо учесть, что за этот период не только был произведен отбор экспонатов (в Москву впервые привезли первоклассные произведения античного искусства, которые никогда ранее не покидали Грецию), но еще и создана прекрасная экспозиция, выпущен каталог.

Кроме того, с рядом зарубежных музеев у нас есть программы долгосрочного сотрудничества, в рамках которых проводятся обменные выставочные проекты. В конце ноября мы открыли выставку из музея китайской провинции Шаньси. Для нас это не просто интересная работа по созданию выставки, посвященной истории и культуре Поднебесной, а еще и начало большого проекта по представлению коллекций нашего музея в Китае. Сейчас мы отправляем в Китай выставку, посвященную истории России имперского периода. Она будет показана в нескольких крупных музеях в течение всего следующего года.

Значит, полгода подготовки - это минимум?

Знаете, полгода - это даже не минимум, это вообще не срок. Просто в случае с «Богами и героями Древней Греции» предложение было крайне интересным: экспонаты предоставили 26 ведущих греческих музеев. Это поистине уникальные памятники, шедевры мирового уровня! Отказываться от такой выставки мы просто не имели права.

А вообще работа над выставкой идет несколько лет. Она включает в себя и работу научных сотрудников, создающих концепцию, работу реставраторов, готовящих памятники для экспонирования, работу редакционно-издательского отдела, который создает каталог, работу по продвижению выставки, в конечном итоге. В создании экспозиции задействовано очень большое количество людей.

Расскажите о взаимодействии Исторического музея с Министерством культуры. Как вы его оцениваете?

Мы являемся федеральным музеем и находимся в непосредственном ведении Министерства культуры, и взаимодействие, которое у нас происходит с нашим руководством, фактически ежедневное. Мы выполняем государственное задание - свою функцию по хранению и экспонированию предметов, по организации различных региональных выставочных проектов, ведем популяризаторскую деятельность. Отмечу, что предложения, с которыми мы обращаемся к министерству, чаще всего находят отклик. В министерстве работают специалисты, которые выполняют общую с нами работу по сохранению культурного наследия. И если мы решаем эту задачу в рамках одного музея, то для министерства это работа в масштабах всего государства.

Одна из главных сегодняшних проблем Исторического музея - это огромные фонды, требующие новых современных хранилищ, экспозиционных пространств. Решить эти проблемы без поддержки Министерства культуры невозможно. Мы только что говорили о предстоящем юбилее музея и его будущем развитии. Одним из самых главных событий, которые должны произойти в период празднования нашего 145-летия - это представление программы развития и определение тех целей, которых мы должны достичь за ближайшие пять лет. Одна из таких задач - создание нового современного реставрационно-депозитарного комплекса, который планируется на территории Новой Москвы. Без самого активного участия Министерства культуры это сделать невозможно. Запрос на расширение фондовых и экспозиционных пространств для крупнейшего музея страны был услышан и поддержан лично министром культуры Владимиром Мединским, который не отложил решение этой проблемы на будущее. Скажу больше - инициатива выделения территории в Новой Москве для фондохранилища ГИМа исходила лично от министра. Сейчас уже определен земельный участок; мы ведем работу с профильным департаментом министерства культуры по подготовке проектной документации и документов для федеральной адресно-целевой программы. Впервые за то долгое время, что Исторический музей добивался решения проблемы выделения дополнительных площадей, мы видим реальные действия, которые завершатся созданием современного комплекса, и это сразу позволит решить несколько задач: улучшить условия хранения, реставрации, экспозиции. И самое главное - открыть для посетителей новые выставочные площади в центре Москвы, которые мы освободим от фондохранилищ, реставрационных мастерских, административных помещений.

Министерство культуры помогает нам решать задачи по комплектованию фондов. Музей должен постоянно расширять свою коллекцию и смотреть в будущее. Это касается и предметов, связанных с современной историей, и вовлечением в музейный оборот коллекций, представленных на антикварном рынке. Без финансовой поддержки Министерства культуры это сделать невозможно, и такую поддержку мы получаем. Несмотря на сложную финансовую ситуацию, сегодня мы имеем выстроенную программу комплектования. Это касается не только Исторического музея. В министерстве регулярно работают комиссии, которые рассматривают предложения музеев, оценивают их, дают свои рекомендации. В результате музейный фонд государства пополняется уникальными предметами и коллекциями.

Фото: предоставлено пресс-службой Государственного исторического музея

То есть музей делает запрос?

С одной стороны, это достаточно банальная - в хорошем смысле слова - отработанная технология. Конечно, сотрудники музея, его хранители ведут постоянный мониторинг исторических и культурных памятников, находящихся на антикварном рынке, причем часто не только в России, но и за рубежом. Да, у нас есть устоявшиеся контакты с людьми, работающими в этой сфере. Но в музей нередко приходят люди, которые предлагают музею вещи, хранившиеся в семье.

Мы оцениваем тот или иной предмет с точки зрения исторической ценности, насколько он значим для собрания государственного музея. И если специалисты принимают положительное решение, то мы обращаемся за финансированием к Министерству культуры. Естественно, федеральное министерство действует в рамках имеющихся финансовых лимитов. Но по-прежнему благодаря поддержке государства коллекции музея пополняются уникальными памятниками. Мы регулярно представляем наши новые поступления и в рамках празднования 145-летия музея покажем наиболее знаковые предметы, недавно пополнившие фондовые собрания.

Вы рассматриваете Исторический музей в первую очередь не как место, где посетители могут искать развлечение в виде выставки, а где они получают дополнительное образование, познания в области истории.

Дело в том, что развлечение и организация досуга - это очень важная функция музея, но это лишь часть нашей работы. Музей - очень сложный механизм. И если вы обратитесь к любому музейному работнику и спросите: «что самое важное осуществляет музей?», вам ответят: «хранит». Самая важная его функция - это сохранение. Без нее вы не сможете тщательно и подробно изучать памятники, которые здесь хранятся. Функция представления музейных предметов и целого спектра других услуг для широкой аудитории посетителей появляется уже на следующих этапах. Мы хорошо понимаем, что работаем для современной аудитории, которая не только хочет прийти в музей и увидеть что-то интересное. Люди хотят провести здесь время, хотят отдохнуть. И поэтому расширять спектр возможностей музея - тоже обязанность музея.

Так что музей, с одной стороны, является и хранилищем ценностей, и научным центром, потому что порой в нем проводятся уникальные научные исследования. Музей, как вы сказали, еще и образовательный центр, потому что основные посетители нашего музея - школьники и студенты, семейная аудитория. И мы ведем большую педагогическую работу, потому что посещение музея позволяет не только закрепить, полученные в школе знания, но и существенно расширить их. Например, получать высшее образование в области истории искусства или истории нашего государства либо другого государства без углубленного знакомства с коллекцией Исторического музея невозможно. В этом году при поддержке министерства культуры и личном участии министра мы запустили новый лекционный курс «Исторические субботы», в рамках которого лекции по российской истории читают лучшие специалисты. И мне отрадно видеть, что проект уже имеет свою постоянную аудиторию, которая еженедельно приходит в музей.

Есть еще одна очень важная функция музея - патриотическое воспитание. Назовите мне другой музей, куда человек может прийти и увидеть историю государства Российского, с его славными, драматическими, трагическими и героическими событиями? Только Исторический музей может представить историю цивилизации, истоки социально-национальной общности народов, составляющих нашу страну. Как итог сказанному, четко видим, что развлекательная функция музея минимальна, в большей степени это важнейшие направления работы, связанные с хранением, представлением экспонатов, изучением, образованием и, конечно, воспитанием.

Фото: предоставлено пресс-службой Государственного исторического музея

Вы практически ответили на вопрос, который я собирался задать. Когда я учился на истфаке в начале 1990-х, историк - это была одна из самых непрактичных профессий. Мы и мои сокурсники учились просто потому, что нам так хотелось, а не потому, что надеялись быть востребованными как историки…

У меня отношение к историческому факультету совершенно иное, потому что он дает настолько широкое образование, что очень многие мои сокурсники проявили себя не только в области науки либо своей профессиональной преподавательской деятельности, - они занимают важные государственные посты, и историческое образование им очень помогает. Я вам могу напомнить, что историком по образованию является Олег Борисович Добродеев, руководитель ВГТРК; наш министр культуры тоже историк по образованию.

И я там учился именно ради такого широкого образования. Но просто сейчас, я смотрю, ситуация изменилась. История - это одна из самых острых общественно-политических тем. Ежедневно или раз в неделю возникают какие-то дискуссии, основанные на истории нашего государства или других. История стала очень востребована в сравнении, ну, как мне казалось, с тем, что было лет 20 назад.

Дело в том, что она была всегда востребованной, потому что очень многие современные политические проблемы, которые мы сейчас решаем, имеют свои корни в прошлом. Причем порой это прошлое не столь далеко, как нам кажется. И, несомненно, историю очень часто используют как оружие в нечестной политической борьбе. Мы это видим сейчас на примере наших братских государств, политические деятели которых в целях каких-то своих интересов не только обнуляют нашу общую историю, но и запросто фальсифицируют исторические факты. Именно поэтому историю необходимо знать, хотя бы для того, чтобы не повторять прежних ошибок. Мы должны помнить высказывание выдающегося русского историка Василия Ключевского, что история ничему не учит, но жестоко спрашивает за плохо выученные уроки.

Порой такое впечатление складывается, что люди и даже целые цивилизации не учатся на уроках истории…

Ключевский прав!

Историки-то знают, но их никто не слушает, и все просто повторяется.

Ну почему… Все-таки иногда воздействие историков в понимании даже самих себя, в отстаивании определенных интересов государства присутствует, и к историкам прислушиваются.

Да, в последнее время больше стали прислушиваться к историкам.

Несомненно. И обратите внимание на то, что в последнее время государство уделяет большее внимание изучению и популяризации исторического знания. У нас созданы Российское историческое общество, Военно-историческое общество, членами которого являются не только профессиональные историки, но и государственные деятели.
Сегодня мы на себе испытываем колоссальный интерес людей к изучению истории, ее познанию именно в музее. Конечно, нужно возвращаться к очень нужной, на мой взгляд, практике познавательного исторического туризма. Сейчас, анализируя посетительский поток Исторического музея, мы видим, что большинство посетителей по-прежнему только из Москвы. А с организованным посещением музея жителями Московской области, например школьниками, уже сложнее, потому что мы все прекрасно знаем, что организационно привезти группу из Сергиева Посада - примерно то же самое, что из Красноярска. Как результат мы теряем очень большую аудиторию из российских регионов. И сейчас наши усилия направлены в том числе и на то, чтобы вернуться к тем показателям посещаемости, которые были у нас в 1980-е годы, и на то, чтобы познакомить регионы России с уникальным собранием Исторического музея. В год мы проводим 30-40 выставочных проектов, больших и малых, в различных уголках нашей страны. Открытие выставки Исторического музея в том или ином городе, регионе проходит практически ежемесячно.

Такое раньше меньше практиковали?

Сейчас гораздо активнее. Возвращаясь к сказанному о взаимодействии с Министерством культуры, замечу, что зачастую без поддержки министерства, в том числе и финансовой, региональным музеям очень сложно осуществить какие-либо выставочные проекты. А для того чтобы принять выставку из ГИМ, должны быть выполнены все необходимые условия по транспортировке, обеспечению сохранности, экспонированию коллекции.

Депозитарно-реставрационный комплекс - это не выставочные территории?

Сейчас нельзя решать такие вопросы только узко, в одном направлении. Любая структура, которая создается в музее, рассматривается с различных точек зрения ее использования. Реставрационный депозитарный центр, который мы увидим на территории Новой Москвы, будет уникальным, потому что на одной площадке будут расположены фондохранилища двух крупнейших национальных учреждений нашей страны - Российской государственной библиотеки и Государственного исторического музея. Представляете, какой мощный кластер там создается сейчас?! Но это не только фондохранилище и не только реставрационные мастерские. Во-первых, это фондохранилища нового типа, которые позволяют показать посетителям те уникальные коллекции, которые никогда раньше просто невозможно было увидеть широкой аудитории. Во-вторых, это обязательное создание экспозиционных зон, где мы сможем представлять экспозиции несколько иного типа, потому что, если здесь, на главной экспозиции, мы представляем историю в хронологической последовательности, то там мы сможем показывать крупные коллекционные комплексы. В коллекции Исторического музея более трехсот тысяч единиц хранения памятников изобразительного искусства, четырехсоттысячная коллекция костюма и тканей, коллекции фонда драгоценных металлов, нумизматики, миллионная археологическая коллекция. Кроме того, мы выделяем большое пространство на обустройство культурно-просветительской зоны, а также продумываем комфортную для посетителей инфраструктуру. Это учреждение - не некое хранилище, которое будет недоступно широкому посетителю или будет доступно только специалистам - нет, это настоящий мощный современный культурный музейный центр.

Фото: предоставлено пресс-службой Государственного исторического музея

А сроки создания его примерно каковы?

Мне сейчас очень сложно сказать. Естественно, мы хотели бы, чтобы этот комплекс был создан к 150-летию музея, и это одна главных задач нашего дальнейшего развития. Как я уже говорил, создание такого комплекса даст возможность провести широкие изменения здесь, в самом музее на Красной площади, например расширить его экспозицию. Но все будет зависеть от этапности каких-то определенных организационных работ, проведения проектирования и финансирования. Во всяком случае, сейчас очень часто у нас происходят рабочие совещания в министерстве культуры, где идет речь об уже совершенно конкретных шагах по созданию нового музейного центра. Этот проект находится под личным контролем министра и является его личной инициативой. Говоря, кстати, о депозитарном комплексе на территории Новой Москвы, нельзя не сказать о том, что сейчас принято очень важное решение, связанное с 500-летним юбилеем Новодевичьего монастыря. Подписано распоряжение правительства, утвердившее перечень мероприятий в рамках празднования этой юбилейной даты, которые необходимо провести к 2023 году, и одним из пунктов этих мероприятий предполагается создание экспозиционно-выставочного комплекса Исторического музея вблизи Новодевичьего монастыря. Это неслучайно, потому что, во-первых, история Исторического музея очень тесно связана с Новодевичьим монастырем, и нам удалось сохранить и культурные, и научные, и тесные организационные контакты с Московской областной епархией и с теми музеями, которые там расположены. Мы сейчас очень активно и участвуем, и помогаем в реставрационных работах на территории Новодевичьего монастыря, и с другой стороны, это наша совместная идея, наше совместное решение - создать экспозиционно-выставочный центр, который будет выполнять функции музейного центра рядом с уникальным памятником, входящим в состав мирового культурного наследия ЮНЕСКО. К 500-летию Новодевичьего монастыря мы откроем экспозицию, посвященную истории Русской православной церкви. Это еще один из этапов развития Исторического музея.

Можно в заключение назвать несколько выставок и экспозиций, которые в 2017-2018 годах люди смогут увидеть?

Как я уже говорил, будет выставка, посвященная 100-летию революции. Мы посмотрим на революцию шире. Мы постараемся представить предпосылки, течение и результаты революционных процессов: с одной стороны, это время высоких достижений, а с другой - трагические события, затронувшие судьбы очень и очень многих в нашей стране. Не за горами 2018-й год - это 100-летие событий, очень тесно связанных с Великой русской революцией, я имею в виду Гражданскую войну. Если посмотреть на Гражданскую войну современными глазами… Понимаете, мы сейчас ведь очень много говорим о понятиях примирения. Хотя я лично считаю, что примирение уже свершилось. Например, я правнук и внук людей, которые участвовали в революции с одной и с другой стороны, я являюсь гражданином России, и таких, как я, миллионы в нашей стране. Мы «в себе» уже примирили своих прадедов и дедов. Мы обязаны показать это событие именно с позиций нашей общей истории. И наши предки, которые, уверен, одинаково любили страну, Россию, думали о ее великом будущем, они были как со стороны «белых», так и со стороны «красных». Показать это - наша задача.

Откроет новый выставочный сезон выставка «Красавец мужчина», представляющая мужскую моду как неотъемлемую часть историко-культурного процесса в России. Она даст возможность проследить историю мужского костюма и аксессуаров, в зависимости от изменения роли мужчины в обществе.

Именно русская мода? Или интернациональная?

Мода не имеет границ. Если вы хотите увидеть традиционное, русское, вы сейчас можете обратиться к нашей выставке народного костюма, которая называется «Праздничная одежда народов России». Кстати, интерес к этой выставке очень велик среди профессионалов - третий тираж каталога подходит к концу! Ко Дню славянской письменности и культуры откроем выставку, посвященную очень интересной личности - митрополиту Макарию.

Современнику Ивана Грозного?

Да. Это тоже, кстати, интересно: мы очень часто говорим о государственном деятеле, а тут человек, который был идеологом и, может быть, еще раньше, чем первый государь российский продумывал структуру государственной власти страны. Это важная историческая личность для нашей страны, деяния которого серьезно отразились на ходе истории.
Есть еще очень интересный выставочный проект, потому что это тоже история нашего государства, она будет связана с историей казачества - «Кубанское казачество», выставка, которую мы делаем совместно с Краснодарским государственным историко-археологическим музеем.

2 июня исполняется 150 лет Российскому историческому обществу (РИО). Как сделать историю привлекательной поколению гаджетов? Является ли музей доктором исторической памяти? Нужен ли стране музей Ленина? На эти вопросы "РГ" отвечает член президиума Совета РИО, директор Государственного исторического музея Алексей Левыкин.

Алексей Константинович, Государственный Исторический музей (ГИМ) входит в десятку самых посещаемых в России. Параллели с прошлым, историческая аналитика в последние годы не сходят со страниц газет и журналов. Вы сами как объясняете такую востребованность исторических знаний?

Алексей Левыкин: Для меня очевидно, что вместе с тем, как укрепляется государство, возрастает интерес к истории. А с другой стороны, если история исчезает, то исчезает и государство. Оно сливается с чем-то наднациональным. К сожалению, такие тенденции мы сейчас наблюдаем на Западе, который через единое европейское государство идет к единому пониманию исторического процесса, часто во вред пониманию событий и фактов, которые когда-то происходили. И это начинает стирать национальные границы, что, на первый взгляд, не очень страшно. Но только до того момента, когда государство теряет свою национальную историческую память. История несет определенный генотип нации, ее самость, ее сущность, которые должны сохраняться. Поэтому нынешний всплеск интереса к истории, который возник в России, мне не кажется удивительным. Прошлому сегодня уделяют внимание очень многие, начиная с руководства страны и заканчивая обычными гражданами. Я думаю, что это связано с теми изменениями, которые в последние десятилетия у нас происходят. Мы прошли очень сложный период трансформации сущности государства - от идеологического, которое на первом этапе отрицало огромный опыт Российской империи, но вовремя одумалось, исправило свою ошибку…

- Вы имеете в виду возвращение в программы университетов исторические факультеты?

Алексей Левыкин: И это тоже. Но кардинальное изменение отношения к истории своей страны произошло, когда 7 ноября 1941 года с трибуны Мавзолея прозвучало напутствие воинам, уходящим на фронт: "Пусть вдохновляет вас в этой войне мужественный образ наших великих предков". В 90-е годы, в поисках национальной идеи, мы в большей степени занимались разрушением своей истории. Пока не поняли, что именно она, героическая и трагическая, является этой идеей, потому что объединяет нас как нацию и государство. Ведь те исторические события, которые на протяжении тысячи лет сотрясали Россию, не разделили нас, а сплотили. Именно этим феноменом и можно объяснить интерес к своей истории, о котором вы спросили.

Перед ночью музеев в Исторический музей публика действительно шла толпами, видела собственными глазами. И это несмотря на цены билетов. 350 рублей для взрослого - это не слишком дорого?

Алексей Левыкин: Отвечу коротко: по сравнению с другими музеями нашего уровня билет в Исторический музей стоит дешевле. К тому же у нас есть билеты для семейной аудитории, билеты для льготных категорий посетителей.

Современный мир гаджетов и компьютеров диктует музеям и выставочным площадкам свои требования. Вы поддаетесь этому диктату?

Алексей Левыкин: Гаджеты, электроника, компьютеры - это часть нашей жизни. Хотя меня порой удивляет, что люди не просто используют технические средства, а живут в виртуальном мире, общаются, влюбляются, бродят по интернет-музеям… Музею очень важно правильно оценить, каким образом современные технологии будут в нем существовать. Я глубокий противник того, чтобы виртуальная экспозиция замещала настоящую. Ведь сила любого музея в представлении хранящихся в нем материальных памятников и реальных произведений искусства. Я думаю, что большинству все-таки интереснее увидеть подлинник, а не его изображение. Поэтому любой современный серьезный музей, будь то Лувр, Британский музей, Исторический музей или Эрмитаж, главное внимание уделяют построению классических экспозиций.

В Историческом музее хранится первая датированная печатная книга Московского государства - "Апостол" Ивана Федорова (1564 год). Фото: РИА Новости

Но с помощью современных технологий мы можем решить массу проблем, к примеру, проблему информации. Если мы сейчас посмотрим, чем больше всего недовольны наши посетители, окажется, что этикетажем. Кто-то обижается, что подписи к экспонатам только на русском языке и требуют еще английский эквивалент. Французские туристы удивляются, почему информация не по-французски, а китайцы, почему не по-китайски. И еще. Ни одна аннотация не даст полного научного представления об экспонате. За музейным памятником обычно огромная история и важнейшие для страны события. Вот тут и будет очень к месту полистать электронную витрину и узнать, к примеру, все подробности про перо, которым император Александр II подписал указ об отмене крепостного права. Правда, рассказать эту историю может и экскурсовод. Но содержать большой штат экскурсоводов - серьезная нагрузка для любого музея. А современные технологии позволяют не только рассмотреть образ памятника в мельчайших подробностях, но и узнать о нем как можно больше. А потом посетитель имеет возможность скачать экскурсию на гаджет и пересматривать ее, получая все новые дополнительные информационные ресурсы.

- Сейчас в моде интерактивность, квесты и игры на музейных площадках…

Алексей Левыкин: Понимаете, все построить на интерактиве мы не можем, потому что это интересно только определенному кругу. У другой части посетителей совершенно другие запросы: им интересно созерцание в классическом варианте - ходить по залам музея, внимательно рассматривая экспонаты, не участвуя ни в каких играх. Интерактив в Историческом музее рассчитан в основном на школьников. Но это лишь в какой-то степени дает возможность в чисто визуальной и игровой манере рассказать об очень несложных процессах, приблизить детей к истории, мотивировать их начальный интерес. Скажем, к быту, одежде, оружию, которым пользовались наши предки. Интерактив дает возможность даже потрогать, подержать в руках очень хорошую копию экспоната. Вот пример: музей разработал интересную программу по археологии для слепых и слабовидящих детей "Прочти историю руками", которая включает в себя знакомство с историческими артефактами с помощью точных копий предметов, раскопки в археологической песочнице.

Алексей Константинович, вы согласны с тем, что музей, как и архив - это доктор исторической памяти, а артефакт расскажет о резонансном событии прошлого гораздо правдивее, чем политизированное слово?

Алексей Левыкин: Абсолютно. "Больные" и "болезненные" моменты в понимании тех или иных событий в истории, действительно есть. Посмотрите СМИ: участники политических шоу с пеной у рта спорят о прошлом, чаще всего основывая свои суждения на научно-популярных изданиях или других непроверенных источниках. Но чтобы лечить больную историческую память, прежде всего хорошо бы знать факты. Не придумывать свои "родословные" с помощью публицистов и журналистов, как это часто делают наши соседи по государственной границе, а послушать научную дискуссию специалистов, которые знают историю в ее нюансах.

- Вы готовы участвовать в этом врачевании? Скажем, просветить посетителей по теме "Россия и Крым"?

Алексей Левыкин: И не только по этой теме. К слову, Высочайший Манифест, подписанный императрицей Екатериной II о присоединении Крыма к России, хранится у нас. Но когда мы говорим о полуострове, мы почему-то имеем в виду события, которые происходили в 18-19 веке. А в Историческом музее хранится, к примеру, единственное прижизненное изображение основателя Руси князя Владимира, который крестился в Херсонесе. Политика русских царей во многом строилась на том, чтобы сберечь свои границы от постоянных набегов крымских ханов. История Крыма в музее представлена и уникальными археологическими комплексами Золотой Орды. Целые разделы экспозиций посвящены Александру Суворову и Федору Ушакову.

К слову, своим появлением Исторический музей обязан Всероссийской Политехнической выставке 1872 года. Инициаторами создания музея выступили организаторы ее Севастопольского отдела, посвященного героической обороне Севастополя во время Крымской войны, а также исследованиям Херсонеса. У нас хранятся первые фото, где война представлена не на гравюрах или батальных живописных картинах: вы можете видеть реальных людей, реальные сражения. Бережно храним мы и такие реликвии, как шинель адмирала В.А. Корнилова со следами крови, личные вещи адмирала П.С. Нахимова.

Экспозиция Исторического музея официально заканчивается царствованием Александра III. Есть в планах музея "продлить" историю?

Алексей Левыкин: То, что экспозиция заканчивается концом 19 века, связано исключительно с нехваткой экспозиционных площадей. Мы считаем, что "точку" нужно ставить хотя бы в конце двадцатого века. Для этого у нас есть всё: и материальные памятники, и документы, связанные с Великой Отечественной войной, периодами репрессий, "оттепели" и застоя. Не хватает только места. Поэтому мы вынуждены представлять эту недавнюю историю на временных выставках. Не так давно была очень интересная выставка - "Миф о любимом вожде". Сейчас готовится проект, который будет открыт к 100-летию Великой Октябрьской революции.

Есть какие-то, условно говоря, правила, как современность переводится в ранг истории, как вещь из привычного обихода становится экспонатом Исторического музея?

Алексей Левыкин: Нет никаких конкретных инструкций. Только чутье сотрудников. В 2014 году, когда наша страна проводила Олимпийские игры в Сочи, уже шло комплектование будущей экспозиции. В фонды музея вошла олимпийская форма, знаменитый факел, которым переносился огонь. Закончилось событие и тут же стало частью истории.

Впрочем, так было и раньше. Как только началась Первая мировая война, в Историческом музее был создан отдел современной войны. Началась Великая Отечественная, и уже в октябре 1941 года открылась первая выставка, ей посвященная. Там были представлены пробитые пулями партийные билеты, офицерские книжки, фотографии первых героев и описание их подвигов. Закончилось первое победное сражение под Москвой, в район боев выехали наши специалисты для сбора материала для следующей выставки - "Разгром немецко-фашистских войск на подступах к Москве", которая открылась 1 мая 1942 г.

Личные вещи и портреты великокняжеской четы можно было увидеть в ГИМ, посетив экспозицию "Москва - Святая земля Великого Князя Сергея Александровича и Великой княгини Елизаветы Федоровны".Фото: РИА Новости

- При таком приближении историка к событию, тем более великому, как не стать сотворцом мифа?

- Алексей Левыкин: Мы никогда не уйдем от исторических мифов. Они появляются внезапно, а для разоблачения или подтверждения того или иного мифа нужен временной зазор. Вот вам пример. Понадобилось почти два столетия, чтобы скорректировать миф о том, что план войны с Наполеоном 1812 года был рожден исключительно гением Михаила Илларионовича Кутузова. Он возник не в советское время, а в 19 веке. Одновременно было почти забыто имя выдающегося русского военачальника, полного кавалера Георгиевского креста, военного министра Барклая де Толли. Его авторству и принадлежит план будущей войны с Наполеоном, который был разработан еще в апреле 1812 года.

- То есть уже тогда планировали сдать Москву?

Алексей Левыкин: Нет, план предусматривал максимальное сохранение вооруженных сил, максимальное затягивание противника на свою территорию, а потом нанесение ему смертельного поражения. И он был гениально выполнен. Но для того, чтобы представить, как события разворачивались, как работала русская разведка, сколько лет понадобилось!

Музей Ленина стал частью Исторического музея. Востребована ли сейчас история революции и вождя? Где можно посмотреть пальто Ленина, простреленное Каплан?

Алексей Левыкин: Я начинал свою музейную карьеру в Центральном музее Ленина, лектором-экскурсоводом. Это был очень интересный музей, недаром многие из повзрослевших детей советского времени и сегодня вспоминают ленинский огромный чайник, простреленное пальто, знаменитый саквояж, с которым вождь приехал в Россию в опломбированном вагоне. Мое личное мнение: закрытие музея в начале 90-х - серьезная ошибка. Правильным ходом было бы тогда то, что предлагал мой отец Константин Левыкин, тогдашний директор Государственного Исторического музея: передать музей Ленина ГИМу. Это произошло, но в более позднее время, когда ленинская экспозиция была потеряна. К счастью, сама коллекция сохранена и активно используется в наших выставках. Как только нам удастся расширить экспозиционные площади, мы начнем восстанавливать музей Ленина в разделе истории ХХ века.

Мундир маршала Ивана Конева, представленный на временной выставке ГИМ "День Победы" Фото: Аркадий Колыбалов

- Как вам кажется, почему личности советских вождей сегодня так интересуют ученых и любителей истории?

Алексей Левыкин: Наверное, для того, чтобы понять феномен Владимира Ульянова, кем он был - дьяволом или гением, надо понять эпоху. Согласитесь, ни один герой, ни одна политическая организация, тем более такая, какой была партия большевиков (не самая мощная, не самая авторитетная) не в состоянии были перевернуть Россию. Империю погубили совершенно иные процессы. И в ее разрушении в феврале 1917 года участвовало множество политических сил, включая консерваторов, либералов, социал-демократов, просто людей, которые были чем-то недовольны. Этот импульс недовольства недооценила власть. И во вовремя не пошла на реформы, которые давно были задуманы и необходимы.

А Ленин оказался очень удачливым и неглупым политиком, которому удалось оседлать эту ситуацию и создать государство на энергии недовольных масс, которое оказалось во многом прогрессивным. Россия, которая вошла в 1917 год тотально необразованной страной, к концу 30-х имела мощную экономику и науку, которые позволили ей решить впоследствии глобальные проблемы, связанные с созданием ядерного оружия и с прорывом в космос. Другое дело, это государство, зажатое в тиски одной идеологии, переросло в тиранию и деспотию. Достижения страны были бы еще гораздо большими, если бы не репрессивный режим.

На днях в "Фейсбуке" один из известных историков и радиоведущих выложил документ НКВД, где с математической точностью и в таблицах подсчитано количество репрессированных за советский период. Кстати, еще одна тема для споров, как вы говорите, с пеной у рта… Названа цифра - более 600 тысяч за 1938-1953 годы.

Алексей Левыкин: Это, может быть, и настоящий архивный документ, но главное, чтобы он не был вырван из контента. Думаю, что сейчас будут периодически появляться все новые документы с разными цифрами. Но ответ на волнующий всех вопрос будет дан только тогда, когда все эти разрозненные локальные документы, возможно, и правдивые, соединят и научно проанализируют.

Ключевой вопрос

Я посмотрела ваш выставочный план на 2016 год: новые экспозиции чуть ли не каждый месяц. Совсем скоро открытие выставки "Королевские игры" про западноевропейское оружие и доспехи. Эта тема не слишком уж для узкого круга ценителей? Люди придут?

Алексей Левыкин: Было бы странно устраивать выставки в Историческом музее для узкого круга ценителей, скажем, исторического оружия или декоративно-прикладного искусства. Коллекция демонстрируется впервые. Это в прямом смысле слова трофеи нашей страны в войне с Германией. Оружие и рыцарские доспехи 16-17 столетий попали в Исторический музей в 1946 году из берлинского Цейхгауза, как объекты компенсаторной реституции после окончания Второй мировой войны. Думаю, что выставка будет интересна многим, поскольку она уникальна: экспонаты до сих пор хранились в фонде оружия и никогда не выставлялись. Да и сама тема королевских игр привлекательна. Ведь речь идет о романтической эпохе рыцарства и знаменитых рыцарских турниров с их сложными и красивыми правилами, об уникальных доспехах, которые представляют собой не только средства защиты во время боев, но и настоящее произведение искусства. К слову, по доспехам можно судить и о моде эпохи Ренессанса, и о нравах того времени. Рыцарская тематика всегда выигрышна для музея.

Я добавлю, что совсем недавно получил письмо от заведующего отделом оружия знаменитого Метрополитен-музея, который пишет, что если будет возможность, обязательно приедет в Москву посмотреть коллекцию.