Где жил иероним босх. Иероним Босх

Иероним Босх, нидерландский художник эпохи Возрождения, до сей поры остается наиболее загадочной личностью в истории средневековой живописи. Возникший в 20 веке сюрреализм вытащил произведения Босха из запасников картинных галерей, где они дожилась подходящего момента, и, сопроводив их псевдобиографическими данными, выставил на суд современного зрителя. В комментариях к его произведениям, Босха представляли то ли колдуном, то ли еретиком, то ли алхимиком. Но при более внимательном рассмотрении творчества этого художника, можно все подобные домыслы отнести на счет буйной фантазии авторов подобных комментарий. Его настоящее имя - Иерун Антониссон ван Акен, а псевдоним, под которым он стал известен – Босх, это место его рождения. Художник родился в Хертогенбоссе, одном из четырех самых крупных городов герцогства Брабантского. Сейчас он находится на юге современной Голландии.

Биография Босха кратко

Очень незначительное количество сведений о жизни Иеронима Босха, не дает возможности без излишней доли домысливания пересказать биографию этого необычного даже для нестандартной среды художника, которого трудно воспринимать современному обывателю. Особенно это затруднено тем, кто не считает себя приверженцем какой – либо религии. Хотя для тех, кто интересуется культурой средневековой Европы, сюжеты картин Босха не покажутся бредом сумасшедшего, запечатленные им в горячечном бреду. Ведь не секрет, что именно так большинство ценителей живописи относится к творчеству Иеронима Босха. Довольно точно известно, что Босх под именем Иерун Антониссон ван Акен родился около 1450 года в семье потомственных живописцев, чье ремесло передавалось по наследству. Так как история не сохранила творчество родственников Босха, трудно говорить о сохранении традиций, или противопоставлениях в его семье. Биографы смогли найти упоминания, что у Босха были еще два брата и сестра.

В 1480 году в документах городского архива он упоминается уже как самостоятельный художник, который женился на Алейт Гойартс Ван дер Меервене. Жена художника была намного старше мужа и принадлежала к богатой семье. Можно предположить, что муж получил солидное приданое и не испытывал нужды в деньгах, что подтверждают финансовые документы из тех же архивов. В них Босх упоминается как один из самых состоятельных людей города. Это является подтверждением, что художник творил не ради заработка как большинство его коллег – живописцев. Весьма нетипичный случай для художника.

Босх и Братство Богородицы

В 1486 году Иерун ван Акен становится членом религиозной организации города Братство Богородицы, основанной в 1318 году и существующим поныне. В 15 веке эта организация играла весьма важную роль, как в политической, так и в финансовой жизни города. Поклонением членов этого общества являлся образ Богородицы, который находился в главном городском храме. За всю историю существования Братства Босх был единственным художником среди его членов, и к тому же не имевшим богословского образования. Быть членом такой серьезной и авторитетной религиозной организации – это не только престижно для социального статуса, но и довольно выгодно с практической точки. Босх смог приобрести отличные связи через свое членство и получать выгодные заказы не только от богатых и знатных соотечественников, но и от государственных личностей. Очень уважал творчество художника бургундский герцог Филипп Красивый, будущий король Кастилии Филипп I. Именно Босху, который начал так подписывать свои произведения, он поручает расписать большой алтарный образ, получивший название «Страшный суд».

Работал Босх и для других коронованных особ - для испанской королевы Изабеллы Кастильской, и для регентши Нидерландов Маргариты Австрийской. Благодаря этим именитым заказчикам, имя Босха приобретает известность в Европе. Можно предположить, что с 1499-го по 1503-й годы художник провел в Италии, потому что в этот период о нем не упоминается в документах Братства. И тогда, вполне вероятно, что на знаменитой картине художника Джорджоне "Три философа», Босх изображен вместе с автором и великим Леонардо да Винчи. Согласно документам Братства знаменитый мастер скончался 9 августа 1516 года.

Иероним Босх – один из самых загадочных художников, о котором известно крайне мало, но работы которого продолжают будоражить воображение.

Биография Иеронима Босха

О жизни художника Иеронима Босха, как ни странно, известно очень мало. Он происходит из семьи потомственных живописцев ван Акен. Родился будущий маэстро живописи в небольшом нидерландском городке Хертогенбосе. Точная дата рождения неизвестна (по предположениям – около 1450 года). Его жизненный путь не отличался какими-либо особыми зигзагами, превратностями судьбы. Босх выгодно женился, вошел в руководство Братства Богоматери, имел признание и много заказов. Поэтому одним из краеугольных камней остается вопрос, откуда столько драматизма в живописи Иеронима Босха? Ни до него, ни после него никто настолько правдиво не обнажал мир человеческих пороков и страстей. Босх превратил искусство в зеркало современного мира.

Творческий путь художник начал с росписи алтарей, храмовых элементов. По характеру он был жизнерадостным, общительным и позитивным человеком. Когда и в какой момент в его голове начали возникать странные образы, которые впоследствии нашли отображения в картинах? В каких скрытых уголках сознания начал рождаться демонический мир, наполненный странными существами? На этот вопрос, наверное, никто уже не сможет ответить. Из-за его видений коллеги называли художника «почетным профессором кошмаров». Он действительно с особой детализацией изображал потусторонний мир, его работы переполнены символизмом. На первый взгляд кажется, что картины созданы религиозным человеком для устрашения грешников. Но исследователи пришли к выводу, что в полотнах, которые автор, кстати, никогда почему-то не подписывал, скрыт намного более глубокий смысл. Он перевернул обычный мир вверх тормашками и вывернул его наизнанку. И что наиболее парадоксально, картины Босха все так же актуальны, современны и своевременны, хотя прошло уже более пяти столетий с момента смерти их создателя.

Произведения Иеронима Босха

Большинство работ, созданных этим великим нидерландским мастером, к сожалению, утрачено. До нас дошли только некоторые картины Иеронима Босха с названиями, которые говорят сами за себя. Рассмотрим наиболее известные полотна, в которых заключена квинтэссенция мироощущения художника.

Иероним Босх «Сад земных наслаждений»

Этот уникальный триптих создан, предположительно, между 1500 и 1515 годами . Автор показал жизнь человечества, сделавшего выбор в пользу греха. Левая часть триптиха – картина рая, правая показывает ад. Центральная часть посвящена земной жизни, в которой человек теряет рай. Есть предположения, что художник изобразил себя в части ада.


Иероним Босх «Страшный суд»

Еще один триптих, самый большой из уцелевших работ живописца. В левой части – образ рая, по центру – картина страшного суда, и на правой створке – страшная участь грешников в аду. Эта работа считается одной из самых пугающих картин адских мук. Современники Босха были убеждены, что автор воочию видел чудовищ преисподней.

Иероним Босх «Корабль дураков»

Полотно «Корабль дураков» считают верхней частью одной из створок триптиха, который не уцелел. С нижней частью идентифицируют картину «Аллегория чревоугодия и сладострастия». В это работе, как и во многих других, автор обнажает и высмеивает человеческие пороки. Среди пассажиров корабля – представители различных общественных слоев, символизирующие тщеславие, пьянство, разврат и т.д.


Иероним Босх «Извлечение камня глупости»

Это достаточно странная картина, расшифровать значение которой пытаются до сих пор. На полотне изображена хирургическая операция, которая почему-то проводится под открытым небом. На голове врача – перевернутая воронка, а на голове монахини – книга. По одной из версий, эти предметы символизируют бесполезность знаний перед лицом глупости, по другой – шарлатанство.


Иероним Босх «Воз сена»

В триптихе «Воз сена» снова повторяется любимая тема Босха – тема греха и человеческих пороков. Огромную повозку с сеном влекут семь монстров, символизирующих различные пороки – жестокость, жадность, гордыню и пр. А вокруг – множество людей, пытающихся ухватить сена для себя. Сверху за все этим на золотом облаке наблюдает Всевышний.


Иероним Босх «Искушение святого Антония»

Это одна из самых знаменитых работ Босха. Триптих выполнен на деревянных досках, где изображена хорошо известная история об искушении святого Антония во время пребывания в пустыне. Образы картины странны и непривычны, а главная идея – в вечной борьбе добра и зла, когда демоны пытаются сбить человека и истинного пути.


Несмотря на название, к библейской притче о блудном сыне эта работа имеет лишь опосредствованное отношение, поэтому чаще используют название «Путник» или «Пилигрим». В основе сюжета – одна из любимых тем Босха – тема об искушениях на жизненном пути.

«Несени е креста»


Иероним Босх «Несение креста»

Эта работа – одна из самых узнаваемых, своеобразная «визитная карточка» художника, в которой ему удалось показать истинную сущность человеческой натуры, то, какими люди являются на самом деле. Впрочем, по поводу этой картины идут споры, так как ряд исследователей считает, что Босх не является автором этого полотна.


Иероним Босх «Фокусник»

Это произведение раннего периода творчества Иеронима Босха. Как и остальные работы великогомастера, эта картина полна символизма и загадок, а за незамысловатым сюжетом о шарлатане-«наперсточнике» кроется очень глубокий смысл.


Иероним Босх «Семь смертных грехов»

Еще одна картина Босха, авторство которой ставят под сомнение, в связи с несовершенством выполнения. Из 11 фрагментов (изображение 7 грехов и 4 последних вещей), как считают исследователи, только два выполнены художником лично. Но то, что замысел картины принадлежит Босху, сомнений не вызывает.


Иероним Босх «Поклонение волхвов»

Одна из немногих светлых работ Босха, которая, к тому же, прекрасно сохранилась. Триптих «Поклонение волхвов» был сделан на заказ бюргера из Хертогенбосапо поводу его венчания. И сам заказчик, и его невеста, а также их святые покровители – святой Петр и святая Агнесса – изображены на внешних створках.


Иероним Босх «Блаженные и проклятые»

«Блаженные и проклятые» — полиптих, состоящий из четырех картин: «Земной рай» и «Восхождение в эмпирей» по левой стороне и «Ад» по правой стороне. Предполагают, что центральная часть работы могла быть утеряна. Наиболее известен второй фрагмент, на котором ангелы выводят души праведников через конический туннель к вечному блаженству.

Иероним Босх «Автопортрет»

Автопортрет Босха, написанный карандашом на сагнине, имеет небольшие размеры – всего 40 на 28 см. Хранится рисунок в муниципальной библиотеке в Аррасе во Франции.

Копии всех сохранившихся произведений великого живописца можно увидеть в его родном городе,где основан музей. В 2016 году здесь провели выставку, посвященную творчеству знаменитого земляка. История этой выставки столь же невероятна, как и жизнь художника. Именно она легла в основу фильма «Иероним Босх: вдохновленный дьяволом».

Его работы продолжают исследовать, но, мне кажется, загадки Иеронима Босха вряд ли будут разгаданы, по крайней мене в ближайшее время.

Категория

Еру́н Анто́нисон ван А́кен (Jeroen Anthoniszoon van Aken) , более известный как Иероним Босх (Jheronimus Bosch) - удивительный и самобытный нидерландский живописец, творчество которого до сих пор не оставляет равнодушным никого, кто хотя бы вскользь с ним знаком.

Прежде чем перейти к его творчеству, хотелось бы сказать пару слов о его биографии. Да, именно «пару слов», так как это один из немногих величайших художников, о жизни которого практически ничего не известно. А известные факты настолько банальны, что совершенно не позволяют провести какую-либо параллель между личностью художника и его нереальным, фантастическим творчеством.

Доподлинно известно, что Иероним Босх был рожден в семье потомственных художников, при этом год его рождения точно не установлен. Псевдоним свой он взял от названия города Хертогенбос (Северная Фландрия, Нидерланды), в котором он родился. Поскольку о периоде его обучения ничего не известно, предполагается, что обучение живописи он проходил в семейной мастерской. В зрелом возрасте он женился на обеспеченной патрицианке и большую часть жизнь провел в ее имении, обеспеченный материально и вольный писать так, как он хотел. Вот, в принципе, и всё…

Однако про творчество Иеронима Босха можно рассказывать и рассуждать, разглядывая все мельчайшие нюансы и детали его картин, бесконечно долго.

Период его творчества приходится на этап перехода от эпохи культуры Средневековья к эпохе Ренессанса, что частично объясняет удивительное сочетание в его картинах и средневековой фантастики, фольклора, и зачатков пейзажной, жанровой живописи.

Как и основная масса художников эпохи Возрождения Иероним Босх брал сюжеты из окружающей его действительности, и выражал их через образы и символы средневековых традиций, через близкий ему язык иносказаний.

Так, почти все его картины наполнены огромным количеством различных предметов, приспособлений, людей, животных и растений, соседствующих с разнообразными фантастическими существами, уродцами и незнакомыми нам символами, разрушающими реальность происходящего.

При этом, как правило, основную их массу составляют различные калеки, нищие, разного рода уродцы, какие-то страшные и отвратительные демонические твари, а реальные сюжеты обретают совершенно жуткие и необъяснимые черты.

До сих пор знатоки жизни и творчества Иеронима Босха не могут прийти к единому мнению относительно того, что же художник имел ввиду, создавая всю эту фантасмагорию.

Кто-то полагает, что художник разочаровался в сущности человеческой, что у него были даже приступы неприязни к людям, поэтому он пытался показать всю ущербность человеческой природы, допускающей различного рода жестокости, издевательства и предательства.

Другие считают, что с годами Иероним Босх пришел к убеждению, что вся земная жизнь, это не что иное, как дорога в ад. Он изображает ад во всем его разнообразии, в том числе, в виде кухни, где «варятся, жарятся и по-разному мучаются» грешники.

И если в раннем творчестве художника ад был ограничен пределами преисподней, то в дальнейшем он постепенно начинает проникать в земную жизнь, становиться ее полноценной и неотделимой частью.
В любом случае, творчество Иеронима Босха никого не оставит равнодушным.

И, не смотря на то, что до нашего времени сохранилось лишь около двух десятков его картин, да дюжина рисунков, специалисты до сих пор продолжают пересказывать и анализировать их сюжеты и детали, хотя занятие это совершенно неблагодарное.

Каждый человек видит в его картинах то, что подсказывает ему его собственное воображение и фантазия, жизненный опыт и приобретенные знания, а также внутренний мир и отношение, как к окружающим его людям, так и к жизни в целом.

Еру́н Анто́нисон ван А́кен (нидерл. Jeroen Anthoniszoon van Aken ), более известный как Иерони́м Босх (нидерл. Jheronimus Bosch [ˌɦijeˈroːnimʏs ˈbɔs], лат. Hieronymus Bosch; около 1450-1516) - нидерландский потомственный художник, один из крупнейших мастеров периода Северного Возрождения . Из творчества художника сохранилось около десяти картин и двенадцати рисунков. Был посвящён в члены Братства Богоматери (нидерл. Illustre Lieve Vrouwe Broederschap; 1486); считается одним из самых загадочных живописцев в истории западного искусства. В родном городе Босха, голландском Хертогенбосе, открыт центр творчества Босха, в котором представлены копии всех его произведений.

Ерун ван Акен родился около 1450 года в Хертогенбосе (Брабант). Семья ван Акенов, происходившая из немецкого города Ахена, была издавна связана с живописным ремеслом - художниками были Ян ван Акен (дед Босха, ум. 1454) и четверо из его пяти сыновей, включая отца Иеронима, Антония. Поскольку о становлении Босха как художника ничего не известно, предполагается, что первые уроки живописного ремесла он получил в семейной мастерской.

Босх жил и работал преимущественно в родном Хертогенбосе, который в те времена входил в состав Бургундского герцогства, а сейчас является административным центром провинции Северный Брабант в Нидерландах. Первое упоминание Босха в архивных документах относится к 1474 году, где он именуется «Jheronimus».

В соответствии со сведениями о жизни художника, сохранившимися в городском архиве, в 1478 году умер его отец, и Босх унаследовал его художественную мастерскую. Мастерская ван Акенов выполняла самые разнообразные заказы - в первую очередь стенные росписи, но также золочение деревянной скульптуры и даже изготовление церковной утвари. «Хиеронимус-живописец» (согласно документу 1480 года) взял псевдоним по сокращённому названию своего родного города - Den Bosch - в период смены власти в стране: после гибели Карла Смелого (1477) власть в Бургундских Нидерландах перешла к 1482 году от Валуа к Габсбургам.

Около 1480 года художник женится на Алейт Гойартс ван дер Меервене, которую, по-видимому, знал с детства. Она происходила из богатой купеческой хертогенбосской семьи. Благодаря этому браку Босх становится влиятельным бюргером своего родного города. Детей у них не было.

В 1486 году вступил в Братство Богоматери («Zoete Lieve Vrouw») - религиозное общество, возникшее в Хертогенбосе в 1318 году и состоявшее как из монахов, так и мирян. Братство, посвящённое культу Девы Марии, занималось и благотворительностью. В архивных документах имя Босха упомянуто несколько раз: ему, как живописцу, поручались разнообразные заказы, начиная от оформления праздничных шествий и обрядовых таинств Братства и заканчивая написанием створок алтаря для капеллы Братства в соборе св. Иоанна (1489, картина утрачена) или даже модели канделябра.

В 1497 году умер его старший брат Госсен ван Акен. В 1504 году Босх получает заказ от наместника Нидерландов Филиппа Красивого на триптих «Страшный суд».

Живописец скончался 9 августа 1516 года, отпевание совершалось в упомянутой капелле собора. Торжественность проведения этого обряда подтверждает теснейшую связь Босха с Братством Богоматери.

Полгода спустя после смерти Босха его жена раздала наследникам то немногое, что осталось после художника. Есть все основания считать, что Иероним Босх никогда не был владельцем какой-либо недвижимости. Жена Босха пережила мужа на три года.

Искусство Босха всегда обладало громадной притягательной силой. Прежде считалось, что чертовщина на картинах Босха призвана всего лишь забавлять зрителей, щекотать им нервы, подобно тем гротескным фигурам, которые мастера итальянского Возрождения вплетали в свои орнаменты.

Современные учёные пришли к выводу, что в творчестве Босха заключён куда более глубокий смысл, и предприняли множество попыток объяснить его значение, найти его истоки, дать ему толкование. Одни считают Босха кем-то вроде сюрреалиста XV века, извлекавшего свои невиданные образы из глубин подсознания, и, называя его имя, неизменно вспоминают Сальвадора Дали́ . Другие полагают, что искусство Босха отражает средневековые «эзотерические дисциплины» - алхимию, астрологию, чёрную магию. Третьи стараются связать художника с различными религиозными ересями, существовавшими в ту эпоху. По мнению Френгера, Босх был членом Братства Свободного Духа, приверженцы которого назывались также адамитами, - еретической секты, возникшей в XIII веке, но бурно развившейся по всей Европе несколькими столетиями позже. Однако большинством учёных эта гипотеза отвергается, так как нет никаких данных, подтверждающих существование секты в Нидерландах при жизни Босха.

Это часть статьи Википедии, используемая под лицензией CC-BY-SA. Полный текст статьи здесь →

Творчество Босха, наивное и изощренное, традиционное и новаторское, все еще завораживает мир ощущением какой-то тайны, известной одному художнику. Да и о самом Босхе мы знаем не очень много. Время сохранило только дату смерти - 9 августа 1516 года. "Именитый мастер" - так называли его в Хертогенбосе, которому он оставался верен до конца своих дней, хотя прижизненная слава распространялась далеко за пределы родного города. А после смерти она возросла неизмеримо и по крайней мере в течение целого столетия не убывала: искусство мастера нашло ревностного поклонника в лице Филиппа II, короля Испании.

Яркая достоверность произведений Босха, умение изобразить движения души человека, удивительная способность нарисовать толстосума и нищего, торговца и калеку, - все это отводит ему важнейшее место в развитии жанровой живописи. Конечно, и раньше, до Босха, отдельные мотивы будничной жизни можно было встретить в миниатюрах нидерландских месяцесловов. В этом смысле истоки творчества Босха совершенно те же, что и основателя традиции масляной живописи Яна ван Эйка (1390-е-1441). Назвать Босха первооткрывателем нельзя, однако впервые в масляную живопись вошел повседневный мир человека, увиденный так свежо и неожиданно. Скажем больше, роль художника была решающей для последующего расцвета нидерландской живописи, если учесть, какое влияние он оказал на Питера Брейгеля Старшего.

Новый и знаменательный смысл в его творчестве приобретает пейзаж. Первое в истории нидерландской живописи самостоятельное изображение природного ландшафта находится на наружных створках алтаря "Сады земных наслаждений". Босх пишет мир таким, каким он выглядел бы в третий день Творения. Это смелое и необычное решение сильно отличает его от современников, например от антверпенского мастера Иоахима Па-тинира (1475/80-1524), основателя пейзажной школы живописи. Обширные второплановые панорамы Босха, передающие нескончаемые просторы его родины, уникальны. Они обнаруживают необыкновенную свободу его художнического видения.

Однако и сегодня Босх прославлен не только как прекрасный пейзажист и художник, умело и по-своему изображающий быт людей и их нравы. Живопись Босха - пророческая. Воображение - фантастическое. Картины Ада, написанные им, - по существу, страницы Апокалипсиса. Нужно обладать огромным мужеством, чтобы так, как это делает он, показывать мельчайшие детали и подробности отвратительных, гротескных сцен. Разумеется, тема Ада и прежде занимала не последнее место в литературе и изобразительном искусстве. Босх как бы подводит итог этой давней средневековой традиции, действуя вполне в ее русле. Но никому до него не удавалось проявить такую сверхъестественную изобретательность и достичь такой выразительности в изображении, казалось бы, привычных сюжетов.

В наше время, уже после того как сюрреализм из модного течения превратился в предмет художественного исследования и завоевал все права гражданства, особенное удивление вызывают "Сады земных наслаждений". Этой работой Босха в Испании восхищались уже в шестнадцатом веке. В центральной части триптиха, посреди сооружений самых причудливых форм и очертаний, изображены толпы обнаженных людей, пребывающих в состоянии блаженного полусна среди экзотических животных и птиц, которые своими размерами подчеркивают ничтожность и незначительность человека. Сравнительно недавно раскрыт смысл этого захватывающего произведения. Босх обращается к тому тайному знанию - астрологии и алхимии, - значение которого долго не принималось в расчет исследователями европейской культуры. Босх творит великое искусство, которое не укладывается в обыденном сознании.

И в то же время мыслящий провинциально, не выходящий за схемы средневековых представлений, Босх выражает взгляды местного круга образованных людей с ортодоксальным, мироощущением. Эти люди были представителями той долго и медленно развивавшейся культуры, которая вскоре будет сметена силами Реформации и на смену которой придет Высокий Ренессанс с его новыми вкусами. Эта культура, с ее верой в колдовство и демонов, с постоянным страхом перед проклятием Страшного Суда, наиболее отчетливо проявляется в искусстве Босха. Но ее непричастность к движению обновления делает творчество мастера трудным для нашего понимания, как бы оно нас ни очаровывало.

Как и в случаях со многими другими нидерландскими художниками того времени, почти не сохранилось документов, проливающих свет на биографию художника. Обнаружено около тридцати архивных записей в Хертогенбосе: из них явствует, что настоящее имя живописца - Иеронимус (или по-нидерландски - Иероен) ван Акен. Псевдоним себе Босх взял уже в зрелом возрасте. Как-нибудь объяснить его затруднительно. Мы можем только догадываться, что слава мастера не ограничивалась Хертогенбосом, коль скоро в качестве псевдонима берется только часть названия города, - случай довольно редкий по тем временам. Ван Акены - потомственные художники. В Хертогенбосе работал еще дед Босха, умерший в 1354 году: ему приписывают "Распятие с Богоматерью" и "Святого Иоанна с донаторами" в соборе святого Иоанна. Существует, кроме того, предположение, что родственники Босха были миниатюристами, однако до наших дней от их работ ничего не дошло.

Несомненно, атмосфера мастерской или студии должна была окрашивать его самые первые, детские впечатления. Не так важно, был ли автором фресок в соборе дед Босха. Важно другое: живописная манера, в которой работал Босх, существовала уже в пору его юности. И если сопоставить приписываемые Босху ранние вещи с этими фресками, то становится ясно, что художественная жизнь Хертогенбоса протекала в стороне от магистральных путей развития живописи Фландрии. Конечно, в своем творчестве Босх никак не мог обойтись без достижений Яна ван Эйка, но было бы неправильно сводить его искусство к этому или кому-либо другому из его знаменитых предшественников. В живописи ему было интересно совершенно другое.

Даже технические приемы у Босха другие. Он - первый из нидерландских живописцев, к которому без натяжки можно отнести целую серию рисунков. Это и подготовительные наброски к большим композициям, и зарисовки натурщиков, выполненные скорее в технике миниатюры, чем в технике современной ему живописи. Надо полагать, процесс его работы включал в себя несколько стадий, и, по всей видимости, многое утрачено безвозвратно.

Существует лишь около двадцати рисунков пером или кистью, автором которых безусловно считается Босх. Некоторые наброски - плод его богатого воображения, вдохновленного образами готических чудовищ. Он мог видеть их на гравюрах и на полях иллюминированных манускриптов либо на церковных фресках - последним вскоре, когда волны Реформации захлестнут Нидерланды, суждено будет погибнуть. В других же рисунках он - несравненный наблюдатель жизни. В особенности это относится к зарисовкам нищих и калек. Здесь Босх - прямой предшественник Брейгеля. Он - милостью Божьей бытописатель окружающего мира, и какими бы странными и затемненными ни казались нам его работы, мы ощущаем их полную правдоподобность и убедительность.

В число сохранившихся живописных творений Босха входит около тридцати пяти работ. Существует огромное количество написанных в его стиле композиций, - очевидно, мастерская, которой он руководил, работала продуктивно, учеников хватало, много было и просто подражателей, умевших подделывать стиль мастера. Наличие учеников документально засвидетельствовано; до сих пор остается неясной степень участия мастера в том или ином произведении.

Неизвестна и дата его рождения. Считается, что с 1475 года Иеронимуса Босха можно рассматривать как самостоятельного художника. В 1481 году он женится на богатой патрицианке, и мы можем с уверенностью сказать, что ремесло художника процветает и пользуется должным уважением в глазах сограждан. По некоторым предположениям, период активного творчества Босха продолжался более сорока лет. Но даже если учитывать все известные и неизвестные нам утраты, а также все, что ему приписывается, число созданных им произведений получается сравнительно небольшим. Может быть, это объясняется той тщательностью, с которой он выписывает каждую деталь в своих композициях. Но трудно здесь отделаться от ощущения чего-то непостижимого, не поддающегося пониманию.

Мастер далеко не всегда подписывает свои работы и никогда не ставит даты, и поэтому о развитии его собственного стиля можно судить лишь очень приблизительно. Босх без колебаний избегает больших форматов. Та дробность и измельченность в изображении человеческих фигур, которая была его излюбленным приемом, выдает любовь к миниатюре и глубокое ее понимание. Его лучшие работы, сложные по композиции и уникальные по количеству изображенных фигур, носят энциклопедический характер и требуют пристального внимания к себе. При этом некоторые картины, где фигуры написаны почти в натуральную величину, доказывают готовность воспринять новые веяния, идущие от Высокого Ренессанса. (Подобные приемы взял на вооружение Квентин Массейс, младший современник Босха, работавший в Антверпене.) Но все же главные для него работы - это как бы увеличенные миниатюры, написанные маслом по дереву, - так, может быть, не совсем обычно, можно сформулировать оригинальный характер его творчества, соединившего в себе эрудированность, с одной стороны, и глубокое проникновение в суть христианства - с другой.

Сохранились документы, связывающие художника с Братством Богоматери. Босх упомянут в одном из списков 1486/87 года вместе с другими 353 членами общества. Несколько позднее его пригласили украсить резной алтарь Богоматери, и он был награжден за то, что помог выбрать модель креста. То, что мастер Босх был уважаемым членом братства, не подлежит никакому сомнению.

Братство Богоматери играло примечательную роль в духовной жизни Хертогенбоса. Такое же, если не большее, влияние оказывало Братство общей жизни, которое представляло реформаторское движение "нового благочестия". Это братство основало в городе свою школу, где вскоре после женитьбы Босха провел около двух несчастливых лет юный Эразм Роттердамский. Братство общей жизни, основанное Геертом Гротом примерно за столетие до начала деятельности художника, освящалось авторитетом церкви. В библиотеке имелись книги Блаженного Августина, святого Амвросия, Фомы Аквинского. Доказано, что Босх находился под большим влиянием сочинений Яна ван Рёйсбрука, духовного отца движения. И вряд ли можно сомневаться в том, что человек такой учености, как Босх, не отразил в своих творениях воспринятых в братстве или вынесенных из его школы идей. Религиозно глубоко образованный, любознательный и изобретательный, Босх почти непредсказуем в живописи. Пять его шедевров если не совершенно оригинальны по замыслу, то по крайней мере уникальны в каких-то моментах, наиболее существенных для понимания произведения. Это "Семь смертных грехов", "Воз сена", "Поклонение волхвов", "Сады земных наслаждений" и "Искушение св. Антония". (Первые четыре из них принадлежали в свое время королю Испании Филиппу II.)

Легче всего могут быть интерпретированы "Воз сена" и "Семь смертных грехов". Последнюю, написанную в ранний период работу по функциональному назначению определяют как столешницу или навершие купели. Своеобразна композиция симметрично расположенных окружностей и двух разворачивающихся свитков, где цитаты из Второзакония с глубоким пессимизмом пророчествуют о судьбе человечества. В окружностях - первое изображение Босхом Ада и существующая в единственном числе интерпретация Небесного Рая. Семь смертных грехов изображены в сегментах всевидящего Божьего ока в центре композиции, они даны в подчеркнуто нравоучительном ключе.

Тема самого первого его триптиха - "Воз сена" (между 1490 и 1500 годами) - безнадежность и бессмысленность исторического пути, по которому пошло человечество

после грехопадения. Для того чтобы лучше проиллюстрировать тщету земных устремлений, Босх использует нидерландскую пословицу: "мир - это воз сена, и каждый старается урвать с него сколько может". Огромный воз неумолимо приближается к Аду, ведомый впряженными в него жуткими чудовищами. Никто до Босха не прибегал к такой безудержной фантазии и гротеску для того, чтобы выразить всю циничность происходящего: сам папа римский с императором сопровождают этот воз. Слева ангел Господень изгоняет из Рая Адама и Еву, и, несмотря на Христово искупление, прямой дороги в Ад с этого момента избежать невозможно.

В "Поклонении волхвов", написанном для жертвователя и его жены, членов семей Бронхорст и Боссхёйз, художник опять привлекает внимание к вечно существующим силам зла. Делает это он с помощью оригинального приема. Странная фигура бородатого человека в дверях полуразрушенного хлева, как выяснилось недавно, - иудейский Мессия, Антихрист в понимании современников Босха, последний могущественный противник христианства, который должен появиться в самом конце света.

Антихрист и поборники его населили разрушенный дом Давида, говорится в апокрифах. Влияние Антихриста не ограничивается его окружением: силы зла олицетворены также пастухами, взобравшимися на крышу, - во всяком случае, так можно предположить по их взглядам. И даже волхвов нужно рассматривать как приверженцев Антихриста. Эти фигуры символизируют трех царей земных, которых он побуждает начать последнюю войну. На обороте складня Босх пишет "Литургию Григория Великого", во время которой святому открываются Страсти Христовы. Сюда же включена сцена самоубийства Иуды, двойника Антихриста. Эта сцена так же необычна для изображения Страстей, как и явление Антихриста в сюжете Крещения, события по традиции торжественно-радостного.

Темой "Искушения св. Антония" является триумф христианства над силами зла - это третий, детально разработанный триптих, написанный, возможно, несколько ранее "Поклонения волхвов". Легенда о святом, основателе монашеской жизни, который обуздал земные страсти и удалился в пустыню, чтобы вести жизнь отшельника, была распространена повсеместно. Однако у Босха фигура Христа в центре триптиха необычно мала и трудно различима, а коленопреклоненный святой изображен в тот момент, когда он изнурен очередным борением с грехами. Он сражается с ними, как сражается и сам художник. Изобретательность Босха, кажется, не знает границ; всякий грех олицетворен в виде отвратительной образины.

Резким контрастом к этой работе предстает "Сад земных наслаждений" - триптих, созданный около 1504 года. Это был год, когда Солнце и Луна сошлись в зодиакальном доме Рака. Внимание Босха привлекает астрологический феномен, со всеми его значениями и дополнительными религиозными подтекстами. Мистические сближения между астрологией и христианством были давней традицией, которой придерживался и Ян ван Рёйсбрук, духовный отец Братства общей жизни. Соединение двух планет - символ мистического брака Христа с Экклесией (Церковью) - принимает форму небесного брака между Христом (Адамом) и Церковью (Евой) в композиции Земного Рая на левой створке алтаря. Церковный Рай (в центральной части) населен чадами планет Луна и Венера (позднее Венера ассоциировалась с Евой). Под их влиянием люди пребывают в состоянии любви и блаженства. Противостоит всему этому изображение Ада: результатом негативного влияния тех же планет является пьянство, разврат и обжорство.

В этом произведении отразился целый ареал средневековых представлений и знаний, мистики и науки, присутствие которых в искусстве долгое время считалось по крайней мере неуместным. Не было другого такого живописца во времена Босха и позднее, кто бы так стремился найти синтез мистических знаний и религиозного верования. Это еще более подчеркивает изолированность художника от главного пути развития искусства.

Босх создает для нас новый мир, о большей части которого можно только смутно догадываться. То, что культура тайного знания вызвала к жизни художника столь богатой фантазии, само по себе удивительно. Многоплановость его творений, глубина постижения сущности человека в сочетании с меткостью наблюдений делают его искусство бессмертным.