Брюллов направление в живописи. Фото и биография Карла Брюллова

Карл Павлович Брюллов родился 12 (23) декабря 1799 г., в Петербурге, в семье обрусевшего немца Брюлло. Отец был искусным скульптором-резчиком и писал интересные миниатюры.

Любовь к рисованию проявилась у Карла еще в детстве. Взрослым часто казалось, что карандаш является естественным продолжением руки “Карлуши”.

Когда мальчику исполнилось десять лет, его приняли в столичную художественную Академию. В ее стенах Брюллов Карл Павлович провел двенадцать лет.

Начало творческого пути

Закончив обучение на “отлично”, молодой художник продемонстрировал свою независимость. Он отказался оставаться в стенах академии и в 1819 г. поселился в мастерской своего старшего брата, который был активным участником возведения Исаакиевского собора.

В это время Карл Павлович писал портреты на заказ. Основными его заказчиками были меценаты А. Дмитриев-Мамонов и П. Кикин. По их просьбе, Брюллов написал такие картины, как “Эдип и Антигона” и “Раскаяние Полиника”.

Эти картины пользовались огромным успехом. За них юного художника наградили четырехлетней пенсионной поездкой в Италию. Поездка состоялась летом 1822 г., и продлилась 12 лет – до 1834 г.

В Италии

В итальянских музеях Брюллов изучал живопись выдающихся художников прошлых лет. Больше всего его поразила “Афинская школа” Рафаэля . В течение 4 лет Брюллов работал над ее копией. Итоговый результат поразил не только “коллег по кисти”, но и критиков.

Творчество художника в эти годы было достаточно плодотворным. В 1827 г. была создана картина “Итальянский полдень”, в 1832 г. – “Вирсавия”.

Являясь выдающимся живописцем, Брюллов создал немало светских портретов. Одной из самых ярких портретных работ является “Всадница”.

Брюллов был признан при жизни. На Родину он вернулся уже будучи живым классиком.

Последние годы жизни

В 1843 г. Брюллов получил заказ на роспись в Исаакиевском соборе. Помимо этого, художник продолжал писать портреты. В 1851 г. Брюллов написал несколько портретов семейства Титтони.

Карл Павлович с юных лет был достаточно болезненным. В 1847 г. он “подхватил” тяжелейшую простуду. Заболевание дало осложнение на сердце. Одновременно страдая ревматизмом, художник провел в постели 7 лет.

Весной 1849 г., по настоянию врачей, Брюллов навсегда покинул Россию и отправился на о. Мадейра. Но лечение за границей облегчения не принесло.

В мае 1852 г. художник перебрался в Манциану. Брюллов ушел из жизни 11 (23) июня 1852 г. Его похоронили на римском кладбище для иностранных лиц, не являющихся приверженцами католической веры.

Другие варианты биографии

  • Изучая краткую биографию Карла Брюллова, следует знать, что, будучи признанным историческим живописцем, он не написал ни одной масштабной картины, базирующейся на русской истории.
  • Проведший большую часть времени за границей, живописец слабо разбирался в русских характерах и почти не знал русского народа.
  • Всю жизнь великий живописец страдал от глухоты. По некоторым данным, глухота была приобретенной. В детстве Карл воспитывался в строгости. Однажды чем-то сильно недовольный отец сильно ударил мальчика. В результате этого удара он оглох на левое ухо.
  • Брюллов любил работать над своими полотнами под монотонное чтение вслух. Ему было все равно, что читают, будь то бульварный роман, или газетная сводка.
  • Художник выступал с личным ходатайством об освобождении из крепостничества

Брюллов Карл Павлович (1799-1852), художник.

Родился 23 декабря 1799 г. в Петербурге. В девять лет Брюллов стал учеником Академии художеств, где уже занимались его старшие братья. Слава пришла к нему ещё в Академии - всех изумляла его способность превращать обыкновенные этюды в законченные, совершенные картины (например, «Нарцисс», 1819 г.).

Окончив в 1821 г. академический курс и получив за библейскую композицию «Явление Аврааму трёх ангелов у дуба Мамврийского» золотую медаль, Брюллов отправился в Италию на средства незадолго до того организованного Общества поощрения художеств. По пути в Рим посетил Берлин, Дрезден, Венецию, Падую и Болонью.

В 20-х гг. XIX в. живописец создал ряд ныне хорошо известных бытовых картин: «Итальянское утро» (1823 г.), «Итальянский полдень» (1827 г.), «Девушка, собирающая виноград в окрестностях Неаполя» (1828 г.). Полотна наполнены солнечным светом, они воплощают безудержную радость бытия, воспевают молодость и красоту.

После посещения раскопок древнего города Помпеи, погибшего в 79 г. н. э. при извержении вулкана Везувия, Брюллов начал работу над своим главным произведением - «Последний день Помпеи» (1830-1833 гг.). Трагический сюжет привлёк живописца возможностью выразить характерную для романтизма мысль о духовной силе человека, его способности сохранить достоинство даже перед лицом смертельной опасности. Каждая группа людей, изображённых на полотне, представляет собой своеобразный портрет чувств, и в основном чувств высоких и благородных: сыновья спасают слабого престарелого отца, родители укрывают своих детей, а юноша скорбит о погибшей возлюбленной, забыв о собственном спасении.

В 1833 г. картина совершила путешествие по Европе, где экспонировалась с большим успехом. Затем полотно привезли в Россию. Эта демонстрация стала для Брюллова настоящим триумфом. Художника избрали почётным членом академий Милана, Болоньи, Флоренции и Пармы. В Париже его ожидало награждение золотой медалью.

После возвращения в Россию интересы художника были связаны с портретным жанром. Он прошёл путь от парадных, декоративных полотен («Всадница», 1832 г.) до камерных психологических портретов («Портрет Ю. П. Самойловой, удаляющейся с бала с воспитанницей Амацилией Пачини», около 1839 г.).

На рубеже 30-х и 40-х гг. Брюллов создал ряд камерных портретов. В число наиболее удачных входят портреты писателя Н. В. Кукольника (1836 г.), поэта В. А. Жуковского (1838 г.), баснописца И. А. Крылова (1839 г.), поэта и переводчика А. Н. Струговщикова (1840 г.), археолога М. Ланчи (1851 г.) и, конечно же, автопортрет (1848 г.). На нём художник выглядит усталым и разочарованным.

Весной 1849 г. Брюллов уехал за границу на лечение. Ему не суждено было вернуться на родину. Умер 23 июня 1852 г. в местечке Марчано близ Рима.


Наверняка картины Карла Павловича Брюллова известны каждому со школьной скамьи. «Последний день Помпеи», «Итальянский полдень» и другие полотна пронизаны настоящими эмоциями, чувствами, экспрессией. В отличие от многих других художников Брюллов выбирал для себя натурщиц не среди хрупких изнеженных моделей. Его героинями становились девушки из реальной жизни со всеми их достоинствами и недостатками. Не все современники сразу соглашались с подобным новаторством автора, но со временем Брюллов получил всемирное признание, а его самого стали называть «Карлом Великим».




Карл Брюллов родился в 1799 году. В детстве он был очень болезненным мальчиком и несколько лет не вставал с постели. Но этот факт совершенно не останавливал его отца, Павла Брюлло, решившего обучать сына живописи. Каждый день ребенку давались задания: рисовать животных, людей или природные мотивы. И пока Карл не справлялся с заданием, он не получал завтрак.

В 10-летнем возрасте Карл Брюлло был зачислен в Петербургскую академию художеств, где он проучился 12 лет. Мальчик блестяще справлялся с любой поставленной перед ним задачей и за это в 1822 году он получил пенсионерскую стипендию на четыре года, которая предполагала обучение в Италии. Перед отъездом Карл получил разрешение у императора добавить к своей фамилии букву «в», чтобы всем было понятно, откуда художник родом.



Италия покорила молодого художника. В 1827 году художник написал картину «Итальянский полдень», моделью для которой стала симпатичная плотная итальянка. В России эту картину приняли очень холодно, т. к. она не соответствовала модным веяниям того времени. Критики назвали модель «несоразмерной», а Брюллов со скандалом вышел из Императорского общества поощрения художеств.



В 1827 году в Италии Карл Брюллов познакомился с графиней Юлией Павловной Самойловой. Художника покорила невероятная средиземноморская красота, ум и грация этой женщины. Графиня часто становилась моделью для полотен Брюллова. На картине «Портрет графини Ю. П. Самойловой, удаляющейся с бала с воспитанницей Амалией Пачини» невероятные краски, пышность нарядов только подчеркнули красоту его музы.

В 1830 году Карл Брюллов вместе с графиней Самойловой отправился на развалины Помпеи и Геркуланума. За два года до этого произошло очередное извержение Везувия, поэтому интересоваться архитектурой тогда было модно.



Работу над картиной, сделавшей его всемирно знаменитым, Брюллов начал по заказу мецената Анатолия Демидова. Перед тем, как приступить к написанию полотна, художник изучил немало исторических документов о Помпеях и сделал немало эскизов с места события.



Людей на картине Карл Брюллов рисовал максимально эмоционально. Он запечатлел там себя в качестве художника, бегущего с рисовальными принадлежностями. Юлию Самойлову также можно отыскать на полотне. Она представлена там в трех образах: женщины с кувшином на голове, матери, пытающейся защитить своих дочерей и умирающей на мостовой.



В Риме «Последний день Помпеи» получил самую лестную критику, после чего картину отправили в парижский Лувр. В 1834 картина достигла Петербурга, где создала настоящий ажиотаж. Сам император Николай I пожелал увидеть полотно, после чего удостоил награды Карла Брюллова.



Не менее знаковой картиной живописца стала «Вирсавия». До Брюллова российские художники практически не обращались к обнаженной натуре. Брюллов же, вдохновленный успехом «Последнего дня Помпеи», решил написать картину в новом жанре. За основу он взял библейский сюжет о Вирсавии, которую купавшейся увидел царь Давид.

Несколько лет мастер трудился над картиной. Критики назвали ее «сладострастной и блестящей по краскам». Художник понял, что он не смог донести задуманное зрителям, и даже однажды швырнул в картину сапогом. Брюллов не стал заканчивать картину, остались непрописанными кисти красавицы. Именно в таком виде «Вирсавию» приобрел меценат и отправил ее в Третьяковскую галерею.



Среди искусствоведов вызывает множество вопросов картина . Исследователи до сих пор спорят о том, кто же действительно изображен на ней.

Брюллов родился в Петербурге в 1799 году и оставил мир неподалеку от города Лацио и Рима в коммуне Манциана в 1852 году. Он был третьим сыном в семье преподавателя Академии художеств. Карл практически не знал матери, которая рано оставила этот мир, был болезненным мальчиком, который практически до 8 лет не вставал с постели, к слову, Брюллов и завершил свой земной путь весьма болезненным.

Строгое отцовское воспитание позволило Брюллову в 10 лет поступить в Академию художеств и стать там признанным мастером. Его обожали и соученики и профессора, он создавал узнаваемые произведения искусства, которые отличались талантом.

В 1822 году он оканчивает Академию с огромным количеством медалей и благодаря гранту отправляется в Италию, где пребывает до 1834 года. Этот период отмечен интереснейшими работами, многие из которых стали классикой искусства. Брюллов наполнен настроениями романтизма, он пишет многое вне рамок канона Академии художеств, но при этом создает нечто невероятно ценное и самобытное.

В 1833 году он создает Последний день Помпеи – картину, которая создала настоящий фурор в мире искусства. В 1836 году он возвращается в Петербург, где проживает до 1849 года.

Петербург стал пространством для продолжения славы художника, которая только упрочилась. Талант Брюллова стал более разнообразным и интересным, он прославился как портретист, много общался с творческой элитой города. При этом Карл Павлович сам, когда-то сказал: «вторые Помпеи мне не написать» и предсказание во многом действительно сбылось.

Карл Великий – как его называли друзья и почитатели, действительно хотел создавать исторические полотна, как подобает выпускникам Академии художеств, но писал портреты и другие «салонные» работы. Он создавал по большей части картины на тему счастья и радости, ведь он сам был весьма больным, согласно печальному диагнозу докторов.

С 1850 года он полностью переезжает на территорию Италии, где пишет собственный автопортрет, ставший наиболее знаменитым. Он проживает в доме А.Титтони, где пишет интересные акварели, оставшиеся в коллекции этой семьи. Заключительной работой Брюллова стал портрет Микеланджело Ланчи его приятеля, археолога.

Подробная биография и творчество

Небольшая статья расскажет о творческом пути великого живописца Карла Брюллова.

Годы юности

Брюллов Карл Павлович родился в Петербурге в 12 февраля 1799 года. Его отец был немцем, в городе и его знали как искусного скульптора. Особенно красиво ему удавалась создавать небольшие миниатюры из дерева. Мальчик с раннего детства стал увлекаться рисованием. У Карлуши, как называли его близкие родственники и друзья семьи, карандаш - это продолжение его рук. В возрасте 10 лет его приняли в Петербургскую Академию искусств, где он и прожил около 12 лет.

Начало творчества

Никто и не сомневался, что юноша закончит Академию на «отлично». В 1819 году он покинул ее территорию и стал развивать в себе свой индивидуальный стиль написания картин. Старший брат Брюллова в тот период занимался возведением Исаакиевского собора и принял его под свою «крышу».

Первое время Карл предпочитал писать портреты. К нему часто обращались первые лица Петербурга – П. Кикин и А. Дмитриев-Мамонов. По просьбе мужчин Карл написал такие известные картины как «Раскаяние Полиника» и «Эдип и Антигона». Благодаря популярности этих картин, Брюллов получил высокую награду по тем временам - путешествие в Италию на 4 года. Там он прожил не отведенный ему период, а намного больше – 12 лет, в период с 1822 года по 1834 год.

Жизнь и творчество в Италии

Брюллов часто наведывался в музеи Италии, где тщательно изучал творчество, и картины самых известных художников прошлого времени. Особое внимание его привлекла картина Рафаэля под названием «Афинская школа». Карл решается создать ее точную копию и затрачивает на это около 4 лет. В итоге картина произвела настоящий фурор не только на его коллег-художников, но и на тех, кто изначально скептически к нему относился. Во время его нахождения в Италии Брюллов написал такие выдающиеся картины как «Итальянский полдень» (1827 год) и Вирсавия (1832 год).

Карл Брюллов стал известным живописцем. Еще одна картина, давшая ему еще большую популярность и признание – это светский портрет «всадница». В конце концов, художник вновь вернулся к себе на родину, но уже известным и признанным при жизни великим классиком.

Последний период жизни

1843 год стал так же знаменательным в его жизни. Брюллов создал роспись для Исаакиевского собора. Но от написания портретов он не отказывался и активно занимался любимым творчеством. Для семьи Титтони он так же написал несколько портретов.

С юного возраста Карл Брюллов часто болел и был слабым ребенком. В 1847 году он перенес простуду, которая дала осложнение на сердце. Ревматизм вынудил художника провести в кровати почти семь долгих лет.

Врачи настоятельно рекомендовали Брюллову сменить климат России на более теплый тропический. Он поселился на острове Мадейра. Но даже изменение окружающей атмосферы не улучшило его состояние. Он покинул остров и переехал в Манциану в мае 1852 года. Там он и провел остаток своих дней и умер через месяц в июне этого же года (1852).

Габудалла Тукай это советский, татарский народный писатель. Его считают основателем современного татарского языка. Он внес огромный вклад в развитие татарской литературы. За свою короткую жизнь он смог изменить многих писателе, в том числе и русских.

  • Стив Джобс

    Стив Джобс родился в 1955 году в городе Сан-Франциско. Его отцом был Джон Джандали, который в свою очередь был сирийского происхождения. Его мама была родом из Германии, её звали Джоан Шибле.

  • Карл Брюллов. Картины. Творчество. Жизнь.

    Биография, полотна художника, жизнь, творчество и великая любовь. Невозможно рассказать обо всём в нескольких словах и картинках. Тем более, что и творчество, и жизнь художника, как и любого человека, нельзя описать несколькими словами.

    Карл Брюллов. Биография

    Карл Павлович Брюллов родился в 1799 году, 23 декабря в столице Российской Империи - Петербурге. Его отец был достаточно известным в столице художником-декоратором и мастер резьбы по дереву.

    В возрасте 10 лет Карл был принят в Академию в класс исторической живописи. Его учителями стали известный мастера-живописцы: Иванов А.И., Шебуев В.К., Егоров А.Е. Юный художник с самых первых дней обучения показал свою одаренность и учителя ожидали от него необыкновенных и талантливых работ.

    Ещё будучи учеником Академии, Брюллов создает ряд сложных композиций, которые привлекают внимание публики и специалистов.

    Например, в его «Нарциссе» просматривается желание молодого автора соединить господствующий в те времена классицизм и живую природную «обыкновенность» натуры. Романтизм ещё только входит в моду и отображение мира человека и его чувств, совершенно ново для публики.

    Нарцисс любующийся своим отражением


    Брат художника архитектор Александр, в 1822 году, отправляется в Италию. «Общество поощрения художников», таким образом, награждает молодого архитектора. И Карл решает ехать в Италию вместе с братом. Он и не подозревал, что вернется в Россию только через 14 лет.
    Италия просто поражает молодого художника и дает огромное количество тем для написания картин. В 1823 году - знаменитое и поразившее Петербург «Итальянское утро».

    Итальянское утро


    В 1824 году - «Эрминия у пастухов», 1827 - «Итальянский полдень». Брюллов изучает жанровые мотивы, ищет необходимую натуру и, самое главное, пытается найти совершенно новый «язык» для своей живописи.

    Его картины воспевают красоту человека и красоту окружающего мира. Художник хочет показать радость бытия. Это новое видение он переносит и на свою портретную живопись. Я не буду перечислять все работы художника в этом жанре (о некоторых из них я расскажу ниже более подробно), но вспомните «Всадницу»… Это портрет, однако портрет, для своего времени, совершенно необычный. В нем легкость и огонь, в нем скрытое веселье и торжество живой человеческой плоти, и обузданная ярость лошади, и нежность прекрасных дам.

    В работах художника того периода нет теней и скорби.

    В 1835 году он посещает Грецию и Турцию. В результате этой поездки свет увидела целая серия акварелей: «Храм Аполлона Эпикурейского», «Дельфийская долина» и другие. Невероятные краски и сюжеты восхищают любителей живописи.

    Художник изучает творчество старых итальянских мастеров, архитектуру и историю. И в результате возникает «Последний день Помпеи». Эту работу специалисты называют самой значимой в творчестве художника. Работу над картиной Карл Брюллов начал ещё в 1830 году и писал её три года).

    В 1836 году художник возвращается на родину и получает должность профессора в Академии художеств. Петербургский период творчества художника - это, в основной массе, портреты. Благородные мужчины и прекрасные дамы. Художник стремиться показать не только естественную красоту человека, но и его внутренний мир, переживания и радости, страсти и внутреннее благородство, которое есть в каждом (так считал художник).

    В 1839 году художник начинает работать над картиной «Осада Пскова польским королем Стефаном Баторием в 1581 году». Эта работа выматывает художника. Тема совершенно не дается, в Петербурге мрачно и сыро. В это же период художник начинает расписывать купол Исаакиевского собора. Художник серьезно заболел. Он не смог закончить картину и роспись собора. Болезнь оказалась действительно очень серьезной и уложила художника в постель на долгих семь месяцев.
    В 1849 году Брюллов уезжает за границу на лечение.

    В Италии он чувствует себя значительно лучше и снова начинает работать: рисунки, серия акварелей и портретов.

    Незадолго до своей смерти он сказал:

    «Я не сделал и половины того, что мог и должен был сделать».

    А теперь - Карл Брюллов и его картины

    Бахчисарайский фонтан (1838-1849)

    Бахчисарайский фонтан


    Карл Брюллов был знаком с Пушкиным. Они часто встречались. После гибели поэта Брюллов изъявил желание участвовать в издание собрания сочинений великого поэта, рисовал эскизы фронтисписа.

    В тот же период Брюллов начал работу и над картиной «Бахчисарайский фонтан». Художник выполнил огромное количество эскизов для того, чтобы найти будущую композицию картины, изучал положения тел персонажей, одежды восточных женщин. Брюллов хотел показать не драму чувств Заремы и Марии, а романтическую сторону жизни восточного гарема. Сонная лень, томное однообразие и безмятежность жизни красавиц. Как в пушкинских строках:

    …Беспечно ожидая хана
    Вокруг игривого фонтана
    На шелковых коврах оне
    Толпою резвою сидели
    И с детской радостью глядели,
    Как рыба в ясной глубине
    На мраморном ходила дне…

    Итальянский полдень (1827)

    Итальянский полдень


    Эту картину Карл Брюллов написал по заказу петербургского «Общества поощрения художников». Это случилось после огромного успеха «Итальянского утра».

    И Карл написал.

    Героиня картины не отличается античными пропорциями и совсем не похожа на древнюю статую. Брюллов показывает красоту реальной итальянской женщины.

    И эта простая итальянка возмутила «Общество». Председатель Общества напомнил художнику, что целью искусства является изящное изображение натуры. А дама на полотне Брюллова «более приятных, нежели изящных соразмерностей».

    Однако, Брюллов настоял на своем праве показывать красоту реальную, а не условную.
    Для того, чтобы получить настоящую игру света и теней, художник писал картину в самом настоящем винограднике.

    Согласитесь, что картина просто, и невероятно, прекрасна.

    Портрет Ю.П. Самойловой, удаляющейся с бала с приемной дочерью Амацилией Паччини (1839)

    Портрет Ю.П. Самойловой, удаляющейся с бала с приемной дочерью Амацилией Паччини


    Графиня Юлия Павловна Самойлова - это особенная женщина в судьбе Брюллова. О истории их любви и дружбы я хочу сделать отдельный пост. Женщина-звезда, светская львица и «твоя рабыня». Красавица с дурным характером, своенравная, любящая и покорная. Действительно, невероятная женщина.

    В 1939 году Самойлова приехала в Петербург в связи с тем, что необходимо было распорядиться огромным наследством, оставшимся от её деда графа Литта. Именно в этот период Брюллов и начал этот портрет. Художник говорил, что он хотел показать маскарад жизни. Там, за спиной Самойловой, за красным занавесом, гремит королевский бал и бьет фонтаном светская жизнь. А перед нами просто женщина, в королевском наряде, но без маски. Она сняла маску, которая нужна для мира лжи, где каждый стремиться отгородится от людей и выдать себя за кого-то, кем на самом деле не является.

    И основная тема картины - торжество и красота сильной и независимой личности.

    Всадница (1832)

    Всадница


    На этой известной картине изображены воспитанницы графини Самойловой. Слева - младшая Амация, а на коне - старшая Джованина.

    Художник любил Самойлову, а девочки были частичкой мира, который окружал графиню. И Брюллов, любя графиню, не мог не любить девочек.

    По замыслу художника «Всадница» — это большой портрет для украшения парадной залы во дворце Самойловой. Портрет заказала графиня. Она не один раз говорила, что хочет все стены завесить «его чудесами».

    Художник показывает свой идеальный мир. И в этом мире бытие прекрасно. Тут и прелесть детства, и гордость юности. Всё это мы видим на лицах маленьких героинь. Столько чувств и эмоций вложил художник в эту работу, что повседневная бытовая сценка предстала перед зрителями преображенной, полной поэзии и феерии красок.

    Турчанка (1837-1839)

    Турчанка


    Вернувшись в хмурый и дождливый Петербург, художник часто обращается к воспоминаниям о своих путешествиях по средиземноморью.

    Воспоминания и фантазии. В альбоме художника очень много набросков, на которых изображены женщины в диковинных восточных нарядах. Можно сказать, что его волновала тема «турчанки» — женщины экзотической и загадочной.

    В «полувосточные» наряды одеты дамы света на картинах Карла Брюллова. Существует достаточно много акварельных работ, в альбомах художника, на которых просматриваются черты современниц художника.

    А эту турчанку художник написал с натурщицы. Дело в том, что кроме «Турчанки» есть ещё и «Одалиска». И главная героиня обеих картин одна и та же дама.

    Брюллов очень тщательно писал лицо своей турчанки, которое украшает яркая огромная турецкая чалма.

    Специалисты говорят о том, что именно «Турчанка» является особо женственной и близкой к натуре работой художника. У меня нет желания разбирать картину на атомы. Карл Брюллов - мастер. А его «Турчанка» просто прелестна. Без всяких если и высокохудожественных оценок.

    Карл Брюллов Любовь счастливая и несчастная

    Женщина-муза, женщина-любовь, женщина-друг, и женщина, которая окончательно разбила сердце художника. Разбила так, что он умер. И это всё о ней - о графине Юлии Павловне Самойловой.

    Прежде чем рассказать о том, как встретились, как влюбились и как расстались, я расскажу о том, как жила эта незаурядная женщина до того, как встретила Карла Брюллова.

    Юлия Самойлова

    Современники отмечали, что графиня Самойлова была дамой блестящей и дерзкой, прекрасно разбиралась в литературе и музыке, была образована и свободолюбива. Жила она не умом, а страстным сердцем своим. А сердце это было очень беспокойным.

    Завистливые языки намекали, что вся её независимость и дерзость — от несметных богатств, которые оставили ей предки как по материнской линии, так и по линии отца. Действительно, урожденная графиня фон дер Пален была сказочно богата. Наследница аристократов российских и итальянских: Скавронские (Екатерина Первая - жена Великого Петра), Палены, Литта и Висконти (это те самые, которые были родственниками Франческо Сфорца, покровителя Леонардо ла Винчи).
    А ещё говорили, что граф Литта, обер-камергер и обер-церемониймейстер императорского двора, оставил своё несметное состояние Юлий потому, что она была не внучкой его, а дочерью. Когда девочке было пять лет, мать её уехала в Париж - изучать искусство, и оставила девочку на попечении графа.

    Маленькая графиня росла дерзкой и своевольной, отличалась феноменальной непокорностью. Но, если уж она кого любила, то превращалась с этим человеком в маленького ангела. Гувернантки и няни просто обожали маленькую и грациозную, похожую на красивого котенка, девочку.
    Юленька обожала бродить по бесконечным залам графского дворца. Своими хрупкими пальчиками она прикасалась к бесценным произведениям искусства. И очень рано начала понимать, что такое настоящее искусство. А если чего-то не понимала, то шла в огромную библиотеку. И великие умы, с книжных страниц, говорили с ней о жизни, и о искусстве.

    Так и сформировалась будущая графиня Самойлова, женщина независимая, образованная, со своим взглядом на жизнь и со своим личном мнением.

    Всадница


    Она никогда не следовала за модой. Зачем? Она сама была модой и примером для подражания. Красавица с гордой осанкой, умная и непринужденная. Как она покоряла мужские сердца?! И как увлекалась сама!

    Когда её исполнилось 25 лет (это случилось в 1825 году), она вдруг вышла замуж. Её избранник - человек совсем не заурядный. Он богат, известен, красив и молод, остроумен и весел, друг Пушкина и завсегдатай светских раутов - адъютант Императора полковник Самойлов Николай Александрович.

    Но, счастье молодых было совсем не долгим. Николай слыл заядлым дуэлянтом и картежником, любил вино и шумные компании. А свою супругу Юлию он никогда не любил. Этот брак устроила мать Николая, которая просто мечтала женить сына на такой невесте, как молодая графиня Пален. Полковник Самойлов любил совсем другую женщину. Любил страстно и нежно.

    Развод был быстрым и тихим. В 1827 году «красавец Апквивиад» (так звали Самойлова в обществе) отвез графиню к её отцу и вернул приданное (точнее то, что от него осталось) бывшей супруги. Они перестали быть супругами, но остались друзьями. Общество не понимало таких отношений: свет жил слухами и слухи порождал. Их мирили и ссорили, снова женили и разводили. А они были просто друзьями. В конце концов, граф Самойлов отбыл в действующую армию. Сослуживцы, потом, говорили о его холодной храбрости и презрению к смерти.

    А графиня Самойлова? Она свободна и её дерзость просто не имеет границ. Свет Петербурга стремится не в Царское село, а в Графскую Славянку - летнее имение молодой графини Самойловой. Государь Император взбешен. Он не может заполучить к себе гостей - они предпочитают бывать у графини. И Император просит продать ему популярное имение. Просит так, что даже своенравная Самойлова не смеет отказать.

    Но, напоследок, она обращается к императорскому сановнику:

    Передайте императору, что ездили не в Графскую Славянку, а к графине Самойловой, к ней и будут продолжать ездить, где б она не была!

    Дерзкая графиня не только сказала, но и сделала… Прошло совсем немного времени и свет Петербурга стал собираться не в Графской Славянке, а в прекрасном дворце на Елагином Острове. Нужно ли говорить о том, что хозяйкой дворца была великолепная Самойлова.

    Она была звездой светского общества не только в России, но и в Италии. В её итальянском дворце собирались аристократы и дипломаты, поэты и композиторы, художники и писатели. Россини, Верди, Беллини и Пачини. Они завсегдатаи у оригинальной графини Самойловой.

    Вина и деньги текут рекой, бушуют страсти и случаются маленькие любовные трагедии. Романам нет конца и счета. Но, она несет мужчинам лишь страдания и страдает сама. Она живет ярко и страстно, но нет в её жизни счастья.

    Брюллов и Самойлова. Первая встреча

    Шел 1828 год. Неаполь со страхом смотрел на проснувшийся Везувий… Год был трудным для Карла Брюллова. В него страстно влюбилась Аделаида Демулен. Она любила, а он был холоден. Она ревновала и от глупой ревности бросилась в Тибр. Свет обвинил Брюллова в жестоком равнодушии. Он оправдывался, а ему никто не верил.

    Брюллов был приглашен на ужин к князю Гагарину. И когда ужин подходил к концу вдруг распахнулись двери залы и на пороге возникла она… Гордая, статная красавица, мечта и само воплощение красоты. Зал охнул, а князь предупредил Брюллова:

    Бойтесь ее, Карл! Эта женщина не похожа на других. Она меняет не только привязанности, но и дворцы, в которых живет. Не имея своих детей, она объявляет чужих своими. Но я согласен, и согласитесь вы, что от нее можно сойти с ума…

    Они перемолвились буквально парой слов. А потом князь Гагарин, пытаясь защитить Брюллова от сплетен и угрызений совести, увез художника в своё имение с красивым названием Гротта-Феррата. Карл писал картины и много читал. Жизнь потекла тихо и безмятежно. Но, однажды вечером, эта сельская тишина просто взорвалась - на пороге дома появилась Юлия Павловна.

    Едем! — решительно объявила она. — Может, грохотание Везувия, готового похоронить этот несносный мир, избавит вас от меланхолии и угрызений совести… Едем в Неаполь!

    Потом, много лет спустя она вспоминала, что «это» произошло в самый первый миг их встречи. Ещё ничего не случилось, но она уже знала, что «приворожена» к нему на веки.

    Он бедный художник, а она - светская львица, которая не знает счета своим сокровищам, владелица прекрасных дворцов в Италии и России, покровительница искусств, аристократка самой высшей пробы.

    Она умна и властна, но она его любит.

    — Так и быть, я согласна быть униженной вами.
    — Вы? — удивился Брюллов.
    — Конечно! Если я считаю себя ровней императору, то почему бы вам, мой милый Бришка (так она его называла), не сделать из меня свою рабыню, навеки покоренную вашим талантом? Ведь талант — это тоже титул, возвышающий художника не только над аристократией, но даже над властью коронованных деспотов…

    Он писал с неё портреты. И всегда говорил, что эти портреты не закончены. Юлия Павловна не любила позировать - она всегда спешила. Ну, не могла она долго усидеть на месте. Порывистая, страстная, веселая, полная жизни. Она любила его самого и любила его работы. А позировать не любила.

    Портреты Самойловой, написанные Брюлловым, восхищали публику. Карла начали сравнивать с великими художниками: Ван Дейком и Рубенсом. А потом случилось неизбежное - грянул «Последний день Помпеи». Картина поразила восхищенную публику и прославила художника. Сразу и навечно!

    Последний день Помпеи


    Заказы посыпались на него, как из рога изобилия, аристократы считали для себя честью заполучить в гости «великого Брюллова», любая его работа стала бесценной. Его просто донимали заказами и любовными признаниями.

    Княгиня Долгорукая писала, что Карл Брюллов её просто бесит… Она умоляет его о свидании, пытает прокрасться к нему в мастерскую, стучится в его двери, пытается застать его у князя Гагарина. А он… ускользает. Жестокий и безрассудный.

    На него обижается маркиза Висконти - дама не просто знатная, но и очень влиятельная. Она созывает гостей, и она ждет Брюллова. Он приходит. Но, остается в прихожей её дворца - его поражает красота дочери швейцара. Карл полюбовался красотой девушки и… ушел. Маркиза в бешенстве.

    Его желанная женщина - это Самойлова. Её он готов рисовать всегда и всюду. В знаменитой картине «Последний день Помпеи» его любимая изображена трижды.

    После того, как графиня увезла Карла в Неаполь, они долгое время не расставались. Их захватило большое и страстное чувство.

    Она ему писала:

    Мой дружка, Бришка! Люблю тебя более, чем изъяснить умею, обнимаю тебя и до гроба буду душевно тебе привержена.

    Она страстно хотела соединить свою судьбу с судьбой Карла Брюллова. И он её любил. Что же им помешало? Она была его единственной настоящей любовью. Любовью на всю жизнь. Но, странной любовью.

    Свет постоянно судачил о романах ветреной Самойловой. Но, и Карл не был ей верен. Они были вместе, но как-то так всё устроилось, что их любовь допускала любовные шалости на стороне. Они как будто испытывали свои чувства на прочность.

    Поверяли друг другу свои тайны (в том числе и тайны любовных интрижек), избегали «пошлой ревности», и берегли личную свободу. Возможно, много лет спустя, каждый из них и понял, что любовь - это больше, чем личная безграничная свобода. И не уживаются под одной крышей любовь и ветреность.

    Портрет графини Ю. П. Самойловой с воспитанницей Джованиной Пачини и арапчонком


    Она «итальянское солнце» (так называл Юлию художник) - яркая, ослепляющая, заливающая всё вокруг светом и страстью, энергичная и беспокойная. И он - спокойный и даже меланхоличный. Её страсти и чувства кипят, и испепеляют всё и всех вокруг. У него - всё внутри. И горит его душа. Он безмерно устал.

    Однажды, будучи в доме художника Зауэрвейда он встретил, совершенно случайно, дочь рижского бургомистра Эмилию Тим. Она такая юная и нежная, как первый весенний цветок, скромная и тихая. И как она не похожа вечно переменчивую, неспокойную и страстную Юлию. Может быть, именно она сможет излечить его душу от этой роковой страсти к Юлии?

    Эмилия играла ему на рояле и пела. А он мечтал о тихой и покойной семейной жизни. Юное создание бурно краснело от нескромных шуток и воплощало саму невинность.

    Эмилия Тим


    Он написал её портрет, и он почти поверил в счастье. Свадьба состоялась в 1839 году. Впоследствии Тарас Шевченко (он был на той свадьбе) вспоминал, что Брюллов был мрачен и несчастен, стоял, низко наклонив голову, и не глядел на свою невесту. Казалось, что Карл раскаивается и сильно страдает.

    А через полтора месяца по Петербургу поползли зловещие слухи. Говорили о том, что взбесившийся Карл вырвал из ушей молодой жены серьги, вместе с мочками, и выгнал босую жену на улицу. А ещё, поругался с отцом невесты и ударил его бутылкой по голове.

    Брюллов отказывался комментировать очевидный факт (Эмилия действительно ушла). Но, и сам Брюллов покинул свой дом. Он спрятался от ужасного позора в доме скульптора Клодта.

    Бывшая жена и её отец требовали от художника денег, слухи множились так, что Император потребовал у Брюллова объяснений. Карл был приглашен к графу Беккендорфу для разъяснения причин развода. И тут выяснилось, что его невинная и нежная Эмилия была любовницей… своего отца. Более того, эта связь продолжилась и после её замужества. И она ещё требовала от художника пожизненного содержания.

    Великий художник - он был опозорен и уничтожен.

    К великому счастью Брюллова в это время в Петербурге скончался граф Литта, и в северной столице появилась Юлия Павловна. Узнав о постигшей Брюллова беде, поспешила в дом своего Карла. Она не пришла. Она ворвалась, как безумная комета: прогнала кухарку, надавала хлестких пощечин пьяному лакею, выпроводила из приемной всех гостей, которые ожидали дармовой выпивки и новых слухов.

    Она, в который раз, перевернула вверх ногами его дом и его жизнь.

    Брюллов снова пишет. И пишет её портреты. Именно в тот период появилась эта картина.

    Портрет графини Юлии Павловны Самойловой, удаляющейся с бала с приёмной дочерью Амацилией Паччини (Маскарад)


    В его работах всё больше холода и одиночества. Он велик, он знаменит и он несчастен. Он любит только её. А ей не хватает страсти и огня. Юлия обвиняет в этом холодную Россию и они уезжают в Италию. В Италии Карл много работает и… тоскует о Петербурге. Ему кажется, что Юлия его больше не любит.

    Это случилось в 1845 году. Юлия, вдруг, решила выйти замуж и прекратить отношения с Брюлловым. Будучи в опере она пригласила тенора Перри к себе в карету и объявила ему, что решила стать его женой. Глупый Перри польстился на несметные богатства графини и согласился. Он мечтал пережить Самойлову и завладеть её состоянием. Но, юный и полный сил, Перри не выдержал её страсти и бешеного ритма жизни. Очень скоро Самойлова стала вдовой.

    Потом она уехала в Италию. Он пытался отыскать её следы, но тщетно. Есть сведения, что они встретились в канун его смерти. Но, разговор у них не получился. Что он мог ей сказать, если он уходил из этого мира, а ей суждено было остаться.

    Вскоре Карл Брюллов умер.

    А она уехала в Париж. И продолжила расточать свои богатства и здоровье. Вышла замуж за французского графа. И развелась с ним на следующий день после свадьбы.

    Богатства её иссякли. Не стало и здоровья. Пришло глубокое одиночество.

    Долгое время она хранила портреты «любимого Бришки». Это всё, что у неё осталось от той великой и странной любви.

    Она пережила Карла Брюллова на 23 года.