Готический стиль в искусстве европы. Готический стиль и тонкости его воплощения


Готика - это умение найти
красивое в темном и ужасном.(с)


Готика - существует готическая архитектура, готическая скульптура и живопись. Существует и готический стиль в одежде, но прежде, чем говорить о ней, заглянем в саму историю стиля готики.


Готика неимоверна красива, но красива своеобразной мрачной, строгой и холодной красотой. Готика зарождается в средневековой Европе, во времена того самого темного средневековья, когда ведьм жгли на кострах, была сильна католическая церковь, а верные рыцари преданно служили дамам своего сердца.



Впрочем, темным средневековье назвали мыслители эпохи Возрождения, эпохи, которая пришла вслед за ним, примерно в XV веке. И само слово «средневековье» для периода, который длился с V до XV веков, также подобрали именно мыслители Возрождения. Ведь до этого периода была столь любимая ими античность, классическая, правильная, математически выверенная, та, которую теперь они возрождали, а средневековье – это середина между ними и античностью, темные века, века, в которые искусство отказалось следовать законам математики и пропорции.



Готика, искусство средневековой Европы готикой также назвали мыслители Возрождения. Это слово происходит от названия племени готов - варварское племя. Варварами во времена Древнего Рима называли большинство племен и народностей современной Европы, исключая римлян. Вот и мыслители эпохи Ренессанса, Возрождения, окрестили все искусство средневековой Европы варварским, готическим, непропорциональным, неправильным, неклассическим.



Сегодня готикой называют искусство Европы конца XII - XV веков. Готика была и в , и в Англии, со временем она распространится практически по всей Европе, но зарождается готика во Франции. Готика – французский стиль. Зарождается готика в XII веке на севере Франции, район Иль-де-Франс.


Ярче всего готика проявляется в архитектуре. Соборы в Шартре, Реймсе, Амьене. Собор Нотр-Дам в Париже. Их главной особенностью является наличие стрельчатых арок, которые появляются именно в эпоху готики. Величественные, мрачные, холодные, поистине готические соборы. Именно в эпоху готики появляются и витражи. А еще для готики свойственны изображения грозных и мрачных химер и горгулий, чудовищ, чьи скульптурные изображения украшают многие готические соборы.



Но если готика была везде: архитектура, скульптура, живопись, если она витала в самом воздухе, то, конечно же, она не могла не проявиться и в одежде.


Впрочем, не стоит забывать, что в те времена, когда появляется готика, за окном средневековье, общество разделено на сословия, и одежда феодалов, горожан и крестьян будет значительно различаться. Так, к примеру, горожанам в отличие от феодалов запрещалось носить одежду, пошитую из шелка, а также длинные шлейфы платьев. Стоит учитывать и то, что именно в период готики европейцы наконец-то «научились» шить одежду, портное ремесло стало более совершенным.



Девушка периода готики. Иллюстрация из Библии 1340 г. На девушке широкая ниспадающая на плечи вуаль, длинное присборенное платье, а поверх него жилетик.


Родиной одежды в стиле готики, конечно же, была Франция. А до абсурда, до самых крайних форм готическую одежду доведут в Бургундии.


В одежде появляются, как и в архитектуре, вытянутые готические пропорции. И если в соборах стрельчатые арки, то в одежде туфли с острыми носами и сильно вытянутые заостренной формы шляпы. В моде яркие цвета (темный цвет в готику придет гораздо позже), любимая ткань – бархат. На одежде много орнамента, и орнамент в основном растительный.


В мужской одежде в то время появляются два варианта костюма – свободный и длинный, а также узкий и короткий. Второй вариант чаще предпочитает молодежь. С XIV века в мужскую моду входит пурпуэн – короткая куртка с узкими рукавами, дополнением к которой служили узкие штаны-чулки. У пурпуэна также могли быть и длинные, свисающие до пола, декоративные рукава. Мужчины из знатных родов также носили котарди – узкий кафтан, как с широкими, так и узкими рукавами, рукавами в форме крыльев и блио – кафтан до талии с узким лифом и широкими не сшитыми по бокам полами.









Плащом в то время служил согнутый пополам и не сшитый по бокам кусок ткани с отверстием для головы, называют его нарамник. А вот если нарамник был сшит по бокам и имел прорези для рук или даже рукава, то его называли сюрко. Плащи были как короткими, так и длинными.


Женская одежда состояла из камизы и котта. Котт состоял из узкого верха, широкой юбки и шнуровки сзади или сбоку. Талия была удлиненной, обязательным элементом юбки был шлейф (причем, чем длиннее шлейф, тем знатнее дама), а на самой юбке спереди делались складки – драпировать ткань на животе считалось модным. Верхней одеждой служили круглые и полукруглые плащи с вырезом и застежкой-пряжкой на груди.


И женская и мужская обувь имела заостренные носки, длина которых иногда доходила до 50 см.


Самым популярным женским головным убором в то время служил горж – он напоминал сшитую из ткани трубу с разрезом сзади и расширяющуюся к низу. Носили дамы и высокие «двурогие» чепцы.


Таким образом, главными особенностями средневековой готики в одежде были – заостренные шляпы и носки туфель, тонкая и высоко зашнурованная талия, длинные шлейфы, края одежды, выполненный в форме зубцов, у мужчин – чулки-штаны, плотно прилегающие к ногам.



Фото современных платьев с элементами готического стиля





Готический стиль в одежде и готы.


И вот тут, именно здесь, именно в этом месте, и именно сейчас в нашей статье намечается неожиданный поворот. В XV веке готика сходит на нет, на смену ей, как и в искусстве, так и в одежде приходят другие стили. Возродится готика на некоторое время в XVIII - XIX веках, во времена эклектики, историзма, возродится, как неоготика, наряду с , неоренессансом, псевдорусским стилем, в то время в моде будет возврат к прошлому, смешение эпох, смешение направлений. Но это будет кратким воскрешением.





Гораздо интереснее «воскреснет» готика в конце 1970-ых ХХ века. Готическим стилем в одежде сегодня называют стиль молодежной субкультуры готов. Что общего у них с готикой средневековья? Спорный вопрос. Общее как есть, так его практически и нет. Есть мрачность, холодность, определенная строгость, интерес к потустороннему. Но при этом одежда современных готов имеет больше общего с готическими соборами и химерами, охраняющими их, чем с одеждой того периода.


Готы, молодежная субкультура готов, появляется вместе с определенным направлением в музыке – готик-рок. Одной из первых музыкальных групп, получивших ярлык «готической», стала Joy Division, так их охарактеризовали критики.





И у готов, начиная с 1980-х, складывается определенный собственный стиль, своя мода. Основными признаками готического стиля в одежде сегодня являются черный цвет, металлические украшения с символами готической субкультуры, часто религиозными, мифологическими, причем готы любят серебро, а также неизменный, очень характерный макияж. Такой макияж носят как мужчины, так и женщины, две главные его составляющие – это белая пудра для лица и темная подводка вокруг глаз.


Прически – чаще длинные волосы, которые готы красят в черный, реже рыжий цвета.




Одежда готов может быть стилизованной под моду XVIII-XIX веков – кружева, длинные платья у женщин, длинные перчатки, фраки и цилиндры у мужчин, тут возможны и элементы неоготики в одежде, и элементы . Одежда готов может иметь и схожие черты со стилем металлистов – кожаная одежда, металлические аксессуары, цепи. В одежде готов можно встретить в качестве аксессуаров и ошейники, и браслеты с шипами. Среди готесс пользуется популярность и стиль «вамп» - помада и лак для ногтей от ярко-красного до черного цветов, черная косметика, подводки.


Можно выделить и такое направление в готическом стиле, как «корпоративный гот». Скажем так, это офисный вариант, вариант, который используется при невозможности одеться в более крайние формы готического стиля. Для такого направления характерны неброские украшения, черная деловая одежда.


Наиболее ярко все различия и направления в готическом стиле представлены в работах бельгийского фотографа Вионы Йелегемс.





В 1990-е – начале 2000-х готика появляется и на подиуме. Так коллекции «Птицы», «Голод» и «Сияние», не обошлись без отсылок к готическим сюжетам и смыслам. А журнал Elle в 2009 году писал: «Неоромантики празднуют возвращение викторианской драмы на подиумы. Пышные юбки, блузки с рюшами и черные кружева превратят вас в настоящую готическую героиню».


В показах коллекций весна-лето 2011 готический стиль был представлен у Жана-Поля Готье, который, впрочем, смешал его с рок-панком, и Givenchy. Да и сегодня, в 2012 году можно быть уверенными в том, что готика, так или иначе, займет свое место на подиумах, среди других направлений и тенденций.






Средневековье – время крестовых походов, доминирования религии над светской жизнью, переломный период в развитии европейских стран. На фоне политических и военных преобразований сформировался узнаваемый, яркий стиль – готика, оказавший влияние на развитие живописи, архитектуры, музыки, скульптуры.

Зарождение и развитие стиля

Периодом формирования стиля стало развитое Средневековье, XII века в странах Западной Европы, в XIII – XVI веках — в Центральной Европе. Грандиозность стиля граничит с устрашением, которое способны вызывать работы живописцев и архитекторов этого периода.

Готическая живопись отличается специфической композицией, обилием цветов и оттенков, динамичностью изображения, напряженностью сюжета. В рамках изучения творений живописцев стоит рассмотреть книжную миниатюру, как репрезентативное направлении в искусстве.

Родиной стиля является Франция, где в XII веке. Оттуда готика распространилась в Германию, Испанию, Англию, Австрию. В следующем столетии готические влияния стали заметны в Италии, где сформировалось местное самобытное ответвление стиля. В период раннего нового времени стиль оформился в интернациональный формат. Дольше всего влияния готики были заметны в странах Восточной Европы.
Готика в живописи в Средние века появилась в искусстве создавать витражи.

Поп-арт как стиль в живописи

Особенности стиля на раннем этапе развития

Готика сменила романский стиль – сложно не заметить принципиальные различия этих направлений искусства. В искусстве готика ассоциируется с величием, грандиозностью, особой декоративностью.
Особенность готической живописи – наличие значительного разнообразия в региональном развитии стиля. Определить единую «формулу», по которой можно дать четкую характеристику направлению искусства, невозможно. В результате исследований многих искусствоведов, готическому стилю на всей территории распространения свойственны такие черты:

  • Особое построение композиции, иллюзия материальности изображения, созданная мастерами средневековья.
  • На полотне преимущественно соседствуют различные группы лиц – их взаимодействие декоративно, лишено естественности.
  • Готика не полностью отошла от романского влияния передавать через личность изображенного человека определенный скрытый символический смысл.
  • Изображения на картинах не выглядят целостными, композиция расчлененная, каждый элемент необходимо рассматривать отдельно.
  • Картины передают реальность через метафоры.
  • Экспрессия, передаваемая через оттенки и динамику сюжета.
  • Схематичность отображения действия.
  • Религиозность, доминирование библейских и мистических сюжетов.

Символизм как стиль в живописи

Наиболее ярким жанром считается портрет.

Развитие искусства книжной миниатюры

Оформление книг в Средние века трудно не узнать. Книжная миниатюра достигла высокого уровня развития, отображая религиозные, светские сюжеты при помощи ярких красок в узнаваемом, готическом стиле:


Миниатюра зародилась во Франции в XIII веке, наиболее известным творцом был Жан Пюссель. Благодаря развитию миниатюры в искусстве, сформировалась узнаваемая парижская школа миниатюры.

В период развитого Средневековья стало принято украшать миниатюрами не только художественные и религиозные книги, но и научные трактаты, хроники. Узоры стали более филигранные, ажурные, угловатые. Миниатюра стала более осмысленной, точнее передавала суть события, которое отображено художником.
Примером наиболее удачной передачи суть явлений и событий при помощи миниатюры является «Большая французская хроника».

Техника живописи Сфумато

Интернациональная готика

На последних этапах развития стиля в период развитого средневековья появилось интернациональное направление. Родина – Богемия, Северная Италия, Бургундия. Именно с этим направлением связывают искусство периода «заката Средних веков» или «осени Средневековья».

Отличительными чертами являлась декоративность, пышность, обилие насыщенных красок. Это наиболее вычурная готика, характеризующаяся экзальтированностью, утонченностью, особой экспрессией.

Термин «интернациональная готика» предложили только в конце XIX века искусствоведы Юлиус Шлоссер и Луи Куражо. А использовать его для обозначения поздней готики начали только во второй половине XX века. До этого времени направление называли «поздней готикой», «придворной готикой», «особенной готикой», если речь идет о живописи Германии, «мягкий стиль», «космополитическое искусство». С XX века «поздней» начали называть полотна, созданные до 1430 года, остальные перешли в разряд «интернациональной».

Неоклассицизм как стиль в живописи

Узнать картины в этом направлении просто:


Развивался стиль при дворе монархов крупных европейских стран. Готическое искусство этого типа имела свои особенности в каждой стране, что должно бы позволять искусствоведам без труда понять, к какой стране принадлежит конкретное полотно. Но это не так. По причине активного культурного обмена и сети династических браков, из-за которых культурные особенности растекались по всему континенту, очень трудно точно установить, из какой страны был художник или где была написана картина, если отсутствует подпись автора.

Еще одна причина сложностей идентификации – работа художников на заказ. По этой причине француз мог писать полотна для итальянского, испанского двора, его работы могли быть подарены, а из-за этого образовывалась еще большая культурная путаница.

Пишем копию картины Винсента Ван Гога «Звездная ночь»

Тематикой ранних произведений в готическом стиле была религия, библейские сюжеты. Интернациональное направление отходит от этой готической догмы. Период развитого Средневековья характеризуется появлением работ на светскую тематику – их заказывают представители дворянства для декорирования интерьера.

Не смотря на появление светской тематики, базовыми остаются алтарные сюжеты и религиозные образы. Интернациональная готическая живопись схожа с иконописью – особенно, наличием золотого фона, прописями золотом.

Для оформления картин использовали вычурные рамы, иногда полотно составляло несколько створок. В качестве полотен для картин использовали деревянные дощечки.

Известные мастера готики

Дуччо из Сиены

Создатель алтаря «Маэста» в Сиенском соборе с изящными панелями, украшенными изображениями на религиозную тематику. В его манере творчества отслеживаются византийские влияния.

Джотто

Мастер создания настенных росписей. Наиболее яркая работа – роспись в церкви Капелла-дель-Арена. Стиль Джотто практически не имеет влияний – это чистая готика, наполненная динамикой.

Симоне Мартини

Один из наиболее ярких творцов Флоренции. Работа «Путь на Голгофу» отличается яркостью красок, наполненностью динамикой.

Постимпрессионизм в живописи

Траини

Создатель известной фрески на крытом кладбище рядом с Пизанским собором.

Микелино да Безоццо

Известный живописец и создатель миниатюр в стиле интернациональной готики.

Готика - период в развитии средневекового искусства на территории Западной, Центральной и отчасти Восточной Европы с XII по XV-XVI века. Готика пришла на смену романскому стилю, постепенно вытесняя его. Термин «готика» чаще всего применяется к известному стилю архитектурных сооружений, который можно кратко охарактеризовать как «устрашающе величественный». Но готика охватывает практически все произведения изобразительного искусства данного периода: скульптуру, живопись, книжную миниатюру, витраж, фреску и многие другие.


Готика зародилась в середине XII века на севере Франции, в XIII веке она распространилась на территорию современных Германии, Австрии, Чехии, Испании, Англии. В Италию готика проникла позднее, с большим трудом и сильной трансформацией, приведшей к появлению «итальянской готики». В конце XIVвека Европу охватила так называемая интернациональная готика. В страны Восточной Европы готика проникла позднее и продержалась там чуть дольше - вплоть до XVIвека.

К зданиям и произведениям искусства, содержащим в себе характерные готические элементы, но созданным в период эклектики (середина XIX века) и позднее, применяется термин «неоготика».

В 1980-е годы термин «готика» начал применяться и для обозначения возникшей в это время субкультуры («готическая субкультура»), в том числе музыкального направления («готическая музыка»).


Элементы, определяющие готический стиль


Готический стиль имеет довольно четкие элементы, его определяющие. Готический стиль легко узнаваем по определенным приемам, которые тогда применялись. Если выразить это одной фразой, то можно использовать следующую – устремленность ввысь в мир духовного, его религиозном смысле. Свое выражение эта идея получила в:


Готика в интерьере.

Готика - следующая ступень в развитии средневекового искусства, второй общеевропейский стиль. Термин "готика" ввели в употребление итальянские гуманисты для обозначения всего, не относящегося к классическим, античным образцам, то есть, по их мнению, уродливого, связанного со сплошным варварством (готы - "варварское" германское племя).

Готический стиль , господствовавший в Западной Европе в XIII - XIV вв., стал высшим художественным синтезом средневековья.

Ведущим видом искусства в готике оставалась архитектура, а наивысшим ее достижением было строительство городских кафедральных соборов, вызывающих ощущение легкости, особой воздушности и одухотворенности. В отличие от романского готический собор - городское сооружение, устремленное ввысь, господствующее над всей городской застройкой.

Переход от романского стиля к готическому в западноевропейской архитектуре был отмечен целым рядом технологических новшеств и новых стилистических элементов. Считалось, что в основе перемен лежало введение стрельчатой арки, которая своей формой подчеркивала устремленность всего здания ввысь, ее появление связывалось с арабским влиянием.

В готической архитектуре применялся базиликальный тип храма. В основе зданий периода готики лежала новая конструкция свода с устойчивой каркасной системой. Центральный неф готического храма обычно был выше боковых, и часть нагрузки принимали на себя аркбутаны - специальные подпружные арки, соединявшие основание свода центрального нефа с контрфорсами (специальными подпорными столбами) бокового. Такая конструкция позволила значительно облегчить все сооружение и максимально расширить внутреннее пространство здания, почти убрав стены.

Важная деталь готического здания - огромные окна, которые как бы заменили стены и заняли все промежутки между опорами. Окна украшались цветными витражами . Все внутреннее пространство благодаря витражам, было насыщено светом, окрашенным в различные цвета.

Снаружи у готического здания обычно две башни на фасаде, а между ними - круглое большое окно, так называемая "готическая роза".

Ощущение легкости подчеркивалось и внутренним декором . Гладкая поверхность стены исчезла, а своды перерезала сеть нервюр; везде, где возможно, стена вытеснилась окнами, расчленилась нишами или арочками.

Предметы мебели периода готики были достаточно тяжелыми и неуклюжими, они как правило располагались вдоль стен. На шкафах, кроватях , стульях встречались самые различные элементы церковной архитектуры.

Позже на деревянных изделиях начинает использоваться геометрически точный орнамент, достаточно причудливый и вычурный.

Изделия мебели восходят корнями к церковной обстановке. Мебель украшается ажурным, растительным орнаментом, ленточным плетением. Характерная черта этого периода - стилизованный резной орнамент, представленный на изделиях мебели в виде выгравированного кожаного свитка или имитации фактуры ткани, уложенной причудливыми складками.

Один из основных видов мебели - сундук , выполняющий самые разные функции. Сундуки изготавливались из различных пород дерева и были украшены фигурной лепниной, богатыми металлическими вставками.

Повсеместно использовались скамьи . Они были самых разнообразных видов, например, с нижней частью, похожей на сундук, с высокой спинкой.

Кровать в готическом стиле была снабжена балдахином, а в европейских странах с более мягким климатом его заменила деревянная конструкция, украшенная резьбой, филенками и отделкой разных цветов.


"






Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http :// www . allbest . ru /

на тему: "Готическое искусство"

Введение

"Величие и красота, роскошь и простота, тяжесть и легкость", - так говорил о готике русский писатель Н. В Гоголь.

Гомтика (от греч. Гпфийкп) - период в развитии средневекового искусства на территории Западной, Центральной и отчасти Восточной Европы с XI - XII по XV-XVI века, пришедший на смену романскому стилю и постепенно вытеснивший его тяжеловесность и массивность.

Впервые это понятие применил Джорджо Вазари, чтобы отделить эпоху Ренессанса от Средневековья. Готическое искусство было культовым по назначению и религиозным по тематике, так как обращалось к высшим божественным силам в рамках христианского мировоззрения. Это, во многом, объясняет строительство большого количества, прежде всего, соборов как средоточия религиозной и культурной жизни средневековья.

Однако нельзя не отметить зарождающийся интерес к человеку, красоте земного мира, житейским сценам, природе. Не случайно в этот период в литературе появляется любовная лирика трубадуров, развивается городская литература, комические театральные жанры, а в живописи основное место занимает портрет. Влияние церкви еще остается, однако растет самосознание народа, интерес к человеческим чувствам и реальной жизни. Не смотря на то, что готическое искусство называли "варварским", именно оно подготовило почву Ренессансу.

Чаще всего данным термином именуют архитектурный стиль, но понятие "готика" охватывает также скульптуру, живопись, витраж, фреску и многие другие произведения изобразительного искусства исследуемого периода.

Ранняя готика зародилась еще в рамках романского стиля. Однако уже к XIII веку относится расцвет готического стиля (высокая готика), а через столетие начинается период распада стиля, именуемый "пламенеющая готика". В конце XIV века Европу охватила так называемая интернациональная готика как завершающий этап развития данного стиля, отличающийся экспрессивностью форм, остротой, гротеском, даже некой вычурностью.

В современности термин обрастает множеством новых значений, связанных с разнообразием сферы применения. Для кого-то это стиль средневекового искусства, соборы Франции XII века, а позже Германии, Австрии, Чехии, Испании, неоготика Англии XVIII века, готический роман XIX века, для современных дизайнеров это уже стиль в интерьере и одежде, для представителей сформировавшейся готической субкультуры это готический рок и т.п.

На страницах данной работы мы рассмотрим зарождение и формирование готического стиля в искусстве Западной Европы средних веков, в России, собственно, шедевры готики, а также сферы ее проявления в современной культуре.

1. Готический стиль в архитектуре, скульптуре и живописи

Готическое искусство возникло в середине XII века на севере Франции, в дальнейшем распространившись на территорию современных Германии, Австрии, Чехии, Испании, Англии, позднее проникнув и в Италию. В архитектуре готический стиль приходит на смену романскому. Это храмы, соборы, монастыри с многочисленными арками, с заострённым верхом, узкими и высокими башнями и колоннами, богато украшенным роскошным фасадом с многочисленными резными деталями (вимперги, тимпаны, архивольты) и многоцветными витражами.

Говоря о готике, хочется начать с описания собора Парижской Богоматери Нотр-Дам, однако первым готическим архитектурным сооружением считается церковь монастыря Сен-Дени (Франция). В XII веке аббат Сугерий написал трактат "Об освящении церкви Сен-Дени", где обозначил символичность всех элементов готического собора. По его мнению, храм - это некий корабль, Вселенная, разделенная поясом витражей вверху и массивностью стен в нижней части на небесный и земной миры. Арки, в свою очередь, символизируют разрыв круговорота времени, быстротечность и конечность которого подчеркивает готический храм. Витражные окна-розы, наоборот, выражают цикличность времени, пропуская сквозь себя божественный свет. Они призваны были перенести человека из телесного, земного мира в божественную вечность.

На фоне тяжеловесных построек романского стиля готические соборы поражают своей легкостью, устремленностью в небесный свод, богатейшим декором, напоминающим тончайшее кружевное плетение, красотой и роскошью витражей и скульптур. Внутренний и внешний облик определяли арки стрельчатой формы - характерная черта готического стиля, призванная усилить легкость и динамичность архитектурного произведения. Внутри готические соборы производили сильнейше впечатление, благодаря свету, проникающему сквозь цветные стекла витражей и заполняющему обширное пространство с многочисленными колоннами и стрельчатыми арками.

К шедеврам готической архитектуры относят Собор в Шартре, Собор в Реймсе, где короновались французские короли, Собор в Амьене, несомненно, Собор Парижской Богоматери во Франции; Кёльнский и Мюнстерский соборы в Ульме в Германии, Собор в Кентербери - главный храм английского королевства, а также Собор Вестминстерского аббатства в Лондоне, Соборы в Солсбери, Эксетере, Линкольне, Глостере, Часовня Королевского колледжа в Кембридже. В Чехии это готическая архитектура Праги, Собор святого Вита. В Испании Санта-Мария-дель-Мар.

Соборы, несомненно, были главными и важнейшими постройками того периода. Однако вместе с соборами весь городской пейзаж наполнялся готическими зданиями больниц, крытых рынков, жилых домов и т.п. Большое количество светских сооружений характерно для итальянского искусства.

Скульптура

В создании образа готического собора смысловую нагрузку несла каждая мельчайшая деталь, огромная роль отводилась скульптуре, оформляющей, в основном, наружные стены. Не одна, и не две, а десятки тысяч скульптур украшали соборы зрелой готики, выражая устремленность всего здания ввысь в тектоническом аспекте.

Обилием скульптур и витражей отмечен период высокой готики. Статуи пророков, апостолов, святых располагались на порталах готических соборов. Множество мелких фигур и сцен размещались на цоколях, постаментах и крышах. Капители, выступы карнизов заполнялись листьями и плодами. Статуи были органически связаны со стенами и опорами, напоминая о синтезе архитектуры и скульптуры готических соборов. Образы святых обретают индивидуальность, человечность, словно приближаясь к земному миру, к каждому посетителю храма. Простота и изящество форм, сдержанные жесты служат выражением нравственной силы и духовного совершенства. Готические мадонны - воплощение грации, женственности и чистоты.

Готическая скульптура выразительна и динамична. Это работы Клауса Слютера, создавшего Мадонну фасада церкви погребения Филиппа, фигуры Колодца Пророков в Шаммоле. В Германии наибольшую известность получили работы Тильмана Рименшнайдера, Вита Ствоша и Адама Крафта.

Живопись

В этой главе, прежде всего, речь пойдет о витражах, игравших огромную роль в декоре готических храмов. Многочисленные витражные композиции воспроизводили религиозные и литературные сюжеты, исторические события. Техника витража несла в себе эмоциональное сочетание цветового и светового начал, преображая интерьер храма и вытесняя фресковую живопись.

Помимо этого, расцвета достигает книжная миниатюра, на фоне появления светской иллюстрированной литературы. Религиозные книги, несомненно, доминировали и были богато иллюстрированы. Яркими представителями готической книжной миниатюры являются братья Лимбурги, придворные миниатюристы герцога де Берри, создавшие знаменитый "Великолепный часослов герцога Беррийского" (около 1411--1416).

В связи с интересом к человеку, его внутреннему миру, индивидуальности характера, развивается жанр портрета, достигший расцвета в период поздней готики, на фоне духовного возрождения Европы в аспекте развития гуманистического подхода к человеческой личности. Готический художник уделял большое внимание выразительности деталей портрета, стараясь передать индивидуальное, единичное своеобразие личности. Отметим, что это был один из первых светских жанров готического искусства.

Среди художников готики получили известность такие имена, как: Джотто, Дуччо, братьев Лоренцетти, Симоне Мартини и Фра Анджелико, работавшие во Флоренции и Сиене. В алтарной живописи это Ян ван Эйк и Рогир ван дер Вейден. Большой вклад в готическое искусство живописи внесли картины художников, написанных при дворах Праги и Вены, мастеров Северной Германии.

С последней четверти XIV века в изобразительном искусстве Европы господствует стиль, названный позднее интернациональной готикой, ознаменовавшей собой заключительный этап развития готического искусства.

2. Готика в России

В связи с тем, что в эпоху средневековья Россия находилась под влиянием византийской культуры, мы можем говорить только о неоготике, пришедшей в русское искусство в конце XVIII века, когда неподалеку от Санкт-Петербурга по проекту архитектора Ю.М. Фельтена были построены в неоготическом стиле Чесменский дворец (1774--1777) и Чесменская церковь (1777--1780).

Что же такое неоготика и как она связана с готическим стилем средних веков? Неоготика как направление в архитектуре эпохи эклектики возникает в Англии в 40-е годы XVIII века и оказывается востребованной по всему миру. Это католические соборы в Нью-Йорке и Мельбурне, Сан-Паулу и Калькутте, Маниле и Гуанчжоу и Киеве, это "Биг Бэн" и Тауэрский мост в Великобритании.

Говоря о неоготике в России, исследователи используют термин псевдоготика, так как это скорее некая стилизация под готику западноевропейского средневековья. Ярким памятником неоготического стиля стала императорская резиденция в Царицыне (1776--1796) под Москвой - целый ансамбль зданий и строений, возведенных по проекту архитектора Василия Баженова и по заказу Екатерины II. Это некий сложный синтез европейской готики, русской барочной архитектуры и классицизма. Резиденция состоит из Большого дворца, "Оперного дома", "Хлебного дома" и других строений. Помимо этого, к неоготическому стилю можно отнести Римско-католический собор Непорочного зачатия Девы Марии, построенный в 1901--1911 годах в Москве. В этом стиле выстроены католический храм Святого сердца Иисуса в Самаре (1906), собор Успения Пресвятой Девы Марии в Иркутске (1881--1884) и др.

В Калининградской области сохранилось около двадцати замков и большое количество церквей, к сожалению, в большинстве своем в разрушенном состоянии. В самом Калининграде это средневековый Кафедральный собор и большое количество неоготических памятников (15 городских ворот, церкви). Сохранилось несколько зданий и в Ленинградской области. В Выборге здание банка на рыночной площади, здание рынка, костёл Гиацинта (XVI в.) в старом городе. К сожалению, единственный в России кафедральный собор, заложенный шведами в 1293 году, был разрушен в период Великой Отечественной войны.

В отличие от европейцев русские архитекторы практически не используют каркасную систему готических соборов. Традиционная для православия крестово-купольная основа украшается стрельчатыми арками, постепенно поддаваясь влиянию "интернациональной" неоготики. Результатом чего становится строительство многочисленных католических костёлов для прихожан польского происхождения на всём протяжении Российской империи от Красноярска до Киева.

3. Готика в современной культуре

Интерес к готическому искусству и культуре, в целом, не угасает до сих пор. К сожалению, в рамках наших мелкогабаритных квартир не каждый может позволить себе готическую роскошь. Однако современные дизайнеры используют стилизацию под готику в оформлении интерьеров помещений. Для украшения загородных домов подойдут арочные окна, красочные витражи, оригинальные мозаики. Готический интерьер сочетает в себе яркие цвета и массивную мебель, различные орнаменты, декорирующие стены и окна. Материал также должен оставаться натуральным: камень, дерево, мрамор, металл.

Обращаясь к другим областям искусства, отметим, что предтечей современных "ужасов" явился готический роман, возникший во второй половине XVIII века и наполненный мистикой семейных проклятий, таинственных приключений с элементами сверхъестественного, призванный повергнуть читателя в приятный ужас. В XX веке в рамках "готического" жанра развивается "литература ужасов" (Блэквуд, Лавкрафт, Блох, Стивен Кинг). На стыке фэнтези и готики появился новый литературный жанр - тёмное фэнтези

Потусторонние силы, живые мертвецы, исполнение клятвы, явление призраков - отметим, что это излюбленные сюжеты современного киноискусства.

В конце 70-х годов XX века в Великобритании зарождается особая готическая субкультура, представителей которой (подростки 14-15 лет) отличает специфический имидж и интерес к готической музыке. Это явление уже связано с эволюцией музыкального жанра готик-рок. В 1980-х годах широкую популярность обрели такие исполнители, как Bauhaus, Southern Death Cult, Siouxsie and the Banshees и др.

Составляющими данной субкультуры являются, прежде всего, готическая мода и готическая музыка. В одежде это преобладание чёрного цвета, атрибутика и особый макияж. К готической музыке обычно относят готик-рок, дэт-рок и дарквэйв. В настоящее время готическая субкультура распространена преимущественно в Европе и Северной Америке, в меньшей степени - в Азии и Австралии. Представителей ее мы замечаем и на наших с вами улицах.

готический стиль культура архитектура

Заключение

Готическое искусство отразило глубокие и острые противоречия эпохи, в результате чего и само было внутренне противоречиво: переплетение реалистичности, простоты человеческого чувства с религиозной строгостью, отрешенностью от всего земного. Не случаен и синтез архитектуры, скульптуры и живописи, используемый в создании готических соборов, где каждая деталь несла свою смысловую нагрузку.

Классическое выражение готический стиль получил, несомненно, в церковной культуре. Однако преобладание в период поздней готики светской тематики и области применения обогатило готическое искусство в жанровом и стилистическом аспектах. Не смотря на это, произведения готического искусства отличаются глубокой одухотворенностью, проявлением нравственной жизни человека в религиозно-поэтическом аспекте.

В связи с развитием буржуазного общества и ослабления церковного влияния готического искусство утрачивает свою прогрессивность, но не ценность, так как зародившиеся здесь гуманистические тенденции стали основой следующей эпохи в развитии западноевропейской культуры -эпохи Возрождения.

Список литературы

1. Муратова М.К. Мастера французской готики XII-XIII веков. Проблемы теории и практики художественного творчества. 1988. - 452с.

2. Панофский Э. Готическая архитектура и схоластика // Перспектива как символическая форма. Готическая архитектура и схоластика. СПб.: Азбука-классика. 2004. - 336с.

3. Виолле-ле-Дюк Э. "Энциклопедия готической архитектуры"."Эксмо, Наше слово". 2013. - 536с.

4. Алленов М. Русское искусство XVIII начала XX в. М.: Трилистник. 2000. - 474с.

5. Гнедич П.П. История искусств. Зодчество. Живопись. Ваяние. В 3 т. - М.:1. ОЛМА-ПРЕСС. 2004.

6. Хазов В. К. Символика молодёжной субкультуры готов (рус.)// Гуманитарные исследования. 2009. № 2. С. 27-31.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Готическое искусство как одно из направлений в мировом искусстве. Его хронологические рамки. Характеристика каждого из этапов развития готического искусства. Готическое направление в архитектуре, скульптуре и живописи Франции, Англии и Германии.

    реферат , добавлен 26.11.2008

    Происхождение термина "готика". Система аркбутанов и контрфорсов, основные особенности готической архитектуры, выдающиеся архитектурные произведения Европы. Готическое направление в живописи, скульптуре. Взаимоотношение скульптуры и архитектуры в готике.

    презентация , добавлен 11.11.2010

    Готический стиль, художественный стиль, явившийся заключительным этапом в развитии средневекового искусства стран Западной, Центральной и Восточной Европы. Феодально-церковные основы в идеологии и культуре времени Готики. Синтез искусств в Готике.

    реферат , добавлен 13.11.2008

    Значение и символизм готики - периода в развитии средневекового искусства на территории Западной, Центральной и части Восточной Европы, пришедшего на смену романскому стилю. Особенности архитектурного стиля. Развитие жанра портрета. Готическая мода.

    презентация , добавлен 24.03.2014

    Понятие и отличительные свойства готики как периода в развитии средневекового искусства, охватывавшего почти все области культуры и развивавшийся на территории Европы с XII по XV век. Наиболее известные шедевры архитектуры, выполненные в данном стиле.

    презентация , добавлен 18.02.2015

    Начало эпохи готического стиля в XII веке, предпосылки его формирования. Происхождение термина "готика" и особенности готической архитектуры. Религиозные сюжеты и реалистические тенденции. Характеристика региональных стилей во Франции, Англии, Германии.

    реферат , добавлен 25.03.2009

    История возникновения готики, исследование ее парадоксальных особенностей в пространственных видах искусства. Ознакомление с маньеризмом - художественным течением в европейской культуре XVI века. Его специфика и наиболее известные представители.

    реферат , добавлен 01.07.2011

    "Интернациональная готика" была последней данью унифицирующим тенденциям средневекового искусства, с его господством канонов и твердо установленных правил. Космополитизму готики противостояли также реалистические тенденции в искусстве европейских стран.

    реферат , добавлен 07.03.2005

    Приход готического стиля на смену романскому в XII-XV веках. Эволюция стиля: ранняя готика, период расцвета и поздняя готика. Архитектура храмов, соборов, церквей и монастырей. Система аркбутанов и контрфорсов. Распределение нагрузки. Готические своды.

    реферат , добавлен 30.01.2011

    Исследование возникновения и развития барокко как стиля искусства, свойственного культуре Западной Европы с конца XVI до середины XVIII века. Общая характеристика и анализ развития направлений стиля барокко в живописи, скульптуре, архитектуре и музыке.

Готическое искусство представляет следующую после романского ступень развития средневекового искусства. Название это условно. Оно было синонимом варварства в представлении историков Возрождения, которые впервые применили этот термин, характеризуя искусство средних веков в целом, не видя в нем его ценных сторон.

Готика - более зрелый стиль искусства средневековья, чем романский. Он поражает единством и целостностью художественных проявлений во всех видах искусства. Религиозное по форме готическое искусство более чутко, чем романское, к жизни, природе и человеку. Оно включило в свой круг всю сумму средневековых знаний, сложных и противоречивых представлений и переживаний. В мечтательности и взволнованности образов готики, в патетическом взлете духовных порывов, в неутомимых исканиях ее мастеров ощущаются новые веяния - пробуждение разума и чувств, страстные стремления к прекрасному.

Повышенная одухотворенность готического искусства, нарастающий интерес к человеческим чувствам, к остроиндивидуальному, к красоте реального мира подготовили расцвет искусства Возрождения.

Готическое искусство - искусство цветущих торговых и ремесленных городов-коммун, добившихся ценою напряженной борьбы известной независимости внутри феодального мира. Оно было вызвано новыми условиями общественной жизни Европы - высоким подъемом производительных сил, разрастающимся пламенем грандиозных крестьянских войн и победой к началу 13 в. коммунальных революций. В некоторых странах королевская власть, опиравшаяся на союз с городами, возвысилась над силами феодальной раздробленности.

Религия оставалась по-прежнему основной формой миросозерцания, и церковь продолжала оказывать свое влияние на искусство. Однако потребности жизни торгово-ремесленных городов рождали стремления к знанию и непрестанным исканиям. С образованием городских и церковных школ влияние монастырей на массы стало ослабевать. В Болонье, Оксфорде, Париже возникли центры науки - университеты. Они стали ареной религиозных диспутов, очагами вольнодумства. В рамках схоластической философии, пытавшейся примирить веру с разумом, возникли еретические учения, вызванные ростом критического мышления, ставились серьезные философские проблемы, уделялось много внимания общим вопросам, связанным с жизнью человеческого общества и познанием самого человека. Философ Пьер Абеляр считал необходимым доказывать религиозные догматы с помощью разума, для него главным было «сопротивление авторитету церкви». В схоластику проникал интерес к опытному познанию, ярко проявившийся в деятельности Роджера Бэкона. В конце 12 и 13 вв. распространилось близкое к материализму учение арабских философов Аверроэса и Авиценны. Делались попытки примирить христианские догматы и наблюдения действительности. Реальный мир уже не отрицался полностью, его рассматривали как совершенное творение божества. Трагическая безысходность, которую внушала людям церковь, сменилась более светлым и радостным восприятием красоты мира. Суровые нравы смягчились. Вместо с тем росло самосознание народа. В ходе борьбы, в разгаре жакерии, в накаленной атмосфере городов, боровшихся за коммунальные вольности, проповедовавших реформу церкви, рождалось сознание братства и равенства, лаконично выразившееся в изречении: «Когда Адам пахал, а Ева пряла, кто был тогда дворянином?»

В придворной рыцарской среде 12-14 вв. возникло светское, глубоко личное отношение к миру. Наряду с эпосом и рыцарским романом расцвела любовная лирика трубадуров - провансальская поэзия, знамение нового времени. В поэзию проникали индивидуальные чувства. Развивалась городская литература, склонная к ярким картинам обыденной жизни. В музыке на смену унисону (одноголосью) пришло многоголосье. В мощных хоровых гимнах городская община непосредственно выражала свои чувства, в мистериях деревенские жители и цеховые ремесленники разыгрывали сцены из священного писания. Возникали комические театральные жанры: на площадях представлялись фарсы, высмеивавшие духовенство, в храмах устраивались «нечестивые мессы», шутовские процессии.

В средневековых городах второй половины 12-13 вв. зародились новые формы архитектуры и изобразительного искусства, более сложные и многозначные, в них сочетались мистика и рационализм, спокойная сосредоточенность и страстные порывы, искреннее живое чувство и догматизм, буйство фантазии и тяга к единообразию, упорядоченности, устремленность в мир мечты и острая наблюдательность, празднично-прекрасное и обыденное, уродливое. В искусстве зарождалось стремление выразить духовные силы и способности человека.

Между романским и готическим стилем трудно провести четкую хронологическую границу. 12 в.- время расцвета романского стиля; вместе с тем с 1130г. появляются новые формы, положившие начало готике (ранняя готика). Готический стиль в Западной Европе достиг вершин (высокая готика) в 13 в. Угасание стиля приходится на 14 и 15 вв. (пламенеющая готика).

В разных странах готический стиль имеет своеобразные черты. Однако это не отрицает его общности и внутреннего единства. Во Франции - на родине готики - произведения этого стиля характеризуются ясностью пропорций, чувством меры, четкостью, изяществом форм, В Англии они отличаются тяжеловесностью, перегруженностью композиционных линий, сложностью и богатством архитектурного декора. В Германии готика получила более отвлеченный, мистический, но страстный по выражению характер. В Испании готические формы обогатились элементами мусульманского искусства, привнесенного арабами. В Италию, где расцвет городов к концу 13 в. создал благоприятную почву для возникновения культуры Проторенессанса, проникли лишь отдельные, преимущественно декоративные элементы готики, не противоречащие принципам романской архитектуры. Но в 14 в. готика распространилась в Италии повсеместно. Пламенеющая готика достигла своего высшего завершения в Миланском соборе (конец 14-15 вв., достроен в нач. 19 в.).

Архитектура
Архитектурный облик западноевропейских вольных городов надолго определился готическими сооружениями - соборами, ратушами, биржами, крытыми рынками, больницами, жилыми домами, сосредоточенными около площади, к которой сбегались тесные кривые улочки кожевников, красильщиков, плотников, ткачей и т. д. Строительство осуществлялось теперь не только церковью, монастырями и частными лицами, но и общиной (организованными в цехи профессионалами ремесленниками и архитекторами). Между строительными артелями, странствовавшими из города в город, существовали связи, обмен опытом, знаниями. Самые значительные сооружения, и прежде всего соборы, возводились на средства горожан. Часто над созданием одного памятника трудились многие поколения. Грандиозные готические соборы резко отличались от монастырских церквей романского стиля. Они были вместительны, высоки, нарядны, зрелищно декорированы. Их формы поражали динамичностью, легкостью и живописностью. Стройный силуэт собора с острыми шпилями и башнями определял характер городского пейзажа. Вслед за собором устремлялись вверх жилые постройки, в них увеличивалось количество этажей, вытягивались вверх двускатные щипцовые (остроконечные) крыши. Замкнутый кольцом крепостных стен, город развивался вверх. Предназначенный для многочисленной толпы мирян, собор был главным общественным центром города. Помимо богослужений, здесь устраивались городские собрания, протекали диспуты, читались университетские лекции, разыгрывались духовные драмы - мистерии.

В замысле образа собора проявились не только новые идеи католической религии, но и новые представления о мире, возросшее самосознание горожан. Динамичная устремленность ввысь всех форм храма была порождена идеалистическим «стремлением души к небу», пробудившейся тоской о вселенной и одновременно рациональными соображениями, вызванными теснотой городской застройки. Башни собора выполняли функции дозорной и пожарной вышки. Иногда они увенчивались фигурой петуха - символа бдительности. Для организации просторных интерьеров с развивающимся ввысь и вглубь пространством в соборе была применена новая конструктивная система свода, сложная и логичная, свидетельствовавшая об огромном прогрессе мысли, техники.

Готический собор, по сравнению с романским,- новая ступень в развитии базиликального типа постройки, в которой все элементы стали подчиняться единообразной системе. Главное отличие готического собора - устойчивая каркасная система, в которой конструктивную роль выполняют крестово-реберные стрельчатые своды, прорезанные сетью выступающих ребер-нервюр (выложенных из камня), внутренние (колонны, столбы) и внешние (контрфорсы) опоры. Усилия зодчих были направлены к тому, чтобы выделить и укрепить основной, несущий скелет здания и до предела облегчить сводчатые перекрытия. С этой целью было изменено распределение сил тяжести и распора сводов. Главный неф делился теперь на ряд прямоугольных в плане отрезков. Каждый из них перекрывался перекрещивавшимися стрельчатыми арками. Форма стрельчатой арки уменьшала распор свода. Облегчению его веса способствовала сеть нервюр, расчленявшая свод на небольшие отрезки, заполненные более тонкими, чем прежде, оболочками свода.

Снизу нагрузку нервюрного свода принимали мощные столбы. На каждый столб приходилось несколько нервюр, сходящихся в пучок; их тяжесть принимали на себя служебные колонки, окружающие столб. Большая часть бокового распора и часть его вертикального давления переносились на вынесенные наружу контрфорсы - столбы-пилоны с помощью аркбутанов (открытых опорных полуарок). Аркбутаны перебрасывались через крыши боковых нефов к основанию сводов центрального нефа.

Все это дало возможность перекрывать широкие пролеты и различные по форме отрезки пространства, а также поднять свод на головокружительную высоту. Храм наполнился светом. Стена, освобожденная от опорных функций, прорезывалась большими стрельчатыми окнами, нишами, галереями, порталами, облегчавшими ее массу и связывавшими интерьер храма с окружающим пространством.
Характерная особенность готической архитектуры - арка стрельчатой формы, определяющая во многом внутренний и внешний облик готических зданий. Многократно повторяясь в рисунке свода, окон, порталов, галерей, она своими динамичными очертаниями усиливает легкость и энергию архитектурных форм.

Сильное впечатление производит готический собор внутри. Его интерьер - просторный, светлый, рассчитанный на многолюдную толпу,- сразу раскрывается перед зрителем и захватывает стремительным движением на восток, так как главный вход находится теперь на западной короткой стороне. Границы между трансептом и продольным пространством нефов почти стираются. Капеллы сливаются, образуя сплошной венок; они отделяются от храма колоннадой, в которой как бы растворяются стены. Обширное пространство храма становится слитым и легко обозримым, динамичным, рождающим бесконечную смену зрительных впечатлений. Пространство безмерно протяженных нефов стремительно развивается в глубину - к алтарю, хору, озаренному светом, заставляющим трепетать всю атмосферу; убыстряющимся вверх ритмом оно возносится под сень легких сводов. Туда ведет взор движение всех линий столбов, нервюр, колонок, стрельчатых арок, как бы стремящихся в бесконечность. Льющиеся сверху, из окон с цветными стеклами потоки разноцветного света смешиваются в пространстве, играют на пучках колонн. В праздничные дни собор представлял особо торжественное зрелище: голоса поющих детей и звуки органа наполняли пространство и порождали мистическое настроение. Они как бы уносили в некий неизведанный, по влекущий к себе, находящийся за пределами земли одухотворенный мир и в то же время подымали человека над обыденным к возвышенному, совершенному.

Значительно изменился и внешний вид собора, ибо внутренняя структура здания проецируется на внешнюю; внутренние членения продольной части здания угадываются в его фасаде. Внутреннее пространство как бы перетекает во внешнее. Образ храма утратил суровую замкнутость, и храм как бы обращен к площади. В нем возросла роль главного западного фасада с монументальными, богато украшенными порталами, которые прежде размещались на боковых стенах. Высокие, легкие башни, многочисленные вертикальные тяги и шпили, стрельчатые формы окон и порталов с вимпергами (остроконечными завершениями над окнами и порталами) рождали впечатление неудержимого движения вверх и преображали собор, по словам Родена, в «симфонию света и тени». Сложная система скульптурного декора превращала каменную стену в подобие легкого кружева, контуры становились воздушными, точно растворяющимися в окружающей среде. Цветные окна, занимающие верхнюю часть стены, сквозные галереи способствуют тому, что здание как бы утрачивает материальность, однако это не лишает его впечатления монументальности - детали подчинены четкой логической и строгой конструкции.