Экскурсия в пушкинский музей изобразительных искусств. Экскурсии с музее Изобразительных искусств имени А.С.Пушкина проводятся каждый день кроме понедельника и праздничных дней

Пушкинский Музей изобразительных искусств является самым грандиозным и посещаемым местом России.

В настоящее время насчитывается более 670 тысяч мировых произведений искусства, слепков, художественной фотографии, копий и оригиналов монет с древних времён по XXI век.

Вконтакте

История здания

Первые упоминания о создании в Москве начали появляться с 1831 года по просьбам княгини З.А. Волконской. По её убеждению, была необходима общедоступная галерея для разных слоёв населения. В 1896 году профессор исторического факультета Государственного Московского Университета И.В. Цветаев опубликовал в печати условия конкурса на возведение здания для музея искусств.

Государственный Музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина в г. Москве является комплексом из четырёх строений. Главное здание представляет собой античный храм с колоннами по фасаду. Колоннада строения полностью скопирована с храма Эрехтейон. По замыслу И.В. Цветаева каждая комната музея оформлена в стиле эпохи, из которой представлена та или иная выставка.

Музей изобразительных искусств им. Пушкина открылся 31 мая 1912 года и имел название «Музей изящных искусств им. Александра III». С первых дней он пользовался успехом у посетителей. В день насчитывалось до 800 посещений. С 1937 года здание носит своё сегодняшнее название Государственной Галереи искусств им. А.С. Пушкина. С 1996 года в Государственном гуманитарном университете начинает существовать дополнительный корпус ГМИИ (Чаянова ул., дом 15) под названием Учебный художественный музей им. Цветаева.

Примечание! Музею было дано имя великого поэта Александра Сергеевича Пушкина в честь столетия его гибели.

Отделы Музея

Коллекция экземпляров Европы и Америки была открыта в 2006 г. Первоначально здание являлось флигелем усадьбы семьи Голицыных. После реконструкции строения, от начального вида остались лишь каменные ворота. На данный момент галерея поделена на 26 экспозиционных залов . В коллекции демонстрируются шедевры известных мастеров, среди которых Поль Гоген, Писсарро, Ренуар, Клод Моне и многие другие.

Гравюры и рисунки являются старейшим сектором ГМИИ. Большинство старинных рисунков выставки появилось благодаря дарам. После 20-х годов начались методичные закупки живописи западноевропейских стран. Западные художники охотно обменивались своими работами. Представлена особая коллекция голландских рисунков XVII века и французские рисунки XVIII века. Немаловажное место занимают работы восточных мастеров: китайские народные картинки, лубочные картинки Индии, японские свитки, а также собрание редких русских рисунков С. Ушакова и Л. Бунина, пейзажи А. Ухтомского и многих других.

Античный отдел начал существовать со времён, когда Музей был частью Московского Университета Александра III. Большой вклад в формирование выставки античности внёс К.К. Герц, возглавлявший с 1957 года кафедру искусств Московского университета. После Октябрьской революции началось обширное поступление экспонатов-подлинников. В 1945 году Государственному Музею им. Пушкина стали принадлежать фрагменты мраморных скульптур из Алупкинского дворца. На официальном сайте ГМИИ выставлены фотографии некоторых экспонатов.

Нумизматика. Небольшая коллекция монет и медалей стала основой создания Пушкинского Музея в Москве. В XIX веке благодаря ей создали кабинет древностей, а после и галерею изящных искусств. В отделе нумизматики представлена коллекция монет, не имеющая аналогов в других странах. Большинство экземпляров получено в дар от московского коллекционера и учёного А. Г. Голикова:

  • античные монеты — 3019 экз.;
  • русские — 3272 экз.;
  • восточные — 722 монеты;
  • 3 экземпляра монет неизвестного происхождения.

Коллекция скульптур. С 1919 года началось формирование отдела скульптур. Посетители могут увидеть работы А. Бари, К. Менье, Ф. Штука, А. Росселино «Мадонна с младенцем» и «Пьета» Бусти. Ранее эти скульптуры принадлежали дому Шуваловых в Петербурге. Огромную ценность ГМИИ им. Пушкина составляют бронзовые скульптуры («Крещение» М. Каф, бронзовый бюст композитора Густава Малера).

Адреса

ГМИИ основной корпус находится на Волхонке 12. Открыт: 11:00–20:00, по понедельникам закрыт.

Отдел искусств Америки и Европы - Волхонка ул., дом 14

Выставка личных коллекций - Москва г., Волхонка ул., строение 10. Рабочее время: 11:00–20: 00, нерабочие дни понедельник и вторник.

Центр эстетики для детей «Мусейон» - г. Москва, Колымажный пер. 6/2 и 6/3. Открыт: 11:00–18:00. В понедельник закрыт.

Здание художественной галереи им. Цветаева находится по адресу г. Москва, Чаянова ул., дом 15 . Открыто с 10:00 до 17: 00. Закрыто по воскресеньям и понедельникам.

Квартира-мемориал памяти музыканта Святослава Рихтера - Б. Бронная ул., дом 2/6, квартира 58. Посещение осуществляется по предварительной записи.

Как доехать на метро и где купить билеты

Главный корпус Государственного Музея искусств имени А. С. Пушкина расположен в пяти минутах ходьбы до метро «Кропоткинская». Семь минут от станции метрополитена «Боровицкая» и метро «Арбатская». Подробную информацию проезда до ГМИИ можно увидеть на официальном сайте.

Приобретение билетов осуществляется на сайте и в билетных кассах ГМИИ .

Раз в несколько месяцев Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина молодеет. 10 апреля в нём в третий раз прошла акция «Я покажу тебе музей». Ученики Клуба юных искусствоведов при музее проводили бесплатные экскурсии для всех желающих на протяжении целого дня ― с 11 до 19 часов. «Татьянин день» посетил три экскурсии и остался бы ещё, если бы хватило сил.

В кассы Пушкинского, как обычно, стоит толпа. Указателей о проведении акции нет, найти нужный вход непросто. Подростки снуют туда-сюда по лестнице. Броуновское движение молодёжи особенно заметно среди монолитной, жадной до искусства очереди.

― Покупаете билет только на вход, а сами экскурсии бесплатны, ― подсказывают мне.

Вдоль лестницы сидят подростки в белых футболках с надписью «Я покажу тебе музей». Вспоминается фраза товарища Дынина из кинофильма «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён»: «Дети! Вы ― хозяева лагеря». Сегодня дети ― хозяева одного из главных музеев страны. На один день они становятся смотрителями, администраторами, экскурсоводами.

Такие же футболки, только чёрные, носят ребята в Галерее искусства стран Европы и Америки. Они кураторы: сами подходят к посетителям и предлагают рассказать о картинах.

Эти молодые люди от 13 до 19 лет со своими кураторами из Центра эстетического воспитания детей и юношества «Мусейон» почти два месяца готовили более 20 разных экскурсий для взрослых и детей, игру-квест с призами для победителей, живые картины, музыкальное сопровождение. Когда настаёт день икс, волнуются и посетители, и юные искусствоведы.

Основное здание ГМИИ похоже на жужжащий улей. При входе в залы темноволосая девушка держит высоко над головой табличку с названием экскурсии. Малиновые штаны, коса до пояса, торчащий из кармана смартфон. Её зовут Аня Волковицкая, ей 14 лет.

― Смотри-смотри! ― толкает она подругу. ― Ты видела, сколько у меня человек?

Грех в зеркалах эпох

В основном здании музея на Волхонке не кураторы приходят к посетителям, а посетители к экскурсоводам. К Ане меня привела её подруга Полина. Мы опоздали на начало экскурсии «Грех в искусстве», и теперь Аня «по блату» повторяет для нас первую часть.

― Тебе нравится учиться здесь?

― Я хожу в Клуб юных искусствоведов первый год. Мы занимаемся по субботам, и мне очень нравится, ― говорит Аня, пока мы бегаем по залам Пушкинского.

У каждой акции «Я покажу тебе музей» своя тема. Тема третьей встречи ― путешествие.

― Как ты готовишься к экскурсии?

― Сначала я её пишу. Потом куратор проверяет написанное, вносит правки. Затем я выучиваю то, что я написала, наизусть. Потом у нас прослушивание: первое с куратором, второе ― с незнакомым человеком. А затем мы уже выходим к группам.

Желающих услышать про грех в искусстве много. Аня гордится обрушившейся на неё популярностью.

― Концепция греха в античности отличалась от христианской. Перед вами скульптурная композиция «Афина и Марсий». Кто-нибудь знает, кто такой Марсий?.. Как мы знаем, Афина изобрела свирель или по-гречески авлос, на которой она любила играть. Афродита и Гера смеялись над ней, ведь в процессе игры у Афины сильно раздувались щёки. Когда она увидела своё отражение, Афина в гневе бросила свирель на землю. Её подобрал силен Марсий, который так виртуозно научился играть на инструменте, что вызвал на поединок самого Аполлона. До сих пор идут споры, кто победил, но итог был неутешителен для Марсия: Аполлон разгневался, привязал сатира к дереву и содрал с него кожу. Грехом в данном случае считалось, что силен осмелился вызвать на поединок бога.

К картине Луки Джордано «Аполлон и Марсий» ― красные оттенки плоти, окровавленный нож, свисающая кожа ― слушателей подводит уже другой юный экскурсовод ― Катя Каплина. Её экскурсия называется «Страдание через камень и холст».

― Скажите, а на вашу экскурсию можно детям? ― спрашивает мама мальчика лет семи.

― Не волнуйтесь, возрастных ограничений у нас нет.

Катя серьёзна и нетороплива. Она рассказывает аудитории не только о бедном Марсии, но и о страданиях христианских мучеников. Например, святого Лаврентия за открытое исповедание христианской веры и отказ поклониться языческим богам заживо зажарили на железной решётке.

― А здесь на полиптихе Франческо д’Антонио да Анкона XIV века мы видим, что святую Екатерину колесовали. Она стоит с пальмовой ветвью в руках, а сзади справа видите колесо?

Дети молча переводят взгляд на створку с изображением святой. Кажется, пора выйти на воздух.

Ноль эмоций и очень умно

Каждая экскурсия длится от получаса до сорока минут. Подробное расписание по темам и времени начала можно взять у ребят на стойке, при входе в залы музея.

― Ты пойдёшь куда-нибудь ещё? ― спрашивает меня Аня.

― Я… Не знаю, а можно?

― Конечно, сходи, если есть время. Вот этот парень вчера делал мне замечания по моей экскурсии. Поправлял ошибки, говорил, мало научного подхода.

Мимо нас проходит группа людей во главе с молодым человеком в очках.

― А если я пойду к нему на экскурсию?

― Сходи. Будет очень умно. Ну очень.

Эллинизм и Махабхарата

Экскурсию «Горе побеждённым» проводит Никита Правильщиков.

― Какие вы знаете состязания? ― спрашивает Никита.

― Спортивные.

― Да, это самый простой вариант, первое, что приходит на ум. Нет-нет, не переживайте, я специально задал вопрос, чтобы получить именно этот ответ. Спасибо вам, вы мне помогли.

Для своих пятнадцати Никита очень умён: он сравнивает греческие мифы с индийским эпосом Махабхарата и, похоже, как любой подросток, не сомневается в своей правоте.

Путешествие вглубь веков начинается с античности. Копия фриза алтаря Зевса в Пергаме (город Бергама в современной Турции) отражает миф о том, как Кронид убивает титанов, а Гея, их мать, смотрит на происходящее с ужасом. Хотя её лицо не сохранилось, можно увидеть, что в античном искусстве мимика появляется только в эпоху эллинизма. До этого скульпторы обходились тем, что на языке искусствоведов принято называть архаической улыбкой.

Архаическая улыбка скрывает эмоции. Кричать и плакать античным статуям как-то не с руки: «Раненая амазонка» скульптора Поликлета истекает кровью, но по её спокойному лицу трудно понять, что её мучает боль.

― Ей на самом деле больно, а она почти смеётся. Вы знаете, что все современные гэги (от англ. gag — шутка, комический эпизод, комедийный приём, в основе которого лежит очевидная нелепость ― «ТД» ) на самом деле произошли от Аристофана. Он всё давно описал в своих «Облаках». Представляете, с тех пор юмористы не придумали ничего нового! А кто-нибудь помнит, каким подвигом Геракла была Лернейская гидра?

― Вторым, кажется, ― отвечает девушка.

― Верно, а первым был Немейский лев. Что ж, не буду грузить вас, ― говорит слушателям Никита. ― У вас есть вопросы?

Взрослые слушатели виновато улыбаются.

― На самом деле говорят, что вопросов нет тогда, когда всем всё понятно или экскурсовод всех утомил, поэтому до свидания!

И подросток уверенной походкой удаляется с воображаемой сцены, оставляя у слушателей желание перечитать мифы сразу же по приезде домой.

Назад в будущее

С ними страшно. Они угловатые и неуклюжие, но они ― проводники в мир прекрасного. Но самое страшное ― они задают вопросы.

― Почему на церкви есть крест, когда Христа ещё не распяли и никто не знал, символом чего является крест? ― спрашивает Аня, показывая на двери XI века с изображением библейских сцен. Она бегает по залам Пушкинского как по своей квартире. Я стараюсь не отставать ― боюсь потеряться. Ответа на её простой вопрос, я, конечно же, не знаю.

― Да потому, что скульптор просто хотел обозначить, что это церковь. Ведь люди не умели читать, как показать им, что церковь ― это церковь? Сделать на крыше крест.

Они заставляют обращать внимание на очевидное ― композицию, свет, цвета. И трактуют символы не сухим научным языком, а так, как будто каждый день встречают живописцев и скульпторов в метро.

― А ты хотела бы заниматься искусством в дальнейшем?

― И кем я тогда буду работать?

― Не знаю, музейным смотрителем, может быть… Учителем истории.

― Нет, за это мало платят. Я хочу стать военным переводчиком.

― Военным переводчиком?

― Да, у меня как раз институт рядом с домом. Я люблю языки.

Мы с Полиной и Аней сидим на кожаной скамейке перед статуей Давида. Аня рассказывает нам про Кранахов: их выставка проходит в Пушкинском музее до 15 мая. На неё нужно покупать отдельный билет, поэтому картины смотрим через Интернет на экране смартфона.

― Вообще Кранахи ― это Северное Возрождение. Почему северное? Потому что севернее Италии. Видишь, виноградная лоза? Это символ крови Христовой. Из винограда делают вино, и художник решил обозначить это на картине. Его будущую жертву. Нам вчера кураторы много про это рассказывали, но я запомнила не всё. А вы вообще знакомы?

Я смотрю на Полину, потом на Аню.

― Если честно, только что познакомились. Вместе опаздывали к тебе на экскурсию.

― Ничего себе! А какая у меня была большая группа!

Вечером в Интернете читаю отзыв: «Спасибо большое за акцию "Я покажу тебе музей". Было очень интересно. Очень понравилась экскурсия "Грех в искусстве". Аня, которая вела её, поразила нас великолепной речью. Также ценна была ее попытка показать, как изображался грех в разные эпохи, в разных странах». Пересылаю сообщение Ане: мол, посмотри, тебя заметили!

― Вау! Спасибо, что прислала!

Не каждый день тебя слушают целых тридцать два человека.

Главное здание

  • Вторник, среда, суббота и воскресенье 11:00 до 20:00
  • Четверг и пятница с 11:00 до 21:00
  • Понедельник – выходной

  • Вторник, среда, суббота и воскресенье с 11:00 до 20:00
  • Четверг и пятница – с 11:00 до 21:00
  • Понедельник – выходной
  • Кассы закрываются на час раньше

Музей личных коллекций (временные выставки)

  • Основная экспозиция закрыта до 2023 года.

Цена билетов в Музей изобразительных искусств имени Пушкина в 2019 г.

Главное здание

  • Для взрослых - 400 рублей

Галерея Искусства стран Европы и Америки XIX-XX веков

  • Для взрослых - 400 рублей
  • Для студентов РФ и пенсионеров РФ - 200 рублей
  • Для детей до 16 лет - бесплатно

Как добраться до Музея изобразительных искусств имени Пушкина

Адрес: Москва, ул.Волхонка, д. 12.

Ближайшая станция метро Кропоткинская. Музей находится на противоположной стороне от Храма Христа Спасителя . Музей включает в себя три здания: основное здание, Галерея искусства стран Европы и Америки XIX-XX вв. и здание музея личных коллекций. Поскольку первым по пути от метро встречается Галерея, на вывеске которой тоже написано, что это музей имени Пушкина, то можно не дойти до основного здания и гулять по Галерее. Иногда в кассу Основного здания бывает очередь, которая может стать ориентиром входа в Музей.

Музей изобразительных искусств имени Пушкина находится в самом центре, недалеко от других