История частушки. Частушка на этапах российской и советской истории

Частушки - жанр позднетрадиционного фольклора.

Частушки – короткие рифмованные лирические песенки, которые создавались и исполнялись как живой отклик на разнообразные жизненные явления, выражая ясную положительную или отрицательную оценку. Во многих частушках присутствует шутка или ирония. Основной тип – четырехстрочный. Существуют двустрочные частушки.

Частушки имеют разнообразные, но повторяющиеся, устойчивые напевы, как протяжные, так и быстрые. Характерно исполнение многих текстов на один напев.

Частушки принято называть поэзией малой формы, но частушка никогда не поется одна. При исполнении импровизируются циклы – частушечные спевы, которые могут включать разное количество строф. Спевы могут иметь композиционное обрамление: частушку, которая является сигналом начала пения, и частушку, которая служит сигналом конца. Нередко это обращения певиц к гармонисту. Спевы, построенные на диалоге – перекличке двух певиц, объединяет содержание. Распространенный тип спевов – частушки, имеющие общее начало (запев).

Частушки окончательно оформились в последней четверти XIX в. Одновременно в разных частях России: в центре, среднем и нижнем Поволжье, в северных, восточных и южных губерниях. Каждый регион имел особый характер словесного текста и напева, особую манеру исполнения (хором или в одиночку), а также приплясывания, что породило разные обозначения частушек: «саратовские», «тамбовские», «воронежские», «рязаночка», «елецкая». Впоследствии многие из них получили повсеместное признание. Частушки пели во время гуляний, в дороге, в лесу, на посиделках. В народной среде выделялись частушечники – знатоки частушек, их исполнители и создатели. С начала ХХ в. Русские частушки начали проникать к соседним народам: украинцам, белорусам, мордве, чувашам, татарам и другим.

Термин частушка был введен в научный обиход в 1889 г., когда в периодической печати появился первый очерк об этом новом явлении песенной культуры народа. Его автор – писатель-демократ Г. И. Успенский.



Частушка – показатель возросшей связи деревни с городом, она отразила изменение психического уклада деревни, прежде всего деревенской молодежи.

Частушки – главный жанр крестьянской лирики в позднетрадиционном фольклоре. Своими истоками он тесно связан с устным творчеством старой русской деревни.

У частушек отсутствует свойственная обрядовому фольклору утилитарная направленность, они – чисто лирический жанр. С другой стороны, частушки окрашены влиянием песен литературного происхождения и книжной поэзии. Для них обязательна рифма. (силлаботонический стих)

Частушки имели сельское происхождение и бытование. Ответвлением, трансформацией этих деревенских песенок стали частушки, исполнявшиеся на городских окраинах, в городских «низах», в среде рабочих. Частушки проявляют внимание ко всем жизненно важным вопросам, их содержание разнообразно. Однако в огромном большинстве случаев они сочинялись молодежью, поэтому их самой популярной темой была любовь. Частушек о семейной жизни создано значительно меньше, и оценивается она с позицией молодежи – чаще всего как несчастливая. Исследователи заметили, что вообще большая часть частушек, независимо от характера мелодии, имеет грустное, элегическое содержание.

Частушки экономно, ненавязчиво пользуются изобразительно-выразительными средствами. Рифма падает на самые главные в смысловом отношении слова. Частушки предпочитаю мужскую и женскую рифму.

Интонационное богатство частушке дает ее близость к разговорной речи. Чаще всего частушка представляет собой высказывание от первого лица и по содержанию обращена к кому-либо: милому, подруге, сопернице, матери… Повествовательно начало в частушке развито слабо, ее главный смысл – лирический.

Частушка связана со многими фольклорными жанрами: пословицами и поговорками, плясовыми и хороводными песнями, лирическими песнями. Традиционная песенная лирика помогла становлению частушки как лирического жанра. Частушка использовала уже готовую песенную символику. Частушки используют сравнения, метафоры, метонимии, олицетворения, формулу невозможного, гиперболы. По композиции частушки делятся на одночастные и двухчастные. Одночастные имеют сквозное развитие темы. В двухчастных строфа отчетливо распадается на две части с резкой паузой между ними. В двухчастных частушках встречается параллелизм с одним персонажем в обеих частях.

В целом можно отметить, что композиция строфы всегда закрепляет смысловую и формальную законченность частушки.

Исторические песни - это фольклорные эпические, лиро-эпические и лирические песни, содержание которых посвящено конкретным событиям и реальным лицам русской истории и выражает национальные интересы и идеалы народа. Они возни­кали по поводу важных явлений в истории народа - таких, ко­торые производили глубокое впечатление на участников и сохранились в памяти последующих поколений. В устной тради­ции исторические песни не имели специального обозначения и назывались просто "песнями" или, как былины, "стАринами".

В исторической поэзии большое место заняли военно-герои­ческая тема и тема народных движений. Исторические песни повествуют о прошлом, но создавались они по свежим впечат­лениям от подлинных фактов, известных также по письменным источникам. С течением времени, а иногда и изначально, в пес­нях возникала неточная трактовка событий, оценка историчес­ких лиц и другие несоответствия.

Особенности художественного историзма песен допускали вымысел. При этом песня воспроизводила главное - исто­рическое время, что стало ее основным эстетическим фактором. В песнях прежде всего отображалось народное историческое со­знание.

Историческим песням свойствен­на более строгая историческая точность. Их персонажи - конкретные, реально существовавшие деятели истории (Иван Гроз­ный, Ермак, Разин, Петр I, Пугачев, Суворов, Кутузов), а рядом с ними - простой пушкарь, солдат или "народ". Для героев в целом нехарактерна фантастичность и гиперболизация, это обыч­ные люди с их психологией и переживаниями.

В исторических песнях разрабатывались большие общенародные темы. Их сюжет более динамичен, лишен развитых описаний, постоянных формул, системы ретардаций. Вместо развернутого повествования сюжет ограничивается одним эпизодом. В ком­позиции исторических песен заметную роль играет монолог и диалог. Чаще всего их пели хором, причем каждая песня имела свою, особую мелодию.

Распространялись исторические песни более всего в тех мес­тах, где происходили описанные в них события: в центральной России, на Нижней Волге, у казаков Дона, на Русском Севере. Их начали записывать с XVII в. и запи­сывали на протяжении последующих веков, однако впервые сюжеты исторических песен были выделены и систематизиро­ваны (вместе с былинами) в собрании П. В. Киреевского. В 1915 г. вышло в свет отдельное научное издание исторических песен, которое подготовил В. Ф. Миллер. С 1960 по 1973 г. было опуб­ликовано наиболее полное многотомное академическое изда­ние, снабженное нотными приложениями и подробным науч­ным аппаратом.

Исторические песни - явление, зародившееся после золотоордынского нашествия, а в XIX в. уже угасшее. Они - новый этап в осмыслении народом своей истории, принципиально отлич­ный от осмысления, отраженного былинами. Одни ученые считают, что исторические песни - это единый жанр, имеющий несколько стилевых разновидностей. Другие убеждены в том, что они - многожанровое явление (ис­торические песни рассказывают о событиях то в форме балла­ды, то в форме лирической песни или причитания). И тем не менее исторические песни занимают в фольклоре вполне самостоятельное место. Главное, а иногда и единствен­ное, что их объединяет - это их конкретное историческое со­держание.

Частушка это жанр русского фольклора, оформившийся в последней четверти 19 в. одновременно в разных частях России: в центре, среднем и нижнем Поволжье, в северных, восточных и южных губерниях. Это короткие рифмованные лирические песенки, которые создавались и исполнялись как живой отклик на разнообразные жизненные явления, выражая ясную положительную или отрицательную оценку. Во многих частушках присутствует шутка или ирония. С начала 20 в. частушки начали проникать к украинцам, белорусам, мордве, чувашам, татарам. Сборники частушек стали появляться только в 20 в.: Флоренский П.А. Собрание частушек Костромской губернии Нерехтского уезда. Кострома, 1909; Симаков В.И. Сборник деревенских частушек. Ярославль, 1913. Наиболее ранние частушки имели шесть строк. Основной тип - 4 строчный - сформировался во второй половине 19 в., он исполнялся под пляску и без нее. Частушки собственно плясовые, исполняемые только под пляску (например под кадриль), также являются 4 строчными. Кроме того, существуют 2 строчные частушки: «страдания» и «Семёновна». Частушки принято называть поэзией малой формы, однако она никогда не поется одна («Я частушку на частушку, как на ниточку, нижу…»). При исполнении импровизируются циклы - частушечные спевы, которые могут включать разное количество строф (до 100). Частушки имеют разнообразные, но повторяющиеся, устойчивые напевы - как протяжные, так и быстрые. Характерно исполнение многих текстов на один напев. В живом бытовании частушке свойственна речитативность. Каждый регион имел особый словесного текста и напева, особую манеру исполнения и приплясывания, что породило разные обозначения частушек: «саратовские», «тамбовские», «воронежские», «рязаночка», «елецкая». Их называли «припевки», «пригудки», «прибаски», «коротушки», «собирушки» и пр. Термин «частушка», также народный, был введен в научный обиход в 1889, когда в периодической печати появился первый очерк об этом новом явлении песенной культуры народа (Успенский Г. Новые народные песни (Из деревенских заметок). Частушки имеют сельское происхождение и бытование. Их ответвлением, трансформацией стали, частушки исполнявшиеся в городских «низах» и среде рабочих. Их высокую популярность и продуктивность сохраняют в современном фольклоре.

Истоки частушки

Своими истоками частушки тесно связаны с устным творчеством старой деревни: короткие сатирические и плясовые песни создавались еще скоморохами (они зафиксированы в песенниках 19 в.); короткие припевки пели на свадьбах и в календарных обрядах. Сексуальная направленность «озорных частушек» продолжила традицию эротических иносказаний сказок, загадок, заговоров, связанную с магией плодородия. Ныне бытуют различные их виды. Наряду с этим частушки окрашены влиянием книжной поэзии: для них обязательна рифма, преимущественно неполная перекрестная (abcb), а также полная перекрестная (abab) и парная (aabb); тонический в своей основе стих приближен к силлабо-тоническому.

Частушки проявляют внимание ко всем жизненно важным вопросам , однако в огромном большинстве случаев они сочинялись молодежью, поэтому их персонажи -девушка и парень, а самая популярная тема -любовь. Большая часть частушек, независимо от характера мелодии, имеет элегическое содержание. Герой частушки иногда изображается в разлуке с родными местами (рекрут, солдат, батрак, работающий «в людях»). В 20 в. их содержание расширилось, в них начали находить отражение исторические и общественные процессы. Частушки на общественно-политические темы часто приобретают сатирическую направленность. В устное бытование не вошли многочисленные фальсификаты: публиковавшиеся с пропагандистскими целями плакат ногимнические подражания и самодеятельные «агитки» на злобу дня. Частушки связаны со многими фольклорными жанрами: пословицами и поговорками, плясовыми и хороводными песнями.

Частушка как лирический жанр

Становлению частушек как лирического жанра помогла традиционная песенная лирика. Они использовали уже готовую символику. Из песен в частушки пришли постоянные эпитеты, в т.ч. выразительные. Частушки используют сравнения, метафоры, метонимии, олицетворения, гиперболы. По композиции частушки делятся на 1 и 2 частные: первые имеют сквозное развитие темы, во вторых строфа отчетливо распадается на две части с резкой паузой посредине. На построение 2 частной частушки воздействовал песенный прием психологического параллелизма: «Неужели позавянет На горе зеленый сад: Неужели не воротится Любовь наша назад?» Нередки 2 частные частушки, в которых части противопоставлены по смыслу. Отмечено тяготение к формальному параллелизму - когда при сопоставлении частей не требуется устанавливать символическую или логическую связь между ними. Частушки вызвали большой интерес у писателей демократов второй половины 19 в. (Н.В.Успенского, И.А.Левитова, Ф.М.Решетникова), которые воспроизвели их в своих произведениях. В 20 в. частушки творчески использовали А.А.Блок, С.А.Есенин, В.В.Маяковский, А.Т.Твардовский и др. Процесс создания и бытования частушек раскрыт в повести С.П.Антонова «Поддубенские частушки. Из записок землеустро ителя» (1950).

В статье рассказывается о том, что такое частушка, когда появилась подобная форма народного творчества, и какие виды частушек бывают.

Искусство

Давно доказано, что без искусства развитие нормального общества просто невозможно, и люди всегда уделяли ему большое значение. Тяга к каким-то его проявлениям, наверное, заложена в нас на генетическом уровне, и кроме людей, она присуща всем высокоразвитым животным. Ну и все мы помним о наскальных картинах, которые рисовали наши еще тогда человекообразные предки.

Со временем возник такой вид искусства, как народное, которое еще называют фольклором. Отличительная особенность его состоит в том, что песни, стихи, сказки и прочее создаются коллективом сочинителей, переходят из поколения в поколение и со временем теряют упоминание о первоначальных авторах. И еще одна его особенность - в том, что передается такое искусство устно. Относятся к нему и частушки. Но что такое частушка, когда она возникла и какие есть ее виды? В этом мы и разберемся.

Определение

Согласно энциклопедии, частушка - это один из жанров русского фольклора, который окончательно сформировался примерно во второй половине XIX века. И сам этот термин впервые был введен в употребление писателем Успенским при составлении им характеристики народных стихов. Если говорить о корнях частушек, то, скорее всего, ими являются плясовые и игровые припевки, собирательные хороводные песни, прибаутки скоморохов, детские дразнилки и короткие шутливые песни. Теперь мы знаем, что такое частушка. Рассмотрим же основные ее характерные черты.

Как правило, частушке свойственны злободневная тематика, какие-то афористические черты, необычные рифмы с метафорами и, главное, речитативное напевание, которое часто сопровождается импровизацией на различных музыкальных инструментах. Так что теперь нам известно, что такое частушка.

По одной из версий, название это происходит от глагола «частить». И если прислушаться к любой из частушек, то этот вариант кажется не лишенным логики. Теперь же рассмотрим более подробно характеристики частушек.

Характеристики

Чаще всего частушки создавались сельской молодежью, которая исполняла их под одну многократно повторяющуюся мелодию на разных инструментах во время гуляний. Основная эмоциональная составляющая частушек - это мажорность. Также, главным образом, частушки народные отличались любовно-бытовой, шутливой тематикой. Проще говоря, это были короткие веселые песенки на простые, всем близкие и знакомые темы, чем и обуславливалась их популярность. Но в те же годы существования СССР тематика частушек резко увеличилась, и некоторые из них имели политический смысл.

Являясь своеобразным поэтическим откликом на какие-то события, частушка часто появлялась как спонтанная импровизация. Отличается она также прямотой, экспрессией, обращением к конкретному лицу или группе людей, либо же какому-то социальному сословию.

Наиболее часто частушки народные писались хореем, в котором рифмовались 2-я и 4-а строка произведения. Также для частушек характерен богатый язык, красочность образов, сравнений, которые порой выходили за рамки языка литературного (попросту говоря, были нецензурными).

История

Встречаются некоторые факты и упоминания о коротких злободневных или просто веселых песенках еще в XVIII веке. Правда, все они довольно неубедительны. А потому принято считать, что частушка как жанр народного творчества зародилась в середине XIX века и особенно интенсивно развивалась в первые десятилетия становления советской власти.

Изначально многие считали, что частушки - это то, что нельзя принимать в качестве народного творчества, и подобный жанр может погубить народные песни, исказить их смысл и вообще придает русскому фольклору несерьезный, дурашливый оттенок. Против частушек, кстати, выступал сам Федор Шаляпин и многие другие деятели искусства начала XX века, считая их слишком пошлыми и глупыми. Правда, со временем все изменилось, и многие композиторы стали использовать остроту и своеобразие этого жанра. И в наше время частушки занимают важное место в числе жанров народного творчества. Так что мы разобрали, что такое частушки, определение этого жанра и его историю.

И, кстати, интересный факт: на Дону частушек никогда не было, кроме завезенных из других регионов. Связанно это было с тем, что донские казаки относились к такому жанру народного творчества весьма презрительно, считая его глупым и позорным.

Теперь же рассмотрим наиболее распространенные их виды.

Виды частушек

Существуют следующие их типы:

  • Лирические . Отличаются тем, что имеют всего 4 строки и слагаются на очень разные темы, необязательно веселые и простые.
  • Плясовые . Тоже содержат 4 строки, но имеют особый ритм, под который, как понятно из названия, удобно плясать и танцевать. К примеру, к такому типу относится знаменитая частушка «Яблочко».
  • Страдальческие . Обычно основной темой таких частушек была любовь, несчастная или неразделенная. Поются они медленно, тягуче. Распространены были по всей России, кроме Сибири.
  • Матаня . Используя это слово, те, кто пели подобные частушки, обращались ко своим женихам или невестам. Сам жанр был назван так потому, что слово это встречалось в тексте очень часто. Также составлялись они с использованием четырехстопного хорея.

Так что мы разобрали значение слова «частушки», определение этого народного творчества и его самые распространенные разновидности.

Тематика

Как в любом другом жанре, тематика частушек очень разнообразна. Но все же одними из основных всегда выступали любовные темы и бытовые. А в первые годы СССР тематикой частушек часто становилась активная политическая пропаганда нового строя. Таким образом их составители выражали равнодушие к политическим течениям. Правда, со временем петь песенки с таким смысловым содержанием стало опасно.

Ну а во времена распада СССР и так называемой перестройки появились частушки, в которых использовались иностранные слова. Также изменились и сама их тематика. В наше же время этот жанр уже не пользуется такой популярностью, как раньше.

Реферат

по древнерусской литературе

«История частушки.

Частушка на этапах российской и советской истории»

ученицы ___ класса

Пироговской школы

Богдановской Марии.

ИСТОРИЯ ЧАСТУШКИ.

ЧАСТУШКА НА ЭТАПАХ РОССИЙСКОЙ

И СОВЕТСКОЙ ИСТОРИИ .

1.ЧАСТУШКА

Частушка (припевка, пригудка, коротушка) - самый любимый и самый распространённый ныне вид, или жанр, устного народного творчества. Она звучит на деревенской улице, на гулянке, в домашних застольях и знакома, кажется, всем без исключения. Её поют просто так, «под язык», или в сопровождении балалайки, а чаще - гармони. Под неё нередко и пляшут. Это лирическая песенка, словесно-музыкальная миниатюра, живой отклик на текущие события или жизненные ситуации, поэтическая их оценка, то веселая, подчас не без лукавства («Что ты, милый, задаешься, как картошка в борозде?»), то грустная, но обычно и в этом случае не лишенная юмора, основанного на чувстве человеческого достоинства и оптимистическом взгляде на жизнь. И рассчитаны они не просто на слушателей, а на активно реагирующих соучастников, то приплясывающих и хлопающих в ладоши, то отвечающих на каждую частушку кто одобрительной репликой, кто громким возражением. Но чаще всего на частушку отвечают частушкой же:

Я частушку на частушку,
Как на ниточку, вяжу.
Ты досказывай, подружка,
Если я не доскажу.

Иногда такой обмен частушками превращается в настоящее соревнование. Один голос утверждает:

На столе стоит
Каша манная,
А любовь наша
Обманная...

Другой возражает:

На столе стоит
Каша гречная,
А любовь наша
Бесконечная!

Нередко частушки образуют циклы («спевы»), непрестанно изменяющие свой состав, при этом частушки группируются вокруг зачинов («Я на бочке сижу», «С неба звездочка упала», «Ходит кошка по окошку», «Самолет летит», «Подружка моя!») или припевов («Золотистый-золотой», «Волга - матушка-река» или «Шарабан мой, шарабан», потесненный со временем более актуальным «Еропланчик, ероплан»).

2.ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧАСТУШКИ

Одни учёные считают, что частушка родилась очень давно, что песенки, похожие на частушки, распевали и плясали под них бродячие артисты - скоморохи - ещё в 17-18 веках. Другие убеждены: частушка, как особая песенная форма, появилась не раньше середины прошлого века. Вторая точка зрения кажется более убедительной.

Прежде всего, литература, и древняя в том числе, использует или хотя бы упоминает все виды устного народного творчества, которые существуют или существовали на данный момент. В летописях встречаются имена былинных героев, пересказываются притчи, легенды. Предание о смерти князя Олега изложено в «Повести временных лет» и легло в основу пушкинской «Песни о вещем Олеге»; Пушкин же пересказал в стихах народные сказки. Широко использовал многие жанры фольклора Некрасов. Но никто из них не вспомнил частушку. Она появляется только в произведениях 20 века: в «Двенадцати» Блока, в стихах Маяковского, Есенина и их современников.

В знаменитом четырёхтомном толковом словаре В. И. Даля слова «частушка» (в смысле «короткая песенка») нет. Впервые это слово употребил Глеб Успенский в очерке «Новые народные песни» (1889 г).

В частушке совсем не отразилось такое важное событие, как отмена крепостного права в 1861 году. Зато встречаются упоминания о событиях последующих, начиная с 70-х годов 19 века: русско-турецкая, русско-японская войны, первая русская революция 1905 года.

Частушки возникли почти одновременно в различных местах России, и каждая местность не только придала зарождающейся песенке свой колорит, но зачастую наделила ее и названием, то определяющим ее характер (пригудка, коротелька, коротушка, скакуха, трясогузка, цыганочка, Семеновна, погудка, припевка, собирушка, вертушка, топтушка), то прямо указывающим на место ее рождения: волжские матанечки, уральские тараторки, саратовские страдания, рязанские ихохошки, елецкая, сибирская подгорная, новгородское разливное. Одни из этих песенки поются, другие почти выкрикиваются под плясовую мелодию, одни звучат под гармонь или баян, другие под балалайку, третьи под рожок или бубен, иные вообще обходятся без музыкального сопровождения.

3.СТРУКТУРА ЧАСТУШКИ

Традиция и новаторство по-особому сосуществуют в частушке. С одной стороны, строго определенный объем: как правило, четыре строки, в страданиях - две:

Давай, Милка, страдать вместе,

Я с гармонью, а ты в пес не!

а иногда и все шесть (правда такая форма просуществовала недолго – последние две строчки просто отбрасывались):

У меня миленков тридцать,

Я не знаю, куда скрыться.

Пойду с горя на реку –

Все сидят на берегу.

Я хотела в воду пасть –

Закричали во всю пасть!

наличие целого набора устоявшихся зачинов и припевов, устойчивость образов и оборотов, зарифмованность четных строк (иногда - парная рифмовка); с другой стороны, новизна: каждая талантливая частушка - с сюрпризом, с секретом. В одном случае опускается первая строчка зачина, звучит только гармонь. В другом, напротив, нежданно появляются «лишние» слова и строчки - они проговариваются под музыкальную паузу, «сверх» мотива. В третьем, как неожиданный подарок, - дополнительные созвучия возникают то внутри строки (чаще первой: «Кабы шали не мешали»), то между строчками, вплоть до почти полного их звукового совпадения:

Вышивала полотенце
Уточкой и петушком.
Утирайся, мой хороший,
Утречком и вечерком.

Будучи явлением фольклора, частушка использовала традиции как и устнопоэтические, так и литературные. У лирической протяжной песни частушка взяла некоторые приемы (например, параллелизм) и образы-символы (березка, туман и др.), у песни частой - веселый настрой и некоторые элементы стиха и поэтики (плясовой ритм, прямые обращения к присутствующим - к гармонисту, к подруге), у пословицы - афористичность, «разговорность», прямую связь с житейской практикой, а также неожиданную, нередко неточную рифму, подчас на десятилетия опережающую практику профессиональных поэтов: белая - бегала, завлеку - за реку, праздник - дразнит, резиновы - разинули, спорили - скоро ли... У литературы частушка заимствовала строфику, перекрестную рифмовку, стремление к индивидуализации характеров и конкретности ситуаций.

Частушка знает пародию на самое себя - это нескладухи и перевертыши (иногда эти названия смешиваются). Нескладуха вместе со смыслом отбрасывает и рифму:

Я с высокого забора
Прямо в воду упаду.
Ну, кому какое дело,
Куда брызги полетят.

Отсутствие рифмы - это обманутое ожидание слушателя, один из сюрпризов, на которые щедра воистину неистощимая частушка. Перевертыши, тоже нередко теряя рифму, строятся по принципу небылицы: там поется «про серебряны галоши, про резиновы часы», там пилой собираются копать картофель и т. п..

В ряде мест традиции русской частушки взаимодействовали с опытом сочинения коротких и злободневных песен соседних народов. И сейчас в ходу частушки, в которых русские строки и выражения переплетаются, например, с башкирскими.

4.ЧАСТУШКА - ПЕСЕНКА МОЛОДЕЖИ

Частушка стала широко распространяться, когда в России начал развиваться капитализм, складывались рыночные отношения. Многое теперь зависело от самого человека, от его воли и способностей. Можно сравнить старую песню и частушку: в песне - покорность судьбе («Не велят Маше на улицу ходить, не велят Маше молодчика любить...»), в частушке - желание поспорить.

В новом Жанре отразились и ломка патриархальных отношений во всех сферах человеческой жизни, и литературное влияние на устное народное творчество, и взаимодействие городской и сельской культур. Частушку интересует всё: личные отношения и новости общественной жизни, события мирового масштаба и местные новости. Большинство частушек - о любви, однако граница между частушкой личной, бытовой и общественной, социальной весьма условна. Отношения влюбленных в частушке почти всегда окрашены цветом эпохи, времени, дня. Когда в 1908 г. вышел первый том «Истории русской литературы», посвященный «народной словесности», едва ли не впервые в солидном ученом труде нашлось место новому жанру. Мысль о том, что в частушке содержатся «чисто современные образы», была подкреплена примером:

Не хочу сидеть с лучиной -
Дайте лампу с керосином.
Не хочу сидеть одна -
Дайте милого сюда.

(Керосиновая лампа по тому времени была последним словом деревенской цивилизации.)

Частушка - песенка молодёжи. Поэтому её основным содержанием являются отношения между молодыми людьми: любовь, разлука, встречи, измены, насмешки девушек над парнями, парней над девушками. Любимых в частушке называют особыми словами: дроля, шурочка, беляночка, прихехенюшка, статеечка, залётка. Частушка не обходит вниманием и родителей, поминает при случае начальство: Думу (старую), царя, а в советское время - бригадира, председателя колхоза, вождей коммунистической партии. И над своей бедностью шутили, и богачам спуску не давали.

5. ЧАСТУШКА В ИСТОРИИ.

В частушке отразилась вся российская история за последнее столетие,
но по-своему, с точки зрения молодого человека. Революция, гражданская война... Красные и белые - те же русские люди - насмерть сражаются за свои идеи, за Советы или против Советов. А деревенская девушка, тоскующая в одиночестве, думает о своём, о своей короткой молодости и любви:

Красны-белы, сложьте ружья,

Замиритеся войной,

Отпустите наших миленьких

Нераненых домой!

В годы гражданской войны распространилось по всей России знаменитое «Яблочко», по своему происхождению связанное с украинским фольклором. Красные пели:

Эх, яблочко, куда котишься,

В Вечека попадешь – не воротишься.

(Вечека – ВЧК.)

Белые отвечали на тот же мотив:

Пароход идет

Мимо пристани,

Будем рыбу кормить

Коммунистами.

Был и танец такой матросский «Яблочко».

Говорится в частушке и о коллективизации, о раскулачивании, о колхозах. Одним новая жизнь нравится, другим – нет. Кто-то поет о Ленине с восторгом, кто-то над ним посмеивается.

А потом попал в частушки и Сталин:

Едет Сталин на корове,

У коровы один рог.

Ты куда, товарищ Сталин?

«Раскулачивать народ».

Когда окончательно выяснилось, что колхоз почти никогда не приводит к зажиточной жизни, то так и пели правду:

Начинает богатеть:

Окна тряпкой затыкают,

Чтоб вороне не влететь.

Частушка времён Великой Отечественной войны рассказывает об огромных лишениях, о полуголодной жизни народа, о тяжёлом труде:

Мой милёнок на войне
Управляет ротою,
А я тоже не гуляю,
На быке работаю.

И конечно, по всей стране звучали частушки о милом, который где-то далеко воюет:

Неужели пуля-дура,
Ягодиночку убьёт?
Пуля влево, пуля вправо,
Пуля, сделай поворот!

6.ЧАСТУШКИ И ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ

Частушки создавались и в среде интеллигенции. Интеллигентские частушки, стишки, пародии, к сожалению, никогда никем не собирались. Однако они существуют издавна и сопровождают всю российскую историю 20-ого столетия. А не собирали их потому, что это не безобидные песенки, а острая политическая сатира.

Вскоре после революции была создана знаменитая ВЧК - Всероссийская чрезвычайная комиссия (будущий НКВД, а еще позднее - КГБ). Эта комиссия наводила ужас на людей. Но они все-таки не молчали:

Эх, раз , еще раз ,
Спела бы , да что - то,
На Гороховую , 2,
Ехать неохота .

(На Гороховой, 2, помешалась петроградская ВЧК.)

17 января голодного 1920 г. Корней Иванович Чуковский записал в
свой дневник частушку, которую сообщил ему девятилетний сын:

Нету хлеба , нет муки ,
Не дают большевики .
Нету хлеба , нету масла ,
Электричество погасло .

Немало озорных, вызывающих частушек, куплетов складывалось и в годы сталинского террора:

«Идут года,

Сменяются генсеки», -

Сказал интеллигент

На лесосеке.

Родился в селенье Гори

Мне, тебе и всем на горе

У сапожника Васо

Трижды сукин сын Сосо.

(Васо и Сосо - грузинские уменьшительные имена от Виссарион и Иосиф.)

Ах огурчики мои,

Помидорчики:

Сталин Кирова пришил

В коридорчике.

Президента Югославии Тито в последние годы жизни Сталина в СССР называли не иначе как «кровавая собака» (не желал Тито, хоть и был коммунистом, ползать перед Сталиным на брюхе!). Но вот умер Сталин, и отношения с Югославией начали налаживаться. Люди старшего поколения не могут не помнить:

Дорогой товарищ Тито ,
Ты теперь наш друг и брат !
Как сказал нам сам Никита ,
Ты ни в чем не виноват .

А когда началась перестройка, заговорили о хозрасчете и... ничего не делали. Опустели магазины.

Перестройка - мать родная,
Хозрасчет - отец родной .
Чем родители такие ,
Лучше буду сиротой !

Коммунистическое руководство провалилось, компартия была распущена. И посыпались частушки о партии:

Мимо нашего райкома
Я без шуток не хожу :
То им серп в окошко суну ,
То им молот покажу .

Некоторые интеллигентские стишки и куплеты по своей форме близки к настоящей частушке («Мимо тещиного дома я без шуток не хожу...» и «Мимо нашего райкома...»), некоторые совсем далеки от нее. Но нет сомнения, что все это индивидуальные сочинения. Все здесь: и ритм, и рифма, и словесная ткань - от литературы. Возможно, и авторы этих куплетов кому-то и известны. Однако в отличие от обычного литературного произведения текст все-таки стремится к анонимности, распространяется устно подобно текстам анекдотов.

В последние десятилетия городское безымянное творчество проникает и в деревню. А вот деревенская по своему происхождению частушка, наоборот пришла в город.

6.»ПОДДЕЛЬНЫЕ» ЧАСТУШКИ

В начале 20 века, и особенно в годы Советской власти, на сцене, в кино, в книгах и даже в учебниках нередко появлялись подделки под народные частушки, сочиненные на заказ поэтами или участниками различных хоров. Такие самодеятельные частушки не услышишь на улице, народ их не подхватывает.

Прежде бабам жизнь какая –

Замужем век мучиться;

А теперь мои три дочки

В институтах учатся.

«Замужем век мучиться» - как и первую строчку, просто не спеть. Частушка песенка молодежная. А тут героиня - пожилая женщина (у нее три взрослые дочки!). Не частушка это – ни по форме, ни по содержанию. Зато автор похвалил советскую власть! Похвалил какой-то один человек. Но можно было сказать, что это, мол, мнение самого народа. Ведь такие стишки печатались без фамилии, в ряду настоящих частушек.

7.ЧАСТУШКА СЕЙЧАС

В современной деревне поют немало старинных частушек: они не потеряли для певцов своего смысла, как не потеряла смысла любовь и всё, что с ней связано. Но жизнь меняется - меняются, переделываются и частушки. Раньше было: «Без лучины, без огня зажёг сердечко у меня», сегодня поют: «Без бензина, без огня...». В отличие от песни, частушка переделывается легко. Кто-то спел:

Ох, ох, не дай Бог,
В солдата влюбляться:
Усы капки, как иголки,
Лезет целоваться.

А кто-то, глядя па приехавшего заводского парня, тут же добавляет:

Ох, ох, не дай Бог,
С рабочими знаться:
Руки в дёгте, сам в вару,
Лезет целоваться.

Однако постоянно создаются и совсем новые частушки, в которых старое - только мелодия, только привычная форма и неистощимый народный юмор:

Как у наших у ребят
Голова из трёх частей:
Карбюратор, вентилятор
И коробка скоростей.

У милёночка в дому
Была конференция:
Ему невесту выбирала
Вся интеллигенция!

Поют частушки и школьники:

Говорят, я ученица,
Ученица - не позор!
Ученицу крепче любят

За веселый разговор.

Есть очень много шуточных припевок, веселых нескладух, нелепиц «На березовой осине рукавица расцвела…» - не отсюда ли вышли современные школьные нелепицы?

Вместе с частушками нередко печатаются тоже коротенькие, тоже молодежные песенки, но чем-то и отличающиеся от частушки - напевом,
особым построением, зачинами.

И в прежние годы, и в наши дни, когда разгорается настоящая русская пляска, самые умелые плясуны и плясуньи, выделывая невозможные коленца, ещё и весело выкрикивают «Сам играю, сам пляшу, сапоги с дырам ношу!». Или «Слава те Христу, что хорошенька расту!».

Возникнув не без воздействия письменной, поэзии, частушка, в свою очередь, оказала влияние на литературу. А. А. Блок, В. В. Маяковский, С. А. Есенин ввели ее в большую поэзию, по их пути пошли А. Т. Твардовский, М. В. Исаковский, В. С. Высоцкий, Б Ш. Окуджава и многие другие.

Список литературы:

Детская энциклопедия Аванта+ (том 9, часть первая) «Русская литература: от былин и летописей до классиков 19 века»

Словарь юного литературоведа

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 Проект « История появления частушки на Руси» Подготовили: Мухаметгалиева Алина Малютина Ольга-6 класс Руководитель: учитель русского языка и литературы Кравченко Людмила Михайловна

Цель проекта: развитие творческой инициативы у учащихся, формирование умения ставить и решать задачи, умения самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, учить детей самостоятельно работать с информацией, находить источники, из которых можно почерпнуть знания. Воспитывать у учащихся значимые общечеловеческие ценности, толерантность, чувство ответственности, развивать исследовательские творческие способности учащихся. Задачи проекта: воспитывать у детей любовь к русской литературе, к устному народному творчеству, уважение к традициям своего народа, научить детей знать происхож дение и появление частушки на Руси.

Частушка(припевка, пригудка, коротушка) - самый любимый распространенный ныне вид, или жанр, устного народного творчества. Невозможно сказать, кто придумал первую частушку, потому говорят, что частушки сложил русский народ. Интересно, что родительницей частушки является русская народная лирическая песня, а ровесницей частушки - гармоника, гармошка. Встает вопрос: А когда же появилась частушка? Одни ученые считают, что частушка родилась очень давно, что песенки, похожие на частушки, распевали и плясали под них бродячие артисты-скоморохи – ещё в 17-18 веках. Другие убеждены: частушка как особая песенная форма появилась не раньше середины прошлого века. Становлению частушки помогли похожие песенки наших славянских родственников - украинские коломыйки,белорусские скакухи, польские вырвасы, краковяки. .

У этих народов такие песенки появились раньше. Первые частушки нередко являлись строфами песен. Они имели по восемь и более строк. Потом на короткое время возобладали шестистрочные частушки. Но очень скоро шестистрочные припевки превратились в четырехстрочные, получилась удобная, легкая для запоминания песенка. В частушке объединились стихи лирической песни с афористичностью пословиц и поговорок.

Первоначально частушки возникли в мужской среде. Парни собирались тесным кружком и горланили их. Толкование слова «частушка» в «Словаре живого великорусского языка В.И.Даля» нет. В старину частушку называли по-разному: матаня, припевка, прибаутка, тараторка, переберушка, скоморошина, проходная. Ещё есть частушки, возникшие от возгласа и называются они « ихохошка ».Вот пример: А вот частушка-хохотушка» Кабы, кабы да кабы На носу росли грибы, Сами бы варилися. Да и в рот катилися! Я иду, иду, Самовар в руках несу. Ей,чай,чай, чай, Уж, ты матушка, встречай!

Часту́шка - короткая русская народная песня, обычно, юмористического содержания, передаваемая обычно устно. Таким образом, частушка является элементом фольклора. Особенное развитие изустное творчество получает в областях, запрещённых цензурой. В предсоветскую эпоху, к таким темам относилась религия. Текст частушки - обычно четверостишие, написанное хореем, в котором рифмуются 2-я и 4-я строки (иногда перекрестно рифмуются все строки). Характерной чертой языка частушки является его выразительность и богатство языковых средств, часто выходящее за рамки литературного языка. Частушка часто исполняется под аккомпанемент гармони или балалайки. Возникла в последней трети XIX века как элемент сельского фольклора, но наибольшее развитие получила после становления советской власти.

В годы гражданской войны распространилось по всей России знаменитое «яблочко». Говорится в частушках и о коллективизации, о раскулачивании, о колхозах. Одним нравится новая жизнь, другим – нет.Кто-то поёт о Ленине, кто-то о Сталине. Частушка времен Великой Отечественной войны рассказывает об огромных лишениях, о полуголодной жизни народа, о тяжелом труде. Мне не надо ничего, Про войну рассказывать, Я сама туда поеду Раны перевязывать.. пастушка в военное время поддерживала народ и в тылу, вЧ основном женщин, помогала приблизить победу. Бесхитростные, зачастую наивные припевки выражали любовь к Родине, помогали пережить тяготы и потери, являли собой подлинный образец стойкости духа.

Частушка в военное время поддерживала народ и в тылу, в основном женщин, помогала приблизить победу. Бесхитростные, зачастую наивные припевки выражали любовь к Родине, помогали пережить тяготы и потери, являли собой подлинный образец стойкости духа.

Сейчас много частушек, отражающих современную жизнь, поют их и в школах на праздниках, вечерах, на уроках музы ки

Частушка существует и в наши дни. В современной деревне поют немало старинных частушек: они не потеряли своего смысла, как не теряла смысла любовь и всё , что с ней связано. Но жизнь меняется, поэтому меняются и переделываются частуш ки.

В отличие от песни частушка переделывается легко. Постоянно создаются и совсем новые частушки, в которых старое - только мелодия, только привычная форма и неистощимый народный юмор. Частушки создавались и в среде интеллигенции. Интеллигентские частушки, стишки, пародии, к сожалению, никогда никем не собирались. Однако они существуют издавна и сопровождают всю российскую историю XX столетия. А не собирали их потому что это не безобидные песенки, а острая политическая сатира.

Школьные частушки *** ВЫ КРАСИВЫЕ ВСЕГДА: « ХВОСТИКИ», КОСИЧКИ. МЫ ЗА НИХ, БЫВАЕТ, ДЁРНЕМ,ТОЛЬКО ПО ПРИВЫЧКЕ! *** КАК ПРИХОДИТ ПЕРЕМЕНКА ЛЮБИМ С ВАМИ ПОИГРАТЬ: УБЕГАЕМ, ЧТО ЕСТЬ СИЛЫ, ЧТОБ МОГЛИ НАС ДОГОНЯТЬ!

Спасибо за внимание, до новых встреч!