Судьба лизы болконской. Материал для сочинения

Маленькая княгиня Болконская одна из самых очаровательных женщин в Петербурге; когда она говорит, беличья губка ее так грациозно притрагивается к нижней, глазки ее так светлы, детски капризные выходки так милы, кокетство так игриво: обо всем этом необходимо упомянуть, потому что в этой губке, глазках, выходках и кокетстве -- вся маленькая княгиня. Она один из тех прелестных цветков, назначение которых украшать жизнь, одна из тех милых детей-куколок, для которых жизнь -- сегодня бал у одной княгини, завтра раут у другой, толпы поклонников, наряды, болтовня о последнем спектакле и анекдот при дворе да легкое злословие о фальшивых зубах одной графини и волосах другой. Никогда ни одна серьезная мысль не мелькнула в этих светлых глазках, ни один вопрос о значении жизни не слетал с этой мило приподнятой губки. Этот прелестный цветок перенесен из взрастившей его теплицы и украшает собою жизнь князя Андрея Болконского, это дитя-куколка -- жена и готовится быть матерью. Князь Андрей -- человек мыслящий; он привык останавливаться перед каждым явлением жизни, отдавать себе отчет в каждом впечатлении и доводить это даже до болезненности, и этот человек -- муж очаровательного ребенка-куколки. Как это случилось, нам не говорит автор. Вероятно, он, как и всякий смертный, увлекся игривым кокетством хорошенькой куколки и благодаря романтическому духу времени украсил свое увлечение громким именем любви, нашел смысл в этой детской болтовне и смехе, в этих хорошеньких глазках много чувства и мысли, и вообразил, что эта куколка есть именно подруга, созданная для него. Разумеется, он не замедлил убедиться в своей ошибке. Мы застаем их через полгода после свадьбы. Хорошенькая куколка и после замужества осталась тою же хорошенькой куколкой. Близость с таким человеком, как князь Андрей, не принесла решительно ничего маленькой княгине. Она и с мужем выделывает те милые штучки невинно-игривого кокетства, как и с идиотом Ипполитом Курагиным; муж обращается с нею с холодной вежливостью, как с посторонней женщиной. Он тяготится жизнью, в которой нет простора его силам, мечтает о славе, о подвигах, а она пристает к нему с упреками, отчего мы женщины всем довольны и ничего не хотим; он собирается ехать в армию, потому что война -- единственно доступный ему путь к его целям, а она плачет тоном обиженного ребенка, зачем он покидает жену свою в таком положении,-- и без того, при помощи ее дяди, он мог бы устроить себе блестящую карьеру и быть флигель-адъютантом! Разлад между ними растет, страдают оба. Страдает маленькая княгиня, насколько может страдать; когда забудет о балах, поклонниках и придворных новостях; она все-таки любит своего мужа, насколько ее маленькое сердечко способно любить, как любила бы всякого прекрасного молодого человека, который бы сделался ее мужем. Избалованная светом, вероятно, избалованная дома, как все хорошенькие невесты, привыкшая к поклонению, к обожанию, она ожидала того же от мужа, она оскорблена его холодностью и пренебрежением. “За что ты ко мне переменился, я ничего тебе не сделала”,-- упрекает она. И в самом деле, за что ему было меняться к ней. Глазки ее так же светлы, кокетство так же мило игриво, беличья губка ее, все так же грациозно слетая, притрагивается к нижней, она по-прежнему очаровательна, поклонники ее беспрестанно уверяют ее в том,-- за что же мужу не любить ее, особенно теперь, когда она приобретает новые права на любовь его, готовясь быть матерью его ребенка? Никогда не понять этого ее хорошенькой головке. Л. Толстой показывает свое отношение к таким женщинам в словах князя Андрея: “Эгоизм, тщеславие, тупоумие,-- вот женщины, когда они показываются, как они есть”, и следующий совет приятелю: “Никогда не женись, брат, пока ты не скажешь себе, что ты сделал все, что мог, и до тех пор, пока ты не перестанешь любить ту женщину, которую ты выбрал, пока не увидишь ее ясно. Женись стариком никуда не годным, а то пропадет все, что есть в тебе хорошего и высокого, все истратится по мелочам”

Из этих слов может создаться впечатление, что Толстой, вложивший их в уста князя Андрея, считает любовь чем-то вроде темной воды, застилающей зрение, и роковой, неотразимой силы, переворачивающей всего человека. “Если ты ждешь от себя что-нибудь впереди,-- продолжает он свои жалобы,-- то на каждом шагу ты будешь чувствовать, что для тебя закрыто все, кроме гостиной, где ты будешь стоять на одной доске с лакеем и идиотом”. Сложно понять, почему неудачная женитьба могла закрыть все, к чему стремился человек. Но, может быть в этом, выражено отношение автора к такому типу женщин?

“Гостиная, сплетни, балы -- вот тот мир, из которого я не могу выйти”,7-- жалуется князь Андрей далее. Но почему же? Если жена его не могла жить без этого мира гостиных, сплетен и балов, то разве она не могла жить в них без него? Ведь он сам сознавал, что жена его “одна из тех редких женщин, с которыми муж может быть спокоен за свою честь”, маленькая княгиня не заразилась нравственною распущенностью своего круга, блестящей представительницею которой была великолепная красавица Элен Безухова. Ее кукольное сердечко не могло увлечься сильным чувством к человеку, способному внушить его. Не то она поняла и оценила бы мужа, и ей незачем было бы далеко искать. Элен Безухова - хорошенькая женщина, окруженная поклонниками, неизбежно делается предметом сплетен. Князь Андрей, презирая на словах этот мир гостиных, балов и сплетен, на самом деле преклонялся перед его законами. Ради этого, уезжая в армию, он поступает с женой совершенным деспотом: отвозит беременную женщину к отцу своему, которого та страшно боится, разлучает ее с друзьями, привычками, чтобы избавить ее от ухаживания идиота Ипполита. Маленькая княгиня, насильственно вырванная из родного ей мирка, скучает невыносимо в деревне, хотя сознание, что она готовится быть матерью, могло бы открыть ей другой мир ощущений, надежд, мыслей, который не одного ребенка превращал в женщину. Автор часто упоминает о ее счастливом спокойном взгляде беременной женщины, который смотрит внутрь себя, но взгляд этот не отражает ни одной разумной мысли об ожидающих ее обязанностях, ни тревоги о том, достойна ли она их, ни одно слово, доказывающее это, не срывается с ее теперь неграциозно оттянутой беличьей губки; она даже сердится на свое положение, когда приезд светского красавца напоминает ей о ее родном мире гостиных, успехов, поклонников, и она, как “боевой конь, заслышавши трубу”, готовится предаться привычному галопу кокетства, и чувствует, насколько оно мешает ее милым ребячествам и игриво-кокетливым выходкам. Даже в минуту разрешения, в которой она могла бы приготовиться, она остается тем же жалким ребенком: она пугается и плачет детски-капризными и даже несколько притворными слезами, умоляя всех разуверить ее, что это не то, “нестрашное, неизбежное то”. Она умирает в родах. Муж возвращается с воскресшим чувством любви к куколке-жене. Истекая кровью на Праценских высотах и чувствуя смерть над собой, разочарованный в своих мечтах о славе, князь Андрей вдруг почувствовал, что жизнь дорога ему, и дорога именно семьей и женой. Под влиянием этого чувства и князь Андрей захотел жить для своей жены, этой пустой, ничтожной женщины, которой не хотел поручить воспитание сына (для дочери -- эта пустая, ничтожная женщина была вполне прекрасной воспитательницей), и его собственная холодность и пренебрежение к куколке-жене показались жестокими и несправедливыми.

Как могла смерть куколки произвести такой переворот? Под влиянием своей нервной, впечатлительной натуры, еще слабый от вынесенной болезни и недавней раны, князь Андрей на лице умершей жены читает целую повесть глубоких затаенных страданий, которых маленькая княгиня никогда не была способна перечувствовать. Она весьма естественно огорчалась холодностью мужа, его обидным пренебрежением, чувствовала себя оскорбленной, но по-детски, мимолетно и, вспыхнув немножко, она через минуту готова была в сотый раз также звонко смеяться, рассказывая о фальшивых зубах одной графини, о волосах другой. Она любила своего мужа; но балы, наряды и успехи в свете столько же; и если б ей пришлось выбирать между мужем и всем этим, она была бы еще несчастнее, лишившись всего этого, чем любви мужа. Маленькая княгиня была натурой не глубокой, но, тем не менее, ее крик души, которого маленькая княгиня не умела в жизни высказать сознательно - "Зачем вы выбрали меня, когда не могли любить такой женщины, как я? Я не обещала вам ничего, я ничего не знала, а вы, вы умный человек, вы, у которого есть и опыт и знание жизни и людей, зачем же вообразили, что я могу быть той женой, которая нужна вам, обещали мне любовь и счастье для того, чтобы потом с презрением оттолкнуть меня" - отразившийся на лице умирающей женщины, абсолютно справедлив. Останься в живых маленькая княгиня,-- после первых радостей свидания жизнь их пошла бы прежним порядком. Темные тени и угловатости, смягченные отдалением, выступили бы снова, по-прежнему ее милое ребячество и игривое кокетство стали бы коробить до боли князя Андрея; разве что под влиянием предсмертного раскаяния и чувства к ней как к матери своего ребенка он стал бы искуснее скрывать свое пренебрежение к хорошенькой куколке-жене и бросать ей в подачку снисходительную ласку; но женщину, хоть бы и такую куколку, как маленькая княгиня, трудно провести на этот счет, и, снова надувая сердито беличью губку, маленькая княгиня детски-капризным голосом стала бы упрекать мужа за то, что он не любит ее, и удивляться, отчего это мужчины ничем не довольны, а нам, женщинам, ничего не надо в жизни. И раскаяние князя Андрея, и любовь, воскресшая на Праценских высотах,-- все изгладилось бы перед ежедневным всесильным влиянием жизни, перед теми неумышленными беспристрастными оскорблениями, которые неизбежно наносят друг другу люди совершенно разных характеров, понятий, связанные вместе неразрывными для них цепями. Но маленькая княгиня умерла, оставив по себе репутацию отлетевшего ангела, какую всегда оставляет для чувствительных душ каждая умершая молоденькая и хорошенькая женщина, если она только не положительно ведьма, а в многочисленных поклонниках своих -- воспоминание о прекрасном цветке, скошенном так рано безжалостною рукою смерти. Но мы; увы, настолько жестокосердны, что не можем признать эту руку слишком безжалостной.


Лиза Болконская – супруга князя Андрея. Она привлекательна, к ней с симпатией относится сам автор, уважительно называя ее "маленькой княгиней". Прототипом Лизы Болконской являлась Л. И. Волконская, жена троюродного брата Л.Н. Толстого, урожденная Трузсон. Лизу любит весь свет, она всегда оживлена, любезна, и жизни своей не представляет без высшего света. Внешняя характеристика героини описана автором с большой теплотой: "Ее хорошенькая, с чуть черневшимися усиками верхняя губка была коротка по зубам, но тем милее она открывалась и тем еще милее вытягивалась иногда и опускалась на нижнюю. Как это всегда бывает у вполне привлекательных женщин, недостаток ее - короткость губы и полуоткрытый рот - казались ее особенною, собственно ее красотой.

Всем было весело смотреть на эту полную здоровья и живости, хорошенькую будущую мать, так легко переносившую свое положение".

Однако князю Андрею не мила его жена, он чувствует себя несчастливым в браке. Они совершенно разные, Лиза очень любит своего мужа, но не понимает его, ей чужды его стремления и идеалы. При частых спорах с мужем на лице княгини появлялось «зверское, беличье выражение». Князь Андрей в душе раскаивался в женитьбе на Лизе, но, разговаривая с Пьером и отцом, он соглашается с тем, что Лиза – высоконравственная женщина, с ней «можно быть спокойным за свою честь». Сама княгиня тоже не стремится найти точки соприкосновения с мужем.

Когда Андрей отправляется на войну, не жена, а княжна Марья благословляет его. Лиза остается жить в Лысых горах, в доме князя Николая Болконского, но не испытывает к нему теплых чувств, а только лишь страх и неприязнь. В княжне Марье она тоже не находит родственной души, ей ближе пустая и легкомысленная мадемуазель Бурьенн, чем тонкая и душевно богатая Марья.

Образ Лизы Болконской стоит особняком среди других женских образов романа. Героиня не похожа на Элен Курагину, несмотря на то, что Лиза тоже любит светскую жизнь. Маленькая княгиня способна, в отличие от Элен, преданно любить. Но при этом Лиза не похожа и на Наташу Ростову. В ней нет той живости и глубины чувств, тонкости натуры, которая есть в Наташе. Мало общего у героини и с Марьей Болконской. Несмотря на то, что княжна Марья жалеет Лизу, княгине непонятно ее стремление к самопожертвованию и «вселенская любовь». Княгиня Болконская – обычная женщина, с обычными женскими слабостями, любящая своего мужа и желающая ответной любви.

Толстой уготовил своей героине короткую жизнь. Она предчувствовала скорую смерть, и в самом деле умирает во время родов. Но она дарит князю Андрею сына – маленького Николеньку. Жизнь героини не была пустой, она любила мужа и была всецело преданна ему. Но автор не может сделать несчастной героиню, которая ему глубоко симпатична, у нее нет будущего с князем Андреем, поэтому Толстой «позволяет» ей умереть. Выражение лица княгини перед самой смертью и на смертном одре словно говорит о том, что Лиза всех любит, она никому не желает зла и не понимает, за что обречена на страдания. Смерть героини вызывает чувство жгучей вины у Андрея Болконского и жалость у его отца.

Однако, все же смерть Лизы Болконской не была случайной. Толстой показывает ее обворожительной, стремящейся со всеми быть любезной, в свете она была одной из желанных фигур. Эти качества героиня попыталась соединить с преданностью мужу и материнством. Однако Толстой не любил высший свет, он был далек от обсуждаемых в салонах новостей и сплетен, как далек был от них и князь Андрей. Лизе не удается завоевать сердце мужа, она становится лишней в романе и умирает. Однако то, что она оставила князю Андрею сына, говорит о том, что эта героиня выполняла в романе важную функцию.

Болконская Лиза

ВОЙНА И МИР
Роман (1863—1869,1-е отд. изд. 1867—1869)

Болконская Лиза — жена князя Андрея, за которой в свете закрепилось имя «маленькой княгини». «Ее хорошенькая, с чуть черневшимися усиками верхняя губка была коротка по зубам, но тем милее она открывалась и тем еще милее вытягивалась иногда и опускалась на нижнюю. Как это всегда бывает у вполне привлекательных женщин, недостаток ее — короткость губы и полуоткрытый рот — казались ее особенною, собственно ее красотой. Всем было весело смотреть на эту полную здоровья и живости, хорошенькую будущую мать, так легко переносившую свое положение».

Образ Л. сложился у Толстого в первой редакции и оставался без изменений. В качестве прототипа маленькой княгини послужила жена троюродного брата писателя княгиня Л. И. Волконская, урожденная Трузсон, некоторые черты которой и были использованы Толстым. «Маленькая княгиня» пользовалась всеобщей любовью из-за своей всегдашней оживленности и любезности светской женщины, которая и не мыслила своей жизни вне света. Во взаимоотношениях с мужем ее отличает полное непонимание его устремлений и характера. Во время споров с мужем ее лицо из-за поднятой губки принимало «зверское, беличье выражение», однако князь Андрей, раскаиваясь в женитьбе на Л., в разговоре с Пьером и отцом отмечает, что это одна из редких женщин, с которыми «можно быть спокойным за свою честь».

После отъезда Болконского на войну Л. живет в Лысых Горах, испытывая постоянный страх и антипатию к свекру и дружески сходясь не с золовкой, а с пуст"ой и легкомысленной компаньонкой княжны Марьи, мадемуазель Бурьенн. Л. умирает, как и предчувствовала, во время родов, в день возвращения считавшегося убитым князя Андрея. Выражение ее лица перед самой смертью и после как будто говорит о том, что она всех любит, никому не делает зла и не может понять, за что страдает. Ее смерть оставляет чувство непоправимой вины у князя Андрея и искреннюю жалость у старого князя.

Все характеристики по алфавиту:

- - - - - - - - - - - - - -

Образ Лизы Болконской – один из многочисленных образов представительниц прекрасного пола романа Л.Н.Толстого «Война и мир».

Лиза Болконская – в девичестве Мейнен – является персонажем второго плана произведения. О детстве и юношестве героини автор умалчивает. Он знакомит с ней читателей, когда она, молодая женщина, становится женой князя Андрея Болконского, одного из завидных женихов той поры. «Маленькая княгиня» - так ласково называют ее окружающие за невысокий рост – милая и прелестная женщина. Она миниатюрна и изящна, ее «аккуратное детское личико» вызывает у всех восхищение. Короткая губа, образующая при улыбке красивую линию и позволяющая увидеть ослепительно белые зубы, является главной особенностью, которая делает ее еще привлекательней. Женщина представлена в романе, будучи в интересном положении.

Выросшая во влиятельной аристократической семье, княгиня не представляет ни дня без выхода в высший свет, где получает удовольствие от общения с окружающими. Присутствие любезной и добродушной молодой женщины вызывает у всех положительные эмоции.

Однако отношения с мужем у Лизы Болконской не складываются. После замужества князь разочаровывается в своей супруге. Беззаботная и ограниченная в стремлениях, она перестает быть интересной для него. Княгиня, напротив, безумно любит князя, но его идеалы ей не понятны. При разногласиях с мужем на ее лицо находит «зверское, беличье выражение». Андрей в душе жалеет о женитьбе на Мейнен, но при общении с Пьером Безуховым говорит, что его супруга – именно та женщина, с которой можно жить, не волнуясь о своей чести. Сама княгиня так же не пытается наладить взаимопонимание.

Когда Андрей уходит на войну, его провожает сестра, благородная княжна Марья. Лиза в это время живет с князем Николаем Болконским, в его доме на Лысых горах. Она боится свекра, испытывая к нему неприязнь. С золовкой княгиня тоже не находит общий язык, здесь она дружит лишь с компаньонкой княжны, такой же ограниченной в интересах, мадемуазель Бурьенн.

Жизнь Лизы Болконской коротка. Предчувствуя свою смерть, она умирает при рождении ребенка. Лицо «маленькой княгини» перед кончиной и после нее отражает любовь ко всем, непонимание того, за что страдает, ведь она никому не желала зла. Возвратившийся с войны и заставший жену умирающей, князь Андрей чувствует себя глубоко виноватым, а старый князь искренне жалеет ее.

Несмотря на второстепенность и ограниченность действия героини, ее образ занимает особое место. Княгиня Болконская – типичная представительница слабого пола. Ее слабости присущи многим женщинам. В ее душе - горячая любовь к мужу, и она ждет от него взаимности. Подарив супругу сына Николеньку, она успевает исполнить самую главную роль обычной женщины – рождение ребенка.

Несколько интересных сочинений

    Наверное, каждый когда-либо в жизни представлял себя и то, какую семью он хочет видеть рядом с собой в будущем. У всех разные представления об идеальной семье. Кто-то мечтает о большой семье

  • Сочинение Слуга Петр в романе Отцы и дети Тургенева

    Роман «Отцы и дети» является актуальным и по сей день благодаря своей проблематике, которая, собственно, раскрывается в названии романа. Тургенев показывает нам противостояние поколений

  • Сочинение Летняя ночь (со словам тишь, глушь, ночь, полночь, сыч, камыш, рожь, дрожь)

    Что такое летняя ночь? Это яркие звезды на небе, которые можно видеть во всей красе, лишь в дикой глуши. Летняя ночь – это теплый ветерок, который запутывается в волосах и тихо играет ними, а они в свою очередь наслаждаются ласковыми объятьями.

  • Евгения Комелькова - одна из ключевых фигур повести «А зори здесь тихие…». История её жизни трагична. Зенитчица, поступившая со своим батальоном на попечение Федота Евграфыча, вместе с такими же молодыми девушками, как и она сама.

Характеристика литературного героя Жена князя Андрея. Она любимица всего света, привлекательная молодая женщина, которую все называют “маленькой княгиней”. “Ее хорошенькая, с чуть черневшимися усиками верхняя губка была коротка по зубам, но тем милее она открывалась и тем еще милее вытягивалась иногда и опускалась на нижнюю. Как это всегда бывает у вполне привлекательных женщин, недостаток ее – короткость губы и полуоткрытый рот – казались ее особенною, собственно ее красотой. Всем было весело смотреть на эту полную здоровья и живости, хорошенькую будущую мать, так легко переносившую свое положение”. Л. была всеобщей любимицей благодаря своей всегдашней оживленности и любезности светской женщины, она не мыслила свою жизнь без высшего света. Но князь Андрей не любил свою жену и чувствовал себя несчастливым в браке. Л. не понимает своего мужа, его стремлений и идеалов. После отъезда Андрея на войну, Л. живет в Лысых горах у старого князя Болконского, к которому испытывает страх и неприязнь. Л. предчувствует свою скорую смерть и действительно умирает во время родов.

(Пока оценок нет)


Другие сочинения:

  1. Марья Николаевна Болконская – дочь князя Николая Андреевича Болконского. Вся ее жизнь была расписана в беспрерывных занятиях, потому что отец ее хотел развить в дочери две главные добродетели – деятельность и ум. Князь давал ей уроки алгебры и геометрии. Но Read More ......
  2. Анатоль Курагин Характеристика литературного героя Он сын князя Василия, брат Элен и Ипполита. Сам князь Василий смотрит на своего сына как на “беспокойного дурака”, которого постоянно нужно выручать из различных неприятностей. А. очень красив, щеголь, наглец. Он откровенно глуп, не Read More ......
  3. Наташа Ростова стремится быть счастливой, княжна Марья Болконская хочет быть покорной Богу. Наташа – вся тщеславие и чувственность, Марьей движут Долг и Вера. Между Наташей-девочкой, с ее импульсивным порывом навстречу всему живому, между Наташей-девушкой, восхищенной глубокой красотой лунной ночи в Read More ......
  4. Княжна Марья Характеристика литературного героя Дочь старого князя Болконского и сестра Андрея Болконского. М. некрасива, болезненна, но все ее лицо преображают прекрасные глаза: “… глаза княжны, большие, глубокие и лучистые (как будто лучи теплого света иногда снопами выходили из них), Read More ......
  5. Василий Курагин Характеристика литературного героя Князь, отец Элен, Анатоля и Ипполита. Это очень известный и достаточно влиятельный в обществе человек, занимает важный придворный пост. Отношение ко всем окружающим у князя В. снисходительное и покровительственное. Автор показывает своего героя “в придворном, Read More ......
  6. Болконская Марья – княжна, Дочь старого князя Болконского, сестра князя Андрея, впоследствии жена Николая Ростова. У Марьи “некрасивое слабое тело и худое лицо… глаза княжны, большие, глубокие и лучистые (как будто лучи теплого света иногда снопами выходили из них), были Read More ......
  7. Андрей Болконский Характеристика литературного героя Это один из главных героев романа, сын князя Болконского, родной брат княжны Марьи. В начале романа мы видим Б. как умного, гордого, но достаточно надменного человека. Он презирает людей высшего света, несчастлив в браке и Read More ......
Лиза Болконская (Война и мир Толстой Л. Н.)