Проблемы с голосом. Когда ты познакомился с Ларсом, ты был ещё подростком, играл на гитаре и уже успел поиграть в нескольких школьных командах – Obsession, Phantom Lord и т.д

Американского музыканта и солиста рок-группы «Металлика» Джеймса Хэтфилда знают все любители рока. По версии журнала «Rolling Stone» он является одним из 100 величайших гитаристов всех времён и занимает в этом рейтинге 87-е место. Фанатов знаменитой метал-группы привлекают в её фронтмене сильный звучный голос необычного оттенка и подкупающая манера об общения с публикой. На выбор направления музыкального пути и поведения Джеймса на сцене большое влияние оказало воспитание в религиозной атмосфере семьи. Его мать был оперной певицей, воспитывающей сына в духе Христианской науки Мэри Бэйкер Эдди, проповедующей исцеление от недугов силой собственного сознания. Жена Джеймса Хэтфилда, к счастью, не имеет с этой верой ничего общего.

Они поженились в 1997 году, когда «Металлика» уже успела завоевать прочные позиции на мировой эстраде и после нескольких лет совместного проживания: просто зарегистрировали свои отношения, которые стали стабильными и прочными. По некоторым данным, Франческа Томаси была дизайнером концертных костюмов для музыкантов группы, а не восторженной бездумной фанаткой. Убедившись, что их любовь выдержала испытание временем, молодые люди соединились в браке и уже летом следующего года у них родился первый ребёнок: дочь Кэйли Ти. СМИ проявили небывалый интерес к дочери Джеймса, который не мог оторваться от жены и новорожденной. С журналистами вместо него общался Ларс Ульрих - барабанщик и друг-основатель группы.

Вторым у семьи Хэтфилдов был Кастор Вёрджил, родившийся в мае 2000 года, а ещё через 2 года, в январе 2002-го, появилась на свет младшая дочь Джеймса и Франчески - Марселла Франческа. К этому времени обстановка в семье была совершенно невыносимой. Сам Джеймс вспоминает это время как годы «полного развала», в котором царили «пьянство, наркотики, беспорядочный секс», ставшие привычкой. Его жена не захотела мириться с таким отношением к себе и детям: «Она меня выгнала» - признался певец в одном из интервью: «И, слава Богу. Она сказала тогда, что я болен и нашим детям не нужен такой отец. И тогда из страха потерять семью так же, как мой отец, я пришёл к единственному правильному решению".

Джеймс провёл в наркологической клинике почти год и сумел остановиться на краю пропасти, благодаря протесту Франчески, не желающей уродовать жизнь их семьи молчанием и попустительством. Он не употребляет ни спиртного, ни наркотиков и не только состоит в обществе анонимных алкоголиков, но и откровенно рассказывает о том, как поборол свои пристрастия в СМИ. Хэтфилд подчёркивает, что семья - главный смысл и любовь всей его жизни, и он считает счастьем простые домашние радости: провожать детей в школу и разговаривать с их учителями, ухаживать за приболевшей женой и быть семейным человеком. Он продолжает свою концертную деятельность и «Металлика» до сих пор пользуется популярностью у публики. А в огромном доме под Сан-Франциско всегда с нетерпением ожидают его возвращения жена Джеймса Хэтфилда и его дети.

[Статья из свежего выпуска журнала "Metal Hammer", 2016 год ]

Фронтмен Metallica вспоминает школьные годы, сомнительные авантюры Metallica и объясняет, почему ярость – это энергия.

Последние 35 лет Джеймс Хэтфилд путешествует вокруг земного шара в качестве лидера величайшей металлической команды. Но детство у Джеймса, воспитанного в религиозной семье, было не из лёгких, и он прекрасно помнит свои семейные корни и глубокие раны. Он вспоминает годы своего становления, знакомство с Ларсом и предполагает, как бы Клифф Бёртон отреагировал на эксперименты Metallica в 90-х…

Твоё полное имя – Джеймс Алан Хэтфилд, родился ты 3 августа 1963 года в Лос-Анджелесе, штат Калифорния. Братья или сёстры у тебя были?

Да, два старших сводных брата, Крис и Дэйв, и младшая сестрёнка, Дианна. Второй муж мамы был моим отцом. Было довольно тяжело. Мы с сестрёнкой жили как кошка с собакой, и когда родители возвращались домой, мы с ней убирали бардак и прикрывали друг друга. Но братья были гораздо старше меня, поэтому у меня с ними, к сожалению, отношения не сложились. Они были не настолько взрослыми, чтобы давать мне советы, но уже и не детьми, поэтому мы друг друга не понимали – было непросто.

Ты хорошо учился в школе?

Средне. Тихий, замкнутый в себе паренёк. Отсижу на уроках и скорее домой веселиться и играть. Я любил спорт.

Твои родители были приверженцами Христианской Науки. Такое воспитание как-нибудь сказывалось на школе и отношении к тебе твоих сверстников?

На школе нет. Я же ведь не в католическую школу ходил. Но на мне, безусловно, отразилось – больше чем на сестре и братьях, я воспринимал всё близко к сердцу. Родители не водили нас к врачам. Мы надеялись, что любой недуг вылечит духовная сила религии или защитит от всех невзгод и болезней. По этой причине мне запрещали ходить на уроки здоровья, изучать строение тела, болезни и всё такое. И, скажем, я хочу записаться в футбольную команду, а для этого мне нужно пройти медицинское обследование, получить справку от врача, и приходилось объяснять тренеру, что ходить к врачам мне религия не позволяет. Я чувствовал себя изгоем, и одноклассники смеялись надо мной. Перед уроком здоровья я стоял в коридоре, куда выгоняли за плохое поведение. Каждый проходил мимо и смотрел на меня, как на преступника.

Тяжело тебе, наверное, было.

Тяжело, но эти трудности сформировали во мне личность. В юности тебе хочется быть как все, а не выделяться. Но теперь я вижу, что моя непохожесть на других помогла мне в жизни.

Считаешь ли ты, что благодаря той ситуации ты через некоторое время смог себе сказать: «Я не хочу следовать за толпой».

Да, считаю. Я смог пойти собственной дорогой. В детстве сложно понять религию и веру, и я не понимал, почему не могу пойти к врачу – для меня это было странно. Я видел, как в церковь приходили прихожане со сломанной рукой или ногой, и надеялись, что религия им поможет. Я не видел в этом никакого смысла. Но позже я вник в религию, увидел в ней силу, но медицина важна не меньше, так что, став старше, я разобрался.

В девять лет ты начал играть на пианино, но потом переключился на барабаны своего брата, Дэвида. На пианино ты играл классику?

Ага. Мама отправила меня домой к своей подруге. Я стал долбить по клавишам, и мама подумала: «О, да он у меня музыкантом будет. Отлично. Будет на уроки пианино ходить». Я отходил пару лет, и было реально скучно, потому что мы разучивали классику, а по радио я слышал другую музыку. Уроки проходили в доме одной пожилой женщины, и после занятий мне очень нравилось пить чай с печеньем. Но я очень рад, что меня заставляли, потому что я играл двумя руками и пел. Наверное, если бы не уроки пианино, петь и одновременно играть на гитаре было бы гораздо тяжелее.

Когда ты познакомился с Ларсом, ты был ещё подростком, играл на гитаре и уже успел поиграть в нескольких школьных командах – Obsession, Phantom Lord и т.д. Музыка этих групп была похожа на Metallica?

Нет. Obsession была школьной группой, и мы просто бренчали в гараже моего друга, играли чужие песни. Исполняли Thin Lizzy, Black Sabbath, Робена Трауэра и Led Zeppelin… и иногда выступали на вечеринках; вот и всё. Не помню, как учился играть (смеётся). Помню, первый раз взял в руки гитару и подумал: «И как они издают эти громкие звуки?».

Когда вы с Ларсом стали играть в группе, вы были друзьями-подростками или же вас объединяла музыка?

Безусловно, объединяла музыка. Я его никогда не видел и не слышал о нём. Я поиграл в группе Obsession, и принёс на репетицию свою песню, но она никому не понравилась, и я ушёл. Когда я познакомился с Ларсом, я джемовал с другим школьным приятелем, с которым мы сколотили группу Phantom Lord. Ларс слушал некоторые команды, на которые мы тогда тоже подсели – Saxon, Judas Priest, Scorpions. То есть, те, которые стали популярны в Штатах.

Значит, дело было в музыке. Тем не менее, вы с Ларсом стали потрясающими партнёрами. Многие супруги столько в браке не живут, сколько вы держитесь вместе. Музыка до сих пор на первом месте или же всё-таки теперь вы ещё и друзья?

Мы с ним были полной противоположностью друг другу – разве что музыку вместе играли. Знаешь, когда в группе перерыв, и мы не видимся полгода, потом встречаемся и начинаем друг другу рассказывать, куда нас жизнь занесла: «Я вот это слушал и вот это для себя открыл», а он мне: «Серьёзно? Я тоже!». Так что в чём-то мы похожи…а в чём-то абсолютно разные. В этом и прелесть. Благодаря этому мы прошли с ним огонь, воду и медные трубы, и поскольку мы с Ларсом абсолютно разные, то можем друг у друга многому научиться.

Когда в группу пришёл Клифф, он, безусловно, оказал на вас большое влияние, не только в музыкальном плане, но и в личностном…

Абсолютно верно. Он не только обучал нас теории музыки – у него было музыкальное образование, он ходил в колледж, где учился музыке, и кое-чему и нас научил. Увидев его на сцене в составе Trauma, мы с Ларсом охренели. У нас тут же челюсть отвисла, и мы сказали: «Слушай, этот парень должен играть у нас!». Мы с Клиффом стали хорошими и близкими друзьями, любили одну и ту же музыку, вместе проводили досуг, у нас были схожие взгляды на жизнь, мы с ним, по сути, говорили на одном языке. Но да, он был настоящей личностью, сильным парнем, и в конечном итоге на всех нас оказал влияние. Мне его очень не хватает.

Как бы он отреагировал на ваши эксперименты в 1990-х, начиная с «Чёрного Альбома» (1991) и заканчивая ‘St. Anger’ (2003)?

Ну, полагаю, ему многое бы не понравилось. На мой взгляд «Чёрный Альбом» был отличной пластинкой, и я рад, что мы нашли в себе смелость сочинить её и поработать с Бобом Роком. Это должно было случиться, и случилось. Знаешь, когда я переслушиваю ‘…And Justice For All’ (1988), я понимаю, что дальше мы в том направлении двигаться уже не могли. Нужно было попробовать что-то свежее и новое. Думаю, Клифф придумал бы что-нибудь, где его бас было отчётливо слышно; наверное, что-нибудь более сложное и запутанное. Думаю, он, как и я, был бы против эры Load/Reload, ему бы многое не понравилось – преобразование Metallica либо закос под U2.

Говоря «как и я», ты имеешь в виду, что тебе самому было некомфортно в тот период?

Нет, совсем нет. Есть на тех альбомах потрясающие песни, но, я считаю, не было необходимости в том образе и имидже группы. Ещё мы написали слишком много песен… из-за чего смертельный яд Metallica потерял свой эффект. Думаю, Клифф со мной бы согласился.

Считаешь ли ты, что ‘St. Anger’ стал для вас новым началом или же это было окончание периода, о котором ты только что сказал?

Ну, не уверен. Для меня ‘St. Anger’ как бы стоит особняком в нашей дискографии. Это скорее заявление, а не альбом. В некоторой степени, это саундтрек к фильму Some Kind Of Monster. Есть на пластинке интересные и классные риффы, да и песни тоже. Но музыка получилась несвязной, хотя мы и сами тогда были разобраны на части. Но именно эта несвязная музыка вновь нас соединила. Это был очень важный кусочек мозаики, без которого мы не стали бы теми, кем являемся сегодня.

Насколько для вас было важно, чтобы ‘Death Magnetic’ продюсировал Рик Рубин, а не Боб Рок, работавший с вами на всех альбомах, начиная с Black Album?

Думаю, важно. Боб… Нам стало слишком комфортно работать друг с другом, особенно после того, как мы истощили себя эмоционально в период ‘St. Anger’. Нам нужны были перемены. Рик Рубин – полная противоположность Бобу Року. Мы смогли сесть и самостоятельно написать альбом, без надзора. У группы снова выросли крылья, и мы смогли взлететь. Мы приняли верное решение. Ни в коем случае не хочу обидеть Боба, потому что он дал нашей группе бесконечно много. Мы у него многому научились.

В фильме Some Kind Of Monster ты откровенно заявил о своих проблемах и внутренних демонах, признав, что в тебе бушует гнев. Но важно ли всё же чувствовать определённую долю гнева и ярости, чтобы сочинять песни?

(смеётся) Отличный вопрос! Думаю, это беспокоит каждого, кто пережил нечто подобное. Но креативность появится тогда, когда это будет нужно. Мы можем «прожевать» абсолютно всё, а потом выплюнуть в стиле Metallica. Я ведь не стану писать о цветочках и солнышке. Когда я счастлив, я сочиняю, наверное, самый тяжелый и убойный рифф. Как бы я не был счастлив, во мне всегда будет чувство гнева. Похоже, всегда будет не хватать ещё одного кусочка мозаики.

Джеймс Хэтфилд – это музыкант, ставший настоящей легендой в своем жанре. Его песни известны во всех уголках нашей планеты, а его выступления неизменно вызывают в каждом городе огромный фурор. Одним словом – наш сегодняшний герой настоящий человек-легенда. Именно по этой причине говорить о его жизни и судьбе настолько интересно. Где начался жизненный и творческий путь Джеймса Хэтфилда? Какие этапы в его творчестве стоит назвать самыми важными? Обо всем этом мы подробно расскажем далее в нашем кратком повествовании, посвященном жизни и творчеству великого музыканта.

Ранние годы, детство музыканта Джеймса Хэтфилда

Будущий лидер группы Metallica появился на свет в небольшом городке под названием Дауни (штат Калифорния). В этом месте прошло его детство и юность. Однако назвать ранние годы в жизни великого музыканта беззаботным временем очень и очень сложно.

Все дело в том, что отец Джеймса Хэтфилда – Вёрджил – оставил семью, когда нашему сегодняшнему герою было всего тринадцать лет. С этого момента в жизни их маленькой семьи начались постоянные проблемы. Мама музыканта – оперная певица Синтия Хэтфилд – постоянно пропадала на выступлениях и репетициях, однако, несмотря на это, денег все равно не хватало. Из-за этого их семья часто переезжала из одного дома в другой, однако это далеко не всегда помогало справиться с насущными материальными сложностями.

В конечном итоге, разочаровавшись в жизни, Синтия Хэтфилд ударилась в религию и стала последовательницей движения Христианская наука Мэри Бейкер Эдди. С этого момента странноватое христианское учение стало неотъемлемой частью жизни юного музыканта и его семьи. Джеймс вместе с матерью часто посещал церковь, а также по настоянию тамошних священнослужителей честно отказывался от любых лекарств. Стоит отметить, что «Христианская наука» и вовсе отрицала любое медицинское вмешательство как таковое. Именно поэтому, когда у матери будущего лидера группы Metallica был обнаружен рак, от любого лечения она принципиально отказывалась.

Из-за этого в шестнадцать лет Джеймс Хэтфилд потерял мать. Впоследствии неоднозначное отношение к религии стало основой для многих песен исполнителя. Что касается творчества, то заниматься музыкой наш сегодняшний герой начал еще в девять лет. В этом возрасте он принялся осваивать фортепиано, а уже несколько лет спустя также стал играть на барабанной установке своего старшего брата.

Впервые выступать вместе с полулюбительским музыкальным коллективом Джеймс начал еще в подростковом возрасте. В этот период он сколотил вокруг себя группу единомышленников, вместе с которыми образовал музыкальный коллектив «Obsession». В данной группе играли такие известные впоследствии музыканты как Рон Макговни и Дейв Маррс. Однако, даже несмотря на это, первый проект Джеймса Хэтфилда просуществовал совсем недолго.

Забавные моменты с Металликой. Часть 3

После распада группы наш сегодняшний герой поступил в высшую школу Brea Olinda, в которой проучился несколько лет. В эти годы он познакомился с несколькими другими молодыми музыкантами, вместе с которыми образовал коллектив «Phantom Lord». Стоит отметить, что вторая группа Хэтфилда также просуществовала совсем недолго.

Несмотря на это, некоторые музыканты из прежнего проекта продолжили выступать вместе с Джеймсом также и после распада проекта. Так, некоторое время спустя в городке Дауни появилась третья группа нашего сегодняшнего героя – «Leather Charm». В состав данного коллектива вошли некоторые прежние участники двух обеих групп Хэтфилда.

Вместе с «Leather Charm» музыкант выступал в течение нескольких лет. За это время он сумел найти множество новых друзей, а также накопить некоторый опыт сценических выступлений. В какой-то момент Джеймсу даже показалось, что он добился всего, чего хотел, однако на этом его творческий путь только начинался…

Metallica и главные моменты дальнейшей карьеры Джеймса Хэтфилда

В 1981-м году давний друг Джеймса Хэтфилда Хью Таннер познакомил его с еще одним талантливым музыкантом – датчанином Ларсом Ульрихом. В тот период группа «Leather Charm» фактически прекратила свое существование и наш сегодняшний герой начал поиск новых участников для нового коллектива. Одним из таковых и стал Ларс Ульрих. Талантливый барабанщик привнес много нового в стиль и репертуар коллектива. Джеймс и Ларс стали лучшими друзьями и уже очень скоро образовали коллектив, получивший название Metallica.

Интервью с Джеймсом Хэтфилдом из фильма Без отца.

В 1983-м году группа подписала несколько выгодных контрактов и успешно выпустила свой дебютный альбом «Kill "em All», который вмиг стал очень популярен. Композиции группы пробились во все хит-парады Северной Америки. И уже совсем скоро Джеймс Хэтфилд стал одним из самых популярных музыкантов в США.

Славу группы упрочили следующие альбомы «Ride the Lightning», «Master of Puppets», «…And Justice for All» и некоторые другие. Таким образом, всего за несколько лет Metallica приобрела статус культового коллектива. Концерты группы собирали тысячи людей, альбомы и сборники коллектива расходились миллионными тиражами. В девяностые годы группа начала выступать за пределами США, буквально взрывая стадионы Канады, Австралии, Великобритании и некоторых других стран Европы.

Лишь только в 2000-е годы интерес к группе начал медленно угасать. Утвердившись в качестве своеобразного символа всей мировой рок-индустрии, Metallica стала реже выступать и реже записывать новые композиции.

В 2003-м году группа выпустила альбом «St. Anger», который стал первым за шесть лет. Во время записи пластинки Джеймс активно лечился от алкоголизма, а также старался несколько изменить свой образ жизни. В конечном итоге ему это удалось. Но удалось не сразу. В середине 2000-х годов группа Metallica снова начала много гастролировать. В этот период концерты коллектива прошли также в некоторых странах Восточной Европы. В 2008-м году группа Джеймса Хэтфилда записала альбом «Death Magnetic», который на данный момент является последней пластинкой легендарного музыкального коллектива.


Личная жизнь Джеймса Хэтфилда

В августе 1997-го года наш сегодняшний герой женился на девушке по имени Франческа Томаси. В данном браке родилось трое детей, которые получили имена Кэйл, Кастор и Марсела.

После успешного прохождения курса лечения от алкоголизма Джеймс начал активно увлекаться катанием на скейтборде, водных лыжах, а также другими видами спорта.

Джеймс Алан Хэтфилд родился 3 августа 1963 года в Калифорнии. Он является ритм-гитаристом и вокалистом трэш-метал группы Metallica. Хэтфилд был одним из основателей в октябре 1981 года. В то время барабанщик Ларс Ульрих разместил в газете в Лос-Анджелесе объявление о поиске музыкантов для группы. В музыкальном плане на творчество коллектива оказали влияние такие известные метал-группы, как Iron Maiden, Judas Priest, и др. С тех пор Metallica получила восемь премий Grammy и выпустила десять студийных альбомов, три концертных альбома, четыре EP, 24 музыкальных клипов и 45 синглов. В 2009 году Хетфилд занял 8-е место в книге Джоэла Макивера «100 величайших металлических гитаристов».

Что касается его гитар и оборудования, то Джеймс начал с относительно дешевой копии Gibson Flying V, которую он использовал на дебютном альбоме Metallica «Kill "em All», но вскоре заменил её на пару белых 1984 Gibson Explorers, которые хорошо служили ему при записи следующих двух альбомов. С конца 80-х годов он очень часто использовал , оснащенные двумя звукоснимателями EMG 81/60, что в конечном итоге привело к тому, что собственные датчики Джеймса назвали «Het», выпущенные в 2009 году. Звучание гитары Хэтфилда на раннем этапе творчества был результатом использования Mesa Boogie Mark IIC + в качестве предусилителя, управляемого 100 Вт Marshall JCM800 для перегруза, при использовании Roland JC120 для чистого звука.

Гитары Джеймса Хэтфилда

1969 Gibson SG Standard

Джеймс купил эту гитару у своего школьного друга, который играл с ним в школьной джазовой группе. Хэтфилд использовал эту гитару для написания своих первых песен, и для игры в своих первых группах. Что случилось с этим инструментом после создания Metallica, к сожалению, неизвестно, так как к тому времени Джеймс начал использовать уже другие гитары.

Эта электрогитара была куплена в 1980 году за 200 долларов. Хэтфилд использовал её на первом альбоме Metallica “Kill ’em All” и продолжал играть до 1984 года, когда она была повреждена во время концерта. В тот момент на гитаре было установлено два хамбакера Seymour Duncan Invader и бридж Tune-o-Matic.

Незадолго до записи альбома «Death Magnetic» в 2008 году, Джеймс решил восстановить эту гитару. Он заменил некоторые комплектующие, включая звукосниматели, которые были заменены комплектом EMG 81/60.

Эта гитара использовалась Джеймсом для записи альбома Master of Puppets в 1985 году, а также во время последующего за этим тура. В середине 1985 изготовление данного экземпляра King V было завершено. Изначально инструмент комплектовался бриджем Tune-o-Matic, звучками Seymour Duncan Invader и имел белый цвет. В 1987 году Джеймс удалил оригинальные датчики и заменил их на EMG 81/60.

Одна из акустических гитар Джеймса Хэтфилда. Использовалась для студийной записи песни «Mama Said» и некоторых концертных выступлениях.

Первый гитара Хэтфилда фирмы ESP. Он купил её непосредственно перед записью пластинки “… And Justice For All” и использовал, как основной инструмент для записи.

1973 Gibson Les Paul Custom

Одна из главных гитар Джеймса времён альбома St. Anger. Она использовалась как во время сеансов записи в студии, так и в туре, который последовал за выпуском альбома. Данный Les Paul Custom был выпущен в 1973 году. Гитара имеет отличительные особенности в виде изображения мальтийского креста за бриджем и золотой полосы над звукоснимателями.

ESP/LTD Snakebyte

Snakebyte модель гитары, которую Джеймс использует в последнее время. Она выполняет роль главной гитары на концертах. Корпус и гриф гитары сделаны из махагона, а накладка грифа выполнена из черного дерева.

Джеймс появился на свет 3 августа 1963 года в Лос-Анжелесе. Немалую часть жизни его родителей — Вёрджила и Синтии Хэтфилд — занимала христианская вера. И хоть это обстоятельство не помешало папаше покинуть семью, едва Джеймсу исполнилось 13 лет. В семье не практиковалась никакая медицина — в вопросах здоровья родители всецело полагались на исцеляющую силу религии. И это обстоятельство сильно повлияло на детство и юность мальчика: в школе (к слову, совершенно обычной светской школе) ему не разрешалось изучать анатомию человека и посещать врачей, дабы получить справку, которая позволила бы ему играть в школьной футбольной команде. Одноклассники в открытую смеялись над этим, Джеймс чувствовал себя отверженным и неполноценным. Но, как считает Хэтфилд, именно эти переживания помогли ему осознать свою уникальность и направить всю свою энергию в творческое русло. В возрасте девяти лет мальчика отдали на уроки фортепиано. Занятия проходили дома у одной знакомой старушки, Джеймс каждый раз предвкушал их завершение — ведь после фортепиано бабушка угощала маленького Джима свежей выпечкой. И пусть репертуар, изучаемый на этих курсах, не был особенно близок Хэтфилду, именно клавишная практика дала ему навыки одновременной игры и пения.

Гитара, первые группы, Ларс

Будучи подростком, Хэтфилд освоил электрогитару и принялся развивать свои навыки, играя каверы на Black Sabbath, Led Zeppelin и Thin Lizzy в различных школьных группах — Obsession, Phantom Lord, Leather Charm… Старые музыканты уходили, новые приходили, ребята оттачивали мастерство, выступая на различных вечеринках. Но, будучи задействованным в команде Phantom Lord, Джеймс заводит знакомство со своим ровесником Ларсом Ульрихом, не так давно переехавшим в США из Дании и ломавшим голову над выбором: стать ли ему профессиональным теннисистом или посвятить жизнь игре на ударных. Джеймс и Ларс обнаруживают общность своих музыкальных интересов — Saxon, Judas Priest, Scorpions и решают организовать новую группу. Так и начался этот музыкальный союз, который длится уже более трёх десятилетий. Они очень разные почти во всём — огромный американский рубаха-парень и миниатюрный прижимистый европеец. Но стоит им встретиться, допустим, после взятого полугодичного отпуска, и выясняется, что их свежие музыкальные открытия совпадают вплоть до мелочей. Возможно, в этом и есть секрет крепкой дружбы — быть идентичными в одном и кардинально отличаться во всём остальном.

Клифф, слава, смутное время

Клифф Бёртон был самым образованным среди своих коллег по Metallica. Как в музыкальном отношении (будучи классическим пианистом, он давал Джеймсу, Ларсу и Кирку всё новые знания по музыкальной теории), так и по части общей эрудиции (его любовь к творчеству Говарда Лавкрафта нашла своё место в таких композициях, как The Call Of Ktulu и The Thing That Should Not Be). Джеймс и Ларс увидели его во время концерта группы Trauma, где блистал будущий басист Металлики, и с отвисшими челюстями поклялись друг другу заполучить этот бриллиант в свою команду. Джеймс и Клифф очень сблизились — их роднили и музыкальные и политические предпочтения, да и в целом взгляды на мир. Бёртон был неимоверно сильной личностью, его уверенность передавалась каждому человеку, что имел счастье общаться с ним. И Джеймс уверен, что если бы удалось избежать той трагедии с автобусом группы, история Metallica пошла бы по другой колее.

Как признаётся сам Хэтфилд, он считает Black Album по-настоящему сильной пластинкой и высоко ценит тот факт, что музыкантам хватило смелости на совместную работу с продюсером Бобом Роком, известному своей манерой держать подопечных в ежовых рукавицах. Но гордости за последующую дилогию Load-Reload Джеймс практически не испытывает. И по его мнению, Клифф был бы с ним солидарен в этом мнении. И воля Бёртона в сочетании с его мощным басом не дала бы группе зазвучать в стиле U2 (именно так Хэтфилд характеризует творчество Metallica середины девяностых).

Праведный гнев, Монстр, Рик Рубин

Для Джеймса St. Anger представляет собой скорее не альбом, а некое заявление. И, по совместительству, саундтрек к фильму Some Kind Of Monster. Группу покинул Джейсон Ньюстед, отношения между оставшейся троицей накалились до предела. И Боб Рок, взявший в руки бас-гитару, повёл Металлику к новому звучанию — прямолинейному, но вместе с тем раздробленному и фрагментированному. До сих пор эта пластинка часто оценивается фанатами группы, как провальная, несмотря на наличие на ней некоторого количества по-настоящему интересных риффов и круто звучащих песен. И вышеуказанный фильм Some Kind Of Monster ярко показывает, что из себя представляла группа во время записи диска, какая злость и негатив подпитывали музыкантов на протяжении рекорд-сессий, как Джеймс Хэтфилд боролся со своими алкогольными демонами.

Рик Рубин — человек, по многим отзывам, вернувший Джонни Кэшу и AC/DC их музыкальную идентичность. И именно на него пал выбор Metallica, искавшей продюсера для записи своего нового альбома. Создавая Death Magnetic, музыканты (в число которых влился новый басист Роберт Трухильо), смогли по-настоящему расправить крылья. Рик оказался полной противоположностью Бобу Року, постоянно ведущему жесткий контроль за процессом записи. Минимум давления, максимум свободы творчества — и результатом этого стал диск, вернувший Metallica к её корням. Джеймс (как и его товарищи по группе) почувствовал себя по-настоящему счастливым и свободным.

P.S.

Джеймс Хэтфилд уже разменял шестой десяток. Он все так же жизнерадостен и полон энергии, как и на заре существования Metallica. А как он сам признавался в одном из интервью, именно когда он счастлив, из под его медиатора выходят самые крутые и тяжелые риффы.

Джеймс Хэтфилд: Интересные цитаты

by Никита Федорков
Представляем вашему вниманию несколько интересных цитат Джеймса Хэтфилда о музыке, жизни и многом другом.
  • Я выбираю жить, а не существовать!
  • Я знаю многих людей, которые боятся смерти. Они говорят: «Умирать страшно. Умирать сложно.»
    Я с ними не согласен — умирать легко.
    Гораздо труднее жить.
  • Первый раз я играл трезвым, потому что я просто забыл выпить. “Чёрт”, подумал я, “я играю лучше”.
  • В старые добрые времена, когда мы ещё играли в клубах Лос Анджелеса, люди не понимали, что мы вообще хотели до них донести. “Бля”, думали они, “опять эти еба…ые панки”, и кидали в нас стулья.
  • Репортёр: “Что почувствовали другие члены группы, когда Вы вернулись с курса реабилитации?”
    Джеймс: “Начальник вернулся”
  • Мои родители расстались, когда мне было 12-13 лет, и мама умерла, когда мне было 16. Всё, что тогда существовало для меня - это музыка. Я хотел всё держать под контролем, словно от страха перед одиночеством. Я боюсь доверять людям, потому что не знаю, как это делается. Не понимаю, как это…
  • Мы Metallica, мы приезжаем в город, «рвем его в клочья» и уезжаем. Так мы и начинали: нам по 17-18 лет, у нас есть, что сказать, так что слушайте нас или мы будем играть громче и быстрее!
  • Ты должен быть в форме, чтобы так круто рубить на сцене каждую ночь. Ну-ка, закажи мне ещё пять пива.
  • Совет, который я хотел бы дать восходящим группам – будьте честны с самими собой, будьте честны со своей музыкой, пишите ту музыку, которая вам нравится. Это же так просто