Сальвадор дали кто он такой. Биография Сальвадора Дали, интересные факты и цитаты друзей Дали

помощью публичных сцен и истерик.
Ребенок страдал массой фобий и комплексов, что мешало ему найти общий язык со сверстниками. Одноклассники часто дразнили и использовали фобии против него. Сальвадор вел себя при этом вызывающе, старался эпатировать окружающих. Хотя друзей детства было мало, один из них — Хосеп Самитьер, футболист «Барселоны».
Уже в детстве проявился талант Дали к изобразительному искусству. В 6 лет он писал интересные картины. А в 14 лет состоялась его первая выставка в Фигерасе. Совершенствовать свои навыки Дали получил возможность в муниципальной художественной школе.
В 1914-1918 года Сальвадор учился в Фигерасе в Академии ордена маристов. Обучение в монашеской школе проходило не гладко, и в 15 лет эксцентричного ученика выгнали за непотребное поведение.
В 1916 году произошел знаковый для Дали случай — поездка в Кадакес (Cadaqués) с семьей Пишо. Там и произошло знакомство с современной живописью. В родном городе гений учился у Жоана Нуньеса.
В 1921 году будущий художник окончил институт (так назывались в Каталонии средние школы), в который удалось поступить даже, несмотря на исключение из монашеской школы. Оценки у Дали были блестящие.

Юношеские годы Дали

Талантливый юноша с легкость поступает в мадридскую Академию Сан-Фернандо и переезжает в «Резиденцию» — общежитие для одаренных студентов. Дали замечают за привлекательную внешность и щегольство. Вместе с учебой художественному ремеслу, юноша начинает осваивать литературу. Хотя первые заметки о великих художниках появились еще в 1919 году, обучаясь в Академии, он уделял письму больше времени.
В 1921 году умерла мать Сальвадора, которую он обожал.
В годы учебы Дали знакомится с Лоркой, Гарфиасом и Бунюэлем. Позже в своей скандальной книге «Тайная жизнь Сальвадора Дали, рассказанная им самим», написанной в 1942 году, художник напишет, что только Лорка произвел на него неизгладимое впечатление. С Бунюэлем художника свяжет плодотворное сотрудничество.
Также в годы учебы Дали зачитывается Фрейдом, идеи которого произвели на него неизгладимое впечатление. Под влияние отца психоанализа родился параноидально - критический метод, который в 1935 году будет описан в работе «Покорение иррационального».
Современники отзывались о Сальвадоре Дали как об очень талантливом и трудолюбивом человеке. Говорили, что он мог часами писать в мастерской, осваивать новые методы, и забывал спуститься, чтобы поесть. Экспериментируя с дадаизмом и кубизмом, Дали пытается найти собственный стиль. К концу учебы он разочаровывается в педагогах, начинает вести себя вызывающе, за что в 1926 году исключается из Академии. В этом же году в поисках себя гений отправляется в Париж и знакомится с Пикассо. В работах того периода заметно влияние последнего, так же, как и Жоана Миро.

Молодые годы

В 1929 году Дали вместе с Бунюэлем всего за шесть дней пишет сценарий фильма «Андалузский пес». Картина имеет ошеломительный успех.

В этом же году художник знакомится с Галой, Еленой Дмитриевной Дьяконовой. Она вместе со своим супругом Полем Элюаром нанесла визит молодому гению в Кадакес. Говорят, любовь поразила их мгновенно, как удар молнии. Гала была старше на 10 лет, состояла в браке, имела вольные взгляды на сексуальную жизнь.… Но, несмотря на все препятствия, они поженились в 1934 году (хотя церковный брак был зарегистрирован в 1958 году). Гала была музой и единственной женщиной Дали на протяжении всей жизни. Так как художник увел жену друга, с которым они вращались в одних кругах, то в качестве компенсации написал его портрет.
Бурные события в личной жизни лишь придавали вдохновения. Многочисленные картины демонстрируются на выставках. В 1929 году Дали вступил в общество сюрреалистов Бретона. Написанные в начале 30х годов картины «Постоянство памяти» и «Расплывшееся время» принесли Дали известность. Фантазии на тему смерти и тления, сексуальности и влечения присутствовали на всех полотнах. Художник восхищается Гитлером, что вызывает недовольство Бретона.
Успех «Андалузского пса» вдохновил Бунюэаля и Дали на второй фильм «Золотой век», который вышел в 1931 году.
Поведение гения становится все более эксцентричным. На одной из картин он написал, что с наслаждением плюет на портрет матери. За это и за отношения с Галой Дали проклял отец. Уже, будучи в преклонном возрасте, художник писал, что отец был очень хорошим и любящим человеком, сожалел о конфликте.
Начинаются ссоры с сюрреалистами. Последней каплей стало написание в 1933 году картины «Загадка Вильгельма Телля». Здесь персонаж отождествлен с Лениным как суровым идейным отцом. Сюрреалисты поняли Дали буквально. Тем более что он имел наглость заявить: «Сюрреализм — это я». Конфликт приводит к разрыву с обществом Бретона в 1936 году.

Творческие изменения

В 1934 году была написана одна из самых знаменитых картин — «Метаморфоза Нарцисса». Практически сразу Дали опубликовал литературную работу «Метаморфозы Нарцисса. Параноидная тема».

В 1937 году художник отправляется в Италию для изучения полотен эпохи Возрождения. Он восхищался полотнами Рафаэля и Вермера. Известна фраза из его книги о том, что художники, считающие, что превзошли их мастерство, пребывают в блаженном идиотизме. Дали призывал сначала научиться писать как старые мастера, а затем уже создавать собственный стиль, только так можно добиться уважения.
Постепенно художник отходит от сюрреализма, но все равно продолжает эпатировать публику, называя себя спасителем (обыгрывается значение имени Сальвадор) от модернистской деградации.

Жизнь в США

С началом второй мировой войны Дали и Гала отправляются в США, где останутся на протяжении 1940-1948 годов. Здесь же выходит скандальная автобиография, упомянутая ранее.
Вся деятельность в Штатах оказывается коммерчески успешной: картины, реклама, фотографии, выставки, эксцентричные поступки. Немало этому способствует волевой характер Галы. Она организовывает деятельность мужа, наводит порядок в его мастерской, подталкивает в определенных направлениях, стимулируя зарабатывать.

Возвращение в Испанию. Зрелые годы

Тоска по родине дала о себе знать, и в 1948 году супруги возвращаются в Испанию, в любимую Каталонию. В картинах того периода начинает проявляться фантастическая и религиозная тематика. В 1953 году состоялась выставка, на которой было собрано более 150 работ. Вообще Дали был очень плодовитым художником.
Свой настоящий первый дом Дали и Гала обосновали в Порт-Льигате в 1959 году. К тому моменту гений стал очень популярным и покупаемым автором. Позволить его полотна в 60х могли только очень состоятельные люди.
В 1981 году у художника диагностировали болезнь Паркинсона, он практически перестал писать. Подкосила его и смерть супруги. Последние работы выражают всю тоску старого больного человека.
Скончался гений 23 января 1989 года от сердечной недостаточности и похоронен у себя на родине, в музее под безымянной плитой, чтобы, как он и хотел, по могиле могли ходить люди.

В статье — картины Сальвадора Дали с названиями, а также — творчество Сальвадора Дали, его путь как художника и как он пришел к сюрреализму. Внизу ссылки на более полные сборники картин Сальвадора.

Да, я понимаю, абзац сверху выглядит так, чтобы у вас пошла кровь из глаз, но гугл с яндексом имеют несколько специфические вкусы (если вы понимаете о чем я) и им это зашло хорошо, поэтому что-то менять мне страшновато. Не бойтесь, там дальше хоть и не намного, но лучше.

Творчество Сальвадора Дали.

Cуждения, действия, картины Сальвадора Дали , все носило легкий налет безумия. Этот человек был не просто художником сюрреалистом, он сам был воплощением сюрреализма .

» content=»«/>

Тем не менее, Дали пришел к сюрреализму далеко не сразу. Творчество Сальвадора Дали начиналось прежде всего с увлечения импрессионизмом и изучения приемов классической академической живописи. Первыми картинами Дали были пейзажи Фигераса, где еще не было и следов сюрреалистического видения мира.

Увлечение импрессионизмом постепенно сошло на нет и Дали начал пробовать себя в кубизме, черпая вдохновение из полотен Пабло Пикассо. Даже в некоторых сюрреалистических работах мэтра прослеживаются элементы кубизма. На творчество Сальвадора Дали огромное влияние оказала также живопись эпохи Возрождения. Он много раз говорил, что современные художники ничто по сравнению с титанами прошлого (а еще раньше водка была слаще и трава зеленее, знакомая песня).

Научитесь сначала рисовать и писать как старые мастера, а уж потом делайте, что хотите - и вас будут уважать. Сальвадор Дали

Формирование собственно сюррелистического стиля в картинах Сальвадора Дали началось примерно в одно время с исключением из академии и его первой выставке в Барселоне. Лишь на закате своей жизни Дали несколько отойдет от сюрреализма и вернется к более реалистичной живописи.

Несмотря на напряженные отношения Сальвадора Дали и собственно сюрреалистической тусовки того времени его образ стал олицетворением сюрреализма и всего сюрреалистического в сознании масс. Выражение Дали «сюрреализм это я» в современном мире стало правдой в глазах миллионов. Спросите любого человека на улице, кто у него ассоциируется со словом сюрреализм — практически любой ответит, не задумываясь: «Сальвадор Дали». Его имя знакомо даже тем, кто не совсем понимает значение и философию сюрреализма и тем, кто не интересуется живописью. Я бы сказал, что Дали стал своеобразным мейнстримом в живописи, несмотря на то, что философия его творчества многим непонятна.

Секрет успеха Сальвадора Дали

Сальвадор Дали обладал редким умением эпатировать окружающих, он был героем львиной доли светских бесед своей эпохи. О художнике говорили все, от буржуа до пролетариата. Сальвадор был, пожалуй, лучшим актером из художников. Дали смело можно было назвать гением пиара, как черного так и белого. Сальвадор обладал великолепным умением продавать и продвигать себя, как бренд. Картины Сальвадора Дали являлись воплощением экстравагантной личности, странные и сумасбродные, представляющие собой неконтролируемый поток подсознания и обладающие своеобразным узнаваемым стилем.

Картины Сальвадора Дали

Картины Сальвадора Дали являются одним из ярчайших образчиков воплощения манифеста сюрреализма, той самой свободы духа, граничащей с безумием. Неопределенность, хаотичность форм, соединение реальности со сновидениями, соединение продуманных образов с бредовыми идеями из самых глубин подсознания, сочетание невозможного с возможным — вот что такое картины Дали.

При всей чудовищности творчества Сальвадора Дали, оно обладает необъяснимой привлекательностью, эмоции, возникающие при просмотре работ художника, казалось бы, просто не способны существовать вместе.

Полотна мэтра можно разделить на три типа: импрессионизм, кубизм (ранний Дали), сюрреализм. Иногда проскакивает гиперреализм, как в картине «Корзинка с хлеблм». Широкой публике Сальвадор, конечно, известен именно по сюрреалистическим картинам. Потому работы, что здесь выложены, относятся именно к сюрреализму. Ради интереса и сравнения, возможно, добавлю еще парочку полотен других стилей, но пока так.

Самые известные картины с описаниями .

Каждая картинка — это ссылка на статью с анализом и описанием полотен. Я старался особо воды не лить, но когда речь идет об описаниях картин, сделать это могут не только лишь все, мало кто может это сделать. В общем, старался по делу и по фактам, без возвышенной чепухи, как получилось — судите сами.

Картины Сальвадора Дали с названиями

Небольшая ремарка.
Мое знакомство с сюрреализмом началось именно с Сальвадора Дали . Помню, когда мне в детстве на день рожденья подарили альбом с репродукциями Дали — это был настоящий праздник, ведь тогда еще не было в интернете такого разнообразия халявных картинок. Собственно классический сюрреализм в моем понимании — это и есть Сальвадор . Картины других сюрреалистов того времени никаких чувств у меня не вызывают, кроме Рене Магритта, конечно и, пожалуй, Ив Танги.

UPDATE 2018. Ребята, не читайте этого придурка, он тогда был молодым, зеленым и не знал, что кроме Дали и Магритта есть еще и

Кстати, ранние работы Дали очень похожи на картины Ив Танги, я бы не отличил. Кто у кого заимствовал — непонятно, система одна бабка сказала утверждает, что как раз Дали позаимствовал стиль у Танги (но это неточно). Так что — воруй убивай заимствуй с умом и ждет тебя успех. Впрочем, не столь важно кто был первым (а первым был в подобном стиле Макс Эрнст — именно он придумал тщательно выписывать шизоидные образы). Именно Сальвадор, благодаря своему художественному мастерству, развил и полностью воплотил идеи сюрреализма.


Имя: Сальвадор Дали (Salvador Dali)

Возраст: 84 года

Место рождения: Фигерас, Испания

Место смерти: Фигерас, Испания

Деятельность: живописец, график, скульптор, режиссёр, писатель

Семейное положение: был женат

Сальвадор Дали - биография

Лихо подкрученные усы, сумасшедший взгляд, эксцентричные выходки - все видели в нем безумца. Но за внешней оболочкой чудака скрывался застенчивый и закомплексованный человек. Это Сальвадор Дали.

Сальвадор Дали - детство

В семье дона Сальвадора Дали-и-Куси были чрезвычайно рады появлению первенца. Решили назвать его в честь отца. Однако мальчик прожил недолго - умер от менингита. Родители места себе не находили от горя, и лишь рождение еще одного сына вернуло их к жизни. Сомнений не было: этот малыш - реинкарнация первого! К тому же похож на него, как две капли воды. Мальчика также назвали Сальвадором.

Когда ребенок немного подрос, его привели на могилу брата. Он завороженно смотрел на собственное имя на мраморной плите...

Сальвадор Дали - несносный ребенок

Жители испанского городка Фигерас обступили истошно кричавшего мальчика. В дело вмешался полицейский:

Да откройте вы уже свою лавку и дайте ребенку леденец! - страж порядка обращался к испуганному лавочнику, который всего-навсего попросил мальчишку подождать, пока закончится сиеста.


Истеричным ребенком оказался, конечно, Сальвадор, привыкший добиваться своего с помощью манипуляций, шантажа и крика. Когда отец отказался купить ему велосипед, мальчик начал мочиться в постель. Мог бросаться на стены, а когда его спрашивали, зачем он это делает, отвечал: «Потому что на меня никто не обращает внимания».

Дети его не любили. Узнав, что Сальвадор боится кузнечиков, начали подкладывать их ему в тетрадь, бросать за шиворот. Несчастный плакал, кричал, но желающих утешить его не находилось. Единственной отдушиной стало рисование. В шесть лет он нацарапал на деревянном столе свой первый набросок - пару лебедей, а в десять уже стал художником с собственным, довольно оригинальным видением окружающей действительности.

Родители старались ни в чем не ограничивать юного гения. Отвели ему под мастерскую отдельную комнату с ванной. Когда было жарко, Сальвадор наполнял ванну холодной водой, садился в нее и рисовал на холсте. Мольбертом служила ребристая доска для стирки.

Сальвадор Дали - карьера

В 1921 году Сальвадор отправился в Академию Сан-Фернандо - оттачивать изобразительные навыки. Написал экзаменационную картину, но комиссия заявила, что работа слишком мала по размеру, и дала ему шанс исправиться. Однако через пару дней Дали принес рисунок еще меньше предьщущего. Академики сдались и приняли одаренного эксцентрика на курс. Спустя несколько лет он сполна «отплатил» своим учителям за их доброту. На экзамене заявил комиссии: «Не собираюсь демонстрировать вам свои умения, ведь ни один из вас не знает столько, сколько знаю я». Наглого всезнайку исключили.

Однако годы учебы в Академии не прошли для Дали даром. Он искал себя, пробовал новые течения -кубизм, дадаизм, много писал, читал Фрейда. Но самый мощный всплеск его таланта случился, когда художник приехал в Париж. Там он познакомился со своим кумиром - , там же примкнул к сюрреалистам, чьи полотна пестрили аллюзиями и причудливыми формами.

Сальвадор Дали - биография личной жизни

В кружке сюрреалистов Дали впервые увидел женщину, которой суждено было стать самым главным человеком в его жизни, -несравненную Галу.

Елене Дьяконовой 36, ему 25. Совсем юнец, если учесть, что женщин Дали не знал. Незадолго до этого он увлекся своим близким другом, поэтом Федерико Гарсиа Лорка, но связь не была чем-то серьезным.

Что-то трепетало глубоко внутри и заставляло ноги подкашиваться, когда он видел Галу. Далеко не красавица, зато какая харизма! Немудрено, что ее муж, поэт Поль Элюар, смотрел в оба - лишь бы кто не увел. Не помогало: она заводила романы направо и налево. В кружке сюрреалистов ее загадочно прозвали «музой». Дали Гала заметила сразу. Посмотрев его работы, поняла, что перед ней настоящий талант. А сам Сальвадор уже безоглядно влюбился.

Отцу избранница сына пришлась не по нраву, но Дали был готов рассориться со всем миром ради возлюбленной. Сначала одну из картин он подписал словами: «Иногда я с наслаждением плюю на портрет моей матери», хотя мать всегда горячо любил. Затем послал отцу конверт со своей спермой и запиской: «Здесь все, что я тебе должен». Он настроил весь мир против себя, а сам в 1934 году заключил брак с Галой, которая ради него бросила мужа и дочь.


Сальвадор Дали к тому времени стал достаточно известным художником. Его картины брали на выставки, критики писали восхищенные отзывы. Уже были созданы полотна «Великий мастурбатор» (1929), «Постоянство памяти» (1931), «Ретроспективный портрет женщины» (1933). Через пару лет Дали напишет «Лицо Мэй Уэст» и «Телефон-омар». Его творчество нравилось публике, вот только покупать картины никто не спешил. Больше всего из-за этого переживала Гала. Она была уверена, что не ошиблась, сделав ставку на Дали, и искала покупателей: ходила по галереям, предлагала полотна - и раз за разом слышала отказ. Пара жила в нищете.

Наконец, подул ветер перемен: оказалось, художника знают и любят в Америке. Было решено ехать за океан.

Пока в Европе бушевала Вторая мировая. Дали и Гала наслаждались американским триумфом художника. Деньги лились рекой. Сам Уолт Дисней предложил Дали работать с ним над мультфильмом. Правда, он получился таким странным, что на экраны его решили не выпускать. Позже художнику стали предлагать рекламные контракты, тот охотно соглашался.

Сторонние наблюдатели видели в Дали сумасшедшего эксцентрика, который делает, что взбредет ему в голову. На самом деле он делал то, что хочет Гала. После свадьбы даже часть своих картин он подписал «Гала Сальвадор Дали».

Она пользовалась доверчивостью гения. У нее было много молодых любовников, и Дали приходилось с этим мириться. Вскоре романы на стороне стал заводить и он. Так, в 1965 году в его жизни появилась Аманда Лир. Странный персонаж: ходили слухи, что в прошлом она была мужчиной... Хотя какая разница, ведь Сальвадор нуждался в близком человеке. Он по-прежнему рисовал, но его картины пользовались таким спросом, что художник перестал творить и начал штамповать. Однажды Гала увидела, как Дали рисует: берет краску, макает кисть в ванну с водой и брызгает на холст: «И так купят!»

В 1968 году Гала пожелала остаться в одиночестве. Сальвадор купил ей замок в Пуболе. Приезжать туда он мог лишь по предварительному разрешению своей музы. Художник страдал, но это было только начало. Спустя несколько лет он узнал, что у него болезнь Паркинсона. Гала сразу поставила на Дали крест: какой от него теперь толк?

Болезнь прогрессировала. Художник с трудом рисовал - просто выводил закорючки. Гала приносила ему пустые листы бумаги и заставляла ставить на них подпись - чтобы потом нарисовать что-нибудь на них самой и продать, выдав за рисунок мастера.

Но он продолжал любить Галу. Когда в 1982 году она умерла. Дали заперся в ее замке и практически не принимал посетителей. Покинул жилище только из-за начавшегося пожара. Частично парализованный Дали звал на помощь, но никто не пришел... У художника обгорело 20% тела, выжил он чудом.

Возвращаться в Пуболь он не пожелал. Поселился в " родном Фигерасе, в собственном музее, который основал в 1974 году. Больной и немощный, он мечтал, чтобы его и похоронили здесь. Когда 23 января 1989 года Сальвадор Дали скончался от сердечного приступа, гроб с его телом поместили под одну из плит на полу. Теперь ежедневно сотни поклонников ступают на его могилу, как и хотел сам художник.

Сальвадор Дали (1904─1989) – великий испанский художник и скульптор, писатель, график, режиссёр. Один из самых ярких и талантливых представителей сюрреалистического направления в живописи.

Рождение и семья

В северо-восточной части Испании, неподалёку от Барселоны, есть небольшой городок Фигерас. В самом начале ХХ века, 11 мая 1904 года, в этом местечке появился на свет будущий гений – Сальвадор Дали. Семья его на тот момент состояла лишь из родителей – отца дона Сальвадора Дали-и-Куси и матери доньи Филипы Доменеч. Позже у Сальвадора появилась сестрёнка Анна-Мария.

До этого в семье был уже один сын, но он умер от менингита в 1903 году, немного не дожив до двух лет. Когда будущему художнику было всего 5 лет, во время посещения могилы брата родители имели неосторожность сказать, что Сальвадор – его реинкарнация. С этого момента у Дали появилась навязчивая идея, что родители любят вовсе не его, а старшего умершего брата в лице Сальвадора. Идеи подобного рода будут свойственны гению всю жизнь.

Но родители на самом деле очень любили и Сальвадора, и его младшую сестру. Семья была среднего достатка, папа – зажиточный государственный нотариус, мама занималась хозяйством и воспитанием детей. Отец был атеистом, мать же, наоборот, ─ непоколебимая католичка, благодаря её настоянию дети регулярно посещали церковь.

Детские и школьные годы

Отец с матерью дали детям самое достойное образование, на которое только были способны, учитывая своё материальное положение. В 1910 году мальчика отдали в начальную школу «Непорочного Зачатия» Христианских братьев.

Дали рос очень умным ребёнком, но по непонятным причинам сам утверждал обратное. Он был неуправляемый и заносчивый. Однажды, будучи с матерью на торговой площади, Сальвадор устроил целую истерику из-за леденца. Лавка со сладостями закрылась на время сиесты, но мальчик так орал, что проходившие мимо полицейские упросили хозяина-торговца открыть лавку и продать ребёнку злосчастный леденец. Сальвадор добивался своего любыми методами: капризничал, симулировал, привлекал к себе внимание посторонних.

Из-за такого характера в школе подружиться с ребятами у Дали не получалось. К тому же вести обычную школьную жизнь ему мешали всяческие фобии и комплексы. Ещё со школьной скамьи у него стало проявляться какое-то раздвоение личности. Он играл с ребятами в азартные игры, но когда проигрывал, вёл себя, как победитель. Так и не смог он найти общие грани с одноклассниками и завести симпатию или дружбу хотя бы с одним из них. Странный, чудаковатый ребёнок вызывал у ребятни соответствующую реакцию. Когда дети узнали, что Дали до ужаса боится кузнечиков, они стали ловить этих насекомых и кидать ему за шиворот. У него начинались дикие истерики, что детей забавляло. Одним единственным ребёнком, с кем у Сальвадора сложились хоть какие-то похожие на человеческие отношения, был будущий футболист «Барселоны» Хосеп Самитьер.

Обучение живописи

Талант в рисовании проявился у него с ранних лет, в школьных учебниках и тетрадях на полях он часто рисовал карикатуры, чтобы рассмешить маленькую сестру. Друг семьи Рамон Пишо был художником-импрессионистом, он заметил способности мальчика и помог ему развиваться в этом направлении.

В местечке Кадакесе у моря семья Дали имела небольшой домик. Здесь в 1916 году прошли каникулы будущего художника. Ему нравилось общаться с низшими слоями общества, он подолгу разговаривал с местными рабочими и рыбаками, жадно изучал суеверия и мифологию своего народа. Быть может, уже тогда в его творческий талант вплетались мистические темы.

Параллельно с получением обычного образования мальчика записали в муниципальную художественную школу, где он учился изобразительному искусству. Окончив здесь обучение, он поступил в Академию братьев ордена маристов в Фигерасе, где испанский художник Нуньес обучал Дали методам оригинальной гравюры.

В 1921 году в семье случилась трагедия: от рака умерла мама.

Мадрид

После смерти матери Дали принял решение уехать в Мадрид. Он уговорил отца отпустить его и оказать помощь в поступлении в Академию изящных искусств.

В 1922 году Сальвадор Дали подготовил для вступительных экзаменов рисунок, который оказался слишком мал. Смотритель из Академии сказал об этом отцу Дали, а тот, уже устав от причуд сына, по-хорошему попросил его перерисовать. Времени оставалось три дня, но Сальвадор не торопился писать, чем доводил отца до белого каления. В день экзамена юноша сообщил отцу, что рисунок он сделал, только ещё меньше предыдущего, для родителя такой вызов стал сильным ударом. Но комиссия рассмотрела в работе Дали высокое мастерство и приняла его в Академию.

Он начал учёбу в Мадриде и поселился в студенческом общежитии для одарённых молодых людей. Наряду с учёбой Дали сильно увлекался работами Фрейда, щеголял в обществе, заводил новые полезные знакомства.

Сальвадор много писал в это время, вносил в свои картины новые течения: кубизм и дадаизм.

Но в 1926 году, несмотря на талант, Сальвадора выгнали из Академии за отвратительное высокомерное и пренебрежительное отношение к педагогам. В этом же году он уехал в Париж.

Творческий путь

Во французской столице Дали познакомился с Пабло Пикассо. Под его влиянием создал ряд картин, которые приняли участие в выставках и принесли художнику популярность.

Сальвадор писал в стиле сюрреализма. В его картинах переплетались мифы с реальностью, немалый отпечаток на его творчество наложило глубокое изучение психологии по Фрейду.

В 1937 году художник побывал в Италии, его привели в восторг произведения Ренессанса, после этого в его собственных картинах даже появились правильные человеческие пропорции, но всё равно с сюрреалистическими фантазиями.

В начале Второй мировой войны Сальвадор уехал в США, где прожил до 1948 года. В Америке у него открылся ещё и писательский талант, в 1942 году увидела свет его автобиография «Тайная жизнь Сальвадора Дали». Знакомство с Уолтом Диснеем принесло Дали ещё и опыт работы в кино. Режиссёр Альфред Хичкок снимал фильм «Заворожённый», а Сальвадор писал декорации к нему.

Вернувшись в Испанию, художник много работал и, как прежде, покорял весь мир своими работами, выставками и эпатажными выходками.

В 1969 году Дали увлёкся скульптурой, среди самых известных его работ:

  • «Гала в окне»;
  • «Сидячий Дон-Кихот»;
  • «Космический слон»;
  • «Лошадь со всадником спотыкаясь».

Невероятная история любви

Знаменитой музой и супругой Сальвадора Дали стала Елена Дьяконова, всему миру известная под именем Гала.

Они встретились летом 1929 года, на тот момент Елена была замужем за французским поэтом Полем Элюаром и одновременно имела любовника Марка Эрнста. Женщина была слишком любвеобильна, она просто обожала секс, не могла без него существовать.

Гала была старше Дали на 10 лет. На момент знакомства он был молодым начинающим художником, приехавшим из провинциального городка, а Гала опытная и умудрённая, самоуверенная и утончённая, вращающаяся с высших кругах общества. Он был сражён её красотой.

Нельзя сказать, что Гала обладала красотой в привычном смысле этого слова, она, как магнит, притягивала к себе мужчин, они становились как будто заколдованными и теряли от этой женщины голову.

Гала и Дали стали близки, но это не помешало женщине продолжать отношения с мужем, попутно ещё заводить любовников, в то время в богемных кругах это считалось нормальным.

Но в конце концов она бросила своего супруга и в 1930 году переехала к Дали, она сказала ему тогда: «Мой мальчик, мы не расстанемся никогда» . Она не только удовлетворяла его сексуальные фантазии, Гала стала для Сальвадора всем: патронессой, деловым менеджером, организатором.

Именно Гала сделала художника знаменитым на весь мир, она пустила в ход все свои связи, устраивала выставки, носила его работы ценителям. А он творил с таким рвением, что ещё не была закончена одна картина, а уже просилась на холст другая. Свою музу, которая так вдохновляла его, Дали рисовал постоянно. Теперь его картины подписывались двойным именем Гала - Сальвадор Дали.

Супруг Поль Элюар до последних дней писал ей любовные письма, полные нежности. И только после его смерти в 1952 году Гала и Сальвадор поженились.

Когда Дали стал терять интерес к картинам, Гала подкинула ему новую идею создания дизайнерской мебели. Богачи всего мира готовы были отдать любые деньги за диваны в форме женских губ, слонов на тоненьких ножках или за причудливые часы со странным циферблатом. Также Сальвадор Дали является автором дизайна упаковки карамели «Чупа-Чупс».

Их отношения для обычного мира казались странными, для них двоих это было нормально. Женщина меняла любовников, как перчатки, Дали постоянно развлекался в компаниях юных девиц, спуская на них кучу денег. В 1965 году у Сальвадора появилась вторая муза – Аманда Лир, 19-летняя модель и певица.

Но единственной женщиной, которой он полностью подчинялся, так и осталась Гала. Если бы не она, мир мог никогда не узнать великого гения Сальвадора Дали. Сначала она вдохнула в молодого неуверенного художника веру в себя, потом полностью раскрыла весь масштаб его таланта: сделала из Дали кумира планеты, при этом постоянно оберегала и защищала. А он преклонялся перед ней.

Их удивительные отношения длились 53 года. Гала умерла в 1982 году в возрасте 88 лет. Её тело забальзамировали, надели красное платье и уложили в гроб со стеклянной крышкой. В их замке Пуболе она ещё при жизни обустроила склеп для них двоих, там женщину и похоронили.

Последние годы жизни и смерть гения

Дали пережил супругу на 7 лет. После смерти Гала у него была жуткая депрессия, при этом стремительно развивалась болезнь Паркинсона. Он провёл последние годы в затворничестве в замке Пуболе, где под стеклянной крышкой лежала женщина всей его жизни.

Немного писал, но картины были очень просты, и сквозь них повсюду проходила тонкая ниточка скорби.

Со временем он перестал писать, говорить, а потом и двигаться. Старик обезумел, ухаживать за ним практически было невозможно, он кусал медсестёр, бросал в них, что попадалось под руку, кричал.

Он умер 23 января 1989 года. Напоследок эпатировал весь мир своим завещанием – похоронить себя не рядом с любимой женщиной; он просил, чтобы по его могиле ходили люди. В городке Фигерас есть театр-музей Дали, в одной из комнат под полом замуровано его тело…

Сальвадор Дали (полное имя - Сальвадор Доменек Фелип Жасинт Дали и Доменек, маркиз де Пуболь; кат. Salvador Domènec Felip Jacint Dalí i Domènech, Marqués de Dalí de Púbol; исп. Salvador Domingo Felipe Jacinto Dalí i Domènech, Marqués de Dalí y de Púbol). Родился 11 мая 1904 года в Фигерасе - умер 23 января 1989 года в Фигерасе. Испанский живописец, график, скульптор, режиссёр, писатель. Один из самых известных представителей сюрреализма.

Работал над фильмами: «Андалузский пёс», «Золотой век», «Заворожённый». Автор книг «Тайная жизнь Сальвадора Дали, рассказанная им самим» (1942), «Дневник одного гения» (1952-1963), Oui: The Paranoid-Critical Revolution (1927-33) и эссе «Трагический миф Анжелюса Милле».

Сальвадор Дали родился в Испании 11 мая 1904 года в городе Фигерасе, провинция Жирона, в семье зажиточного нотариуса. По национальности был каталонцем, воспринимал себя в этом качестве и настаивал на этой своей особенности. Имел сестру и старшего брата (12 октября 1901 - 1 августа 1903), который умер от менингита. Позднее в возрасте 5 лет, на его могиле, родители сказали Сальвадору, что он - реинкарнация своего старшего брата.

В детстве Дали был сообразительным, но заносчивым и неуправляемым ребёнком.

Однажды он даже затеял скандал на торговой площади ради леденца, вокруг собралась толпа и полицейские попросили хозяина лавки открыть её во время сиесты и подарить-таки непослушному мальчику данную сладость. Он добивался своего капризами и симуляцией, всегда стремился выделиться и привлечь к себе внимание.

Многочисленные комплексы и фобии мешали ему включиться в обычную школьную жизнь, завести с детьми обычные связи дружбы и симпатии.

Но, как и любой человек, испытывая сенсорный голод, он искал эмоциональный контакт с детьми любыми способами, стараясь вжиться в их коллектив если не в роли товарища, то в любой другой роли, а точнее той единственной, на которую был способен - в роли эпатажного и непослушного ребёнка, странного, чудаковатого, всегда поступающего вопреки чужим мнениям.

Проигрывая в школьных азартных играх, он вёл себя так, будто выиграл, и торжествовал. Иногда без причины затевал драки.

Частично комплексы, приведшие ко всему этому, были вызваны и самими одноклассниками: они относились к «странному» ребёнку довольно нетерпимо, использовали его страх перед кузнечиками, подсовывали ему за шиворот этих насекомых, чем доводили Сальвадора до истерики, о чём он позднее поведал в своей книге «Тайная жизнь Сальвадора Дали, рассказанная им самим».

Обучаться изобразительному искусству начал в муниципальной художественной школе. С 1914 по 1918 год воспитывался в Академии братьев ордена маристов в Фигерасе. Одним из друзей детства был будущий футболист ФК «Барселона» Хосеп Самитьер. В 1916 году, с семьей Рамона Пишó, отправился на каникулы в город Кадакéс, где познакомился с современным искусством.

В 1921 году поступает в Академию Сан-Фернандо. Рисунок, представленный им ещё абитуриентом, был высоко оценён преподавателями, но не принят из-за малых размеров. Сальвадору Дали дали 3 дня на изготовление нового рисунка. Однако юноша не спешил с работой, чем очень беспокоил своего отца, который и без того за долгие годы натерпелся его причуд. В конце концов юный Дали сообщил, что рисунок готов, но он даже меньше предыдущего, и это стало для отца ударом. Однако преподаватели в силу чрезвычайно высокого мастерства сделали исключение и приняли молодого эксцентрика в академию.

В этом же году умирает мать Сальвадора Дали, что становится для него трагедией.

В 1922 году переезжает в «Резиденцию» (исп. Residencia de Estudiantes) (студенческое общежитие в Мадриде для одаренных молодых людей) и начинает учёбу. В те годы все отмечают его щёгольство. В это время он знакомится с Луисом Бунюэлем, Федерико Гарсиа Лоркой, Педро Гарфиасом. С увлечением читает работы .

Знакомство с новыми течениями в живописи развивается - Дали экспериментирует с методами кубизма и дадаизма. В 1926 г. его выгоняют из Академии за высокомерное и пренебрежительное отношение к преподавателям. В том же году впервые едет в Париж, где знакомится с . Пытаясь найти собственный стиль, в конце 1920-х создает ряд работ под влиянием Пикассо и Жоана Миро. В 1929 г. участвует вместе с Бунюэлем в создании сюрреалистического фильма «Андалузский пёс».

Тогда же он впервые встречает свою будущую жену Галу (Елену Дмитриевну Дьяконову), бывшую тогда женой поэта Поля Элюара. Сблизившись с Сальвадором, Гала, однако, продолжает встречаться со своим мужем, заводит попутные отношения с другими поэтами и художниками, что в то время казалось приемлемым в тех богемных кругах, где вращались Дали, Элюар и Гала. Понимая, что фактически увёл у друга жену, Сальвадор в качестве «компенсации» пишет его портрет.

Работы Дали демонстрируются на выставках, он завоевывает популярность. В 1929 г. примыкает к группе сюрреалистов, организованной Андре Бретоном. В это же время происходит разрыв с отцом. Неприязнь семьи художника к Гале, связанные с этим конфликты, скандалы, а также надпись, сделанная Дали на одном из холстов - «Иногда я с наслаждением плюю на портрет моей матери» - привели к тому, что отец проклял сына и выставил его из дома.

Провокационные, эпатажные и, казалось бы, ужасные поступки художника далеко не всегда стоило понимать буквально и всерьёз: вероятно, он не хотел оскорбить свою мать и даже не представлял, к чему это приведёт, возможно, он жаждал испытать серию чувств и переживаний, которые стимулировал у себя таким кощунственным, на первый взгляд, поступком. Но отец, огорчённый давней смертью жены, которую любил и память о которой бережно хранил, не выдержал выходок сына, ставших для него последней каплей. В отместку негодующий Сальвадор Дали послал отцу в конверте свою сперму с гневным письмом: «Это всё, что я тебе должен». Позднее, в книге «Дневник одного гения» художник, будучи уже пожилым человеком, хорошо отзывается об отце, признаёт, что тот сильно любил его и терпел доставляемые сыном страдания.

В 1934 г. неофициально вступает в брак с Галой (официальное венчание произошло в 1958 году в испанском городке Жирона). В том же году впервые посещает США.

После прихода к власти Каудильо Фрáнко в 1936 году Дали ссорится с сюрреалистами, стоящими на левых позициях, и его исключают из группы.

В ответ Дали не без оснований заявляет: «Сюрреализм - это я» .

Сальвадор был практически аполитичен, и даже его монархистские взгляды следует понимать сюрреалистически, то есть не всерьёз, равно как и постоянно рекламируемую им сексуальную страсть к Гитлеру.

Он жил сюрреалистически, его высказывания и работы имели более широкий и глубокий смысл, нежели интересы конкретных политических партий.

Так, в 1933 году он пишет картину Загадка Вильгельма Телля, где изображает швейцарского фольклорного героя в образе Ленина с огромной ягодицей.

Дали переосмыслил швейцарский миф по Фрейду: Телль стал жестоким отцом, который желает убить своего ребёнка. Наслоились личные воспоминания Дали, порвавшего со своим отцом. Ленин же воспринимался коммунистически настроенными сюрреалистами как духовный, идейный отец. На картине изображено недовольство властным родителем, шаг на пути к формированию зрелой личности. Но сюрреалисты поняли рисунок буквально, как карикатуру на Ленина, и некоторые из них даже пытались уничтожить полотно.

В 1937 году художник посещает Италию и остаётся в восторге от произведений Ренессанса. В его собственных работах начинает доминировать правильность человеческих пропорций и другие черты академизма. Невзирая на отход от сюрреализма, его картины по-прежнему наполнены сюрреалистическими фантазиями. Позднее Дали (в лучших традициях своего самомнения и эпатажности) приписывает себе спасение искусства от модернистской деградации, с чем связывает своё собственное имя («Salvador» в переводе с испанского означает «Спаситель»).

В 1939 году Андре Бретон, насмехаясь над Дали и коммерческой составляющей его творчества (каковой, впрочем, Бретон и сам не был чужд), придумал ему прозвище-анаграмму: «Avida Dollars» (что по-латыни не совсем точно, но узнаваемо значит «алчный до долларов»). Шутка Бретона мгновенно приобрела огромную популярность, но не повредила коммерческому успеху Дали, который намного превосходил коммерческий успех Бретона.

С началом второй мировой войны Дали вместе с Галой уезжает в США, где они живут с 1940 по 1948 г. В 1942 г. выпускает беллетризованную автобиографию «Тайная жизнь Сальвадора Дали». Его литературные опыты, как и художественные произведения, как правило, оказываются коммерчески успешными. Он сотрудничает с Уолтом Диснеем. Тот предлагает Дали испытать свой талант в кино - искусстве, которое в то время было овеяно ореолом волшебства, чудес и широких возможностей. Но предложенный Сальвадором проект сюрреалистического мультфильма Destino был признан коммерчески нецелесообразным, и работа над ним была прекращена. Дали работает с режиссёром Альфредом Хичкоком и рисует декорации для сцены сна из фильма «Заворожённый». Однако сцена вошла в фильм очень урезанной - опять же из коммерческих соображений.

После возвращения в Испанию живёт преимущественно в своей любимой Каталонии. В 1965 году приезжает в Париж и вновь, как почти 40 лет назад, покоряет его своими работами, выставками и эпатажными поступками. Снимает причудливые короткометражные фильмы, делает сюрреалистические фотографии. В фильмах он использует в основном эффекты обратного просмотра, но умело подобранные объекты съёмки (льющаяся вода, мяч, скачущий по ступенькам), интересные комментарии, таинственная атмосфера, созданная актёрской игрой художника, делает фильмы необычными образцами арт-хауса. Дали снимается в рекламах, причём даже в подобной коммерческой деятельности не упускает возможности для самовыражения. Телезрителям надолго запомнилась реклама шоколада, в которой художник откусывает кусочек плитки, после чего у него от эйфорического восторга закручиваются усы, и он восклицает, что сошёл с ума от этого шоколада.

Его отношения с Галой достаточно сложны. С одной стороны она с самого начала их отношений продвигала его, находила покупателей его картин, убедила его писать работы, более понятные массовому зрителю (разительна перемена в его живописи на рубеже 20-30-х гг.), делила вместе с ним и роскошь, и нужду. Когда не было заказа на картины, Гала заставляла мужа разрабатывать товарные бренды, костюмы: её сильная, решительная натура была очень нужна слабовольному художнику. Гала наводила порядок в его мастерской, терпеливо складывала холсты, краски, сувениры, которые Дали бессмысленно разбрасывал, ища нужную вещь. С другой стороны она постоянно имела отношения на стороне, в поздние годы супруги нередко ссорились, любовь Дали была скорее дикой страстью, а любовь Галы не была лишена расчёта, с которым она «вышла замуж за гения». В 1968 году Дали покупает для Галы замок в деревне Пуболь, в котором она жила отдельно от мужа, и который он сам мог посещать лишь по письменному разрешению супруги. В 1981 году у Дали развивается болезнь Паркинсона. В 1982 году умирает Гала.

После смерти жены Дали переживает глубокую депрессию.

Сами его картины упрощаются, и на них долгое время преобладает мотив скорби (вариации на тему «Пьета»).

Болезнь Паркинсона также мешает Дали рисовать.

Его самые последние работы («Петушиные бои») представляют собой простые закорючки, в которых угадываются тела персонажей - последние попытки самовыражения несчастного больного человека.

Ухаживать за больным и обезумевшим стариком было трудно, он бросался в медсестёр тем, что подворачивалось под руку, кричал, кусался.

После смерти Галы Сальвадор переезжает в Пуболь, но в 1984 году в замке произошёл пожар. Парализованный старик безуспешно звонил в колокольчик, пытаясь позвать на помощь. В конце концов он превозмог немощь, свалился с кровати и пополз к выходу, но потерял сознание у двери. С тяжёлыми ожогами Дали был доставлен в больницу, но выжил. До этого случая, возможно, Сальвадор планировал, чтоб его похоронили рядом с Галой, и даже приготовил место в склепе в замке. Однако после пожара он покинул замок и переехал в театр-музей, где он оставался до конца своих дней.

Единственная разборчивая фраза, которую он произнёс за годы болезни, была «Мой друг Лорка»: художнику припомнились годы счастливой, здоровой молодости, когда он дружил с поэтом .

Художник завещал похоронить его так, чтобы по могиле могли ходить люди, поэтому тело Дали замуровано в пол в одной из комнат театра-музея Дали в городе Фигерас.

Наиболее известные произведения Сальвадора Дали:

Автопортрет с рафаэлевской шеей (1920-1921)
Портрет Луиса Буньюэля (1924)
Плоть на камнях (1926)
Приспособление и рука (1927)
Незримый человек (1929)
Просвещённые удовольствия (1929)
Портрет Поля Элюара (1929)
Загадки желания: «Мою мать, Мою мать, Мою мать» (1929)
Великий мастурбатор (1929)
Вильгельм Телль (1930)
Постоянство памяти (1931)
Частичная галлюцинация. Шесть явлений Ленина на рояле (1931)
Параноические превращения лица Гала (1932)
Ретроспективный бюст женщины (1933)
Загадка Вильгельма Телля (1933)
Лицо Мэй Уэст (использованное в качестве сюрреалистической комнаты) (1934-1935)
Женщина с головой из роз (1935)
Податливое сооружение с варёными бобами: предчувствие гражданской войны (1936)
Венера Милосская с ящиками (1936)
Жираф в огне (1936-1937)
Антропоморфный шкафчик (1936)
Телефон - омар (1936)
Солнечный столик (1936)
Метаморфозы Нарцисса (1936-1937)
Загадка Гитлера (1937)
Лебеди, отражающиеся в слонах (1937)
Явление лица и вазы с фруктами на берегу моря (1938)
Невольничий рынок с явлением незримого бюста Вольтера (1938)
Поэзия Америки (1943)
Сон, вызванный полётом пчелы вокруг граната за секунду до пробуждения (1944)
Искушение святого Антония (1946)
Обнажённый Дали, созерцающий пять упорядоченных тел, превращающихся в корпускулы, из которых неожиданно сотворяется Леда Леонардо, оплодотворённая лицом Гала (1950)
Взрыв головы Рафаэля (1951)
Христос Святого Иоанна Креста (1951)
Галатея со сферами (1952)
Распятие или Гиперкубическое тело (1954) Corpus hypercubus
Колосс Родосский (1954)
Содомское самоудовлетворение невинной девы (1954)
Тайная вечеря (1955)
Гвадалупская Богоматерь (1959)
Открытие Америки усилием сна Христофора Колумба (1958-1959)
Вселенский собор (1960)
Портрет Авраама Линкольна (1976).