Достойно пережить поражение. Как принять поражение с достоинством

Завороженные красотой стадионов и рингов, звуками фанфар и треском фейерверков, мы смотрим Олимпиады, соревнования, первенства, матчи. Пластика совершенства, азарт, фарт - все это создают люди спорта. Какой ценной достигаются их победы? Запредельные нагрузки, смертельные срывы, сила духа, страх поражения… Цена победы - жизнь и судьба.

Каждый из нас сталкивался на протяжении своего пути с поражением и не успешностью, потому что мы, независимо от выбранной сферы деятельности, преодолеваем дистанцию длиною в жизнь. По сути, у каждого своя беговая дорожка, ринг, ледовая арена и шахматная партия.

Как пережить поражение, как не потерять мотивацию, откуда взять внутренние силы, чтобы подняться, суметь увидеть ошибки и начать работать над ними? Что делать когда тебя переполняет чувство боли, разочарования, гнева, страха и вины? Вины за неоправданные ожидания тех, для кого ты являешься кумиром, тех, кто вкладывал в тебя силы, время, готовя к очередному поединку. Тренер клуба смешанных единоборств «Стяг» Алексей Горемыкин считает, что поражение - это переломный, но не решающий момент для спортсмена.

«Для любого спортсмена, не только в сфере единоборств, поражение всегда является переломным моментом в карьере. Выходя на ринг или в клетку, ты должен быть морально готов к любому исходу, настраиваться, конечно, надо только на победу, но, к сожалению, поражения это тоже часть любого спорта. Как будет складываться карьера бойца дальше - будет зависеть только от него. Неправильно решить, что это было все, на что ты способен и ты сделал все, что мог. Правильное восприятие проигрыша - вернуться в зал, изучить ошибки, выделить слабые стороны и работать в три раза больше».

Умение эффективно справится с поражением - это залог успеха спортсмена. К сожалению, очень часто люди, окружающие спортсмена, преуменьшают значимость сложившейся ситуации. Одним из немногих способов оказать поддержу служат слова: «Не переживай, это всего лишь опыт, все будет хорошо» . Но тем самым, происходит обесценивание чувств человека, потерпевшего спортивную неудачу. Данное отношение отражается негативно на личности спортсмена, особенно, если это ребенок, и шансы справиться с данной ситуацией сводятся к минимуму. В случае спортивного поражения, важно дать себе возможность эмоционально прожить ситуацию, другими словами - отгоревать, потому что любое поражение - это потеря, потеря чего-то важного и ценного. В среднем данный период длится от нескольких часов до 2-3 дней. В этот момент очень важно, чтобы рядом со спортсменом находился значимый для него человек - родитель, тренер, психолог. Далее, очень важно сознательно проанализировать ситуацию, с позиции, что было сделано хорошо, несмотря на отрицательный результат. Поиск удачных и положительных моментов дает источник для мотивации и силы для преодоления.

Тренер Алексей Горемыкин также считает, что факт поражения отрицать не нужно, но и делать на нем акцент - тоже неправильно.

«Я посоветую не зацикливаться на этом. Понять и принять, что так бывает и никуда от этого не деться. В любом случае, нужно хорошо отдохнуть и с новыми силами в зал. Внимательно разобрать бой с тренером и командой. Провести работу над ошибками и настраиваться на новый бой. Показатель правильного отношения к проигрышу - победа в следующем поединке».

Опираться необходимо на реальные действия и факты. После, следует выделить одну-две конкретные проблемы, которые помешали добиться положительного результата. Эти проблемы - точки приложения сил в предстоящей подготовке, одна задача будет являться приоритетной, вторая - дополнительной, на случай, если произойдет сбой в работе над первой. Важно осознать тот факт, что ошибки есть всегда, важно их увидеть и найти ресурсы для того, что бы их исправить. Ошибка - не означает тот факт, что ты не способен! Очень важно исключить понятие «не повезло», ведь человек, которому не повезло, ничего не будет менять в себе, это закрывает возможности к анализу, а это первый шаг к следующему проигрышу. Парадоксальным, но оправданным шагом, является разработка конструктивного плана действий на случай поражения: «что я буду делать, если опять проиграю?». Например: что попробую изменить в своем поведении и своей подготовке. Снимается неопределенность (боязнь неизвестности), что уменьшает возможный страх неудачи и увеличивает уверенность в возможности решения проблемы. Чтобы избежать поражения, в некоторых случаях нужно сначала принять факт его возможности. Для того, чтобы это задание не являлось установкой на поражение, нужно разрабатывать план не самого поражения, а действий после возможного проигрыша. Это достаточно глубинный анализ, который лучше выполнять совместно с психологом, так как эффективное переживание поражения требует времени и специальных навыков.

В завершении, мне бы хотелось привести слова одного из самых успешных спортсменов современности Майкла Джордана:

«За свою карьеру я проиграл почти 300 игр… 26 раз мне было доверено сделать решающий бросок и я промазал. Я терпел поражения в моей жизни снова и снова. И это именно то, благодаря чему я преуспел. Ты - не проигравший, до тех пор, пока не сдался!».

Так рождаются чемпионы!

Статью подготовила: руководитель отдела спортивной психологии Клуба смешанных единоборств «Стяг» Алена Самарина

Особая благодарность тренеру КСЕ «Стяг» Алексею Горемыкину

Азартные игры оказывают влияние на вашу психику. Они могут сделать вас очень счастливым и богатым, но также можгут превратить в зависимого, депрессивного игромана. Дело не только в том, что попусту потратили кучу денег, но и в том, как игрок ведет себя дальше. Как не натворить новых бед после большого проигрыша? Ведь большинство игроков сразу после поражения пытаются отыграться, потом теряют еще большие суммы, влезают в долги, продают имущество, ссорятся из-за этого с родными и близкими.

Проигрыш – это конец?

Если вы думаете, как можно легко забыть о крупном проигрыше в казино и не мучать себя тяжелыми мыслями, то вы на правильном пути. Посещайте честные онлайн казино и играйте аккуратно, контролируя себя - тогда все будет впорядке.

Во-первых, вы должны знать, что даже профессиональный игрок в 30-40% случаев проигрывает. Этот процент для новичка или любителя составляет восемьдесят процентов. Проигрыш Терри Ватанабе составил двести миллионов долларов, долг Керри Паркер перед казино составил 50 миллионов долларов, а Омара Сиддика осудили на сто сорок лет за долг в более чем сто шестьдесят семь миллионов долларов, который он не смог вернуть. Вы все еще думаете, что ваш проигрыш – это самая ужасная беда в жизни? Я так не думаю. Смертельная болезнь, потеря близкого или решетка куда хуже. Поэтому относитесь хладнокровно к игре в казино, не воротите бед и не обвиняйте себя в случае проигрыша.

Небольшие секреты о том, как забыть о большом проигрыше в казино

Каждый игрок приходит в казино с мечтой выиграть пару тысяч долларов, разбогатеть, забыть о проблемах с финансами. Даже если вы начали играть лишь для развлечения, глубоко в душе вы все равно мечтаете быстро поднять деньги, не так ли? Многие гемблеры местают, чтобы игры Casino X помогли им разбогатеть. Но там, где можно выиграть, можно проиграть также. И что же делать, если вы проиграли большую сумму? Как не кусать локти и забыть об этом? Угрюмость, депрессия, злость на себя, чувство вины и попытка найти решения- все это сопровождает игрока после крупного проигрыша.

Вы можете избавиться от проблем, свзанных с игорной заивисмостью, таким образом:

  1. Когда вы играете, необходимо определить, какую сумму вы можете потерять безболезненно. Как только эта сумма потеряна, уходите из казино. Тогда вы не будете себя слишком сильно винить и вы не будете гореть желанием вернуть эту сумму во что бы то ни стало, ведь иначе ваше уровень жизни может сильно измениться. Никогда не ставьте деньги, которые взяли в долг. Вы рискуете просто попасть в долговую яму, с которой потом очень сложно будет выбраться.
  2. Расслабьтесь. Это всего лишь игра. Да, вы играете на деньги, но это только игра. Не подходите к этому слишком серьезно.
  3. Не рассказывайте никому о своем проигрыше, даже семье или лучшим друзьям. Их соболезнования или упреки только усилят ваше чувство потери и вины, а подколки и злорадство тех, кто рад вашей неудаче только подстегнут вас отыграться. Ваши эмоции не помогут вам выиграть, а только проиграть еще больше.
  4. Сразу после проигрыша необходимо получить много положительных эмоций, поэтому попытайтесь сделать свою жизнь насыщенной. Это может быть что угодно: хороший фильм, захватывающая книга, караоке с друзьями или наоборот очень загруженный график на работе. Лучше всего подойдут такие развлечения, где будет выброс адреналина, такие как: прыжок с парашютом, гонки на картинге, просмотр боев. Ведь многие идут в казино именно за адреналином.

Стоит ли обращаться к психотерапевту?

После нежеланного крупного проигрыша у игрока будет подавленное настроение, возможно плохой аппетит, головная боль, как вернуть потерю. На Западе это считается причиной сходить к врачу-психотерапевту, провести сеанс и избавиться от плохих мыслей и депрессии. В России это, к сожалению, не принято. Я видел многих игроков, которые после первого крупного проигрыша брали в долг, просаживали и эти деньги, разрушали семьи и превращались в игроманов. Им необходима была помощь психотерапевтов, чтобы избавиться от лудомании.

Если вы ходите в казино осознанно, понимаете, что вы можете проиграть, ограничиваете себя в ставках, не лезите в долги для новых ставок, то вы адекватный не зависимый человек. С вами все хорошо. Но если ноги несут вас в казино против вашего желания,то вы игроман. Вам будет очень сложно справиться с этим самостоятельно. Здесь помощь психотерапевта будет уместна.Чтобы прочесть статью о том, как избавиться от игорной зависимости, жмите кнопку.

Переживание поражения в спорте

Поражение, проигрыш, значимый неуспех – одни из базовых переживаний личности. Ситуации, провоцирующие соответствующие переживания, встречаются в любой деятельности на протяжении всей жизни, и поэтому отношение к неуспеху является важной характеристикой личности , определяет поведение человека во многих ситуациях. Отношение к неуспеху формируется в процессе переживания значимого поражения. В практике спорта часто встречается ситуация, когда при поражении спортсмена окружающие настаивают на уменьшении глубины его переживания: «Не переживай, это ерунда!».

Такая позиция может пагубно сказываться на личном опыте спортсмена, особенно ребенка. Ситуацию нужно эмоционально пережить и извлечь тот опыт, который сделает человека сильнее (взрослее). Извлечь полноценный опыт можно, если включать эмоциональное переживание. Одна только рациональная оценка ситуации не дает этого опыта.

Спортсмену необходимо от 2–3 до 48 часов на самостоятельное переживание ситуации проигранных соревнований, надо дать возможность прочувствовать горе поражения, крах всего, состояние безнадежности.
Самостоятельно – для кого-то вообще в одиночестве, для других – в присутствие человека, понимающего, но не пытающегося влиять на интенсивность и глубину переживания, не пытающегося снижать значимость произошедшего. Это время, когда человек психологически перерабатывает ситуацию.


После этого можно предложить следующие ниже задания, направленные на сознательную переработку ситуации поражения.

1. Необходимо определить, что в данном выступлении было сделано хорошо, получилось, несмотря на отрицательный итоговый результат. Необходимо понимать, что все оценки относительны, и оценка «все плохо» является не более чем «призмой» восприятия, результатом восприятия под некоторым углом зрения. Поиск удачных, положительных моментов в любом плохом выступлении дает источник мотивации и силы для преодоления. «Если хотя бы это у меня хорошо получается, значит я могу и большее (в принципе возможно и большее)». Повышение самооценки с помощью выделения удачных моментов должно быть конкретно, опираться на реальные действия или факты.

2. Следующим шагом необходимо назвать 1–2 конкретные проблемы , которые на данный момент больше всего мешают выступать лучше. Это – точки приложения сил в предстоящем периоде подготовки (что нужно изменить), например, поставить две задачи для работы над собой: одна приоритетная, вторая – дополнительная (следующая, фоновая, запасная) на тот случай, если произойдет сбой в работе над первой задачей. Больше одновременно выделять не стоит, работать над многими задачами сразу психологически трудно и это не способствует повышению уверенности.

3. Исключить употребление слова «не повезло» . Его использование – первый шаг к следующему проигрышу, результат того, что человек подсознательно не желает или не приучен анализировать ситуацию и искать в себе причины своих неудач. Это значит, что нахождение ошибки приведет к признанию чего-то неприятного, непривычного для человека, и он защищается словом «не повезло». Человек, которому «не повезло», ничего не будет менять в себе, а просто будет ждать следующих соревнований, на которых, может быть, повезет больше. Ошибки всегда есть в любом выступлении.

Пример: «Что я мог сделать, чтобы избежать этой ситуации? И чего я не сделал? Что не было учтено? Что в моей подготовке к соревнованию привело меня к такой случайности?» Даже если объективно это спорно, всё равно полезно иметь установку: «В спорте вообще нет случайностей».

Пример: «Если я проиграл, то, значит, у меня были ошибки. Если соперник выиграл, то, значит, у него было меньше ошибок».

В практике встречаются ситуации, когда несколько соревнований подряд спортсмен проигрывает, и при этом ни спортсмен, ни тренер ничего не меняют в подготовке к соревнованиям, в своем поведении. (Не задумываясь о том, что если делать все также как всегда, то и получится, то же, что всегда.) Какие-то подозрения по поводу причин неудач у спортсмена и тренера, как правило, есть, может быть, он не считает их обоснованными или отказывается самому себе признаться в них. Такие предположения должны быть высказаны, хотя бы для того, чтобы быть опровергнутыми.

4. Парадоксальным, но оправданным шагом является задание разработать четкий план действий (конструктивный) на случай поражения, «что я буду делать, если опять проиграю». Например, что попробую изменить в своем поведении и своей подготовке. Снимается неопределенность (боязнь неизвестности), что уменьшает возможный страх неудачи и увеличивает уверенность в возможности решения проблемы. Чтобы избежать поражения в некоторых случаях нужно сначала принять факт его возможности. Для того чтобы это задание не являлось установкой на поражение, нужно разрабатывать план не самого поражения, а действий после возможного поражения.

5. Воспитывать в себе психологическое принятие ошибки , установку на то, что ошибка и ее выделение необходимы для развития. Допустил ошибки – не значит неспособен, ошибаются все, это ничего не говорит о личности и способностях в целом. Признание своих ошибок не должно стать чем-то стыдным для спортсмена, это повод поработать, и хорошо, что есть над чем. Вот если ошибок нет – это грозит остановкой творческого роста и развития, если вовремя не поставить себе более сложную задачу. Необходимо ставить перед собой следующие вопросы.

Пример: «Над чем нужно работать? Что мешает достичь цели? Что делаю, обнаружив ошибку?»

Эффективное переживание поражения приводит к тому, что спортсмен, получая опыт выхода из «поля безнадежности отрицательных эмоций», перестает их бояться, перестает бояться поражения, что приводит его к большей мыслительной и двигательной свободе и значительно увеличивает вероятность победы, тогда как непреодоленный и «непрожитый» страх поражения сковывает спортсмена, вводит в ступор, человек перестает объективно и своевременно оценивать ситуацию. Спортсмен, боящийся проиграть, отвлекает свое внимание на этот страх, думает о том, как бы не проиграть, т.е. думает о действиях, которые делать не надо, в результате чего делает именно эти действия.

Потому что они были в фокусе его внимания, хотя бы даже и со знаком «НЕ». В поле внимания не остается места для технически правильных и выигрышных действий. Субъективно поражением не обязательно является фактически занятое место в протоколе результатов. Переживание зависит от того, на что рассчитывал сам спортсмен. В некоторых ситуациях и предпоследнее место может быть воодушевляющей удачей, а в других – второе место субъективно равносильно поражению.

Евгения ТИХВИНСКАЯ

Спортивная психология: травма – трагедия или повод подумать?

«Пропустил соревнования из-за травмы», «не успел восстановиться…», «сезон насмарку», «завершил спортивную карьеру из-за травмы». Как часто мы слышим эти слова от спортсменов самого разного уровня, тренеров, телевизионных комментаторов, и как редко мы задумываемся об истинном смысле этих слов. Как мало мы знаем о причинах травм и об их последствиях. Как сильно они ранят не только тело, но и душу спортсмена…

Например, фигурное катание входит в первую десятку наиболее травматичных видов спорта. И причиной тому является не только все возрастающая техническая сложность. Особенности самого вида спорта, требующего одновременной демонстрации высокой точности движений в сочетании с выразительностью и эмоциональностью катания, субъективная оценка выступления, высокая цена сорванного элемента, создают дополнительные нагрузки на психику фигуриста.

Традиционно основными причинами травм принято считать физические факторы, такие как мышечный дисбаланс, падения при выполнении элементов, столкновения на высокой скорости, перетренированность, физическое переутомление и т.д. Но мало кто задумывается о психологическом компоненте травм, которые играют отнюдь не последнюю роль.

Реальность сегодняшнего спорта такова, что, приходя на каток в 4-5 лет «для здоровья», юный фигурист (да и представитель любого другого вида спорта) невольно включается в погоню за результатами. Причем как это не печально, помимо требовательного тренера, существует определенная категория родителей старательно делающих из своего чада «звезду». Ребенку внушают, что он должен завоевать, достичь, выиграть..., тем самым, загоняя его в невротическое состояние. Настроенный таким образом фигурист выходит на лед с чувством страха, боясь не оправдать ожидания тренера или родителей. Он находится в постоянном нервном и, как следствие, мышечном напряжении, что является одним из основных источников травм.

По мере взросления и роста спортивного мастерства к вышеуказанным стрессорам начинают добавляться бытовые и личностные проблемы. В подростковом возрасте физические нагрузки спортсмена-фигуриста возрастают в разы. Ко всему прочему этот возраст является периодом высоких психических нагрузок, т.к. формирующееся здесь «чувство взрослости» постоянно толкает подростка к самоутверждению, а возможностей и умений для этого у него еще не достаточно. Отсюда его конфликтность и противоречивость.

На первый взгляд может показаться странным, но именно конфликты как межличностные, так и внутриличностные являются важнейшим психологическим фактором, повышающим вероятность спортивных травм. Напряженные отношения с тренером, партнером, родителями напрямую влияют на концентрацию, собранность спортсмена на льду. Внутриличностный конфликт осложняется тем, что он чаще всего не заметен окружающим, что затрудняет его разрешение. Например, спортсмен стоит перед выбором: закончить спортивную карьеру или продолжить. В этом случае все его мысли заняты взвешиванием «за» и «против», внимание рассеивается, нервное напряжение передается мышцам, тело «перестает слушаться» и… Таким образом, внутренний конфликт разрешается травмой. В ситуации, когда повреждение не тяжелое, спортсмен получает паузу, чтоб отдохнуть и подумать. В случае серьезной травмы он вынужден закончить карьеру, тогда дилемма решается сама собой.

Выходя на уровень высшего спортивного мастерства, спортсмен, как правило, сталкиваются с обострением уже хронических, не долеченных травм. В спорте редки случаи, когда у человека есть возможность долечиться до полного выздоровления. Причин тому множество, начиная от высокого уровня мотивации, заканчивая давлением со стороны ближайшего окружения. Невосстановленность как физическая, так и психологическая влечет за собой страх повторения травмы. Появляется неуверенность, особенно перед элементом, при выполнении которого и было получено повреждение. Неуверенность в сочетании с негативными мыслями и нарушениями мышечного тонуса, как ни печально, опять приводит к травме.

Как же спортивная психология объясняет, почему вышеописанные стрессовые ситуации служат причиной травм? Во-первых, ощущение «угрозы» ведет к повышению уровня тревожности. Что, в свою очередь, вызывает целый ряд изменений в концентрации внимания. Также снижается способность анализировать ситуацию. И, наконец, нарушение концентрации внимания вынуждает спортсмена обращать внимание на посторонние объекты, допускать мысли, напрямую не относящиеся к делу.

Во-вторых, увеличение уровня тревоги приводит к повышению мышечного напряжения и нарушает координацию, движения становятся скованными, появляется «торможение» при восприятии информации. В этом случае от спортсмена можно услышать такие фразы, как «тело не слушается», «ноги деревянные». Все это повышает вероятность травмы.

Травма – это серьезное испытание силы воли спортсмена. То, как человек реагирует на травму, зависит больше от его индивидуальных особенностей: одним спортсменом серьезное повреждение может переноситься достаточно легко и не иметь негативных последствий. Тогда как для другого даже небольшая травма - это целая трагедия.

Наиболее типичной, «нормальной», реакцией большинства людей на травму является реакция огорчения, которая включает в себя несколько этапов. Сразу после произошедшего человек не верит в то, что произошло, пытается отрицать сам факт получения травмы. Затем, после осознания, наступает второй этап - этап гнева, когда спортсмен начинает ругать и винить себя и окружающих. Далее идет «заключение сделки». Например, спортсмен может пообещать, что, если ему «повезет» быстро восстановиться, он будет тщательнее разминаться, усерднее тренироваться, станет внимательнее и т.п. На четвертом этапе происходит полное осознание факта травмы и ее последствий. Этот этап опасен возможностью появления депрессивных настроений. Пятая фаза - фаза принятия, когда спортсмен выходит из депрессии и готов сосредоточить свои силы на реабилитации и возвращении к физической активности.

Скорость прохождения всех пяти этапов может колебаться от 1-2 дней до нескольких месяцев в зависимости от индивидуальных особенностей человека. Это обязательные этапы, которые проходит каждый травмированный спортсмен, различной может быть лишь их продолжительность. Но порой травма сопровождается крайне негативными психологическими последствиями, например, такими как раздражительность, подавленность, повышение уровня страха и тревожности. Фигурист беспокоится о том, сможет ли он восстановиться, не получит ли повторной травмы. Снижение уверенности в себе может привести к снижению мотивации, падению самооценки. У травмированного спортсмена обостряются внутриличностные конфликты, может возникать неконтролируемое вторжение навязчивых мыслей о травмирующей ситуации. Однако с помощью определенных психокоррекционных воздействий можно сократить сроки прохождения указанных этапов, мобилизовать спортсмена, предотвратить развитие патологической реакции, не давая ему зацикливаться на своей беде.

Травма – это всегда остановка, это время сомнений, страхов, переоценки реальности. Однако именно в этот период может быть выработана новая стратегия подготовки и поведения фигуриста на соревнованиях. Вынужденная пауза может дать как толчок к переходу на следующий этап в развитии спортивного мастерства, так и свести на нет усилия и достижения прошлых лет. У тренера всегда есть возможность помочь своему спортсмену выйти из этого кризиса победителем. Вне зависимости от того появились ли симптомы «негативного» реагирования тренеру необходимо применять некоторые методы психокоррекционного воздействия. Правда, предварительно стоит трезво оценить, сможет ли он самостоятельно влиять на спортсмена или же потребуется помощь специалиста.

К сожалению, спорт всегда сопряжен с травмами. Однако это не повод впадать в депрессию и ставить на себе крест. Травма - это опыт, очень важный опыт преодоления боли, страхов, сомнений. Используйте это время для размышлений о том, что следует изменить в вашей жизни, что привело к травме и тем самым предохранить себя от подобных неприятностей. Ведь травма не трагедия, а повод подумать!

Мария КРАСИЛЬЦЕВА

В жизни случается множество ситуаций, когда всё заканчивается не по-нашему. Как с этим смиряться? Как научить ребёнка с достоинством принимать поражения? В чём проигрывать категорически нельзя? Священник Виталий Ворона, настоятель храма Почаевской иконы Божией Матери Краматорска, помог нам разобраться в этих непростых вопросах.

Успех или проигрыш?

Прежде, чем понять, как надо проигрывать, стоит определить, что такое успех, что за этим понятием стоит именно для нас. Очень часто победы и проигрыши оказываются совсем не тем, чем казались изначально. Если взять самый высокий пример - жизнь Господа нашего Иисуса Христа, - то с мирской точки зрения Он проиграл: был предан, поруган, взошёл на Крест, на котором умер. Но спустя некоторое время это поражение обернулось величайшей победой: спасением всего мира. Или первые канонизированные русские святые, Борис и Глеб - они тоже потерпели крах: были убиты, а власть досталась другому человеку.

Цели и победы бывают разные, всё зависит от точки зрения и перспектив. Не всегда легко оценить ситуацию в режиме реального времени. Надо посмотреть, какие плоды принесёт происходящее, и только тогда можно сказать, был это успех или поражение. Царя Ирода многие современники считали подобным богу. Он имел особый почёт, одевался в богатые одежды, восседал на троне, обладал красноречием, но всё закончилось очень плохо: он заболел страшной болезнью, и его в буквальном смысле съели черви.

Вопреки всему - не сдаваться

Википедия даёт такое определение: «Успех - это достижение какой-либо цели или результата в начатом деле; общественное признание». Каким должен быть успех, зависит от человека и поставленных им перед собой целей. То, что для одного будет неудачей, для другого может быть победой и иметь глубокий смысл.

Очень важно научить детей правильно относиться к проигрышам, потому что успех возможен только через преодоление поражений и неудач. Это доказывают многочисленные достижения и научные открытия, многие из которых не были спонтанными, но стали результатом упорного труда в достижении цели. Цели, казалось бы, нелогичной и невозможной, но находились люди, которые имели желание достичь её. Классический пример - Эдисон и его лампочка. Чтобы найти нужный материал для нити накаливания, ему пришлось перепробовать шесть тысяч вариантов. Важно не сдаваться в случаях неудачи. Надо донести до детей, что проигрыш - это не когда не получается, а когда ты отказываешься добиться того, чтобы получилось.

Важно не только не бояться проигрывать, но и правильно ставить цели. Вся жизнь человека - это борьба добра со злом, ежедневный выбор между ними. Для верного целеполагания важна правильная система ценностей. Этому тоже нужно учить детей, но прежде надо научиться этому самим. Дети обычно делают не то, что мы им говорим, а то, чему мы их учим собственным примером. Можно что угодно рассказывать в теории, но если мы не поступаем так, как говорим, будет даже хуже, чем если бы мы вообще ничему не учили. Поэтому в первую очередь надо самим научиться достойно проигрывать и ставить правильные цели.

Практика помощи детям

Если говорить о том, как практически научить ребёнка достойно принимать проигрыш, то надо отталкиваться от возраста. Например, у детей до пяти лет совершенно другое мышление, нежели у десятилетних. Более того: они зачастую сами могут нас научить многому. Но даже в этом возрасте мы замечаем у них те или иные склонности характера, от которых в том числе зависит и умение проигрывать. Флегматичному ребёнку будет легче пережить проигрыш, чем сангвинику или холерику.

В такой ситуации нужно просто поддержать ребёнка. Постараться, чтобы нами в первую очередь руководила любовь. Во-первых, мы, взрослые, должны верить и понимать, что успех невозможен без падений и поражений. Во-вторых, надо показать, что наше отношение к ребёнку никак не связано с его успехами или неудачами. Он должен поверить в то, что его любят, и любят не за победы. В-третьих, важно научить тому, что, вопреки неудачам, нужно всё равно пытаться идти к цели. Если он не захочет этого делать, - а такой соблазн всегда есть, - надо будет его переубедить. Я считаю, что категорически нельзя бросать начатое.

Не проиграть жизнь

Точно так же мы, взрослые, не должны проиграть свою жизнь - не потерять самую главную цель нашего существования, которая освятит все те цели, что мы ежедневно ставим перед собой. Вот мы встаём утром, пьём кто чай, кто кофе, а кто - какао, и тем временем ставим перед собой цели: что сделать в течение грядущего дня. Наш день наполняется смыслом. Но если мы не имеем самой главной цели - спасения души - то эти повседневные задачи могут стать ложными.

Может случиться так, что, подойдя к концу своей жизни, увидим: достижение всех житейских целей остались позади. Какой-то период времени у нас ещё есть, но мы не знаем, чем его заполнить. Если же мы поставим перед собой цель, которая будет лежать за пределами нашего земного существования, то, во-первых, обезопасим себя от такой ситуации. Во-вторых, наши повседневные задачи по своему характеру останутся теми же, но будут освящены иным смыслом: поиском ключа от рая. Этот ключ - любовь. Царствие Небесное - царство любви, и тот, кто не имеет её, не сможет туда войти. Значит, он не сможет добиться самого главного, самого подлинного успеха своей жизни.

О смирении и SMS от Бога

Главной цели в жизни нельзя достичь без смирения. Не имея его, нельзя научиться проигрывать, а не умея проигрывать - не научишься побеждать. Если мы не будем смиренны, то жизнь наша и попытки победить будут сродни бичеванию: человек в итоге просто не выдержит боли разочарований. Смирение - это когда мы принимаем волю Божию, вверяем себя ей. Надо попытаться принять всё, что мы имеем, и подумать, как можно развить данное нам. Неуч может стать эрудитом, если будет смиренным неучем, то есть если примет свою ситуацию как данность и не будет останавливаться в попытках исправить её.

Почему мы не имеем смирения? - нам кажется, что мы лучше, чем есть на самом деле. Очень часто приходится спорить с людьми, которые исповедуют «религию успеха». Они всю жизнь кладут на этот алтарь, пытаются как-то себя веселить и подзадоривать, но при этом главную вещь - смирение - упускают. Они напоминают бедняков, которые в попытке поступать как богатые покупают в кредит машину, которую даже заправить не могут. Печально, когда успех становится самоцелью.

Часто мы с этими людьми обсуждаем задачу смирения. Они говорят: вы, православные, считаете себя грешниками, ковыряетесь в себе, какой в этом смысл? А смысл в том, чтобы понять, кто я есть на самом деле. Действительно ли я тот, кем себя воспринимаю? Господь помогает перестать наступать на одни и те же грабли, выйти на верный путь. А неудачи, которые случаются на этом пути, - это SMS от Бога, которые Он отправляет нам, когда мы идём не в ту сторону.

Сотворчество с Богом

Вспомним притчу о талантах: проиграл тот, кто не приумножил данного господином. Господь, когда даёт талант, не указывает, как именно его реализовывать. В этом - наше сотворчество с Богом: не важно, как ты будешь приумножать свои таланты, важно приумножить. Это то, в чём категорически нельзя проиграть. Нужно продолжать трудиться, искать способы реализации, не останавливаться на этом пути, потому что если ты остановился, то умер - пусть ещё ходишь, но внутри уже не живёшь, проиграл свою жизнь. Люди нецерковные остаются такими до тех пор, пока не прикоснутся к главной цели. Как только они поймут, что нужно планку поставить как можно выше, в вечности, тогда любой отрезок жизни наполняется смыслом, освящается. Господь освящает его, привносит в него Свой порядок, а это самое важное.

Ещё раз по поводу детей: невелико достижение вырастить успешного ирода. Важно дать детям возможность радостно идти по жизни. Поражения - это ступени к успеху. Чем быстрее их пройдёшь, тем быстрее придёшь к цели. Поэтому поражения надо воспринимать не как итог, а как новую точку отсчёта, более близкую к цели, чем предыдущая.

Записала Екатерина Щербакова