Презентация по музыке на тему "сергей васильевич рахманинов. Сергей васильевич рахманинов В связи с частыми концертными выступлениями и дирижерской деятельностью творческая деятельность Рахманинова сокращается

Творчество Сергея Васильевича Рахманинова Сергей Васильевич Рахманинов  уже столетие звучит это имя в мире музыки.

  • (1873 – 1943)
Композитор, пианист, дирижер  он был одним из наиболее ярких выразителей духовной сути своего времени. Творческий облик Рахманинова многогранен.
  • ОГЛАВЛЕНИЕ
  • Семья
  • Годы учения в консерватории
  • Первые творческие успехи
  • Самостоятельная жизнь
  • Педагогическая работа
  • Дирижерская деятельность
  • Композиторская деятельность
  • Мировая война (1914  1918)
  • Революции 1917 года
  • Эмиграция
  • Список произведений
  • Последние годы жизни
Сергей Рахманинов родился в Старорусском уезде Новгородской губернии 20 марта 1873 г. в дворянской семье с давними музыкальными традициями. Его дед Аркадий Александрович Рахманинов (1808  1881), был известен как автор салонных романсов. Первые уроки музыки будущий композитор получил у матери уже в четырехлетнем возрасте.
  • Семья
В 9 лет мальчика отдали учиться в Петербургскую консерваторию. В 1885 переехал в Москву и стал студентом Московской консерватории, где занимался у педагогов Н.С. Зверева, А.И. Зилоти (фор-но), А.С. Аренского (композиция), С.И.Танеева. Среди произведений, написанных в годы учебы,  Концерт № 1 для фортепиано с оркестром, романсы, пьесы В 1891 Рахманинов окончил консерваторию с большой золотой медалью как пианист, а в 1892  как композитор. Дипломной работой Рахманинова стала одноактная опера «Алеко» по поэме А.С. Пушкина «Цыганы».
  • Годы учения в консерватории
  • (1882 – 1892)
Громадные успехи Рахманинова и по классу фортепиано, и по теории с каждым годом все ярче выделяли его среди учеников. Его выступления становились событиями в музыкальной жизни консерватории и не оставляли сомнения в его артистическом будущем.
  • Первые творческие успехи
С 1890-х годов начинается самостоятельная жизнь С.В. Рахманинова. Он зарабатывает себе на жизнь уроками фортепиано и теорией музыки. 30 января 1892 года, он дает свой первый концерт, в котором выступает как пианист и как автор ряда произведений. Сезон 1982  93 гг. стал началом артистического пути Рахманинова. Он выступает в концертах в Москве, Харькове и других городах. Смерть П.И. Чайковского 25 октября 1893 года была большим ударом для Рахманинова. Он пишет Элегическое трио, посвятив его памяти Чайковского.
  • Самостоятельная жизнь
  • Начало Третьего концерта
  • для фортепиано с оркестром
С весны 1894 года Рахманинов начинает педагогическую работу в Мариинском женском училище и Елизаветинском институте. Крупнейшим созданием молодого композитора является Первая симфония, написанная в 1895  97 гг. Однако необычность симфонии и ее неудачное исполнение А.К. Глазуновым привели к провалу, который тяжело переживался автором. Большое значение в это время имела для композитора моральная поддержка и забота близких ему людей.
  • Педагогическая работа
С 1897 года начинается дирижерская деятельность Рахманинова на посту второго капельмейстера оперного театра С.И. Мамонтова. В мамонтовском театре произошла встреча Рахманинова с Ф.И. Шаляпиным, с которым композитор поддерживал дружеские отношения всю жизнь. Летом 1898 года Рахманинов с артистами Русской частной оперы приезжает в Крым, где встречается с А.П. Чеховым. Весной 1899 года состоялась первая концертная поездка С.В. Рахманинова за границу в Англию. На первые годы нового столетия приходится начало новой главы в летописи жизни и творчества Рахманинова. Великий музыкант испытывает мощный прилив творческих сил, наступает расцвет его гениального таланта композитора, пианиста, дирижера. Рахманинов создает новые произведения, выступает в концертах в Вене, Москве, Петербурге и провинции, с 1904 года занимает пост капельмейстера Большого театра.
  • Дирижерская деятельность
В связи с частыми концертными выступлениями и дирижерской деятельностью творческая деятельность Рахманинова сокращается. Борьба между тремя специальностями красной нитью проходит через всю его музыкальную жизнь. В 1902 году Рахманинов женится на своей двоюродной сестре Н.А. Сатиной и отправляется в свадебную поездку в Италию, Швейцарию, Германию. По возвращению он на несколько месяцев останавливается в Ивановке. 14 марта 1903 года в семье Рахманиновых родилась дочь Ирина, а 21 июня 1907 года Татьяна. События 1905 года заставляют Рахманинова несколько раз выступать в печати в поддержку демократических реформ.
  • Тема первой части второго концерта
Начиная с 1906 года, Рахманинов, порвав с театром, проводит три зимы в Дрездене. Посвятив большую часть времени композиторской деятельности, он все же дает концерты и в Европе, и в России как дирижер и как пианист. Осенью 1909 года Рахманинов впервые посещает Америку, где выступает в сольных и симфонических концертах. На пороге 1910-х годов в творчестве С.В. Рахманинова находят отражение ощущения назревавших внутренних сдвигов в русской жизни. В произведениях этих лет усложняется, становится более напряженным их эмоционально-образный строй, усиливается интеллектуальное начало. Кроме плодотворной композиторской деятельности и частых выступлений в концертах, Рахманинов принимает деятельное участие в Российском музыкальном издательстве.
  • Композиторская деятельность
Разразившуюся мировую войну 1914  1918 гг. Рахманинов воспринимает как тяжелейшее испытание для России. С первого же "военного сезона" Сергей Васильевич стал постоянно участвовать в благотворительных концертах. В то же время он проводит серию концертов в память А.Н. Скрябина.
  • Мировая война (1914  1918)
Февральская революция 1917 года была радостным событием для Рахманинова. Вскоре, однако, чувство радости сменилось тревогой, которая все нарастала в связи с развертывающимися событиями. Октябрьская революция была встречена композитором с тревогой. По его мнению, в связи с ломкой всего строя, артистическая деятельность в России могла прекратить свое существование на многие годы. Поэтому, в декабре 1917 года, выехав на гастроли в Швецию, вместе с семьей, С.В. Рахманинов уже больше не возвращался в Россию. В течение нескольких месяцев Рахманинов концертировал в Скандинавии, обосновавшись с семьей в Дании. В ноябре 1918 года Рахманиновы переехали в Америку и поселились в Нью-Йорке.
  • Революции 1917 года
Расставание с Родиной стало трагическим фактом биографии Рахманинова и на 8 лет прервало его композиторскую деятельность. Давая концерты в Америке и в Европе, Рахманинов достиг прочного артистического и материального благополучия, но не обрел утраченного при отъезде из России душевного покоя. В течение многих лет он оказывал помощь сотоварищам по профессии, проводил благотворительные концерты. В 1926 году С.В. Рахманинов вернулся к композиторской деятельности. Усиленная, непрекращающаяся работа Сергея Васильевича начинала отражаться на его здоровье, но несмотря на это он не прекращал своей концертной деятельности. В 1930 году С.В. Рахманинов приобретает участок земли в Швейцарии. С весны 1934 года Рахманиновы прочно обосновываются в этом имении, которое было названо "Сенар" и напоминало композитору об Ивановке. Здесь он прожил творчески плодотворную пору своей зарубежной жизни.
  • Эмиграция
В 1941 году, переживая за судьбу своей Родины, С.В. Рахманинов проводит концерт, весь сбор которого передает русскому генеральному консулу. Последний концертный сезон, несмотря на плохое самочувствие, Рахманинов начинает 12 октября 1942 года. 17 февраля 1943 года состоялся его последний концерт, после которого, из-за болезни, Рахманинов вынужден был прервать турне. Рахманинов  один из крупнейших музыкантов рубежа XIX  XX вв. Его искусство отличает жизненная правдивость, демократическая направленность, искренность и эмоциональная полнота художественного высказывания. Он следовал лучшим традициям музыкальной классики, прежде всего русской. Обострённое лирическое ощущение эпохи грандиозных социальных потрясений связано у Рахманинова с воплощением образов родины. Он был проникновенным певцом русской природы. В его сочинениях тесно сосуществуют страстные порывы непримиримого протеста и тихо-упоённое созерцание, трепетная насторожённость и волевая решимость, мрачный трагизм и восторженная гимничность. Музыка Рахманинова, обладающая неистощимым мелодическим богатством, впитала русские народно-песенные истоки и некоторые особенности знаменного распева. Тема родины, центральная в зрелом творчестве Рахманинова, с наибольшей полнотой воплотилась в его крупных инструментальных произведениях, особенно во 2-м и 3-м фортепьянных концертах. Имя Рахманинова как пианиста стоит в одном ряду с именами Ф. Листа и А. Г. Рубинштейна. Рахманинов был также одним из крупнейших оперных и симфонических дирижёров своего времени. Список произведений
  • Оперы – Алеко (1893, Москва)
  • Скупой рыцарь
  • Франческа да Римини (обе – 1904, постановка 1906, Москва) для солистов, хора и оркестра – кантата Весна (1902),
  • поэма Колокола (1913)
  • для оркестра – 3 симфонии (1895, 1907, 1936), фантазия Утёс (1893), Остров мёртвых (1909), Симфонические танцы (1940) и др.
  • для фортепиано с оркестром – 4 концерта (1891, 2-я редакция 1917; 1901; 1909; 1926, 3-я редакция 1941), Рапсодия на тему Паганини (1934); камерно-инструментальные ансамбли, в т. ч. Элегическое трио (Памяти великого художника, 1893)
  • для фортепиано – сонаты, музыкальные моменты, этюды-картины, прелюдии и др.
  • 2 сюиты для 2 фортепиано
  • хоры (с оркестром, с фортепиано)
  • хоры a cappella – Литургия Иоанна Златоуста
  • Всенощное бдение
  • романсы
  • транскрипции и переложения.
Сергей Васильевич умер 28 марта 1943 г. в час ночи, не дожив нескольких дней до своего семидесятилетия. Последние переживания композитора были связаны с известиями о ходе боев советской армии с войсками фашистской Германии. Утраченная родина жила в его сердце как самая большая, дающая творческие силы любовь.
  • Сергей Васильевич умер 28 марта 1943 г. в час ночи, не дожив нескольких дней до своего семидесятилетия. Последние переживания композитора были связаны с известиями о ходе боев советской армии с войсками фашистской Германии. Утраченная родина жила в его сердце как самая большая, дающая творческие силы любовь.
  • Памятник С.В. Рахманинову в Москве
  • «Чувствую себя призраком, который одиноко бродит в чужом ему мире...»
  • С.В.Рахманинов

Рахманинов С. В Дата рождения 20 марта(1 апреля) 1873 Место рождения Семёново, Новгородская губерния, Дата смерти 28 марта 1943 Место смерти Беверли – Хиллз Профессии Композитор, дирижёр, пианист Похоронен Рахманинов С. В в Валхалле, близ Нью- Йорка

Детство n Родился Рахманинов в дворянской семье в Старорусском уезде Новгородской губернии в имении Онег 20 марта 1873 г.

Юность Со своими двоюродными сёстрами и братом Сатиными: С. А. Сатина, С. В. Рахманинов, Н. А. Рахманинова (урождённая Сатина) - жена С. В. Рахманинова, В. А. Сатин (1902)

Годы учёбы n С 4 -5 лет играл на фортепьяно. n С 1882 учился в Петербургской консерватории, с 1885 - в Московской консерватории у Н. С. Зверева и А. И. Зилоти (фортепьяно), С. И. Танеева и А. С. Аренского (композиция). n В возрасте 13 лет Рахманинов был представлен Чайковскому.

Начало творческого пути n В годы учения сочинил ряд произведений, в том числе романс "В молчанье ночи тайной", 1 -й концерт для фортепьяно с оркестром (1891, 2 -я редакция 1917). n Окончил Московскую консерваторию по классам фортепьяно (1891) и композиции (1892, с большой золотой медалью).

Дипломная работа Рахманинова - одноактная опера "Алеко" (либретто Вл. И. Немировича. Данченко по поэме А. С. Пушкина "Цыганы", пост. 1893, Большой театр, Москва).

Ранний период n Начинался под знаком позднего романтизма, усвоенного главным образом через стиль Чайковского (Первый Концерт, ранние произведения)

Синтез традиций Однако уже в Трио реминор (1893), написанном в год смерти Чайковского и посвящённом его памяти, Рахманинов даёт пример смелого творческого синтеза традиций романтизма (Чайковский), «кучкистов» , древнерусской церковной традиции и современной бытовой и цыганской музыки.

Период зрелости n Центральное произведение этого периода - грандиозная поэма «Колокола» для хора, солистов и оркестра, на слова Эдгара По в переводе К. Бальмонта(1913). n Ярко новаторское, насыщенное небывало новыми хоровыми и оркестровыми приёмами, это произведение оказало огромное влияние на хоровую и симфоническую музыку XX века

Рахманинов с дочерьми С дочерьми Ириной, в замужестве Волконской (1903– 1969) - стоит, и Татьяной, в замужестве Конюс (1907– 1961) на даче в окрестностях Дрездена на Эмзер Аллее (1924)

В кругу семьи Наталия Александровна и Сергей Васильевич Рахманиновы на даче в Беверли-Хиллс (1942) С внуками Софинькой Волконской и Сашей Конюсом

Рахманинов - пианист Имя Рахманинова как пианиста стоит в одном ряду с именами Ф. Листа и А. Г. Рубинштейна. Феноменальная техника, певучая глубина тона, гибкая и властная ритмика всецело подчинялись в игре Рахманинова высокой одухотворённости и яркой образности выражения

Особенности фортепианного стиля Рахманинова С. В Рахманинов-пианист стал эталоном для многих поколений пианистов разных стран и школ, он утвердил мировой приоритет русской фортепианной школы, отличительными чертами которой являются: 1) глубокая содержательность исполнения; 2) внимание к интонационному богатству музыки; 3) «пение на фортепиано» - имитация средствами фортепиано вокального звучания и вокальной интонации.

Поздний- зарубежный период n Стиль Рахманинова складывается из цельного сплава самых различных стилистических элементов: традиций русской музыки - и джаза, древнерусского знаменного распева - и «ресторанной» эстрады 1930 -х гг. , виртуозного стиля XIX века - и жёсткой токкатности авангарда.

Певец русской природы n Музыка Рахманинова, обладающая неистощимым мелодическим и подголосочнополифоническим богатством, впитала русские народнопесенные истоки и некоторые особенности знаменного распева.

Список сочинений n n n оперы. Алеко (либретто Вл. И. Немировича-Данченко по поэме А. С. Пушкина "Цыганы", 1892, Большой театр), Скупой рыцарь (на текст Пушкина, ор. 24, 1904; поставлена 1906, Большой театр), Франческа да Римини (либретто М. И. Чайковского по 5 -й песне "Ада" из "Божественной комедии" Данте, ор. 25, 1904; поставлена 1906, Большой театр); для солистов, хора и оркестракантата Весна (на текст стихотворения Н. А. Некрасова "Зелёный шум", ор. 20, 1902), поэма Колокола (на слова Э. По в переводе К. Д. Бальмонта, ор. 35, 1913); для оркестра 3 симфонии (d-moll, ор. 13, 1895; e-moll, op. 27, 1906 -07; a-moll, op. 44, 1935 -36), фантазия Утёс (по стихотворению M. Ю. Лермонтова, ор. 7, 1893), Каприччио на цыганские темы, ор. 12 (1894), симфоническая поэма Остров мёртвых (по картине А. Бёклина, ор. 29, 1909), Симфонические танцы, ор. 45 (1940); для фортепиано с оркестром 4 концерта (fis-moll, ор. 1, 1890 -91, 2 -я редакция 1917; c-moll, op. 18, 1901; d-moll, op. 30, 1909; g-moll, op. 40, 1914 -26, 2 -я редакция 1929, 3 -я редакция 1941), Рапсодия на тему Паганини, ор. 43 (1934); камерно-инструментальные ансамбли. Романс и Венгерский танец для скрипки и фортепиано, ор. 6 (№ 1 и 2, 1893), Прелюдия и Восточный танец, ор. 2 (№ 1 и 2, 1892) и соната g-moll, ор. 19 (1901) для виолончели и фортепиано. Элегическое трио для фортепиано, скрипки и виолончели (Памяти великого художника, d-moll, ор. 9, 1893); для фортепиано 2 сонаты (d-moll, ор. 28, 1906 -07; b-moll, op. 36, 1913, 2 -я редакция 1931), Вариации на тему Шопена, ор, 22 (1902), Вариации на тему Корелли, ор. 42 (1931), Пьесы-фантазии (1892), Салонные пьесы (1893 -94), 6 музыкальных моментов, ор. 16 (1896), 10 прелюдий, ор. 23 (1902), 13 прелюдий, op. 32 (1910), 6 Этюдов-картин, op. 33 (1911), 9 Этюдов-картин, op. 39 (1916 -17), Bocточный эскиз (1917), Осколки (Fragments, 1917); для фортепиано в 4 руки 6 пьес, ор. II (1894); для 2 фортепиано 2 сюиты (1 -я- Фантазия, ор. 5, 1892; 2 -я op. 17, 1900 -01); для хора с оркестром. Три русские песни, ор. 41 (1926); для голоса с фортепиано 6 романсов, ор. 4 (1891 -93), 6 романсов на слова А. Н. Плещеева, ор. 8 (1893), 12 романсов, ор. 14 (1896), 12 романсов, op. 21 (1902), 15 романсов, op. 26 (1906), Письмо К. С. Станиславскому от С. Рахманинова (1908), 14 романсов, ор. 34 (1912), Из Евангелия от Иоанна (1915), 5 романсов, ор. 38 (1916); транскрипции и переложения (для фортепиано)своих романсов Сирень (издано 1941) и Маргаритки (издано 1940), сочинений других авторов-Ж. Бизе. Менуэт из музыки к драме А. Доде "Арлезианка" (1903), M. П. Мусоргский. Гопак из оперы "Сорочинская ярмарка" (издано 1921), Ф. Крейслер. Вальс "Муки любви" (издано 1926) и вальс "Радость любви" (издано 1943), Н. А. Римский-Корсаков, "Полёт шмеля" из оперы "Сказка о царе Салтане" (издано 1931), И. С. Бах. Прелюдия, гавот и жига из сюиты E-dur для скрипки соло (издано 1933 и 1941), Ф, Мендельсон. Скерцо из музыки к пьесе У. Шекспира "Сон в летнюю ночь" (издано 1938), П. И. Чайковский. "Колыбельная" на слова А. Н. Майкова (изд. 1941), балет "Спящая красавица" (для фортепиано в 4 руки);

Творчество
Сергея
Васильевича
Рахманинов

Сергей Васильевич Рахманинов  уже столетие звучит это имя в мире музыки.

Сергей
Васильевич
Рахманинов
уже столетие
звучит это имя
в мире музыки.
(1873 – 1943)

Композитор, пианист, дирижер  он был одним из наиболее ярких выразителей духовной сути своего времени. Творческий облик Рахманинова мног

Композитор, пианист,
дирижер он был одним из
наиболее ярких выразителей
духовной сути своего
времени.
Творческий облик

ОГЛАВЛЕНИЕ
Семья
Годы учения в консерватории
Первые творческие успехи
Самостоятельная жизнь
Педагогическая работа
Дирижерская деятельность
Композиторская деятельность
Мировая война (1914 1918)
Революции 1917 года
Эмиграция
Список произведений
Последние годы жизни

Сергей Рахманинов родился в Старорусском уезде Новгородской губернии 20 марта 1873 г. в дворянской семье с давними музыкальными традициями.

Семья
Сергей Рахманинов родился
в Старорусском уезде
Новгородской губернии
20 марта 1873 г. в дворянской
семье с давними
музыкальными традициями.
Его дед Аркадий
Александрович Рахманинов
(1808 1881), был известен
как автор салонных романсов.
Первые уроки музыки
будущий композитор получил
у матери уже в четырехлетнем

В 9 лет мальчика отдали учиться в Петербургскую консерваторию. В 1885 переехал в Москву и стал студентом Московской консерватории, где занима

Годы учения в консерватории
(1882 – 1892)
В 9 лет мальчика отдали
учиться в Петербургскую
консерваторию.
В 1885 переехал в Москву и стал
студентом Московской
консерватории, где занимался
у педагогов Н.С. Зверева,
А.И. Зилоти (фор-но), А.С. Аренского
(композиция), С.И.Танеева.
Среди произведений, написанных
в годы учебы, Концерт № 1 для
фортепиано с оркестром, романсы,
пьесы
В 1891 Рахманинов окончил
консерваторию с большой золотой
медалью как пианист, а в 1892 как
композитор.
Дипломной работой Рахманинова

Громадные успехи Рахманинова и по классу фортепиано, и по теории с каждым годом все ярче выделяли его среди учеников. Его выступления стан

Первые творческие
успехи
Громадные успехи
Рахманинова и по классу
фортепиано, и по теории с
каждым годом все ярче
выделяли его среди
учеников.
Его выступления
становились событиями в
музыкальной жизни
консерватории и не
оставляли сомнения в его
артистическом будущем.

С 1890-х годов начинается самостоятельная жизнь С.В. Рахманинова. Он зарабатывает себе на жизнь уроками фортепиано и теорией музыки. 30 январ

Самостоятельная жизнь
С 1890-х годов начинается самостоятельная
жизнь С.В. Рахманинова. Он зарабатывает себе на
жизнь уроками фортепиано и теорией музыки.
30 января 1892 года, он дает свой первый
концерт, в котором выступает как пианист и как
автор ряда произведений. Сезон 1982 93 гг. стал
началом артистического пути Рахманинова. Он
выступает в концертах в Москве, Харькове и
других городах.
Смерть П.И. Чайковского 25 октября 1893 года
была большим ударом для Рахманинова. Он пишет
Элегическое трио, посвятив его
памяти
Начало
Третьего концерта
для фортепиано с оркестром
Чайковского.

С весны 1894 года Рахманинов начинает педагогическую работу в Мариинском женском училище и Елизаветинском институте. Крупнейшим созданием

Педагогическая работа
С весны 1894 года Рахманинов
начинает педагогическую работу в
Мариинском женском училище и
Елизаветинском институте.
Крупнейшим созданием
молодого композитора является
Первая симфония, написанная в
1895 97 гг.
Однако необычность симфонии
и ее неудачное исполнение
А.К. Глазуновым привели к провалу,
который тяжело переживался
автором.
Большое значение в это время
имела для композитора моральная
поддержка
и забота близких ему людей.

С 1897 года начинается дирижерская деятельность Рахманинова на посту второго капельмейстера оперного театра С.И. Мамонтова. В мамонтовско

Дирижерская
деятельность
С 1897 года начинается дирижерская деятельность
Рахманинова на посту второго капельмейстера оперного театра
С.И. Мамонтова. В мамонтовском театре произошла встреча
Рахманинова с Ф.И. Шаляпиным, с которым композитор
поддерживал дружеские отношения всю жизнь. Летом
1898 года Рахманинов с артистами Русской частной оперы
приезжает в Крым, где встречается с А.П. Чеховым.
Весной 1899 года состоялась первая концертная поездка
С.В. Рахманинова за границу в Англию. На первые годы нового
столетия приходится начало новой главы в летописи жизни и
творчества Рахманинова. Великий музыкант испытывает
мощный прилив творческих сил, наступает расцвет его
гениального таланта композитора, пианиста, дирижера.
Рахманинов создает новые произведения, выступает в
концертах в Вене, Москве, Петербурге и провинции, с 1904 года
занимает пост капельмейстера Большого театра.

В связи с частыми концертными выступлениями и дирижерской деятельностью творческая деятельность Рахманинова сокращается. Борьба между т

В связи с частыми концертными выступлениями и
дирижерской деятельностью творческая деятельность
Рахманинова сокращается. Борьба между тремя
специальностями красной нитью проходит через всю его
музыкальную жизнь.
В 1902 году Рахманинов женится на своей двоюродной
сестре Н.А. Сатиной и отправляется в свадебную поездку в
Италию, Швейцарию, Германию. По возвращению он
на несколько месяцев останавливается в Ивановке.
14 марта 1903 года в семье Рахманиновых родилась дочь
Ирина, а 21 июня 1907 года Татьяна.
События 1905 года заставляют Рахманинова несколько
раз выступать в печати в поддержку демократических
реформ.
Тема первой части второго концерта

Начиная с 1906 года, Рахманинов, порвав с театром, проводит три зимы в Дрездене. Посвятив большую часть времени композиторской деятельности,

Композиторская деятельность
Начиная с 1906 года, Рахманинов, порвав с театром,
проводит три зимы в Дрездене. Посвятив большую часть
времени композиторской деятельности, он все же дает
концерты и в Европе, и в России как дирижер и как пианист.
Осенью 1909 года Рахманинов впервые посещает Америку,
где выступает в сольных и симфонических концертах. На пороге
1910-х годов в творчестве С.В. Рахманинова находят отражение
ощущения назревавших внутренних сдвигов в русской жизни.
В произведениях этих лет усложняется, становится более
напряженным их эмоционально-образный строй, усиливается
интеллектуальное начало.
Кроме плодотворной композиторской деятельности и частых
выступлений в концертах, Рахманинов принимает деятельное
участие в Российском музыкальном издательстве.

Разразившуюся мировую войну 1914  1918 гг. Рахманинов воспринимает как тяжелейшее испытание для России. С первого же "военного сезона" Серг

Мировая война (1914
1918)
Разразившуюся мировую
войну 1914 1918 гг.
Рахманинов воспринимает
как тяжелейшее испытание
для России.
С первого же "военного
сезона" Сергей Васильевич
стал постоянно участвовать
в благотворительных
концертах.
В то же время он проводит
серию концертов в память
А.Н. Скрябина.

Февральская революция 1917 года была радостным событием для Рахманинова. Вскоре, однако, чувство радости сменилось тревогой, которая все на

Революции 1917 года
Февральская революция 1917 года была радостным
событием для Рахманинова. Вскоре, однако, чувство радости
сменилось тревогой, которая все нарастала в связи
с развертывающимися событиями.
Октябрьская революция была встречена композитором
с тревогой. По его мнению, в связи с ломкой всего строя,
артистическая деятельность в России могла прекратить свое
существование на многие годы. Поэтому, в декабре 1917 года,
выехав на гастроли в Швецию, вместе с семьей, С.В. Рахманинов
уже больше не возвращался в Россию.
В течение нескольких месяцев Рахманинов концертировал в
Скандинавии, обосновавшись с семьей в Дании. В
ноябре 1918 года Рахманиновы переехали в Америку
и поселились в Нью-Йорке.

Расставание с Родиной стало трагическим фактом биографии Рахманинова и на 8 лет прервало его композиторскую деятельность. Давая концерты

Эмиграция
Расставание с Родиной стало трагическим фактом биографии
Рахманинова и на 8 лет прервало его композиторскую деятельность.
Давая концерты в Америке и в Европе, Рахманинов достиг прочного
артистического и материального благополучия, но не обрел
утраченного при отъезде из России душевного покоя.
В течение многих лет он оказывал помощь сотоварищам по
профессии, проводил благотворительные концерты.
В 1926 году С.В. Рахманинов вернулся к композиторской
деятельности. Усиленная, непрекращающаяся работа Сергея
Васильевича начинала отражаться на его здоровье, но несмотря на
это он не прекращал своей концертной деятельности.
В 1930 году С.В. Рахманинов приобретает участок земли в
Швейцарии. С весны 1934 года Рахманиновы прочно обосновываются в
этом имении, которое было названо "Сенар" и напоминало
композитору об Ивановке.
Здесь он прожил творчески плодотворную пору своей зарубежной
жизни.

В 1941 году, переживая за судьбу своей Родины, С.В. Рахманинов проводит концерт, весь сбор которого передает русскому генеральному консулу. П

В 1941 году, переживая за судьбу своей Родины, С.В. Рахманинов
проводит концерт, весь сбор которого передает русскому
генеральному консулу.
Последний концертный сезон, несмотря на плохое самочувствие,
Рахманинов начинает 12 октября 1942 года.
17 февраля 1943 года состоялся
его последний концерт,
после которого, из-за болезни, Рахманинов
вынужден был
прервать турне. Рахманинов один из крупнейших
музыкантов рубежа XIX XX вв. Его искусство отличает жизненная
правдивость, демократическая направленность, искренность
и эмоциональная полнота художественного высказывания. Он
следовал
лучшим традициям музыкальной классики, прежде
всего русской.
Обострённое лирическое ощущение эпохи грандиозных социальных
потрясений связано у Рахманинова с воплощением образов
родины. Он
был проникновенным певцом русской
природы. В его сочинениях тесно сосуществуют страстные порывы
непримиримого протеста и тихо-упоённое созерцание, трепетная
насторожённость и волевая решимость,
мрачный
трагизм и восторженная гимничность.

Музыка Рахманинова, обладающая неистощимым мелодическим богатством, впитала русские народно-песенные истоки и некоторые особенности зна

Музыка Рахманинова,
обладающая неистощимым
мелодическим богатством,
впитала русские народнопесенные истоки и некоторые
особенности знаменного распева.
Тема родины, центральная
в зрелом творчестве
Рахманинова,
с наибольшей полнотой
воплотилась
в его крупных инструментальных
произведениях, особенно во 2-м и
3-м фортепьянных концертах.
Имя Рахманинова как
пианиста стоит в одном ряду с
именами
Ф. Листа и А. Г. Рубинштейна.
Рахманинов был также одним
из крупнейших оперных и
симфонических дирижёров своего
времени.

Список произведений

Оперы – Алеко (1893, Москва)
Скупой рыцарь
Франческа да Римини (обе – 1904, постановка 1906, Москва) для
солистов, хора и оркестра – кантата Весна (1902),
поэма Колокола (1913)
для оркестра – 3 симфонии (1895, 1907, 1936), фантазия Утёс
(1893), Остров мёртвых (1909), Симфонические танцы (1940) и
др.
для фортепиано с оркестром – 4 концерта (1891, 2-я редакция
1917; 1901; 1909; 1926, 3-я редакция 1941), Рапсодия на тему
Паганини (1934); камерно-инструментальные ансамбли, в т. ч.
Элегическое трио (Памяти великого художника, 1893)
для фортепиано – сонаты, музыкальные моменты, этюдыкартины, прелюдии и др.
2 сюиты для 2 фортепиано
хоры (с оркестром, с фортепиано)
хоры a cappella – Литургия Иоанна Златоуста
Всенощное бдение
романсы
транскрипции и переложения.

Сергей Васильевич умер 28 марта 1943 г. в час ночи, не дожив
нескольких дней до своего семидесятилетия. Последние переживания
композитора были связаны с известиями о ходе боев советской армии с
войсками фашистской Германии. Утраченная родина жила в его сердце
как самая большая, дающая творческие силы любовь.

Памятник С.В. Рахманинову в Москве

«Чувствую себя призраком,
который одиноко бродит в чужом
ему мире...»
С.В.Рахманинов

Cлайд 1

«Я - русский композитор, и моя родина наложила отпечаток на мой характер и мои взгляды. Моя музыка - это плод моего характера, и потому это русская музыка… Единственное, что я стараюсь делать, когда я сочиняю, -это заставить её прямо и просто выражать то, что у меня на сердце.»

Cлайд 2

Семья История рода Рахманинова уходит корнями к внуку молдавского царя Стефана Великого Василию, прозванного Рахманиным. Сергей Рахманинов родился в Старорусском уезде Новгородской губернии 20 марта 1873 г. в дворянской семье с давними музыкальными традициями (его дед Аркадий Александрович Рахманинов (1808 1881), был известен как автор салонных романсов).

Cлайд 3

Обучение После переезда семьи в Петербург мальчика отдали учиться в консерваторию. Но особого интереса к учебе он не проявлял. Начал систематически учиться музыке в пятилетнем возрасте. В 1885 переехал в Москву и стал студентом Московской консерватории, где занимался вначале у пианиста-педагога Н.С. Зверева (чьим учеником был также Скрябин), а с 1888 у А.И. Зилоти (фортепиано), А.С. Аренского (композиция, инструментовка, гармония), С.И. Танеева (контрапункт строгого письма).

Cлайд 4

Николай Сергеевич Зверев был выдающимся музыкальным учителем и воспитателем, о чем свидетельствует быстрый рост его нового ученика. Огромное значение для юного музыканта имела художественная и интеллектуальная атмосфера дома Зверева. Рахманинов посещает концерты замечательных пианистов А.Н. Есипова, А.И. Зилоти, А.Г. Рубинштейна и др., знакомится с С.И. Танеевым, В.И. Сафоновым, П.И. Чайковским, дружбой и поддержкой которого Рахманинов очень дорожил. Именно в годы пребывания у Зверева Рахманинов усвоил то умение трудиться, которое помогло впоследствии вести на редкость интенсивную и разностороннюю работу композитора, пианиста и дирижера. Среди произведений, написанных в годы учебы, Концерт № 1 для фортепиано с оркестром (1891, 2-я редакция, 1917), юношеская симфония (1891), симфоническая поэма «Князь Ростислав» (по А.К. Толстому, 1991). В 1891 Рахманинов окончил консерваторию с большой золотой медалью как пианист, а в 1892 как композитор. Дипломной работой Рахманинова стала одноактная опера «Алеко» по поэме А.С. Пушкина «Цыганы» (1892, поставлена в Большом театре в 1893).

Cлайд 5

Cлайд 6

Первые творческие успехи Громадные успехи С.В. Рахманинова и по классу фортепиано, и по специальной теории с каждым годом все ярче выделяли его среди учеников консерватории. В конце 1889 года Рахманинов уходит от Н.С. Зверева и находит пристанище в семье Сатиных Александра Александровича и Варвары Аркадьевны. Перейдя весной на следующий курс консерватории, Сергей Васильевич проводит лето с Сатиными в их имении Ивановка Тамбовской губернии, которое стало его любимым местом отдыха и его лучшей творческой лабораторией на всю жизнь. Самостоятельная жизнь С 1890-х годов начинается самостоятельна жизнь С.В. Рахманинова. Он зарабатывает себе на жизнь уроками фортепиано и теорией музыки. Еще в годы учения в Московской консерватории выступления Рахманинова проходили с большим успехом. 30 января 1892 года, он дает свой первый самостоятельный концерт, в котором выступает не только как пианист, но и как автор ряда произведений. Сезон 1982 93 гг. стал началом артистического пути «свободного художника» Рахманинова. Он выступает в концертах в Москве, Харькове и других городах. Смерть П.И. Чайковского 25 октября 1893 года была большим ударом для Рахманинова. Под влиянием тяжелой утраты он написал Элегическое трио, посвятив его памяти Чайковского.

Рахманинов – один из крупнейших музыкантов рубежа вв.. Его творчество отличает жизненная правдивость, искренность. Тема Родины, любовь к русской земле, к истории народа, к православной вере - центральное звено в его творчестве. Рахманинов – один из крупнейших музыкантов рубежа вв.. Его творчество отличает жизненная правдивость, искренность. Тема Родины, любовь к русской земле, к истории народа, к православной вере - центральное звено в его творчестве. Основные черты музыки – мелодизм и колокольность. Основные черты музыки – мелодизм и колокольность. Писал в разных жанрах: оперы, симфонии, концерты для фортепиано с оркестром, хоровая, камерная вокальная и инструментальная музыка Писал в разных жанрах: оперы, симфонии, концерты для фортепиано с оркестром, хоровая, камерная вокальная и инструментальная музыка


Родился в дворянской семье, в имении Онег Новгородской губернии. Родился в дворянской семье, в имении Онег Новгородской губернии. Род Рахманинова уходит к внуку молдавского царя Стефана Великого Василию. Род Рахманинова уходит к внуку молдавского царя Стефана Великого Василию. С 4 лет играл на фортепиано. С 4 лет играл на фортепиано. Первые уроки игры на фортепиано дала ему мать, затем была приглашена учительница музыки. Первые уроки игры на фортепиано дала ему мать, затем была приглашена учительница музыки.


Несколько лет Рахманинов провёл в известном московском частном пансионе музыкального педагога Николая Зверева, воспитанниками которого были и другие выдающиеся русские музыканты. Здесь в возрасте 13 лет Рахманинов был представлен П.И.Чайковскому, который позже принял большое участие в судьбе молодого музыканта. Несколько лет Рахманинов провёл в известном московском частном пансионе музыкального педагога Николая Зверева, воспитанниками которого были и другие выдающиеся русские музыканты. Здесь в возрасте 13 лет Рахманинов был представлен П.И.Чайковскому, который позже принял большое участие в судьбе молодого музыканта.



Рахманинов был замкнутым, сдержанным в общении, очень тяжело сходился с людьми. Рахманинов был замкнутым, сдержанным в общении, очень тяжело сходился с людьми. Чувство одиночества постоянно его сопровождало, и единственной отрадой в жизни была музыка. Чувство одиночества постоянно его сопровождало, и единственной отрадой в жизни была музыка. В 19 лет блестяще окончил Московскую консерваторию с золотой медалью как пианист, а через год как композитор. В 19 лет блестяще окончил Московскую консерваторию с золотой медалью как пианист, а через год как композитор.











Революция 1917г. Революционный переворот Рахманинов воспринял как катастрофу. «Россия шагнула в пустоту», «лица людей превращаются в зверские дикие рыла». Спустя месяц после прихода к власти Большевиков Рахманинов навсегда покидает Россию. Он стал изгнанником родины, скитальцем, утерявшем самые дорогие стимулы к творчеству. «Лишившись родины, я потерял самого себя».




Эмиграция В годы эмиграции Рахманинов много гастролировал, выступал на лучших сценах мира. Слава выдающегося исполнителя виртуоза возрастала. Ему рукоплескали в Европе и Америке. Но писать музыку в течение первых 10 лет эмиграции не мог. Боль утраты родины не покинула его до конца дней.




Война гг.. Нападение фашистов на СССР Рахманинов воспринял как личную трагедию. Забыв старые обиды на большевиков, он пытался оказать влияние на богатых русских эмигрантов, призывая их материально поддержать свою родину в трудный для неё час. Свои гонорары от концертов он тоже перечислял в фонд обороны страны. Нападение фашистов на СССР Рахманинов воспринял как личную трагедию. Забыв старые обиды на большевиков, он пытался оказать влияние на богатых русских эмигрантов, призывая их материально поддержать свою родину в трудный для неё час. Свои гонорары от концертов он тоже перечислял в фонд обороны страны.


Изменилось отношение советского правительства к Рахманинову. Осенью 1942г. Советская общественность отметила 50-летний юбилей артистической деятельности великого русского музыканта. А в Америке эта дата осталась незамеченной. Изменилось отношение советского правительства к Рахманинову. Осенью 1942г. Советская общественность отметила 50-летний юбилей артистической деятельности великого русского музыканта. А в Америке эта дата осталась незамеченной. Умер Рахманинов, не дожив нескольких дней до своего 70-летнего юбилея. Умер Рахманинов, не дожив нескольких дней до своего 70-летнего юбилея.



Он остался русским композитором и русским человеком. Его всегда волновала судьба его страны. Он остался русским композитором и русским человеком. Его всегда волновала судьба его страны. «Я русский композитор, и моя родина наложила отпечаток на мой характер и мои взгляды». «Я русский композитор, и моя родина наложила отпечаток на мой характер и мои взгляды».