Названия картин васнецова список. Художник васнецов и его сказочные картины

Великий художник Васнецов Виктор Михайлович родился 15 мая 1848 в селе Лопьял, в семье Михаила Васильевича Васнецова, священника. Отец прочил сыну будущее священнослужителя, и в первые годы становления молодого Васнецова юноша во всем слушался родителей и уже пошел было по стопам отца. Однако через несколько лет его судьба круто изменилась. Биография художника Васнецова содержит страницы становления и расцвета таланта одного из самых известных живописцев за всю историю Российского государства.

У него не было учеников, как, например, у В. И. Сурикова или других известных художников, но мастерство Виктора Васнецова было открыто для подражания любому начинающему живописцу. И молодые художники старались научиться "васнецовским" полутонам, присутствовавшим в его былинных сюжетах, или сочным веселым краскам, делающим пейзажи мастера такими яркими.

Семинария и искусство

В 1858 году по настоянию отца юный Васнецов был определен в духовное училище, где проучился четыре года, а затем продолжил учебу в Вятской духовной семинарии. Тогда же у него открылся талант живописца, и будущий художник стал учиться рисованию у Н. Г.Чернышова, преподавателя гимназии. Затем он с благоволения отца оставил семинарию и переехал в Петербург, где поступил в школу рисования и развития художеств, в класс Ивана Николаевича Крамского. Проучившись в школе один год, Васнецов перевелся в Академию художеств и там продолжил занятия живописью.

Свои студенческие работы художник выставлял для всеобщего обозрения еще в стенах Академии, чтобы они получили оценку признанных мастеров кисти. Отзывы маститых художников на работы начинающего живописца Васнецова были самыми благожелательными, многие критики отмечали творчество молодого художника как новое слово в искусстве.

Товарищество передвижников

После окончания Академии художеств в 1873 году Васнецов-художник стал участвовать в выставках передвижников, организованных в Петербурге и Москве. В "Товарищество" вошли двадцать известных русских художников, среди которых были: Крамской И. Н., Репин И. Е., Шишкин И. И., Д., Суриков В. И. и другие. Виктор Васнецов был представлен в передвижных выставках двумя картинами: "Витязь на распутье" и "Аленушка".

Расцвет и закат

Целью художников-передвижников было знакомство широких масс народа с русским искусством. Выставки проводились повсеместно, в городах и крупных селах, передвижничество развивалось и крепло. Расцвет "Товарищества" пришелся на 1870-1880 годы. Позже деятельность передвижников стала затухать по ряду объективных причин, и в 1922 году состоялась их последняя выставка.

Абрамцево

Русский художник Васнецов входил в "Абрамцевский художественный кружок", организованный промышленником и меценатом Саввой Мамонтовым, хозяином Устраивались встречи художников, скульпторов, писателей и музыкантов под крышей гостеприимного дома Саввы Ивановича, а позже кружок превратился в крупный центр русской культуры. Художники-живописцы приезжали в Абрамцево и месяцами жили там, создавая свои бессмертные полотна. Виктор Васнецов тоже был частым гостем, его вдохновляла нетронутая природа заповедных окрестностей, исконные русские ценности, поля, леса и деревенские люди как неотъемлемая часть пейзажей.

Академия Художеств

В 1893 году Васнецов-художник вошел с состав Академии Художеств и, уже будучи действительным членом Академии, продолжил плодотворную деятельность на поприще воссоздания русской культуры. Революционные движения в начале ХХ века затронули и великого художника. Васнецов не участвовал напрямую в деятельности "Союза русского народа", правомонархической организации, однако косвенно поддерживал черносотенное движение и даже финансировал отдельные издания, как, например, "Книги русской скорби". В 1912 году художник был введен во дворянство Российской Империи. А в 1915-м стал активным членом "Общества возрождения Руси", которое объединило многих художников того времени.

Разнообразие творчества

Творчество художника Васнецова отличается разнообразием стилей, чего нельзя сказать о других русских живописцах. Он создавал картины, используя противоположные жанры, иногда несовместимые друг с другом. Картины бытового характера с реальными персонажами сменялись полотнами со сказочными сюжетами. И все же красной нитью на протяжении всего творческого периода художника проходит былинно-историческая тематика. Именно в этом жанре Васнецовым были созданы его главные шедевры: "Богатыри" (1898 год), "Царь Иван Васильевич Грозный" (1897 год), "Иван-Царевич на Сером Волке" (1889 год), "Аленушка" (1881 год), "Витязь на распутье" (1882 год), "После побоища Игоря Святославовича с половцами" (1880 год).

Церковная тематика

В преддверии ХХ столетия Васнецов-художник, "Богатыри" которого, написанные в 1998 году, стали его визитной карточкой, обращается к религиозной теме. Он пишет картины для Владимирского собора в Киеве и храма Вознесения в Петербурге, известного как собор "Спас-на-Крови" на канале Грибоедова. Позже художник принял участие в росписи интерьера храма Александра Невского, который находится в столице Болгарии, Софии. А для московского храма Рождества на Пресне Васнецов создал эскизы потолочной и настенной росписи.

Гражданские проекты художника

Васнецов-художник в 1917 году полностью переключился на русский народный эпос, его картины-сказки "Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем", написанная в 1918 году, и "Кощей Бессмертный" 1926 года стали последними работами великого художника.

Кроме гениальных живописных полотен, Васнецов создал целый ряд архитектурно-исторических проектов:

  • В усадьбе Абрамцево была построена церковь "Спаса Нерукотворного" по эскизам Васнецова совместно с художником В.Д. Поленовым и архитектором П.М. Самариным (1882 г.)
  • В Абрамцево была построена "Избушка на курьих ножках", садовая беседка по сказочным мотивам (1883 г.)
  • Проект надгробного памятника Юрия Николаевича Говорухи-Отрока, русского писателя, в некрополе московского монастыря Скорбящего (1896 г.).
  • Русский павильон для Всемирной Парижской выставки 1898 года.
  • Проект особняка И. Е. Цветкова, совместно с архитектором Б.Н. Шнаубертом, в Москве на Пречистенской набережной.
  • Проект планировки главного входа Третьяковской галереи, при участии архитектора В.Н. Башкирова в Москве, переулок Лаврушинский (1901 г.).
  • Проект переходного терема из Оружейной палаты в Большой Кремлевский дворец в Москве (1901 г.).
  • Памятный крест, отличающий место гибели Князя Великого Сергея Александровича, в Москве (1908 г.), который был разрушен и впоследствии восстановлен скульптором Н.В. Орловым, а затем перенесен в Новоспасский монастырь.
  • Надгробие В.А. Грингмута праворадикального общественного деятеля, в Москве, в некрополе Скорбященского монастыря (1908 г.).
  • Собор Святого Александра Невского на в Москве, совместно с архитектором А.Н. Померанцевым (1911 г.).
  • Проект художественной почтовой марки, созданной для сбора средств в помощь жертвам войны (1914 г.).

Филателия

Васнецов-художник и его работы в свое время были широко представлены в филателии СССР:

  • Почтовая марка "Третьяковская галерея" художника А.С. Поманского выпущена в 1950 году. На марке изображен главный фасад Третьяковки, выполненный в 1906 году по эскизам Виктора Васнецова.
  • Серия почтовых марок, посвященная 25-летию смерти художника-живописца Васнецова, автор - художник И.И. Дубасов, 1951 год.
  • Почтовая марка с изображением В.М. Васнецова на картине художника И. Крамского", вышедшая в 1952 году в ИТЦ "Марка" под №1649.
  • Почтовая марка "Богатыри" (по картине Васнецова 1881-1898 гг) ИТЦ "Марка" №1650.
  • Почтовая марка "Витязь на распутье" (1882 год), выпущена в 1968 году, оформление художников А.Рязанцева и Г.Комлева, ИТЦ "Марка", №3705.
  • 150-летие рождения Васнецова было отмечено в России выпуском двойной почтовой марки с купоном.

За всю творческую жизнь великого художника им было написано несколько десятков полотен. 24 вошли в Золотой Фонд Русского искусства:

  • Год 1871 - "Могильщик".
  • Год 1876 - "С квартиры на квартиру".
  • Год 1878 - "Витязь на распутье".
  • Год 1879 - "Преферанс".
  • Год 1880 -
  • Год 1880 - "Аленушкин пруд".
  • Год 1880 - "Ковер-самолет".
  • Год 1881 - "Аленушка".
  • Год 1881 - "Три царевны подземного царства".
  • Год 1887 - "Воины Апокалипсиса".
  • Год 1889 - "Иван-Царевич на Сером Волке".
  • Год 1890 - "Крещение Руси".
  • Год 1897 - "Гамаюн".
  • Год 1897 - "Царь Иван Васильевич Грозный".
  • Год 1898 - "Богатыри".
  • Год 1899 - "Гусляры".
  • Год 1899 - "Снегурочка".
  • Год 1899 - "Встреча Олега с кудесником".
  • Год 1904 - "Страшный суд".
  • Год 1914 - "Илья Муромец".
  • Год 1914 - "Поединок Пересвета с Челубеем".
  • Год 1918 - "Царевна-лягушка".
  • Год 1918 - "Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем".
  • Год 1926 -

Виктора Михайловича Васнецова поистине можно назвать народным художником. Основное направление его картин относится к Художник является одним из самых знаменитых в мире. Нет ни одного образованного человека, который не знает название картин Васнецова.

Картина "Иван Царевич на сером волке"

Работа написана в 1889 году. Вдохновила автора одноименная сказка. На картине изображен волк, который уносит от погони Царевича и спасенную им Елену Прекрасную. Иван насторожено глядит по сторонам, а девушка, покоренная и напуганная происходящим, не поднимает взгляда.

Внимание привлекает человеческий взгляд волка. Он полон храбрости, воли и надежды на победу. В сказке волк играет роль положительного персонажа, который является верным другом Ивана Царевича. Он парит над болотами, унося влюбленную пару от опасности. Немного странным кажется цветущая яблоня и лилии, которые растут посреди болотистой местности. Таким образом, автор полотна отсылает нас познакомиться с сюжетом сказки. Ведь именно с начались приключения главных героев.

Полотно, как и многие другие работы художника, находится в Московской Государственной Третьяковской галерее. Здесь вы можете прикоснуться к прекрасному миру живописи, насладиться потрясающими работами, узнать название картин Васнецова. Экскурсоводы поведают вам историю каждого полотна.

"Богатыри"

Нет ни одного другого художника, который был бы так предан живописи, в котором писал Васнецов картины. С названиями большинства из них связаны русские народные сказки и былины. Например, над полотном «Богатыри» автор работал около 30 лет. Первый карандашный набросок Васнецов сделал в 1871 году. Она была закончена в 1898 году. Вскоре ее купил для своей галереи П. М. Третьяков.

С полотна на нас смотрят три былинных богатыря: Добрыня Никитыч, Илья Муромец, Алеша Попович. Крупные фигуры воинов символизируют силу и мощь русского народа. Общему впечатлению способствует и внушительный размер самой картины (295х446 см).

Добрыня Никитич, по преданиям, был человеком образованным, с тонкими, аристократичными чертами лица. Ему приписывали также необычные способности, считалось, что броня на его плечах была заговоренной от вражеского меча.

Илья Муромец, расположенный посередине полотна, — это не только былинный персонаж, но и реальное историческое лицо. Его биография и подвиги — события, которые происходили на самом деле.

Алеша Попович - самый молодой и стройный среди богатырей. К его седлу привязаны гусли, что говорит о том, что он не только бравый воин, но и музыкант, и весельчак по своей натуре.

"Аленушка"

По возможности посетите Третьяковскую галерею с детьми. Собственная фантазия легко перенесет ребенка в сказку, пусть и написанную маслом. Расскажите им название картин Васнецова. Особенно детям нравится полотно, на котором изображена Аленушка.

На создание этой работы автора вдохновила сказка «О сестрице Аленушке и братце Иванушке». Сам Васнецов рассказывал, что образ очень молодой девушки давно поселился в его голове. Картина родилась после того, как он встретил похожую особу в Ахтырке. Простоволосая, скромно одетая девушка с тоской и одиночеством в глазах поразила живописца. Первоначальное название картины - «Дурочка Аленушка». В те времена это слово означало не недостаток умственных способностей, а круглое сиротство.

Во всем мире любят и знают картины Васнецова. Фото с названиями привозят из России иностранные туристы. Репродукциями часто украшают стены детских садов, поликлиник. «Царевная Несмеяна», «Гамаюн», «Царевна-лягушка», «Книжная лавочка», «Ковер-самолет» и многие другие — это не просто сказки, а название картин. Васнецова не заботила оригинальность имени полотна. Его больше волновало то, насколько сильно его работы могут перенести в волшебный мир.

Васнецов Виктор Михайлович (1848–1926) - великий русский художник, один из основоположников русского модерна в его национально-романтическом варианте. Наверное, первым из великих русских художников входит в нашу младенческую жизнь своими картинами-былинами, картинами-сказками и сопровождает нас в течение жизни, давая нам толчки для размышлений не только работами названного направления, но и открываемыми нами его жанровыми полотнами, портретами и религиозной живописью.

1. Жница (1867)

Холст, масло.

Виктор Михайлович Васнецов родился 15 мая 1848 года в далеком вятском селе Лопьял в большой патриархальной семье деревенского священника. Вскоре семья переехала в село Рябове, где и прошло детство художника. Он рано начал рисовать, но по традиции сыновья должны были наследовать профессию отца, и мальчика в 1858 году отдали в духовное училище, а вскоре перевели в Вятскую духовную семинарию. На последнем курсе семинарии юноша решил, что уедет из Вятки в Петербург и поступит в Академию художеств. Исполнив две жанровые картинки - "Молочница" и "Жница" (1867) - и разыграв их в лотерее, Васнецов на вырученные деньги едет в Петербург и начинает заниматься в школе Общества поощрения художеств, а в 1868 году становится учеником Академии. Вынужденный зарабатывать деньги на жизнь, Васнецов дает частные уроки, иллюстрирует различные издания.

2. Алёнушка (1881)

Холст, масло. 121 x 173 см. Третьяковская галерея, Москва, Россия.


В 1881 году в Абрамцеве, имении русского мецената Саввы Мамонтова под Москвой, Васнецов написал одно из лучших своих произведений - "Аленушка" - на сюжет русской сказки. Трогательная нежность и глубокая поэтичность сказки взволновали чуткое, отзывчивое сердце художника. Не буквальное воспроизведение сказочного сюжета, а глубокое проникновение в его эмоциональный строй отличает картину Васнецова. Застывшая поза девочки, склоненная голова, разметавшиеся по плечам каштановые волосы, полный печали взгляд - все говорит о тоске и горе Аленушки. Природа созвучна ее настроению, она словно скорбит вместе с девочкой. Стройные березки, молоденькие елочки, окружающие Аленушку, словно оберегают ее от злого мира. Картина "Аленушка" - одна из первых в отечественном искусстве, где неразрывно слиты поэзия народных сказаний с поэтичностью и задушевностью родной русской природы.

3. С квартиры на квартиру (1876)

Холст, масло. 53,5 x 67,2 см. Третьяковская галерея, Москва, Россия.


Особый успех выпал на долю картины "С квартиры на квартиру", над которой художник работал с 1875 года. Судьба бедных, одиноких стариков, выброшенных на улицу в холодный морозный день, ищущих пристанища, взволновала художника. Глубокой печалью веет от картины, повествующей о бесприютной старости, о трагедии никому не нужных людей. "Я думаю, - писал Стасов, - каждый из нас таких встречал. Что за бедные люди, что за печальная природа человеческая!.. Прекрасная картина!"

4. Книжная лавочка (1876)

Холст, масло. 84 х 66,3см. Третьяковская галерея, Москва, Россия.


Картина "Книжная лавочка" закрепила за ним положение художника-жанриста, знающего жизнь, умеющего выразительно и ярко ее воспроизвести.

5. Ковер-самолет (1880)

Холст, масло. 165 х 297 см. Нижегородский художественный музей


Васнецов активно работает над введением фольклора в русскую живопись, отражает стороны русского национального характера (“Ковер-самолет”, 1880 г.). В своих картинах на сказочные сюжеты художник соединяет фольклорную фантастичность с религиозным учением и научным взглядом на мир.

6. Затишье (1881)

Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея, Москва.


В.А. Гиляровский. О картине В.М. Васнецова «Затишье».

«Дремлют сосны. Дремлют дали.
Отдыхая, дремлет лес.
В воды тихие упали
Отражения небес.

Под сосной сижу я в думах…
И затишье, и покой –
И в шептанье хвой угрюмых
Радость жизни предо мной».

7. Витязь на распутье (1882)

Холст, масло. 167х299 см, ГРМ.


"Противоположения жанра и истории, - писал В.Васнецов, - в душе моей никогда не было, а стало быть и перелома или какой-либо переходной борьбы во мне не происходило... Я всегда был убежден, что в жанровых и исторических картинах... в сказке, песне, былине, драме сказывается весь целый облик народа, внутренний и внешний, с прошлым и настоящим, а может быть и будущим... Плох тот народ, который не помнит, не ценит и не любит своей истории".

8. Воины Апокалипсиса (1887)

Холст, масло.


«Четыре всадника Апокалипсиса» - термин, описывающий четырёх персонажей из шестой главы Откровения Иоанна Богослова, последней из книг Нового Завета. До сих пор нет единого мнения что именно олицетворяет каждый из всадников, однако их часто именуют Завоеватель (Чума, Болезнь), Война, Голод и Смерть. Бог призывает их и наделяет силой сеять святой хаос и разрушение в мире. Всадники появляются строго друг за другом, каждый с открытием очередной из первых четырёх из семи печатей книги Откровения. Появлению каждого из всадников предшествует снятие Агнцем печатей с Книги Жизни. После снятия каждой из первых четырёх печатей тетраморфы восклицают Иоанну - «иди и смотри» - и перед ним поочерёдно появляются апокалиптические всадники.

На картине всадник на белом коне - чума, на рыжем - война, на вороном - голод, на бледном - смерть.

Из Откровения Иоанна Богослова:

Всадник на белом коне
"И я видел, что Агнец снял первую из семи печатей, и я услышал одно из четырёх животных, говорящее как бы громовым голосом: иди и смотри. Я взглянул, и вот, конь белый, и на нем всадник, имеющий лук, и дан был ему венец; и вышел он как победоносный, и чтобы победить. (Откр.6:1-2)"

Всадник на рыжем коне
"И когда он снял вторую печать, я слышал второе животное, говорящее: иди и смотри. И вышел другой конь, рыжий; и сидящему на нем дано взять мир с земли, и чтобы убивали друг друга; и дан ему большой меч. (Откр.6:3-4)"

Всадник на вороном коне
"И когда Он снял третью печать, я слышал третье животное, говорящее: иди и смотри. Я взглянул, и вот, конь вороной, и на нем всадник, имеющий меру в руке своей. И слышал я голос посреди четырех животных, говорящий: хиникс пшеницы за динарий, и три хиникса ячменя за динарий; елея же и вина не повреждай. (Откр.6:5-6)"

Всадник на бледном коне
"И когда Он снял четвертую печать, я слышал голос четвертого животного, говорящий: иди и смотри. И я взглянул, и вот, конь бледный, и на нем всадник, которому имя «смерть»; и ад следовал за ним; и дана ему власть над четвертою частью земли - умерщвлять мечом и голодом, и мором и зверями земными. (Откр.6:7-8)"

9. Сирин и Алконост. Песнь радости и печали (1896)

Холст, масло. 133 х 250 см. Третьяковская галерея, Москва, Россия.


«Две верных подруги – Любовь и Разлука – не ходят одна без другой». Булат Окуджава

Традиционными славянскими символами радости и печали считались две райские птицы: Сирин и Алконост. В православных бестиариях о «сиринах» говорится, что это полулюди-полуптицы, обоеполые, поющие настолько сладкие песни, что слышавший их теряет рассудок, идёт на голос, не замечая пути, падает в воду и умирает.
По другой версии: забывает жизнь свою, уходит в пустыню и, заблудившись, умирает. Сирины или вилы – духи водяных источников, умеющие летать. Впоследствии это племя в русском лубке превращается в одну единственную птицу.

В легендах Западной Европы птица Сирин считается воплощением несчастной души. Имя её легко соотнести с греческими «сиренами», легенды о которых могли быть привезены в Древнюю Русь торговым людом, ходившим по рекам от самой Византии и Греции. Сирены – хищные красавицы с головой и телом прекрасной женщины и с когтистыми птичьими лапами. Они дочери владыки пресных вод Ахелоя и одной из муз (Мельпомены или Терпсихоры). От отца они унаследовали дикий и злобный нрав, а от матери – божественный голос. Своим волшебным пением сирены заманивали на свой остров мореходов – те разбивали корабли о прибрежные рифы, а сами гибли в водоворотах или в когтях искусительниц. Сирен в древности часто изображали на надгробных памятниках и называли Музами Загробного мира.

Об Алконсте, в православной традиции, сообщается, что это птица, которая выкладывает свои яйца в морскую глубину посреди зимы, а «яйца эти праздны – не портятся и наверх всплывают», как только приходит срок. Алконост не сводит взгляда с поверхности воды и ждёт всплытия, потому очень трудно выкрасть яйцо Алконоста. Если это удаётся, то такое яйцо люди вешают под паникадилом в церкви, что является символом целостности и единения всего приходящего в неё народа. Птица Алконост – пример Божьего Милосердия и божественного промысла, потому в те семь дней, когда Алконост своих деток высматривает, море спокойно. Корабелы эти дни ценят и называют Алконостскими или Алкионовыми.

Пение Алконост радостно, поскольку она обещает Рай. Пение Сирин, как указывают средневековые источники, щемяще, Сирин тоскует о потерянном Рае, просит о возвращении на небо. В современной культуре Сирин и Алконост нерасторжимы, это устоявшиеся символы Горестного и Радостного пения.

Поэт-символист А. А. Блок откликнулся на картину стихотворением:

Густых кудрей откинув волны,
Закинув голову назад,
Бросает Сирин счастья полный,
Блаженств нездешних полный взгляд...
Другая - вся печалью мощной
Истощена, изнурена...
Тоской вседневной и всенощной
Вся грудь высокая полна...
Вдали - багровые зарницы,
Небес померкла бирюза...
И с окровавленной ресницы
Катится тяжкая слеза...

10. Богатыри (1898)

Холст, масло. 295 x 446 см. Третьяковская галерея, Москва, Россия.


На своей первой персональной выставке в 1898 году Васнецов показал "Богатырей", работа над которыми длилась около двадцати лет. Решенная в монументально-декоративном плане картина воссоздает образы трех любимейших народом героев былинного эпоса: Ильи Муромца, Добрыни Никитича и Алеши Поповича. Каждого из них отличают индивидуальные особенности. Стремясь к монументальному решению, Васнецов несколько повышает линию горизонта, и зритель как бы снизу смотрит на всадников, четкие силуэты которых выделяются на фоне светлых облаков. Тонко и благородно сочетаются яркие и звучные краски - зеленая, коричневая, красная, белая, синяя, придавая особую декоративность полотну. Пейзаж, с его необозримой ширью, пологими холмами, лугами, поросшими дикой травой, объединен плавными и спокойными ритмами с фигурами богатырей. Здесь проявилось умение Васнецова создать эпическое полотно, созвучное народным поэтическим представлениям. В 1898 году "Богатыри" заняли почетное место в Третьяковской галерее.

"Я считаю, что в истории русской живописи "Богатыри" Васнецова занимают одно из первейших мест" , - выразил общее мнение В. В. Стасов. Сравнивая "Бурлаков" Репина с "Богатырями", Стасов писал: "И тут и там - вся сила и могучая мощь русского народа. Только эта сила там - угнетенная и еще затоптанная... а здесь - сила торжествующая, спокойная и важная, никого не боящаяся и выполняющая сама, по собственной воле то, что ей нравится, что ей представляется потребным для всех, для народа".

Архитектура, как и дизайн, увлекли Васнецова, причиной тому послужило его участие в Абрамцевском художественном кружке, которое рьяно стремилось к созданию современного синтетического искусства. В Абрамцево произошло становление Васнецова как архитектора. Церковь Спаса […]

Полотно «Христос Вседержитель» создавалось Васнецовым на протяжении 9 лет, с 1885 по 1896 годы. Художник изобразил образ Иисуса Христа, заключенным в круг идеальной формы, в центральной части композиции, фоном для него Васнецов […]

Государственная Третьяковская галерея, Москва. Картина «Плащаница» (иначе ее называют "Возложение во гроб") была написана Виктором Васнецовым в 1901 году. Она изображает евангельскую сцену похорон распятого Иисуса Христа. В центре полотна изображен Христос […]

1885; акварель; Государственная Третьяковская галерея. Знаток русского фольклора, любитель драматичных сказочных сюжетов, Виктор Михайлович Васнецов предстает в не самой привычной для себя ипостаси. Акварельный эскиз под названием "Весна-красна" – не отдельное произведение, […]

В 1873 году Александр Островский написал свою знаменитую пьесу "Снегурочка", которая была поставлена на театральной сцене. Декорациями к постановке занимались многие мастера того времени, однако особое место занимают работы Виктора Михайловича Васнецова. […]

Васнецов известен своими художественными работами на сказочные и былинные темы. Однако список тем его творчества обширен. Он писал портреты, картины на бытовые и религиозные темы. Написание портретов близких людей помогало Васнецову создать […]

Виктор Михайлович Васнецов родился в 1848 году 15 мая в селе со смешным названием Лопьял. Отец Васнецова был священником, также как и его дед и прадед. В 1850 году Михаил Васильевич увез семью в село Рябово. Это было связано с его службой. У Виктора Васнецова было 5 братьев, один из которых также стал знаменитым художников, звали его Аполлинарий.

Талант Васнецова проявился с детства, но крайне неудачное денежное положение в семье не оставило вариантов, как отдать Виктора в Вятское духовное училище в 1858 году. Уже в 14-летнем возрасте Виктор Васнецов учился в Вятской духовной семинарии. Детей священников туда брали бесплатно.

Так и не окончив семинарию, в 1867 году Васнецов отправился в Петербург поступать в Академию художеств. Денег у него было совсем мало, и Виктор выставил на «аукцион» 2 свои картины – «Молочница» и «Жница». До отъезда он так и не получил за них денег. 60 рублей за эти две картины он получил спустя несколько месяцев уже в Петербурге. Прибыв в столицу, у молодого художника было всего 10 рублей.

Васнецов отлично справился с экзаменом по рисованию и сразу был зачислен в Академию. Около года он занимался в Рисовальной школе, где и познакомился со своим учителем – .

К занятиям в Академии художеств Васнецов приступил в 1868 году. В это время он сдружился с , и даже одно время они жили на одной квартире.

Хоть Васнецову и нравилось в Академии, но он ее не закончил, уехав в в 1876 году, где прожил больше года. В это время там же находился и Репин в командировке. Они также поддерживали дружеские отношения.

После возвращения в Москву Васнецова сразу приняли в Товарищество передвижных художественных выставок. К этому времени стиль рисования художника значительно меняется, да и не только стиль, сам Васнецов перебирается жить в Москву, где сближается с Третьяковым и Мамонтовым. Именно в Москве Васнецов раскрылся. Ему нравилось находиться в этом городе, он чувствовал себя легко и выполнял различные творческие работы.

Более 10 лет Васнецов оформлял Владимирский собор в Киеве. В этом ему помогал М. Нестеров. Именно после окончания этой работы, Васнецова можно по праву назвать великим русским иконописцем.

1899 год стал пиком популярности художника. На своей выставке Васнецов представил публике .

После революции Васнецов стал жить уже не в России, а в СССР, что его серьезно угнетало. Люди уничтожали его картины, относились неуважительно к художнику. Но до конца своей жизни Виктор Михайлович был верен своему делу – он рисовал. Умер он 23 июля 1926 года в Москве, так и не закончив портрет своего друга и ученика М. Нестерова.