Почему городничий хотел стать генералом. Городничий как наиболее крупная фигура среди «хозяев» города
SHARE
TWEET
Ъ и ь знакт
A guest Nov 26th, 2015 2,072 Never
ФИО_____________лещенко илья денисович_____________________
Класс___________10 В_______________________
Дата__________25.11.2015__________________________
Упражнение 1.
1. В эту минуту раздались пьяные крики гостей. 2. Сам решился он Чичиков] сочинить крепости, написать и переписать, чтоб не платить ничего подьячим. 3. Она села за фортепьяно и сыграла несколько любимых его пес. 4. Лакей обезьянничает их манеры, замашки. 5. Высокий зеленый бурьян рос на том месте, где когда-то был двор. 6. Обивка на креслах первых рядов и на барьерах лож давно выцвела. 7. Разъяренная река пенилась и схлестывала волнами гранитные парапеты набережной. 8. Порой выходила группа отэкзаменовавшихся гимназистов, весело разговаривавших об удаче или озабоченно - о возможности провала. 9. Повар давал им [матросам] вываренное бульонное мясо. 10. Среди большой чистой площадки на высоком пьедестале высился слепок могучей фигуры Давида. 11. Вот нам и еще один компаньон для пикника. 12. Неподалеку, за деревьями, открывался необъятный лазурный простор. 13. При малейшем изъяне в костюме, при оторванных пуговицах этот костюм должен сдаваться для починки, чистки и пр. 14. Мы уж с отцом отужинали. 15. Мы отходили на север, прикрываясь все время сильными арьергардами. 16. Письма Андрея стали неотъемлемой частью моей жизни. 17. Аксинья сузила глаза, шевельнув черными бровями. 18. Настал день премьеры, подготавливавшейся свыше полугода. 19. Мы предъявили Фокину ряд требований, и прежде всего о повышении заработной платы.
Упражнение 2.
Перепишите, вставляя, где нужно, пропущенные буквы.
1. В городке было сконцентрировано несколько батальонов пехоты. 2. Сначала производились натурные съемки, затем работа была перенесена в павильоны кинофабрики. 3. Богатый выбор подарков ко дню 8 Марта можно найти в магазинах Главювелирторга. 4. Во время ремонта театра были заменены межъярусные перекрытия. 5. В газете опубликовано интервью с руководителем иностранной делегации. 6. Новые методы работы позволили сэкономить много времени и средств. 7. Активная контратака противника поставила в затруднительное положение молодого шахматиста. 8. Работу переводчика облегчил недавно изданный трехъязычный словарь. 9. В такую вьюжную ночь нетрудно было сбиться с пути в незнакомых местах. 10. По ночам нередки были заморозки, и листья на деревьях съёжились от холода. 11. Для пересылки срочных и важных документов была использована фельдъегерская связь. 12. Крестьяне неоднократно восставали, стремясь избавиться от тяжести подъяремной жизни в условиях крепостничества. 13. Берясь за какую-либо работу, нужно объективно оценивать свои возможности. 14. Денежные знаки старого образца были изъяты из обращения. 15. На заре человеческой жизни почти любое явление природы казалось людям сверхъестественным и необъяснимым. 16. Химик производил опыты с какими-то четырехэлементными соединениями. 17. В основе таких теорий, как пантюркизм, панъяпонизм, лежат не столько религиозные, сколько политические цели. 18. Гигантский советский реактивный самолет совершил трансъевропейский перелет за несколько часов.
Упражнение 3.
Вставьте, где необходимо, пропущенные разделительные ъ и ь.
Авиньон, адъюнктура, адъютант, арьергард, батальон, безабзацный, безаварийный, безухий, безъёмкостный, безъядерный, безъязыкий, бульон, взобраться, взъесться, въесться, въехать, вьёт, Вьетнам, вьюн, двухаршинный, двухъярусный, дезактивация, дезустановка, детясли, досье, друзья, дьявол, изобличить, изукрасить, изъевший, изъездить, изъявлять, изъян, интервью, инъекция, инюрколлегия, иняз, канон, контратака, контругроза, контрудар, контрярус, контрэкспозиция, конъюнктивит, конъюнктура, котильон, литьё, медальон, межамериканский, межъевропейский, межэлементный, миньон, навьючить, надъязычный, необъятный, неотъемлемый, обучение, объединение, объект, объектив, объективный, объехать, объятый, отутюженный, отучить, отъюлить, отъявленный, отэкзаменовать, панамериканский, панъевропейский, папильотка, пододеяльник, подопытный, подельник, подъём, подъязычный, подьячий, предупредить, предъюбилейный, предъявитель, птичьи, разахаться, разукрасить, разъединённый, разъярённый, рьяный, сафьян, сверхобтекаемый, сверхъёмкий, сверхъестественный, сверхэкономный, синьор, собезьянничать, сориентироваться, стулья, субъект, субъективный, субъядерный, суперагент, съедобный, съёжиться, съехидничать, съябедничать, съязвить, сэкономить, трансокеанский, транссибирский, трансурановый, трансъевропейский, трёхосный, трёхуровневый, трёхъярусный, фельдьегерь, четырёхъярусный, четырёхэтажный, шансонье, шьют.
Упражнение 4.
Вставьте, где необходимо, пропущенные ъ и ь.
1. Даже во тьме окружающая природа была жалка (Платонов). 2. Стёпа, тараща глаза, увидел, что на маленьком столике сервирован поднос, на коем имеется нарезанный белый хлеб, паюсная икра в вазочке, белые маринованные грибы на тарелочке, что-то в кастрюльке и, наконец, водка в объёмистом ювелиршином графинчике (Булгаков). 3. Привёл раз мне один мужичок гончую (Пришвин). 4. Батальон, с которым он шёл из крепости, находился в арьергарде (Л. Толстой). 5. Отец весь как-то съёжился (Чуковский). 6. Черный маг раскинулся на каком-то необъятном диване (Булгаков). 7. На артисте было только чёрное бельё и чёрные же востроносые туфли (Булгаков). 8. Эх, слышь хозяйка, а это что за человек у стола уснул? (Арбузов) 9. Ты мнительный человек и из мухи делаешь протодьякона (Чехов). 10. Что-то нехорошее творилось в его маленьком изъязвлённом сердце (Андреев). 11. А теперь им предлагалось поверить в реальность нового, субатомного мира (Данин). 12. Всё показалось ему беднее, меньше, жальче (Тынянов). 13. Ведь почему хочется быть генералом? – Потому что, случится, поедешь куда-нибудь – фельдъегеря и адъютанты поскачут везде вперёд: «лошадей» (Гоголь). 14. Матвея осенила простая и гениальная мысль, и тотчас же, по своей горячности, он осыпал себя проклятием за то, что она не пришла ему раньше (Булгаков). 15. Кирпичные ступеньки вели из подвала к двери на двор (Булгаков). 16. На заводские дворы пришли каменщики, арматурщики, плотники, бетонщики (Кочетов). 17. Как приятно в ясный декабрьский или январский день побродить по глухому лесу (Пришвин). 18. Молча, с серьёзным видом, он навьючивал на лошадей какие-то тюки сверхъестественной величины (Рыбников). 19. Цыган хотел было кнутом ожечь эту девку (А.Н. Толстой). 20. К подъездам гостиниц уже вели маленьких мышастых осликов (Бунин). 21. Среди полных столов вот рядком старики-объедалы (Некрасов). 22. Что же говорил вам Германн, или как бишь его? (Пушкин) 23. Он с новой мыслью поглядел на этот земляной холм, под которым тоже лежал какой-нибудь небольшой народ, перемешав свои кости, потеряв имя и тело, чтобы не привлекать больше к себе никаких мучителей (Платонов). 24. Он даже не знал, почувствуют ли больные здоровье (Платонов). 25. Из ближних рощ, с пашен и пастбищ – отовсюду доносится радостная птичья разноголосица (Пришвин). 26. Полукругом изогнулся двухэтажный павильон сельского хозяйства, украшенный деревянной резьбой (М. Горький). 27. Стремительным маршем идут батальоны (Сурков). 28. Он уложил Айдым рядом с матерью (Платонов). 29. Овцы прожили вместе с пастушьими собаками несколько лет (Платонов). 30. В двадцать третьем году я был послан в дальний вояж на шлюпке «Отважный» (Станюкович). 31. Дядя обещал при первом случае об..яснит..ся с племянником (Гончаров). 32. И вот проклятая зелень перед глазами растаяла, стали выговариваться слова (Булгаков). 33. Вчерашний день лепился из кусочков, но всё-таки тревога не покидала директора Варьете (Булгаков). 34. Позвольте с вами рассчитаться (Булгаков). 35. И сам ты поднимаешься на всём к завьюженному радостному небу (Луговской). 36. В эту минуту раздались пьяные крики гостей (Гоголь). 37. Она села за фортепьяно и сыграла несколько любимых его пьес (Гончаров). 38. Обивка на креслах первых рядов и на барьерах ложь давно выцвела (Мамин-Сибиряк). 39. Тут Стёпа отчётливо увидел какого-то странного субъекта – длинного, как жердь, и в пенсне (Булгаков). 40. Чагатаев опустил голову женщины обратно на землю и пошёл навстречу блуждающим овцам. Сначала он шёл обыкновенно, но потом, когда день стал покрываться ночью, он побежал скорее вперёд, чтобы не пропустить овец во тьме (Платонов).
RAW Paste Data
ФИО_____________лещенко илья денисович_____________________ Класс___________10 В_______________________ Дата__________25.11.2015__________________________ Упражнение 1. Перепишите, вставляя, где нужно, пропущенные буквы. 1. В эту минуту раздались пьяные крики гостей. 2. Сам решился он Чичиков] сочинить крепости, написать и переписать, чтоб не платить ничего подьячим. 3. Она села за фортепьяно и сыграла несколько любимых его пес. 4. Лакей обезьянничает их манеры, замашки. 5. Высокий зеленый бурьян рос на том месте, где когда-то был двор. 6. Обивка на креслах первых рядов и на барьерах лож давно выцвела. 7. Разъяренная река пенилась и схлестывала волнами гранитные парапеты набережной. 8. Порой выходила группа отэкзаменовавшихся гимназистов, весело разговаривавших об удаче или озабоченно — о возможности провала. 9. Повар давал им [матросам] вываренное бульонное мясо. 10. Среди большой чистой площадки на высоком пьедестале высился слепок могучей фигуры Давида. 11. Вот нам и еще один компаньон для пикника. 12. Неподалеку, за деревьями, открывался необъятный лазурный простор. 13. При малейшем изъяне в костюме, при оторванных пуговицах этот костюм должен сдаваться для починки, чистки и пр. 14. Мы уж с отцом отужинали. 15. Мы отходили на север, прикрываясь все время сильными арьергардами. 16. Письма Андрея стали неотъемлемой частью моей жизни. 17. Аксинья сузила глаза, шевельнув черными бровями. 18. Настал день премьеры, подготавливавшейся свыше полугода. 19. Мы предъявили Фокину ряд требований, и прежде всего о повышении заработной платы. Упражнение 2. Перепишите, вставляя, где нужно, пропущенные буквы. 1. В городке было сконцентрировано несколько батальонов пехоты. 2. Сначала производились натурные съемки, затем работа была перенесена в павильоны кинофабрики. 3. Богатый выбор подарков ко дню 8 Марта можно найти в магазинах Главювелирторга. 4. Во время ремонта театра были заменены межъярусные перекрытия. 5. В газете опубликовано интервью с руководителем иностранной делегации. 6. Новые методы работы позволили сэкономить много времени и средств. 7. Активная контратака противника поставила в затруднительное положение молодого шахматиста. 8. Работу переводчика облегчил недавно изданный трехъязычный словарь. 9. В такую вьюжную ночь нетрудно было сбиться с пути в незнакомых местах. 10. По ночам нередки были заморозки, и листья на деревьях съёжились от холода. 11. Для пересылки срочных и важных документов была использована фельдъегерская связь. 12. Крестьяне неоднократно восставали, стремясь избавиться от тяжести подъяремной жизни в условиях крепостничества. 13. Берясь за какую-либо работу, нужно объективно оценивать свои возможности. 14. Денежные знаки старого образца были изъяты из обращения. 15. На заре человеческой жизни почти любое явление природы казалось людям сверхъестественным и необъяснимым. 16. Химик производил опыты с какими-то четырехэлементными соединениями. 17. В основе таких теорий, как пантюркизм, панъяпонизм, лежат не столько религиозные, сколько политические цели. 18. Гигантский советский реактивный самолет совершил трансъевропейский перелет за несколько часов. Упражнение 3. Вставьте, где необходимо, пропущенные разделительные ъ и ь. Авиньон, адъюнктура, адъютант, арьергард, батальон, безабзацный, безаварийный, безухий, безъёмкостный, безъядерный, безъязыкий, бульон, взобраться, взъесться, въесться, въехать, вьёт, Вьетнам, вьюн, двухаршинный, двухъярусный, дезактивация, дезустановка, детясли, досье, друзья, дьявол, изобличить, изукрасить, изъевший, изъездить, изъявлять, изъян, интервью, инъекция, инюрколлегия, иняз, канон, контратака, контругроза, контрудар, контрярус, контрэкспозиция, конъюнктивит, конъюнктура, котильон, литьё, медальон, межамериканский, межъевропейский, межэлементный, миньон, навьючить, надъязычный, необъятный, неотъемлемый, обучение, объединение, объект, объектив, объективный, объехать, объятый, отутюженный, отучить, отъюлить, отъявленный, отэкзаменовать, панамериканский, панъевропейский, папильотка, пододеяльник, подопытный, подельник, подъём, подъязычный, подьячий, предупредить, предъюбилейный, предъявитель, птичьи, разахаться, разукрасить, разъединённый, разъярённый, рьяный, сафьян, сверхобтекаемый, сверхъёмкий, сверхъестественный, сверхэкономный, синьор, собезьянничать, сориентироваться, стулья, субъект, субъективный, субъядерный, суперагент, съедобный, съёжиться, съехидничать, съябедничать, съязвить, сэкономить, трансокеанский, транссибирский, трансурановый, трансъевропейский, трёхосный, трёхуровневый, трёхъярусный, фельдьегерь, четырёхъярусный, четырёхэтажный, шансонье, шьют. Упражнение 4. Вставьте, где необходимо, пропущенные ъ и ь. 1. Даже во тьме окружающая природа была жалка (Платонов). 2. Стёпа, тараща глаза, увидел, что на маленьком столике сервирован поднос, на коем имеется нарезанный белый хлеб, паюсная икра в вазочке, белые маринованные грибы на тарелочке, что-то в кастрюльке и, наконец, водка в объёмистом ювелиршином графинчике (Булгаков). 3. Привёл раз мне один мужичок гончую (Пришвин). 4. Батальон, с которым он шёл из крепости, находился в арьергарде (Л. Толстой). 5. Отец весь как-то съёжился (Чуковский). 6. Черный маг раскинулся на каком-то необъятном диване (Булгаков). 7. На артисте было только чёрное бельё и чёрные же востроносые туфли (Булгаков). 8. Эх, слышь хозяйка, а это что за человек у стола уснул? (Арбузов) 9. Ты мнительный человек и из мухи делаешь протодьякона (Чехов). 10. Что-то нехорошее творилось в его маленьком изъязвлённом сердце (Андреев). 11. А теперь им предлагалось поверить в реальность нового, субатомного мира (Данин). 12. Всё показалось ему беднее, меньше, жальче (Тынянов). 13. Ведь почему хочется быть генералом? - Потому что, случится, поедешь куда-нибудь - фельдъегеря и адъютанты поскачут везде вперёд: «лошадей» (Гоголь). 14. Матвея осенила простая и гениальная мысль, и тотчас же, по своей горячности, он осыпал себя проклятием за то, что она не пришла ему раньше (Булгаков). 15. Кирпичные ступеньки вели из подвала к двери на двор (Булгаков). 16. На заводские дворы пришли каменщики, арматурщики, плотники, бетонщики (Кочетов). 17. Как приятно в ясный декабрьский или январский день побродить по глухому лесу (Пришвин). 18. Молча, с серьёзным видом, он навьючивал на лошадей какие-то тюки сверхъестественной величины (Рыбников). 19. Цыган хотел было кнутом ожечь эту девку (А.Н. Толстой). 20. К подъездам гостиниц уже вели маленьких мышастых осликов (Бунин). 21. Среди полных столов вот рядком старики-объедалы (Некрасов). 22. Что же говорил вам Германн, или как бишь его? (Пушкин) 23. Он с новой мыслью поглядел на этот земляной холм, под которым тоже лежал какой-нибудь небольшой народ, перемешав свои кости, потеряв имя и тело, чтобы не привлекать больше к себе никаких мучителей (Платонов). 24. Он даже не знал, почувствуют ли больные здоровье (Платонов). 25. Из ближних рощ, с пашен и пастбищ - отовсюду доносится радостная птичья разноголосица (Пришвин). 26. Полукругом изогнулся двухэтажный павильон сельского хозяйства, украшенный деревянной резьбой (М. Горький). 27. Стремительным маршем идут батальоны (Сурков). 28. Он уложил Айдым рядом с матерью (Платонов). 29. Овцы прожили вместе с пастушьими собаками несколько лет (Платонов). 30. В двадцать третьем году я был послан в дальний вояж на шлюпке «Отважный» (Станюкович). 31. Дядя обещал при первом случае об..яснит..ся с племянником (Гончаров). 32. И вот проклятая зелень перед глазами растаяла, стали выговариваться слова (Булгаков). 33. Вчерашний день лепился из кусочков, но всё-таки тревога не покидала директора Варьете (Булгаков). 34. Позвольте с вами рассчитаться (Булгаков). 35. И сам ты поднимаешься на всём к завьюженному радостному небу (Луговской). 36. В эту минуту раздались пьяные крики гостей (Гоголь). 37. Она села за фортепьяно и сыграла несколько любимых его пьес (Гончаров). 38. Обивка на креслах первых рядов и на барьерах ложь давно выцвела (Мамин-Сибиряк). 39. Тут Стёпа отчётливо увидел какого-то странного субъекта - длинного, как жердь, и в пенсне (Булгаков). 40. Чагатаев опустил голову женщины обратно на землю и пошёл навстречу блуждающим овцам. Сначала он шёл обыкновенно, но потом, когда день стал покрываться ночью, он побежал скорее вперёд, чтобы не пропустить овец во тьме (Платонов).
◊ Потребность в свободе от страха, тревоги и хаоса.
◊ Потребность в структуре, порядке, законе, ограничениях.
Потребности принадлежности и любви:
◊ Потребность в любви и привязанности.
◊ Потребность в дружбе.
◊ Потребность в принятии (когда социальная группа принимает человека как часть себя: сюда входят родовые отношения, отношения на работе, в коллективе, группы по интересам; даже преступные группы).
Потребности признания:
◊ Потребность в признании.
◊ Потребность в высокой оценке.
◊ Потребность в достижении успеха.
◊ Потребность в репутации и престиже.
Потребности самоактуализации
Эта потребность заключается в том, что каждый человек стремится соответствовать своему назначению или призванию. К потребностям самоактуализации относятся:
◊ Потребность в творчестве.
◊ Потребность в самовыражении через воспитание детей, установление рекордов, изобретение чего-то нового.
◊ Потребность в любимой работе (основная цель которой – не приносить доход, а доставлять удовлетворение) тоже относится к потребностям самоактуализации.
Потребности познания и понимания:
◊ Потребность в учебе.
◊ Потребность в информации.
◊ Потребность в развлечениях.
◊ Любопытство.
◊ Потребность в истолковании и понимании.
◊ Потребность в достижении истины.
Эстетические потребности:
◊ Потребность в красоте (это понятие имеет самый широкий диапазон).
◊ Потребность в искусстве: музыке, живописи, литературе – на любом уровне.
На первый взгляд может показаться, что все это не имеет прямого отношения к актерской профессии. Однако любые поступки любых персонажей можно объяснить одной или несколькими потребностями, перечисленными выше. Потребности не только рождают мотивацию, но и способны изменить мироощущение персонажа. Маслоу пишет:
«В качестве еще одной специфической характеристики организма, подчиненного единственной потребности, можно назвать специфическое изменение личной философии будущего. Человеку, измученному голодом, раем покажется такое место, где можно до отвала наесться. Ему кажется, что если бы он мог не думать о хлебе насущном, то он был бы совершенно счастлив и не пожелал бы ничего другого. Саму жизнь он мыслит в терминах еды, все остальное, не имеющее отношения к предмету его вожделений, воспринимается им как несущественное, второстепенное. Он считает бессмыслицей такие вещи, как любовь, свобода, братство, уважение, его философия предельно проста и выражается присказкой: «Любовью сыт не будешь». О голодном нельзя сказать: «Не хлебом единым жив человек», потому что голодный человек живет именно хлебом и только хлебом».
Все это абсолютно верно по отношению к такому персонажу, как Хлестаков. Когда он появляется во втором явлении второго действия пьесы «Ревизор», им движет именно голод:
Явление II
Осип и Хлестаков.
ХЛЕСТАКОВ. На, прими это. (Отдает фуражку и тросточку) А, опять валялся на кровати?
ОСИП. Да зачем же бы мне валяться? Не видал я разве кровати, что ли?
ХЛЕСТАКОВ. Врешь, валялся; видишь, вся склочена.
ОСИП. Да на что мне она? Не знаю я разве, что такое кровать? У меня есть ноги; я и постою. Зачем мне ваша кровать?
ХЛЕСТАКОВ (ходит по комнате). Посмотри, там в картузе табаку нет?
ОСИП. Да где ж ему быть, табаку? Вы четвертого дня последнее выкурили.
ХЛЕСТАКОВ (ходит и разнообразно сжимает свои губы; наконец говорит громким и решительным голосом). Послушай… эй, Осип!
ОСИП. Чего изволите?
ХЛЕСТАКОВ (громким, но не столь решительным голосом). Ты ступай туда.
ОСИП. Да нет, я и ходить не хочу.
ХЛЕСТАКОВ. Как ты смеешь, дурак!
ОСИП. Да так; все равно, хоть и пойду, ничего из этого не будет. Хозяин сказал, что больше не даст обедать.
ХЛЕСТАКОВ. Как он смеет не дать? Вот еще вздор!
ОСИП. "Еще, говорит, и к городничему пойду; третью неделю барин денег не плотит. Вы-де с барином, говорит, мошенники, и барин твой – плут. Мы-де, говорят, этаких шерамыжников и подлецов видали".
ХЛЕСТАКОВ. А ты уж и рад, скотина, сейчас пересказывать мне все это.
ОСИП. Говорит: "Этак всякий придет, обживется, задолжается, после и выгнать нельзя. Я, говорит, шутить не буду, я прямо с жалобой, чтоб на съезжую да в тюрьму".
ХЛЕСТАКОВ. Ну, ну, дурак, полно! Ступай, ступай скажи ему. Такое грубое животное!
ОСИП. Да лучше я самого хозяина позову к вам.
ХЛЕСТАКОВ. На что ж хозяина? Ты поди сам скажи.
ОСИП. Да, право, сударь…
ХЛЕСТАКОВ. Ну, ступай, черт с тобой! позови хозяина.
Осип уходит.
Явление III
ХЛЕСТАКОВ один. Ужасно как хочется есть! Так немножко прошелся, думал, не пройдет ли аппетит, – нет, черт возьми, не проходит, Да, если б в Пензе я не покутил, стало бы денег доехать домой. Пехотный капитан сильно поддел меня: штосы удивительно, бестия, срезывает. Всего каких-нибудь четверть часа посидел – и все обобрал. А при всем том страх хотелось бы с ним еще раз сразиться. Случай только не привел. Какой скверный городишко! В овошенных лавках ничего не дают в долг. Это уж просто подло. (Насвистывает сначала из "Роберта", потом "Не шей ты мне матушка", а наконец ни се ни то.) Никто не хочет идти.
Если актер, играющий Хлестакова, будет произносить свой текст в этом отрывке без учета потребностей своего персонажа, то роль просто не получится. Голод Хлестакова в первом акте пьесы как бы дает импульс всей роли. После завтрака в богоугодном заведении Земляники начинают раскрываться главные свойства Хлестакова – авантюризм, тщеславие, склонность к вранью, бахвальство. То есть, голод его растет, только этот голод уже другого порядка, эмоционального. Хлестаков изголодался не только по еде, но и по человеческому вниманию и общественному признанию, которого у него никогда не было. «Утоление голода» – так можно назвать основную задачу роли.
Без знания потребностей и мотивов персонажа актер не сможет создать на сцене яркий и запоминающийся образ. Ключ к распознаванию мотивов – наблюдение за людьми в их обыденной деятельности.
Контрольные вопросы:
* Что входит в понятие «побудительные причины деятельности»?
* Что такое мотивация?
* Какие потребности лежат в основе мотивации выборов и поступков человека? Приведите примеры этих потребностей.
Тренинговое задание № 1:
1. Прочитайте пьесу «Ревизор». Выберите небольшой отрывок, например, сцену из пятого действия, где Городничий и Анна Андреевна мечтают о будущем. Подумайте и запишите, какими потребностями мотивированы слова и поступки каждого персонажа.
Действие пятое, явление I
Городничий, Анна Андреевна и Марья Антоновна.
ГОРОДНИЧИЙ. Что, Анна Андреевна? а? Думала ли ты что-нибудь об этом? Экой богатый приз, канальство! Ну, признайся откровенно: тебе и во сне не виделось – просто из какой-нибудь городничихи и вдруг… фу ты, канальство!.. с каким дьяволом породнилась!
АННА АНДРЕЕВНА. Совсем нет; я давно это знала. Это тебе в диковинку, потому что ты простой человек, никогда не видел порядочных людей.
ГОРОДНИЧИЙ. Я сам, матушка, порядочный человек. Однако ж, право, как подумаешь, Анна Андреевна, какие мы с тобой теперь птицы сделались! а, Анна Андреевна? Высокого полета, черт побери! Постой же, теперь я задам перцу все этим охотникам подавать просьбы и доносы. Эй, кто там?
Входит квартальный.
А, это ты, Иван Карпович! Призови-ка сюда, брат, купцов! Вот я их, каналий! Так жаловаться на меня? Вишь ты, проклятый иудейский народ! Постойте ж, голубчики! Прежде я вас кормил до усов только, а теперь накормлю до бороды. Запиши всех, кто только ходил бить челом на меня, и вот этих больше всего писак, писак, которые закручивали им просьбы. Да объяви всем, чтоб знали: что вот, дескать, какую честь бог послал городничему, – что выдает дочь свою не то чтобы за какого-нибудь простого человека, а за такого, что и на свете еще не было, что может всё сделать, всё, всё, всё! Всем объяви, чтобы все знали. Кричи во весь народ, валяй в колокола, черт возьми! Уж когда торжество, так торжество!
Квартальный уходит.
Так вот как, Анна Андреевна, а? Как же мы теперь, где будем жить? Здесь или в Питере?
АННА АНДРЕЕВНА. Натурально, в Петербурге. Как можно здесь оставаться!
ГОРОДНИЧИЙ. Ну, в Питере так в Питере; а оно хорошо бы и здесь. Что, ведь, я думаю, уже городничество тогда к черту, а, Анна Андреевна?
АННА АНДРЕЕВНА. Натурально, что за городничество!
ГОРОДНИЧИЙ. Ведь оно, как ты думаешь, Анна Андреевна, теперь можно большой чин зашибить, потому что он запанибрата со всеми министрами и во дворец ездит, так поэтому может такое производство сделать, что со временем и в генералы влезешь. Как ты думаешь, Анна Андреевна: можно влезть в генералы?
АННА АНДРЕЕВНА. Еще бы! конечно, можно.
ГОРОДНИЧИЙ. А, черт возьми, славно быть генералом! Кавалерию повесят тебе через плечо. А какую кавалерию лучше, Анна Андреевна: красную или голубую?
АННА АНДРЕЕВНА. Уж конечно, голубую лучше.
ГОРОДНИЧИЙ. Э? вишь, чего захотела! хорошо и красную. Ведь почему хочется быть генералом? – потому что, случится, поедешь куда-нибудь – фельдъегеря и адъютанты поскачут везде вперед: “Лошадей!” И там на станциях никому не дадут, все дожидается: все эти титулярные, капитаны, городничие, а ты себе и в ус не дуешь. Обедаешь где-нибудь у губернатора, а там – стой, городничий! Хе, хе, хе! (Заливается и помирает со смеху.) Вот что, канальство, заманчиво!
АННА АНДРЕЕВНА. Тебе все такое грубое нравится. Ты должен помнить, что жизнь нужно совсем переменить, что твои знакомые будут не то что какой-нибудь судья-собачник, с которым ты ездишь травить зайцев, или Земляника; напротив, знакомые твои будут с самым тонким обращением: графы и все светские… Только я, право, боюсь за тебя: ты иногда вымолвишь такое словцо, какого в хорошем обществе никогда не услышишь.
ГОРОДНИЧИЙ. Что ж? ведь слово не вредит.
АННА АНДРЕЕВНА. Да хорошо, когда ты был городничим. А там ведь жизнь совсем другая.
ГОРОДНИЧИЙ. Да, там, говорят есть две рыбицы: ряпушка и корюшка, такие, что только слюнка потечет, как начнешь есть.
АННА АНДРЕЕВНА. Ему все бы только рыбки! Я не иначе хочу, чтоб наш дом был первый в столице и чтоб у меня в комнате такое было амбре, чтоб нельзя было войти и нужно было только этак зажмурить глаза. (Зажмуривает глаза и нюхает.) Ах, как хорошо!
Городничий, Анна Андреевна и Марья Антоновна.
городничий. Что, Анна Андреевна? а? Думала ли ты что-нибудь об этом?
Этой богатый приз, канальство! Ну, признайся откровенно: тебе и во сне не виделось - просто из какой-нибудь городничихи и вдруг... фу ты, канальство!..с каким дьяволом породнилась!
анна андреевна. Совсем нет; я давно это знала. Это тебе в диковинку, потому что ты простой человек, никогда не видел порядочных людей.
городничий. Я сам, матушка, порядочный человек. Однако ж, право, как подумаешь, Анна Андреевна, какие мы с тобой теперь птицы сделались! а, Анна Андреевна? Высокого полета, черт побери! Постой же, теперь я задам перцу все этим охотникам подавать просьбы и доносы. Эй, кто там?
Входит квартальный.
А, это ты, Иван Карпович! Призови-ка сюда, брат, купцов! Вот я их, каналий! Так жаловаться на меня? Вишь ты, проклятый иудейский народ! Постойте ж, голубчики! Прежде я вас кормил до усов только, а теперь накормлю до бороды. Запиши всех, кто только ходил бить челом на меня, и вот этих больше всего писак, писак, которые закручивали им
просьбы. Да объяви всем, чтоб знали: что вот, дескать, какую честь бог послал городничему, - что выдает дочь свою не то чтобы за какого-нибудь простого человека, а за такого, что и на свете еще не было, что может всё сделать, всё, всё, всё! Всем объяви, чтобы все знали. Кричи во весь народ, валяй в колокола, черт возьми! Уж когда торжество, так торжество!
Квартальный уходит.
Так вот как, Анна Андреевна, а? Как же мы теперь, где будем жить? Здесь или в Питере?
анна андреевна» Натурально, в Петербурге. Как можно здесь оставаться!
Городничий. Ну, в Питере так в Питере; а оно хорошо бы и здесь. Что, ведь, я думаю, уже городничество тогда к черту, а, Анна Андреевна?
анна андреевна. Натурально, что за городничество!
городничий. Ведь оно, как ты думаешь, Анна Андреевна, теперь можно большой чин зашибить, потому что он запанибрата со всеми министрами и во дворец ездит, так поэтому
анна андреевна. Еще бы (конечно, можно.
анна андреевна. Тебе все такое грубое нравится. Ты должен помнить, что жизнь нужно совсем переменить, что
может такое производство сделать, что со временем и в генералы влезешь. Как ты думаешь, Анна Андреевна: можно влезть в генералы?
анна андреевна. Еще бы"конечно, можно.
городничий. А, черт возьми, славно быть генералом! Кавалерию повесят тебе через плечо. А какую кавалерию лучше, Анна Андреевна: красную или голубую?
анна андреевна. Уж конечно, голубую лучше.
Городничий. Э? вишь, чего захотела! хорошо и красную. Ведь почему хочется быть генералом? - потому что, случится, поедешь куда-нибудь - фельдъегеря и адъютанты поскачут везде вперед: "Лошадей!" И там на станциях никому не дадут, все дожидается: все эти титулярные, капитаны, городничие, а ты себе и в ус не дуешь. Обедаешь где-нибудь у губернатора, а там - стой, городничий! Хе, хе, хе! (Заливается и помирает со смеху.) Вот что, канальство, заманчиво!
анна андреевна. Тебе все та кое грубое нравится. Ты должен помнить, что жизнь нужно совсем переменить, что твои знакомые будут не то что какой-нибудь судья-собачник, с которым ты ездишь травить зайцев, или Земляника; напротив, знакомые твои будут с самым тонким обращением: графы и все светские... Только я, право, боюсь за тебя: ты иногда вымолвишь такое словцо, какого в хорошем обществе никогда не услышишь.
городничий. Что ж? ведь слово не вредит.
анна андреевна. Да хорошо, когда ты был городничим. А там ведь жизнь совсем другая.
городничий. Да, там, говорят есть две рыбицы: ряпушка и корюшка, такие, что только слюнка потечет, как начнешь есть.
анна андреевна. Ему все бы только рыбки! Я не иначе хочу, чтоб наш дом был первый в столице и чтоб у меня в комнате такое было амбре, чтоб нельзя было войти и нужно было только этак зажмурить глаза. (Зажмуривает глаза и нюхает.) Ах, как хорошо!
2. Возьмите еще пять пьес (классических или современных). Прочитайте их и выберите
по одной сцене из каждой пьесы. Подумайте над мотивами персонажей, исходя из теории базовых потребностей. Запишите результаты в дневник.
««Литература» 6 класс» - Крылов Иван Андреевич. Один из залов национальной портретной галереи. И.А. Крылов «Ларчик». Николай Михайлович Рубцов. Пришвин «Кладовая солнца». Грин «Алые паруса». Шукшин Василий Макарович. Чирки – самодельная обувь. Митраша. Лесков «Левша». Путешествие по страницам школьного учебника. Литгородок.
««Литература» 7 класс» - Константин Дмитриевич Бальмонт. Антон Павлович Чехов. Иван Андреевич Крылов. Литературный род. Фёдор Иванович Тютчев. Эпос. Александр Александрович Блок. Литература. Литературоведение. Фёдор Михайлович Достоевский. Определи род и жанр(вид) литературного произведения. Николай Васильевич Гоголь. Драма.
«Литературные экскурсии» - Постепенно усложняется материал и форы работы. Знакомство с жизнью и деятельностью писателя начинается для учащихся в школьном музее. Например, урок-экскурсия «Природа Восточного Казахстана в творчестве местных авторов». Лучшие сочинения можно прочитать на специальном вечере, посвященном итогам конкурса.
«Эйдос-конспект» - Поэт. Эйдос-конспект. Форма организации исследовательского чтения. Урок изучения жизненного пути поэта. Эйдос. Местоимения. Способ организации урока. Правое полушарие. Солнце. Способ организации самостоятельной творческой деятельности. Образный рисунок. Художественный анализ стихотворения. Исследовательская деятельность.
«Нравственные ценности на литературе» - Подготовка широко образованных, высоконравственных людей. Духовно-нравственный идеал. Духовно-нравственное воспитание. Верность простым истинам. Духовно-нравственные ценности на уроках литературы. Честь. Час тихого чтения. Любовь и уважение к Родине. Образ Петра Первого. Гардемарины нашего прихода.
«Современный урок литературы» - Цель урока. Образец проектирования урока литературного чтения. Угол зрения. Формирование типа правильной читательской деятельности. Структура урока. Три этапа работы с любым текстом. Выбор итогового задания. Анализ текста в 5-6 классах. Тема урока. Современный урок литературы.
Всего в теме 19 презентаций