Сильные и слабые стороны ромашова. Cочинение «Образ Ромашова в повести «Поединок

1. Ромашов и Назанский.

2. Портрет Ромашова.

3. Поступки героя.

4. Что привлекает в Ромашове?

5. Внутренние противоречия героя.

6. Ромашов и Хлебников.

7. Ромашов и Шурочка Николаева.

Поручик Ромашов, главный герой «Поединка», заражается настроениями и мыслями Назанского. Это типичный купринский образ правдоискателя и гуманиста. Ромашов дан в непрестанном движении, в процессе его внутреннего изменения и духовного роста. Куприн воспроизводит не всю биографию героя, а важнейший момент в ней, без начала, но с трагическим концом.

Портрет героя внешне невыразителен: «среднего роста, худощав, и хотя довольно силен для своего сложения, но от большой застенчивости неловок», порой бесхарактерен. Однако в действиях Ромашова чувствуется внутренняя сила, идущая от чувства правоты и справедливости. Например, «неожиданно для самого себя» защищает татарина Шарафутдинова, не понимающего по-русски, от оскорбляющего его полковника (глава I). Он заступается за солдата Хлебникова, когда его хочет избить унтер-офицер (глава Х). Он одерживает верх даже над звероподобным пьяным Бек-Агамаловым, когда тот едва не зарубил шашкой женщину из публичного дома, где кутили офицеры: «с силой, которой он сам от себя не ожидал, схватил Бек-Агамалова за кисть руки. В течение нескольких секунд оба офицера, не моргая, пристально глядели друг на друга... он уже чувствовал, что безумный с каждым мгновением потухает в этом искаженном лице. И было ему жутко и невыразимо радостно стоять так, между жизнью и смертью, и уже знать, что он выходит победителем в этой игре» (глава ХVIII). Во всех этих поединках Ромашов оказывается на высоте.

Ромашов мечтательная, романтическая натура, он склонен к рефлексии. У него была «немножко смешная, наивная привычка, часто свойственная очень молодым людям, думать о себе в третьем лице, словами шаблонных романов». Привлекательны в герое душевная мягкость, доброта, врожденное чувство справедливости. Все это резко отличает его от остальных офицеров полка. Столкновение человека и офицера сначала происходят в самом Ромашове, в его душе и сознании. Эта внутренняя борьба постепенно превращается в открытый поединок с Николаевым и со всем офицерством. Ромашов постепенно освобождается от фальшивого понимания чести офицерского мундира. Поворотным моментом явились размышления героя над положением человеческой личности в обществе, его внутренний монолог в защиту прав, достоинств и свободы человека. Ромашова «ошеломило и потрясло неожиданно-яркое сознание своей индивидуальности», и он по-своему восстал против обезличивания человека на военной службе, в защиту рядового солдата. Он негодует на полковое начальство, которое поддерживает состояние вражды между солдатами и офицерами. Но порывы к протесту сменяются у него совершенной апатией и равнодушием, душу нередко охватывает подавленность: «Пропала моя жизнь!»

Чувство нелепости, сумбурности, непонятности жизни угнетает его. Во время разговора с больным, изуродованным Хлебниковым Ромашов испытывает острую жалость и сострадание к нему (глава ХVI). Неожиданно для восстает против самого Бога, допускающего зло и несправедливость (еще один поединок, может быть, самый главный). «С этой ночи в Ромашове произошел глубокий душевный надлом», Он замкнулся в себе, сосредоточился на своем внутреннем мире, твердо решил порвать с военной службой, чтобы начать новую жизнь: «все ясней и ясней становилась для него мысль, что существуют только три гордых признания человека: наука, искусство и свободный физический труд». Мысли о возможности другой жизни соединяются у него с мыслями о любви к Шурочке Николаевой. Милая, женственная Шурочка, в которую влюблен и Назанский, по существу виновна в убийстве Ромашова на дуэли. Корысть, расчет, властолюбие, двоедушие, «какая-то злая и гордая сила», изворотливость Шурочки не замечаются влюбленным Ромашовым. Она требует: «Вы непременно должны завтра стреляться» - и Ромашов соглашается ради нее на поединок, которого можно было избежать.

Тема: «Это мой поединок с царской армией…»

( Идейно-художественное своеобразие повести

А.И.Куприна «Поединок»)

…И своим романом я вызову на

поединок царскую армию.

А.И.Куприн

Цель: 1. Познакомить с содержанием повести, раскрыть идейно-художественное своеобразие повести Куприна; выявить важнейшие черты творческого метода Куприна (сочетание реализма и романтизма ; «сквозь быт – бытие»; тонкий психологизм и лиризм).

2. Отработать навык самостоятельного анализа крупного эпического произведения, навыки монологической речи.

3. Воспитание человека думающего, умеющего анализировать собственные впечатления, высказывать свое мнение.

Оборудование урока:

    портрет Куприна А.И.; тексты

    мультимедиапроектор для демонстрации слайд-фильма;

    раздаточный материал;

    электронный учебник (звуковая хрестоматия);

    карточки для групповой работы.

Основные формы и методы урока:

    самостоятельный анализ повести группами учащихся с опорой на вопросы, предложенные в качестве домашнего задания;

    сообщения;

    аналитическая беседа;

    выразительное чтение.

1 группа Изображение армии в повести Куприна А.И. «Поединок»

    Как Куприн рисует образы офицеров?

    Каковы их типические черты?

    Верно ли, что каждый из офицеров, героев повести Куприна, «хоть на момент показывается таким, каким он мог бы стать, если бы не губительное воздействие армии»?

2 группа

    История жизни.

    Портрет.

    Поступки героя.

    Ромашов и Хлебников.

    Ромашов и Шурочка Николаева.

3 группа Смысл названия повести.

    Почему – «Поединок» (с кем? с чем?)

    Можно назвать смерть главного героя трагичной и бессмысленной? Ожидали ли вы такой финал? Была ли эта смерть предопределена, закономерна и неизбежна?

    Как бы могла сложиться судьба Ромашова? Что говорит об этом Назанский?

    Можно ли причислить образ Ромашова к образам «маленьких людей», поставить в один ряд с Самсоном Выриным, Акакием Акакиевичем Башмачкиным, Макаром Девушкиным и др.?

I . Опрос_

    Мы познакомились с некоторыми фактами биографии Куприна, получили общее представление о его творчестве. Чем интересен Куприн-человек, Куприн-писатель? Чем интересна (примечательна) его биография?

(Жизнь не баловала Куприна, 13 лет детства и юности провёл в закрытых учебных заведениях, «казённые харчи» вызывали отвращение. Тягостные четыре года служит в Днепровском пехотном полку. Родился в дворянской семье, ведет жизнь разночинца, трудовую жизнь. Параллельно с творчеством в поисках заработка и жизненных впечатлений сменил множество профессий. Куприн – оптимист и жизнелюб, темпераментная, широкая натура. Себя он называл репортёром жизни, его мучила жажда исследовать, как живут люди, хотелось всё увидеть и испытать.)

    Основные темы его творчества? Какие проблемы волнуют художника?

(А.И. Куприн пишет о социальных проблемах: о неравенстве, о капиталистической эксплуатации, о несовершенстве государственного устройства. Поднимает нравственные (вневременные) темы любви и смерти; размышляет о несовершенстве человека, об извечной борьбе в человеческой натуре духовного и телесного; о становлении личности и пробуждении души.)

II . Новая тема

На доске - план урока

    Мы будем слушать сообщения ребят, обсуждать прочитанное, по ходу урока делайте записи в тетрадях.

История создания повести. Сообщение ученика.

Осенью 1901 г. А.И. Куприн переезжает в Петербург и сразу же оказывается в самом центре культурной жизни. Его окружают яркие, талантливые люди: Бунин, Гагарин-Михайловский, Серафимович. Знакомится с Горьким.

Горький привлек Куприна к участию в издании сборников «Знание». Куприн вспоминает свои армейские годы, создает цикл рассказов: «Дознание», «Ночная смена», «Ночлег», «Поход».

Эти рассказы – своеобразные эскизы к большому полотну, одному из лучших произведений Куприна, повести «Поединок», написанном в 1905 г.

Повесть увидела свет в мае 1905 г. вскоре после Порт-Артура и Цусимы (время страшное и позорное для России, потому что Россия терпит поражение в войне с Японией).

    Как повесть была воспринята читателями?

Повесть имела широкий резонанс, принесла Куприну всероссийскую славу. Одни ругали (нетрудно догадаться, кто ругал – военные и правительственные круги).

Хвалили, одобрительно восприняли демократические круги русской общественности.

Учитель: Одобрил повесть М.Горький, причислив «Поединок» к гражданственной,

Революционной прозе.

Куприн признавался: « … все самое смелое и буйное в моей повести принадлежит Вам …»,- и посвятил повесть Горькому.

    Что в повести можно определить как «смелое и буйное»?

Сообщение 1 группы.

  • Как описана офицерская среда?

Куприн смело критикует порядки, царящие в армии. Созданные им картины реалистичны, достоверны и беспощадны.

Почти все офицеры в «Поединке» – ничтожества, пьяницы, тупые и жестокие карьеристы и невежды. Причем они уверены в своем превосходстве, презрительно относятся к штатским, которых называют «рябчиками», «шпаками», «штафирками». Даже Пушкин для них «какой-то там шпак». Среди них считается «молодечеством изругать или побить ни с того ни с сего штатского человека, потушить об его нос папиросу, надвинуть на уши цилиндр».

«За исключением немногих …, все офицеры несли службу как принудительную, неприятную барщину». (6 гл., стр. 180)

    Почему не уходят со службы?

(Потому что не умеют ничего больше делать. Больше никуда не годятся)

    В чем причина пьянства, всеобщей жестокости, развращенности?

(«никто из них в службу не верит, разумной цели своей службы не видят»)

    Типичные черты армейского офицерства: бессмысленная жестокость, пошлость, чванливость, высокомерие, пьянство, невежество.

    Кроме общих черт, свойственных большинству, обладают они индивидуальными чертами?

(Куприн выделяет офицера Осадчего. Этот образ зловещ. «Он жестокий человек», - думает о нем Ромашов. Жестокость Осадчего постоянно испытывают на себе солдаты, трепетавшие от его голоса и нечеловеческой силы ударов. В роте Осадчего чаще, чем в других, случались самоубийства солдат. Звероподобный, кровожадный Осадчий в спорах о поединках настаивает на необходимости смертельного исхода дуэли – «иначе это будет только дурацкая жалость, комедия». В кровавом бою он находит наслаждение, его пьянит запах крови, он готов всю жизнь рубить, колоть, стрелять все равно кого и за что».

(Чтение фрагментов гл.8, 15. о том, как проходят учения.)

«Во время учений со всех сторон …слышались беспрерывно звуки пощечин. Часто издали, шагов за двести, Ромашов наблюдал, как какой-нибудь рассвирипевший ротный принимался хлестать по лицам всех своих солдат поочередно, от левого до правого фланга.

В этом было много жуткого и омерзительного… Били в кровь, выбивали зубы… Наступил какой-то чудовищный, зловещий кошмар…»

Командир полка Слива.

    Капитан Слива – командир полка – «диковинный памятник свирепой

военной старины». Он не прочел ни одной книги, ни одной газеты. Главное – дисциплина, муштра. Это вялый, опустившийся человек. Он ждет окончания дня, чтобы прийти домой и напиться – одна вот такая радость у него осталась.

Но! Он внимателен к солдатским нуждам и не задерживает денег, следит лично за ротным котлом. Карьеру сделал благодаря зычному голосу.

-Каковы отличительные черты Бег-Агамалова?

(Мы с ним встречаемся в 1 главе, он хвастается своим умением рубить. С сожалением говорит, что человека пополам, пожалуй, не разрубит: «Голову снесу, к черту, это я знаю, а так, чтоб наискось…нет. Мой отец это делал легко». С его злобными глазами, с горбатым носом и оскаленными зубами он «был похож на какую-то хищную, злую и гордую птицу». (гл.1)

    Многих вообще отличает звероподобность. Особенно в сцене скандала в

публичном доме это видно. (гл.19)

Другой скандал, закончившийся дракой и вызовом на дуэль, произошёл в офицерском клубе: все расходились смущенные, подавленные –«ощутили ужас и тоску маленьких, злых и грязных животных». (гл.19)

    Нет среди офицеров положительных героев?

(На первый взгляд, оставляет благоприятное впечатление капитан Стельковский. На смотре его пятую роту (только его роту, единственную) похвалил генерал. Стельковский бережет солдат, относится к ним по-человечески. Он терпелив, хладнокровен, настойчив. Умный, сильный, смелый человек.

Но потом мы узнаем, что есть у него «увлечение» - совращать неопытных крестьянских девушек. Берет к себе в дом в служанки девушек, через год рассчитывает их с небольшим вознаграждением. Так повторяется ежегодно. Такое его поведение вызывает отвращение.

Еще пример.Ромашов очень любит капитана Брема (прозвище Рафальского). Все свои деньги Рафальский тратит на зверей, трогательно ухаживает за ними. Его дом – настоящий зверинец. Милый, славный чудак, добрейшая душа – всем дает в долг деньги. Ему никогда не возвращают. Вот этот милый Брем – бьет горниста, который держит рожок у рта, бьет изо всех сил кулаком по рожку: «Горнист вместе с кровью выплюнул на землю раскрошенные зубы».

Вывод: Перед нами срез армейской среды от высших чинов до низших.

Более 30 офицеров. Армия отсталая, небоеспособная. Солдаты– забитые, запуганные.

Офицеры – всерьез полагают, что им думать не положено.

Пьют, буйствуют, посещают бордель, бьют солдат, служба для них -

«принудительная, неприятная, опротивевшая барщина».

Слайд – фильм

    Предлагаю взглянуть на это произведение глазами художников.

    Перед вами иллюстрации художников Дм.Дубинского и А.Иткина.

(Какие эпизоды выбирают художники для иллюстрации? Что скажете о композиции рисунков, колорите? Как вы думаете, почему нет портретов?

Нет ярких красок, преобладают приглушённые тона?

(Иллюстраторы выбирают самые значимые эпизоды, внимательны к деталям, бережно относятся к тексту. Следуя правде текста, изображают жизнь героев тусклой и бесцветной.)

2 группа Изображение главного героя повести – Юрия Алексеевича Ромашова.

1. История жизни.

    Портрет.

    Поступки героя.

    Внутренние противоречия героя.

    Ромашов и Хлебников.

    Ромашов и Шурочка Николаева.

Ромашов Юрий Алексеевич – подпоручик, ему 21 год.

Он мечтает о лучшей жизни, в мечтах представляет себя блестящим офицером. В очередной раз дает себе зарок – начать учиться, и в очередной раз идет в офицерский клуб и … напивается. Слабый, робкий человек. Куприн не воспроизводит биографию Ромашова. Перед нами проходят только два месяца его такой короткой жизни. Портрет героя невыразителен: «среднего роста, худощав, и хотя достаточно силен для своего сложения, но от большой застенчивости неловок», порой бесхарактерен. И в то же время – милый, наивный и очень добрый человек.

    Как и когда начался процесс возмужания, внутреннего преображения?

Проследим за поступками героя:

    Заступился за татарина Шарафутдинова перед командиром полка.

    За что оказался под домашним арестом на четыре дня. Размышляет:

«Я» «другие я»

«Я важнее всех этих понятий о долге, о чести, Отечестве» (6 глава).

    Случай «на смотру»

Ромашов раздавлен, о нем говорят презрительно – «оно одно», «междометие какое-то». Герой на грани самоубийства.

    А что предлагает Куприн?

Что помогает герою обрести уверенность, выпрямиться?

(Другой человек, которому нужно помочь)

Так рождается чувство ответственности.

И теперь он готов противостоять и Николаеву, и всему офицерству. Он одерживает верх даже над звероподобным пьяным Бек-Агамаловым, когда тот едва не зарубил шашкой женщину из публичного дома, где кутили офицеры:

«С силой, которой он сам от себя не ожидал, схватил Бек-Агамалова за кисть руки. В течение нескольких секунд оба офицера, не моргая, пристально глядели друг на друга…

он уже чувствовал, что безумный огонь с каждым мгновением потухает в этом искаженном лице. И было ему жутко и невыразимо радостно стоять так, между жизнью и смертью, и уже знать, что он выходит победителем в этой игре».

18 гл.

Ромашов и Шурочка Николаева

    Как раскрывается характер с отн. с

    «Шура – дочь проворовавшегося нотариуса»

(Это Раиса Петерсон говорит о ней).

    Почему так много имен у героя:

«Жоржик» (так Раиса обращается)

«Ромочка» (Шура)

«Георгий Алексеевич» (подписывает воображаемое предсмертное письмо он сам. Георгий - победоносец)

(Наверное потому, что много заложено в нем, мог бы стать и Жоржиком – если бы поддался тлетворному влиянию …)

    стр.326 – Базаров (лопух будет расти и Назанский также).

    Как раскрывается характер Ромашова в любви?

    Говорила ли она мужу о том, чтоб не стрелял?

    О чем она просит Ромашова?

(пересказ – чтение 22 гл.)

Шурочка Николаева сначала кажется прекрасной (умна, красива). Но вскоре это впечатление исчезает. Шурочка не способна на настоящую любовь. Ее цель – вырваться отсюда, войти в высшее общество. Ради своего будущего она готова пожертвовать жизнью любящего ее человека.

    Я все сделаю для тебя, - несколько раз повторяет Ромашов. (Отказаться от дуэли? Извиниться?)

Но Шурочке нужна его жизнь – и он – не задумываясь на ни минуту: «Я все сделаю».

Его любовь – безгранична, чиста, самоотверженна.

Она – она как хищница пользуется любовью Ромашова.

    Можно ее чувство назвать любовью?

(…)

    Добавить, что красиво описывает любовь, романтически, возвышенно. Например, Назанский рассказывает Ромашову, как это прекрасно, какое это счастье – стоять под окном любимой женщины, увидеть ее тень на занавеске и чуть не умирать от биения сердца.

Звуковая хрестоматия (23 гл.)

IV Итоги урока

3 группа Повесть заканчивается трагически: дуэль состоялась, Николаев стрелял …

    Кто виноват в гибели Ромашова? Кто виноват, что жизнь молодого человека оказалась такой короткой?

    Как бы могла сложиться судьба Ромашова?

    Была ли гибель Ромашова предопределена?

    Трагическая гибель? Бессмысленная? Предопределена была смерть? Случайна?

    Почему – «Поединок»?

(Поединок с собой, своими слабостями; поединок с жестокостью и пошлостью во имя любви и добра).

Домашнее

задание Работа в группах по карточкам

№ 1. Сравните речь Ромашова в разных эпизодах. Сделайте выводы о характере героя.

2. Какие традиции русской литературы продолжает Куприн?

3. Куприн очень долго, до последних часов работы над заключительной главой, противился решению убить Ромашова. Почему, как вы думаете? Отчего отверг самоубийство героя? Почему жалел о принятом решении?

4. «Люблю голую правду, бьющую по голове, - заявляет писатель и тут же себе противоречит, - в сущности, я ведь только мечтатель, сказочник я ». Докажите текстом правоту писателя.


Самовоспитание Ромашова

Но главным в повести все же является образ Георгия (Юрия) Ромашова. Основа всего произведения - история внутреннего развития, самовоспитания поручика.

Ромашов, безусловно, положительный образ, но нисколько не идеализированный, имеющий и сильные, и слабые стороны. Характер его противоречив, и он никак не может служить какой-то схемой, примером для подражания. Этот образ абсолютно жизнен и правдив, и эта правдивость достигается высоким художественным мастерством Куприна в создании психологически верных человеческих характеров.

Ромашов - это молодой человек, характер и жизненная позиция которого еще не сложились, поэтому мы видим его в непрестанном движении, развитии, следим за его духовным ростом, за процессом самовоспитания, который проходит стремительно, в течение каких-то двух месяцев (события в повести разворачиваются с начала апреля до начала июня).

Прошлого Ромашова мы практически не знаем, его писатель оставляет за рамками повести, кроме некоторых необходимых сведений, важных для понимания этого образа.

Мы знаем, что вот уже полтора года как он служит в полку, то есть прошла половина обязательного срока службы после училища. В начале ее Ромашов мечтал о славе, военной карьере. Он наметил себе строгую программу жизни: «В первые два года - основательное знакомство с классической литературой, систематическое изучение французского и немецкого языков, занятия музыкой. В последний год - подготовка к академии. Необходимо было следить за общественной жизнью, за литературой и наукой, и для этого Ромашов подписался на газету и на ежемесячный популярный журнал. Для самообразования были приобретены: «Психология» Вундта, «Физиология» Льюиса, « самодеятельность» Смайльса...» (IV, 28).

Но эти начинания так и не были воплощены в жизнь из-за безволия поручика: книги лежат непрочитанными, и лишь денщик изредка сметает с них пыль.

А их хозяин пьет много водки, имеет грязную связь с полковой дамой, играет в карты и скучает, проклиная службу. Но мечты о подвигах и славе еще не покинули Ромашова, полутора лет оказалось недостаточно, чтобы понять их несостоятельность.

Мечты его мстительные, фантастические, опьяняющие: «Вот, назло им всем, завтра же с утра засяду за книги, подготовлюсь и поступлю в академию» (IV, 21).

Ромашов видит себя офицером генерального штаба, исправляющим ошибки полковника Шульговича, потом усмиряющим бунт рабочих на заводе с помощью стрельбы. Иногда он мечтает о том, как поедет шпионом в Германию и, добыв ценные сведения, геройски погибнет, а иногда о том, как во время войны, будучи полковником, увлечет личным мужеством солдат и тем самым решит исход сражения. Мечты красочны, а действительность сера, скучна и удручающа. Безволие и мечтательность - главные черты характера Ромашова. Кроме того, он добр, мягок, справедлив. Этим он и отличается от всех других офицеров полка.

В начале повести это человек конфузливый, мешковатый, робкий, в какой-то степени даже смешной из-за своей неловкости. Неслучайно Куприн фиксирует внимание на невзрачной наружности своего героя/постоянно напоминает об очках, которые Ромашов поправляет в минуты замешательства («Ромашов...., без надобности поправляя очки и откашливаясь, вмешался в разговор» (IV, 23)). Речь его сбивчива, он погружен в свои мелкие личные мечты и переживания, постоянно путается, не может решить ничего окончательно. Смешна его привычка думать о себе в третьем лице словами бульварных романов: «Его добрые, выразительные глаза подернулись облаком грусти...» (IV, 18).

На протяжении всей повести мы видим, как меняется главный герой, как учится мыслить, как развиваются его природные качества, как он становится благороднее и лучше, как все больше и больше увеличивается расстояние между ним и другими офицерами (происходит плодотворный процесс самовоспитания).

Все начинается с противоречий в самом себе: в душе Ромашова сталкиваются гуманный человек и тщеславный офицер, мечтающий о славе, пусть даже ценой чужих жизней (расстрел рабочих). Сидя под домашним арестом, он размышляет о себе и вдруг осознает, что он - личность, неповторимая, отличная ото всех: «Его вдруг ошеломило и потрясло неожиданно-яркое сознание своей индивидуальности...» (IV, 60). Это открытие противоречит воинской дисциплине, основанной на беспрекословном подчинении приказам, на правиле, быть как все. Осознав себя как личность, Ромашов признает индивидуальность других, их право на уважение, и восстает против обезличивания человека на военной службе, начинает по-другому относится к своим подчиненным, к солдатам: «Вот их сто человек в нашей роте. И каждый из них - человек с мыслями, с чувствами, со своим особенным характером, с житейским опытом, с личными привязанностями и антипатиями. Знаю ли я что-нибудь о них? Нет - ничего, кроме их физиономий... Что я сделал, чтобы прикоснуться рукой к их душам, своим я к ихнему я? - Ничего» (IV, 64).

Это большой прогресс для героя. От острого чувства справедливости, заступничества за солдата Шарафутдинова в начале повести Ромашов приходит к тому, что видит в солдате человека, равного себе, брата. От обиды за распекание в присутствии сослуживцев, которое он считает унижением собственного достоинства, - к подлинному пониманию ценности человека, к действию.

На рассуждения Сливы, что солдат надо драть «как сидоровых коз», Ромашов отвечает открыто и уже неробко: «Бить солдата бесчестно!.. Это стыдно!» (IV, 105). И вся эта речь, выношенная, выстраданная, уже не напоминает нам спотыкающиеся возражения героя в начале повести; он находит для своей фразы самые ясные и четкие слова. Более того, Ромашов смеет угрожать капитану Сливе подачей рапорта, запрещает ефрейтору Шаповаленко бить солдат, спасает от самоубийства забитого солдата Хлебникова. Ромашов действует! И это ярче всего доказывает его духовный рост, несмотря на то. что дикие предрассудки и нелепые традиции офицерства все еще живы в нем.

Если первоначально сам процесс мышления угнетает Ромашова, то затем возможность мыслить рождает у молодого офицера радостные ощущения: «Раньше он не смел и подозревать, какие радости, какая мощь и какой глубокий интерес скрываются в такой простой, обыкновенной вещи, как человеческая мысль» (IV, 173).

О чем же думает Ромашов? О военной службе. О том, что она бессмысленна и бесцельна, и все ненавидят ее: и солдаты, и офицеры, и он сам: «Вся эта военная доблесть, и дисциплина, и чинопочитание, и честь мундира, и вся военная наука, - все зиждиться только на том, что человечество не хочет или не умеет, или не смеет сказать «не хочу!» (IV, 62).

Наивные рассуждения Ромашова о том, что с войнами можно покончить, если все заявят: «Не хочу воевать!» - и бросят оружие, а в случае беспорядков пойдут воевать добровольцы, а не регулярная армия, которая не нужна совсем, далеки от понимания основ жизни, причин войны, хотя помыслы его прекрасны и в высшей степени гуманны.

Герой думает о том, что ему надо как можно скорее уйти в отставку (лишь закончатся обязательные три года), выбирает себе новое занятие (пишет повесть «Последний роковой дебют»), и тогда приходит к выводу, что существование сословия военных вообще незаконно: «Каким образом может существовать сословие, - спрашивал сам себя Ромашов, - которое в мирное время, не принося ни одной крошечки пользы, поедает чужой хлеб и чужое мясо, одевается в чужие одежды, живет в чужих домах, а в военное время -идет бессмысленно убивать и калечить таких же людей, как они сами» (IV. 174).

Выбирая себе новую профессию, он никак не мог остановиться на одной из них и пришел к выводу, что огромное число интеллигентных профессий основано на недоверии к человеческой честности. Люди этой категории быстро черствеют и опускаются, сталкиваются с трудностями и становятся равнодушными формалистами. А люди, которые должны делать внешнюю жизнь удобной, служат только богатству.

Отвергнув профессии, рожденные недоверием к человеку или богатством, Ромашов приходит к выводу, что «существует только три гордых призвания человека: наука, искусство и свободный физический труд» (IV, 174). Он начинает мечтать о литературной деятельности, его тянет написать повесть или роман о скуке, ужасе военной жизни. Но терпит неудачу: в уме все складывалось отлично, а на бумаге выходило неуклюже, бледно, шаблонно. «И хотя для служения науке и искусству у него нет необходимых данных, а путь к завоеванию права на свободный человеческий труд ему неведом, само стремление Ромашова к деятельности на благо человека, его отказ от честолюбивых мыслей о военной карьере, которыми он тешил себя в начале повести, показательны» 55 , - отмечает исследователь творчества Куприна В. Афанасьев.

Мы видим, как на протяжении всей повести в Ромашове растет дух протеста, но это состояние непостоянно. То он полон решимости и защищает Хлебникова, то, стоя перед полковником Шульговичем, опять чувствует себя беспомощным и жалким, когда тот усомнился в правдивости его слов о болезни матери. Прежде смирный и тихий Ромашов осмеливается роптать даже на Бога, обвиняя его в несправедливости к людям: «Ты! Старый обманщик!!!» (IV, 171), Но по натуре он человек спокойный, такие порывы ему несвойственны, поэтому очень быстро сменяются апатией, равнодушием, подавленностью, и тогда он стонет, жалуется, убеждает себя в том, что его действия ничего не поправят, или вообще ставит крест на своей жизни. То Ромашов считает, что протест необходим (люди должны сказать «не хочу» войне), но это потом, а когда надо решить что-то сейчас, заняться изменением существующего, он советует терпеть: «Хлебников, тебе плохо? И мне нехорошо, голубчик, мне тоже нехорошо, поверь мне. Я ничего не понимаю из того, что делается на свете. Все - какая-то дикая, бессмысленная, жестокая чепуха! Но надо терпеть, мой милый, надо терпеть... Это надо!» (IV, 170).

А почему сейчас надо терпеть, а сказать «нет» можно будет потом? Ромашов этого не знает. Он не приготовлен и непригоден для борьбы, слишком безволен и слаб духом, часто сомневается и ничего не может решить окончательно. Единственное твердое решение - уйти в отставку, но и оно может осуществиться только через полтора года.

В мечтах Ромашова, в его размышлениях отразились поиски путей к истине, справедливости, к разумной, красивой жизни, и они, безусловно, свидетельствуют о духовном возмужании героя. Но этот процесс останавливает внезапная и бессмысленная смерть, она не дает осуществить задуманное.

Внутренние монологи Ромашова, в которых поставлены такие основные проблемы «Поединка», как воспитание молодого офицера, взаимоотношения личности и общества, смысла и назначения человеческой жизни, замечательны, в них мы видим позицию самого автора. Они наполнены обличительным пафосом и содержат неприукрашенную правду не только о жизни армии, но и обо всем государственном и общественном строе России.

Главный герой в оценке критики

В критической литературе исследователи часто ставят вопрос о том, кто же все-таки Ромашов: герой в подлинном смысле этого слова или маленький, жалкий, приниженный человек, не способный ни на какие решительные и смелые поступки? Мнения на этот счет расходятся. Так, критик журнала «Новый мир» Л. Михайлова в своей рецензии на трехтомное собрание сочинений Куприна писала в начале 50-х годов: «Если бы Ромашов носил не погоны пехотного подпоручика, а зеленую тужурку студента, мы скорее всего увидали бы его на студенческой сходке, в кругу революционной молодежи» 56 .

А.К. Павловская высказывает прямо противоположную точку зрения: «...в характеристике Ромашова подчеркивается нежизнеспособность подобных людей, несостоятельность их борьбы за свободу личности. Куприн понял, что Ромашовы не нужны больше в жизни» 57 .

А. Волков отмечает: «На протяжении всей повести Ромашов предстает как неудачник, как слабый человек. Между тем он не трус, парализована лишь его воля, ибо он принадлежит к поколению усталой и разочарованной интеллигенции» 58 .

Мы не согласны с этими точками зрения. Ромашов - явно не революционный тип, ему не хватает характера и решимости, но он борется как может. А если стать на позицию Павловской, то мы исказили бы авторский замысел. Ведь если Ромашовы не нужны, тогда повесть оказывается без положительного героя, без примера, а как же идеи, которые связаны с этим образом? Ведь маленький протест влечет за собой большой!

Нам ближе всего точка зрения В. Афанасьева, который считает, что Ромашов «отнюдь не герой, а средний, во многом заурядный человек, и если даже у этого среднего, ординарного человека окружающая среда вызывает чувство протеста, значит, весь ее уклад несовместим с принципами человечности и, гуманности. Сама гибель Ромашова в момент, когда он сделал попытку вырваться из этой среды, говорит о ее активной враждебности всякому, кто так или иначе вступает в столкновение с ней» 59 .


ПИСАЛ ЛИ КУПРИН О СЕБЕ, СМЕРТЬЮ РОМАШОВА "УБИВ" СВОИ ЮНОШЕСКИЕ МЕЧТЫ?

А.П.Апсит Портрет А.И.Куприна 1928 г.
Фото А.И.Куприна 1900е

Куприн был поручиком белой армии, блестящим наездником, который на пари мог подняться на лошади на второй этаж ресторана, выпить, не покидая седла, полстакана коньяка и тем же манером вернуться на землю.
Детство Куприна прошло в Сиротской школе (Москва, ул. Казакова, 18), где за бредни его, что он-де генерал Скобелев, сам Наполеон, на него наденут остроконечный колпак с жирно выведенной надписью «Лгун».
Стриженым двенадцатилетним подростком Куприн учился в Кадетской школе(Москва, 1-й Краснокурсантский пр., 3–5), потом училище юнкеров (Москва, угол Знаменки и Гоголевского бульвара), где сидел в карцере за крестьянскую девушку Дуняшу (за ней ухаживал вместо занятий по топографии) и за первый напечатанный рассказ – «бумагомарание».
Ещё вчера он, юнкер, мчался на тройке на бал в женский институт, объяснялся в любви на чистопрудном катке и тайно хранил подобранный в театре платок какой-то незнакомки, а сегодня он – офицер 46-го Днепровского пехотного полка. Он прыгает со второго этажа, когда какая-то гарнизонная дама пообещала за это поцелуй, ради ещё одной любви, забросив стихи и прозу, пытается поступить в Академию Генштаба.
Поступил бы – экзамены сдал блестяще! – если бы по дороге в Петербург не встретил в Киеве друзей по кадетскому корпусу и, загуляв, не сбросил то ли с парома, то ли с ресторанчика-поплавка полицейского пристава. По одной версии, за то, что тот не уступил им, офицерам, заказанного столика, по другой, более романтичной, за наглое приставание к какой-то девице.
Дуэлей в его жизни не было. Но, не правда ли, есть что-то общее в описании юности писателя с Ромашовым - героем его повести "Поединок" ?

Название повести А. И. Куприна - «Поединок», верно передает смысл разыгравшейся в ней драмы. Под поединком подразумевается не только описанная в конце повести дуэль, но и все события, происходящие с главными героями.
Действие книги происходит в то время, когда только что официально разрешили поединки между офицерами. Естественно, в гарнизоне эта тема живо обсуждается. Впервые
она всерьез затрагивается в разговоре Шурочки Николаевой и Ромашова.
Шурочка, красивая, обаятельная, умная, образованная женщина, говорит о дуэлях как о каком-то необходимом явлении. Офицер, утверждает она, обязан рисковать собой. Оскорбление может быть смыто только кровью. Не только Шурочка, жена офицера, рассуждает о поединках с подобной горячностью. Это мнение большинства мужчин в гарнизоне.
Жизнь Ромашова в полку - вечный поединок с собой и с офицерскими предрассудками. Он не такой, как его товарищи, у него другие жизненные устремления. Придя в полк, Ромашов мечтал “о доблести, о подвигах, о славе”. Он идеализировал офицерство, считая, что эти люди благородны, великодушны, честны. Но в гарнизоне офицеры ведут серое, беспросветное существование, они отыгрываются на солдатах, которых не считают за людей, вечерами, не зная, чем заняться, офицеры собираются, играют в карты и устраивают бессмысленные кутежи.
Вся повесть - это череда мелких столкновений Ромашова с окружающими его людьми.
Все эти малозначительные стычки ведут к одной главной - дуэли между Ромашовым и Николаевым.
В общем-то, дуэль была предопределена с самого начала. Ромашов любит жену Николаева, кроме того, и она отвечала ему пусть не любовью, но хотя бы симпатией, привязанностью. Ласково называя офицера «Ромочка», Шурочка проводит с ним свободное время «от нечего делать». Ромашов отказывается от романа с полковой дамой Раисой Александровной Петерсон, с которой они грязно и скучно (и уже довольно давно) обманывали её мужа. Желая отомстить своему «усатенькому Жоржику», она начинает забрасывать мужа Шурочки анонимками.
Сам Николаев с самого начала не приемлет Ромашова К позору во время смотра, когда по вине Ромашова провалился церемониальный марш, прибавилось объяснение с Николаевым, потребовавшим сделать все, чтобы прекратить поток анонимок, и ещё - не бывать у них в доме. Следовательно, рано или поздно поединок должен был состояться.
Слово “поединок” по отношению к произошедшему событию, возможно, не совсем уместно, поскольку это не было честным сражением двух офицеров.
Шурочка, так горячо любимая Ромашовым, уверила его, что все оговорено заранее и никто не будет ранен. При этом она оговорилась, что прощается с ним навсегда, но он, как все влюбленные, не услышал этого.
Разве мог доверчивый, романтичный подпоручик предположить, что любимая женщина так холодна, расчетлива и вероломна?
Он погиб, не познав счастливой любви, не осуществив заветную мечту о том, чтобы бросить службу и посвятить себя более достойному занятию. Поединок между Ромашовым и окружающим миром оказался не в пользу мечтательного подпоручика.
«Поединок» вышел с посвящением М.Горькому, к которому в эту пору своего творчества Куприн был близок, и, помимо высоких оценок критики, заслужил похвалу Л.Н.Толстого.

А теперь дуэлянты:

ЮРИЙ АЛЕКСЕЕВИЧ РОМАШОВ

И.Глазунов Иллюстрация к повести "Поединок" гл. 16 (фрагмент)

Он был среднего роста, худощав, и хотя довольно силен для своего сложения, но от большой застенчивости неловок. Фехтовать на эспадронах он не умел даже в училище, а за полтора года службы и совсем забыл это искусство.
В молодом выпускнике кадетского училища, ныне подпоручике, второй год служащем в полку, расквартированном в маленьком еврейском местечке, своеобразно соединяются слабость воли и сила духа. Служба в армии для Ромашова тяжелое испытание: он не может смириться с грубостью и пошлостью полкового быта.
Ромашов сочиняет повести, хотя и стыдится своих литературных занятий.
«Не в первый раз за полтора года своей офицерской службы испытывал он это мучительное сознание своего одиночества и затерянности среди чужих, недоброжелательных или равнодушных людей, - это тоскливое чувство незнания, куда девать сегодняшний вечер». От тоски он часто ходит на вокзал, где ненадолго останавливающиеся поезда напоминают ему об иной, праздничной жизни.
После драки с Николаевым Ромашов вызывает его на дуэль и за сутки становится «сказкой города и героем дня». Заседание офицерского суда выносит решение о неминуемости поединка между Ромашовым и Николаевым.
На следующий день Николаев убивает Ромашова на дуэли.

ВЛАДИМИР ЕФИМОВИЧ НИКОЛАЕВ
Вот уже два года подряд он проваливает экзамены в академию, и Александра Петровна, Шурочка, делает все, чтобы последний шанс (поступать дозволялось только до трех раз) не был упущен.

И последнее, в 2007 снят двенадцатисерийный телевизионный художественный фильм «Юнкера», созданный по мотивам произведений А. И. Куприна. В основе сценария - роман «Юнкера», повести «Поединок», «На переломе» («Кадеты»), многие рассказы писателя и эпизоды его биографии. Время действия в фильме, в отличие от романов Куприна, сдвинуто с конца XIX века на годы, предшествующие началу первой мировой войны.

Нам осталось перечесть фрагменты первоисточника!

Начался обычный, любимый молодыми офицерами разговор о случаях неожиданных кровавых расправ на месте и о том, как эти случаи проходили почти всегда безнаказанно. В одном маленьком городишке безусый пьяный корнет врубился с шашкой в толпу евреев, у которых он предварительно "разнес пасхальную кучку". В Киеве пехотный подпоручик зарубил в танцевальной зале студента насмерть за то, что тот толкнул его локтем у буфета. В каком-то большом городе - не то в Москве, не то в Петербурге - офицер застрелил, "как собаку", штатского, который в ресторане сделал ему замечание, что порядочные люди к незнакомым дамам не пристают.
Ромашов, который до сих пор молчал, вдруг, краснея от замешательства, без надобности поправляя очки и откашливаясь, вмешался в разговор:
- А вот, господа, что я скажу с своей стороны. Буфетчика я, положим, не считаю... да... Но если штатский... как бы это сказать?.. Да... Ну, если он порядочный человек, дворянин и так далее... зачем же я буду на него, безоружного, нападать с шашкой? Отчего же я не могу у него потребовать удовлетворения? Все-таки же мы люди культурные, так сказать... - Э, чепуху вы говорите, Ромашов, - перебил его Веткин. - Вы потребуете удовлетворения, а он скажет: "Нет... э-э-э... я, знаете ли, вээбще... э-э... не признаю дуэли. Я противник кровопролития... И кроме того, э-э... у нас есть мировой судья..." Вот и ходите тогда всю жизнь с битой мордой.

Вы не читали в газетах об офицерском поединке? - спросила вдруг Шурочка.
Ромашов встрепенулся и с трудом отвел от нее глаза.
- Нет, не читал. Но слышал. А что?
- Конечно, вы, по обыкновению, ничего не читаете. Право, Юрий Алексеевич, вы опускаетесь. По-моему, вышло что-то нелепое. Я понимаю: поединки между офицерами - необходимая и разумная вещь. - Шурочка убедительно прижала вязанье к груди. - Но зачем такая бестактность? Подумайте: один поручик оскорбил другого. Оскорбление тяжелое, и общество офицеров постановляет поединок. Но дальше идет чепуха и глупость. Условия - прямо вроде смертной казни: пятнадцать шагов дистанции и драться до тяжелой раны... Если оба противника стоят на ногах, выстрелы возобновляются. Но ведь это - бойня, это... я не знаю что! Но, погодите, это только цветочки. На место дуэли приезжают все офицеры полка, чуть ли даже не полковые дамы, и даже где-то в кустах помещается фотограф. Ведь это ужас, Ромочка! И несчастный подпоручик, фендрик, как говорит Володя, вроде вас, да еще вдобавок обиженный, а не обидчик, получает после третьего выстрела страшную рану в живот и к вечеру умирает в мучениях. А у него, оказывается, была старушка мать и сестра, старая барышня, которые с ним жили, вот как у нашего Михина... Да послушайте же: для чего, кому нужно было делать из поединка такую кровавую буффонаду? И это, заметьте, на самых первых порах, сейчас же после разрешения поединков. И вот поверьте мне, поверьте! - воскликнула Шурочка, сверкая загоревшимися глазами, - сейчас же сентиментальные противники офицерских дуэлей, - о, я знаю этих презренных либеральных трусов! - сейчас же они загалдят: "Ах, варварство! Ах, пережиток диких времен! Ах, братоубийство!"
- Однако вы кровожадны, Александра Петровна! - вставил Ромашов.
- Не кровожадна, - нет! - резко возразила она. - Я жалостлива. Я жучка, который мне щекочет шею, сниму и постараюсь не сделать ему больно. Но, попробуйте понять, Ромашов, здесь простая логика. Для чего офицеры? Для войны. Что для войны раньше всего требуется? Смелость, гордость, уменье не сморгнуть перед смертью. Где эти качества всего ярче проявляются в мирное время? В дуэлях. Вот и все. Кажется, ясно. Именно не французским офицерам необходимы поединки, - потому что понятие о чести, да еще преувеличенное, в крови у каждого француза, - не немецким, - потому что от рождения все немцы порядочны и дисциплинированны, - а нам, нам, нам! Тогда у нас не будет в офицерской среде карточных шулеров, как Арчаковский, или беспросыпных пьяниц, вроде вашего Назанского; тогда само собой выведется амикошонство, фамильярное зубоскальство в собрании, при прислуге, это ваше взаимное сквернословие, пускание в голову друг другу графинов, с целью все-таки не попасть, а промахнуться. Тогда вы не будете за глаза так поносить друг друга. У офицера каждое слово должно быть взвешено. Офицер - это образец корректности. И потом, что за нежности: боязнь выстрела! Ваша профессия - рисковать жизнью.

20
.........
Вечером в этот день его опять вызвали в суд, но уже вместе с Николаевым. Оба врага стояли перед столом почти рядом. Они ни разу не
взглянули друг на друга, но каждый из них чувствовал на расстоянии
настроение другого и напряженно волновался этим. Оба они упорно и
неподвижно смотрели на председателя, когда он читал им решение суда:
- "Суд общества офицеров N-ского пехотного полка, в составе - следовали
чины и фамилии судей - под председательством подполковника Мигунова,
рассмотрев дело о столкновении в помещении офицерского собрания поручика
Николаева и подпоручика Ромашова, нашел, что ввиду тяжести взаимных
оскорблений ссора этих обер-офицеров не может быть окончена примирением и
что поединок между ними является единственным средством удовлетворения
оскорбленной чести и офицерского достоинства. Мнение суда утверждено
командиром полка".
Окончив чтение, подполковник Мигунов снял очки и спрятал их в футляр.
- Вам остается, господа, - сказал он с каменной торжественностью, -
выбрать себе секундантов, по два с каждой стороны, и прислать их к девяти
часам вечера сюда, в собрание, где они совместно с нами выработают условия
поединка. Впрочем, - прибавил он, вставая и пряча очечник в задний карман,
- впрочем, прочитанное сейчас постановление суда не имеет для вас
обязательной силы. За каждым из вас сохраняется полная свобода драться на
дуэли, или... - он развел руками и сделал паузу, - или оставить службу.
Затем... вы свободны, господа... Еще два слова. Уж не как председатель
суда, а как старший товарищ, советовал бы вам, господа офицеры,
воздержаться до поединка от посещения собрания." Это может повести к
осложнениям. До свиданья.
Николаев круто повернулся и быстрыми шагами вышел из залы. Медленно
двинулся за ним и Ромашов. Ему не было страшно, но он вдруг почувствовал
себя исключительно одиноким, странно обособленным, точно отрезанным от
всего мира. Выйдя на крыльцо собрания, он с долгим, спокойным удивлением
глядел на небо, на деревья, на корову у забора напротив, на воробьев,
купавшихся в пыли среди дороги, и думал: "Вот - все живет, хлопочет,
суетится, растет и сияет, а мне уже больше ничто не нужно и не интересно.
Я приговорен. Я один".
Вяло, почти со скукой пошел он разыскивать Бек-Агамалова и Веткина,
которых он решил просить в секунданты. Оба охотно согласились -
Бек-Агамалов с мрачной сдержанностью, Веткин с ласковыми и
многозначительными рукопожатиями.
Идти домой Ромашову не хотелось - там было жутко и скучно. В эти
тяжелые минуты душевного бессилия, одиночества и вялого непонимания жизни
ему нужно было видеть близкого, участливого друга и в то же время тонкого,
понимающего, нежного сердцем человека.
И вдруг он вспомнил о Назанском.

21
........
Ромашов рассказал подробно историю своего столкновения с Николаевым.
Назанский задумчиво слушал его, наклонив голову и глядя вниз на воду,
которая ленивыми густыми струйками, переливавшимися, как жидкое стекло,
раздавалась вдаль и вширь от носа лодки.
- Скажите правду, вы не боитесь, Ромашов? - спросил Назанский тихо.
- Дуэли? Нет, не боюсь, - быстро ответил Ромашов. Но тотчас же он
примолк и в одну секунду живо представил себе, как он будет стоять совсем
близко против Николаева и видеть в его протянутой руке опускающееся черное
дуло револьвера. - Нет, нет, - прибавил Ромашов поспешно, - я не буду
лгать, что не боюсь. Конечно, страшно. Но я знаю, что я не струшу, не
убегу, не попрошу прощенья.
Назанский опустил концы пальцев в теплую, вечернюю, чуть-чуть ропщущую
воду и заговорил медленно, слабым голосом, поминутно откашливаясь:
- Ах, милый мой, милый Ромашов, зачем вы хотите это делать? Подумайте:
если вы знаете твердо, что не струсите, - если совсем твердо знаете, - то
ведь во сколько раз тогда будет смелее взять и отказаться.
- Он меня ударил... в лицо! - сказал упрямо Ромашов, и вновь жгучая
злоба тяжело колыхнулась в нем.
- Ну, так, ну, ударил, - возразил ласково Назанский и грустными,
нежными глазами поглядел на Ромашова. - Да разве в этом дело? Все на свете
проходит, пройдет и ваша боль и ваша ненависть. И вы сами забудете об
этом. Но о человеке, которого вы убили, вы никогда не забудете. Он будет с
вами в постели, за столом, в одиночестве и в толпе. Пустозвоны,
фильтрованные дураки, медные лбы, разноцветные попугаи уверяют, что
убийство на дуэли - не убийство. Какая чепуха! Но они же сентиментально
верят, что разбойникам снятся мозги и кровь их жертв. Нет, убийство -
всегда убийство. И важна здесь не боль, не смерть, не насилие, не
брезгливое отвращение к крови и трупу, - нет, ужаснее всего то, что вы
отнимаете у человека его радость жизни. Великую радость жизни! - повторил
вдруг Назанский громко, со слезами в голосе. - Ведь никто - ни вы, ни я,
ах, да просто-напросто никто в мире не верит ни в какую загробную жизнь.
Оттого все страшатся смерти, но малодушные дураки обманывают себя
перспективами лучезарных садов и сладкого пения кастратов, а сильные -
молча перешагивают грань необходимости. Мы - не сильные. Когда мы думаем,
что будет после нашей смерти, то представляем себе пустой холодный и
темный погреб. Нет, голубчик, все это враки: погреб был бы счастливым
обманом, радостным утешением. Но представьте себе весь ужас мысли, что
совсем, совсем ничего не будет, ни темноты, ни пустоты, ни холоду... даже
мысли об этом не будет, даже страха не останется! Хотя бы страх!
Подумайте!
......
- Да, жизнь прекрасна, - сказал Ромашов.
- Прекрасна! - пылко повторил Назанский. - И вот два человека из-за
того, что один ударил другого, или поцеловал его жену, или просто, проходя
мимо него и крутя усы, невежливо посмотрел на него, - эти два человека
стреляют друг в друга, убивают друг друга. Ах, нет, их раны, их страдания,
их смерть - все это к черту! Да разве он себя убивает - жалкий движущийся
комочек, который называется человеком? Он убивает солнце, жаркое, милое
солнце, светлое небо, природу, - всю многообразную красоту жизни, убивает
величайшее наслаждение и гордость - человеческую мысль! Он убивает то, что
уж никогда, никогда, никогда не возвратится. Ах, дураки, дураки!

22
.......
- Ну, хочешь, я завтра откажусь от поединка, извинюсь перед ним? Сделать это? - произнес он печально.
Она помолчала немного. Будильник наполнял своей металлической болтовней
все углы темной комнаты. Наконец она произнесла еле слышно, точно в
раздумье, с выражением, которого Ромашов не мог уловить:
- Я так и знала, что ты это предложишь.
Он поднял голову и, хотя она удерживала его за шею рукой, выпрямился на
кровати.
- Я не боюсь! - сказал он громко и глухо.
- Нет, нет, нет, нет, - говорила она горячим, поспешным, умоляющим
шепотом. - Ты меня не понял. Иди ко мне ближе... как раньше... Иди же!..
Она обняла его обеими руками и зашептала, щекоча его лицо своими
тонкими волосами и горячо дыша ему в щеку:
- Ты меня не понял. У меня совсем другое. Но мне стыдно перед тобой. Ты
такой чистый, добрый, и я стесняюсь говорить тебе об этом. Я расчетливая,
я гадкая...
- Нет, говори все. Я тебя люблю.
- Послушай, - заговорила она, и он скорее угадывал ее слова, чем слышал
их. - Если ты откажешься, то ведь сколько обид, позора и страданий падет
на тебя. Нет, нет, опять не то. Ах, боже мой, в эту минуту я не стану
лгать перед тобой. Дорогой мой, я ведь все это давно обдумала и взвесила.
Положим, ты отказался. Честь мужа реабилитирована. Но, пойми, в дуэли,
окончившейся примирением, всегда остается что-то... как бы сказать?.. Ну,
что ли, сомнительное, что-то возбуждающее недоумение и разочарование...
Понимаешь ли ты меня? - спросила она с грустной нежностью и осторожно
поцеловала его в волосы.
- Да. Так что же?
- То, что в этом случае мужа почти наверно не допустят к экзаменам.
Репутация офицера генерального штаба должна быть без пушинки. Между тем
если бы вы на самом деле стрелялись, то тут было бы нечто героическое,
сильное. Людям, которые умеют держать себя с достоинством под выстрелом,
многое, очень многое прощают. Потом... после дуэли... ты мог бы, если
хочешь, и извиниться... Ну, это уж твое дело.
......
Стараясь скрыть непонятное, глухое раздражение, он сказал сухо:
- Ради бога, объяснись прямее. Я все тебе обещаю.

Илья Глазунов Шурочка у Ромашова накануне дуэли гл.22

Тогда она повелительно заговорила около самого его рта, и слова ее были
как быстрые трепетные поцелуи:
- Вы непременно должны завтра стреляться. Но ни один из вас не будет
ранен. О, пойми же меня, не осуждай меня! Я сама презираю трусов, я
женщина. Но ради меня сделай это, Георгий! Нет, не спрашивай о муже, он
знает. Я все, все, все сделала.
Теперь ему удалось упрямым движением головы освободиться от ее мягких и
сильных рук. Он встал с кровати и сказал твердо:
- Хорошо, пусть будет так. Я согласен.

Его Высокоблагородию, командиру N-ского пехотного полка.
Штабс-капитан того же полка Диц.

Настоящим имею честь донести вашему высокоблагородию, что сего 2-го
июня, согласно условиям, доложенным Вам вчера, 1-го июня, состоялся
поединок между поручиком Николаевым и подпоручиком Ромашовым. Противники
встретились без пяти минут в 6 часов утра, в роще, именуемой "Дубечная",
расположенной в 3 1/2 верстах от города. Продолжительность поединка,
включая сюда и время, употребленное на сигналы, была 1 мин. 10 сек. Места,
занятые дуэлянтами, были установлены жребием. По команде "вперед" оба
противника пошли друг другу навстречу, причем выстрелом, произведенным
поручиком Николаевым, подпоручик Ромашов ранен был в правую верхнюю часть
живота. Для выстрела поручик Николаев остановился, точно так же, как и
оставался стоять, ожидая ответного выстрела. По истечении установленной
полуминуты для ответного выстрела обнаружилось, что подпоручик Ромашов
отвечать противнику не может. Вследствие этого секунданты подпоручика
Ромашова предложили считать поединок оконченным. С общего согласия это
было сделано. При перенесении подпоручика Ромашова в коляску последний
впал в тяжелое обморочное состояние и через семь минут скончался от
внутреннего кровоизлияния. Секундантами со стороны поручика Николаева
были: я и поручик Васин, со стороны же подпоручика Ромашова: поручики
Бек-Агамалов и Веткин. Распоряжение дуэлью, с общего согласия, было
предоставлено мне. Показание младшего врача кол. ас. Знойко при сем
прилагаю.
Штабс-капитан Диц.

Использованы материалы сайтов

До русско-японской войны в русском обществе еще существовала иллюзия романтики военной службы. Повесть «Поединок», напечатанная в 1905 году в разгар русско-японской войны, развеяла эту иллюзию — она объясняла причины поражения России в этой войне.

Главный герой повести — младший офицер Юрий Алексеевич Ромашов. Душой поэт, он ищет романтики в жизни. Кстати, не случайно автор дает ему такую фамилию — Ромашов. Он как цветок: растет, набирается сил и красоты; милый, нежный, скромный. И когда его, созревшего для чего-то большего, чем просто существование и прозябание, «срывают», он погибает. И погибает от предательства любимого человека. Романтически настроенный Ромашов поступает на службу в армию. «Вся жизнь передо мной», — думал он. Как же велико было его разочарование, когда вместо ослепительных балов, прекрасных женщин, отличной еды и выпивки он видит серую, однородную массу людей, называемых солдатами, и жестоких, развращенных и опустившихся офицеров. Даже те из них, кто был когда-то настоящим офицером, от скуки и безысходности либо становились пьяницами, либо кончали жизнь самоубийством, либо погибали на дуэлях.

Ромашов мечтал о подвигах, о служении Отечеству. Но оказалось, что в армейской среде никому не нужны были его героические порывы. И тогда главный герой, уподобляясь всем остальным офицерам, заводит пошлый роман, участвует в загулах и попойках. Пробуждает его от этого «сна» чистое и благородное чувство — любовь к Шурочке Николаевой. Ромашов понимает, что поступает подло, ухаживая за женой товарища, но это сильнее его. Он по-прежнему строит воздушные замки, но теперь на «тему любви». Он по-прежнему во власти иллюзий, ведь предмет его любви — женщина ничтожная, способная на любую подлость. Но Юрий Алексеевич «плывет по течению». Любя Шурочку, он понимает, что это любовь от безысходности.

Общаясь с Назанским, Ромашов все чаще начинает задумываться: что есть смысл жизни? зачем жизнь? зачем война? зачем армия? Почему человек — личность, попадая в армию, вливается в эту безумную, серую, тупую массу и уподобляется ей? И он понимает, что все, что происходит в армии: пьяные кутежи офицеров, грязные интриги, издевательства младших офицеров над солдатами, муштра, — все это бессмысленно, противоестественно, все это ломает и уничтожает самое главное, что есть в человеке, — его «Я», его суть, его Личность. А со смертью Личности в человеке умирает все человеческое и остается инстинктивное, звериное. Материал с сайта

Полюбив Шурочку, Ромашов принимает решение уйти из армии, уехать из этого городка, стать человеком, действительно нужным и полезным обществу. Он еще не знает, чем займется вне армии, но твердо решает изменить свою жизнь. Но Шурочка и не собиралась связывать свою судьбу с малодушным и слабовольным, как она считает, Ромашовым... Ради своих честолюбивых целей она уже перешагнула через Назанского, теперь пришла очередь Ромашова...

Ромашов погибает на дуэли с Николаевым, мужем Шурочки. Но думаю, что поединок — это не только и не столько дуэль. Думаю, поединок состоялся в душе Ромашова: поединок слабого человека, который ничего не знал и знать не хотел, с человеком думающим, сочувствующим, любящим.

Повесть Куприна произвела большое впечатление на современников. Писатель сказал о военной службе то, что до него в русской литературе не говорилось. При чтении повести «вы начинаете интенсивно ощущать гнет окружающей жизни и искать из нее выход», — писала критика.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • а.куприн поединок: что разочаровала ромашова в жизни?
  • почему ромашов хочет уйти из армии