Могла ли социология возникнуть в традиционном обществе. Традиционное общество: социология и история

] Общественный уклад в нём характеризуется жёсткой сословной иерархией, существованием устойчивых социальных общностей (особенно в странах Востока), особым способом регуляции жизни общества, основанном на традициях, обычаях. Данная организация общества фактически стремится сохранить в неизменном виде сложившиеся в ней социокультурные устои жизни.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 3

    История. Введение. От традиционного общества к индустриальному. Центр онлайн-обучения «Фоксфорд»

    Япония в эпоху правления династии Токугава

    Константин Асмолов об особенностях традиционных обществ

    Субтитры

Общая характеристика

Для традиционного общества характерны:

  • традиционная экономика , или преобладание аграрного уклада (аграрное общество),
  • стабильность структуры,
  • сословная организация,
  • низкая мобильность,

Традиционный человек воспринимает мир и заведенный порядок жизни как нечто неразрывно-целостное, холистичное , священное и не подлежащее изменению. Место человека в обществе и его статус определяются традицией и социальным происхождением.

Согласно сформулированной в 1910–1920 гг. Л. Леви-Брюлем концепцией, людям традиционных обществ присуще дологическое («prelogique») мышление, не способное к усмотрению противоречивости явлений и процессов и управляемое мистическими переживаниями сопричастия («participation») .

В традиционном обществе преобладают коллективистские установки, индивидуализм не приветствуется (так как свобода индивидуальных действий может приводить к нарушению заведённого порядка, проверенного временем). В целом для традиционных обществ характерно преобладание коллективных интересов над частными, в том числе примат интересов имеющихся иерархических структур (государства и т. п.). Ценится не столько индивидуальная дееспособность, сколько то место в иерархии (чиновничьей, сословной, клановой и т. д.), которое занимает человек. Как отмечают, Эмиль Дюркгейм в своей работе «О разделении общественного труда» показал, что в обществах механической солидарности (примитивных, традиционных), индивидуальное сознание целиком находится вне «Я».

В традиционном обществе, как правило, преобладают отношения перераспределения, а не рыночного обмена , а элементы рыночной экономики жёстко регулируются. Это связано с тем, что свободные рыночные отношения повышают социальную мобильность и изменяют социальную структуру общества (в частности, разрушают сословность); система перераспределения может регулироваться традицией, а рыночные цены - нет; принудительное перераспределение препятствует «несанкционированному» обогащению/обеднению как отдельных людей, так и сословий. Преследование экономической выгоды в традиционном обществе зачастую морально осуждается, противопоставляется бескорыстной помощи.

В традиционном обществе большинство людей всю жизнь живёт в локальном сообществе (например деревне), связи с «большим обществом» довольно слабые. При этом родственные связи, напротив, очень сильны.

Мировоззрение (идеология) традиционного общества обусловлено традицией и авторитетом .

"В течение десятков тысяч лет жизнь подавляющего большинства взрослых людей была подчинена задачам выживания и потому оставляла для творчества и неутилитарного познания еще меньше места, чем для игры. Жизнь держалась на традиции, враждебной любым новшествам, всякое серьезное отступление от заданных норм поведения несло угрозу всему коллективу", - пишет Л. Я. Жмудь .

Трансформация традиционного общества

Традиционное общество представляется чрезвычайно устойчивым. Как пишет известный демограф и социолог Анатолий Вишневский , «в нём все взаимосвязано и очень трудно изъять или изменить какой-либо один элемент».

В древности изменения традиционного общества происходили чрезвычайно медленно - на протяжении поколений, практически незаметно для отдельного человека. Периоды ускоренного развития имели место и в традиционных обществах (яркий пример - изменения на территории Евразии в I тысячелетии до н. э.), но даже в такие периоды изменения осуществлялись медленно по современным стандартам, а по их завершению общество снова возвращалось к относительно статичному состоянию с преобладанием циклической динамики.

В то же время, с древних времен существовали общества, которые нельзя назвать вполне традиционными. Отход от традиционного общества был связан, как правило, с развитием торговли. К этой категории относят греческие города-государства, средневековые самоуправляемые торговые города, Англию и Голландию XVI-XVII веков. Особняком стоит Древний Рим (до III века н. э.) с его гражданским обществом .

Быстрая и необратимая трансформация традиционного общества начала происходить лишь с XVIII века в результате промышленной революции . К настоящему моменту этот процесс захватил почти весь мир.

Быстрые перемены и отход от традиций могут переживаться традиционным человеком как крушение ориентиров и ценностей, утрата смысла жизни и т. п. Поскольку приспособление к новым условиям и изменение характера деятельности не входит в стратегию традиционного человека, то трансформация общества зачастую приводит к маргинализации части населения.

Наиболее болезненно трансформация традиционного общества происходит в тех случаях, когда демонтируемые традиции имеют религиозное обоснование . При этом сопротивление изменениям может принимать формы религиозного фундаментализма .

В период трансформации традиционного общества в нём может усиливаться авторитаризм (либо с целью сохранить традиции, либо с целью преодолеть сопротивление изменениям).

Трансформация традиционного общества завершается демографическим переходом . Поколение, выросшее в малодетных семьях, имеет психологию, отличающуюся от психологии традиционного человека.

Мнения о необходимости (и степени) трансформации традиционного общества существенно расходятся. Например, философ А. Дугин считает необходимым отказаться от принципов современного общества и вернуться к «золотому веку» традиционализма. Социолог и демограф А. Вишневский утверждает, что у традиционного общества «нет шансов», хотя оно и «яростно сопротивляется». Согласно расчетам профессора А. Назаретяна , для того чтобы полностью отказаться от развития и вернуть общество в статичное состояние, численность человечества необходимо уменьшить в несколько сотен раз.

В мировоззрении человечества. На данном этапе развития социум является разнородным, в нём вынужденно сосуществуют богатые и бедные, высокообразованные и не имеющие начального образования личности, верующие и атеисты. Современное общество нуждается в индивидах, социально адаптированных, нравственно стойких и обладающих стремлением к самосовершенствованию. Именно эти качества формируются в раннем возрасте в семье. Традиционное общество наиболее отвечает критериям воспитания в человеке приемлемых качеств.

Понятие традиционного общества

Традиционное общество – преимущественно сельское, аграрное и доиндустриальное объединение больших групп людей. В ведущей социологической типологии «традиция – современность» оно выступает основной противоположностью индустриальному. По традиционному типу социумы развивались в древнюю и средневековую эпохи. На современном этапе примеры таких обществ выраженно сохранились в Африке и Азии.

Признаки традиционного общества

Отличительные черты традиционного общества проявляются во всех сферах жизнедеятельности: духовной, политической, хозяйственной, экономической.

Община является основной социальной ячейкой. Она представляет собой замкнутое объединение людей, сплоченных по родовому или локальному принципу. В отношениях «человек-земля» именно община выступает посредником. Ее типология различна: выделяют феодальную, крестьянскую, городскую. Вид общины и определяет положение человека в ней.

Характерная черта традиционного общества – сельскохозяйственная кооперация, которую составляют клановые (родственные) связи. Отношения основываются на коллективной трудовой деятельности, использовании земельных угодий, систематических переделах земли. Такому обществу всегда свойственна слабая динамика.

Традиционное общество – это в первую очередь закрытое объединение людей, которое является самодостаточным и не допускает внешнего воздействия. Традиции и законы определяют его политическую жизнь. В свою очередь, социум и государство подавляют личность.

Особенности экономического уклада

Традиционное общество характеризуется преобладанием экстенсивных технологий и применения ручных орудий труда, господством корпоративной, общинной, государственной форм собственности, в то время как частная собственность все-таки остается неприкосновенной. Уровень жизни большей части населения является невысоким. В труде и производстве человек вынужден приспосабливаться к внешним факторам, таким образом, социум и особенности организации трудовой деятельности зависят от природных условий.

Традиционное общество – это противостояние природы и человека.

Экономический уклад вступает в полную зависимость от факторов природно-климатического характера. Основу такого хозяйства составляют скотоводство и земледелие, результаты коллективного труда распределяются с учетом положения каждого члена в социальной иерархии. Кроме сельского хозяйства, люди в традиционном обществе занимаются примитивным ремеслом.

Социальные отношения и иерархия

Ценности традиционного общества заключаются в почитании старшего поколения, старых людей, соблюдении обычаев рода, неписаных и писаных норм и принятых правил поведения. Конфликты, возникающие в коллективах, решаются при вмешательстве и участии старшего (вожака).

В традиционном обществе социальная структура подразумевает сословные привилегии и жесткую иерархию. При этом социальная мобильность практически отсутствует. Например, в Индии строго запрещаются переходы из одной касты в другую с повышением статуса. Основными социальными ячейками общества выступали община и семья. Человек прежде всего был частью коллектива, входящего в традиционное общество. Признаки, указывающие на неподобающее поведение каждого индивида, обсуждались и регулировалось системой норм и принципов. Понятие индивидуальности и следование интересам отдельного человека в такой структуре отсутствуют.

Социальные отношения в традиционном обществе строятся на подчинении. Каждый включен в него и ощущает себя частью целого. Рождение человека, создание семьи, смерть происходят в одном месте и окружении людей. Трудовая деятельность и быт строятся, передаваясь от поколения к поколению. Выход из общины всегда сложен и затруднителен, иногда даже трагичен.

Традиционное общество – это объединение по общим признакам коллектива людей, в котором индивидуальность не является ценностью, идеальный сценарий судьбы - исполнение социальных ролей. Здесь запрещено не соответствовать роли, в противном случае человек становится изгоем.

Социальный статус оказывает влияние на положение личности, степень приближенности к лидеру общины, жрецу, вождю. Влияние главы рода (старшего) непрекословно, даже если индивидуальные качества ставятся под сомнение.

Политическое устройство

Главным богатством традиционного общества является власть, которая ценилась выше, чем закон или право. Армии и церкви принадлежит главенствующая роль. Формой правления в государстве в эпоху традиционных обществ была преимущественно монархия. В большинстве стран представительные органы власти не имели самостоятельного политического значения.

Так как наибольшей ценностью выступает власть, то она не нуждается в обоснованиях, а переходит следующему вождю по наследству, ее источником является Божья воля. Власть в традиционном обществе деспотична и сосредоточена в руках одного человека.

Духовная сфера традиционного общества

Духовной основой общества выступают традиции. Сакральные и религиозно-мифические представления имеют господство как в индивидуальном, так и в общественном сознании. Религия оказывает значительное влияние на духовную сферу традиционного общества, культура гомогенна. Устный способ обмена информацией преобладает над письменным. Распространение слухов является частью социальной нормы. Количество людей, имеющих образование, как правило, всегда незначительно.

Обычаи и традиции также определяют духовную жизнь людей в общине, которой свойственна глубокая религиозность. Религиозные догматы находят отражение и в культуре.

Иерархия ценностей

Совокупность культурных ценностей, почитаемых безоговорочно, также характеризует традиционное общество. Признаки ценностно ориентированного социума могут быть общими или сословными. Культуру определяет ментальность социума. Ценности имеют строгую иерархию. Высшей, без сомнения, является Бог. Стремление к Богу формирует и определяет мотивы поведения человека. Он выступает идеальным воплощением благонравного поведения, высшей справедливости и источником добродетели. Другой ценностью можно назвать аскезу, которая подразумевает отказ от благ земных во имя обретения небесных.

Верность является следующим принципом поведения, выраженном в служении Богу.

В традиционном обществе выделяют также ценности второго порядка, например, праздность – отказ от физического труда вообще или только в определенные дни.

Необходимо отметить, что все они имеют священный (сакральный) характер. Сословными ценностями могут выступать праздность, воинственность, честь, личная независимость, что было приемлемо для представителей знатных слоев традиционного социума.

Соотношение современного и традиционного обществ

Традиционное и современное общество тесно взаимосвязаны. Именно в результате эволюции первого вида социума человечество вышло на инновационный путь развития. Современное общество характеризуется достаточно быстрой сменяемостью технологий, беспрерывной модернизацией. Культурная действительность также подвержена изменениям, что обуславливает новые жизненные пути для последующих поколений. Для современного общества характерен переход от государственной формы собственности к частной, а также пренебрежение индивидуальными интересами. Некоторые черты традиционного общества присущи и современному. Но, с точки зрения европоцентризма, оно является отсталым ввиду закрытости от внешних связей и инноваций, примитивным, продолжительным характером изменений.

Нам, людям практических из будущего, крайне трудно бывает понять людей традиционного уклада жизни. Это обусловлено тем, что мы выросли в иной культуре. Однако понять людей традиционного общества крайне полезно, ведь такое понимание делает возможным диалог культур. К примеру, приехали вы отдыхать в такую традиционную страну, вы должны понимать местные обычаи и традиции, и уважать их. Иначе никакого отдыха не получится, а будут лишь сплошные конфликты.

Признаки традиционного общества

Т радиционное общество — это общество, в котором вся жизнь подчинена . Кроме этого оно имеет следующие признаки.

Патриархальность — примат мужского начала над женским. Женщина в традиционном плане существо не совсем полноценное, более того, она — исчадие хаоса. Да и при прочих равных условиях, кто добудет больше пропитания мужчина или женщина? Скорее всего мужчина, конечно, если мы опустим «женщинизированных» представителей мужского пола.

Семья в таком социуме будет стопроцентно патриархальной. Примером такой семьи может быть та, на которую ориентировался протопоп Сильвестр, когда писал свой «Домострой» в 16 веке.

Коллективизм — будет еще одним признаком такого социума. Индивид здесь ничего не значит перед лицом рода, семьи, тэйпа. И это обоснованно. Ведь традиционное общество было развито там, где было крайне трудно достать пропитание. А значит только вместе можно обеспечить себя. В силу этого решения коллектива гораздо важнее любого индивида.

Аграрное производство и натуральное хозяйство будут признаками такого общества. Что сеять, что производить говорит традиция, а не целесообразность. Вся экономическая сфера будет подчинена обычаю. Что людям мешало осознать какие-то другие реалии и привнести новшества в производство? Как правило это были серьезные климатические условия, благодаря которым традиция доминировала: раз наши отцы и деды вели именно так хозяйство, с какой стати мы должны что-то менять. «Не нами придумано, не нам и менять» — , так думает человек, живущей в таком обществе.

Существуют и другие признаки традиционного общества, которые мы более детально рассматриваем на курсах подготовки к ЕГЭ/ГИА:

Страны

Итак, традиционное общество, в отличие от индустриального, отличается приматом традиции и коллектива. Какие же страны можно назвать таковыми? Как это ни странно, но многие современные информационные общества можно отнести одновременно к традиционным. Как это возможно?

Вот, к примеру возьмем Японию. Страна крайне развитая, и одновременно в ней сильно развиты традиции. Когда японец приходит к себе домой, он находится в поле своей культуры: татами, сёдзи, суши — все это является неотъемлемой частью интерьера японского жилища. Японец, снимает повседневный деловой костим, как правило, европейский; и надевает кимоно — традиционную японскую одежду, очень просторную и комфортную.

Китай — также очень традиционная страна, и вместе с этим относящаяся к . К примеру, за последние пять лет в Китае было построено 18 000 мостов. Но вместе с тем, существуют деревни, где сильно чтут традиции. Сохранились монастыри Шаолинь, тибетские монастыри, которые неукоснительно соблюдают древние китайские традиции.

Приезжая в Японию или Китай ты будешь чувствовать себя чужаком — гайдзином или ляованем соответственно.

К таким же традиционным странам можно отнести Индию, Тайвань, страны Юго-Восточной Азии, страны Африки.

Предчувствую ваш вопрос, дорогой читатель: все-таки традиция это плохо или хорошо? Лично я считаю, что традиция — это хорошо. Традиция позволяет нам вспомнить, кто мы такие. Она позволяет помнить, что мы не покемоны и не просто люди из ниоткуда. Мы — потомки людей, которые жили до нас. В заключение хочу привести слова из японской пословицы: «По поведению потомков можно судить об их предков». Думаю, теперь вы понимаете, почему страны Востока традиционные страны.

Как всегда, жду ваших комментов 🙂

С уважением, Андрей Пучков

Одним из видов экономики является традиционная экономика . Такая форма достаточно специфична, ведь практика использования ресурсов здесь определяется историческими традициями и обычаями. На данный момент традиционная экономика - это архаизм; встретить такую форму в каком-либо государстве не получится, так как рыночные отношения проникли всюду. Однако для суб-систем (например, некоторых народностей) ряда развивающихся стран традиционная экономика продолжает оставаться актуальной. Яркие примеры традиционной экономики - это общинный строй, где существует вождь, который распределяет ресурсы исключительно внутри общины или племени, либо мелкое производство, например, ферма.

Признаки традиционной экономики

Традиционная экономика отличается от других систем следующими характерными чертами:

Первая черта традиционной экономики (примитивные технологии ) - ее самая основная проблема. Чтобы понять ее причину, придется углубиться в менеджмент, одно из правил которого гласит: любое организационное или стратегическое изменение встретит сопротивление со стороны сотрудников. Руководитель, как правило, сдерживает проникновение новых технологий и передовой информации, чтобы не подвергать устоявшиеся традиции сомнению и обсуждению. Кроме того, нерациональная и неоптимизированная экономика позволяет минимизировать уровень безработицы, а, следовательно, и риск народных волнений. Подобный принцип управления описывается в романе Джорджа Оруэлла «1984», хотя там речь идет о командной экономике.

Традиционная экономика отрицает всякие рыночные принципы. Торговля ведется только тогда, когда образуется излишек продуктов (например, пищи), что случается весьма редко. Как правило, традиционная экономика не имеет национальной валюты, и деньги, являющиеся инструментом товарного обмена, компенсируются прямым бартером.

Преимущества и недостатки традиционной экономики

Все плюсы и минусы традиционной формы попробуем собрать в одну схему:

Плюсами традиционной экономики являются стабильность социума и высокое качество продукции. Традиционная экономика, согласно мнению экспертов, может просуществовать вечно, если на нее не будет оказываться давление извне. Никакой мировой финансовый кризис не повлияет на традиционную экономику - это объяснение первого преимущества. Высокое качество продукции обусловлено тем, что государство производит для себя, следовательно, имеет прямую заинтересованность в том, чтобы продукт был качественным. Потеря качества возникает, как правило, вследствие снижения издержек или повышения темпов производства - ни то, ни другое не актуально для традиционной экономики.

Минусы очевидны. Так как традиционная экономика отказывается от автоматизации, она вынуждена мириться с низкими темпами производства. В подобных условиях речи о резервах на годы вперед быть не может - члены традиционного общества вынуждены работать всегда , не рассчитывая создать какие-либо накопления на старость. Валюту можно хранить и использовать, когда это понадобится - при натуральном бартере такой возможности нет: продукты, которые чаще всего выступают предметом обмена, попросту портятся.

Где можно сейчас встретить традиционную экономику?

Элементы традиционной экономики можно встретить практически в любой стране, так как каждая экономика (пусть и не всегда в значительной мере) зависит от природных ресурсов. В чистом виде традиционную форму можно обнаружить:

  • В странах юго-восточной Азии, считающихся отсталыми (таких как Бангладеш, Мьянма, Непал). Наглядным примером традиционной экономики долгое время был Бангладеш из-за распространенности натурального производства и исключительной бедности населения, однако, рыночная экономика пришла туда в виде всемирно известной микрофинансовой организации «Grameen Bank», ставшей прародителем социального бизнеса (о социальном бизнесе, Банке «Grameen» и его основателе можно прочитать в этой статье - ).
  • В ряде африканских стран, таких как Республика Кения, где занимаются скотоводством и натуральным производством (притом плуг тянут женщины), Гвинея-Бисау (беднейшая страна мира) - кочевое животноводство, Буркина-Фасо - сельское хозяйство.

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш

Понятие традиционного общества охватывает великие аграрные цивилизации Древнего Востока (Древняя Индия и Древний Китай, Древний Египет и средневековые государства мусульманского Востока), европейские государства Средневековья. В ряде государств Азии и Африки традиционное общество сохраняется и сегодня, но столкновение с современной западной цивилизацией существенно изменило его цивилизационные характеристики.
Основой жизнедеятельности человека является труд, в процессе которого человек преобразует вещество и энергию природы в предметы собственного потребления. В традиционном обществе основой жизнедеятельности является земледельческий труд, плоды которого дают человеку все необходимые средства к жизни. Однако ручной сельскохозяйственный труд с использованием простых орудий обеспечивал человека лишь самым необходимым, да и то при благоприятных погодных условиях. Три «черных всадника» наводили ужас на европейское Средневековье - голод, война и чума. Голод - самый жестокий: от него нет укрытия. Он оставил глубокие шрамы на культурном челе европейских народов. Его отголоски слышны в фольклоре и эпосе, заунывной протяжности народных песнопений. Большинство народных примет - о погоде и видах на урожай. Зависимость человека традиционного общества от природы отражена в метафорах «земля-кормилица», «земля-матушка» («мать сыра земля»), выражающих любовно-бережное отношение к природе как к источнику жизни, из которого не полагалось черпать лишнего.
Земледелец воспринимал природу как живое существо, требующее нравственного к себе отношения. Поэтому человек традиционного общества не господин, не покоритель и не царь природы. Он малая толика (микрокосм) великого космического целого, мироздания. Его трудовая деятельность подчинялась извечным ритмам природы (сезонной смене погоды, длине светового дня) - таково требование самой жизни на грани природного и социального. Древнекитайская притча высмеивает земледельца, дерзнувшего бросить вызов традиционной агрикультуре, основанной на ритмах природы: стремясь ускорить рост злаков, от тянул их за вершки до тех пор, пока не выдернул с корнем.
Отношение человека к предмету труда всегда предполагает его отношение к другому человеку. Присваивая этот предмет в процессе труда или потребления, человек включается в систему общественных отношений собственности и распределения. В феодальном обществе европейского Средневековья преобладала частная собственность на землю - главное богатство аграрных цивилизаций. Ей соответствовал тип социального подчинения, называемый личной зависимостью. Понятие личной зависимости характеризует тип социальной связи людей, относящихся к различным социальным классам феодального общества, - ступеням «феодальной лестницы». Европейский феодальный сеньор и азиатский деспот были полноправными хозяевами тел и душ своих подданных, а то и владели ими на правах собственности. Так было и в России до отмены крепостного права. Личная зависимость порождает внеэкономическое принуждение к труду на основе личной власти, опирающейся на прямое насилие.
Традиционное общество выработало формы повседневного сопротивления эксплуатации труда на основе внеэкономического принуждения: отказ от работы на господина (барщина), уклонение от уплаты натурального (оброк) или денежного налога, побег от своего господина, подрывавший социальную основу традиционного общества - отношение личной зависимости.
Люди одного социального класса или сословия (крестьяне территориально-соседской общины, германской марки, члены дворянского собрания и т. п.) были связаны отношениями солидарности, доверия и коллективной ответственности. Крестьянская община, городские ремесленные корпорации сообща несли феодальные повинности. Крестьяне-общинники сообща выживали в неурожайные годы: поддержать соседа «кусочком» считалось нормой жизни. Народники, описывая «хождение в народ», отмечают такие черты народного характера, как сострадание, коллективизм и готовность к самопожертвованию. Традиционное общество сформировало высокие нравственные качества: коллективизм, взаимопомощь и социальную ответственность, вошедшие в сокровищницу цивилизационных достижений человечества.
Человек традиционного общества не ощущал себя личностью, противостоящей или конкурирующей с другими. Напротив, он воспринимал себя неотъемлемой частью своей деревни, общины, полиса. Немецкий социолог М. Вебер отмечал, что обжившийся в городе китайский крестьянин не порывал связи с сельской церковной общиной, а в Древней Греции изгнание из полиса и вовсе приравнивали к смертной казни (отсюда и происходит слово «изгой»). Человек Древнего Востока целиком подчинял себя клановым и кастовым стандартам социально-групповой жизни, «растворялся» в них. Соблюдение традиций издавна считалось главной ценностью древнекитайского гуманизма.
Социальный статус человека в традиционном обществе определялся не личными заслугами, а социальным происхождением. Жесткость классово-сословных перегородок традиционного общества сохраняла его неизменным на протяжении всей жизни. В народе и по сей день говорят: «На роду написано». Присущее традиционалистскому сознанию представление о том, что от судьбы не уйдешь, сформировало тип созерцательной личности, созидательные усилия которой обращены не на переделку жизни, а на душевное благоустройство. И. А. Гончаров с гениальной художественной прозорливостью запечатлел такой психологический тип в образе И. И. Обломова. «Судьба», т. е. социальная предопределенность, является ключевой метафорой древнегреческих трагедий. Трагедия Софокла «Царь Эдип» повествует о титанических усилиях героя избежать предсказанной ему страшной судьбы, однако, невзирая на все его подвиги, злой рок торжествует победу.
Повседневная жизнь традиционного общества отличалась удивительной устойчивостью. Она регулировалась не столько законами, сколько традицией - сводом неписаных правил, образцов деятельности, поведения и общения, воплощающих опыт предков. В традиционалистском сознании считалось, что «золотой век» уже позади, а боги и герои оставили образцы поступков и подвигов, которым следует подражать. Социальные привычки людей почти не изменялись на протяжении многих поколений. Организация быта, способы ведения хозяйства и нормы общения, праздничные ритуалы, представления о болезни и смерти - словом, все, что мы называем повседневной жизнью, воспитывалось в семье и передавалось из поколения в поколение. Многие поколения людей заставали одни и те же социальные структуры, способы деятельности и социальные привычки. Подчинением традиции и объясняется высокая стабильность традиционных обществ с их застойно-патриархальным круговоротом жизни и крайне замедленным темпом общественного развития.
Устойчивости традиционных обществ, многие из которых (особенно на Древнем Востоке) оставались практически неизменными на протяжении веков, способствовал и публичный авторитет верховной власти. Нередко она прямо отождествлялась с личностью короля («Государство - это я»). Публичный авторитет земного правителя питали и религиозные представления о божественном происхождении его власти («Государь - наместник Бога на земле»), хотя истории известно немного случаев, когда глава государства лично становился во главе церкви (англиканская церковь). Олицетворение политической и духовной власти в одном лице (теократия) обеспечивало двойное подчинение человека и государству, и церкви, что придавало традиционному обществу еще большую устойчивость.