Художественный мир Гоголя Н. Сочинение на тему «Чиновничий мир в комедии Гоголя «Ревизор

Здесь Вы можете скачать Конспект урока по Литературе «Комедия Н. В. Гоголя «Ревизор». История создания в теме комедии. Роль первого действия в композиции пьесы» 8 класс для предмета: Литература. Данный документ поможет вам подготовить хороший и качественный материал для урока.

План – конспект урока Н.В.Гоголь «Ревизор».

ФИО Казьмина Наталья Сергеевна

Место работы МБОУ Широко – Атаманская основная

общеобразовательная школа

Должность учитель русского языка и литературы

Предмет литература

Класс 8

Тема и номер урока «Комедия Н. В. Гоголя «Ревизор». История создания

в теме комедии. Роль первого действия в композиции пьесы»

1-й урок.

Базовый учебник Учебник В.Я. Коровиной «Литература» 8 класс.

Тип урока Урок изучения нового материала.

Тема: «Комедия Н. В. Гоголя «Ревизор». История создания комедии. Роль первого действия в композиции пьесы».

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: Дать сведения о творческой биографии писателя; устанавливать связи литературного произведения с эпохой его создания.

Метапредметные: Смысловое чтение. Формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ. Планировать цель своей деятельности, путь её достижения.

Личностные: Формирование гражданской позиции через осознание общественных и человеческих недостатков.

Решаемые образовательные проблемы:

Рассмотреть основные вехи в творческой биографии Гоголя; познакомиться с историей создания комедии и дать сведения о первых постановках «Ревизора»; первичное знакомство с действующими лицами и их характеристика; определение социального конфликта; роль первого действия в определении конфликта.

Методы обучения: Аналитическая беседа, комментированное чтение.

Методическое назначение средств ИКТ: усилить мотивацию, повысить интерес и расширить познавательные потребности обучаемых. Усилить наглядность в обучении, повысить уровень визуализации изучаемого материала.

Организационная структура урока.

Этап 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала.

Формулировка целей и задач урока. Подготовка к восприятию художественного произведения.

Тема сегодняшнего урока - «Комедия Н. В. Гоголя «Ревизор». История создания комедии. Роль первого действия в композиции пьесы». Мы продолжим знакомство с творчеством Н. В. Гоголя и познакомимся с историей создания им комедии «Ревизор»; в течение урока узнаем о том, какое впечатление на публику произвели первые постановки «Ревизора»; закрепим знания о драматическом роде литературы; познакомимся с 1 действием комедии, выясним, какое событие является завязкой.

Подготовка к сообщению задач урока, организация различных видов деятельности.

Организует работу по подготовке учащихся к знакомству и освоению нового материала.

Этап 2. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала. Организация обратной связи.

Формирование конкретного образовательного материала

    Обобщение и систематизация информации, подготовленной к уроку самостоятельно с показом слайдов презентации.

    Сообщение учителя об идейном замысле и истории создания комедии.

    Организация чтения статьи учебника «О замысле, написании и постановке «Ревизора» и её обсуждение».

    Особенности драматического произведения.

Основной вид деятельности, направленный на формирование образовательного результата .

К уроку было предварительное индивидуальное задание подготовить презентацию о жизненном и творческом пути Гоголя.

Представление презентаций, подготовленных учащимися к уроку.

Слово учителя. История создания комедии и источник сюжета.

Н. В. Гоголь очень любил театр и имел замечательную способность угадать человека и юмористически, шутливо изобразить его. А. С. Пушкин, заметив такую склонность Гоголя, посоветовал взяться за большое сочинение, предложил сюжет для поэмы «Мертвые души», а потом и для комедии «Ревизор».

Однажды в Нижнем Новгороде, который Пушкин проезжал, собирая сведения о Пугачёве, его приняли за важного государственного чиновника. Это рассмешило Пушкина и запомнилось в качестве сюжета, который он и подарил Гоголю. Такие истории были весьма часты.

Идейный замысел Гоголя. «В «Ревизоре» я решился собрать в одну кучу всё дурное в России, какое я тогда знал, все несправедливости, какие делаются в тех местах и в тех случаях, где больше всего требуется от человека справедливости, и одним разом посмеяться над всем».

Чтение статьи учебника «О замысле, написании и постановке «Ревизора» и её обсуждение.

К какому роду литературы относится комедия? (к драме)

Чем отличается драма как род литературы? (Драматические произведения предназначены для постановки на сцене. Авторская речь присутствует только в виде ремарок, кратких замечаний для актеров. Драма находится на стыке двух искусств – литературы и театра).

Как возник у будущего писателя интерес к театру?

С какой целью Гоголь сопроводил свою комедию массой поясняющих комментариев? (Гоголь очень внимательно относился к своему читателю. Комментариями к пьесе он стремился помочь воспринять комедию, помочь увидеть её как бы глазами автора).

Описание первых постановок комедии на сценах Москвы и Санкт-Петербурга. Реализация индивидуального домашнего задания.

Учащийся 1. Первая постановка «Ревизора» в Петербурге.

Комедия удивила актеров еще во время первого чтения ее автором. Она казалась трудной и малопонятной. Присутствуя на репетициях, Гоголь видел то смятение, в котором находились актеры: их смущали непривычные герои пьесы, отсутствие любовной интриги, язык комедии. Актеры не придавали значения советам Гоголя, игнорировали его указания. Единственный актер Сосницкий, сыгравший Городничего, устраивал Гоголя.

Общественного содержания пьесы актеры не оценили и не разгадали. И все же «Ревизор» произвел на публику ошеломляющее впечатление. И день первой постановки – 19 апреля 1836 года – стал великим днем русского театра. На этой премьере присутствовал царь. Уезжая, он сказал: «Тут всем досталось, а больше всего мне».

Учащийся 2. Постановка «Ревизора» а Москве.

После премьеры в Петербурге настроение Гоголя изменилось: он переслал московским актерам пьесу. В письме актеру Щепкину просил «взять на себя все дело постановки «Ревизора», а самому Щепкину предложил взять роль Городничего.

Гоголя просили приехать в Москву и начать репетиции, но этого не произошло. Однако он переписывался со Щепкиным, делился своими соображениями по поводу постановки.

25 мая 1836 года в Малом театре состоялась премьера «Ревизора». В зал попали только аристократы, не способные оценить комедию. Актеры в сущности не поняли замысла Гоголя.

Последующие спектакли проходили с успехом. Пьеса стала темой всеобщих разговоров.

Форма организации деятельности учащихся.

Представление индивидуального домашнего задания, чтение статьи учебника, обсуждение статьи и поиск ответов на вопросы.

Основные виды деятельности учителя.

Организация беседы, сообщение об идейном замысле и истории создания комедии.

Презентация.

Этап 3. Практикум.

Организация комментированного чтения афиши и «Замечаний для господ актеров». Прослушивание аудиозаписи 1 действия комедии (читает: Андровская О., Белокуров В., Монюков В., Петкер Б., Грибов А.); аналитическая беседа.

Основной вид деятельности, направленный на формирование образовательного результата . Вступительное слово учителя.

Чтение афиши. Прочитав список действующих лиц, мы обнаруживаем, что никакого ревизора там нет. В чем же дело? Заглавный герой оказывается внесценическим персонажем? Об этом нам еще предстоит узнать.

О чем может рассказать афиша, до знакомства с комедией? (Уже чтение афиши дает возможность предположить, что в комедии показана широкая картина жизни, своеобразная анатомия уездного грода)

Перелистайте пьесу, определите, сколько актов в ней и из скольких явлений состоит каждый акт?

Познакомимся с 1-м действием комедии.

Прослушивание аудиозаписи 1 действия комедии.

Беседа по вопросам.

Какую роль играет первая фраза комедии? (Гоголь очерчивает сюжет комедии: чиновники города во главе с городничим боятся ревизора; его приезд – «пренеприятное известие». Городничий ввел «ситуацию ревизора». Суть этой ситуации в особого рода игре, построенной на обоюдном обмане двух ее участников – ревизора и ревизуемого. Один хочет «найти и наказать», другой «скрыть и уйти от ответственности». При этом ни для одной из сторон не являются секретом цели и тактика «противника». Таким образом, ревизия может повлечь за собой порой печальные последствия даже для благополучных его участников (вот почему ревизора боятся даже не служащие Бобчинский и Добчинский).

Что мы узнаем из письма Андрея Ивановича Чмыхова?

Какова роль этого персонажа? (Этот персонаж – внесценический, он не появляется перед зрителями, даже не упоминается больше. Но роль его очень важна: из письма Чмыхова мы узнаем, что за городничим, «как и за всяким, водятся грешки». Боязнь разоблачения этих грешков и подталкивает чиновников к «заметанию следов». Муки совести незнакомы этим людям, не ожидание справедливого возмездия, а именно страх разоблачения является движущей силой сюжета.

Как характеризуют чиновников советы городничего?

Какова самохарактеристика чиновников?

Какие должностные преступления совершал почтмейстер?

Как вы считаете, почему чиновники поверили сообщению Добчинского и Бобчинского о ревизоре?

Как ведут себя чиновники при известии о том, что ревизор уже приехал?

Можем ли мы сказать, где и когда происходит действие? Какое значение имеют место и время действия?

Форма организации деятельности учащихся.

Прослушивание аудиозаписи, работа с художественным текстом, участие в аналитической беседе.

Основные виды деятельности учителя.

Организация аналитической беседы.

Средства ИКТ для реализации данного вида деятельности.

Аудоизапись.

Этап 4. Проверка полученных результатов. Коррекция.

Формирование конкретного образовательного материала.

Наблюдения, выводы.

Основной вид деятельности, направленный на формирование образовательного результата . Слово учителя.

Оригинальность автора состояла уже в том, что экспозиция в комедии следует после завязки. Завязкой пьесы является первая фраза городничего: «…к нам едет ревизор». И только после этого мы окунаемся в атмосферу жизни уездного города, узнаем, какие там заведены порядки, чем занимаются местные чиновники.

Запись вывода в тетрадь. Уже по первому действию пьесы можно сказать, что дела городской жизни обстоят неблагополучно. Но самое страшное, что люди, живущие в этом городе, вовсе и не подозревают, что можно жить по-другому.

Основные виды деятельности учителя.

Систематизация и обобщение.

Этап 5. Подведение итогов, домашнее задание.

Рефлексия по достигнутым либо недостигнутым результатам.

Возвращение к теме урока, восстановление последовательности выполненных действий, изучение последовательности действий с точки зрения ее эффективности, продуктивности, соответствия поставленным задачам.

Домашнее задание.

Повторить сведения о сатире и ее средствах, подготовить характеристики действующих лиц по таблице:

Имя чиновника

Сфера городской

жизни, которой он

руководит

Информация о положении

дел в этой сфере

Характеристика

героя по тексту

Образец:

Аммос Федорович

Ляпкин-

Тяпкин

судья

Занимается больше охотой, нежели судопроизводством.


Мир чиновничества в комедии Н. В. Гоголя "Ревизор"

Примерный текст сочинения

Замечательная гоголевская комедия легко и свободно вводит читателя и зрителя в мир захолустного уездного городка, отдаленного от столиц и культурных центров. Размеренное течение жизни взрывает "пренеприятное известие" о приезде тайного ревизора, о котором сообщает в начале пьесы городничий своему окружению. Такой сюжет не был новостью, о подобных случаях ходили забавные анекдоты, даже великий Пушкин как-то был принят губернатором Нижнего Новгорода за тайного ревизора. Значит, такая ситуация была типичным, распространенным явлением российской жизни.

Этот сюжет дал возможность сатирику глубоко и всесторонне изобразить в комедии всю чиновничью Россию. Конечно, здесь действуют не только государственные служащие. Мы встречаем в комедии всю многоликую Россию: и поместное дворянство, и купечество, и мещанство, и крестьянство. Но особое внимание автор уделяет характеристике городского чиновничества, так как грядущий приезд ревизора нарушает именно их душевный покой.

Блестящий сатирик создает в пьесе многочисленные комические ситуации, которые помогают разоблачить пороки чиновничьего сословия. Гоголь рисует яркие индивидуально обрисованные характеры чиновников города, выделяя в них какую-то определяющую черту. Наиболее полно и подробно охарактеризован в комедии городничий. Раскрытию его образа помогают и авторские замечания о нем, и его поступки, и высказывания действующих лиц, и самохарактеристика. Благодаря этому рельефно вырисовывается малопривлекательный облик мошенника, взяточника и самодура, который творит в городе произвол и беззаконие. Например, он за взятку освободил от рекрутчины сына купчихи, отдав вместо него в солдаты мужа слесарши Пошлепкиной. Для городничего не существует никаких законов и ограничений: он может справлять именины дважды в году, чтобы получить больше поборов с купцов, в лавках которых он хозяйничает, как у себя дома. Городничий беззастенчиво обворовывает казну, присвоив себе немалую сумму, выделенную на строительство церкви. Он, безусловно умен, но ум его направлен на дела нечестные. Городничий озабочен не выполнением своих должностных обязанностей, а собственным материальным благополучием.

Под стать правителю города и его окружение. Это судья Ляпкин-Тяпкин, которого Гоголь иронически называет вольнодумцем потому, что он прочитал за всю жизнь 5 - 6 книг. Это попечитель богоугодных заведений Земляника - подхалим, ябедник и доносчик; смотритель уездных училищ Хлопов - насмерть запуганный человек; крайне нечистоплотный, распечатывающий и читающий чужие письма почтмейстер Шпекин.

Расширить рамки уездного чиновничества помогает образ Хлестакова, проезжающего через город мелкого петербургского чиновника, который был принят за могущественного тайного ревизора. Главные черты характера Хлестакова - это лживость и хвастливость. Лжет он вдохновенно, артистически, потому что только в этот момент иллюзорно возвышается до всеми уважаемого человека. В действительности же он ничего из себя не представляет. Абсолютное ничтожество, он выдает себя за известного писателя; пошляк и волокита, изображает благородного человека, вечно голодный, хвастается роскошным обедом, который ему доставляют из Парижа. Почему именно Хлестаков считается самым широким художественным обобщением Гоголя? Наверное, потому, что, как считает сам автор, каждый человек на какое-то время может стать Хлестаковым.

Несмотря на различие характеров, положения, возраста, умственных способностей, чиновничество, изображенное в гоголевской комедии, воплощает типичные черты, характерные для государственного административного аппарата николаевской России. Нахождение на ответственных государственных постах предполагает образованность, высокий культурный уровень. Но ничего подобного мы не встретим в комедии Гоголя. Ведь, слушая хвастливую болтовню Хлестакова, который назвал себя именем популярного писателя, никто из чиновников не заметил нелепости, когда в качестве романа был назван широко известный в то время общественно-литературный журнал "Московский Телеграф". Значит, культурный уровень чиновников крайне низок, о чем свидетельствуют также их обычные и любимые занятия - попойки, картежные игры, сплетни. Никого из чиновников нельзя назвать честным. Все они во главе с городничим берут и дают взятки, обкрадывают казну. У них полностью отсутствует понятие о долге, чести, достоинстве. Каждого из них одна цель - карьера и богатство. О том, как относятся чиновники к своим должностным обязанностям, говорят многие эпизоды пьесы. Вспомним начало комедии, когда городничий, предупредив городскую чиновничью верхушку о приезде ревизора, дает указания о том, что надо сделать, чтобы произвести на него благоприятное впечатление. Реплики городничего, адресованные попечителю Землянике, говорят о бедственном положении больных, беспомощных людей, всецело зависящих от плута и вора. О состоянии городского суда можно судить по вскользь сделанным замечаниям градоначальника о том, что под ногами посетителей шныряют гуси с гусенками, а в самом присутствии, где вершится правосудие, висит охотничий арапник. Но больше всего беспокойства Сквозник-Дмухановскому доставляют учебные заведения, ибо именно эти учреждения чаще всего становились объектами многочисленных проверок, так как они являлись, по мнению властей, основными рассадниками вредных вольнолюбивых идей. Такое отношение к учебным заведениям было особенно характерно для эпохи 30-х годов XIX века, времени усиления политической реакции в стране. Именно в этот период разворачивается действие гоголевской комедии.

Итак, пьеса "Ревизор" убеждает нас в том, что чиновники занимают государственные должности не для того, чтобы заботиться о благе страны и народа. Они используют свое служебное положение только в сугубо личных материальных интересах, подхалимствуя перед вышестоящими и самодурствуя над подвластными. Значит, чиновников в комедии объединяет жадность, корыстолюбие, нечестность, халатное отношение к службе, умственное и нравственное убожество. Белинский считал комедию Н. В. Гоголя "Ревизор" бичом казнокрадства, произвола и лихоимства, характеризующих всю бюрократическую государственную систему России.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.kostyor.ru/


Чистые колпаки, чтобы они не походили на кузнецов. Но дальнейшие рассуждения на медицинскую тему рисуют страшную картину издевательства чиновников, облеченных властью, над беспомощными больными людьми. Комедия Гоголя буквально изобилует остроумными репликами, ироническими замечаниями, смешными характеристиками и положениями. Но написана она не для того, чтобы посмешить зрителей, а для того, чтобы...

Суде, школах. Везде беспорядок, грязь, воровство. Так и видишь больных в грязных колпаках, курящих крепкий табак, которые очень смахивают на кузнецов. Такое сравнение, сделанное городничим, смешно и грустно одновременно, потому что за этим скрывается полная беспомощность несчастных больных людей, которые полностью зависят от мерзавцев и мошенников. Забавная типично провинциальная деталь о гусях с...

Что общая беда - это приезд ревизора. Город объединяет чувство страха, именно страх делает городских чиновников чуть ли не братьями. Некоторые исследователи творчества Н. В. Гоголя считают, что город в “Ревизоре” - аллегорическое изображение Петербурга и что Гоголь лишь по цензурным соображениям не мог сказать, что действие происходит в северной столице. На мой взгляд, это не совсем так. Скорее...

тоинства, повсеместный помещичий произвол и бездеятельная запущенность государственных учреждений. Главным действующим лицом в комедии автор предлагает признать не самого ревизора, а всю группу чиновников вместе с. городничим. Изворотливый, неглупый, выслуживающийся долгой службой, привыкший не упускать все, что "плывет в руки", т.е. взяточник и ханжа - таким предстает перед нами глава...

Цели урока:

продолжить формирование умения выборочно работать с текстом;
продолжить работу по развитию устной и письменной речи учащихся;
способствовать развитию у учащихся творческих способностей;
воспитывать у учащихся познавательный интерес к изучению классических произведений.

Тип урока: обобщение и закрепление изученного.

Оборудование урока:

компьютерная презентация, выполненная в программе «powerpoint»;

раздаточный материал;

печатные листы для выполнения литературного диктанта и творческой работы.

ХОД УРОКА:

Эпиграф к уроку:

Ошибаются те, кто думает, что эта комедия смешна и только. Да, она смешна, так сказать, снаружи, но внутри это горе - гореванище… Н. В. Гоголь

Организация начала урока.
Целеполагание.
Вступительное слово учителя.

Во всем мире сейчас необычайно широк интерес к творчеству Гоголя. Повсеместно издают его книги, ставят на сцене пьесы и инсценировки прозаических произведений, создают кинофильмы. Гоголь создал книги, которые явились подлинным открытием в художественной культуре, оказали большое влияние на развитие русской литературы и искусства вообще.

В течение нескольких уроков мы изучали великое произведение Гоголя «Ревизор». На страницах комедии перед нами, читателями, предстали разнообразные герои со всеми их пороками и недостатками. Герои легкомысленные и мудрые, добрые и злые, смешные и грустные. Анализируя поступки героев, мы говорили о сложности их характеров. Некоторые эпизоды произведения вызывали на наших лицах улыбку, а иногда и задорный смех. Но сегодня наше знакомство с произведением подходит к финалу. И нам предстоит ответить на вечные вопросы, которые волнуют каждого из нас. А, кроме этого, познакомиться с новым героем произведения, о котором до сегодняшнего дня мы ничего не знали. Но об этом чуть позже, а сейчас запишите тему урока «ПО страницам гоголевской комедии …».

Работа с эпиграфом к уроку.

Как вы понимаете смысл высказывания Н. В. Гоголя?

В русском языке есть крылатое выражение «смех сквозь слезы». Имеет ли оно какое-нибудь отношение к «Ревизору»?

В самом начале работы над комедией Гоголь планировал назвать ее «Городничий». Как вы считаете, почему?

Какие эпизоды запомнились вам больше всего? Почему?

Какие герои предстали перед вами? Кто из них вызывает симпатию и антипатию?

Дайте характеристику любого образа комедии?

А теперь проверим, насколько внимательно вы прочитали произведение и поняли сущность героев. Для этого вам необходимо выполнить следующее задание. На доске слева написаны действующие герои, а справа - черты поведения и характера, свойственные им. Ваша задача сделать верный выбор. (Устная работа). Слайд № 3.

Ключ к заданию:

Если бы вы были актером, роль какого героя вы сыграли бы на сцене театра? Почему?

Как вы думаете, с какой целью Гоголь дает характеристику каждому из героев в начале произведения?

Какие черты характера отражены в афише: положительные или отрицательные? Почему драматург не наделил героев чем-то светлым и добрым?

Обратите внимание на высказывание А. И. Герцена «Гоголь приподнял одну сторону занавеси и показал нам русское чиновничество во всем безобразии его». Как вы понимаете смысл этих слов?

Среди живых героев комедии есть образ, который каждый из нас может считать таковым, а может и нет, но, по мнению Гоголя, главным героем произведения является смех. Почему драматург так считал?

Какие эпизоды вызывают смех?

Кто из героев, на ваш взгляд, является самым смешным?

Над чем все мы с вами смеемся?

Каждый из героев играет свою роль блестяще. А теперь постараемся выяснить, насколько блестяще вы помните содержание реплик, принадлежащих героям комедии.

Литературный диктант. (работа выполняется на печатных листах)

Прочитайте фразы из комедии. Определите героя, которому принадлежат эти слова. Слайды №5 -14.

ГОРОДНИЧИЙ. Я как будто предчувствовал: сегодня мне всю ночь снились какие-то две необыкновенные крысы. Право, этаких я никогда не видывал: черные, неестественной величины! Пришли, понюхали - и пошли прочь.

ОСИП. Черт побери, есть так хочется и в животе трескотня такая, как будто бы целый полк затрубил в трубы. Вот не доедем, да и только, домой! … профинтил дорогою денежки, голубчик, теперь сидит и хвост подвернул, и не горячится.

ХЛЕСТАКОВ. Отчего же нет? Я видел сам, проходя мимо кухни, там много готовилось. И в столовой сегодня поутру двое каких-то коротеньких человека ели семгу и еще много кой-чего.

МАРЬЯ АНТОНОВНА. Фи, маменька, голубое! Мне совсем не нравится: и Ляпкина-Тяпкина ходит в таком, и дочь Земляники тоже в голубом. Нет, лучше я надену цветное.

МИШКА. Да для вас, дядюшка, еще ничего не готово. Простова блюда вы не будете кушать, а вот как барин ваш сядет за стол, так и вам того же кушанья отпустят.

АММОС ФЕДОРОВИЧ. (входя и останавливаясь, про себя). Боже, Боже! Вынеси благополучно; так вот коленки и ломает. (Вслух, вытянувшись и придерживая рукой шпагу.) Имею честь представиться: судья здешнего уездного суда, коллежский асессор Ляпкин-Тяпкин.

АРТЕМИЙ ФИЛИППОВИЧ. Очень может быть. (Помолчав.) Могу сказать, что не жалею ничего и ревностно исполняю службу. (Придвигается ближе с своим стулом и говорит вполголоса.) вот здешний почтмейстер совершенно ничего не делает: все дела в большом запущении, посылки задерживаются…Судья тоже…в присутственных местах держит собак и поведения…самого предосудительного.

ГОРОДНИЧИЙ. (бьет себя по лбу). Как я - нет, как я, старый дурак? Выжил, глупый баран, из ума!.. тридцать лет живу на службе … мошенников над мошенниками обманывал … Трех губернаторов обманул!...

ЛУКА ЛУКИЧ. Разумеется. Прибежали как сумасшедшие из трактира: «Приехал, приехал и денег не плотит…» Нашли важную птицу!

ЖАНДАРМ. Приехавший по именному повелению из Петербурга чиновник требует вас сей же час к себе. Он остановился в гостинице.

Работа с иллюстрациями к произведению, выполненными учащимися.

Читая то или иное произведение, характеризуя героев, в нашем сознании предстают разнообразные картины. Мы представляем, как выглядят герои, во что они одеты, в кокой обстановке находятся. К сегодняшнему уроку учащиеся приготовили иллюстрации к произведению, которые сейчас нам продемонстрируют.

Какие эпизоды изображены на иллюстрациях?

Озаглавьте их?

Почему именно этот эпизод вы запечатлели?

И в завершении урока вам следует разгадать кроссворд. (работа выполняется в группах). Самопроверка. Слайд № 15.

1. С чего начинается произведение?

2. Жанр произведения?

3. Кто сообщил городничему в письме о приезде ревизора?

4. Как звали Хлестакова?

5. Кто написал «Ревизора»?

6. Фамилия уездного лекаря?

7. Название последней сцены?

8. Сколько действий в комедии?

9. На чем Хлестаков мечтал вернуться домой?

Подведение итогов. Задание на дом.

Какие впечатления произвела на вас комедия Н. В. Гоголя?

Существуют ли в современном мире гоголевские герои?

Выразительное чтение немой сцены.

Какова роль этой сцены?

Придумайте продолжение гоголевской комедии. Напишите домашнее сочинение (объем 50-80 слов).

Список используемой литературы.