Ты моя мелодия — Муслим Магомаев. Музыка ангелов и мелодия слёз: известные композиции, чьи названия исковеркал интернет

Представляем список 10 композиторов, которых Вы должны знать. Про каждого из них можно с уверенностью сказать, что он самый великий композитор, который когда-либо был, хотя на самом деле невозможно, да и нельзя, сравнить музыку, написанную на протяжении нескольких столетий. Однако все эти композиторы выделяются среди своих современников как композиторы, которые сочинили музыку высочайшего уровня и стремились раздвинуть границы классической музыки к новым пределам. Список не содержит какого-либо порядка, вроде значимости или личных предпочтений. Просто 10 великих композиторов, которых Вы должны знать.

Каждого композитора сопровождает достойный цитирования факт его жизни, запомнив который Вы будете похожи на эксперта. А перейдя по ссылке на фамилии, узнаете его полную биографию. И конечно, можно послушать одно из знаменательных произведений каждого мастера.

Наиважнейшая фигура мировой классической музыки. Один из наиболее исполняемых и уважаемых композиторов в мире. Он творил во всех существовавших в его время жанрах, включая оперу, балет, музыку к драматическим спектаклям, хоровые сочинения. Самым значительным в его наследии считаются инструментальные произведения: фортепианные, скрипичные и виолончельные сонаты, концерты для фортепиано, для скрипки, квартеты , увертюры, симфонии. Основоположник романтического периода в классической музыке.

Интересный факт.

Свою третью симфонию (1804) Бетховен сначала хотел посвятить Наполеону, композитор был увлечен личностью этого человека, казавшегося многим в начале его правления настоящим героем. Но когда Наполеон провозгласил себя императором, Бетховен перечеркнул свое посвящение на титульном листе и написал лишь одно слово - "Героическая".

"Лунная соната" Л.Бетховена, послушать:

2. (1685-1750)

Немецкий композитор и органист, представитель эпохи барокко. Один из величайших композиторов в истории музыки. За свою жизнь Бах написал более 1000 произведений. В его творчестве представлены все значимые жанры того времени, кроме оперы; он обобщил достижения музыкального искусства периода барокко. Родоначальник самой знаменитой музыкальной династии.

Интересный факт.

При жизни Бах был настолько недооценен, что напечатано было менее десятка его произведений.

Токката и фуга ре-минор И.С.Баха, послушать:

3. (1756-1791)

Великий австрийский композитор, инструменталист и дирижёр, представитель Венской классической школы, виртуозный скрипач, клавесинист, органист, дирижёр, он обладал феноменальным музыкальным слухом, памятью и способностью к импровизации. Как композитор, который преуспел в любом жанре, он по праву считается одним из величайших композиторов в истории классической музыки.

Интересный факт.

Еще будучи ребенком, Моцарт запомнил и записал Miserere (кат. песнопение на текст 50-го псалма Давида) итальянца Григорио Аллегри, прослушав его только один раз.

"Маленькая ночная серенада" В.А.Моцарта , послушать:

4. (1813-1883)

Немецкий композитор, дирижёр, драматург, философ. Оказал значительное влияние на европейскую культуру рубежа XIX-XX веков, особенно модернизм. Оперы Вагнера потрясают своими грандиозными масштабами и вечными человеческими ценностями.

Интересный факт.

Вагнер принимал участие в неудавшейся революции 1848-1849 годов в Германии и был вынужден скрываться от ареста у Ференца Листа.

"Полет валькирий" из оперы Р.Вагнера "Валькирия", послушать

5. (1840-1893)

Итальянский композитор, центральная фигура итальянской оперной школы. Верди обладал чувством сцены, темпераментом и безупречным мастерством. Он не отрицал оперных традиций (в отличие от Вагнера), а наоборот развивал их (традиции итальянской оперы), он преобразовал итальянскую оперу, наполнил её реализмом, придал ей единство целого.

Интересный факт.

Верди был итальянским националистом и был избран в первый итальянскии парламент в 1860 году, после провозглашения независимости Италии от Австрии.

Увертюра к опере Д.Верди "Травиата", послушать:

7. Игорь Федорович Стравинский (1882-1971)

Русский (американский - после эмиграции) композитор, дирижёр, пианист. Один из самых значимых композиторов двадцатого века. Творчество Стравинского едино на протяжении всей его карьеры, хотя в разные периоды стиль его произведений был разным, но оставался стержень и русские корни, которые проявлялись во всех его работах, его относят к числу ведущих новаторов ХХ века. Его инновационное использование ритма и гармонии вдохновляло и вдохновляет многих музыкантов, и не только в классической музыке.

Интересный факт.

Во время Первой мировой войны Римские таможенники конфисковали портрет Стравинского, созданный Пабло Пикассо, когда композитор уезжал из Италии. Портрет был написан в футуристической манере и таможенники приняли эти кружочки и линии за какие-то зашифрованные секретные материалы.

Сюита из балета И.Ф.Стравинского "Жар птица", послушать:

8. Иоганн Штраус (1825-1899)

Австрийский композитор легкой музыки, дирижёр и скрипач. "Король вальсов", он творил в жанре танцевальной музыки и оперетты. В его музыкальном наследии более 500 вальсов, полек, кадрилей и других видов танцевальной музыки, а также несколько оперетт и балетов. Благодаря ему вальс стал необычайно популярным в Вене в 19 веке.

Интересный факт.

Отец Иоганна Штрауса - также Иоганн и также известный музыкант, поэтому "короля вальсов" называют младшим или сыном, его братья Йозеф и Эдуард тоже были известными композиторами.

Вальс И.Штрауса "На прекрасном голубом Дунае" , послушать:

9. Сергей Васильевич Рахманинов (1873-1943)

Австрийский композитор, один из выдающихся представителей венской классической музыкальной школы и один из основоположников романтизма в музыке. За свою короткую жизнь Шуберт внес значительный вклад в оркестровую, камерную и фортепианную музыку, который повлиял на целое поколение композиторов. Однако наиболее яркий его вклад был в развитие немецких романсов, которых он создал более 600.

Интересный факт.

Друзья Шуберта и коллеги-музыканты собирались вместе и исполняли музыку Шуберта. Эти встречи получили название "Шубертиады" (Schubertiads). Какой-то первый фан-клуб!

"Аве Мария" Ф.П.Шуберта , послушать:

В продолжение темы о великих композиторах, которых Вы должны знать, новый материал.

Выдающийся советский композитор и музыкант Сергей Прокофьев (слева) и кинорежиссер Сергей Эйзенштейн. Репродукция Фотохроники ТАСС

Альфред Хичкок считал приход звука в кино величайшей трагедией в истории "главнейшего из искусств". Но даже в "немые времена", когда фильмы озвучивали таперы, оно развивалось рука об руку с музыкой. Мы с легкостью запоминаем имена режиссеров и исполнителей главных ролей в полюбившихся фильмах, но фамилия автора саундтрека, за редкими исключениями, в голове не задерживается. Настало время исправить эту несправедливость.. Читайте первую часть его материала.

Сладкозвучная классика

Собственно, под термином "классика" здесь и далее мы будем понимать не столько то, что мы привыкли с ним ассоциировать – симфоническую музыку, исполненную высоколобыми музыкантами в Большом концертном зале консерватории имени Чайковского, сколько плоды творческих усилий членов Союза композиторов СССР. Диапазон получается довольно приличным: включающим в себя как собственно симфонические произведения, так и советскую эстраду, джаз, так называемый "филармонический" рок и позднесоветскую поп-музыку во всем ее многообразии. Объединяет эту разношерстную кучу стилей и жанров лишь одно – вся эта музыка писалась людьми, имевшими советское академическое (одно из лучших в мире, к слову) музыкальное образование.

Ну и что, в конце концов, тот же Моцарт или Гайдн написали немало легких вещей, предназначенных для увеселения широкой публики. Да и что греха таить – сегодняшние "попробуй джага-джага", как правило, сочиняются теми же руками, что и авангардные симфонии, ибо для создания примитивного сочетания нот, способного влезть в мозги всем и каждому, как раз и требуется крепкий профессионал.

Практически все "топовые" советские композиторы сочиняли для кино, поскольку именно эта работа и являлась основным источником их дохода, не считая отчислений с продажи клавиров (нотных записей), а "авторские" в системе Госконцерта были мелочевкой "на пиво".

"Безбедно могли жить только те композиторы, которые писали музыку для кино. Сложилась даже особая каста кинокомпозиторов <…> Платили за музыку в кино по минутам, и надо было её выдавать много и быстро. Потому, как правило, складывались кругленькие суммы, и в то же время потоком шля откровенная халтура, даже у небездарных людей".

(Виктор Екимовский, "Автомонография")

Важно еще понимать и то, что вся творческая система СССР была организована по корпоративному принципу: Союз писателей, Союз художников, Союз композиторов и так далее. Члены творческих союзов, а вернее – их элита, имели преимущественные права на получение престижных и дорогостоящих заказов в своей области. С одной стороны, таким образом поддерживался определенного рода профессиональный ценз, а с другой – эти союзы превращались в замкнутые и застоявшиеся болотца. Наш главный рок-критик Артемий Троицкий писал, что после того как в 1973 году Дэвид Тухманов вступил в песенную секцию московского отделения СК, в течение 10 лет туда не было принято ни одного человека. А средний возраст советского композитора в период "высокого застоя" составлял около 60 лет, со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Сергей Прокофьев одним из первых начал сочинять специально для кино. За ним числятся саундтреки к восьми фильмам, включая "Александра Невского" и "Ивана Грозного" Эйзенштейна. По признанию самого режиссера многие куски фильма он монтировал ориентируясь на мелодический рисунок фонограммы – и это пожалуй один из немногих случаев в истории кино когда музыка управляла происходящим на экране, а не наоборот.

Владимир Дашкевич – последний из советского поколения великих. До конца 1991 года успел написать саундтреки к 57 фильмам, среди которых немало знакомых и с детства любимых: "Бумбараш", "Сентиментальный роман", "Волны Черного моря" (экранизация "Белеет парус одинокий" В. Катаева), все серии "Приключений Шерлока Холмса и доктора Ватсона", "Пеппи Длинныйчулок", "Плюмбум", "Собачье сердце", "Это мы, Господи!" и "Афганский излом".

Еще до возникновения социума человек наслаждался звуками, которые издавала природа. Шум ветра и прибоя, стрекот насекомых и мелодичное чириканье птиц сливались воедино, и наши предки услышали среди всего разнообразия невероятный спектр звуков, образующих неповторимые мелодии. Но и какие легенды хотят вокруг этого прекрасного искусства? Что следует знать человеку об этой сфере жизни?

Зачем нам музыка?

Это энергия, которая вызывает у людей определенные эмоции. Музыка - это состояние души, которое преподносится в виде гармонично скомпонованных звуков. Все мелодии воистину уникальны, ведь когда один мотив может вызвать грусть и слезы, другой подарит вам радость и прилив сил. Сегодня многие народы ценят это искусство и восхваляют его так же, как и религиозные священные писания. Например, в Индии есть поверье, что исполнение мелодий помогает открывать чакры, освобождать тело от накопленной негативной энергии и заполнять его теплотой, светом и любовью. Иногда простые мотивы служат мантрами для медитации.

И как она появилась?

На уроках сольфеджио и музыкальной литературы рассказывают, как появилась музыка. Чтобы детки восприняли это искусство должным образом, учитель приводит примеры, сравнивая звуки с природой. Преподаватель стучит по столу карандашом, отбивая ритм, словно капает дождь, а затем делает стрекот, используя высокие тональности на фортепиано, чтобы изобразить пение птиц. Таким образом учитель показывает, что музыка всегда была вокруг нас, задолго до создания инструментов, то есть с момента сотворения мироздания.

Так как появилась музыка? Во-первых, человек услышал звуки и осознал, что они грустные и веселые, быстрые и медленные, громкие и тихие - это послужило основой создания искусства. Во-вторых, человек стал подражать этим звукам, напевая пение птиц и изображая звук ветра. В-третьих, люди стали объединяться в небольшие группы и производили хаотичные звуки, из которых и родилась самая первая, но великолепная песня.

Танцуют все!

Теория, указанная выше, отвечает еще на один вопрос: "Что появилось раньше: музыка или танцы?". Мелодия возникла раньше, ведь все телодвижения совершались под любой инструмент. Ярким примером будут древние африканские племена. Их сумасшедшие танцы сопровождались боем небольшого барабана (джембе) и легким завыванием. Чем грандиозней событие, тем больше танцоров принимало участие. Соответственно, племена использовали несколько ударных инструментов.

Другой яркий пример, который доказывает, что музыка произошла раньше чем танцы - шаманы. Племена должны были создавать мелодию, которая вгоняла бы жрица в транс с помощью народного инструмента - варгана (коусяна, икки). Такой инструмент выглядит как маленькая палочка, резонирующая определенную мелодию. Тембр, громкость и тональность регулируются дыханием, вибрацией и голосом музыканта. Такой инструмент можно встретить и в Казахстане, и в Якутии, и в Китае, и в Монголии, и в Японии, и даже в Венгрии с Россией.

С чего начался путь искусства

Чтобы понять, как давно появилась музыка, необходимо проследить возникновение первого инструмента. Можно смело считать, что источник развития искусства - ударные, которые широко распространены по всему миру. Это и не удивительно, ведь чтобы создать простой барабан, достаточно использовать деревянную основу и туго натянуть с двух сторон кожу. Благодаря вакууму внутри инструмента и натянутой мембраны снаружи при ударе образуется глухой вибрирующий звук.

Следующая группа инструментов - духовые. Их изготавливали из рогов парнокопытных, ведь внутри костяного нароста после высыхания образовывалась пустота. Попробуйте провести эксперимент в домашних условиях, чтобы понять когда появилась первая музыка: возьмите обычный стакан и подуйте в него, используя голос. Вы услышите приглушенный звук, который напоминает звук трубы. Позже маленькие флейты начали делать из веточек. Тогда с помощью небольших отверстий можно было регулировать тональность мелодии. Археологические раскопки доказали, что флейты существовали у неандертальцев и имели достаточно сложное строение (мундштук, отверстия).

Следующие инструменты - лира и арфа (смычковые). Для изготовления такого инструмента достаточно было натянуть на рога парнокопытного сплетенный конский волос, который создавал специфический звук. Высота звуков зависела от натянутых струн: чем слабее, тем ниже звук.

Развлечение или религия?

Религиозные верования появились вместе с человеком, поэтому все инструменты выполняли лишь одну роль - поклонение духам, призыв о помощи и воспевание богов. Позже люди стали понимать, что все мелодии способны вызывать или радость, или грусть, поэтому их применяли и для развлечения, и во время скорби.

Почему появилась музыка? Потому что человечество находится все время в развитии и ищет различные духовные пути. Именно поэтому мы так глубоко веруем в сверхъестественное, развиваем творческие направления, такие как изобразительное искусство, танцы или пение. Интересный факт, но более 8 веков назад музыка входила в число семи вольных искусств, которые практиковались в Греции и Риме. Считалось, что это не творчество, а точная наука, которая научит мыслить логически, сопоставлять факты. Музыку нередко сравнивают с числами, а посему ее рекомендуют изучать тем, кто хочет достигнуть успеха в профессиях с математическим уклоном.

Факт или вымысел?

Существует легенда, как появилась музыка. История пришла к нам от степного казахского народа. Легенда рассказывает о группе людей, которые вели быт, никогда не улыбались и не смеялись. У них не было праздников и веселья. Народ рождался и погибал в тоске, не ведая счастья, радости и вдохновения. Причина проста: на нашей планете не было мелодий, ведь они все существовали на небе. Человек никогда не слышал, как и не знал, есть ли у ветра голос.

Однажды песни решили странствовать по свету и покинуть свой родной небосвод. Опустившись над землю, мелодии изменили наш мир, и люди наполнились счастьем и радостью. Песни пронеслись над озерами и морями, лесами и полями, и везде, где они бывали, появлялись звуки. Именно тогда люди и услышали великолепную песню, а затем стали повторять и учить, чтобы передавать из поколения в поколение. Песни покинули наш мир и отправились в странствование, но народы смогли запомнить малую часть звуков, чтобы создавать уникальные и разнообразные мелодии.

Искусство вечно

Все мелодии будут существовать вместе с человеком. Музыка открыла тайную дверь в наши души, затронула самые нежные и хрупкие струны. Это удивительно, но ученые доказали, что такое искусство помогает повысить интеллектуальные способности и даже излечить. Не секрет, что даже растения способны чувствовать ритм, громкость, вибрации и характер мелодии. Например, группе добровольцев дали задание вырастить определенное растение. На каждого участника - по одному горшочку. На протяжении нескольких месяцев люди приходили и давали слушать своему растению определенную мелодию. Они могли кричать, включать классическую музыку или оглушать тяжелым роком.

Результаты были ошеломляющими: растения, которые росли рядом с классическими мелодиями, начали давать плоды и их рост заметно увеличился. Те, которые слушали рэп - погибли, а рок - выросли, но не выпустили даже цветка. Этот эксперимент доказал, что музыка напрямую влияет на растения и живые организмы. Это поможет понять, как появилась музыка и почему она до сих пор имеет важную ценность в нашей культуре.

Первая музыка в России

Многие задаются вопросом: "Откуда появилась музыка у славян?". Как и многие древние народы, славяне почитали музыку и использовали ее в ритуалах. Чаще всего мелодии можно было услышать во время различных языческих обрядов, а иногда и во время магических. Самый первый инструмент - бубен, а затем стали появляться флейты, цимбалы, скрипки.

Например, история рассказывает, что народные инструменты включали в себя деревянные ложки, которыми отстукивали ритм. Это доказывает, что славяне изначально применяли любые бытовые предметы, чтобы создать определенную мелодию. Например, ведро, труба, пила или заслонка.

Заключение

Всю жизнь нас сопровождает музыка. Она может быть разной: от красивых мелодичных отрывков до больших гармоничных произведений. Мелодия - это последовательность звуков, которая воспринимается как единое целое.

Понятие мелодии

В основе каждой композиции лежит мелодия. Она представляет собой скелет, на который наращивают остальные звуки, чтобы создать произведение. Мелодия - это распев (в переводе с греческого языка). В теории музыки это понятие используют для выделения одного голоса из фактуры произведения.

При этом она всегда представляет собой солидарную последовательность звуков. А также имеет определенный темп, тембр и тональность. Мелодия - это то, что задает характер всему произведению. Если из любой популярной композиции выделить мелодию, то вы узнаете произведение именно по ней.

Использование мелодий

Мелодия - это основа для написания музыки, которую мы все слышим в хитах любимых исполнителей, на танцевальных площадках, по радио и телевидению. Интересно, что композиторы создают свои мелодии для разных случаев с определенными правилами. Например, для хитов и рекламы им необходимо делать композиции, которые будут незамысловатыми. Для этого берутся самые простые последовательности звуков, характерные для народной музыки. Они отличаются легкостью запоминания и воспроизведения. Именно из-за простоты мелодий некоторые хиты или рекламные фрагменты хорошо запоминаются.

Мелодии используются повсеместно от классических многоголосных произведений до звуков будильников и сигналов вызовов телефона. Любую народную песню или всемирно известный хит можно переложить в мелодию, расписав произведение по нотам. Этот прием используется при создании вариантов любых музыкальных композиций для фортепиано.

Изучение основ игры на любом музыкальном инструменте начинается с несложных мелодий. Они наиболее просты к запоминанию. Композитор, при создании любого произведения, начинает работу с сочинения мелодии, а уже потом наращивает на нее дополнительные звуки в ходе объединения инструментов задающих ритм и объем звучания.

Применение мелодий в мобильных телефонах

Пик использования мелодий пришелся на появление мобильных телефонов. Особенно это касалось первых моделей, рингтоны которых были полифоническими или вовсе моно. Мелодии на звонок стали использовать для замены неприятных уху звуков (классических сигналов аналоговых дисковых телефонов) на более гармоничные и не раздражающие.

Однако нельзя сказать, что впервые мелодии были использованы на мобильных. Стационарные модели с кнопочной системой набора номера также подавали сигналы гармоничными переливами. Чаще всего в основе таких мелодий лежали классические произведения.

Сейчас каждый смартфон имеет в своей памяти предустановленный набор мелодий, которые пользователь может использовать по своему усмотрению. Устанавливать мелодии можно отдельно на каждый сигнал вызова. Будильник возможно выбрать такой, чтобы не раздражал по утрам. А оповещение о входящем смс-сообщении способно отображаться всего одним звуком.

Сложно ли изменить мелодию на телефоне

Мелодии на телефон чаще всего вносят в его память. При помощи настроек легко выбрать подходящие из нескольких вариантов стандартного пакета. В первых полифонических телефонах была интересная опция - пользователь сам при помощи набора звуков мог создать приятную мелодию. Позже эту возможность убрали, так как она не пользовалась спросом. Большинство людей не использовали созданные мелодии, а предпочитали выбирать звуки из стандартного пакета.

Необходимость сочинять новые мелодии пропала с развитием телефонов с МР3 и полифонии. Практически все популярные хиты есть в этих форматах. Сейчас у пользователей смартфонов нет проблемы с тем, как изменить мелодию. Им достаточно скачать или скопировать с любого диска интересующий трек и заменить им звонок или звук входящих сообщений. В сети можно найти самые разные варианты.

Развитие мобильных технологий позволяет заменять мелодиями даже гудки. Большинство мобильных операторов сделали это платной опцией, но на некоторых тарифных планах замену гудков на мелодичные переливы можно произвести и бесплатно. Иногда эта возможность включена в тариф по умолчанию. В этом случае вместо гудка обычно используется корпоративная мелодия оператора.