Скульптура с двумя лицами как называется. «Неизвестный бюрократ», Магнус Томассон, Рейкьявик, Исландия

Котёнок с улицы Лизюкова, что в Воронеже.

"Но если вы котёнок, и вас зовут Василий, то лучше, чем в Воронеже, нет места вам нигде, " — поется в песенке из мультика. Памятник котенку Василию стоит на той самой улице. Говорят, если загадать желание и потереть его левую лапку, оно обязательно сбудется.

Кошелёк в Краснодаре. Говорят, если посидеть на памятнике или потереть об него деньги, денежное счастье не заставит себя ждать.

Парочка ворон в г. Ставрополь.

Памятник козе в Нижнем Новгороде.

"Рыбаки"... В Петрозаводске есть целая галерея скульптур городов-побратимов. Автор композиции — скульптор из американского города-побратима Дулута. По его замыслу скульптура символизирует совместный созидательный труд американцев и русских. Жители Петрозаводска называют этот памятник ещё "Ловцы облаков", "Ловцы счастья", "Ловцы солнца"...

Памятник хлебу - перед магазином Сестрорецкого хлебозавода (Спб).

Девочка, пускающая мыльные пузыри г. Белгород.

А это памятник "хвосту" в г. Тула.

Медное напоминание о несданных экзаменах стоит возле второго корпуса Тульского государственного университета.

Предание гласит, что князь Ярослав Мудрый, зарубив топором медведя, построил там первый деревянный город. Позже медведь с секирой стал гербом города Ярославль.

Ювелир в парке " Ривьера " в г. Сочи.

Шапокляк и крыска Лариска в Хабаровске.

А это в г. Жуковский.

Памятник дворнику в Салавате (Башкирия).

Антоновка в Курске. Говорят, прикосновение к яблоку приносит удачу в финансовых делах. Кстати, стоит скульптура возле банка.

Памятник казанскому водовозу.

Памятник огурцу...
11 июня 2009г. в городе Старый Оскол установили памятник огурцу, у агрофирмы "Металлург " , стокилограммовый огурец на четырёхметровой вилке.

Почтальон Печкин в Луховицах (Московская область).

Бронзовая композиция установлена напротив здания местной почты.

Челноки - памятник предпринимателям 90-х годов прошлого века в городе Белгород.

Собачки в Краснодаре. Идея почерпнута автором скульптуры (В.Пчелин) из стихотворения В. В. Маяковского, писавшего о Краснодаре "Это ж не собачья глушь, а собачкина столица."

Страусиная парочка в Липецке. Скульптура установлена возле дворца бракосочетаний и призвана символизировать счастливую семейную жизнь.

Памятник Носу майора Ковалева.

Установлен: 1995 год
Авторы: художник Резо Габриадзе
Адрес: Снкт - тПетербург, Вознесенский проспект, 11.
Нос майора Ковалева относится к числу самых необычных памятников города. Прототипом для него послужил орган обоняния литературного героя повести Н. В. Гоголя, которая так и называется - "Нос". Памятник изготовлен из цветного мрамора и весит около ста килограмм. Как известно, нос майора Ковалева имел обыкновение покидать своего владельца и свободно разгуливать по городу. И в 2002 году памятник исчез. Как шутили жители Петербурга, он просто по привычке отправился прогуляться. К счастью, в 2003 году барельеф с изображением носа был найден на лестничной площадке дома № 15 на Средней Подьяческой улице, совсем недалеко от своего законного местоположения, и установлен на прежнее место.

Памятник шляпе в г. Анапа. Символ Анапы и курортного отдыха в целом увековечен в одном из городских парков. Это вторая попытка установки памятника. Первый просуществовал около двух лет и исчез.

Милая собачка стоит недалеко от галереи "Красный мост" на набережной реки в г. Вологда.

Тетушка - вязальщица в г. Белгород.


Памятник клизме в Железноводске на территории санатория «Машук-Акватерм».

Деньги на памятник - около миллиона рублей - выделили спонсоры. Так что ни бюджет города, ни бюджет санатория от Клизмы не пострадал.

Еще один памятник водовозу уже в Питере.

Эта профессия была очень актуальна в северной столице около полутора сотен лет. До появления централизованного водоснабжения жители Петербурга пользовались услугами водовозов или сами обеспечивали себя водой.

Шерлок Холмс и доктор Ватсон, Москва.
На церемонии открытия памятника присутствовали посол Великобритании и актер Василий Ливанов, блестяще воплотивший персонажа в телесериале.

Гномики и золото в парке " Ривьера " в г. Сочи.

Забавный памятник "соленым ушам" в Перми.

Пермяк - солёные уши.

Жителей Перми издавна называют солёными ушами из-за развитого соляного промысла в этом регионе. Теперь примерить на себя эти самые уши может на себя каждый, кто посетит город.

Такая вот аппетитная скульптура стоит в Ижевске, столице Удмуртии, родине пельменей.
Само слово "пельмень" — удмуртское, переводится оно как "хлебное ухо".

Памятник ослику Иа-Иа в Воронеже.

Памятник креветке в Рига (Латвия).

Памятник Нахаленку в Ростове-на-Дону.

Памятник холостяку в Саратове.

Памятник фотографу в Питере.

Цирюльник в Ростове-на-Дону.

Памятник молотку в Йошкар-Оле.

Чебурашка и крокодил Гена, Канев, Украина.

Царевна-лягушка в Калининграде.

Вот такой арбуз стоит в Абакане.

"Дети и пингвины" made in Omsk.

Памятник "Швейку" made in Omsk.

Памятный знак «Держава» made in Omsk
Установлен в августе 1997 года на площади Бухольца в Омске. Смешанная техника. Скульптор В.А. Трохимчук, архитектор А.М. Александрович, проектировщик Н.А. Сальникова. Семиметровый в диаметре шар подчеркнул историческую значимость места, где в 1716 г. был заложен первый камень Омска.

Городская скульптура «Марафонец» made in Omsk.

Городская скульптура «Динамическое равновесие». made in Omsk.

Памятник книге made in Omsk.

"Степаныч" (памятник водопроводчику) made in Omsk.

Местный Дон Кихот made in Omsk.

Эллочка - людоедочка г. Харьков.

Памятник "счастью" в Томске.

Чижик Пыжик в Санкт-Петербурге
В 1835 году по инициативе принца Петра Ольденбургского в Санкт-Петербурге было основано привилегированное учебное заведение - Императорское училище правоведения. Оно располагалось на набережной реки Фонтанки, в доме № 6. Среди его выпускников были композитор Петр Чайковский, поэт Алексей Жемчужников. Будущие правоведы носили мундиры желто-зеленого цвета, шапки и воротники их шинелей напоминали цвет оперения чижика. За это уличные мальчишки прозвали их «чижиками-пыжиками». Недалеко от училища, в полуподвале дома купца Нефедова, располагался известный на всю округу трактир. Это питейное заведение тайно посещали и воспитанники старших классов училища правоведения. Тогда же родилась и известная песенка: «Чижик-пыжик, где ты был? На Фонтанке водку пил, выпил рюмку, выпил две, закружилось в голове!»
В 1994 году во время проведения фестиваля юмора «Золотой Остап» было решено увековечить давнего героя городского фольклора. Проект одной из самых маленьких в Санкт-Петербурге, а может быть, и в мире, скульптуры (ее высота 11 см, вес около 5 кг) разработал грузинский скульптор, художник и сценарист Резо Габриадзе. Статую установили на Фонтанке у самой воды. Петербуржцы сразу же полюбили маленького героя - в городе вскоре появилось поверье, что если брошенная к бронзовым лапкам птички мелкая монетка удержится на небольшой площадке, где сидит чижик-пыжик, желание сбудется. Наверное, многие хотели бы, чтобы их желания постоянно сбывались... Маленького Чижика-пыжика похищали на сегодняшний день уже семь раз.

Город Керчь, мальчик с метлой.

Памятник школьникам, активно участвовавшим в благоустройстве города.

Му-му на площади Тургенева в Санкт-Петербурге.

Скульптор А. Аревикян, установлен в марте 2004 года.
Открытие памятника было приурочено к 150-летию со дня публикации рассказа Ивана Тургенева, опубликованного на страницах "Современника" в марте 1854 года. Отлитая из чугуна скульптурная композиция представляет собой уютно свернувшегося пса у огромных сапог Герасима. Рядом находится памятная доска в честь 150-летия со дня публикации рассказа "Муму".

Скульптура «Зайчика, спасшегося от наводнения»

находится у Петропавловской крепости на одной из свай, предохраняющей опоры Иоанновского моста от ледохода. Существует легенда, что остров был назван Заячьим после того как один ушастый зверек во время наводнения попал в сапог Петра I и спасся. Скульптура стала своеобразным памятником петербургским наводнениям. На его невысоком постаменте указаны метки всех питерских наводнений. К сожалению, Заяц уж тоже успел два раза пропасть со своей сваи.
Установлен: май 2003 года
Cкульптор В. Петровичев
Архитектор: С. Петченко

Городовой в Санкт - Петербурге.

Установлен: май 1998 года
Авторы: скульптор А. С. Чаркин.

Памятник черному коту в Питере.
Установлен: январь 2000 года
Авторы: историк С. Лебедев, архитектор Л. Домрачева
Памятник расположен в зоне действия охранной видеокамеры. Администрация города предполагает, что это позволит Коту избежать участи Чижика.

1 июня 2007 года памятник собаке Гаврюше, или как его часто называют «памятник доброй собаке» установлен у дома № 11 по улице Правды в Питере

. Сюда он перенесен с Малой Садовой улицы, где впервые был открыт 8 октября 1999 г. Скульптор В. А. Сиваков. Позднее около памятника был укреплен "Почтовый ящик собаки Гаврюши", где те, кто приходили в гости оставляли письма для Гаврюши.

Считается, что Гаврюша обладает способностью исполнять желания.

Памятник жертвам радиации г. Ижевск.

Памятник исцелившимуся больному в г. Донецк.

В Риге, Латвия, есть памятник бременским музыкантам.

Скульптура "Прядильщицы" г. Урюпинск.

Скульптура " Незнакомке" г. Воронеж.

Туфелька - скрипка в Питере.

Еще сантехник из Екатеринбурга. Прозвали Афоней.

Памятник Кисе Воробьянинову, находится в Одессе, гор. Сад.

Прага.
Непонятный памятник.

А.П.Чехов г. Томск.

Статуя Хатико у станции Сибуя в Японии.

Корея, г. Тэджон, местный университет, факультет искусств.

Памятник огурчику из Луховиц.

Нижний Новгород, памятник кошкам и голубям.

Полтава, Памятник галушкам.

Памятник Бдительному гражданину и чёрному коту в Армавире.

"Штук сто примерно этих мирных, преданных человеку и полезных ему животных были застрелены или истреблены иными способами в разных местах страны. Десятка полтора котов, иногда в сильно изуродованном виде, были доставлены в отделения милиции в разных городах. Например, в Армавире один из ни в чем не повинных котов был приведен каким-то гражданином в милицию со связанными передними лапами".

Харьков, вот такой Памятник влюбленным...

Калининградская область. Памятник "Балтийским шпротам".

Памятник влюбленным в Харькове вот как сейчас выглядит
там фонтан сделали.

Памятник свободолюбивому крокодилу Годзи в Мариуполе.

За судьбой Годзи вся страна начала следить 31 мая 2007 года, когда в Мариуполе крокодил сбежал от дрессировщика. При виде моря метровый нильский Годзи просто потерял голову - вырвался из рук хозяина и скрылся в водой.Его три недели беспрерывно и тщетно искали МЧСники. Затем поиски прекратили, но постоянно возобновляли, когда в МЧС поступали сообщения о том, что кто-то видел Годзи. Через месяц крокодила удалось заснять на мобильный на барже судоремонтного завода. Но тогда поймать его так и не удалось.
Парадоксально и то, как пресноводный африканский крокодил смог 4 месяца выживать в соленой воде. В октябре он снова нашелся - в богатом рыбой озере ТЭЦ комбината "Азовсталь". А вот отловить его удалось лишь 28 ноября, замерзшим и истощенным.МЧСники поместили его в пожарный бак с теплой водой и надеялись, что рептилия выживет. Но Годзи погиб от воспаления легких.

Памятник отопительной батарее в г Самара (рядом с Пивзаводом).

Еще один памятник "труду и оптимизму амурских предпринимателей", то бишь челноков в г. Благовещенск.

Памятник электромонтёру в Великом Новгороде.

Памятник таксе в г. Зеленогорск (под Питером).

Вот такой свин стоит в Полтаве в Аграрной академии.

И еще один сантехник теперь из Бердянска.

Комариные ужасы из поселка Ладный.

Нижний Новгород
Памятник царскому пятаку.

Бердянск. Памятник комару-звонцу, как символ возрождения грязелечебниц.

Памятник скрипачу на крыше дома г. Харьков.

Скульптура как вид искусства возникла в глубокой древности и остается по сей день очень востребованным украшением городов, храмов, а также способом самовыражения мастера. Многие скульптуры сами являются достопримечательностями. Существует много примеров всемирно известных изваяний, к которым ежегодно приезжают миллионы туристов.

Сегодня существуют разные виды скульптур, о которых и пойдет речь в этой статье.

Определение

Прежде чем начать разговор о скульптуре как виде искусства, нужно понять, что же это такое, дать определение термину. Скульптура - это не просто один из видов изобразительного искусства, а один из важнейших его элементов, главной особенностью которого является то, что произведения имеют объемную форму, изготовленную из твердых или пластичных материалов.

Живопись, графика и скульптура - это виды искусства, которые во многом очень близки. Именно поэтому многие художники и живописцы также являлись отличными скульпторами.

Немного истории

Как уже говорилось выше, скульптура возникла в незапамятные времена. Первые статуэтки и небольшие изваяния стали появляться еще в доисторический период каменного века. В те времена скульптурные изделия использовались в качестве религиозных идолов.

Также всем известны древние скульптуры, имеющие огромные размеры, находящиеся на о. Пасхи. Вокруг них до сих пор ходит множество слухов и легенд.

С появлением первых древних цивилизаций (Др. Египет, Шумер, Финикия и т. д.) скульптуры стали более частым атрибутом. Они являлись не только религиозным предметом, но и зачастую стали украшением крупных храмов, дворцов властителей и украшением городов.

Невероятного расцвета скульптура как вид изобразительного искусства достигла в античный период. Древние греки и римляне очень высоко ценили это ремесло. Они украшали свои города, дома и храмы скульптурами, а их мастера были лучшими во всем известном тогда мире.

В раннем Средневековье наблюдалось некоторое затишье в этой сфере, но к концу этого исторического этапа ваяние стало развиваться с новой силой. Особенно сильный бум начался в эпоху Возрождения, когда живопись и скульптура переживали настоящий взлет.

Начиная с Нового времени, и до сегодняшних дней скульптура остается одним из самых ярких и востребованных видов искусства.

Виды скульптуры (классификация)

Существует несколько способов и принципов, по которым осуществляется деление скульптуры на разновидности. Если делить по жанрам, то бывают: портретные, символические, аллегорические, исторические и другие.

Также выделяются круговые скульптуры, которые можно осмотреть со всех сторон, и рельефные (горельеф, барельеф, контррельеф), где объем имеет только часть фигуры.

Можно делить на виды скульптуру по материалам, из которого она изготовлена, по историческим периодам, географическим характеристикам и т. д. Классификаций очень много.

Скульптура и архитектура

Практически сразу, как стали возникать цивилизации, и появляться крупные храмовые и дворцовые постройки, стали сливаться в симбиоз эти два вида искусства. Архитектура и скульптура зачастую являются составными частями единого объекта.

Причем их "сотрудничество" выражается не только в том, что скульптуры нередко используются как украшение интерьера здания. Стоит взглянуть на сооружения в готическом стиле или барокко, как все становится ясно. К примеру, вспомнить всем известный Собор парижской Богоматери, который сплошь усеян различными скульптурами, причем не только барельефными, но и круговыми.

И таких примеров очень много. В современной архитектуре скульптуры уже не часто используются в качестве декораций зданий, зато есть немало сооружений, которые хоть и номинально являются зданиями, фактически скульптуры. Примером может служить Статуя Свободы, внутри которой имеется смотровая площадка (сегодня вход в нее запрещен) и не только.

Скульптура в виде человеческой фигуры

Людей всегда интересовало человечество, поэтому неудивительно, что и ваятели чаще всего стремились запечатлеть именно фигуру человека, часть тела или придать своему творению антропоморфную форму. Лишь в XX веке все чаще стали появляться тенденции, уходящие от этого принципа.

Наилучшими мастерами, изображающими людей, считались древние греки, римляне и мастера, которые творили в эпоху Ренессанса. Среди известных творений можно выделить скульптуру "Лаокоон и его сыновья", изготовленную древнегреческими мастерами Агесандром, Полидором и Афинодором. Также известно творение "Умирающий галл", автором которого принято считать Эпигона, но точных сведений об этом нет.

Разумеется, примеров гораздо больше. Есть и более известные, но факт остается фактом: многие ваятели и сегодня охотно создают скульптуры людей.

Современный этап

Сегодня все чаще появляются экстравагантные стили и виды живописи и скульптуры, благодаря чему новые мастера стремятся привлечь к себе внимание и эпатировать публику. Однако благодаря этому мир скульптуры стал более разнообразным, интересным и современным.

Достаточно вспомнить творения известного колумбийского скульптора и художника Фернандо Ботеро, изделия которого сегодня красуются во многих крупных городах и столицах мира. Его "пухляши" произвели настоящий фурор в мире искусства.

Помимо него, конечно, есть и другие современные мастера, скульптуры которых являются экстравагантными, но в то же время чем-то свежим и новым в искусстве. Это основная тенденция в Новейшей истории человечества.

Ни для кого не секрет, что выдающиеся произведения искусства продаются на арт-аукционах за бешенные деньги, но мало кто знает, что самая дорогая скульптура была оценена в 141 миллион 800 тысяч долларов США. Она называется "Указующий человек" и была создана в 1947 году известным ваятелем Альберто Джакометти.

Помимо того, что скульптуры могут очень дорого стоить, они бывают порой очень больших размеров. Самой высокой в мире считается статуя Будды Шакьямуни в Мьянме. Ее высота составляет порядка 130 метров, если считать с постаментом. Без него она имеет высоту более 115 метров.

Современные люди привыкли видеть античные скульптуры естественного цвета, но как показали недавние исследования, греки и римляне красили их различными красками, причем довольно ярко. Просто со временем краска выгорала на солнце и под воздействием других природных явлений стиралась.

Многие древние скульптуры дошли до нашего времени с различного рода изъянами: сколы, отсутствие некоторых частей и т. д. Искусствоведы, музеи и мастера-ваятели XIX-XX веков поначалу старались самостоятельно восстановить недостающие части, но со временем после многочисленных реставрационных неудач люди поняли, что произведения древности лучше не восстанавливать, а оставлять в том виде, в котором они были найдены.

Влияние на культуру

К какому бы виду скульптура не относилась, она все равно является предметом искусства, поэтому оказывает непосредственное влияние на него. Это один из сильных средств самовыражения, украшения городов, интерьера, экстерьера и т. д.

Издревле скульптуры оказывали огромное влияние на искусство и культуру в целом, являясь их частью. Они и сегодня считаются важным элементом в жизни человечества.

Многие известные статуи сейчас являются символом религии, города или даже целой страны. Вспомнить хотя бы знаменитую статую Христа-Искупителя, которая сегодня не только символизирует Рио-де-Жанейро, но и всю Бразилию.

Приблизительно то же самое можно сказать и о статуе Свободы в Нью-Йорке или статуе Родина-Мать в Волгограде. И таких примеров огромное количество. Практически в каждом крупном городе есть своя примечательная скульптура или несколько.

Помимо знаменитых и символичных статуй, существуют и обычные городские скульптуры, которые не представляют большой исторической или культурной ценности, а созданы исключительно для украшения городских улиц. Как правило, они делаются из недорогих материалов, вроде бронзы, железа и т. д.

В заключение

Живопись, графика и скульптура - это виды искусства, которые возникли очень давно, но существуют и по сей день. Причем интерес к ним нисколько не снижается, а в некоторой степени даже возрастает.

В современном обществе есть большое количество людей, интересующихся искусством, а творения старых мастеров, как правило, находятся под охраной государства и общества.

Людям всегда нравилось созерцать красивое, доставляющее удовольствие не только для глаз, но и для мозга, подавая ему темы для размышления, поэтому многие скульптуры не просто изображают что-то, но демонстрируют какой-либо сюжет, идею и мысль. Глядя на такие произведения искусства, люди невольно начинают задумываться о том, что хотел этим передать и донести до людей ее автор.

Скульптура не только не исчезла как вид искусства, но продолжает активно развиваться и сейчас. Появляются все новые виды, стили, материалы и т. д. Ваятели со всего мира стараются, как могут, чтобы выделиться и продвинуть свое творчество.

В условиях жесткой конкуренции современным скульпторам приходится подходить более креативно к своей работе или хобби. Именно это, по мнению многих, является двигателем современного искусства в целом, а не только скульптуры.

Скульптуру принято подразделять на 2 основных вида: круглую и рельеф. Круглая свободно размещается в пространстве, ее можно обойти и увидеть со всех сторон. К произведениям данного вида относятся статуя, статуэтка, бюст и скульптурная группа.

Трехмерность скульптуры – очень важное качество. При ее осмотре образ может по-разному восприниматься с разных точек зрения. К примеру, знаменитая «Менада» Скопаса при изменении ракурса как будто принимает очередную позу бешеной дионисийской пляски.

Рельеф – это объемное изображение на плоскости, которая образует фон. В зависимости от высоты и глубины изображения, рельефы подразделяют на барельеф, горельеф и .

Барельефом называют невысокий рельеф, в котором изображение выступает над плоскостью фона не более, чем на половину своего объема. Барельефы часто встречались в Древнего Египта.

Горельеф – это высокий рельеф, в котором изображение выступает над плоскостью фона более, чем на половину своего объема. Широкую известность получили горельефы Парфенона, изображающие битву и титанов и сражение с амазонками. Горельефы украшают и одно из семи чудес света – Пергамский .

Контррельеф – это углубленный рельеф. Чаще всего его применяли для изготовления печатей. В технике контррельефа выполнен и один из памятников Анне Андреевне Ахматовой, установленный в 2006 году в Санкт-Петербурге.

Классификация скульптуры по содержанию и функциям

Кроме того, по содержанию и функциям скульптуру подразделяют на монументальную, станковую и скульптуру малых форм.

Монументальная скульптура размещается на улицах и площадях, в городских садах и . К ней относятся памятники, мемориалы и монументы.

Станковая скульптура рассчитана на небольшие помещения и близкие расстояния. Она включает такие виды композиции, как голова, бюст, фигура или группа. К примеру, всемирно известный бюст царицы Нефертити может послужить классическим образцом станковой скульптуры.

Скульптура малых форм предназначена для интерьера. Как правило, к ней небольшие статуэтки, а также медали, геммы и монеты.

Скульптура по сей день является одним из наиболее популярных видов изобразительного искусства. Скульптурные произведения украшают площади и улицы крупных городов, садово-парковые комплексы и фонтаны, музейные залы и обычные жилые интерьеры.

Формирование культуры поколения происходит при обращении к художественным ценностям, которые накапливаются обществом в процессе всего существования. Когда человек владеет знаниями обо всех видах искусства, он может понимать и осознавать эти ценности.

Классификация видов искусства

Виды искусства – это сложившиеся исторически формы творческой деятельности, которые обладают способностью реализации жизненного содержания. Различаются они по способам материального воплощения. Например: – звуки, литературе – слова, в изобразительном искусстве – пластические и колористические материалы.

Существует определенная классификации искусств, разделяющая его на три группы:
- пространственные и пластические виды: изобразительное и декоративно-прикладное , фотография и архитектура;
- динамические и временные виды: ;
- пространственно-временные виды: хореография, театральное искусство, киноискусство.

Такое многообразие видов вызвано тем, что каждое по отдельности искусство не может дать всеобъемлющую художественную картину мира. А вся художественная культура в целом создает именно такую картину.

Характеристика видов искусств

Архитектура – вид искусства, целью которого является создание зданий, необходимых для жизнедеятельности людей. Эти строения должны отвечать духовным потребностям человека. Архитектура способна объединяться с другими видами искусства: живописью, скульптурой, декоративными видами искусства. Архитектурные произведения носят скорее выразительный характер, нежели изобразительный.

Изобразительное искусство – творчество, воспроизводящее воспринятую действительность. Результаты этого вида искусства имеют предметную форму, которая не изменяемую в пространстве и времени.

Живопись - на плоскости, которое при помощи различных красок, нанесенных на некую поверхность, изображает мир в реальности, преобразованный лишь творческим воображением художника.

Скульптура - изобразительное искусство в пространстве, представляющее мир в пластичных образах. Основные материалы, применяемые в скульптуре, являются , дерево камень, бронза, пластик и бетон.

Декоративно-прикладное искусство - творческая деятельность по созданию предметов быта, которые предназначены для удовлетворения художественных и эстетических потребностей человека Материалом для создания предмета этого искусства может служить дерево металл, глина, камень и кость.

Литература - это искусство, в котором носителем образности является слово. Специализируется литература на исторических явлениях. Это очень живая, художественная система, очень чутко реагирующая на все изменения жизни.

Музыка - искусство, в котором средством воплощения художественных образов служат музыкальные звуки. Основными элементами и выразительными средствами этого искусства являются: ритм, темп, динамика, тембр, мелодия, полифония и гармония. Музыка выражает эмоциональное переживание через звуки, в основе которых лежат различные интонации человеческой речи.

Хореография - искусство движения и поз человеческого тела, осмысленные и организованные в пространстве и времени. Танец во все времена был связан с жизнью и бытом людей, поэтому каждый танец свойственен характеру и духу народа, у которого он зародился.

Какие только украшения не существуют. Выбор сводится к тому, какую часть тела необходимо украсить, и сколько финансов можно на это затратить. Но в моде всегда были и остаются драгоценные камни и натуральные природные материалы.

Украшения для шеи, колье, ошейники, цепочки, кулоны и подвески

Колье бывают нескольких видов, с разнообразными камнями, жемчужные, бриллиантовые. Ошейники в большинстве массивные с разными вставками. Цепочки тонкие и толстые. Для цепочек идеально подходят подвески. Они бывают разных форм и размеров, например, они могут быть в виде орнамента, камня, цветка. Из кулонов или подвесок есть направление на религиозную тематику: крестики, иконки, амулеты, знаки зодиаков, буквы.

Кулонами могут служить часы, которые подвешиваются на длинную цепочку. Также подвески могут быть в виде ёмкости для эфирных масел и духов. Сейчас в моде подвески-флешки, они сделаны разной формы и смотрятся стильно. Медальоны - это тоже тип подвески, по принципу открывающейся книжечки. В них чаще всего вставляют фотографии или маленькие памятные вещи.

Украш ения для рук и ног – браслеты, цепочки, кольца

На запястьях рук и ног можно всё чаще заметить цепочки, они обычно небольшие и с маленькими кулонами. Браслеты всевозможных форм и размеров прекрасно смотрятся на руках. В моду вошли кольца, надетые на пальцы ног. Украшения на пальцы рук – кольца, тонкие, толстые, с камнями и вставками. Кольца бывают именные, плетённые, из разнообразных материалов и металлов. Считается, что золото и серебро необходимо носить только на определённом пальце, но это не всегда так.

Украшения для волос

Обручи и заколки всё больше поражают своей красотой и оригинальностью. Даже обычный обруч может украсить причёску. Здесь дело вкуса, каждой причёске подойдёт определённая форма и размер украшения.

Серьги

Серьги на уши всегда считались прекрасным украшением. В моде прокалывание не по одной, а по нескольку дырочек для серёжек. Формы, длина, материал для них разнообразный. С давних времён женщины пытались выделиться и украсить себя. Они выбирали яркие материалы или камни, надевали на себя массивные украшения. Сейчас изменился только вид украшений. Они стали подбираться под особый стиль или одежду и соответствовать статусу своей хозяйки.

Остров Чеджу, на котором расположен Парк любви, является одним из островов Южной Кореи вулканического происхождения. В центре него располагается вулкан Халласам, его наивысшая точка поднимается на 2000 м над уровнем океана. Чудный субтропический климат, роскошная природа с вечнозелеными растениями, создали «райский уголок» на территории Южной Кореи.

Как известно, Южная Корея очень закрытая страна с древними устоями и традициями. Так, до сих пор существует традиция, что браки совершаются только по решению родителей, которые и подбирают суженых. Жених и невеста до свадьбы могут встречаться только в присутствии старших, поэтому о сексуальной жизни до не может быть и речи.

Чтобы идти в ногу со временем и просветить молодоженов в области интимной жизни, было принято решение о создании Парка любви на острове Чеджу, а сам остров теперь называют, не иначе как «Земля любви».

Эротическое просвещение

По задумке создателей парка любви на территории острова были размещены 140 скульптур эротического и откровенно интимного характера. Планировка парка такова, что в течение часа можно обойти всю его территорию и обозреть все скульптуры, которые были задуманы и выполнены студентами университета Хонтик. Эротические позы скульптур и скульптурных групп дают основание полагать, что студенты успешно освоили «Камасутру».

Посетить парк любви могут только совершеннолетние. Считается, что, обозревая скульптуры, молодожены могут пройти ликбез в области сексуальной жизни.

Скульптуры

Экспозиция постоянно обновляется и увеличивается, а сам остров пополняется всевозможными лавками и магазинчиками, где можно купить сувениры и фривольные игрушки, помогающие разнообразить сексуальную жизнь партнеров. Все желающие могут посмотреть фильм, рассказывающий об интимной жизни человека.

Любопытно, что несмотря на фривольное , парковые скульптуры имеют весьма высокую художественную ценность. Они выполнены не только натуралистично, но и весьма привлекательно. В композициях есть и динамика, и внутренняя статика.

В 2013 году модели разбавили фигурами, так появились скульптуры с элементами и даже нотками модернизма. К примеру, композиция мужчина с женской вагиной вместо головы, а также многочисленные фаллосы в виде перцев, скорпионов и пр.

На острове действует ряд музеев с постоянно обновляющимися экспозициями. Так, можно увидеть выставки, посвященные сексу , эротическим играм, эротической фотографии и пр.

Природа парка

Парк был разбит после войны 1950 года, но фигуры и скульптуры стали появляться лишь в XIX веке. За необыкновенную природу острова, тысяча экзотических цветов, а деревья увиты цветущими лианами, где эта красота еще не преобразована человеком и сохранила свою первозданность, остров Чеджу, а вместе с ним и парк, взят под охрану ЮНЕСКО.

Парк любви был открыт в 2004 году, и за эти годы его посетили миллионы туристов из разных стран мира.

Видео по теме

Стремление к прекрасному, выраженному в искусстве, - это едва ли не единственное, что отличает человека от животного. С самых древних времен человек пытался создать что-нибудь прекрасное, в перерывах между охотой и выживанием выводя своей пещеры. С развитием человечества развивалось и искусство, которое принимало все новые и новые формы. Одним из главных видов изобразительного искусства является скульптура. Что такое скульптура и какие её виды существуют - об этом расскажет данная статья.

Главный объект скульптуры - человек, хотя она может изображать также животных или какие-либо другие предметы. В зависимости от того, какой материал используется, выбираются и соответственные методы их обработки. Это может быть лепка, ковка, чеканка или литье.

Прежде чем начать рассмотрение любого понятия, следует дать ему конкретное определение. Что такое скульптура и каковы её характерные особенности? Сложность состоит в том, что ответить однозначно на этот вопрос не так уж и легко. Однако мы попробуем разобраться в нем.

Определение: «Что такое скульптура?» Многообразие вариантов

Любое понятие или феномен трактуются по-разному. Причина этого в том, что каждый искусствовед смотрит на проблему под своим углом. Поэтому каждый вырабатывает свое значение понятия «скульптура». Что такое скульптура, можно узнать из различных толковых словарей.

Согласно толковому словарю Ефремовой, скульптура - это искусство по созданию объемных (рельефных) изображений при помощи лепки, вырезания или литья.

В толковом словаре Ушакова можно отыскать следующее определение: «Скульптура - это искусство изготовления объемных или выпуклых изображения - статуй, барельефов и прочее».

Однако нужно отметить, что все источники сходятся в том, что скульптура - это особый вид изобразительного искусства. И в этом сомневаться уж точно не приходится.

Скульптура. Что такое скульптура?

Сам термин происходит от латинского слова «sculptura», что дословно переводится как «ваяние», или «резьба». Кстати, термин «ваяние» очень часто используется в качестве синонима слова «скульптура».

Очень удачно охарактеризовал ее талантливый молодой художник: «это область чувств, связанная с формой». Основой любой скульптуры должна быть именно форма, древний язык которой доступен и понятен любому человеку.

История скульптуры

Корни этого вида искусства уходят в глубокую древность, в эпоху палеолита, именно тогда возникли первые её произведения. Скульптуры в виде изображений женщины или разных животных, найденные на месте многочисленных палеолитических стоянок в Западной Европе - яркое тому подтверждение. В эпоху неолита многообразие скульптурных памятников расширилось еще больше.

Конечно, наиболее развит был этот вид искусства в эпоху Древней Греции. Именно скульптура становится одной из главных форм выражения древнегреческой философии, в основе которой стояла личность человека - гармонично развитая как духовно, так и физически. Несметное количество изваяний богов, мифических героев и воинов было выполнено мастерами Древней Эллады, для которых делом всей жизни оказалась именно скульптура. Что такое скульптура в понимании древнегреческого мастера? Это прежде всего гибкость, пластичность и органичность форм, основанная на точнейших анатомических деталях. Среди таких великих мастеров можно выделить Фидия, Мирона, Лисиппа, Праксителя и других.

Новый виток развития получила скульптура в XV-XVI веках, в эпоху Возрождения, которая опиралась на античные традиции. Центром ренессансной скульптуры стала Италия, среди великих скульпторов того времени - Микеланджело, Донателло, Верроккьо и другие творцы.

Большое внимание скульптуре уделяли также и советские идеологи. Она стала действенным инструментом пропаганды идей советского социализма. Главной особенностью советской скульптуры можно считать её монументальность. Величественные стелы, массивные монументы и тысячи памятников коммунистическим вождям оставила нам в наследство советская скульптура.

В современной скульптуре на первый план выходит не образ (объект), а выбор цвета, фактуры и материала. Именно цвет становится едва ли не основным инструментом художественной выразительности в современной скульптуре.

Основные виды скульптур

К основным видам скульптуры относятся:

  • круглая скульптура (собственно, статуи и бюсты);
  • рельефная скульптура (барельефы и горельефы);
  • станковая скульптура;

Также выделяются некоторые специфические виды этого искусства: миниатюрная ледяная, парковая и другие. По жанру скульптура бывает портретной, бытовой, исторической, символической.

Процесс изготовления скульптур

Изготовление скульптур - занятие нелегкое, требующее определенных навыков и кропотливого труда. Как только у скульптора появляется идея произведения, он начинает её воплощение с изготовления макета уменьшенного размера. Только когда макет будет полностью готов, можно переходить к самой скульптуре.

Для ваяния статуи нужны фундамент и стальной каркас. Затем художник начинает покрывать этот каркас глиной до тех пор, пока не получит скульптуру, близкую к своему макету по внешнему виду. При этом он использует специальные инструменты для лепки - стеки, а также свои собственные руки. Важно обеспечивать постоянное увлажнение материала при лепке, чтобы он не начал трескаться.

Когда лепка закончена, скульптор делает точный слепок своего творения из материала, который крепче глины. После этого, на основе слепка, скульптуру можно будет изготовить из любого другого материала - камня, стали или бронзы. Стоит отметить, что ни одно великое скульптурное произведение не обходится без предварительной лепки и изготовления слепка. Хотя в истории скульптуры были мастера, которые работали сразу с исходным материалом. Одним из таких был и великий творец Микеланджело.

Скульптура как украшение парков

Одним из видов ваяния является парковая скульптура, традиции которой имеют многовековую историю. Сложно представить себе красивый парк или городской сад без скульптурных украшений. Традицию украшать сады скульптурами учредили еще древние греки. Сложно себе представить и сады Древнего Рима без скульптурных изваяний богов или мужественных воинов.

В XVII веке центром по изготовлению скульптур для парков и садов становится Венеция. Целыми партиями покупали скульптуры для своих личных парков знатные люди из Австрии, Польши и России. Парковая скульптура в то время стала важным элементом украшения Петербурга, который как раз активно строился. Самым выдающимся венецианским мастером можно назвать Пьетро Баратта, творения которого и сейчас можно увидеть в Летнем саду Петербурга или в заповеднике Царское Село.

Особую популярность в современных парках приобретает так называемая топиарная скульптура - это создание настоящих шедевров из живых растений - деревьев или кустов.

Самые известные мировые скульптуры

Знаменитые скульптуры мира завоевали популярность благодаря своим особенностям. Предлагаем вашему вниманию пятерку самых известных мировых скульптур.

1. Самая знаменитая из древних скульптур - это статуя богини Афродиты, известная также как Венера Милосская. Культовое изваяние из мрамора было изготовлено еще во втором веке до нашей эры и сохранилось до наших дней. Сегодня эту двухметровую скульптуру можно увидеть в специальной галерее Лувра.

2. Самая высокая скульптура - это статуя Будды Вайрочана в Китае (провинция Хэнань). Общая высота памятника - 158 метров, работы по его возведению были закончены в 2002 году. Скульптура выполнена из литой меди, а общая стоимость этого проекта составила около 55 миллионов долларов.

3. Самая загадочная скульптура - это изваяния Моаи на острове Пасхи. Ученые предполагают, что статуи - дело рук мастеров древней Полинезии и размыто датируют их первым тысячелетием нашей эры.

4. Самая патриотическая скульптура - это всемирно известная статуя Свободы - своеобразный символ американского народа. Она также является второй по высоте на планете.

5. Самая золотая скульптура - это статуя Будды, находящаяся в Таиланде, в храме Ват Траймит. Трехметровая скульптура уникальна тем, что полностью выполнена из цельного золота.

Скульптура, как вид изобразительного искусства, возникла очень давно. Палеолитическая Венера тому пример.

(Материал из Википедии - свободной энциклопедии)

Скульпту́ра (лат. sculptura , от sculpo - вырезаю, высекаю) - ваяние, пластика - вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объёмную форму и выполняются из твёрдых или пластических материалов - в широком значении слова, искусство создавать из глины, воска, камня, металла, дерева, кости и других материалов изображение человека, животных и иных предметов природы в осязательных, телесных их формах.

Художник, посвятивший себя искусству скульптуры, называется скульптором, или ваятелем. Главную его задачу составляет передача человеческой фигуры в реальном или идеализированном виде, животные играют в его творчестве второстепенную роль, а прочие предметы являются лишь в значении придаточных или обрабатываются исключительно с орнаментальной целью.

Слово скульптура , помимо самого вида искусства, обозначает также каждое отдельное его произведение.

Разновидности скульптуры

Главные жанры скульптуры - портрет, исторические, мифологические, бытовые, символические, аллегорические изображения, анималистический жанр (изображение животных). Художественно-выразительные средства скульптуры - построение объёмной формы, пластическая моделировка (лепка), разработка силуэта, фактуры, в некоторых случаях также цвета.

Различаются круглая скульптура (статуя, группа, статуэтка, бюст (изваяние головы с частью груди)), осматриваемая с разных сторон и окруженная свободным пространством; и рельеф. При рельефной скульптуре фигура представляется отчасти погруженною в плоский фон и выступающей из него менее или более чем на половину своей толщины (в первом случае - барельеф, во втором - горельеф). Монументальная скульптура (памятники, монументы) связана с архитектурной средой, отличается значительностью идей, высокой степенью обобщения, крупными размерами; монументально-декоративная скульптура включает все виды убранства архитектурных сооружений и комплексов (атланты, кариатиды, фризы, фронтонная, фонтанная, садово-парковая скульптура); станковая скульптура, не зависящая от среды, имеет размеры, близкие к натуре или меньшие, и конкретное углублённое содержание.

Относительно материала и способа исполнения изображения, скульптура, в широком значении слова, распадается на несколько отраслей: лепка, лепление, или моделировка - искусство работать из мягкого вещества, каковы воск и глина; литейное дело, или торевтика - искусство делать изваяние из расплавленного металла; глиптика, или скульптура в тесном смысле - искусство вырубать изображение из камня, металла, дерева и вообще твердых веществ; к отраслям ваяния можно, сверх того, причислить скульптурную резьбу на твердых и драгоценных камнях и изготовление штемпелей для монет и медалей (медальерное искусство).

Скульптура малых форм

Основная статья: Миниатюрная скульптура

Высота и длина произведения могут быть доведены до 80 сантиметров и метра. Может тиражироваться промышленно, что не характерно для станковой скульптуры. Декоративно-прикладное искусство и скульптура малых форм образуют симбиоз друг с другом, как архитектура здания с украшающей его круглой скульптурой составляя единый ансамбль. Скульптура малых форм развивается по двум направлениям - как искусство массовых вещей и как искусство неповторимых, единичных произведений. Жанры и направления малой скульптуры - портрет, жанровые композиции, натюрморт, пейзаж. Малые, пространственно - объёмные формы, ландшафтный дизайн, и кинетическая скульптура.

Иные разновидности скульптуры

Кинетическая скульптура - разновидность кинетического искусства, в котором обыгрываются эффекты реального движения. Ледяная скульптура - художественная композиция, выполненная изо льда. Песчаная скульптура - художественная композиция, выполненная из песка. Материалы скульптуры - металл, камень, глина, дерево, гипс, песок, лёд и др.; методы их обработки - лепка, высекание, художественное литьё, ковка, чеканка и др.

Техника исполнения

«Изготовление скульптуры в Тибете», 1905 г. (Арнольд Генри Сэвидж Лэндор)

Предпринимая какую-либо работу, ваятель, прежде всего, делает рисунок или фотографию, затем производит математический расчет произведения (определяет центр тяжести изделия, высчитывает пропорции); затем лепит в малом виде из воска или мокрой глины макет, передающий идею его будущего произведения. Иногда, особенно в том случае, когда задуманное изваяние должно быть велико и сложно, художнику приходится изготовить другую, более крупную и детальную модель. Затем, руководствуясь макетом или моделью, он приступает к работе над самим произведением. Если предстоит исполнить статую, то берется для её подножия доска, и на ней утверждается стальной каркас, изогнутый и пригнанный таким образом, чтобы ни одна его часть не выходила за пределы будущей фигуры, и сам он служил для неё как бы остовом; кроме того, в тех местах, где тело фигуры должно иметь значительную толщину, прикрепляются к каркасу стальной проволокою деревянные кресты; в таких же частях фигуры, которые выдаются на воздух, например в пальцах рук, волосах, свесившихся складках одежды, деревянные кресты заменяются крученою проволокой или пенькой, напитанной маслом и свернутой в виде жгутов. Поместив такой остов статуи на треножном, неподвижном или горизонтально вращающемся станке, называемом кобылкою , художник начинает обкладывать каркас лепною глиной так, чтобы получалась фигура, в общих чертах сходная с моделью; затем, удаляя в одном месте излишне наложенную глину, добавляя в другом её недостаток и отделывая в фигуре часть за частью, он постепенно доводит её до желаемого сходства с натурой. Для этой работы ему служат пальмовые или стальные инструменты различной формы, называемые стеками , но ещё больше пальцы его собственных рук. Во все продолжение лепки необходимо, во избежание появления трещин в высыхающей глине, постоянно поддерживать её влажность и для этого, от времени до времени, смачивать или сбрызгивать фигуру водой, а, прерывая работу до следующего дня, окутывать её мокрым холстом. Подобные приемы употребляются и при производстве рельефов значительного размера - с тою только разницей, что для укрепления глины пользуются вместо каркаса большими стальными гвоздями и болтами, вбитыми в досчатый щит или неглубокий ящик, служащий основанием рельефа. Вполне окончив лепку, ваятель заботится об изготовлении точного снимка со своего произведения из материала, более прочного, чем глина, и с этою целью прибегает к помощи формовщика. Этот последний снимает с глиняного оригинала так называемую чёрную форму (á creux perdu ) из алебастра, и по ней отливает гипсовый слепок произведения. Если художник желает иметь слепок не в одном, а в нескольких экземплярах, то они отливаются по так называемой чистой форме (à bon creux ), изготовление которой гораздо сложнее, чем предыдущей (см. Формовка).

Без предварительной лепки глиняного оригинала и отливки его гипсового слепка не обходится создание ни одного более или менее крупного произведения скульптуры - будет ли оно каменное или металлическое. Правда, бывали ваятели, как, например, Микеланджело, работавшие прямо из мрамора; но подражание их примеру требует от художника необычайной технической опытности, и всё-таки он рискует при таком смелом труде впасть на каждом шагу в неисправимые ошибки.

С получением гипсового слепка существенная часть художественной задачи ваятеля может считаться оконченной: остается только воспроизвести слепок, смотря по желанию, в камне (мраморе, песчанике, вулканическом туфе и т. п.) или в металле (бронзе, цинке, сталь и т. п.), что составляет уже полуремесленную работу. При изготовлении мраморного и вообще каменного изваяния поверхность гипсового оригинала покрывается целою сетью точек, которые, с помощью циркуля, отвеса и линейки, повторяются на глыбе, подлежащей отделке. Руководствуясь этою пунктировкой, помощники художника под его надзором удаляют ненужные части глыбы посредством резца, долота и молота; в некоторых случаях они пользуются при этом так называемой пунктирною рамой , в которой взаимно пересекающиеся нити указывают на те части, какие должны быть отбиты. Таким образом, из необделанной глыбы мало-помалу возникает общая форма изваяния; она все тоньше и тоньше отделывается под руками опытных рабочих, пока, наконец, сам художник не придает ей последней отделки, а полировка пемзой не сообщает различным частям поверхности произведения возможное сходство с тем, что представляет в этом отношении сама натура. Для большего приближения к ней в оптическом отношении, древние греки и римляне натирали свои мраморные изваяния воском и даже слегка раскрашивали их и золотили (см. Полихромия).

Использование материалов

Бронза

Важнейшим материалом для скульптур, наряду с мрамором, служит бронза; мрамор наиболее пригоден для воспроизведения нежных, идеальных, преимущественно женственных форм; бронза - для передачи форм мужественных, энергичных. Сверх того, она представляет особенно удобное вещество в том случае, когда произведение колоссально или изображает сильное движение: фигуры, оживленные таким движением, при исполнении их из бронзы не нуждаются в подпорах для ног, рук и других частей, которые необходимы в подобных фигурах, вырубленных из хрупкого камня. Наконец, для произведений, назначенных стоять на открытом воздухе, особенно в северном климате, бронза предпочитается потому, что не только не портится от атмосферного влияния, но и получает вследствие своего окисления приятный для глаза зеленоватый или тёмный налет на своей поверхности, называемый патиной . Бронзовое изваяние исполняется либо посредством отливки расплавленного металла в заранее приготовленную форму, либо выбивается молотком из металлических пластин.

Один из способов производства бронзовых скульптур, это метод полого бронзового литья. Секрет его заключается в том, что первоначальную форму под статуэтку делают в воске, потом наносят глиняный слой и вытапливают воск. И только потом заливают металл. Бронзовое литьё - это совокупное название всего этого процесса.

Что касается до выбивной работы (так называемой работы репуссè ), то она состоит в следующем: берется лист металла, его размягчают нагреванием на огне и, ударяя по внутренней стороне листа молотком, сообщают ему требующуюся выпуклость, сначала в грубом виде, а потом, при постепенном продолжении такой же работы, со всеми деталями, согласно с имеющеюся моделью. Этот приём, для которого художник должен обладать особою ловкостью и продолжительною опытностью, употребляется преимущественно при исполнении барельефов не особенно крупного размера; при изготовлении же больших и сложных произведений, статуй, групп и горельефов, к нему прибегают в настоящее время только тогда, когда необходимо, чтобы они имели сравнительно малый вес. В этих случаях выбивка произведения производится по частям, которые затем соединяются винтами и закрепами в одно целое. C XIX столетия выбивную работу и литье во многих случаях заменяют осаждением металла в формы при помощи гальванопластики.

Дерево

Деревом, как материалом для скульптур, пользовались ещё в глубокой древности; но деревянная скульптура особенно уважалась в Средние века и в начальную пору эпохи Возрождения в Германии, наделяя храмы раскрашенными и раззолоченными статуями святых, затейливыми алтарными украшениями, фигурными жюбé, кафедрами и сидениями для хоров. Для таких поделок служит преимущественно мягкое, легко поддающееся резцу липовое или буковое дерево.

Драгоценные материалы

Благородные металлы, равно как и слоновая кость, употребляются, вследствие своей дороговизны, исключительно для небольших изваяний. Впрочем, слоновая кость в цветущий период древнегреческого искусства находила себе применение и в крупных, даже колоссальных произведениях — в так называемых хрисоэлефантинных скульптурах. Наконец, относительно твердых камней надо заметить, что они с античных времен играют важную роль в мелких пластических произведениях, каковы камеи и геммы. Для подобных работ всего чаще берется оникс, позволяющей художнику благодаря разноцветности слоев этого камня получать весьма живописные эффекты.

Искуственный камень

На современном этапе развития большое значение для изготовления скульптур приобрел икусственный камень или декоративный бетон. Множество скульптур советской эпохи выполнены из него. Наиболее грандиозным призведением из бетона является Родина-мать на Мамаевом Кургане. Одной из особенностей произведений из искусственного камня является их долговечность (при отсутствии актов вандализма и правильном содержании), кроме того мастер имеет возможность имитировать дорогие природные материалы (гранит, мрамор, известняк и т.д.).

История

Древний мир

Первые проявления художественного творчества в области ваяния кроются во мраке доисторических времен; не подлежит, однако, сомнению, что они были вызваны, как вызывались и впоследствии у молодых племён, потребностью человека, ещё не вышедшего из дикого состояния, выразить чувственным знаком идею о божестве или сохранить память о дорогих людях. На эту причину намекает поэтическая легенда древних греков об изобретении пластики, - легенда, по которой Кора , дочь коринфянина Вутада , желая, при расставании со своим возлюбленным, сохранить себе на память его изображение, очертила контур его головы по тени, брошенной солнцем, а её отец заполнил этот силуэт глиною. Каковы были начальные опыты ваяния в доисторическую эпоху - о том позволяют нам судить истуканы, найденные европейскими путешественниками при первом посещении островов Тихого океана, например на Гавайских островах. Это - простые столбы со слабыми, чудовищными намеками на человеческие лицо и члены. История ваяния начинается приблизительно за тридцать веков до н. э., со старейшего из культурных народов древнего мира, египтян.

Древний Египет

Дочь Нефертити (18 династия Египта)

Скульптура Египта, во все продолжение его исторической жизни, оставалась неразлучной спутницей архитектуры, подчиняясь её принципам и служа к украшению её сооружений изваяниями богов, царей, фантастических существ и пластическими картинами, соответствующими назначению здания. В начале (в мемфисском периоде), под влиянием народного представления о загробной жизни, она выказывала решительную наклонность к реализму (портретные статуи в мастаба и погребальных гротах, статуя фараона Хафра и «Шейх эль Беледа» Каирского египетского музея, «Скриб» Лувра и пр.), но потом застыла в условных, однажды установившихся формах, почти не подвергавшихся изменению до самого падения египетского царства. Удивительное терпение и ловкость в преодолении технических трудностей при обработке таких твердых материалов, как диорит, базальт и гранит, характерное воспроизведение племенного типа, величественность, достигаемая посредством колоссальности и придания строго пропорциональным фигурам симметричности форм и торжественного спокойствия - таковы отличительные качества египетских статуй фивского и саисского периодов, страдающих, однако, отсутствием выражения индивидуального характера и настоящей жизни (громадные фигуры Рамсеса II в Абу-Симбеле, статуи Мемнона и др.). Весьма искусно умели египетские ваятели, при изображении богов, соединять человеческие формы с формами животного мира, но ещё искуснее воспроизводили они фигуры животных (пара львов на лестнице Капитолия в Риме). Рельефы, расцвеченные разными красками, в обилии покрывали, наподобие ковров, стены египетских зданий, изображая подвиги фараонов и достопамятные события отечественной истории - в храмах и дворцах, эпизоды из обыденной жизни и чествование богов - в погребальных сооружениях. Способ исполнения этих рельефов был особенный: фигуры в них либо незначительно выступали на углубленном фоне (плоско-выпуклые рельефы, койланаглифы ), либо, наоборот, уходили немного вглубь фона (плоско-впалые рельефы). Отсутствие перспективы, условность композиции и рисунка и другие недостатки не мешают этим изображениям быть до мелочей обстоятельным повествованием о быте, верованиях и истории народа.

Месопотамия

Крылатый бык из Ассирии

Раскопки, произведенные в Месопотамии, в местностях, где некогда царили Вавилон и Ниневия, познакомили ученый мир с халдейско-ассирийским ваянием (1000-600 гг. до н. э.). И здесь эта отрасль искусства находилась в тесной связи с зодчеством, даже в сильнейшей, чем у египтян. Главным своим призванием она имела увеличение блеска царских чертогов. Скульптурные памятники, найденные в развалинах дворцов в Нимруде, Хорсабаде и Куюнджике, состоят в стенных рельефах, изображающих различные эпизоды из жизни царей, военные происшествия, охотничьи сцены. Отличительные черты этих произведений - довольно значительная выпуклость рельефа, суровость концепции, преувеличенное выражение физической мощи в плотных, мускулистых фигурах и отсутствие в них индивидуального характера и духовной жизни. Фигуры эти значительно уступают изображению животных, которых месопотамское искусство воспроизводило с некоторым пониманием природы. По части религиозной скульптуры мы находим у халдеев и ассириян почти исключительно небольшие бронзовые и терракотовые статуэтки благодетельных и злых демонов, представляющие иногда удачное, иногда чудовищное сочетание человеческих форм с формами животных. Из крупных произведений подобного рода можно указать только на крылатых быков и львов с бородатой человеческой головою, увенчанной тиарой, - колоссальных полустатуй, полурельефов, стоявших парами как бы на страже при входах в царские жилища.

Древняя Персия

Искусство Ассирии перешло вместе с её могуществом к мидийцам и через них к персам (560-330 гг. до н. э.), унаследовавшим от неё как употребление скульптуры для декорирования царских дворцов, так и её формы и содержание. Памятники ваяния, найденные в развалинах царских резиденций в Персеполе и Сузах, состоят в рельефах с изображениями, относящимися преимущественно к царю и к придворной жизни, и в фантастических дворцовых привратниках - крылатых животных с человеческою головою. Нельзя, однако, сказать, чтобы персидская пластика сделала значительный шаг вперед по сравнению с ассирийской: напротив, вместо энергичных, полных движения фигур и форм, какие мы видели в этой последней, здесь являются фигуры безжизненные и вялые, повторяющиеся в сложных сценах с утомительным однообразием, в одних и тех же обликах и позах; в одном лишь выказывают персидские скульпторы некоторый успех, а именно в понимании важности, какую имеют складки драпировок для обозначения форм человеческого тела и его движений; но складки у них сухие, резкие, как бы накрахмаленные.

Древняя Индия

«Танцующий Шива», статуэтка XI века (государство Чола)

Религиозные воззрения древних индийцев в сильной степени отразились в их ваянии, старейшие памятники которого относятся приблизительно к половине третьего века до н. э. Эта отрасль искусства и на берегах Инда стояла в непосредственной связи с зодчеством: таинственность, мистичность, нашедшие себе выражение в топах, пещерных храмах и пагодах, ещё яснее проявились в пластических олицетворениях богов и изображениях их символических подвигов, изваянных рельефом на столбах при карнизах и в нишах этих святилищ. Но понятия об индийских божествах возникли не из ясных, чисто человеческих представлений, а из мечтательных и фантастических; поэтому образы богов и история их судеб, глубокий страх перед неведомым, воплощались у индийцев в тёмном цикле причудливых изображений, в утрированных позах и беспокойных движениях фигур, с сильным оттенком страстности и чувственности (особенно в женских фигурах), в причудливом нагромождении голов, рук и вообще членов тела, или в странном соединении человеческих и животных форм. В техническом отношении такие произведения свидетельствуют о значительной умелости их исполнителей.