Мифы о греческих героях. Герои в греческой мифологии (основные примеры)

Мифология Древней Греции построена на мифах о пантеоне богов, о жизни титанов и гигантов, а также о подвигах героев. В мифах Древней Греции главной действующей силой была Земля, порождающая все и дающая всему начало.

Что было сначала

Так она породила чудовищ, олицетворяющих темную силу, титанов, циклопов, гекатонхейров – сторуких чудовищ, многоголового змея Тифона, страшных богинь Эриннии, кровожадного пса Цербера и лернейской гидры и трехглавых химер.

Общество развивалось и на смену этим чудовищам пришли герои Древней Греции. У большинства героев родители были боги, они же были людьми. Часть культуры Греции и составляют мифы о подвигах этих героев и некоторые имена героев Древней Греции хорошо известны.

Геракл

Геракл — популярный, сильный, мужественный был сыном бога Зевса и Алкмены, простой, земной женщины. Он прославился своими двенадцатью подвигами, совершенными за всю его жизнь. За это ему Зевс подарил бессмертие.

Одиссей

Одиссей — царь Итаки, он прославился смертельно рискованными путешествиями из Трои на свою родину. Описал эти подвиги Гомер в своей поэме «Одиссея». Одиссей был умный, хитрый и сильный. Ему удалось убежать не только от нимфы Калипсо, но и от волшебницы Кирки.

Ему удалось победить циклопа, ослепив его, он выжил при ударе молнии, а когда вернулся на родину, то наказал всех «женихов» своей жены Пенелопы.

Персей

Нельзя не вспомнить Персея, если вести разговор про имена героев Древней Греции. Сын царицы Даная и Зевса – Персей. Он совершил подвиг, убив Медузу Горгону – крылатое чудовище, от взгляда которого каменело все вокруг. Следующий подвиг он совершил, когда освобождал от лап чудовища царевну Андромеду.

Ахилл

Ахилл прославился в Троянской войне. Он был сыном нимфы Фетиды и царя Пелея. Когда он был младенцем, мать и скупала его в водах реки мертвых. С тех пор он был неуязвим для врагов, исключение составляла его пятка. Ему в эту пятку попал стрелой Парис — сын троянского царя.

Ясон

Древнегреческий герой Ясон прославился в Колхиде. Отправился Ясон за золотым руном в далекую Колхиду на корабле «Арго» с командой отважных аргонавтов, женился на Медее дочери царя этой страны. У них родились два сына. Медея убила его и двоих своих сыновей, когда Ясон собрался жениться во второй раз.

Тесей

Древнегреческий герой Тесей был сыном морского царя Посейдона. Он прославился тем, что убил чудище, жившее в критском лабиринте – Минотавра. Из лабиринта он выбрался благодаря Ариадне, подарившей ему клубок ниток. В Греции этот герой считается основателем Афин.

Имена героев Древней Греции не забыты также благодаря отснятым мультипликационным и художественным фильмам.

Еще статьи в этой рубрике:

Значение слова ГЕРОИ в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии

ГЕРОИ

В греческой мифологии сын или потомок божества и смертного человека. У Гомера Героем обычно именуется отважный воин (в «Илиаде») или благородный человек, имеющий славных предков (в «Одиссее»). Впервые Гесиод называет «род героев», созданный Зевсом, "полубогами". В словаре Гесихия Александрийского (6 в.) понятие Герой разъясняется как «мощный, сильный, благородный, значительный». Современные этимологи дают различные толкования этого слова, выделяя, впрочем, функцию защиты, покровительства (корень *ser-, вариант *swer-, *wer-, ср. лат. servare, "оберегать", "спасать"), а также сближая с именем богини Геры. История Героев относится к т. н. классическому или олимпийскому периоду греческой мифологии (2-е тыс. до н. э., расцвет - - сер. 2-го тыс. до н. э.) связанному с укреплением патриархата и расцветом микенской Греции. Олимпийские боги, ниспровергшие титанов, в борьбе с доолимпийским миром чудовищных порождений матери-земли — Геи, создают поколения Героев вступая в брак с родом смертных. Известны т. н. каталоги Героев с указанием их родителей и места рождения (Hes. Theog. 240—1022; frg. 1 — 153; Apoll. Rhod. I 23 — 233). Иногда Герой не знает своего отца, воспитывается матерью и отправляется на поиски, совершая по пути подвиги (см. Тесей). Герой призван выполнять волю олимпийцев на земле среди людей, упорядочивая жизнь и внося в неё справедливость, меру, законы, вопреки давней стихийности и дисгармоничности. Обычно Герой наделяется непомерной силой и сверхчеловеческими возможностями, однако он лишён бессмертия, остающегося привилегией божества. Отсюда несоответствие и противоречие между ограниченными возможностями смертного существа и стремлением Героев утвердить себя в бессмертии. Известны мифы о попытках богов сделать Героев бессмертными; так, Фетида закаляет Ахилла в огне, выжигая в нём всё смертное и умащая его амбросией (Apollod. III13, 6), или Деметра, покровительствуя афинским царям, закаляет их сына Денофонта (Hymn. Hom. V 239-262). И в том, и в другом случае богиням мешают неразумные смертные родители (Пелей — отец Ахилла, Метанира мать Демофонта). Стремление нарушить исконное равновесие сил смерти и бессмертного мира принципиально не имеет успеха и карается Зевсом. Так, Асклепий, сын Аполлона и смертной женщины Корониды, пытавшийся воскрешать людей, т. е. даровать им бессмертие, был поражен молнией Зевса (Apollod. III 10, 3—4). Геракл похитил яблоки Гесперид, дарующие вечную молодость, но затем Афина возвратила их на место (Apollod. II 5, 11). Безуспешна попытка Орфея вернуть к жизни Эвридику (Apollod. I 3, 2). Невозможность личного бессмертия компенсируется в героическом мире подвигами и славой (бессмертием) среди потомков. Личность Героя большей частью имеет драматический характер, т. к. жизни одного Героя не хватает, чтобы воплотить предначертания богов. Поэтому а мифах укрепляется идея страдания героической личности и бесконечного преодоления испытаний и трудностей. Герой часто гоним враждебным божеством (напр., Геракла преследует Гера, Apollod. II 1, 8) и зависит от слабого, ничтожного человека, через которого действует враждебное божество (напр., Геракл подчинён Эврисфею). Чтобы создать великого Героя, требуется не одно поколение Героев. Зевс трижды вступает в брак со смертными женщинами (Ио, Данаей и Алкменой), чтобы через тридцать поколений (Aeschyl. Prom. 774) родился Геракл, среди предков которого были уже Данай, Персей и др. сыновья и потомки Зевса. Таким образом, происходит нарастание героической мощи, достигающей апофеоза в мифах об общегреческих Героях, таких, как Геракл. Ранний героизм подвиги Героев, уничтожающих чудовищ: борьба Персея с горгоной, Беллерофонте с химерой, ряд подвигов Геракла, вершиной которых является борьба с Аидом (Apollod. II 7, 3). Поздний героизм связан с интеллектуализацией Героев, его культурными функциями (искусный мастер Дедал или строители фиванских стен Зет и Амфион). Среди Героев певцы и музыканты, овладевшие магией слова и ритма, укротители стихий (Орфей), прорицатели (Тиресий, Калхант, Трофоний), отгадыватели загадок (Эдип), хитроумные и любознательные (Одиссей), законодатели (Тесей). Независимо от характера героизма подвиги Героя всегда сопровождаются помощью божественного родителя (Зевс, Аполлон, Посейдон) или бога, функции которого близки характеру того или иного Героя, (мудрая Афина помогает умному Одиссею). Нередко соперничество богов и их принципиальное отличие друг от друга сказывается на судьбе Героя, (гибель Ипполита как результат спора Афродиты и Артемиды; буйный Посейдон преследует Одиссея наперекор мудрой Афине; Гера, покровительница моногамии, ненавидит Геракла, сына Зевса и Алкмены). Зачастую Герой испытывает мучительную смерть (самосожжение Геракла), гибнет от руки вероломного злодея (Тесей), по воле враждебного божества (Гиакинф, Орфей, Ипполит). Вместе с тем подвиги и страдания Героя рассматриваются как своего рода испытания, вознаграждение за которые приходит после смерти. Геракл обретает бессмертие на Олимпе, получив в жёны богиню Гебу (Hes. Theog. 950—955). Однако, по другой версии, сам Геракл находится на Олимпе, а тень его скитается в аиде (Ноm. Od. XI 601—604), что указывает на двойственность и неустойчивость обожествления Героя. Убитый под Троей Ахилл затем оказывается на острове Левка (аналог островов блаженных), где вступает в брак с Еленой (Paus. III 19, 11 — 13) или с Медеей в Елисейских полях (Apoll. Rhod. IV 811 - 814), Менелай (зять Зевса), не испытав смерти, переносится в Елисейские поля (Ноm. Od. IV 561 — 568). Гесиод же считает обязательным для большинства Героев переселение на острова блаженных (Орр. 167 —173). Сын Аполлона Асклепий, убитый молниями Зевса, мыслится ипостасью Аполлона, обретает божественные функции целителя, и культ его даже вытесняет в Эпидавре культ его отца Аполлона. Единственный Герой — полубог Дионис, сын Зевса и Семелы, становится божеством ещё при жизни; но это его превращение в бога подготавливается рождением, смертью и воскресением Загрея — архаической ипостаси Диониса, сына Зевса Критского и богини Персефоны (Nonn. Dion. VI 155—388). В песне элейских женщин в богу Дионису обращаются как к Дионису - Герою (Anthologia. lyrica graeca. ed. Diehl, Lips., 1925, II р. 206, frg. 46). Таким образом. Геракл явился образцом для представления о Герое - боге (Pind. Nem. III 22), а Дионис считался Героем среди богов. Развитие героизма и самостоятельности Героев приводит к их противопоставлению богам, к их дерзости и даже преступлениям, которые накапливаются в поколениях героических династий, приводя к гибели Героя. Известны мифы о родовом проклятии, которое испытывают на себе Герои конца классического олимпийского периода, соответствующего времени упадка микенского владычества. Таковы мифы о проклятиях, тяготеющих над родом Атридов (или Танталидов) (Тантал, Пелопс, Атрей, Фиест, Агамемнон, Эгисф, Орест), Кадмидов (дети и внуки Кадма — Ино, Агава, Пенфей, Актеон), Лабдакидов (Эдип и его сыновья), Алкмеонидов. Создаются также мифы о гибели всего рода Героя (мифы о войне семерых против Фив и о Троянской войне). Гесиод рассматривает их как войны, в которых Герои истребили друг друга (Орр. 156—165). В нач. 1-го тыс. до н. э. большое распространение получает культ умерших Героев, совсем незнакомый гомеровским поэмам, но зато известный по микенским царским захоронениям. В культе Героя отразилась идея божественного вознаграждения после смерти, вера в продолжение заступничества Героя и покровительство его людям. На могилах героев приносились жертвы (ср. жертвы Агамемнону в "Хоэфорах" Эсхила), им отводили священные участки (напр., Эдипу в Колоне), вблизи их погребений устраивали состязания певцов (в честь Амфидаманта в Халкиде с участием Гесиода, Орр. 654—657). Плачи (или френы) по Героям, прославлявшие их подвиги, послужили одним из источников эпических песен (ср. «славные деяния мужей», которые поёт Ахилл, Ноm. II. IX 189). Общегреческий Герой Геракл считался установителем Немейских игр (Pind. Nem. I). Ему приносили жертвы в разных храмах: в одних как бессмертному олимпийцу, в других — как Герою (Herodot. II 44). Некоторые Герои воспринимались как ипостаси бога, напр. Зевса (ср. Зевс — Агамемнон, Зевс — Амфиарай, Зевс — Трофоний), Посейдона (ср. Посейдон — Эрехфей). Там, где была прославлена деятельность Героев, строились храмы (храм Асклепия в Эпидавре), на месте его исчезновения вопрошали оракула (пещера и оракул Трофония, Paus. IX 39, 5). В 7 — 6 вв. до н. э. с развитием культа Диониса культ некоторых древних Героев — эпонимов городов — потерял своё значение (напр., в Сикионе при тиране Клисфене почитание Адраста сменилось почитанием Диониса, Herodot. V 67). Религиозно-культовый героизм, освящённый полисным строем, играл важную политическую роль в Греции. Герой мыслился защитником полиса, посредником между богами и людьми, предстателем за людей перед богом. После окончания Греко- персидской войны (как сообщает Плутарх) по велению пифии были перенесены останки Тесея с острова Скирос в Афины. Одновременно приносились жертвы героям, павшим в битвах, напр. при Платеях (Plut. Artist. 21). Отсюда же обожествление после смерти и включение в число Героев известных исторических лиц (Софокл после смерти стал Героем по имени Дексион). Почётное звание Героя получали после гибели выдающиеся полководцы (напр., Брасид после битвы при Амфиполе, Thuc. V 11, 1). В культе этих героев сказалось древнее почитание мифологических Героев, которые стали восприниматься как предки — покровители семьи, рода и полиса. Герой как универсальная категория персонажей, которая обнаруживается в любой мифологии, редко может быть выделена терминологически столь же чётко, как в греческой мифологии. В архаических мифологиях Герой очень часто классифицируются вместе с великими предками, а в более развитых оказываются легендарными древними царями или военными вождями, в т. ч. носящими исторические имена. Некоторые исследователи (Ш. Отран, Ф. Рэглан и др.) прямо возводят генезис мифологических Героев к феномену царя-колдуна (жреца), описанному Дж. Фрейзером в «Золотой ветви», и даже видят в Герое ритуальную ипостась божества (Рэглан). Однако такой взгляд неприменим к самым архаическим системам, для которых характерно представление о Герое как первопредке, участвующем в творении, изобретающем «кухонный» огонь, культурные растения, вводящем социальные и религиозные институты и т. д., т. е. выступающем в качестве культурного героя и демиурга. В отличие от богов (духов), умеющих создать космические и культурные объекты чисто магическим путем, словесным их называнием, «извлекать» их так или иначе из самих тебя, Герои большей частью находят и добывают эти объекты готовыми, но в отдалённых местах, иных мирах, преодолевая при этом различные трудности, отнимая или похищая их (как культурные герои) у первоначальных хранителей, или же Герои изготовляют эти объекты подобно гончарам, кузнецам (как демиурги), Обычно схема мифа творения в качестве минимального набора «ролей» включает субъекта, объект и источник (материал, из которого объект навлекается/делается). Если в роли субъекта творения вместо божества выступает Герой — добытчик, то это обычно приводит к появлению у него дополнительной роли антагониста. Пространственная подвижность и многочисленные контакты Героя, особенно враждебные, способствуют повествовательному развёртыванию мифа (вплоть до превращения его в сказку или героический эпос). В более развитых мифологиях Герой эксплицитно представляют силы космоса в борьбе против сил хаоса — хтонических чудовищ или иных демонических существ, мешающих мирной жизни богов и людей. Лишь в процессе начинающейся "историзации" мифа в эпических текстах Герои приобретают облик квазиисторических персонажей, а их демонические противники могут предстать иноверными иноземными «захватчиками». Соответственно, в сказочных текстах мифические Герои заменяются условными фигурами рыцарей, принцев и даже крестьянских сыновей (в т. ч. младших сыновей и других героев, «не подающих надежд»), побеждающих сказочных чудовищ силой, или хитростью, или волшебством. Мифические Герои предстательствуют от имени человеческой (этнической) общины перед богами и духами, часто действуют как посредники (медиаторы) между различными мифическими мирами. Во многих случаях и роль отдалённо сопоставима с ролью шаманов (см. Шаманская мифология). Герои иногда действуют по инициативе богов или с их помощью, но они, как правило, гораздо активнее богов, в эта активность составляет, в известном смысле, их специфику. Активность Героя в развитых образцах мифа и эпоса способствует формированию особого героического характера — смелого, неистового, склонного к переоценке собственных сил (ср. Гильгамеша, Ахилла, Герои германского эпоса и т. д.). Но и внутри класса богов могут быть иногда выделены активные персонажи, осуществляющие функцию медиации между частями космоса, одолевающие в борьбе демонических противников. Такими богами - Героями являются, напр., Тор в скандинавской мифологии. Мардук — в вавилонской. С другой стороны, Герои даже божественного происхождения и наделённые «божественной» силой могут иногда достаточно чётко и даже резко противостоять богам. Гильгамеш, характеризуемый в аккадской поэме "Энума Элиш" как существо на две трети божественное и многими качествами превосходящее богов, не может всё же сравниться с богами, и его попытка достигнуть бессмертия кончается неудачей. В отдельных случаях неистовый характер Героя или сознание внутреннего превосходства над богами приводят к богоборчеству Героя (ср. греч. Прометея и сходных с ним Героев мифологии кавказско -иберийских народов: Амирани, Абрскила, Артавазда, а также Батрадза). Герои нуждаются для совершения подвигов в сверхъестественной силе, которая лишь отчасти присуща им от рождения обычно в силу божественного происхождения. Герои нуждаются в помощи богов или духов (в дальнейшем эта потребность Героев уменьшается в героическом эпосе и ещё более увеличивается в сказке, где чудесные помощники часто действуют за Героя), а эта помощь большей частью приобретается посредством определённого искуса и испытаний типа посвятительных испытаний, т. е. инициации (см. Инициация и мифы), практикумов в архаических обществах. По-видимому, отражением обрядов инициации является обязательный в героическом мифе уход или изгнание Героя из своего социума, временная изоляции и странствия в иных странах, на небе или в нижнем мире, где и происходят контакты с духами, приобретение духов-помощников, борьба с некоторыми демоническими противниками. Специфический символический мотив, связанный с инициацией, - проглатывание юного Героя чудовищем и последующее освобождение из его чрева. Во многих случаях (и это как раз указывает на связь с инициацией) инициатором испытаний является божественный отец (или дядя) Героя или вождь племени, который даёт Герою «трудные задачи» или изгоняет его из племени. Изгнание (трудные задачи) иногда мотивировано проступком Героя (нарушение табу) или опасностью, которую он представляет для отца (вождя). Юный Герой часто нарушает различные запреты и даже нередко совершает инцест, который одновременно сигнализирует о его героической исключительности и достигнутой зрелости (а может быть, и об одряхлении отца-вождя). Испытания могут принять в мифе форму преследования, попыток наведения со стороны бога (отца, царя) или демонических существ (злых духов); Герой может превратиться в мистериальную жертву, проходящую через временную смерть (уход/возвращение — смерть/воскресение). В том или ином виде испытания являются важнейшим элементом героической мифологии. Рассказ о чудесном (во всяком случае, необычном) рождении Героя, его удивительных способностях и раннем достижении зрелости, о его обучении и особенно предварительных испытаниях, различные перипетии героического детства составляют важную часть героического мифа и предшествуют описанию важнейших подвигов, имеющих общее значение для социума. Биографическое «начало» в героическом мифе в принципе аналогично космическому «началу» в мифе космогоническом или этиологическом. Только здесь упорядочивание хаоса отнесено не к миру в целом, а к формированию личности, превращающейся в Героя, служащего своему социуму и способного в дальнейшем поддержать космический порядок. Практически, однако, предварительные испытания Героя в процессе его социального воспитания и основные деяния часто так переплетены в сюжете, что их трудно чётко разделить. Героическая биография порой также включает историю женитьбы Героя (с соответствующими соревнованиями и испытаниями со стороны чудесной невесты или её отца; эта мотивы получают особенно богатое развитие в сказке), а иногда и рассказ о его смерти, трактуемый во многих случаях в качестве временного ухода в иной мир с сохранением перспективы возвращения/воскресения. Героическая биография довольно отчётливо соотносится с циклом "переходных" обрядов, сопровождающих рождение, посвящение, женитьбу и смерть. Но при этом героический миф сам, в силу парадигматической функции мифа, должен служить образцом для исполнения переходных обрядов (особенно инициации) в ходе социального воспитания полноправных членов племени, религиозной или социальной группы, а также в ходе совершения всего жизненного цикла и нормальной смены поколений. Героический миф — важнейший источник формирования как героического эпоса, так и сказки.

Персонажи и культовые объекты греческой мифологии. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ГЕРОИ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • ГЕРОИ
    Культ героев был широко распространен в Древней Греции. Считают, что этот культ сложился в конце 9 в. до н. э., …
  • ГЕРОИ в Словаре-справочнике Кто есть кто в Античном мире:
    Культ героев был широко распространен в древней Греции. Считают, что этот культ сложился в конце девятого века до н. э., …
  • ГЕРОИ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (heroes), в древнегреческой религии и мифологии легендарные вожди или богатыри, почитаемые после смерти как полубожественные существа. Культ Г. поддерживался общиной …
  • МИФОЛОГИЯ КЛАССИЧЕСКАЯ: ГЕРОИ в Словаре Кольера:
    К статье МИФОЛОГИЯ КЛАССИЧЕСКАЯ Греки полагали, что всякий человек, достигший успеха, продолжает влиять на других людей и после своей смерти, …
  • ГРЕЧЕСКАЯ МИФОЛОГИЯ2 в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии:
    В дальнейшем росло представление о самостоятельности этих демонов, которые не только отличаются от вещей, но и способны отделяться от них …
  • ГРЕЧЕСКАЯ МИФОЛОГИЯ в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии:
    . Сущность Г. м. становится понятной только при учете особенностей первобытнообщинного строя греков, воспринимавших мир как жизнь одной огромной родовой …
  • АВСТРАЛИЙСКАЯ МИФОЛОГИЯ в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии:
    мифология аборигенов Австралии, заселивших этот материк еще в мезолите и позднем неолите и сохранивших весьма архаическую культуру.А. м. тесно переплетена …
  • Главная
  • Библия
  • О Религии
  • Гостевая книга
  • Карта сайта

Герои Эллады

— дочерние страницы:
  • Живущие на светлом Олимпе бессмертные боги первый род людской создали счастливым; это был золотой век. Бог Крон правил тогда на небе. Как блаженные боги, жили в те времена люди, не зная ни заботы, ни труда, ни печали...

  • Много преступлений совершили люди медного века. Надменные и нечестивые, не повиновались они богам-олимпийцам. Громовержец Зевс прогневался на них...

    Прометей - сын титана Иапета, двоюродный брат Зевса. Мать Прометея - океанида Климена (по другим вариантам: богиня правосудия Фемида или океанида Асия). Братья титана - Менетий (сброшен Зевсом в тартар после титаномахии), Атлант (в наказание поддерживает небесный свод), Эпиметей (супруг Пандоры)...

    Оры возложили на ее пышные кудри венок из вешних благоухающих цветов. Гермес вложил ей в уста лживые и полные лести речи. Назвали боги ее Пандорой, так как от всех их получила она дары. Пандора должна была принести с собой людям несчастье...

    Зевс-громовержец, похитив прекрасную дочь речного бога Асопа, унес ее на остров Ойнопию, который стал называться с тех пор по имени дочери Асопа - Эгиной. На этом острове родился сын Эгины и Зевса, Эак. Когда Эак вырос, возмужал и стал царем острова Эгины...

    У сына Зевса и Ио, Эпафа, был сын Бел, а у него было два сына - Египт и Данай. Всей страной, которую орошает благодатный Нил, владел Египт, от него страна эта получила и свое имя...

    Персей - герой аргосских сказаний. По предсказанию оракула у дочери аргосского царя Акрисия Данаи должен родиться мальчик, который свергнет и убьет деда...

    Сизиф, сын бога повелителя всех ветров Эола, был основателем города Коринфа, который в древнейшие времена назывался Эфирой. Никто во всей Греции не мог равняться по коварству, хитрости и изворотливости ума с Сизифом...

    У Сизифа был сын, герой Главк, который правил в Коринфе после смерти отца. У Главка же был сын Беллерофонт, один из великих героев Греции. Прекрасен, как бог, был Беллерофонт и равен бессмертным богам мужеством...

    В Лидии, у горы Сипила, находился богатый город, называвшийся по имени горы Сипилом. В этом городе правил любимец богов, сын Зевса Тантал. Всем в изобилии наградили его боги...

    После смерти Тантала в городе Сипиле стал править сын его Пелопс, так чудесно спасенный богами. Недолго правил он в родном Сипиле. Царь Трои Ил пошел войной на Пелопса...

    У царя богатого финикийского города Сидона, Агенора, было три сына и дочь, прекрасная, как бессмертная богиня. Звали эту юную красавицу Европа. Приснился однажды сон дочери Агенора.

    Кадм в греческой мифологии сын финикийского царя Агенора, основатель Фив (в Беотии). Посланный отцом вместе с другими братьями на поиски Европы, Кадм после долгих неудач во Фракии обратился к дельфийскому оракулу Аполлона...

    В греческой мифологии Геракл - величайший герой, сын Зевса и смертной женщины Алкмены, жены Амфитриона. В отсутствие мужа, воевавшего в это время против племен телебоев, Зевс, привлеченный красотой Алкмены, явился к ней, приняв образ Амфитриона. Их брачная ночь длилась три ночи подряд...

    Основателем великих Афин и их Акрополя был рожденный землей Кекроп. Земля породила его получеловеком-полузмеей. Тело его оканчивалось громадным змеиным хвостом. Кекроп основал Афины в Аттике в то время, когда спорили за власть над всей страной колебатель земли, бог моря Посейдон, и воительница богиня Афина, любимая дочь Зевса...

    Кефал был сыном бога Гермеса и дочери Кекропа, Херсы. Далеко по всей Греции славился Кефал своей дивной красотой, славился он и как неутомимый охотник. Рано, еще до восхода солнца, покидал он свой дворец и юную жену свою Прокриду и отправлялся на охоту в горы Гимета. Однажды увидала прекрасного Кефала розоперстая богиня зари Эос...

    Царь Афин Пандион, потомок Эрихтония, вел войну с варварами, осадившими его город. Трудно было бы ему защитить Афины от многочисленного варварского войска, если бы на помощь ему не пришел царь Фракии, Терей. Он победил варваров и прогнал их из пределов Аттики. В награду за это Пандион дал Терею в жены дочь свою Прокну...

    Грозен Борей, бог неукротимого, бурного северного ветра. Неистовый носится он над землями и морями, вызывая полетом своим всесокрушающие бури. Увидал однажды Борей, проносясь над Аттикой, дочь Эрехтея Орифию и полюбил ее. Молил Борей Орифию стать его женой и позволить ему унести ее с собой в свое царство на далекий север. Не соглашалась Орифия...

    Величайшим художником, скульптором и зодчим Афин был Дедал, потомок Эрехтея. О нем рассказывали, что он высекал из белоснежного мрамора такие дивные статуи, что они казались живыми; казалось, что статуи Дедала смотрят и двигаются. Много инструментов изобрел Дедал для своей работы; им были изобретены топор и бурав. Далеко шла слава о Дедале...

    Национальный герой Афин; сын Эфры, царевны Трезена, и Эгея или (и) Посейдона. Считалось, что Тесей - современник Геракла и некоторые их подвиги сходны. Тесей был воспитан в Трезене; когда он вырос, Эфра приказала ему сдвинуть скалу, под которой он нашел меч и сандалии...

    Мелеагр - сын калидонского царя Ойнея и Алфеи, участник похода аргонавтов и калидонской охоты. Когда Мелеагру исполнилось семь дней, к Алфее явилась пророчица, бросила в огонь полено и предсказала ей, что ее сын умрет, как только догорит полено. Алфея выхватила полено из пламени, погасила и спрятала...

    Олень укрылся в тени от полуденного жара и лег в кустах. Случайно там, где лежал олень, охотился Кипарис. Не узнал он своего любимца оленя, так как его прикрывала листва, бросил в него острым копьем и поразил насмерть. Ужаснулся Кипарис, когда увидал, что убил своего любимца...

    Великий певец Орфей, сын речного бога Эагра и музы Каллиопы, жил в далекой Фракии. Женой Орфея была прекрасная нимфа Эвридика. Горячо любил ее певец Орфей. Но недолго наслаждался Орфей счастливой жизнью с женой своей...

    Прекрасный, равный самим богам-олимпийцам своей красотой, юный сын царя Спарты, Гиацинт, был другом бога стреловержца Аполлона. Часто являлся Аполлон на берега Эврота в Спарту к своему другу и там проводил с ним время, охотясь по склонам гор в густо разросшихся лесах или развлекаясь гимнастикой, в которой были так искусны спартанцы...

    Прекрасная нереида Галатея любила сына Симефиды, юного Акида, и Акид любил нереиду. Не один Акид пленился Галатеей. Громадный циклоп Полифем увидел однажды прекрасную Галатею, когда выплывала она из волн лазурного моря, сияя своей красотой, и воспылал он к ней неистовой любовью...

    Женой царя Спарты Тиндарея была прекрасная Леда, дочь царя Этолии, Фестия. По всей Греции славилась Леда своей дивной красотой. Стала женой Зевса Леда, и было у нее от него двое детей: прекрасная, как богиня, дочь Елена и сын, великий герой Полидевк. От Тиндарея у Леды было тоже двое детей: дочь Клитемнестра и сын Кастор...

    Сыновьями великого героя Пелопса были Атрей и Фиест. Проклял некогда Пелопса возничий царя Эномая Миртил, предательски убитый Пелопсом, и обрек своим проклятием на великие злодеяния и гибель весь род Пелопса. Тяготило проклятие Миртила и над Атреем и Фиестом. Ряд злодеяний совершили они...

    Эсак был сыном царя Трои, Приама, братом великого героя Гектора. Он был рожден на склонах лесистой Иды, прекрасной нимфой Алексироей, дочерью речного бога Граника. Выросши в горах, не любил Эсак города и избегал жить в роскошном дворце отца своего Приама. Он любил уединение гор и тенистых лесов, любил простор полей...

    Эта удивительная история произошла с фригийским царем Мидасом. Мидас был очень богат. Чудесные сады окружали его роскошный дворец, а в садах росли тысячи наикрасивейших роз - белых, красных, розовых, пурпурных. Когда-то Мидас очень любил свои сады и даже сам выращивал в них розы. Это было его самым любимым занятием. Но люди меняются с годами - изменился и царь Мидас...

    Пирам, прекраснейший из юношей, и Тисба, прекраснейшая из дев восточных стран, жили в Вавилонском городе Семирамиды, в двух соседних домах. С ранней юности они знали и любили друг друга, и любовь их росла год от года. Хотели они уже вступить в брак, но отцы воспретили им - не могли, однако, воспретить им любить друг друга...

    В одной глубокой долине Ликии находится светловодное озеро. Посреди озера стоит остров, а на острове - жертвенник, весь покрытый пеплом сжигавшихся на нем жертв и обросший тростником. Жертвенник посвящен не наядам вод озера и не нимфам соседних полей, а Латоне. Богиня, любимица Зевса, только что произвела на свет близнецов своих, Аполлона и Артемиду...

    Некогда прибыли на это место отец богов Зевс и сын его Гермес. Оба они приняли человеческий образ - в намерении испытать гостеприимство жителей. Обошли они с тысячу домов, стучась в двери и прося себе приюта, но всюду были отвергнуты. В одном только доме не затворили перед пришельцами двери...

    Аргонавты - «плывущие на «Арго» - участники путешествия в Колхиду за шкурой золоторунного барана, на котором Фрикс с сестрой бежал от злой мачехи. Царь Колхиды Ээт принес барана в жертву Зевсу, а шкуру повесил в священной роще Ареса, где ее стерег неусыпный огнедышащий дракон...

    Николай Кун. Мифы троянского цикла изложены по поэме Гомера "Илиада", трагедиям Софокла "Аякс-биченосец", "Филоктет", Еврипида "Ифигения в Авлиде", "Андромаха", "Гекуба", поэмам Вергилия "Энеида", Овидия "Героини" и отрывкам ряда других произведений.

    Поликрат - правитель острова Самос. Установив свою власть над всем островом, он заключил дружественный союз с египетским царем Амасисом. Поликрат очень гордился своими успехами и любил хвастаться ими. Поэтому молва о его могуществе разлетелась по всему миру. Что бы ни задумал Поликрат, все ему удавалось...

    Дамокл восседал на золотом сиденье, улыбался во все стороны и был на верху блаженства. Ведь любое его желание тут же исполнялось. Однако Дионисий велел незаметно спустить с потолка острый меч, подвешенный на конском волосе. Он висел прямо над шеей мнимого счастливца. Заметив его, Дамокл тут же потерял интерес к окружающей его роскоши...

    Критский царь Минос собрал войско и пошел войной ни государство Магеру. Плотным кольцом окружил он его столицу Мегару. Правил тогда Магерой царь Нис. Была у него красивая дочь по имени Скилла, обладавшая весьма скверным характером...

    Давным-давно при царском дворе в Коринфе жил прославленный поэт и музыкант Арион. Он слагал стихи, прекрасно пел и играл на лире. Никто не мог сравниться с ним в этом искусстве. Слава о нем гремела по всему миру. Всех очаровывали песни Ариона: мужчин и женщин, зверей и птиц. Даже растения и воды не оставались к ним равнодушными...

    Жил когда-то один добрый, миролюбивый царь по имени Кейк, сын Светоносца. И был у него брат Дедалион. В противоположность Кейку он любил войны и кровавые битвы, беспричинно нападал на соседние государства, грабил и порабощал целые народы...

Сайт [ ex ulenspiegel.od.ua ] 2005-2015

Мифы Древней Греции - сущность их становится понятной только при учете особенностей первобытнообщинного строя греков, воспринимавших мир как жизнь одной огромной родовой общины и в мифе обобщавших все многообразие человеческих отношений и природных явлений...

Герои древнегреческих мифов и легенд

Герой - сын или потомок божества и смертного человека. У Гомера героем обычно именуется отважный воин (в "Илиаде ") или благородный человек, имеющий славных предков (в "Одиссее "). Впервые Гесиод называет "род героев", созданный Зевсом , "полубогами" (h m i q e o i, Орр. 158-160). В словаре Гесихия Александрийского (VI в.) понятие герой разъясняется как "мощный, сильный, благородный, значительный" (Hesych. v. h r o z). Современные этимологи дают различные толкования этого слова, выделяя, впрочем, функцию защиты, покровительства (корень ser-, вариант swer-, wer-, ср. лат servare, "оберегать", "спасать"), а также сближая с именем богини Геры - H r a).

История героев относится к так называемому классическому или олимпийскому периоду греческой мифологии (II тыс. до н.э., расцвет - II тыс. до н.э.), связанному с укреплением патриархата и расцветом микенской Греции. Олимпийские боги , ниспровергшие титанов, в борьбе с доолимпийским миром чудовищных порождений матери-земли - Геи, создают поколения героев, вступая в брак с родом смертных. Известны так называемые каталоги героев с указанием их родителей и места рождения (Hes. Theog. 240-1022; frg. 1-153; Apoll. Rhod. I 23-233). Иногда герой не знает своего отца, воспитывается матерью и отправляется на поиски, совершая по пути подвиги.

Герой призван выполнять волю олимпийцев на земле среди людей, упорядочивая жизнь и внося в нее справедливость, меру, законы, вопреки древней стихийности и дисгармоничности. Обычно герой наделяется непомерной силой и сверхчеловеческими возможностями, однако он лишен бессмертия, остающегося привилегией божества. Отсюда несоответствие и противоречие между ограниченными возможностями смертного существа и стремлением героев утвердить себя в бессмертии. Известны мифы о попытках богов сделать героев бессмертными; так, Фетида закаляет Ахилла в огне, выжигая в нем все смертное и умащая его амбросией (Apollod. III 13, 6), или Деметра, покровительствуя афинским царям, закаляет их сына Демофонта (Hymn. Hom. V 239-262). И в том, и в другом случае богиням мешают неразумные смертные родители (Пелей - отец Ахилла, Метанира - мать Демофонта).

Стремление нарушить исконное равновесие сил смерти и бессмертного мира принципиально не имеет успеха и карается Зевсом. Так, Асклепий , сын Аполлона и смертной нимфы Корониды, пытавшийся воскрешать людей, то есть даровать им бессмертие, был поражен молнией Зевса (Apollod. III 10, 3-4). похитил яблоки Гесперид, дарующие вечную молодость, но затем Афина возвратила их на место (Apollod. II 5, 11). Безуспешна попытка Орфея вернуть к жизни Эвридику (Apollod. I 3, 2).

Невозможность личного бессмертия компенсируется в героическом мире подвигами и славой (бессмертием) среди потомков. Личность героев большей частью имеет драматический характер, так как жизни одного героя не хватает, чтобы воплотить предначертания богов. Поэтому в мифах укрепляется идея страдания героической личности и бесконечного преодоления испытаний и трудностей. Герои часто гонимы враждебным божеством (например, Геракла преследует Гера , Apollod II 4, 8) и зависит от слабого, ничтожного человека, через которого действует враждебное божество (например, Геракл подчинен Эврисфею).

Чтобы создать великого героя, требуется не одно поколение. Зевс трижды вступает в брак со смертными женщинами (Ио , Данаей и Алкменой), чтобы через тридцать поколений (Эсхил "Прометей прикованный", 770 след.) родился , среди предков которого были уже Данай, и др. сыновья и потомки Зевса. Таким образом, происходит нарастание героической мощи, достигающей апофеоза в мифах об общегреческих героях, таких, как Геракл.

Ранний героизм - подвиги геров, уничтожающих чудовищ: борьба Персея с горгоной, с химерой, ряд подвигов Геракла, вершиной которых является борьба с Аидом (Apollod. II 7, 3). Поздний героизм связан с интеллектуализацией героев, их культурными функциями (искусный мастер Дедал или строители фиванских стен Зет н Амфион). Среди героев певцы и музыканты, овладевшие магией слова и ритма, укротители стихий (Орфей), прорицатели (Тиресий , Калхант, Трофоний), отгадыватели загадок (Эдип), хитроумные и любознательные (Одиссей), законодатели (). Независимо от характера героизма подвиги героев всегда сопровождаются помощью божественного родителя (Зевс, Аполлон , Посейдон) или бога, функции которого близки характеру того или иного героя (мудрая Афина помогает умному Одиссею). Нередко соперничество богов и их принципиальное отличие друг от друга сказывается на судьбе героя (гибель Ипполита как результат спора Афродиты и Артемиды ; буйный Посейдон преследует Одиссея наперекор мудрой Афине; Гера, покровительница моногамии, ненавидит Геракла, сына Зевса и Алкмены).

Зачастую герои испытывают мучительную смерть (самосожжение Геракла), гибнет от руки вероломного злодея (Тесей), по воле враждебного божества (Гиакинф, Орфей, Ипполит). Вместе с тем подвиги и страдания героев рассматриваются как своего рода испытания, вознаграждение за которые приходит после смерти. Геракл обретает бессмертие на Олимпе , получив в жены богиню Гебу (Hes. Theog. 950-955). Однако, по другой версии, сам Геракл находится на Олимпе, а тень его скитается в аиде (Hom. Od. XI 601-604), что указывает на двойственность и неустойчивость обожествления героев. Убитый под Троей Ахилл затем оказывается на острове Левка (аналог островов блаженных), где вступает в брак с Еленой (Paus. III 19, 11-13) или с Медеей в Елисейских полях (Apoll. Rhod. IV 811-814), Менелай (зять Зевса), не испытав смерти, переносится в Елисейские поля (Hom. Od. IV 561 -568). Гесиод же считает обязательным для большинства героев переселение на острова блаженных (Орр. 167-173). Сын Аполлона Асклепий , убитый молниями Зевса, мыслится ипостасью Аполлона, обретает божественные функции целителя, и культ его даже вытесняет в Эпидавре культ его отца Аполлона. Единственный герой - полубог Дионис , сын Зевса и Семелы, становится божеством еще при жизни; но это его превращение в бога подготавливается рождением, смертью и воскресением Загрея - архаической ипостаси Диониса, сына Зевса Критского и богини Персефоны (Nonn. Dion. VI 155-388). В песне элейских женщин к богу Дионису обращаются как к Дионису-Герою. (Anthologia lyrica graeca, ed. Diehl, Lips., 1925, II p. 206, frg. 46). Таким образом, Геракл явился образцом для представления о герое-боге (Pind. Nem. III 22), а Дионис считался героем среди богов.

Развитие героизма и самостоятельности героев приводит к их противопоставлению богам, к их дерзости и даже преступлениям, которые накапливаются в поколениях героических династий, приводя к гибели героев. Известны мифы о родовом проклятии, которое испытывают на себе герои конца классического олимпийского периода, соответствующего времени упадка микенского владычества. Таковы мифы о проклятиях, тяготеющих над родом Атридов (или Танталидов) ( , Атрей, Фиест , Агамемнон, Эгисф, Орест), Кадмидов (дети и внуки Кадма - Ино, Агава, Пенфей, Актеон), Лабдакидов (Эдип и его сыновья), Алкмеонидов. Создаются также мифы о гибели всего рода героев (мифы о войне семерых против Фив и о Троянской войне). Гесиод рассматривает их как войны, в которых герои истребили друг друга (Орр. 156-165).

В начале I тысячелетия до н.э. большое распространение получает культ умерших героев, совсем незнакомый гомеровским поэмам, но зато известный по микенским царским захоронениям. В культе героев отразилась идея божественного вознаграждения после смерти, вера в продолжение заступничества героев и покровительство их людям. На могилах героев приносились жертвы (ср. жертвы Агамемнону в "Хоэфорах" Эсхила), им отводили священные участки (например, Эдипу в Колоне), вблизи их погребений устраивали состязания певцов (в честь Амфидаманта в Халкиде с участием Гесиода, Орр. 654-657). Плачи (или френы) по героям, прославлявшие их подвиги, послужили одним из источников эпических песен (ср. "славные деяния мужей", которые поет Ахилл, Гомер "Илиада" , IX 189). Общегреческий герой Геракл считался установителем Немейских игр (Pind. Nem. I). Ему приносили жертвы в разных храмах: в одних как бессмертному олимпийцу, в других - как герою (Herodot. II 44). Некоторые герои воспринимались как ипостаси бога, например Зевса (ср. Зевс - Агамемнон, Зевс - Амфиарай, Зевс - Трофоний), Посейдона (ср. Посейдон - Эрехфей).

Там, где была прославлена деятельность героев, строились храмы (храм Асклепия в Эпидавре), на месте его исчезновения вопрошали оракула (пещера и оракул Трофония, Paus. IX 39, 5). В VII-VI вв. до н.э. с развитием культа Диониса культ некоторых древних героев - эпонимов городов - потерял свое значение (например, в Сикионе при тиране Клисфене почитание Адраста сменилось почитанием Диониса, Herodot. V 67). Религиозно-культовый героизм, освященный полисным строем, играл важную политическую роль в Греции. Герои мыслились защитниками полиса, посредником между богами и людьми, предстателем за людей перед богом. После окончания Греко-персидской войны (как сообщает Плутарх) по велению пифии были перенесены останки Тесея с острова Скирос в Афины. Одновременно приносились жертвы героям, павшим в битвах, например при Платеях (Plut. Arist. 21). Отсюда же обожествление после смерти и включение в число героев известных исторических лиц (Софокл после смерти стал героем по имени Дексион). Почетное звание героя получали после гибели выдающиеся полководцы (например, Брасид после битвы при Амфиполе, Thuc. V 11, 1). В культе этих героев сказалось древнее почитание мифологических персонажей, которые стали восприниматься как предки - покровители семьи, рода и полиса.

Герой как универсальная категория персонажей, которая обнаруживается в любой мифологии, редко может быть выделена терминологически столь же четко, как в греческой мифологии. В архаических мифологиях герои очень часто классифицируются вместе с великими предками, а в более развитых оказываются легендарными древними царями или военными вождями, в том числе носящими исторические имена. Некоторые исследователи (Ш.Отран, Ф.Рэглан и др.) прямо возводят генезис мифологических героев к феномену царя-колдуна (жреца), описанному Дж.Фрейзером в "Золотой ветви", и даже видят в героях ритуальную ипостась божества (Рэглан). Однако такой взгляд неприменим к самым архаическим системам, для которых характерно представление о герое как первопредке, участвующем в творении, изобретающем "кухонный" огонь, культурные растения, вводящем социальные и религиозные институты и так далее, то есть выступающем в качестве культурного героя и демиурга.

В отличие от богов (духов), умеющих создать космические и культурные объекты чисто магическим путем, словесным их называнием, "извлекать" их так или иначе из самих себя, герои большей частью находят и добывают эти объекты готовыми, но в отдаленных местах, иных мирах, преодолевая при этом различные трудности, отнимая или похищая их (как культурные герои) у первоначальных хранителей, или же герои изготовляют эти объекты подобно гончарам, кузнецам (как демиурги). Обычно схема мифа творения в качестве минимального набора "ролей" включает субъекта, объект и источник (материал, из которого объект извлекается/делается). Если в роли субъекта творения вместо божества выступает герой-добытчик, то это обычно приводит к появлению у него дополнительной роли антагониста.

Пространственная подвижность и многочисленные контакты героев, особенно враждебные, способствуют повествовательному развертыванию мифа (вплоть до превращения его в сказку или героический эпос). В более развитых мифологиях герои эксплицитно представляют силы космоса в борьбе против сил хаоса - хтонических чудовищ или иных демонических существ, мешающих мирной жизни богов и людей. Лишь в процессе начинающейся "историзации" мифа в эпических текстах герои приобретают облик квазиисторических персонажей, а их демонические противники могут предстать иноверными иноземными "захватчиками". Соответственно, в сказочных текстах мифические герои заменяются условными фигурами рыцарей, принцев и даже крестьянских сыновей (в том числе младших сыновей и других героев, "не подающих надежд"), побеждающих сказочных чудовищ силой, или хитростью, или волшебством.

Мифические герои предстательствуют от имени человеческой (этнической) общины перед богами и духами, часто действуют как посредники (медиаторы) между различными мифическими мирами. Во многих случаях их роль отдаленно сопоставима с ролью шаманов.

Герои иногда действуют по инициативе богов или с их помощью, но они, как правило, гораздо активнее богов, и эта активность составляет, в известном смысле, их специфику.

Активность героев в развитых образцах мифа и эпоса способствует формированию особого героического характера - смелого, неистового, склонного к переоценке собственных сил (ср. Гильгамеша , Ахилла, героев германского эпоса и т. д.). Но и внутри класса богов могут быть иногда выделены активные персонажи, осуществляющие функцию медиации между частями космоса, одолевающие в борьба демонических противников. Такими богами-героями являются, например, Тор в скандинавской мифологии , Мардук - в вавилонской . С другой стороны,герои даже божественного происхождения и наделенные "божественной" силой могут иногда достаточно четко и даже резко противостоять богам. Гильгамеш, характеризуемый в аккадской поэме "Энума Элиш " как существо на две трети божественное и многими качествами превосходящее богов, не может все же сравниться с богами, и его попытка достигнуть бессмертия кончается неудачей.

В отдельных случаях неистовый характер героев или сознание внутреннего превосходства над богами приводят к богоборчеству (ср. греч. Прометея и сходных с ним героев мифологии кавказско-иберийских народов Амирани, Абрскила, Артавазда, а также Батрадза). Герои нуждаются для совершения подвигов в сверхъестественной силе, которая лишь отчасти присуща им от рождения, обычно в силу божественного происхождения. Они нуждаются в помощи богов или духов (в дальнейшем эта потребность героев уменьшается в героическом эпосе и еще более увеличивается в сказке, где чудесные помощники часто действуют за них), а эта помощь большей частью приобретается посредством определенного искуса и испытаний типа посвятительных испытаний, то есть инициации, практикуемой в архаических обществах. По-видимому, отражением обрядов инициации является обязательный в героическом мифе: уход или изгнание героя из своего социума, временная изоляция и странствия в иных странах, на небе или в нижнем мире, где и происходят контакты с духами, приобретение духов-помощников, борьба с некоторыми демоническими противниками. Специфический символический мотив, связанный с инициацией - проглатывание юного героя чудовищем и последующее освобождение из его чрева. Во многих случаях (и это как раз указывает на связь с инициацией) инициатором испытаний является божественный отец (или дядя) героя или вождь племени, который дает юноше "трудные задачи" или изгоняет его из племени.

Изгнание (трудные задачи) иногда мотивировано проступком героя (нарушение табу) или опасностью, которую он представляет для отца (вождя). Юный герой часто нарушает различные запреты и даже нередко совершает инцест, который одновременно сигнализирует о его героической исключительности и достигнутой зрелости (а может быть, и об одряхлении отца-вождя). Испытания могут принять в мифе форму преследования, попыток изведения со стороны бога (отца, царя) или демонических существ (злых духов), герой может превратиться в мистериальную жертву, проходящую через временную смерть (уход/возвращение - смерть/воскресение). В том или ином виде испытания являются важнейшим элементом героической мифологии.

Рассказ о чудесном (во всяком случае, необычном) рождении героя, его удивительных способностях и раннем достижении зрелости, о его обучении и особенно предварительных испытаниях, различные перипетии героического детства составляют важную часть героического мифа и предшествуют описанию важнейших подвигов, имеющих общее значение для социума.

Биографическое "начало" в героическом мифе в принципе аналогично космическому "началу" в мифе космогоническом или этиологическом. Только здесь упорядочивание хаоса отнесено не к миру в целом, а к формированию личности, превращающейся в героя, служащего своему социуму и способного в дальнейшем поддержать космический порядок. Практически, однако, предварительные испытания героя в процессе его социального воспитания и основные деяния часто так переплетены в сюжете, что их трудно четко разделить. Героическая биография порой также включает историю женитьбы героя (с соответствующими соревнованиями и испытаниями со стороны чудесной невесты или ее отца, эти мотивы получают особенно богатое развитие в сказке), а иногда и рассказ о его смерти, трактуемый во многих случаях в качестве временного ухода в иной мир с сохранением перспективы возвращения/воскресения.

Героическая биография довольно отчетливо соотносится с циклом "переходных" обрядов, сопровождающих рождение, посвящение, женитьбу и смерть. Но при этом героический миф сам, в силу парадигматической функции мифа, должен служить образцом для исполнения переходных обрядов (особенно инициации) в ходе социального воспитания полноправных членов племени, религиозной или социальной группы, а также в ходе совершения всего жизненного цикла и нормальной смены поколений Героический миф - важнейший источник формирования как героического эпоса, так и сказки.

Как уже говорилось ранее, мифы о героях появляются в олимпийский период развитии мифологии и символизируют победу человека нрад силами природы. Рассмотрим, как это отражается в мифах о героях.

Можно выделить следующие черты, позволяющие отнести персонажей греческих мифов к героям.

Во-первых, все они имеют божественное происхождение. Прометей – сын титана Иапета, двоюродный брат Зевса, его мать – океанида Климена. Персей – потомок Геракла, сын аргосской царевны Данаи и Зевса. Тесей со стороны матери происходит от Зевса, а отец его – сам Посейдон. Орфей – сын фракийского речного бога Эагра и музы Каллиопы. Геракл – сын Зевса и смертной женщины Алкмены. Дедал – внук афинского царя Эрехфея и сын Метиона.

Во-вторых, они осознают свое происхождение, в чем-то противопоставляют себя богам, сохраняя при этом чисто человеческие черты. Они совершают подвиги, недоступные простым смертным, или обманывают богов, на что другие люди не способны. Прометей объединяет черты архаического божественного покровителя племени, обладает функциями добродетели и включается в систему родственных отношений новых богов: не помогает титанам в борьбе с Зевсом, но противостоит последнему в том, что касается приниженного положения людей. Именно поэтому Прометей крадет божественный огонь и отдает его людям, за что героя сурово наказывает Зевс.

Персей побеждает горгону Медузу, спасает от морского чудовища Андромеду, а народ острова Сериф освобождает от власти тирана Полидекта, превратив последнего в камень при помощи головы Медузы.

Сизиф дважды обманом избегает смерти: сначала пленив бога смерти Таната(благодаря чему люди несколько лет не умирали), а потом – запретив приносить жертвы по случаю его кончины и скрывшись якобы для того, чтобы напомнить родственникам об этой обязанности из Аида. За совершение этих поступков Сизиф жестоко наказан богами после смерти.

Образ Тесея – сложный мифологический комплекс, включающий в себя рудименты ранней классики(происхождение от Посейдона) и черты олимпийского периода развития мифологии(подвиги). Тесей побеждает множество чудовищ и разбойников(Дамаста, Перифета, кроммионскую свинью, Минотавра).

Орфей – певец и музыкант, наделенный силой искусства, которому покорялись не только люди, но и боги. Он участвовал в походе аргонавтов, усмиряя волны пением и музыкой. Он покорил музыкой даже владыку царства мертвых Аида, его жену Персефону и пса Кербера. За это Аид даже согласился отпустить погибшую супругу Орфея Эвридику, но из-за нарушения Орфеем запрета Аида жена певца так и осталась в царстве теней.

Геракл победил множество чудовищ: киферонского и немейского львов, лернейскую гидру, стимфалийских птиц, добыл пояс царицы амазонок Ипполиты и золотые яблоки Гесперид, очистил Авгиевы конюшни и даже спустился в Аид, чтобы привести оттуда Кербера. После мучительной смерти от яда Геракл вознесся на Олимп и был причислен к богам.

Дедал – изобретатель столярных инструментов и мастерства, искуснейший архитектор и скульптор. Он построил лабиринт для Минотавра и подсказал Ариадне, как при помощи клубка ниток помочь выйти оттуда Тесею. Дедал смог подняться с сыном Икаром в небо, изготовив крылья из птичьих перьев, скрепленных воском. Так Дедал спасся от царя Миноса, хотя при этом его сын погиб.

Многие мифологические сюжеты выражают победу человека над хаосом природы.

Так, Дедал- искусный зодчий и изобретатель, уже это свидетельствует о том, что человеку многое стало подвластно. Он бежал от Миноса по воздуху на крыльях из перьев, скрепленных воском, совершив вместе с сыном Икаромперелет с о. Крит на побережье М. Азии, потом в Сицилию.

Геракл борется с различными чудовищами, олицетворявшими самые страшные для человека проявления природы. Первым его подвигом была победа над немейским львом, который опустошал стада Еврисфея и губил людей. Вторым заданием было убить девятиглавую гидру, которая засела в болоте близ источника Лерны и опустошала окрестности.Третий подвиг – сражение с эриманфским вепрем. Еврисфей послал его на гору Эриманф на поимку огромного кабана, который опустошал посевы и виноградники, велев доставить животное живым.Четвертый подвиг – победа над керинейской ланью. Новым заданием было перестрелять хищных птиц на Стимфальском озере. Величиной эти птицы были с грифа, а клювы, когти и перья у них бронзовые, к тому же они умели пускать свои перья как стрелы, убивая каждого, кто к ним приблизится. Геракл должен был отправиться на остров Крит за быком царя Миноса, который был предназначен в жертву Посейдону. Но Минос пожалел для бога такого прекрасного быка и принес в жертву другого, похуже. Посейдон разбушевался и наслал бешенство на критского быка, который теперь носился по всему острову и уничтожал все на своем пути. Геракл поборол неукротимого быка и Фракию к царю Диомедуи привести его коней. Они отличались необыкновенной силой и буйным нравом. Их кормили человеческим мясом и приковывали в стойлах железными цепями. Когда в эти края забредал какой-нибудь чужеземец, царские слуги хватали его и бросали на съедение коням. Гераклу предстояло спуститься в Аид, захватить трехглавого пса Кербера, стерегущего вход, и принести его в Микены

Орфей - фракийский певец, чудесным пением очаровывал богов и людей, укрощал дикие силы природы. Орфей принимал участие в походе аргонавтовв Колхиду, и, хотя он не был великим воином, случалось, что именно он спасал товарищей своими песнями. Так, когда «Арго» проплывал мимо островасирен, Орфей запел еще прекраснее, чем сирены, и аргонавты не поддались их чарам.

Персей победил горгону Медузу.

Прометей похитил огонь с Олимпа, принес его людям в тростнике и научил людей пользоваться огнем. Правда, своего дара предвидения он не дал, поэтому люди, получив огонь, стали стремиться к повседневному труду, забывать горести и постоянно надеяться на лучшее.

Не узнав Тесея, Эгей отправил сына на верную смерть – охотиться на марафонского быка, в течение многих лет наводившего ужас на местных жителей. Тесей, однако, не погиб, а убил быка.

Что касается Сизифа, тот и вовсе пытался победить смерть, заточив в заключение бога смерти Таната.

Многие герои мифов насаждают среди людей элементы культуры.

Например, Прометей дает людям огонь как символ технического прогресса. А поскольку Прометей упоминается и как один из создателей людей, распределявший способности, именно он наделяет смертных разумом, учит их строить дома, корабли, заниматься ремеслами, носить одежды, считать, писать и читать, различать времена года, приносить жертвы богам и гадать. За активное участие в культурной жизни человечества Зевс наказывает Прометея, так что герой еще и принимает на себя муки людей.

Геракл приносит людям такое полезное изобретение, как использование почти что в промышленных масштабах воды для очистки загрязненных территорий. Его можно по праву назвать изобретателем первого унитаза.

Немало полезных изобретений дарит миру Дедал. Он – автор первого в мире летательного аппарата, изобретатель лабиринта.

Орфея тоже можно назвать культурным героем. Пусть он не распространяет полезные механические изобретения, зато он способствует знакомству людей с шедеврами музыкальной культуры, поскольку его музыкой заслушиваются не только смертные, но и боги.

Вероятно, практически каждого героя можно считать «культурным», поскольку, совершая свои подвиги, все они помогали людям справляться с трудностями и находить выход из любой сложной ситуации, не бояться трудностей и успешно противостоять врагам, то есть наиболее важным их культурным предназначением является вселение надежды в тех, кто впоследствии прославил их.

В мифах о героях последние часто борются со злом не грубой физической силой, а при помощи ума.

Например, Прометей обманом похищает у богов огонь, чтобы отдать его людям.

Геракл, зная о том, что немейский лев неуязвим для стрел, душит его. Чтобы убить лернейскую гидру, у которой на месте отрубленных голов вырастали новые, он придумал прижигать раны огнем. Эриманфского вепря Геракл поймал, загнав в снег. Стимфалийских птиц Геракл сначала напугал трещотками, изготовленными Гефестом, после чего без труда перебил. Путь к Гесперидам Геракл узнал, захватив во время сна всеведующего морского бога Нерея. Наконец, он придумал, как очистить авгиевы конюшни при помощи мощного потока воды.

Персей узнал, как добраться до нимф, обладавших крылатыми сандалиями и шапкой-невидимкой, от грай. У них герой украл единственный на троих глаз и зуб, а в обмен граи были вынуждены указать ему дорогу. Горгону, на которую нельзя было смотреть, чтобы не превратиться в камень, он победил, глядя на ее отражение в блестящем щите, а морское чудовище и тирана Полидекта – превратив их в камни при помощи головы Медузы.

Сизиф дважды избежал смерти, сначала обманом заточив в подземелье бога смерти Таната, а потом велев своим близким не приносить богам жертвы по поводу его кончины. Аид был вынужден выпустить Сизифа из царства мертвых, куда добровольно тот уже не вернулся.

Дедал смог скрыться от Миноса, изготовив крылья из скрепленных воском птичьих перьев.

Тесей обманул Прокруста, заставив последнего улечься на ложе, которое жестокий разбойник приготовил для убийства своих жертв. Герой выбрался из лабиринта после победы над Минотавром благодаря хитрости – он использовал нить клубка, который дала ему Ариадна.

Орфей покорил Кербера и Аида при помощи своего чудесного музыкального дара и даже получил от владыки царства мертвых разрешение забрать погибшую жену Эвридику – герою это почти удалось.

Условно типы героев, встречающихся в мифах, можно разделить на две категории: те, которые благодаря своим сверхъестественным способностям приносят пользу людям, порой жертвуя при этом собой, и те, которые заботятся исключительно о личных интересах. Вторых, как правило, жестоко наказывают боги, первых, даже идущих наперекор воле высших сил, в итоге прощают.

К первым относятся следующие герои.

Прометей похищает для людей огонь, учит их ремеслам, цивилизованному образу жизни. За это его приковывают к скале и подвергают страшным мукам: его печень клюет орел. Но в итоге Зевс прощает непокорного.

Персей спасает мир от Горгоны Медузы, избавляет Андромеду от чудовища, за что ему содействуют боги и в итоге вознаграждают.

Геракл совершает подвиги, чаще всего убивая чудовищ, вредящих людям(немейского льва, гидру, птиц и других), за что после мучительной смерти от яда возносится в сонм богов.

Тесей по пути к отцу избавляет сограждан от ряда жестоких разбойников, затем убивает чудовище Минотавра в лабиринте(созданном Дедалом).

Орфей доставляет людям эстетическое удовольствие своим пением и игрой на музыкальных инструментах, за что даже удостаивается возможности спасти жену Эвридику. Попытка проваливается, но после смерти муж с женой воссоединяются.

Ко второй категории героев относятся Сизиф и Дедал. Первый дважды обманывает богов, чтобы избежать смерти и даже пленяет бога смерти Таната. За это он вынужден после смерти бесконечно вкатывать на гору валун, который каждый раз скатывается с вершины вниз. Дедал использует талант для личного обогащения и для того, чтобы сбежать вместе с сыном от тирана, но боги наказывают его смертью единственного сына Икара. Тем не менее, даже это горе не заставляет Дедала служить людям. Даже после этой трагедии он использует способности лишь в своих интересах(в частности, строит лабиринт для Минотавра).

Кроме героев в греческих мифах действуют и другие персонажи. Как мы только что показали на примерах, в первую очередь это боги – то сочувствующие героям и помогающие им(Гефест умоляет Зевса простить Прометея, Персею и Тесею помогает Афродита, Геракл находится под покровительством своего отца Зевса, Орфею содействует Аид), то препятствующие им и наказывающие(Прометея наказывает лично Зевс, Гераклу мешает из ревности к его матери Гера, Сизифа наказывают все боги, оскорбленные им). Кроме богов, с героями взаимодействуют другие люди, порой тоже обладающие особыми качествами(например, колдунья Медея, одна из жен Геракла, сурово отомстившая ему за измену). И, конечно, речь идет о персонажах, с которыми сражаются герои и которых они побеждают – чудовища, о которых речь шла выше.

Типовой портрет греческого героя представляется нам следующим образом. Это, как правило, человек молодой(за исключением Прометея и Дедала все перечисленные герои совершали свои подвиги с юности), физически развитый(для борьбы с чудовищами это качество незаменимо). О последнем свидетельствуют такие моменты: Прометей сумел похитить огонь у самих богов. Персей смог справиться с Медузой Горгоной. Сизиф после смерти вынужден постоянно вталкивать на гору огромный камень – слабому человеку придумали бы другое наказание. Геракл побеждает целые полчища опасных чудовищ вроде Лернейской Гидры или Немейского льва.

Герой – человек или полубог(обычно – сын бога, иногда он получает бессмертие в награду за подвиги или, как Геракл, даже причисляется к сонму богов).

Все герои обладают незаурядными умственными способностями или каким-то исключительным талантом в определенной области. Например, Персей использует в качестве зеркала щит, чтобы, посмотрев на Медузу Горгону, не превратиться в камень. Сизиф обманывает бога смерти Таната и даже лишает его свободы. Дедал – выдающийся изобретатель, а Орфей – замечательный музыкант.

Герои часто противопоставляют себя богам, вступают с последними в противодействие и нередко побеждают. Тесей, в частности, спустился даже в царство мертвых, чтобы добыть в жены своему другу Персефону, супругу Аида. Орфей также побывал в Аиде, чтобы спасти свою возлюбленную Эвридику, но при этом не бросал богам столь откровенный вызов, а покорил Аида и других обитателей царства мертвых своим пением. Особенно примечателен подвиг Прометея, решившегося ради людей на самопожертвование и похитившего священный огонь у богов. Поступок Сизифа, сумевшего сбежать из Аида, -- тоже проявление противодействия героев богам.

Тем не менее, важную роль в греческих мифах играет Судьба.

Так, судьба Прометея после того, как он похитил у богов для людей огонь, изменена Зевсом. Отныне герой в течение многих веков прикован цепями к скале, его печень клюет железный орел, и изменить это положение до момента, указанного богами, когда должно прийти избавление Прометея от мук, не может даже сам верховный бог.

Персей независимо от собственной воли нечаянно убивает диском своего деда Акрисия во время состязаний. Акрисий знал о том, что примет смерть от руки внука, и пытался воспрепятствовать этому. Сначала запер свою дочь Данаю в медный терем, чтобы она не смогла познакомиться с мужчиной и родить будущего убийцу отца, а потом, когда в терем проник Зевс в виде золотого дождя и все же овладел девушкой, бросил новорожденного внука и дочь в ящике в море, надеясь избежать злой участи. Это Акрисию не помогло.

В мифе о Сизифе показано, что попытка уйти от судьбы может быть жестоко наказуема. Хитрец небезуспешно попытался обмануть смерть, заточив самого бога смерти Таната у себя. Это Сизифу не помогло. Кончина все равно настигла его, а в царстве Аида он вынужден бесконечно катить в гору тяжелый камень, который на вершине горы все время скатывается вниз. Наказание же кончится лишь тогда, когда камень останется на пике горы.

Геракл по воле судьбы, предсказанной Зевсом, и по воле Геры, ненавидевшей сына своего могущественного супруга, родился позднее, чем предполагал его отец, и стал не царем, а слугой у трусливого царя Микен Эврисфея. Однако, совершив знаменитые двенадцать подвигов, он получил избавление от унизительной службы и возможность после смерти попасть в сонм олимпийских богов.

Не избежал наказания за убийство и Дедал. Мастер завидовал своему ученику и племяннику Талосу за то, что тот превзошел учителя в искусстве создания архитектурных шедевров. Дедал заманил Талоса на вершину горы и сбросил вниз. После этого Дедал был вынужден долгие годы скрываться у царя Миноса, но расплата настигла его. Сын Дедала Икар, когда они с отцом решили бежать от Миноса, изготовив крылья из перьев, скрепленных воском, взлетел слишком высоко к солнцу, воск растаял, и юноша упал в море и утонул.

Тесей родился после того, как дельфийский оракул дал его земному отцу Эгею предсказание, что его потомки будут править Афинами. В действительности отцом Тесея был Посейдон. Рок проявляется не только в течение всей жизни героя, но и в момент его смерти. Одним из подвигов Тесея была победа над злым сыном Посейдона Скироном, которого герой сбросил со скалы. Но точно так же от рук царя Скироса Ликомеда погибает и сам герой.

Миф об Орфее и Эвридике – тоже проявление уверенности древних греков в неотвратимости судьбы. Несмотря на то, что Орфею удалось уговорить самого Аида отпустить жену из царства мертвых, с этой задачей он не справился. Не смог преодолеть желание оглянуться и посмотреть, идет ли Эвридика следом за ним. После этого герой потерял жену навсегда и вскоре погиб сам, чтобы наконец воссоединиться с ней.

Небезынтересно, что многие герои пытаются победить смерть.

Греческая мифология понимает бытие человека после смерти следующим образом. За человеком прилетает бог смерти Танат и сопровождает его душу в Аид – царство мертвых. У входа в Аид течет священная река Стикс. Душу новоприбывшего на ладье перевозит в Аид Харон. Попавший в царство мертвых не сможет выбраться обратно: Аид окружает река забвения Лета, путь обратно преграждает трехглавый пес Кербер. Смерти боятся, поскольку она неизбежна, но всячески пытаются победить ее.

Именно с последним положением связаны сюжеты о героях, побывавших в царстве мертвых.

Наиболее показателен миф о Сизифе, обманом покорившем Таната, благодаря чему люди перестали умирать вообще. Потом Сизиф приказал своим близким не приносить подземным богам необходимые жертвы, а когда боги отпустили его из Аида с тем, чтобы Сизиф решил этот вопрос, герой в очередной раз обманул их. Правда, за свою дерзость Сизиф поплатился вечным наказанием.

Не менее известен миф об Орфее, своим чудесным пением заставивший Аида и других обитателей царства мертвых отпустить на землю Эвридику. Правда, Аид поставил при этом условие, которое герой не выполнил, а потому не смог спасти свою возлюбленную, но сюжет мифа показывает: с богами можно договориться!

Невредимым возвращается из Аида и Геракл, пытавшийся похитить Персефону для своего друга, но полубог также несет наказание за свою дерзость.

Итак, по мнению древних греков, «справедливые» методы борьбы с подземными богами могли принести какие-то плоды, а заведомо «незаконные» способы – лишь навлечь гнев Провидения.

Нередко встречаются в мифах о героях элементы фетишизма, тотемизма, анимизма и магии.

Фетишизм – культ неодушевленных предметов. Например, Геракл, совершая свои подвиги, обычно берет в подтверждение этих фактов нечто принадлежащее его врагам(шкура Немейского льва, ядовитую желчь лернейской гидры). Убив Горгону Медузу, Персей также берет ее смертоносную голову. Это – проявления фетишизма.

Тотемизм – комплекс верований и обрядов, связанных с представлением о родстве между группами людей и тотемами – видами животных и растений. В мифе о Дедале и Икаре тотемизм, на наш взгляд, -- в использовании птичьих перьев при изготовлении летательного аппарата. В мифе о Тесее его первый воспитатель и приемный отец – кентавр Хирон. Минотавр – чудовище с головой быка и телом человека, которого победил Тесей, -- тоже проявление тотемизма, т.к. отцом Минотавра был человек. Геракл тоже встречается с кентаврами. Медуза Горгона, побежденная Персеем, и ее сестры, несут в своей внешности и образе жизни черты тотемизма.

Анимизм – вера в существование душ и духов. Он присутствует во всех мифах о героях, но наиболее выражен в мифах об Орфее и Сизифе. Первый спускается в Аид за душой Эвридики, второму удается сбежать из царства мертвых, обманув его обитателей.

Магия – обряды, связанные с возможностью человека воздействовать на других при помощи колдовства. Проявляется также практически во всех мифах. Например, ее активно применяет одна из жен Геракла – колдунья Медея. Тесей использует крылатые сандалии.

__________________________________________________________________________________________________________________________

Прежде чем говорить о Героях Греции необходимо определиться кто они и в чем их отличие от Чингиз-Хана, Наполеона и других героев, известные в различные исторические эпохи. Помимо силы, изворотливости, и ума, одно из отличий древнегреческих героев — двойственность из рождения. Один из родителей был божеством, а второй — смертным.

Прославленные герои мифов Древней Греции

Описание Героев Древней Греции следует начать с Геракла (Геркулеса) который родился от любовной связи смертной Алкмены и главного бога древнегреческого пантеона Зевса. Согласно дошедших из глубины веков мифов, за совершенную дюжину подвигов Геракл был вознеси богиней Афиной — Палладой на Олимп, где его отец – Зевс, даровал своему сыну бессмертие. Подвиги Геракла широко известны и многие вошли в присказки и поговорки. Этот герой очистил от навоза конюшни Авгия, победил Немейского льва, умертвил гидру. В честь Зевса был в древности назван Гибралтарский пролив – Геркулесовы столбы. По одной из легенд Гераклу лень было преодолевать Атласские горы, и он пробил сквозь них проход, соединивший воды Средиземного моря и Атлантики.
Еще один внебрачный – Персей. Мать Персея – принцесса Даная, дочь аргосского царя Акрисия. Подвиги Персея были бы невозможны без победы над медузой Горгоной. Это мифическое чудовище свои взглядом превращало в камень все живое. Убив Горгону Персей прикрепил ее голову к своему щиту. Желая завоевать благосклонность Андромеды – эфиопской принцессы, дочери Кассиопеи и царя Кефея, этот герой умертвил ее жениха и вырвал из лап морского чудовища, которое собиралось утолить голод Андромедой.
Прославившийся убийством Минотавра и нахождением выхода из критского лабиринта Тесей, был рожден от бога морей Посейдона. В мифологии он почитается как основатель Афин.
Древнегреческие герои Одиссей и Ясон не могут похвастаться своим божественным происхождением. Царь Итаки Одиссей знаменит изобретением Троянскому коня, благодаря которому греки разрушили . Возвращаясь на родину, он лишил единственного глаза циклопа Полифема, провел свой корабль между скалами на которых обитали чудовища Сцилла и Харибда и не поддался волшебному обаянию сладкоголосых сирен. Впрочем, значительную долю известности Одиссею подарила его жена – Пенелопа, которая в ожидании мужа сохраняла ему верность, отказав 108 женихам.
Большинство подвигов древнегреческих Героев дошли до наших дней в изложении поэта-сказителя Гомера, написавшего знаменитые эпические поэмы «Одиссея и «Илиада».

Олимпийские герои Древней Греции

Лента победителя в Олимпийских играх выдавалась с 752 г. до н.э. Герои носили пурпурные ленты и были почитаемы в обществе. Трижды выигравший в Играх получал в подарок статую в Альтисе.
Из истории Древней Греции стали известны имена Корэба из Элиды, победившего в соревнованиях по бегу в 776 г. до н.э.
Самым сильным за весь период проведения фестиваля в древнсоти стал Милон из Кротона, он выиграл в шести соревнованиях по силе. Считается, что он был учеником