Обучение цирковых клоунов. Самые знаменитые клоуны ссср

Одна из целей нашего форума – поиск концепции обучения цирковых клоунов. Исходя из моего многолетнего педагогического опыта считаю, работа по подготовке комедийных артистов и цирковых эксцентриков занимает одно из центральных мест в образовательном процессе.

Образование в сфере циркового искусства, как и воспитание комедийных артистов в других видах творчества, базируется на разработанных методиках и на непосредственной передаче опыта, умений и навыков от учителя к обучающемуся. Мало того, развитие института ученичества, наставничества, преемственность издавна свойственна исполнителям цирковой клоунады. В настоящее время представители некоторых цирковых профессий, например, акробаты-эксцентрики, каскадёры, готовятся исключительно этим путём.

Тем не менее, ключевая роль в подготовке профессиональных клоунов для цирков должна принадлежать образовательным учреждениям.

В советский период наряду с цирковыми училищами существовали студии, при ведущих ковёрных, например, Карандаше, Бермане, создавались клоунские группы. Хочу напомнить, что из клоунской группы Карандаша вышли Юрий Никулин и Михаил Шуйдин. Наряду с клоунскими группами и отделениями клоунады при московском и ленинградским цирках и отделением клоунады при Государственном училище циркового и эстрадного искусства (ГУЦЭИ), существовала целая сеть полупрофессиональных студий в разных городах страны, которые также готовили клоунов. В 90-е годы система подготовки клоунов фактически была разрушена. Сегодня практически отсутствует образовательные учреждения, призванные готовить профессиональных клоунов для цирков страны. К сожалению, в Государственном училище циркового и эстрадного искусства (ГУЦЭИ) перестало существовать отделение клоунады. Это является катастрофой для такой огромной цирковой державы, как Россия. К тому же, утрачены связи между Государственным училищем циркового и эстрадного искусства и непосредственным заказчиком – цирковой системой. Не создаются клоунские группы и эксцентрические номера. Государственное училище циркового и эстрадного искусства перестало играть роль творческой лаборатории по подготовке ковёрных, буффонадных клоунов, музыкальных эксцентриков. К сожалению, училище уже давно не выпускает комических жонглёров, акробатов-эксцентриков, групповых номеров с комическими персонажами. Мало того, в последние годы училище ГУЦЭИ нередко выпускает не номера, а исполнителей, которые не идут работать в цирки, а выступают в ночных клубах, детских садиках или, как аниматоры, на днях рождения малышей состоятельных родителей.

Одним из путей решения кадровой проблемы в жанре клоунады, на мой взгляд, является совершенствование учебного процесса циркового училища, укрепление его квалифицированными педагогическими кадрами. Учитывая специфику данного образовательного учреждения необходимо включать финансовые затраты на подготовку и выпуск номеров. Прохождение учебной практики на манежах конкретных цирков, на мой взгляд, будет содействовать укреплению связей обучающихся и педагогов Государственного училища циркового и эстрадного искусства с цирковым комплексом.

Начинающим артистам клоунады, завершившим обучение, необходимо выходить из стен училище с готовыми номерами, в том числе, как соло коверным так и клоунским группам. В этом случае обучающиеся будут заранее знать свою творческую перспективу, что позволит стимулировать образовательный процесс.

Профориентация и курирование любительских цирковых студий ведущими специалистами жанра клоунады, возможно поможет выявить и сориентировать будущих комиков на поступление их в цирковое училище.

Сотрудникам Государственного училища циркового и эстрадного искусства для выявления и привлечения талантливой молодёжи для обучения клоунаде следует совместно с «Росгосцирком» наладить работу с любительскими цирками и студиями, в которых дети с раннего возраста усваивают основные навыки цирковой клоунады. Сотрудничество может быть реализовано на основе соответствующих договоров как Государственного училища циркового и эстрадного искусства, «Росгосцирка», так и любительских коллективов. Безусловно, руководители самодеятельных студий обязаны иметь образование в сфере циркового искусства и регулярно повышать свою квалификацию. Проведение занятий по учебникам и методическим пособиям, разработанными специалистами в жанре клоунады также позволит выпускникам училища продолжить своё профессиональное образования.

Как известно, подготовка цирковых режиссёров, исследователей циркового искусства, цирковых продюсеров ведётся в Российской академии театрального искусства (ГИТИС), а также в Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства и Московском государственном университете культуры и искусств. Однако творческие вузы в большей степени ориентированы на обучение специалистов - постановщиков цирковых спектаклей, а не будущих мастеров жанра клоунады.

Поэтому необходимо расширить масштабы подготовки специалистов жанра клоунады за счёт сотрудничества кампании «Росгосцирка» с актёрскими факультетами высших учебных заведений.

При этом важно, чтобы обучение не проходило в отрыве от практики циркового дела.

В условиях динамично меняющегося мира, усиливающейся конкуренции со стороны зарубежных цирковых школ особое значение приобретает развитие системы непрерывного профессионального образования. Требуется повышение квалификации и профессиональная переподготовка специалистов, работающих в жанре клоунады.

Наряду с использованием потенциала уже зарекомендовавших себя творческих образовательных учреждений большее распространение должны получить индивидуальные стажировки у высокопрофессиональных мастеров клоунады, в том числе за рубежом. Возможно, стажировка должна проходить на договорной основе.

С изменением языка искусства клоунады меняются и требования к цирковому клоуну. Сегодняшнее цирковое искусство зачастую заставляет клоуна быть творцом, режиссёром и даже продюсером.

Однако, нередко уровень подготовки цирковых клоунов не соответствует ожиданиям предъявляемых к ним зрителями.
В связи с этим предлагаю обобщить опыт ведущих педагогов, готовящих клоунов, изменить подход к использованию научной литературы в жанре клоунады, систематизировать научную литературу, имеющуюся в жанре клоунады, дать старт в изучении психологии комического искусства.

Предлагаю, к подготовке молодых комиков привлекать иностранных специалистов, как это делается в зарубежных цирковых школах.

Хочу обратить внимание на то, что формат цирковой клоунады зачастую резко отличается от направления клоун-мим-театра.

Поэтому назрела необходимость создания школы клоунов-мимов. Это должен быть своеобразный образовательный проект по повышению квалификации молодых цирковых профессионалов. Как мне кажется, эта школа способна воспитать поколение артистов, которое, развивая традиции отечественной клоунады, будет участвовать в его модернизации. Преподавать теорию и практику, проводить семинары в таком учебном заведении будут главные лица российской клоунады и ведущие профессионалы мирового цирка. Полагаю, что выпускники будут успешно работать в цирковых программах, реализуя на практике идеи, выработанные в школе с использованием инновационных технологий.
Предлагаю Вашему вниманию программу обучения по клоунаде:

ОПЫТНАЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ МАСТЕРСКАЯ СОВРЕМЕННОЙ КЛОУНАДЫ

Мастерская представляет из себя метод общей организованной перестройки искусства клоунады в художественном и современном плане. Внутренняя работа в Мастерской делится на две части: учебно-тренировочную и постановочно-производственную. Во время репетиционного процесса непосредственно принимать участие в производственном процессе той или иной программы. Сочетать в преподавании во всём стихийность, структурность и непредвиденное. Следовать во время занятий и репетиций своему предощущению. Проявлять личный интерес к проявлению и выражению раскрутки той или иной идеи.

Обязательный рабочий день мастерской устанавливается 6 часов ежедневно из расчёта: 20 часов в неделю учебно-тренировочных и 16 часов постановочно-производственных. Всего в неделю 36 академических часов. В предметно-программную часть по линии учебно-тренировочных занятий входят нижеследующие отрасли искусства клоунады:

Клоунада – 10 часов в неделю:

  1. Клоунада сольная, парная и ансамблевая, групповая;
  2. Старинные, классические клоунады;
  3. Клоунский костюм, грим;
  4. Работа с воображаемыми предметами;
  5. Работа с реальными предметами;
  6. Комический образ;
  7. Комический реквизит, бутафория;
  8. Инсценировка литературного материала;
  9. Разговорная клоунада. Словесная подача. Техника речи, постановка голоса. Слово в клоунаде зачастую отходит от своего логического смысла, являясь элементом звуковым – отсюда: выкрики, коверканье слов, тарабарщина;
  10. Реплики;
  11. Сценки;
  12. Куплетно-танцевальные клоунады;
  13. Импровизация и разновидности импровизаций;
  14. Пародия;
  15. Метаморфозы;
  16. Синхробуффонада;
  17. Создание номеров и спектаклей клоунады

Хореография – 5 часов в неделю;

  1. Экзерсис;
  2. Танец классический, эксцентрический;
  3. Степ (чечётка).

Пантомима - 5 часов в неделю;

  1. Экзерсис;
  2. Жест на сцене и в манеже (описательный и эмоциональный);
  3. Пантомима танцевальная, драматическая и пародийная;
  4. Пантомима сольная, парная, ансамблевая;
  5. Создание номеров и спектаклей пантомимы.

Акробатика - 9 часов в неделю;

  1. Акробатические упражнения;
  2. Комические акробатические упражнения;
  3. Акробатические комбинации;
  4. Комические приёмы и различные особенности исполнения акробатических комбинаций;
  5. Стиль в акробатических упражнениях;
  6. Каскады и комбинации;
  7. Ритм и музыка в исполнении акробатических элементов;
  8. Комические, эксцентрические акробатические этюды.
  9. Акробатический танец.

Жонглирование - 6 часов в неделю:

  1. С предметами однородными (мячи, кольца, булавы);
  2. С предметами разнородными (зонтик, шляпа, сигара);
  3. Жонглирование в движении и перемещениях, необычных телоположениях, пирамидах и пр.;
  4. Жонглирование сольное, парное, групповое;
  5. Стиль в жонглировании;
  6. Эксцентрическое жонглирование;
  7. Комические этюды с элементами жонглирования.

Кроме предметов чисто производственного характера, вводятся так же и теоретические дисциплины. Для более тесной увязки теории и навыков с практикой клоунады все участники мастерской участвуют в различных действующих клоунских программах, праздниках, спектаклях и фестивалях. Кроме всего перечисленного в производственное задание мастерской входит разработка двух полных вечерних программ-представлений для экспериментального клоунского театра.

  1. История цирка 1 час в неделю;
  2. История клоунады 1 час в неделю (кино, театр, цирк, кабаре, улица)

Мастерская должна решить основные вопросы:

  1. выработку современного клоуна нового типа;
  2. повышение квалификации;
  3. поиск новых форм работы в клоунаде;
  4. искоренить клоунские штампы; обывательскую пошлость без тени смешного и остроумного, кривлянье и гримасы;
  5. сменить глупую смешную маску паяца на лицо сатирика, откликающегося на современность;
  6. умение работать с жизненным материалом;
  7. подготовка кадров современных клоунов как выразителей новых начал и направлений в клоунаде;
  8. подготовка новых клоунских миниатюр, реприз и спектаклей наиболее отвечающих требованиям современного искусства клоунады;
  9. разработка в таком же направлении клоунского репертуара для клоун-мим-театров, для самостоятельных клоунских программ и программ цирка;
  10. выработка программ и методов переподготовки клоунов и организация такой переподготовки;

Постоянный руководящий состав Мастерской включает в себя кроме административной группы: режиссёров, педагогов, тренеров, лекторов и приглашенных мастеров клоунады.
В качестве вышеперечисленных специалистов приглашаются как русские, так и иностранные артисты высшей квалификации.

Комплектование состава Мастерской предполагается произвести так:

  1. постоянного состава занимающихся - 15 человек;
  2. вольнослушатели - 15 человек.

В Мастерскую принимаются лица не моложе 16 лет, преимущественно имеющие цирковое, театральное, балетное, спортивное образование или практику.

После чего выпускник Мастерской вступает непосредственно в производство, а именно в определённую клоунскую программу в формате клоун-мим-театра или цирка.

Цирк без клоуна – не цирк. 10 декабря, в день рождения легендарного Карандаша, вспомним о семи самых ярких представителях солнечной профессии, своим мастерством создававших эмоции и настроение.

Михаил Румянцев

Знаменитый советский клоун, Герой Социалистического Труда, народный артист СССР родился в Петербурге в далеком 1901 году. В 13 лет Миша поступил в школу Общества поощрения художеств, но учился без интереса. Зато проявил талант в рисовании и с 1922 по 1926 год писал плакаты для городского театра, афиши для кинотеатров, а затем и цирка. В очередных гастролях Михаил знакомится с Мэри Пикфорд и Дугласом Фербенксом, повлиявшим на дальнейшую судьбу артиста – будущий Карандаш поступает в школу циркового искусства, в класс акробатов-эксцентриков. Так началась карьера звезды. С 1928 Карандаш начал появляться на публике в образе Чарли Чаплина, а с 1936 года работал в Московском цирке. Его выступления отличались сатирой и динамичностью, обязательным использованием тематики актуальных событий. Всего Карандаш проработал в цирке 55 лет и в последний раз вышел на манеж за две недели до своей смерти.

Казимир Плучс

Представитель циркового жанра «Белый клоун», работавший под псевдонимом Роланд, родился 5 ноября 1894 в окрестностях города Двинска. С 1910 года Казимир становится участником акробатической труппы «Римские гладиаторы», а с 1922 начинает выступать в излюбленном жанре. Роланд работал с такими артистами как Коко, Анатолий Дубино, Савелий Крейн, Евгений Бирюков и в паре с комиком Эйженом. В 1955 году он сыграл привычную для себя роль «белого клоуна» в фильме «За витриной универмага», но в титрах указан не был. Через два года после выхода фильма Казимир Петрович покидает арену цирка и всецело посвящает себя литературной деятельности. Написанная Роландом в 1963 году книга «Белый клоун» стала пособием для цирковых артистов жанра, в котором Плутчса называли лучшим из лучших.

Рудольф Славский

Родившийся 21 декабря 1912 года в Царицыне (Сталинград - Волгоград) артист цирка и эстрады, режиссер и литератор, по заверению историка цирка Ю. Дмитриева, стал основоположником сюжетных номеров в театральном искусстве. Началось всё с номера для цирка "Эквелибр на свободной проволоке" - лирико-комедийной сценки "Свидание у яхт-клуба". Рудольф, человек с праздничной профессией, был участником Великой Отечественной войны с самого ее начала, а в 1945 вернулся к артистической деятельности, занявшись, кроме прочего, режиссурой и постановкой детских представлений. В 1961-80 годах был режиссером-педагогом Всесоюзной творческой мастерской искусства эстрады Маслюкова, а с 1950 года начал писать. Славский - автор-составитель 2-го издания энциклопедии "Цирк" (1979), один из учредителей Академии циркового искусства.

Леонид Енгибаров

Грустный шут, клоун-философ и поэт, Леонид Георгиевич обладал яркой индивидуальностью и создал собственный образ. Он окончил Государственное училище циркового искусства и выбрал не проторенную дорогу, а свою, совершенно особенную – смесь пантомимы и поэтической клоунады. Его репризы не ставили своей основной целью выжать из зрителя как можно больше смеха, а заставляли его думать, размышлять. Многие зрители, привыкшие в цирке отдыхать, были разочарованы увиденным, большинство коллег советовали сменить флегматичное амплуа, клоун был непреклонен. Даже Юрий Никулин, изначально не воспринявший всерьез артиста «нового жанра», через три года признался: «…увидев его на манеже Московского цирка, я был восхищен. Он потрясающе владел паузой. Енгибаров, не произнося ни слова, говорил со зрителями о любви и ненависти, об уважении к человеку, о трогательном сердце клоуна, об одиночестве и суете. И все это он делал четко, мягко, необычно".

Олег Попов

«Солнечный клоун» родился в 1930 году и, как и большинство соратников, окончил Государственное училище циркового искусства, дебютировав на арене в качестве эквилибриста. В номерах Олега Константиновича смешивались разные, но неизменно позитивные жанры: клоунада, акробатика, жонглирование, эквилибристика, буффонада. Олег Константинович вляется Кавалером ордена Трудового Красного Знамени, лауреатом Международного фестиваля цирков в Варшаве, обладателем приза "Золотой клоун" Международного фестиваля в Монте-Карло. Многие репризы Попова вошли в классику мирового цирка ("Сон на проволоке", "Луч" и др.). Говорят, именно постоянные поиски забавного и трогательного в окружающей действительности создавали Олегу Константиновичу неповторимое «солнечное» амплуа.

Леонид Куксо

Человек-оркестр! Советский, российский цирковой артист, клоун, драматург, режиссёр, поэт, заслуженный деятель искусств России, автор пяти музыкальных комедий, значительного количества песен, сборника лирических стихов! Маленького Лёню впервые привел в цирк папа, и мальчик был поражен выступлением клоунов. "Здравствуй, Ле-е-еня!" – сказал на весь зал один из них, и вместо снимаемой «шляпы» в руке у клоуна остался диск с полями, а на голове сверкающая лысина. Эти воспоминания будущий артист пронесет через года. В 1937 году отца Леонида Георгиевича расстреляли, мать попала в лагеря, а сам Лёня в три смены делал ящики для мин и снарядов, - началась война. В 1946 году Куксо поступает в цирк к Карандашу, там же знакомится с Никулиным, впоследствии они выступают во множестве совместных номеров – песни под гитару, клоунада, акробатика, жонглирование! Куксо нашел свой собственный стиль и даже придумал «боевой клич» для выхода, а его выступления, как и сам артист, отличались подвижностью и эксцентричностью.

Юрий Никулин

Дебютировавший в кино в 36 лет артист и преданный ассистент именинника Карандаша был поклонником циркового искусства. Любимый комик нескольких поколений зрителей, Юрий Владимирович, родился в 1921 году в городе Демидов, позже семья перебралась в Москву. По окончании школы Никулин был призван в Красную Армию, участвовал в советско-финской и Великой Отечественной войне, был награждён медалями «За отвагу», «За оборону Ленинграда» и «За победу над Германией». Забавно, что при попытках поступить в знаменитые театральные институты и училища, Никулин получал отказы с обоснованием «Отсутствие актерского таланта». Как же заблуждались в приемных комиссиях! Юрий поступил в студию клоунады при Московском цирке на Цветном бульваре, а в дальнейшем остался там работать. Никулин трудился с Карандашом два с половиной года, после чего в 1950 году творческий тандем развалился из-за рабочего конфликта, а Никулин с Шуйдиным создали собственный клоунский дуэт. В 1981 году 60-летний Юрий Владимирович перешел на административную должность директора цирка, которому отдал 50 лет своей жизни.

Где то осенью 1919 года был подписан указ о создании государственных цирков в РСФСР. За это время в России возникла целая плеяда знаменитых клоунов покоривших зрителей не только в нашей стране но и во всем мире.
Вспомним людей, посвятивших жизнь цирковому искусству.

Михаил Румянцев (сценический псевдоним - Карандаш, 1901 - 1983) - выдающийся советский клоун, один из родоначальников жанра клоунады в России. Народный артист СССР (1969).

Родился 10 декабря 1901 года в Петербурге. Приобщение Михаила к искусству началось в художественное школ, однако обучение интереса не вызвало. Трудовая карьера будущего артиста началась с рисования афиш для театра, когда в возрасте 20 лет начал работать в тверском цирке оформителем плакатов.

В 1925 году Румянцев переехал в Москву, где стал рисовать плакаты для кино. Судьбоносным для молодого художника стал 1926 год, когда он рядом с собой увидел Мэри Пикфорд и Дугласа Фербенкса. Подобно им Румянцев решил стать актером. После курсов сценического движения в 1926 году он поступил в школу циркового искусства в класс акробатов-эксцентриков. В 1930 году с успехом окончил цирковую школу и начал работать в качестве циркового артиста.

/> Румянцев появляется на публике в образе Чарли Чаплина, но вскоре решил отказаться от этого образа.

В 1935 году он пришел работать в ленинградский цирк, откуда его перевели в московский цирк.

Именно в это время Михаил Николаевич придумал себе псевдоним Карандаш (Каран д’Аш) и начал работу над своим образом. Обыкновенный черный костюм, - но мешковатый; обычные ботинки, - но на несколько размеров больше; почти обычная шляпа, - но с остроконечной тульей. Никакого накладного носа или алого рта до ушей. От Чаплина остались только небольшие усики, подчеркивающие мимические возможности лица.

Карандаш - обычный человек, добродушный, остроумный, жизнерадостный, находчивый, полный детской непосредственности, обаяния и энергии. Его нарочитые неуклюжесть и неловкость порождали забавные ситуации.

опознавательным знаком" Карандаша стал шотландский терьер Клякса.

Одной из основных красок творческой палитры Карандаша стала сатира. Начало сатирическому направлению работы было положено во время Великой Отечественной войны, когда Карандаш создал ряд номеров, обличающих руководителей фашистской Германии. После окончания войны в его репертуаре также оставались злободневные сатирические репризы. Приезжая на гастроли в новый город, артист старался вставить в свою речь название какого-то местного популярного места.

В 40-50-х годах Карандаш начинает привлекать в свои выступления помощников, в числе которых выделялся Юрий Никулин, а так же Михаил Шуйдин, которые в последствии составили великолепный у
клоунский дуэт.

Клоун был настолько популярным, что только его выступления гарантировали цирку финансовый успех. Веселый клоун добросовестно отдавался своей работе, но и за пределами арены требовал полной самоотдачи от своих помощников.

Карандаш стал первым советским клоуном, популярность которого шагнула далеко за пределы страны. Его знали и любили в Финляндии, Франции, ГДР, Италии, Англии, Бразилии, Уругвае и других странах.

Михаил Николаевич Румянцев проработал в цирке 55 лет. В последний раз он появился на арене всего за 2 недели до смерти.

Сегодня имя Михаила Николаевича Румянцева носит московское государственное училище циркового и эстрадного искусства.

Юрий Никулин (1921 - 1997) - советский цирковой артист, киноактер. Народный артист СССР (1973), Лауреат Государственной премии РСФСР (1970).

Родился 18 декабря 1921 года в городе Демидове Смоленской области. Отец и мать будущего клоуна являлись актерами, что и предопределило, должно быть, судьбу Никулина.

В 1925 году переехал с родителями в Москву. После окончания 10-го класса школы в 1939 году Юрия Никулина призвали в армию. В звании рядового он участвовал в двух войнах: Финской (1939 - 1940) и Великой Отечественной (1941 - 1945), получив боевые награды. В 1946 году Никулин демобилизовался.

center">В конце 1940-х начал выступать в группе клоунов под руководством Карандаша в Московском Государственном Цирке. Затем образовал творческий дуэт с другим помощником клоуна Карандаша Михаилом Шуйдиным. Дуэт Никулин-Шуйдин просуществовал довольно длительное время и пользовался большим зрительским успехом. Пара много ездила на гастроли и быстро набралась опыта. Их совместная работа продолжалась до 1981 года.

Если у Шуйдина был образ рубахи-парня, который все знает, то Никулин изображал ленивого и меланхоличного человека. В жизни же партнеры на арене отношений практически не поддерживали.

center">На манеже он всегда был органичен, наивен и трогателен, при этом умел смешить зрителей как никто. В клоунском образе Никулина удивительным образом сохранялась дистанция между маской и артистом, и это придавало персонажу большую глубину и многогранность.

Маленький Пьер", Пипо и миллионер в цирковых представлениях "Карнавал на Кубе" и "Трубка мира", Бармалей в новогоднем детском представлении и др. Одна из самых знаменитых жанровых сценок - легендарное "бревно".

Многогранность таланта позволила Юрию Никулину реализоваться и в других жанрах. Он снялся более чем в сорока фильмах, играя как ярко комедийные, так и драматические, и поистине трагические роли.

Дебют на большом экране состоялся в 1958 году. Всенародную любовь Никулину-актера принесли комедии Гайдая («Операция «Ы» и другие приключения Шурика», «Кавказская пленница», «Бриллиантовая рука»). Однако за его плечами и немало серьезных картин - «Андрей Рублев», «Они сражались за Родину», «Чучело». Талантливый клон проявил себя серьезным и глубоким драматическим актером. Юрий Никулин получил звание Народного артиста СССР и Героя социалистического труда.

Возле цирка на Цветном бульваре установлен памятник знаменитому клоуну и его партнеру.

После смерти Шуйдина Юрий Владимирович в 1982 году возглавил цирк на Цветном бульваре (ныне носящем имя Никулина), в котором проработал в общей сложности больше 50 лет.

За время его руководства в цирке было поставлено много интересных программ: "Я работаю клоуном", "На крыльях времени", "Здравствуй, старый цирк", "Впервые в Москве", "Невский простор", "Бульвар нашего детства", "Сладкая..! Любовь.", "Ярмарка чудес" и другие.

Олег Попов - советский клоун и актер. Народный артист СССР (1969).

Родился 31 июля 1930 года в деревне Вырубово Московской области. В 1944 году, занимаясь акробатикой, юноша познакомился со студентами циркового училища. Олега настолько увлек цирк, что он тут же поступил в училище, получив в 1950 году специальность "эксцентрик на проволоке". Но уже в 1951 году Попов дебютирует в качестве коверного клоуна.

Солнечного клоуна". Этот неунывающий человек с копной русых волос носил чрезмерно широкие штаны и клетчатую кепку.

В выступлениях клоун использует самые различные приемы - акробатику, жонглирование, пародию, эквилибристику. Особое внимание уделяется антре, которые реализуются с помощью эксцентрики и буффонады. Среди самых известных реприз Попова можно вспомнить «Свисток», «Луч и «Повар». В своем самом известном номере клоун пытается поймать солнечный лучик в сумку.

Творчество артиста не ограничивалось одним лишь театром, он много снимался на телевидении, участвовал в детской телепередаче «Будильник». Попов снимался даже в кино (более 10 лент) и режиссировал цирковые спектакли.

Знаменитый клоун принимал участие в первых гастролях советского цирка по Западной Европе. Выступления там принесли Попову поистине мировую славу.

Попов внес огромный вклад в мировое становление новых принципов клоунады, разрабатываемых раньше Карандашом, - клоунады, идущей от жизни, от быта, ищущей забавное и трогательное в окружающей действительности.

В 1991 году Попов уехал из России, по личным причинам, а также не в силах принять развал великой Родины. Ныне он живет и работает в Германии, выступая под псевдонимом Счастливый Ганс. Уточнение:Последние два года своей жизни он работал в России, вернувшись на родину. А вечером 02-11-2016 пришло печальное известие о смерти Олега Попова на гастролях в Ростове-на Дону.

Олег Константинович Попов является Кавалером ордена Трудового Красного Знамени, лауреатом Международного фестиваля цирков в Варшаве, обладателем приза "Золотой клоун" Международного фестиваля в Монте-Карло.

Многие репризы Попова вошли в классику мирового цирка ("Сон на проволоке", "Луч" и др.).

Константин Берман (1914-2000). Этот советский ковровый клоун появился в семье дирижера циркового оркестра. Неудивительно, что мальчика постоянно манила арена.

С детства он участвовал в пантомимах, осваивая и другие жанры циркового искусства.

Профессиональная карьера клоуна началась с 14 лет, со своим братом Николаем он поставил номер «Акробаты-вольтижеры». До 1936 года пара выступала вместе, используя образы популярных комедийных киноактеров Г.Ллойда и Чарли Чаплина.

http://ekabu3.unistoreserve.ru/5501eb0ee8d7b60d74337679" border="0" align="right" alt=" alt="> Клоун смог создать маску важного франта, надевая до нелепого щегольской костюм. Цирковой артист перешел на разговорные репризы, рассуждая не только на бытовые темы, но даже и о политике.

Берман был довольно разносторонним клоуном, включаясь и в другие номера. Он прыгал через машину, как акробат, участвовал в воздушных полетах.

Бергман много гастролировал по стране, рукоплескал ему Иран.

Знаменитый клоун снялся в двух лентах, в «Девочке на шаре» (1966г.)он сыграл по сути самого себя.

Леонид Енгибаров (1935 - 1972) - цирковой актер, клоун-мим. Обладая неповторимой индивидуальностью, Леонид Енгибаров создал уникальный образ грустного шута-философа и поэта. Его репризы не ставили своей основной целью выжать из зрителя как можно больше смеха, а заставляли его думать, размышлять.

Леонид Георгиевич Енгибаров родился 15 марта 1935 года в Москве. Он с детства полюбил сказки и кукольный театр. В школе он стал заниматься боксом и даже поступил в институт физкультуры, однако быстро понял, что это не его призвание.

В 1959 году окончил Государственное училище циркового искусства, отделение клоунады. Еще будучи студентом, Леонид стал выступать на эстраде в качестве мима.

center">А полноценный дебют состоялся в 1959 году в Новосибирске.

Уже в училище четко определилась его творческая индивидуальность как коверного мастера пантомимы. В отличие от большинства тогдашних клоунов, которые развлекали зрителей с помощью стандартного набора трюков и хохм, Енгибаров пошел совершенно иным путем и впервые стал создавать на арене цирка поэтическую клоунаду.

С первых выступлений Енгибаров стал вызывать у публики и коллег по профессии противоречивые отзывы. Публика, которая привыкла в цирке развлекаться, а не размышлять, была разочарована таким клоуном. И многие его коллеги вскоре стали советовать ему сменить амплуа "думающего клоуна".

Когда я увидел его в первый раз на манеже, мне он не понравился. Я не понимал, почему вокруг имени Енгибарова такой бум. А спустя три года, вновь увидев его на манеже Московского цирка, я был восхищен.

Он потрясающе владел паузой, создавая образ чуть-чуть грустного человека, и каждая его реприза не просто веселила, забавляла зрителя, нет, она еще несла и философский смысл. Енгибаров, не произнося ни слова, говорил со зрителями о любви и ненависти, об уважении к человеку, о трогательном сердце клоуна, об одиночестве и суете. И все это он делал четко, мягко, необычно".

К 1961 году Енгибаров объездил множество советских городов и везде имел оглушительных успех.

Тогда же состоялся и выезд за границу, в Польшу, где клоуну также рукоплескали благодарные зрители.

В 1964 году к артисту пришла и широкая международная известность. На Международном конкурсе клоунов в Праге Енгибаров получил первую премию - кубок имени Э. Басса. Это был ошеломительный успех для 29-летнего артиста. После этой победы стали публиковаться его новеллы. О талантливом артисте снимают документальные фильмы, сам он привлекается в кино, сотрудничая с Параджановым, Шукшиным.

Конец 1960-х годов считается самым удачным периодом в творческой карьере Енгибарова. Он с успехом гастролировал как по стране, так и за ее пределами (в Румынии, Польше, Чехословакии).

Помимо цирка, выступал с "Вечерами пантомимы" на эстраде, снимался в кино.

Знаменитый клоун на пике славы уходит из цирка и создает свой собственный театр. Енгибаров вместе со своим неизменным режиссером Юрием Беловым ставят спектакль «Причуды клоуна». За 240 дней гастролей по стране в 1971-1972 годах это представление было показано 210 раз.

Умер великий клоун 25 июля 1972 года в жаркое лето от разрыва сердца. Когда его хоронили, в Москве вдруг пошел ливень. Казалось, что само небо оплакивает потерю грустного клоуна. Енгибаров вошел в историю цирка, как представитель философской клоунской пантомимы.

Леонид Енгибаров (1935-1972). Несмотря на короткую жизнь, этот человек успел оставить яркий след в искусстве. Мим сумел создать новое амплуа - грустный клоун, к тому же Енгибаров являлся еще и талантливым писателем.

Юрий Куклачев - руководитель и основатель Театра кошек, Народный артист РСФСР.

Юрий Дмитриевич Куклачев родился 12 апреля 1949 года в Москве. С детства мечтал стать клоуном. Семь лет подряд пытался поступить в цирковое училище, но ему настойчиво говорили, что таланта у него нет.

В 1963 году он поступил в профессионально-техническое училище № 3, а по вечерам начал заниматься в народном цирке при Доме культуры "Красный Октябрь".

Первое выступление Юрия Куклачева состоялось в 1967 году в рамках Всесоюзного смотра художественной самодеятельности, где он был удостоен звания лауреата. На заключительном концерте, который проходил в Цирке на Цветном бульваре, на юношу обратили внимание специалисты, пригласили учиться в Московское государственное училище циркового и эстрадного искусства.

В 1971 году Юрий Куклачев окончил Московское государственное училище циркового и эстрадного искусства. Позднее - Государственный институт театрального искусства по специальности "театральный критик".

С 1971 по 1990 год Куклачев был артистом "Союзгосцирка". В феврале 1976 года он впервые появился на арене цирка с номером, в котором выступала домашняя кошка. Слух об этом событии мгновенно распространился по Москве, ведь кошка считалась животным, не поддающимся дрессировке, и ее появление на арене цирка было сенсацией.

Созданные артистом программы "Кошки и клоуны" и "Город и мир" покорили зрителей и в России и за рубежом. Куклачев побывал с гастролями во многих странах мира.

Кэт Хауз"). В 1991 - 1993 годы при театре на общественных началах существовала школа клоунов.

В 2001 году за создание этого театра его руководителю Юрию Куклачеву присвоен орден "Надежды наций" и звание "Академика естественных наук".

В 2005 году "Театр кошек Куклачева" получил статус Государственного учреждения культуры города Москвы.

Гастроли театра Юрия Куклачева проходят в самых разных уголках мира. Огромным успехом театр пользуется в Японии, США, Канаде, Финляндии и Китае. Театр удостоен множества международных наград, в том числе получил золотой кубок и звание "самого оригинального театра в мире" во время гастролей в Париже.

В 1977 году Юрий Дмитриевич Куклачев был удостоен почетного звания "Заслуженный артист РСФСР", а в 1979 году за постановку спектакля "Цирк в моем багаже" и исполнение в нем главной роли - звания "Народный артист РСФСР".

Куклачев - кавалер Ордена Дружбы (1995), лауреат премии Ленинского комсомола (1976).

Талант Юрия Куклачева отмечен самыми разными зарубежными призами и наградами: "Золотая корона" в Канаде (1976) за выдающиеся достижения в дрессуре, за гуманное отношение к животным и пропаганду этого гуманизма, "Золотой Оскар" в Японии (1981), приз "Серебряный клоун" в Монте-Карло, Кубок журналистов мира (1987), звание почетного члена Ассоциации клоунов Америки.

Юрий Куклачев пользуется необыкновенной популярностью во Франции. Там ему посвящена целая глава в учебнике по родному языку для французских школьников - "Уроки доброты". А почта Сан-Марино в знак признания уникального таланта артиста выпустила почтовую марку, посвященную Куклачеву, который стал вторым клоуном на планете (после Олега Попова), удостоенным такой чести.

Евгений Майхровский (сценический псевдоним клоун Май) - клоун, дрессировщик. Народный артист РСФСР (1987).

Евгений Бернардович Майхровский родился 12 ноября 1938 года. Его родители Бернард Вильгельмович и Антонина Парфентьевна Майхровские - были акробатами. В 1965 году окончил цирковое училище и начал работать на арене в молодежном коллективе "Беспокойные сердца". В 1971 году начал выступать в программах различных цирков в качестве коверного клоуна, с 1972 года выступает под псевдонимом Май.

Ой-ой-ой!". Эти возгласы раздаются практически во всех его репризах.

В репертуаре Евгения Майхровского наряду с оригинальными репризами, в том числе с дрессированными животными, есть и сложные цирковые спектакли.

В спектакле "Бумбараш" (Пермский цирк, 1977) герой пел песни из одноименного телефильма, участвовал в погонях на лошадях, улетал под купол цирка от преследователей, дрался как каскадер и акробат-эксцентрик. Кроме главной Евгений Майхровский сыграл в спектакле еще несколько ролей.

Самый радостный день" по мотивам рассказа Антона Чехова "Каштанка" он также сыграл почти все основные роли, мгновенно трансформируясь из клоуна.

Евгений Майхровский - основатель семейного цирка "Май", в котором сегодня выступает вся его семья -

жена Наталья Ивановна (клоунесса по прозвищу Куку),

сын Борис - сценический псевдоним Бобо,

дочь Елена - Лулу,

внучка Наташа - Нюся.

Во всех программах цирка "Май" всегда присутствуют две составляющие: клоунада и дрессура.

Вячеслав Полунин родился 12.06.1950.

Со школьных уроков его часто выгоняли за то, что был невнимателен и постоянно смешил весь класс своими уморительными ужимками. Во 2-м или 3-м классе он впервые увидел фильм "Малыш" с Чаплиным. Но мама не дала досмотреть его до конца: фильм шел по телевидению поздно вечером, и она выключила телевизор. Он проплакал до утра.

А через несколько месяцев уже ходил в огромных башмаках, с тросточкой, чаплинской походкой по школе. И потом начал сочинять всякие штуки и показывать их. Сначала во дворе друзьям, потом на районных конкурсах.

Несмотря на то, что часть уроков он проводил в школьном дворе, школу окончил и отправился в Ленинград с тайной надеждой поступить в театральный институт.

Лицедеи" во главе с Полуниным успешно трудились на ниве эксцентрической комической пантомимы. Их приглашали на большие сводные концерты и даже на телевидение.

Все свободное время Вячеслав проводил в библиотеках, где серьезнейшим образом занимался самообразованием.

Он и сейчас любую свободную минуту проводит с книжкой. Поход в книжный магазин - это целый ритуал. Среди этих книг огромное количество художественных альбомов, потому что живопись, скульптура, архитектура, дизайн, графика, карикатура - важнейшая пища для его фантазии. И эта фантазия рождает свои картинки на сцене, которые не имеют ничего общего с подражанием и повтором.

center">С тех пор Полунин организовал немало фестивалей, поставил спектаклей, номеров и реприз, примеряя разнообразные маски.

С 1988 году клоун переезжает за границу, где и получает всемирную славу. Его «сНежное шоу» ныне считается театральной классикой. Зрители говорят, что снег Полунина согревает им сердца.

Работы клоуна отмечены премией Лоуренса Оливье в Англии, наградами в Эдинбурге, Ливерпуле, Барселоне. Полунин является почетным жителем Лондона. Западная пресса называет его «лучшим клоуном мира».

Несмотря на «несерьезное» занятие клоун основательно подходит к своей работе. Даже самое сумасшедшее и авантюрное шоу в его исполнении на самом деле тщательно продумано и взвешено.

Полунин много работает и совершенно не умеет отдыхать, правда, его жизнь - удовольствие, на сцене и вне ее. А самое главное - этот человек создает праздник.

24 января 2013 года Вячеслав Полунин согласился стать художественным руководителем Большого Санкт-Петербургского государственного цирка на Фонтанке и планирует соединить цирк с оперой, симфоническим искусством, живописью и балетом.

26 августа 2009 года исполняется 90 лет со дня подписания указа о создании государственных цирков в РСФСР - «дня рождения» советского, а ныне российского цирка. За время его существования в России возникла целая плеяда знаменитых клоунов.

Его выступлениям было свойственно смешение жанров: эквилибристика, клоунада, акробатика, жонглирование, буффонада - все это включалось в номера Олега Константиновича.

Попов внес огромный вклад в мировое становление новых принципов клоунады, разрабатываемых раньше Карандашом, - клоунады, идущей от жизни, от быта, ищущей забавное и трогательное в окружающей действительности.

В конце 1980‑х Олег Попов уехал из России. Живет в Германии под Нюрнбергом.

Олег Константинович Попов является Кавалером ордена Трудового Красного Знамени, лауреатом Международного фестиваля цирков в Варшаве, обладателем приза "Золотой клоун" Международного фестиваля в Монте-Карло. Многие репризы Попова вошли в классику мирового цирка ("Сон на проволоке", "Луч" и др.).

Куклачев - кавалер Ордена Дружбы (1995), лауреат премии Ленинского комсомола (1976).

Талант Юрия Куклачева отмечен самыми разными зарубежными призами и наградами: "Золотая корона" в Канаде (1976) за выдающиеся достижения в дрессуре, за гуманное отношение к животным и пропаганду этого гуманизма, "Золотой Оскар" в Японии (1981), приз "Серебряный клоун" в Монте-Карло, Кубок журналистов мира (1987), звание почетного члена Ассоциации клоунов Америки.

Юрий Куклачев пользуется необыкновенной популярностью во Франции. Там ему посвящена целая глава в учебнике по родному языку для французских школьников - "Уроки доброты". А почта Сан-Марино в знак признания уникального таланта артиста выпустила почтовую марку, посвященную Куклачеву, который стал вторым клоуном на планете (после Олега Попова), удостоенным такой чести.

Евгений Майхровский (сценический псевдоним клоун Май) - клоун, дрессировщик . Народный артист РСФСР (1987).

Евгений Бернардович Майхровский родился 12 ноября 1938 года. Его родители Бернард Вильгельмович и Антонина Парфентьевна Майхровские - были акробатами. В 1965 году окончил цирковое училище и начал работать на арене в молодежном коллективе "Беспокойные сердца". В 1971 году начал выступать в программах различных цирков в качестве коверного клоуна, с 1972 года выступает под псевдонимом Май.

На манеж клоун Май выходит со своим фирменным восклицанием "Ой-ой-ой!". Эти возгласы раздаются практически во всех его репризах.

В репертуаре Евгения Майхровского наряду с оригинальными репризами, в том числе с дрессированными животными, есть и сложные цирковые спектакли.

В спектакле "Бумбараш" (Пермский цирк, 1977) герой пел песни из одноименного телефильма, участвовал в погонях на лошадях, улетал под купол цирка от преследователей, дрался как каскадер и акробат-эксцентрик. Кроме главной Евгений Майхровский сыграл в спектакле еще несколько ролей. В 1984 году в Ленинградском цирке в детском музыкальном спектакле "Самый радостный день" по мотивам рассказа Антона Чехова "Каштанка" он также сыграл почти все основные роли, мгновенно трансформируясь из клоуна.

Евгений Майхровский - основатель семейного цирка "Май", в котором сегодня выступает вся его семья - жена Наталья Ивановна (клоунесса по прозвищу Куку), сын Борис - сценический псевдоним Бобо, дочь Елена - Лулу, внучка Наташа - Нюся.

Во всех программах цирка "Май" всегда присутствуют две составляющие: клоунада и дрессура.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

В цирковом искусстве есть, пожалуй, лишь один жанр, не имеющий династических традиций: клоунада. Наверное, с одной стороны это можно объяснить тем, что истинный клоун – явление уникальное, «штучное».

В цирковом искусстве есть, пожалуй, лишь один жанр, не имеющий династических традиций: клоунада. Наверное, с одной стороны это можно объяснить тем, что истинный клоун – явление уникальное, «штучное». Каждый клоун, несомненно опираясь на традиции предшественников, создает свой индивидуальный художественный мир, коренным образом отличающийся от всего, созданного ранее. С другой стороны, работа в клоунаде вряд ли может быть доступна детям: она требует философского осознания действительности, жизненного опыта, который приходит только с возрастом. Пожалуй, клоунаду можно определить, как самый сложный и всеобъемлющий жанр циркового искусства.

Клоунада цирковая (англ. clown, от лат. colonus – неотесанный мужик, грубиян) – жанр, который включает в себя выступление одного или нескольких клоунов.

Клоунаду можно назвать наиболее демократическим жанром. Ее истоки – в выступлениях странствующих артистов, в разных странах носящих разные названия (Россия – скоморохи, Франция – жонглеры, Германия – шпильманы, Польша – франты, Средняя Азия – масхарабозы и т.д.). В их выступлениях сочетался грубоватый юмор, ставящий своей целью потешить, рассмешить зрителей, со злободневными сатирическими элементами. В выступлениях клоунов всегда есть отчетливый элемент пародии, призванный преувеличить смешные черты того или иного явления, аттракциона, характера и т.д. Собственно, пародийность лежит в основе всех смеховых видов искусства: юмор возникает тогда, когда присутствует неожиданная или непривычная точка зрения. Вот почему для клоунады наиболее характерны т.н. буффонные приемы (от итальянского buffa – шутка). Буффонада строится на резком преувеличении, острой динамике действия, характерных черт персонажа. Отсюда идет и традиционный клоунский грим с яркими париками, накладными носами, масочной раскраской лица и т.д.

С другой стороны, клоунаду можно назвать и наиболее сложным, синтетическим, в определенном смысле – элитарным цирковым жанром. Ведь для того, чтобы пародировать тот или иной номер, притворяясь неловким или неумелым, необходимо на самом деле профессионально владеть навыками пародируемого циркового жанра. Это обусловливает универсальность, многоплановость умений и дарований клоуна. Выступления клоуна сопровождают всю цирковую программу, все номера и аттракционы; то есть, клоун должен владеть профессиональные навыками практически всех цирковых жанров. А в дополнение к этому – и дополнительным мастерством в области пантомимы, вокала, исполнительского музыкального искусства, сценической речи и т.д. и т.п.

Специализацию клоунов можно подразделить на:

– клоунов-буфф, исполняющих разговорные или мимические сценки;

– коверных клоунов, заполняющих шуточными сценками паузы в представлении, когда униформисты готовят манеж к следующему номеру;

– музыкальных клоунов, играющих на различных, как правило, эксцентрических музыкальных инструментах и исполняющих куплеты под собственный аккомпанемент;

– клоунов-дрессировщиков;

– клоунов-акробатов.

Однако в цирковой практике каждому клоуну, независимо от его индивидуальности, приходится работать все всех этих жанрах, составляя свой репертуар из реприз самых разнообразных жанров. (Реприза – фр. reprise, от reprendre – возобновлять, повторять, – шуточная реплика или трюк).

Клоунада театральная.

Цирковая клоунада как вид искусства принципиально отличается от клоунады театральной. Жанр театральной клоунады, даже при использовании приемов буффонады или эксцентрики, строится на развитии общего действия спектакля, когда каждый персонаж встраивается в сюжет, претерпевает определенные трансформации (характера, целей, взаимоотношений и т.д.) в соответствии с фабульными и смысловыми ходами. Цирковая клоунада, напротив, использует принцип узнаваемой маски, остающейся неизменной при любых обстоятельствах. В первом случае мы имеем дело с внутренней логикой развития сюжета представления, во втором – с отдельными короткими эпизодами. Именно потому мы знаем примеры замечательных кинематографических работ известных цирковых клоунов (съемки фильма происходят не в хронологическом порядке, конечный вариант собирается при монтаже из отдельно снятых эпизодов); однако практически не встречаем клоунов, одинаково успешно работающих на манеже и театральной сцене. Это связано с видовой разницей между театральным и цирковым искусством и различными актерскими технологиями работы.

Существуют две классические парные цирковые клоунские маски: «белый клоун» (прототипом которого был персонаж комедии дель арте Пьеро) и «рыжий клоун» (прототипы – Август, Дурачок, Иван Кирпич). Однако наиболее интересные клоуны, отталкиваясь от традиционной маски, всегда искали в ней свою индивидуальность, подробно и углубленно разрабатывая особенности своего персонажа.

Славу российского цирка составили множество клоунских имен, пользовавшихся большой популярностью у зрителей многих стран.

Карандаш (настоящие имя и фамилия – Михаил Николаевич Румянцев; 1901–1983). В 1927 поступил в Техникум циркового искусства, где клоунаду преподавал актер М.Местечкин, будущий главный режиссер Московского цирка на проспекте Вернадского. Позже его с Карандашом свяжет прочная творческая дружба. В 1930 М.Румянцев дебютировал в Московском цирке-шапито в качестве клоуна-коверного. Поначалу повторял черты образа, созданного Ч.Чаплиным. Впервые в образе Карандаша выступил в 1934 на манеже Ленинградского цирка. Костюм и грим Карандаша отталкивался от облика обычного человека, своего современника, только были несколько утрированы. Обыкновенный черный костюм, – но мешковатый; обычные ботинки, – но на несколько размеров больше; почти обычная шляпа, – но с остроконечной тульей. Никакого накладного носа или алого рта до ушей, – ярким театральным гримом немного преувеличены лишь черты лица самого клоуна. От Чаплина остались только небольшие усики, подчеркивающие мимические возможности лица. Зерном образа Карандаша также был обычный человек, добродушный, остроумный, жизнерадостный, находчивый, полный детской непосредственности, обаяния и энергии. Его нарочитые неуклюжесть и неловкость порождали забавные ситуации. Карандаш работал как клоун во многих цирковых жанрах: акробатика и гимнастика, дрессировка и т.д. Постоянным спутником и «опознавательным знаком» Карандаша стал шотландский терьер Клякса, постоянный партнер клоуна.

Одной из основных красок его творческой палитры стала сатира. Начало сатирическому направлению работы было положено во время Великой Отечественной войны, когда Карандаш создал ряд номеров, обличающих руководителей фашистской Германии. После окончания войны в его репертуаре также оставались злободневные сатирические репризы. Снимался в кино (Карандаш на льду), правда, этот фильм был экранизацией циркового представления.

Карандаш стал первым советским клоуном, популярность которого шагнула далеко за пределы страны. Его знали и любили в Финляндии, Франции, ГДР, Италии, Англии, Бразилии, Уругвае и других странах. Сегодня имя Карандаша (М.Н.Румянцева) носит московское государственное училище циркового и эстрадного искусства.

Попов, Олег Константинович (род. 1930), артист, клоун. После окончания Училища циркового искусства в 1950 начал выступать как эквилибрист на слабо натянутой проволоке. Практически сразу проявилось комедийное дарование артиста. В его репризах отсутствовала сатира, тональность его номеров была мажорной и лиричной. Недаром зрители очень скоро присвоили ему звание «солнечного клоуна». Соломенная шевелюра, выбивавшаяся из-под кепки в яркую крупную клетку, лукавые глаза, лучезарная улыбка – все это помогало создавать обаятельный образ жизнерадостного человека, с азартом включающегося в цирковое представление. Грима мало, лишь подчеркнуты черным глаза и немного выделен нос. Олег Попов всегда ассоциировался у зрителей с Иванушкой-дурачком, наивным и простодушным. Творческая манера подачи трюка у Олега Попова – экспромт и импровизационность стиля: весь репетиционный труд должен был «оставаться за кулисами». В своих репризах он обращался ко многим жанрам циркового искусства: эквилибр, жонгляж, пантомима, музыкальные номера и т.д. Главным и любимым направлением работы были спектакли-дивертисменты, спектакли-обозрения, состоящие из серии реприз (Лечение смехом, Царевна-Несмеяна и др.). Попов внес огромный вклад в мировое становление новых принципов клоунады, разрабатываемых раньше Карандашом – клоунады, идущей от жизни, от быта, ищущей забавное и трогательное в окружающей действительности.

Удостоен множества международных наград, в том числе – приза «Золотой клоун» Международного фестиваля в Монте-Карло. Многие репризы Попова вошли в классику мирового цирка (Сон на проволоке, Луч и др.). Снялся в ряде фильмов (последняя кинематографическая работа относится к середине 1980-х, Посторонним вход разрешен).

В конце 1980-х «солнечный клоун» уехал из России, – пенсия, определенная артисту на родине, позволила бы ему вести лишь нищенское существование. Живет в Германии под Нюрнбергом. Вместе с женой выступает в цирковой программе, где Попов по-прежнему «собирает» солнечный лучик в корзинку, но не уносит с собой, а «разбрызгивает» его над головами зрителей.

Никулин, Юрий Владимирович, русский артист цирка и кино, клоун.

Енгибаров, Леонид Георгиевич (1935–1972), цирковой актер, клоун-мим. Творчество Енгибарова стоит особняком во всем цирковом искусстве; его работы невозможно отнести ни к какому определенному направлению.

Обладая неповторимой индивидуальностью, Л.Енгибаров создал уникальный образ грустного шута-философа и поэта. Его репризы не ставили своей основной целью выжать из зрителя как можно больше смеха, а заставляли его думать, размышлять.

Уже со своих первых шагов на манеже Л.Енгибаров вызвал у зрителей и коллег самые противоречивые чувства и отзывы. Его амплуа было настолько необычным, что первой зрительской реакцией было отторжение. Так, поначалу он не понравился и Ю.Никулину. Однако стоило вглядеться, вдуматься в то, что предлагает зрителю этот странный мим, как на смену отторжению неминуемо приходило восхищение.

Удивительно поэтичным было прозвище Енгибарова, точно выражающее его творческую индивидуальность: «клоун с осенью в сердце». Самым парадоксальным образом работы Енгибарова ассоциировались и с творчеством Гоголя, одного из самых сложных российских писателей. За свою недолгую профессиональную жизнь создал целый ряд уникальных номеров, не имеющих мировых аналогов (Бокс, Тарелки, Жажда и др.).

Л.Енгибаров снимался в кино (Тени забытых предков, Айболит-66, Печки-лавочки и др.). Он писал грустную и необычную прозу. И еще – сделал то, что не удавалось ни одному цирковому артисту: объединил в своем творчестве успешную работу в цирке и в театре. В 1971 в Театре эстрады Л.Енгибаров выпустил моноспектакль Звездный дождь.

При многообразии жанров, артистов всех цирковых специальностей роднит одна общая черта: из цирка практически никогда не уходят. Жизнь любого циркового артиста большей частью проходит «на колесах», в постоянных гастрольных переездах. С родителями кочуют и дети. Такая жизнь не дает возможности формирования серьезных привязанностей и связей вне цирковой среды; цирк поневоле становится средоточием всей жизни, не только профессиональной, но и личной. Разнообразие способностей, интересов, да и физических возможностей обусловливает осваивание смежных специальностей; однако практически всегда эти специальности остаются цирковыми. Так, если после травмы цирковой артист не может больше полноценно работать гимнастом или акробатом, он, скорее всего, освоит другой жанр циркового искусства – дрессировку, иллюзион; в крайнем случае – перейдет на технически-вспомогательную работу конюха, униформиста и т.п. Однако он навсегда останется связан с удивительным искусством цирка.

Шабалина Татьяна