Финал «Истории одного города» Салтыкова-Щедрина в современных исследовательских интерпретациях. «Каков смысл названия повести "Пожар"


Платонов Андрей

Андрей Платонов

Давно, в старинное время, жил у нас на улице старый на вид человек. Он работал в кузнице при большой московской дороге; он работал подручным помошником у главного кузнеца, потому что он плохо видел глазами и в руках у него было мало силы. Он носил в кузницу воду, песок и уголь, раздувал мехом горн, держал клещами горячее железо на наковальне, когда главный кузнец отковывал его, вводил лошадь в станок, чтобы ковать ее, и делал всякую другую работу, которую нужно было делать. Звали его Ефимом, но все люди называли его Юшкой. Он был мал ростом и худ; на сморщенном лице его, вместо усов и бороды, росли по отдельности редкие седые волосы; глаза же у него были белые, как у слепца, и в них всегда стояла влага, как неостывающие слезы.

Юшка жил на квартире у хозяина кузницы, на кухне. Утром он шел в кузницу, а вечером шел обратно на ночлег. Хозяин кормил его за работу хлебом, щами и кашей, а чай, сахар и одежда у Юшки были свои; он их должен покупать за свое жалованье - семь рублей и шестьдесят копеек в месяц. Но Юшка чаю не пил и сахару не покупал, он пил воду, а одежду носил долгие годы одну и ту же без смены: летом он ходил в штанах и в блузе, черных и закопченных от работы, прожженых искрами насквозь, так что в нескольких местах видно было его белое тело, и босой, зимою же он надевал поверз блузы еще полушубок, доставшийся ему от умершего отца, а ноги обувал в валенки, которые он подшивал с осени, и носил всякую зиму всю жизнь одну и ту же пару.

Когда Юшка рано утром шел по улице в кузницу, то старики и старухи подымались и говорили, что вон Юшка уж работать пошел, пора вставать, и будили молодых. А вечером, когда Юшка проходил на ночлег, то люди говорили, что пора ужинать и спать ложиться - вон и Юшка уж спать пошел.

А малые дети и даже те, которые стали подростками, они, увидя тихо бредущего старого Юшку, переставали играть на улице, бежали за Юшкой и кричали:

Вон Юшка идет! Вон Юшка!

Дети поднимали с земли сухие ветки, камешки, сор горстями и бросали в Юшку.

Юшка! - кричали дети. - Ты правда Юшка?

Старик ничего не отвечал детям и не обижался на них; он шел так же тихо, как прежде, и не закрывал своего лица, в которое попадали камешки и земляной сор.

Дети удивлялись Юшке, что он живой, а сам не серчает на них. И они снова окликали старика:

Юшка, ты правда или нет?

Затем дети снова бросали в него предметы с земли, подбегали к нему, трогали его и толкали, не понимая, почему он не поругает их, не возьмет хворостину и не погонится за ними, как все большие люди делают. Дети не знали другого такого человека, и они думали - вправду ли Юшка живой? Потрогав Юшку руками или ударив его, они видели, что он твердый и живой.

Тогда дети опяять толкали Юшку и кидали в него комьяя земли, пусть он лучше злится, раз он вправду живет на свете. Но Юшка шел и молчал. Тогда сами дети начинали серчать на Юшку. Им было скучно и нехорошо играть, если Юшка всегда молчит, не пугает их и не гонится за ними. И они еще сильнее толкали старика и кричали вкруг него, чтоб он отозвался им злом и развеселил их. Тогда бы они отбежали от него и в испуге, в радости снова дразнили бы его издали и звали к себе, убегая затем прятаться в сумрак вечера, в сени домов, в заросли садов и огородов. Но Юшка не трогал их и не отвечал им.

Когда же дети вовсе останавливали Юшку или делали ему слишком больно, он говорил им:

Чего вы, ро"дные мои, чего вы, маленькие!.. Вы, должно быть, любите меня!.. Отчего я вам всем нужен?.. Обождите, не надо меня трогать, вы мне в глаза попали, я не вижу.

Дети не слышали и не понимали его. Они по-прежнему толкали Юшку и смеялись над ним. Они радовались тому, что с ним можно все делать, что хочешь, а он им ничего не делает.

Юшка тоже радовался. Он знал, отчего дети смеются над ним и мучают его. Он верил, что дети любят его, что он нужен им, только они не умеют любить человека и не знают, что делать для любви, и поэтому терзают его.

Дома отцы и матери упрекали детей, когда они плохо учились или не слушались родителей: "Вот ты будешь такой же, как Юшка! - Вырастешь, и будешь ходить летом босой, а зимой в худых валенках, и все тебя будут мучить, и чаю с сахаром не будешь пить, а одну воду!"

Взрослые пожилые люди, всретив Юшку на улице, тоже иногда обижали его. У взрослых людей бывало злое горе или обида, или они были пьяными, тогда сердце их наполнялось лютой яростью. Увидев Юшку, шедшего в кузницу или ко двору на ночлег, взрослый человек говорил ему:

Да что ты такой блажно"й, непохожий ходишь тут? Чего ты думаешь такое особенное?

Юшка останавливался, слушал и молчал в ответ.

Слов у тебя, что ли, нету, животное такое! Ты живи просто и честно, как я живу, а тайно ничего не думай! Говори, будешь так жить, как надо? Не будешь? Ага!.. Ну ладно!

И после разговора, во время которого Юшка молчал, взрослый человек убеждался, что Юшка во всем виноват, и тут же бил его. От кротости Юшки взрослый человек приходил в ожесточенье и бал его больше, чем хотел сначала, и в этом зле забывал на время свое горе.

Юшка потом долго лежал в пыли на дороге. Очнувшись, он вставал сам, а иногда за ним приходила дочь хозяина кузницы, она подымала его и уводила с собой.

Лучше бы ты умер, Юшка, - говорила хозяйская дочь. - Зачем ты живешь?

Юшка гляядел на нее с удивлением. Он не понимал, зачем ему умирать, когда он родился жить.

Это отец-мать меня родли, их воля была, - отвечал Юшка, - мне нельзя помирать, и я отцу твоему в кузне помогаю.

Другой бы на твое место нашелся, помошник какой!

Меня, Даша народ любит!

Даша смеялась.

У тебя сейчас кровь на щеке, а на прошлой неделе тебе ухо разорвали, а ты говоришь - народ тебя любит!..

Он меня без понятия любит, - говорил Юшка. - Сердце в людях бывает слепое.

Сердце-то в них слепое, да глаза у них зрячие! - произносила Даша. - Иди скорее, что ль! Любят-то они по сердцу, да бьют тебя по расчету.

По расчету они на меня серчают, это правда, - соглашался Юшка. Они мне улицей ходить не велят и тело калечат.

Эх ты, Юшка, Юшка! - вздыхала Даша. - А ты ведь, отец говорил, нестарый еще!

Какой я старый!.. Я грудью с детства страдаю, это я от болезни на вид оплошал и старым стал...

По этой своей болезни Юшка каждое лето уходил от хозяина на месяц. Он уходил пешим в глухую дальнюю деревню, где у него жили, должно быть, родственники. Никто не знал, кем они ему приходились.

Даже сам Юшка забывал, и в одно лето он говорил, что в деревне у него живет вдовая сестра, а в другое, что там племянница. Иной раз он говорил, что идет в деревню, а в иной, что в самоё Москву. А люди думали, что в дальней деревне живет Юшкина любимая дочь, такая же незлобная и лишняя людям, как отец.

В июле или августе месяце Юшка надевал на плечи котомку с хлебом и уходил из нашего города. В пути он дышал благоуханием трав и лесов, смотрел на белые облака, рождающиеся в небе, плывущие и умирающие в светлой воздушной теплоте, слушал голос рек, бормочущих на каменных перекатах, и больная грудь Юшки отдыхала, он более не чувствовал своего недуга - чахотки. Уйдя далеко, где было вовсе безлюдно, Юшка не скрывал более своей любви к живым существам. Он склонялся к земле и целовал цветы, стараясь не дышать на них, чтоб они не испортились от его дыхания, он гладил кору на деревьях и подымал с тропинки бабочек и жуков, которые пали замертво, и долго всматривался в их лица, чувствуя себя без них осиротевшим. Но живые птицы пели в небе, стрекозы, жуки и работящие кузнечики издавали в траве веселые звуки, и поэтому на душе у Юшки было легко, в грудь его входил сладкий воздух цветов, пахнущих влагой и солнечным светом.

По дороге Юшка отдыхал. Он садился в тень подорожного дерева и дремал в покое и тепле. Отдохнув, отдышавшись в поле, он не помнил более о болезни и шел весело дальше, как здоровый человек. Юшке было сорок лет от роду, но болезнь давно уже мучила его и состарила прежде времени, так что он всем казался ветхим.

И так каждый год уходил Юшка через поля, леса и реки в дальнюю деревню или в Москву, где его ожидал кто-то или никто не ждал, - об этом никому в городе не было известно.

/ / / В чем смысл мистического финала повести Гоголя «Шинель»?

Повесть « » заканчивается встречей привидения Акакия Акакиевича и «значительного лица». Когда это «значительное лицо» - генерал, который прогнал Башмачкина, не выслушав, возвращался домой, то ощутил на своем воротнике чью-то руку. Обернувшись, он узнал Акакия Акакиевича. Со словами: «…твоей-то шинели мне и нужно» Башмачкин сорвал шинель с плеч генерала. После этой встречи привидение больше не беспокоило жителей города.

В этом отрывке и заключается главный смысл повести «Шинель» - торжество справедливости, пусть даже после смерти.

Автор показывает нам, что даже самый «маленький человек» способен стать настоящей личностью. Когда привидение Акакия Акакиевича срывало шинели с прохожих, не разбирая ни чина, ни звания, он рос в своих глазах. Теперь главный герой смог защитить себя, пусть даже в облике мистической фигуру.

С помощью использования мистики, Гоголь показывает нам всю несправедливость человеческого общества. И только потусторонние силы смогли восстановить справедливость.

Стоит сказать, что после встречи с привидением, жизнь «значимого лица» тоже изменилась. Он перестал быть таким заносчивым, перестал кричать и унижать подчиненных, стал выслушивать простых людей.

Гоголь призывает нас обратить внимание на «маленьких людей», относится к ним с пониманием и жалостью. Даже самый «маленький человек» заслуживает справедливости и уважения его личности. В конечном итоге, справедливость все равно будет восстановлена. Так зачем же порождать конфликт между слабыми и сильными?

Один из наиболее сложных в этом отношении гротескных образов у Щедрина - «нечто», появляющееся в финале «Истории одного города» и именуемое летописцем «оно». Здесь перед нами предстает еще одна разновидность гротескного образа, заслуживающая специального, развернутого рассмотрения. Что подразумевал сатирик под этим «оно»? Каков смысл финала?

Ответы на эти вопросы разными литературоведами даются не просто различные, а прямо противоположные. Одни исследователи считают, что в образе грозного «оно» Щедрин изображает революцию, уничтожающую антинародный глуповский режим. Другие же полагают, что имеется в виду наступление жесточайшей реакции, погрузившей Глунов в беспросветный мрак. Для того чтобы правильно понять смысл финальной сцены, необходимо рассматривать ее, во-первых, в соответствии с концепцией всей книги и, во-вторых, в контексте заключительных ее страниц.

Выше уже говорилось о том, каким было отношение Щедрина к народу. Писатель верил в народ как силу, способную активно влиять на ход исторического развития, в народ как «воплотителя идеи демократизма». Вместе с тем он отлично сознавал, что реальный народ, «народ исторический», еще очень далек от этого идеала, что он представляет собой океан «ликующей бессознательности», что он пассивен, темен, забит и не способен в настоящее время к успешному р действию.

Если бы заключительная сцена книги символизировала собой победоносную революцию, то Щедрин, несомненно, именно па пес сослался бы в опровержение мнения рецензента, утверждавшего, что писатель заставляет глуповцев слишком пассивно переносить лежащий на них гнет. На самом же деле Щедрин доказывает нечто прямо противоположное; а именно - что «общий результат», по его мнению, состоит как раз в пассивности масс. И отсылает читателя к тем страницам романа, где разъясняется, почему глуповцы изображены в книге так, а не иначе. Обратившись к 155 -158 страницам «Истории одного города» издания 1870 года, па которое ссылается Щедрин, мы обнаружим, что писатель имел в виду начало главы «Поклонение мамоне и покаяние», представляющее собой авторское рассуждение по интересующему нас вопросу.

В этом рассуждении сатирик совершенно ясно говорит, «что глуповцы беспрекословно подчиняются капризам истории и не представляют никаких данных, по которым можно было бы судить о степени их зрелости, в смысле самоуправления; что, напротив того, они мечутся. В девятом томе Полного собрания сочинений Щедрина, вышедшем в 1934 году, в качестве приложения к «Истории одного города» напечатано письмо сатирика в редакцию журнала «Вест - пик Европы». Причем к тому месту письма, которое процитировано выше, сделано примечание, содержащее ошибку. В примечании сказано, что 155-158 страницам, указанным Щедриным, в девятом томе соответствуют страницы 424-426 (то есть три последних страницы главы «Подтверждение покаяния. Заключение»). А на самом же деле рассуждение, на которое ссылается писатель, в данном томе находится на страницах 375-378.


Ошибка эта была затем повторена во всех изданиях «Истории одного города», текст которых печатался по девятому тому данного Собрания сочинений и исправлена лишь в отдельном издании 1969 года, вышедшем в издательстве «Художественная литература» Собр. соч. М. Е. Салтыкова - Щедрина в 20-ти томах. Жертвой этой прискорбной ошибки в течение трех с половиной десятилетий были не только многочисленные читатели, ио и некоторые уважаемые исследователи, сторонники революционного истолкования финала. В ряде переизданий «Истории одного города» последних лет ошибка эта повторяется до сих пор.

Завершая свое рассуждение, писатель спрашивает: «...было ли бы лучше или даже приятнее» для читателей, если бы летописец заставил глуповцев не трепетать, а напротив, с успехом протестовать? «Положа руку на сердце, я утверждаю, - заявляет Щедрин, - что подобное извращение глуповских обычаев было бы не только не полезно, но даже положительно неприятно. И причина тому очень проста: рассказ летописца в этом виде оказался бы несогласным с истиною». Из слов Щедрина следует, что заключительная сцена не могла быть изображением победоносной революции: в этом случае финал книги оказался бы несогласным с истиною.

Теперь давайте обратимся к страницам, предшествующим финалу, и посмотрим, в каком же контексте дается писателем заключительная сцена.

Итак, подробностей самого дела писатель не изображает. Однако что это за «дело» - догадаться легко. Разумеется, это попытка выступления против самого градоначальника. В толковании данного момента книги сходятся абсолютно все исследователи Щедрина. По этому «пункту» никаких разногласий нет. Разногласия начинаются дальше, при ответе на вопрос: чем это «дело» закончилось?

При публикации заключительной главы книги в журнале писатель дал примечание, в котором эта мысль выражена совершенно отчетливо. Перехват - Залихватский, по словам самого Щедрина, явился «в то время, когда история Глупова уже кончилась, и летописец даже не описывает его действий, а только дает понять, что произошло нечто более, нежели то обыкновенное, которое совершалось Бородавкиными, Негодяевыми и проч.» .

Из этих слов следует, что зловещее оно, налетевшее на Глупов в финале книги, олицетворяет собой нечто необыкновенное, выходящее за рамки того, что изображалось прежде. В результате появления этого «оно» история Глупова и прекратила течение свое.

Для быстрого поиска по странице нажмите Ctrl+F и в появившемся окошке напечатайте слово запроса (или первые буквы)

В какой исторический период был написан И. А. Буниным рассказ «Господин из Сан-Франциско»?

во время первой русской революции

В разгар первой мировой войны

в период осуществления социалистической революции

в период отмены крепостного права

Какой эпиграф из Библии, усиливающий основную настроенность повествования, был первоначально предпослан рассказу И. А. Бунина «Господин из Сан-Франциско»?

«Никто не пророк в своем отечестве»

«Благовествуй земле радость велию»

«Кто не работает, тот не ест»

«Не сотвори себе кумира»

+«Горе тебе, Вавилон, город крепкий»

В рассказе «Господин из Сан-Франциско» об американцах сказано: «Новый человек со старым сердцем». Какой смысл вкладывает И. А. Бунин в эту характеристику?

говорит о передовых взглядах героя

Утверждает неизменность человеческой натуры, то, что достоинства и недостатки человека не зависят от пространства и времени

подчеркивает возраст господина из Сан-Франциско (58 лет), который ведет себя, как молодой человек

Почему корабль, на котором путешествует господин из Сан-Франциско, назван «Атлантидой» (И. А. Бунин, рассказ «Господин из Сан-Франциско) ?

И. А. Бунин подчеркивает связь с греческим мифом об Атланте - могучем титане, который держал на своих плечах небесный свод, и таким образом утверждает мощь корабля, одолевающего «мрак, океан, вьюгу», корабля, такого же громадного, как Дьявол

это распространенное название корабля того времени

И. А. Бунин вызывает ассоциации с легендарным островом, опустившимся на дно океана, и предрекает катастрофическое развитие событий в современном мире

В рассказе «Господин из Сан-Франциско» И. А. Бунин подробно описывает планы героя, который ехал в Старый Свет ради развлечения. Какую часть плана удалось осуществить господину из Сан-Франциско, где он и его семья успели побывать?

Южная Италия

Ницца

Рим

Париж

Венеция

Флоренция

Где умер господин из Сан-Франциско? (И. А. Бунин, рассказ «Господин из Сан-Франциско)

Япония

Неаполь

Египет

Палестина

Капри

Как следует воспринимать смерть Господина из Сан-Франциско (рассказ И.А. Буниным «Господин из Сан-Франциско»)?

Как расплату за душевную пустоту, за подмену истинных ценностей ложными

как наказание за неправедную жизнь («Он работал не покладая рук. Китайцы, которых он выписывал к себе на работы... хорошо знали, что это значит!»)

как досадную, нелепую случайность

Какой удивительно яркой художественной деталью, символом неугасающей любви героини завершается повесть А. И. Куприна «Олеся» ?

букет полевых цветов

письмо к возлюбленному

Нитка красных бус

косынка Олеси

Узнайте персонаж произведения А. И. Куприна по портретному описанию:

«…Оригинальную красоту её лица… нельзя было позабыть… Прелесть его [лица] заключалась в этих больших, блестящих, тёмных глазах, которым тонкие, надломленные посредине брови придавали оттенок лукавства, властности и наивности…»

Вера Николаевна

Шурочка Николаева

Олеся

Вернулся ли А. И. Куприн из эмиграции на родину?

Да

вернулся на некоторое время

нет

В каком произведении А. И. Куприна действие происходит на лоне природы, в глухих местах Полесья?

+«Олеся»

«Поединок»

«Гранатовый браслет»

Кто из солдат - героев повести А. И. Куприна «Поединок» - лицом «в кулачок», на котором нелепо торчал вздёрнутый кверху грязный нос, с глазами, в которых «застыл тупой, покорный ужас»?

Хлебников

Бондаренко

Архипов

Какой герой повести А. И. Куприна «Поединок» выражает авторские идеалы?

Назанский

капитан Слива

Ромашов

Осадчий

Шурочка Николаева

Какую героиню в одной из своих повестей А. И. Куприн показывает на фоне ясных, солнечных, тёплых дней, в тишине и уединении?

Олесю, "Олеся"

Веру Николаевну Шеину, «Гранатовый браслет»

Шурочку Николаеву, «Поединок»

Какова основная мысль рассказа И. А. Куприна «Гранатовый браслет»?

Любовь сильнее смерти

представители дворянства неспособны к возвышенным чувствам

изображение «маленького человека»

В чем смысл названия пьесы А.М.Горького «На дне»?

А. М. Горький подчеркивает, что его герои находятся на «дне» жизни

Драматург обнажает не только «дно» жизни, но и «дно» души своих персонажей

Кто из героев пьесы А. М. Горького «На дне» в разговорах часто использует афористическое выражение: «Человек - это звучит гордо!»

Барон

Пепел

Клещ

Костылев

Сатин

Лука

Кому из героев пьесы А. М. Горького «На дне» принадлежит следующее высказывание: «Работы нет... силы нет... Издыхать надо...»?

Костылев

Пепел

Клещ

Барон

Сатин

Лука

Василиса и Лука (герои пьесы А. М. Горького «На дне») внешне говорят об одном и том же: «Грязь везде!» - «... все порядка нет в жизни... и чистоты нет...». Могут ли герои понять друг друга?

да, потому что они имеют в виду то, что в ночлежке до сих пор не убрано

некоторые герои понимают друг друга, а некоторые - нет

Нет, так как Василиса говорит о мусоре в ночлежке, а Лука - о низменных чувствах в душе человека

Какую роль в пьесе А.М.Горького «На дне» играет песня, которую поют ночлежники:

Солнце всходит и заходит,

А в тюрьме моей темно.

Дни и ночи часовые

Стерегут мое окно...

А. М. Горький проводит параллель между жизнью в тюрьме и на воле, в ночлежке, откуда живой человек вырваться не может

эта песня была популярна - никакого особого смысла не вкладывается

тюремное песня намекает на тюремное прошлое героев

Настя пытается объяснить свое безысходное настоящее не волею судьбы, не социальным устройством общества, а собственным благородным поступком

Настя хочет хоть ненадолго забыть реальность

Настя пытается воссоздать прошлое, чтобы и ей было, что вспомнить

О ком говорит Бубнов:

«Она привыкла рожу себе подкрашивать... вот и душу хочет подкрасить... румянец на душу наводит...» (А. М. Горький, "На дне")

об Анне

о Василисе

о Квашне

О Насте

о Наташе

На этот вопрос пьеса не дает ответа

лучше - сострадание

лучше - истина

Капитан «Атлантиды» назван в рассказе «языческим идолом». Какой смысл вкладывает И. А. Бунин в эту характеристику (И. А. Бунин, рассказ «Господин из Сан-Франциско)?

Показывает, что для пассажиров «Атлантиды» капитан казался богом, оберегающим их от «ужасов» за бортом корабля, и таким образом противопоставляет выбор, который делают люди между истинными (бог) и ложными (идол) ценностями

подчеркивает бездушность и бездуховность самого капитана


Лексическая работа Наполы – пополам. Пестун, -а, м. (устар.). Человек, который пестует, воспитывает кого-нибудь. Санчакбей - татарский правитель. Сродник - то же, что родственник. Узорочье - архитектурный стиль, сформировавшийся в XVII веке на территории Московской Руси, характеризовавшийся затейливыми формами, обилием декора, сложностью композиции и живописностью силуэта.


Проверим план «Повести о разорении Рязани Батыем» - Какие черты жанра исторической повести присущи «Повести о разорении Рязани Батыем»? Произведение посвящено событиям, связанным с нашествием Батыя на Рязань. Его центральными героями являются князья-воины, защитники родного города. Повествование опирается на свидетельства очевидцев, участников событий, устное предание о Евпатии Коловрате, рязанском боярине, воеводе, герое рязанского народного сказания XIII века, времён нашествия Батыя. В некоторых древних источниках Евпатий Коловрат именуется Евпатий Неистовый.


Сообщение 1 О Рязани Впервые Рязань упоминается в 1096 г. по случаю войны Олега Святославича с Владимиром Мономахом, но, как свидетельствуют археологические данные, она существовала ранее. По летописному сообщению, изгнанный из Чернигова Олег пошел к Смоленску, "и не прияша его смоляне, и иде к Рязаню". К 1096 г. в городе уже сложилась какая-то правящая группа: с "рязанцами" приходилось вступать в соглашения. Хотя в последние десятилетия XI и первые десятилетия XII в. город уже имел определенное значение в Муромской земле, но на юге Руси Рязань, как территориальный центр была еще мало известна. Время основания Рязани там, где Ока образует резкий изгиб к югу в сторону степи и, приняв Проню, поворачивает на север, что удовлетворяло целям борьбы с половцами, и где срубили крепость, вторая половина XI в. Своего расцвета город достиг в конце 12 начале 13 века, когда он был крупным ремесленным и торговым центром Древней Руси. Высокого развития в городе достигли ювелирное, гончарное, кузнечное, косторезное и стеклодельное ремесла. В этот период было построено три каменных храма Спасский, Борисоглебский и Успенский. - Какой была Рязань накануне нашествия Батыя? - Чем славились рязанские мастера?




Сообщение 2 О «Повести о разорении Рязани Батыем» «Повесть о разорении Рязани Батыем» является частью свода, состоящего из текстов, которые рассказывают об иконе Николы. Икона эта была принесена в Рязанскую землю из Корсуни (Херсонеса), где, согласно одной из легенд, принял крещение Владимир I. В этот свод входят: 1) рассказ об истории перенесения в Рязанское княжество в город Заразск (ныне Зарайск) образа Николы из Корсуни «служителем» этой иконы Евстафием, 2) «Повесть о разорении Рязани Батыем», 3) «Родословие» «служителей» иконы. Из «Повести о разорении Рязани Батыем» мы узнаём, как и почему был убит рязанский князь Фёдор Юрьевич, какие беды претерпела Рязанская земля. Вторая повесть рязанского свода (о разорении Рязани Батыем) – наиболее значительна по размерам и наиболее ценна по своим литературным достоинствам. Эта типичная воинская повесть – одно из лучших произведений древней русской литературы. «Повесть о разорении Рязани Батыем» составлена не сразу после нашествия Батыя. Это видно из того, что многие детали этого нашествия стёрлись и как бы восстановлены по памяти. И вместе с тем «Повесть о разорении Рязани Батыем» не могла возникнуть позднее середины XIV века, поскольку сама острота переживания событий не сглажена и не смягчена ещё временем и в ней есть ряд характерных деталей, которые могли быть памятны только ближайшим поколениям. Вернее всего считать, что «Повесть о разорении Рязани Батыем» составлена в первой половине XIV века. - Когда была создана «Повесть…»?


Анализ повести - Что говорит о том, что «Повесть о разорении Рязани Батыем» - самостоятельное произведение? - Назовите имена князей, участвовавших в совете, созванном рязанским князем Юрием Ингваревичем. - Выразительное чтение эпизода от слов «И услышал великий князь Юрий Ингваревич Рязанский, что нет ему помощи от великого князя Георгия Всеволодовича Владимирского…» до слов «…и стали совет держать, как утолить нечестивца дарами». - Как названы князья?


Сообщение 3 О рязанских князьях Рязанский князь Юрий Ингваревич созывает на совет князей Рязанской земли. В повести в совещании принимают участие живые и мёртвые, поскольку многих из созываемых в «Повести о разорении Рязани Батыем» Юрием князей фактически к 1237 году уже не было в живых: Давид Муромский умер в 1228 г., Всеволод Пронский умер ещё раньше, в 1208 г. Сзывает Юрий и Олега Красного и Глеба Коломенского (последний упоминается не во всех списках и по летописи не известен). В последующей битве все эти князья гибнут.


Анализ повести - Каков смысл соединения умерших и живых в единое братское войско? - Почему Батый, вопреки обещаниям, двинул свои полчища на Рязань? - Выразительное чтение эпизода от слов «Благоверный же князь Фёдор Юрьевич посмеялся и ответил царю…» до слов «…других князей и воинов лучших поубивал». - Кто рассказал Батыю о красоте Евпраксии, жены Фёдора Юрьевича? О чём свидетельствует этот эпизод? - Выразительное чтение эпизода от слов «О государи мои и братья!..» до слов «…и за отчизну отца нашего великого князя Ингваря Святославича». - Какова интонация призыва Юрия Ингваревича к своим воинам?


Исследовательская работа 1 группа Из эпизода от слов «И стал воевать царь Батый окаянный Рязанскую землю…» до слов «…собираясь Русскую землю пленить, и веру христианскую искоренить, и церкви Божии до основания разорить» выпишите ключевые слова, при помощи которых передан предельный накал сражения. 2 группа Найдите фрагменты, в которых присутствует образ «чаши смертной». Каково значение такого повтора?
Чем заканчивается повесть? Выразительное чтение эпизода от слов «Князь Ингварь Ингваревич был в то время в Чернигове у брата своего князя Михаила Всеволодовича Черниговского…» до слов «И была радость христианам, которых избавил Бог рукою своею крепкою от безбожного и зловерного царя Батыя».
Домашнее задание 1. Прочитать «Поучение...» Владимира Мономаха. 2. Выписать ключевые тезисы, содержащие советы Мономаха. 3. Индивидуальные задания. Подготовить сообщения -о Владимире Мономахе, -о «Поучении...», - об образе Владимира Мономаха в искусстве (слайдовая презентация).