Мастер и маргарита вечные ценности. Сочинение на тему истинные и мнимые ценности в романе мастер и маргарита, булгаков читать бесплатно

Истинное и ложное в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»

I. Вступление

Один из главных пороков современной цивилизации со­стоит, по мысли Толстого, в широком распространении лож­ных понятий. В связи с этим проблема истинного и ложного становится одной из ведущих в произведении. Как же отли­чить истинное от ложного? Для этого у Толстого есть два кри­терия: истинное исходит из глубины души человека и выража­ется просто, без позы и «игры на публику». Ложное же, наоборот, порождено низменной стороной человеческой нату­ры и всегда ориентировано на внешний эффект.

П. Главная часть

1. Ложное величие. «Нет величия там, где нет простоты, добра и правды», - писал Толстой. Ложное величие олице­творяет в романе Наполеон. В нем нет ни того, ни другого, ни третьего. Толстой показывает, что Наполеон посылает людей на смерть из-за мелких и во многом эгоистических целей. По­ведение Наполеона в высшей степени неестественно, каждый жест и каждое слово его рассчитано на эффект. В романе На­полеону противопоставлен Кутузов, чьими действиями руко­водит любовь к родине и любовь к русскому солдату. В его действиях нет игры и позы, наоборот, Толстой даже подчер­кивает внешнюю непривлекательность полководца. Но имен­но Кутузов как выразитель души всего русского народа слу­жит примером истинного величия.

2. Ложный героизм. Пока человек хочет совершить подвиг прежде всего для того, чтобы его заметили, и мечтает о подвиге непременно красивом, это, по Толстому, еще не настоящий ге­роизм. Так происходит, например, с князем Андреем в первом томе романа во время Аустерлицкого сражения. Истинный же героизм возникает тогда, когда человек думает не о себе, а об общем деле и не заботится о том, как он выглядит со стороны Такой героизм проявляют на войне прежде всего простые лю­ди - солдаты, капитан Тушин, капитан Тимохин и др. Именно вместе с ними становится способным на подлинный героизм и князь Андрей во время Бородинского сражения.

3. Ложный патриотизм. Его проявляет в романе значитель­ная часть аристократии, начиная от самого царя и кончая Элен Безуховой. Стремление выставить свой патриотизм напоказ (штраф за произнесенное французское слово в великосветском салоне, ура-патриотические «афишки» и высокопарные клятвы Ростопчина и т.п.) противопоставляется истинному, непоказно­му патриотизму прежде всего русского народа: солдат и опол­ченцев, купца Ферапонтова, сжегшего свою лавку, чтобы не доставалась французам, партизан, жителей Москвы и других городов и деревень, оставлявших армии Наполеона «выжжен­ную землю», и т.п. Истинным патриотизмом отличаются и лучшие представители дворянства, единые с народом: Кутузов, Андрей Болконский, Пьер Безухов, Наташа Ростова и др.

4. Ложная любовь. Настоящая любовь, по Толстому, должна возникать из чувства духовной близости между людь­ми. Истинно любящий человек думает не столько о себе, сколько о любимом или любимой. Любовь только тогда оп­равдана в глазах Толстого, когда она выражает духовное единение. Такая любовь показана Толстым в основном в эпилоге на примере супружеских пар Николай Ростов - княжна Ма­рья и Пьер Безухов - Наташа. Но в романе показана и любовь как ложное и эгоистическое чувство. Так, любовь Пьера к Элен - это всего лишь чувственное влечение. То же можно сказать и о внезапной страсти Наташи к Анатолю. Несколько более сложный случай - любовь князя Андрея к Наташе. Ка­залось бы Андрей Болконский любит вполне искренне, но де­ло в том, что в этой любви он видит в основном самого себя: сначала возможность собственного духовного воскресения, а потом - оскорбление, нанесенное его чести. С точки зрения Толстого, истинная любовь и индивидуализм несовместимы.

1) И. Бунин в рассказе «Господин из Сан-Франциско» по­казал судьбу человека, который служил ложным ценностям. Богатство было его богом, и этому богу он поклонялся. Но когда американский миллионер умер, то оказалось, что под­линное счастье прошло мимо человека: он умер, так и не уз­нав, что такое жизнь.

2) Имя простой крестьянской девушки Жанны д"Арк сегод­ня известно всем. 75 лет Франция вела безуспешную войну с английскими захватчиками. Жанна поверила, что именно ей суждено спасти Францию. Молодая крестьянка уговорила короля дать ей небольшой отряд и смогла сделать то, что не уда­валось умнейшим военачальникам: она зажгла своей неисто­вой верой людей. После многих лет позорных поражений фран­цузы, наконец, смогли победить захватчиков.

Когда размышляешь над этим поистине чудесным событи­ем, то понимаешь, как важно, чтобы человеком руководила великая цель.

3) Мало кто знает, что во время съемок известного фильма Н. Михалкова «Утомленные солнцем», испортилась погода, тем­пература понизилась до минус шести. А между тем по сцена­рию должно быть знойное лето. Актерам, изображавшим от­дыхающих, приходилось купаться в ледяной воде, лежать на холодной земле. Этот пример показывает, что искусство требу­ет от человека жертв, полной самоотдачи.

4) Французский писатель Г. Флобер в романе «Госпожа Бо­вари » рассказывал о судьбе одинокой женщины, которая, за­путавшись в жизненных противоречиях, решила отравиться. Писатель сам почувствовал признаки отравления и вынужден был обратиться за помощью. Не случайно потом он говорил: «Госпожа Бовари - это я».

5) Верность своему призванию не может не вызывать ува­жения. Народоволец Николай Кибальчич был приговорен к смерти за покушение на царя. Ожидая смерти, он работал над проектом реактивного двигателя. Больше, чем собственная жизнь, его заботила судьба изобретения. Когда за ним при­шли, чтобы отвести к месту казни, Кибальчич отдал жандарму чертежи космического аппарата и просил передать их ученым. «Трогательно, что человек перед страшной казнью имеет силы думать о человечестве!» - так писал об этом духовном подвиге К. Циолковский.

6) «Я всегда поражался безмерному трудолюбию и терпе­ливости Кирилла Лаврова, - вспоминает режиссёр Владимир Бортко о выдающемся актере: «Нам надо было отснять 22­ минутный разговор Иешуа с Понтием Пилатом, такие сцены снимаются по две недели. На съёмочной площадке Лавров, 80-летний человек, провёл 16 часов в нагрудных доспехах весом 12 кг, не сказав ни слова упрёка съёмочной группе».

Проблемы:

Нравственная ответственность человека (художника, ученого) за судьбу мира

Роль личности в истории

Нравственный выбор человека

Конфликт человека и общества

Человек и природа

Утверждающие тезисы:

1. Человек приходит в этот мир не для того, чтобы сказать, какой он, а чтобы сделать его лучше.

2. От каждого человека зависит, каким будет мир: светлым или темным, добрым или злым.

3. Все в мире связано невидимыми нитями, и неосторож­ный поступок, нечаянное слово могут обернуться самыми не­предсказуемыми последствиями.

4. Помни о своей Высокой человеческой ответственности!

Цитаты:

1. Есть один несомненный признак, разделяющий по­ступки людей на добрые и злые: увеличивает поступок любовь и единение людей - он хороший; производит он вражду и разъединение - он дурной (Л. Толстой, русский писатель).

2. Мир сам по себе ни зло, ни благо, он вместилище и того и другого, смотря по тому, во что вы сами его превратили (М. Монтень, французский философ-гуманист).

3. Да - я в ладье. Меня разлив не тронет! Но как мне жить, когда народ мой тонет? (Саади, персидский писатель и мысли­тель)

4. Легче зажечь одну маленькую свечу, чем клясть темноту (Кон­фуций, древнекитайский мыслитель).

6. Люби - и делай что хочешь (Августин Блаженный, христи­анский мыслитель).

7. Жизнь - это борьба за бессмертие (М. Пришвин, русский писатель).

8. Они ушли во тьму, но не исчез их след (В. Шекспир, английский писатель).

Аргументы:

У каждого в руках судьба мира

1) В боевой операции под Первомайском бойцы, отбивав­шие атаку боевиков, бросились к ящику с гранатами. Но когда они открыли его, то обнаружили, что у гранат нет взрывателей. Упаковщик на заводе забыл их положить, а без них граната ­ это просто кусок железа. Солдаты, неся тяжелые потери, вынуждены были отступить, а боевики прорвались. Ошибка бе­зымянного человека обернулась страшной бедой.

2) Историки пишут, что турки смогли захватить Константи­нополь, пройдя через калитку, которую кто-то забыл закрыть.

3) Двадцатый век - век первый в истории человечества мировых войн, век создания оружия массового поражения. Складывается невероятная ситуация: человечество может само себя уничтожить. В Хиросиме, на памятнике жертвам атом­ной бомбардировки, написано: «Спите спокойно, ошибка не повторится». Чтобы та и многие другие ошибки не повторя­лись, всечеловеческий характер приобретает борьба за мир, борьба против оружия массового поражения.

4) Посеянное зло оборачивается новым злом. В средние века появилась легенда о городе, который заполонили крысы. Горожане не знали, куда от них деться. Один человек пообе­щал избавить город от мерзких существ, если ему заплатят. Жители, конечно же, согласились. Крысолов заиграл на дудоч­ке, околдованные звуками крысы пошли за ним. Чародей ув­лек их к реке, сел в лодку, и крысы утонули. Но горожане, избавившись от напасти, отказались платить обещанное. Тог­да колдун отомстил городу: он вновь заиграл на дудочке, со всего города сбежались дети, и он утопил их в реке.

Роль личности в истории

1) «Записки охотника» И. Тургенева сыграли огромную роль в общественной жизни нашей страны. Люди, прочитав свет­лые, яркие рассказы о крестьянах, поняли, что безнравственно владеть людьми как скотом. В стране началось широкое дви­жение за отмену крепостного права.

2) После войны многих советских солдат, которые попали во вражеский плен, осудили как предателей родины. Рассказ М. Шолохова «Судьба человека», в котором показывается горь­кая доля солдата, заставил общество по-другому взглянуть на трагическую судьбу военнопленных. Был принят закон об их реабилитации.

3) Американская писательница Г. Бичер-Стоу написала ро­ман «Хижина дяди Тома», в котором рассказывалось о судьбе кроткого негра, забитого до смерти безжалостным плантато­ром. Этот роман всколыхнул все общество, в стране вспыхнула Гражданская война, и позорное рабство было отменено. По­том говорили, что эта маленькая женщина начала большую войну.

4) Вряд ли король Англии Эдуард III до конца понимал, к чему приведет его дерзость: на государственном гербе он изоб­разил нежные лилии. Тем самым английский король показал, что отныне ему подвластна и соседняя Франция. Этот рисунок властолюбивого монарха стал поводом для Столетней войны, которая принесла людям бессчетные бедствия.

Человек и природа

1) Человек на наших глазах продолжает роковое дело, которое начал уже тысячелетия тому назад: во имя потребностей своего произ­водства он уничтожил наполненные жизнью леса, обезводил и превратил в пустыни целые континенты. Ведь Сахара и Кара­ Кумы - очевидное свидетельство преступной деятельности человека, продолжающейся и поныне. А разве не свиде­тельством тому является загрязнение Мирового океана? Чело­век лишает самого себя в ближайшем будущем последних не­обходимых ресурсов питания.

2) В русских народных сказках часто прославляется беско­рыстие человека. Емеля не собирался ловить щуку - она сама попала ему в ведро. Увидит странник выпавшего птенца - по­ложит его в гнездо, попадет птица в силки - он ее освободит, выбросит волной рыбу на берег - он отпустит ее обратно в воду. Не искать выгоды, не губить, а помогать, спасать, беречь - этому учит народная мудрость.

3) Вмешательство человека в сложную жизнь природы мо­жет привести к непредсказуемым последствиям. Один известный ученый решил привести в свой регион оленей. Однако животные не смогли приспособиться к новым условиям и ско­ро погибли. Зато клещи, которые жили в шкуре оленей, осво­ились, наводнили леса и луга и стали настоящим бедствием для остальных обитателей.

4) Глобальное потепление, о котором все настойчивее гово­рят в последнее время, чревато катастрофическими последстви­ями. Но не все задумываются о том, что эта проблема является прямым следствием жизнедеятельности человека, который в погоне за наживой нарушает устойчивое равновесие природ­ных циклов. Не случайно ученые все больше говорят о разум­ном самоограничении потребностей, о том, что не прибыль, а сохранение жизни должно стать главной целью деятельности человека.

5) Польский фантаст С. Лем в своих «Звездных дневниках» описал историю космических бродяг, которые разорили свою планету, изрыли шахтами все недра, продали полезные ископаемые обитателям других галактик. Возмездие за такую сле­поту было страшным, но справедливым. Наступил тот роковой день, когда они оказались на краю бездонной ямы, и земля под ногами стала осыпаться. Эта история - грозное предуп­реждение всему человечеству, которое хищнически грабит при­роду.

В образе Маргариты раскрывается непобедимая сила женской любви. Именно любовь героини, ради которой она превратилась в ведьму, спасает духовно покалеченного Мастера. Это настоящие чувства, которые не в состоянии убить ни разлука, ни давление со стороны агрессивного социума, ни страх за собственную судьбу.

Истинность этой любви отмечается также в описании того, как эта любовь зародилась, насыщенном совершенно неожиданными и экспрессивными сравнениями. Такая же экспрессия просматривается и во всем поведении и характере Маргариты.

Тем не менее, главным свидетельством безграничной любви Маргариты к Мастеру является моральное начало. Оно проявляется в по-своему героической преданности женщины любимому, ее желании спасти его любой ценой, ее готовностью разделить с ним и жизнь и смерть.

Верность моральному закону, которую сохраняет героиня и в тоталитарном обществе, где уничтожаются все ростки человечности, и в эпицентре «дьяволиады», где ей пришлось сыграть роль королевы грандиозного бала человеческих пороков и грехов всех времен, придает ее духовному портрету возвышенные и трогательные черты, природную женственность и моральную мужественность, сочувствие к тем, кто страдает, и беспощадность к тем, кто пытался уничтожить ее любимого. Маргарита стала одним из приятнейших женских образов в литературе ХХ века.

Образу Мастера отдана самая дорогая для Булгакова, лейтмотивная в его творчестве идея бессмертия настоящего искусства. Также, образ Мастера во многом автобиографический. Главным является то, что булгаковский Мастер изображен как обобщенный образ творца, его сравнивают с Фаустом Гете и Г. Сковородой.

Мастер открыто выражает отвращение к примитивной и бездарной литературной продукции, которую выдают на-гора подпевалы советской власти. А после подачи рукописи на суд арбитров советского красного писательства он становится объектом для уничижительной критики коллег по литературному цеху. Отличает Мастера среди отряда «берлиозов» и его так называемый «непрофессионализм». Однако, главным доказательством истинности искусства Мастера, является то, что написанный им роман доподлинно отображал реалии ершалаимских событий.

Тема истинности романа о трагедии Ершалаима создает простор для множественных параллелей между Мастером и Иешуа. Так же, как Иешуа, Мастер становится носителем вечной истины, так же он посредством этой служения этой истине вступает в конфликт со властью и проходит свой крестный путь.

Впрочем, в отличие от Иешуа, Мастеру не хватает духовных сил выдержать тяжелые испытания. Временный отказ от творчества означает для героя отказ от жизни: он находит приют в психиатрической больнице и верит в собственное сумасшествие. По этой причине после смерти Мастера его душа, которая испытала трагический срыв, попадает не в «Царство света», а в «Царство покоя».

Финал романа, в котором Мастер и Маргарита находят покой только в смерти, подчеркивает мысль о фатальной обреченности носителей вечных ценностей в тоталитарном обществе.

В целом следует отметить, что к концу романа первостепенную важность принимает тенденция, тяготеющая к гармоничной развязке, трагически запутанных узлов в судьбах некоторых персонажей каждого из трех миров.

Едва ли не самое важное проявление указанной тенденции наблюдается в мире Ершалаима, когда с Понтия Пилата снимается его тягостная кара. Это финальное событие имеет всеобъемлющее значение. Важным также является то, что освобождает Пилата от его мук не Воланд и не Иешуа, а сам Мастер, как создатель художественного образа прокуратора, как творец, что утверждал в своем романе наивысшую ценность морального закона, в конце концов, как человек, который в собственной жизни познал горькие плоды отречения истины, и в какой-то мере переживает грех Пилата, как свой собственный… Таким образом сюжет романа «Мастер и Маргарита» движется от тем морального суда и расплаты, к идеям прощения, иллюстрируя, древнюю мудрость, согласно с которой милосердие стоит выше справедливости.

  • Ершалаимские главы в романе «Мастер и Маргарита»
  • «Мастер и Маргарита» - особенности жанра и структуры романа
  • Сатирический образ советской Москвы 30-х годов в романе «Мастер и Маргарита»

«Сделанное тобой, к тебе же и вернётся».

Уинстон Черчилль

Наши поступки проходят красной нитью через всю нашу жизнь, тем самым определяя её качество. На чём основываются наши поступки, каков их фундамент? Ответ весьма прост: фундаментом любого поступка являются наши внутренние качества, они же ценности нашей жизни. Когда мы совершаем то или иное действие, мы, прежде всего, должны обращаться к своему внутреннему миру, опираться на свои внутренние ценности.

Истинные ценности нашей жизни – это не материальные блага. Не машина, квартира, одежда, драгоценности и многие другие вещи. Хотя мы почему-то часто ценим эти вещи больше, чем людей. При этом абсолютно неважно родной это человек, коллега по работе или просто прохожий. Мы забываем, что уважая других - уважаешь себя. Я нисколько не отрицаю, что квартира, машина и прочие атрибуты являются необходимыми и важными, но прошу вас понять, что они не являются нашими истинными ценностями. Мы часто относимся враждебно к другим людям, при этом возносим обыкновенные вещи в ранг божества и поклоняемся им. Мне кажется, мы все немножко запутались в этой жизни, сделав внешние блага важнее внутренних качеств. Вспомните, пожалуйста, когда вы последний раз помогали людям, которые существуют рядом с вами, которые вас окружают? Как часто вы совершаете хорошие поступки и проявляете уважение к другим?

Порой очень полезно отвечать себе на вопросы, которые касаются вашего внутреннего мира. Ответ на них может помочь сформировать внутренний стержень, выработать у себя верные принципы, на которые всегда можно будет опереться, какая бы жизненная ситуация не произошла.

Одной из таких опор могут стать наши внутренние ценности, которые помогут нам ориентироваться в этой жизни. Под внутренними ценностями я подразумеваю качества, которыми мы руководствуемся, принимая то или иное решение. Эти качества носят следующий характер: благородство, добродетель, уважение, ответственность, честность, дружелюбие, взаимопонимание и многое другое, что вы способны найти в недрах своего сердца.

Безусловно, эти качества могут иметь только положительное значение и ни в коем случае не могут быть отрицательными. Почему они не могут быть отрицательными? Неужели совершённые нами плохие поступки могут сделать нашу жизнь лучше, гармоничнее, счастливее, неужели они могут помочь другим людям? Есть известная пословица – «Не рой другому яму, сам в неё попадешь» или «Что посеешь, то и пожнешь».

И это правда, скорее даже закон, который придумала сама жизнь. Идти против законов жизни весьма неразумно. Ведь если вы прыгните с крыши, закон притяжения непременно сделает своё дело, конечно, если вы не Нео из фильма «Матрица». Кстати, Нео - это олицетворение истинных внутренних ценностей, оплот добра и благородства. Он спасает мир от забвения, пытаясь открыть людям правду жизни.

Порой спасение мира подразумевает разрушение, которое является борьбой с чем-то тёмным внутри нас. Так же и мы можем пролить свет на то невежество, темноту, которые пытаются укорениться в нас, во всем нашем существе. Мы можем сломать свои старые шаблоны поведения, которые ведут к разрушению себя, отношений с родными нам людьми, и всего нашего мира в целом. Мы можем создать новые принципы, маяком для которых будут истинные ценности.

Как могут быть определены истинные ценности? Представьте, что в вашей жизни существует множество ролей, которые вы играете. Эти роли проявляются в различных сферах жизни, например: семья, друзья, работа, хобби, социум в целом. Теперь давайте рассмотрим некоторые из таких ролей.

Начнём с семьи, самого близкого и ценного для нас. Вы можете быть: отцом, матерью, сыном, дочерью, сестрой, братом и т.д. Разберём пример отец/мать. Теперь представьте, а лучше запишите, каким отцом/матерью вы бы хотели быть. Какие качества вы бы хотели проявлять по отношению к вашим детям? Хотели ли бы вы быть чутким к ним, дарить любовь и заботу, воспитывать их в обстановке уважения и взаимопонимания, верности и честности? После того, как вы запишите данные качества, постарайтесь последить за собой в реальной жизни. Соответствует ли ваше поведение и действия тем качествам, которыми вы бы хотели обладать? Если нет, то подумайте почему, и как вы можете это изменить.

Следующую роль, которую я бы хотел рассмотреть, это роль которую мы играем на работе. Допустим, вы являетесь тренером по плаванию и учите детей плавать. Помимо того, что вы обучаете детишек плавать, вы так же являетесь для них примером и ориентиром. Обучение проходит не только на воде, но также и в головах детей, вы учите их моральным принципам. И то, как вы ведёте себя во время занятий, то, исходя из каких принципов вы действуете и на какие ценности опираетесь, формирует, во-первых, ваше поведение, а во-вторых, поведение ребёнка, которое он может перенять от вас.

Из этого следует, что наши внутренние ценности, в какой бы из ролей мы не прибывали, должны быть сформированы в одном ключе. И этот ключ должен открывать только те двери, за которыми находятся наши положительные качества.

Относитесь к другим детям так, как вы относитесь к своему ребёнку. Наблюдайте за своим поведением, как в семье, так и во всех сферах жизни, и всегда помните про истинные ценности.

У нас есть возможность пройтись по всем ролям нашей жизни и увидеть те качества, о которых мы знаем, но почему-то не применяем их как ориентир, не используем их как фундамент. Наши внутренние ценности подобны яркому свету маяка, который освещает наш путь, помогает нам идти верным путём и не потеряться в пучине страстей, которые словно туман окутывают нас и нашу жизнь.

Истинные ценности должны быть основой нашей личности, должны служить нам ориентиром и вести в верном направлении, пронизывая весь наш путь. Я надеюсь, что вашими ценностями станут добродетель и порядок, любовь и сострадание, благородство и уважение. И, конечно, я надеюсь, что все они будут освещать вашу жизнь, жизнь вашей семьи и всех людей на нашей планете.