Великие Победы русского духа. Художник Павел Корин

Арина ЛАЗАРЕВА

Александр Невский

1942-1943. Государственная Третьяковская галерея, Москва

На творчество П.Д. Корина во многом повлияла Великая Отечественная война. В эти годы Корин, как и многие другие ведущие деятели науки и искусства, продолжал работать, стараясь поднять патриотический дух народа. Ведущими в его творчестве стали исторические сюжеты - моменты славы русского оружия. Самым известным его произведением военных лет является триптих «Александр Невский», созданный по заказу Комитета по делам искусств. Работать над произведением Корин начал в 1942 году.
Три части картины объединены основной сюжетной линией - это подготовка к борьбе с иностранными захватчиками. На левой части триптиха, которая называется «Северная баллада», изображен русский воин-богатырь из народа, которого провожает на войну женщина - мать, жена или сестра. В правой части Корин обыграл былинный мотив - эта часть получила название «Старинный сказ» и наводит зрителя на мысли о богатой истории и культуре русского народа.
На центральной картине триптиха изображен Александр Невский, русский князь, причисленный к лику святых Русской православной церковью в 1549 г. за вклад в защиту русских земель от врагов. Александр Невский в годы своего княжения одержал ряд ярких побед над шведскими и немецкими армиями. В годы Великой Отечественной войны тема борьбы Древней Руси с немцами была наиболее актуальной, а победы русских над ними возводились в ранг общенациональных достижений. Героизм Александра Невского мог служить примером для советского народа. Князь прославился смекалкой, изобретательностью и смелостью в битве на Неве в 1240 г. со шведами и немцами и в 1242 г. в знаменитом сражении с рыцарями Ливонского ордена на Чудском озере. В Невской битве Александр победил численно превосходившего врага с помощью военного искусства, нанеся противнику неожиданный удар.
В 1240 г. немцы напали на Псковскую область, а шведы, побуждаемые папой, двинулись на Новгород под предводительством королевского зятя Биргера. Уверенный в победе, Биргер прислал Александру объявление войны, гордое и надменное: «Если можешь, сопротивляйся, знай, что я уже здесь и пленю землю твою». Новгород был предоставлен самому себе. Разгромленная татарами Русь не могла оказать городу никакой поддержки. С небольшой дружиной новгородцев и ладожан Александр ночью 15 июля 1240 г. напал на шведов, застав их врасплох, когда они при устье Ижоры на Неве остановились лагерем для отдыха, и полностью разгромил их. Шведы не ожидали такого мощного отпора русских, которые своим внезапным нападением полностью деморализовали противника. Сам сражаясь в первых рядах, Александр «неверному кралю их [Биргеру] возложил острием меча печать на челе». Победа в этой битве дала ему прозвание Невский и в глазах современников сразу поставила на пьедестал великой славы. Впечатление от победы было тем сильнее, что она произошла в тяжелый период, ознаменовавшийся для остальной Руси большими бедами и невзгодами.

Интерьер Успенского собора в Московском Кремле. 1936. Музей-квартира П. Д. Корина, филиал ГТГ

Военный гений Александра Невского проявился и в битве на Чудском озере 5 апреля 1242 г. Армии Ливонского ордена методично продвигались в глубь русских земель, немецкие наместники были в Пскове и угрожали свободе Новгорода. Призвав Александра, выгнавшего немцев из Пскова и с близлежащих земель, новгородцы спасли свою свободу. Перед битвой князь Александр велел своим дружинникам снять железные доспехи. Хитрым маневром (враг был пропущен сквозь русский заслон) закованных в железо вражеских воинов заманили на лед. По данным новгородской летописи, русские семь верст гнали немцев по льду, 400–500 рыцарей пало и до 50 было взято в плен; по данным ливонской хроники, потери ордена составили 20 убитых и 6 пленных.
Работая над триптихом, художник советовался с историками, сотрудниками Исторического музея, где с натуры писал кольчугу, латы, шлем - всё снаряжение главного героя, образ которого он воссоздал на полотне всего за три недели. На картине Корина Александр Невский представлен как целеустремленный воин, готовящийся к битве. Он стоит на рубеже русских земель и зорко смотрит, откуда появится враг. Александр опирается на большой меч, а за его спиной развевается знамя с образом Спаса Нерукотворного. Цветовая гамма, использованная художником, выдержана в черных, красных и светлых тонах. Это усиливает впечатление строгости, сдержанности, целеустремленности и героизма, производимое образом князя. Вся центральная часть триптиха словно иллюстрирует знаменитую фразу, приписываемую летописцем Александру Невскому: «Кто с мечом к нам придет, тот от меча и погибнет». Общий облик князя грозен. Это настоящий русский богатырь-защитник, который не даст в обиду свою землю.
За спиной Александра Невского Корин изобразил простирающиеся широко русские земли. Широкоплечий воин в латах олицетворяет собой всю мощь русского оружия, смелость и мужество русского народа, который готов сражаться до последней капли крови за свою свободу и независимость, за свои идеалы. Во многом благодаря мастерству художника князь остался в памяти русских несгибаемым воителем и национальным героем.

Подготовка учащихся к написанию сочинения в жанре портретного очерка

Сочинение - портретный очерк

  • Подготовить учащихся к написанию сочинения в жанре портретного очерка;
  • дать понятие о композиции и структуре портретного очерка, его языковых особенностях;
  • повторить сведения о публицистическом стиле;
  • создать культуроведческий фон урока посредством использования специального языкового материала, про­изведения живописи (картины П. Д. Корина),
  • развивать умение читать символы картины, проводить исторические параллели, осознавать перекличку разных исторических эпох и уметь выразить свое мнение об этом посредством слов;
  • авизировать специфическую фоновую, устаревшую лексику, необходимую для описания портрета (князь, иконопись, меч, кольчуга, панцирь и т. д.);
  • ориентировать учащихся на использование изученных конструкций (простое предложение с однородными, обособленными, уточняющими членами) в тексте сочинения.

  • репродукция картины П. Д. Корина «Александр Невский»;
  • фрагмент искусствоведческого текста (жанр портретного очерка) Г. Кушнеровской (раздаточный материал).

Ход урока

Вступительное слово учителя.

Урок подготовки к сочинению мы начнем викторины.

Кто такой Александр Невский? (Известный русский князь, прославившийся в битвах со шведами и немцами)

За что Александр был наречен Невским? (За победу над шведами на Неве)

Какое событие в истории было названо «ледовое побоище»? -

Что происходило в нашей стране в 1942 году?



сочинение.

Рассказ о художнике

Павел Дмитриевич Корин - наследственный иконописец. С детства он учился писать иконы, закончил палехскую школу живописи, работал в Москве в иконописной палате Донского монастыря. Затем он снова пошел учиться, теперь уже в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. В этот период определились его художественные интересы: он активно работает в жанр портрета. В портретной галерее, созданной художником, много выдающихся деятелей русской культуры: писатель А. Н. Толстой, скульптор С. Т. Коненков, мастера живописи М. В. Нестеров, М. С. Сарьян, групповой портрет «Кукрыниксы» (М. В. Куприянов, П. Н. Крылов Н. А. Соколов).

Особняком в этом ряду стоит портрет Александра Не­вского. Это символический портрет князя-героя, который разбил ливонских рыцарей в 1242 году. Через 700 лет, в 1942 году, в дни борьбы с немецко-фашистскими захватчиками, Павел Дмитриевич Корин создает произведение, на котором изображает Александра Невского.

Дело в том, что перед лицом грозного врага люди по-особому смотрят на прошлое своей страны. Страницы истории переосмысливаются, к далеким событиям обращаются словно за поддержкой: ведь было и раньше было трудно, как же выстояли? Накануне Великой Отечественной войны известный режиссер С. Эйзенштейн поставил художественный фильм «Александр Невский», а уже во время войны, в 1942 году, были утверждены ордена Александра Невского, Суворова, Кутузова. Словно великие полководцы прошлого становились в строй вновь, чтобы в трудную минуту помочь Родине одолеть врага.

Позже сам Павел Дмитриевич Корин вспоминал: «Я писал Невского в годы войны, стремясь отразить непокорный, гордый дух народа, который встал во весь свой гигантский рост».

Писать было трудно. Оружейная палата эвакуирована. А художнику нужно было писать шлемы, мечи... В историческом музее он находит копию шлема Ярослава Всеволодовича - отца Александра Невского, и пишет небольшой этюд. Он зарисовывает фрагменты кольчуги, наблюдает, как соединяются её звенья, какова конструкция панциря древнего русского воина.

Рассмотрим это полотно.

Беседа по картине


эту картину?

Он

Опишите лицо героя картины. Чем оно привлекает внимание? (Мы видим мужественное лицо с правильными жесткими чертами. Выражение его сурово. Мы понимаем, что перед нами человек, готовый к трудному бою: губы его плотно сжаты, брови сдвинуты. В глазах нет страха, а есть решимость идти до конца.

Какие детали одежды подчеркивают, что перед нами воин? (На князе металлическая кольчуга, тяжелы й пан цирь, латы. Металлическими доспехами защищены руки и ноги. На голове - шлем, в руках - огромный тяжелый меч. Тяжело спадает с плеч багровый плащ. Именно так одевались на Руси воины.)

Изображая князя, художник стремился к достоверной передаче деталей. Однако в руках князя только тяжелый литой меч, но нет другого необходимого атрибута - щита. Как вы думаете, почему? («Может быть пото му, что щит предназначен для того, чтобы защищаться. Александр Невский готовится не защищаться, СА защищать свою землю, свой народ. Мне кажется, что князь - символ щита, человек, который должен защи щать свою родину».)

О чем говорит нам поза полководца? (Он твердо сто ит на своей земле и не отдаст ни одной ее пяди. Он готов защищать эту землю, ведь именно так становится че ловек, желающий защитить кого-то. Его ноги расставлены. Руки крепко сжимают меч. Его поза говорит о ду ховной и физической силе этого человека, его увереннос ти в себе и предстоящей победе.)

Справа на картине мы видим стяг с изображением Спаса - Спасителя, Христа. Этот стяг необычен. В чем это проявляется? (Необычен фон стяга - черный. В цен тре стяга - изображение Спасителя. Необычно выраже ние его глаз, они какие-то сверкающие, гневные)

Что же готов защищать герой картины? (Он готов защищать русскую землю: ее огромное небо, церкви, реки, леса, холмы - все, что мы видим за ним на заднем плане картины.)

Искусствоведческий текст (жанр nopmpem ного очерка)

Прочитайте отрывок.

Образ Невского имеет в триптихе значение исторического символа. Невский стоит над Волховом, как на краю земли, возвышаясь над старинным собором, над лесом дальнего берега. Он стоит, обеими руками сжимая рукоять меча, готовый к бою до конца. Ветер гонит грозовые тучи, развевает стяг и пурпурный плащ на плечах князя. В этом образе, словно кованном из стали с головы до ног, есть решимость и бесстрашие, и убежденность в победе. О таких писал летописец: «Се бо люди крылаты!» И веришь, благодаря таким Россия, Русь была навеки непокоренной, независимой.

«Я хотел,- говорил Павел Дмитриевич, - передать характер русского человека, воплотить тот дух отваги, что составляет неотъемлемую черту нации, что побуждал людей России насмерть стоять в битвах, идти вперед, искать новые земли, пути в науке, создавать новые песни...»

И «Александр Невский» Корина - это гимн человеку, исполнившему свой долг, прекрасному силой убежденности и осанкой благородной независимости.

Беседа по тексту

Какова тема очерка?

- Какова композиция очерка? (образ Невского - исторический символ.; передать через образ Невского характер русского человека; образ – гимн воину и победителю).

- В каком стиле написан текст очерка?

- Какой тип речи преимущественно используется в очерке?

Есть ли элементы других типов речи?

Работа над текстом сочинения

Вы должны будете написать сочинение необычного
жанра - портретный очерк, аналогичное тому, который мы только что анализировали. Аналогичный - сходный, похожий, но это не значит, что вы должны
повторить то, что мы с вами видели в данном очерке. Каждый человек, который смотрит на картину, видит что-то свое, у него возникают свои, несхожие с другими мысли, он использует свои речевые средства.

Особенности портретного очерка

Тема очерка

Личность, изображенная на картине

Основная мысль

Мозаичная

композиция

(состоит из

отдельных

фрагментов,

подчиненных

Внешний портрет (описание черт лица, фигуры, показ через внешность внутреннего мира героя: чувств, мыслей, настроеений);

Собственная позиция и оценка, отношение к герою и картины в целом.

Публицистический

Ведущий тип речи

Рассуждение (доказательство или размышление) с элементами повествования и описания.

показать образ Александра Невского, запечатленный на картине, выразить свою оценку)

Что может включать композиция очерка?

Обязателен ли именно такой порядок изложения, который вы назвали в соответствии с таблицей?

Сделайте прогноз относительно стилевой направленности своего сочинения.

Какой тип речи будет преобладающим? (Рассуждение)

Будут ли присутствовать элементы других типов речи в сочинении? (Обязательно будут элементы on исания героя; возможны элементы повествования, вкрапленные в сочинение: сведения о герое картины, об авторе.)

  • И последнее важное замечание. Очерк всегда привлекает внимание, когда ему дается какое-то яркое, заминающееся название. Подумайте, какие бы вы предложили варианты заголовка для своего сочинения-очерка?

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сочинение - портретный очерк

по картине П.А.Корина «Александр Невский»

Цели:

Подготовить учащихся к написанию сочинения в жанре портретного очерка;

дать понятие о композиции и структуре портретного очерка, его языковых особенностях;

повторить сведения о публицистическом стиле;

создать культуроведческий фон урока посредством использования специального языкового материала, произведения живописи (картины П. Д. Корина),

авизировать специфическую фоновую, устаревшую лексику, необходимую для описания портрета (князь, иконопись, меч, кольчуга, панцирь и т. д.);

ориентировать учащихся на использование изученных конструкций (простое предложение с однородными, обособленными, уточняющими членами) в тексте сочинения.

Культуроведческий фон урока (оборудование):

репродукция картины П. Д. Корина «Александр Невский»;

фрагмент искусствоведческого текста (жанр портретного очерка) Г. Кушнеровской (раздаточный материал).

Ход урока

Вступительное слово учителя.

Урок подготовки к сочинению мы начнем викторины.

Кто такой Александр Невский? (Известный русский князь, прославившийся в битвах со шведами и немцами)

За что Александр был наречен Невским? (За победу над шведами на Неве)

Какое событие в истории было названо «ледовое побоище»? (Рыцари тевтонского ордена взяли русские города Изборск и Псков и намеревались идти на Новгород. На Чудском озере развернулось одно из самых. крупных сражений средневековья - «ледовое побоище». Войско, которым командовал Александр Невский, разбило немецких рыцарей; это событие произошло в 1242 году.)

Что происходило в нашей стране в 1942 году? (В это. время шла Великая Отечественная война.)

Между событиями, о которых мы вспомнили, лежит
временная пропасть в 700 лет, и, тем не менее, эти события оказались тесно связаны друг с другом в сознании известного русского художника Павла Дмитриевича Корина, по картине которого мы будем писать
сочинение.

Рассказ о художнике

Павел Дмитриевич Корин - наследственный иконописец. С детства он учился писать иконы, закончил палехскую школу живописи, работал в Москве в иконописной палате Донского монастыря. Затем он снова пошел учиться, теперь уже в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. В этот период определились его художественные интересы: он активно работает в жанр портрета. В портретной галерее, созданной художником, много выдающихся деятелей русской культуры: писатель А. Н. Толстой, скульптор С. Т. Коненков, мастера живописи М. В. Нестеров, М. С. Сарьян, групповой портрет «Кукрыниксы» (М. В. Куприянов, П. Н. Крылов Н. А. Соколов).

Особняком в этом ряду стоит портрет Александра Невского. Это символический портрет князя-героя, который разбил ливонских рыцарей в 1242 году. Через 700 лет, в 1942 году, в дни борьбы с немецко-фашистскими захватчиками, Павел Дмитриевич Корин создает произведение, на котором изображает Александра Невского.

Дело в том, что перед лицом грозного врага люди по-особому смотрят на прошлое своей страны. Страницы истории переосмысливаются, к далеким событиям обращаются словно за поддержкой: ведь было и раньше было трудно, как же выстояли? Накануне Великой Отечественной войны известный режиссер С. Эйзенштейн поставил художественный фильм «Александр Невский», а уже во время войны, в 1942 году, были утверждены ордена Александра Невского, Суворова, Кутузова. Словно великие полководцы прошлого становились в строй вновь, чтобы в трудную минуту помочь Родине одолеть врага.

Позже сам Павел Дмитриевич Корин вспоминал: «Я писал Невского в годы войны, стремясь отразить непокорный, гордый дух народа, который встал во весь свой гигантский рост».

Писать было трудно. Оружейная палата эвакуирована. А художнику нужно было писать шлемы, мечи... В историческом музее он находит копию шлема Ярослава Всеволодовича - отца Александра Невского, и пишет небольшой этюд. Он зарисовывает фрагменты кольчуги, наблюдает, как соединяются её звенья, какова конструкция панциря древнего русского воина.

Рассмотрим это полотно.

Беседа по картине

На что сразу обращаешь внимание, когда смотришь на
эту картину? (На огромную фигуру Александра Невского.)

Как изобразил художник Александра Невского? (Он изображен в полный рост, занимает почти всю картину.)

Опишите лицо героя картины. Чем оно привлекает внимание? (Мы видим мужественное лицо с правильными жесткими чертами. Выражение его сурово. Мы понимаем, что перед нами человек, готовый к трудному бою: губы его плотно сжаты, брови сдвинуты. В глазах нет страха, а есть решимость идти до конца. Он смотрит вдаль, туда, откуда, вероятно, идут полчища врага.)

Какие детали одежды подчеркивают, что перед нами воин? (На князе металлическая кольчуга, тяжелый панцирь, латы. Металлическими доспехами защищены руки и ноги. На голове - шлем, в руках - огромный тяжелый меч. Тяжело спадает с плеч багровый плащ. Именно так одевались на Руси воины.)

Изображая князя, художник стремился к достоверной передаче деталей. Однако в руках князя только тяжелый литой меч, но нет другого необходимого атрибута - щита. Как вы думаете, почему? («Может быть потому, что щит предназначен для того, чтобы защищаться. Александр Невский готовится не защищаться, СА защищать свою землю, свой народ. Мне кажется, что князь - символ щита, человек, который должен защищать свою родину».)

О чем говорит нам поза полководца? (Он твердо стоит на своей земле и не отдаст ни одной ее пяди. Он готов защищать эту землю, ведь именно так становится человек, желающий защитить кого-то. Его ноги расставлены. Руки крепко сжимают меч. Его поза говорит о духовной и физической силе этого человека, его уверенности в себе и предстоящей победе.)

Справа на картине мы видим стяг с изображением Спаса - Спасителя, Христа. Этот стяг необычен. В чем это проявляется? (Необычен фон стяга - черный. В центре стяга - изображение Спасителя. Необычно выражение его глаз, они какие-то сверкающие, гневные)

Что же готов защищать герой картины? (Он готов защищать русскую землю: ее огромное небо, церкви, реки, леса, холмы - все, что мы видим за ним на заднем плане картины.)

Искусствоведческий текст (жанр nopmpemного очерка)

Прочитайте отрывок.

Образ Невского имеет в триптихе значение исторического символа. Невский стоит над Волховом, как на краю земли, возвышаясь над старинным собором, над лесом дальнего берега. Он стоит, обеими руками сжимая рукоять меча, готовый к бою до конца. Ветер гонит грозовые тучи, развевает стяг и пурпурный плащ на плечах князя. В этом образе, словно кованном из стали с головы до ног, есть решимость и бесстрашие, и убежденность в победе. О таких писал летописец: «Се бо люди крылаты!» И веришь, благодаря таким Россия, Русь была навеки непокоренной, независимой.

«Я хотел,- говорил Павел Дмитриевич, - передать характер русского человека, воплотить тот дух отваги, что составляет неотъемлемую черту нации, что побуждал людей России насмерть стоять в битвах, идти вперед, искать новые земли, пути в науке, создавать новые песни...»

И «Александр Невский» Корина - это гимн человеку, исполнившему свой долг, прекрасному силой убежденности и осанкой благородной независимости.

Беседа по тексту

Какова тема очерка? (Личность Александра Невского)

- Какова композиция очерка? (образ Невского - исторический символ.; передать через образ Невского характер русского человека; образ – гимн воину и победителю).

- В каком стиле написан текст очерка? (Цель текста - воздействие на слушателей и читателей посредством выражения своего мнения доказать, что этот образ является историческим символом. Основная форма реализации стиля – монолог автора. В тексте встречаются профессиональные слова (образ, триптих) и устаревшая лексика, которая необходима, чтобы правильно назвать предметы одежды, оружие той далекой эпохи (меч, ножны, стяг, князь...), формы (се бо люди...).

- Какой тип речи преимущественно используется в очерке? (Рассуждение. В тексте есть тезис, доказательства, вывод.)

Есть ли элементы других типов речи? (Есть элементы описания образа Невского на картине, а также элементы повествования, которые вводятся с помощью прямой речи летописцами.)

Работа над текстом сочинения

Мозаичная

композиция

(состоит из

отдельных

фрагментов,

подчиненных

общему

замыслу)

Внешний портрет (описание черт лица, фигуры, показ через внешность внутреннего мира героя: чувств, мыслей, настрое ений);

Поведенческий портрет (oписание позы, взгляда, жестов, мимики);

Речевой портрет (речь человека как средство раскрытия его характера, мыслей, эмоционального состояния)

Элементы биографии человека (что совершил, когда);

Элементы характеристики человека современниками, близким людьми, историками и т. д.;

Собственная позиция и оценка, отношение к герою и картины в целом.

А теперь попробуем применить полученные знания к конкретной теме нашего сочинения. Какова будет тема и основная мысль вашего сочинения? (показать образ Александра Невского, запечатленный на картине, выразить свою оценку)

Что может включать композиция очерка? (описание внешности Александра Невского, его глаза, выражение глаз, внутреннее напряжение человека, готового к битве, и через внешность - внутренний мир героя: его чувства, мысли, настроение....)

Обязателен ли именно такой порядок изложения, который вы назвали в соответствии с таблицей? (для портретного очерка характерна мозаичная композиция.)

Сделайте прогноз относительно стилевой направленности своего сочинения. (Сочинение будет написано в публицистическом стиле)

Какой тип речи будет преобладающим? (Рассуждение)

Будут ли присутствовать элементы других типов речи в сочинении? (Обязательно будут элементы onисания героя; возможны элементы повествования, вкрапленные в сочинение: сведения о герое картины, об авторе.)

И последнее важное замечание. Очерк всегда привлекает внимание, когда ему дается какое-то яркое, заминающееся название. Подумайте, какие бы вы предложили варианты заголовка для своего сочинения-очерка? («Защитник земли русской», «Победитель», «Легендарный герой русской земли».)


Опишите устно центральную часть триптиха П. Корина Александр Невский . Что подчёркивает в портрете героя художник?

Ответ

Триптих был заказан художнику в годы Великой Отечественной войны, когда тема противостояния захватчику была центральной в искусстве. Солдаты, шедшие на фронт, вдохновлялись им. Тыловики, обеспечивающие солдат едой, оружием и одеждой тоже находили в нем утешение.

«Александр Невский» писался под сводки с фронта, под грохот зениток, под ярким светом режущих небо прожекторов. Он был призван вызвать в душах зрителей подъем и вдохновение, уверенность в том, что врага можно победить, каким бы ужасным он не казался, и как бы несметны не были его полчища.

В левой и правой части триптиха солдаты собираются на войну. Их провожают женщины – старуха-мать, опирающаяся на клюку, жена, держащая на руках маленького ребенка. Воевать стоит ради них, ради того, чтобы жизнь продолжилась, ребенок вырос, мать смогла дожить свой век в покое и тишине, а не в всепоглощающем страхе за сына. Сама земля, её река, деревня, маленькая церковь тоже нуждается в защите, и тоже собирается ждать своих сыновей.

Посередине же образ воина получает закономерно развитие. Александр Невский – человек, остановивший немецких рыцарей, как никто другой мог вдохновить защитников страны на войну с фашистскими захватчиками. В его фигуре есть нечто монументальное, память о древних богатырях, и одновременно – иконописная строгость, стяг с лицом Христа, напоминающая о святости русской земли. Он стоит, опираясь на меч, за спиной пьется стяг и колеблется на ветру плащ, и, полностью облаченный в доспех, он ждет, когда придут те, с кем нужно будет биться. Придут – и погибнут от того меча, с которым пришли.

А за его спиной – беззащитная, родная, любимая земля. Белостенный город на реке, облачное, нахмуренное небо, готовое, кажется, заплакать. За них нужно биться, за детей и матерей, оставшихся в городе. И нельзя не победить – как в свое время не смог не победить Александр.

(19 )

История создания картины «Александр Невский».

Картина «Александр Невский» было написано художником Павлом Дмитриевичем Кориным в 1942 — 1943 годах, в трудные годы Великой Отечественной войны. Это было время, когда русский народ сражался с немецкими захватчиками и как никогда нуждался в духовной поддержке и опоре. По замыслу художника, именно такая картина могла вселить в людей чувство патриотизма и уверенность в победе.

Александр Невский — полководец, великий князь, который в тринадцатом веке не раз защищал Русь от многочисленных внешних врагов. Он является символом доблести и храбрости. Такой исторический деятель не случайно был выбран художником, чтобы достичь наиболее сильного воздействия на зрителей.

Описание Картины «Александр Невский».

Фигура Александра Невского занимает всё пространство картины. Могучий князь стоит, широко расставив ноги и сжав в руках меч. Он незыблем и непоколебим. Кажется, что никакие силы не способны его сломить. Лицо Александра словно высечено из камня: спокойное и твёрдое. Его взгляд — прямой и уверенный. Он как будто говорит: «Кто с мечом к нам придёт, от меча и погибнет.

Художник изобразил Александра Невского в доспехах витязя. На его голове шлем, в руках меч, за спиной развевается красный плащ. Великий воин стоит на страже спокойствия и мира своей Родины, и никакие враги не смогут его одолеть.

Картина наполнена патриотизмом и гордостью художника за свою страну, её славное прошлое и героическое настоящее. Полотно вселяет уверенность в то, что русский народ сможет отстоять свою независимость и право на счастливое будущее на собственной земле.


«…Статен и крепок телом, Честен и быстр умом- Князь Александр Ярославич Встал за власти кормом. Взошел на престол некрепкий, Встал рыцарскою ногой. Поклялся прогнать супостатов, И Родине дать покой…» Отрывок из стихотворения «Александр Невский» Владимир Феникс


По результатам широкомасштабного опроса россиян 28 декабря 2008 года Александр Невский был выбран «именем России». Однако в исторической науке нет единой оценки деятельности Александра Невского, взгляды историков на его личность разные, порой прямо противоположные. Веками считалось, что Александр Невский сыграл исключительную роль в русской истории в тот драматический период, когда Русь подверглась удару с трёх сторон, в нём видели родоначальника линии московских государей и великого покровителя православной церкви. Так в чём же заслуга Александра Невского? По праву ли Россия носит его имя?


Алекса́ндр Яросла́вич Не́вский Алекса́ндр Яросла́вич Не́вский князь Новгородский в, и (), великий князь Киевский (), великий князь Владимирский (), знаменитый русский полководец. Второй сын переяславского князя (позже великого князя киевского и владимирского) Ярослава Всеволодовича и Ростиславы (Феодосии) Мстиславны, княжны Торопецкой, Родился в Переяславле-Залесском в мае 1221 года.


В 1230 году, когда Новгородская республика призвала князя Ярослава, он, побыв две недели в Новгороде, посадил на княжение Фёдора и Александра, однако три года спустя, в тринадцатилетнем возрасте, Фёдор умер. В 1234 году состоялся первый поход Александра на Дерпт, который с 1223 находился в руках ливонцев и победа на реке Омовже. В 1236 году Ярослав уехал из Переяславля- Залесского княжить в Киев (оттуда в 1238 году во Владимир). С этого времени начинается самостоятельная деятельность Александра. В 1239 году Ярослав, по окончании войны с литовцами за Смоленск, женил Александра на дочери Брячислава Полоцкого. Свадьба прошла в Торопце в храме св. Георгия. Уже в 1240 году в Новгороде родился первенец княжича, названный Василием.


В 1240 году немцы подступили к Пскову, а шведы двинулись на Новгород, согласно русским источникам, под предводительством самого правителя страны, королевского зятя ярла Биргера. Карта


С сравнительно небольшой дружиною новгородцев и ладожан Александр ночью 15 июля 1240 года врасплох напал на шведов Биргера, когда они при устье Ижоры, на Неве, остановились лагерем для отдыха, и нанёс им полное поражение. И он сам, сражаясь в первых рядах, «неверному кралю их (Биргеру) возложил остриём копья печать на челе». Победа в этой битве продемонстрировала талант и силу Александра. Устье Ижоры


Тем не менее, новгородцы, всегда ревнивые к своим вольностям, в том же году успели рассориться с Александром, и он удалился к отцу, который дал ему на княжество Переяславль-Залесский. Между тем на Новгород надвигались ливонские немцы. Рыцари осадили Псков и вскоре взяли его, воспользовавшись предательством среди осаждённых. Новгородцы обратились к Ярославу за князем; он дал им второго своего сына Андрея. Это не удовлетворило их. Они отправили второе посольство просить Александра. В 1241 году Александр явился в Новгород и очистил его область от врагов, а в следующем году вместе с Андреем выдвинулся на помощь Пскову. Освободив город, Александр направился в Чудскую землю, во владения ордена. Памятный камень на берегу


5 апреля 1242 года произошла битва на границе с Ливонским Орденом, на Чудском озере. Сражение это известно как Ледовое побоище. Точный ход сражения неизвестен, но, согласно ливонским хроникам, орденские рыцари оказались в ходе боя окружены. Согласно новгородской летописи, русские 7 вёрст преследовали немцев по льду. В 1245 году литовская армия, возглавляемая князем Миндовгом, напала на новгородские земли. Александр немедленно бросился на захватчиков. Литовцы, узнав об этом, начали отступать с награбленным из владений Александра, но тот нагнал их и разбил в битве у озера Жизца. По сказанию летописца, литовцы впали в такой страх, что стали «блюстися имени его». Шестилетняя победоносная защита Александром северной Руси привела к тому, что немцы, по мирному договору, отказались от всех недавних завоеваний и уступили новгородцам часть Латгалии. 5 апреля 1242 года произошла битва на границе с Ливонским Орденом, на Чудском озере. Сражение это известно как Ледовое побоище. Точный ход сражения неизвестен, но, согласно ливонским хроникам, орденские рыцари оказались в ходе боя окружены. Согласно новгородской летописи, русские 7 вёрст преследовали немцев по льду. В 1245 году литовская армия, возглавляемая князем Миндовгом, напала на новгородские земли. Александр немедленно бросился на захватчиков. Литовцы, узнав об этом, начали отступать с награбленным из владений Александра, но тот нагнал их и разбил в битве у озера Жизца. По сказанию летописца, литовцы впали в такой страх, что стали «блюстися имени его». Шестилетняя победоносная защита Александром северной Руси привела к тому, что немцы, по мирному договору, отказались от всех недавних завоеваний и уступили новгородцам часть Латгалии.


После смерти отца, в 1247 году Александр поехал в Орду к Батыю. Оттуда вслед за ранее уехавшим братом Андреем он отправился к великому хану в Монголию. Батый планировал отдать владимирское великое княжение Александру, но согласно завещанию Ярослава владимирским князем должен был стать Андрей, а новгородским и киевским Александр. В итоге правителями Монгольской империи, несмотря на смерть Гуюка во время похода на Батыя в 1248 году, был реализован второй вариант. Александр получил Киев и «Всю Русскую землю». Генрих Семирадский. «Князь Александр Невский принимает папских легатов».


В 1253 году, вскоре после начала великого княжения Александра, его старший сын Василий с новгородцами был вынужден отражать литовцев от Торопца, в том же году псковичи отбили тевтонское вторжение, затем вместе с новгородцами и карелами вторглись в Прибалтику и разбили тевтонцев на их земле, после чего был заключён мир на всей воле новгородской и псковской Святой Александр Невский. Фреска 1666 г. Фреска 1666 г.


В 1255 году новгородцы изгнали от себя старшего сына Александра Василия и призвали Ярослава Ярославича из Пскова. Невский же заставил их снова принять Василия, а неугодного ему посадника Ананию, поборника новгородской вольности, заменил услужливым Михалкой Степаничем Икона Святого благоверного князя Александра Невского


В 1262 году во Владимире, Суздале, Ростове, Переяславле, Ярославле и других городах были перебиты татарские откупщики дани, а сарайский хан Берке потребовал произвести военный набор среди жителей Руси, поскольку возникла угроза его владениям со стороны иранского правителя Хулагу. Александр Невский отправился в Орду, чтобы попытаться отговорить хана от этого требования. Там Александр заболел. Уже будучи больным, он выехал на Русь. Он 14 ноября 1263 скончался в Городце (есть 2 версии в Городце волжском или в Городце Мещерском). Митрополит Кирилл возвестил народу во Владимире о его смерти словами: «Чада моя милая, разумейте, яко зайдет солнце Русской земли», и все с плачем воскликнули: «уже погибаем». В 1262 году во Владимире, Суздале, Ростове, Переяславле, Ярославле и других городах были перебиты татарские откупщики дани, а сарайский хан Берке потребовал произвести военный набор среди жителей Руси, поскольку возникла угроза его владениям со стороны иранского правителя Хулагу. Александр Невский отправился в Орду, чтобы попытаться отговорить хана от этого требования. Там Александр заболел. Уже будучи больным, он выехал на Русь. Он 14 ноября 1263 скончался в Городце (есть 2 версии в Городце волжском или в Городце Мещерском). Митрополит Кирилл возвестил народу во Владимире о его смерти словами: «Чада моя милая, разумейте, яко зайдет солнце Русской земли», и все с плачем воскликнули: «уже погибаем». Г. Семирадский. Кончина Александра Невского


Александр сделался любимым князем духовенства. В дошедшем до нас летописном сказании о подвигах его говорится, что он «Богом рожден». Побеждая везде, он никем не был побеждён. Рыцарь, пришедший с запада посмотреть Невского, рассказывал, что он прошёл много стран и народов, но нигде не видал такого «ни в царях царя, ни в князьях князя». Такой же отзыв будто бы дал о нём и сам хан татарский, а женщины татарские его именем пугали детей. Изначально похоронен Александр Невский в Рождественском монастыре во Владимире. В 1724 году по приказу Петра I мощи Александра Невского торжественно перенесены в Александро-Невский монастырь Александр сделался любимым князем духовенства. В дошедшем до нас летописном сказании о подвигах его говорится, что он «Богом рожден». Побеждая везде, он никем не был побеждён. Рыцарь, пришедший с запада посмотреть Невского, рассказывал, что он прошёл много стран и народов, но нигде не видал такого «ни в царях царя, ни в князьях князя». Такой же отзыв будто бы дал о нём и сам хан татарский, а женщины татарские его именем пугали детей. Изначально похоронен Александр Невский в Рождественском монастыре во Владимире. В 1724 году по приказу Петра I мощи Александра Невского торжественно перенесены в Александро-Невский монастырь Г. Семирадский. Похороны Александра Невского


Именем Александра Невского названы улицы, переулки, площади и т. д. Ему посвящены православные храмы, он является небесным покровителем Санкт-Петербурга и Петрозаводска. В древнерусской литературе В древнерусской литературе Основная статья: «Повесть о житии Александра Невского» Литературное произведение, написанное в XIII веке и известное во множестве редакций. Художественная литература Художественная литература Сегень А. Ю. Александр Невский. Солнце Земли Русской. М.: ИТРК, с. (Библиотека исторического романа) экз. ISBN Югов А. К. Ратоборцы. Л.: Лениздат, с. Субботин А. А. За землю Русскую. М.: Военное изд-во Министерства Обороны СССР, с. Мосияш С. Александр Невский. Л.: Детская литература, с. Именем Александра Невского названы улицы, переулки, площади и т. д. Ему посвящены православные храмы, он является небесным покровителем Санкт-Петербурга и Петрозаводска. В древнерусской литературе В древнерусской литературе Основная статья: «Повесть о житии Александра Невского» Литературное произведение, написанное в XIII веке и известное во множестве редакций. Художественная литература Художественная литература Сегень А. Ю. Александр Невский. Солнце Земли Русской. М.: ИТРК, с. (Библиотека исторического романа) экз. ISBN Югов А. К. Ратоборцы. Л.: Лениздат, с. Субботин А. А. За землю Русскую. М.: Военное изд-во Министерства Обороны СССР, с. Мосияш С. Александр Невский. Л.: Детская литература, с.


Изобразительное искусство Памятник Александру Невскому в Петрозаводске Памятник Александру Невскому в Петрозаводске Портрет Александра Невского (центральная часть триптиха, 1942 г.) работы Павла Корина. Памятник Александру Невскому (конная скульптура) в г. Санкт-Петербурге, открыт 9 мая 2002 г. на площади Александра Невского перед входом на территорию Александро- Невской лавры. Авторы скульпторы: В. Г. Козенюк, А. А. Пальмин, А. С. Чаркин; архитекторы: Г. С. Пейчев, В. В. Попов. Памятник Александру Невскому (конная скульптура) в г. Санкт-Петербурге, открыт 9 мая 2002 г. на площади Александра Невского перед входом на территорию Александро- Невской лавры. Авторы скульпторы: В. Г. Козенюк, А. А. Пальмин, А. С. Чаркин; архитекторы: Г. С. Пейчев, В. В. Попов. Памятник Александру Невскому в городе Петрозаводске, открыт 3 июня 2010 г. на проспекте Александра Невского около входа на территорию Кафедрального собора Александра Невского. Авторы скульпторы: В. Г. Козенюк Памятник Александру Невскому в городе Петрозаводске, открыт 3 июня 2010 г. на проспекте Александра Невского около входа на территорию Кафедрального собора Александра Невского. Авторы скульпторы: В. Г. Козенюк Памятник в Волгограде на площади Павших борцов. Памятник в Волгограде на площади Павших борцов. Изобразительное искусство Памятник Александру Невскому в Петрозаводске Памятник Александру Невскому в Петрозаводске Портрет Александра Невского (центральная часть триптиха, 1942 г.) работы Павла Корина. Памятник Александру Невскому (конная скульптура) в г. Санкт-Петербурге, открыт 9 мая 2002 г. на площади Александра Невского перед входом на территорию Александро- Невской лавры. Авторы скульпторы: В. Г. Козенюк, А. А. Пальмин, А. С. Чаркин; архитекторы: Г. С. Пейчев, В. В. Попов. Памятник Александру Невскому (конная скульптура) в г. Санкт-Петербурге, открыт 9 мая 2002 г. на площади Александра Невского перед входом на территорию Александро- Невской лавры. Авторы скульпторы: В. Г. Козенюк, А. А. Пальмин, А. С. Чаркин; архитекторы: Г. С. Пейчев, В. В. Попов. Памятник Александру Невскому в городе Петрозаводске, открыт 3 июня 2010 г. на проспекте Александра Невского около входа на территорию Кафедрального собора Александра Невского. Авторы скульпторы: В. Г. Козенюк Памятник Александру Невскому в городе Петрозаводске, открыт 3 июня 2010 г. на проспекте Александра Невского около входа на территорию Кафедрального собора Александра Невского. Авторы скульпторы: В. Г. Козенюк Памятник в Волгограде на площади Павших борцов. Памятник в Волгограде на площади Павших борцов. Спасо- Преображенский собор,Памятник Александру Невскому
Кинематограф Александр Невский, Невский Николай Черкасов, режиссёр Сергей Эйзенштейн, 1938 год. Александр Невский, Невский Николай Черкасов, режиссёр Сергей Эйзенштейн, 1938 год. Господин Великий Новгород, Невский Александр Франскевич-Лайе, режиссёр Алексей Салтыков, 1984 год. Господин Великий Новгород, Невский Александр Франскевич-Лайе, режиссёр Алексей Салтыков, 1984 год. Житие Александра Невского, Невский Анатолий Горгуль, режиссёр Георгий Кузнецов, 1991 год. Житие Александра Невского, Невский Анатолий Горгуль, режиссёр Георгий Кузнецов, 1991 год. Александр. Невская битва, Невский Антон Пампушный, режиссёр Игорь Каленов, Россия, 2008 год. Александр. Невская битва, Невский Антон Пампушный, режиссёр Игорь Каленов, Россия, 2008 год.Кинематограф Александр Невский, Невский Николай Черкасов, режиссёр Сергей Эйзенштейн, 1938 год. Александр Невский, Невский Николай Черкасов, режиссёр Сергей Эйзенштейн, 1938 год. Господин Великий Новгород, Невский Александр Франскевич-Лайе, режиссёр Алексей Салтыков, 1984 год. Господин Великий Новгород, Невский Александр Франскевич-Лайе, режиссёр Алексей Салтыков, 1984 год. Житие Александра Невского, Невский Анатолий Горгуль, режиссёр Георгий Кузнецов, 1991 год. Житие Александра Невского, Невский Анатолий Горгуль, режиссёр Георгий Кузнецов, 1991 год. Александр. Невская битва, Невский Антон Пампушный, режиссёр Игорь Каленов, Россия, 2008 год. Александр. Невская битва, Невский Антон Пампушный, режиссёр Игорь Каленов, Россия, 2008 год.


«Соблюдение Русской земли, говорит знаменитый историк Сергей Соловьёв, от беды на востоке, знаменитые подвиги за веру и землю на западе доставили Александру славную память на Руси и сделали его самым видным историческим лицом в древней истории от Мономаха до Донского».


Мы с вами ознакомились с основными фактами биографии Александра Невского и увидели, что его вклад в развитие нашего государства в период феодальной раздробленности очень велик. По-моему мнению, исходя из всего представленного материла, Россия гордо может носить имя Александра Невского. 1. Год рождения Александра Ярославича? 1221г. 2. Битва, после которой Александр получил своё прозвище? Невская. 3. Дата и место Ледового побоища? г.,Чудское озеро. 4. Как звали старшего сына Александра? Василий. 5. Год смерти Александра Ярославича? 1263г. 6. Как назвал Александра после его смерти митрополит Кирилл? «Солнце земли Русской»