Технические музеи россии. Музей военной техники на поклонной горе

История нашего народа неразрывно связана с событиями военных лет в период Великой Отечественной войны. И эта память о тех событиях навечно запечатлелась в одном из исторических мест Москвы – музее военной техники. Этот комплекс находится на территории Парка Победы .

Музей военной техники на Поклонной горе является частью Центрального музея Великой Отечественной войны и его экспозиция находится слева от главного здания.

Посетить музей можно в один из дней недели, за исключением понедельника .
Вторник-воскресенье 11:00-18:30
кассы и вход посетителей до 18:00)
Выходной — понедельник

Цена входного билета для осмотра открытой площадки военной техники составляет 250 рублей. Можно купить единый билет за 350 рублей — по нему доступны для осмотра дополнительно главное здание музея, и площадка вооружения и военной техники локальных войн и вооруженных конфликтов 50-80-х годов ХХ века. (По отдельности каждый билет стоит 250 рублей).
До 16 лет вход бесплатно (возьмите свидетельство о рождении).
Дополнительно придется заплатить за проведение фото и видеосъемки 100 рублей. Но для отдельных категорий выставка доступно бесплатно – это, прежде всего участники Великой Отечественной войны, инвалиды, дети инвалидов и свидетели блокады в оккупированном Ленинграде. Впрочем, они все это уже видели в свое время и заслужили на бесплатную экскурсию.

Прекрасное видео и музыка — Военная техника на Поклонной горе

Этот военно-патриотический музей знаменит тем, что здесь находится самая большая коллекция военной техники Советского Союза , союзнических войск. Уделено также внимание и трофейным экспонатам, которые отражают техническое состояние той поры фашистской Германии и ее союзников.

В общей сложности в этом музее представлено свыше 300 единиц военной техники и вооружения . Причем ознакомление с этой экспозицией довольно познавательно. Каждая модель техники оснащена информационной табличкой, отражающей информацию о самом образце техники, его разработчике. Также представлены сведения относительно основных технических характеристик и датах выпуска конкретной модели.

Среди экспонатов этой выставки под открытым небом есть представители военной техники всех родов войск – артиллерийские орудия, знаменитые советские танки и, конечно же, — автомобили той эпохи. Причем автотранспорт представлен как грузовыми автомобилями, так и престижными генеральскими марками.

Но самое большое внимание вызывает вход в выставку, где расположились танковые экспонаты . Большое количество этой техники разных армий вызывают восхищение молодого подрастающего поколения. Им, кстати, не запрещено забраться на башню и сфотографироваться сидя на стволе танка. Рядом располагаются и средства, которые использовались против этой грозной техники — например, противотанковые ежи разных конструкций.

Не меньшее внимание приковывает и морская техника — модели кораблей , катера, другие плавательные военные средства. Для этой экспозиции на территории музея создан искусственный водоем. А рядом с выставленной на воде техникой видны средства для ее уничтожения – плавающие противокорабельные мины.

Далее посетители с интересом смогут рассмотреть летательные аппараты военной поры – вертолеты, самолеты, а также их грозное снаряжение – авиабомбы. В этой экспозиции находятся и грузовые летательные средства и знаменитые российские истребители и наводящие ужас немецкие бомбардировщики. Глядя на эти выставочные экспонаты даже сложно поверить, что всего несколько десятилетий назад они несли смерть под своими крыльями.

Отдельную территорию занимают экспонаты железнодорожной военной техники . На огромных по размеру платформах находятся не менее огромные и внушительные артиллерийские орудия, которые кроме как железнодорожным транспортом доставить было больше нечем. На грустные мысли наводит экспонат с остатками взорванного моста и уцелевшим на нем вагончиком. Заставляет задумать и вид санитарного поезда. Кроме этих экспонатов здесь находятся и характерные для их оснащения виды вооружения. В основном это крупнокалиберные пулеметы и пушки, которые устанавливались на отдельных платформах для защиты от авиационных налетов.

Сегодня Поклонная гора и заложенный возле нее в 1958 Парк Победы считается главнейшей достопримечательностью Российской столицы. Для ветеранов ВОВ она является знаковым местом. Здесь герои собираются ежегодно 9 мая. На Поклонной горе побывали миллионы туристов, и у каждого историческая местность оставила целую бурю непередаваемых эмоций, трепетных воспоминаний.

Как добраться

В какой бы части Москвы не находилась мини-гостиница, в которой остановились путешественники, добраться до знаменитой Поклонной горы достаточно просто. Мемориальный Парк расположился между Кутузовским проспектом и Минской улицей. Доехать до исторической местности можно на метро, высадившись на одноименной станции. Далее на автобусе до остановки Поклонная гора.

В Парке Победы предусмотрено несколько входов. Один расположен на пересечении проспекта Кутузовского и улицы Минской. Второй находится со стороны Объездной дороги. Возле каждого входа предусмотрена бесплатная парковка. Въезд на территорию парка возможен по улице Генерала Ермолова через Объездную дорогу.

Разнообразие экспозиции

Выставка военной техники в парке на Поклонной горе расположилась непосредственно под открытым небом. Грандиозная, впечатляющая своим размахом, экспозиция насчитывает не менее 300 образцов боевой техники. Некоторые экспонаты представлены в виде габаритных, искусно выполненных макетов. Однако для посетителей этот факт не имеет особого значения, ведь основателям музея все-таки удалось передать тревожную, волнующую атмосферу времен Второй Мировой.

Уникальная выставка представляет не только все образцы тяжелой Российской техники, но и Германии и прочих стран, принимающих непосредственное участие в кровопролитной войне.

  • Для экспонатов вооружения морского флота специально создали искусственный водоем. На его территории размещены огромные макеты кораблей. Артиллерийские судовые башни, торпеды и прочие орудия расположили по берегам водоема.
  • Недалеко от второго входа в музей представлена японская техника. Она получена в качестве трофеев. Среди экспозиций присутствуют артиллерийские установки, с максимальной точностью воссозданные макеты самолетов, реконструкция пулеметного ДОТа, несколько танков.
  • Сверхтяжелая, колоссальных размеров артиллерийская система на транспортере. Была захвачена финнами. Возвращена после перемирия и успешно использовалась в Балтийске для обороны.
  • Партизанская поляна. Здесь воссозданы уникальные сооружения – солдатские землянки, фронтовой командный пункт, наблюдательная вышка, окопы. Все они использовались во время войны партизанами.
  • Основная экспозиция музея представлена на длинной аллее. Представлено несколько артиллерийских установок.

Отдельно на площадке находится настоящий Ли-2, являющийся знаменитым военно-транспортным самолетом. Именно на такой модели 9 мая из Берлина в Российскую столицу переправили Победное Знамя, а также акт о капитуляции Германии. За артиллерийской площадкой посетители музея увидят несколько огромных ангаров. Здесь также экспонируется техника времен Второй Мировой. В первом ангаре представлены десятки видов артиллерии, а второй отдан исключительно под самолеты. Среди них не только советские машины, но и зарубежные воздушные суда.

Уникальные экспонаты

Ознакомившись с экспозицией, предложенной в ангарах-навесах, гости музея попадают на открытую площадку. На огромной территории представлено несколько видов зенитных артиллерийских установок, танков и САУ. Конечно, не обошлось и без легендарного Т-34 и реактивной системы залпового огня "Катюши". Кстати, последнюю можно встретить далеко не в каждом музее.
Не менее интересна для гостей музея экспозиция спецформирований НКПС, железнодорожных войск. Представлено немало уникальных экспонатов. Среди них присутствует часть знаменитого бронепоезда "Красновосточник", изготовленная в 1917 году, платформа для транспортировки вооружения, грузовой и санитарный вагоны.

Отдельно в коллекции музея представлен "Крюк" – это немецкий путеразрушитель. Он предназначен специально для быстрого, эффективного уничтожения железнодорожного полотна. Использовали его немцы еще в 1943 году во второй его половине. Неподалеку представлена зрелищная инсталляция, названная Разрушенный железнодорожный мост.
Далее проложена военно-автомобильная дорога. На ней также расположена историческая техника времен войны. Затем посетители попадают в сектор Инженерно-фортификационных сооружений. Один из самых трогательных экспонатов музея под открытым небом – памятник фронтовой собаке.

Рядом с отважным псом расположен огнеметный танк Т-46-1. Его можно по праву назвать редчайшим экземпляром. Таких моделей выпущено было всего 4. Перед посетителями предстают останки одного из двух уцелевших танков. Отдельного внимания заслуживает сектор, где размещена трофейная немецкая артиллерия и бронетехника.

Один из самых известных технических музеев Подмосковья находится в Кубинке. Музей будет интересен, в первую очередь, любителям танков и тяжелой бронетехники. «Центральный музей бронетанкового вооружения и техники» — самый крупный танковый музей в мире по уникальности представленных экспонатов. Посетители музея могут увидеть более 300 экспонатов из них около 60 — это экспериментальные разработки, созданные в единственном экземпляре.

Музей в Кубинке был создан еще в 1938 году. Однако в связи с секретностью доступ в него был ограничен. Одной из причин было наличие среди экспонатов иностранных образцов военной техники, что намекало на участие СССР в различных военных конфликтах. Только в 1992 году музей стал открытым для всех.

Полезная информация

  • Когда ехать? Большая часть техники стоит в павильонах, и ехать можно в любую погоду. Иногда в музее устраивают демонстрацию техники в ходу. Обычно это происходит 23 февраля, 9 мая и в День танкиста (второе воскресенье сентября). Информацию о танковых шоу ищите на сайте музея — mbtvt.ru
  • Как добраться? 50 километров от МКАД по Минскому шоссе. Координаты музея — Карта проезда . Будьте внимательны, некоторые навигаторы попытаются провести вас через садовые участки, но проезд через них закрыт. Нужно развернуться на развязке в Кубинке и немного проехать в сторону Москвы. В выходные дни, особенно во время демонстрации проездов техники, неминуемы сложности с парковкой, приготовьтесь к тому, что придется бросить машину вдалеке от музея и пройти пешком.
  • Координаты парковки 55.5669716 — 36.7157936 (55°34?01.1?N — 36°42?56.9?E)
  • Сколько потратить времени? Целый день.
  • Сколько стоит? Взрослый билет — 400 рублей, детский — 300 рублей, дошкольники — бесплатно. Фотосъемка — 150 рублей.
  • Часы работы? По выходным музей работает с 10 утра до 7 вечера (касса до 6). Понедельник — выходной.
  • Где поесть? На территории танкового музея работает полевая кухня и кафе «Самоволка».
  • Чем занять ребенка? Если вашему ребенку не интересны танки, имейте ввиду, что других развлечений здесь нет.
  • Что привезти? На территории музея работают антикварные лавки военной тематики и сувенирные магазины.

Виртуальная экскурсия

Мы не будем рассказывать и показывать в нашей экскурсии о самых известных танках и бронетранспортерах. О них и так уже много сказано, и поэтому лучше поехать и посмотреть на них вживую. Здесь мы расскажем о некоторых не столь известных образцах вооружения.

Демонстрация техники

Но для начала несколько фотографий с демонстрационного проезда, состоявшегося в бронетанковом музее 23 февраля 2014 года.

Первым по музейному полю проехал легендарный Т-34.

Затем — плавающий танк ПТ-76. (Здесь наша редакция может ошибаться, поскольку мы не специалисты. Будем рады, если более опытные читатели нас поправят.)

И завершился проезд демонстрацией БТР-80. Отсутствие стрельб и показ всего трех машин было вызвал разочарование у публики, но новость о том, что прямо в эту минуты наши лыжники заняли на Олимпиаде весь пьедестал почета в гонке на 50 километров, привела ко всеобщему ликованию.

Танкисты.

Экспонаты под открытым небом

Прежде чем заходить в павильоны, пройдемся по территории. У входа в музей размещены танки стран-победительниц во Второй мировой войне.

Английский MARK III «Valentine 4». «Валентайны» поставлялись в Красную Армию по ленд-лизу и впервые вступили в бой именно здесь, на Можайском фронте. Впоследствии «Валя-Таня», как их называли танкисты, воевал практически на всех фронтах Великой Отечественной войны.

Американский «Стюарт» (M5A1). Производимый фирмой Cadillac данный танк также поставлялся в СССР по ленд-лизу. Именно «Стюарт» был первым советским танком, вступившим в бой при сражении на Курской дуге.

Ну и конечно же наша бронетехника. СУ-152. Данная самоходная установка хорошо зарекомендовала себя в борьбе с немецкими «Тиграми» и «Пантерами». По данной причине танкисты назвали этого «истребителя кошачьих» «Зверобоем».

И опять легенда. Т-34-85 в зимней раскраске. Данная модификация поступила на вооружение в 1944 году и приняла участие во взятии Берлина.

Неподалеку от танков-победителей стоит стелла. Это братская могила, где покоятся останки 4 танкистов, погибших в августе 1943 года во время Смоленской операции.

У входа в павильон советской и российской бронетехники находится броневичок, что логично. Говорят, что это именно с броневика этой модели выступал Ленин в 1917, сразу после прибытия на Финляндский вокзал.

Пройдя немного вглубь территории, сложно пройти мимо бронепоезда, а точнее — мотоброневагона.

Бронированные машины

Заглянем в интерьер одного из первых отечественных броневиков, выпускавшихся на «Руссо-Балте». Все довольно аскетично. Обзор у водителя не очень хорош. «Руссо-Балт тип С» был первым российским серийным бронеавтомобилем. Выпущенный в 1914 году он использовался в Первой Мировой и Гражданской войнах.

Посмотрим на дальнейшую эволюцию броневиков. Бронеавтомобиль БА-21. Экспериментальная модель 1938 года в единственном экземпляре. Создана на базе грузовика ГАЗ-21. Колесная формула 6×4.

БТР-40Б. Базовая модель создана в 1947 году. Модель «Б» отличается от нее наличием бронированной крыши. Интересно, что БТР-40 стоит на вооружении некоторых стран до сих пор. Так, в израильской армии до сих пор используются шесть таких бронеавтомобилей.

А это модификация БТР-40, приспособленная для движения по рельсам. Создана в 1969 году. Специальные откидные катки спереди и сзади устанавливались в положение «а теперь мы бронепоезд» за 3-5 минут. При этом машина приводилась в движение основными колесами.

Параллельно с легким БТР-40 в СССР выпускался тяжелый БТР-152. Находился на вооружении Российской армии до 1993 года. Интересно, что во время беспорядков в Будапеште в 2006 году протестующим удалось запустить музейный БТР-152 и использовать его в столкновениях с полицией. В машине использовалась система автоматической подкачки шин, прибор ночного видения. Конструкторы даже подумали о комфорте военных — в «салоне» есть печка!

А это боевая техничка. На сухом языке военных — бронированная ремонтно-эвакуационная машина БРЭМ-К. Служит для эвакуации повреждённых машин с поля боя, вытягивания застрявшей техники, оказания помощи в ремонте и обслуживании. Умеет плавать. На борту несет лебедку, сварочный аппарат, подъемный кран и упор для закрепления машины на местности.

Другая техничка — БРЭМ-2. Выпускалась с 1986 года на базе требующих капремонта БМП-1. Такие автомобили очень бы пригодились и сейчас для любителей поездить по непролазному российскому бездорожью.

Ну и наконец БМП-3. Одна из самых современных боевых машин пехоты, стоящая на вооружении Российской армии. Машина способна вести боевые действия в условиях ядерной войны, стрелять на плаву при волнении в 3 балла, способна автоматически распознавать и атаковать цели противника. На сегодняшний день в мире нет аналогичных машин, равных БМП-3 по огневой мощи. Примечательно, что одна машина стоит на вооружении армии США (была продана Украиной).

Первый советский танк Т-18, как и самый популярный советский автомобиль, был копией «Фиата». Выпускался с 1928 по 1931 годы. Применялся в конфликте на Китайско-Восточной железной дороге в 1929 году и в первые дни Великой Отечественной.

Огнеметный танк ОТ-130. Выпускался с 1938 года. Всерьез разработкой огнеметных танков занимались только в СССР. Да и то, к началу XX века производство огнеметных танков сошло на нет.

Боевая машина десанта (БМД). Выпускалась с 1968 года. Имеет пневмоподвеску с изменяемым клиренсом, сейчас такой опцией могут похвастаться дорогие внедорожники. При помощи водометных движителей способна перемещаться по воде. В 1980 году впервые в мире БМД была десантирована вместе с экипажем. Обратите внимание, что несмотря на пушки, ракеты и водометы, наличие лопаты на борту никто не отменял.

А это — единственный в мире серийный ракетный танк ИТ-1. Был разработан в 1965 году, аббревиатура ИТ обозначает «Истребитель танков» и стрелял ракетами «Дракон». Несмотря на хорошие показатели стрельбы и надежности, танк не прижился и в 1970 году был снят с вооружения.

Образцы снарядов для пушек различных калибров.

Самоходные установки

Посмотрев на необычные танки, переходим в ангар с самоходными установками. Тут тоже есть на что посмотреть.

Вот это, например, самоходный прожектор диаметром полтора метра. Предназначался для подсветки зоны боевых действий танковых войск.

Тяжелая самоходная установка СУ-14-2 с пушкой калибра 152 мм. Для испытательных целей в 1940 году были изготовлены две машины, после чего работы были прекращены. Но машины пригодились, причем именно здесь, в Кубинке. В 1941 году они принимали участие в боевых действиях при обороне Москвы, где использовались для стрельбы с закрытых позиций по наступающим войскам немцев.

Современная самоходная установка со 152-мм пушкой выглядит так и носит мирное название «Акация». Серийно выпускалась с 1980-х годов, применялась в Афганистане и Чечне.

Танки зарубежных стран

Начнем осмотр экспозиции с первого в мире легкого танка. Renault FT17 был построен в 1917 году и стал одним из самых удачных танков Первой мировой. В его создании принимал участие сам Луи Рено. В конструкции танка впервые использовалась вращающаяся башня. На базе захваченного в бою с белогвардейцами и силами Антанты танка в СССР в 1920 году выпущена точная копия танка — «Рено Русский».

Как видим, известные автомобильные бренды не стояли в стороне от изготовления бронированных машин. Следующая модель — это Fiat Ansaldo (L6-40). Итальянец серийно выпускался с 1939 по 1943 год. Участвовал в боевых действиях на Балканах, в Африке и против СССР.

А это — TKS, польская разведывательная танкетка. Иначе — безбашенный танк. В этого малыша помещался экипаж из двух человек. В первые дни Второй мировой эти танкетки приняли на себя удар немецкой бронетехники, и, несмотря на свой размер, действовали довольно эффективно. Польский танкист Роман Эдмунд Орлик за сентябрь 1939 года на танкетке TKS с 20-мм орудием подбил 13 немецких танков. А немецкий офицер, захваченный в плен, сказал так:

…очень сложно попасть из пушки по такому маленькому таракану

Такие, казалось бы, миролюбивые страны как Швеция тоже выпускали танки. Например, средний танк Strv 74. Выпускался в конце шестидесятых. В боевых действиях танк не участвовал. Как он попал в музей — тоже непонятно.

Даже небольшие союзники Германии производили бронетехнику. На фото ниже — Зриньи-II, венгерская самоходная установка. Выпускалась с 1943 по 1944. Считается самой удачной венгерской боевой машиной периода Второй мировой.

Еще один интересный экспонат — это японский бронетранспортер-дрезина «Со-ки» тип 95. Выпускался с 1936 года. Судя по размеру колеи (1524 мм), машина предназначалась для передвижения по железным дорогам Советского Союза.

Немецкие танки времен Второй мировой

В немецком павильоне более всего поражает разнообразие и техническое совершенство машин. Видя насколько серьезным был противник, понимаешь насколько героическим был подвиг наших солдат.

Во Вторую мировую немцы делали попытки сконструировать противоминный трал для создания проходов в минных полях. В его разработке принимали участие фирмы Крупп, Даймлер-Бенц и Майбах. В музее в Кубинке находится единственный в мире сохранившийся экземпляр трала.

Этот гибрид трактора и мотоцикла предназначался для перевозки орудий в десантных и горных войсках. HK-101 был разработан в 1940 году. Конструкция машины оказалась очень удачной. Ее применяли и в качестве прокладчика кабеля, и для буксировки самолетов. Транспортер обладал очень высокой проходимостью и был незаменим в СССР в холодное время года и в осеннюю распутицу. После войны HK-101 выпускался для сельскохозяйственных нужд и в качестве почтовой машины в горах.

На фото ниже представлен Tiger II (или Королевский Тигр) — самый мощный серийный танк времен Второй мировой. Обладая мощной броней и пушкой, танк получился очень тяжелым, и ходовые качества Королевского Тигра оставляли желать лучшего. В первом же бою на восточном фронте в августе 1944 было уничтожено 13 танков.

Советская разведка донесла об их приближении, и наши танкисты и артиллеристы устроили засаду. Тигры засели в грунт примерно на 20 сантиметров и не могли дальше двигаться, когда на них выскочила группа наших Т-34-85. Тяжелые башни немецких танков не успевали вращаться за юркими «тридцать четверками».

В результате экипажи немецких машин были вынуждены бежать с поля боя, не успев подорвать технику. Один из брошенных танков и стоит сейчас в танковом музее в Кубинке.

Самоходная осадная мортира Gerat 040 «Karl». Средство для разрушения наиболее мощных оборонительных сооружений. Такие установки применялись при штурме Брестской крепости, под Львовом, Севастополем и при подавлении Варшавского восстания.

Это не гигантская консервная банка с тушенкой из мяса голштинских коров, а машина наблюдателя. Была захвачена в качестве трофея. Разработана в качестве подвижного наблюдательного пункта и корректировки огня артиллерии.В корпусе спрятан мотоциклетный двигатель. Два передних колеса ведущих и одно рулевое. Опытный образец, в боях участия не принимал.

Легкий носитель заряда «Goliath». Относится к классу малогабаритных танкеток. Интересно, что это электромобиль образца 1942 года. Управлялась машина с пульта управления по проводам. Впервые немцы применили ее на Курской дуге. Эффективность оказалась ниже ожидаемой, емкости батарей не хватало.

Танки англоязычных стран

Отдельный ангар в музее посвящен танкам Великобритании, США и Канады.

Дедушка современных танков, английский средний танк Mk V. Был создан в 1918 году. Состоял на вооружении Латвии, Эстонии, Польши и Японии. Несколько танков использовались в Гражданской войне в России армией генерала Врангеля.

А это уже знакомый нам по уличной экспозиции «Валентайн 2». Только здесь он выступает в роли мостоукладчика. Машина имела складной мост. В Советский Союз по ленд-лизу было поставлено 25 мостоукладчиков.

Еще один британец — бронированный разведывательный автомобиль Ferret Mk 2 (Хорек). Разработан незадолго после окончания Второй мировой. Автомобиль получился очень удачным и до сих пор стоит на вооружении некоторых развивающихся стран. Модель популярна у частных коллекционеров в связи с небольшими размерами и демократичной ценой машины. В США ее можно купить за 20-30 тысяч долларов.

У канадцев тоже есть оригинальные разработки, которые не стыдно показать миру. Например, бронированный гусеничный снегоход B-3. Создан компанией Бомбардье в 1938 году. Обладал высокой проходимостью в условиях снежной целины и болот.

Глядя на технику канадцев, создается впечатление, что зимы у них больше, чем у нас. Вот, например, еще одна разработка Bombardier: снегоход B-2. Предназначался для перевозки личного состава и буксировки пушек. Поставлялся в армии Канады и Великобритании.

Питание и сувениры

Территория музея огромная, на ее осмотр может уйти весь день. Поэтому неудивительно, что вам захочется перекусить. Сделать это можно на полевой кухне рядом со входом.

Любители комфорта приглашаются в кафе «Самоволка» в самом конце музея, в здании администрации. По выходным кафе работает с 10 утра до 7 вечера без перерыва.

Интерес россиян к событиям и героям Великой Отечественной войны никогда не ослабнет. С годами он даже становится больше. Для того чтобы лучше узнать, с помощью чего удалось победить немецких захватчиков, непременно стоит посетить Открытый музей военной техники в Москве. Местонахождение

Даже у тех туристов, которые плохо знают город, не будет проблем, как найти эту площадку. Поклонная гора, или парк Победы – одно из главных мест в столице, где обычно проходят торжественные мероприятия и где любят отдыхать москвичи. «Минская» – ближайшая к Открытому музею станция метро. От нее до входа на площадку с боевой техникой придется преодолеть около 500 метров. Другой путь – от метро «Парк Победы». В этом случае предстоит пройти через всю территорию Поклонной горы до Музея Великой Отечественной войны, позади которого расположился Военный музей под открытым небом в Москве.

Стоимость билетов

Для того чтобы зайти на площадку, каждому желающему потребуется 300 р. для приобретения входного билета. Льготная цена – 200 р. К этой группе посетителей относятся военнослужащие, пенсионеры, студенты университетов и институтов, инвалиды и старшеклассники. Перечень категорий граждан, имеющих право на бесплатное посещение площадки, размещен на сайте Музея Великой Отечественной войны. Там же можно узнать подробности об условиях предоставления этой услуги. Открытый музей не работает по понедельникам.

Экспозиции

Ни один российский город, кроме Санкт-Петербурга, не может похвастать таким большим числом мемориальных комплексов, как Москва. Музей военной техники под открытым небом, привлекающий самых разных посетителей, занимает особое место среди подобных заведений. Для гостей учреждения открыто несколько экспозиций:

Артиллерии;
военно-воздушных сил;
бронетехники;
железнодорожных войск и сооружений;
военно-морского флота;
фортификационных сооружений;
автомобильной техники.

Прогуливаясь среди более чем 300 машин и установок, посетители погружаются в историю последней войны. Несколько экспонатов – это макеты, но большая часть – подлинная боевая техника. Среди посетителей встречаются представители разных поколений. Подростки и молодежь проявляют повышенный интерес к нескольким экспонатам:

Танкам и гаубицам;
зенитным и артиллерийским установкам;
мотоциклам и минометам;
пушкам и бронеавтомобилям;
самолетам-истребителям и торпедным катерам;
вертолетам и паровозам;
траншеям и подводным лодкам.

Большинство посетителей Открытого музея предпочитают присоединяться к познавательным экскурсиям, во время которых опытные экскурсоводы не только рассказывают о военной технике, но и отвечают на вопросы любознательных гостей заведения.


В собрании музея представлены экспонаты, которые знакомят посетителей с историей Войск ПВО, а также с их вкладом в Победу СССР во Второй мировой войне. Кроме этого, экспозиция рассказывает об участии воинов противовоздушной обороны в локальных конфликтах в разное время в различных регионах мира.

    Московская область, городской округ Балашиха, микрорайон Заря, улица Ленина, 6


В экспозиции представлены самолеты, вертолеты, авиамоторы, вооружение, средства спасения, охватывающие всю историю отечественной авиации ― от 1909 года до современности. Посетители могут познакомиться с устройством летательных аппаратов, а также лучше узнать историю авиации по фотоматериалам и редким документам. Располагается музей на территории военно-воздушной базы.

    Московская обл., Щёлковский р-н, пос. Монино, ул. Музейная, 1.


Уникальный музейно-мемориальный комплекс посвящен гордости отечественного танкостроения ― танку Т-34. В экспозиции представлены документы и материалы об истории создания и развития танка, артефакты о боевом применении техники в годы Великой Отечественной войны, а также восемь танков и самоходная артиллерийская установка.

    Московская область, деревня Шолохова, д. 89А, Мытищинский район, п/о Марфино


В экспозиции музейного комплекса под открытым небом представлены: подводная лодка Б-396, экраноплан «Орленок», катер на воздушной подушке «Скат», а также большая выставка военно-морского флота. Примечательно, что самостоятельное посещение экспозиции ― бесплатное.

    Парк «Северное Тушино», ул. Свободы, владение 50-56


В коллекции музея представлено более 350 единиц бронетанкового вооружения и техники из 14 стран мира. Около 60 экспонатов музея существуют в единственном экземпляре. Экспозиция занимает площадь более 12 гектар и является одной из крупнейших в мире на данную тематику.


В коллекции музея Вадима Задорожного находится более 1000 экспонатов. Это и боевая техника, и раритетные автомобили и мотоциклы, и самолеты как отечественного, так и заграничного производства. Экспозиция занимает три этажа и аллею, имея общую площадь 6 тыс. квадратных метров. Музей является самым большим частным собранием техники не только в столице, но и в России.

    Московская область, пос. Архангельское, Ильинское шоссе, стр. 9


Знаменитый Центральный музей Великой Отечественной войны является частью Мемориального комплекса Победы на Поклонной горе в столице. В музейной части ансамбля находятся залы Памяти и Славы, художественная галерея, шесть диорам, залы исторической экспозиции, кинолекционный зал, зал встреч ветеранов и прочие помещения.

Военно-историческая экспозиция включает пять разделов, охватывающих период жизни страны накануне Великой Отечественной войны, три этапа во время войны и историческое значение Великой Победы.

Музей постоянно растет, на его территории регулярно проводятся лекции, кинопоказы, встречи и тематические выставки.

    Ул. Братьев Фонченко, 10.Адрес

    Московская область, г. Химки, сквер Марии Рубцовой


    5-й Котельнический пер., 11

Фото: www.mvpvo.ru, www.cruisesv.ru, museum-t-34.ru, img13.nnm.me, tmuseum.ru, www.mbtvt.ru, travel.mos.ru, moskprf.ru, www.museum.ru, nesiditsa.ru, vk.com/bunker42_nataganke