Консультация декоративно-прикладное творчество в доу. Декоративно-прикладное искусство в детском саду

Консультация для родителей детского сада "Значение и роль декоративно-прикладного искусства в жизни дошкольника".

Описание материала:
Данный материал предназначен для информирования родителей по теме: декоративно-прикладного искусство.
Данная разработка может использоваться в своей работе воспитателями, педагогами дополнительного образования.
Пояснительная записка:
Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, – задача особенно актуальная сегодня не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.
Цель:
- донести до родителей важность приобщения детей к прекрасному.
Задачи:
- Сформировать представление о термине «Декоративно-прикладное искусство»;
- Побуждать желание участвовать в развитии творческих способностей ребенка, заниматься индивидуально дома.
«Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа. Но, кроме того, только народное воспитание является живым органом в историческом процессе народного развития … Народ без народности – тело без души, которому остается только подвергнуться закону разложения и уничтожиться в других телах, сохранивших свою самобытность».
К.Д. Ушинский.


В первые годы ребенка начинают развиваться те черты характера, чувства, которые незримо связывают ребенка со своей страной, с ее историей, с ее традициями. Детям такого возраста еще не доступны понятие Родина, страна, традиции, поэтому главная задача родителей заложить и подготовить в детях почву, чтобы ребенок вырос в семье, в которой создана атмосфера, которая насыщена живыми образами, яркими красками той страны, в которой мы живем.
А мы родились и живем в сложное время больших перемен, это то время, когда происходит оскудение духовных ценностей, оскудение личности, Оскудение народных традиций, обычаев, теряются нравственные ориентиры.
Во все времена главной задачей старшего поколения была передача подрастающему поколению добрых традиций своего народа, сохранение и укрепление духовного опыта, предыдущих поколений.
Жизнь наша и жизнь наших детей изменилась до неузнаваемости, телевизионные экраны наводнила жестокость. На смену народным играм, забавам, пришел век компьютерных технологий, со своими непонятными героями в мультфильмах и фильмах.


Но наша задача во чтобы , то не стало воспитать гражданина и патриота достойного нашей великой страны, у которой очень большая история.
Поэтому любое занятие, встреча с игрушкой, творческое дело, беседа – подчинены единственной цели : развивать личность ребёнка посредством игры, сказки, музыки, фантазии и творчества.
Воспитание и развитие ребенка, в том числе и творческое, невозможно без участия родителей. У каждого без исключения ребенка есть свои способности и таланты, у каждого есть свои задатки, которые надо увидеть во время, постараться их развить. Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребенка, а задача педагога - развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы.


Декоративно-прикладное искусство - одно из важных средств художественного воспитания детей дошкольного возраста.
Народное искусство богато и разнообразно. Сегодня почти в каждой семье есть произведения народных мастеров - русские матрешки, гжельская посуда, хохломские миски и ложки, павлопосадские платки, тканые полотенца. Интерес к этому виду искусства усиливается.
И хорошо, что сегодня происходит возвращения к народным традициям, ценностям, но наша задача поддерживать и приобщать детей к народному исскуству.
Изделия народных мастеров и умельцев сегодня есть почти в каждом доме, будь то матрешка, или изделия из различных материалов - керамическая посуда, украшения, напольные ковры, вышитые руками мастеров скатерти, деревянные игрушки, которые так притягивают своей красотой и яркостью исполнения.
Современные дети, даже порой и взрослые, которые живут в городах, селах, порой не знакомы, или знают поверхностно, как жили люди раньше, как работали, с помощью чего обслуживали себя в быту, как украшали себя, свой дом.


Народное декоративно-прикладное искусство – одно из средств эстетического воспитания, в результате которого у детей формируется эстетический вкус, формируется интерес к прекрасному в окружающей их жизни, и окружающему миру в целом. Помогает формировать художественный вкус, учит детей видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни и в искусстве. Характер народного искусства, его эмоциональность, красочность, неповторимость помогает ребенку расти и развиваться, как творческая личность, развивает умственную активность, эстетический вкус, ребенок замечает и радуется чему-то прекрасному и красивому, ребенок развивается всесторонне.
Ребенок узнает, что были и есть в наше время такие умельцы и мастера, которые одарены богатой фантазией, даром, создавать своими руками необыкновенную красоту, радующую глаз.
Большую роль в ознакомлении с народными образцами играют экскурсии в музеи, на выставки произведений декоративно-прикладного творчества.
Таким образом, народное искусство в детском саду способствует всестороннему воспитанию личности ребенка, развитию его творческих способностей и заложенного потенциала; активно воздействует на духовное развитие дошкольника, на формирование патриотических чувств.


Самым высоким видом искусства,
самым талантливым, самым гениальным
является народное искусство,
то есть то, что запечатлено народом,
сохранено, что народ пронес через столетия».
М.И. Калинин

Статья из опыта работы «Художественно-эстетическое развитие детей в дошкольном учреждении и семье средствами декоративно – прикладного искусства (каргопольская игрушка)».

Материал предназначен для воспитателей дошкольных учреждений,для работы с детьми среднего дошкольного возраста.

«Получить в детстве начало эстетического воспитания – значит, на всю жизнь приобрести чувство прекрасного, умение понимать и оценить произведения искусства, приобщаться к художественному творчеству». Н. А. Ветлугина

В своей работе я опиралась на научно – исследовательские, методические и организационно – педагогические условия.
Научно – исследовательские. Исследователи народного искусства Комарова Т.С., Василенко В.Н., Ветлугина Н.А., Сакулина Н.П., Флерина Е.А. и др. отмечают значение декоративно-прикладного искусства для разностороннего развития личности ребёнка. Е.А.Флерина одной из первых выступила за использование декоративно-прикладного искусства в детском саду. Она считала, что народная игрушка является, при тщательном ее изучении, неисчерпаемым источником мудрой и творческой педагогики.

Методические условия.
- Изучение методической литературы. (Изучили литературу касающиеся истории каргопольского промысла, уточнила методы и приемы, используемые при ознакомлении детей дошкольного возраста с игрушкой и обучение их лепке и росписи.); методической литературы по взаимодействию педагогов и родителей для реализации современной модели художественно-эстетического образования в ДОУ;
- Организация РППС;
- Разработка методического сопровождения;
- Поиск наиболее эффективных методов работы с детьми и родителями;
Организационно – педагогические условия.
- взаимодействие с семьями воспитанников для реализации плана работы по данной теме
- взаимодействие детского сада с социумом
- выступление на педагогическом совете
- транслирование опыта в интернет сообществах

Актуальность.
Проблема художественно – эстетического воспитания и развития детей всегда была одной из актуальных, а в современных условиях она приобретает особое значение. Одной из задач ФГОС дошкольного образования, является развитие творческих способностей у детей, для становления креативной и успешной личности. С давних пор дошкольная педагогика признает огромное воспитательное значение народного искусства. Через близкое и родное творчество своих земляков детям легче, получить первоначальное эстетическое воспитание.
Начиная работу по теме, мы обратилась к народной игрушке. Так как национальная русская игрушка имеет свою историю, подтверждающую, что она не случайное явление, а устойчиво развивающая ветвь народного искусства, имеющая свои традиции. Из всего разнообразия русских народных игрушек мы выбрали каргопольскую глиняную игрушку, так как считаем, что она разносторонне воздействует на развитие чувств, ума и характера ребенка. Удивительная простота сюжета, пропорциональность, четкость формы сочетаются с простой раскраской, их образ понятен детям, а орнамент доступен для понимания. Практика показывает, что для достижения положительных результатов в развитии ребёнка невозможно ограничиться только работой, проводимой в стенах детского сада. Родители - самые заинтересованные и активные участники воспитательного процесса. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. В семье закладываются основы личности ребенка,происходит развитие эмоционально-чувственной сферы.

Цель: художественно-эстетическое развитие детей в дошкольном учреждении и семье средствами декоративно – прикладного искусства (каргопольская игрушка).

Задачи:
1.Создать условия способствующих реализации художественно-эстетического развития воспитанников, их творческого потенциала.
2. Способствовать развитию художественно-эстетического развития детей в дошкольном учреждении и семье средствами декоративно – прикладного искусства (каргопольская игрушка).
3.Привлечь родителей к активному участию в воспитательно-образовательном процессе.

Ведущая педагогическая идея данной работы заключается в том, что целенаправленная, систематическая и планомерная работа по ознакомлению детей дошкольного возраста с народной игрушкой, ее изготовлению и украшению при взаимодействии с родителями будет способствовать развитию творческих способностей детей, способствовать гармоничному разностороннему развитию ребенка.

Этапы работы. I этап – Подготовительный
Подобрали методическую литературу. За основу в своей работе мы используем парциальную программу «Цветные ладошки» Лыкова И.А., которая является вариативной частью Основной Образовательной Программы. Разработали методическое сопровождение (перспективный план, определили направления) . Провели анализ РППС. Разработали педагогическую диагностику в соответствии с Основной образовательной программой. Критерии диагностики определила в соответствии с основными направлениями работы по теме. В оценке достижений детей использовала малоформативные методы: наблюдение, беседа, наблюдение в совместной деятельности. Результаты диагностики выявили недостаток развития личностных качеств у детей, (эмоциональная отзывчивость, чувство сопереживания), дефицит знаний и представлений у детей о каргопольской игрушке, владение практическими навыками в изобразительной деятельности.
Работа с детьми проходила по следующим направлениям
- Вызвать эмоциональную отзывчивость.
- Развивать представления о каргопольской игрушке.
- Формировать практические навыки и умения в изобразительной деятельности.
Подготовительный этап. Начиная работу с детьми по выбранному направлению, пополнили среду образцами изделий каргопольской народной игрушки, сделанными своими руками и оригинальными. Оформили выставку игрушек (для того чтобы заинтересовать детей, произвести на них впечатление). Радовали детей возможность поиграть с глиняными игрушками. Оформили яркий красочный плакат с изображением каргопольских игрушек, элементами росписи. Сделали красочные, иллюстрированные альбомы: « Каргопольская игрушка», « Лепим каргопольскую игрушку», «Путешествие в Каргополь» (возникновение промысла), альбом с основными элементами росписи в порядке их усложнения. Сделали таблицу, показывающую последовательность изготовления глиняной игрушки, основные цвета росписи, элементы узора. Украсили группу тематическими картинками. Пополнили мини –музей « Уголок русской избы» (скатерть на стол с каргопольскими узорами, сундучком украшенный каргопольским узором). Пополнили музыкальный уголок шапочками для игр-драматизаций и инсценировок. Дидактическими играми: «Составь картинку», «Подбери правильно», «Сходства и различия», «Трафареты», «Продолжи узор», «Домино», «Народные промыслы», «Расставь по полочкам», «Назови правильно». Уголок физического развития пополнили атрибутами для народных игр (ленты, венки, маски, шапочки). Пополнили уголок изобразительной деятельности, в нём находиться готовая к лепке глина, каргопольские игрушки, картинки, иллюстрированные альбомы таблицы, краски, бумажные силуэты, раскраски чтобы дети при желании могли заняться любимым делом. Оформили фотовыставку « Каргопольская глиняная игрушка».
Практический этап включает работу с детьми, взаимодействие с родителями и взаимодействие с социумом.

Формы работы с детьми. Работа проходила через все виды детской деятельности (игровую, продуктивную, двигательную, чтение (восприятие) художественной литературы, музыкально – художественную, познавательную, трудовую, коммуникативную) и поэтапного знакомства с народным промыслом путем погружения в различные формы.
Моделируя темы всех мероприятий, мы старались продумать их содержание таким образом, чтобы ребенок мог познакомиться с историей народной игрушки, выразить свое отношение, проявить личностные качества. Весь материал детям преподносили в игровой форме.
Беседы с просмотром презентаций: « Знакомство с каргопольской игрушкой», «Путешествие в Каргополь», видеофильма « Как делают каргопольскую глиняную игрушку» Познакомили детей с каргопольскими игрушками, особенностями и этапами изготовления, с историей возникновения этого промысла. При этом воспитывали эстетическое восприятие произведений декоративно – прикладного искусства.
Рассматривали выставку каргопольских игрушек. С целью вызвать интерес и эмоциональный отклик, обращали внимание на её красоту и забавный характер, который с любовью передают каргопольские мастера, особенности игрушки (мифические образы « Полкан», « Тяни – Толкай»). Обращали внимание на материал, из чего сделана игрушка, как украшена.
Рассматривали красочные, иллюстрированные альбомы: « Каргопольская игрушка», « Лепим каргопольскую игрушку», « Каргопольская игрушка» (возникновение промысла). Формировали интерес дошкольников путём использования различных видов наглядности.Плакат с основными элементами росписи в порядке их усложнения. Знакомили детей с особенностями и своеобразием каргопольской росписи.
Играли в дидактические игры: «Трафареты», «Продолжи узор», « Собери узор». Помогали детям овладеть приёмами и техниками росписи по мотивам каргопольской игрушки. «Домино», «Народные промыслы», «Расставь по полочкам», «Подбери правильно», «Сходства и различия», «Составь картинку» .Играли в словесные игры «Назови правильно». Учились называть знакомые народные игрушки, их характерные признаки, расширяли словарь: элемент, узор. роспись. С помощью таблицы составляли рассказ об этапах изготовления каргопольской игрушки, называть основные цвета, основные элементы росписи.
Познакомили детей с природным материалом, из которого делают игрушки – глиной. Провели опыт с глиной « Волшебный комочек».
Продуктивная деятельность (лепка, аппликация, рисование). «Зарисовка элементов росписи», « Узор на полосе», « Платочек». Продолжали знакомить детей с промыслом, способствовали развитию умений рисовать элементы росписи. Закрепляли знания об отличительных особенностях каргопольской росписи. Выделяли средства выразительности: элементы узора, их цвет, колорит росписи, ритм элементов, чередование. « Роспись Коня –Полкана декоративными элементами», « Роспись Берегини».Формировали умение поэтапно, расписывать силуэт игрушки. Лепка « Птичка свистулька», лепка «Утушка – Маховая», лепка « Мишка». Познакомили детей с приемами лепки в процессе создания образа каргопольской игрушки, лепить из целого куска, используя приёмы оттягивания, вдавливания, прищипывания, сглаживания.
Росписывали силуэты каргопольской игрушки по образцу. Способствовали развитию умений выделять элементы узора (прямые линии, крестики, точки, волнистые линии). Подбирать цвета в соответствии с образцами.
Для самостоятельной деятельности детям предлагали раскраски, способствовали развитию умений самостоятельно выбирать элементы росписи и цветовую гамму, украшать плоскостные игрушки.
Провели экскурсию по фотовыставке «Каргопольская глиняная игрушка». Продолжали знакомить с промыслом. Показали красоту глиняной игрушки, ее выразительность, образность, простота узора. Воспитывали уважение к труду народных мастеров.
Разучивали песенки, потешеки, физкультминутки, пальчиковые гимнастики по теме. Обогащали словарь детей новыми словами, загадками, стихами.
С детьми и родителями провели развлечение» Ярмарка». Формировали у детей способности чувствовать, понимать, оценивать, любить искусство народных мастеров и наслаждаться им.
Взаимодействие с социумом.
Детский сад тесно сотрудничает с АФ ННГУ. Студенты провели мастер – класс для родителей по росписи каргопольской игрушки.
Без взаимодействия с семьёй, работа по развитию художественно – творческих способностей у детей была бы не полноценной и незаконченной. На подготовительном этапе провели родительское собрание.
Провели анкетирование. В анкету включили такие вопросы как:
Считаете ли вы, что детям нужно прививать нравственные качества?
Будет ли детям интересно знакомиться с каргопольскими игрушками?
Готовы ли Вы принять участие в работе по развитию художественно – творческих способностей у детей через знакомство с народной игрушкой?
Провели собрание на тему «Влияние народного творчества на нравственное воспитание детей 3-4 лет», где получили согласие родителей на работу по теме. Вместе с родителями определить тему индивидуального участия, рассказы об интересных фактах, связанных с коргопольской игрушкой, подбор иллюстраций, изготовление дидактических игр и т.д. Затем подготовили наглядные консультации «Как развивать творческие способности дошкольников», «Значение народной игрушки в воспитании детей», «Роль декоративно – прикладного искусства и художественных промыслов в развитии детей дошкольного возраста», « Художественно – эстетическое развитие детей дошкольного возраста в домашних условиях», « Как развивать творческие способности у детей». Провели мастер – класс по росписи каргопольской игрушки. Разработали информационные буклеты. Провели экскурсию « Каргопольская глиняная игрушка». Организовали выставку совместного творчества детей и родителей.

Трудности: к сожалению, не все родители идут на контакт, но благодаря активным формам взаимодействия они проявляют, интерес и сотрудничество. Все формы работы с родителями создают атмосферу доверия и сотрудничества в коллективе взрослых, окружающих ребенка. А чем лучше налажено общение между семьей и группой детского сада, тем большую поддержку получит ребенок.
По итогам мониторинга на конец учебного года наблюдается рост интереса детей к русскому народному творчеству. Работая по данной теме в системе, дети стали проявлять эмоциональную отзывчивость, творческую активность.
Стали ориентироваться в произведениях народных мастеров, научились выделять каргопольские игрушки среди других, различать не только форму, но и цветовые композиции (узнают элементы росписи каргопольской игрушки, знают значение знаков-символов).
Дети освоили простейшие практические навыки, научились рисовать элементы росписи каргопольской игрушки и украшать ее силуэт. Владеют основными принципами лепки из одного куска глины.

Работа по художественно – эстетическому воспитанию и развитию детей средствами декоративно – прикладного искусства ещё не закончена, но уже сегодня, наблюдая за детьми, можно утверждать, что результаты проводимой работы положительные.

Многие произведения народных мастеров являют собой образцы подлинного искусства, в которых форма, декор и содержание находятся в нерасторжимом единстве. Народ веками отбирал в природе совершенные формы, радостные сочетания цветов, стилизовал их и создавал новые, удивляя и радуя своей изобретательностью и вкусом. Блестящего расцвета достигло искусство всех народов нашей многонациональной советской страны. Его многообразие ярко выражено в местных национальных художественных традициях (сюжетных, композиционных, цветовых, технических), что удобнее всего проследить по росписям мастеров Хохломы, Городца, Жостова, Загорска, Семенова, Полхов-Майдана, Дымкова, Гжели, по узорам вологодского кружева и русской набойки, в орнаментах узбекской керамики и украинской малёвки и в произведениях мастеров других национальных художественных центров. Они красивы, полны оптимистического мироощущения, хорошо выражают форму и могут быть использованы в работе с детьми в целях воспитания художественного вкуса, любви к родной природе, к народу и его искусству и, конечно, для развития технических и композиционных умений и навыков.

Программа «Я в мире» предусматривает такие задачи по декоративному рисованию: учить рисовать по мотивам украинской вышивки, керамики, ковроделия, писанкарства, народных игрушек; выполнять узоры на прямоугольнике, квадрате, круге, разных плоских бумажных формах, которые имитируют предметы быта. Формировать умение ритмически размещать элементы узора по всей площади, по краям, в середине; использовать элементы узора: линии, мазки, точки, кружочки, кольца; цветные объединения присущий для вышивки и керамики. Программой предусматривается знакомство детей с такими видами украинской декоративной росписи как: петриковская, дымковская, гжель, Полхов-Майдановская, знакомство детей с Васильковской, Косовской, Опишнянской керамиками.

Петриковская роспись. Село Петриковка в Днепропетровской области - одно из немногих, где бережно хранят традиции древних народных промыслов. Знаменитая Петриковская роспись давно стала визитной карточкой Украины. Их рисовали кистями, сделанными из кошачьей шерсти, спичками, обмотанными мягкой материей, и просто пальцами. Краски разводили на яйцах и молоке, а цвета выбирали самые яркие, под стать красочной природе Приднепровья. Хозяйки соревновались друг с другом, стремясь сделать свой дом самым живописным, и ревниво заглядывались на чужое искусство. О самых удачных росписях говорили: красиво, как в церкви. А вот если хата оставалась белой, с хозяйкой переставали здороваться, как с чужой.

Мастера Петриковской росписи используют разнообразные материалы и приспособления - самодельные кисти, пипетки, соски, ватные палочки, зубочистки, беличьи кисти и просто пальцы мастера.

Перед началом росписи надо развести краску. На палитру мастихином выкладываем небольшое количество гуаши, добавляем клей ПВА в пропорциях 2:1, размешиваем всё мастихином и, разбавляя водой, доводим до густоты сметаны. Для первых тренировочных работ достаточно развести какую-то одну краску. Кисть держится как обыкновенный карандаш, рука при этом должна опираться на стол, чтобы мазки получались ровные и точные. Основу, на которой вы рисуете, можно поворачивать в разные стороны, - так удобнее вести кисточку и выполнять правильные мазки. Получившиеся цветы и листья оформляются тоненькой кисточкой более темной краской, а маленькие желтые точки, изображающие тычинки, делаются обратной стороной кисточки.

В композициях Петриковской росписи кроме больших, крупных цветов и листьев изображаются также и мелкие элементы - это маленькие цветочки, ромашки, бутончики, ягоды. В основном для мелких элементов используют тонкую кисть №1 или кисть из кошачьей шерсти.

Небольшие композиции в виде открыток, называют “малёвками”. Выполнив все предыдущие упражнения, можно приступить к малёвкам.

Цветовое решение Петриковской росписи весьма разнообразно и поэтому всегда радует глаз. И всё же традиционным цветовым сочетанием является зелень листьев и красные оттенки цветов, а вспомогательные краски - это желтая, бордовая и оранжевая.

“Бегунками” - их так же называют “дорожками” или “фризами” - оформляют разные изделия и предметы быта, украшают декоративные панно. Во всех фризах соблюдается ритм, как в построении композиции, так и в цветовом решении.

В Петриковской росписи преобладает, конечно же, растительный орнамент, но многие мастера, кроме того, изображают ещё и насекомых (кузнечиков, бабочек) и различных птиц, как реальных, так и сказочных (петушков, сов, жар-птиц и. т. д.). Роспись выполняется на бумаге, металле, стекле, керамике и дереве (приложение 1).

Дымковская роспись. На низком берегу реки Вятки напротив города Кирова расположилась старинная деревянная слобода Дымково. С незапамятных времен здесь, в малоплодородной местности с суровым климатом занимались лепкой глиняных игрушек, изображавших коней, оленей, козлов, уточек, индюков, барынь, водоносок, кормилиц, всадников и пр. Этот промысел был исключительно женским делом. Осенью в лугах готовили на всю зиму красную глину, на отмелях реки - чистый песок. Смешав глину с песком и водой, тщательно месили до получения однородной массы. Из густого глиняного теста лепили сначала большие основные части игрушки и отдельно - мелкие, которые затем прилеплялись и примазывались с помощью мокрой тряпки. Вылепленная игрушка сушилась 2-4 дня при комнатной температуре и обжигалась в русской печи на горящих поленьях и железных противнях. По остывании поверхность изделия белилась мелом, разведенным на снятом молоке. К работе готовили 6-10 красок, для чего красочный порошок растирали на чугунной плите, добавляли немного воды, а перед росписью и цельное сырое яйцо, в результате чего получалась яичная темперная краска, которой и наносили яркую разноцветную роспись на белый фон игрушки. Роспись начинают с изображения чёрной краской двух прядей волос; тонкой лучинкой - «глазничкой» - наносят две точки глаз и тонкие дуги бровей, другой палочкой из луба - «пятнушечкой» - печатают рот и два красных кружочка румянца щек. Игрушка оживает. На втором этапе ровно закрашивают («мажут») желтой или красной краской головной убор и другим насыщенным цветом - кофту. На заключительном этапе свободной кистью импровизационно наносят узорочье на юбку, платье, передник, кокошник. Характер узоров глиняной дымковской игрушки определился обобщенной формой фигур, потребовавшей условных декоративных элементов: кружочков, полосок, прямых и волнистых линий, точек и штрихов, из которых складывается геометрический орнамент. Вместе с этим в дымковском узоре своеобразно запечатлелись особенности естественной окраски животных; яблоки в виде цветных кружочков, колец, точек на крупах лошадей, оленей, коров и коз. В орнаментации фигурок людей отразились тканые узоры льняной пестряди, вышивок, яркие узоры росписей дуг, саней, коромысел и пр. Широкие и узкие разноцветные полосы, проведенные всей кистью или ее острым концом, создают узорную сетку, напоминающую расцветку ткани шотландки, или намечают основу будущего узора. По этим полосам проводят мелкие прямые или волнистые линии - змейки. Иногда с обеих сторон змеек ставят тонкой палочкой цветные точки, равномерно заполняющие всю полоску. Часто сплошные цветные полосы заменяют полосками из точек и кружков, украшенных двумя-тремя короткими штрихами или двойными крестами. Применяют также в росписи сетчатый орнамент из полос и клеток, заполненных кружочками, точками и штрихами. Цветовой строй росписи определяется преобладанием теплых или холодных цветов. В первом случае яркость, например, желтых, оранжевых и красных элементов усиливается небольшими элементами - синими или зелеными. В другом случае звучание голубого, синего и зеленого цветов подчеркивается розовым, красным или оранжевым элементом. Такое тактичное включение контрастного цвета в роспись повышает ее эмоциональное воздействие на зрителя, помогает избежать цветовой пестроты, добиться гармоничного слияния всех элементов.

Простота декоративных элементов и гуашевой техники, разнообразие сочетаний ярких цветных фигур привлекают интерес детей к орнаментальному творчеству. (Приложение 1).

Гжельская роспись . Гжель - древнее село, расположенное в Раменском районе Московской области. Свое название, как полагают, оно получило от слов «жгель», «жечь», выражавших важную сторону огневого промысла. Здесь и в окрестных деревнях, богатых высококачественными глинами, издревле занимались созданием гончарной посуды и игрушек, которые всегда назывались гжелью. Искусство гжельских мастеров уже в XVIII в. достигло высокого расцвета. В XIX в. в Гжели работало 50 фарфорово-фаянсовых заводов и около 40 мастерских по росписи фарфора. Гжельская посуда отличается большим разнообразием форм и особенно красотой росписи, вобравшей в себя богатство форм природы и выразительность традиционного народного искусства.

Роспись наносится на поверхность обожженного изделия свободной кистью керамической краской, главным образом синим кобальтом. Широкой полосой или букетом она выделяет тулово как главную часть сосуда, более узкими лентами - края горла, дна и ручек. Узор всегда связывается с формой, подчеркивает ее особенности и целостность. Основными мотивами росписи стали травка, злаки, птицы, полевые и садовые цветы - розы, астры, гвоздики, форма которых перерабатывается и становится довольно условной, но живописной и декоративной.

Разнообразные технические приемы работы: четкие мазки лепестков и листьев темно-синего цвета или мазки с мягкими размытыми краями наносятся всей кистью обильно насыщенной краской, с разным нажимом; концом кисти наносят жилки, штриховку и прихотливо изогнутые стебельки и усики; кистью, смоченной краской с одной стороны, поворотом вокруг черенка получают «мазок с тенями», то есть разноокрашенное изображение объемного лепестка или листочка. Часто темно-синий цвет росписи обогащается блеском тонких золотых линий и штрихов, которые изображают жилки и контуры листьев и цветов. Если белую поверхность изделия целиком окрашивают кобальтом, создающим васильково-синий фон, то роспись наносят только золотом.

Расписанное изделие покрывают глазурью, которая при обжиге образует глянцевую прозрачную пленку, защищающую роспись, отчего последнюю называют подглазурной. Возможна и надглазурная многоцветная роспись.

Любовь к своему искусству, трудолюбие и талант мастеров Гжели вновь вызвали из небытия древние символы счастья и мечты о прекрасном - голубые розы и синие птицы - и одухотворили ими узоры и мир вещей человека. (См. приложение).

Опошнянские гончарные художественные изделия

Опошнянские керамические изделия -- народные гончарные художественные изделия с ангобной (глиняной) подглазурной росписью, вырабатываемые артелями в г. Опошня Полтавской области, Опошня издавна славилась своими гончарными изделиями, изготовление которых развивалось там благодаря большим залежам близ нее высококачественных глин. Развитие современного промысла ведет свое начало с XIX века, когда большинство населения Опошни занималось производством своеобразных декоративных кувшинов для вина с туловом в форме баранки (куманцы) баклажек, фляг, бочонков на ножках (барилы), баранчиков, мисок и другой посуды; свистулек (глиняных игрушек) в виде фигурок животных и печных облицовочных плиток. Современные опошнянские керамические изделия сохранили жизнерадостный характер и богатое многообразие форм, среди которых наряду с традиционными национальными появился ряд новых -- вазы, декоративные блюда и т. п. Декоративность и выразительность опошнянских изделий связана с их росписью крупным растительным орнаментом, сочетающимся с несложными геометрическими мотивами, без резких ломаных линий, имеющими смягченные часто округлые очертания. Цветы очень условны по форме, на одной ветке они зачастую имеют совершенно разный рисунок, характер их близок к украинским многоцветным настенным росписям, техника исполнения придает им определенную специфичность.

Опошнянская посуда имеет довольно тонкий и гладкий красновато-желтый черенок, сравнительно небольшой вес по отношению к ее размерам, чистую отделку. Цвет черепка объясняется тем, что главной составной частью массы, из которой выполняется посуда, является светло-желтая пластичная глина, в которую для ее уплотнения и придания большей прочности черепку добавляется 25-- 30 % темно-коричневой глины. Хозяйственная посуда и скульптурные сосуды формуются на ножных гончарных кругах вручную (вытягиваются из комка глины), некоторые мелкие приставные части (ручки, носики, подставки) оттискиваются в гипсовых формах, а затем прикрепляются жидкой глиной -- шликером. Роспись выполняется цветными ангобами (фр. Обмазка), приготовленными из местной белой глины с небольшими добавлениями в нее мела, каолина, песка и соответствующих окислов металлов, которые придают ангобу тот или иной цвет. Красный, желтый, вишневый, темно-коричневый, черный, ангобы приготовляются из местной красной и желтой глины с добавками соответствующих красителей. Роспись получается несколько рельефной, выступающей над фоном изделия, благодаря наложению большого количества густых ангобов.

Роспись на изделиях выполняют женщины, мастерство которых передается из поколения в поколение; выполненные на бумаге, однако они не сковывают творчество мастериц: никто не копирует образцов, и роспись выполняется в бесконечном множестве вариантов. Ее наносят на поверхность подсохших. Но еще не обожженных изделий, без какой-либо предварительной разметки или припороха, прямо цветным ангобом, с помощью резиновой груши, в конец которой вставлен кусочек соломы, дающий возможность получать тонкие линии. Сначала мастерица ставит изделие на гончарный круг и, медленно вращая его, наносит горизонтальные, прямые и волнистые полосы разной ширины. Затем, держа изделие на колене, она рисует контурный узор, начиная с самых крупных элементов, которые организуют всю композицию и определяют ее основные оси, направленность движения масштаб. Одновременно учитывается сочетание цветов, так как мастерица в соответствии со своей фантазией выполняет разные части рисунка ангобами разного цвета. По окончании нанесения контурного рисунка, его раскрашивают, некоторые элементы контура сплошь заполняют одним цветом, в других дается орнаментальная разделка. Крупные цветовые пятна соединяются изображением стеблей, травок, листочков, которые помогают уравновесить всю композицию, придают ей целостность и законченность. Трудность выполнения росписи заключается в том, что настоящий цвет ангоба выявляется под глазурью лишь после обжига. Мастерица, рисуя, должна мысленно представить себе, каким будет колорит готовых изделий. Особым видом украшения посуды цветными ангобами является флендровка, которая выполняется, главным образом на мисках и представляет собой узоры из сочетания горизонтальных и вертикальных линий и пятен на фоне черепка естественного цвета или ангобированного. Выполняется жидким ангобом. После росписи изделия покрываются бесцветной глазурью и обжигаются. Некоторые виды посуды не украшают росписью, а сплошь поливают цветными глазурями -- коричневой (марганцевой) и зеленой (медной).

Свистульки лепят вручную и расписывают так же, как и посуду, только более мелким и простым орнаментом.

Наиболее распространенные мотивы -- горох, листочки, полоски. Роспись подчеркивает условный характер фигурок. Скульптурная форма свистулек решается очень обобщенно. Сглаженная поверхность не моделируется: рога, крылья вылепливаются отдельно и прикрепляются к тулову, которое лепят вместе с ногами и головой на круглой палочке, для того, чтобы свистулька внутри оставалась полой. Круг изображаемых животных и птиц: конь, баран, козел, олень, свинья, корова, петух и т. п. Несмотря на условность формы и росписи фигурок, они очень конкретны и изображают не фантастические существа, а животных, существующих в действительности (приложение 1).

Исторические закономерности развития декоративного творчества и задачи по знакомству с ним в детском саду. Программы и методика по обучению детей декоративно-прикладному искусству. Учебно-воспитательный процесс на занятиях по декоративному рисованию.

1. Исторические закономерности развития декоративного творчества 3

2. Задачи по знакомству в детском саду 11

3. Программы по обучению декоративно-прикладному искусству 14

4. Методика знакомства детей с декоративно-прикладным искусством 16

5. Практическая часть 19

1. Исторические закономерности развития декоративного творчества

Декоративное искусство прошло огромный путь развития -- от элементарных украшений первобытными людьми различных орудий, глиняной посуды, одежды до сложного комплекса многочисленных изделий в современном интерьере, городе. Развитие это шло в нескольких направлениях, или срезах. Одним из них выступает жанровое развитие декоративного искусства. Декоративное творчество захватывает в свою орбиту постепенно все более широкий круг объектов окружения и сегодня стало едва ли не универсальным. Новые жанры возникали и возникают в нем не только при втягивании в сферу декоративного творчества новых явлений, например кораблестроения в Х -- XI веках, книгопечатания в XIV -- XV веках, садово-паркового дела в XVI -- XVII веках и т. д. Они появляются также в силу развития технологий декоративной обработки материалов. Так, в XVII -- XVIII веках возникает европейское производство фарфоровой посуды, вскоре давшее толчок развитию мелкой декоративной пластики. В XIX веке зарождается и результате прогресса в металлургии и металлообработке жанр станковой художественной чеканки, ныне получившей весьма широкое распространение наряду с новым ее жанром -- монументальным, вышедшим на улицу.

Характерно, что вскоре после появления первых электрических приборов освещения предпринимаются попытки использовать их для вечерней иллюминации города («русский свет» в Париже на Эйфелевой башне). Сегодня благодаря простоте и безопасности устройства сложных систем электрической иллюминации декоративная театрализация пространства и действий с помощью света, применявшаяся уже в древности с использованием факелов (например, факельные шествия), получила грандиозный размах.

На жанровое развитие декоративного искусства существенное влияние оказывает социальное развитие общества, неуклонно ведущее к демократизации жизни, вовлечению в активную деятельность все больших слоев общества. В частности, с переходом от рабовладельческой общественно-экономической формации к феодальной начинается развитие собственно народного декоративного творчества и его своеобразных жанров, зачастую неповторимых у разных народов: расшитых или вышитых полотенец, глиняной игрушки, резной декорировки фасадов изб, ковроделия и др. В современную эпоху декоративное творчество ознаменовалось еще большим развитием самодеятельного начала, в том числе самодеятельности у детей и школьников. Оно прочно проникло в общественный быт, производственный и учебный процессы, став их необходимым элементом в виде стенгазет, досок объявлений, пригласительных билетов, плакатов, наглядных учебных пособий и др.

Особенностью развития декоративного искусства, связанной со спецификой его эстетической функции служить художественному обогащению обстановки жизни, является то, что его жанры, однажды появившись, уже не умирают. Некоторые из них на время, иногда значительное, как бы забывались.

Строгой классификации жанров декоративного искусства нет. Принято их различать по признакам материала, техники исполнения и типам назначения. В настоящее время существуют следующие основные жанры декоративного искусства: оформление интерьеров (бытовых, общественных, производственных, учебных), оформление музеев, выставок и выставочных территорий, садово-парковое искусство, оформление улиц, в том числе вечернее, в праздники и т.п., театрально-декорационное искусство, одежда, декоративные бытовые изделия и украшения, сувениры и значки, игрушки, малые графические, формы, декоративный плакат и стенгазета, станковая чеканка, монументальные виды чеканки, живописи и графики (входят в оформление интерьеров, территорий, улицы), гобелен, художественная мебель, ювелирное искусство и др.

Другой срез в развитии декоративного искусства -- смена художественных стилей.

В декоративном творчестве своеобразные черты художественного стиля наиболее ярко обнаруживаются в организации и оформлении интерьеров, уличных и садово-парковых ансамблей, то есть в специфических для той или иной эпохи принципах, приемах и средствах комплексного решения декоративной среды. Ведущая роль этих жанров в стилевом развитии всего декоративного искусства объясняется тем, что импульсы стилевого развития исходят от архитектуры, с которой эти жанры связаны самым тесным образом. Стили в архитектуре в своих основных чертах почти сразу находят отклик и поддержку, развитие в декоративном творчестве. Поэтому периодизация стилей последнего в основном совпадает со стилевой периодизацией истории архитектуры. При этом, изучая историю декоративно-прикладного искусства, нужно учитывать, что наблюдались отдельные периоды, когда этот вид искусства играл сравнительно с архитектурой более важную роль в создании художественного образа интерьера. Это относится, в частности, к современному интерьеру жилых и общественных зданий. Их архитектурно-строительная основа отличается конструктивным рационализмом, одной из причин чего являются жесткие экономические нормативы массового строительства.

Третий срез исторического развития декоративного искусства -- темы, мотивы и сюжеты произведений, в том числе орнаментации. Их изменение происходит в прямой связи с появлением в декоративном искусстве новых жанров и сменой стилей. В тематике декоративного искусства всегда находили и будут находить отображение преимущественно такие темы и мотивы, которые связаны с хозяйственно-производственной и общественной деятельностью людей. В памятниках искусства кочевых племен мы видим почти исключительно изображения животных, на которых были сосредоточены интересы и помыслы человека. В тематике декоративного творчества оседлых земледельческих народностей решительно преобладает растительный мир и разнообразная, порой космологическая, символика, связанная с основными циклами жизни природы и сельскохозяйственной деятельности.

В последующие столетия тематическая структура декоративного искусства значительно усложнилась. Но в ней все равно довольно четко прослеживается, пусть часто и не прямое, воздействие главных интересов повседневной жизни людей. Правда, распространение в Европе в VI -- Х веках христианства привело к определенной нивелировке местных тематических особенностей декоративного творчества, к интернационализации тем и мотивов. Все же некоторые специфические национальные мотивы сохраняются, особенно в народном творчестве, вплетаясь в композиции общеевропейского типа.

Значительно прочнее сохранялись и во многом дошли до наших дней национальные особенности в художественной трактовке, манере, почерке построения форм и характере выразительных приемов и средств.

Сегодня в декоративном искусстве также находят широкую разработку темы и сюжеты современной хозяйственно-производственной и общественной деятельности людей, например такие, как индустриальное производство, научные исследования, освоение космоса, борьба за мир, забота о сохранении памятников старины и др. Главным образом это относится к изобразительным жанрам декоративного искусства: монументальной живописи, графике, станковой чеканке. Но и в орнаментальных его жанрах легко прослеживается влияние современного уклада жизни, косвенно выражающееся в лаконизме, точности и нетрадиционности ритмов, цветовых сочетаний, фактур, силуэта и в других композиционных качествах произведений.

О народных умельцах рассказывается в Ипатьевской летописи. Наглядное представление о красочности древних хором дают миниатюры Остроумова евангелия. В Изборнике Святослава 1073 года содержатся изображения расписных фасадов зданий.

Народное ремесло Киевской Руси было представлено мастера множества профессий, в том числе художественных и отделочных.

Места концентрации народных художественных промыслов определились давно и связаны прежде всего с наличием того или иного природного материала, а также с перекрестками торговых путей, центрами культуры и рядом других факторов. К XVI -- XVII векам на землях нашего государства в основном уже сложилась нынешняя география промыслов, определилось их национальное и местное своеобразие в композиционном решении формы, в понимании материала, в рисунке и пластике, цвете и отделке.

Тесная связь народного прикладного искусства со всем бытом людей, его условиями и традициями определила в нем черты правдивости и эмоциональной непосредственности. Так, не случайна графичность монохромной, скупой на цвет мезеньской росписи, зародившейся па Севере страны. Закономерно и постоянное стремление народов солнечной Средней Азии к яркой многоцветной палитре и в керамике, и в ковроделии, и в мозаике. Народы часто заимствовали друг у друга технику выполнения, рецепты отделки изделий и даже их форму. Но каждый раз, попав в новые условия, заимствованные элементы подвергались переработке в духе национальных традиций или приобретали новое звучание благодаря своеобразной национальной основе изделий.

Народное прикладное искусство зачастую впитывает в себя те или иные достижения в творчестве профессиональных мастеров. Известна, в частности, роль живописцев конца XIX -- начала XX века в деятельности подмосковных и Смоленских художественных промыслов, в возрождении вятской игрушки, в развитии мелкой костяной пластики.

Основным видом материала художественного ремесла в лесных районах страны с древних пор и до наших дней служит древесина. Почерк ее обработки самый разный, например, резьба в Сергиевском посаде, Богородском (богородская резьба) и Хотькове, точение с раскраской в Семенове, Хохломе и Рородце. Довольно давно применяется также техника инкрустирования древесины металлом, цветными камнями, ракушечным перламутром, «черепахой», а также техника интарсии -- набора картинок или орнамента на поверхности предметов и досок из разнотонных кусочков древесины разных пород, в том числе ценных привозных.

В центральной полосе страны много изделий вырабатывалось из лозы черемухи и ивы -- в Костроме, Кинешме, в Ивановской области. Почти повсеместно применялась и береста, из которой изготавливались бураки (туески) для воды, молока и кваса, набирухи, или корзины, для ягод и грибов, короба и пестери (вид заплечного короба). Для изготовления разных бытовых изделий и игрушек шла также солома злаковых растений (в Прибалтике и на юге -- камыш, на Кавказе -- бамбук).

Изготовление глиняной посуды всегда было одним из самых распространенных промыслов на всей территории страны. От века к веку оно совершенствовалось: научились подбирать сорта глины, замешивать ее с добавками, обжигать при различных режимах, обливать стеклом, расписывать, штамповать. В зависимости от ресурсов сырья и топлива появилась специализация: гончарные изделия производятся в Скопине, Балхаре, Дымкове, Чернигове и др., майолика -- в Гжели, Косове и др., фаянс и фарфор -- на Верхней Волге.

Украшение одежды -- один из самых массовых и самобытных видов творчества у всех народов нашей страны. Ткань, являющаяся почти всегда основным материалом для изготовления одежды, подвергается самой разнообразной художественной отделке. На нее набивается орнамент с резных досок (набойка), ее расписывают, вышивают, в том числе жемчугом и бисером, гофрируют, украшают вязаными кружевами (Вологда, Вятка, Елец, Рязань и т.д.). Бытовал промысел узорного ткачества в России, на Украине, в Белоруссии. В Прибалтике, на Украине и Кавказе давно было распространено шерстяное вязание.

Ковроделие, первоначально появившись в кочевом хозяйстве, было воспринято и развито оседлыми народами. На Севере ковры делались из шкур, в Казахстане и в горном Кавказе -- валяные.

У оседлых земледельческих народов Средней Азии, Украины и других высокого совершенства достигает многодельный тканый ковер, вырабатываемый вручную на больших станках.

Север страны славился изделиями из меха и кожи. По ним вышивали цветной ниткой, бусами, бисером. Часто в одном изделии соединялись мех, кожа и сукно. Кожу здесь красили и тиснили (в Прибалтике), часто подкрашивая тисненый орнамент.

Как и изделия из глины, изделия из металла издревле получили повсеместное распространение в качестве продукта народного промысла. Металл ковали, гнули, лили, чеканили, гравировали, чернили. Жестяные изделия в Жостове расписывались. Из металла изготовлялся довольно большой круг бытовых изделий, постепенно расширявшийся. Часто декоративные детали из металла, в основном из листового и полосового железа, применялись как украшения здания с полезной функцией: дымники, водолеи, оковка дверей и др. Широко они применялись и в мебели.

В северных районах страны (Холмогоры, Тобольск, Якутия) видное место заняла мелкая скульптура из кости, гравировка на бивнях моржей, прорезная кость для декорировки мелкой утвари. При раскопках древнего Новгорода также было найдено много костяных изделий, среди которых и шахматные фигуры. Южнее, например, под Москвой в Хотькове, но особенно в горных районах Кавказа (Кисловодск, аулы Дагестана и др.) до сих пор существует промысел обработки рога.

В республиках Прибалтики по сей день видное место занимает янтарный промысел. С древних времен Прибалтика была поставщиком янтаря для всего мира. Польский писатель Я. Маховский в книге «История морского пиратства» писал, что флибустьеры, корсары, каперы специально охотились за кораблями, которые шли из Прибалтики в Египет с грузом янтаря. В Паланге во дворце Тышкевичей сегодня создан музей янтаря.

Позже других промыслов начали развиваться обработка камня (Урал, Алтай) и изготовление изделий из стекла (Ленинград, Гусь-Хрустальный и др.).

В Центральных районах России в конце XIX века начала появляться на базе иконописания и лакокрасочного промысла замечательная лаковая миниатюра на мелких шкатулках и позже на небольших платках (Федоскино, Палех, Мстеры, Холуй). Это один из примеров сравнительно недавнего появления нового жанра в народном декоративно-прикладном творчестве. Весьма большое распространение получило также гипсовое литье (копилки в виде кошечек, статуэтки), лубочные картинки и др. Следует отметить также такие, видимо, древние виды художественных промыслов, как роспись яиц (Украина, юг России) и выпечка фигурных и узорчатых резных пряников (Тула, Москва и др.).

Вообще разнообразие промыслен необычайно. Они появляются, по сути дела, там, где в наличии имеется какой-то свободный материал и, конечно, определенная художественная идея. Сегодня порой можно видеть на рынке, например, сравнительно немного обработанные (без сюжета) наплывы на стволах деревьев, интересные и что-то напоминающие корни растений и т. п. Слава российских мастеров художественных промыслов давно стала всемирной. Наша страна богата художественными дарованиями. Только в Российской Федерации ныне работает свыше 70 тысяч мастеров. Среди них видные художники, как Герой Социалистического Труда, народный художник СССР Н. Зиновьев, кружевница Н. Васильева, народные и заслуженные художники РСФСР палешанин Б. Ермолаев, мастер хохломской живописи О. Лушина, кубачинец Р. Алиханов и многие другие. За последние несколько лет более 30 художников народных промыслов стали лауреатами премий имени И.Е. Репина. В разных городах страны организуются выставки народного творчества.

Огромная роль в пополнении кадров мастеров художественных промыслов принадлежит современной школе и детским дошкольным учреждениям, плодотворно работающим в ней художникам-преподавателям, многие из которых сами являются энтузиастами декоративно-прикладного творчества на основе народных традиций.

2. Задачи по знакомству в детском саду

Задача развития творчества детей, воспитателей, учителей, преподавателей вузов была выдвинута как одна из центральных задач всей системы образования в нашей стране.

Развитие творчества в обществе, отвергающем «духовную монополию» становится одной из первоочередных задач воспитания подрастающего поколения. В наши дни подчеркивается необходимость формирования нового человека, сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.

Задачи перестройки системы народного образования в стране, поставленные в документах реформы общеобразовательной и профессиональной школы, включая первое ее звено -- дошкольные учреждения, требуют развития самостоятельности, инициативы и творчества детей во всех областях их деятельности. Работа эта должна начинаться с раннего детства и осуществляться разными средствами, среди которых особое место принадлежит художественно-творческим деятельностям. Одной из таких деятельностей является декоративно-прикладное искусство. Оно рано начинает привлекать внимание

На занятиях по декоративно-прикладной росписи развиваются эстетическое восприятие, представление, эстетические чувства. Накапливается сенсорный опыт, обогащается речь. У детей развиваются мыслительные процессы: сравнение, анализ, синтез, обобщение. В последнее время подчеркивается важность занятий по декоративно-прикладной росписи в детском саду для формирования коллективных форм работы, умения работать вместе, действовать согласованно, сообща, оказывать помощь товарищам. Развивается способность радоваться успехам каждого воспитанника, достижениям всего коллектива группы. Все это создает основу для воспитания а дальнейшем подлинного коллективизма, взаимной требовательности и вместе с тем товарищеской взаимопомощи.

Обучение декоративно-прикладной росписи дошкольников заключает в себе большие потенциальные возможности всестороннего развития ребенка. При этом эти возможности могут быть реализованы лишь тогда, когда дети будут постепенно овладевать этой деятельностью в соответствии с возрастными особенностями и будут получать удовлетворение от нее. Если же дети не почувствуют радости от созданного ими, если у них процесс творчества не вызовет хорошего настроения, а наоборот, дети будут испытывать неудовлетворенность, огорчение от того, что не получается задуманное, то постепенно это приведет к потере интереса к росписи, и тогда их влияние на всестороннее развитие личности окажется не со знаком плюс, а со знаком минус. В связи с этим перед нами стояла задача найти пути оптимизации деятельности с целью увеличения ее влияния на всестороннее воспитание личности ребенка, развитие его способностей и творческого потенциала.

Исключительно важное значение в духовном развитии дошкольников, в их трудовом и эстетическом воспитании, в подготовке их к труду в народном хозяйстве имеет декоративно-прикладное искусство. Народное декоративно-прикладное искусство является неотъемлемой частью культуры, активно влияет на формирование художественней вкусов.

Высокая духовно-идейная значимость народного декоративно-прикладного искусства оказывает мощное влияние на формирование внутреннего мира детей. Систематические занятия различными видами художественной обработки материалов благотворно сказываются на развитии эстетического вкуса детей и, в то же время, связаны с приобретением ими навыков, необходимых для дальнейшей трудовой деятельности. Технологический процесс обработки материалов базируется на промышленном оборудовании и вместе с тем невозможен без использования ручных инструментов, умения владеть приемами работ столяря, токаря, фрезеровщика, штамповщика, сварщика, паяльщика, формовщика, электрика, кузнеца м многих других. Занимаясь художественной обработкой материалов, дошкольники осваивают навыки этих конкретных профессий, приобретая умения творческого подхода к выполнению трудовых операций.

Различные виды художественной обработки материалов заставляют детей невольно соприкасаться с техническими и технологическими задачами. Благодаря интересу к этим занятиям, увлеченности ими, воспитываются трудолюбие и настойчивость в работе. Через процесс создания красивых, эстетически оправданных изделий декоративно-прикладного искусства исподволь, ненавязчиво, но весьма продуктивно прививается детям любовь к различным профессиям.

Занятия декоративно-прикладным искусством сочетает в себе основы многих наук, имеющих главное значение в политехническом развитии детей.

Декоративно-прикладное искусство как никакой другой вид учебно-творческой работы дошкольников, позволяет одновременно с вооружением их техническими знаниями, развитием у них трудовых умений и навыков, психологической и практической подготовкой к труду, к выбору профессии раскрывать красоту, огромную духовную ценность изделий народных мастеров, их высокое мастерство и искусство, формировать эстетический вкус и эстетический идеал.

Таким образом, специфика декоративно-прикладного искусства, выражающаяся в единстве формы и практического назначения декоративной вещи, в единстве трудовых умений, навыков и художественно-эстетического вкуса позволяет осуществлять комплексный подход к постановке занятий декоративно-прикладным искусством в детском саду, определяет органическое единство трудового и эстетического воспитания дошкольников. Это единство обусловлено и современным требованием международных стандартов в промышленных изделиях, которое выражается не только в высокоэффективном уровне рабочего процесса, но и в требованиях технической эстетики.

Наибольший воспитательный эффект дает знакомство дошкольников с декоративно-прикладным искусством народных художественных промыслов.

Изделия народных мастеров отличаются чувством материала, органическим единством утилитарности (практической направленности) вещи с ее декором, национальным колоритом, высокими нравственно-эстетическими достоинствами. В народном искусстве заложено столько воспитывающего заряда (не только в готовых изделиях, радующих глаз, но и в самом процессе, в технологии их создания), что естественно возникает вопрос о самом активном его использовании в работе с дошкольниками.

Задача воспитателя - направлять творческий процесс дошкольников, ориентируя их на изучение образцов народного декоративно-прикладного искусства. Принцип ориентации на народное искусство должен быть заложен в основе содержания занятий с дошкольниками различными вицами декоративно-прикладного искусства.

3. Программы по обучению декоративно-прикладному искусству

Научный интерес к народному искусству как средству воспитания в отечественной педагогике особенно возрос в последние два десятилетия. Именно в это время появляются историко-педагогические работы, освещающие проблемы народной педагогики, включающие и вопросы эстетического воспитания.

Ученые справедливо отмечает, что рост числа и расширение числа историко-педагогических исследований по народной проблематике, происшедшие в последние десятилетия, - одно из крупнейших завоеван историко-педагогической науки. Значение этих исследований трудно переоценить. Только с их помощью может быть раскрыта вся сложность и многоплановость процесса развития отечественной школы и педагогики в органическом единстве общероссийских, национальных и региональных проявлений этого.

В последнее время появились публикации и кандидатские диссертации, в которых отразились прогрессивные тенденции методики преподавания декоративного рисования и эстетического воспитания средствами народного искусства.

Диссертационные работы 90-х годов отражают разные уровни адаптирования достижений педагогической теории и достижений искусствоведения в содержании эстетического воспитания и обучения. Важно отметить, что исследования касаются основных звеньев системы эстетического воспитания и обучения детей и подростков.

Так, кандидатская диссертация С.В. Максимова "Роль народного прикладного искусства в художественном развитии детей 5-7 лет" посвящена определению значения и места детской изобразительной деятельности с использованием образцов русского народного декоративно-прикладного искусства в системе эстетического воспитания в детском саду.

При разработке проблем преемственности изобразительной деятельности детей детского сада и младших школьников данное исследование может быть полезным для определения дальнейших путей наиболее эффективного педагогического воздействия на развитие детского творчества под влиянием народного прикладного искусства.

Методике преподавания декоративного рисования на материале народного искусства в начальных классах посвящено несколько диссертаций (Р. Хасанов, Я.А. Савзонов, Л.Н. Любарская, В.С. Белова).

В исследовании Р. Хасанова и Я.А. Савзонова на материале народного искусства Узбекистана и Таджикистана апробирована последовательность заданий, посвященных изучению специфики восточного орнамента в декоративной работе с младшими школьниками.

В диссертации Л.Н. Любарской "Развитие художественно-творческой активности у младших школьников в процессе занятий изобразительным искусством" на материале украинской народной росписи показан процесс формирования способностей к эстетическому освоению действительности и потребностей к продуктивной эстетической деятельности через развитие чувства декоративности у школьников I - III классов.

Исследование Б.С. Белова "Пути совершенствования методов преподавания изобразительного искусства в подготовке учителей начальных классов (декоративное рисование применительно к факультетам педагогики и методики начального обучения)" направлено на решение важной проблемы - выявления путей более успешного решения педагогической задачи улучшения эстетического воспитания и образования учителя начальных классов для руководства изобразительной деятельности детей.

Важно, что в работе Б.С. Белова с этой целью показаны эффективные способы решения изобразительных задач по декоративно-прикладному искусству с широким привлечением народного искусства Марийской республики, способствующие активизации изобразительной деятельности в целом.

В кандидатской диссертации Д.Г. Пилипенко "Исследовании эстетико-воспитательных возможностей занятий декоративным искусством в детском саду" находят отражение некоторые положения о значении народного искусства в эстетическом воспитании и обучении дошкольников при определении автором примерной систематизации отдельных видов декоративно-художественной деятельности детей старшей и младшей группы.

4. Методика знакомства детей с декоративно-прикладным искусством

Разные цели, стоящие перед учебными предметами "изобразительное искусство" и "художественный труд" обуславливают и разные подхода в эстетическом осмыслении материалов народного искусства. Так, знакомство с декоративно-прикладным творчеством в детских садах, расположенных в местах традиционных художественных промыслов, нацелено на овладение детьми основ художественного ремесла. В практике знакомства в детских садах такого типа есть прекрасные примеры решения обозначенных целей. Например, опыт детского сада селения Кубачи в реализации системы учебно-творческих работ на занятиях художественного труда по овладению мастерством художественной обработки металла. Коллектив воспитателей в своей работе опирается на комплекс методических материалов: апробированную программу занятий художественным трудом, альбомы, книги, таблицы, посвященные истории кубачинского искусства. Воспитательная работа не ограничивается рамками занятий. Ценить и уважать труд народного мастера учат здесь в повседневной жизни. Опыт народной педагогики кубачинцев, когда на протяжении многих веков в каждой семье отец передавал секреты обработки дорогих материалов сыну, нашел современную трансформацию в эстетическом и трудовом воспитании дошкольников.

Активный поиск программного содержания уроков художественного труда ведут воспитатели детских садов на базе предприятий художественных промыслов Горьковской области. Благодаря совместным усилиям работников системы дошкольного воспитания в детских садах области изучение основ народной художественной росписи по дереву осуществляется с помощью народных мастеров с фабрик "Хохломский художник" (село Семино) и "Хохломская роспись" (г.Семенов), мастеров промыслов росписи по дереву в Полхове-Майдане и Городце.

В осмыслении эстетического содержания воспитания на занятиях по труду в детских садах на базе предприятий народных художественных промыслов большую помощь воспитателям оказывают труды сотрудников ВНИИ художественной промышленности. Например, двухтомник «Основы художественного ремесла». Сотрудники института художественной промышленности разрабатывают серию программ уроков художественного труда с учетом специфики традиционной техники народного творчества, сложившихся художественных школ мастерства.

Привлечение народного декоративного искусства как активного средства эстетического воспитания в системе уроков декоративного рисования в детском саду имеет свои преимущества. Главные из них - широкие горизонты эстетического познания и многообразные аспекты воспитательного воздействия народного искусства в процессе гармонического воспитания личности дошкольника.

Знакомство с передовым педагогическим опытом эстетического воспитания средствами народного декоративного искусства в детских садах Российской Федерации позволяет говорить о многочисленных примерах реализации воспитателями эффективных методов и приемов, раскрывающих особенности стиля разных художественных школ народного искусства с целью более полного использования воспитательных функций произведений народных мастеров. Например, воспитатели старших групп г. Костромы и области увлеченно работают с детьми над темами, связанными с народной художественной росписью и резьбой по дереву. С этой целью происходит знакомство не только с памятниками деревянного зодчества родного края, но и широко привлекается искусство народных мастеров соседних областей: Ярославской, Ивановской, Владимирской, Горьковской. Благодаря педагогическому мастерству небольшие беседы на занятиях декоративного рисования превращаются в серию увлекательных путешествий в страну красоты и добра, созданную руками народных мастеров,

В детских садах Загорска Московской области - центре по производству традиционной деревянной русской игрушки - воспитатели разнообразно проводят занятия с опорой на искусство русской игрушки. Много воспитательных возможностей открывается перед детским садом по пропаганде русского народного искусства в совместной работе с сотрудниками Загорского государственного музея-заповедника.

Неисчерпаемое богатство художественных идей таит в себе изучение народного костюма, и, как свидетельствует практика, особенно перспективны два направления в разработке этой темы. Изучение истории народного костюма родного края и интерпретация мотивов в иллюстрации преданий, исторических событий края, создание сувениров. Такой подход отражен в работе воспитателей-специалистов детских садов г. Павлово Горьковской области. Другая трактовка темы связана с изучением действующего центра народных художественных промыслов, продукция которого связана с использованием народных эстетических традиций в современном костюме. Такую работу ведут воспитатели-специалисты в г. Павловском Посаде Московской области, где производятся знаменитые набивные павловские платки, шали, набивные шерстяные платки.

5. Практическая часть

Построение новой системы учебно-творческих заданий на основе народного декоративного искусства мы рассматриваем как построение части системы занятий по изобразительному искусству в детском саду в целом. Систему изучения изобразительного искусства, как и всякую методическую систему характеризуют ведущая идея (цель) и дидактические принципы, которые определяют отбор содержания программы, своеобразие методов обучения.

Ведущая цель, поставленная обществом перед нашим предметом - достичь тесного единства трудового, нравственного и эстетического воспитания для всестороннего, развития личности каждого ребенка. В учебно-воспитательном процессе на занятиях по декоративному рисованию решение столь важной государственной задачи мы видим в реализации системы учебно-творческих заданий на материале народного декоративного искусства. Такая система должна служить раскрытию духовных сил ребенка, быть эффективной для эстетического развития личности дошкольника, активизировать декоративное творчество ребят.

Социальный заказ современного общества должен отразиться на содержании преподавания декоративного рисования средствами народного декоративно-прикладного искусства. С этой целью нами учитывались единство содержательной и процессуальной сторон обучения с точки зрения дидактики, разработка современного состояния преподавания изобразительного искусства в детском саду. Это дало нам основание определить следующие ведущие факторы для построения системы учебно-творческих заданий:

Системное и комплексное планирование учебно-воспитательных целей и задач на занятиях декоративного рисования;

Системный отбор произведений народного декоративно-прикладного искусства, объектов действительности для эстетического познания и декоративной работы детей;

Дифференцирование методов, приемов педагогического руководства, методов стимулирования как процессом эстетического познания, так и декоративной работой детей;

Учет оценки уровней эстетической воспитанности по результатам, достигнутым детьми в декоративной работе.

Учет названных методологических предпосылок в построении системы учебно-творческих заданий позволил нам выделить существенные стороны учебно-воспитательного процесса на уровне: виды декоративной работы детей; ведущие эстетические знания и формы эстетического познания; межпредметные и внутрипредметные связи; объем графических умений и навыков.

Опираясь в изучении народного искусства на реализацию важнейших дидактических принципов, мы стремились к обобщению методических приемов, определению места и значения художественного анализа произведений народного искусства на занятиях декоративного рисования, а также к разработке критериев уровней эстетической воспитанности детей, имея в виду конечной целью эффективное творческое развитие личности дошкольника.

Принципиально важным в этой системе является единство эстетического познания и содержания декоративной работы (трудовой деятельности) детей на материале народного декоративно-прикладного искусства, причем разрабатываются такие методические приемы, которые стимулируют творческое создание детьми самостоятельных композиций, а не простое подражание приемам народного искусства. Для этой цели на занятиях по декоративному рисованию привлекаются народная роспись Городца, Полховского Майдана, Хостова, Хохломы, глиняные дымковские и филимоновские игрушки, деревянная народная игрушка, бытовые изделия мастеров Севера, вышитые изделия из Рязани, Владимира, Торжка, произведения мастеров художественных лаков Палеха. В работе с детьми углубляются и систематизируются эстетические познания дошкольников на основе знакомства с народной керамикой Гжели, Скопина, с народной набойкой, народной гравюрой - лубком.

Конкретизацию существенных сторон учебно-воспитательного процесса на занятиях по декоративному рисованию, проводимых на основа системы учебно-творческих заданий, можно увидеть в динамике форм эстетического познания и видов декоративной работы детей (таблица I).

Таблица 1

Примерные формы эстетического познания детей

Примерные виды декоративной работы

1. Ознакомление о цветочным узором в изделиях мастеров современного Городца и Полховского Майдана.

2. Понятие узор, ритм.

3. Простейшие приемы народной кистевой росписи (ягодка приемом тычка; листок приемом прикладывания кисти; декоративный цветок "розан").

4. Интерпретация приемов.

Самостоятельное исполнение оформления эскизов предметов, в украшении которых возможны простейшие орнаментальные композиции: чередование элементов в полосе (для украшения спинки детского стульчика, оконного наличника сказочного домика, орнаментированной полосы-фриза для украшения комнаты и т.д.).

1. Ознакомление с русской матрешкой, с русской деревянной и глиняной игрушкой.

2. Элементарные понятия о единстве практического назначения, конструкции и узора (орнаментальной композиции).

3. Элементарные понятия о создании декоративного изображения на основе переработки и обобщения объектов действительности.

4. Простейшие приемы народной кистевой росписи.

5. Интерпретация приемов.

Самостоятельное выполнение эскизов игрушек. Роспись игрушек, выполненных на занятиях по труду, согласно эскизам.

1. Ознакомление с сюжетно-декоративной росписью в бытовых изделиях мастеров Севера, в лаковой миниатюре Палеха.

2. Эстетическая, оценка явлений действительности в декоративном образе.

3. Приемы народной росписи, значение силуэта как средства декоративной композиции.

Самостоятельное исполнение эскизов художественных вещей, в украшении которых возможны простейшие сюжетно-декоративные композиции: роспись кухонной разделочной доски, роспись памятного кубка, роспись сувенирной коробочки для русского пряника и т. д.

1. Знакомство с произведениями мастеров народной керамики Гжели, Скопина.

2. Понятие о связи практического назначения керамических изделий с изобразительными элементами в облике художественной вещи в целом.

3. Дальнейшее представление о создании декоративного образа на основе переработки форм реальных животных и птиц.

Самостоятельное исполнение эскизов художественных вещей на основе единства декоративного изображения и практического назначения предмета: эскиз фигурного сосуда, масленки, чайника, подсвечника, фигурки для фонтана в детском парке и т.д.

Список использованной литературы

1. Беляев Т.Ф. Упражнения по развитию пространственных представлений у учащихся. - М., 1989.

2. Моран А. История декоративно-прикладного искусства. - М., 1986.

3. Основы декоративного искусства в школе. - М., 1981.



НАРОДНО-ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ

ИСКУССТВО В ДЕТСКОМ САДУ

Воспитатель: Магадеева А.Т.

2017 г.

Необходимым условием построения современной системы эстетического воспитания и развития эстетической культуры личности является использование народного искусства в педагогической работе с детьми. Народное искусство способствует глубокому воздействию на мир ребёнка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себе исторический опыт многих поколений и рассматриваются, как часть материальной культуры. Народное искусство в силу своей специфики оказывает сильное воздействие на ребёнка, который мыслит формами, красками, звуками, ощущениями.

Декоративно-прикладное искусство является одним из фактов гармонического развития личности. Посредством общения с народным искусством происходит обогащение души ребёнка, прививается любовь к своему краю. Народное искусство хранит и передаёт новым поколениям национальные традиции и выработанные народом формы эстетического отношения к лицу. Искусство народных мастеров помогает раскрыть детям мир прекрасного, развивать у детей художественный вкус.

Знакомство ребёнка с русским народным декоративно- прикладным искусством опирается на принцип общей дидактики-связи с жизнью, систематичностью подхода в обучении и художественном развитии детей, наглядности.

Мы живём там, где нет возможности увидеть непосредственный технологический процесс изготовления художественной посуды, предметов быта и игрушек. И у ребят нет возможности соприкоснуться с декоративно-прикладным искусством, подержать в руках изделия с городецкой росписи, дымковскую игрушку, предметы с гжельской росписью и т.д. Поэтому я постараюсь познакомить детей с историей народного творчества, для этого у нас имеются материалы в детском саду, показать приёмы лепки и работы с кистью, ознакомить с образной стилизацией растительного и геометрического орнамента.

Современная деятельность предъявляет новые требования к воспитанию: не подавляя авторитарно ребёнка, его волю, воспитать самостоятельную личность, учитывая и разумно направлять потребность и интересы ребёнка, стремиться понимать его внутренний мир.

При ознакомлении детей с народно декоративно-прикладным искусством я стараюсь учитывать: настроение материала от простого к сложному, доступность, систематичность, повторность материала.

Я подобрала материалы- картинку с элементами народных росписей, иллюстрированный материал, также подбирали имеющиеся подлинность изделия декоративно-прикладного искусства.

В ходе работы старалась:

Вовлечь детей в художественно-творческую деятельность

Приобщение к эстетической культуре

Формировании эстетического вкуса

Развитие художественно-творческих способностей у детей

Побуждать фантазию детей

Развитие мелкой моторики рук у детей

Обогащать словарный запас детей

В работе использую различные методы и приёмы

Метод обследования

Наглядность

Словесный

Жест руки

Практический

На занятиях решала познавательные, обучающие творческие задачи. Старалась использовать различную технику рисования. Знакомя детей с изделиями народных промыслов, старалась приобщать детей к родной культуре, помочь им войти в мир прекрасного, побуждать потребность любить и радоваться жизни. Стараюсь научить детей видеть красоту формы, сочетание цветов и оттенков. Даю понять детям, что сложный узор состоит из простейших, знакомых частей: точки, кружка, кольца, прямых и волнистых линий. Объясняю как нарисовать несложный узор, а затем предлагаю детям самим его выполнить. Тем, у кого не получается, предлагаю посмотреть таблицы с элементами. Стараюсь использовать приободрить их пословицами и поговорками: «Терпенье и труд-всё перетрут».

Народное творчество-источник чистый и вечный. Он благотворно влияет на детей, развивает их творчество, вооружает знаниями, несёт детям красоту. Это идёт от души, а душа народная добра и красива. Знакомя детей с изделиями народных промыслов, я стараюсь приобщать детей к родной культуре, побуждаю потребность любить и радоваться жизни.