Мистические рассказы в литературе. Мистика Гоголя

Николай Гоголь (1821-1852)

Николай Васильевич немало сделал для развития русского языка, кроме того ему удалось оказать влияние на писателей-современников и потомков. Творчество Гоголя пронизано мистикой, религиозностью, фантастикой и мифологией и народным фольклором.

Мистическое у Николая Васильевича появилось в первых же книгах. "Вечера на хуторе близ Диканьки" просто наполнены потусторонними силами. Но все же более всего нечисти и мрака - на страницах повести "Вий", в которой Хома Брут пытается противостоять ведьме, вурдалакам и оборотням. Однако борьба бурсака, три ночи отпевающего паночку, идет прахом, когда он глядит в глаза Вию - чудовищу из преисподней с тяжелыми веками, скрывающими смертельный взгляд.

Гоголь в своей повести использует мотивы славянской мифологии, поверья и фольклор о страшном демоне. Писателю удалось создать из сказочного сюжета произведение, считающееся эталоном мистической литературы. Этот опыт спустя сто лет будет использовать Булгаков.

Федор Достоевский (1821-1881)

Федор Михайлович наряду с Гоголем считается одним из крупнейших писателей-мистиков XIX века. Однако основа его мистицизма совершенно иной природы и носит другой характер - в творчестве Достоевского есть противостояние добра и зла, Христа и антихриста, божественного и демонического начал, поиск и раскрытие мистической природы русского народа и православия. Ряд исследователей связывает наличие "потустороннего” в творчестве писателя с эпилепсией, считавшейся у древних "священной болезнью”. Вероятно, именно припадки могли служить "окном” в иную реальность, где Достоевский и черпал свои откровения.

Некоторые герои Достоевского также "одержимы” - они страдают от схожих болезней; таковыми можно назвать и князя Мышкина, и Алешу Карамазова. Но и персонажи другие произведений терзаются внутренними противоречиями и поиском в себе божественного начала. Разговор Ивана Карамазова с чертом, кошмары Свидригайлова о вечной жизни в комнате с пауками. Вершиной же религиозно-философского антропологического откровения Достоевский достигает в "Легенде о Великом Инквизиторе”, рассказанной Иваном Карамазовым. Эта история, по мнению Бердяева, является своеобразной квинтэссенцией путей, пройденных человеком в "Преступлении и наказании”, "Идиоте”, "Бесах” и "Подростке”. Достоевский соединяет тайну человека с тайной Христа.

Леонид Андреев (1871-1919)


Андреев творил на рубеже XIX-XX веков, в период Серебряного века. Его произведения близки по духу символистам, а его самого часто называют родоначальником русского экспрессионизма, однако сам писатель не принадлежал к какому-либо кружку писателей и поэтов.

Формирование Андреева как писателя несомненно проходило под влиянием модных модернистских веяний (и социальных тенденций - революционных настроений и жажды перемен), однако у него сложился свой собственный стиль. Творчество Андреева сочетает в себе черты скептицизма, религиозности и мистики (писатель серьезно увлекался спиритуализмом), все это находит отражение в его романах, повестях и рассказах - "Жизнь Василия Фивейского”, "Иуда Искариот”, "Воскресение всех мертвых”, "Дневник Сатаны”.

Так в "Жизни Василия Фивейского” сельский поп пытается воскресить мертвеца - в безумие героя Андреев вкладывает стремление стать сверхчеловеком, получить энергию Христа. Акт воскрешения необходим для перехода из смерти в творчество, в бесконечное бессмертие. Другая сторона мистики Андреева заметна в "Рассказе о семерых повешенных” - начиная от символического числа казненных и заканчивая страшным финалом, где жизнь продолжается несмотря на смерть.

Кстати, по стопам отца пошли и дети - трое из его сыновей и дочь стали литераторами. Причем Даниил Леонидович Андреев стал писателем-мистиком уже в годы СССР, самым значительным произведением его стал роман "Роза мира”, который он сам называл религиозно-философским учением. Андрееву удалось в одной книге объединить искусство и религию, объяснить существование нескольких земных измерений, метаистории России и значения ее для творчества, а также дать прогнозы на историческую перспективу.

Михаил Булгаков (1891-1940)


В творчестве Михаила Афансьевича оккультного не меньше, чем фантастического и мифологического. Исследователь В.И. Лосев назвал Булгакова самым загадочным писателем XX века, который был способен "проникать в сущность происходящих событий и предвидеть будущее. Его персонажи вынуждены существовать на стыке двух миров, иногда пересекая разделяющую их грань. Подобно Гоголю Михаил Афансьевич соединил в своих книгах невидимую жизнь с жизнью действительной.

Религиозно-философский подтекст у Булгакова прослеживается уже в 1920-х годах, когда герои его повестей открывают условный ящик Пандоры, выпуская в реальность неведомые силы. Персонажи "Дьяволиады”, "Роковых яиц”, "Собачьего сердца” примеряют роли богов, открывая в мир двери для потустороннего - изобретают волшебный луч, влияющий на эволюцию, или создают человека из собаки.

Но более всего религиозной философией и мистикой пронизан центральный роман Булагоква - "Мастер и Маргарита”. Стоит ли пересказывать сюжет о пришествии в Москву Сатаны со своей удивительной свитой и о том, что произошло дальше? Миры как будто смещаются, реальности меняются местами и по улицам разгуливает кот с примусом, по небу летают ведьмы, в столице хозяйничают демоны… Кроме того, в книге есть и библейский и исторический подтексты (роман Мастера о Иешуа и Понтии Пилате) и серьезная сатира на советское общество, обличающая его пороки (за что и караются представители этого общества, хоть и не Богом).

Борис Пастернак (1890-1960)


Пастернака обычно не причисляют к какому-либо течению Серебряного века, хотя он дружил с символистами и одно время общался с футуристами. Все же Пастернак, как и Андреев, стоит особняком. Первые поэтические опыты Бориса Леонидовича относятся к 1913 году, когда вышла первая книга его стихов. Только после публикации сборника "Близнец в тучах” Пастернак назвал себя "профессиональным литератором”.

Апофеозом творчества Пастернака стал роман "Доктор Живаго” - грандиозный по своему замыслу. Книга охватывает период русско-советской истории на протяжении почти 50-ти лет, рассказанной через жизнь Юрия Живаго, врача и поэта. Дмитрий Быков в биографии писателя отмечает, что в многослойном повествовании романа, который довольно реалистичен, можно отыскать и символическое начало - в основе произведения лежит собственная жизнь Пастернака, но только та, которую он хотел бы прожить.

Несмотря на весь реализм, "Доктор Живаго" пронизан религиозной мистикой и христианской философией - и ярче всего это раскрывается в тетрадке стихов Юрия Живаго. Мистицизм Пастернака не похож на гоголевский или булгаковский, поскольку в романе нет нечистой силы как таковой (есть лишь аналогии или метафоры), скорее он перекликается с тем, что можно увидеть у Андреева - человек и его судьба, сверхчеловек или песчинка в потоке истории. А вот стихи - совсем иное, в их лирике много христианской и библейской мифологии, жизни Марии Магдалины и Христа находят отражение в реальности, наполненной символами и знаками.

Владимир Орлов (р. 1936 г.)

Орлов пришел в литературу из журналистики. Считается, что в большинстве случаев подобные переходы более удачны, чем обратные. Владимир Викторович всем своим творчеством подтверждает эту гипотезу.

Если говорить о мистике в его произведениях, то наиболее ярко она выражена в романе, положившем начало цикла "Останкинские истории”, "Альтист Данилов". Книга вышла в начале 80-х годов прошлого века и рассказывает о демоне на договоре. Владимир Данилов успевает в перерывах между работой в оркестре посещать потусторонние миры, путешествовать во времени и космосе, общаться с различной нечистью. Мистика сплетается с фантастическим и музыкальным, причем музыке в романе уделяется очень много внимания - и порой создается ощущение, что она звучит на страницах книги.

Виктор Пелевин (р. 1962 г.)


Жизнь и творчество Виктора Пелевина окутаны мистикой, или мистификацией, если угодно. Он ведет жизнь затворника и редко появляется на публике, и еще реже дает интервью. Но в любом случае, даже эти редкие и скупые слова, записанные журналистами, не уступают по силе и глубине романам писателя.

Восточным мистицизмом и дзен-буддизмом Виктор Олегович увлекся будучи сотрудником журнала "Наука и религия". Эзотерической литературой Пелевин проникся, занимаясь переводами текстов Карлоса Кастанеды. Поиск Тайны, потусторонних символов в реальном мире, теоретическая и практическая магия являлись на рубеже 80-90-х годов прошлого века частью повседневности.

Увлечения писателя нашли отражение в его работах - яркие тому примеры "Омон Ра", "Колдун Игнат и люди", "Чапаев и Пустота", "Священная книга оборотня", "Нижняя тундра" и другие. Реальность в книгах Пелевина ускользает от читателя, миры меняются местами, и не понятно, в каком измерении сейчас находится персонаж, рассказчик, читатель. При этом часто Пелевину приписывали создание собственной религии, однако еще в 1997 году он пресек пересуды на эту тему.

Текст: Владимир Болотин

Российская газета

Творчество многих писателей пронизано фантастикой и мистикой. Но самое удивительное, что мистика часто врывается и в жизнь самих сочинителей. Вещие сны, видения, предсказания - чего только не случается с «инженерами человеческих душ»!

ВПЕЧАТЛИТЕЛЬНЫЕ НАТУРЫ

Известный драматург Александр Сергеевич Грибоедов был живым, восприимчивым человеком.

Близкий друг писателя, историк Степан Никитич Бегичев, рассказывал о Грибоедове следующее: «В апреле 1823 года был он у меня на свадьбе шафером и стоял рядом со мной. Перед началом службы священнику вздумалось сказать нам речь.

Остроумный Грибоедов с обыкновенной в молодости веселостью прокомментировал на ухо мне эту речь, и я насилу удержался от смеха. Потом он замолчал, но, когда держал венец надо мной, я заметил, что руки его трясутся, и я, оглянувшись, увидел его бледным со слезами на глазах.

По окончании службы на мой вопрос: «Что с тобой случилось?» - он отвечал: «Глупость, мне вообразилось, что меня отпевают и хоронят». И перед своей последней поездкой в Тегеран он был необыкновенно грустен и говорил, будто чувствует, что оттуда он более не вернется. Так и получилось.

Все отмечали меланхоличность, мечтательность и повышенную нервную возбудимость Николая Васильевича Гоголя. Однажды он шел по Никитскому бульвару в направлении Тверской. Еще издали заметил шедшего навстречу ему человека. Гоголю показалось, что он его где-то видел, но не мог вспомнить, кто он, как зовут, когда и где с ним познакомился.

Незнакомец ему обрадовался, сердечно поздоровался и повел к себе домой. За обедом завязался разговор. Гоголь почувствовал, что давно не испытывал такого душевного покоя. Незнакомец взял его за руку и подвел к иконе: «Давай помолимся вместе. Во имя Отца и Сына и Святого Духа...»

Вдруг Гоголь отчетливо услышал, как кто-то позвал его отца по имени: «Василий Афанасьевич...» Но кто это произнес?..

Потом они сидели рядом, молились перед иконой Божией Матери и плакали. Незнакомец проводил Гоголя до дверей и взял с него обещание вернуться на следующий день.

Гоголь не помнил, как очутился дома. Там к нему и пришло озарение, что этот незнакомец послан ему от давно умершего отца и вряд ли когда-нибудь еще окажется у него в доме, хотя бы потому, что в хитросплетении переулков и улочек Москвы не отыщет его.

С тех пор образ этого человека не давал Гоголю покоя, он часто говорил о том, что долго не проживет, потому что за ним «приходили».




ФОМА НЕВЕРУЮЩИЙ

Известный поэт Петр Андреевич Вяземский был в молодости человеком неверующим и постоянно изощрялся в насмешках над религией.

Но один случай заставил его переменить свои убеждения. Это было примерно в 1823 году. Поздним вечером Вяземский возвращался в свою квартиру на Невском проспекте, у Аничкова моста.

К своему удивлению, поэт заметил, что окна его кабинета ярко освещены. Взбежав наверх, он спросил у камердинера, кто находится в кабинете. Тот ответил, что кабинет он запер на ключ и передал его князю.

Отворив дверь, Петр Андреевич увидел, что в глубине комнаты спиной к нему сидит какой-то человек и, склонившись над письменным столом, что-то пишет. Вяземский подошел к нему и из-за его плеча прочел написанное. Что там было, навеки осталось тайной, но только Вяземский громко вскрикнул, схватился за грудь и упал без чувств.

Когда он очнулся, незнакомец уже исчез, а свечи были потушены. Поэт всем рассказывал, что видел самого себя, только не признавался, что именно прочитал. С тех пор Вяземский стал глубоко верующим человеком.

БЕЛЫЙ ЧЕЛОВЕК

После окончания лицея Пушкин обратился к своей сестре Ольге с просьбой погадать по ладони (она увлекалась хиромантией).

Ольга заупрямилась, не желая ворожить брату. А когда уступила его просьбе, то вдруг залилась слезами и сказала: «Зачем, Александр, принуждаешь меня сказать то, что и молвить боюсь? Грозит тебе смерть насильственная, и еще не в пожилые годы».

Будучи в Одессе, поэт встретился с известным предсказателем из Греции, который повез его в лунную ночь в поле. Там, произнеся заклинание, он сделал страшное пророчество, что Александр умрет от лошади или беловолосого человека в белом на белой лошади.

Впоследствии Пушкин признавался друзьям, что после этой встречи с греческим магом он каждый раз с отвращением ставил ногу в стремя. Грек не ошибся: убийца Пушкина Дантес был белокур, носил белый мундир и ездил на белой лошади...

Преждевременная смерть как будто была уготована ему судьбой. Известная на всю Европу немка-гадалка Кирхгоф зимой 1817 года приехала в Петербург, и к ней отправились выяснять свою судьбу столичные ловеласы. Среди них и Пушкин, которому она гадала последним. Увидев Пушкина, Кирхгоф воскликнула, что он станет знаменитым. Также ведунья предупредила его, что он дважды подвергнется ссылке.

Последнее же пророчество звучало так: «Может быть, ты проживешь долго, но на тридцать седьмом году берегись белой лошади, белой головы или белого человека». Следовательно, Пушкина могла ждать иная судьба, послушай он прорицателей и прояви осторожность.

Пушкин, однако, всеми силами пытался избежать злой участи. Вступив в масоны и узнав о причастности к ложе человека, чье имя в переводе означает «белая голова», он отошел от них.

Также он отказался от поездки в Польшу в качестве военного, когда услышал, что один из руководителей восстания, с которым ему придется воевать, носит имя Вейскопф («белая голова»). Но от одного несчастья ему удалось уберечься. Александр Сергеевич находился в ссылке в селе Михайловском, когда до него дошло известие о кончине императора Александра I.

Он решил немедленно ехать в Петербург и остановиться у друга - поэта Рылеева. Пушкин приказал готовить коляску в дорогу и пошел проститься с соседями. Но тут путь ему пересек заяц, а на обратной дороге еще один (в те времена это был плохой знак). На этом зловещие знаки не закончились. Слуга внезапно свалился в горячке, а когда запряженная повозка наконец-то тронулась от крыльца, то дорогу ей преградил священник.

Внезапная встреча со служителем церкви также считалась плохой приметой. И вот тогда суеверный Пушкин решил отменить поездку. И будто в воду глядел! В доме, куда он собирался поехать, собрались те, кого впоследствии назовут декабристами. Многих из них после восстания на Сенатской площади повесят, а других сошлют в Сибирь за попытку уничтожить царя.

ПИСЬМО ИЗ НОВОЙ ЗЕЛАНДИИ

Писатель Евгений Петров, один из авторов «Двенадцати стульев» и «Золотого теленка», имел странное и редкое хобби: коллекционировал конверты от своих же писем. Он писал письмо в какую-нибудь страну по вымышленному адресу, а через некоторое время письмо возвращалось к нему с кучей разных штемпелей и указанием: «Адресат не найден».

В апреле 1939-го Петров решил послать письмо в Новую Зеландию в вымышленный город Хайдбердвилл, на вымышленную улицу Райтбич, дом 7, на имя Мерилла Оджина Уэйзли.

Его письмо гласило: «Дорогой Мерилл! Прими искренние соболезнования в связи с кончиной дяди Пита. Крепись, старина. Прости, что долго не писал. Надеюсь, что с Ингрид все в порядке. Целуй дочку от меня. Она, наверное, уже совсем большая. Твой Евгений».

Прошло два месяца, но письмо с соответствующей пометкой не возвращалось. Писатель решил, что оно затерялось, и начал забывать о нем, как вдруг получил... ответ. На конверте значилось: «Новая Зеландия, Хайдбердвилл, Райтбич, 7, Мерилл Оджин Уэйзли».

Неизвестный ему человек писал: «Дорогой Евгений! Спасибо за соболезнования. Нелепая смерть дяди Пита выбила нас из колеи на полгода. Надеюсь, ты простишь за задержку письма. Мы с Ингрид часто вспоминаем те два дня, что ты был с нами. Глория совсем большая и осенью пойдет во 2-й класс. Она до сих пор хранит мишку, которого ты ей привез из России».

Петров никогда не ездил в Новую Зеландию и не был знаком ни с одним новозеландцем. А со снимка на него смотрел мужчина крепкого сложения. На обратной стороне фото стояла дата: 9 октября 1938 года.

С тех пор писатель забросил свое хобби, стал замкнутым и невеселым. Он хотел отправить в Новую Зеландию ответное письмо, но началась Вторая мировая война, Петров стал работать военным корреспондентом. В 1942 году сатирик летел на самолете из Севастополя в Москву, в Ростовской области самолет сбили немцы.

В тот же день домой к писателю пришло письмо из Новой Зеландии. В нем Мерилл Уэйзли восхищался советскими воинами и беспокоился за жизнь Петрова. Среди прочего в письме были вот такие строчки: «Помнишь, Евгений, я испугался, когда ты стал купаться в озере. Вода была очень холодной. Но ты сказал, что тебе суждено разбиться на самолете, а не утонуть. Прошу тебя, будь аккуратнее - летай по возможности меньше».





Метки:

1. Фольклор как источник мистических образов в творчестве Гоголя.
2. Нечисть в сборниках повестей.
3. Мистика в повести «Портрет».

В словарях можно отыскать несколько определений понятия «мистика», но все они сходятся на том, что под этим словом подразумеваются верования в иную реальность, населенную сверхъестественными существами, а также в возможность общения с ними людей. Фольклорная традиция разных народов сохранила истории о различных существах иного мира, как добрых и светлых, благожелательно настроенных по отношению к людям, так и злых, враждебных Богу и людям.

В произведениях Н. В. Гоголя в мир людей проникают в основном зловредные сущности, да еще действуют их пособники — злые колдуны и ведьмы. Лишь изредка людям встречаются доброжелательные существа из иного мира. И все же в произведениях писателя злобных выходцев из иного мира куда больше, чем добрых. Возможно, в подобном «распределении сил» отразилось настороженное отношение людей к загадочному миру, соприкосновение с которым может привести к непредсказуемым последствиям.

В сборнике «Вечера на хуторе близ Диканьки» мистические мотивы звучат практически во всех повестях, за исключением одной — «Иван Федорович Шпонька и его тетушка». В остальных повестях степень соприкосновения людей с иным миром различна. В повести «Сорочинская ярмарка» рассказ о таинственной красной свитке еще можно счесть шуткой, удачно подхваченной влюбленным молодым человеком. Но ведь суеверный казак Солопий Черевик не сомневается, что злополучный красный рукав, на который он то и дело натыкается, не что иное, как рукав от изрубленной свитки черта! Однако в этой повести действует не сама нечисть, а человеческая вера в ее существование, причем эта «тень» нечисти приносит куда больше пользы, чем вреда. Помаялся Солопий, перетрясся, но все обошлось благополучно, его дочка и казак Грицько получили согласие Черевика на брак, а сам он удачно продал привезенные на ярмарку товары.

Встреча с русалкой — панночкой, утопившейся из-за притеснений своей мачехи-ведьмы — неожиданно меняет жизнь парубка Левко и его возлюбленной Ганны. Русалка щедро вознаграждает молодого человека за то, что он помог ей отыскать ее мачеху. Благодаря могуществу утопленницы Левко и Ганна наконец-то становятся мужем и женой несмотря на возражения отца юноши.

В повестях «Пропавшая грамота», «Ночь перед Рождеством», «Заколдованное место» нечисть весьма активна и недружелюбно настроена по отношению к людям. Однако она не столь могущественная, чтобы ее нельзя было победить. Можно сказать, что герои повестей «Пропавшая грамота» и «Заколдованное место» легко отделались. Подшутила над ними нечистая сила, но и отпустила с миром, каждый остался при своем. А в повести «Ночь перед Рождеством» встреча с чертом для кузнеца Вакулы оказалась даже полезной — припугнув черта, кузнец использовал его в качестве транспортного средства и выполнил поручение своей капризной возлюбленной, привез ей цари-цыны черевички.

Но в повестях «Вечер накануне Ивана Купала» и «Страшная месть», а также в повести «Вий», вошедшей в другой сборник, «Миргород», нечисть и ее помощники — злые колдуны по-настоящему страшны. Нет, даже не нечисть ужаснее всего, за исключением, может, жуткого Вия. Гораздо страшнее люди: колдун Басаврюк и колдун из повести «Страшная месть», погубивший всех своих близких. Да и зловещий Вий появляется не просто так.

Он приходит к телу ведьмы, чтобы погубить человека, ее убившего.

«Не так страшен черт, как его малюют», — гласит расхожее выражение. Действительно можно согласиться с тем, что в произведениях Гоголя нечисть зачастую не оказывается такой уж страшной, если сам человек ее не боится. Порой она выглядит даже весьма комично (вспомним черта, посаженного в мешок ведьмой Солохой и побитого ее сыном Вакулой). Гораздо страшнее и опаснее человек, который способствует проникновению зла в наш мир...

Мистические мотивы звучат и в повести «Портрет», вошедшей в сборник «Петербургских повестей». Однако в ней они обретают еще более глубокий философский смысл. Талантливый художник невольно становится виновником того, что зло проникает в души людей. Глаза ростовщика, портрет которого он написал, оказывают зловещее воздействие на людей. Однако художник не имел дурного умысла, как те колдуны, которые по собственной воле помогали нечисти бесчинствовать. Поняв, что он натворил, этот человек испытывает глубокое раскаяние. И сама работа была ему не в радость — он чувствовал что-то таинственное и страшное в человеке, который во что бы то ни стало хотел быть запечатленным на полотне: «Он бросился к нему в ноги и молил кончить портрет, говоря, что от сего зависит судьба его и существование в мире, что он уже тронул своею кистью его живые черты, что если он передаст их верно, жизнь его сверхъестественною силою удержится в портрете, что он через то не умрет совершенно, что ему нужно присутствовать в мире. Отец мой почувствовал ужас от таких слов...».

Как тут не вспомнить о жутком, мертвящем взоре Вия! Кем, в самом деле, был этот ростовщик? На этот вопрос Гоголь не дает прямого ответа. Художник, написавший портрет и в раскаянии сделавшийся монахом, так говорит об этом своему сыну: «Доныне не могу понять, что был тот странный образ, с которого я написал изображение. Это было, точно, какое-то дьявольского явление... я с отвращением писал его...». Да, глаза изображенного на портрете ростовщика стали своего рода дверями, через которые в мир людей входило зло: и художник, неосмотрительно позволивший этим дверям оставаться открытыми, просит своего сына, если представится возможность, уничтожить зловещее изображение, перекрыть путь злому наваждению, калечащему человеческие души и судьбы. Однако зло, проникнув в мир людей, не хочет его покидать: странный портрет неожиданно исчезает из зала, где проводится аукцион, и сын оказывается лишен возможности исполнить волю своего отца. Каких еще бед натворит зловещий взгляд?..

Итак, можно подвести итог всему вышесказанному. Интерес Гоголя к мистике несомненен: писатель неоднократно разрабатывал сюжеты, в которых значительное место отведено нечистой силе и ее помощникам. Гоголь показал и различные результаты от столкновения человека со сверхъестественными силами — от вполне безвредной шутки до страшной трагедии, при этом подчеркнув и роль человеческого фактора в деятельности выходцев из иного мира.

Человек со сложной судьбой, имевший непростые отношения с властью, он писал довольно едкую сатиру на общественный строй, а его пьеса о "белых” с большим успехом шла на сцене МХТ. Но благодаря самому знаменитому роману - "Мастер и Маргарита” - Михаила Афанасьевича причисляют к писателям-мистикам. Сегодня мы решили вспомнить русских писателей, которые увлекались мистицизмом, что и нашло отражение в их произведениях.

Николай Гоголь (1821-1852)

Николай Васильевич немало сделал для развития русского языка, кроме того ему удалось оказать влияние на писателей-современников и потомков. Творчество Гоголя пронизано мистикой, религиозностью, фантастикой и мифологией и народным фольклором.

Мистическое у Николая Васильевича появилось в первых же книгах. "Вечера на хуторе близ Диканьки" просто наполнены потусторонними силами. Но все же более всего нечисти и мрака - на страницах повести "Вий", в которой Хома Брут пытается противостоять ведьме, вурдалакам и оборотням. Однако борьба бурсака, три ночи отпевающего паночку, идет прахом, когда он глядит в глаза Вию - чудовищу из преисподней с тяжелыми веками, скрывающими смертельный взгляд.

Гоголь в своей повести использует мотивы славянской мифологии, поверья и фольклор о страшном демоне. Писателю удалось создать из сказочного сюжета произведение, считающееся эталоном мистической литературы. Этот опыт спустя сто лет будет использовать Булгаков.

Федор Достоевский (1821-1881)

Федор Михайлович наряду с Гоголем считается одним из крупнейших писателей-мистиков XIX века. Однако основа его мистицизма совершенно иной природы и носит другой характер - в творчестве Достоевского есть противостояние добра и зла, Христа и антихриста, божественного и демонического начал, поиск и раскрытие мистической природы русского народа и православия. Ряд исследователей связывает наличие "потустороннего” в творчестве писателя с эпилепсией, считавшейся у древних "священной болезнью”. Вероятно, именно припадки могли служить "окном” в иную реальность, где Достоевский и черпал свои откровения.

Некоторые герои Достоевского также "одержимы” - они страдают от схожих болезней; таковыми можно назвать и князя Мышкина, и Алешу Карамазова. Но и персонажи другие произведений терзаются внутренними противоречиями и поиском в себе божественного начала. Разговор Ивана Карамазова с чертом, кошмары Свидригайлова о вечной жизни в комнате с пауками. Вершиной же религиозно-философского антропологического откровения Достоевский достигает в "Легенде о Великом Инквизиторе”, рассказанной Иваном Карамазовым. Эта история, по мнению Бердяева, является своеобразной квинтэссенцией путей, пройденных человеком в "Преступлении и наказании”, "Идиоте”, "Бесах” и "Подростке”. Достоевский соединяет тайну человека с тайной Христа.

Леонид Андреев (1871-1919)

Андреев творил на рубеже XIX-XX веков, в период Серебряного века. Его произведения близки по духу символистам, а его самого часто называют родоначальником русского экспрессионизма, однако сам писатель не принадлежал к какому-либо кружку писателей и поэтов.

Формирование Андреева как писателя несомненно проходило под влиянием модных модернистских веяний (и социальных тенденций - революционных настроений и жажды перемен), однако у него сложился свой собственный стиль. Творчество Андреева сочетает в себе черты скептицизма, религиозности и мистики (писатель серьезно увлекался спиритуализмом), все это находит отражение в его романах, повестях и рассказах - "Жизнь Василия Фивейского”, "Иуда Искариот”, "Воскресение всех мертвых”, "Дневник Сатаны”.

Так в "Жизни Василия Фивейского” сельский поп пытается воскресить мертвеца - в безумие героя Андреев вкладывает стремление стать сверхчеловеком, получить энергию Христа. Акт воскрешения необходим для перехода из смерти в творчество, в бесконечное бессмертие. Другая сторона мистики Андреева заметна в "Рассказе о семерых повешенных” - начиная от символического числа казненных и заканчивая страшным финалом, где жизнь продолжается несмотря на смерть.

Кстати, по стопам отца пошли и дети - трое из его сыновей и дочь стали литераторами. Причем Даниил Леонидович Андреев стал писателем-мистиком уже в годы СССР, самым значительным произведением его стал роман "Роза мира”, который он сам называл религиозно-философским учением. Андрееву удалось в одной книге объединить искусство и религию, объяснить существование нескольких земных измерений, метаистории России и значения ее для творчества, а также дать прогнозы на историческую перспективу.

Михаил Булгаков (1891-1940)

В творчестве Михаила Афансьевича оккультного не меньше, чем фантастического и мифологического. Исследователь В.И. Лосев назвал Булгакова самым загадочным писателем XX века, который был способен "проникать в сущность происходящих событий и предвидеть будущее. Его персонажи вынуждены существовать на стыке двух миров, иногда пересекая разделяющую их грань. Подобно Гоголю Михаил Афансьевич соединил в своих книгах невидимую жизнь с жизнью действительной.

Религиозно-философский подтекст у Булгакова прослеживается уже в 1920-х годах, когда герои его повестей открывают условный ящик Пандоры, выпуская в реальность неведомые силы. Персонажи "Дьяволиады”, "Роковых яиц”, "Собачьего сердца” примеряют роли богов, открывая в мир двери для потустороннего - изобретают волшебный луч, влияющий на эволюцию, или создают человека из собаки.

Но более всего религиозной философией и мистикой пронизан центральный роман Булагоква - "Мастер и Маргарита”. Стоит ли пересказывать сюжет о пришествии в Москву Сатаны со своей удивительной свитой и о том, что произошло дальше? Миры как будто смещаются, реальности меняются местами и по улицам разгуливает кот с примусом, по небу летают ведьмы, в столице хозяйничают демоны… Кроме того, в книге есть и библейский и исторический подтексты (роман Мастера о Иешуа и Понтии Пилате) и серьезная сатира на советское общество, обличающая его пороки (за что и караются представители этого общества, хоть и не Богом).

Борис Пастернак (1890-1960)

Пастернака обычно не причисляют к какому-либо течению Серебряного века, хотя он дружил с символистами и одно время общался с футуристами. Все же Пастернак, как и Андреев, стоит особняком. Первые поэтические опыты Бориса Леонидовича относятся к 1913 году, когда вышла первая книга его стихов. Только после публикации сборника "Близнец в тучах” Пастернак назвал себя "профессиональным литератором”.

Апофеозом творчества Пастернака стал роман "Доктор Живаго” - грандиозный по своему замыслу. Книга охватывает период русско-советской истории на протяжении почти 50-ти лет, рассказанной через жизнь Юрия Живаго, врача и поэта. Дмитрий Быков в биографии писателя отмечает, что в многослойном повествовании романа, который довольно реалистичен, можно отыскать и символическое начало - в основе произведения лежит собственная жизнь Пастернака, но только та, которую он хотел бы прожить.

Несмотря на весь реализм, "Доктор Живаго" пронизан религиозной мистикой и христианской философией - и ярче всего это раскрывается в тетрадке стихов Юрия Живаго. Мистицизм Пастернака не похож на гоголевский или булгаковский, поскольку в романе нет нечистой силы как таковой (есть лишь аналогии или метафоры), скорее он перекликается с тем, что можно увидеть у Андреева - человек и его судьба, сверхчеловек или песчинка в потоке истории. А вот стихи - совсем иное, в их лирике много христианской и библейской мифологии, жизни Марии Магдалины и Христа находят отражение в реальности, наполненной символами и знаками.

Владимир Орлов (р. 1936 г.)

Орлов пришел в литературу из журналистики. Считается, что в большинстве случаев подобные переходы более удачны, чем обратные. Владимир Викторович всем своим творчеством подтверждает эту гипотезу.

Если говорить о мистике в его произведениях, то наиболее ярко она выражена в романе, положившем начало цикла "Останкинские истории”, "Альтист Данилов". Книга вышла в начале 80-х годов прошлого века и рассказывает о демоне на договоре. Владимир Данилов успевает в перерывах между работой в оркестре посещать потусторонние миры, путешествовать во времени и космосе, общаться с различной нечистью. Мистика сплетается с фантастическим и музыкальным, причем музыке в романе уделяется очень много внимания - и порой создается ощущение, что она звучит на страницах книги.

Виктор Пелевин (р. 1962 г.)

Жизнь и творчество Виктора Пелевина окутаны мистикой, или мистификацией, если угодно. Он ведет жизнь затворника и редко появляется на публике, и еще реже дает интервью. Но в любом случае, даже эти редкие и скупые слова, записанные журналистами, не уступают по силе и глубине романам писателя.

Восточным мистицизмом и дзен-буддизмом Виктор Олегович увлекся будучи сотрудником журнала "Наука и религия". Эзотерической литературой Пелевин проникся, занимаясь переводами текстов Карлоса Кастанеды. Поиск Тайны, потусторонних символов в реальном мире, теоретическая и практическая магия являлись на рубеже 80-90-х годов прошлого века частью повседневности.

Увлечения писателя нашли отражение в его работах - яркие тому примеры "Омон Ра", "Колдун Игнат и люди", "Чапаев и Пустота", "Священная книга оборотня", "Нижняя тундра" и другие. Реальность в книгах Пелевина ускользает от читателя, миры меняются местами, и не понятно, в каком измерении сейчас находится персонаж, рассказчик, читатель. При этом часто Пелевину приписывали создание собственной религии, однако еще в 1997 году он пресек пересуды на эту тему.

Среди гениев русской литературы встречаются такие, чьи имена у всех читателей ассоциируются с чем-то потусторонним и необъяснимым, приводящим в трепет обычного человека. К таким писателям, бесспорно, относится Н. В. Гоголь, история жизни которого, несомненно, интригует. Это уникальная личность; в наследие от него человечеством получен бесценный дар произведений, где он предстает то тонким сатириком, вскрывающим язвы современности, то мистиком, заставляющим бегать по коже мурашки. Гоголь - это загадка русской литературы, так до конца никем и не разгаданная. Мистика Гоголя продолжает интриговать своих читателей и в настоящее время.

Много загадочного связано как с творчеством, так и с жизнью великого писателя. Нашим современникам, филологам и историкам, пытающимся дать ответы на многочисленные вопросы, связанные с его судьбой, остается лишь догадываться о том, как все было на самом деле, и строить многочисленные теории.

Гоголь: история жизни

Появлению семьи Николая Васильевича предшествовала довольно интересная история. Известно, что его отец, будучи мальчиком, увидел сон, в котором Матерь Божья показала ему его нареченную. Спустя некоторое время он узнал в соседской дочке черты предназначенной ему невесты. Девочке на тот момент было всего семь месяцев. Через тринадцать лет Василий Афанасьевич сделал девушке предложение, и состоялась свадьба.

Много недоразумений и слухов связано с датой рождения Гоголя. Точная дата стала известна широкой публике лишь после похорон писателя.

Отец его был нерешительным и довольно мнительным, но несомненно одаренным человеком. Он пробовал свои силы в написании стихотворений, комедий, принимал участие в постановке домашних спектаклей.

Матушка Николая Васильевича, Мария Ивановна, была глубоко религиозным человеком, но при этом интересовалась различными предсказаниями и приметами. Она сумела привить своему сыну богобоязненность и веру в предчувствия. Это повлияло на ребенка, и он рос, с детства испытывая интерес ко всему таинственному и необъяснимому. Эти увлечения в полной мере нашли свое воплощение в его творчестве. Возможно, поэтому у многих суеверных исследователей жизни писателя возникали сомнения, не была ли мать Гоголя ведьмой.

Таким образом, впитав в себя черты обоих своих родителей, Гоголь был тихим и задумчивым ребенком с неуемной страстью ко всему потустороннему и богатым воображением, которое подчас играло с ним злые шутки.

История с черной кошкой

Так, известен случай с черной кошкой, который потряс его до глубины души. Родители оставили его дома одного, мальчик занимался своими делами и вдруг заметил черную кошку, которая подкрадывалась к нему. На него напал необъяснимый ужас, но он переборол свой страх, схватил ее и бросил в пруд. После этого его не покидало ощущение, что кошка эта была обратившимся человеком. Эта история нашла свое воплощение в повести «Майская ночь, или Утопленница», где ведьма обладала даром перевоплощаться в черную кошку и творить в таком обличии зло.

Сожжение «Ганса Кюхельгартена»

Во время обучения в гимназии Гоголь просто бредил Петербургом, он мечтал жить в этом городе и заниматься великими делами на благо человечества. Но переезд в Петербург не оправдал его ожиданий. Город был сер, уныл и жесток к чиновничьему классу. Николай Васильевич создает поэму «Ганс Кюхельгартен», но выпускает ее в печать под псевдонимом. Поэма разгромлена критиками, и писатель, не выдержав этого разочарования, выкупает весь тираж книги и предает ее огню.

Мистические «Вечера на хуторе близ Диканьки»

После первой неудачи Гоголь обращается к близкой ему теме. Он решает создать цикл повестей о родной Украине. Петербург давит на него, его психическое состояние усугубляется нищетой, которой, кажется, нет конца. Николай пишет письма матери, в которых просит ее подробно рассказать о поверьях, обычаях украинцев, некоторые строки этих посланий размыты его слезами. Он приступает к работе, получив сведения от матушки. Итогом длительной работы стал цикл «Вечера на хуторе близ Диканьки». Это произведение просто дышит мистикой Гоголя, в большинстве повестей этого цикла люди сталкиваются с нечистой силой. Удивляет, насколько красочным и живым получилось у автора описание различной нечисти, мистика и потусторонние силы правят здесь свой бал. Все вплоть до мелочей заставляет читателя почувствовать себя причастным к происходящему на страницах. Этот сборник приносит популярность Гоголю, мистика в произведениях притягивает к себе читателей.

«Вий»

Одним из самых известных произведений Гоголя является повесть «Вий», которая вошла в состав сборника «Миргород», изданного Гоголем в 1835 году. Произведения, вошедшие в него, были восторженно приняты критикой. В качестве основы для повести «Вий» Гоголь берет старинные народные предания об ужасающем и могущественном предводителе нечисти. Удивляет то, что исследователям его творчества до сих пор не удалось обнаружить ни одного предания, схожего с сюжетом «Вия» Гоголя. Сюжет повести прост. Трое бурсаков отправляются на подработку репетиторством, но, заплутав, просятся на постой к старухе. Та нехотя пускает их. Ночью она прокрадывается к одному из парней, Хоме Бруту, и, оседлав его, начинает подниматься с ним в воздух. Хома начинает молиться, и это помогает. Ведьма слабеет, и герой начинает бить ее поленом, но вдруг замечает, что перед ним лежит уже не старуха, а молодая и прекрасная девушка. Он, охваченный, невыразимым ужасом, убегает в Киев. Но руки ведьмы дотягиваются и туда. За Хомой приезжают, чтобы отвезти его на отпевание погибшей дочери сотника. Оказывается, что это и есть та ведьма, которую он убил. И теперь бурсак должен провести в храме перед ее гробом три ночи, читая отходную.

Первая ночь заставила Брута поседеть, так как панночка встала и пыталась поймать его, но он очертил себя кругом, и ей это не удалось. Ведьма летала вокруг него в своем гробу. На вторую ночь парень пытался сбежать, но его поймали и снова привели в храм. Эта ночь стала роковой. Панночка призвала на помощь всю нечисть и потребовала привести Вия. Когда философ увидел повелителя гномов, он вздрогнул от ужаса. А после того как Вию подняли веки его прислужники, он увидел Хому и указал на него упырям и вурдалакам, несчастный Хома Брут умер на месте от страха.

В этой повести Гоголь изобразил столкновение религии и нечисти, но, в отличие от «Вечеров», здесь победу одержали демонические силы.

По мотивам этой повести снят одноименный фильм. Его негласно относят к списку так называемых «проклятых» кинолент. Мистика Гоголя и его произведения унесли с собой многих людей, которые принимали участие в создании этого кинофильма.

Одиночество Гоголя

Несмотря на свою большую популярность, Николай Васильевич не был счастлив в сердечных делах. Он так и не нашел спутницу жизни. Случались периодические влюбленности, которые редко перерастали во что-то серьезное. Ходили слухи, что однажды он просил руки графини Вильегорской. Но ему было отказано по причине социального неравенства.

Гоголь решил, что вся его жизнь будет посвящена литературе, а романтические увлечения со временем и вовсе сошли на нет.

Гений или сумасшедший?

1839 год Гоголь проводит в путешествиях. Во время посещения Рима с ним случилась беда, он подхватил тяжелую болезнь, которая носила название «болотная лихорадка». Недуг протекал очень тяжело и грозил писателю смертью. Он сумел выжить, но болезнь затронула его мозг. Следствием этого стало душевное и физическое расстройство. Частые обмороки, голоса и видения, посещавшие воспаленное энцефалитом сознание Николая Васильевича, терзали его. Он стремился где-нибудь найти успокоение своей мятущейся душе. Гоголю хотелось получить истинное благословение. В 1841 году его мечта сбылась, произошла встреча с проповедником Иннокентием, о которой он давно мечтал. Проповедник подарил Гоголю образок Спасителя и благословил его на путешествие в Иерусалим. Но поездка не принесла ему желанного успокоения. Ухудшение здоровья прогрессирует, творческое вдохновение исчерпывает себя. Работа дается писателю все сложнее. Все чаще он говорит о том, что нечистая сила влияет на него. Мистика в жизни Гоголя всегда занимала свое место.

Смерть близкой подруги, Е. М. Хомяковой, подкосила писателя окончательно. Он видит в этом страшное предзнаменование для себя. Гоголю все чаще кажется, что его смерть близка, и он очень ее боится. Усугубляет его состояние священник Матвей Константиновский, который пугает Николая Васильевича страшными загробными муками. Он ставит ему в вину его творчество и образ жизни, доводя и без того расшатанную психику до срыва.

Фобии писателя невероятно обостряются. Известно, что более всего на свете он боялся впасть в летаргический сон и быть похороненным заживо. Чтобы избежать этого, в своем завещании он попросил похоронить его лишь после того, как очевидными станут все признаки смерти и начнется разложение. Он настолько боялся этого, что спал исключительно сидя в креслах. Страх таинственной смерти постоянно преследовал его.

Смерть как сон

В ночь с 11 на произошло событие, которое до сих пор тревожит умы многих биографов Гоголя. Находясь в гостях у графа А. Толстого, в эту ночь Николай Васильевич чувствовал себя крайне обеспокоенно. Он не находил себе места. И вот, словно решившись на что-то, достал из портфеля пачку листов и бросил ее в огонь. По некоторым версиям, это был второй том «Мертвых душ», но также есть мнение, что рукопись уцелела, а сожжены были другие бумаги. С этого момента недуг Гоголя прогрессировал с неумолимой быстротой. Все чаще его преследовали видения и голоса, он отказался от еды. Врачи, призванные его друзьями, пытались лечить его, но все было напрасно.

Гоголь оставил этот мир 21 февраля 1852 года. Врач Тарасенков констатировал смерть Николая Васильевича. Ему было всего 43 года. То, во сколько лет умер Гоголь, стало большим потрясением для его родных и близких. Русская культура потеряла великого человека. Была какая-то мистика в смерти Гоголя, в ее внезапности и стремительности.

Похороны писателя прошли при огромном скоплении народа на кладбище Свято-Данилова монастыря, было воздвигнуто массивное надгробие из цельного куска черного гранита. Хотелось бы думать, что он обрел там вечный покой, но судьба распорядилась совершенно иначе.

Посмертная «жизнь» и мистика Гоголя

Свято-Даниловское кладбище не стало последним местом упокоения Н. В. Гоголя. Спустя 79 лет после его захоронения было принято решение о ликвидации монастыря и размещении на его территории приемника для беспризорных детей. На пути у стремительно развивающейся советской Москвы встала могила великого писателя. Было решено произвести перезахоронение Гоголя на Новодевичьем кладбище. Но все произошло совершенно в духе мистики Гоголя.

Для проведения эксгумации была приглашена целая комиссия, которой был составлен соответствующий акт. Странно, что в нем не было указано практически никаких деталей, только информация о том, что тело писателя было извлечено из могилы 31 мая 1931 года. Отсутствовала информация о положении тела и заключение медицинской экспертизы.

Но на этом странности не заканчиваются. Когда стали копать, то выяснилось, что могила гораздо глубже, чем принято, а гроб помещен в кирпичный склеп. Останки писателя извлекли, когда наступили сумерки. И тут дух Гоголя сыграл своеобразную шутку над участниками этого мероприятия. На эксгумации присутствовало около 30 человек, включая именитых писателей того времени. Как выяснилось позже, воспоминания большинства из них очень сильно противоречили друг другу.

Некоторые утверждали, что в могиле не было останков, она оказалась пуста. Другие уверяли, что писатель лежал на боку с вытянутыми руками, что свидетельствовало в пользу версии о летаргическом сне. Но большинство присутствующих утверждали, что тело лежало в обычной позе, но отсутствовала голова.

Такие разные показания и сама фигура Гоголя, располагающая к фантастическим вымыслам, породили множество слухов о таинственной смерти Гоголя, расцарапанной крышке гроба.

То, что происходило дальше, трудно назвать эксгумацией. Это больше напоминало кощунственное разграбление могилы великого писателя. Присутствующие решили взять себе на память «сувениры от Гоголя». Кто-то взял ребро, кто-то кусочек фольги из гроба, а директор кладбища Аракчеев стянул с покойного сапоги. Это кощунство не осталось безнаказанным. Все участники жестоко поплатились за свои поступки. Практически каждый из них в течение недолгого времени присоединился к писателю, покинув мир живых людей. Аракчеева же преследовали в которых являлся к нему Гоголь и требовал отдать сапоги. Находясь на грани сумасшествия, несчастный директор кладбища послушал совета старой бабки-вещуньи и закопал сапоги возле новой После этого видения прекратились, но ясное сознание так и не вернулось к нему.

Загадка пропавшего черепа

Интересные мистические факты про Гоголя включают в себя неразгаданную до сих пор тайну его пропавшей головы. Существует версия, что ее выкрали для известного коллекционера редкостей и уникальных вещей, А. Бахрушина. Произошло это при реставрации могилы, приуроченной к вековому юбилею писателя.

Этот человек собирал самую необычную и жуткую коллекцию. Существует теория, что он возил украденный череп с собой в чемоданчике с медицинскими инструментами. Позже правительство Советского Союза в лице Ленина В. И. предложило Бахрушину открыть свой музей. Это место существует до сих пор и насчитывает тысячи самых необычных экспонатов. Среди них также есть три черепа. Но доподлинно неизвестно, кому они принадлежали.

Обстоятельства смерти Гоголя, расцарапанная крышка гроба, похищенный череп - все это дало огромный толчок человеческому воображению и фантазии. Так, появилась невероятная версия про череп Николая Васильевича и таинственный экспресс. В ней высказывается предположение, что после Бахрушина череп попал в руки к внучатому племяннику Гоголя, который решил передать его русскому консулу в Италии, для того чтобы часть Гоголя покоилась в земле его второй Родины. Но череп попал в руки молодого человека, сына капитана дальнего плавания. Тот решил попугать и повеселить своих друзей и взял череп с собой в путешествие на поезде. После того как экспресс, на котором ехали молодые люди, въехал в тоннель, он исчез, никто не мог объяснить, куда пропал огромный состав с пассажирами. И до сих пор ходят слухи о том, что иногда разные люди в разных частях света видят этот поезд-призрак, который возит череп Гоголя через границы миров. Версия фантастическая, но имеющая право на существование.

Николай Васильевич был гениальным человеком. Как писатель он полностью состоялся, но как человек своего счастья не обрел. Даже небольшой круг близких друзей не смог разгадать его душу и проникнуть в мысли. Так вышло, что история жизни Гоголя сложилась не слишком радостно, она наполнена одиночеством и страхами.

Он оставил свой след, один из самых ярких, в истории мировой литературы. Подобные таланты появляются очень редко. Мистика в жизни Гоголя была своеобразной сестрой его таланта. Но, к сожалению, великий писатель оставил нам, своим потомкам, больше вопросов, чем ответов. Читая самые известные произведения Гоголя, каждый находит что-то важное для себя. Он, как хороший учитель, продолжает преподавать нам свои уроки сквозь века.