Все обман не то кажется. Рецензия на фильм Гоголь

В финале второй части, условно разделённой на два сегмента, «Заколдованное место» и «Вий», нам кратко поведали о дальнейших событиях. Следовательно, не было особых оснований переживать за участь Николая Васильевича, чьё бездыханное тело обнаружили в злополучной церкви. Да и не может же фильм обойтись без заглавного персонажа, не говоря уже о том, что Гоголь по сюжету – пока не приступал к написанию немеркнущих шедевров, в том числе рассказов из сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки». И тем не менее – напряжение возникает колоссальное! Доктор-патологоанатом Бомгарт, проникнувшийся дружескими чувствами к интеллигентному столичному гостю, отказывается проводить вскрытие, не выполнив тем самым прямой приказ господина Бинха. Сам Александр Христофорович имеет серьёзный резон полагать, что похороны чужака, ставшего косвенным виновником гибели нескольких девушек, грозят спровоцировать стихийные волнения местного населения, а то и, чего доброго, бунт… Когда же несчастный дознаватель, помещённый в гроб и уже закопанный в землю, приходит в сознание, саспенс достигает апогея. Образ безносого человека, изрядно смешивший при чтении знаменитой сатирической повести, на сей раз – навевает жуть.

Нетрудно догадаться, что подобная завязка не предвещает ничего хорошего. Оживший, ценой неимоверных усилий выкарабкавшийся из могилы (1), едва пришедший в себя, Николай Васильевич тут же попадает в околоток по обвинению если не в перевоплощении в Тёмного Всадника, то по меньшей мере – в пособничестве инфернальному душегубу. Разъярённая толпа намеревается покарать арестованного, и глава полицейского управления, конечно, не в силах помешать самочинной расправе… Здесь зрителя ждёт ещё один сюрприз, который, правда, не будет сюрпризом для тех, кто терпеливо досидел на сеансе предшествующей ленты до конца. Эффектно появившись, Гуро быстро усмиряет линчевателей – и берёт дальнейший ход расследования под персональный контроль. Олегу Меньшикову, бесспорно, таланта не занимать – да и в умении удерживать внимание публики не откажешь. Однако в данном случае его (и режиссёра) расчёт оказался, думается, небезукоризненным. Выбранная артистом манера существования на экране в полунасмешливом ключе, с неизменной иронической ухмылкой и с язвительными комментариями по каждому поводу, на мой взгляд, не слишком гармонирует с мрачной, обволакивающей мистической атмосферой… Грубо говоря, разрушает саспенс, старательно нагнетаемый режиссёром. Впрочем, обозначенный недостаток (кстати, отсутствовавший в «Гоголе. Вие», отчасти потому и показавшемся мне лучшим фильмом в трилогии) в определённой степени компенсирует развитие перипетий, которое вряд ли кто-либо сумеет безошибочно предвидеть.

Авторы поставили рецензентов, прямо скажем, в неловкое положение. С одной стороны не хочется лишать потенциальных зрителей удовольствия самостоятельно узнать секреты – и не только тайну личности пресловутого Тёмного Всадника, остающегося неуязвимым для пули и удара саблей! Но с другой – именно неожиданные (совершенно неожиданные, заставляющие узреть события в новом свете) фабульные повороты, один за другим ошарашивающие публику по мере неумолимого приближения развязки, воспринимаются чуть ли не главным оправданием всего амбициозного проекта. Причём речь не о стремлении исключительно ошеломить аудиторию, не дав опомниться вплоть до того момента, пока в зале не загорится свет. Ошеломить – не ради того, чтобы ошеломить… Егор Баранов и команда кинодраматургов разгадали – интуитивно уловили? – одну из стержневых особенностей постмодернистского метода, который принялись с редкостным усердием адаптировать к русской (малороссийской) культурной почве. Остроумные переклички с литературным наследием (знакомство сочинителя с прототипами своих, пока ещё не написанных произведений), смешение бытописания с чудесами и суевериями, взаимное проникновение яви и кошмарных видений – ныне этого покажется мало! От художника с некоторых пор требуется отражать (хотя бы – пытаться отразить) реальность в её имманентной сложности, многомерности, разноплановости…

К слову, частным следствием изложенной выше предпосылки является и моральный релятивизм – отказ от строгого деления действующих лиц на «положительных» и «отрицательных». Николай Васильевич не мог и предположить, что озвученная в «Невском проспекте» максима («Всё обман, всё мечта, всё не то, чем кажется!») получит такое широкое распространение в XXI веке – будет возведена чуть ли не в универсальный эстетический и философский принцип. Дело даже не в том, что благородная натура на поверку способна скрывать истинные, весьма низменные побуждения, а ходячее воплощение зла – внезапно преобразится под влиянием высокого чувства. Подразумевается, что причудливым образом складываются житейские обстоятельства, под воздействием которых с младых ногтей формируется индивид. А если ещё происходит Божественное вмешательство (например, в форме уникальных колдовских способностей, ниспосланных свыше)… Кульминация, заставляющая вспомнить прозу не столько Гоголя, сколько Стивена Кинга (хотя бы роман «Воспламеняющая взглядом», известный и по неплохой киноверсии Марка Л. Лестера с юной Дрю Бэрримор в роли Чарли), всё это иллюстрирует максимально наглядно. Тут уж впору удивляться тому, что зло оказывается поверженным, несмотря ни на что. Также верно, что нет худа без добра. Потрясение вскоре сменяет прилив вдохновения – и рассказы, вышедшие из-под пера мастера словесности, пленяют завсегдатаев петербургских светских салонов. Вот здесь и следовало поставить точку (точнее, многоточие)… Послесловие, потревожившее тень солнца нашей поэзии (и ещё нелепее выглядит ассистент, молодой Михаил Лермонтов), представляется не слишком уместным, зачем-то переводя всё в шутку. Если создатели решатся-таки приступить к съёмкам новых картин цикла, будем надеяться, что замысел не скатится в откровенную пародию.

__________
1 – Фрагмент невольно навевает ассоциации с каноническими кадрами хорроров про зомби.


    Санкт- Петербург - символ европейской России. Его величают Северной столицей нашей страны. Город построен на реке Неве, поэтому эту великую реку называют колыбелью Петербурга. Она не только предопределила возникновение города-порта, но стала основой объемно-пространственной композиции. К Неве обращены главные площади Северной столицы. Один из боевых кораблей – крейсер «Аврора» - обрел здесь «вечную стоянку». Нева, оставаясь главным «проспектом», разделила город на части, которые первоначально соединялись временными переправами, затем наплавными мостами. Через Неву перекинуто восемь разводных мостов, каждый из которых является сложным, а подчас уникальным, инженерно-архитектурным сооружением. Дворцы, особняки, храмы, доходные дома в центре города – все они имеют свою неповторимую историю. Город украшен большим количеством уникальных памятников. Архитектурной короной Северной столицы является Дворцовая площадь. Именно она главенствует в историческом центре Петербурга. А драгоценные сами по себе, высокохудожественные интерьеры Эрмитажных зданий хранят бесценные творения человеческого гения всех времён и народов. С давних времен поэты, писатели, художники стремились в этот город, так как он являлся литературно-культурным центром России. И неудивительно, что Н.В.Гоголь тоже мечтал приехать в Петербург.


Гоголь в Петербурге

    В 1828 году Гоголь окончил гимназию. Впереди - свобода, Петербург, служба. В декабре молодой человек отправляется в столицу. И вот, наконец, Петербург-город, который представлялся ему величественным, необъятным, совершенно ни на что не похожим. «Боже мой! Стук, гром, блеск, по обеим сторонам громоздятся четырёхэтажные стены;…мосты дрожали; кареты летели; извозчики, форейторы кричали…»Такой увидал столицу кузнец Вакула из повести «Ночь перед рождеством» Таким, вероятно, представлял себе Петербург Гоголь. Но действительность оказалась не похожа на сказку. «Петербург мне показался вовсе не таким, как я думал, - разочарованно писал Гоголь матери 3 января 1829 года. - Я его воображал красивее и великолепнее».

  • Почему же Н.В.Гоголь разочаровался в этом городе, а всё же посвятил ему целый цикл «Петербургских повестей»? Может, нам на этот вопрос ответит « Невский проспект»?



    В основу «Невского проспекта», как и всего цикла «Петербургские повести» легли впечатления петербургской жизни Гоголя. Шли годы жизни Гоголя в Петербурге. Город поражал его картинами глубоких общественных противоречий и трагических социальных контрастов. За внешним блеском столицы писатель все отчетливее различал бездушие и хищническую бесчеловечность города-спрута, губящего живые души маленьких, бедных людей, обитателей чердаков и подвалов. И вот столица представилась Гоголю уже не стройной, строгой громадой, а кучей «набросанных один на другой домов, гремящих улиц, кипящей меркантильности, этой безобразной кучей мод,парадов, чиновников,диких северных ночей, блеску и низкой бесцветности». Именно такой Петербург и стал главным героем петербургских повестей Гоголя.


  • Давайте вместе с Гоголем пройдёмся по проспекту. Вслушайтесь в интонацию авторского повествования: «Нет ничего лучше Невского проспекта,…Чем не блестит эта улица-красавица нашей столицы!..»

  • Что вы, прежде всего, почувствовали в этих эпизодах?

  • Какова функция этого эпизода во всей повести?



    Обратите внимание на великолепный сатирический прием Гоголя – обнажить человеческое самодовольство и ничтожество. В модных сюртуках, блестящих мундирах, в тысячах шляпок, платьев выставляются на обозрение читателя дворянская спесь, чванство, тупость и пошлость. Беспечная праздность – основная черта этой улицы. «Если только взойдешь на Невский проспект, как уже пахнет одним гулянием».

  • - Но существует и другая сторона улицы. Она раскрывается в раннее петербургское утро, когда Невский проспект заполняется совершенно другими фигурами.


  • - Изображая Невский проспект в разное время суток, Гоголь характеризует социальные слои Петербурга. Невский проспект для Гоголя – это олицетворение всего Петербурга, города контрастов.

  • Но чем дальше, тем отчетливее звучат сатирические ноты в этом праздничном описании ложно-призрачного великолепия.

  • Истории, случившиеся с Пискаревым и Пироговым,- это два главных сюжетных эпизода, две части общей картины Невского проспекта и Петербурга. Они дают яркое представление о сложности картин в Петербурге, о зоркости и остроте художественного зрения писателя.



    1. Проследите и расскажите, как терпят крах романтические иллюзии Пискарева. 2. Какое значение в его истории имеют черты романтической иронии, фантастики, гротеска? 3. Какова смысловая роль сна Пискарева? 4. В чем трагический смысл истории Пискарева? Почему автор приводит его к самоубийству? 5. Расскажите историю поручика Пирогова. 6. Какова ее композиционная роль в повести? 7. Какую роль в истории Пирогова играют Шиллер и Гофман? В чем здесь проявляется авторская ирония и гротеск? 8. Можно ли считать историю Пирогова торжествующим фарсом? Аргументируйте свое мнение. 9. Докажите, что повесть Гоголя носит автобиографический характер и отражает его религиозные представления о морали и нравственности.


  • В конце повести Гоголь вновь возвращается к Невскому проспекту, чтобы сорвать с него красивые покровы и высказать всю свою ненависть к городу с его продажностью и равнодушием ко всему прекрасному и к человеку. Петербург в повести Гоголя предстает городом двойственности. Писатель подчеркивает противоречие между видимостью его и сущностью.


Итог урока

    Повесть утверждает мысль автора о том, что нельзя жить только романтическими иллюзиями, верить в несбыточные мечты. Они неизбежно будут разрушены самой жизнью. В жизни постоянно идет борьба добра и зла, тьмы и света, и нужно учиться их различать, понимать, что очень многое в жизни - это обман, призрачность. Как и на Невском проспекте, в нашей жизни именно «демон зажигает лампы для того только, чтобы показать все не в настоящем виде». Вернуть всему истинный вид может только гротеск, фантастика, которые восстанавливают и обнажают глубинную правду и содействуют ее пониманию.


Урок литературы в 8 классе

«Все обман, все мечта, все не то, чем кажется»

(по повести Н.В.Гоголя «Невский проспект»)

Цель : формирование культуроведческой компетенции, рассмотреть особенности стиля Н.В.Гоголя.

Задачи:

  • Обучающие: познакомить учащихся с особенностями звучания темы Петербурга, учить анализировать текст через предметные детали;

воспитывать чувство ответственности за свои поступки.

Оборудование: портрет писателя, иллюстрации к повести Д.Кордовского, Л.Подлясской, открытки современного Петербурга.

1.Слово учителя:

В декабре 1828 года Н.В.Гоголь вместе с Ф.С.Данилевским, одним из самых близких друзей, приезжает в Петербург. Петербург – удивительный город. Как символ могущества России и ее неувядаемой славы он был воспет еще поэтами 18 и 19 века. И поэтому Гоголь испытывал те же чувства, что и кузнец Вакула, попавший в Петербург («Ночь перед Рождеством»). Потом на эти впечатления наслоились другие. Петербург повернулся Гоголю другой стороной – дневной, будничной. Эту сторону он увидел тогда, когда в поисках службы присмотрелся к чиновникам. Потрясение писателя было столь сильным, что он долго не мог заставить себя написать письмо домой. За внешним блеском столицы писатель все отчетливее различал бездушие и бесчеловечность города-спрута, губящего живые души маленьких, бедных людей, обитателей чердаков и подвалов. И вот столица представилась уже не стройной, строгой громадой, а скопищем «набросанных один на другой домов, гремящих улиц, кипящей меркантильности, этой безобразной кучей мод, парадов, чиновников, диких северных ночей, низкой блеску и бесцветности»(В.Г.Белинский).

Именно такой город и стал главным героем петербургских повестей Н.В.Гоголя.

2.Сообщение ученика о творческой истории «Петербургских повестей».

«Петербургские повести» - термин условный, сам автор не давал им такого названия. Это название дали литераторы (место действия – г.Петербург, место написания повестей – в г.Петербурге). Образ Петербурга – герой цикла. В цикл входят «Невский проспект», «Портрет», «Записки сумасшедшего», «Нос» и «Шинель». Они были написаны на протяжении 10 лет (1831-1842).По построению они представляют серию сюжетно связанных картин, причем каждая из повестей изображает какую-либо одну или несколько сторон жизни Петербурга 30-х годов.

3.Исследовательская работа с текстом.

1.Словарная работа.

Лексический комментарий : сюртук, фрак, салоп, фантасмагория, штоф, ридикюль, капуцин.

Исторический комментарий слов , обозначающих чины и звания и их иерархию в табели о рангах: титулярный советник, надворный советник, коллежский регистратор, повытчик, камергер, действительный статский советник.

2.Работа с текстом .

Что является главным объектом изображения в повести?

(Всемогущий Невский проспект).

Расскажите о жизни Невского проспекта (раннее утро до 12 часов; полдень; к двум часам).

(Перед нами парадная витрина, и видим мы не людей, а маски…

Бакенбарды, усы, тысячи сортов шляпок, платьев, платков, дамские рукава…

Главная выставка всех лучших произведений человека.)

Есть ли здесь человеческие характеры?

Описывая толпу праздного Невского проспекта, Гоголь не раскрывает характеров обывателей, не дает их внутренних переживаний. Это особый прием, сущность которого состоит в том, что автор берет лишь одну какую-нибудь особенность облика или туалета и доводит характеристику героя до гротеска.

Знакомство с новым литературоведческим термином.

Гротеск – яркое художественно-выразительное средство, излюбленный сатирический прем Н.В.Гоголя, который помогает обнажить человеческое самодовольство и ничтожество, чванство(важничанье), тупость и пошлость.

Гротесками были названы фрески, которые нашли на раскопках гротов 15-16 веков, где стебель растения переходит в человеческое лицо или ужасную морду.

Гротеск – это соединение несоединимого, разновидность комического, сочетающая в фантастической форме ужасное и смешное, безобразное и возвышенное, забавное здесь неотделимо от страшного, зловещего.

Гротеск – намеренная карикатура, условность, преувеличение до уродливости.(Пример: Д.Свифт «Путешествие Гулливера»).

И поэтому по Невскому проспекту не люди двигаются по улице, а «бакенбарды, атласные, черные, как соболь, усы, которые заворачиваются на ночь веленевою бумагой, дамские рукава, похожие на воздухоплавательные шары. Таким приемом писатель еще больше подчеркивает условность и призрачность петербургской жизни. Петербург – город, где цену человеку придают вещи, а не мысли и чувства.

Вернемся к жизни Невского проспекта. Бьет три часа, и выставка оканчивается, толпа редеет (рассказ о чиновниках).

С 4 часов Невский пуст…

Невский проспект для писателя олицетворяет весь Петербург и включает все жизненные контрасты.

А в сумерки мы видим много молодых людей, большею частью холостых, и среди гуляющих мы встречаем художника Пискарева и поручика Пирогова.

3.Сравнительная характеристика героев.

Расскажите о Пискареве (творческая история художника, его основные черты).

Чем трогает нас судьба художника?

(Его влюбленность в красоту, болезненные переживания, связанные с противоречием идеала и действительности).

Проанализируйте встречу с прекрасной незнакомкой.

(У художника Пискарева есть идеал: красота. Он страстно влюблен в красоту. Он мечтатель, романтик, его лучшие мечты слились с образом незнакомки. Потрясенный внешностью девушки он создал в своем воображении ИДЕАЛЬНЫЙ ОБРАЗ. Очаровательная, прекрасная, она как видение, сошедшее с картины великого мастера. Один взгляд или улыбка красавицы пробуждали в его душе противоречивые мысли, мечтания, надежды. Но красавица оказывается обитательницей «отвратительного притона.» Автор нам лишний раз напоминает, что на Невском проспекте «все не то, чем кажется»

Вспомните сон Пискарева (от слов «Проникнутый разрывающей жалостью..»

Отчего умер Пискарев?

(Он умер, не выдержав «вечного раздора мечты с существенностью». Он не мог бороться со злом.)

А пытался ли он бороться?

(Пискарев погибает, убедившись в крушении своих иллюзий, в эгоизме и продажности окружающего его общества. Невский проспект погубил прекрасную незнакомку. «Толпа звезд, крестов и разного рода советников толкнула ее на путь разврата».

Преуспевает лишь самонадеянный, тупой и довольный собой поручик Пирогов.

Расскажите о Пирогове.

К какому обществу принадлежал?

Каковы таланты Пирогова?

Что свело его с Пискаревым?

(Вначале хотел подать жалобу в Государственный Совет, но зашел в кондитерскую, съел два слоеных пирожка, что-то в газете прочитал… А вечером уже лихо отплясывал мазурку в собрании чиновников и офицеров.)

Вывод: если Пискарев как мечтатель, живший вне действительности, противостоял главной улице, «улице-красавице», с ее светской толпой, чванливо выставляющей свои великолепные сюртуки и бакенбарды, то Пирогов является порождением этой улицы, он рядовой участник «выставки» самодовольной пошлости.

Какая существует связь между этими двумя историями?

(Оба на Невском проспекте оказались, оба влюбились, хотя любовь каждый понимал по-своему. Один-утешился, другой-попытался уйти в мир сладостных сновидений, а затем кончил самоубийством.)

4.Итог урока.

В конце повести автор вновь возвращается к Невскому проспекту, чтобы сорвать с него красивые покровы и высказать свою ненависть к городу продажному, равнодушному ко всему прекрасному, к человеку. «О, не верьте этому Невскому проспекта!..»

Что вы взяли для себя в этой повести?

(Очень важно оставаться живвым человеком, не терять своего лица, своей цельности. Не быть в понимании окружающих маской.)

Домашнее задание: написать рассуждение о жизни действительной (по впечатлениям от повести «Невский проспект»).