Старейшие кладбища россии. Самые необычные кладбища

Был основан в конце XVIII века. Несмотря на свой почтенный возраст, это кладбище редко включают в списки элитных мест для захоронений. Почему этот некрополь оказался незаслуженно забыт и хоронят ли на его территории сегодня?

История основания кладбища в районе Миуссы

В конце XVIII века в Москве была зафиксирована эпидемия чумы. В связи с высокой смертностью населения, одновременно в разных районах города было организованно сразу несколько кладбищ. Среди них: Ваганьковское, Введенское, Калитниковское, Даниловское, Рогожское и Миусское. Последнее из них получило свое название по местности, называемой Миусса. На современной карте столицы Миусское кладбище тянется вдоль Сущевского вала, с двух других сторон оно граничит с улицей Двинцев и Савеловским проездом. В наши дни площадь старинного некрополя составляет всего около 5 гектар. Территория небольшая, но при этом достаточно ухоженная. На кладбище регулярно проводятся субботники, производится кронирование деревьев и уборка мусора.

Некрополь, чудом оставшийся на городской карте

Первоначально Миусское кладбище в Москве было создано для захоронений людей, скончавшихся от «Черной смерти». После окончания эпидемии чумы здесь хоронят преимущественно купцов, мещан и ремесленников. В 1823 году на территории кладбища возводится храм в стиле ампир. Большую часть необходимых для строительства средств выделил купец и меценат И. П. Кожевников. Храм был освящен во имя Святых Веры, Надежды, Любви и матери их Софии.

Спустя 12 лет церковь была расширена путем пристройки двух приделов на средства прапорщицы А. А. Нероновой. За всю историю существования Миусское кладбище несколько раз собирались расформировать, т. е. ликвидировать. Несколько раз подобные предложения рассматривались чиновниками и представителями духовенства. В 1922 году храм был закрыт, «обезглавлен» и значительно перестроен. На протяжении долгих лет в его здании находился производственный цех. Некрополь же несколько раз «урезали», смещая границы.

Храм был возвращен верующим, отреставрирован и повторно освящен только в 1990 году. Сегодня в нем проводятся службы, а территория старинного кладбища ежедневно открыта для посещения. До наших дней на старинном некрополе сохранился ряд известных захоронений. Здесь нашли свой последний приют известные общественные деятели, ученые, писатели и художники. Именно на Миусском некрополе похоронены: писатель-фантаст Кир Булычев и режиссер-мультипликатор Александр Татарский. На этом же кладбище находятся могилы таких выдающихся людей, как: П. Э. Аргиропуло (революционер), В. В. Вихров (актер), В. С. Голицын, Н. Г. Львова (поэтесса), В. П. Шаболдин и многих других.

Миусский некрополь в наши дни

Миусское кладбище отличается от большинства некрополей-ровесников по целому ряду признаков. Оно небольшое и достаточно ухоженное. На протяжении многих лет на его территории разрешено проведение семейных захоронений. Старинных надгробий на кладбище совсем немного. С 1947 года ведется постоянный архив захоронений, благодаря чему сегодня найти конкретную могилу совсем несложно.

Хоронят ли здесь сегодня? Несмотря на исторический и культурный статус, кладбище в наши дни открыто для родовых захоронений. Отличается некрополь от прочих и своей шумностью. Даже в будние дни здесь всегда достаточно многолюдно. На территории кладбища работает ритуальная контора, где можно арендовать инструменты для ухода за могилами, приобрести цветы, заказать новый памятник или ограду. Захоронения проводят по предварительному согласованию с администрацией некрополя в индивидуальном порядке. Проведение похорон возможно в любой день недели, с 9.00 до 17.00.

Точный адрес и режим работы

Как попасть на Миусское кладбище, где находится этот некрополь? От станции метро «Савеловская» можно доехать на автобусе № 669 до остановки «Минаевский рынок», далее необходимо пройти немного пешком. Еще одна остановка общественного транспорта, находящаяся неподалеку от некрополя - «Мебельная фабрика». До нее можно доехать на автобусе № 12 или трамвае № 18, 45. Миусское кладбище адрес имеет следующий: Сущевский вал, владение 19. Точные координаты этого места: 55.793870; 37.598097. В теплое время года территория некрополя открыта для посещений с 9.00 до 19.00. Зимой кладбище закрывается на 2 часа раньше, в 17.00.

Нет более жуткого места на земле, как старое заброшенное кладбище. О таких местах всегда слагают множество страшных легенд и пугают ими приезжих туристов. Какую же тайну они хранят? Действительно ли души умерших наблюдают за нами? На эту тему можно рассуждать бесконечно, однако, все это не может быть доказано фактически. Еще есть аномальные зоны , которые тоже не менее жуткие, чем эти захоронения. Давайте лучше ненадолго окунемся в потусторонний мир и проведем экскурсию по самым страшным кладбищам планеты.

Старое кладбище евреев в Праге.

Кладбище представляет собой не очень большое, но очень жуткое место захоронения евреев. Захоронения происходили с 1440 по 1787 гг. На данном кладбище захоронено более 100 тыс. человек. Здесь располагаются порядка 12 тыс. надгробий.

Персонал кладбища засыпал песком самые старые погребения и возводил новые монументы и надгробия. Под землей данного кладбища уместилось 13 могильных ярусов. Земля, которая проседала с годами, сдвигалась более поздними слоями. В итоге, надгробия также стали сдвигать друг друга. Необыкновенно жуткая картина предстала перед жителями Праги, которые опасаются этого места и обходят его стороной.


Посреди огромной чилийской пустыне простирается кладбище шахтеров Ла-Нории. Исторические факты подтверждают, что несколько десятков лет назад хозяева жестоко издевались и убивали своих рабов-шахтеров. Они не щадили никого и убивали даже женщин и детей.
О кладбище ходят множество легенд, но невозможно разобрать какие из них являются правдой. Чувство потусторонних сил витает над кладбищем, пугая всех обитателей городка Ла-Нория. Кладбище совсем не ухожено, и множество могил попросту разрушено и вскрыто. Говорят, что под разрешенными надгробиями можно увидеть скелеты умерших шахтеров.

«Висячее» кладбище в Филиппинах.

Кладбище представляет собой большое количество гробов привязанных к отвесным скалам. Это жители племени Игорот хоронили своих покойных именно таким образом. По поверью племени, если тело покойного находится максимально близко к небесам, это благоприятно сказывается на его жизни в потустороннем мире. Души умерших легко наблюдают за своими близкими с высоты. Конечно, данное поверье кажется абсурдом, но зато такое кладбище совсем не занимает место на земле, которое можно использовать для посевов или прочих хозяйственных нужд.

Кладбище – катакомба в Париже.

В данных кладбищах-катакомбах захоронено более 6-ти млн. людей. Захоронения здесь начались еще в начале 19 века. Протяженность катакомб составляет более 200 км. Красота Парижа совсем не сочетается с подземной жизнью мертвых в катакомбах. Катакомбы настолько огромны, что заблудиться в них проще простого. Жители говорят, что парижские катакомбы – это бесконечный лабиринт, из которого нет выхода.

В наши дни, парижские катакомбы стали музеем и достопримечательностью для туристов. К сожалению, даже из такого страшного и трагичного места сделали бизнес-проект. Куда же катится наш мир?

Кладбище Чаучилла в Перу.

На южном побережье Перу располагается кладбище обнаруженное в начале 20-го века. Некоторым телам Долины смерти (так называют это кладбище перуанцы) более 700 лет, а самые свежие захоронения производились в 19-ом веке. Странность кладбища в том, что все покойные тела находятся в сидячем положении. В сухом климате неплохо сохранились некоторые из них.
Скелеты многих усопших остались полностью целыми. Также процесс распада тел значительно замедлился из-за того, что люди города Наска покрывали одежду покойных особыми смесями смолы, тем самым создавая процесс мумификации.

Кладбище младенцев в Тунисе.

Кладбище Тофет представляет собой большое количество могил младенцев. Захоронения, расположенные на территории площадью в 2 гектара, были досконально изучены учеными США. Специалисты утверждают, что захороненные дети умирали по естественным причинам.
Одна из версии гласит о том, что сюда приносили уже мертвых детей, что являлось обрядом в честь будущего здорового потомства. Другая гипотеза говорит о жертвоприношении на кладбище Тофет. Люди приносили младенцев в жертву Богам на этом священном для них месте. Точного ответа на вопрос об истории появления кладбища пока нет.

Даргавс – город мертвецов.

Даргавс располагается в Северной Осетии и является в прямом смысле городом мертвых . 96 больших склепов начали свое существование в начале 14-го века. Осетины хоронили родных, просто уложив тело в склепе и накрыв его щитом. Каждый склеп считается отдельным домом мертвых родственников. Каждый склеп-домик построен очень аккуратно и отштукатурен.

История гласит о том, что в период эпидемии чумы, заболевшие родственники, доживали свои последние дни именно в этих склепах.

К большому разочарованию, современные туристы засорили склепы и прилегающую территорию Даргавса бутылками , банками и прочим мусором. Стоит поднять вопрос о качестве охраны и защите кладбища от невоспитанных гостей.

8 самых красивых видов спорта

Кладбища Москвы часто являются не только местом захоронения умерших, но и историческими достопримечательностями. Например, Ваганьковское и Новодевичье кладбища Москвы известны как места, где погребены выдающиеся личности, известные далеко за пределами России.

История кладбищ Москвы уходит в глубину веков. Вначале погосты устраивали при монастырях и приходских церквях. Согласно различным документальным источникам в 17 веке в Москве насчитывалось от 300 до 600 кладбищ.

Были в то время кладбища и на территории Кремля. После того, как при Иване Калите в 14 веке из Владимира в Москву была перенесена митрополичья кафедра, в кремлевских соборах хоронили не только великих князей, но и русских митрополитов. Усыпальницей московских князей, а затем и царей стал Архангельский собор, а высших церковных иерархов хоронили в Успенском соборе Кремля. В числе самых древних захоронений, сохранившихся в Москве и те, что расположены на Новодевичьем кладбище и в Донском монастыре.

Иностранцев хоронили на отдельных кладбищах. Было не принято особо разделять их по национальностям, поэтому использовалось обобщение "немцы". В 12 веке "немцев" хоронили на кладбище в Марьиной роще (не сохранилось до нашего времени), позднее в Лефортове, на Немецком кладбище на Введенских горах. Здесь хоронили христиан, среди которых было множество иностранных коммерсантов, чьи фамилии встречались на вывесках магазинов Кузнецкого моста и других торговых улиц.

Уже в 1657 году, а затем и в 1723 году были изданы указы запрещающие производить захоронения при церквях на территории Москвы. Исключение делалось только для высокопоставленных лиц. Но, как это часто бывает, указ этот не особо соблюдался. Первое загородное кладбище в Москве было открыто или в 1750 или в 1758 году (источники на этот счет выражают разные мнения) - это было Лазаревское городское кладбище. В 1771 году, когда во время эпидемии чумы в Москве ежедневно умирало огромное количество людей, на Лазаревском кладбище места уже не хватало, и возобновились захоронения на территории Москвы. В ответ на это указом Екатерины II Сенат вновь запретил хоронить умерших на московских церковных некрополях, потребовав организовать достаточное количество кладбищ за чертой города.

В это время появилось около двадцати кладбищ, в числе которых: Ваганьковское, Даниловское, Армянское, старообрядческие Преображенское и Рогожское, а также другие. Тогда же открылись и Еврейское, Караимское и Татарское кладбища.

Как уже упоминалось выше, знатные особы имели привилегию быть захороненными в Москве, но за границами Земляного вала. Таким образом расширились некрополи Симонова, Новоспасского и других московских монастырей.

В 1915 году в нынешнем районе Сокол (село Всехсвятское) было создано воинское братское кладбище для захоронения погибших в сражениях Первой мировой войны. Его заложила великая княгиня Елизавета Федоровна, а позднее здесь построили храм Преображения Господня. В 1917 году на этом московском кладбище похоронили юнкеров, погибших в революционных боях. В 30-е годы кладбище и церковь сравняли с землей, и на этом месте выстроили Песчаные улицы, а затем кинотеатр Ленинград.

В ноябре 1917 года у стен Кремля возникло еще одно кладбище – здесь похоронили красногвардейцев, погибших в борьбе за новую власть. В 1927 году в Москве на Донском кладбище был построен первый крематорий с колумбарием, а затем колумбарии начали оборудовать и на других московских кладбищах.

Некоторые кладбища в Москве воспринимались как исторические памятники еще в дореволюционные годы, ведь на них можно было встретить могилы людей, сыгравших в свое время заметные роли в судьбе России. После того, как указом Советского правительства церковь была отделена от государства, кладбища превратились в гражданские учреждения, и религиозные обряды погребения сменились светскими. Изменяются не только обряды, но и внешний вид надгробий: вместо распятий появились пятиконечные звезды, и другая советская символика. В годы советской власти были снесены некоторые старые кладбища, в числе которых: Братское, Всехсвятское, Дьяковское кладбища. Были уничтожены и кладбища при Симоновом, Даниловском, Спасо-Андрониковом, Покровском и других монастырях Москвы. Исчезли также Лазаревское, Дорогомиловское и Семеновское кладбища.

По счастливой случайности удалось уцелеть кладбищам при Новодевичьем и Донском монастырях – это случилось потому, что здесь были открыты музеи. Хотя, несмотря на статус музея, Новодевичье кладбище в 30-е годы понесло значительный урон, из 2811 надгробий здесь остались лишь немногим более ста. Лучше всего сохранился некрополь при Донском монастыре – это было одно из самых аристократических московских кладбищ. Сюда после революции свозили надгробия со старинных кладбищ, подлежащих уничтожению. Поэтому Донской монастырь стал еще и своеобразным музеем надгробных памятников.

Что касается Новодевичьего кладбища, то в советское время оно стало вторым по престижности после некрополя в Кремлевской стене. Кроме многочисленных захоронений видных правительственных чиновников и партийных деятелей, на Новодевичьем кладбище покоятся и останки писателя Н. В. Гоголя, С. Т. Аксакова, А. С. Хомякова, художника И. И. Левитана и многих других знаменитых людей.

В настоящее время в Москве существует 68 кладбищ. Некоторые из них закрыты для захоронения, а некоторые действуют.

С начала XX в Москве были ликвидированы крупные городские кладбища. Захоронения сдерживали развитие города и нарушали санитарные нормы: размещать кладбища в районе жилой застройки стало незаконно. Высвобожденная земля отдавалась под транспортные узлы, микрорайоны, промышленные предприятия и парки.

В общей сложности на территории старой Москвы были ликвидированы 12 погостов

Самое известное расформированное кладбище - Дорогомиловское . Территория погоста тянулась вдоль современной набережной Тараса Шевченко, от моста «Багратион» до двенадцатых домов по Кутузовскому проспекту. Ближе к центру располагались входящие в состав кладбища еврейские и караимские секции. Погост был основан вместе с семью другими еще в 1771 году в ходе эпидемии чумы, когда Сенат принял решение о запрете погребений в черте города. Кладбищу удалось просуществовать до конца 1940-х года, начала массовой жилой и промышленной застройки района. В начале десятилетия родственникам усопших было предложено перезахоронить прах на Востряковском кладбище, а в 1948 году власти сами демонтировали оставшиеся могилы. Одновременно была снесена установленная на входе в кладбище елизаветинская церковь, возведенная в 1770-м году по проекту архитектора Василия Баженова. В 1990-х концепцию развития микрорайона снова пересмотрели: на месте бывшего кладбища появился офисный центр «Башня 2000» и торговый мост. В ближайшем будущем другие прилегающие к набережной территории могут быть отданы под элитную застройку.

Неподалеку, на сегодняшней улице 1812 года располагалось небольшое Филевское кладбище . На картах начала XX века погост отмечен как деревенский - по всей видимости, общий размер кладбища был не слишком большим. Сейчас на месте предполагаемого погребения находится здание Гохрана, возведенное в середине 1950-х годов.

По соседству, на территории нынешнего района «Фили-Давыдково», было ликвидировано и другое, Мазиловское кладбище , названное в честь одноименно поселения. Захоронения тянулись вдоль сегодняшней Малой Филевской улицы, сейчас на их месте расположены жилые дома и перегон между станциями метрополитена. Кладбище ограничилось вестибюлем современной станции метро «Пионерская» и улицей Олеко Дундича. Вдоль тянулось русло реки Фильки, которая сейчас заключена в коллектор. Решение о полной ликвидации кладбища было принято в 1962 году, когда началась массовая застройка микрорайона.

Братское кладбище , расположенное на пересечении современных Песчаной и Новопесчаных улиц просуществовало совсем недолго. Погост, открытый в 1915 году для героев Первой мировой войны, уже в 1925 году оказался закрыт для захоронений. В законсервированном состоянии участок простоял до 1932 года, когда был реорганизован в Чапаевский парк. По соседству, в Малом Песчаном переулке располагалось другое солдатское кладбище, в народе получившее название «Арбатец». Погост так же был переформатирован в парк в 1960-х годах из-за застройки микрорайона.

Детский парк «Фестивальный» разбит на месте знаменитого Лазаревского кладбища в Марьиной роще. Свою историю захоронение ведет с 1657 года, созданное как кладбище для бедняков, в 1771 году погост стал одним из мест массового погребения умерших в ходе эпидемии чумы. В XIX века погост получил статус элитного и на кладбище появились могилы купцов и аристократов. Хоронить на Лазаревском перестали с начала 1930-х годов, когда территория приобрела крайне запущенный вид. А в 1932 году было принято решение о реорганизации территории. На новые места была перенесена лишь малая часть захоронений - о большей части могил за давностью лет никто не позаботился.

Другое небольшое кладбище на проспекте маршала Жукова ликвидировали в середине прошлого века с более практическими целями. Хорошевский погост , который отмечен на картах начала XX столетия, был заменен на автобусную станцию.

Дворец культуры и другие строения предприятия ЗИЛ были построены на месте кладбища при Симоновом монастыре . Решение о расформировании погоста и религиозного центра было принято в 1930 году. Большинство из усопших так и не были перезахоронены. Элементы некрополя до сих пор можно встретить вблизи уцелевшей церкви Рождества Пресвятой Богородицы. Сам дворец творчества в связи с реконструкцией заводский территории не так давно был переформатирован в «Культурный центр ЗИЛ».

Другой частично сохранившийся некрополь располагается на Преображенском валу . Братское кладбище для монахов и служителей Никольского единоверческого монастыря действовало с 1866 года. В 1920-м покои переделали в общежитие завода «Радио». В это же время хоронить на погосте перестали. В 1931 году, руководствуясь санитарными нормами, местные власти приняли решение о ликвидации кладбища. Захоронения и надгробия преимущественно были вывезены за территорию города. Сейчас на месте бывшего некрополя можно найти лишь небольшие элементы могил и единственный уцелевший памятный знак, поставленный в 1921 году на могиле революционерки Александры Александровой.

Семеновское кладбище, созданное в 1771 году, вплоть до 1935 было одним из самых популярных мест для захоронений. В частности, на погосте действовала отдельная солдатская секция, где покоились герои многочисленных войн. Но в 1935 году было принято решение ликвидировать захоронения для строительства зданий промышленного предприятия «Салют». К 1966 году оставшуюся часть кладбища ликвидировали при прокладке трамвайных путей. Два года назад Мосгордума приняла решение об организации мемориала на месте бывших воинских захоронений, но проект так и не перешел в стадию реализации.

Примерно в тот же период были уничтожены два соседних, Кожуховское и Холерное кладбища , созданные в 1771 и 1817 годах, соответственно. Территорию бывших погостов занимают промышленные здания и предприятие «Мостелефонстрой». На территории так же располагаются рестораны быстрого питания.

Созданное одновременно Бирюлевское кладбище просуществовало до 1978 года, после чего на его месте был разбит сквер. Одновременно удалось сохранить приписанный к погосту храм Святителя Николая Чудотворца, который был восстановлен после пожара силами советских властей.

Бывшее Дегунинское кладбище в 1987 году вытеснил расположившейся в глубине Коровинского шоссе МНТК «Микрохирургия глаза» имени академика Святослава Федорова. До начала 1990-х на территории погоста был свален бытовой мусор и размещены бытовки рабочих, занятых возведением гостиницы «Ирис конгресс отель». Позже на освободившейся территории обустроили сквер.

Подробный каталог старинных надгробий (XIX-начало XX века) Троицкого кладбища (село Троицкое, Одинцовский район Московской области). Село Троицкое известно с XVII века, тогда оно составляло одно целое с селом Михайловское на противоположном берегу Москвы. В 1737 г. здесь построили Троицкую церковь и по ней село стало называться Троицким. В 1761 г. построили новую церковь, существующую и поныне. С постройкой церкви возле нее возник погост, который ко второй половине XIX века уже стал мал и в 1870х годах было открыто новое кладбище, о котором и пойдет речь ниже. Троицкое кладбище окружено старым земляным валом. Сохранилось большое количество белокаменных надгробий конца XIX-начала XX века в форме саркофагов (гробов) и несколько в виде часовенных столбов, в основном принадлежащих местным крестьянам. В первой части статьи подробно рассмотрены 25 надгробий.
Фото кликабельны, с географическими координатами и привязкой к яндекс-карте, 04.2016г.

1. Схема Троицкого кладбища, красным цветом обозначена обваловка, метки - обозначение фотографий (цифры - их количество) присутствующих в статье (в обоих частях)

2. Село Троицкое на карте Шуберта, топосъемка 1850-х годов. Кладбища еще нет

3. Село Троицкое на карте 1931 года, Троицкое кладбище обозначено как "Кл."

4. Сначала осмотрим старую обваловку кладбища и пройдем по ее периметру. Следы обваловки Троицкого кладбища, северо-западный вал, со стороны шоссе и Москва-реки

5. Юго-западный вал

6. Северо-восточный вал

7. Северный угол. Фото юго-восточного вала не выкладываю, т.к. там все заросло и на фото ничего не разобрать

8. Далее идет каталог старинных белокаменных надгробий. Все надгробия были завалены мусором, листвой, а некоторые почти полностью скрылись под землей, поэтому нами были расчищены и откопаны. Для удобства каждому надгробию присвоен номер. Белокаменные надгробия конца XIX века (001 и 002)

9. Надгробие 003 "Здесь погребен ВАСИЛИЙ (?) / ФЕДОРОВ МАРКОВ / скончался 1898г. 25 ноя / жития Его было 70л. 4 ме"

10. Надгробие 003

11. Надгробие 003

12. Надгробие 003

13. Надгробие 004 "Здесь погребен ГАВРИЛА / ФЕДОРОВ МАВРКИН / скончался 1899 г. 18 Июля / Крестьянин Т. (?) Троицка"

14. Надгробие 004 и 005

15. Надгробие 006

16. Практически скрывшееся в земле надгробие, пришлось поработать совочком. Надгробие 007

17. оно же, надгробие 007

18. оно же, надгробие 007 "Господи при / ми дух ея / с миром"

19. оно же, надгробие 007 "Здесь погребено / тело рабы Божий / Аграфена Трифоно / вна"

20. оно же, надгробие 007 "скончалася / 1903 г. 8 июля / в 9 часов вечера"

21. оно же, надгробие 007

22. оно же, надгробие 007

23. Засыпанные надгробия 008 и 009

24. они же после расчистки, надгробия 008 и 009

25. они же, надгробия 008 и 009

26. Надгробие 010 с интересной резьбой. Сейчас находится в лапидарии Одинцовского краеведческого музея

27. оно же, надгробие 010

28. Скопление старинных надгробий, заваленных лесным мусором

29. Это же место с другой стороны

30. Это же скопление после расчистки, надгробия 011-017

31. Поваленный памятник в виде часовенного столба, надгробие 011 и 012

32. Видны остатки надписи, надгробие 011

33. "Здесь погребено / тело Раба Боже / го Иоанна Спири / донова Мурашова". Надгробие перемещено в лапидарий Одинцовского краеведческого музея. Надгробие 012

34. оно же: "Господи / прими Дух / его с миром", надгробие 012

35. оно же: "Скончался / 1905 г. 16 сентя / бря *** часа (?) дня", надгробие 012

36. Группа надгробий с фото 28-35 со стороны юго-западного вала, надгробия 011-017

37. Надгробие 013

38. Надгробие 014

39. Надгробие 015 с процарапанной эпитафией: "дорогой незабвенной / родительнице от / любящего ее сына / житие ее 63 года 7 месяцев / смерть настиг / ла за 2 дня до пасхи"

40. оно же с другой стороны, надгробие 015: "потзеир(?) каинер(?) / погребено тело кресть / янка деревни власова / авдотья николаивна / родилась 18?0 17(?) ма / йа ска. 1904 г. 26 ма"

41. оно же с торца, надгробие 015 "господи прими дух ея с миром"

42. Надгробие 016: "здесь погребен / крестьянин / д. власова / андгсний(?) д. тарлы = / кофк(?)

43. Другая сторона надгробия 016 с предыдущего фото: "жития его было / 83. скончался / 30 марта / 1900 г."

43. оно же, надгробие 016

44. оно же, надгробие 016

45. Надгробие 017

46. Группа надгробий 011-017 после расчистки

47. Надгробие 018: " ??? / ??? под сению / обители святой ударит час / ??? мы / увидимся с тобой"

48. оно же, надгробие 018: " под сим камнем погребен / крес(?)?? ???? / ивана(?) петровича / СИМОНОВА / ??? 1894 г. жития его / было 47(?) лет?? месяц и 10 д."

49. оно же, надгробие 018

50. Надгробие 019: "под сим камнем / погребено тело рабы божий / фекла ивановна луикова(?) / дере никиф ской 1880 ??к?"

51. Надгробие 020

52. Панорама на старую часть кладбища

53. Поваленный памятник в виде часовенного столба, надгробие 021