История собирания коллекции пермской деревянной скульптуры. Пермские боги

Пермская деревянная скульптура - явление уникальное, но малоизвестное за пределами края. Деревянные святые, ангелы и Христос, собранные по всему Пермскому краю, - очень разные, но все они будто живые, и удивительно эмоциональные: где-то трагичные, где-то задумчивые, где-то даже смешные. Наивность и реалистичность, выверенность линий и грубоватость пропорций - всё нашло своё место в этом культурном феномене Прикамья.

2. Когда христианство помалу начало приходить на Пермскую землю к местным жителям, доселе язычникам, оно было в целом понято и принято ими, но - с поправочкой. Привыкшим к живым и реалистичным образам прежних богов, не всем казалось правильным молиться плоским иконам. Так появились первые христианские деревянные скульптуры, сделанные по подобию языческих статуй.

3. Самая большая коллекция Пермской деревянной скульптуры находится в художественном музее в Перми, который находится в бывшем Спасо-Преображенском соборе, самом большом храме города (увы, он сейчас в строительных лесах, поэтому я его даже не стал фотографировать). С одной стороны, не самое лучшее место для музея, с другой - для произведений христианского искусства, наверно, храм - это как-то логично.

4. Здесь собраны более 400 скульптур со всего Пермского края. Самые популярные сюжеты - это Христос в темнице и на кресте, а также святитель Николай в разных вариациях, в том числе его Можайский образ. Кстати, конкретно этот на фото - один из старейших в коллекции (конец XVII-начало XVIII в.), привезён сюда из села Покча.

5. Более поздняя скульптура, XIX век. Николай Чудотворец вообще всегда был очень почитаем на Руси как святой-защитник и святой-покровитель в трудных путешествиях. А уж в этих местах перемещаться в то время было далеко не просто, особенно по направлению на север. Святителя Николая всегда призывали на помощь в самые трудные моменты пути.

6. Насколько живые глаза и одухотворённое лицо, просто удивительно.

7. Второй важный образ - Христос в темнице. Образ смирения и непротивления злу.

8. К сожалению, в музее темновато, и многие фото не очень получились. :(

9. Первые образцы Пермской скульптуры появились в середине XVII века, в окрестностях современной Чердыни. Кстати, вариант с происхождением от деревянных идолов - не единственный. Некоторые исследователи считают, что к тому времени Великопермское княжество уже два века как было христианизировано, и скульптура явилась самобытным феноменом, а не пережитком язычества. Так или иначе, но когда Священный Синод в 1722 году объявил запрет на объёмные иконы и образы, он где-то может и сработал, но не в Перми. Местные священники и архиереи закрывали на это глаза, т.к. народ был совершенно уверен в своей приверженности "живым", а не изображенным на доске святым.

10. Издревле на землях Пермского края жили разные народы, и особый колорит скульптурам придаёт то, что лица Христа и святых часто повторяют национальные черты мастера, делавшего их. Вот, например, Христос со странно-монгольским лицом.

12. Господь Саваоф. Вот тут уж не знаю... какой национальности был скульптор, как думаете? :)) Мне одному кажется, что чем-то африканским веет?

13. Господь Саваоф с бородой, но без усов - тоже специфично, ассоциации возникают Скандинавские.

14. Усекновенная глава Иоанна Предтечи на блюде. Один из самых запоминающихся образов музея.

15. Особое место занимает единственная почти полностью сохранившаяся композиция Христа в темнице. Обратите внимание на ангелов, держащих орудия казни Спасителя.

16. У самого Христа снова обнаруживаются монгольские черты лица. И опять же, чувствуется образ крайнего смирения и жертвенности.

18. Ну и, чтобы немного разбавить трагичные сюжеты, вернусь к ангелам, которые были на заглавном фото. Хотя опять же, по задумке автора Никона Максимовича Кирьянова (и далеко не о всех скульптурах история донесла до нас имена их авторов), эти ангелы должны держать орудия страстей Христовых, но если этого не знать, выглядят они несколько комично. Эти двое, например, мне напомнили болельщиков на стадионе. :)

Всего же Никон Максимович, проживший всего 46 лет (1860 - 1906 гг), успел изготовить около 500 скульптур, все они украшали часовню в его родной деревне Габово, которую также построил этот мастер. Думаю, что ангелов в этой деревне в итоге оказалось даже больше чем жителей.

19. Ну и, напоследок, верхний фрагмент замечательного древнего иконостаса. Весь музей занимает три этажа, и иконостас - по сути "сквозной" экспонат через все эти этажи. Он полностью сделан из дерева, и был в своё время привезён в Пермь из Пыскорского монастыря, упразднённого ещё в XVIII веке неподалёку от Соликамска. Интересно, что сам Спасо-Преображенский собор в Перми (то есть этот самый нынешний музей) строили с учётом размеров перевезённого сюда иконостаса, а не наоборот.

В целом, экспозиция крайне интересная, и, безусловно, достойная посещения. Настоящее сокровище Пермской земли.

Пермская деревянная скульптура (Пермские боги) - храмовая скульптура, получившая распространение на территории Пермского края в XVII-XIX веках.
Пермская деревянная скульптура уникальна тем, что, являясь искусством православным, сохранила отчетливые черты языческой культуры, вдобавок испытав влияние западно-европейского барокко.

Св. Николай Чудотворец
Храмовая скульптура. Дерево, левкас, полимент, темпера
Чердынь Пермской губернии. Конец XVII - начало XVIII века. Пермская государственная художественная галерея

2.

Св. Николай Можайский
Кон. ХVIII - нач. XIX вв.
180x90x25
Дерево (береза), левкас, темпера, позолота, серебрение. Круглая скульптура.
ДС-178. Поступил из часовни в д. Зеленята Очерского района в 1926 г.

Фигуры Николы Можая (так называли пермяки Св. Николая Можайского) – одни из самых распространенных персонажей в истории пермской деревянной скульптуры. Защитник земли русской, русский Бог изображался всегда с мечом в одной руке и храмом - в другой.
Этот Никола из деревни Зеленяты пожалуй самый знаменитый. Как и все "пермские боги" скульптура эта окутана мистическими легендами. По преданию она приплыла в деревню по реке Нытве вверх по течению. Этот Никола Можай был строгим и своенравным – когда его перенесли из Зеленят в другое село, он сам вернулся на старое место.
Статуя не захотела принять и новую окраску, так сказал священник из села Дворец, куда перенесли Николу. Любил этот Никола и путешествовать – восемь пар обуви сменилась на нем за то время, что он простоял в храме. Изношенные - становились священными. Со всей округи, за сотни верст приходили к этому Николе Можаю верующие.

1.

2.

3.

Св. Николай Можайский из церкви Дмитрия в Дубровское Ильинского района
1 пол. ХVIII в.
97x33x7. Дерево (береза), левкас, темпера, позолота. Вынесенный рельеф.
ДС-174
Поступил из церкви св. Дмитрия (?) в с. Дубровское Ильинского района в 1923г.
Скульптура помещена в глубокий узкий киот с остатками росписи. В навершии изображен Спас Вседержитель в темно-зеленом хитоне и красно-коричневом гиматии. В руках - сабля и “град”, архитектурные детали которого обозначены живописью. Утрачены меч, частично - фрагменты “града” и красочный слой, имеются реставрационные тонировки.

1.

Коллекция Пермской государственной художественной галереи, насчитывающая 350 инвентарных номеров, скомплектована сотрудниками галереи за 60 лет. Наиболее активно сбор памятников шел в довоенный период. Только с 1923 по 1926 год Н.Н. Серебренников и А.К. Сыропятов (первый директор галереи) по труднейшим маршрутам провели шесть экспедиций. Было приобретено 412 отдельных фигур. В последующие годы коллекция пополнилась еще на одну треть.

Заслуги Н.Н. Серебренникова, собирателя и исследователя пермской деревянной скульптуры, неоценимы.

Большинство скульптур было найдено на территории Верхнекамья. С юга Пермской области привезены лишь отдельные образцы. Обстоятельство связано, очевидно, с более ранним освоением севера русскими поселенцами, с более ранним укоренением здесь русской культуры. Самые древние из сохранившихся произведений датируются концом XVII -- началом XVIII столетия. Это время расцвета прикамской архитектуры, начало интенсивного каменного строительства. В конце XVII века создаются городские ансамбли Чердыни, Соликамска, Кунгура, строятся замечательные по красоте и убранству церковные здания.

Эволюция стилей пермской скульптуры чутко отражает историческое развитие края. Произведения начала XVIII века -- «Параскева Пятница» из села Ныроб, «Никола Можайский» из села Покча, «Распятие» из города Соликамска -- и по форме, и по сюжетам связаны с традициями древнерусской резьбы. Композиции этих скульптур фронтальны и симметричны, объемы предельно обобщены, многослойная роспись обладает иконописной структурой. Технология изготовления скульптуры также напоминает иконную. Из древесных пород мастера предпочитали сосну и липу. Дерево они обрабатывали с помощью топора и ножа. В XVIII веке употреблялись также тесла, долота, стамески, пилы, буравы, струги и дорожники. Для росписи на поверхность дерева наносился левкас (меловой грунт). Роспись производилась яичной темперой, нередко дополняясь позолотой (листовым или «твореным» золотом) и серебрением. В XIX веке скульптуры начали расписывать масляной краской.

Грандиозное произведение барочной резьбы -- иконостас первой половины XVIII века из Пыскорского монастыря, самого богатого и старинного в крае. В отличие от древнерусских высоких иконостасов он не разделен на ярусы и представляет собой огромную сплошную поверхность, расчлененную живописными вставками. «Стена» иконостаса украшена двухслойной резьбой (один слой -- в левкасе, другой -- накладной) и листовой позолотой.

XIX век представлен в пермской скульптуре целым рядом разнохарактерных групп, наибольший интерес из которых вызывают работы мастеров из деревни Габова -- Н.Т. Филимонова и его ученика Н.М. Кирьянова, создавших яркий вариант народного примитива. Творчество Филимонова представлено Кирьянов Н.М. Ангел из д. Габова. XIX в.

Одним памятником (голова херувима), творчество Кирьянова - целым ансамблем скульптур, созданным для деревенской часовни.

Пермская деревянная скульптура была показана зрителям уже в двадцатые годы. Первые экспозиции имели комплексный характер. Существующая экспозиция деревянной скульптуры показывает хронологически ряд произведений, составляющих одну четвертую, но лучшую часть всей коллекции. Последовательность экспонатов отражает и развитие стилей. Особое внимание уделено в экспозиции произведениям реалистического характера: центральное местоположение занимают фигуры Христа в темнице, распятия из Усолья, Пашии.

Одноярусное построение, редкая расстановка, индивидуальные фоны и постаменты организуют экспозиционное пространство таким образом, что памятники не мешают друг другу. Но они не выстраиваются и в скучный ритмический ряд, так как зал представляет собой почти квадратное помещение, раскрытое в сторону иконостаса и рассеченное лестничным проемом по центру. Такая архитектурная особенность позволила ряд скульптур, требующих многоаспектного восприятия, расставить в центральном пространстве. Завидная высота помещения устраняет зависимость экспозиции от архитектурных членений и в то же время создает необходимую для скульптуры вольность пространства.

Статуи Николы из с. Дубровское и Параскевы Пятницы из с. Ныроб выполнены именно в древнерусских традициях. Обе они прямы, неподвижны. Главенствует в них не объем, а плоскость. Точка зрения предполагается одна, фронтальная. И это главное, принципиальное отличие их от классических европейских скульптур, которые всегда раскрываются во множестве точек зрения, при круговом обходе.

Но именно эта скованность, обобщенность ранних пермских скульптур делает их особенно выразительными. Здесь действует своеобразный закон сохранения энергии - внешняя неподвижность и прямизна таят в себе огромную духовную мощь. Вот почему особое впечатление производят в такой скульптуре каждый намек на движение, каждый изгиб формы или, в особенности, огромные выразительные глаза, словно проникающие в глубину души. «Ревнители натуралистического понимания формы, вероятно, найдут в предельно обобщенной фигуре Параскевы безжизненность, но она -- сама жизнь, взятая не в отдельном преходящем моменте, а в вечности, -- пишет Г.К. Вагнер. -- Только большие и чуждые мелочности чувства, прошедшие к тому же через горнило самых тяжелых испытаний, могли создать такой величественный и нежный, внутренне напряженный и чистый образ».

Скульптура Николы Можайского из Покчи, подтверждает длительную актуальность древнерусских канонов, выделяется высокой одухотворенностью. Незыблемость фигуры-столпа кажется следствием не физической силы, а огромного духовного превосходства. Меч и «град» в тонких руках святого имеют чисто символическое значение. Образ окрашивается не в «воинственные», а в «учительные» тона, что подчеркивает и особенность темной монашески-сдержанной росписи с преобладанием холодных цветовых оттенков.

Скульптура Параскевы Пятницы - единственная в коллекции. Фигура самой Параскевы выполнялась в начале ХVIII века. Несмотря на небольшие размеры и укороченные пропорции, она производит монументальное впечатление. Небольшие фигуры предстоящих Екатерины и Варвары добавлены через несколько десятилетий. Еще позднее вся композиция была перемонтирована и размещена на другой доске. Так изменялись и другие скульптуры, нередко «поновляемые» двумя-тремя слоями поздней, часто масляной, краски. Многие скульптуры включая и «Параскеву», помещали в киоты с расписными створками. Сейчас почти все киоты утеряны.

Одним из уникальных произведений древнерусской пластики является рельеф «Собор архангелов» из с. Губдор, представляющий собой довольно высокий «вынесенный» рельеф с трехчастной композицией, как бы замкнутой в круг плавными взмахами архангельских крыльев. Удивительна гармония колорита, основанная на сочетании синего и оранжевого цветов. Крупные цветовые пятна точно выделяют узлы композиции и вторят «обтекаемым» формам рельефа. Светло-коричневые оттенки кудрявых волос, легкая подрумянка ликов, тонкие «летучие» пробела дополняют и чуть приглушают основной цветовой контраст, столь характерный для северной иконописи, начиная с устюжского «Собора архангелов» ХIII столетия.

Центральным образом пермской - да и всей русской деревянной скульптуры - может считаться образ Христа, причем Христа страдающего - распятого или истязаемого в темнице. Распятия очень разнообразны по типу, стилю, манере резьбы. Распятие из северного города Соликамска - образец классической древнерусской резьбы, уходящей своими корнями в домонгольское время.

Огромное «Распятие» из г. Усолья сразу поражает размерами и, конечно, необыкновенной реалистичностью исполнения. Если распятия древнерусской традиции всегда ориентированы на плоскость, то усольское распятие может вполне считаться круглой скульптурой. Своей тяжестью и массивностью и, вместе с тем, отличной проработанностью всех деталей и форм это распятие близко европейской возрожденческой пластике. Его пластика означает начальную стадию традиции так называемого «стихийного реализма», распространившегося по всей России во второй половине ХVIII - первой половине ХIХ века. «Поклонный крест» из с. Вильгорт обладает совершенно иным выразительным строем. Художник представляет распятого Христа маленьким неказистым мужичком с печальным выражением большеносого неправильного лица. Почти вдавленное в крест тело кажется совершенно бесплотным - огромная голова обретает самостоятельное значение и становится своеобразным центром композиции, включающей Саваофа, Св. Духа в виде белого голубя в медальоне, маленьких ангелочков, слетающих к распятию и утирающих слезы платками. Очевидно, это первое изображение в пермской скульптуре, выполненное в духе примитивизма.

Земной страдальческий путь Христа и его ближайших последователей когда-то вдохновили мастеров разных стран, разных школ и разных воззрений на создание скульптур мирового значения. Здесь особенно очевидна эта общность творческого порыва, искренность и человечность художественных исканий.

Таким образом, уральские мастера вложили в пермскую деревянную скульптуру всю свою душу, профессиональное мастерство, свои самые сокровенные мысли и чувства. Поэтому шедевры пермской деревянной резьбы отличаются человечностью и обаянием, глубинными чертами самобытной культуры Северного Урала.

Урал — родина многих культурных феноменов, не имеющих параллелей с другими частями русскоязычного мира. Можно вспомнить и пермский звериный стиль, и пермский классицизм. Однако темой нашего нынешнего материала станет пермская деревянная скульптура, именуемая иначе «пермскими богами».

Пермская деревянная скульптура имеет узкое территориальное расположение — церкви севера Пермского края (а в XVII-XIX веках — Пермской губернии) возле древних городов, вроде Соликамска и Чердыни. Местные народы зырян (коми), даже «став православными», не начали почитать традиционные плоские изображения на иконах. Они предпочли вырезать из дерева фигуры Иисуса и прочих святых, фактически, продолжая практиковать идолопоклонничество, как и в былые дохристианские времена.

Священники, пришедшие в Пермь Великую еще во времена Ивана Грозного на службу князю Михаилу, пытались бороться с язычеством, выжигая его на корню: так Симеон Верхотурский самолично участвовал в уничтожении деревянных идолов, которым поклонялись народности, жившие здесь столетиями. Что примечательно, коми-пермяки относились к новой вере весьма спокойно, мол, ставьте своих богов рядом с нашими, будем и им поклоняться. Церковь, как известно, не могла такого терпеть. Однако последующие поколения церковников увидели в этом возможность приобщить язычников к христианству посредством soft power. Так и появилась пермская деревянная скульптура.

Несмотря на кажущуюся примитивность, для скульптур характерны яркие образы, временами даже пугающие своей реалистичностью или наоборот, гипертрофированностью. Еще более еретичным в них было то, что и Иисус, и апостолы, и почитаемые святые, и даже сам Саваоф были наделены своими создателями широкими скулами, азиатским разрезом глаз — в общем, имели все характерные черты своих коми-пермяцких почитателей. Более того, ученые находят на них следы болезней — артроза и рахита!

Стоит отметить, что у коми-пермяков было очень «соседское» отношение с божествами: если святой или Иисус чем-то не угождал владельцу иконы, то тот мог повернуть икону к стене, или поставить вверх ногами, дабы «наказать» изображение.

Основной скульптурой на протяжении трех столетий существования феномена являлся образ «Спаса полуночного» — Христос в темнице. Для него делали специальную клеть, внутри которой устанавливался деревянный Иисус (часто создаваемый в натуральную величину). Другой излюбленный христианский «персонаж» — Николай Чудотворец, которого особо почитали не только местные племена, но и русские поселенцы, построившие на Урале порядка 40-ка церквей, посвященных этому святому. Также были популярны Никола Можайский и Богоматерь.

Что примечательно, коми не считали свои творения всего лишь идолами; бывшие язычники верили, по в ночное время скульптуры «просыпались», разговаривали, гуляли по храмам, а то и выходили за их пределы. Поэтому коми заботливо одевали и обували свои творения, приносили им еду. Местные священники на это просто закрывали глаза, а от столичного руководства просто скрывали подобное вопиющее неуважение к правилам.

Феномен «пермских богов» обязан своей жизнью Николаю Серебренникову, который и собрал коллекцию из 195-ти скульптур. Сам термин придумал глава Наркомпроса А. В. Луначарский, оценивший творения пермских зодчих:

«Посетил художественную часть Пермского музея. Совершенно потрясающее впечатление производит богатейшая коллекция деревянных скульптур. Это ново, необычайно интересно с художественной и культурно-исторический точки зрения и в то же время поражает своей художественной силой как в смысле своеобразного мастерства техники, так и по силе психологической выразительности ».

Как ни странно, но деревянных святых удалось спасти от уничтожения богоборцами именно из-за их уникальности: экспозиция в Пермской художественной галерее стала своего рода протестом против христианских догматов (ко всему прочему, этот музей находился и находится под крышей кафедрального собора). Интересен тот факт, что Серебренникову удалось найти свое место в коммунистическом мире, несмотря на то, что он сражался в колчаковской армии с большевиками и происходил из семьи церковнослужителей. Возможно, что во многом это связано с протекцией Луначарского, однако истинных фактов уже не узнать.

Например, в 1938 году ученый узнал, что его книгу, посвященную «пермским богам», собираются издавать во Франции. На тот время, это было равносильно измене. Чтобы избежать такой судьбы, Николай Николаевич написал во всевозможные инстанции, называя свои открытия «ошибочными в ряде основных положений» и что он абсолютно не в курсе, с чего французские литераторы решили печатать его труды. Как ни странно, ему повезло, и дело спустили на тормозах.

На данный момент в коллекции находится 370 изображений. Культурологи отмечают, что в большей части этих произведений деревянного зодчества прослеживается влияние европейского барокко, которое чудом попало в темные земли Урала, обходя стороной столицы. По мнению первых исследователей феномена, после Серебренникова, «культурные силовые линии с Запада» пришли на Урал через Новгород и Псков, а туда из Германии. Также не исключен был фактор того, что на протяжении трех веков на пермской земле управляли архиереи из Украины, а они, в свою очередь, привыкли к скульптурам в костелах. Прибывавшие в ссылку поляки и шведы также сыграли важную роль в становлении феномена. Поэтому, можно с уверенностью сказать, что деревянная скульптура «хребта России» — яркий пример взаимопроникновения местной, русской и европейских культур, которые в горниле уральских представлений, создали удивительных и чарующих «пермских богов».

Культовая деревянная скульптура - яркое явление в русском искусстве. Наравне с иконами и произведениями декоративно-прикладного искусства она входила в художественные ансамбли церквей и часовен. Первые дошедшие до нас памятники датируются XIV-XV веками. Расцвет древнерусской деревянной пластики приходится на XVI-XVII столетия. В ХVIII веке, вместе с другими видами культового искусства, скульптура приобретает новые черты и особенности.

Эти лица производят ошеломляющее впечатление. Они притягивают взгляд, заставляют остановиться рядом, проникнуться страданием человека, сидящего перед тобой и проникнуться верой, которой наполнен его взгляд.

Эволюцию русской скульптуры отражает и уникальное собрание Пермской государственной художественной галереи - одно из самых известных музейных собраний России, сложившееся в 1920-40-е годы XX века благодаря экспедициям по северу Пермского края. Начинал эту работу А.К.Сыропятов, вскоре уехавший в Москву, а продолжал и развивал - Н.Н.Серебренников.

Сегодня в галерее сосредоточилось почти 400 скульптур.

Русский мужик - он талантлив. Подглядев однажды, как местное население поклоняется своим идолам, он тут же переделал это на свой крестьянский лад - стал вырезать деревянные скульптуры.

В церквях скульптуры располагались в темном месте. Их освещал только слабый свет лампады, поэтому создавалось впечатление, что они могли кивать, хмурить брови, моргать. Им меняли одежду - в дни "страстной недели" на них надевали черное, а на пасху - светлое. И обязательно делали новые башмаки - они ведь ходят по ночам, и обувь снашивается.

Эта фигура Спасителя из г. Усолье (XVIII в) вырезана из сосны. В описи коллекции написано, что "резчик сделал Христа похожим на сельского батюшку, возможно старого священника, своей тихой и спокойной жизнью казавшегося для ваятеля идеалом христианского на этом свете жития."

У других скульптур (в галерее хранится 20 памятников с подобным сюжетом) темницы значительно скромнее: просто сколочены из покрашенных синькой досок или, в лучшем случае, слегка украшены по краям узорной золоченой резьбой. А у этой темницы резные колоны щедро увиты ветками и плодами; ажурные цокольные стенки; горельефы в центре карниза; небольшие статуи ангелов с атрибутами «истязании Христа» на колоннах... Спаситель сидит внутри этого барочного сооружения.

"Живой" Христос почти всегда изображался в один и тот же момент своей жизни – сидящим в темнице перед казнью. В Евангелии от Матфея описывался эпизод, когда связанному Христу возложили на голову терновый венец, надели багряницу, дали в руку трость и, взявши её, били его по голове. Этот трогательный жест правой рукой (на снимке – скульптура из Соликамска, XVIII в.) означает, что Иисус закрывается от т.н. заушения – унизительного наказания. Левая рука иногда прикрывает рану на груди.

Христос из деревни Пашия, XVIII в.

Сидящий в темнице Спаситель из Канабековской часовни в Пашийском заводе резко отличается от других своими спокойно скрещенными руками. 1840-гг

Этот сидящий в темнице Спаситель из д. Усть-Косьва (XVIII в) одет вместо багряницы в национальную пермяцкую одежду – синёный шабур. Безымянный резчик тонко передал типично пермяцкие черты лица и одежду, перейдя, по сути, от изображения Бога к человеку, "созданному по своему образу и подобию".

По легенде это знаменитое распятие "Христа-татарина" из Рубежской церкви приплыло в 1755 г. сверху по Каме до Усолья и остановилось против церкви. До этого распятие находилось в Пыскорском монастыре.

Никола Можай (так называли пермяки Св. Николая Можайского) из д. Зеленяты (XVIII в), самый, пожалуй, знаменитый. Как и все "пермские боги", скульптура эта окутана целым клубком мистических легенд. Статуя не пожелала принять и новую окраску. Священник из с. Дворец, куда перенесли Николу, сообщил, что "краска на фигуре не принялась". Любил этот Никола и путешествовать – восемь пар обуви сменилась на нем за то время, что он простоял в храме. Изношенные "обутки" непременно становились священными.

Николай Чудотворец

Фрагменты распятия XVIII в. из г. Соликамск – Богоматерь, Иоанн Богослов, Мария Магдалина, сотник Лонгин.

"Снятие с креста", с. Шакшер, XVIII в. На лестнице слева – Никодим, удерживающий тело Христа за кусок ткани, части которой не сохранилось. Как не сохранилась и фигура на лестнице справа – от нее осталась только рука. Внизу слева стоит Мария Магдалина со сложенными на животе руками. Рядом с ней богоматерь и одна из жен-мироносиц Мария Клеопова, вставшая на колени. Справа стоит Иоанн Богослов.

Совершенно изумительное рельефное изображение Параскевы Пятницы с предстоящими – святыми великомученицами Екатериной и Варварой. Село Ныроб, XVII век (!Статуя святой Параскевы Пятницы - самая древняя в коллекции. Лик ее суров и мрачен, а на самой статуе есть какие-то магические значки. Статую святой Параскевы редко вывозят за пределы Пермского края, и на это есть свои причины - святая Параскева Пятница не "любит", когда ее беспокоят. Работники галереи рассказывают, что, когда один из исследователей попытался поближе познакомиться со скульптурой и хотел всего лишь перерисовать магические значки на ее одеянии, по городу пролетел ураган небывалой силы. Говорят, нечто подобное было, когда статую вывозили во Францию. Возможно, по этой причине святую Параскеву стараются меньше беспокоить, и даже не включают ее образ в буклеты и альбомы.

На заднем плане виден аутентичный иконостас, так как галерея размещена в в Спасо-Преображенском кафедральном соборе

"Минуло более сорока лет, но отчетливо помню тот случай. Произошел он в селе Ильинском Пермской губернии в 1922 г. Усталый шел я тогда к себе домой. Дул порывистый ветер. У сельской околицы на кладбищенской часовне привычно хлопали обветшалые ставни окон. Вдруг заметил: против обыкновения стучат не только ставни, но и створки дверей.

Нехотя свернул посмотреть, в чем дело и неожиданно увидел такое, что крайне поразило меня. Главную стену в часовне занимали пять деревянных скульптур. А ведь они не должны были здесь находиться - скульптурные изображения не приняты в православии. Особенно удивила меня фигура Христа с лицом татарина. Зашел в местный исполком, быстро получил разрешение перенести скульптуры в районный музей и, как заведующий музеем, без промедления это сделал" - так начал собирать коллекцию Николай Николаевич Серебренников, работавший в ту пору директором небольшого краеведческого музея.

Говорят, еще долгие годы приезжали в галерею мужики из глухих деревень и, найдя своего "боженьку", подолгу молились перед ним, как когда-то в храме.

Говорят, они наблюдают за нами, незримо сопровождая каждого пришедшего к ним.

Говорят, они ходят по галерее, общаясь между собой.

Говорят, они живут своей, потаеннной, незримой жизнью.

Вот только одежду им не меняют и башмаки давно уже никто не шьет.

**** ****