Дельфи гарри. Так ли плох "Гарри Поттер и проклятое дитя"? Разбор полётов

Лисы умеют рссказывать байки


Буквально вчера прочитала эту неоднозначную по мнению большинства пьесу. И теперь хочу разобраться: а настолько ли она плоха, как о ней говорят?
Да, однозначно можно сказать только одно – это не то, к чему приучила нас мама Ро.
Читала я пьесу в фановом переводе трёх неплохих переводчиков. (ссылочка на их перевод, если кому захочется прочесть: darthvoldemorth.livejournal.com/1400.html)

Итак, разложим всё по полочкам!
Хочу сразу оговориться, что это всё-таки пьеса, и у неё свои законы жанра. Нам не стоит ждать того, что обычно привыкли видеть в кино или читать в книге. Мизансцены прописаны условно и основное действие, конечно же, должны показать актёры в постановке. Но нам, к сожалению, это пока не доступно, поэтому имеем то, что имеем. (Говорят, сам спектакль у западного зрителя вызывает только восторг. Будем подождать, когда его выложат в сеть, чтобы оценить актёрскую игру и задумки режиссёра)
Сразу скажу, что пьеса действительно напоминает фанфик, причём я могу с уверенностью сказать, что читала подобные и с более интересным сюжетом. Но я сделаю скидку на то, что это пьеса, и её трудно было бы поставить, если бы там был сложный вхарактерный сюжет с множеством линий. Хочу отметить, что сцены и места действий в актах и так очень часто меняются, даже интересно как режиссёр воплощал эти смены декораций.

Конечно, для любого поттеромана сюжет пьесы вызовет недоумение. И в основном из-за махинаций с хроноворотом. Путешествия во времени и его изменения в пьесе вообще являются двигателем сюжета. Но Роулинг чётко дала понять в «Узнике Азкабана», что, пользуясь хроноворотом, нельзя изменить прошлое и будущее, можно только совершить то, что было предопределено. Но «Проклятое дитя» ломает все каноны. Хотя даже в каноничном мире само существование хроноворотов подвергалось жёсткой критике. Со стороны Роулинг было опрометчиво вновь поднимать спорный момент в новой книге, да ещё и закручивать вокруг него сюжет. Об этом, в общем-то, сказали все, кто мог, поэтому не будем заострять внимание. Просто примем как данность, что хроноворот теперь может отправлять людей в далёкое прошлое, и эти люди в этом самом прошлом теперь могут делать что хотят.

Лейтмотивом сюжета является отношения отцов и детей. Гарри почему-то не может найти общий язык со своим средним сыном Альбусом. Драко пытается достучаться до Скорпиуса. Дамблдор признаёт свою несостоятельность как отца для Гарри. В общем, старшее поколение пытается договориться с младшим и оградить их от неприятностей, и всё это можно охарактеризовать словами Альбуса Дамблдора: «Любовь ослепляет». Я бы даже сделала эту фразу слоганом всей пьесы.

Пройдёмся по основному сюжету, как стадо слонов сквозь берёзовую рощу, топча всё на своём пути (кратко не получится):

Гермиона – министр магии (мы даже не будем обсуждать то, что в постановке актриса не канонична образу своего персонажа. И мне плевать каким местом и в угоду чьих интересов проводился кастинг). Гарри – глава отдела магического правопорядка. Рон хозяин «Волшебных вредилок». Джинни – спортивный редактор «Пророка», а с Малфоями как всегда всё не понятно. Где работает Драко нам не известно, но деньги в их семье точно есть. В общем, вполне себе канон.

Действие пьесы начинается с Эпилога «Даров смерти» - на вокзале Кингс-Кросс, где Гарри убеждает Альбуса, что учиться на Слизерине не зазорно, и так далее по тексту эпилога. Дальше мы узнаём, что Альбус и Скорпиус сдружились ещё в поезде по дороге в Хогвартс и оба попали на Слизерин. И если для Малфоя это было в порядке вещей, то для Поттера оказалось чем-то запредельным. По моему мнению, все конфликты, связанные с «не тем» факультетом для среднего Поттера и с неоправданными ожиданиями окружающих надуманны самим мальчишкой. Первый рояль в кустах: внезапно Скорпиуса считают ребёнком Волан-де-Морта. (Я понимаю, что это сделано для интриги и в будущем послужит сюжетным твистом, но уж очень сложная подводка к истинному ребёнку Волан-де-Морта. Более органично в этой роли смотрелся бы только сам Альбус. И некоторое внешнее сходство, и факультет Слизерин, и дружба с Малфоем. Вот здесь бы было где развернуться) Откуда появились эти слухи, и кто их распространяет нам так и не объяснят даже в конце. Ни с Альбусом, ни со Скорпиусом никто не общается, поэтому они беспрепятственно становятся лучшими друзьями. Хогвартс для них как пыточная для нежных детских душ. Скорпиус становится зубрилкой, а у Ала всё сыпется из рук – это явно не прибавляет им популярности среди однокурсников.

Проходит несколько лет, и Гарри практически теряет связь с сыном. Скорпиус замыкается в себе из-за смерти матери. Второй рояль в кустах: Астория Гринграсс оказывается никогда не нравилась Люциусу Малфою из-за излишней любви к магглам. К тому же она всегда была слаба здоровьем, и откуда-то из «недр кустового рояля» вылезло проклятье крови, которое окончательно подкосило её здоровье после рождения сына. (Имхо: проклятье крови – чистый фанфикшен. И, похоже, это станет теперь каноном. Могу только посочувствовать Астории и её нелёгкой судьбе) . Данный момент прописан только для большей драматичности и театральности – это же пьеса.

Гарри замечает, что в стране происходит какая-то неразбериха – великаны и оборотни, тёмная магия – всё как перед возрождением Волан-де-Морта. К тому же, Поттера мучают странные сны и боль в шраме. Но он, как истинный Гарри Поттер, отказывается обсуждать это с окружающими. В ходе рейдов ему в руки попадается Теодор Нотт, у которого обнаруживается хроноворот. !Третий рояль в кустах: Теодор Нотт – внезапно тёмный злой волшебник, готовящий возращение Тёмного Лорда. (Бедный мальчик, он пострадал, как и Астория Гринграсс. В оригинальных семи книгах Теодор зарекомендовал себя умным и вполне здравомыслящим молодым человеком, и не проявлял себя как воплощение зла, хоть его отец и был одним из преданнейших слуг Лорда. Видимо, что-то в нём проклюнулось) Зачем ему был нужен хроноворот нам так и не объяснят. Может, чтобы с великанами было лучше договариваться?! Видимо, авторам нужен был более-менее знакомый персонаж с тёмным прошлым, но и с мозгом в голове.

Гарри тащит хроноворот в министерство и отдаёт его Гермионе на хранение. Почему они его не уничтожили – не известно. Хотя после уничтожения хроноворотов в Отделе Тайн все решили, что это только к лучшему. Через некоторое время в гости к Поттерам заявляется Амос Диггори и в жёсткой форме требует от Гарри возвращения его сына Седрика так как тот был «лишним» и не должен был умереть, упирая на то, что ему известно о существовании хроноворота. (Старика, конечно, понять можно, но это перебор, годный опять же для фанфикшена. Даже у меня в одной из работ есть подобный поворот. Но я-то не писатель с мировым именем. Седрика действительно жалко, и, думаю, Гарри в своё время сильно переживал из-за его смерти). Поттер естественно отказывает, что очень даже логично, говоря, что нет у него никаких маховиков времени, а даже если бы и был, то он бы не стал возвращать Седрика, и прогоняет бедного старика. Весь этот разговор подслушивает Альбус, попутно познакомившись с племянницей Амоса – Дельфи Диггори. Ал делает какие-то свои наивные детские неправильные выводы. Он считает, что отец совершил ошибку в прошлом и не хочет её исправить, хотя у него была возможность, и ещё больше разочаровывается в нём. (А голова Альбусу дана, видимо, чтобы арбузы им колоть не иначе) И вообще Альбус почему-то сомневается в героичности Гарри.

Перед отъездом детей, Поттер старший пытается наладить контакт с Алом и дарит ему своё детское одеяло, в которое он был завёрнут, когда попал к Дурслям. Но мальчишка упёрт как баран, он не хочет чувствовать глубину момента (Как же! Джеймсу подарили мантию-невидимку, Лили – волшебные крылышки, а ему какое-то плесневелое одеяло) Они кричат друг на друга вследствие чего, Альбус говорит, что жалеет, что Гарри его отец, а сам Гарри в сердцах бросает, что жалеет, что Ал его сын. Одеялко летит в угол, и на него проливается приворотное зелье, подаренное дядей Роном (не забудьте про этот момент, он ещё сыграет свою роль. Я, например, забыла, что там было какое-то приворотное зелье). В общем, всё плохо и кажется, что назад дороги нет. Отношения навек загублены.

Дети уезжают в Хогвартс. На платформе внезапно! Роза Грейнджер-Уизли решает помириться с Альбусом. !Четвёртый рояль в кустах: Роза – неадекватная Гриффиндорка, которая всеми силами презирает Скорпиуса ещё с первой встречи в экспрессе. Также она начинает игнорить Ала за то, что он попал на Слизерин и дружит с Малфоем. (Гриффиндор нынче не торт. Конечно, эта борьба между факультетами никого не делает толерантнее, но это уж совсем жёстко) И вообще, Розу, по моему мнению, ввели в пьесу только как любовный интерес Скорпиуса. Как некий мотиватор к действию! Роза зачем-то рассказывает про рейд на дом Теодора Нотта и про маховик времени (мне казалось, что Альбус это и так знал из разговора с Диггори, но да ладно). И в голове у Альбуса рождается гениальная идея! Теперь он сам хочет спасти Седрика из жалости к старику и в пику своему отцу. И ещё не известно, что сильнее. Для спасения неизвестного ему человека, но однозначно невинно пострадавшего из-за бездействия отца, Альбусу жизненно необходимы Скорпиус и хроноворот. Ал делится своими планами с Малфоем. Скорпиус, как нормальный человек пытается его отговорить, но не тут-то было! (Зря Альбус не попал на Гриффиндор, ему там самое место). К тому же, Скорпиус не хочет связываться с маховиком т.к. его считают ребёнком Лорда именно из-за слухов, будто его родители возвращались в прошлое, чтобы Астория и Волан-де-Морт зачали его. (Бедный Скорпиус) В общем, они как-то договариваются и сбегают с экспресса, забравшись на крышу поезда и спрыгнув с неё на ходу в воду (Используя магию, естественно). «!Пятый рояль в кустах: тётенька, которая продаёт сладости в экспрессе – терминатор Т-1000. Она вместе с тележкой оказывается на крыше экспресса и угрожает мальчишкам расправой, если они попытаются сбежать с поезда, мотивируя это тем, что за 190 лет своей работы это ещё никому не удалось, попутно она трансфигурирует из собственных рук длинные шипы.

(Роулинг с соавтором явно ели кексики с гашишом, пересматривая второго и третьего «терминаторов», когда писали эту сцену. По-моему, это полный зашквар, годный для кроссоверного фанфика.)» Сделаем оговорку: это пьесса, и скорее всего то, что сейчас кажется зашкваром, со сцены смотрится комично. Я вполне себе представляю этот момент на сцене театра. Конечно, отсутствие описательных моментов и эмоциональных аспектов несколько притупляет видение полной картины.

Дальше Скорп и Ал идут в дом престарелых к Амосу Диггори, чтобы просить разрешения ему помочь вернуть сына. Амос им почему-то не верит, ибо Малфой и Поттер, который учится на Слизерине явно ничего доброго задумать не могут. (Хотя по логике Амосу должно быть всё равно кто вернёт ему сына, лишь бы сделали, но он твёрд в своём решении.) В дело вступает Дельфи, которая быстро разруливает конфликт, и все остаются довольны. С помощью обротного зелья (которое, кстати варила Дельфи заравнее, ибо Макгонагалл жаловалась Поттеру на то, что из школы пропали злотоглазки и шкура бумсланга. Гарри обещал разобраться, но, по-моему, так ничего и не сделал. Откуда у Дельфи доступ в школу – не известно. Она не студентка и не бывшая выпускница Хогвартса, т.к. никто её не знает и вообще она уже взрослая. Что как бы уже подозрительно, но никому до этого нет дела. У всех свои проблемы.) они проникают в министерство. Скорпиус как Гарри Поттер, Альбус – Рон, а Дельфи как Гермиона. Тут снова мы наблюдаем комедию положений - сцена, вполне характерная для пьесы. Она отчасти повторяет сцену из «Даров смерти» с поцелуями «не своих» жён. В общем, наша новая троица попадает в кабинет к Гермионе, отгадывает три загадки и находит хроноворот, не без потерь, конечно.

В это время Малфой старший узнаёт, что Скорпиус с Альбусом пропали из экспресса и идёт разбираться с Поттерами. У него всегда во всём Поттер виноват, так что не удивительно.

Драко истерит, кидается заклятьями в Гарри прямо у последнего на кухне. Но Джинни всё разруливает, вовремя зайдя на кухню. (Ей ещё скалки не хватало для полноты картины). В общем, все подняты на уши и детей усердно начинают искать. Похоже, кражу хроноворота никто не замечает, и наша троица успешно прячется в Запретном лесу, тренируя экспелиармус. Их план по спасению Диггори прост. Нужно вернуться в 1994 год, к первому испытанию Тримудрого турнира и испортить Седрику выступление. Нужно всего лишь выбить у него палочку из рук, чтобы он не смог колдовать. Что они собственно с успехом проделали, облачившись в форму Дурмстранга, чтобы их никто не заподозрил. Параллельно этому на Гарри накатывает очередное видение, где он видит Альбуса в дурмстранговской форме на опушке Запретного леса. Все Поттеры, Уизли и Малфои ломятся туда и застают как раз момент возвращения мальчишек (Дельфи в прошлое не взяли, ибо она слишком взрослая для такой детской работы). Гарри во время поисков натыкается на кентавра Бейна, который пророчит ему скорейшую смерть, если он не уберётся с территории кентавров. Попутно он напророчил ещё кое-что – оказывается вокруг Альбуса сгущается тьма. Гарри, конечно, понимает это по-своему.

Хроноворот оказался с подковыркой, он действует только пять минут и может причинить вред владельцу. В ходе использования этой недоделки Альбус ломает в прошлом руку, и она у него срастается не под тем углом. (Мадам Помфри в замешательстве от перелома двадцатилетней давности у четырнадцатилетнего пацана, но Гарри не видит в этом ничего удивительного. Подумаешь старые переломы, которых у Ала никогда не было) Пока Ал лежит без сознания в больничном крыле, Гарри общается с портретом Дамблдора, который считает, что Поттер что-то делает неправильно, и надо не стараться стать лучшим отцом в мире, потакая Альбусу, а делать так, чтобы Альбус был в безопасности, не смотря на все его возражения. (Хороший совет, ничего не скажешь.)

Мальчики не признаются где были, и что делали, а никто особо и не настаивает. Всем хватило отговорки, что парням плохо в Хоге и они решили не ехать на четвёртый курс, отсидевшись в Запретном лесу.

Гарри, основываясь на слухах о ребёнке Тёмного Лорда, личной неприязни к Малфоям, словах Дамблдора и пророчестве Бейна, делает вывод что всё зло от Скорпиуса, и запрещает Алу с ним общаться. Конечно, это не улучшает взаимоотношения между отцом и сыном. Макгонагалл тоже попала под раздачу. Гарри в особо жёсткой форме «рекомендовал» ей следить за Альбусом и Скорпиусом по карте мародёров и пресекать их несанкционированное общение. Все вокруг этим возмущены, включая Драко, Джинни и Минерву, но Поттеру плевать, лишь бы Ал был в безопасности по совету портрета мёртвого директора у которого никогда не было детей.

Меж тем настоящее поменялось. Седрик всё равно погиб, Рон и Гермиона не поженились, и Роза не родилась. Гермиона, жутко напоминающая Снейпа, теперь преподаёт Защиту от тёмных искусств. Рон женат на Падме и от его былого веселья и глупых шуток времён магазина «Волшебных вредилок» не осталось и следа. Оказывается, Гермиона не пошла на бал с Крамом, и Рон её не приревновал. Видите ли, Грейнджер думала, что Виктор подослал своих прихвостней, которых заметила Гермиона, испортить выступление Диггори. Скорпиус вдвойне в печали. Альбус теперь на Гриффиндоре и избегает его, а Роза не родилась.

Некоторое время все рефлексируют, но Альбус со Скорпиусом не без помощи Дельфи всё-таки встречаются и выясняют отношения. Где получается, что Альбус полный мудак, думающий только о себе и своих надуманных проблемах, хотя на самом деле у него всё хорошо, а настоящие проблемы у Скорпиуса. В общем, они приходят к выводу, что стоит вновь сунуться в прошлое и испортить бедному Седрику второе выступление, да не просто испортить, а ещё и унизить, чтобы у него отбило желание участвовать в турнире вовсе

Ну и ещё небольшую пакость готовят для Рона и Гермионы. Сказано - сделано. Они опять с помощью Дельфи учат дурацкие заклинания и воруют жабросли. Плакса Миртлл им рассказывает, как попасть на дно озера через раковину в женском туалете, попутно мальчишки берут с призрака обещание никому не рассказывать куда и зачем они пошли.

В это время Джинни промывает мозг Гарри, и тот наконец что-то понимает (я не поняла, что он понял). Поттеру опять снится всякая ерунда с участием Альбуса и голосом Волан-де-Морта, Гарри внезапно понимает, что это ни разу не сон, и что, возможно, Волан-де-Морт скоро вернётся. Хотя хрен знает кто ему в этом так активно помогает. Наконец, он признаётся Джинни в своих ночных проблемах, и они вдвоём мчатся в Хог, попутно оповестив Малфоя, что опять творится полная хрень с их детьми. Бедная Макгонагалл в расстройстве. В её директорский кабинет в любое время суток кто-то ломится через камин и портит ковёр. Поттеры и Малфой с Макгонагалл после некоторых споров вместе отслеживают детей по карте мародёров и бегут в женский туалет.

Тем временем Скорпиус и Альбус с успехом портят жизнь бедному Седрику, раздув его как воздушный шарик. Несчастный парень воспаряет над озером, а над ним разноцветными огнями расцветает надпись: «Рон любит Гермиону».
Из озера Скорпиус вынырнул в одиночестве. И то, что его ждёт в новом мире превосходит все его самые жуткие предположения.
Волан-де-Морт живёт - не тужит,
А злобный Седрик ему верно служит.
Здесь жаба-Амбридж вновь директор,
А папа Драко – вивисектор.
Шучу, конечно, Малфой – глава отдела магического правопорядка. Оказывается, сам Скорпиус имеет страшное Альтер-эго. В этом мире он гордо именуется Король-Скорпион, и обладает запредельным авторитетом. Девушки бросаются ему в ноги, забитые студенты делают за него домашку. А сам он на досуге с компанией друзей занимается травлей и пытками маглорождённых в подземельях школы. Гарри Поттер погиб, из-за того, что Седрик переметнулся на тёмную сторону и убил Невилла Лонгботтома, который не успел убить Нагайну. Северус Снейп жив и преподаёт зелья. Над Хогом кружат дементоры, а вместо Визенгамота какая-то Авгурия. Что делает эта «Авгурия» кроме угнетения маглорожденных и терактов в магловском мире не описывается. Складывается впечатление, что современный мир – это одна сплошная кровавая баня и полная безысходность.

Скорпиус в отчаянье бросается к Снейпу, конечно, зная всю его героическую историю. Малфой рассказывает легендарному в его мире профессору всё, что помнит о нём и о его подвигах, и о его служении делу света. Тот естественно не верит, подозревая, что его вычислили и провоцируют. Но Скорпиус выкладывает главный козырь – любовь к Лили Поттер, о которой никто не мог знать. Тут Снейп и тает, ведёт Скорпиуса к сопротивленцам, вернее к их остаткам. Из остатков у нас имеется боевая, смелая и красивая Гермиона Грейнджер, за которой охотится вся королевская рать, и чуть менее чем полностью никому не сдавшийся Рон Уизли, за голову которого тоже вроде как что-то дадут, но, видимо, на эти деньги даже мантии приличной не купишь. Кстати, Снейп в своей манере Рону об этом постоянно намекает. Хотя и с Гермионой он особо не церемонится. В общем, сцена со Снейпом полна острого юмора, цинизма и сарказма, по которому мы все соскучились.

Скорпиус рассказывает про всё: про альтернативные миры, про судьбы Гермионы и Рона. Снейп сам догадался о своей участи, что не удивительно. Совет четверых постановил, что следует всё-всё исправить и вернуть Скорпиуса в его мир, где все более-менее счастливы. Снейп смирился со своей участью. В общем, Рон и Гермиона смотались на первое испытание и заблокировали колдунство Скорпа и Ала, не дав Седрику провалить задание. Но Рона, как и Альбуса, по дороге обратно немножечко сломало. Налетели дементоры и Гермиона встала грудью на защиту убегающих Снейпа и Скорпа. Рон остался с ней, признался в любви, и они поцеловались под восторженное улюлюканье дементоров. Шучу, дементоры высосали из них душу.

Снейпа тормознула Амбридж, которая давно подозревала его в нечистой игре. Северус, спасая Скорпиуса, принял удар на себя. Дементоры тоже его высосали, пока Малфой нырял в озеро.

Вынырнул он уже с Альбусом, заблокировав их колдунство на втором испытании. У озера их уже ждали все предки. Конечно, им во всём пришлось признаться, хотя все и так уже поняли, что они пользовались хроноворотом. Но Скорпиус соврал, что утопил его случайно в озере. На орехи ом обоим досталось, но больше их никто не пытался разлучить. Гарри понял, что младший Малфой никакое не дитя Лорда. Собственно, это и так было очевидно, т.к. парень был точной копией Драко и Люциуса, ни риддловское, ни гринграссовское в нём никак не проявилось. Всё вернулось на круги своя. Но Скорпиус решил, что хроноворот необходимо уничтожить. Ал с ним согласился, и они полезли на Астрономическую башню, уничтожать маховик. Ал зачем-то пригласил поучаствовать в этом Дельфи, хотя она там нафиг никому не сдалась. Но Дельфи являлась любовным интересом Ала, поэтому всё норм, ну, и она всё же причастна к их приключениям в времени. Скорп отдаёт маховик в руки Дельфи, и она внезапно! преображается. !Шестой рояль в кустах: Дельфи как оказалось, носит фамилию вовсе не Диггори, а совсем даже Риддл-Лестрейндж. Гы-гы. Фанатские мечты о связи Бэллы и Тёмного Лорда наконец-то сбылись. Радуйтесь, господа, безумный треугольник Родольфус-Бэлла-Том официально каноничен. Конечно, мы с первого появления Дельфи знали, что это она «проклятое дитя», а не Скорпиус, но всё же…

Дельфи раскрывает все карты, и сообщает, что они теперь должны не дать убить Седрика и снова его опозорить, чтобы Седрик убил Невилла и папка Волди беспрепятственно возродился потому что Авгурия – это она и предъявляет татуху злобной птички на спине. Парни в полной прострации. Дельфи ломает палочки Альбуса и Скорпиуса и тащит парней на квиддичное поле, ибо там было третье испытание. Два других испытания она уже не может использовать, т.к. там «много временного магического шума». Зачем она тащит парней – не очень ясно, в принципе, она сама может нагадить бедному Седрику, но тут всплывает пророчество, которое гласит: «Когда лишних используют по назначению, когда время повернётся вспять, а потерянное дитя уничтожит родного отца, да вернётся же Тёмный Лорд!». По мнению Дельфи – лишний – это Седрик, потерянное дитя – Альбус. Альбус должен собственноручно опозорить Седрика, чтобы тот стал тёмным. (ИМХО: Альбус уже разок так сделал, и пророчество по идее уже сбывалось. К тому же, следуя лору ГП Дельфи не может знать о сути пророчества, т.к. его может услышать только Альбус, ибо оно о нём. Но, видимо, тук как с хроноворотом) По дороге Дельфи убивает старосту одного из факультетов – Крэйга Баукера-мл., сломав этим Альбу и Скорпу все шаблоны. Альбус всё равно не согласен выполнять пророчество, но Дельфи угрожает ему смертью Скорпиуса, и наглядно демонстрирует на нём мамкин фирменный приём – Круцио. Альбусу этого вполне хватило, чтобы больше не ломаться.

В общем, они возвращаются на третий этап турнира, где им ненадолго удаётся отвлечь Дельфи. В этот момент внезапно появляется Седрик и скручивает Дельфи, считая её частью испытания в лабиринте. Парни его благодарят за спасение и уверяют что это реально и есть испытание и желают первым добраться до кубка. Он уходит, а они печально смотрят ему вслед, понимая, что игры с изменением реальности закончились. Дельфи освобождается. Понимая, что с Седриком и пророчеством уже не получится, у неё рождается новый план. Она хватает хроноворот, и время снова меняется, парни еле успевают за неё ухватиться. Как только она оказывается в нужном времени, Дельфи разбивает хроноворот, отрезая путь назад. Она сбегает.

Парни быстро понимают, что они внезапно оказались в конце октября 1981 года. Как раз на злосчастный Хэлоуин. Они идут от безысходности в Годрикову лощину смотреть, как творится история. Ну и на живого Волдика посмотреть.

Тем временем Гарри чувствует, что апокалипсис всё ближе, и это уже не детские сказки. Он снова ставит всех на уши, снова все толпой вываливаются из камина в кабинете директора. Снова оказываются позади троицы преключенцев и снова не успевают им помочь. Т.к. маховик в прошлое забрасывает всего на пять минут, а дети до сих пор не вернулись, Гарри делает вывод, что они застряли во времени. В общем-то, вывод правильный. Но проблема в том, что они не знают в каком времени те застряли, и как до них добраться. Тут выясняется, что Дельфи Диггори никакая не племянница Амоса, а вообще хрен знает кто. Они обшаривают её комнату в доме престарелых, где та работала сиделкой, и находят керосиновую лампу, говорящую на змеином наречии. Лампа произносит: «Добро пожаловать, Авгурия». Гарри произносит эту фразу на вернувшемся к нему парсилтанге, и комната преображается в лучших традициях хорроров, становясь мрачной и невыносимой. Стены вдоль и поперёк исписаны пророчеством и изрисованы змеями. Все в шоке.

Гарри возвращается в министерство и имеет разговор с Дамблдором, который признаётся, что не знает как воспитывать детей, и в своё время не смог стать Поттеру хорошим отцом, Гарри прощает портрет мёртвого директора за всё, и начинает понимать как надо общаться с собственным сыном. Тут вваливается Драко, и… !Седьмой рояль в кустах: У Драко есть ещё один маховик времени. И не абы-какой, а нормальный без ограничений по времени и членовредительства. А тот, который был у Нотта – всего лишь прототип. И вообще, этот навороченный маховик принадлежал Люциусу Малфою, который ой как любил собирать у себя дома всякие запрещённые артефакты. (Удобненько так вышло. И главное раньше Малфой об этом молчал как рыба) Но, это всё равно не решало их проблем, дату-то они не знали.

Но на помощь пришла смекалка Альбуса. Он придумал написать на одеяльце маленького Гарри послание экстрактом демимаски, которое вступает в реакцию с жемчужной пылью, которая содержится в любом приворотном зелье, которое случайно пролилось на одеяло в будущем во время ссоры. План срабатывает. Вся честная компания взрослых (почему-то без Макгонагалл. Она редко учавствует в таких тусовках, даже в ордене не состояла. Могли бы старушку на старости лет порадовать приключениями) используют хроноворот, и перемещаются к Скорпиусу и Альбусу. Все почти счастливы, и убрались бы отсюда, но здесь коварная Дельфи, которая что-то задумала в этом времени. Все быстро соглашаются, что она хочет убить маленького Гарри, до того, как это сделает её отец. Но время идёт, а Дельфи всё не появляется. И тогда до всех доходит, что она не собирается убивать Гарри, она хочет увидеться с отцом и отговорить его от опрометчивого поступка.

Весёлая семёрка принимает решение трансфигурировать Гарри в Волан-де-Морта. (Я не слышала про трансфигурацию людей, но это вполне возможно. Слизнорт, например, трансфигурировал себя в кресло. Вот только кроме трансфигурации Гарри, еще прозвучало предложение наскоро сварить оборотное, хотя его варить больше месяца, но да ладно.) Сказано – сделано. Гарри в образе Тёмного Лорда вышел к дому Поттеров и к нему тут же выбежала Дельфи.

У них состоялся разговор, и Гарри даже почти удалось заманить её в ловушку, но почему-то трансфигурация сработала как низкопробная оборотка. В ходе разговора Гарри начал постепенно меняться, и Дельфи его раскусила. Завязался бой, и Дельфи явно одерживала победу, она оказалась сильной волшебницей. И Гарри со всем своим военным детством и аврорским прошлым не мог с ней справится. И только всемером им удалось её скрутить.

Все благополучно вернулись в настоящее и зажили долго и счастливо. Скорпиус получил от волшебника страны Оз храбрость, и даже пригласил Розу на свидание. Альбус получил мозги, а Гарри сердце. Они вполне мило поболтали стоя на холме над могилкой Седрика Диггори. А Элли с Тотошкой, то есть Гермиона с Роном собрались замутить древний ритуал подтверждения клятвы. Остальные не пострадали, ну кроме бедного старосты Крэйга Баукера-младшего, который умер бесславно, как и Седрик Диггори.

Пройдёмся по персонажам.

Альбус Поттер – очень вздорный и своенравный мальчишка, которому явно не место на Слизерине. По непонятным мне причинам он отстраняется от отца, хотя Гарри всеми силами пытается найти с ним контакт. Альбус вполне в подростковой манере игнорирует все попытки контакта, сводя на нет старания отца. Он не ценит то, что ради него делают.

Скорпиус Малфой – очень тихий и забитый парнишка. Белая ворона в своей среде. Слухе о ребёнке Волан-де-Морта сильно влияют на его восприятие, а плохое здоровье матери заставляет замкнуться в себе. Отец ему не помощник, т.к. сам не может справиться со сложившейся ситуацией. Скорпиус поглощён учёбой. Он самокритичен и самоироничен. Без Альбуса вряд ли смог бы проявить себя.

Роза Уизли-Грейнджер – пробивная стерва. Она добьётся своего в любой ситуации. Вот кому нужно учиться на Слизерине. Шляпа явно что-то перепутала. Ещё в первую поездку на экспрессе она начала проявлять свои снобистские замашки, вынуждая Альбуса выбирать себе друзей не по душе, а по принципу нравится-не нравится, считая, что с ними всем захочется дружить. Ещё бы! Она дочь министра магии, и племянница героя войны, а он сын героя войны и начальника отдела магического правопорядка. Роза сразу невзлюбила Скорпиуса, только за то, что он Малфой и возможно ребёнок Волан-де-Морта. Это несколько высокомерно и грубо.

Гарри Поттер – остался в своём репертуаре с поправкой на возраст. Решает все проблемы всё равно по-детски, кидаясь из крайности в крайность. Совершает глупые поступки. В общем, типичный Гарри.

Гермиона и Рон – вышли даже вканоничне, чем в самом каноне. Это странно, но вот так вот получилось. Даже в альтернативных реальностях они какие-то каноничные.

Драко Малфой – слишком истеричен. Во всех своих бедах винит Поттера. Похож на дикобраза, который только заметив тень угрозы поднимает иглы. Я понимаю его поведение. Нелепые слухи про сына, больная жена и пожирательское прошлое – никого не сделают добродушным весельчаком. Он прекрасно осознаёт своё положение в обществе, прекрасно знает, как его видят люди. Но, к сожалению, он беззащитен перед проблемами. Он ничего не может сделать со слухами, хотя уже много раз просил Поттера разобраться с этим. Он не может помочь жене, которая медленно умирает от проклятья крови. Он не может оградить сына от жестокой реальности. Наверно, из всех персонажей я больше всего сочувствую ему, самый беспомощный из всех. Он говорит Гарри правильные слова, например: «Мой отец думал, что он защищает меня. По большей части. По-моему, в определенный момент тебе приходится выбирать, каким человеком тебе хочется стать. И в этот момент рядом должен быть родитель или друг. А если к этому времени ты уже возненавидел своего родителя, а друзей у тебя нет. . . тогда ты остаешься один. А быть одному... так тяжело. Я остался один. И это привело меня в тупик. Из которого я долго не мог выбраться. Том Реддл тоже был одиноким ребенком. Может быть, ты не можешь этого понять, Гарри, но я это понимаю. И думаю, что Джинни понимает.» И это делает его гораздо более чутким родителем нежели Гарри. В общем, человек «прохавал» жизнь.

Дельфи Диггори/Риддл-Лестрейндж – самый провокационный и неоднозначный персонаж. Нам практически ничего неизвестно о ней. Она всю жизнь посвятила себя тёмной магии и возрождению отца. Она росла под охраной жадной до денег Эвфемии Роул (или Роули, я не нашла английский вариант написания имени. Но если Роул, то это очень интересная пасхалка. Актёра, сыгравшего Амоса Диггори зовут Джефф Роул.), которая не любила Дельфию и постоянно об этом ей напоминала. Роул держала птицу – Авгурию. Она постоянно твердила, что эта птица потому и кричит так часто, что Дельфи ждёт печальный конец. Поэтому, в последствии Дельфи сделала себе татуировку Авгурии на затылке, чтобы птица напоминала ей о том, что её будущее зависит только от неё самой. Дельфи умна и продуманна, она специально возрождает дружбу Альбуса и Скорпа, чтобы ими было проще манипулировать, при этом подбирая нужные слова. Она говорит Скорпиусу: «Вы лучшие друзья. В каждом его письме я чувствую тоску по тебе. Он опустошен». Или: «…В этом-то и дело. Дружба так и работает. Ты не знаешь, что именно ему нужно. Ты только знаешь, что ему нужно что-то. Найди его, Скорпиус. Вы... вам надо быть вместе.» Но у неё самой никогда в жизни не было друзей. В ней столько же страсти, как и в её матери. Она говорит Гарри/Волан-де-Морту: «Я Авгурия, мой Темный Лорд, и я готова беззаветно служить вам», «…Не подумайте, что я считаю себя достойной вас, Лорд. Но я посвятила всю свою жизнь тому, чтобы вы могли гордиться своей дочерью.» От отца ей достался парселтанг. Пророчество ей раскрывает Родольфус, выйдя из Азкабана, чем и задурил голову бедной девушке. В общем, она полностью оправдывает звание проклятого/окаянного дитя. Бедный потерянный ребёнок, с судьбой, сложившейся ещё хуже, чем у Гарри.

Макгонагалл, Джинни и Снейп – очень меня порадовали. Отлично сработанные характеры и диалоги.

Чёрные дыры:

Наравне с хроноворотом, большим косяком является пророчество. Дельфи не должна была его знать. Я не представляю когда было сделано это пророчество и как Родольфус Лестрейндж узнал о нём. Возможно, он лично слышал его, или его слышал кто-то из Пожирателей. Это слишком неясный момент. Как Дельфи поняла, что именно Седрик является «лишним», и было ли возвращение Седрика изначально её планом – не ясно. Откуда она могла знать про тёмную альтернативную реальность и про то что на неё повлияют Седрик и Альбус? А если она знала о пророчестве, но не знала кто его герои, то зачем ей вообще нужно было возвращать Седрика к жизни?

Шрам, парселтанг и видения Гарри. Поттер заявил, что шрам у него болит вот уже двадцать два года, а видения начались достаточно недавно, да и змеиный язык вернулся к нему внезапно. Всё это очень странно, ведь последние два пункта были у Поттера лишь благодаря крестражу, и присутствие Дельфи никак не могло на него повлиять.

Зачем Гермионе понадобилось прятать хроноворот таким заковыристым способом? Зачем она придумала три загадки, отгадав которые можно его найти (если не отгадаешь хотя бы одну тебя сожрёт книжная полка)? Почему просто было его не спрятать где-нибудь в укромном месте, она же в конце концов министр магии! (Понятно что это сделано чтобы Скорпиус и Альбус нашли хроноворот, но нормальный министр магии такого бы не сделал)

Знаете, всё могло быть и хуже, если честно. Напрягает некоторая камерность происходящего, но это всё же спектакль, поэтому придираться не буду.
По мне так слишком много роялей в кустах, которые годны в основном в фанфиках. Сюжетных твистов не так уж и много, а некоторые очевидны с самого начала. Юмор присутствует, и почему-то его в основном генерирует Скорпиус.
Это однозначно не восьмая книга, f некоторый спин-офф про главных героев. Такого не бывает, но я бы завела подобное. Не хотелось бы чтобы рояли в кустах, хроноворот и пророчество стали каноном, но, похоже, это неизбежно. Как чтиво - пьеса развлекла меня на один раз. Повторно, я скорее всего, читать не буду, как, например, оригинальные семь книг. Но отзывы оказались гораздо хуже, чем я ожидала.
P.S. Я могла напутать последовательность второстепенного сюжета, где Гарри видит сны и в гости к Поттерам заходит Малфой. Но основной сюжет с перемещениями во времени Скорпиуса, Альбуса и Дельфи вполне точен.

В продолжении эпопеи про судьбу волшебника Джоан Роулинг препарирует тему отцов и детей Британская писательница Джоан Роулинг не выдержала и все-таки написала продолжение эпопеи про очкастого волшебника — через девять лет после выхода последней книги, которая, напомним, называлась «Гарри Поттер и Дары Смерти». Правда, «Гарри Поттер и проклятое дитя» — это не роман, а пьеса […]

В продолжении эпопеи про судьбу волшебника Джоан Роулинг препарирует тему отцов и детей

«Гарри Поттер и проклятый ребенок». Обложка пьесы.

Британская писательница Джоан Роулинг не выдержала и все-таки написала продолжение эпопеи про очкастого волшебника — через девять лет после выхода последней книги, которая, напомним, называлась «Гарри Поттер и Дары Смерти».

Правда, «Гарри Поттер и проклятое дитя» — это не роман, а пьеса (что очень удобно: покупай права на постановку и хоть к осени ставь в «Современнике»!). И Роулинг сочинила ее не одна, взяв в соавторы драматургов Джека Торна и Джона Тиффани.

На русском книжку обещают издать ближе к ноябрю, а пока в России можно купить оригинальную версию за сумасшедшие деньги - больше 2000 рублей. Ждать долго, по-английски читают не все, поэтому мы решили вкратце рассказать вам, о чем там вообще.

А кто считает, что из-за спойлеров книжку читать будет неинтересно, тот никогда по-настоящему не любил хорошую литературу.

Дитя, кстати, прО клятое, а не проклЯ тое.

1. Сын Поттера учится на факультете Слизерин. В пьесе на передний план выходит линия второго сына Гарри Поттера — Альбуса Северуса. Он поступает в Хогвартс, где Шляпа определяет его… в Слизерин. Папа в шоке, конечно. Напомним, всего у Гарри трое детей (еще старший Джеймс Сириус и лапочка-дочка Лили Полумна).


2. Альбус напрочь игнорирует Роуз - дочь Гермионы Грейнджер и Рона Уизли. Хотя умная, красивая и очень общительная девочка очень хотела с ним подружиться.

3 . Альбус Северус дружит с сыном Драко Малфоя. Гарри впал в печаль, узнав, что его сынок задружился со Скорпиусом Малфоем. Оба паренька - настоящие интроверты, на которых давит слава их отцов. А про Скорпиуса вдобавок ходит слух, что его настоящий отец - Воландеморт (это вранье).


Одна из страниц пьесы «Гарри Поттер и проклятое дитя».

4. Роуз отлично играет в квиддич, а Альбус… совсем не умеет. Это не способствует установлению теплых отношений между мальчиком и его отцом. Однажды Гарри даже ляпнул, что иногда ему хочется, чтобы Альбус не был его сыном.

5 . Гермиона стала министром магии. Ну, и начальником Гарри Поттера. А что? Заслужила! В предыдущей книге она трудилась в Департаменте магического правопорядка.


6 . Не все маховики времени были уничтожены. Большая часть повествования как раз посвящена тому, что Альбус и Скорпиус используют попавший к ним маховик, а потом разгребают тяжкие последствия. Прежде всего просьбе Амоса Диггори они пытаются спасти от гибели его сына Седрика (его убил, напомним, Воландеморт), сгоняв для этого в прошлое — в ночь перед финалом Турнира трех волшебников. Потом возвращаются в свое время, а все изменилось! Например, Гермиона и Рон не поженились. Гермиона преподает в Хогвартсе, а Рон женился вообще на Падме Патил. Реальности смешиваются и путаются, караул просто! Иногда Альбус и Скорпиус просто не понимают, какой вокруг них год.

7 . У Воландеморта и Беллатрикс Лестрейндж есть дочь Делфи. Об этом никто не знает, поэтому коварная Делфи, прикинувшись племянницей Амоса Диггори, просит Гарри Скорпиуса помочь ей спасти ее отца при помощи маховика времени. Она - главный антагонист Гарри и Скорпиуса в романе.

8 . Кульминация пьесы - в сцене, возвращающей читателя к самому началу всей истории. Ключевые герои вновь оказываются в Годриковой лощине, где Воландеморт собирается убить родителей Гарри - Лили и Джеймса Поттеров, а потом и их младенца.

Гарри и Альбус вместе одолевают Делфи. Альбус хочет ее по-быстрому убить, но Гарри настаивает на том, что преступница должна сесть в тюрьму - то есть в Азкабан. Гарри вновь наблюдает сцену, как убивают его родителей. Но он не вмешивается, потому что это отразилось бы на ходе истории. В слезах он падает на землю.

9. Да, чуть не забыли, тетушка Петуния умерла. Сообщается об этом вскользь, но мы решили, что ты должен знать об этом.

10. Гарри признается Альбусу, что до сих пор боится темноты, замкнутых пространств и… голубей. Это он на волне примирения - объясняя сыну, что и сам далеко не идеален. А больше всего он боится быть отцом. «У меня не было примера перед глазами, чтобы я понимал, каково это», — говорит Гарри, намекая, что вырос сиротой. Совсем не стыдно быть не таким уверенным в себе, как твой старший брат Джеймс, — объясняет отец Альбусу. И то, что тебя назвали в честь великих людей, совершенно ни к чему тебя не обязывает. Даже у них - Альбуса Дамблдора и Северуса Снейпа, были недостатки…

В общем, все помирились и очень счастливы.

Седрик Диггори. Невзрачный человек, бывший популярным среди множества девушек своего возраста. В свое время. В то время, когда он был жив.
Он был лишним. Она знала это. Она знала, что Седрик Диггори является частью пророчества. Одним из нескольких ключей к тому, чтобы ее великолепный отец воспрял вновь. Именно поэтому она взяла его фамилию - чтобы ощутить себя частью великого деяния. Лишний должен исчезнуть. Время должно обернуться вспять. Тогда судьбы падут оковы. И Темный Лорд восстанет опять. Она вызубрила это пророчество наизусть. Она была готова его исполнить.
Альбус Северус Поттер. Заносчивый мальчишка, очарованный ею. Так забавно было играть с его чувствами. Видеть, как он не может оторвать от нее взгляда. Как улыбается в ответ на каждую ее улыбку. Как считает себя равным ей, а ее - равной себе. Какая наивность. С самого первого момента их встречи ее удивили две вещи: как у великого Гарри Поттера, будь проклят он и все его потомки, могло родиться такое странное дитя, и как такой глупец в принципе мог оказаться в Слизерине. Как смел он претендовать на обучение на факультете ее могущественного предка?!
Впрочем, она умела хранить молчание. Терпела его рядом с собой. Терпела сына заклятого врага своих родителей ради того, чтобы использовать его позднее. Альбус, Ал… она понимала, почему великий Поттер никак не может найти общий язык со своим сыном. О каком общем языке могла идти речь, если сын могущественного мракоборца был столь безнадежно тупым и бесталанным? В глубине души - она знала это - Гарри Поттер и сам стыдится своего сына.
Воспитавший ее Родольфус был настоящим Пожирателем Смерти. Беспощадным во всех начинаниях. Мать, которой она лишилась еще в младенчестве, была образцом для подражания. Чего только стоили ее заслуги - чета Долгопупсов, Сириус Блэк… все эти назойливые людишки, павшие от рук Беллатрисы Лестрейндж, наивно считали, что могут бросить вызов воплощению Тьмы. Темному Лорду. Как же наивно и безрассудно.
Быть может, поэтому в глупости Альбуса и не было ничего удивительного. Окружение сделало его таким.
«И все же они победили…»
Остановившимся взглядом девушка смотрела в потолок своей камеры. Азкабан. Тюрьма для волшебников. Похоже, нахождение здесь становилось их семейной традицией.
- Я еще вернусь, Альбус. И ты дорого за это заплатишь.
Она закрыла глаза. Нужно было сосредоточиться и не тратить силы понапрасну. Поттеры заставили ее гневаться. Лишили ее цели в жизни… что ж, значит, самое время найти новую цель. Не идти на поводу у пророчеств.
Дельфини Лестрейндж. Дельфини Мракс. Дельфини Реддл. Дельфини-де-Морт. Она примеряла много имен. Каждое из них принадлежало ей по праву крови. Однако сейчас ей нужно было иное имя. Более простое. Более… ласковое.
«Дельфи…». Шепот. Глупая улыбка на лице.
Она вернется. Альбус Северус Поттер обязательно пожалеет о содеянном.
Она вернется. И Поттеры падут.
Проклятое Дитя вернется. И смерть настигнет Мальчика, Который Выжил.

Вся Британия была потрясена ужасающим по своему хладнокровию убийством школьника в Хогвартсе. К счастью, подозреваемая в этом злодеянии, Дельфина Реддл, была вовремя схвачена доблестным героем магического мира Гарри Поттером и его друзьями, в числе которых внезапно оказался и Драко Малфой. Судить убийцу решено было полным составом Визенгамота. Члены его, многие из которых являлись активными участниками Второй и Третьей магических войн, нервно ерзали на своих скамьях, ожидая начала судебного процесса. По суровым лицам этих людей угадывалось, что для них торжество правосудия - дело принципиальное.
В половине третьего группа из пяти авроров ввела обвиняемую в зал заседания. Ноги её были скованы цепями, и она с трудом шагала к стулу, из которого, как только Дельфина на него села, вырвались ещё две цепи и обхватили запястья. Со стороны могло показаться, что все эти меры предосторожности. вроде пудовых кандалов, привязанных к ногам хрупкой девушки, чрезмерны, но глава Аврората настоял на этом, а герою всея Британии никто перечить не осмеливался.
- Слушается дело об убийстве на территории школы чародейства и волшебства Хогвартс учащегося 4-го курса факультета Слизерин Крейга Боукера-младшего! - начала речь министр магии Гермиона Грейнджер. - Слово предоставляется обвинителю - Гарри Джеймсу Поттеру!
Гарри Поттер медленно поднялся со своего места. Весь Визенгамот принялся почтительно ему аплодировать, хотя тот не произнес ещё ни слова.
- Дамы и господа, обвиняемая Дельфина Реддл, по мнению следствия, совершила циничное и хладнокровное убийство 14-летнего ученика Хогвартса Крейга Боукера-младшего. Обвинение требует для неё высшей меры наказания - пожизненного заключения в Азкабане!
Присутствующие бурно зааплодировали. Поттер театрально раскланялся и сел на место.
- Теперь, по протоколу, я должна предоставить слово защите, но так как ни один адвокат не захотел защищать подсудимую, то слово предоставляется именно ей. Дельфина Реддл, что вы можете сказать в свое оправдание, перед тем как многоуважаемый Визенгамот вынесет свой строгий и справедливый приговор?
Дельфи, сидевшая до этого на стуле, опустив голову, медленно подняла её и заявила:
- Мне очень жаль, правда. Я всего лишь хотела увидеть моего отца.
- Увидеть отца? Так пошли и увидели бы его, зачем людей убивать? - крикнул кто-то из членов Визенгамота.
- Я с детства круглая сирота. Я всего лишь хотела, чтобы папа меня любил, чтобы мама любила, - и девушка разрыдалась.
- Скажите, как звали вашего отца?
- Его звали Том Марволо Реддл.
- Реддл?
- Что-то знакомое.
- Где-то слышал эту фамилию, но не помню, где именно.
- Тихо! Расскажите, что произошло с вашим отцом? - поинтересовался седой волшебник с короткой бородкой, по виду которого никак нельзя было предположить, что именно он является председателем Визенгамота.
- Его убили. Жестоко убили.
- Кто? кто убил вашего отца? Назовите имя!
- Гарри Джеймс Поттер, - отчеканила девушка. Слезы мгновенно высохли на её глазах. Она с ненавистью уставилась на главного аврора Британии.
Наступила гробовая тишина, а затем зал зашумел.
- Неслыханно! ужасный скандал! позор!
В конце концов слово взял председатель:
- Вопрос к Гарри Джеймсу Поттеру. Действительно ли Вы причастны к смерти Тома Марволо Реддла?
- Естественно я причастен к его смерти. Более того, я горжусь этим!
Зал опять забурлил.
- Как вы можете гордиться совершённым убийством?! - воскликнула дама лет шестидесяти.
- Вы не понимаете: он был ужасным человеком и заслужил смерть!
- Неправда! дядюшка Руди рассказывал мне о нём! Мой отец был добр и отзывчив, хотя бывал временами суров к своим врагам!
- Бывал суров?! Да он убивал своих противников пачками!
- Мистер Поттер, я правильно понимаю, что вы сейчас обвиняете ныне покойного Тома Марволо Реддла в массовых убийствах? Есть ли у вас доказательства его вины?
- Доказательства? Да все знают, что он развязал две магических войны. Твой отец – чудовище!
- Вы врёте!
- Вру, говоришь?! Будешь отрицать, что Волдеморт убил…
- Неслыханно! прекратите немедленно! В приличном обществе не принято произносить его имя!
- Я всего лишь хотел сказать, что Волдеморт…
- Вы опять за своё, мистер Поттер?! Тот факт, что вы спасли Британию от порабощения Тем-кого-нельзя-называть, будь он проклят навеки, ещё не дает вам права произносить его имя! Ещё раз такое повторится, и к вам будут применены самые жесткие меры!
- Это мне запрещено произносить его имя?! мне, победителю Волдеморта!
- Так, терпение Визенгамота лопнуло. Авроры, уведите вашего начальника прочь из зала суда, дабы не осквернял он его подобными словечками!
Авроры грубо схватили Поттера и, хотя тот изо всех сил пытался вырваться, выволокли его из зала заседания.
- Итак, вернемся к подсудимой. Мисс Реддл, каким же образом связано желание увидеть вашего отца и убийство Боукера-младшего?
- Я хотела всего лишь вернуться в прошлое и спасти его от смерти, а этот… Крейг Боукер просто попался под руку. Если б я могла вернуться в прошлое, я не убила бы его и ограничилась мощным Круциатусом.
На глазах некоторых членов Визенгамота появились слезы умиления.
- А знаете ли вы, что изменение прошлого - это серьёзнейшее преступление, карающееся поцелуем дементора?
- Нет, я не знала, правда не знала! - и Дельфи отчаянно забилась в цепях.
- Вы изменили прошлое?
- Нет, мне помешали.
- Вам крупно повезло. Если за изменение прошлого законодательством предусмотрена смертная казнь, то за путешествие во времени - штраф в 50 сиклей.
Молодая ведьма явно успокоилась и даже робко улыбнулась.
- Но вернемся к основному обвинению. Вы признаете, что убили 14-летнего Крейга Боукера, который к вашему сведению тоже был сиротой?
- Да.
- Ну что же, коллеги, приступим к голосованию. Кто за то, чтобы заключить бедную сиротку Дельфину Реддл в Азкабан на всю жизнь? - произнес глава Визенгамота.
Четверо волшебников робко подняли руки.
- Хорошо. Кто за то, чтобы освободить Дельфину Реддл в зале суда, сняв с неё все обвинения и признать право на реабилитацию?
Двадцать шесть рук единовременно взметнулись вверх.
- Решение принято! – заключил глава.
- Но это же полный беспредел! - воскликнула Грейнджер. - Вы отпускаете на свободу кровожадную убийцу! Вы хотя бы можете дать гарантию, что она не продолжит убивать наших детей?!
Члены Визенгамота вновь зашумели. Решение было принято, но оно ведь могло быть и пересмотрено.
- Кого вы слушаете? - закричала Дельфина. - Она же чёрная женщина! Как такое чудовище вообще стало министром?!
Люди мигом смолкли. Все переваривали услышанное, как вдруг кто-то вскочил с места и закричал:
- Сжечь черномазую дрянь!
Визенгамот вновь забурлил. Некоторые всё ещё считали, что можно ограничиться отставкой, учитывая прошлые заслуги Гермионы. Тем временем та, поняв, что дело может кончиться для неё плохо, попыталась скрыться.
- Ловите её! убежит! - закричала Дельфи.
Волшебники повыхватывали свои палочки, и в министра магии разом полетело множество зеленых лучей. Пусть в Британии отношение к магглорожденным волшебникам за прошедшие годы сильно изменилось и их стали уважать наравне с чистокровными, но ненависть и презрение к чернокожим в магическом мире были всегда. Жертвой их и пала Гермиона Грейнджер. Её лучший друг, глава Аврората Гарри Поттер, был осужден на 15 лет Азкабана за убийство Тома Марволо Реддла, обстоятельства чьей смерти так и не были установлены из-за того, что обвиняемый на суде всё время почему-то порывался выкрикнуть То-самое-слово. Кроме того, уже отбывая наказание, заключенный сделал ещё одно шокирующее признание. Как выяснилось, в 11 лет этот человек убил своего учителя, бедного заику Квиринуса Квиррелла, которого все очень любили. Британское магическое сообщество не могло с этим мириться, и только благодаря своим былым заслугам Поттер избежал поцелуя дементора и отделался пожизненным сроком за свои злодеяния.
Дельфи Реддл была освобождена из зала суда и в дальнейшем отсудила у семейства Поттеров за «убийство любимого папочки» половину содержимого сейфа Сириуса Блэка. На эти средства она выкупила дом своего деда и засела за мемуары. Её книги: «Мой отец - Том Реддл», «Сиротская доля», «Пророчество. Спасти отца» и другие особенно популярны среди волшебников, чьи родители погибли от руки Того-кого-нельзя-называть. Читатели просят её написать больше про личность загадочного Тома Реддла. Однако автор не спешит рассказывать об этом поклонникам своего творчества.
- Это очень личное, и пока я не готова открывать вам все секреты, - скромно заявляет она.

Вчера в Лондоне состоялась премьера пьесы «Гарри Поттер и окаянное дитя», а сегодня её сценарий выйдет в виде книги. В театре был аншлаг. Пресса полна восторгов. Предзаказы книги бьют все рекорды. А вот фанаты просто в шоке от некоторых сюжетных поворотов.

Впрочем, обо всём по порядку. Мы собрали в этом посте все самые важные факты о пьесе и пересказ её сюжета от видевших.

Это продолжение «Гарри Поттера»

Пьеса в двух частях продолжает сюжет книг и фильмов о Гарри Поттере. Она рассказывает о приключениях его сына Альбуса и его друга Скорпиуса Малфоя, сына Драко.

Сценарий писала не сама Роулинг, а Джек Торн. Но создательница «Гарри Поттера» участвовала в разработке сюжета вместе с Торном и ещё одним соавтором, режиссёром пьесы Джоном Тиффанни. Сценарий пьесы выйдет в виде книги, но это будет именно сценарий, а не новый роман. В России книга выйдет в ноябре в переводе Марии Спивак.

Так что перед вами - Альбус Злотеус Поттер

Исполнение пьесы все хвалят

Если верить прессе, с технической точки зрения «Окаянное дитя» безупречно. Все хвалят спецэффекты и костюмы, атмосферу и постановку. Хвалят и актёрскую игру, особенно работу Энтони Бойла, который сыграл Скорпиуса.

Захватывающая история получила зрелищную постановку и - спасибо Роулинг - огромное сердце. Двадцать лет назад «Гарри Поттер» заставил целое поколение полюбить книги. «Проклятое дитя» может сделать то же с театром.

Довольно стандартное фэнтези о путешествиях в прошлое, чтобы изменить будущее, поистине срывает крышу, когда разворачивается в театре, где магия реальна. С первых же минут постановка Джона Тиффани впечатляюще хороша и визуально поразительна.

Дети прибывают в Хогвартс - и их одежда превращается в ученические мантии в мгновение ока. Персонажи выходят из плоских поверхностей и исчезают в воздухе. Из ушей Скорпиуса бьют струи пара. Зловещий Вольдеморт возникает прямо изнутри Гарри Поттера.


Когда силы тёмной магии снова надвигаются на волшебный мир, это ощущается как метафора наших смутных времён. Торн и его коллеги соблюдают баланс между чувством угрозы и моралью о свободе. Нас спасёт не только магия, но ещё и любовь и единство.
«Окаянное дитя» - это не циничная попытка нажиться на одной из самых успешных книжных франшиз всех времён. У пьесы есть внутренняя целостность, и она может стать одной из самых важных и влиятельных пьес нашего века.
The Stage


Клеммет (Альбус Поттер) проходит путь от капризного нытика до уважаемого героя, а Энтони Бойл отлично оттеняет его в роли обаятельного растяпы Скорпиуса. Паркер в роли Гарри демонстративно серьёзен, подавлен своей отцовской неудачей и несчастливым детством. И если вы не сможете забыть Эмму Уотсон и Руперта Гринта, в том нет вины Номы Думезвени, сыгравшей взрослую и более спокойную Гермиону, и Пола Торнли, у которого Рон по-прежнему гениален, рыж и одержим гаргантюанским аппетитом.

В прессе хвалят и сценарий, но авторы нет-нет да признают, что история с путешествиями во времени запутана и противоречива. Кроме того, сюжет почему-то рассчитан не на новых зрителей, а на тех, кто более-менее знает оригинал, причём конкретно четвёртую книгу серии - «Кубок огня».

К сожалению, все , оказались правдой - это подтверждают и рецензенты, и новые фотографии с представления. Роулинг действительно одобрила сценарий, создающий в её вселенной огромную сюжетную дыру.

Для тех, кто пропустил предыдущий пост, мы повторяем краткий пересказ первой части пьесы и добавляем пересказ второй. Внимание, ниже - сплошные спойлеры!

Нажмите, чтобы увидеть сюжет

Сын Гарри Поттера попадает на Слизерин

Если помните, в финале последней книги (и последнего фильма) Альбус Северус Поттер, сын Гарри Поттера, боится, что попадёт на «тёмный» факультет Слизерин. Так вот, он накаркал: распределяющая шляпа отправляет Ала именно туда. На один факультет с ним попадает и Скорпиус, сын Драко Малфоя, который становится лучшим другом Ала. А Роуз Уизли, дочь Рона и Гермионы, отправляется на благородный факультет Гриффиндор и Ала видеть не хочет.

Постепенно между Алом и Гарри нарастает напряжение. Ал стыдится своего отца, из-за которого он стал изгоем на Слизерине. Гарри пытается помириться с сыном и дарит ему… одеяло, в которое был завёрнут, когда его нашли. Нужно ли говорить, насколько это неудачная идея? Альбус бунтует и высказывает отцу всё, что о нём думает.


У Скорпа дела тоже обстоят не лучшим образом - по школе пущен слух, что его отец не Драко, а сам Вольдеморт. У Гарри Поттера даже начинает болеть шрам, и он видит сны-флэбшеки, предвещающие что-то нехорошее.

Маховик времени всё-таки МОЖЕТ менять историю

Тем временем Гарри Поттер заполучает один из последних в мире маховиков времени. Пожилой маг Амос Диггори приходит к Гарри и просит его использовать маховик, чтобы отправиться в прошлое и спасти его сына Седрика, погибшего на глазах Гарри (это события книги и фильма «Гарри Поттер и Кубок огня»). Гарри отказывается, потому что менять прошлое слишком опасно. Но разговор слышат Ал и Скорп, которые решают сами исправить ошибки отцов. Им помогает Дельфи Диггори, синеволосая племянница Амоса.


Они принимают при помощи оборотного зелья облик Гарри, Рона и Гермионы и проникают в Министерство магии. Алу для сохранения инкогнито приходится даже поцеловать настоящую Гермиону и обсудить с Гарри его ссору с сыном. Ал и Скорп похищают маховик, отправляются с его помощью в далёкое прошлое и меняют его так, чтобы Седрик Диггори провалил первое же испытание на Турнире трёх волшебников. Теперь он будет жить.

Но изменение прошлого приводит к другим проблемам: из-за «эффекта бабочки» будущее радикально меняется. Гермиона не вышла замуж за Рона, и Роуз Уизли исчезла из истории. Зато Ал попал-таки в Гриффиндор.


Герои случайно воскрешают Вольдеморта

Юноши решают переписать историю ещё раз. Они снова летят в прошлое и на сей раз при помощи Плаксы Миртл мешают Седрику на втором испытании. Но результат оказывается ещё хуже: Скорпиус возвращается в будущее один. Ала больше не существует, потому что в будущем Гарри Поттер мёртв. А Вольдеморт победил и правит миром.

На этом клиффхэнгере заканчивается первая часть спектакля и начинается вторая.


Северус Снейп гибнет снова

В новом мире Скорпиус обнаруживает, что семейство Малфоев стало очень влиятельным. Драко возглавляет Департамент охоты на маглорождённых, а сам Скорпиус в нём работает, и его версия из «Тёмного Хогвартса» прославилась жестокостью. «Каноническому» Скорпу это очень не по душе. А ещё выясняется, что спасённый им Седрик перешёл на сторону зла и убил Невилла, поэтому Вольдеморт и победил.

Скорпиус узнаёт, что в этом мире Северус Снейп ещё жив. Юноша идёт к нему и рассказывает, кто он и откуда на самом деле. Снейп ему не верит до тех пор, пока Скорпиус не упоминает о любви Северуса к Лили Поттер. Северус сводит Скорпа с Роном и Гермионой, которые в новом мире возглавляют тайное сопротивление Вольдеморту - и при этом не женаты. Скорп рассказывает им о канонической вселенной. Взрослые соглашаются помочь ему отправиться в прошлое, чтобы вернуть мир на круги своя (и как они не додумались до этого без Скорпа?).

Снова отправившись во времена Турнира трёх волшебников, герои натыкаются на стаю дементоров. Рон и Гермиона, которые узнали, что им положено влюбиться, решают героически погибнуть вместе, чтобы выиграть время для Скорпа. Затем дементоры убивают и Северуса. Перед смертью он просит передать Гарри, что гордится, что в честь него назвали сына.


Ценой этих жертв пространственно-временной континуум удаётся починить. Скорп и Альбус возвращаются в нормальное, каноническое будущее и во всём сознаются родителям.

Друзья решают уничтожить Маховик Времени, чтобы никто больше не натворил подобного. Дельфи Диггори берётся помочь им, они отдают ей Маховик. Но тут Скорпиус замечает у Дельфи татуировку, которую носили Авгуры - сторонники Вольдеморта в мрачной версии будущего.

У Вольдеморта и Беллатрисы есть дочь!

Оказывается, Дельфи - дочь Вольдеморта и Беллатрисы Лестрейндж. Да, каким-то образом полумёртвый тёмный лорд зачал ребёнка вскоре после возрождения. Остроумные фанаты сразу вспомнили слова Вольдеморта, что дом Лестрейндж «будет награждён так, как не может себе представить», и сцену, где Гарри чувствует неожиданную радость Вольдеморта. Теперь ясно: у тёмного лорда был первый секс за 15 лет!


Выясняется, что Дельфи узнала некое пророчество, согласно которому Ал и Скорп могут возродить Вольдеморта, и внедрилась в Хогвартс, выдав себя за племянницу Диггори. Она ломает палочки Ала и Скорпа и заставляет их уже, кажется, в сотый раз отправиться с ней во времена Турнира. Дельфи требует от них сделать всё так, чтобы «Тёмный Хогвартс» стал реальностью. Но в решающий момент их замечает Седрик, который обезоруживает Дельфи и освобождает Ала и Скорпа из плена. На сей раз юноши не спасают его, зная, что его смерть необходима.

Затем Дельфи перемещает всех троих ещё дальше в прошлое, в день смерти родителей Гарри Поттера. Она решает спасти Вольдеморта от развоплощения, предупредив его, чтобы он не пытался убить Гарри. Ал и Скорп без палочек не могут ей помешать, поэтому они прячут в одеяле младенца Гарри послание, которое он найдёт через 40 лет.


Гарри отказывается спасти родителей

Получив послание, Поттер и компания прилетают в прошлое на ещё одном Маховике Времени, который для них очень вовремя нашёл Драко Малфой. Чтобы выманить Дельфи, Гарри с помощью трансфигурации превращается в Вольдеморта и встречается с Дельфи, которая, оказывается, всю жизнь мечтала об одобрении папочки. Герои заманивают девушку в ловушку и обезоруживают. Затем Гарри, рыдая, вынужден наблюдать, как гибнут его родители. Он не может их спасти, потому что прошлое менять опасно.

В финале все мирно возвращаются в наше время, Альбус и Гарри мирятся, а Дельфи отправляют в Азкабан. Хэппи-энд.

А потом Гарри просыпается в холодном поту и клянётся больше не читать фанфики на ночь

Выводы?

Да, увы, из этого пересказа получается, что Роулинг позволила отменить всё, что сама заявляла о путешествиях во времени в мире Поттера, и становятся огромными. Трудновато (и жутковато) представить себе и то, как Вольдеморт в его состоянии мог завести ребёнка. Наконец, некоторые фанаты жалуются, что герои ведут себя не так, как в книгах, - произносят много пафосных речей, например. Если судить по пересказам, пьеса, одобренная самой Джоан, напоминает не самый удачный фанфик.

Но судить произведение можно, только увидев его само. Окончательный вердикт мы вынесем, когда появится полная видеозапись «Окаянного дитя». В последнее время западные критики сильно подорвали наше доверие к своим оценкам (например, разгромили «Варкрафт» и перехвалили «Охотниц за привидениями»), но на сей раз хочется им поверить. Кто знает, может, актёрская игра и атмосфера тут и правда так хороши, что могут искупить просчёты сценария?