Сочинение по произведению на тему: Образ Евгения Онегина в романе А. Пушкина


В романе А. С. Пушкина мы встречаемся с Евгением Онегиным - молодым человеком с очень сложным и противоречивым характером. Несмотря на то что в течение всего произведения автор говорит о нем в ироническом тоне, это герой не отрицательный. Но и не положительный. Поэт не скрывает недостатков Евгения, но и не оправдывает их. Однако всем содержанием романа автор дает нам понять, что повлияло на формирование такого сложного характера, раскрывает социальные причины противоречивости и трагичности образа своего героя.

Воспитание, полученное юным Онегиным от наемных мадам и мосье, было самым губительным. Гувернантки и гувернеры ничему серьезному не учили мальчика, а лишь слегка бранили за шалости. В результате Евгений вырос эгоистичным человеком, способным обидеть, причинить боль, порой даже не замечая этого. Сын богатого помещика, единственный наследник, он не умеет и не хочет трудиться: «Труд упорный ему был тошен». Он ведет скучную, пустую жизнь в Петербурге. Потом так же скучает в деревне. Если же он чем-то и увлекается, то ненадолго и лишь для того, «чтоб только время проводить». К любви Онегин тоже относится притворно, в духе усвоенных светских «истин», стремясь лишь обворожить и обольстить, казаться влюбленным, а не быть им на самом деле.

Как рано мог он лицемерить,

Таить надежду, ревновать,

Разуверять, заставить верить,

Казаться мрачным, изнывать...

Таким встречаем мы Евгения Онегина на первых страницах романа. С другой стороны, мы видим, что он достаточно умен, благороден и тактичен:

Он охладительное слово

В устах старался удержать

И думал: глупо мне мешать

Его минутному блаженству...

Он сумел сразу оценить Татьяну Ларину, богатство и поэтичность ее души. Это говорит о том, что Онегин - тонкий и наблюдательный человек, да и сама Татьяна отмечает положительные стороны характера Евгения:

Как с вашим сердцем и умом

Быть чувства мелкого рабом?

О незаурядном уме героя говорит и тот факт, что он сознает себя лишним человеком в никчемном великосветском обществе. Ему

Несносно видеть пред собою

Одних обедов длинный ряд,

Глядеть на жизнь как на обряд

И вслед за чинною толпою

Идти, не разделяя с ней

Ни общих мнений, ни страстей...

Несмотря на скудость полученного образования, Онегин старается углублять свои знания. Он читает весьма серьезную литературу и не уступает в споре Ленскому, получившему престижное вьхсшее образование. Именно дружба с Ленским открывает заложенные в глубине души Евгения доброжелательность и чуткость, способствует проявлению его лучших качеств.

И все же положительные задатки героя постоянно подавляются средой и неправильным воспитанием. Эгоистические стороны его характера часто берут верх над добротой и состраданием. Так, получив письмо Татьяны и решив сразу ей все объяснить, чтобы не оставлять в ее душе напрасных надежд, он, однако, не может удержаться от привычного «кокетства»:

Я вас люблю любовью брата -

И, может быть, еще нежней.

Этот намек оказывает противоположное действие, вселяет надежду в сердце девушки. Подобным образом ведет он себя и позже, на дне рождения Татьяны. Видя, какое сильное впечатление произвело на нее его появление и то, что она не в силах скрыть своего волнения,

Он молча поклонился ей;

Но как-то взор его очей

Был чудно нежен.

Эгоизм Онегина проявляется и, когда, желая отомстить Ленскому за то, что тот уговорил его приехать на провинциальный пир, он начинает ухаживать за его невестой. Евгений не сознает, что тем самым он причиняет страдания и ни в чем не повинной Татьяне. Он пассивно и равнодушно относится ко всему, кроме собственного спокойствия.

Благородный ум Евгения постоянно вступает в противоречие с социальными условиями. Принимая вызов на дуэль, он понимает свою неправоту, сознает, что для поединка нет никаких серьезных причин. Евгений отдает себе отчет, что еще не поздно все исправить. Однако, выросший под влиянием светских предрассудков, он боится сплетен соседей, насмешек Зарецкого, который может распустить слухи о его трусости. Также мы видим глубокое раскаяние Онегина после убийства Ленского. Это событие перевернуло всю его жизнь. Евгений очень страдает. Он потерял покой. Он не в силах даже находиться в тех местах, где ему все напоминает о происшедшем.

Онегин очень изменился, теперь он уже не может игнорировать чувства людей и думать только о себе. К концу романа меняются и его чувства к Татьяне. Однако здесь его также ждет разочарование. Татьяна говорит, что любит его, но «другому отдана» и будет верна своему мужу.

Противоречия в характере героя раскрываются на протяжении всего романа. Светлые порывы его души все время сталкиваются с привычными, внушенными светской средой правилами поведения. Его ум не позволяет ему пойти привычным путем, доступным молодому дворянину, но обстоятельства жизни не дают ему возможности излечиться от гордого невнимания к окружающим, скуки и эгоизма. Конечно, Евгений Онегин - эгоист, но не самодовольный, не влюбленный в себя, а, как справедливо заметил В. Г. Белинский, «страдающий эгоист». Тем не менее, крушение его надежд, его личное несчастье - это справедливый итог, расплата за всю его бесцельно прожитую жизнь.

мая 01 2010

Роман в стихах в силу особенностей жанра и языка открывает широкие возможности для создания человеческих типов, и он в значительно меньшей мере разрешает создать характеры, которые требуют особенно подробных, основательных психологических и других мотиваций. Социальным типом исторического значения является уже сам центральный герой романа - Онегин. Этот молодой помещик показан Пушкиным как с очень сложным и противоречивым характером. Тон рассказа об Онегине у Пушкина почти до самого конца романа иронический. не скрывает его недостатков, и не старается оправдать их. Уже в эпиграфе к роману Пушкин выражает сомнение в справедливости того чувства превосходства, с которым Онегин относится к окружающим. В первой главе Пушкин иронизирует над его «ученостью», глубиной его экономических познаний, прямо говорит о том, как Онегин цинично готовился «и зевал заранее, приготовившись лукаво ради денег к обману». Этот тон сохранился, как уже сказано, почти до конца романа.

И в то же время мы узнаем в первой главе, что сам Пушкин подружился с Онегиным, что поэту «нравились его черты», что он проводил с Онегиным ночи на набережной Невы, вспоминая свою юность, бывшую любовь, слушая пения гребцов из лодки, которая плыла по реке… Приводя в восьмой главе резко недоброжелательные отклики об Онегине какого-то его светского знакомого, поэт решительно заступается за своего героя: говорит о его пылкой и неосторожной душе, о его уме, его отличии от окружающей посредственности и почти отождествляет его с собой:

Но грустно думать, что напрасно
Была нам молодость дана,
Что изменяли ей всечасно,
Что обманула нас она.

Такая противоречивость в характеристике Онегина делает его далеким от схематизма, жизненным: Онегин не «положительный герой», но и не «отрицательный». И это принуждает нас активнее, без подсказки автора, - а потому внимательнее и глубже, - самим разобраться в характере романа и в оценке его действий.
В конце концов, надо иметь в виду и то, что характер Онегина не остается неизменяемым. Под влиянием событий, описанных в романе, в нем происходит значительная эволюция, и в восьмой, последней главе романа Онегин уже совсем не тот, которым мы его видели в первых шести главах.

Социальное положение и воспитание определили основные черты характера Онегина. Он сын богатого дворянина, «наследник всех его родных», тоже богатых дворян. Ему не надо было работать ради куска хлеба, он не умел и не хотел трудиться. Пушкин подчеркивает это, прямо говоря о своем герое, что настойчивый труд был для него скукой. Поэт подробно рассказывает в первой главе о однообразной, бездействующей, бессодержательной жизни этого умного и благородного юноши в Петербурге: встречи с друзьями в ресторане, посещение театра, баллы, ухаживания за женщинами. О такой бездействующей и пустой жизни в селе речь идет в четвертой главе: купание, прогулки на лошадях и пешком, поцелуи крепостных девушек, чтение «плохого журнала»… Никаких серьезных интересов, никакой работы. Только приехав в село, Онегин впервые попробовал заняться хозяйством, значительно облегчил положение своих крепостных - заменил оброком ярмо барщины, но и это недолго его занимало, да и занялся этим Онегин, как говорил Пушкина, только от безделья - «чтобы только время провести».
Воспитание, полученное Онегиным, было само по себе губительным. Он рос без матери: отец, легкомысленный петербургский дворянин-чиновник, не обращал на него никакого внимания, поручив его нанимаемым «никчемным» гувернерам и гувернанткам. Они почти ничему не учили мальчика, никак не воспитывали его и только слегка ругали за шалости.
Противоречивость в характере Онегина, объединение в нем, безусловно, положительных черт с резко отрицательными описываются в течение всего романа.

Онегин - человек очень умный, тонкий и наблюдательный. Увидев мельком в первый раз Татьяну, не поговорив с ней, не услышав даже ее голоса, он, тем не менее, сразу ощутил в ней поэтическую душу.

О его мыслях Татьяна, даже тогда, когда она в своем последнем горьком ответе осыпает его жестокими укорами: Как с вашим сердцем и умом Быть ощущений мелких рабом?
Встретившись с Ленским, который получил высшее образование в лучшем тогдашнем университете в Германии, Онегин мог спорить с ним на серьезные политические, исторические и философские темы, как равный с равным. Онегин и во взглядах, и в требованиях к жизни стоит несравненно выше не только своих сельских соседей-дворян, но и представителей петербургского высшего света.

Онегин был достаточно разбалован жизнью, чтобы по-настоящему оценить Татьяну. Но сам он не способен был любить ее. Став взрослее, Татьяна старается разгадать загадку Онегина:

Чудак печальный и опасный,
Созданье ада небес,
Сей ангел, сей надменный бес,
Что ж он? Ужели подражанье,
Ничтожный призрак

Это только вопрос, а не ответ на вопрос. Но в нем есть одна безусловная правда. Об Онегине трудно сказать что-нибудь утверждающее, так как в нем нет стержня, нет моральной основы, так характерной для Татьяны.

В последней главе Онегин возникает перед нами другим: он многое передумал и ощутил; он не удовлетворен собой, поглощен нежданно горящей любовью. Он снова встретил Татьяну и теперь думает только о ней. Он пишет ей письмо - и в этом письме вся правда: чувства, слова.

Итак, раньше Онегину было легко жить, и он казался нам поверхностным и не очень серьезным. Теперь он узнал, что такое страдание и что такое любовь. Такому Онегину, которым он стал в конце романа, мы глубоко сочувствуем.
Белинский определил Онегина, как «страдающего эгоиста». Эгоистом Онегин был всегда. Как герой, страдающий и трагический, он возникает перед нами на последних страницах романа.

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани - » Противоречивый образ Онегина . Литературные сочинения!

1. Жанр, история создания, основное содержание.
2. Главный герой — просвещенный человек своего времени.
3. Евгений Онегин глазами критиков.
4. Онегин — Митрофанушка своего времени?

«Евгений Онегин» — программное произведение А. С. Пушкина, являющееся первым в истории русской литературы реалистическим романом. Начат он был в 1823 году, закончен в 1831 году. Сам автор отметил его выход такими словами: «Это мое лучшее творение». В. Г. Белинский называл роман «энциклопедией русской жизни». Впервые литературное наследие обогатилось произведением, в котором так гармонично оказались слиты историческое и лирическое начала.

Необычен и сам жанр произведения. Автор определил его как «роман в стихах» и «свободный роман», однако исследователи относят «Евгения Онегина» к разновидности социально-бытового, социально-психологического и нравственно-философского романа.

Основная проблема произведения — проблема личности, сумевшей порвать с консервативностью своего класса, но не сумевшей найти иные жизненные ценности и не знающей, как можно изменить мир и свое в нем положение. Онегин, главный герой произведения, является первым представителем широко описанного в литературе XIX века поколения — поколения ненужных, лишних людей.

Как рано мог он лицемерить.

Таить надежду, ревновать,

Разуверять, заставить верить,

Казаться мрачным, изнывать,

Являться гордым и послушным,

Внимательным и простодушным!

Как томно был он молчалив,

Как пламенно красноречив,

В сердечных письмах как небрежен!

Одним дыша, одно любя,

Как он умел забыть себя!

Как взор его был быстр и нежен,

Стыдлив и дерзок, а порой

Блистал послушную слезой!

Эта ирония усиливается еще более при описании эгоизма Онегина, его зависимости от высшего света. Автор не скрывает отрицательных черт героя, не пытается как-то оправдать его неправоту. Но он и не может не рассказать читателю о положительных сторонах героя — его учености, тонкого видения мира, мудрости и изящества. Есть в нем и «души прямое благородство», «мечтам невольная преданность». Он находится в конфликтных отношениях с высшим обществом, негативно окрашенным в глазах автора. Часто Пушкин называет его «друг милый», «мой Евгений», да и сам факт такой «дружбы» между автором и его героем о многом говорит — об общности и схожести взглядов, привычек, чувств.

Сложное отношение писателя к Онегину, во многом критическое, но при этом сострадательное, сочувственное, размывает грань между ними, сливая их в нечто обобщенное, усредненное.

Онегин — лучший человек своего времени, с передовыми идеями и блестящим образованием. У него «резкий охлажденный ум» и блестящая и эрудиция (круг интересов Онегина широк — от философии Руссо и медицины Бишо до астрономии Фон-тенеля и истории Гиббона). Молодой человек интересуется вопросами веры, философии, нравственности и поэтического вдохновения. Он пытается сделать что-то полезное по мере своих сил, даже «ярем он барщины старинной оброком легким заменил», однако все его усилия оказываются тщетными, а нестандартные взгляды на вещи все сильнее отдаляют его от высшего общества, в котором так любил он в свое время блистать. Неприятие светского общества как определенная, индивидуальная форма протеста свидетельствует о большом потенциале этой личности. Но аристократическая среда российской действительности, сформировавшая и взрастившая в своих недрах этот тип личности, не дает ему реализовать свои скрытые возможности. Как результат — острейший конфликт между личностью и обществом. И «открытый» финал романа позволяет лишь догадываться о дальнейшей судьбе Онегина, о результатах этот конфликта. Читатель сам для себя решает, кто же победил в этой борьбе — герой или общество.

Однако Онегин является загадкой не только для читателя, но и для исследователей творчества Пушкина. Практически сразу же после выхода романа возникли бесконечные споры о том, кто же такой Онегин. В своих статьях о Пушкине критик В. Г. Белинский называет героя «страдающим эгоистом», которого убивают «бездеятельность и пошлость жизни». «Умная ненужность», рядовой, обыденный герой, черты которого постоянно можно найти в своем окружении или даже в себе самом. Для А. М. Добролюбова в Онегине важнейшим ста-по сходство с героем одноименного романа А. А. Гэнчарова Обломовым, так как оба этих героя всего лишь бессмысленнее порождение помещичье-крестьянского строя. Д. И. Писарев же увидел в Евгении Онегине «Митрофанушку Простакова новой формации».

Кто такой Онегин, как относиться к этому герою, зачем он был создан — вот вопросы, на которые ответить может только сам читатель и только для себя. Единственный факт, остающийся бесспорным — образ, созданный Пушкиным, сложен и трагичен, его нельзя назвать ни положительным, ни отрицательным героем. Бесспорно, он собирательный образ дворянского общества XIX века, «герой своего времени».

На мой взгляд, каждое мнение, высказанное литературоведами и критиками, имеет право на жизнь. Но необходимо заметить, что называть Онегина Митрофанушкой, по моему мнению, все-таки не слишком верно. Митрофанушка не похож на блистательного светского человека, которого представляет собой Евгений. Нет у него ни образования, ни своего мало-мальски закрепившегося и логически сформулированного мнения. Но даже если оставить подобное сравнение, основное отличие между героями в читательском к ним отношении в том, что Митрофанушка вызывает жалость пополам с брезгливостью — не совсем поэтические и высокие чувства, когда как трагизм образа Онегина вызывает сочувствие и сострадание. А не значит ли это, что Онегин чувственнее, проникновеннее и благороднее?

Кто такой Онегин и как можно описать его характер, должен решать сам читатель, ведь мастерство Пушкина заключается в том, что для каждого герой предстает с разных сторон. И, преломляясь через призму личного восприятия читателя, образ Евгения Онегина будет меняться под воздействием читательского мировоззрения и жизненного опыта.

Евгений Онегин – положительный или отрицательный персонаж?

Я прочитала повесть Пушкина «Евгений Онегин», и главный персонаж оставил у меня двоякое впечатление. Я до сих пор не могу сделать однозначного вывода, хороший он или плохой человек. Сам же поэт считал Евгения Онегина самым любимым из своих персонажей, восхищался его светским блеском, жизнелюбием и франтоватостью. Искусствоведы считают, что в этом герое лучше, чем в других, отразилась личность Александра Сергеевича.

С одной стороны, Евгений – это начитанный, образованный молодой мужчина, дворянин, имеющий понятие о чести и достоинстве, желающий преобразовать свое темное время и посмеивающийся над недалекими людьми. С другой – франт, пресыщенный и утомленный светской жизнью повеса. Он довольно эгоистичный человек, не желающий нести никакой ответственности и сковывать себя любыми привязанностями и обязательствами.

Если положить на весы его хорошие и плохие поступки – тоже не получится выяснить, что он за человек. К списку его плохих качеств и поступков я могу отнести пресыщенность и скуку, от которых он сбежал из Петербурга в провинцию. Сюда же относится убийство друга, Владимира Ленского, на дуэли из-за мелкого недоразумения, а также жестоко и бесцеремонно разбитые мечты Татьяны, которой он, тем нее менее, не сделал ничего плохого. Преследование Татьяны в Петербурге, когда она уже стала генеральской женой, к хорошим поступкам тоже сложно отнести.

Для себя я сделала простой вывод: в жизни Евгения Онегина, как и любого другого человека, все причудливо перемешано, и невозможно определенно сказать, хороший он или плохой.

Л. Тимошенко

Кто-то может сказать, что бессмысленно спорить о том, положительным или отрицательным героем является Евгений Онегин. Он отчасти такой, отчасти этакий. А почему, собственно, Д. Писареву можно спорить с мнением В.Г. Белинского, а нам друг с другом не поспорить?

В.Г. Белинский восторгался в своей критической статье образом главного героя романа в стихах А.С. Пушкина: «Светская жизнь не убила в Онегине чувства, а только охолодила к бесплодным страстям и мелочным развлечениям. … Онегин не был ни холоден, ни сух, ни черств, …в душе его жила поэзия и … вообще он был не из числа обыкновенных, дюжинных людей». И ещё: «Он не годится в гении, не лезет в великие люди, но бездеятельность и пошлость жизни душат его; он даже не знает, чего ему надо, чего ему хочется; но он знает, и очень хорошо знает, что ему не надо, что ему не хочется того, чем так довольна, так счастлива самолюбивая посредственность».

Д.И. Писарев в свою очередь, анализируя произведение А.С. Пушкина в своей критической статье, заявляет: «Онегин всем объелся, и его от всего тошнит. Если не всех светских людей тошнит так, как Онегина, то это происходит единственно оттого, что не всем удается объесться». И далее: «Если же человек, утомленный наслажденьем, не умеет даже попасть в школу раздумья и житейской борьбы, то мы тут уже прямо можем сказать, что этот эмбрион никогда не сделается мыслящим существом и, следовательно, никогда не будет иметь законного основания смотреть с презреньем на пассивную массу».

Мы с учителем русского языка и литературы К.А. Молчановой решили провести диспут в 9 Б классе до того, как «Евгений Онегин» будет подробно рассматриваться на уроках, с целью заинтересовать ребят сюжетом, героем, показать им, как внимательно надо относиться к тексту, чтобы действительно понять: о чем там идёт речь.

Всем заранее было предложено после прочтения романа в стихах письменно ответить на вопросы:

1. Попробуй перечислить положительные и отрицательные черты характера и поступки Евгения Онегина. Каких, на твой взгляд, больше?

2. Как герои романа в стихах относятся к Евгению Онегину: как к положительному или отрицательному персонажу? Отличается ли отношение автора к нему?

3. Почему А.С. Пушкин назвал своё произведение «Евгений Онегин», а не «Татьяна Ларина»?

4. Как ты считаешь, Евгений Онегин - положительный или отрицательный герой?

Большинство девятиклассников, судя по ответам, решили, что невозможно чётко определить: положительный или отрицательный герой - Евгений Онегин. Несколько человек причислили его к положительным героям, противоречиво аргументируя свой ответ.

Два ученика из класса решительно резко осудили Онегина. Аргументы резкие. Например:

В общем, налицо основания для спора. Оказалось, что два человека - за то, что Онегин - скорее отрицательный, чем положительный герой, три - за то, что скорее положительный, чем отрицательный, остальные придерживались мнения, что определить трудно.


Первым вопросом при рассмотрении характеристики главного героя, породившим споры, стал вопрос об образовании Онегина: был ли он на самом деле образованным человеком? Спорили до тех пор, пока слово не взял сторонник негативного отношения к Онегину, заявивший, что нет никакой разницы в том, было у Онегина хорошее образование или нет, пусть хоть два университета за спиной, но раз он поступает как безнравственный человек, то наличие образования дела не меняет.


Много спорили о том, можно ли считать Онегина благородным человеком. С одной стороны, он не воспользовался неопытностью Татьяны, с другой стороны, экоизм и боязнь сплетен привела Онегина к неотвратимости дуэли с Ленским. Одни на диспуте говорили, что он не виноват, его так воспитали, так устроена была современная ему жизнь. Другие отвечали, что при всём при этом Онегин мог хотя бы выстрелить в воздух, и не первым стрелять. Тем более, что всё время твердил, что всё ему надоело, что же он так за свою жизнь испугался?

Кстати, о благородстве: а у кого в руках в результате оказалось письмо Татьяны? Как это Онегин мог отдать его кому-то?

Сторона, придерживающаяся нейтрального отношения к герою, начала определяться в своём мнении (по крайней мере несколько человек) в момент, когда обсуждали умение Онегина дружить. Так мне показалось. Потому что были высказаны осуждающие мнения: "позволял с собой дружить", "думал только о себе", "оказался мелочным и мстительным".

Сторона, оправдывающая героя, не принимала никаких "очерняющих" аргументов. Стояла на своём: он не виноват, его так воспитали. Хотя все им доказывали, что так можно оправдать любого преступника.

Пришлось частенько обращаться к тексту романа, чтобы приводить убедительные доводы. Например, для того, чтобы понять: изменился ли Онегин после своего путешествия? Можно ли поверить, что его любовь к Татьяне была искренней и настоящей?

Короче, в результате диспута своё мнение поменяли пять человек из неопределившейся изначально стороны. Остальные остались при своём мнении.

Впереди девятиклассников ждёт более глубокое погружение в роман АС. Пушкина на уроках литературы. Надеемся, что участие в диспуте не пройдёт бесследно.