Война и мир в театре. Соткано с любовью

Смотрела спектакль «Война и мир. Начало романа» в театре Петра Фоменко.
Спектакль этот старый, вышел в 2001 году. Тогда он имел отличную прессу. Мне было очень интересно, как можно сделать из романа спектакль.
Даже не знаю, почему я о нем вспомнила. Но купила билеты.

В трех действиях представлены 3 фрагмента из 1-го тома эпопеи.
Первой действие: вечер в салоне Анны Павловны Шерер, беседа Пьера с Андреем Болконским, небольшая пикировка Андрея с женой, которая не хочет отпускать его на войну, поездка Пьера к гусарам.

Второе действие: Пьер в Москве ждет кончины своего отца, решается вопрос о его будущем; княгиня Друбецкая хлопочет о своем сыне; князь Куракин интригует; у Ростовых отмечают именины Наташи – матери и дочери. Пьер посещает Ростовых.

Третье действие: Андрей привозит жену к отцу и сестре; княжна Марья переписывается с Жюли Карагиной; Андрей прощается с сестрой и с отцом.

Изюминкой спектакля является то, что одна и та же актриса или актер играют несколько ролей. Так, Ксеня Кутепова играет: Лизу, жену Андрея Болконского; Соню и Жюли Карагину (это не изюминка, а экономия на артистах и издевательство над зрителями. Я в результате окончательно запутался в персонажах. Прим. ред.).

Маленькая княгиня и старый князь

Наташа и Соня

Галина Тюнина играет: Анну Павловну Шерер, графиню Толстую, княжну Марью.
Мадлен Джабраилова играет: княгиню Друбецкую, мадемуазель Бурьен.

Полина Агуреева играет: Наташу Ростову и Элен Курагину.

Карен Бадалов играет: старого князя Болконского, одного из врачей, лечащего графа Кирилла Безухова, виконта де Мортимара в салоне Шерер и одного из гусаров.

Рустэм Юскаев играет Илью Андревича Толстого и князя Василия Курагина.

Наталья Курдюбова играет: княжну Катишь, Марью Дмитриевну Ахросимову, тетушку Анны Павловны Шерер.

Пьера Безухова играет Андрей Казаков.

Андрея Болконского играет Илья Любимов.

Идет ли спектаклю на пользу то, что один актер играет разные роли? Это забавно. Но, например, актер, играющий холодного интригана князя Василия, который не любил своих детей, а только делал вид, что он хороший отец, и графа Толстого, который и добрый и простодушный, и рад обнять весь свет, и обожает своих детей, никак не выдает того, что он играет двух разных людей. Если кто вдруг не знает романа, то запутается.

Ксения Кутепова и Галина Тюнина, конечно, дают больше красок своим разным героиням. Маленькая княгиня у Кутеповой - такая женственная, что даже чересчур, и она - несчастна. Она находится в состоянии постоянного недоумения: почему муж к ней переменился, почему он ее больше не любит, что с ней происходит?
Соня, напротив, влюблена, любима и счастлива, но ревнует, капризничает.

У Галины Тюниной получилась очень возвышенная княжна Марья, а в роли графини Толстой ей помогает костюм с оборочками, делающий ее похожей на курицу-клушу.

Графиня Ростова и Друбецкая

Лучше всего, на мой взгляд, получилась роль княгини Друбецкой у Джабраиловой. Это такая «онажемать», которая скачет на хромой ноге туда-сюда, и чуть ли не с ножом к горлу вынуждает людей помочь ее дорогому сыночку.

Пьера для того, чтобы показать его оторванность от жизни, одели в какой-то немыслимый балахон с очень длинными рукавами и полами и в дикую шляпу.

Андрей Болконский надевает на голову подушку, изображая сумасшедшего, представляющего себя Наполеоном.

Андрей и Пьер


Для придания действию динамики актеры бегают по стульям и лазают по лестницам.
Походка, вообще, очень важна в этом спектакле. Отчаянно хромают: Шерер, Друбецкая и старый князь Болконский.

Я – не против: наверное, это в свое время было хорошо придумано. Беда только в том, что за 17 лет актеры немного постарели.
Актер Андрей Казаков – 1965 года рождения. Когда этот очень полный и уже немолодой человек бегал по стульям, он один раз чуть не упал, очень напрягался, боялся оступиться – ну что в этом хорошего?

Полина Агуреева в 40 лет играет 13-летнюю девочку. Ей нужно играть ребенка – она особым образом выгибает ноги, много бегает, топая ногами, но не похожа она на ребенка, увы.

Ксении Кутеповой – 45 лет, Тюниной – 49.

Более-менее в своем возрасте только Андрей Болконский - актеру Любимову 40 лет.

И почему-то все они выглядели очень усталыми. Может, утомились лазить по лестницам?

Для чего Фоменко ставил этот спектакль? Может быть, он хотел найти ответы на некоторые вопросы? Например, почему князь Андрей идет на войну? Из романа мы знаем, что он мечтал о славе. Но у Фоменко – это только один из его мотивов. Другой, и более сильный тот, что он не хочет жить со своей женой.
Чем же бедная женщина так его допекла? Мы знаем, что в будущем, когда нелюбимая жена умрет, князь сильно влюбится в Наташу Ростову. Так чем они отличались друг от друга?
Наташа в спектакле показана, как очень живая, естественная и даже буйная девочка, а княгиня Лиза – слишком воспитанная, жеманная женщина. Она постоянно одергивает Болконского – ей кажется, что он проявляет бестактность, слишком горячится. Лиза, в первую очередь – светская женщина. А большой свет не мил князю Андрею.
Но Фоменко жалеет беременную княгиню. Она боится рожать, и ведь мы знаем, что не зря она боялась. Почему же Андрей был с ней так бессердечен?
Он погнался за химерой, предпочел славу, которая была от него недосягаема – шут гороховый.
В конце спектакля поют грустную песенку про Мальбрука, который в поход собрался и оставил жену вдовой. Если не знать романа, то можно подумать, что так все и было.

Вместе с тем, при просмотре спектакля меня посещали и другие мысли. Там герои много говорят о будущей войне с Наполеоном. У них получается, что вот, есть Наполеон, который хочет поработить весь свет, но мы, русские, положим ему предел. А союзников у нас почти нет: герои смотрят на карту, горячатся: «А что же Австрия? А что же Пруссия?». Но одновременно прогнозируют, что и та, и другая нас прекрасно предадут – одним придется драться с Наполеоном. А Англия слишком меркантильна – они до последнего будут ждать, чем дело кончится.
И все обожают своего государя.

Мы знаем, чем все кончилось: Наполеон напал на Россию, Пруссия нас предала, а когда мы выгнали Наполеона вон, и он потерял свою армию, то победителем Наполеона быстро стали Англия, Пруссия и … Франция в лице своих эмигрантов. И ведь точно такой же номер они проделали и с Гитлером!

Разве сегодня Россия опять не собирается в одиночку бороться с мировым злом – с ИГИЛом? Но теперь союзников у нас нет совсем.

Кроме того, я впервые обратила внимание на то, что действующие лица представляют как бы одну большую семью: все друг друга знают, все в дальнем родстве.
Графиня Ростова дружит с княгиней Друбецкой с девических времен. Князь Василий ухаживал за будущей графиней Ростовой и сожалеет, что она предпочла ему графа.
Ростова хорошо знает мать Долохова и сожалеет, что у такой хорошей женщины такой непутевый сын.
Ростова говорит о старом графе Безухове, что красивее мужчины она в жизни не видела.
Жюли пишет Мари о своем романе с Николаем Болконским.
Пьер помнит Бориса Друбецкого мальчиком.

Кстати, а почему в романе нет ни одного слова ни о матери Пьера, ни о матери Болконского?

Еще я обратила внимание на то, как инфантильны мужчины в романе Толстого.
Николаю Ростову в 1805 году 20 лет, его другу Борису Друбецкому тоже. О Борисе без конца хлопочет мать, а 20-летний Ростов чуть-чуть не умирает от счастья, увидев царя. В 21 -22 года Ростов проигрывает в карты огромную сумму, разоряя семью.
20-летний Пьер считается чуть ли не шкодливым подростком. Он безобразничает вместе с гусарами, которым и вовсе под 30 – Долохову, например, 25 лет. Анатолю Курагину – 22 года.

Пете Ростову, который погибает как бы ребенком, в 1812 году было 16 лет.

А вот с женщинами все наоборот.
«Жюли было двадцать семь лет. После смерти своих братьев она стала очень богата. Она теперь была совершенно некрасива; но думала, что она не только так же хороша, но еще гораздо больше привлекательна теперь, чем была прежде... Мужчина, который десять лет тому назад побоялся бы ездить каждый день в дом, где была семнадцатилетняя барышня, чтобы не компрометировать ее и не связать себя, теперь ездил к ней смело каждый день и общался с ней не как с барышней-невестой, а как с знакомой, не имеющей пола».

А как вы думаете, сколько лет было старухе Ахросимовой?
«Марья Дмитриевна Ахросимова говорит: Пятьдесят восемь лет прожила на свете...».
Графине Толстой в конце романа, в 20-м году, тоже 58 лет - она описана, как полный овощ.

Княжна Марья в 1811 г., она, «старая сухая княжна», завидует красоте и молодости Наташи. Наташе – 18 лет, а княжне – 26 лет.

Впрочем, после 30 лет нет уже жизни и мужчинам. В 1809 году Андрею 31 год. «Нет, жизнь не кончена в тридцать один год, - вдруг окончательно беспременно решил князь Андрей.
А через два года мы узнаем, что «князь Андрей был не первой молодости и слаб здоровьем».

«Тринадцатилетние герои предстают в романе существами заведомо осмысленными: Черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая девочка, с своими открытыми плечиками, выскочившими из корсажа от быстрого бега, с своими сбившимися назад черными кудрями, тоненькими оголенными руками и маленькими ножками в кружевных панталончиках и открытых башмачках, была в том милом возрасте, когда девочка уже не ребенок, а ребенок еще не девушка.
Однако в памяти еще живо то время, когда этот возраст считался вполне взрослым: - О нет, какой рано! - сказал граф. - Как же наши матери выходили в двенадцать-тринадцать лет замуж?
Возраст тринадцать-пятнадцать лет изобилует стереотипами "первая любовь - первый поцелуй": Наташа... глядела на Бориса, как глядят девочки тринадцати лет на мальчика, с которым они в первый раз только что поцеловались и в которого они влюблены.
Так смотрят именно девочки тринадцати лет, иногда пятнадцати, ни в коем случае не семнадцати, о чем позже. В пятнадцать лет у героинь Толстого закладывается не только пол, но и полярность. Взять, например, Соню в пятнадцать лет: «она плавностью движений, мягкостью и гибкостью маленьких членов и несколько хитрою и сдержанною манерой напоминала красивого, но еще не сформировавшегося котенка, который будет прелестною кошечкой. К шестнадцати годам формирование благополучно завершится: Соне минуло уже шестнадцать лет, и она была очень красива...»
Вообще же три стадии формирования взрослого героя наглядно показаны в следующем отрывке:
«Вера была двадцатилетняя красивая девица; Соня была шестнадцатилетняя девушка во всей прелести полураспустившегося цветка; Наташа полубарышня, полудевочка, то детски смешная, то девически обворожительная
».

Итак, роман начинается в 1805 году. Первый бал Наташи Ростовой – 1810 год. Эпилог – это 1820 год.

В 1805 году: Наташе Ростовой – 13 лет, Соне – 15 лет, Николаю Ростову, Борису Друбецкому, Пьеру, княжне Марье – по 20 лет, Элен Курагиной – 19 лет, Анатолю Курагину – 22 года, Долохову – 25 лет, князю Андрею – 27 лет, графине Ростовой – 43 года, Шерер – 40 лет, Пете Ростову – 9 лет, Жюли - 23 года.

Другой вопрос, что Толстой сдвигал возраст героев в ту или другую сторону в зависимости от обстоятельств. Самым анекдотичным является беременность княгини Лизы: она сильно беременна в июле 1805, а рожает в марте 1806.
Но все равно, все же хорошо бы придерживаться рамок.

Наверное, в 2001 году спектакль Фоменко был прекрасен, так как актеры были близки к своим возрастам.

Анна Игоревна отзывы: 18 оценок: 25 рейтинг: 21

Всё невероятно! Фанфарнейше и душевнейше хорошо - уверенно и размеренно, постепенно и нарастательно, так тихонечко, тонко, нещадно, размашисто и заразительно - что я просто-таки исходилась в телеснейшей благодарности на протяжении - ни на минуточку не утомительных - четырёх часов дивной игры в эти мирновоенные думные сценки - о предвкушении и интонациях (и-изу-уми-ите-ельных интонациях !). И вот такого - такооого! - восторга - рьяного и подробного - я давно уже не испытывала. Красота, одним словом - деталечная и отработанная.

Leo Becker отзывы: 6 оценок: 6 рейтинг: 8

Вероятно, это ещё одна попытка и далеко не последняя, поставить на сцене или экранизировать Великое произведение мировой литературы, которое не является пьесой. Да простит меня режиссер и актеры, но попытка явно неудачная. Я пробовал пытаться, как говорят мои коллеги математики, оставить за скобками само произведение. Ничего не получается. Образы романа продолжают довлеть надо мной в силу могущественности автора, да и происходящее на сцене не впечатляет само по себе, потому что не захватывает ни действием, ни текстом. Возникает естественный вопрос – а зачем режиссер и актеры взялись за эту грандиозную и явно непосильную для них задачу, и какую преследовали цель? И ответа не находишь кроме того, что все мы люди выросшие в пространстве русского языка, с малого детства и до глубокой старости живём под воздействием двух столпов русской литературы – Толстого и Достоевского и поэтому у каждого из нас, а особенно у людей творческих профессий возникает соблазн, попытаться озвучить свою версию понимания «Войны и мира» или «Братьев Карамазовых» или «Анны Карениной» или «Преступления и наказания». Мы помним удачи – очень добротных Анатоля Курагина и Долохова, блестяще сыгранных в знаменитом фильме Бондарчука Василием Лановым и Олегом Ефремовым. Мы пониманием, что Порфирий Петрович это огромная удача Иннокентия Михайловича Смоктуновского. Хороша была Мая Михайловна Плисецкая в роли княгини Бетси, и несомненный успех - Николай Гриценко в роли Каренина. Выдающаяся роль в кино – Андрей Мягков в роли Алёши в «Братьях Карамазовых» режиссера Ивана Пырьева.Хочу заметить что только инсценировки и экранизации хрестоматийного, классического плана оказывались удачными и положительно встречены были зрителями. Это удивительный парадокс, одним из явных доказательств тому являются очень удачные экранизации Тургенева, например лучшая по мнению автора этого текста, экранизация литературного произведения, художественный фильм «Дворянское гнездо» где блестяще на мой взгляд сыграли совсем еще тогда молодые актёры Леонид Кулагин и Ирина Купченко. Неблагодарное это дело экранизация литературных произведений и еще более опасное дело – инсценировки литературных произведений. Вспомним, скандальный и вместе с тем совершенно провалившийся и я бы сказал бездарный спектакль «Мастер и Маргарита» в театре на Таганке.
Совсем иное дело современная интерпретация драматургической классики, вплоть до перемены декораций и костюмов и даже разлом привычных обликов действующих лиц на глазах у ошеломлённой публики старшего поколения – шок, который лично я испытал во время просмотра спектакля «Хлестаков» в театре имени Станиславского. Даже название бессмертного творения, с моей точки зрения, Величайшего русского писателя и драматурга Николая Васильевича Гоголя, посмели поменять. Но как всё сделано, как разыграно, как живет на сцене новый совершенно образ, ничего не имеющий общего со всем что делалось ранее, и тогда возникает органическое чувство присутствия на сцене всех – и Автора и актеров и режиссера и даже зрителя. Хочется выйти туда, за рампу и переговорить с Хлестаковым в исполнении Максима Суханова, задать ему вопросы и услышать ответы.
Я не театральный деятель, не актер и не режиссер и не критик, не профессионал. Но считаю себя профессиональным театральным зрителем, потому что больше 40 лет постоянно хожу в театр и я помню Лию Ахеджакову, когда она была травести в Московском Театре Юного Зрителя. И за всю свою карьеру театрального зрителя я никогда не видел ни одной достойной сценической редакции литературного произведения. И «Бесы» в «Современнике», поставленные Великим режиссером Анджеем Вайдой тоже никуда не годятся, хотя думаю что Достоевский раз в 100 сценичнее Толстого, ну хотя бы потому что у Толстого длинная литературная фраза, которая тем и захватывает что она длинная, потому что это она у Толстого длинная. Как можно это реализовать на сцене с учетом того, что сцена требует развития действия во-первых и краткости и емкости монологов и диалогов героев во-вторых. Не зря Его Сиятельство, Граф Лев Николаевич Толстой терпеть не мог Шекспира. Кто сказал, что Великие не завидуют Великим. Уже вижу своих оппонентов потирающих руки. А как же Пушкин, а как же фраза о том, что «гений и злодейство вещи две несовместные». Несовместные, несовместные, только от зависти до злодейства «дистанция огромного размера», как заметил другой Александр Сергеевич – Грибоедов.
В заключении хочу заметить – мне не понравился театр Петра Фоменко. Там очень красивое, я бы сказал мощное, современное здание, прекрасная акустика в зале, замечательные удобные кресла, но происходящее на сцене изрядно напомнило мне «Таганку» моей молодости. В русском театре в 20-м веке вероятно сложились две главные традиции – традиция Станиславского и традиция Мейерхольда. Я не собираюсь сейчас развивать эту мысль и вступать в полемику о том кто прав и кто нет. Ясно же что Мейерхольда был Великим театральным новатором и что он создал совершенно свой не похожий ни на кого театр. Замечу, что когда начались гонения на Мейерхольда, то протянул ему руку и дал работу именно Станиславский. Слышу возражения оппонентов – а Вахтангов, а Таиров, и почему говорится только о Москве? Отвечу, я говорю о двух титанах, о родоначальниках двух главных направлений русского театра, которые вне всякого сомнения повлияли на развитие мирового театра и кинематографа, потому, что Сергей Эйзенштейн начинал у Мейерхольда, а любимый актер Станиславского и вероятно лучший актер Художественного театра, Михаил Чехов основал в Голливуде актерскую школу, где активно использовал систему Станиславского. Я не собираюсь спорить о том, какой театр хорош и какой плох – режиссерский или актерский. Я естественник, а не гуманитарий, люблю факты а не философствование на очевидные темы. После того как был уничтожен театр Мейерхольда, что стало с его ведущими актерами – Бабанова, Гарин, Царев, Ильинский и многие другие? Они блестяще реализовали себя в других театрах, в кино, на подмостках эстрады выступая в сольных или сборных концертах как чтецы, а позднее и на телевидении. А что стало с теми актерами театра на Таганке, которые после трагически ранней смерти Высоцкого и не возвращения Любимова попытались поменять место работы? А кто в театре на Таганке по большому счету был, в самом деле, актером кроме Высоцкого, Демидовой и иногда Губенко? Можно до бесконечности продолжать спор о том, какой театр правильнее режиссерский или актерский, кто прав Станиславский или Мейерхольд. Помните знаменитую фразу, сказанную кажется еще инженером Алексеевым, который впоследствии стал Великим театральным режиссером Станиславским – «театр начинается с вешалки», а чем заканчивается? Актером, стоящим у рампы и произносящим текст.
Да простит меня мой читатель, мне не понравился театр Фоменко, но я не позволяю себе делать своё суждение на основе одного факта. Очень хочу посмотреть там другие спектакли и составить свое мнение, так как несправедливо судить о театре по одному спектаклю, по одной постановке, возможно и не самой удачной.

Andrey Stepenkov отзывы: 33 оценок: 36 рейтинг: 29

На сегодня лучший виденный мною спектакль от Фоменко. Такой чувственный, живой и ни капли "моралитэ", которым меня так "парили" в школе. Никакие они не герои картонные, обычные живые люди! Надо срочно перечитывать, возраст подошел:). Почти 4 часа пролетают легко, и мало, до утра бы смотрел и смотрел. Более десяти лет на сцене, а как свежо! Вот он, режиссерский талант, наслаждайтесь!

Дай Ненашев отзывы: 62 оценок: 83 рейтинг: 194

Я впервые увидел классическое произведение, которое не только почти полностью оживило именно те образы, которые остались в голове со школы, но и сделало это произведение легким, безумно красивым и ни секунды не скучным.
Три акта, в каждом из которых актеры меняются ролями. Один актер играет, как правило, героев, которые в будущем станут соперниками или таковыми уже являются. Очень интересный подход, равно как и световые акценты и безупречная игра.
Это вот прямо ОНИ. Те самые герои знаменитого романа в самом начале своего пути. Они ещё иногда и не знакомы друг с другом, но мы ведь знаем, что будет дальше, мы видим за каждым из них их будущее и тем интереснее смотреть, как они, ещё невинные, ещё не соприкоснувшиеся с Войной находятся в Мире.
На полдыхании с придыханием от красоты и выверенности до миллиметра каждой сцены постановки и лучика света, мы просидели все эти короткие 4 часа, а потом ещё долго и увлеченно обсуждали увиденное. Фоменко не чужд символизму, а это всегда оставляет налет загадки, намека автора, которые станут чудной пищей для замечательной послеспектаклевой беседы.
Сходите обязательно. Этот спектакль безупречен.

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

"Сад в Отрадном".
Весна 1809 года.
Князь Андрей Болконский, навестив графа Ростова по делам имения, остановился на ночлег в Отрадном. Он с горечью и разочарованием размышляет о своей жизни. До него доносятся голоса дочери графа Ростова Наташи и ее кузины Сони. Наташа не может заснуть, взволнованная прелестью лунной ночи.

Вторая картина.
"Бал у екатерининского вельможи".
31 декабря 1809 года.
Первый выход в свет Наташи Ростовой. Среди гостей граф Петр Безухов, которого все называют Пьером, его жена Элен, ее брат Анатоль Курагин с приятелем Долоховым, а также Андрей Болконский. По просьбе Пьера Безухова князь Андрей приглашает Наташу на вальс.

Третья картина.
"Зала в особняке старого князя Болконского".
Зима 1811 года.
Наташа помолвлена с князем Андреем. Вместе с отцом она навещает дом Болконских. Старый князь отказывается принимать Ростовых, считая Наташу неподходящей партией для своего сына. К гостям выходит княжна Марья, сестра Андрея Болконского. Внезапно вошедший старый князь обращается к Наташе с издевкой.

Четвертая картина.
"Диванная у Элен Безуховой".
На приеме у Элен Анатоль Курагин передает Наташе любовную записку. Соня пытается остановить Наташу, но та, оскорбленная приемом у Болконских и взволнованная новой встречей, не слушает предостережений.

Пятая картина.
"Кабинет Долохова".

Спустя еще несколько дней Анатоль Курагин готовится с помощью Долохова похитить Наташу Ростову, которая гостит у своей крестной Ахросимовой.

Шестая картина.

"Комната в особняке Ахросимовой". Тем же вечером.
Наташа ждет приезда Анатоля, чтобы бежать с ним. Ахросимова, предупрежденная Соней, предотвращает побег. Пьер Безухов открывает Наташе, что Анатоль Курагин женат.

Седьмая картина.
"Кабинет Пьера Безухова". Поздний вечер того же дня.
Пьер заставляет Анатоля вернуть письма Наташи Ростовой и уехать из Москвы во избежание дуэли с Болконским. Входит Денисов с тревожной вестью: Наполеон стянул войска к границе России.

ЧАСТЬ ВТОРАЯ

Восьмая картина.
"Бородинское поле перед сражением".
26 августа 1812 года.
Русские войска готовятся к сражению. Андрей Болконский, который командует полком, встречает Денисова, некогда сделавшего предложение еще пятнадцатилетней Наташе. Встреча пробуждает у князя Андрея болезненные воспоминания. Появляется Пьер Безухов, который хочет своими глазами увидеть сражение. Фельдмаршал Кутузов проводит смотр войск перед боем.

Девятая картина.
"Шевардинский редут в о время Бородинского сражения".
Наполеон наблюдает за ходом битвы. Он не в силах понять, почему его доблестная армия на этот раз не может одержать быструю победу.

Десятая картина. "Фили".
1 сентября 1812 года.
Военный совет должен решить судьбу Москвы. Чтобы спасти армию и Россию, Кутузов принимает решение оставить город без боя.

Одиннадцатая картина. "Улицы Москвы".
Сентябрь 1812 года.

Занятая французами Москва охвачена пожарами. Большинство жителей покидают город. Пьер Безухов, одержимый идеей убить Наполеона, остался в Москве. Он узнает, что князь Андрей тяжело ранен. Французы расстреливают горожан, обвиненных в поджогах. Пьер, которому чудом удается избежать гибели, знакомится с простым солдатом Платоном Каратаевым.

Двенадцатая картина. "Мытищи".

Две недели спустя Бородинского сражения
Наташа Ростова приходит к мечущемуся в бреду князю Андрею. Она просит раненого Болконского простить ее. Прежнее счастье на миг возвращается к Наташе и Андрею.

Тринадцатая картина. "Смоленская дорога".
Конец 1812 года.
Французы отступают из Москвы, уводя с собой пленных. Выбившегося из сил Платона Каратаева расстреливают. Остальных пленных, в том числе Пьера Безухова, освобождает партизанский отряд под командованием Денисова и Долохова. Кутузов объявляет о победе русского войска.

Показать краткое содержание

«Война и мир» Льва Толстого — не просто классический роман, а настоящий героический эпос, литературная ценность которого не сравнима ни с одним другим произведением. Сам писатель считал его поэмой, где частная жизнь человека неотделима от истории целой страны.

Семь лет понадобилось Льву Николаевичу Толстому, чтобы довести до совершенства свой роман. Еще в 1863 году писатель не раз обговаривал планы по созданию масштабного литературного полотна со своим тестем А.Е. Берсом. В сентябре этого же года отец жены Толстого прислал письмо из Москвы, где упоминал об идее писателя. Историки считают эту дату официальным началом работы над эпопеей. Уже через месяц Толстой пишет своей родственнице, что все его время и внимание занимает новый роман, над которым он думает так, как никогда раньше.

История создания

Первоначальной идеей писателя было создание произведения о декабристах, которые провели в ссылке 30 лет и вернулись домой. Отправной точкой, описанной в романе, должен был стать 1856 год. Но затем Толстой изменил свои планы, решив отобразить все с начала восстания декабристов 1825 года. И этому не суждено было сбыться: третьей идеей писателя стало желание описать молодые годы героя, которые совпали с масштабными историческими событиями: войной 1812 года. Окончательным же вариантом стал период с 1805 года. Так же был расширен круг героев: события в романе охватывают историю многих личностей, которые прошли через все тяготы разных исторических периодов в жизни страны.

Несколько вариантов имело и название романа. «Рабочим» было наименование «Три поры»: молодость декабристов в период Отечественной войны 1812 года; Декабристское восстание 1825 года и 50- е годы 19 века, когда произошло сразу несколько важных событий в истории России — Крымская война, уход из жизни Николая I, возвращение амнистированных декабристов из Сибири. В конечном варианте писатель решил акцентировать внимание на первой поре, так как написание романа даже в таком масштабе требовало больших усилий и времени. Так вместо обычного произведения родилась целая эпопея, не имеющая аналогов в мировой литературе.

Всю осень и начало зимы 1856 года Толстой посвятил написанию начала «Войны и мира». Уже в это время он не раз пытался бросить работу, так как по его мнению не получалось на бумаге передать весь замысел. Историки говорят, что в архиве писателя насчтывалось пятнадцать вариантов начала эпопеи. В процессе работы Лев Николаевич пытался сам для себя найти ответы на вопросы о роли человека в истории. Ему пришлось изучить множество хроник, документов, материалов, описывающие события 1812 года. Сумбур в голове писателя вызывало то, что все информационные источники по разному давали оценку как Наполеону, так и Александру I. Тогда Толстой принял для себя решение отойти от субъективных утверждений чужих людей и отобразить в романе свою собственную оценку событий, основанную на правдивых фактах. Из разноплановых источников он заимствовал документальные материалы, записи современников, газетные и журнальные статьи, письма генералов, архивные документы Румянцевского музея.

(Князь Ростов и Ахросимова Марья Дмитриевна )

Посчитав нужным побывать непосредственно на месте событий, Толстой два дня провел в Бородине. Ему было важно лично объехать место, где разворачивались масштабные и трагические события. Он даже лично делал зарисовки солнца на поле во время разного периода суток.

Поездка дала возможность писателю по-новому прочувствовать дух истории; стала своеобразным вдохновением для дальнейшей работы. На протяжении семи лет работа шла на душевном подъеме и «горении». Рукописи состояли более чем из 5200 листов. Поэтому «Война и мир» легко читается даже спустя полтора столетия.

Анализ романа

Описание

(Наполеон перед сражением в задумчивости )

В романе «Война и мир» затронут шестнадцатилетний период истории России. Отправная дата — 1805 год, окончательная — 1821. В произведении «занято» больше 500 персонажей. Это как реально существующие люди, так и вымышленные писателем для придания красочности описания.

(Кутузов перед Бородинской битвой обдумывает план )

В романе переплетаются две основные сюжетные линии: исторические события в России и личная жизнь героев. Реальные исторические личности упоминаются в описании Аустерлицкого, Шенграбенского, Бородинского сражения; взятии Смоленска и сдаче Москвы. Больше 20 глав отведено именно Бородинскому сражению, как основному решающему событию 1812 года.

(На иллюстрации эпизод Бала Наташи Ростовой их к/ф "Война и мир" 1967г. )

В противостояние «военному времени» писатель описывает личный мир людей и все то, что их окружает. Герои влюбляются, ссорятся, мирятся, ненавидят, страдают… На противостоянии различных персонажей, Толстой показывает разницу в нравственных принципах индивидуумов. Писатель пытается рассказать, что различные события способны изменить мировоззрение. Одна целостная картина произведения складывается из трехсот тридцати трех глав 4 томов и еще двадцати восьми глав, размещенных в эпилоге.

Первый том

Описаны события 1805 года. В «мирной» части затронуты жизнь в Москве и Петербурге. Писатель знакомит читателя с обществом главных героев. «Военная» часть — Аустерлицкая и Шенграбенская битвы. Толстой завершает первый том описанием того, как военные поражения повлияли на мирную жизнь персонажей.

Второй том

(Первый бал Наташи Ростовой )

Это полностью «мирная» часть романа, которая затронула жизнь героев в период 1806-1811 годов: зарождение любви Андрея Болконского к Наташе Ростовой; масонство Пьера Безухова, похищение Карагиным Наташи Ростовой, получение Болконским отказа от Наташи Ростовой выйти замуж. Завершение тома — описание грозного предзнаменования: появление кометы, которая является символом больших потрясений.

Третий том

(На иллюстрации эпизод Бородинского сражение их к/ф "Война и мир" 1967г. )

В этой части эпопеи писатель обращается к военному времени: вторжение Наполеона, сдача Москвы, Бородинское сражение. На поле боя вынуждены пересекаться главные мужские персонажи романа: Болконский, Курагин, Безухов, Долохов… Завершение тома — взятие в плен Пьера Безухова, устроившего неудачную попытку покушения на Наполеона.

Четвертый том

(После битвы раненные прибывают в Москву )

«Военная» часть — описание победы над Наполеоном и позорное отступление французской армии. Затрагивает писатель и период партизанской войны после 1812 года. Все это переплетается с «мирными» судьбами героев: уходят из жизни Андрей Болконский и Элен; зарождается любовь между Николаем и Марьей; задумываются о совместной жизни Наташа Ростова и Пьер Безухов. А главным персонажем тома становиться русский солдат Платон Каратаев, словами которого Толстой пытается передать всю мудрость простого народа.

Эпилог

Эта часть посвящена описанию перемен в жизни героев через семь лет после 1812 года. Наташа Ростова замужем за Пьером Безуховым; обрели свое счастье Николай и Марья; повзрослел сын Болконского — Николенька. В эпилоге автор размышляет о роли отдельных личностей в истории целой страны, и пытается показать исторические взаимосвязи событий и человеческих судеб.

Главные герои романа

В романе упоминается больше 500 персонажей. Самых главных из них автор попытался описать максимально точно, наделив особыми чертами не только характера, но и внешности:

Андрей Болконский — князь, сын Николая Болконского. Постоянно ищет смысл жизни. Толстой описывает его как красивого, сдержанного и с «сухими» чертами лица. Он обладает сильной волей. Умирает в результате ранения, полученного при Бородино.

Марья Болконская — княжна, сестра Андрея Болконского. Неприметная внешность и лучистые глаза; набожность и тревога за родных. В романе она выходит замуж за Николая Ростова.

Наташа Ростова — дочь графа Ростова. В первом томе романа ей всего 12 лет. Толстой описывает ее как девушку не совсем красивой внешности (черные глаза, большой рот), но при этом «живая». Ее внутренняя красота привлекает мужчин. За руку и сердце готов бороться даже Андрей Болконский. В конце романа выходит замуж за Пьера Безухова.

Соня

Соня — племянница графа Ростова. В противовес своей кузине Наташе — красивая внешне, но гораздо беднее душевно.

Пьер Безухов — сын графа Кирилла Безухова. Неуклюжая массивная фигура, добрый и одновременно сильный характер. Он может быть суровым, а может становиться ребенком. Увлекается масонством. Пытается изменить жизнь крестьян и повлиять на масштабные события. Вначале женат на Элен Курагиной. В конце романа берет в жены Наташу Ростову.

Элен Курагина — дочь князя Курагина. Красавица, видная светская дама. Вышла замуж за Пьера Безухова. Изменчива, холодна. Погибает в результате аборта.

Николай Ростов — сын графа Ростова и брат Наташи. Продолжатель рода и защитник Отечества. Принимал участие в военных кампаниях. Женился на Марье Болконской.

Федор Долохов — офицер, участник партизанского движения, а также большой кутежник и любитель дам.

Графья Ростовы

Графья Ростовы — родители Николая, Наташи, Веры, Пети. Почитаемая семейная пара, пример для подражания.

Николай Болконский — князь, отец Марьи и Андрея. В Екатерининское время значительная личность.

Большое внимание автор уделяет описанию Кутузова и Наполеона. Полководец предстает перед нами как умный, непритворный, добрый и философский. Наполеон описывается как маленький толстячок с неприятно-притворной улыбкой. В то же время, он несколько таинственный и театральный.

Анализ и вывод

В романе «Война и мир» писатель пытается донести до читателя «народную мысль». Ее суть в том, что у каждого положительного героя есть своя связь с нацией.

Толстой отошел от принципа вести рассказ в романе от первого лица. Оценка персонажей и событий идет через монологи и авторские отступления. В то же время, писатель оставляет право читателю самому дать оценку происходящему. Ярким примером подобного может служить сцена Бородинского сражения, показанная как со стороны исторических фактов, так и субъективного мнения героя романа Пьера Безухова. Не забывает писатель и о яркой исторической личности — генерале Кутузове.

Главная идея романа лежит не только в раскрытии исторических событий, но и в возможности понять, что любить, верить и жить нужно при любых обстоятельствах.

В феврале 2001 года Мастерская Фоменко показала премьеру спектакля «Война и мир. Начало романа» . И уже в следующем году постановка была удостоена Национальной театральной премии «Золотая маска» сразу в трех номинациях: как лучший спектакль, лучшая режиссура и лучшая женская роль. Билеты на спектакль «Война и мир. Начало романа» были раскуплены задолго до премьеры - ведь постановка обещала стать одной из вершин театрального сезона.

«Война и мир» в Мастерской Фоменко - это часть фундаментального романа, начиная от салона мадемуазель Шерер и заканчивая отъездом Андрея Болконского. Таким образом, спектакль иллюстрирует менее полутора сотен страниц романа. А чтобы представить степень его подробности, достаточно сказать, что постановка длится почти 4 часа (с двумя антрактами).

Неудивительно, что именно таким образом Петр Фоменко решил поставить роман Толстого. Кому, как не ему - любителю деталей, тонкому психологу, мастеру атмосферы - воссоздавать ту невидимую ткань человеческих отталкиваний и притяжений, которой пронизана сущность романа.

Большинство актеров в спектакле играют несколько ролей. Одна из звезд фоменковской труппы Галина Тюнина предстает сразу в нескольких образах: светская львица, держательница салона Анна Павловна Шерер, заботливая жена и любящая мать Наталья Ростова, чуткая, одухотворенная Марья Болконская. Исполняя эти три столь различные роли в спектакле «Война и мир» , Тюнина безжалостно экспериментирует со своей внешностью, темпераментом, возрастом, являя себя удивительной, разноплановой, гениальной актрисой.

Не отстает от нее и другая звезда Мастерской Фоменко - Ксения Кутепова. Это и очаровательная маленькая

Княжна Лиза Болконская, и влюбленная Соня Ростова, и кокетка Жюли Карагина. Роль милой, непосредственной Наташи Ростовой и надменной светской красавицы Элен Курагиной также играет одна актриса - Полина Агуреева. Князя Андрея Болконского - благородного, честолюбивого, ироничного - блистательно исполняет Илья Любимов. Его друга и полную его противоположность - Пьера Безухова - играет Андрей Казаков. А князь Николай Андреевич Болконский в исполнении Карэна Бадалова с его острым носом и напудренным париком заметно напоминает знаменитого барона Мюнхгаузена.

Звезд Мастерской Петра Фоменко критики нередко называют лучшими театральными актерами Москвы. Действительно, в спектакле «Война и мир. Начало романа» слабо сыгранных ролей просто нет.

Домашнее щебетание и салонная пикировка, комичная дамская схватка и жесткое мужское противостояние, искренность и ирония, гротеск и серьезность - все это переплетается, создавая неуловимую, тонкую канву спектакля. «Война и мир» в Мастерской Фоменко наполнена не только лирикой и очарованием, но и жесткими нелепостями, ухмылками природы человеческой.

И главная из этих ухмылок - война. И в предчувствии ее продолжают вести обычную светскую или семейную жизнь герои романа и спектакля - влюбляются, любят, кокетничают, изменяют, вращая холостой двигатель житейской круговерти, не в силах хоть что-нибудь изменить.

Мир на камерной сцене Петра Фоменко находится накануне войны и потрясений. И показать эту грань для режиссера оказалось важнее, чем изобразить сами потрясения. Наверно поэтому спектакль «Война и мир. Начало романа» в Мастерской Фоменко не будет продолжен никогда.