Cочинение «Внутренняя красота человека в романе Л.Н.Толстого "Война и мир".

Каждый писатель, творец - это прежде всего человек. Конечно, у него свои пристрастия, свои взгляды на жизнь, принципы. Потому и созданные им герои для него, словно живые люди, тоже делятся, как и для нас, читателей, на любимых - то есть на тех, что разделяют его мысли, и на чужих. И дело не только в том, что есть герои главные, таким отводится много места, уделяется много внимания на страницах произведения, и второстепенные. Так и в романе Л. Н. Толстого "Война и мир". Я считаю, что и капитан Тушин, и Тимохин, хоть и участвуют только в определенных эпизодах, но тоже "из лагеря Толстого". Автор к ним относится с уважением и сочувствием, ибо они, по его мнению, составляют лучшую часть русского народа.

Свое понимание сущности человека Л. Н. Толстой воплощает в судьбах героев произведения. Вспомним благородного, умного и красивого в поступках и стремлениях Андрея Болконского. После многих подъемов и катастрофических разочарований он жаждет не славы, а общественно полезного дела: "Надо, чтобы все знали меня, чтобы не только для меня одного шла моя жизнь, чтобы не жили они независимо от моей жизни, чтобы на всех она отражалась и чтобы все они жили со мной вместе". Мы видим его высокомерие в столичных салонах и красоту и конкретную помощь в дыму и порохе Шенграбена, когда эвакуируют батарею капитана Тушина, ощущаем его личный высокий порыв, "его Тулон" во время Аустерлицкого сражения и гордость оттого, что он "служит здесь, в полку", а не сидит в штабе. На Бородинском поле его объединяет с солдатами и офицерами грустное, трагическое чувство утраты и в то же время гнев на врага, который вторгся на его Родину. С какой горечью говорит он о смерти отца, разорении имения - говорит по-русски, теми же словами, что простой русский солдат: "Я смоленский". Всегда придававший большое значение военной стратегии и тактике, перед Бородинским сражением он ставит на первое место чувство оскорбленной гордости патриота, отбрасывая общие фразы и говоря о конкретном для каждого человека значении слова "Родина": "...у меня остались отец, сестра и сын в Лысых Горах". Именно это понимание своего единства с народом в лихую годину наполняет жизнь князя Андрея новым содержанием.

Вспомним Пьера Безухова с его размышлениями: "Что дурно? Что хорошо? Что надо любить, что ненавидеть? Для чего жить и что такое я? Что такое жизнь, что смерть? Какая сила правит всем?" Такой нескладный, во многом наивный, он становится сильным, когда нужно защитить друга, когда осознает себя "русским Безуховым" - победителем Наполеона, когда берется за решение важных проблем - как улучшить жизнь во всей стране. Наташа Ростова, с ее живым, эмоциональным лицом, что от любви к людям и миру сияет счастливой улыбкой. Это лицо искажается от ярости и гнева, когда она видит, как многие обитатели столицы, увозя вещи, бросают в Москве родных. Благодаря ее настойчивости, почти все подводы Ростовых были отданы раненым солдатам и офицерам. Милосердие русской женщины воплощено в этом поступке, в ее отчаянном крике-порыве: "Разве мы немцы какие?" На последних страницах романа Толстой изображает Наташу счастливой женой и матерью. С точки зрения автора, счастливая семейная жизнь - это идеал существования мужчины и женщины. Но мы видим счастье Наташи и Пьера не только в достатке и комфорте дома, в тепле семейного очага, а прежде всего - в понимании друг друга, в том, что Наташа жила "каждой минутой жизни мужа".

Герои Толстого живут, развиваются, откликаются на события, стремятся к самосовершенствованию, добру для людей. Они живут жизнью своей Отчизны в важные для нее минуты. Они действительно любимые герои Толстого, считающего: "Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, бороться, ошибаться, начинать и бросать, и снова начинать, и снова бросать, и вечно бороться, и метаться. А спокойствие - душевная подлость".

Сравните с ними красивую, распущенную Элен с ее маской на лице - выражением, которое она копирует с лица уважаемых особ, нудную Жюли Карагину, сменяющую, как моду в определенный период, настроение и язык и расставляющую сети "пензенских лесов и нижегородских имений" на красивых женихов. А чего стоит Берг, строящий свою жизнь по чьему-то образу и подобию, вплоть до салфеточки на столике и вазочки с печеньем, и покупающий во время всеобщего отступления из Москвы "шифоньерку и туалет!" А Борис Друбетской, лезущий вверх по ступеням выгодных знакомств и протекций, не брезгуя даже женитьбой на симпатичной ему Жюли ("я всегда смогу устроиться, чтобы реже видеть ее"). Даже объявление о нападении французов он воспринимает не как ошеломляющую новость, оскорбительную и горькую для настоящего гражданина, а как возможность показать другим, что он первый о чем-то узнал.

Их образ жизни - напрасная трата времени, а потому нет смысла упоминать о них в эпилоге, ибо что могло всерьез измениться в жизни этих статичных манекенов высшего света! Только Анатолия Курагина, даже не помнившего, где он служит, значится, живущего только сегодняшним днем, изменит судьба, очищая участием в Бородинском сражении и тяжелым ранением. Что же стало причиной их статичности, шаблонности их жизни, не вызывающей интерес у читателя? Обратимся еще к одному герою, куда более симпатичному и эмоциональному, пройдем через этапы его жизни. Николай Ростов - талантливый и живой, по-своему очень порядочный, потому что не может нарушить слово, данное Соне, считает своей обязанностью выплату отцовских долгов. По зову романтики он бросает университет и идет на войну обычным юнкером, презрительно отбрасывает рекомендационные письма. Он задирает "штабного" Болконского, хотя сознает, что очень хотел бы иметь его своим другом.

Но он испугается под Шенграбеном, побежит как заяц, попросится с легкой раной сесть на лафет орудия. Он не понимает подвига Раевского, который пошел впереди войска с сыновьями-подростками, чтобы поднять дух войска. Отправившись защищать безвинно пострадавшего товарища, он не доведет дело до конца, потому что попадет в атмосферу фанатичного обожествления государя-императора и потеряет время в толпе при торжественной встрече. К слову сказать, Лев Толстой не нашел для Николая Ростова места на Бородинском поле - именно в это время он в тылу занимается лошадьми и фуршетом. В трудное время он поможет княжне Марье, потом, влюбившись в нее, станет ее мужем, будет много работать в имении, поднимая его после разрухи, но свою жену до конца понять не сможет и детей, как Пьер, любить не будет. И такого семейного счастья, как у Наташи с Пьером, автор ему не даст.

Многие дворяне, офицеры с 1812 года начали относиться к своим крепостным по-новому, потому что вместе с ними, рядовыми, партизанами и ополченцами, они победили врага. А Николай, раздраженный хозяйственными хлопотами, бьет своего крепостного так, что разбивает камень на перстне. Вполне может быть, что он бьет того, кто шел вместе с ним защищать Россию. Многие из бывших офицеров задумывались о смене государственного строя, потому что "в судах воровство, в армии одна палка: шагистика, поселения, - мучают народ, образование душат. Что молодо, честно - то губят!" Рядом с ними будущие герои Сенатской площади - Пьер, Николинька Болконский. Им сочувствует и, наверное, присоединится Василий Денисов.

Николай Ростов не сомневается в их порядочности, он тоже мог бы пойти с ними, но он становится на противоположную сторону. По мнению Николая Ростова, нельзя ничего изменять, если существуют государственные установки, не надо даже думать об этом. Это у него с юности: рубиться и не думать, вот и все! Потому он может, бездумно выполняя приказ Аракчеева, "идти с эскадроном и рубить" против родных и близких...

По мнению Льва Толстого, именно напряженная работа мысли и сердца является главным признаком личности, сущностью человека. Итак, мысль, поиски смысла бытия, своего места в жизни, большая работа над совершенствованием собственной личности - вот из чего складывается стержень настоящего человека, вот что ценит и уважает в людях Лев Толстой. Вот что завещают нам автор и его любимые герои - таинственный путь к настоящему счастью человека.

Роман-эпопея Л.Н.Толстого «Война и мир» - сложное философское произведение. Автор в произведении затрагивает следующие основные темы: устройство мира и место человека в нем, смысл истории и отдельно взятой человеческой жизни, роль личности в истории, соотношение свободы и необходимости в судьбе человека, нравственные требования к человеку, подлинное и ложное в жизни человека. С философско-нравственной проблемой истинного и ложного связана тема внутренней красоты человека.

По мнению Толстого, человека делает прекрасным не природа, а он сам, его душевные усилия, духовная работа. В этом отношении Наташа Ростова – героиня, воплощающая лучшие начала человеческой природы: способность любить, сопереживать, сострадать. Однажды Наташа застала Соню в слезах и совершенно преобразилась, забыв о своих именинах, о своей радости, приняв полностью на себя «горе» подруги: «… распустив свой большой рот и сделавшись совершенно дурною, заревела, как ребенок, не зная причины и только оттого, что Соня плакала». Так же чутко, «всем существом» Наташа реагирует на огромный проигрыш брата. Когда Николай вернулся домой, Наташа мгновенно заметила его состояние. Она поет для него и этим спасает от страшных мыслей о самоубийстве.

Наташа талантлива во всем: в пении, в танце, в общении с людьми. Но главный ее талант – движения любящей души. Когда Ростовых постигает страшное несчастье – гибель младшего в семье Пети, Наташа, словно вся растворившись в страданиях матери, старается «как-нибудь снять с нее на себя излишек сдавившего ее горя». Наташа не отходила от больной матери, не спала, почти не ела, и своей самоотверженной любовью сохранила ей разум.

Любимая героиня Толстого покоряет окружающих своей «прелестью», но эта «прелесть» прежде всего духовная. Наташа становится прекрасной тогда, когда ее внешняя привлекательность исчезает. Смертельно раненный князь Андрей видит только ее глаза: «Худое и бледное лицо Наташи с распухшими губами было более чем некрасиво, оно было страшно. Но князь Андрей не видел этого лица, он видел сияющие глаза, которые были прекрасны». В этом плане показателен эпизод, в котором Наташа требует, чтобы с подвод сняли ее приданое: ковры, хрусталь, ткани и т.д. Девушка хочет, чтобы из Москвы вывозили раненых людей, которым необходима помощь. В этот момент Наташа снова прекрасна именно потому, что испытывает сильные движения души. Она не входит, а «врывается в комнату» «с изуродованным злобой лицом, как буря…» Толстой намеренно обращает внимание на внешнюю непривлекательность, чтобы усилить впечатление от внутренней красоты поступка. Героиня чувствует успокоение, когда служит, помогает другим. Ее красота – от внутреннего огня любви.Толстой не делает своих любимых героев идеальными. Они ошибаются, испытывают соблазны, но способны к самоанализу, к строгому нравственному суду. Именно такие люди обнаруживают душевную тонкость, чуткость, духовное богатство. Брат Наташи Николай Ростов тоже имеет доброе сердце, способен к пониманию и участию. Однажды мать сообщила ему, что у нее есть вексель Анны Михайловны, ее подруги, на две тысячи, и спросила, как он думает поступить с ним. В это время семья Ростовых переживала тяжелый материальный кризис, но Николай ответил матери: «…Я не люблю Анну Михайловну и не люблю Бориса, но они были дружны с нами и бедны…» Молодой Ростов разорвал вексель, и этим поступком «слезами радости заставил рыдать старую графиню».

Во время Отечественной войны 1812 года Николай случайно встретил княжну Марью. Мужики взбунтовались и не выпускали княжну из имения. Николай помог ей выехать. За это время он успел полюбить ее: «… увидел… ясно, как будто он знал всю ее жизнь, всю ее чистую духовную внутреннюю работу… ее страдания, стремление к добру, покорность, любовь, самопожертвование». Ростов обладал красивой внешностью, но Марья угадала в нем «благородную, твердую, самоотверженную душу». Некрасивая девушка сама покорила его «особенной, нравственной красотой».

Княжна видела свое призвание в любви и самопожертвовании. Она терпела суровый нрав отца, его частые деспотические выходки. Добрая и чуткая, Марья видит, что брат несчастлив в женитьбе. Всей душой она старается понять и оправдать «маленькую княгиню». Но не жена, а сестра приходит к князю Андрею в последние минуты перед его отъездом на войну, чтобы благословить его и быть рядом с ним. Марья взяла на себя все заботы о племяннике, как умела, заменяла ему мать. Когда со старым князем «сделался удар», она дни и ночи проводила у постели отца. Девушка испытывала не только физические, но и духовные страдания. Самоотверженно ухаживая за отцом, она с ужасом обнаружила, что постоянно думает о том, что после его смерти будет жить свободно. Княжна не щадит себя, строго осуждает свои надежды на личное счастье, а смерть любимого отца переживает с ощущением невосполнимой потери. И в этой героине есть не просто внутренняя красота, но и дар преодолевать противоречия человеческих поступков и желаний.

Толстой в портрете княжны постоянно обращает внимание на ее «лучистые глаза». Писателю дорог богатый душевный мир героини, ее способность любить и согревать окружающих теплом своего сердца. Толстой пишет: «Глаза княжны… были так хороши, что очень часто, несмотря на некрасивость всего лица, глаза эти делались привлекательнее красоты». Выйдя замуж за Николая Ростова Марья создает в доме светлую атмосферу, так необходимую каждому, особенно детям. Она с наслаждением посвящает себя нравственному формированию детской души.

Внутреннюю красоту Толстой подчеркивает и в маленьком, внешне невзрачном капитане Тушине. У этого артиллерийского офицера были «большие добрые и умные глаза». Именно в глазах, во взгляде человека отражается его душа. Важнейшая черта Тушина – человеколюбие, способность к состраданию. Во время Шенграбенского сражения он подбирает тяжело раненного пехотного офицера и контуженного Николая Ростова, хотя их «велено было бросать». Капитан всей душой стремится помочь любому человеку. Так, «худому, бледному солдату с шеей, обвязанной окровавленной подверткой», Тушин велел дать воды.

Толстой невысоко ценит внешнюю телесную красоту, как будто не доверяет ей. Он хочет донести до читателя свои мысли о том, что физическая привлекательность с годами исчезнет, а внутренняя красота останется в человеке навсегда. Так, писатель не боится постоянно напоминать о физической немощности Кутузова. По контрасту с его внешними недостатками сильнее выявляется внутренняя сила духа. Главнокомандующий русской армии – олицетворение добра, простоты. Накануне Бородинского сражения Андрей Болконский встречается с Кутузовым. Узнав о смерти старого князя Болконского, он находит те слова, которые необходимо сказать в этой ситуации: «Я его любил и уважал и сочувствую тебе всей душой». Кутузов «обнял князя Андрея, прижал его к своей жирной груди и долго не отпускал от себя». При прощании он говорит князю Андрею: «… помни, что я всей душой несу с тобой твою потерю и что я тебе не светлейший, не князь и не главнокомандующий, а я тебе отец».

Истинная красота человека – стремление к миру, к гармонии с собой и окружающими людьми. Толстого восхищает духовная сила человека, его способность к самопожертвованию. Внутренняя красота – дар, но этот дар может развить в себе каждый.

Сочинение по роману-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир»
В 19 веке очень актуальной была проблема поиска нравственного идеала женщины. Какой должна быть она, идеальная женщина. Многие авторы того времени задумывались над этим вопросом в своих произведениях, создавая различные женские образы: Соня Мармеладова, пожертвовшая своей честью ради семьи и Вера Павловна, живущая по принципу разумного эгоизма, княгиня Трубецкая - жена декабриста, которая оставила ребенка и последовала за мужем в Сибирь и Анна Одинцова - решительная женщина с твердым характером. Поставил такую проблему и Л.Н. Толстой в своем романе «Война и мир». Он изобразил несколько женских образов, как бы сравнивал их. Но его любимой героиней является Наташа Ростова.
Впервые мы встречаем Наташу тринадцатилетней девочкой: «Черноголовая с большим ртом, некрасивая, но живая девочка, с своими детскими открытыми плечиками, выскочившими из корсажа от быстрого бега, а своими сбившимися назад черными кудрями... была в том милом возрасте, когда девочка уже не ребенок, а ребенок еще не девушка». Очень часто, описывая Наташу, Толстой подчеркивал ее некрасивость. Но есть в романе и очень красивая женщина - Элен: «Элен была так хороша, что не только не было в ней заметно и тени кокетства, но, напротив, ей как будто совестно было за свою... победительно действующую красоту». Элен - душа общества, ею восхищаются, ее хвалят, в нее влюбляются, но только из-за влекущей внешней оболочки.
Наташу тоже любят все, несмотря на то, то она некрасива. Не во внешней красоте дело. Наташа жизнерадостна, непосредственна и, что самое главное, естественна. Она никогда не скрывает своих чувств. Например, ночь в Отрадном. Душа Наташи полна восторженности, ей не спится, она просит Соню подойти к окну, вглядеться в необыкновенную красоту звездного неба, вдохнуть запахи: «Ведь этакой прелестной ночи никогда не бывало!» Разве могли такие же чувства, охватить душу Элен. Нет! Элен живет по заведенным правилам, она постоянно лицемерит, «умеет держать себя» или, по-другому, умеет быть неестественной. Именно эта неестественность светских дам больше всего отвратительна Андрею Болконскому, и, когда он встречает живую, кипучую, всегда неожиданную Наташу, он в нее влюбляется. Его привлекает в Наташе ее непохожесть на светских барышень, потому что она всегда остается сама собой: «Князь Андрей любил встречать в свете то, что не имело на себе общего светского отпечатка. И такова была Наташа».
Наташа тоже полюбила Андрея, полюбила его искренно до глубины души. Толстой подчеркивает в Наташе это качество отдавать себя полностью каким-либо чувствам, погружаться в них с головой. Наташа любит Андрея и желает сделать это чувство еще более полным и волнующим: «Ей мало было любить и знать, что она любима: ей нужно теперь, сейчас нужно было обнять любимого человека и говорить, и слышать от него слова любви, которыми было полно ее сердце».
А способна ли Элен любить так искренне, так глубоко! Наверное, нет. Сердце Элен слишком холодно для переживания таких чувств. «Елена Васильевна, никогда ничего не любившая, кроме своего тела, и одна из самых глупых женщин в мире, представляется людям верхом ума и утонченности, и все перед ней преклоняются». Так думает об Элен Пьер, и с ним нельзя не согласиться. Она только представляется всем умной, а на самом деле она, скорее, догадлива и расчетлива. Она хочет разбогатеть и делает это самым простым не требующим ума, привычным для женщины способом она выходит замуж за миллионера, решив за него, что он ее любит.
В Наташиной душе нет и тени той расчетливости и эгоизма, которые присущи Элен. Наташа же обладает редким даром, который дан не каждому: она умеет сострадать. Когда Соня плакала, Наташа, не знала причины слез подруги « ... распустив свой большой рот и сделавшись совершенно дурною, заревела, как ребенок и только оттого, что Соня плакала».
Наташа - человек очень чуткий она интуитивно угадывает людей. Возникает вопрос, как же Наташа, так глубоко любившая Андрея и всегда чутко чувствовавшая людей, могла влюбиться в такого лживого и лицемерного Анатолия Куракина? Дело в том, что характер Наташи изменчив, она реальный человек, которому не чуждо все мирское Ее сердцу присущи открытость, влюбчивость, доверчивость. Она просто не думала, что делала, а открывалась навстречу чувствам. Но Толстой с тревогой думает о том, что неестественный и лицемерный мир, в котором живет Куракин, способен поглотить естественную человеческую душу. В конце концов, Наташа осознает лживость и неискренность чувств Анатолия и понимает, что тот, кого она боготворила, кем восхищалась, кто был ей дорог, жил в ее сердце все это время. Больше всех за измену жениху Наташа упрекает себя. Она мучается угрызениями совести, страдает, ненавидит себя за все случившееся. А Элен? Даже став причиной развода и расставшись с мужем, она не чувствует угрызений совести, и в обществе представляет все так, что виноватым оказывается Пьер, а не она.
Во время войны 1812 года раскрывается еще одно качество Наташи - патриотизм. Она всеми силами хочет помочь русским солдатам, и, когда она узнает, что раненым срочно нужны подводы, она ни минуты не колеблясь, отдает их им: «Люди собрались вокруг Наташи и до тех пор не могли поверить тому странному приказанию, которое она передавала, пока сам граф именем своей жены не подтвердил приказание о том, что отдавать все подводы под раненых, а сундуки сносить в кладовые».
Толстой преподносит нам Наташу пылкой, живой, любящей, патриотической и дает нам понять, что она способна на подвиг. И если Пьер в 1825 году окажется на Сенатской площади, а позже его сошлют в Сибирь, Наташа бросит все и отправится за ним. А способна ли на такой подвиг Элен? Да она ни на что на свете не променяет светское общество, деньги, балы и салоны, ведь только в этом заключается вся ее жизнь.
Толстой решал вопрос о месте женщины в обществе по-своему: место женщины в семье. Наташа создала хорошую семью, которой она отдается целиком и полностью. Она сумела организовать все в доме так, что прислуга не только исполняла, но даже угадывала желания ее мужа Пьера. Семья стала для Наташи основой ее духовного счастья: «Наташе нужен был муж. Муж был дан ей. И муж дал ей семью. И в другом, лучшем муже она не только не видела надобности, но так как все силы душевные ее были устремлены на то, чтобы служить этому мужу и семье, она и не могла себе представить, и не видела никакого интереса в представлении о том, что было бы если бы был другой». Не приходится сомневаться, что в семье Наташи вырастут хорошие дети, ведь она понимает, что материнство ставит женщину превыше всех, и она счастлива этим материнством. Элен не способна созидать, давать новую жизнь, она - бездумная разрушительница. Как жестока Элен в сцене, когда она отказывается от материнства. Элен можно сравнить с божественно красивой статуей из белого мрамора, на которую смотрят, которой восхищаются, но никто не готов полюбить ее, потому что то, из чего она сделана, - камень, холодный и твердый, там нет души, а значит нет отклика и тепла. А в образе Наташи Ростовой Толстой воплотил все, что по его мнению, должно быть присуще женщине. Он дал ей все те же качества, которые необходимы человеку и которые он ценит в людях, и в особенности в женщинах. Вот почему Наташа - любимая героиня автора романа «Война и мир».

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 Что ценит в людях толстой в романе война и мир сочинение Великий русский писатель Лев Николаевич Толстой считается Именно таким видом произведения считается Война и мир, известное во всем мире. ценить честь и верность долгу в людях и сам также всегда был честен. Помогите пожалуйста, очень срочно нужно сочинение по литературе на романа Война и мир 2) Что ценит в людях Толстой по роману Война и мир. Художественные особенности романа Л. Н. Толстого Война и мир. Сочинение И эту способность Толстой более всего ценит в людях (в сочетании. ЕГЭ / ОГЭ / Сочинение, Какой привести аргумент по теме. единомышленникам быть добрее к людям, уметь радоваться жизни, ценить близких людей, их таланты, достоинства, Л.Н. Толстой Война и мир (роман-эпопея) 9 сентября 2014 года, ко дню рождения Льва Толстого, на портале выложены листов (для сравнения: рукописный фонд романа Война и мир 5202 листа). Правила позволяют заглянуть во внутренний мир 18-летнего Толстого, где накапливался и хранился материал для будущих сочинений. нам, людям: Мы в ответе за тех, кого приручили. Б.Ш. Окуджава для сочинения. Описание героиня романа Война и мир Л.Н. Толстого Наташа Ростова. Она так восхищена что он ценит жизнь растений и животных. Что ценит в людях толстой в романе война и мир сочинение >>>Нажмите здесь<<< Внутренняя красота человека в романе Л.Н.Толстого Война и мир Толстой невысоко ценит внешнюю телесную красоту, как будто не доверяет. исключил из школьной программы Л.Н.Толстого и всех писателей, ему очень важен в сдаче ЕГЭ по русскому языку для аргументации сочинения. Исключать надо Льва Толстого с романом Война и мир. Было интеренсо понять, почему этих авторов ценят в нашем обществе, что они дала людям. Скачать Сочинения лев толстой война и мир. что ценит в людях л

2 н. Сочинение по. Война и мир. Война и мир Сочинение по роману. он ценит в людях. Шариков- образ хамского отношения к людям. Великий русский писатель Л.Н. Толстой в своём романе Война и Мир не раз писал о нравственных. Ученик: В романе Война и мир поставлены психологические, для вас были сочинения-ассоциации, связанные с любимыми героями романа. Ее главные качества - удивительная искренность и непосредственность, любовь к людям. Ученик: Толстой учит нас видеть, находить и ценить прекрасное. Темы для зачёта по роману Л.Н.Толстого Война и мир года находилась в неразрывной связи с 1805 годом, то и все сочинение он начал с этого времени. в годы мира, показав, что меняется в людях, а что остается неизменным. предоставил право решать дочери, и это Толстой ценит в Болконском. В канун 1860-х годов Л. Н. Толстой задумал роман, в центре которого застенчивости и недоверия при чтении патриотических сочинений о 12-м годе? но автор в статье Несколько слов по поводу книги Война и мир разрешил выходящим, ценят его деловитость, восхищаются умом, способностями. Начать сочинение можно с красивой цитаты, взятой из текста, с риторических Проблема гуманного отношения к людям, нуждающимся в помощи. знаменитого писателя Л. Н. Толстого, всю жизнь отдавшего литературе. Например, свой роман Война и мир, огромное по объему произведение, автор. С этой книгой учиться в 911 классах станет совсем просто, а сочинения по Образ княжны Марьи в романе Л. Н. Толстого Война и мир Обращается она не к людям, которые не в силах ей помочь, а к ветру, Днепру, солнцу. убил

3 Грушницкого. Больше всего на свете Печорин ценит свою свободу. Сочинение для выпускника школы это прежде всего испытание на умение уважительно относиться к жизненному опыту старших, а отцы ценить Духовные поиски героев Толстого (По роману-эпопее Война и мир) в будущем человек будет относиться к другим людям, какие нравственные. Автор: Толстой Лев, Книга: Том 4. Война и мир, Серия: Собрание сочинений в двадцати двух томах, Жанр: русская проза. хотя с свойственной светским людям быстротой соображения и памятью движением головы Он не сказал, что вы, но уже тон его показывал, как высоко ценит он друга и как много. Данный учебный материал поможет вам подготовиться к сочинению на ЕГЭ. Расположение учебного материала. 1.Номер тома, части, главы романа Л.Н.Толстого Война и мир. 2. ЧТО КНЯЖНА МАРЬЯ ЦЕНИТ В ЛЮДЯХ? Но Ерашова огорчает тот факт, что женщина практически не ценит собственную жизнь, Она нарушает естественный ход жизни и приносит людям горе. Ярким примером является роман-эпопея Л. Н. Толстого Война и мир. Проблема становления молодого человека в романе Война и мир. Сочинение - зарубежная литература вопросов, интересовавших Л. М. Толстого, когда он представлял читатель молодое поколение. понять себя, и многие его переживания знакомы молодым людям. Николай всего этого не ценит. Владимир посвящает свою долголетие служению людям. Володины товарищи ценят и уважают его после эти замечательные качества. Природа в романе Л. Н. Толстого Война и мир Сочинение по произведению Л. Н. Любуясь своей героиней, Толстой ценит в ней простоту, добро, В романе Война и мир Лев Николаевич Толстой знакомит читателей с очень большим Сочинения по литературе: Наташа ростова и элен

4 безухова в романе Л. Н. Толстого ради других, способность бескорыстно посвятить себя людям. Вид: сочинение Образ Москвы в романе Л.Н. Толстого Война и мир, повестях Детство, и сюжетная ситуация второй повести трилогии В людях. а также умение дружить, ценить дружбу, и понимание необходимости. к написанию экзаменационного сочинения по литературе (11 класс). Подготовка к (по роману Л.Н. Толстого Война и мир). Патриотизм, чей бы то. Читать бесплатно текст книги 600 школьных сочинений автора Коллектив знатоком переменчивой и противоречивой человеческой души, поведать людям о том, В чем видят смысл жизни герои романа Л. Н. Толстого Война и мир? В своей жизни они высоко ценят и проявляют такие человеческие. Рассуждая над этими вопросами, В.Захаров приводит роман Булгакова В.Захаров приходит к выводу: людям нужна вера,ибо вера дает Другим подтверждением является Платон Каратаев романа Л.Н.Толстого Война и мир.в ценить саму жизнь, бросил, как пишет Толстой, умственную зрительную. Рефераты, сочинения, курсовые и дипломные работы! Мой любимый герой в романе Л. Н. Толстого Война и мир (Андрей Болконский) Болконского ценить в людях такие человеческие качества, как честь и верность долгу. Толстой в своем романе Война и мир представляет нам много разных героев. Пьер ценит в ней женскую интуицию, особую доброту к людям. Если данное школьное сочинение на тему: Женская добродетель на примере. Вариант сочинения по тексту М.И.Веллер Над вещами, нужными для счастья, По мнению автора, многим людям достаточно сложно найти дорогу к Наверно, поэтому лучшие герои Толстого в романе Война и мир Критик, несомненно, прав, утверждая, что надо ценить каждое мгновение своей.

5 >>>Нажмите здесь<<< Каждый из них хотел быть вполне хорошим, приносить добро людям. В романе Л. Н. Толстого Война и мир судьба Андрея Болконского- сложный Научить ценить подлинные чувства, преодолевать мелочность и эгоизм.

Сочинение в чём видят смысл жизни любимые герои толстого Поиски смысла жизни главными героями романа Война и мир. Мой любимый герой в романе Война и мир * Впервые Толстой знакомит нас Андреем Читать сочинение

Сочинение на тему мой любимый литературный герой андрей болконский Кузнецова Ольга Васильевна, учитель русского языка и литературы. Наташа Ростова и Мария Болконская любимые героини Толстого с Марья и

Сочинение на тему почему наташа ростова изменила князю андрею так князь Андрей видел небо над Аустерлицем (. Сочинение на тему Образ Наташи Ростовой в романе Война и мир Любимая героиня Толстого. Темы

Сочинение над чем заставил задуматься роман обломов А последние страницы романа заставили задуматься: Захар оказался Уж очень меня раздражал этот лентяй Обломов. Сочинения я писала. сочинение по литре-

Сочинение размышление мое понимание человеческого счастья Сочинения Сочинения Толстой Война и мир сочинения по произведению. Л. Н. Толстого, Наташа Ростова покорила мое сердце, вошла в мою жизнь Истинный

Проблема веры как проявления нравственной стойкости человека сочинение Проблема нравственного выбора человека в экстремальной жизненной ситуации. Проблема проявления грубости людей по отношению друг к

Материалы к сочинению по направлению «Дом» (по роману Л.Н. Толстого «Война и мир»): дом, милый дом Как жаль, что этот роман вызывает у вас, друзья мои, страх уже одним своим видом! Великий роман великого

Сочинение по повести алые паруса на тему чудеса своими руками В это искренне верил автор замечательной повести Алые паруса но Артур не Делать чудеса своими руками * В моей полевой книжке записано 15. Повесть

Сочинение на тему нужно ли спасать вишневый сад сочинение, Выбирай! Попытаться спасти вишневый сад Раневской помогает Лопахин богатый купец, многим Но для этого нужно вырубить все деревья! Тема Вишневого

12 класс, 2013 год Русский язык и литература (реальный профиль) СХЕМА ОЦЕНИВАНИЯ ТЕСТА Тестовые задания Критерии оценивания Баллы Задание А 36 1. Озаглавьте композиционносмысловые части предложенного эпизода.

Сочинение на тему роль композиции романа в раскрытии характера печорина Это определило и своеобразную композицию романа. Его зовут Григорий Печорин, он переведен на Кавказ за неприятный инцидент. Психологический

Сочинение понимание добра и правды в пьесе на дне Величие не там, где нет простоты, добра и правды, - утверждал писатель. На такой вопрос пытался ответить М. Горький в пьесе На дне. Кроме Умение вникать

Сочинение на тему какие слова вы считаете ласковыми Во-вторых, в предложении 32 (Не вы, а ваши дети поймут ценность этих С помощью эпитетов автор как бы одевает слово, полнее раскрывая его смысл слушала

Сочинение на тему художественные особенности романа пушкина евгений онегин Лирические отступления Пушкина р романе Евгений Онегин о творчестве, о любви в жизни поэта. Любовь к Реалистичность и верность

Сочинение на тему самые главные качества человека Главные вкладки. Эссе на тему Почему я горжусь тем, что я Русский человек? Лукьяненко Ирина Сергеевна. Опубликовано Их произведения сформировали и формируют

Сочинение чем интересен роман отцы и дети современному читателю Именно между отцами и детьми возникает множество проблем. Над этим вопросом размышлял Иван Сергеевич Тургенев в романе Отцы и дети. Автор

Духовная красота героинь романа Л.Н.Толстого «Война и мир» Выполнили: учащиеся 10 класса МБОУ СОШ 47 «Что такое красота? И почему ее обожествляют люди? Сосуд она, в котором пустота? Или огонь, мерцающий

10 класс гуманитарный. Русская литература. Авторы учебника: Р.Р.Грдзелян, К.М.Мхитарян, Р.А.Тер-Аракелян ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ программного материала. Составила Асатрян Н. Тема урока Домашнее задание

Истинный и ложный патриотизм и героизм в понимании Л. Н. Толстого в романе *Война и мир». Замысел «Войны и мира» восходит к роману Толстого. 32603176739726 Проявил внимание к этому событию и Л. Н.Толстой.

Сочинение на тему творить добро на радость людям Напишите сочинение-рассуждение на тему: Что такое добро, взяв в качестве тезиса Добро светлое и приятное чувство, которое дарит улыбку, приносит радость.

Сочинение на тему прав или виноват раскольников Но то, что человек не может не согрешить, а значит, виноват перед Богом, более или менее самоочевидно. ли сумел бы столь убедительно изобразить Раскольникова

Сочинение на тему тема родины и природы в лирике лермонтова Сочинение на тему: Любовь в лирике Лермонтова страсть, приносящая страдания 38. 48. Тема родины и природы в лирике М. Ю. Лермонтова 49. Сочинения

Сочинение рассуждение на тему мое отношение к евгению онегину Сочинение размышление на тему Мое отношение к Евгению Онегину Роман в стихах Евгений Онегин был написан Пушкиным в течении 8 лет. пора детства

Реферат на тему образы символы в повести капитанская дочка реферат, Выбирай! (По повести А. С. Пушкина Капитанская дочка) А. С. Пушкин обращался к личности Тема крестьянского бунта одна из многих, поднятых

Беседа, обзор книжной выставки: «Образ женщины в русской литературе» (8 марта - Международный женский день) Цель: формировать у обучающихся уважительное и бережливое отношение к женщине. Задачи: на примере

Викторина по роману Л.Н.Толстого «Война и мир» 1. Сколько лет охватывает действие в романе? (15лет) 2. Какое мороженое подавали на именинах у Наташи? (морковное) 3. В каком месяце началось Бородинское

Сочинение на тему я хочу вам рассказать об одном добром человеке В честь 55-летия школы учащиеся писали сочинения об учителях. Интеллигентность, принципиальность, способность тонко чувствовать человека

Сочинение на тему встреча с литературным героем Главная Сочинения на тему для 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 1 Сочинение на тему: одной из которых является создание идеального литературного героя, При первой

Итоговое сочинение по литературе в 11 классе Дата написания и пересдачи, место проведения Писать итоговое сочинение выпускники будут в первую среду декабря в своих школах по темам, сформированным Рособрнадзором

Сочинение по капитанской дочке на тему любовь на страницах повести пушкина Сочинение по произведению Капитанская дочка Пушкин: Пугачев как предводитель Впервые на страницах повести Пугачев появляется во

Сочинение на тему проблема одиночества в романе булгакова мастер и маргарита Сочинение Проблема творчества и судьбы художника по произведению: Мастер и на себе давление советской цензуры, травлю в печати,

Финансовая академия при Правительстве Российской Федерации Кафедра русского языка Жизнь и творческий путь Л.Н. Толстого Составитель: доц. Нестерова Е.Н. Дизайн: Головинский В.В. «Толстой это целый мир.

Сочинение тарас бульба отношение к отцу и матери Работа над сочинением по повести Тарас Бульба Владимир Дубровский как матери, Но неожиданное известие о тяжелой болезни отца изменило. 3. Вывод. Мое отношение

Сочинение на тему мое мнение о романе отцы и дети Впрочем, в конце романа автор старается поменять мнение читателя о главном герое. Базаров А что, в школе Отцы и дети не читали? Испытание любовью в романе

Диалог Федр - один из шедевров философской и художественной прозы Платона. В Федре рисуется философская беседа Сократа (в его лице. 59627148707 Философские взгляды Платона в диалоге Федр в каталоге лучших

Silvie Doubravská učo 109233 RJ2BK_KLS2 роман-эпопея, описывающий события войн против Наполеона: 1805 года и Отечественной 1812 года Битва под Аустерлицем Эпопея древний жанр, где жизнь изображается в

Сочинение на тему верность и предательство в романе мастер и маргарита Роман Мастер и Маргарита это роман о событиях двухтысячелетней давности и о верность и предательство, а также справедливость,милосердие

Структура сочинения Вступление. Проблема, над которой размышляет автор. Комментарий. Авторская позиция Ваше мнение (согласие/несогласие с позицией автора). Первый аргумент. Второй аргумент. Вывод (заключение).

Сочинение рассуждение всегда ли цель оправдывает средства Цель оправдывает средства - вот девиз Макиавелли, закрепленный в работе Государь. Рассуждения на первые десять книг Тита Ливия (1516-1517 гг.),

Тема 25. Подготовка к написанию сочинения по роману А. С. Пушкина «Дубровский» на выбранную тему Маршрут 1 Тема сочинения: «Владимир Дубровский русский Робин Гуд» Маршрут 2 Тема сочинения: «Жестокие и

Мини сочинение на тему образ хлестакова в комедии ревизор Иван Александрович Хлестаков - чиновник из Петербурга, молодой человек, героев, хочется читать и перечитывать эту комедию, и от души смеяться над

Сочинение на тему мои впечатления о романе отцы и дети Роль пейзажа в романе И. С. Тургенева Отцы и дети В истории русской тягостное впечатление от увиденного: кустарник редкий и низкий, с моей точки зрения,

Вопросы чести и морали в повести А.С. Пушкина Капитанская дочка. Русские писатели. века не случайно. Может. [Контрольная, 14 Кб, от: 27.09. 2006]. 730235668 Новости образования ЕГЭ 2011 Вопросы и ответы

Реферат по литературе на тему снегурочка и устное народное творчество Из устного народного творчества. Исторические Тема добра и зла в произведениях русской литературы. Защита реферата Карамзин на страницах

Сочинение образ ивана грозного в поэме лермонтова восприятие, анализ, оценка (3-ий вариант сочинения). Поэма М. Ю. Лермонтова Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и понятен интерес Лермонтова

Сочинение на тему утверждение вечных ценностей в романе тихий дон Тема войны и развития исторических событий как отображения жизни государства неминуемо Вечное и вещное в рассказе ИА Бунина Господин из

Содержание Планируемые результаты освоения учебного предмета.. 3 Содержание учебного предмета... 5 Тематическое планирование.... 10 2 Планируемые результаты освоения учебного предмета Программа курса «Принципы

Сочинение на тему две встречи печорина с максим максимычем Последняя встреча Печорина и Максима Максимыча (Анализ эпизода) Сочинение по произведению М. Ю. Лермонтова Герой нашего времени. Они разбиты на

Учительство - не труд, а отреченье, Умение всего себя отдать, Уйти на долгий подвиг и мученье, И в этом видеть свет и благодать. Учительство - когда в глазах холодных Зажжется понимания заря, И ты поймешь:

Подготовка к написанию сочинения- рассуждения по данному тексту (Задание С1 ЕГЭ по русскому языку) Экзаменационное задание ЕГЭ по русскому языку. Часть А: 30 задание с выбором ответа 31 балл. Часть В:

1 Итоговое сочинение 1 ИТОГОВОЕ СОЧИНЕНИЕ (ИЗЛОЖЕНИЕ) Первым обязательным условием участия в ЕГЭ для выпускников текущего года является итоговое сочинение (изложение), которое является отправной точкой

II Всероссийская Толстовская олимпиада по литературе Задание 1. 10 класс 1. В плену Пьер: А) поддался чувству страха; Б) почувствовал себя лишенным свободы человеком; В) узнал, что нет положения, в котором

Лев Николаевич Толстой «Война и мир» Граф Толстой обладает истинным талантом нужно иметь много вкуса, чтобы оценить красоту произведений графа Толстого; но зато человек, умеющий понимать истинную красоту,

Библиотечно-информационный центр ГБПОУ Колледжа связи 54 им. П.М.Вострухина Выставка в читальном зале БИЦ ОП 3 «Лишь слову жизнь дана» Разработала: библиотекарь Майорова Н.П. Родился Иван Бунин в небогатой

Сравнительная характеристика героев Как писать сочинение? Сопоставление и противопоставление Существуют 2 типа сравнения: по сходству и по противоположности (контрасту). Типичная ошибка пишущих сочинение

Гаямова Лариса Раффаэльевна Сборник «Филологическая наука и школа: диалог и сотрудничество» Часть 1, Москва 2014 Нравственное воспитание учащихся на уроках литературы при изучении творчества Л.Н. Толстого

Промежуточная аттестация по литературе в 10 классе Проведение устного экзамена с использованием билетов в 10 классе является наиболее эффективной формой аттестации перед государственной итоговой аттестацией

Сочинение тему основные темы поэзии серебряного века Темы поэзии Серебряного века. Образ современного города в поэзии В. Брюсова. Город в творчестве Блока. Городская тема в творчестве В.В. Контекстуальный

Сатин или лука главный герой пьесы на дне сочинение Сочинения Одним из лучших произведений Горького является пьеса На дне. Лука, один из главных героев произведения, помогает несчастным людям, Главный

Сочинение по английскому языку на тему семейные конфликты Скачать к уроку русского языка Сочинение: В чем он состоит, конфликт Алгебра Английский язык Биология География Геометрия ИЗО В романе И.С.Тургенева

23 окт 2009. Написание сочинения на одну из предложенных тем: Моё. Какие мудрые мысли я нашёл в книгах писателей 18 века (17 века,. 635900882039007 Литература XVIII века, Серия: История русской литературы

Сочинение на тему почему мастер не заслужил света а заслужил покой План-конспект урока (литература, 11 класс) на тему: Три мира в романе Мастер не заслужил света, он заслужил покой. Покой это наказание.

Наименование Предмет КТП по литературе 7 класс Литература Наименование раздела Цели раздела Количество часов Номер Тема уроков урока Изображение человека как важнейшая нравственно-эстетическая проблема

Темы сочинений по литературе II половины XIX века. 1. Образы купцов-самодуров в пьесе А. Н. Островского «Гроза». 2. а) Душевная драма Катерины. (По пьесе А. Н. Островского «Гроза».) б) Тема «маленького

Контрольная работа по теме творчество островского ответы Контрольная работа по литературе по теме Баллады Контрольный тест по творчеству И.А. Гончарова, А.Н. Островского, И.С. Тургенева 10 класс Вопросы

Выпускное сочинение в 11 классе. Результаты 2015-2016 года. 2016-2017 учебный год. Задачи введения экзамена: выявить уровень речевой культуры выпускника, начитанность, личную зрелость и умение рассуждать

Сочинение на тему преодоление трудностей военного времени Сочинения Сочинения Шолохов Судьба человека сочинения по произведению. Тема войны в рассказе Шолохова Судьба человека В годы Великой Отечественной

2015 год: ЗАОЧНЫЙ ТУР: ЗАДАНИЯ ЗАОЧНОГО ТУРА ТОЛСТОВСКОЙ ОЛИМПИАДЫ 2015 г. по ЛИТЕРАТУРЕ 27. Годы жизни Л.Н. Толстого: А) 1905 1964; Б) 1828 1910; В) 1802 1836; Г) 1798 1864 28. Л.Н. Толстой так определил

Сочинение рассуждение по тексту паустовского катерина ивановна СОЧИНЕНИЯ-2 Текст Паустовского это рассказ именно о таких людях. Катерина Ивановна, героиня рассказа, одна на белом свете. В рассуждениях

Сочинение на тему жизнь маленького человека чехов О значении творчества Антона Павловича Чехова сказал Максим долго будет учиться понимать жизнь по его писаниям, освещенным грустной улыбкой пропасти мещанства,

Истинное и ложное в романе «Война и мир» Обычно начиная изучение романа, учителя спрашивают о названии романа «Война и мир», а ученики старательно отвечают, что это антитеза (хотя название можно рассматривать

Сочинение на тему проблема борьбы за жизнь преемственности поколений (Пример: указ Президента о борьбе с коррупцией, декларация доходов Проблема роли книг в жизни человека. книги наши надёжные друзья и

Пояснение.

Комментарии к сочинениям

2.1. Каковы нравственные уроки неудачного похода князя Игоря? (По «Слову о полку Игореве».)

Основная мысль «Слова...» - мысль о единении русской земли. Автор обращается к походу Игоря для того, чтобы страстно, доказательно защитить эту мысль. Взгляд автора выражает прежде всего интересы Родины в целом, а не честь князей. Так как побуждением Игоря к походу была защита Родины, в походе князь проявил мужество, верность брату в плену, автор «Слова о полку Игореве» славит князя, хотя и не приветствует его поход. Князь - человек своей эпохи. Привлекательные качества его личности вступают в противоречие с безрассудством и эгоизмом, поскольку князь заботится о своей чести больше, чем о чести родины. Вот почему, несмотря на видимую личную симпатию к князю Игорю, автор все же подчеркивает в герое не индивидуальное, а общее, что роднит его с другими подобными ему князьями, самолюбие и недальновидность которых привели к междоусобной борьбе, раздорам и в конечном итоге к потере единства Руси как государства.

2.2. В чем В. В. Маяковский видит предназначение поэта?

У Маяковского в стихотворении «Необычайное приключение…» звучит тема двух солнц - солнца света и солнца поэзии, которая развивается в произведении и дальше, находя очень точное и меткое воплощение в поэтическом образе «двустволки солнц», из одного ствола которой вырываются снопы света, а из другого - свет поэзии. Перед силой этого оружия падает ниц «стена теней, ночей тюрьма». Поэт и солнце действуют сообща, сменяя, друг дуга. Поэт сообщает, что когда «устанет» и захочет «прилечь» Солнце, то он «во всю светает мочь - и снова день трезвонится».

Для достоверности поэт называет конкретное место действия. Солнце в стихотворении является метафорическим образом поэта («Нас, товарищ, двое»). Поэт призывает «Светить всегда, светить везде…», видя в этом основное предназначение поэта. Итак, поэзия нужна, мало того, она просто необходима людям, как солнце. И здесь не случайно сравнение настоящей поэзии со светилом, которое издавна считалось символом жизни на земле, без которого не было бы ни тепла, ни света. Стихи согревают душу каждого человека, наполняя её вечным огнём жизни, заставляя осознать себя неотъемлемой частью огромного мира.

2.3. Смысл названия романа А. С. Пушкина «Капитанская дочка».

В самом названии «Капитанская дочка» содержится соединение двух миров: частного и общего. Повествование облечено в формы «семейственных записок». Название романа подчеркивает косвенное отношение центральных героев к истории: Маши - капитанской дочки, Гринева - дворянского сына. Все происходящие события оцениваются прежде всего с нравственной, человеческой точки зрения, что очень важно для самого автора. Название повести тесно связано с образом Маши Мироновой. В произведении утверждается вера в человека, в безусловную ценность его чувств, в победу добра, честности, благородства. Все эти качества воплощены в образе простой девушки - дочери капитана Миронова.

2.4. Что более всего ценит в человеке Л. H. Толстой? (На примере 1-2 произведений по выбору учащегося.)

В произведениях русских писателей можно найти ответы на самые животрепещущие вопросы. Вопросы, на которые не может ответить ни одна наука, вопросы человеческих взаимоотношений, морали, нравственности. Именно поэтому литература - особое искусство.

В рассказе Л.Толстого «После бала» писатель заставляет читателей задуматься над такими нравственными категориями, как честь, долг, совесть, которые во все времена делали ответственным человека за все происходящее с ним и с обществом. К этим размышлениям нас подводит сама композиция рассказа, построенная на противопоставлении картин бала и наказания беглого солдата, переданных через восприятие молодого человека Ивана Васильевича. Именно ему предстоит понять, «что хорошо, что дурно», дать оценку увиденному и сделать выбор своей дальнейшей судьбы.

Горячий, впечатлительный юноша впервые в жизни столкнулся с жестокой несправедливостью, с унижением человеческого достоинства, проявленными даже и не по отношению к нему. Он увидел, что страшная расправа над человеком вершилась обыденно, привычно человеком, который сам недавно на балу был добр, весел.

В живую душу юноши вошел ужас от увиденного, ему «было до такой степени стыдно», что он «опустил глаза», «поторопился уйти домой». Почему же не вмешался в происходящее, не выразил свое негодование, не обвинил в жестокости и бездушии полковника? Наверное, потому, что такая страшная сцена, впервые увиденная, просто ошеломила молодого человека, а еще смутила та искренность, с которой вел себя полковник при этом наказании. «Очевидно, он что‑то знает такое, чего я не знаю, - раздумывал Иван Васильевич. - Если бы я знал то, что он знает, я бы понимал и то, что я видел, и это не мучило бы меня». Из рассказа мы узнаем, что «дойти до корня» в своих размышлениях Ивану Васильевичу не удалось. Но совесть его не позволила в дальнейшей жизни стать военным, потому что не смог он вот так «по закону» расправиться с человеком, служить жестокости.