Музей панорама бородинская битва описание. Панорама Бородинского сражения

Музей-Панорама “Бородинская битва” вот уже 50 лет стоит в конце Кутузовского проспекта. Очень лаконичное по своей архитектуре здание, не красивое, скорее утилитарное, было возведено в 1962 году к 150-летнему юбилею Бородинской битвы.

Необычная круглая форма подчинена назначению здания – экспозиции колоссальной картины-панорамы, написанной в свою очередь к 100-летней годовщине Бородинского сражения. Авторы проекта – советские архитекторы Корабельников, Кузьмин и Кучанов и инженер Аврутин. При проектировании они использовали рекомендации самого Ф.А. Рубо, данные им при постройке первоначального здания панорамы.

Панорама Ф.А.Рубо

Стоп! Вот с этого и надо было начинать! Ведь главное здесь – именно панорама, написанная Францем Алексеевичем Рубо, замечательным художником, французом по происхождению, немцем по языку и настоящим русским человеком по духу. Франц Рубо родился в 1856 г. в Одессе в семье книготорговца из Марселя Алекса Рубо. В раннем детстве Франц проявил интерес к рисованию и в девятилетнем возрасте был определен в Одесскую школу рисования и черчения. В 1877 году поступил в Баварскую королевскую академию художеств в Мюнхене.

Учителем Рубо стал известный художник-баталист Йозеф Брандт. Во время каникул Франц постоянно ездил в Россию, путешествовал по Кавказу и Средней Азии. В 80-х гг. XIX века Рубо написал 19 больших полотен для “Храма Славы” в Тифлисе. Для выполнения этого заказа художник внимательно изучал историю кавказских войн, написал множество этюдов, включая целую портретную галарею кавказских горцев.

В 1889 году Франц Алексеевич уже был достаточно известен.

Императорское общество поощрения художеств организует его первую персональную выставку. Для этой выставки Рубо специально написал несколько полотен, в том числе представленный в музее “Бородинская панорама” “Живой мост”.

Ф.А.Рубо. “Живой мост”

Этот эпизод никак не связан с Наполеоновскими войнами, он взят из истории персидского похода. Полковник Карякин, бывший во главе небольшого отряда русских войск, отступал к крепости Мухрат. На пути его солдат встретилась глубокая расщелина, через которую было невозможно переправить орудия. Бросить пушки означало отдать их неприятелю и покрыть себя несмываемым позором. Тогда один из солдат спрыгнул на дно расщелины. Его примеру последовали другие и, встав друг другу на плечи, своими телами сложили мост. По нему-то и удалось переправить пушки.

После выставки Рубо начинает создание своей первой большой панорамы. Она была посвящена ключевому событию Кавказских войн – штурму оплота Шамиля горной крепости Ахульго.

Эта панорама сохранилась в виде 4-х фрагментов, находящихся в скверном состоянии, поскольку в 1924 году она пострадала от наводнения, а затем была передана в Дагестанский музей, где отсутствовали условия для ее реставрации.

Ф.А.Рубо. “Оборона Севастополя”

В 1901 году художник получил официальный заказ на создание панорамы “Оборона Севастополя”. Над ней Франц Алексеевич работал около 3 лет. В мае 1905 года панорама была представлена публике, а с 1909 помещена в специальное здание в Севастополе. Летом 1942 года незадолго до падения Севастополя здание панорамы загорелось от фашистской авиабомбы. Защитники города разрезали панораму на 86 кусков и вывезли из города на военном корабле. После войны все части были вновь соединены и возвращены в Севастополь.

Во время работы над этой панорамой Рубо узнал об избрании его профессором Петербургской академии художеств, а через несколько лет мастер был избран академиком и награжден орденом св. Анны 2-й степени.

Ф.А.Рубо. Панорама “Бородинская битва”

В 1909 году в России начинается подготовка к празднованию 100-летнего юбилея Бородинской битвы. Ф.А.Рубо предлагает написать панораму, посвященную подвигу русского народа в войне 1812 г. Идея была поддержана на и Высочайшем уровне и среди российской общественности.

Первоначально художник хотел изобразить на панораме последовательные события с 10 до 12 часов 7 сентября. Однако комиссия по проведению торжеств предложила другой сюжет: кульминационный момент битвы, падение Семеновских флешей и массированные атаки наполеоновской кавалерии. На изменение сюжета повлияла внешняя политика – это было время создания и упрочения Антанты – Русско-французского военного союза, к которому позже присоединилась Великобритания.

Франц Рубо жаловался: “Я пишу панораму для русских, а меня заставляют писать торжество французов.”

Подготовительные работы – изучение источников, знакомство с местностью, написание эскизов заняли два года, сама же панорама была написана за 11 месяцев. Для ее экспозиции был построен временный деревянный павильон.

Летом 1912 года здание было закончено, панорама размещена и художник смог с удовлетворением отметить, что она (панорама) удачна и лучше севастопольской. оказалась последней в творчестве мастера. В 1913 году он уехал в Германию, полагая, что на время, а оказалось, что навсегда. Начавшаяся I Мировая война, затем Октябрьский переворот вынудили художника остаться в Европе. Он, будучи французом по национальности, долгое время живший в Германии, всегда считал себя русским художником.«…я родился и жил более 22 лет в России, где получил свое образование, я исключительно пишу картины из русского быта и русской боевой жизни, по всем этим признакам меня следует считать русским художником». В Европе Рубо не удалось написать ничего, хотя бы близкого по художественной ценности к .

Франц Алексеевич умер в 1928 году в Мюнхене. Его художественное наследие включает более 200 живописных работ и множество эскизов и рисунков.

История самой панорамы оказалась гораздо более драматичной, чем история ее создателя. После Октябрьского переворота большевики передали здание панорамы вместе с картиной Ф.А.Рубо электротехническому училищу. Здание стали использовать для собраний и митингов и к весне 1918 года оно пришло в полную негодность. Полотно сняли, накатали на деревянный вал и почти 40 лет оно хранилось в совершенно неприспособленных помещениях – под сценой в Нескучном саду, в подвале собора Александра Невского (позже разрушенного), на складе сада “Эрмитаж”. Учитывая пренебрежительно-нигилистское отношение коммунистов к отечественной истории, можно считать чудом, что полотно вообще сохранилось. В 1939 году сам Игорь Грабарь признал невозможность его реставрации. Однако в 50-е гг. XX века художники студии батальной живописи им. Грекова смогли восстановить полотно. При этом было реставрировано около 150 м2 батальных сцен и примерно 500м2 неба. 18 октября 1962 года Музей-панорама вновь открыла двери перед своими гостями

Музею Бородинская панорама посвящены ещё темы.

В 1912 г. Россия готовилась торжественно отметить столетнюю годовщину Отечественной войны 1812 г. К юбилею выдающимся баталистом, академиком живописи Францем Алексеевичем Рубо по заказу императора Николая II была создана панорама «Бородинская битва». На грандиозном полотне (длина 115 м, высота 15 м) художник изобразил один из самых напряженных моментов 15-часового Бородинского сражения 12 часов 30 минут дня, после ранения князя Петра Багратиона. Сочетание кругового полотна с примыкающей к нему трехмерной экспозицией призвано создать у зрителя ощущение присутствия в самом центре событий. Ф. А. Рубо к тому времени являлся автором двух батальных панорам «Штурм аула Ахульго» (1890) и «Оборона Севастополя» (1905), с 1903 года возглавлял батальную мастерскую Петербургской Академии Художеств. Торжественное открытие панорамы «Бородинская битва» состоялось 29 августа 1912 г. в Москве в специально построенном деревянном павильоне на Чистопрудном бульваре, где она и размещалась до 1918 г., когда павильон был демонтирован, а полотно панорамы скатано в вал. В 1948 году было принято решение о восстановлении панорамы, которое проходило под руководством известных художников Э. Грабаря и П. Корина.


Музей-панорама «Бородинская битва» был открыт в 1962 г., к 150-летию Отечественной войны 1812 года, в построенном новом здании на Кутузовском проспекте напротив Поклонной горы. Расположенный в центре Москвы, на территории бывшей деревни Фили, музей-панорама «Бородинская битва» сегодня является центром историко-мемориального комплекса, посвященного Отечественной войне 1812 года. Комплекс начал складываться в конце XIX в., когда в 1883 г. офицеры Гренадерского корпуса в память о событиях 1812 года установили верстовой столб со Смоленской дороги на месте сгоревшей избы Военного совета в Филях. Сама «Кутузовская изба» была восстановлена силами Общества хоругвеносцев Храма Христа Спасителя в 1887 году. В 1912 г., в год столетнего юбилея войны, рядом с избой была возведена часовня Архистратига Михаила в память генерал-фельдмаршала М. И. Голенищева-Кутузова. В 1958 г. перед Кутузовской избой был установлен бронзовый бюст М. И. Кутузова работы скульптора Н. В. Томского. В 1968 г. на Кутузовском проспекте, между Поклонной горой и музеем-панорамой установлена Триумфальная арка (автор О. И. Бове), изначально сооруженная на площади Тверской Заставы в 1829–1834 гг. Увенчал единый историко-мемориальный комплекс памятник Героям Отечественной войны 1812 года работы скульптора Н. В.Томского, установленный перед зданием музея в 1973 г.




Создание Бородинской панорамы выдающийся творческий подвиг Рубо. Патриотическая возвышенность темы и совершенство исполнения делают панораму выдающимся художественным произведением, шедевром мирового батального искусства. П. Д. Корин Фрагменты Бородинской панорамы и комментарии к ним из книги «Бессмертен тот, Отечество кто спас…: Михаил Илларионович Кутузов» (М.: Мысль, С. 158 – 171)


Перед нами полуразрушенная деревня Семеновское, у которой в момент изображаемых событий развернулись самые ожесточенные бои. От артиллерийского обстрела вспыхнули пожары. В центре композиции этого фрагмента панорамы Д. С. Дохтуров, только что прибывший на левый фланг русской позиции в деревне Семеновское на смену тяжелораненому П. И. Багратиону. Дохтуров стоит на переднем плане картины у барабана рядом с горящей избой. Взгляд его устремлен вперед, не противоположный берег Семеновского ручья, откуда приближается неприятельская пехота. Рядом с Дохтуровым его адъютант и офицер Ахтырского гусарского полка. Офицеры атакующих Московского и Харьковского гренадерских полков приветствуют командующего. За горящими избами расположились войска, которые более шести часов сражались на Семеновских флешах. Впереди этой группы на белом коне генерал П. П. Коновницын. После ранения Багратиона он остался на левом фланге старшим в чине. Со свойственным ему хладнокровием Коновницын успел собрать войска, отвести пушки и задержать неприятеля. Сейчас войска под его командованием готовятся снова вступить в бой. Далее за ними заняли позиции спешенные драгуны Харьковского и Черниговского полков и артиллерийский резерв.


По приказу Д. С. Дохтурова через полуразрушенную горящую деревню Семеновское в атаку спешат гренадеры Московского и Астраханского полков. Успешным действиям пехоты на этом участке во многом содействовала легкая артиллерийская рота полковника Козена, которая расположилась вдоль Семеновского ручья. Справа, на втором плане, видна французская кавалерия кирасиры (тяжелые всадники) генерала Нансути. Кирасиры имели задание обойти Семеновское справа и выйти в тыл его защитникам. Но на их пути встали в боевом каре лейб-гвардии Измайловский и Литовский полки. Тесно прижавшись друг к другу и выставив вперед штыки, гвардейцы простояли на поле 6 часов. Потеряв почти половину своего состава, они отбили все три неприятельские атаки.


Линия фронта в момент изображаемых событий проходит по Семеновскому оврагу, часть которого хорошо видна на переднем плане картины. Через овраг идут в контратаку русские воины сводной гренадерской дивизии. По дощатому мосту и вброд они переходят Семеновский ручей и там вступают в рукопашную схватку с неприятелем. На втором плане изображены атакующие части французского кавалерийского корпуса генерала Нансути, которых впереди ждут построенные в каре лейб-гвардии Измайловский и Литовский полки (см. предыдущий кадр). «Полки лейб-гвардии Измайловский и Литовский в сем сражении покрыли себя славою в виду всей армии. Быв атакованы три раза неприятельскими кирасирами и конными гренадерами, стояли твердо и, отразив их стремление, множество из оных истребили». М. И. Кутузов «Неприятель, усиля свои фронты новыми подкреплениями, сделал на полки 3-й дивизии, близ их стоявшие, сильную кавалерийскую атаку, которая при всей стремительности своей осталась вовсе не удачною. Удар выдержан был с отчаянным мужеством и стоил неприятелю страшной потери». П. П. Коновницын


Французская артиллерия, расположившаяся вдоль Семеновского оврага, поддерживает огнем атаку кирасир на боевые порядки Измайловского и Литовского полков. На переднем плане в атаку идет французская пехота под командованием генерала Фриана, их передовые отряды контратакуют переправляющиеся через ручей и овраг русские гренадеры. На втором плане, за пехотой Фриана, видны два русских укрепления Семеновские (Багратионовские) флеши. Здесь недавно гремели ожесточенные бои. Об этом свидетельствует множество павших воинов и лошадей. В момент изображаемых событий флеши заняты французскими войсками.


На фрагменте изображены французские позиции. На переднем плане французская артиллерия генерала Сорбье, расположившаяся вдоль Семеновского оврага, которая поддерживает огнем атаку кирасир генерала Нансути и пехотной дивизии генерала Фриана. Конная батарея только что подошла к самому краю Семеновского оврага, артиллеристы разворачиваются, на ходу отцепляют орудия от передков, подносят снаряды, заряжают пушки, некоторые уже ведут огонь по русским позициям. На заднем плане слева видна оставленная русскими войсками правая Семеновская флешь. Правее флеши на опушке леса стоят остатки корпусов маршалов Даву и Нея, отошедшие сюда после боя за Семеновские флеши. Эти корпуса понесли огромные потери. Не случайно Семеновские флеши называли «могилой французской пехоты».


На фрагменте изображены французские позиции. На переднем плане левый край разворачивающейся французской артиллерии генерала Сорбье. На заднем плане, правее корпусов маршалов Даву и Нея, видна Старая гвардия Наполеона. Она стоит слева от Шевардинского редута (изображен на следующем фрагменте панорамы). Вместе с Молодой гвардией (которая располагалась справа от редута), Старая гвардия являлась последним, личным резервом французского императора. На многочисленные просьбы маршалов и генералов ввести их в бой Наполеон отвечал, что не может жертвовать последним резервом в восьмистах льё от Парижа.


На втором плане фрагмента у леса видна возвышенность. Это Шевардинский редут. 24 августа здесь героически сражались войска, возглавляемые генералом А. И. Горчаковым. В день Бородинского сражения в районе редута располагался командный пункт Наполеона. Он изображен вдали слева на белом коне. За императором его свита. Справа от редута вдали Молодая гвардия. Со всех сторон к Наполеону и от него мчатся гонцы с сообщениями о ходе сражения и приказаниями войскам. В этот момент Наполеону уже докладывают о появившихся в тылу его армии кавалеристах Уварова и казаках Платова. Через некоторое время он будет вынужден лично отправиться на левый фланг для выяснения обстановки. На переднем плане наступающая кавалерия Латур-Мобура (саксонские и вестфальские кирасиры). Она наносила удар справа по деревне Семеновское одновременно с наступающей слева конницей Нансути. За вводом в бой кавалерии на этом участке наблюдает неаполитанский король маршал Мюрат командующий резервной кавалерией в армии Наполеона. Он изображен у обочины дороги на светло-сером коне, в головном уборе с высоким плюмажем из страусовых перьев.


Стройными рядами идут в атаку кирасиры корпуса Латур-Мобура. Перед Семеновским оврагом строй конницы нарушается, сбивается наступательный порыв. Расположение русской армии создавало дополнительные трудности для атак неприятеля, особенно кавалерийских частей. На опушке леса итальянская гвардия. За рекой Колочь командующий 4-м корпусом наполеоновской армии вице-король Италии Е. Богарне со свитой. Его войска готовы по первому приказу двинуться в атаку на центральные русские укрепления батарею Раевского. «Наполеон, считая наш центр достаточно ослабленным, надеялся сокрушить его решительным ударом: огромные массы неприятельских войск, как грозные тучи, облагали нашу позицию… Но в этот момент предложенная атака неприятеля была приостановлена смятением в войсках вице-короля, оставленных у Бородина за Колочью… Причиною этой тревоги была атака генерала Уварова на левое крыло неприятельской армии». М. И. Богданович


Кирасиры корпуса Латур-Мобура выбираются на берег Семеновского оврага, чтобы вступить в бой с русскими кирасирами Бороздина 2-го. На втором плане на боевые порядки русской армии наступают уланы генерала Рожнецкого. Фрагмент представляет левую часть эпизода, известного как «Кавалерийский бой во ржи».


На нескошенном ржаном поле в жестокой схватке сошлись саксонские кирасиры и русские кирасиры полка Бороздина. На втором плане за кирасирами драгуны Киевского и Новороссийского полков контратакуют улан генерала Рожнецкого. После нескольких часов упорного боя на этом участке неприятель был вынужден отступить. На заднем плане село Бородино. Сюда рано утром Наполеон обрушил один из первых своих ударов. В момент изображаемых событий село находится в руках французов. Все село сгорело, осталась лишь церковь Рождества Христова, силуэт которой виден на картине. Построенная в 1701 году, эта церковь сохранилась до наших дней и является единственным материальным свидетелем битвы. Правее села Бородина, в пороховом дыму батарея Раевского, центральное укрепление русской армии. Французы назвали его «редутом смерти». Склоны усеяны телами. К этому времени защитники отбили уже две неприятельские атаки. В изображенный момент батарею защищает 24-я пехотная дивизия генерала Лихачева. Неприятель готовится к третьей атаке на батарею, защитники к контратаке.


Воспользовавшись замешательством, вызванным атакой в тыл французам казаков М. И. Платова и кавалеристов Ф. П. Уварова, которое задержало третью атаку на батарею Раевского почти на два часа, Кутузов направил к Курганной высоте свежие войска. На заднем плане слева видно, как на помощь защитникам батареи спешат Волынский и Тобольский полки. Правее батареи Раевского группа военачальников русской армии: впереди командующий центром и правым флангом М. Б. Барклай-де- Толли, за ним командир 7-го пехотного корпуса Н. Н. Раевский, генерал- квартирмейстер К. Ф. Толь и исполняющий обязанности начальника штаба Л. Л. Бенигсен. На переднем плане спешат в атаку кирасиры бригады Н. М. Бороздина, справа в зеленом мундире и треуголке с белым плюмажем сам генерал-майор Н. М. Бороздин. На заднем плане справа деревня Горки, где находился командный пункт М. И. Кутузова. Все 15 часов битвы главнокомандующий находился на командном пункте, спокойно и уверенно руководя действиями своих войск.


На переднем плане фрагмента левый фланг атакующих кирасир бригады генерал-майора Н. М. Бороздина, за ними идут в атаку ахтырские гусары и астраханские кирасиры. На заднем плане располагаются резервы русской армии. Слева, рядом с деревней Горки, где находился командный пункт фельдмаршала Кутузова, выстраиваются в боевой порядок 2-й и 3-й кавалерийские корпуса генерал-майора Ф. К. Корфа. Справа стоят в резерве лейб- гвардии Преображенский и Семеновский полки. Резервы должны быть сберегаемы сколь можно долее, ибо тот генерал, который сохранит еще резервы, не побежден. М. И. Кутузов


На втором плане фрагмента, слева, близ опушки леса, видна деревня Князьково, около которой в день сражения находился один из главных перевязочных пунктов русской армии. Здесь героически трудились военные лекари, оказывая первую медицинскую помощь раненым. По проселочной дороге на перевязочный пункт направляются повозки с ранеными. На последней, запряженной тройкой лошадей, везут тяжелораненого П. И. Багратиона. Повозка проезжает мимо стоящих здесь в резерве конногвардейцев и кавалергардов. Они застыли в четком строю, отдавая честь любимому командиру.




Характеризуя момент сражения, изображенный на панораме, консультант Ф. А. Рубо генерал-лейтенант Б. А. Колюбакин писал: «В это время развернулись наиболее яркие и характерные события: время наибольшего участия наших войск, наибольшее участие конницы, участие почти всей нашей гвардии». Хотя на панораме показано всего несколько эпизодов, художнику удалось отразить весь драматизм сражения, героическую борьбу русских солдат. К 200-летию победы над Наполеоном на официальном сайте музея- панорамы «Бородинская битва» ведется работа над созданием виртуального музея, который будет доступен всем пользователям интернет. Адрес сайта Виртуальный музей



Музей-панорама «Бородинская битва» — это, пожалуй, единственное место в Москве, и даже во всей России (а возможно и в мире), где можно увидеть в таком масштабе, в полном развороте, Бородинское сражение 1812 года.
В музее собраны коллекции: живописи, эстампа, рисунка, фарфора и др. — ознакомление с которыми позволяет прикоснуться к атмосфере начала 19 века.
Вы получите максимальное удовольствие, если хотя бы немного знакомы с историей России данного периода. А если вы собираетесь прийти в музей с детьми, приготовьтесь к тому, чтобы взять хорошего экскурсовода, так как в противном случае детям, особенно младше десяти лет, будет несколько скучно.

Мое посещение музея-панорамы «Бородинская битва» совпало с Днем бесплатных посещений музеев на Рождество.

В этот день мерзли и кутузовцы, и французы, и все, кто стоял в очереди и пытался взять музей штурмом.

Кутузов гордо возвышался над нами и молча наблюдал за происходящим.

Бравые офицеры охраняли покой полководца.

Грозные пушки, наводящие ужас на врага.

Чтобы не терять времени в очереди и немного согреться, я решила обойти вокруг музея и осмотреть местные достопримечательности.

Часовня Архистратига Михаила

Братская могила воинов — героев отечественной войны 1812 года.

«Кутузовская изба»

Бюст М.И.Кутузова

В этой избе состоялся Военный совет в Филях

Военный совет в Филях. А.Клименко с оригинала А.Д.Кившенко 1880 года 1889 год (картина из зала музея).

И вот, наконец-то, я в музее.

Горожане 1812 года встречают посетителей в просторном вестибюле музея.

Первый экспонат музея.

Великие полоководцы:

М.Б.Барклай де Толли

П.И.Багратион

Карта, представляющая Европу по новейшему разделению. А.Савинков, Санкт-Петербург. 1812 год

«Три головы под одним шутовским колпаком или триумвират сумашедших» (Александр I, Георг III и Франц II). Неизвестный художник с французской карикатуры начала XIX века Санкт-Петербург 1880-е годы.

Экспонаты музея

Залы музея

Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов-Смоленский генерал-фельдмаршал, светлейший князь главнокомандующий Российскими армиями в 1812 году. Художник Р.М.Волков 1813 год. Этот портрет Кутузова является одним из последних прижизненных изображений полководца. Кутузов изображен в генеральском мундире со знаками Ордена Святого Георгия Победоносца 1-го класса — самой почетной награды в Российской армии. Получив «за поражение и изгнание неприятеля из пределов России» 12 (24) декабря 1812 года орден Святого Георгия 1-го класса, Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов стал первым в российской истории полным георгиевским кавалером. О своей награде полководец писал жене: «Теперь украшать меня уже нечем…».

Бюро из семьи Кутузовых. Россия. Конец XVIII века.

Готовальня, принадлежала М.И.Кутузову.

«Малая галерея» участников Бородинского сражения была выполнена в 1960-1970-х годах специально для Музея-панорамы «Бородинская битва» группой ленинградских художников.

«Кто кого?» В.В.Мазуровский. Конец XIX начало XX века.

Солдаты и офицеры Российской армии 1812 года

Экспонаты

Часы каминные 1800 год, каска нижних чинов карабинерских полков образца 1810 года, кираса нижних чинов карабинерских полков образца 1810 года.

Часы дорожные. Конец XVIII века.

Атака Литовцев. Эскиз. Н.С.Самокиш. Начало XX века.

Предметы быта XVIII — XIX век.

Комплект дуэльных пистолетов с принадлежностями. 1807-1810 годы.

Походная аптечка

Каска нижних чинов тяжелой кавалерии образца 1808 года и кираса нижних чинов кирасирских полков образца 1812 года.

По красивой винтовой лестнице поднимаемся выше

Перед нами открывается великолепная панорама.

«На панораме Ф.А.Рубо «Бородинская битва», изображены события, относящиеся примерно к 10.30 утра 26 августа (7 сентября) 1812 года. Мы находимся на возвышенном месте в деревне Семеновское – ключевом пункте позиции левого крыла Российской армии, среди полков 2-й Западной армии, обороняющих восточный склон оврага.
С этой возвышенности хорошо виден Семеновский овраг – основное естественное препятствие, защищающее русскую позицию от атак неприятеля. На противоположной стороне оврага главные силы Великой армии императора Наполеона ведут атаку на деревню Семеновское.»

«Панорама «Бородинская битва» была написана профессором Императорской академии художеств Францем Алексеевичем Рубо к 100-летнему юбилею войны 1812 года.
Живописное полотно больших размеров (длиной 115 метров, высотой 15 метров) подвешено по кругу.
Площадь между смотровой площадкой и полотном занята предметным планом, незаметно переходящим в живопись, что усиливает впечатление погруженности в пространство.
Особое освещение, сочетающее отраженный и рассеянный свет, дает ощущение залитого солнечным светом простора и высокого летнего неба над головой.
Открытие панорамы состоялось 29 августа 1912 года.»

«Накануне Бородинского сражения (26 августа (7 сентября) 1812 года) численность регулярных войск и казаков в соединенных 1-й и 2-й Западных армиях составляла 123500 человек при 624 орудиях. К этому времени к армии присоединились части Московского и Смоленского ополчений (не более 10 тысяч человек). У Наполеона при Бородино было 136 700 человек при 597 орудиях. Наполеон был уверен, что одержит убедительную победу в предстоящем сражении, которая заставит Александра I пойти на мирные переговоры. Начавшаяся в 6 часов утра битва продолжалась 15 часов. Армии Кутузова, сохранив целостность боевого порядка, отступили на 1-1,5 километра.
Потери Великой армии составили до 38 тысяч человек убитыми и ранеными, среди них 50 генералов и один маршал. Потери российской армии составили 43 тысяч человек, в том числе 27 генералов.
Надежда Наполеона на победу, которая подарит ему «почетный мир», не сбылись: Российские войска устояли в сражении и представляли собой силу, способную продолжать войну. Предвидение Кутузова, что французов «нечем будет доканчивать» оказались верным: после Бородинского сражения российские войска, ослабленные большими потерями, вынуждены были продолжить отступление.»

Блюдо с изображением Дома Пашкова. Англия, Стаффордшир. 1820-1830 годы.

«Русская армия и жители оставляют Москву 1812 год». А.Н.Семенов, А.С.Соколов. 1958 год.

«Пожар Москвы». Неизвестный художник. Начало XX века.

Приказ начальника Генерального штаба маршала Бертье от 17 сентября 1812 года о прекращении грабежей.

Шпага французская чиновничья. Первая Империя (1804-1814 годы).

Медали. Франция. Парижский монетный двор.

Русские солдаты на привале.

Самовар походный. Конец XVIII — начало XIX века.

Псалтирь. Киевская Лавра, 1768 год.

Фляга для воды казачья, чернолощенная, переметная. Конец XVIII — начало XIX века.

Набор ампутационных инструментов (двенадцать предметов в футляре). Шотландия, фирма «Still». 1800 годы.

«Князь Кутузов отвергает предлагаемый Наполеоном через генерала Лористона мир» И.Иванов. Санкт-Петербург 1813 год.

«Калмык Ставропольского калмыцкого полка» 1812 год. М.В.Борисов 2007 год

«Уральский казак». А.О.Орловский. 1821 год

Денис Васильевич Давыдов. М.А.Ананьев с портрета Дж.Доу 1820-х годов. 1959 год

«Партизаны». Неизвестный художник. Первая четверть XIX века.

На картине с высоты птичьего полета изображен момент Малоярославецкого сражения. Через два дня 15 (27) октября Наполеон отдал приказ об отступлении на разоренную уже в ходе первого этапа кампании Старую Смоленскую дорогу.

«Подвиг батареи полковника Никитина в сражении под Красным в 1812 году». М.О.Микешин. 1854 год

Прибор чернильный XIX век

«Наполеонова гвардия под конвоем старостихи Василисы». А.Г.Венецианов. 1813 год

«Вологодский ратник». Неизвестный художник. 1813 год

«Ретирада французских генералов». И.И.Теребенев. 1813 год

Скульптура Наполеона со съемной верхней частью (шкатулка). Конец XIX — начало XX века.

Скульптура «Французский солдат, опирающийся на лошадь». Россия. Завод Гарднера. 1880-1890-е годы.

Плакетка с шестью миниатюрными портретами членов семьи участника Отечественной войны 1812 года. Неизвестный художник. Начало XIX века

Великая княжна Екатерина Павловна. 1815 год

Медальон «Сражение при Арсис-Сюр-Об». Ф.П.Толстой. Конец XIX века.

Медальон «Родомысл». Ф.П.Толстой. Конец XIX века.

Бокалы с вплавленными медальонами с изображениями русских военачальников Отечественной войны 1812 года.

Прибор чернильный. Россия. 1830-е годы.

Скульптура «Русский гренадер» Конец XIX — начало XX века.

Сабля рядового и офицерская шпага.

Бородинское поле в наши дни.

Время работы
Музей работает: понедельник, вторник, среда, суббота и воскресенье - с 10.00 до 18.00, четверг - с 10.00 до 21.00.

Вход в музей прекращается за 45 минут до его закрытия.

Санитарный день - последний четверг каждого месяца.

Первый понедельник каждого месяца вход в музей для многодетных семей и лиц, не достигших 18 лет, бесплатный.

Третье воскресенье каждого месяца вход в музей для всех категорий посетителей бесплатный

Стоимость билетов:

Входной билет взрослый 250 руб, детский 100 руб., льготный 100 руб.

Экскурсионный билет
(по субботам и воскресеньям с 12:00 до 16:00 посещение музея только с экскурсионным обслуживанием по сеансам): взрослый 400 руб., детский 250 руб., льготный 350 руб.

Билет «Комплексный»

(экскурсия по Музею-панораме, музею «Кутузовская изба» и территории историко-мемориального комплекса на Кутузовском проспекте)

взрослый 550 руб., детский 250 руб., льготный 350 руб.

Билет «Семейный»
Два взрослых и один ребенок в возрасте до 17 лет включительно приобретают один билет. Входной билет - 500 рублей
Экскурсионный билет -900 рублей

Билет «Повторный»
При предъявлении билета, подтверждающего прошлое посещение музея, предоставляется скидка 20% скидка от стоимости входного билета.

«Билет 3-го воскресенья»
Билет предоставляет право получить экскурсионное обслуживание в Музее-панораме и музее «Кутузовская изба» в дни бесплатного посещения (третье воскресенье каждого месяца). 225 рублей

Входной билет на выставку 100 руб., льготный 50 руб.

Адрес музея-панорамы:

Москва, Кутузовский проспект, дом 38

Как добраться до Музея-панорамы «Бородинская битва»:

Проезд до станции метро «Кутузовская», далее пешком в сторону Триумфальной арки или автобусами 91, 116, 157, троллейбусами 2, 7, 39, 44;
или до станции метро «Парк Победы», далее пешком в сторону Триумфальной арки.

Официальный сайт музея-панорамы www.1812panorama.ru

РУБО Франц Алексеевич (1856-1928), МЯСОЕДОВ Иван Григорьевич (1881-1953) панорама «Бородинская битва». 1910-1912 гг.
Холст, масло.
Музей-панорама «Бородинская битва», Москва.

Битва состоялась 26-го августа (7-го сентября) 1812 года в 125 километрах от Москвы. Это было самое крупное сражение Отечественной войны, в нём участвовало около 130 тысяч солдат с каждой стороны. Около 50-ти тысяч человек погибло на поле боя.
Считается, что Российская армия одержала победу, однако на следующий день был отдан приказ к отступлению с целью уберечь войско от нового удара противника, что позволило сохранить силы для последующих сражений. К 100-летию битвы художник Франц РУБО по заказу НИКОЛАЯ II написал панораму «Бородинское сражение».



Фрагмент 1. Командный пункт генерала Д.С. Дохтурова.

Наполеон предпринял вторую попытку разбить русских на левом фланге у деревни Семёновской. Линия фронта в этот момент проходила по Семёновскому ручью, на восточном берегу которого сосредоточились русские войска после оставления Багратионовых флешей.
После ранения Багратиона в командование левым флангом вступил «железный» генерал Д.С. ДОХТУРОВ. Его можно видеть на первом плане, у барабана. Через полуразрушенную деревню проходят солдаты Московского и Астраханского гренадерских полков. Офицеры салютуют генералу Дохтурову. За разрушенными избами на окраине деревни войска, ранее оборонявшие Багратионовы флеши. Перед ними, на белом коне, генерал КОНОВНИЦЫН.

Фрагмент 2. Гвардейские полки отражают атаки французской кавалерии.

Русские войска активно обороняются. В стремительном порыве устремились в контратаку солдаты сводно-гренадерской дивизии. Они бегут по легкому дощатому мостику, по колено в воде через Семёновский ручей взбираются по крутым уступам оврага и на противоположном западном берегу вступают в жестокий рукопашный бой с французами.
По дороге на рысях мчатся два полка кирасир из дивизии И.М. ДУКИ на помощь русским гвардейским пехотным полкам. Построенные в каре на Семёновских высотах лейб-гвардии Измайловский, Литовский и Финляндский полки проявили невиданную стойкость и героизм. В течение шести часов под непрерывным огнём неприятельской артиллерии гвардейцы отражали атаки «железных людей» Наполеона - конницы генерала НАНСУТИ. Каждый второй гвардеец остался на поле битвы, однако наполеоновские кавалеристы так и не смогли сломить их сопротивления. После сражения в рапорте М.И. КУТУЗОВ писал: «Полки лейб-гвардии Измайловский, Литовский в сем сражении покрыли себя славою в виду всей армии».Огонь по противнику вела русская гвардейская артиллерия, расположенная вдоль Семёновского ручья.

Фрагмент 3. Схватка русских гренадер с дивизией Фриана.

«Генерал ДЮФУР (подкрепленный ФРИАНОМ) кинулся через овраг и подошёл даже к Семёновскому. Тут можно было подумать, что французы разрезали нашу армию; но это ненадолго! Недолго праздновали неприятели! Полки гренадерские: Киевский, Астраханский, Сибирский и Московский уже ревели ура!.. Четыре стены приближались, неся ружье наперевес!.. Сошлись и кинулись колоться!.. Генерал-лейтенант БОРОЗДИН 1-й предводительствовал ими. Гренадеры, работая штыком и прикладом, выжили французов из гнёзд, в которых они не успели ещё отсидеться», - так описал этот напряжённый момент сражения его непосредственный участник Ф.Н. ГЛИНКА.

Фрагмент 4. Семеновское (Багратионовы) флеши.

Одна за другой следуют атаки французской пехоты: огромной лавиной наступает дивизия ФРИАНА. Её наступление поддерживает артиллерия генерала СОРБЬЕ. У леса - захваченные французами Семёновские (или Багратионовы) флеши. Лучшие силы французской армии были брошены на эти укрепления: пехотные корпуса маршалов ДАВУ, НЕЯ и ЖЮНО, конница МЮРАТА. Обороняли флеши войска 2-й Западной армии под командованием БАГРАТИОНА.
В течение шестичасового боя стремительными контратаками, яростными рукопашными схватками героические защитники флешей отразили семь атак неприятеля. И лишь к полудню, когда был тяжело ранен Багратион, русские оставили укрепления. Потеряв около 30 тысяч убитыми и ранеными, французы сумели потеснить русских только на 700 метров. НАПОЛЕОН не добился своей главной цели - французы не смогли прорвать линию обороны русских.

Фрагмент 5. Командный пункт Наполеона.

Вдали - Шевардинский редут - командный пункт Наполеона. По обе стороны от него - «Старая» и «Молодая» гвардии. Вдали на белом коне во главе свиты - НАПОЛЕОН. Со всех сторон к нему спешат гонцы. Они сообщают о безуспешных атаках, о беспримерном сопротивлении русских, просят подкрепления. Идет восьмой час сражения, но Наполеон так и не добился успеха ни на левом фланге, ни в центре.

Фрагмент 6. Атака саксонских кирасир.

Пытаясь прорвать левое крыло русских, Наполеон севернее деревни Семёновской бросает конницу; мы видим, как атакует корпус ЛАТУР-МОБУРА. На первом плане саксонцы, за ними вестфальцы. На пути неприятельской конницы встает естественная преграда - Семёновский овраг. Расстроились стройные ряды кавалерии, на всем скаку всадники осаживают лошадей и небольшими группами преодолевают овраг. Ослабела атака конницы. Художник здесь подчёркивает, что позиция, выбранная КУТУЗОВЫМ для генерального сражения, была неудобной для наступающей армии НАПОЛЕОНА. У обочины дороги за движением кирасир наблюдает главнокомандующий французской резервной кавалерией маршал МЮРАТ.

Фрагмент 7. Подвиг неизвестного героя.

В центре кавалерийской схватки - русский кирасир, который в ходе боя потерял головной убор, получил многочисленные ранения. Однако, несмотря на это, он мужественно отбивается от неприятелей.
Когда у Рубо спросили, почему на полотне панорамы изображено мало отдельных героев, он ответил, что на Бородинском поле все русские воины сражались геройски, картина посвящена подвигу всей русской армии.

Фрагмент 8. Кавалерийский бой во ржи.

Завязывается ожесточённая схватка между неприятелем и русской кавалерией. «Кавалерийский бой во ржи» - один из кульминационных, самых динамичных и напряжённых фрагментов панорамы. На всём скаку, грудь в грудь, сшиблись саксонские и русские кирасиры. В самом центре сцены - русский кирасир, образ которого является олицетворением мужества и героизма всей русской армии, русских воинов, готовых к самопожертвованию ради спасения Родины. На втором плане драгуны Киевского и Новороссийского полков контратакуют польских улан генерала РОЖНЕЦКОГО.
После нескольких часов кровопролитного боя неприятель был отброшен назад. Горит село Бородино. Белая церковь Рождества - единственный немой свидетель героической славы русского оружия, сохранившийся до наших дней.

Фрагмент 9. Горки - командный пункт русского главнокомандующего фельдмаршала Михаила Илларионовича Кутузова.

Идут в бой Ахтырские гусары и Астраханские кирасиры. Впереди, в зелёном мундире, командир бригады генерал Бороздин-2-й. Вдали, у деревни Горки, командный пункт русского главнокомандующего. В окружении своего штаба М. И. Кутузов. Все 15 часов шестидесятисемилетний полководец спокойно и уверенно руководил сражением. Большое значение в любом бою Кутузов придавал сохранению резервов. Он всегда подчеркивал, что «тот генерал, который сохранит еще резервы, не побежден». Справа от командного пункта выходят из резерва 2-й и 3-й кавалерийские корпуса.

Фрагмент 10. Раненого генерала П.И. Багратиона увозят с поля битвы.

У дальних берез расположились лейб-гвардии Семеновский и Преображенский полки, находящиеся в резерве. Поодаль, ожидая команды к атаке, стоят Кавалергардский и Конногвардейский полки, цвет русской кавалерии. Мимо них по дороге к перевязочному пункту у деревни Князьково тянутся повозки с ранеными. В последней, запряженной тройкой лошадей, увозят с поля битвы тяжелораненого генерала Багратиона. Офицеры, привстав на стременах, в последний раз приветствуют героя Бородина.

Четверг, сентября 14, 2017

На этой неделе 105 лет исполнилось одному из самых внушительных шедевров русской живописи, созданному русским художником французского происхождения Францев Рубо в Мюнхене – панораме Бородинской битвы.

Специально перед этим знаковым событием и в преддверии выходных показываем вам, как сейчас выглядит панорама и рассказываем, почему туда нужно сходить.

Смотрите наш репортаж, в том числе из-за кулис —>

Как возникла панорама:

11 сентября 1912г., в год празднования столетнего юбилея отечественной войны 1812 г., в Москве состоялось торжественное открытие панорамы «Бородинская битва» работы Франца Алексеевича Рубо.

На Чистопрудном бульваре для картины был создан специальный павильон.

Газеты 1912 года наперебой сообщали, что павильон на Чистых прудах был открыт с большой помпой и специально для его открытия искали по всей России, нашли и привезли в Москву несколько ветеранов и свидетелей той войны.


Петр Лаптев… Гордей Громов… и почему-то неназванная «старуха».

Панорама на Чистых прудах проработала недолго, уже в январе 1918 г. она была закрыта, а полотно отправилось на склад. К дореволюционной истории в 1920-х и начале 1930-х относились с большим пренебрежением, пропагандировался лишь новый мир.

Спустя 30 лет, в 1948 г. полотно попало в руки реставраторов, из-за тяжелых условий хранения, верхняя (небесная) часть холста была признана непригодной, также была утрачена одна батальная сцена — бой у деревни Семеновское — воссозданная заново. После чего картина была законсервирована ещё на 10 лет. И только в 1960-м году, в преддверии 150 летия Войны 1812 года, к реставрации вернулись, у панорамы появилось новое небо, а вместе с ним и перый соединительный шов.

Кстати, вот так выглядит панорама «за кулисами»



В 1962-м году панорама увидела свет, в специально построенном здании на Кутузовском проспекте. Место было выбрано не случайно, ведь именно здесь находилась та самая изба Михаила Фролова, в которой было принято судьбоносное решение, вошедшее в историю как «совет в Филях».

Уже спустя всего 5 лет, в 1967 в результате пожара, полотно сильно пострадало, была произведена новая реставрация.

Надо отметить, что несмотря на все утраты и изменения эта картина является наиболее цельным из трёх масштабных шедевров Рубо и большей частью является авторским.
В 2012-м году в преддверии столетнего юбилея музей был закрыт. В ходе работы была создана новая экспозиция, а у самой панорамы был обновлён предметный план, практически заново воссоздана «Кутузовская изба».

Панорама – это не просто живописное полотно, но и целый музей

Пять причин посетить Бородинскую панораму:

1. Панорама является одним из самых больших картин в мире 115 м длиной 15 м высоту. Наличие предметного планы с рельефом местности, специальное освещение, а также круговое расположение полотна позволяет посетителям окунуться в гущу событий и стать полноценным свидетелем решающего сражения отечественной войны 1812-го года.


2. Экспозиция, включает в себя не только батальную живопись и военную амуницию, но и многочисленные витрины с мебелью, книгами, фарфором, бронзой, погружающими в атмосферу России начала ХlХ века, что придется по вкусу зрителям, далеким от военной истории.

3. Диорамы, с бытовыми зарисовками, а также мультимедийные панели не оставят равнодушными самых маленьких посетителей

5.

4) В ходе празднования 105 летия музея-панорамы, организованны специальные экскурсии, позволяющие заглянуть «За кулисы панорамы»

5) Панорама Бородинской битвы – один из немногих хороших музеев в России, посвященных именно дореволюционной царской истории.