Любовный сюжет романа «Обломов» И. А

В «Обломове» слабость героя сознается любящей его женщиной с самого начала. Не учителя и старшего друга, а объект приложения своей энергии видит Ольга в любимом ею человеке, она хочет руководить мужчиной, возродить его. Если тургеневские женщины требуют от своего избранника способности на подвиг, на конфликт со средой, Ольга предъявляет к Обломову вполне практические и простые требования.

Главное из них — упорядочить свое состояние. Это требование вынуждает Обломова заняться делом, хлопотать, вникать в документы, подсчитывать и проверять. Он не может принудить себя к такому образу жизни. К тому же любовь их, которая развилась летом, на даче, при возвращении осенью в город блекнет и увядает.

Подобно Александру Адуеву, Обломов любит возвышенно, поэтично, но отвлеченно. В любви героев выражаются их характеры. Обломов проявляет свою поэтическую натуру и неприспособленностьк жизни, свою деликатность, правдивость, но и эгоистическую трусость. Ольга — пытливый ум, женское самоотвержение и юношескую самоуверенность.

Ее волевой нажим в конечном счете утомляет героя, и со свойственной ему чуткостью он начинает ощущать рационалистическое начало, «заданность» их отношений. Вдали от цветущего пригорода, в деловом осеннем Петербурге Обломова начинают преследовать практические вопросы, его обступают страх перед собственной решимостью и опасения, как бы предполагаемая свадьба не подверглась огласке (ср. в «Женитьбе» Гоголя: «Не говорил ли: не затевает ли, дескать, барин жениться?»).

Если вторая часть романа заканчивается любовным объяснением Обломова и Ольги в разгар лета, то третья, повествующая об увядании чувств героев и их разрыве, заканчивается снегопадом на Выборгской стороне, болезнью героя и появлением в его жизни новой женщины — Агафьи Матвеевны.

Уже в образе Александра Адуева Гончаров показал, что патриархальная дворянская культура, сохраняющая и консервирующая устарелые литературные формы и этико-психологические комплексы, «узаконивает», с одной стороны, сентиментально-романтическую, отвлеченно-целомудренную любовь как норму отношений дворянина с возлюбленной «своего» круга и, с другой — грубо чувственную «барскую любовь» в отношении к крестьянке и вообще женщине низшего сословия.

Когда Александр Адуев после ряда любовных неудач возвращается в деревню, его заботливая мать берет из деревни и определяет «ходить за барином» приглянувшуюся ему крепостную девушку.

В своих отношениях с Ольгой Обломов проявляет предельную деликатность, с Агафьей Матвеевной вскоре после знакомства с нею его свяжет «барская любовь».

Дом на Выборгской стороне, хозяйкой которого является Агафья Матвеевна, — последнее прибежище героя — новая замена Обломовки, воплощение житейского застоя, в котором суждено окончательно погрязнуть Илье Ильичу (первой «заменой» Обломовки была квартира на Гороховой).

Завершив в третьей части романа повествование о возвышенной любви героя, выявившей его несостоятельность, Гончаров вводит в свой роман совершенно новый сюжет. В жизни Обломова происходит поворот, он попадает в иную ситуацию.

Сюжет, развертывающийся в последней части романа, был широко распространен в литературе 40-х — начала 50-х гг. Но у Гончарова этот привычный и ставший уже знаком определенной идеи сюжет приобрел совершенно неожиданный смысл.

Чувство Обломова к Агафье Матвеевне зарождается в одно время с угасанием любви к Ольге. Поверяя Штольцу свою мечту об идеальной помещичьей жизни, Обломов видел рядом с собою прекрасную женщину — жену (впоследствии в этой роли ему воображалась Ольга), но высокая любовь даже в его мечтах могла совмещатьсяс «барской любовью».

Обломов развертывает перед Штольцем поэтическую картину воображаемой счастливой жизни: летний вечер, прогулка в поле с гостями, родные поля, женщины-крестьянки идут с сенокоса. «Одна из них, с загорелой шеей, с голыми локтями, с робко опущенными, но лукавыми глазами, чуть-чуть, для виду только, обороняется от барской ласки, а сама счастлива... тс!.. жена чтоб не увидела, боже сохрани!».

Вдова Пшеницына тоже производит впечатление на Обломова простой, здоровой красотой. Как в своей мечте, он и в реальности замечает голую шею и локти простой женщины и легко отваживается в отношении ее на «барскую ласку», не встречая сопротивления. Таким образом, если в Ольге Обломов видит воплощение своего идеала невесты, будущей жены, то в Агафье Матвеевне Пшеницыной он находит, хотя и не сознает этого вполне, идеал предмета «барской любви».

История русской литературы: в 4 томах / Под редакцией Н.И. Пруцкова и других - Л., 1980-1983 гг.

Гончаров говорил о любви как о «процессе разнообразного проявления страстей». А проявление страстей есть жизнь. Поэтому любовь по Гончарову - это сама жизнь. Одно без другого невозможно, поэтому даже Обломов влюбляется и «оживает» на некоторое время. Но вопрос этот не однозначен. Была ли любовь Обломова жизнью для него? Или же нет? По-моему, нет. Сам Обломов говорил, что его любовь была болезнь, он заразился Ольгой, а излечение нашел в Пшеницыной. Тем не менее эту болезнь можно назвать любовью. Обломов действительно любил Ольгу, он волновался за нее, ее репутацию. Именно этим он объяснял свое нежелание видеться с ней, когда их отношения переживали кризис. И это небыло ложью. Он волновался, переживал, но это было скорее предлогом, из-за которого должно было начаться их расставание. Создается такое впечатление, что у Обломова внутри, в глубине души заложен принцип жизни - обломовщина. И этот принцип побеждает его любовь к Ольге. Обломов сломался тогда, когда со всей ясностью понял, что предстоит ему пережить еще до того, как он женится на Ольге. Но здесь возникает другой вопрос. Обломов не изменился, он забыл, что такое послеобеденный сон, забыл о своем халате, заставил свой в общем-то глубокий разум работать по-настоящему. Почем же он испугался трудностей, которые можно было бы решить, проявив активности не больше, чем он проявлял до сих пор? Потому что, с другой стороны, противоположностью Ольге была Агафья Матвеевна Пшеницына.
Имя Агафья означает добрая. Она напоминала Обломову его мать, Обломовку. Ее дом - это и есть маленькая Обломовка. Попав туда, Обломов попал в ту среду, воспоминания о которой сохранились у него с детства. С того самого момента, когда Обломов переступил порог дома Агафьи Матвеевны, он был обречен вернуться в Обломовку, вернуться к своей прежней жизни, умереть для окружающих и начать жить по своей мечте.
Что же Ольга? Любила ли она Обломова? Какую роль сыграла эта любовь в ее жизни? На этот последний вопрос можно ответить однозначно: любовь Обломова сыграла огромную роль в жизни Ольги. Но это была именно любовь Обломова. Ольга, как мне ка жется, не любила его. Во всяком случае, не любила так, как сама она представляла себе настоящую любовь.
Образ Ольги очень сложен. Его можно даже назвать самым сложным образом романа. Ольга, как сама она говорила, полюбила образ Обломова, который она себе создала. Она хотела сделать из Обломова человека с большой буквы. И необходимо сказать, что у Обломова были все качества для этого. Если бы образ Обломовки не так сильно укоренился в его душе, Ольге бы удалось это сделать. Ее душу грела мысль о том, что она сможет вернуть человека к жизни, заставить его делать то, чем он никогда не занимался, заинтересовать тем, что никогда его не интересовало. Она делала это для себя и для него, но не ради любви. И все же их отношения сыграли or- ромную роль в жизни Ольги. Когда Штольц встретил Ольгу в Париже, он не узнал ее. Вместе с Обломовым ушел период ее жизни, где были слезы, волнения, где была юность ее души. На смену ей пришла зрелость. Это был хороший жизненный урок для Ольги, который необычайно ее возвысил.
Ольга не могла любить и Штольца. Она полюбила бы человека выше ее по разуму, у которого она ежедневно могла бы находить что-то новое, неизведанное. И Обломов, и Штольц были ступенями, периодами ее жизни. Важными и необходимыми периодами, без которых не было бы ее душевного роста. В Штольце Ольга видела брата, она восхищалась им как прекрасным, умным человеком, его мнение безусловно было важно для нее, но она его не любила и не могла любить. Когда она поняла, что Штольц любит ее, к ней возвратилось самоуважение, гордость, утерянные ею, когда Обломов ушел, чтобы не возвращаться. Она опять почувствовала силу свою и власть.
Для Штольца не Ольга была идеалом. До ее перемены Штольц видит в ней только ребенка, умного и любознательного ребенка. Для него все переменилось в один момент. Он увидел, насколько Ольга повзрослела, сблизился с ней, почувствовал себя единым целым с ней. Это была связь, которую порвать было очень сложно.
Интересны отношения между Обломовым и Пшеницыной. Их отношения напоминают любовь матери и сына. Жизнь Обломова в доме Агафьи Матвеевны рождала в нем воспоминания об Обломов- ке. Он не любил ее, как любил Ольгу, но это не нужно было Обломову для спокойной и счастливой жизни. А Агафье Матвеевне нравилось в Обломове именно то, от чего Ольга хотела его избавить. То, что он не ходил в должность, не занимался делами, то, что он был барином.
Любовь меняет жизнь многих героев романа «Обломов». Любовь можно назвать ареной действия этого произведения, на которой происходят все события и без которой, возможно, не состоялся бы роман.

Появившись в 1859 году в «Отечественных записках», роман Гончарова «Обломов» сразу же привлек к себе внимание читающей публики. Все признали «Обломова» выдающимся художественным явлением, однако в понимании основного пафоса романа нет единства во мнениях и по сей день. Прочитав роман, Л.Н. Толстой писал А.В. Дружинину: «Скажите Гончарову, что я в восторге от «Обломова» и перечитываю его еще раз. Но что приятнее ему будет – это то, что «Обломов» имеет успех не случайный, не с треском, а здоровый, капитальный и невременный в настоящей публике». Другимисловами, Толстой видел в романе общечеловеческий смыл. Иной позиции придерживался Н.А. Добролюбов, считавший, что «Обломов» представляет интерес только как отражение времени и социальных коллизий, как «знамение» настоящего общественно-политического состояния России. Тем не менее, как бы ни относились критики к роману, непреложным остается тот факт, что сюжетную основу «Обломова» составляет история судьбы главного героя, его любви к Ольге Ильинской, девушке с цельным и сильным характером. Встает вопрос о том, почему ни дружба, ни сама любовь не смогли победить лень Обломова, наделенного «пылкой головой, гуманным сердцем». Что сыграло решающую роль в духовном «сне» Обломова: жизнь и воспитание в Обломовке или иные враждебные обстоятельства, помешавшие одухотворенной личности реализовать себя? Во-первых, объяснение характера и пристрастий Обломова заключено в его воспитании и образе жизни в его родной Обломовке. Картина детства, описанная во сне Обломова, дает исчерпывающий ответ. Сам же Гончаров писал, что «в этой первой части заключается только введение, пролог к роману…, а романа нет!» На самом деле, это действительно так, потому что Обломов, лежащий на диване, совсем не тот человек, которого мы видим в отношениях с Ольгой. Главный герой узнает Ольгу в начале второй части, следовательно, сюда перемещается композиционный центр произведения, ведь только с признанием Обломова в любви к Ольге возникает романное действие. В начале второй части Обломов дает объяснение своей жизненной апатии. В разговоре со Штольцем Илья Ильич жалуется на отсутствие цели в своей жизни, на мелочность и пустоту всего его окружающего. Обломов говорит, что в его душе «был заперт свет, который искал выхода, но только жег свою тюрьму, не вырвался на волю и угас». Всю вину за свою бездеятельность Обломов перекладывает на безнравственное общество. Вдруг Обломов встречает Ольгу Ильинскую. Она завораживает его настолько, что он забывает о своей апатии, его душа наполняется глубоким и всепоглощающим чувством. Причем чувство Обломова настолько естественно и чисто, настолько правильно, что оно не противостоит практическим заботам, общественным делам, вливает в них новую жизнь. Сама Ольга очень органично врисовывается в эту жизнь. Она выросла вне каких-либо сословных рамок и запретов и сформировалась в цельную, одухотворенную личность. По мысли романиста, Ольга должна была сочетать конкретно-историче- ские черты с христианским началом. Именно христианским участием мотивирован интерес Ольги к Обломову при их знакомстве и при развитии их дальнейших отношений. Ольга называет свою любовь к Обломову долгом, ниспосланным ей Богом. Сама же она уподобляется «путеводной звезде», ведущей Обломова вперед к духовному возрождению. «Он побежал отыскивать Ольгу. Видит, вдали она, как ангел восходит на небеса, идет на гору, – пишет о своей героине автор. – Он за ней, но она едва касается травы и в самом деле как будто улетает». Ольге удается на время пробудить Обломова. Она заставляет его сбросить халат. Начать активно двигаться и жить. Такие изменения в ритме жизни благотворно сказались на герое: «Встает он в семь часов, читает, носит куда-то книги. На лице ни сна, ни усталости, ни скуки. На нем появились даже краски, в глазах блеск, что-то вроде отваги или по крайней мере самоуверенности». Полюбив Ольгу, Обломов начинает все очень чутко чувствовать. Илья Ильич открывает новые грани своей души, глубже понимает сущность отношений между мужчиной и женщиной, необходимым финалом которых является брак. В отношении семейного союза у Обломова очень рано складывается собственное мнение. Взрослея в Обломовке, герой очень быстро впитывал идиллическую картину жизни своих родителей. Повзрослев, Илья Ильич не изменил своим предпочтениям, добавив к ним «ноты, книги, рояль». Он по-прежнему хотел жить в патриархально-идиллическом духе на лоне природы. В такой жизни не оставалось места практической стороне, потому что, по мысли Обломова, занятия хозяйством заставляют спускаться с заоблачных высот на «пошлую» действительность, так болезненно «трогающую» Илью Ильича. Именно потому Гончаров замечает в конце второй части, что Обломов «догнал жизнь, то есть усвоил опять то, от чего отстал давно», добавляя, что Обломов «усвоил только то, что вращалось в кругу ежедневных разговоров в доме Ольги, что читалось в получаемых там газетах… Все остальное утопало в сфере чистой любви». Постепенно практическая сторона жизни все же заставляет обратить на себя внимание. Постройка дома в Обломовке, нехватка денег очень тяготят Илью Ильича. Он перестает верить в свои силы, сомневается в истинности чувств Ольги, в возможность реализации своей мечты о женитьбе. В результате он оказывается на Выборгской стороне, реже посещает Ольгу, все больше нравственно погибая. Герою его новое жилье напоминает Обломовку, душевные порывы все больше смиряются, уступая место прежней апатии и бездеятельности. В конце концов он женится на хозяйке дома Агафье Пшеницыной. Очень болезненным был разрыв Обломова с Ольгой. Оба героя перенесли большое душевное потрясение. Они оба пронесли через всю жизнь теплые воспоминания о своей любви. Однако такой исход был не случаен. Он был уготован самой жизнью, невозможностью гармоничной личности реализоваться в условиях современной действительности. Мотив суетности жизни, присутствующий в сценах посещения Обломова визитерами еще в первой части, вызывает негодование как Обломова, так и самого автора. В этой суетности, лжеактивности очень просто потерять основные человеческие качества. С другой стороны, в бездеятельности можно их «усилить». Поэтому так сложно придерживаться нормы, сохранять равновесие в такой жизни. Понять эту мысль помогает гончаровская философия любви. Писатель считал, что «любовь, с силою архимедова рычага, движет миром», что это главное начало бытия. Вот почему можно сказать, что «Обломов» – роман о разнообразных видах любви. Человек, по мнению Гончарова, может раскрываться, показывать свою сущность только пройдя «школу любви». Все герои романа проходят эту школу. Даже Штольц, всю жизнь занимавшийся делами, получив согласие Ольги, восклицает: «Дождался! Сколько лет жажды чувства, терпения, экономии сил души! Как долго я ждал – все награждено: вот оно, последнее счастье человека!» Многие критики относились к Штольцу негативно. В нем находили много сухости, эгоизма. Быть может, они были правы. Однако этот персонаж задумывался как идеальный, умеющий сочетать различные национальные и культурные элементы. Его отец – немец. Он привил сыну любовь к труду, рассудительность. Мать – русская дворянка – передала Андрею многие духовные качества. Казалось бы, Штольц должен гармонично все это сочетать в себе. На деле же Штольц не оправдал ожиданий писателя. Его «последнее счастье» не оказывается идеальным, хотя он прилагает массу усилий. Любовь теряет свой главный, по мнению Гончарова, смысл – гуманизировать, смягчать общественные «острые углы». Ольгу порой посещают грусть и неудовлетворенность. Хотя внешне их любовь может показаться идеальной. Штольц поселился с женой в Крыму в собственном доме. Выбор этого места не случаен: он символизирует гармонию в природе. В их доме постоянно присутствует «недремлющая мысль», его наполняют изящные вещи, дары цивилизации, а вокруг царит «вечная красота» природы. Но все-таки нет гармонии этом доме, а значит, нет и идеальной любви. Это означает, что надежда Гончарова воплотить образ гармоничного человека и столь же гармоничной любви в современной ему действительности была утопией. Он писал: «Между действительностью и идеалом лежит … бездна, через которую еще не найден мост, да едва и построится когда». Совсем в ином свете начинает восприниматься образ Обломова. В одном из разговоров со Штольцем Обломов замечает: «Или я не понял этой жизни, или она никуда не годится». По-моему, Обломов действительно не понял жизни, не проявив должного упорства, без которого было невозможно добиться любви. Но и Штольцу тоже не по силам эта задача, хотя он неутомимо к ней шел. Поэтому это не столько вина Обломова, сколько его беда. Поэтому не так страшен выбор Ильи Ильича, сколь страшна окружающая действительность. Выбор идиллического покоя на Выборгской стороне Петербурга был своего рода спасением. Эта мысль проводится через сопоставление Пшеницыной и Ольги. Агафья Матвеевна охарактеризована совершенно иным способом, чем Ольга Ильинская. В ней нет ни богатого внутреннего мира, ни постоянно работающей мысли, ни высоких порывов. Зато она прекрасно управлялась с хозяйством, четко ощутила свое назначение как женщины и жены. Она любила Обломова без всяких мыслей о целесообразности этого чувства и «перешла под это сладостное иго безусловно, без сопротивлений и увлечений, без смутных предчувствий, томлений, без игры и музыки нерв». Любовь Пшеницыной вызывала глубокую симпатию автора. Ведь с возникновением этого чувства для Агафьи Матвеевны открылся истинно человеческий смысл и свет жизни, сменивший ее прежнее почти бездуховное существование. Таким образом, в «Обломове» показана драматическая история любви и нравственных терзаний Ильи Ильича. Именно любовь выявила истинную сущность характера героя, а значит, можно заключить, что любовная интрига в романе играет главную роль. Любовь делает для нас более понятным и близким и самого Обломова, и то, что его окружает, она делает роман вневременным и наполняет его общечеловеческим смыслом.

Из наслаждений жизни
Одной любви музыка уступает;
Но и любовь - гармония...
Л.С.Пушкин

Роман Гончарова имеет весьма незатейливое содержание: в нём подробно описывается примерно полгода из жизни главного героя - Ильи Ильича Обломова, причём никаких особенных событий за это время не происходит. Роман состоит из четырёх частей: в первой Обломов лежит на диване; во второй ездит к Ильинским, влюбляется в Ольгу, а она - в него; в третьей части выясняется, что оба ошиблись друг в друге, и они расстаются; четвёртая часть является как бы эпилогом к истории любви: Ольга выходит замуж за Штольца, а Обломов женится на своей квартирной хозяйке и тихо угасает. Его жизнь сводится к обильной, жирной и вкусной пище, к лежанию на диване. Обломов трусливо отгораживается не только от тревог и забот, но и от разнообразных радостей окружающей жизни. Однако роман, изображающий эту заурядную историю, получился необыкновенно содержательным: это произведение о России, о её уходящем прошлом и о будущем, как оно представлялось Гончарову.

Автор в «Обломове» раскрыл тему оскудения и деградации поместного (крепостнического) дворянства, столь актуальную для своего времени. Писатель убедительно показал, как условия помещичьего быта и нетребовательное дворянское воспитание порождают в главном герое апатию, безволие, страх перед жизнью. Обломов, в силу указанных обстоятельств, не способен к деятельности, а там, где нет созидательного труда, начинаются застой и распад личности. Таким образом, идея романа состоит в критике основ крепостнического строя, уродующего человека. Гончаров психологически убедительно показал эволюцию Обломова: от гордой уверенности, что он не «всякий» человек, а барин и живёт как надо (1, VIII), до трагического осознания своей полной никчёмности и несостоятельности (3, IX).

Поскольку Обломов не занимается ничем и вообще презирает труд; поскольку он мало общается с людьми, так как больше всего на свете ценит покой; постольку его характер может быть раскрыт только в любви, как и характер всех героев - «лишних людей» (Онегина, Бельтова, Рудина и т.д.). Следовательно, любовный сюжет играет в романе важнейшую роль и занимает три из четырёх частей, помогая раскрыть, во-первых, образ главного героя и, во-вторых, авторское понимание любви как самой большой ценности в человеческой жизни.

Вторую часть романа сам Гончаров назвал «поэмой», так как в ней он описал счастливую пору в жизни Ильи Ильича - зарождение его любви к Ольге. Героине удалось расшевелить Обломова, заставить его думать, читать, беспокоиться, забыть о диване и халате, которыми ограничивалось его существование на Гороховой улице. В этой любви герой проявил свои лучшие качества: чуткую душу, понимание природы, высокую нравственность, всесторонний ум. А писатель продемонстрировал своё блестящее мастерство психолога: он убедительно показывает разнообразные чувства влюблённых в сценах признаний, ссор, примирений и т.д. Безусловно, очень удачно представлено объяснение Ольги и Обломова, когда ни одного слова о чувствах не было сказано, но потому, как барышня обращается с веткой сирени, кавалер догадывается о её любви (2, VI).

Любовь всегда учитывалась и предполагалась Обломовым - ей отведено почётное место в плане жизни, который герой обдумывает, лёжа на диване в квартире на Гороховой улице. По плану у него обязательно должна быть жена, с которой он обедает и гуляет по имению, попутно лаская красивых крестьянок (2, IV). Но не этот придуманный идеал сначала увлёк Обломова в жизни: он влюбился в замечательную девушку - цельную, тонко чувствующую, умную, решительную. Такая высокая любовь, как считает Гончаров, одухотворяет и гармонизирует всю жизнь человека, иными словами, такая любовь - счастье.

И Ольга Ильинская раскрывается в любви к Обломову. Героиня называет своё чувство долгом: «Мне как будто Бог послал его и велел любить» (2, IX). Ольга становится для Обломова «путеводной звездой, лучом света» (2, VIII), а её любовь близка к христианскому пониманию этого чувства. Недаром герой смотрит на девушку как на своего духовного спасителя: «Он побежал отыскивать Ольгу. Видит, вдали она, как ангел восходит на небеса, идёт на гору...» (2, XII).

Третью часть романа Гончаров назвал «драмой», потому что история любви Ольги и Обломова заканчивается, как и следовало ожидать, весьма драматично - полным разрывом. Ольге, с её жертвенной любовью-долгом, удалось совершить чудо - расшевелить героя, правда только на время. Автор замечает, что, с одной стороны, благодаря общению с Ольгой Илья Ильич «догнал жизнь, то есть усвоил опять всё, от чего отстал давно» (3, XI). Но, с другой стороны, герой «усвоил только то, что вращалось в кругу ежедневных разговоров в доме Ольги, что читалось в получаемых там газетах. Всё остальное утопало в сфере чистой любви» (там же). После взаимных признаний в любви наступил черёд практической деятельности: Обломову необходимо было решить вопрос с домом, с имением, ведь Илья Ильич чувствовал ответственность мужчины и мужа за свою семью, что характеризует его как человека серьёзного. Но сделать что-нибудь из перечисленного, как и раньше, было не под силу барину-лежебоке. И вот он отдаляется от Ольги, боится встречаться с ней и, наконец, в решительном объяснении признаётся, что не способен, как она того желает, кардинально изменить свою жизнь. Оба тяжело переживают разрыв: у Ольги было нервное потрясение, у Обломова - горячка. Крах этой любви вполне закономерен: герой не способен бороться с жизнью, преодолевать какие-либо препятствия, он, как писал Добролюбов, «постоянно остаётся рабом чужой воли - и никогда не возвышается до того, чтобы проявить какую-нибудь самобытность. Он раб каждой женщины, каждого встречного, каждого мошенника, который захочет взять над ним волю» («Что такое обломовщина?»).

В четвёртой части романа писатель рассказывает о дальнейшей судьбе Обломова и Ольги. Обломов женился на Агафье Матвеевне, прекрасной хозяйке, которой удалось в собственном домике на Выборгской стороне устроить быт, похожий на обломовский: здесь живут замкнутым мирком, ни о чём не заботясь, кроме пищи и тихого покоя. Ольге Ильинской, в которой выразилась «говорящая мысль» (2, V), богатство внутренней жизни, противостоит вдова Пшеницына, с простыми интересами и потребностями, не идущими дальше глажения, стирки, приготовления еды и т.д. Но и жизнь Агафьи Матвеевны получила «новый, живой смысл» (4,1), когда она почти с материнской нежностью полюбила Илью Ильича. С этим чувством в ней пробудилась живая душа, о чём автор рассказывает с искренней симпатией. Вряд ли стоит винить Агафью Матвеевну в том, что она своей преданной и нетребовательной любовью погубила Обломова. Как показано в романе, Обломова ничто не может обратить к здоровой, деятельной жизни.

Ольга выходит замуж за Штольца, который, получив её согласие, восклицает: «Дождался! Сколько лет жажда чувства, терпения, экономии души! Как долго я ждал - всё награждено: вот оно, последнее счастье человека!» (4, IV). Образ Штольца, по замыслу Гончарова, противопоставляется образу Обломова и демонстрирует необходимое согласие между умом и сердцем, сознанием и действием, то есть показывает «равновесие практических сторон с тонкими потребностями духа» (2, II). Подробному описанию семейной жизни Штольцев Гончаров посвятил целую главу. Штольц, в отличие от Обломова, не побоялся острого ума и серьёзных духовных запросов Ольги: он начал советоваться с ней о своих делах и увидел, «что она понимает точно так же, как он, соображает, рассуждает не хуже его» (4, VIII). Это не оскорбило Штольца, как оскорбляло Захара, что его жена Анисья очевидно сообразительнее, аккуратнее, ловчее его во всём. Штольц был счастлив, что Ольга стала не только матерью его детей, но верным и умным другом для него самого. Такое понимание любви близко самой Ольге, но даже в счастливом замужестве её иногда посещают грусть и сомнения. Тогда муж утешает её тем, что эти чувства отражают вполне нормальное и понятное стремление человека к духовному идеалу.

Итак, можно сказать, что «Обломов» не просто роман с любовным сюжетом, но роман о любви в разных её проявлениях. Ведь это чувство, по мнению Гончарова, - самое главное не только в отдельной человеческой жизни, но и в семейной и общественной. Штольц, безусловно, высказывает убеждение самого автора, когда говорит: «Любовь, с силой Архимедова рычага, движет миром; в ней столько неопровержимой истины и блага» (4, VIII).

Внимание Гончарова к любви объясняется его убеждением, что прогресс общества возможен на основе нравственного совершенствования человека. Поэтому в философии любви, которая сложилась у Гончарова, исследователи (например, В.А.Недзвецкий «Романы И.А.Гончарова» М., 1966) видят сложное переплетение идей древнегреческого философа Платона и христианских заветов о любви-долге, о сострадательной-спасительной любви. Всё это можно найти в романе: любовь-спасение присуща Ольге, любовь-сострадание - Агафье Матвеевне, любовь рациональная - Штольцу, любовь-прозрение - Обломову.

Любовь характеризует, по Гончарову, саму сущность героев. Например, в Обломовке боялись и избегали сердечных страстей как огня, а главные герои романа не бегут от любви, считая её украшением человеческой жизни. Судьбинский, бывший сослуживец Ильи Ильича, сообщает о своей женитьбе и сразу перечисляет выгоды: приданое, казённая квартира, казённая обстановка, бесплатные дрова и свечи (1, II). Положительные герои романа Гончарова ищут в любви не материальные выгоды, а уверенность в жизни, душевное понимание, нравственную поддержку - словом, высокое счастье.

Появившись в 1859 году в «Отечественных записках», роман Гончарова «Обломов» сразу же привлек к себе внимание читающей публики. Все признали «Обломова» выдающимся художественным явлением, однако в понимании основного пафоса романа нет единства во мнениях и по сей день.

Прочитав роман, Л.Н. Толстой писал А.В. Дружинину: «Скажите Гончарову, что я в восторге от «Обломова» и перечитываю его еще раз. Но что приятнее ему будет – это то, что «Обломов» имеет успех не случайный, не с треском, а здоровый, капитальный и невременный в настоящей публике». Другими словами, Толстой видел в романе общечеловеческий смыл.

Иной позиции придерживался Н.А. Добролюбов, считавший, что «Обломов» представляет интерес только как отражение времени и социальных коллизий, как «знамение» настоящего общественно-политического состояния России.

Тем не менее, как бы ни относились критики к роману, непреложным остается тот факт, что сюжетную основу «Обломова» составляет история судьбы главного героя, его любви к Ольге Ильинской, девушке с цельным и сильным характером.

Встает вопрос о том, почему ни дружба, ни сама любовь не смогли победить лень Обломова, наделенного «пылкой головой, гуманным сердцем». Что сыграло решающую роль в духовном «сне» Обломова: жизнь и воспитание в Обломовке или иные враждебные обстоятельства, помешавшие одухотворенной личности реализовать себя?

Во-первых, объяснение характера и пристрастий Обломова заключено в его воспитании и образе жизни в его родной Обломовке. Картина детства, описанная во сне Обломова, дает исчерпывающий ответ. Сам же Гончаров писал, что «в этой первой части заключается только введение, пролог к роману…, а романа нет!» На самом деле, это действительно так, потому что Обломов, лежащий на диване, совсем не тот человек, которого мы видим в отношениях с Ольгой.

Главный герой узнает Ольгу в начале второй части, следовательно, сюда перемещается композиционный центр произведения, ведь только с признанием Обломова в любви к Ольге возникает романное действие. В начале второй части Обломов дает объяснение своей жизненной апатии. В разговоре со Штольцем Илья Ильич жалуется на отсутствие цели в своей жизни, на мелочность и пустоту всего его окружающего. Обломов говорит, что в его душе «был заперт свет, который искал выхода, но только жег свою тюрьму, не вырвался на волю и угас». Всю вину за свою бездеятельность Обломов перекладывает на безнравственное общество.

Вдруг Обломов встречает Ольгу Ильинскую. Она завораживает его настолько, что он забывает о своей апатии, его душа наполняется глубоким и всепоглощающим чувством. Причем чувство Обломова настолько естественно и чисто, настолько правильно, что оно не противостоит практическим заботам, общественным делам, вливает в них новую жизнь.

Сама Ольга очень органично врисовывается в эту жизнь. Она выросла вне каких-либо сословных рамок и запретов и сформировалась в цельную, одухотворенную личность. По мысли романиста, Ольга должна была сочетать конкретно-историче-

Ские черты с христианским началом.

Именно христианским участием мотивирован интерес Ольги к Обломову при их знакомстве и при развитии их дальнейших отношений. Ольга называет свою любовь к Обломову долгом, ниспосланным ей Богом. Сама же она уподобляется «путеводной звезде», ведущей Обломова вперед к духовному возрождению. «Он побежал отыскивать Ольгу. Видит, вдали она, как ангел восходит на небеса, идет на гору, – пишет о своей героине автор. – Он за ней, но она едва касается травы и в самом деле как будто улетает».

Ольге удается на время пробудить Обломова. Она заставляет его сбросить халат. Начать активно двигаться и жить. Такие изменения в ритме жизни благотворно сказались на герое:

«Встает он в семь часов, читает, носит куда-то книги. На лице ни сна, ни усталости, ни скуки. На нем появились даже краски, в глазах блеск, что-то вроде отваги или по крайней мере самоуверенности».

Полюбив Ольгу, Обломов начинает все очень чутко чувствовать. Илья Ильич открывает новые грани своей души, глубже понимает сущность отношений между мужчиной и женщиной, необходимым финалом которых является брак. В отношении семейного союза у Обломова очень рано складывается собственное мнение. Взрослея в Обломовке, герой очень быстро впитывал идиллическую картину жизни своих родителей.

Повзрослев, Илья Ильич не изменил своим предпочтениям, добавив к ним «ноты, книги, рояль». Он по-прежнему хотел жить в патриархально-идиллическом духе на лоне природы. В такой жизни не оставалось места практической стороне, потому что, по мысли Обломова, занятия хозяйством заставляют спускаться с заоблачных высот на «пошлую» действительность, так болезненно «трогающую» Илью Ильича.

Именно потому Гончаров замечает в конце второй части, что Обломов «догнал жизнь, то есть усвоил опять то, от чего отстал давно», добавляя, что Обломов «усвоил только то, что вращалось в кругу ежедневных разговоров в доме Ольги, что читалось в получаемых там газетах… Все остальное утопало в сфере чистой любви».

Постепенно практическая сторона жизни все же заставляет обратить на себя внимание. Постройка дома в Обломовке, нехватка денег очень тяготят Илью Ильича. Он перестает верить в свои силы, сомневается в истинности чувств Ольги, в возможность реализации своей мечты о женитьбе. В результате он оказывается на Выборгской стороне, реже посещает Ольгу, все больше нравственно погибая. Герою его новое жилье напоминает Обломовку, душевные порывы все больше смиряются, уступая место прежней апатии и бездеятельности. В конце концов он женится на хозяйке дома Агафье Пшеницыной.

Очень болезненным был разрыв Обломова с Ольгой. Оба героя перенесли большое душевное потрясение. Они оба пронесли через всю жизнь теплые воспоминания о своей любви. Однако такой исход был не случаен. Он был уготован самой жизнью, невозможностью гармоничной личности реализоваться в условиях современной действительности. Мотив суетности жизни, присутствующий в сценах посещения Обломова визитерами еще в первой части, вызывает негодование как Обломова, так и самого автора. В этой суетности, лжеактивности очень просто потерять основные человеческие качества. С другой стороны, в бездеятельности можно их «усилить». Поэтому так сложно придерживаться нормы, сохранять равновесие в такой жизни.

Понять эту мысль помогает гончаровская философия любви. Писатель считал, что «любовь, с силою архимедова рычага, движет миром», что это главное начало бытия. Вот почему можно сказать, что «Обломов» – роман о разнообразных видах любви. Человек, по мнению Гончарова, может раскрываться, показывать свою сущность только пройдя «школу любви». Все герои романа проходят эту школу. Даже Штольц, всю жизнь занимавшийся делами, получив согласие Ольги, восклицает: «Дождался! Сколько лет жажды чувства, терпения, экономии сил души! Как долго я ждал – все награждено: вот оно, последнее счастье человека!»

Многие критики относились к Штольцу негативно. В нем находили много сухости, эгоизма. Быть может, они были правы. Однако этот персонаж задумывался как идеальный, умеющий сочетать различные национальные и культурные элементы. Его отец – немец. Он привил сыну любовь к труду, рассудительность. Мать – русская дворянка – передала Андрею многие духовные качества. Казалось бы, Штольц должен гармонично все это сочетать в себе.

На деле же Штольц не оправдал ожиданий писателя. Его «последнее счастье» не оказывается идеальным, хотя он прилагает массу усилий. Любовь теряет свой главный, по мнению Гончарова, смысл – гуманизировать, смягчать общественные «острые углы». Ольгу порой посещают грусть и неудовлетворенность. Хотя внешне их любовь может показаться идеальной.

Штольц поселился с женой в Крыму в собственном доме. Выбор этого места не случаен: он символизирует гармонию в природе. В их доме постоянно присутствует «недремлющая мысль», его наполняют изящные вещи, дары цивилизации, а вокруг царит «вечная красота» природы. Но все-таки нет гармонии этом доме, а значит, нет и идеальной любви. Это означает, что надежда Гончарова воплотить образ гармоничного человека и столь же гармоничной любви в современной ему действительности была утопией. Он писал: «Между действительностью и идеалом лежит … бездна, через которую еще не найден мост, да едва и построится когда».

Совсем в ином свете начинает восприниматься образ Обломова. В одном из разговоров со Штольцем Обломов замечает: «Или я не понял этой жизни, или она никуда не годится». По-моему, Обломов действительно не понял жизни, не проявив должного упорства, без которого было невозможно добиться любви. Но и Штольцу тоже не по силам эта задача, хотя он неутомимо к ней шел. Поэтому это не столько вина Обломова, сколько его беда. Поэтому не так страшен выбор Ильи Ильича, сколь страшна окружающая действительность.

Выбор идиллического покоя на Выборгской стороне Петербурга был своего рода спасением. Эта мысль проводится через сопоставление Пшеницыной и Ольги. Агафья Матвеевна охарактеризована совершенно иным способом, чем Ольга Ильинская. В ней нет ни богатого внутреннего мира, ни постоянно работающей мысли, ни высоких порывов. Зато она прекрасно управлялась с хозяйством, четко ощутила свое назначение как женщины и жены. Она любила Обломова без всяких мыслей о целесообразности этого чувства и «перешла под это сладостное иго безусловно, без сопротивлений и увлечений, без смутных предчувствий, томлений, без игры и музыки нерв».

Любовь Пшеницыной вызывала глубокую симпатию автора. Ведь с возникновением этого чувства для Агафьи Матвеевны открылся истинно человеческий смысл и свет жизни, сменивший ее прежнее почти бездуховное существование.

Таким образом, в «Обломове» показана драматическая история любви и нравственных терзаний Ильи Ильича. Именно любовь выявила истинную сущность характера героя, а значит, можно заключить, что любовная интрига в романе играет главную роль. Любовь делает для нас более понятным и близким и самого Обломова, и то, что его окружает, она делает роман вневременным и наполняет его общечеловеческим смыслом.