Сценарий праздника день малой родины. Сценарий праздника «Нет милей Родины моей!»

Глубь недр пойму и сроки углублю,

И с гордостью скажу родному краю:

Люблю и знаю! Знаю и люблю!

И тем полней люблю, чем глубже знаю.

Ведущий Наша Родина – большая и прекрасная, но для каждого человека она начинается у порога его отчего дома.

Где бы ты ни родился, в каком далёком уголке ни живёшь, вся наша страна принадлежит тебе. И ты имеешь право с гордостью сказать: « Это моя Родина».Чувство Родины живёт всегда в сердце, где бы мы ни были, какую бы работу не выполняли. Родину не выбирают, её познают постепенно, начиная со школьной скамьи и в течение всей жизни.

Н. Кадышева«Песняо Родине»

1. Возле речки в тумане, чуть звенят тополя…

Может ими и манит человека земля?

Иль берёзкой кудрявой, не скупой на слова?

Или явором? Явор- всем лесам голова.

2. И родными местами, где ты жил, где ты был,

И цветами, цветами, - чуть о них не забыл!

Манят волею реки и раздольем поля…

Не обманет во веки человека Земля.

Ю. Антонов«А я люблю свои места родные»

Ведущий. Ёмкое понятие – Родина! Для человека – это земля, где жили его предки, где жил и живёт его народ – со своей историей. Любовь к родному – естественное чувство. Родные места всегда дороги для каждого из нас. Всё большое и светлоеидёт от маленького пятачка земли. На котором плакал и смеялся, учился понимать добро и зло, и по дорогеушёл в большой мир жизни.

Звучит музыка.

3. Почему стоит перед глазами

Это неказистое село?

С пыльными и тощими садами,

И у въезда с брошенным веслом.

4. Господи не передать словами

Как оно бурьяном заросло,

И не славится ни соловьями

Ни героями, ни ремеслом.

Ведущий. Сотни тысяч сёл разбросано по великой нашей стране и каждому дорог уголок «Малой Родины». В тяжкие минуты вспоминаютсяместа, где родился, вырос, где прошло детство, юность. Родные места дают уверенность, великодушие, делают человека красивее и ответственнее за всё, что его окружает в мире, дают разум и силу. Наверное, для многих из нас это ощущение причастности к своей стране, осознание себя гражданином связано с любимым уголком природы: со светлоокой берёзовой рощей или тихой речушкой, с причудливой горной кручей или вересковым курганом в степи.

(Воспоминания участников праздника, о своих родных местах).

5. С почтением глубоким

И голову склоня,

Поклон тебе, Толстовка,

Кормилица – земля.

6. Цветёшь и молодеешь,

А ведь не мало лет.

Трудами человека

Даришь тепло и свет.

7. Толстово-Васюковское

Родинка России

Скромное, не броское

Часть великой силы.

Песня. «Околица»Н. Кадышева.

Ведущий. Стало уже доброй традицией в мае отмечать замечательную дату, связанную с рождением нашей Малой Родины – День Ставропольского края. Вот уже чуть более 80 лет- существует наша Малая Родина- как административная единица. В биографии нашего родногоСтаврополья немало знаменательных дат и событий. Его судьба переплетена с судьбами миллионов людей, чьим трудом, знаниями и упорством укреплялась экономика, закладывалась основа для сегодняшнего стабильного развития региона. Край набирает хороший темп развития. 18 с/х предприятий края входят в число 300 лучших в России. Мы лидируем в стране по сбору зерна на душу населения и его качеству. 35 ставропольских предприятий и организаций лауреаты Всероссийского конкурса «Сто лучших товаров России». Это не полный перечень заслуг края и тружеников края. Всё это вызывает чувство гордости и одновременно заставляет нас не останавливаться на достигнутом, а двигаться к новым целям.

8. Глядит на синие просторы,

На гор серебряную цепь

Мой край, уходящий в горы,

Мой край, уходящий в степь.

Немало трудных вёрст осилив,

Смахнут дорог седую пыль

Широкий плащ просторов синих

Спадает с плеч его в ковыль.

9. Мы прошли столетия с Россиею

От сохи до звёздного крыла

А взгляни, всё тоже небо синее,

И над Волгой та же тень орла.

10. И ещё не мало будет пройдено,

Коль зовут в грядущее пути,

Но светлей и чище чувства Родины

Людям никогда не обрести.

11. С этим чувством человек рождается

С ним живёт и умирает с ним.

Всё пройдёт, а Родина останется,

Если мы то чувство сохраним.

Песня « Золотое моё Ставрополье »

Ведущий. Мы понимаем, что будущеенашей Родины, Ставрополья, зависит от нас. Успешно выполняются многие программы развития края. И за всем этим – наши замечательные люди, беззаветно любящие свою землю, преображающие её своим неустанным трудом. Целые династии – семьи знакомы нам в нашем крае, районе, селе. Вся наша жизньнаполнена трудом. Труд сельского труженика связан с землёй. Каждый день перед нами на столе лежит хлеб. Хлеб для нас обычен, как воздух. И трудно поверить. Что бывали времена, когда хлеб вдруг становился очень важным и от него зависела жизнь человека. Хлеб… Жизнь…

У меня, взрослого человека свои воспоминания о хлебе. В памяти осталась русская печь, и как пекли хлеб в печи. Выбеленная снаружи печь занимала треть комнаты, а внутри похожа на таинственную пещеру. Из неё тянуло жаром, а в глубине мерцали угольки. А потом угольки выметали, и на большой деревянной лопате в печь отправляли караваи. Они были белые, слегка припудренные мукой. Печь закрывали заслонкой. Прошло время, и потянуло тёплым, аппетитным запахом горячего хлеба. А потом мне отрезали горбушку, и я ела свежий хлеб. На всю жизнь остался в памяти этот бабушкин хлеб.

Сейчас часто приходится слышать, что хлеб не вкусный, хлеб плохой. Запомните, дети, плохого хлеба не бывает. Пройдут годы, вы узнаете цену хлеба. Это труд сотен тружениковнашего села, района, края, нашей Малой Родины.

Спокойная музыка.

12. Хочу, друзья, мои признаться,

Что я люблю на склоне дня

Своим трудом полюбоваться

Когда он радует меня.

Любуюсь, скинув с плеч рубаху,

Чуть охладив рабочий пыл

Своим трудом бы наслаждаться

Когда хватилотолькосил.

13. Пока в пространстве кружится планета,

На ней – пропахшейсолнцем –

Никогда не будет дня, чтоб не было рассвета,

Небудет дня, чтоб не было труда.

Песня« Будённовцы ни где не подведут»

Ведущий. Наканунемы празднуем великую дату в истории нашей страны, 60-летие Победы. « Это было 60 лет назад. Чем дальше бои, тем отчётливее в памятите страшные, суровые военные годы. Встают перед глазами фронтовые друзья» – это слова из очерка «Миг и вечность истории». Оставшиеся в живых ветераны, и мы их внуки, должны помнить о тех людях, ради чего шли на смерть и победили, помнить должны о тех, кто спас мир от фашизма.

ПесняВ.Высоцкий«Он не вернулся из боя…»

14.Не забыто, что когда-то,

Хоть не мало лет прошло,

92 солдата

Не пришло в своё село.

Полегли в боях когда-то

У Днепра и у Донца

92 солдата, 92 бойца.

15. Над созвездьем обелисков

В тихой солнечной дали

Гнутся вербы низко-низко,

Ивы гнутся до земли.

Хоть вернуться обещали

Всем берёзам, всей земле,

92 солдата с той поры живут в селе.

16. А потом как затрубили

Журавли осенним днём,

В роще вспыхнули рябины,

Вечным вспыхнули огнём.

Пламя жаркое клокочет

На виду у всей Земли

А над этой белой рощей

Плач роняют журавли.

Песня « День Победы »

Н. Моисеевская« Ветераны».

Ведущий. На протяжении многих лет пришлось восстанавливать разрушенное хозяйство городов и сёл. Строить заводы и фабрики, добывать руду, плавить металл, выращивать хлеб. Большая работа ложилась на плечи женщин, подростков.

У русских женщин есть такие лица:

К ним надо приглядеться не спеша

Чтоб в их чертах могла открыться

Красивая и гордая душа.

Н. Моисеевская« Судьба женщины и война».

Ведущий. Что нужно для счастья?

Чтоб были друзья,

Что в любое ненастье

Не забудут меня.

Надо ветра шального, чтобы пел,

И дождя грозового, чтобы гремел.

Надо песни хорошей, чтобы лилась,

И дороги тревожной, чтобы вилась.

Что же нужно для счастья?

Нужен шар земной.

Чтобы небо синело надо мной.

Чтобы солнце светило сквозь дожди,

Чтобы можно мне было вдаль идти.

Заключение.

Возраст детей 5 – 7 лет

Под музыку дети входят в зал. (Музыка.)

Здравствуйте. (По коми.) Жизнь начинается с детства, с того места, где ты родился, где рос, где дорог тебе каждый кустик, где знаком тебе каждый уголок. А родился ты на прекрасной Коми- земле, в далёком Коми - крае.

1. Что может быть родней родного

Отчизны, края, где живешь?

И дома отчего, святого,

Где жизнь по смыслу узнаешь.

2. Где снег особенный зимою,

И летний дождь душе милей.

Не зря зовем все то, родное

Мы малой родиной своей.

Сегодня мы вас пригласили

на праздник к нам неспроста

Все мы живём в Коми- крае

Здесь Родина наша и наша судьба.

И сегодня мы будем с вами говорить о крае родном,

О крае, в котором мы с вами живем.

Что мы родиной зовем?

Край, в котором мы растём,

И берёзки, вдоль которых,

Взявшись за руки, идём.

Что мы родиной зовём?

Солнце в небе голубом.

И душистый, золотистый

Хлеб за праздничным столом.

Что мы родиной зовём?

Край, где мы с тобой живём.

Только в родимых краях бывает такое:

Солнце – самое яркое,

Небо – самое голубое,

Вода – самая чистая,

Звезды – самые лучистые.

Березки – самые тонкие,

Песни – самые звонкие!

Коми песня (на усмотрение музыкального руководителя).

Ведущая: У северных народов свои песни и танцы, не похожие на русские народные (слайд) Народные танцы Коми довольно оригинальны и неопределенны в своей направленности. Они состоят из необычайной красоты движений, чарующей музыки и слов. Особый шарм этому действию придают национальные костюмы, имеющие отношение к происходящему ведь, как правило, в танцах отражается жизнь народа, его обычаи, строй.

У народа Коми много интересных игр. Давайте сейчас поиграем в игру «Воробей». (Пышкай.)

Ведущий: Попробуйте, ребятки, отгадать загадки.

  1. В Коми - крае мы живём, где суровы зимы,

Не страшны нам холода, мы наденем…(Пимы.)

  1. На шалаш он похож, только ростом выше,

Если дождь, не беда, не промокнет крыша.

Он стоит за бугром, дверь полы и стены

Сделаны не топором, а из шкур оленьих. (Чум.)

  1. Словно царскую корону,

Носит он свои рога.

Ест лишайник, мох зелёный,

Любит снежные луга. (Олень.)

  1. Там, где в тундре вьюга злится,

Где большой земли конец,

Там живет почти лисица,

Называется...

  1. Сине – зелёный мерцающий свет,

В северном небе - природный эффект. (Северное сияние.)

  1. В ночь беззвёздную до чума

Кто добраться вам поможет?

Кто разыщет путь по ветру,

Если в тундре бездорожье? (Олень.)

  1. Лес не лес, туча не туча - то по тундре кочует, то на одном месте кружится. (Оленье стадо.)
  1. Не буквы, а написаны в строчку. Без языка, а охотнику всё расскажут. (Следы.)
  1. Олень от них убегает - а они не отстают. (Нарты.)

10. Цветная занавеска ночное небо закрывает, а в тундре от неё светлее становится. (Полярное сияние.)

Ведущая: Игра «Я еду на Север и беру с собой…» Предлагаю собрать вещи для поездки на север. Возьмите по одной картинке и объясните, для чего нужны эти предметы на Севере, со словами "для того, чтобы". Например, «Я возьму на Север…

Чемодан для того, чтобы сложить вещи;

Шубу для того, чтобы не замерзнуть;

Варежки для того, чтобы не замерзнуть;

Фонарь для того, чтобы осветить путь полярной ночью;

Лыжи для того, чтобы передвигаться по снегу

Очки с тёмными стеклами для того, чтобы снег не слепил глаза

Рюкзак для того, чтобы сложить в него продукты и т.д.

Ведущий: Коми край – богатый край.

Это всем известно.

И о нашем Коми крае

Есть немало песен.

К нам в гости пришли ребята из группы «Кэрпи» со своей песней, поприветствуем их!

Коми песня на усмотрение музыкального работника.

Ребёнок: Родилась я в Коми крае.

Это Родина моя.

Лучше края я не знаю,

Он всех дороже для меня.

Ребёнок: Что такое Родина?

Коми-край земля.

Что такое Родина?

Республика моя.

Поезда на север,

Поезда на юг.

Всюду дали светлые

Зовут меня вокруг.

Ведущий: А дети из группы « Кэрпи» расскажут нам стихи на коми языке, послушаем их?

(1-2 ребёнка читают стихи на коми языке.)

Ведущий: Игра «Исправь ошибки».

Малица нужна чтобы не провалиться в снег. (Чтобы не замёрзнуть.)

Пимы нужны, чтобы не замёрзли руки. (Чтобы не замёрзли ноги.)

В чуме живут олени. (Оленеводы.)

Нарты нужны, чтобы на них спать. (Кататься.)

Ведущий: Мы живём с вами в северном, крае. Наш край богат нефтью, углём, лесом. В обширных северных лесах водится много зверей, в реках – рыбы, в тундре разводят оленей. Издавна здесь жили сильные и смелые люди, они занимались охотой, рыбалкой, заготовкой ягод и грибов. А после тяжёлого, трудового дня собирались в избе, у тёплой печки, чтобы заняться рукоделием, поговорить, попеть песни. Кажется, я уже слышу песню, давайте послушаем песню на коми языке и посмотрим видео ролик о коми земле, ее природе, животном мире. (Дети смотрят ролик.)

Ведущий: А давайте ещё поиграем, хотите?

Коми игра «Медведь-бабушка»

Ведущий: Вот так на коми земле мы живем

Танцуем, играем и песни поем.

И наш Коми край самый лучший на свете,

Об этом скажут все наши дети!!!

Под музыку на коми языке дети выходят из зала.

Цели и задачи:

  • Познавательные : ознакомление учащихся с народными традициями русской, башкирской и казахской культуры, с историей родного края, предметами старинного быта;
  • Воспитательные : воспитание гражданственности, патриотизма, любви к своему родному краю, формирование толерантного сознания учащихся, принятия уважительного отношения к разным национальностям;
  • Развивающие : развитие семейного творчества и сотрудничества семьи и школы, воспитание чувства любви и уважения к родителям, гордости за свою семью;

Оформление: название праздника «Мой край – мой дом родной», в центре карта Оренбургской области, вокруг карты картинки народов, населяющих область в национальных костюмах

Оборудование:

  • костюм для домовёнка Кузи,
  • бабушкин сундук с реликвиями,
  • карточки с ситуациями для пап
  • карточки с вопросами викторины
  • бумага, ручки для команд

Ведущий 1:

О, Родина святая,
Какое сердце не дрожит,
Тебя благословляя?

Ведущий 2 : Наша Родина – Россия. Но у каждого живущего в этой необъятной стране есть близкое сердцу место, куда хочется возвращаться снова и снова. Для нас это место – наше Оренбуржье.

Ученик 1 : (читает стихотворение)

Край родной
(Р.П. Герасимов)

На карте – с ладонь или даже поменьше,
А пешим – попробуй его обойди!
Смотри: бесконечные- бесконечные
Все степи да степи бегут впереди.

А реку мне выразить словом?
Я лучше сравнения не отыскал –
По жёсткой руке Оренбуржья родного,
Как синя жилка, струится Урал…

Народ корневой, работящий, плечистый,
Душа у народа, как степь, широка.
На пляску выходят:
Движенья, что выстрелы.
А песни – медлительней, чем облака.

Я всё здесь люблю,
И мне всё здесь знакомо:
И небо, и солнце, что бродит в хлебах.
Запомнил навек,
Как в родительском доме
Пахуч каравай в материнских руках.
И зной ли нас сушит,
Бураны ли вьюжат,
Гордимся, поля щедро потом умыв,
Что в Герб нашей Родины
Хлеб Оренбуржья
Вплели золотыми колосьями мы.

Ведущий 1 : (читает стихотворение)

Мой край

Край мой Оренбургский,
Край полынный!
Мир осин дрожащих и берёз.
Над степной дорогою суглинной
Высверк соли,
Отцвет белых рос.
В давний год едва ли не былинный
От приволжской сумрачной земли
По дороге этой длинной-длинной
Мой отец и дед сюда пришли.
Я по ней и хаживал и бегал,
Падал ниц на дальнюю межу.
К их теперь последнему ночлегу
Постоять в молчанье прихожу.
Я душою землю обнимаю
Дорогую до скончанья дней.
Облака, что вишни в белом мае,
Проплывают медленно над ней.

Ведущий 2 : Но у каждого человека есть ещё и малая родина.

Ученик 2 : (читает стихотворение)

Малая родина
(В. Тихомиров)

Малая родина!
Отчий мой край, я – травинка твоя.
Можно уехать…
Никто не осудит.
Сколько людей на вокзалах сидит,
В светлое будущее верится людям.
Что ожидает их впереди?
Может я тоже уеду однажды
Лучше я видел в России места.
Но неужели для сердца не важно,
Где расцветут два вишнёвых куста.

Малая родина!
Отчий мой край, я – кровинка твоя.
Солнце печёт или бьёт непогода,
Я без тебя, что костёр без огня.

Ведущий 1 : На слиянье речушек - Кураганки и Блявы – Расположен посёлок, Блявтамак мой родной.

Ведущий 2 :

Здесь в мире мы за годом год
Живём, друг другу помогая,
И вместе с нами здесь живёт
История родного края.

Ведущий 1 : Малая родина, отчий дом, семья – вот начало всех начал.

Мы – семья.
По-отечески строги
К нам бывают родные края.
И Отечество тоже в итоге –
Нет, не просто народ, а семья.

Мы едины любовью и верой,
Мы едины землёй и трудом.
И распахнуты дружеству двери
В наш добротный, устойчивый дом.

Ведущий 2 : Сегодня для нас свои дружеские двери распахнут наши семьи.

(Представление семей).

Ведущий 1 : Оценивать наши семьи будет Семейный совет в составе:

(Представление членов жюри).

Итак, мы начинаем наш праздник «Мой край – мой дом родной».

Ведущий 2 :

Семья как крепость – непреступна, нерушима,
И с каждым годом всё надёжней и прочней.
У каждого своя – едина и любима,
И славится устоями, традицией своей.

Ведущий 1 : Итак, по традиции первый конкурс «Визитная карточка».

(Семьи представляют свои визитные карточки.)

Ведущий 2 : Этническая картина нашего края многолика. Земля Оренбуржья очень древняя, сохранившая память многих поколений, исторических событий. На территории области насчитывается около 80 национальностей. В составе многонационального населения Оренбуржья проживают в частности русские, башкиры, казахи. Поэтому сегодня в конкурсной программе участвуют семьи разных национальностей.

Ведущий 1 : Культура Оренбуржья складывается из старинных традиций и обычаев разных наций, которые бережно хранятся, соблюдаются и передаются из поколения в поколение. И сегодня особенности национальной песни, танца и кухни вам продемонстрируют наши конкурсанты. Вы наверно уже заметили, что наши участники конкурса в национальных костюмах. Просим продемонстрировать их.

(Семьи демонстрируют свои национальные костюмы, исполняют национальные песни, танцы, предлагают на суд зрителей и жюри свои блюда).

Ведущий 1 : Предоставляется слово Семейному совету (оценки за визитку).

Ведущий 2 :

Я счастлив: моя Родина – село.
Оно мне радость творчества дало.
И черпаю я силы от земли,
Которую отцы сберечь смогли.

Я рад, что край родимый в жизни есть.
Любимых мест мне в нём не перечесть.
И если спросят, где моя душа,
Отвечу: «Дома, где родился я!»

А сейчас нашим конкурсантам предстоит ответить на вопросы викторины, посвящённой родному краю.

Краеведение:

  1. Когда образовался п. Блявтамак?
  2. Где берёт начало река Кураганка, и почему она так называется?
  3. В каком году была открыта Блявтамакская средняя школа?

Топонимика:

  1. Как с башкирского языка переводится название реки «Блява»?
  2. Как с башкирского переводится название посёлка «Блявтамак»?
  3. Как переводится с башкирского языка месторождение медной руды Яман-Каса?

Экология:

  1. Назовите реки, которые протекают по территории нашего города и загрязняются промышленными стоками, бытовыми отходами.
  2. По какой причине были спущены воды Херсонского водоёма?
  3. Назовите предприятия города, производство которых пагубно влияет на экологию города Медногорска.

Ведущий 1 : Слово семейному совету (оценки за костюмы, танец, песню, блюдо).

Ведущий 2 : В сегодняшнем мире сложно, неуютно. Люди порой, не замечая друг друга, бегут куда-то, невнимательны друг к другу. Мы спорим, жалеем доброго слова и душевного тепла для своих близких и родных.

Ведущий 1 : И только от нас зависит, чем станет наш дом – продолжением этих проблем, неурядиц, неуверенности и беспокойства или источником бодрости, оптимизма, душевного тепла и терпимости.

Ведущий 2 : Правильно говорили англичане, запирая дверь: «Мой дом – моя крепость»

Ведущий 1 : А я предлагаю открыть ворота, опустить мосты, распахнуть окна и впустить в ваши крепости побольше света и тепла.

(Вдруг на сцене начинает мигать свет, слышатся улюлюканье, звон разбитой чаши).

Ведущий 2 : Что это? Кто это?

(Раздаётся «покрякивание» и на сцене появляется «Домовой»).

Домовой (оглядывает всех, ведущих, изучает декорации сцены): Неужто про меня забыли? Все хорошо знают, что домовой любит семьи, которые живут в полном согласии, и тех хозяев, которые бережно относятся к своему добру, в порядке и чистоте держат свой двор. Если из таких-то кто и забудет накормить коровушку или просто выключить чайник на плите, то сам домовой за него позаботится. Разве вы не согласны?

Ведущий 1 : Нет, нет, дедушка Домовой! Знаем и верим, что ты свидетельствуешь о живучести домашнего духа и близок к добрым людским интересам!

Ведущий 2 : Да, дедушка Домовой, посмотри, ведь сегодня к нам в гости пришли замечательные семьи: учащиеся нашей школы вместе с папами и мамами, с братишками и сестрёнками, бабушками и дедушками. Семьи дружные, весёлые, талантливые: все поют, танцуют, играют на музыкальных инструментах.

Домовой : А вот сейчас мы это проверим!

Ведущий 1 : Сколько угодно!

Домовой : В старину, какие детки были смышленые!

Ведущий 2 : И наши тоже не хуже!

Домовой : Есть у меня сундучок. Это сундучок ещё моей прабабушки. Я часто нахожу в нём подарки от хозяев: то интересную книгу, то конфетку, то кусочек пирога… Ой! Сколько здесь сюрпризов! Но так и быть, я с вами поделюсь.

(Домовой вытаскивает содержимое сундука).

Ведущий 1 : Сдаётся мне, что это предметы старины, которыми мало кто сейчас в наше время пользуется.

Ведущий 2 : Но несмотря на это мы должны знать, как они называются.

(Дети отгадывают, как правильно называется тот или иной предмет старины и для чего он предназначен).

Ведущий 1 : Что скажешь, дедушка Домовой, смышлёные дети?

Домовой : Так-то оно так, да будут они здоровы. Кстати, я вот хочу проверить: все ли мамы умеют хранить здоровье детей сами, без помощи врача. К примеру, малая хворь напала. Завтра в школу, а за ночь детей на ноги поставить надо.

Ведущий 2 : Так испытайте. Думаю, что наши мамы знают секреты народной медицины и скажут сейчас, как помогают при болезнях чеснок, редька, картофель.

(Мамы рассказывают рецепты народной медицины, например: Чеснок лечит ангину, гипертонию, бессонницу, грипп, служит для выведения бородавок и мозолей. Редька помогает от кашля, камней в почках, невралгии, противоглистное средство, удаляет веснушки. При болезнях желудка противопоказана. Картофель применяют при ожогах, экземе, для лечения верхних дыхательных путей, при гастрите и язве в сыром виде, как косметическое средство с молоком и желтком.)

Ведущий 1 : Напишите, какие ассоциации возникают у вас при словосочетании «твоя семья». От того, сколько совпадений будет в ответах родителей и детей, зависит результат этого конкурса.

(Эта информация, полученная одновременно и от детей, и от родителей, помогает определить положение ребёнка в семье, желание родителей знать своего ребёнка, его проблемы, его внутреннее состояние.)

Ответы зачитывают по очереди родители, потом – дети.

Ведущий 2 : «Природа в доме – семейный лекарь». А сейчас послушаем частушки, которые нам споют весёлые девчушки.

Ведущий 1 : Но забудем о болезнях, мы здесь, слава Богу, здоровы, и пусть болезни не омрачают праздника.

Домовой: Согласен! А теперь пришла очередь посмотреть, на что способны главы семей. Часто бывает так, что папы принимают пассивное участие в жизни семьи, им некогда уделить внимание детям, жене…

Ведущий 2 : Нет, наши не такие, они умеют поддержать компанию, веселы, находчивы, общительны и внимательны.

Домовой: Утешьте, пожалуйста, пословицей или поговоркой моё состояние души. Подбодрите меня!

  1. Я потерял большую сумму денег.
  2. Я забыл купить жене подарок на 8 Марта.
  3. Меня опять вызывают в школу.

(Папы вспоминают пословицы или поговорки, соответствующие данной ситуации, например:

  1. Не в деньгах счастье.
    Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей.
    Что ни делается, всё к лучшему.
  2. Лучше поздно, чем никогда.
    Сам как подарок.
  3. Взялся за гуж, не говори, что не дюж.
    Маленькие дети – меленькие проблемы, большие дети – большие проблемы.
    У семи нянек – дитя без глазу.)

Ведущий 1 : Слово Семейному совету. (Жюри оценивает предыдущие конкурсы).

Как лечат наши мамы, мы слышали. А смогут ли они вспомнить, какими были маленькими их дети, рассказать сказку или же спеть колыбельную? Мне очень приятно объявить конкурс «Вечерняя сказка или колыбельная».

Домовой : Молодцы! Выдержали испытания. Теперь я уверен, что гости, придя в любую из ваших семей, не заскучают, приболев – оздоровятся, и будут удивлены умными детишками. А значит, вас можно допускать к любому празднику.

Ведущий 2 : И сейчас он пришёл в дом семьи (назвать фамилию семьи). Мы готовы послушать и побывать на их празднике, но прежде каждая семья расскажет об одном из своих национальных праздников.

Ведущий 1 :

Ведущий 2 : Просто здорово! Сколько было гостей, а ещё больше веселья! Но мы, к сожалению, должны подвести окончательные итоги нашего «Праздника Семьи».

Ведущий 1 : Слово Семейному совету.

Ведущий 2 : Победила дружба! А иначе и быть не могло. Это значит, что мы ещё не раз встретимся дружным многонациональным коллективом. Будем петь и танцевать, плакать и смеяться, а значит жить, все вместе русские, башкиры, казахи… Жить дружно!

Ведущий 1 : Большое спасибо семьям, всем участникам, тем людям, которые помогли нам в подготовке и проведении этого большого светлого праздника!

Ведущий 2 :

Пусть всех весенний ветер дразнит,
Нам жить без праздников нельзя.
Не уходи из сердца, праздник,
До новых праздников, друзья!

Сценарий «Большой России малый уголок»

Любить свою малую родину – значит любить Россию .
Звучит песня «Вижу чудное приволье, вижу реки и поля. Это русское раздолье. Это русская земля».

Ведущий:


Наша страна Россией зовется,

Пусть мирное небо сияет радостью, счастьем,

Пусть песни поют миллионы людей!
Ведущий:

И пусть поет русский народ главную песню страны - Гимн нашей Родины

(Звучит Гимн )

Ведущий:


Над полями, над лугами

Гимн несется в синеву.

Нет земли родней, желанней –

В России я, друзья, живу!

Звучит музыка, ученики выносят Российский флаг

Мы возродили флаг старинный,

Россия, в нем твои черты.

Три цвета на флаге России:

Красный, белый, синий.

С красной полоской флаг –

В ней кровь отцов и дедов,

С красным цветом Россией добыты честь и победа!

Синяя полоса – цвет неба ясного.

Чтоб жизнь в нашей стране была прекрасная!

Белый цвет – в нем добро, любовь, чистота.

Мы хотим жить в дружбе и мире всегда.

Россия, я твоя росинка,

Песчинка малая твоя,

Когда метель, то я - снежинка,

В ручье – я капелька ручья.

Ведущий:


Из этих капелек росинок

Большие реки потекли.

И если б не было песчинок,

Тогда бы не было земли.

1.Россия – тройка, песня, птица.

2.Страна с особенной судьбой,

Вместе: Должна Россия возродиться,

И возродимся мы с тобой.

Песня «Родниковая Русь»

Ведущий:


Ясным светом заливает

Солнце синеву,

Я с тобой, земля родная,

Радуюсь, живу,

Ты светла и ты красива

Русская земля.

Я люблю тебя Россия,

Родина моя.

Твоя мудрость, твоя слава

Сотни лет живут.

Ты велика Держава,

О тебе поют.

Ты о радости вещаешь,

Зная жизни суть.

Ты сынов благословляешь

На великий путь.

Ведущий:


Над широкими полями

Облака плывут.

В тихой роще над рекою

Соловьи поют.

Я к земле могучей, сильной

Сердцем прикоснусь.

Ты живи, моя Россия,

Дорогая Русь.

Песня «Что может быть лучше России»

Ведущий:


Край Донской – малая родина.

2. Если ты родился и вырос в Донском крае, отсюда вступил в большую жизнь, ты никогда не перестанешь любить его и гордиться им.

Гляжу в простор необозримый

И журавлям машу рукой.

Привет тебе, мой край любимый,

Навеки сердцу дорогой.

Поля раскинулись без края,

Шумят высокие хлеба,

Россия, милая, родная,

Моя счастливая судьба.
Ведущий:

В родной степи шумят моря и реки,

Цветут сады, колышутся поля.

Очаровала ты меня навеки,

Моя Донщина, родина моя!

Исполняется казачья песня «Казаки гуляли»

Выходят старый казак и внук Гриша.

Старый казак: Ох, добре песню играют! Любо!

Гриша: Деда, а вот как слышу песню, нашу казачью, так вроде Дон наш батюшка волною серебрится, девки гутарють. А то конь наметом пошел. И так сладко делается, как жеребенок до мамки тянется.

Старый казак: Да, сынку, такие песни играть умеют казаки, потому как народ красивый, сильный, добрый, как Дон родимый.

Гриша: Дедуня, мы тут с ребятами поспорили, кто главней: казак или казачка?

Ст. казак: Что спорить тут? А никто не главней. Главней – природа – мать, земля наша донская, что кормит нас, силу, красу нам дает. Дон наш могучий, что нас мудрыми делает, учит силу к делу прилагать, а не к безделью. А дите человеческое, коли у природы учится – добрым человеком станет, малого да слабого не обидит, старого уважит. Про то и песни наши поются.

Гриша: Дедуня, а мы тоже с ребятами песню казачью знаем.

Старый казак: Так позови ребят и сыграйте песню, а я послушаю.

Гриша: Ребята!

Звучит песня «Эх, казачата»

Старый казак: Любо!

Ведущий:


Это наша родная сторонка, наша малая родина, наш дом, наша жизнь, наша песня и наша судьба.

Как же нам тобою не гордиться,

Как нам эту землю не любить.

Ростовской области частицу,

Без которой нам нельзя прожить.

Ведущий:


Край степной! Дай надышаться

Вольной далью, зеленью полей,

Не устану никогда влюбляться

В прелесть малой родины моей.

Малая – не значит,

Что пылинка…

Не вместить ее в груди.

Стала ты для нас Мартыновка

Тем, что есть и будет впереди.

Ведущий:


1.Пусть зреет в полях золотая пшеница,

Чтоб в чистое небо смотреть мы могли!

2.Чтоб каждый из нас мог любить и трудиться

На благо мартыновской нашей земли!

Песня «Край мой, родимый»

Ведущий:


Мы с вами родились в России, и Родина для нас одна – Россия. У каждого человека есть уголок, самый близкий на свете – это место, где он родился и вырос, а для нас - это поселок Черемухи, большой России малый уголок.
Звучит песня «Уголок России»

Выходят двое ведущих в русском и турецком костюмах.

Ведущие:

Мы вас приветствуем на Донской земле, в основной общеобразовательной школе №13!

В нашей школе учатся дети разных национальностей: русские, украинцы, белорусы, турки, пермяки, армяне…

И для всех нас Россия является Родиной, несмотря на различие национальной культуры, веры, языка и традиций.


Ведущие:

Все мы – россияне.

Стихотворение В. Коротаева «Прекрасно однажды в России родиться…»

Прекрасно однажды в России родиться

Под утренний звон золотого овса!

Твое появленье приветствуют птицы,

Сверкают, на солнце искрясь, небеса.

Пока озабочены снами твоими,

Ромашки гадают о новой судьбе.

И ветром достойное ищется имя –

Кукушка пророчит бессмертье тебе.

Еще и усы не подкручивал колос –

Уже для тебя начались чудеса:

А лен зацветающий – дарит глаза,

Свой смех - колокольчик,

Роса – свои слезы,

Прическу – густая, волнистая рожь,

И статность тебе обещает береза;

Когда пожелаешь – тогда и возьмешь.

Спешит к тебе каждый с особенным даром:

Бери, примеряй, запасайся, владей.

А плата… какая?

Расти благодарным

Да будь всюду верным России своей.

Ведущие:


1.Я люблю тебя, Россия!

2.Я люблю тебя, Россия! (на турецком языке) Бэн сэни сэвиерим, Русья!


Ведущий:

В древности говорили: «Каждое дерево сильно своими корнями, отруби их – и дерево погибнет»

Так и народ, нация, не знающие своей истории и культуры, обречены на вымирание и, в конечном счете, на исчезновение с земли вообще.

Ведущий:


Давным – давно на вольный Дон пришли казаки и крепко обосновались на его песчаных берегах. Сколько поколений свободных казаков вырастил Дон- батюшка – не сосчитать. И пусть их современники, т.е. мы, не живем в куренях, не ходим в заморские походы. Но тот, кто живет в донском краю, должен чтить и уважать традиции и обычаи своих предков, обязан помнить и возрождать культурное наследие.

Ведущий:


1.Жизнь течет,

Мы, молодые,

Храним традиции.

Этим земля наша,

Русь, живет.
2.Все, чем гордимся,

Родное, русское,

Нет, не иссякнет,

Переживет.

Это доказывал

Годы, столетия

Вместе:

Несокрушимый

Русский народ

Ведущий:


Сегодня мы познакомимся со свадебным обрядом на Дону: сватовством.

Свадьбы, обычно устраивали осенью или зимой, когда казаки освобождались от полевых работ, но иногда и ранней весной, чтобы к началу полевых работ в семье была еще одна работница. Обычно молодой казак затевал разговор со своими родителями о том, что хочет жениться и просил их согласия. Родители интересовались, кто его невеста, и, если она им люба, шли свататься.

(Под музыку выходят сваты)

Дом невесты.

Сват: Здорово дневали!

Хозяин: Слава богу!

1-й сват: Мы люди чужестранные, приехали из дальней стороны.

Проехали три царства. Ехали, куда путь лежит, куда зверь бежит, куда птица летит.

2-й: А едучи мимо вашего двора, мы недуманно - негаданно увидели след не то куницы, не то красной девицы. Она забежала к вам во двор. Вот мы и хотели бы посмотреть.

(На лавке сидят родственники невесты)

Казачка 1-я: Проходите гости! Милости просим!

1-й сват: Да вот есть у нас еще один ясный сокол «Всему дело голова!»

Казачка 2-я: Так покажи нам этого ясного сокола!

(Выходит жених, кланяется на три стороны)

Сват: «А жених у нас вон какой: что родом, что телом, что красой, что делом.

1 – я казачка: Чей же ты будешь, ясный сокол? Из какой станицы?

Жених: Вольнай казак, из донской станицы.

2-я казачка: Во шта! Ты пройдись по горнице, да покажи нам выправку казачью.

(Жених проходит туда – обратно)

Родственники невесты: Хорош, хорош… Плохого не скажешь.

Сват 1-й: Ну, люди добрые, - показали мы своего молодца – охотничка, а теперь желали бы вашу куннушку – горностаюшку поглядеть.

Сваха невесты: Слов нет, отчего не показать?

(Выводят невесту, которая тоже всем кланяется)

Невеста: Здравствуйте, люди добрые!

Сваха: Вот куннушка – горностаюшка, красавица писаная, умная, расторопная.

Родственники жениха: Хороша, нечего сказать. А хозяюшка она?

Сваха: А вот вы сами убедитесь, отведайте курника, ее руками приготовленного.

Вносят курник, невеста угощает гостей.

Родственники жениха: Хорош курник. Ой, пальчики оближешь. А рецепт – то расскажешь?

Тесто: 500 г. сдобного теста, 200 граммов пресного теста - из него блинчики.

Начинки: из курицы, риса, грибов и яиц.

Приготовление; раскатать тесто в лепешку и поделить на 2 части. На одну лепешку положить блинчик, фарш из риса. Далее блинчики чередуются с фаршем из грибов, из яиц, курицы. Пирог накрыть второй лепешкой, край защипите с нижней пышкой. Украсить узорами из теста.


Родственники жениха: Хороша невеста, Хороша хозяюшка.

Сват: Ну, Николай, говори: люба ли тебе невеста?

Жених: Люба.

Сваха: А тебе, Марьюшка, люб ли жених?

Невеста: Люб.

Сваха: Ну и слава богу, что понравились друг другу.

Соединяют руки со словами:

Дочь, вот тебе жених, а тебе, мой сын, невеста. Да благословит Господь Бог союз ваш!

Родители невесты: 1. Благослови вас господь на долгую и счастливую жизнь. 2.Дай бог нам слышанное видеть, желанное получить.

Сваха: Вот и хорошо, и слава богу. Теперь вы, нареченные, садитесь рядком, да живите ладком.

Хозяин: Сладить сладили, когда свадьбу играть будем?

Сват: Да уж обыкновенно, на Красную горку.

Хозяин: Не рано ли?

Сват: Откладывать некогда, через недельку и свадьбу сыграем.

Хозяин: Ну, быть по тому! За гриву не удержались, за хвост нечего держаться.

Ставят самовар на стол.

Казачка: Пожалуйте, дорогие гостечки, чаю откушать. Ну а теперь можно и сваточками зваться.

Звучит песня «На родных просторах»
Ведущий: Вашему вниманию предлагаем турецкий обряд : девичник и фрагмент свадьбы. За день до свадьбы проходил девичник. У невесты собирались подруги, пели грустные песни, водили хоровод.

Звучит песня. (Юксек тепелере кыз вермесинлер, невеста сидит на стуле, подруги водят хоровод)

Наступил день свадьбы (звучит музыка, действие происходит на стороне жениха)

Родственники со стороны жениха и жених начинают выкуп невесты .
Ведущий:

1.Бережно и с огромной любовью сохраняя свои национальные традиции, мы должны видеть и понимать свое, родное, близкое нашему Донскому краю, 2.Мы должны знать особенности культуры Дона как составляющей культуры России.

Стихотворение «Берегите Россию»

Берегите Россию-

Нет России другой.

Берегите ее тишину и покой,

Это небо и солнце,

Это хлеб на столе,

И родное оконце

В позабытом селе…

Берегите Россию,

Без нее нам не жить,

Берегите ее,

Чтобы вечно ей быть

Нашей правдой и силой, всею нашей судьбой,

Берегите Россию –

Нет на свете другой.
Все участники выходят на сцену и исполняют песню «Наша Россия прекрасна».

Как наша Россия прекрасна

В ней реки, поля и леса.

Весенней порой над Россией

Россия, Россия, любимая наша страна.

Россия, Россия, для нас ты такая одна.

Возьмемся мы за руки вместе,

Пусть разные песни и речь.

Нам рядом всегда интересней.